Контрольная работа по философии для заочников с ответами – Темы контрольных работ по философии для заочников

Темы контрольных работ по философии для заочников

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФИЛОСОФИИ

для заочников

  1. Предмет философии и круг его проблем.

  2. «Житейская» и «ученая» философия.

  3. Функции философии.

  4. Понятие мировоззрения и его структура.

  5. Уровни мировоззрения.

  6. Исторический характер мировоззрения.

  7. Мифологическое сознание и его основные черты.

  8. Мифы в современных условиях.

  9. Религия, ее сущность и место в культуре. 10.Современные мировые религии.

11 .Социальные функции мифологии и религии.

12.Специфика философского мировоззрения.

13.Философия и мифология.

14.Философия и религия.

15.Философия и культура.

16.Философия и наука.

17.Философия и идеология.

18.Философия и искусство.

19.Философия и мораль.

20.Основной вопрос философии.

21. Древнекитайская философия (Конфуций, Даосизм).

22.Древнеиндийская философия (Буддизм, Йога).

23.Возникновение философии.

24.Философский плюрализм.

25.Исторические типы философии.

26.Космоцентризм ранней греческой фил-и (Гераклит, Пифагор, Демокрит).

27.Этика Сократа.

28.Сократический метод познания.

29.Философия Аристотеля.

30.Философия Платона.

31 .Философия Эпикура.

32.Философия неоплатонизма.

33.Философия патристики.

34.Основные черты схоластики.

35.Теоцентризм средневековой философии.

36.Вера и разум средневековой философии.

37.Номинализм и реализм.

38.Средневековая мистика.

39.Человек и Бог.

40.Телесное и духовное в человеке.

41.Христианская философия истории.

42.Основные черты философии Возрождения.

43.Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

44.Натурфилософия Николая Казанского и Джордано Бруно.

45.Пантеизм философии эпохи Возрождения.

46.Социально-политические взгляды мыслителей эпохи Возрождения (Мак-

киавелли, Томас Мор, Кампанела). 47.Гелиоцентризм эпохи Возрождения.

48.Научная революция XVII века.

49.Механическая картина мира.

50.Философия Декарта.

51.Философия Спинозы.

52.Философия Лейбница.

53.Философия Ф.Бекона.

54.Философия Гоббса.

55.Философия Локка.

56.Философия французского просвещения. 57.Система природы Гольбаха.

58.Учение просветителей об обществе и человеке. 59.Этика просвещения.

60.Учение о познании просветителей.

61.Основные черты немецкой классической философии.

62.Философия Канта.

63.Учение Канта о познании.

64.Этика Канта.

65.Антропология Канта.

66.Философия Фихте.

67.Философия Шеллинга.

68.Философия Гегеля.

69.Гегель о законах и категориях диалектики.

70.Гегель о человеке, его личной и общественной жизни.

71. Антропология Фейербаха.

72.Критика Фейербахом религии.

73.Этика Фейербаха.

74.Философия марксизма.

75.Учение марксизма об обществе и человеке.

76.Теория познания марксизма.

77.Творческое развитие марксизма Лениным. 78.Политизация марксизма-ленинизма.

79.Особенности русской философии (религиозно-идеалистическая традиция).

80.Философская культура древней Руси.

81.Философия Ломоносова.

82.Философия Радищева.

83.Философия Чаадаева.

84.Западники и славянофилы.

85.Философия славянофилов.

86.Философские взгляды Белинского.

87.Философия Герцена.

88.Философия Чернышевского.

89.Философия Бакунина.

90.Философия Михайловского.

91.Философские воззрения Достоевского и Толстого.

92.Философия свободы Бердяева.

93.Философские взгляды князей Трубецких.

94.Философия хозяйства Булгакова.

95.Философия Флоренского.

96.Русский космизм (Федоров, Циолковский, Чижевский).

97.Неоклассическая философия.

98.Философия Кьеркегора.

99.Философия Шопенгауэра.

  1. Философия Ницше.

  2. Понятие материи.

  3. Современная наука о материи.

  4. Проблема единства мира.

  5. Философское учение о движении.

  6. Пространство и время.

  7. Особенности соц. пространства и соц. времени.

  8. Формы движения материи.

  9. Происхождение и сущность сознания.

  10. Структура человеческой психики.

  1. Сознательное и бессознательное.

  2. Сознание, язык, культура.

  3. Проблема искусственного интеллекта.

  4. Сознание и самосознание.

  5. Объективная и субъективная диалектика.

  6. Основные законы диалектики.

  7. Категории диалектики.

  8. Причина и следствие.

  9. Необходимость и случайность.

  10. Возможность и действительность.

  11. Диалектика субъекта и объекта.

  12. Знание и вера.

  13. Образ и понятие.

  14. Структура познания.

  15. Сенсуализм и рационализм.

  16. Чувственное познание и его формы.

  17. Рациональное познание и его формы.

  18. Философское учение об истине.

  19. Истина и заблуждение.

  20. Виды познания.

  21. Научное познание.

  22. Методы и формы научного познания.

  23. Наука как соц. институт.

  24. Функции науки.

  25. Этика науки.

  26. Знания и убеждения.

  27. Обыденное знание и здравый смысл.

  28. Художественное познание и его формы.

  1. Проблема интерсубъективности.

  2. Истина и ценность.

  3. Особенности технического знания.

  4. Философия техники: сущность, основные проблемы.

  5. Разработка учения об обществе (Кант, Спенсер, Дюркгейм).

  6. Специфика человеческой деятельности.

  7. Общество как функционирующая система.

  8. Макро и микро общность.

  9. Общество как исторический процесс.

  10. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.

  11. Проблема смысла и конца истории.

  12. Природа и общество.

  13. Культура и общество.

  14. Природа и культура.

  15. Культура народа как объективная реальность.

  16. Культура и анти культура.

  17. Функции культуры.

  18. Культура и цивилизация.

  19. Кризис культуры.

  20. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

  21. Русская идея и Русская культура.

  22. Гуманитарная и научная культура.

  23. Исторический процесс и формы его толкования.

  24. Культура личности и культура народа.

  25. Культура индивида и его жизненные приоритеты.

  26. Специфика русской культуры.

  27. Понятие и сущность человека в философии.

  28. Индивид и индивидуальность.

  29. Формирование сознания и языка.

  30. Природно-биологическая и соц. культура человека.

  31. Космический аспект человека.

  32. Сущность и существование человека.

  33. Основные концепции личности (психологическая, социальная, деятель-ностная).

  34. Духовность как центр специфики человека.

  35. Свобода и общество.

  36. Свобода и демократия.

  37. Ценность и оценка.

  38. Ценности и их классификация.

  39. Материальные и духовные ценности.

  40. Проблема смысла жизни.

  41. Философское учение о смерти.

  42. Специфика биологии человека.

  43. Л.Н.Толстой о смысле жизни.

  44. Князья Трубецкие о смысле жизни.

  45. Научно-технический прогресс и будущее.

  46. Глобальные проблемы цивилизации в современности.

studfiles.net

Контрольные работы по философии для студентов заочной формы обучения

Транскрипт

1 1 Контрольные работы по философии для студентов заочной формы обучения 1. Общие требования к оформлению контрольных работ Цель контрольной работы по курсу «Философия» заключается в укреплении и углублении знаний, полученных при самостоятельном изучении материала, а также на семинарских занятиях. Основная задача контрольной работы пробудить у студентов интерес к расширению своего мировоззренческого кругозора, углублению знаний и повышению культуры мышления. Положительная оценка за контрольную работу является основанием для допуска студента к сдаче экзамена по философии. Контрольная работа должна иметь продуманный план (содержание), включая введение, основной текст, разделенный на разделы, главы, параграфы, заключение и список литературы (5-7 источников). Во введении указывается актуальность проблемы, цель и задачи исследования, основной текст выявляет сущность, место и роль исследуемого вопроса в структуре философского знания, в заключении указываются выводы, копровые определились в результате исследования. Контрольная работа может быть выполнена в обычной ученической тетради или набрана на компьютере. Объем контрольной работы должен составлять не менее 12 листов тетради или 20 печатных листов А4 (верхнее и нижнее поля 2,5 см., левое поле 3 см., правое поле 2 см., кегль 14, через 15, интервала). При использовании в тексте выдержек из источников необходимо делать сноски, указывая Ф.И.О. автора, точное наименование источника, место и год издания, страницу. Студент должен подать выполненную работу или реферат на проверку за 1 месяц до сдачи экзамена. На титульном листе контрольной работы указывается фамилия, имя, отчество, факультет, группа, специальность, домашний адрес. Номер варианта определяется по последней цифре зачетной книжки.

2 2 Список интернет-ресурсов по философии: Buks/Philos/index philos.php; Учебники: Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. МГУ, Фролов И.Т. Введение в философию. Учебник. – М., Лавриненко В.Н. Философия. М., Спиркин А.Г. Философия. М., Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М., Темы контрольных работ Тема 1. Предмет, структура и функции философии. 1. Мировоззрение и его структура. Миф, религия и философия как способы духовного освоения мира. Специфика философского мировоззрения. 2. Основной круг философских проблем (онтологический, гносеологический, антропологический, социальный аспекты философии). 3. Противоположность тенденций философствования (монизм-дуализм, материализм-идеализм, диалектика-метафизика, рационализмиррационализм). 4. Функции философии. Взаимодействие философии и других форм общественного сознания (наука, искусство, религия, идеология).

3 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия М Введение в философию. В 2-х ч. М., Ч.1. Гл Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии Каратини Р. Введение в философию. М., Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., Ортега и Гассет Х. Что такое философия. М., Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., Современный философский словарь. М., Философия: Учебное пособие. / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. М., Хрестоматия по философии. / Под ред. Радугина А.А. М., Тема 2. Философия Античности, Средневековья и эпохи Возрождения. 1. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. 2. Основные направления и школы античной философской мысли. (Протофилософия: Гераклит, Демокрит, Парменид. Классический период: Сократ, Платон, Аристотель). 3. Теоцентризм средневековой философии. Спор об универсалиях (Августин Блаженный, Ф. Аквинский). 4. Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия эпохи Возрождения. 1. Антология мировой философии: В 4-х т. М., Богомолов А.С. Античная философия. М., Валуев В.С. Исторические типы философии: Учебно-методическое пособие. М., История философии / Под ред В.П. Кохановского. М., 2004.

4 5. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т М., Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты. М., Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону, Скирбекк Г. Гилье Н. История философии. М., Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Хрестоматия по истории философии /Учеб. Пособие для ВУЗов. М.: Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., Тема 3. Философия Нового времени и классическая немецкая философия. 1. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской философии. Проблема метода познания в философии. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). 2. Философские взгляды И.Канта; 3. Идеалистическая диалектика Гегеля; 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., История философии / Под ред. В.П. Кохановского. М., История философии в кратком изложении / Под ред.богуты. М., Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. II половина XVIII начало XIX в. М.: Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии. М., Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону, 2001.

5 8. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., Фишер К. История новой философии. М., Тема 4. Современная философия XIX – XX вв. 1. Социально-экономические предпосылки развития современной философии. 2. Основные течения западной философии. Развитие марксисткой философии в XX в., экзистенциализм (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю), психоанализ (З.Фрейд, К.-Г.Юнг), герменевтика (М.Хайдеггер). 3. Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер), неопозитивизм, философия науки (Т.Кун, К.Поппер, И.Лакатос). 4. Русская философия (западники и славянофилы, русский марксизм, русская религиозная философия, русский космизм). 1. Горский Д.П. Учение К. Маркса об обществе. М., Данилевский И.Я. Россия и Европа. М.: Зеньковский В.В. История русской философии. Т1, 2, М., Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., История философии. / Под ред. В.П. Кохановского. М., Лосский Н.Ю. История русской философии. М.: Основы современной философии. / Под ред. М.Н. Росенко. М.: Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии. М., Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону, 2001.

6 6 10. Русские мыслители. Ростов-на-Дону, Современная западная философия. Словарь. М., Хайруллин К.Х. Философия космизма. Казань: Тема 5. Философские проблемы бытия. 1. Категория «бытие», её философский смысл. Формы, уровни, характерные черты бытия. 2. Формирование научно-философского понятия «материя». Категории движения, пространства, времени. 3. Самоорганизация и системность, детерминизм. 4. Диалектика и ее альтернативы. 1. Алексеев П.В. Бытие, материя, природа. Развитие. Основные законы: Учеб.-метод. пособие. М.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., Гайденко П.П. Бытие // Вопросы философии Мироздание и человек / Раздел: Мифы о мироздании. М.: Павленко А.Н. Европейская космология. М.: Успенский П.Д. Новая модель вселенной. СПб.: Философский энциклопедический словарь. М., Хрестоматия по философии. М., Чанышев А.Н. Трактат о небытии. // Вопросы философии. 1991, 10. Тема 6. Проблема сознания в философии. 1. Проблема сознания в философии. Функции, структура, уровни сознания. Сознание и язык. 2. Проблема бессознательного в истории философии. 3. Общественное сознание (уровни, формы, структура).

7 7 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., Введение в философию. В 2-х ч. М., Ч.1. Гл Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., Философия: Учебное пособие /под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., Хрестоматия по философии. / Под. ред. Радугина А.А. М., Булыгин А.В. К истокам идеального. Л., Ильенков Э.В. Философия и культура. М., Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Лукач Д.К. К онтологии общественного бытия. М., Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Проблема сознания в современной западной философии. М.: Фрейд З. Психология бессознательного. М., Фромм Э. Душа человека. М., Языки как образ мира. М., Тема 7. Проблема познания в философии. 1. Субъект и объект познания. Агностицизм и скептицизм. 2. Познавательные способности человека: а) чувственное познание, б) рациональное познание. Творчество и интуиция. 3. Проблема истины и её критерии в философии, религии и науке. 4. Наука как специфическая форма познания (функции, уровни, методы и формы).

8 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., Белов В.А. Ценностное измерение науки. М.: Загадка человеческого понимания. М., Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., Курашов В.И. Философия: Познание мира и феномены технологии. Казань: КГТУ, Лекторский В.А Субъект. Объект. Познание. М., На пути к теории научного познания. М.: Поппер К. Логика и рост научного знания. М Ракитин А.И. Философские проблемы науки. М.: Современная теория познания. М.: Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., Хазиев В.С. Философске понимание истины / Философские науки, 1991, Штофер В.А. Современные проблемы методологии научного познания. Спб.: Тема 8. Природа и общество как предмет философского осмысления. 1. Философское понимание природы. Взаимодействие природного и социального. 2. Общество как способ бытия. Основные подходы к изучению общества: натурализм, идеализм, материализм. 3. Деятельность как способ существования социального. 4. Общество как целостная система: структурно-функциональный анализ.

9 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., Барулин В.С. Социальная философия. М., Ч.I-II. 3. Верднадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Гумилёв Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., Момджан К.Х. Введение в социальную философию. М., Очерки социальной философии. М.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., Тихонравов Ю.В.Основы философии права. М., Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Франк С.Л. Духовные основы общетва. М., Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Тема 9. Бытие человека. 1. Многоаспектность проблемы человека и многообразие подходов к её решению (историко-философский анализ). 2. Антропосоциогенез. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». 3. Личностное и общественное в историческом процессе. Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии. Свобода и ответственность. 4. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека Смысл человеческого бытия. 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М, Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1998.

10 3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Введение в философию. В 2-х ч. М., Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Кн. Философия и культура. М., Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., Розин В.М. Семиотические исследования. М., Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Фромм Э. Душа человека. М., Хрестоматия по философии. / Под.ред. Радугина А.А. М., Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Тема 10. Культура и горизонты будущего. 1. Культура как предмет философского анализа. Типология культуры и движущие силы её развития. Культура и цивилизация. 2. Человечество перед лицом глобальных проблем. 3. Информационное общество: формирование, параметры, перспективы. 1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., Добрынина В.И. Культура и цивилизация. М., Мариносян Х.Э., Федотова В.Г. О демографической политике / Философские науки, 1997, Моисеев Н.Н. Информационное общество. Возможность и реальность / Политические исследования, 1993, Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (позиция и следствие) //Вопросы философии, 1991, 3, С.3-28.

11 7. Петякшева Н.И. Проблема диалогов цивилизаций / Вопросы философии, 1996, Франк С.Л. Духовные основы общества. М., Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Хесле В. Философия и экология. М., Цивилизация. М.: 1992, выпуск Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.:


docplayer.ru

Контрольная работа по философии для студентов ОЗО

Тема 1. Роль философии в жизни общества

Задание 1. Заполните пропуски:

1. Первоначальным было определение философии как? Любовь к мудрости

2. Кто первым ввел в оборот слово «философия»? Пифагор

3. Наука объясняет мир с помощью рациональной аргументации

4. Единицей философского языка выступает понятие, которое описывает сущность предметов или явлений без определения рода, но при сохранении выявления видовых отличий.

5. Философское направление, объясняющее мир из одного начала – монизм

6. Материализм есть философское направление, которое первичным полагает материю

7.Философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множественность форм бытия, философских взглядов, интересов Плюрализм

8. Раздел философии, изучающий бытие во всем его многообразии – Онтология

9. Гносеология это философское учение о всеобщих законах познания

10. Идеализм есть направление в философии, исходящее из первичности идеи.

11. Философское учение о природе ценностей – Аксиология

12. Основным вопросом философии Ф. Энгельс называет вопрос об отношении мышления к бытию.

Задание 5. Заполните таблицы:

1. Структура философского знания

Раздел философии

Что он изучает

Онтология

Бытие

Гносеология

Познание

Антропология

Человек

Аксиология

Ценности

Диалектика

Развитие

Социальная философия

Общество

Этика

Должное

Логика

Законы правильного мышления

Тема 2. Античная философия

Задание 6. Заполните таблицы:

Классическая греческая философия

Представитель

Основные идеи

Сократ

«Учение о человеке»- сущность человека есть его душа. Душа- разум, разуму противостоят страсти, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Душа «беременна» истиной, истина же рождается через майовтику- приведение собеседника в замешательство, диалог как способ познания истины. Сомнение как избавление от иллюзий знания «я знаю, что ничего не знаю»

Платон

Диалектика: два плана бытия- феноменальный и сверхчувственный. Мир идей как истинных и вечных, как совокупность совершенных и абсолютных образцов возможных вещей. Мир вещей как искаженные слепки с идеальных идей. Каждый должен заниматься тем, что ближе ему по способностям, в идеале должно остаться три сословия: правители- философы, воины и торговцы, крестьяне и ремесленники.

Аристотель

Отвергает двоемирие Платона (Платон мне друг, но истина дороже). Мир один, сущность предмета находится в самой вещи, идея находится внутри отдельных предметов как принцип и метод, закон их становления, фигура, цель. Душа человека двучастна: растительная часть души общая для всего живого, разумная – только человеку присуща. Научное познание, заключающееся в двух предпосылках: имеется неизменная суть вещей; началом познания служат недоказуемые определения. Необходимость воспитания нравственности с раннего возраста путем закрепления нужных привычек. Главные добродетели – мудрость, рассудительность, здравый смыслю первым попытался определить типы государственного устройства, исходя из количества правящих.

Тема 3. Русская философия

Ответьте на вопросы

Центральная идея славянофильской философии – идея соборности.

1.        В чем глубинный смысл ее? Как здесь сочетаются свобода и индивидуальность?

2.       Соотнесите этот принцип с европейским понятием «свобода».

3.        Актуальна ли проблема соборности сегодня?

В основе славянофильства лежит идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности. Понятие «соборность» раскрывает не только внешнее соединение людей, в каком- либо месте, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности.

Соборность проявляется во всех сферах жизни человека: в семье, в церкви, в обществе, в отношениях между государствами. Славянофилы подчеркивают, что соборность может быть понята и понятна только членам православных общин, в отличие от всех остальных. Приобщаясь к Богу через таинство крещения, причащения, миропомазания верующий осознает, что только в церкви он может вступить в общение с Богом. Славянофилы отстранялись от исторических реалий, рассматривая народ как некий постоянный набор идеальных качеств, выделяя в нем некую «духовную сущность».

Славянофилы отстаивают мнение о принципиальном отличии развития России от всего Запада. И здесь на передний план выходит религиозное начало. Западные народы, извратив символ веры, тем самым предали забвению соборное начало. Что, в свою очередь, породило недостатки европейской культуры и прежде всего, распад общества на эгоистических индивидов, преследующих свои меркантильные цели.

Россия же, опираясь на православную духовную основу, идет своим путем, который должен привести ее к мировому лидерству. Это высокое предназначение России необходимо осознавать ее гражданам, так как «право, данное историей народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов».

Западные государства, по их мнению, считают себя искусственными создателями. Россия же сформировалась органически, она «выросла». Это естественное органическое развитие России объясняется славянофилами тем, что православие породило социальную организацию- сельскую общину. С точки зрения славянофилов, сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. В хозяйственной области община выступает главным организатором сельскохозяйственного труда, решает вопросы вознаграждения за работу, несет ответственность за исполнение государственных повинностей.

Славянофильство не оставляет многих равнодушных и сейчас. Но идея соборности уже потерпела изменения, поскольку православие давно перестало быть основной религией для проживающих на территории Российской Федерации.

Задание 7. Заполните таблицы

1.     Основные этапы развития русской философии

Основные этапы
русской философии

Временные
рамки

Актуальные
проблемы

Философия Средневековой Руси

Философия эпохи Просвещения

Х – ХVII вв.

ХVIII – первая четв. ХIХ вв.

Определение места Руси в истории мира. Философские идеи в религиозной и литературно- художественной форме (митрополит Илларион)

Активное взаимодействие с Западом. Тема величия человеческого разума (М.В.Ломоносов)

Классическая русская философия 

ХIХ – нач. ХХ вв.

Философия выделяется в отдельную отрасль духовной жизни. Подъем русского национального самосознания.

Философия неоднородна.

  • Религиозно- идеалистическое направление (В.Соловьев, Н.Федоров)

  • Материалистическое направление(Н.Чернышевский)

  • Литературно-художественное направление

  • Естественнонаучное направление

Философия 20 века

ХХ в

Вопросы о направленности общественного развития, размышления о судьбе страны, поиск альтернативы социалистическим идеям.

Три этапа:

  • Философия «серебряного века»

  • Философия русского зарубежья

  • Философия советского периода

2.     Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ вв.

Философия

Основные направления

Ведущие представители

Обсуждаемые проблемы

Западноевропейская

1.Иррационализм

Шопенгауэр

Ницше

Фрейд

Источником познания

Мира является не разум, а инстинкт, интуиция, чувство, любовь. Жизнь как творческая эволюция, нерасторжимый поток логики и интуиции, материи и сознания. Главный принцип познания- воля, которая не зависит от разума и познания, является «вещью в себе» и составляет сущность всякой вещи. Высший вид познания- интуитивное искусство субъекта познания, нет прогресса, есть только множественность человеческих истин.

Русская идеалистическая

1.русский космизм

2.русское неокантианство

3.философия всеединства, либеральное направление

4.русская религиозная философия

5.христианский неоплатонизм

Н.Ф.Федоров

К.Э.Циолковский

Л.М.Лопатин

А.И.Введенский

В.С.Соловьев

Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский

В.Ф.Эрн

Космос, природа и человек как единое целое

Идея философского трансцендентализма, вдумчивая переработка западного философского наследия, российской мысли, синтез наук и искусства, науки и веры

Гармония всех сторон бытия: идея нравственности; Бог как воплощение добра.

Духовная антиутопия Достоевского – духовная исповедь, осмысление поступков и переживаний без теоретизирования .Л.Н.Толстой –Бог не в храме, а внутри каждого человека.

Создание христианского социализма на основе русского православия. Причина всего происходящего в Божественном провидении.

Тема 4. Онтология как философское учение о бытии

Задание 6. Заполните таблицы

  1. Типы онтологий

Философия

Тип
онтологии

Основные
характеристики

Представители

Античности(по выбору)

космоцентризм

Мир как сочетание стихий (физики- плюралисты)

Анаксагор

Эмпедокл

Средневековья

монотеизм

Бог как творец всего сущего, предопределение как воплощение Божьего замысла.

Абеляр

Фома

Аквинский

Возрождения

антропоцентризм

Бог –творец, но человек практически равен Богу, так как способен мыслить и создавать

Н.Коперник

Леонардо да Винчи

Марксизма

диалектический материализм

Бытие определяет сознание, причем сознание как свойство материи отражать саму себя. Бога нет, материя вечна и способна изменять свою форму.

К.Маркс

Ф.Энгельс

Экзистенциализма

фундаментальная онтология

Сущее, в бытие которого идет речь о самом этом бытие, в- себе- и- для- себя- сущее.

М. Хайдеггер

А.Камю

  1. Виды и формы бытия

Вид бытия

Основные
характеристики

Формы
бытия

Примеры

Материальное

Делится на вещество и поле, вещество же –на живую и неживую природу

Мир физических явлений

Вселенная, космос, среда обитания человека

Идеальное

Вечность и неизменность

Идеальная форма бытия

Идеи, ценности, понятия, сущности

Бытие человека

Представляет жизненный цикл каждого человека в природе и в обществе

Синтез материальной и идеальной форм, так как человек одновременно и часть живой природы и носитель сознания

Каждый отдельно взятый человек

Социальное

Совместная жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию и систему общественных отношений.

Синтез материальной и идеальной форм, так как человек взаимодействует с учетом законов материального мира и исходя из требований социальной системы

Бытие отдельного индивидуума равно как и бытие социума в целом.

Задание 8. Прочитайте сонет В. Шекспира. В чем красота и правда жизни по Шекспиру?

«Когда твое чело избороздят

Глубокими следами сорок зим,

Кто будет помнить царственный наряд,

Гнушаясь жалким рубищем твоим?

И на вопрос: «Где прячутся сейчас

Остатки красоты веселых лет?» –

Что скажешь ты? На дне угасших глаз?

Но злой насмешкой будет твой ответ.

Достойней прозвучали бы слова:

«Вы посмотрите на моих детей.

Моя былая свежесть в них жива.

В их оправданье старости моей».

Пускай с годами стынущая кровь,

В наследнике твоем пылает вновь.

Я не по звездам о судьбе гадаю

И астрономия не скажет мне,

Какие звезды в небе к урожаю,

К чуме, пожару, голоду, войне.

Не знаю я, ненастье иль погоду

Сулит зимой и летом календарь,

И не могу судить по небосводу,

Какой счастливей будет государь.

Но вижу я в твоих глазах предвестье,

По неизменным звездам узнаю

Что правда с красотой пребудут вместе,

Когда продлишь в потомках жизнь свою.

А если нет, — под гробовой плитою

Исчезнет правда вместе с красотою».

( Шекспир В. Сонет)

Будучи великим и глубоким пессимистом, Шекспир остро воспринимал несовершенство этого мира. Шекспир как никто другой нуждается в Красоте. Речь идет не о банальной красоте или приятности, а о Красоте как космическом явлении огромной созидательной силы. Только Красота способна примирить с миром, она его главный, если не единственный, смысл, но она ,увы, не вечна. Призывы к сохранению Красоты путем передачи ее детям сменяются взглядом на Друга как на уникальную, неповторимую личность и явление природы.

Правда жизни, к которой он стремится, не исключала красоты, без прекрасного для него не было истины.

Тема 5. Познание как предмет философского анализа

Заполните таблицы

1. Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистами

Гносеологическая позиция

Представители

Суть спора

Сила

Слабость

аргументов

Эмпиризм

Ф. Бэкон, 

Т. Гоббс 

Дж. Локк

Э.Б. де Кондильяк

Настаивают на возможности чувственного опыта как основном методе познания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».Чем больше человечество накопило опыта, тем ближе оно к истинному знанию.

+Чувственный опыт нагляден и понятен

-Вероятностный характер выводов

Для объяснения чувственного опыта необходимо обращаться к рациональным логическим построениям.

Рационализм

В.Декарт

Г.В.Лейбниц

Б.Спиноза

Настаивают на верховенстве разума в жизни человека.

+ Именно в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением; разум способен постигать всеобщее и необходимое.

-Разум лишь часть человеческой сущности, соответственно, предполагать главенство разума над человеком сродни главенству левой ноги над всем телом.

Иррационализм

А. Шопенгауэр

Ф. Ницше

В. Дильтей

Отвергают верховенство разума в жизни человека. Окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеющий закономерностей и не подчиняющийся разуму человека.

-Именно в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением; разум способен постигать всеобщее и необходимое.

2. Проблема сознания в истории философии

Определение сознания,
мышления

Философское
направление

Представитель

«Мысли находятся в таком же
 отношении к мозгу, в каком желчь
 находится по отношению к печени»

Вульгарный материализм

Карл Фогт

Сознание – субъективный образ
 объективного мира»

Субъективный идеализм

И.Фихте

Мышление – особая бестелесная
 субстанция наряду с протяженностью»

Рационализм

Б.Спиноза

«Сознание – результат эволюции и
 развития Абсолютной идеи» 

Объективный идеализм

 Г. Гегель

multiurok.ru

Философия – контрольные работы

Контрольная работа Проблема сознания в философии
Контрольная работа Философия эпохи Возрождения
Контрольная работа Примеры решения задач по логике
Контрольная работа Рационализм в философии Р. Декарта. Методы научного познания
Контрольная работа Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. Обоснование культуры как сублимации эроса
Контрольная работа Учение о праве Фомы Аквинского
Контрольная работа Философия Платона
Контрольная работа Учение А. Аврелия о Граде Небесном
Контрольная работа Проблема життя і смерті в філософії
Контрольная работа Экзистенциализм
Контрольная работа Античная философия
Контрольная работа П.Я. Чаадаев и его историософская концепция
Контрольная работа Философское учение Аристотеля
Контрольная работа Проблема первоначала в античной философии
Контрольная работа Философия и искусcтво
Контрольная работа Культурно-историческая концепция К.Ясперса
Контрольная работа Смысл жизни
Контрольная работа Средневековая христианская философия. Философия и глобальные проблемы современности
Контрольная работа Философия Сократа
Контрольная работа Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания
Контрольная работа Філософія постмодернізму
Контрольная работа Диалектическая философия Гегеля 2
Контрольная работа Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе (КСЕ)
Контрольная работа Философия Гегеля
Контрольная работа Средневековая европейская философия
Контрольная работа Логические операции над понятиями
Контрольная работа Основные этапы развития философии
Контрольная работа Проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека
Контрольная работа Гипотеза, логическое строение гипотезы
Контрольная работа Постмодернизм. Современная религиозная философия

2dip.su

Методическая разработка на тему: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ПО “ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ”

Министерство образования Республики Башкортостан

Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Баймакский сельскохозяйственный колледж с. Ургаза

Республика Башкортостан

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

ПО  СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:

             35.02.07. Механизация сельского хозяйства

         36.02.01. Ветеринария

         38.02.07.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Ургаза 2013

РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол №_____

От__________________20____

Председатель:

______________Мусина Ж.М.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования 110809 механизация сельского хозяйства, утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 05.10.2010г №370,

111801 Ветеринария, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 04.09.2009г №326,

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 17.05. 2010г №282

Утверждаю:

Зам. директора по учебной работе:

_______________Кузнецова О.П.

Разработчик: ГБОУ СПО «БСХТ»

Мухитов Иршат Фаритович,  преподаватель общеобразовательных дисциплин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая Тематика контрольных работ предназначена для самостоятельной подготовки к выполнению контрольных работ по дисциплине «Основы философии» для студентов- заочников ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум.

        Вариант контрольной работы определяется по конечной дву шифрам студента зачетной книжке, напротив которой указан номер контрольной работы. Напротив шифры указано несколько номеров, студент может самостоятельно выбрать любое из предложенных заданий, не меняя компоновку вопросов. Контрольная работа состоит из двух частей:

   а) Первые 3 вопроса по темам;

   б) Тест на размышление;

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1,11,

23,40

5,12,

26,39

7,13,

28,38

2,14,

27,37

3,15,26,36

1,16,22,35

3,17,21,34

7,11,23,33

8,19,

28,32

nsportal.ru

Контрольные работы по философии

Письменная контрольная работа является одним из видов самостоятельного изучения курса. Тема работы выбирается студентом в соответствии с шифром: последняя цифра в шифре должна соответствовать последней цифре номера темы контрольной работы. Объем работы – не менее 24 страниц школьной тетради. При освещении вопросов темы необходимо использовать рекомендованную литературу. Тема должна быть изложена последовательно и аргументировано. Необходимо обращать внимание на оформление контрольной работы: писать нужно четким и разборчивым почерком, на пронумерованных страницах, соблюдать определенный интервал между строчками, оставлять поля. На первой странице текста указывается номер темы, ее название и план работы. Текст разделяется на нумерованные части в соответствии с планом. В конце работы дается список использованной литературы, ставится дата выполнения работы, подпись студента. Студенты, не выполнившие контрольной работы, к экзамену не допускаются.

Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни общества

  1. Мировоззрение, его структура и уровни.

  2. Истоки и специфика философских проблем.

  3. Предмет и структура философского знания.

Литература

Введение в философию. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002. С.7–36.

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. С. 5–26.

Философия: Учебник для вузов. //Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. С.7–28.

Основы философии. Горелов А.А. – М.: 2010, -256с.

Дополнительная литература

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М: Наука, 1991.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс. 1992.

Тема 2. Философия Античности

  1. Проблема бытия и познания в античной философии.

  2. Человек и общество в учениях Платона и Аристотеля.

  3. Этические концепции Античности.

Литература

Введение в философию. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002. С.42–58.

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. С. 30–72.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003. С. 270–274.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. С.22–79.

Философия: Учебник для вузов.// Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. С.59–83.

Основы философии. Горелов А.А. – М.: 2010, -256с.

Дополнительная литература

Антология мировой философии. Античность. – Мн.; М. Харвест: Изд. АСТ, 2001.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – М. 1997. Тт. 1,

Тема 3. Специфика философии Средневековья

  1. Теоцентристский характер средневековой философии.

  2. Патристика и схоластика – основные этапы средневековой философии.

  3. Номинализм и реализм – направления средневековой философии.

Литература

Введение в философию. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002. С. 58–70.

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. С. 30–72..

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003. С. 274–276.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. С.80–107.

Философия: Учебник для вузов.//Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. С. 84–96.

Основы философии. Горелов А.А. – М.: 2010, -256с.

Дополнительная литература

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – М. 1997. Тт. 1,

studfiles.net

Задания по философии методические указания для студентов заочного факультета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА

ИЗД-ВО АЛТГТУ

БАРНАУЛ 2006

ББК 87я83

ЗАДАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ: Методические указания для студентов заочного факультета. 4-е изд. / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. — 59 с.

Даны список тем контрольных работ, планы контрольных работ и требования, предъявляемые кафедрой философии к домашним контрольным работам. Приведён список экзаменационных вопросов с планами ответов, а также список учебной литературы, по которой можно написать контрольную работу и подготовиться к экзамену.

Авторский коллектив: Н.А.Белоусов, В.Д. Боровиков, Л.С. Боровикова, С.Ф. Васильев, Ю.С. Вяткин, П.Н. Гуйван, А.А. Гусева, В.Ю. Инговатов, А.Г. Инговатова

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

философии АлтГТУ.

Протокол № 7 от 21.02.03.

Рецензент: А.А. Муронов, д.ф.н., профессор (АГИК)

По философии студенты должны

1) выполнить домашнюю письменную работу и контрольные задания к ней;

2) по материалу контрольной работы получить зачёт;

3) сдать итоговый экзамен по курсу.

Требования к контрольной работе

1) Тему домашней контрольной работы студент выбирает по последней цифре номера своей зачётки (например, если последняя цифра – 1, то студент выбирает любую тему из тех, что стоят под номерами 1, 11, 21, 31 и т.д.).

2) Объём работы – 16 страниц (через два интервала) машинописного текста или школьная тетрадь объёмом в 12 листов.

3) Контрольная работа включает в себя

а) план;

б) текст;

в) список использованной при написании работы литературы.

4) Образец плана:

ТЕМА: Философское решение проблемы бытия –

зеркало мировоззренческой эпохи

План

Введение

  1. Открытие проблемы бытия в античности.

  2. Проблема бытия в европейской философии средних веков.

  3. Понимание бытия в европейской философии Нового времени.

  4. Русская религиозная философия о бытии.

Заключение

5) Текст работы должен быть написан в соответствии с планом и раскрывать достаточно точно и полно тему работы.

Во ВВЕДЕНИИ (объём – 1 стр.)следует:

– раскрыть социальную и научную значимость сформулированной в названии темы, ее актуальность для отдельного человека, коллектива, региона, страны или человечества. Студент должен показать, чем интересна выбранная им тема и в чём заключается необходимость её исследования. Значимость и актуальность темы может быть доказана как собственной аргументацией, так и ссылками на признанные авторитеты в этой сфере;

– сформулировать цель и задачи работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ состоит из 2-3-4 разделов, в которых структурируется и раскрывается тема работы, сформулированная в её названии. Названия разделов (заголовки) в тексте обязательно выделяются другим цветом, более крупным шрифтом или подчёркиванием.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ (объём – 1 стр.) подводятся итоги изложенного в контрольной работе материала, кратко излагаются наиболее ценные, значимые положения работы

6) К работе прилагается список использованной литературы, оформленной в строгом соответствии с библиографическим стандартом:

  • литература располагается в алфавитном порядке,

  • у каждого произведения указываются все основные выходные данные (в соответствии с образцом).

Образец:

1) Васильев Л. М. Из истории религий Древнего Востока. – М.: Высшая школа, 1988. – 416с.

2) Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1990. – С. 319-344.

3) Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. – Раздел «Я и Оно». – С.425-439.

4) Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высшая школа, 1981. – Лекция ХХ11. – С. 255-267.

5) Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Х1Х век. – М.: Республика, 1995. – 528с.

7) Текст необходимо вычитать: в работе недопустимы орфографические и пунктуационные ошибки.

8) Защита контрольной работы предполагает свободное владение студентом материалом, изложенным в работе и хорошее знание всей литературы, использованной при написании.

9) Защита работы включает в себя и обстоятельные устные ответы на контрольные задания к выбранной студентом теме. Контрольные задания рекомендуем выполнить дома письменно вместе с контрольной работой.

studfiles.net


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *