Что такое курсовая работа и как ее писать – I. Основные этапы написания курсовой работы Что такое курсовая работа и зачем она нужна?

Что такое курсовая работа и как ее писать

07.12.2014 14:12

Тема этой статьи обращена к тем студентам, которые отучились уже примерно год в вузе и сейчас стоят перед фактом: для допуска нужна курсовая работа.

Итак, что же это за зверь такой и с чем его “едят” пойдет речь в данной статье.

Курсовая работа представляет собой самостоятельную работу студента, в процессе выполнения которой, необходимо решить целый комплекс научно- исследовательских задач. Курсовая работа носит творческий характер.

1. Выбираем тему. Если есть возможность такого выбора- выбирайте ту тему, которая будет лично для Вас интересна. Если такого выбора нет- постарайтесь сделать эту тему интересной. 

2.Составление плана. Тема выбрана,  составляем план курсовой работы. Для того, чтобы составить отличный план, необходимо взять методические рекомендации для письменных работ в вузе. В них то как раз и прописана структура курсовой работы, которую Вы легко можете адаптировать под свою тему.  На первых  курсах Вуза, курсовая работа носит теоретический характер, т.е.  две главы могут представлять собой теоретический развернутый  анализ по теме исследования. На курсах постарше добавляется еще и практическая, исследовательская часть.  Здесь работа сложнее- поскольку предполагается, что студент, будет применять свои знания уже на практике и описывать их. Прежде чем приступать непосредственно к написанию,  необходимо утвердить  план у преподавателя. Иначе есть вероятность за “самоуправство” переписать всю работу целиком.

3. Начинаем писать. С введения. Первое, что необходимо обосновать в Вашей курсовой работе- это актуальность выбранной темы. Почему она актуальна на сегодняшний день? Далее прописываем цель и задачи исследования. Задачи исследования должны перекликаться с  названиями параграфов. Описываем гипотезу исследования, предмет, объект, добавляем пару предложений о том, кто этой темой занимался ранее, какие методы исследования были использованы в практической части –  и введение готово! Стандарное введение для курсовой работы- 2-3 стр.

4. Написание основной части работы. Далее пойдет основная работа по теме исследования. Все литературу, которую Вы найдете, необходимо будет проанализировать, систематизировать и разложить по полочкам.  Желательно после каждой главы написать выводы. 

5. Заключение.  Если Вы не ленились и делали выводы в конце каждой главы, то в заключении можно просто собрать их воедино , добавив для связки пару предложений. Если не делали- значит придется по каждой главе анализировать материал и выносить выводы в заключение курсовой работы.  Если в курсовой работе была предусмотрена практическая часть, то в заключении основной упор, необходимо сделать именно на нее.

6.Список литературы или библиография.  Как правило, в список литературы вносятся учебные пособия, статьи не старше 5 лет. Объем списка литературы для  курсовой работы не должен превышать 30 источников. 

7. И,  наконец, заключительный штрих- это работа с оформлением. Здесь опять же возвращаемся к методическим рекомендациям и оформляем все в соответствии с теми требованиями,  которые там прописаны.

8. Проверка на плагиат. Стандарт в большинстве вузов для курсовых работ варьируется от 55-65 % оригинального текста. Если уровень оригинальности по курсовой работе соответствует требованиям вуза- можете поаплодировать себе и нести курсовую на проверку. Если нет- совершенствуйте …..совершенствуйте написанное.

9. Если Вы прочитали эту статью- наверняка уже впечатлились. У Вас есть выбор- или писать ее самой, затратив на это заниятие несколько уютных вечеров( ночей) или же доверить написание курсовой работы тем, кто написал их уже не один десяток, например , diplomotlichno.com 


diplomotlichno.com

Что такое курсовая работа и как её писать?

В ходе учёбы в ВУЗе вам непременно придётся писать курсовые работы по некоторым предметам.


Не стоит пугаться этого заранее – как правило, любой студент, обладающий минимумом знаний по предмету и средними умственными способностями, вполне может справиться с написанием «курсача». Все они пишутся по определённым шаблонам, а их темы повторяются из года в год, чем бессовестно пользуются те, кто «помогает» писать курсовые работы за плату.

Если у вас нет лишних денег или вы не считаете нужным их тратить на то, что вполне можете сделать самостоятельно – отбросьте страх и садитесь за учебники.

Что такое курсовая работа?

С точки зрения преподавания курсовая работа – это один из способов закрепления знаний, полученных по предмету, путём их практического применения. Студент сам подбирает материалы и выполняет самостоятельное исследование, результаты которого оформляет по определённому шаблону. В большинстве ВУЗов курсовая работа состоит из:

— стандартно оформленного титульного листа;

— одного или двух листов содержания;

— краткого введения;

— основной части, где раскрывается тема работы;

— практической части с расчётами;

— заключения, в котором подводится итог работы;

— списка литературы, которой вы пользовались для написания работы;

— приложения (не обязательно).

Основная сложность, помимо выполнения технических расчётов, заключается обычно в достижении требуемого процента уникальности, который в большинстве ВУЗов составляет примерно 55-65%. Т.е. нужно не только списать подходящие фрагменты текстов из учебника, но и по возможности пересказать их своими словами.

Выбор темы

Обычно преподаватель готовит список тем для курсовой работы, а студенты выбирают из этого списка наиболее близкие и интересные им темы. Пропустив занятие, на котором распределялись темы работ, вы рискуете выбирать из остатка, т.е. из наиболее сложных или наименее перспективных вариантов.


В некоторых случаях преподаватель сам распределяет темы работ между студентами, руководствуясь собственными соображениями. Как бы то ни было, курсовая работа должна быть написана на базе знаний, полученных в ходе предыдущего курса обучения, поэтому чрезмерно сложной она быть не может.

Как писать курсовую работу?

1. Начните работу с изучения методички. На кафедре обязательно должны быть брошюры, называемые методическими рекомендациями для письменных работ. Из методички вы как минимум позаимствуете план и структуру курсовой работы для вашего курса, которую несложно будет адаптировать под заданную тему. Составив план, нужно показать его преподавателю и получить одобрение вашего наставника. В дальнейшей работе тоже желательно почаще советоваться с преподавателем, особенно если курсовую работу вы пишете впервые.

2. Напишите введение – это самая простая часть работы. В ней нужно обосновать актуальность рассматриваемой темы, цели работы и задачи, которые она должна решить, а также провести небольшой экскурс в историю – кто занимался этой проблемой раньше, какие методы решения сегодня известны и т.д. Всё это легко найти в учебниках по предмету или в интернете. Введение не должно занимать больше 2-3 листов.

3. Основная часть работы пишется по утверждённому преподавателем плану, и с ней особых проблем возникнуть не должно. В крайнем случае, если вы совсем не знаете, о чём писать, можно обратиться к преподавателю, и он подскажет, в каких учебниках есть нужная вам информация. Основная часть включает 3-4 главы, которые, в свою очередь, делятся на несколько параграфов.

4. Практическая часть обычно выполняется по заранее предоставленному методичкой шаблону, в который вам нужно только подставить свои данные. Сложность обычно заключается в её оформлении, особенно для студентов технических вузов, где часть работы состоит из чертежей.

5. С написанием заключения после выполнения основной части проблем обычно не возникает. В этом разделе нужно сформулировать выводы и подвести итог выполненной работы.

6. Список литературы пишется по стандарту, и в него включаются все учебники, методички и другие источники, которыми вы пользовались.

7. В приложение могут входить листы таблиц или чертежей.

Большинство информации для написания курсовой работы уже содержится в конспектах и учебниках по предмету. Вам остаётся лишь найти нужные главы, творчески переработать имеющийся материал и перенести его в свой «курсач» в форме изложения на заданную тему.

www.mnogo-otvetov.ru

Как писать курсовую работу? — Алчность Знаний

Подробная инструкция по написанию курсовой работы

Первая курсовая страшное и загадочное явление в жизни каждого третьекурсника. О чём писать? Как писать? Что ждёт меня на защите? Ответы на эти и многие другие вопросы, особенности прохождения защиты на каждой кафедре и ободряющие слова начинающим исследователям публикуем в данной теме.

Правила оформления
Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4 (210×297). Выполнение работы осуществляется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5-2 интервала. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (шрифт 14 Times New Roman C с полуторным интервалом). На странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, то есть 57-60 знаков в строке, 28-30 строк на странице.

Текст курсовой работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое — не менее 30 мм, правое — не менее 10 мм, верхнее — не менее 15 мм, нижнее — не менее 20 мм.

Заголовки структурных элементов курсовой работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

От текста заголовки отделяются сверху и снизу тремя интервалами. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Общие требования к выполнению
Курсовая работа является первой работой студента, требующей от него освоения элементов научно-исследовательской работы. Тема курсовой работы не может носить описательного характера, в формулировке теме должна быть заложена исследовательская проблема.

Курсовая работа подготавливает студента к выполнению более сложной задачи — дипломной работы. Рекомендуем тщательно ознакомиться с данной темой, так как здесь изложены основные требования к любой научной работе.

Темы курсовых работ предлагаются и утверждаются кафедрами. Основные руководящие данные и методические указания для выполнения курсовой работы по конкретной дисциплине готовятся кафедрой (на самом деле эту работу, как правило, берёт на себя ваш научный руководитель) . Студенты самостоятельно выбирают дисциплину и тему курсовой, но в рамках учебного плана. Студент также может предложить свою тему курсовой работы, но обосновав при этом целесообразность ее разработки.

Рационально темы курсовых работ, выполняемых студентами за весь период обучения, подбирать таким образом, чтобы они вместе с дипломной работой составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных работ. Желательно публичное проведение процедуры защиты курсовой работы. При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые выводы и решения.

Тема должна быть указана без кавычек и без слова «тема». Формулировка тема должна быть по возможности краткой и соответствовать содержанию работы. Объем курсовой работы от 20 до 40 страниц машинописного текста. Методика исполнения остальных элементов курсовой работы в целом соответствует дипломной работе, но, разумеется, в курсовой работе рассматривается менее комплексная и сложная проблема.

Введение — очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Поэтому основные части введения к научной работе рассмотрим подробно.

Актуальность — обязательное требование к любой научной работе, но в курсовой может и отсутствовать. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1 страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы.

Чтобы читателю научной работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы (самая главная часть курсовой на третьем курсе) по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления (вот этого делать крайне не рекомендуется), однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

От формулировки научной проблемы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать методику и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Далее в работах эмпирического характера приводится гипотеза исследования — научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений. Кроме того, общую гипотезу нередко конкретизируют в дополнительных частных гипотезах.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект — это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Компоновка курсовой работы
Страницы курсовой работы должны быть скомпонованы в следующем порядке:

титульный лист
содержание
введение
основная часть, состоящая из глав и параграфов
заключение
список использованной литературы
приложение

Введение
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена работа, ее практическая часть. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов.

Объем введения в курсовой работе обычно не более 4 страниц машинописного текста (на почвоведении достаточно и 1).

Основная часть
Основная часть курсовой работы может состоять из 2-3 глав, которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

В основной части курсовой работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. В работах практической направленности обязательно должна быть глава, описывающая методики и техники конкретного авторского исследования, и, собственно, само эмпирическое исследование. Методики практического исследования зависят от дисциплины, по которой пишется работа. Специальные методические рекомендации и указания студенту предоставляются кафедрой и научным руководителем. В курсовой работе практическая часть не обязательно должна носить обширный характер, но вместе с тем должна быть такой, чтобы студент мог освоить практические, эмпирические, статистические, математические, диагностические и т.п. методы конкретной науки.

Заключение
Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Список использованной литературы
Список использованных источников и литературы содержит наименование работ, источников, которые были непосредственно использованы автором при работе над курсовой работой. Количество использованных источников и литературы в курсовой работе, как правило, должно быть не менее 15-20 (в том числе несколько зарубежных)

Приложения
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.

Объем курсовой работы должен быть 30-40 листов, включая приложения. К защите курсовой должна быть подготовлена толковая презентация объемом 7-10 слайдов (можно больше).

Удачи на защите!

(Подготовлено по материалам публикации на форуме почвоведов МГУ)

alchnost.com

Пишем курсовую работу – с чего начать, как писать

Процесс написания курсовой работы можно отчасти назвать творческим, ведь при ее оформлении необходимо руководствоваться не только четким алгоритмом выполнения, но и представлять итоговые результаты в интересной для руководителя форме, в последствии, подготовить доклад на защиту курсовой, и защитить её на отличную оценку. Курсовые работы с таким подходом заметно выделяются среди всех других и заслуживают более высоких оценок.


Примеры курсовых работ:

Если перед студентом поставлена задача – написать курсовую работу (курсовой проект) по конкретной теме, то можно смело руководствоваться следующим алгоритмом выполнения:

  1. Начинать подготовку к написанию курсовой следует с подробного изучения всех методических рекомендаций по подготовке. Такие пособия всегда есть в библиотеке на факультете или в деканате. Продумайте по какой схеме и плану вы будете писать.
  2. Особое внимание сразу нужно уделить требованиям к оформлению. Это необходимо чтобы в последствие не столкнуться с трудностями, ведь половина успеха всей работы студента зависит от того, насколько хорошо визуально представлена курсовая.
  3. При возникновении вопросов по ходу выполнения следует повторно изучить методические рекомендации, обращая внимание на самые небольшие мелочи. Изложенные в методичке правила важно запомнить как таблицу умножения.
  4. Список использованной литературы и источников также нужно выбирать в строгом соответствии с методическими рекомендациями. Такая подсказка даже упростит поиск подходящего материала.
  5. Если некоторые пункты из методических рекомендаций вызывают особенные затруднения, не стоит надеяться на подсказки друзей и однокурсников. Их советы могут быть не совсем верными. Лучше обратиться к руководителю своей работы, или обсудить все нюансы с профессором. Беседа с компетентным человеком даст гораздо больше преимуществ, чем самостоятельный и безрезультатный поиск ответов. Во-первых, студент получит стопроцентно верную трактовку интересующего пункта. Во-вторых, преподаватель сделает вывод о серьезности подхода к выполнению задания.
  6. Следующим важным пунктом выполнения служит сбор информации по теме. Не забывайте про оригинальность работы, не занимайтесь плагиатом, это чревато последствиями. Это можно делать буквально повсюду, а не только в библиотеке ВУЗа. Самое главное – соответствие найденной информации теме выполняемой курсовой работы. Самыми подходящими источниками служат свежие данные, не позднее 3-х лет с момента опубликования. К ним относятся законы, нормативы и свежие научные работы. Если у руководителя курсовой работы есть своя проработанная научная тема, ее обязательно стоит указать в списке использованной литературы. Не забудьте в самом начеле работы четко сформулировать проблему курсовой работы и поставить задачи.
  7. По тексту работы в ходе выполнения обязательно ставятся пояснительные ссылки или сноски на источники.
  8. После подбора информации разрабатывается план курсовой работы, включающий заголовки по пунктам, которые были даны в исходнике. Идеальный план написания – раскрытие информации от определения понятия исследуемой области до практического применения и перспектив совершенствования.
  9. Во время написания нужно четко представлять конечный объем материала на выходе. Чтобы работа имела меньше недостатков, желательно не слишком преувеличивать или сокращать изложение отдельных аспектов.
  10. Тщательно продумываются “Введение” и “Заключение” к работе, так как именно эти пункты вызывают у преподавателей наибольшее внимание.
  11. После написания вся информация оформляется в текстовом редакторе для того, чтобы можно было все перечитать и исправить возможные дефекты.
  12. В зависимости от вида курсовой, иллюстрированный материал также следует пронумеровать, а таблицы и графики переместить в приложение к работе.

2dip.su

Как писать курсовую работу | Правила написания курсовой

Курсовая работа – это первая в жизни студента научно-исследовательская работа. По сути своей – это подготовка к выполнению более сложной работы – дипломного проекта.

О том, какие существуют правила написания курсовой работы, и пойдет речь в нашей статье. У нашей компании огромный опыт выполнения студенческих работ, поэтому мы знаем, о чем говорим.

Написание курсовой работы – процесс длительный, требующий немало сил и времени. Чтобы оптимизировать данный процесс и сэкономить время нужно использовать структурированный системный подход.

Если в вашем ВУЗе есть свои требования к написанию курсовой работы, то с ними следует ознакомиться в обязательном порядке. Если таковых нет, вот наши методические рекомендации по написанию курсовой работы.

Как написать курсовую работу

Выбор темы

Тему работы можно выбрать из списка, предлагаемого кафедрой, или выбрать самому. В последнем случае тему необходимо утвердить на кафедре, обосновав ее актуальность и целесообразность. Стоит выбирать ту предметную область, которая вам была бы интересна, тогда процесс написания пройдет безболезненно для вашей психики. Если курсовая по профильному предмету, то стоит выбрать ту тему, которую можно было бы со временем развить в полноценный дипломный проект.

Введение

Объем введения обычно в 2-3 стр. Но в них нужно уместить многое.

  • Здесь нужно изложить актуальность затрагиваемой темы. Нужно показать, что вы понимаете значимость и своевременность исследования;
  • Поставить перед собой цель и сформулировать задачи исследования;
  • Сделать обзор тематической литературы. Вы должны показать, что владеете информацией о предыдущих исследованиях;
  • Обязательно нужно указать объект и предмет исследования. Объект – это то, что исследуется в курсовой работе, предмет – через что познается объект. В объекте нужно выделить ту его составляющую, которая будет предметом исследования;
  • Также следует указать методы исследования – то, какими способами вы добывали информацию и достигали результата. Одним из основных методов является анализ тематической литературы. Требования к написанию курсовой работы предполагают 5-6 методов исследования;
  • В конце введения нужно раскрыть структуру всей работы, кратко показав, что будет описано в каждой главе курсовой работы;
  • Чтобы посмотреть примеры грамотного введения, возьмите книгу, в которой рассматривается ваша тема, и загляните во введение. Из нескольких таких книжек можно насобирать себе что-нибудь свое неповторимое.

Основная часть

Обычно состоит из 2-3 глав, каждая может делиться на параграфы. Объем параграфа не должен превышать объема какой-нибудь главы. В этом случае следует оформить этот параграф отдельной главой. Как написать курсовую работу и уложиться в три главы? Очень просто, если грамотно составить структуру этих глав.

В первой части описываются основные концепции решения данной проблемы и аргументированное мнение автора на их счет.

В работах с практической частью обязательно должна быть глава, где описано решение проблемы, проведены расчеты, приведено доказательство и т.д. Практическая часть сильно отличается для разных дисциплин. Основная цель практического задания – показать умение применять теоретический материал, описанный в предыдущих главах на практике. Данные здесь методические рекомендации по написанию курсовой не ставят целью рассмотреть все дисциплины, а дают лишь общие правила написания курсовой.

Заключение

Стандартный объем заключения – 2-3 стр. В нем описываются выводы по данной теме. Основной ошибкой является попытка сжато пересказать содержимое всех глав. Этого делать не нужно. В заключении отражаются лишь результаты исследования. Показать, что цель, поставленная во введении, достигнута. Если написание курсовой работы предполагает расширение до диплома, то следует указать возможность и направленность дальнейших исследований по данной теме.

Список использованной литературы

Количество источников может варьироваться от 10 до 20. Здесь можно указать книги, ссылки на научные публикации в тематических журналах и интернете.

Приложения

Здесь размещаются всевозможные таблицы, схемы, рисунки и все то, что загромождает основной текст курсовой работы. В тексте лишь указываются ссылки на них.

Надеемся, наши советы помогут вам в написании курсовой работы. Следуйте им, и тогда вопроса, как написать курсовую работу, у вас не возникнет. В случае возникновения сложностей в написании курсовой работы рекомендуем обратиться к профессионалам. Мы всегда готовы прийти к вам на помощь!

stud-work.ru

Как самому написать курсовую работу. Советы от опытных авторов

Начнем с того, что в написании курсовой работы нет ничего сверхестественного, и чтобы сделать это самому не обязательно обладать гениальными способностями.

Итак, написание курсовой работы имеет свою логику и условно делится на этапы с соответствующей последовательностью их выполнения. Требования к содержанию курсовой работы указываются в методичке. Учитывая то, что  методические рекомендации разных учебных заведений отличаются, перед ее выполнением необходимо внимательно просмотреть их и взять во внимание. В требованиях описано, какой должен быть характер работы , объем, сроки и стандарты оформления. Если вы только приобретаете опыт написания курсовой и не имеете представления о том, как она должна выглядеть, тогда вы можете попросить на кафедре показать вам уже выполненные работы, чтобы лучше понять чего от вас ожидают, какой стиль написания используется и как это выглядит. Можно отметить, что принцип написания курсовой работы похож на написание реферата. Начинается все с выбора и утверждения темы, после следует составление плана, сбор информации, проведение исследования, компоновка и написание теоретической части работы, практической части, составление заключения на основании материала работы и результатов исследования, оформление списка литературы, написание вступления и подготовка к защите.
В некоторых случаях последовательность реализации этих этапов может меняться, к примеру, план можно составлять после сбора материала, или практическую часть использовать уже имеющуюся, и отталкиваться именно от ее наличия.

Как выбрать тему курсовой работы.

Перед написанием курсовой работы студентам предлагают выбрать тему из имеющихся на кафедре, не исключена возможность предложить свою, если она будет относиться к вашей специализации.
Выбирать тему можно исходя из ее интересности, рекомендаций научного руководителя, наличия материала по ней, наличия и доступности методик, возможности проведения исследования и получения материалов исследования.

Что такое концепция курсовой работы и как ее определить.

Курсовая работа, как любой другой научный продукт, начинается с идеи. То есть, перебирания вариантов того, что можно написать по заданной теме, что рассмотреть в рамках темы, каким образом можно изучить или исследовать. Другими словами это можно назвать разработкой концепции.

Разрабатывая концепцию необходимо учитывать:

  • тематику работы, чтобы не выходить за ее пределы;
  • наличие материала;
  • характер работы и если работа практическая, необходимо подобрать наиболее подходящие методики для изучения предмета исследования.

План к курсовой работе.

Если мы подобрали наиболее подходящую концепцию для нашей работы, делим ее на две или три основные части, определяем последовательность рассмотрения этих частей, учитывая логику, хронологию тематических блоков и подразделов, важность и второстепенность составляющих частей, и преобразовываем ее в план, который и станет основой или структурой нашей работы.
Основные части работы в плане будут называться разделами, которые, в свою очередь, делим на несколько подразделов.

Название разделов и подразделов должны четко обозначать их содержание и не выходить за пределы тематики нашей работы.

В самой работе план преобразуется в «Содержание» или же «Зміст», которое оформляется на второй странице и включает в себя: вступление, несколько разделов с подразделами, выводы, список использованных источников, приложения.

Аналоги плана по вашей теме можно посмотреть в интернете, осуществив поиск по заданной тематике.

Если работа практическая – в плане должен присутствовать раздел посвященный практической части с соответствующим названием.

Структуру работы в форме плана будет целесообразно согласовать с преподавателем, это в дальнейшем избавит вас от всевозможных ошибок и недочетов, и последующих доработок или переработок.

Не стоит забывать также, что план к курсовой работы может изменяться в зависимости от того, какой материал вы соберете, и какие методики будете использовать, в каком направлении будет двигаться исследование, следовательно, согласовав его с преподавателем, необходимо приступать к следующему этапу – сбору информации для написания работы.

Где искать материал к курсовой работе?

Курсовая работа выполняется на базе источников по определенной тематике. При написании курсовой работы разрешается использовать книги, учебники, научные статьи, публикации, энциклопедии, диссертации, монографии, периодические издания, журналы и газеты, тематические сайты, интернет-издания.  Желаемый объем использованных источников должен быть не менее 10 -15. Рекомендуемые источники для использования при написании курсовой, в большинстве случаев, указываются в методичке, их также можно уточнить на кафедре у вашего преподавателя. Кроме этого, источник может рекомендоваться к использованию при написании работы или быть обязательным, это обычно отмечает преподаватель перед написанием работы. Начинаем поиск источников для курсовой в интернете — это самый простой и быстрый способ собрать информацию по заданной теме.

Задать поиск можно по ключевой фразе темы, в дальнейшем, по названию книги, также обязательно обращаем внимание на уровень ресурсов. Если информации по вашей теме в интернете маловато, тогда рекомендуем посетить библиотеку вашего учебного заведения, при необходимости можно посетить библиотеки других ВУЗов, если у них есть такие же кафедры, не забываем о существовании национальных библиотек Парламентской и Вернадского, которые имеют достаточно хорошую базу по различным направлениям.

Чтобы ускорить процесс поиска нужной информации, можно воспользоваться услугой библиотекаря, который за определенную плату сделает все в несколько раз быстрее и качественнее.

Сбор материала необходимо осуществлять с учетом вашей тематики и не выходить за ее пределы.
Интересный материал можно сканировать, фотографировать на телефон; обязательно помечайте, откуда вы его берете, и фиксируйте полное название источника, авторов с указанием года выпуска, кода, издательства – это пригодится потом при составлении списка использованных источников. Стоит изначально учитывать, что лучше потом какой-то материал убрать, нежели возвращаться к поиску повторно, поэтому сохраняйте все, что вам покажется нужным и полезным для вашей темы. Даже если это не  вписывается в вашу концепцию, ее можно скорректировать, если не найдете материал согласно разработанной концепции.
За основу работы можно взять какую-то статью или концепцию.

Собранный материал компонуем в файлы или папки в электронном виде, помечая к какому разделу относится данная информация.

Для удобства скомпонованный материал можно распечатать и сложить в нужном порядке согласно плана работы.

Как писать текст курсовой?

Итак, мы подошли непосредственно к написанию самого текста работы, который предполагает анализ и систематизацию материала.

Самый простой и быстрый способ написания курсовой – это компиляция ее из частей собранного материла с указанием ссылок на источники с последующим приведением работы к общему стилю. Для упрощения работы можно создать единый Word-документ, куда в необходимой последовательности, согласно плана, будут скопированы все части из просмотренных книг и статей относящиеся к теме работы в необходимой последовательности. Таким образом, вы уже будете иметь костяк курсовой работы.

После этого просматриваем несколько раз весь текст и приводим работу к общему стилю, делая логическую стыковку частей. Такой подход к написанию допускается на первом курсе, при этом от студента требуется также наличие собственных выводов по каждому разделу.

Написание последующих курсовых предполагает увеличение авторства работы с использованием анализа и синтеза собранного материала; для достижения данного уровня автору можно использовать перефразирование отобранной информации, выводы по изученному и собранному материалу, сопоставление и сравнение материала, личное мнение, предположения и умозаключения.

За счет авторства текст курсовой приобретает свою уникальность, и в случае наличия единства стиля, логичности изложения, правильного использования методик и расчетов, повышает значимость работы и ее научную ценность.

Попытки компилирования работы из частей других курсовых работ скаченных в интернете даже при рерайте текста могут закончиться возвратом работы, поскольку при перефразировании суть работы не изменяется, а преподаватели за многие годы проверок курсовых содержание работ из интернета знают практически наизусть, и способны быстро отличить их от авторских.

Написание выводов и вступления.

Когда теоретическая и практическая часть работы готовы, можно приступать к написанию «Выводы» и «Вступление».
Можно отметить, что разделы «Выводы» и «Вступление» логически взаимосвязаны между собой, и являются логическим продолжением друг друга.

«Выводы» обычно составляет от 1,5-3 страниц и формируется на основании заключений по разделам и в целом по работе. В «Выводах» необходимо расписать выполнены ли задачи, которые ставились перед работой во «Вступлении», достигнуты ли цели, какие результаты получены, совпадают ли они с нашими предположениями, какие рекомендации возможны исходя из проделанной работы.

«Вступление» — это одна из структурных частей работы, в которой излагают ее суть. Она располагается в начале работы сразу после «Содержания». В зависимости от дисциплины и уровня выполняемой работы, она может включать гипотезу, описание предмета и объекта исследования, цели и задачи, библиографию и методологию.

Требование к написанию, структуре «Вступления» и «Выводов» описаны в методических рекомендациях.

При проверке курсовой работы преподаватели особое значение придают именно этим частям, и поэтому они требуют особого внимания и проработки.

Оформление списка литературы, использованных источников.

Список использованных источников является обязательным требованием ко всем курсовым работам.

Если в течение работы вы помечали откуда брали материал, то составить список достаточно просто.

Часто случается, что количества фактически использованных источников недостаточно для необходимого, в этом случае в список можно включить источники на основании которых выполнялись те научные труды, которые вы использовали в ваших работах, при этом обращаем внимание на то, чтобы тематика таких источников соответствовала вашей теме или была максимально приближенной к ней.

Когда необходимый объем источников набран, оформляем их согласно методическим указаниям; их можно ранжировать в алфавитном порядке по названию, фамилии автора или другим принципам.

После ранжирования списка литературы его нумеруют и проставляют ссылки по работе.
Не стоит также бездумно копировать список литературы из интернета, так как это может определить программа «Антиплагиат», и объяснить потом, почему ваш список литературы полностью совпадает с тем, что выложен в интернете, будет достаточно сложно.
Подготовив курсовую работу, следует отложить ее на некоторое время и после еще раз проверить, как говорится, на свежую голову, как на общее соответствие заданной теме, логичность и полноту изложения, так и на наличие грамматических и орфографических ошибок.

Удачи и легкости вам в вашей научной деятельности!

Хороших вам оценок и здоровья!

В нашей студии можно заказать курсовую, или получить помощь в ее выполнении.

Как самому написать курсовую работу. Советы от опытных авторов

Оцените

kursovye-raboty.kiev.ua

алгоритм, что делать и с чего начать « Курсачи.BY

Обычно алгоритм написания курсовой работы включает в себя:

  • Выбор темы.
  • Составление плана.
  • Сбор материала.
  • Написание предварительного варианта текста.
  • Внесение необходимых дополнений и изменений.
  • Оформление текста.

Начать, безусловно, нужно с выбора темы. При этом следует руководствоваться некоторыми правилами:

  • Тема должна быть по возможности интересной лично для вас. Работа над абсолютно неинтересной темой превращается в подневольный труд и в результате не приносит никакой пользы. Для выбора темы можно пользоваться примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на любой кафедре. В последнее время, пытаясь решить проблему повального “скачивания”, сканирования или покупки курсовых работ, некоторые преподаватели дают студентам темы в собственной формулировке или конкретные проблемы для исследования. В этом нет ничего страшного, т.к. среди таких тем и вопросов всегда найдется то, что интересует вас в большей степени. В конце концов, во “взрослой” жизни вам постоянно придется делать то, что нужно, а не то, что хочется. Например, члены университетских кафедр периодически выполняют научные исследования по темам, которые выбрал их руководитель, но там всегда можно найти что-то по душе.
  • По данной теме должно иметься достаточное количество литературы. Поэтому лучше всего вначале взять несколько привлекательных для вас тем, а затем, ознакомившись с библиотечными каталогами или информацией из Интернета, окончательно выбрать одну из них.
  • Имеющаяся по данной теме литература должна быть достаточно понятной для вас, то есть она должна быть написана не слишком “навороченным” языком. Впрочем, здесь все зависит от ваших интеллектуальных способностей, а умение читать сложные тексты не возникает на ровном месте – оно формируется именно в попытках в таких текстах самостоятельно разобраться.
  • Поставленная задача должна быть для вас посильной. Формулируя тему, вы тем самым делаете заявку на определенный результат. Если вам не удастся наполнить содержание нужной “начинкой”, ваша работа окажется совершенно напрасной.

Таким образом, при написании курсовой работы важно избегать как слишком широких, так и слишком узких тем. В первом случае вы берете на себя непосильную задачу, рискуя не уложиться в положенные сроки и стандартные объемы текста, а во втором – вам, скорее всего, не удастся найти нужного количества источников (в списке литературы их должно быть не менее десяти). Однако более узкая формулировка темы все же предпочтительнее широкой, потому что качество содержания курсовой работы ценится значительно выше, чем количество заполненных текстом страниц.

Есть еще один важный момент. Многие выбирают темы курсовых работ таким образом, чтобы на выпускном курсе получить фактически готовый текст, который нуждается в чисто “косметической” доработке. У такого подхода есть свои плюсы и минусы. Плюсы очевидны: без особого труда подготовить выпускную работу – большое дело для студента-старшекурсника, как правило, обремененного если не семьей, то работой. Но здесь вас могут подстерегать некоторые ловушки. Во-первых, нет гарантий, что вам удастся написать все курсовые и выпускную работы под руководством одного и того же преподавателя. Это означает, что каждый “кусок” будет написан в соответствии с пониманием и требованиями конкретного человека, и эти “куски” могут оказаться совершенно несовместимыми. Во-вторых, вам может просто надоесть тема, выбранная “на заре туманной юности”, или она утратит для вас практическую значимость (к примеру, ваши потенциальные работодатели хотели бы, чтобы вы выполнили другое исследование). Выбирая для написания курсовых работ разные темы, вы можете неожиданно для себя увлечься чем-то иным, что впоследствии сыграет решающую роль в вашей научной или профессиональной карьере. Именно поэтому, как уже говорилось, не стоит сопротивляться, если научный руководитель сам дает вам тему или предлагает решить конкретную задачу.

Следующим важнейшим пунктом выполнения курсовой работы является составление плана. Продуманный и четкий план избавит вас от лишней работы, удерживая от попыток включить в текст абсолютно все, что вы найдете по вашей проблеме, и даже сверх того. Кроме того, он позволит вам спланировать график написания работы. В идеале, которому следуют очень немногие студенты, если защита курсовых работ запланирована на апрель-май (как это обычно делается), встретиться с научным руководителем и обсудить с ним возможную тему вашей работы следует уже в сентябре. После этого можно без лишней спешки ознакомиться с литературой (пока лишь поверхностно) и, уточнив формулировку темы, составить приблизительный план курсовой работы. Этот план в дальнейшем можно скорректировать и даже изменить, но в любом случае он послужит вам хорошим ориентиром. В реальной жизни все описанные события происходят в значительно более сжатые сроки, что создает множество проблем и снижает качество подготовленных к защите текстов.

План курсовой работы по сути дела является кратким описанием ее логической структуры, включающей основные и второстепенные вопросы, различные классификации и т.д. Поэтому в нем должны быть четко выделены основные разделы и подразделы, которые, в свою очередь, могут делиться на более мелкие части (см. образец на с.21). Этих цифр очень удобно придерживаться во время работы с литературой, отмечая ими соответствующие выписки или ксерокопированные “куски”.

В соответствии со стандартными требованиями курсовая работа должна включать введение, основную часть и заключение.

Во введении необходимо:

  • показать актуальность выбранной темы и степень ее научной разработанности,
  • объяснить, почему вы выбрали именно эту тему,
  • сформулировать цели и задачи исследования,
  • перечислить основные литературные и информационные источники и методы исследования.

При этом важно помнить, что формулировка цели исследования должна совпадать с названием темы работы, а формулировка задач – с названиями соответствующих разделов и подразделов.

Основная часть курсовой работы представляет собой развернутое изложение полученных результатов. Обычно она включает 3-4 раздела, которые, в свою очередь, могут делиться на нужное количество подразделов. Важно помнить, что в готовом виде полный текст курсовой работы не должен превышать 20-25 страниц, напечатанных 14-ым размером шрифта (как правило, Times New Roman) с полуторным межстрочным интервалом.

По традиции первый раздел курсовой работы принято посвящать общетеоретическим аспектам выбранной темы. Здесь раскрывается суть проблемы, показывается ее место в экономической теории и практике, дается критический обзор существующих подходов к ее исследованию.

Во втором разделе обычно рассматривается практическая сторона изучаемого вопроса, включая возможные трудности и недоработки в данной области.

Третий раздел принято посвящать формулировке рекомендаций по решению исследуемой проблемы, по возможности применительно к условиям нашей страны (в зависимости от темы).

При составлении плана основной части курсовой работы следует руководствоваться следующими правилами:

  • Каждый раздел должен включать не менее двух подразделов.
  • Каждый последующий раздел должен быть логически увязан с предыдущим как по названию, так и по содержанию.
  • Содержание данного раздела должно полностью соответствовать его названию. Нельзя допускать совпадения названий разделов и подразделов друг другу и теме курсовой работы.
  • Названия разделов и подразделов должны состоять из одного предложения.

В заключении следует кратко изложить основные выводы по работе. Они не должны содержать ничего нового, о чем в работе не говорится. Удобнее всего компоновать заключение из готовых выводов, которые вы сформулировали, завершая соответствующие разделы работы. Этот подход очень пригодится вам при подготовке выпускной или магистерской работы.

С учетом того, что при защите курсовой работы на выступление вам дадут совсем немного времени (5-7 минут), целесообразно в своем докладе ограничиться озвучиванием введения и заключения. Следует также учесть, что, за исключением вашего научного руководителя, ни один из членов комиссии по защите курсовых работ не успеет прочитать ее полностью, но вполне сможет быстро пробежать глазами введение, заключение и список литературы. От полученного им впечатления во многом будет зависеть ваша итоговая оценка. Все это говорит о том, что тексты введения и заключения должны быть отшлифованы до совершенства.

Принято считать, что введение и заключение пишут, когда основной текст работы полностью готов. Что касается заключения, то это совершенно правильно (как только что было отмечено, его обычно компонуют из готовых кусков текста). Но этого нельзя сказать о введении, потому что в процессе работы в текст могут вноситься более или менее существенные изменения, и это потребовало бы постоянной переделки заранее написанного введения. Тем не менее, опытные люди советуют написать предварительный вариант введения до того, как вы приступите к написанию основного текста. Тем самым вы соберетесь с мыслями и сформулируете цели и задачи, которые вы перед собой ставите. Впоследствии вы, скорее всего, переделаете свой предварительный набросок.

Имея план работы, можно приступить к сбору материалов.

Источники по той или иной теме можно условно разделить на первичные (первоисточники) и вторичные (или критическую литературу). Например, если вашей темой являются экономические взгляды Джона Мейнарда Кейнса, то первоисточниками будут труды самого Кейнса, а вторичными источниками – работы всех тех авторов, которые писали о Кейнсе и его трудах. Это различие между источниками очень важно для грамотного цитирования: если вы берете высказывание Кейнса из работы о нем, то ссылаться нужно именно на эту работу, а не на первоисточник (которого вы, вероятнее всего, не видели в глаза). Особенно важно это помнить при цитировании из книг или статей на иностранном языке: часто в наших библиотеках, включая Национальную, их попросту нет, и вы попадаете в глупое положение, сделав вид, что приводите цитату из первоисточника.

Строго говоря, первоисточниками не являются: 1) перевод; 2) хрестоматия; 3) пересказы других авторов, даже при условии добросовестного цитирования.

К вопросам правильного цитирования и оформления сносок мы вернемся позже, а теперь поговорим о том, как работать В БИБЛИОТЕКЕ.

Если же вы имеете лишь смутное представление о выбранной теме, вначале вам следует ознакомиться со списком обязательной и дополнительной литературы, предложенной преподавателем учебной дисциплины, по которой вы собираетесь писать работу. На кафедрах имеются программы всех учебных дисциплин с указанием соответствующей литературы. Можно также попросить научного руководителя указать вам важнейшие источники.

Тем, кто предпочитает искать литературу самостоятельно, можно посоветовать начать свой поиск с энциклопедии, в которой после статьи о том или ином явлении всегда приводится список базовой литературы по этому вопросу.

Затем следует обратиться к библиотечному каталогу. Если вам известны фамилии авторов интересующих вас работ, то их можно найти в алфавитном каталоге. Если же вы пренебрегли предыдущими советами, то поиск нужно начать с систематического каталога. Получив на руки заказанную литературу, вы обнаружите там ссылки на другие научные труды, которыми вам тоже следует воспользоваться.

Помните, что поиск может затянуться, потому что:

  • Нужные книги или статьи находятся у других читателей.
  • Их вообще нет в библиотеке, потому что их украли много лет назад.
  • В выданных книгах или статьях нужные вам страницы окажутся вырванными.
  • В книгах или статьях с многообещающими названиями вы не найдете абсолютно ничего подходящего для вашей работы.

Работая в каталоге, обращайте внимание на год издания книги или статьи. Разумеется, если вы пишете курсовую работу по истории экономической мысли или экономической истории какой-либо страны, вы сможете найти много интересного и полезного и в изданиях, к примеру, двадцатилетней давности. Однако если ваша тема звучит актуально и современно, избегайте материалов, опубликованных в доперестроечные времена. Наоборот, вы должны стремиться ознакомиться с самыми свежими работами по вашей теме и использовать самые последние фактические и статистические данные.

Если мне приносят курсовую (или другую) работу, в которой статистика и литературные источники датированы позапрошлым или еще более отдаленным годом, я знаю, что эта работа была написана именно тогда и другим человеком. Сами понимаете, что бывает в таком случае…

По некоторым наукам существуют различные библиографические справочники и указатели, которые могут оказать существенную помощь в поиске нужной литературы. Однако не увлекайтесь. Лучше сосредоточиться на нескольких качественных и надежных источниках, чем читать всякую ерунду, по больше части списанную друг у друга. Конечно, неопытному студенту часто трудно разобраться, кто из авторов – мэтр, а кто – жалкий подражатель, и в этом случае выручить вас сможет все тот же научный руководитель.

Делая выписки или ксерокопии, не забывайте указывать точные библиографические сведения об источнике. Это пригодится вам для правильного оформления списка литературы. Например, мало указать: Олейник А. Н. Институциональная экономика. Нужно обязательно записать: Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 416 с. И это не занудство, а вполне разумная вещь: при оформлении выпускной работы, а тем более, магистерской диссертации, от вас потребуют соблюдения государственных стандартов (ГОСТ-ов), и лучше с самого начала приучить себя к порядку.

Особенно часто правила оформления списка литературы нарушаются, если речь идет о журнальных или газетных статьях. Многие ограничиваются такой записью: Белорусский экономический журнал, 2000, № 1-4 или Белорусская деловая газета, 15 ноября 1999 г. Это неправильно. Вам нужно обязательно указать фамилию и инициалы автора и название статьи. Например: Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. – 1995. – №3. – С. 10-18. Если вы этого не сделаете, возникнет вопрос, что же послужило источником – весь номер журнала или вся газета?

То же самое относится к многотомным изданиям. Если вы напишете: Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 2, 3, 4, 22, 24 – это будет большой ошибкой. Нужно писать так: Маркс К. Капитал. Т. 2. – Маркс К., Энгельс. Ф. Собр. соч. – М.: Политиздат, 1975. – Т. 24

Задача поиска нужных материалов значительно упрощается, если вы используете ИНТЕРНЕТ. Вам не нужно ехать в библиотеку, часами ждать заказанные книги (не будучи уверенным в том, что они действительно пригодятся), подолгу сидеть в холодных залах и стоять в очередях на ксерокопирование. Достаточно воспользоваться одной из известных поисковых систем и ввести ключевое слово, чтобы на вас обрушились потоки информации, из которых вы должны научиться вылавливать то, что вам действительно нужно.

Материалы, позаимствованные из Интернета, тоже необходимо указывать в списке литературы. Но здесь мало просто указать адрес сайта, нужно указать полный адрес, по которому можно найти тот или иной материал. Например: Mundell, R. (1997) Optimum Currency Areas, http://www.columbia.edu/~ram15/eOCATAviv4.html.

А теперь два совета для работы с Интернетом:

  • Избегайте “скачивания” готовых курсовых работ или рефератов. Как показывает мой преподавательский опыт, в Интернет и на диски попадают далеко не шедевры, и хорошую работу на их основе не сделаешь. Кроме того, многие из этих материалов уже настолько примелькались преподавателям, что установить их происхождение не составляет проблемы. Поэтому потрудитесь немного и постарайтесь написать что-то самостоятельно.
  • Не компонуйте механически “куски” из разных источников: их авторы могут использовать разную терминологию и разные подходы, и ваш преподаватель обязательно спросит вас, почему в одном месте вы говорите, к примеру, о предельных издержках, а в другом – о маржинальных затратах (хотя это одно и то же). Не говоря уже о возможности принести научному руководителю несколько абсолютно одинаковых текстов – это его, безусловно, развеселит.

Если вы собрали нужный материал, можно приступать к написанию текста курсовой работы. Речь идет именно о написании, а не о бездумном копировании с помощью всех известных средств современной техники или просто путем механического переписывания. Вы никогда не научитесь адекватно выражать свои мысли, если не будете пытаться это делать совершенно самостоятельно.

Начните с того, чтобы при сборе материалов переписывать дословно только самые важные положения известных ученых, которые вы потом включите в текст своей работы в качестве цитат. Все остальное можно и нужно конспектировать своими словами, не забывая, конечно же, помечать, где вы списывали дословно, а где – в той или иной степени перефразируя. Это позволит вам впоследствии избежать ошибок при цитировании.

Когда сбор материала закончен, прочитайте все, что у вас есть. Если вам что-то непонятно, обратитесь к научному руководителю. После этого приступайте к написанию текста. Как известно, самое трудное – начать. Посмотрите, как это делают уважаемые вами авторы, и попробуйте написать нечто в том же духе. Не отчаивайтесь, если сразу у вас ничего не получится. Утешайте себя рассуждениями типа “первый блин комом” и. т. п. Чтобы убедиться в том, что вы двигаетесь в нужном направлении, используйте научного руководителя в качестве “подопытного кролика”, дав ему на пробу прочитать первую часть работы. Если он ее забракует, немедленно приступайте к переделке.

При написании текста любой работы очень важно определить для себя, для кого она предназначена. Это позволит выбрать правильный стиль изложения и избежать ненужных уточнений и формулировок. По определению курсовую работу подробно не читает никто, кроме научного руководителя, а вот выпускные и магистерские работы дают читать совершенно постороннему рецензенту. Лучше приучать себя заранее к тому, что с вашей работой могут ознакомиться как минимум несколько достаточно подготовленных людей.

Это не значит, что не нужны базовые определения и пояснения. Необходимо объяснить все термины, которые являются ключевыми понятиями темы вашего исследования, за исключением общеизвестных. Так, при написании курсовой работы по макроэкономике не стоит давать определения самой макроэкономики, но если ваша работа посвящена инфляции, то нужно дать определение этому явлению, не говоря уже о таких вещах, как сеньораж или инфляционный налог.

Что касается стиля изложения, то здесь полезны такие общие рекомендации:

  • Избегайте слишком длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Они неудобоваримы не только в устной, но и в письменной речи. Если предложения все равно получаются слишком длинными, попытайтесь разделить их позже.
  • Помните, что абзац длиной более страницы позволителен разве что Льву Толстому, и даже в этом случае в процессе его чтения очень легко потерять нить рассуждений. Делайте абзацы почаще, не забывая, однако, о том, что в них должно быть больше одного предложения.

  • Хотя курсовую работу можно считать по-настоящему научной с большой натяжкой, это не значит, что вы должны игнорировать общепринятые правила научной этики. Одним из них является нежелательность употребления местоимения “я”, вместо которого рекомендуется говорить “мы”. К этой традиции можно относиться по-разному, но все-таки сказанная студентом фраза типа “Я считаю” звучит крайне амбициозно. Поскольку местоимение “мы” тоже звучит достаточно загадочно (кто это – “мы с руководителем” или “мы с автором”, у которого списали?), то лучше всего использовать безличные выражения вроде “можно сделать вывод”, “в данном случае следует сказать”, “нельзя согласиться с мнением” и т.д.

А теперь поговорим о цитировании.

Оно бывает двух видов: 1) приводится цитата из классика, которая затем подробно разбирается; 2) цитируются высказывания из вторичных источников в поддержку вашей точки зрения или с целью их критического анализа.

Количество цитат зависит от темы курсовой или другой работы. Если она посвящена исследованию научного вклада, к примеру, какого-нибудь Нобелевского лауреата, совершенно очевидно, что без обильного цитирования вам не обойтись. Во всех других случаях, как принято считать, цитировать нужно лишь тогда, когда иначе не скажешь или данная формулировка является самой исчерпывающей и яркой. Понятно, что любому начинающему все чужие высказывания могут показаться очень глубокомысленными, но со временем формируется критический взгляд на вещи, позволяющий избегать ненужного цитирования.

Итак, существует несколько правил цитирования:

  1. Выдержки, которые вы собираетесь подробно разобрать, по объему не должны превышать половину страницы. Если текст кажется вам исключительно важным, но его объем больше указанного, его лучше поместить в приложение. Например, если вы анализируете Закон Республики Беларусь “Об иностранных инвестициях”, целесообразно полный его текст дать в приложении, а в текст работы включить лишь несколько важнейших цитат.
  2. Выдержки из критической литературы нужны только тогда, когда они подтверждают вашу точку зрения или формулируют новые положения, которые не нуждаются в перефразировании. Примером ненужного цитирования может быть:
    Как отмечал Нобелевский лауреат Дж. Тобин, “все оказалось не так просто” [16; 37].
    Эту банальную фразу мог сказать кто угодно, и не стоит подчеркивать здесь авторство Тобина.
    Еще один пример:
    По мнению Снусмумрика, в Беларуси женское население преобладает над мужским [215; 82] .
    Эти статистические сведения широко известны, чего не скажешь о каком-то Снусмумрике, о котором никто никогда не слышал, а значит, его мнение не может претендовать на авторитетность.
    А вот пример, когда цитата необходима, потому что в ней отражена неповторимая авторская индивидуальность:
    Еще в 1936 г. Дж. Кейнс сделал вывод, не утративший своей актуальности и наши дни. Он писал: “В настоящее время люди особенно ждут более глубокого диагноза, особенно готовы принято его испробовать на деле все, что будет казаться имеющим хоть какие-нибудь шансы на успех. Но даже и помимо этого современного умонастроения, идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются, – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти … извлекают сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад”.
    В приведенной цитате обратите внимание на многоточие, которое принято называть купюрой. Если цитата слишком длинная и содержит некоторые второстепенные фрагменты, их можно опустить, заменяя пропущенные места многоточиями. Впрочем, этим не стоит злоупотреблять, иначе вы рискуете полностью изменить смысл высказывания. Кстати, к этому трюку прибегают недобросовестные спорщики, пытающиеся подкрепить собственные сомнительные аргументы ссылкой на авторитеты, при этом урезая нужные цитаты до полностью противоположного смысла.
  3. Если вы не согласны с цитируемым автором, вы должны оговорить это до или после приведенного высказывания. Это хороший опыт порассуждать самостоятельно и попытаться убедительно изложить собственную точку зрения.
  4. Цитирование должно быть соответствующим образом оформлено, чтобы не оставалось сомнений в том, кто является автором высказывания, и в каком месте цитируемого источника можно найти этот фрагмент текста. Иначе говоря, при цитировании обязательна ссылка на источник. О правилах оформления ссылок будет рассказано ниже (см. с. 13 ).
  5. Цитаты следует выделять кавычками. Важно при этом проследить, чтобы кавычки были не только открыты, но и закрыты в соответствующем месте. Очень многие (и даже весьма уважаемые авторы) забывают это сделать, и тогда остается непонятным, где заканчивается чужая и начинается их собственная мысль.
    В некоторых книгах и статьях цитаты оформляются в виде втяжки, т.е. печатаются более мелким шрифтом в виде отдельного абзаца, как это только что сделала я, показывая образцы уместного и неуместного цитирования (см. предыдущую страницу). Однако в курсовых и прочих студенческих работах это делать пока не принято.
  6. Текст цитаты должен полностью совпадать с источником, из которого она взята. В идеале все цитаты, даже те, которые вы позаимствовали у других авторов, следует перепроверить по первоисточникам. Если вам хочется выделить какое-то важное место, то вы можете это сделать, указав в скобках, что подчеркивание или курсив не автора, а ваши. То же касается и комментариев или уточнений: их можно поместить тут же, не забыв взять в квадратные скобки. Если цитируемый вами автор допускает кажущуюся или действительную ошибку, например, неверно указывает дату исторического события или публикации книги, его высказывание нужно привести дословно, но после сомнительного слова или цифры поставить в квадратных скобках латинское слово sic, что будет означать “именно так”.

И еще пара советов:

  • Не приписывайте авторам чужие идеи. Иначе у вас получится, как в моей бывшей школе, где в советские времена на видном месте красовалась надпись:

    Ленин сказал: “Учиться, учиться и учиться”.

    Леонид Ильич Брежнев.

  • Будьте осторожны с переводными текстами. В особенности это касается написания некоторых терминов, а также личных имен. Например, в отечественных публикациях последних лет стало модным использовать слово “полисимейкер”, хотя старый термин “политик” или длинное словосочетание “лицо, ответственное за принятие политический решений” тоже вполне адекватны. С именами и фамилиями же часто происходят очень забавные вещи. Мне встречалось написание фамилии Нобелевского лауреата Дж. Бьюкенена как Буханан. И хотя это звучание, безусловно, по душе многим нашим соотечественникам, оно ничем не лучше прочтения the mother как “тхе мотхер”.
    Поскольку процедура внесения дополнений и изменений сильно связана с проблемой общения с научным руководителем, о которой речь пройдет в своем месте, пропустив этот пункт алгоритма написания курсовой работы, перейдем к вопросу об оформлении текста.

www.kursachi.by


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *