Приватизация государственного имущества курсовая работа – Курсовая работа: Приватизация государственного и муниципального имущества: история и современность

Правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества

С юридической точки зрения приватизация должна иметь строго очерченные законом границы (понятие приватизации в узком смысле слова, основные ее цели, круг регулируемых отношений  и т. д.). Что касается широкой трактовки  приватизации, то она лишь отражает многогранность рассматриваемой категории. Так, приватизация может иметь политический, коммерческий, психологический и  другие аспекты. В противном случае (когда термин «приватизация» обладает разным значением) весьма сложно очертить круг общественных отношений, которые подпадают под действие Закона о приватизации.

Таким образом, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации.

 

 

1.2. Субъекты и  объекты приватизационных отношений

 

 

Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов  приватизации.

Субъектами приватизации являются собственники (продавцы) приватизируемого имущества, с одной стороны, и  покупатели – с другой. Собственниками государственного имущества является Российская Федерация и ее субъекты. Сейчас существуют два вида государственной собственности – федеральная и собственность субъектов РФ. Муниципальная собственность – самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной.10

По правилам, установленным  для приватизации государственных  предприятий, приватизируются и  муниципальные предприятия, являющиеся собственностью муниципальных образований.

В соответствии с законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» основные полномочия собственника федерального имущества принадлежат Правительству РФ. На основе прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год Правительство РФ принимает решения об условиях приватизации этого имущества.

Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление  функций по приватизации федерального имущества. Таким органом в настоящее  время является Федеральное агентство  по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Росимущество осуществляет все основные полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, в том числе принимает решения об условиях приватизации имущества; выступает от имени Российской Федерации учредителем (участником) открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, а также выступает учредителем создаваемых с участием государства иных юридических лиц; разрабатывает и утверждает условия конкурса при продаже приватизируемого федерального имущества; принимает решения о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, приобретенные в собственность физическими и юридическими лицами, и т.д.

11

 По специальному поручению  Правительства РФ от его имени  функции по продаже приватизируемого  федерального имущества могут  быть возложены на одно или  несколько специализированных государственных  учреждений. В настоящее время  таким учреждением является Российский  фонд федерального имущества  (РФФИ), созданный распоряжением  Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 605-р12. Уставом РФФИ на него возложена функция заключения договоров купли-продажи федерального имущества в качестве продавца. Следует отметить, что РФФИ не является органом государственной власти, он выступает в качестве агента государства и обязан действовать в его интересах и на наиболее выгодных для него условиях. РФФИ – некоммерческая организация – учреждение, финансируется по смете.

Приватизация имущества  субъектов РФ и муниципального имущества  осуществляется органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, компетенцию которых  определяют закон и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ и правовые акты органов местного самоуправления соответственно. На практике на региональном и местном уровнях также создаются  специализированные органы по управлению имуществом (комитеты и т.п.), органы или учреждения, выполняющие функции  продавца имущества (фонды имущества  и т.п.).

Покупателями приватизируемого имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, государственных  и муниципальных учреждений, а  также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных  образований превышает 25%. Это ограничение  не распространяется на случаи, когда  приватизация осуществляется путем  внесения соответствующего имущества  в уставный капитал открытых акционерных  обществ, а также на некоторые  иные случаи, указанные в Законе о приватизации государственного и  муниципального имущества .

13 Также не могут быть покупателями открытые акционерные общества, если предметом продажи являются размещенные такими обществами акции, принадлежащие публично-правовым образованиям.

Кроме того, Законом о  приватизации государственного и муниципального имущества установлено, что на приватизацию распространяются законодательные ограничения на участие в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц, установленные в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Ранее действовавшее законодательство исключало из процесса приватизации некоммерческие организации

14 . В настоящее время они могут участвовать в приватизации на общих основаниях. Исключение составляют лишь случаи, на которые Закон о приватизации государственного и муниципального имущества не распространяется:

– отчуждение государственного и муниципального имущества безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих культовых целях зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения;

– отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений.

Имущественные комплексы  унитарных предприятий могут  быть проданы только юридическим  лицам, а также гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В качестве покупателей государственного и муниципального имущества в  РФ могут выступать наряду с российскими  физическими и юридическими лицами также и иностранные. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации на условиях и в порядке, которые определены законодательством Российской Федерации о приватизации.

15

Специфично положение  самого приватизируемого унитарного предприятия. С одной стороны, это имущественный  комплекс, объект приватизации. С другой – до его продажи в целом как  единого объекта или до преобразования в открытое акционерное общество оно сохраняет статус субъекта – государственного предприятия как  юридического лица.

Действующее законодательство о приватизации в качестве основного  объекта приватизации определяет государственное  и муниципальное имущество. Причем под имуществом, подлежащим приватизации, понимаются имущественные комплексы государственных и муниципальных предприятий, находящихся в государственной собственности акции открытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанное с деятельностью предприятия, например исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Действующий Закон о приватизации не дает прямого ответа на вопрос: какие объекты подлежат приватизации. В нем (п. 2 ст. 3) лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется Закон. К их числу относятся: 1) земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; 2) природные ресурсы; 3) государственный и муниципальный жилищный фонд; 4) государственный резерв; 5) государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации; 6) государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; 7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях; 8) государственное и муниципальное имущество при отчуждении в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений; 9) государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении; 10) государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения; 11) акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Таким образом, объект приватизации – это государственное и муниципальное имущество, определение которого, как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят прежде всего объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).

16

В зависимости от формы  собственности выделяются объекты  государственной и муниципальной  собственности. Объекты государственной  собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами муниципальной власти самостоятельно, но в порядке и по правилам, предусмотренном Законом о приватизации. При этом в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

17

Таким образом, приватизация включает в себя 2 элемента: субъекты и объекты приватизации. К субъектам относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, предприятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане. К объектам – государственное и муниципальное имущество, четкий перечень которого в законе не указан.

 В заключение первой главы курсового исследования можно сделать следующие обобщения и выводы:

Приватизация – это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной и муниципальной собственности в частные руки. При этом, стоит отметить, что разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия.

Объектом приватизации является отчуждаемое в собственность  физических или юридических лиц  государственное или муниципальное имущество, а субъектами  – его продавцы (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия и организации) и покупатели (любые физические и юридические лица, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований превышает 25%.)

На мой взгляд, отсутствие конкретного перечня объектов приватизации значительно затрудняет применение закона о приватизации в практике. В связи с этим, я считаю необходимым внести в закон необходимые дополнения и указать исчерпывающий список объектов приватизации. Это значительно облегчило бы применение закона и позволило избежать спорных вопросов относительно того, может ли тот или иное имущество быть объектом приватизации.

 

 

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

2.1 Правовое регулирование  процесса приватизации

 

 

История правового регулирования  приватизации в России исчисляет  почти два десятилетия. Впервые  о приватизации на законодательном  уровне было заявлено в Основах законодательства СССР и союзных республик об аренде. Хотя само понятие приватизации в этом акте и не было сформулировано, однако в соответствии с Основами арендаторам было предоставлено право выкупа арендованного имущества. В дальнейшем был принят Закон СССР “Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий”, который не вступил в юридическую силу в связи с распадом Советского Союза.

Концептуальное регулирование  приватизации в России началось в 1991 г. За это время российский законодатель трижды принимал базовые законы о  приватизации, с каждым из которых  можно связывать начало очередного этапа приватизационного процесса. В 1991 г. был принят Закон РФ “О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  Российской Федерации”. В соответствии с этим Законом и была проведена  крупномасштабная приватизация значительной части государственного и муниципального имущества.

Второй этап регулирования  приватизации связан с принятием  Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”. Вступление в силу этого  Закона стало возможным после  завершения этапа массовой приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизация, осуществляемая в соответствии с этим Законом, вошла в более спокойное и планомерное русло.18

Современное регулирование  приватизации государственного и муниципального имущества базируется на положении ст. 217 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с которой имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом положения ГК РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии с указанными нормами и был принят третий приватизационный закон – Федеральный закон от 30 ноября 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”. В настоящее время он является основным документом, регулирующим приватизацию государственного и муниципального имущества предприятий.

referat911.ru

Приватизация государственного имущества — курсовая работа

Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.

Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.

В российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).

Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового рынка в Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов. Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Проблемы приватизации  в России и пути их решения

Отдельные государства живут и развиваются в оригинальных условиях, не повторяя судьбу других государств. И каждому из них присущи свои особенности приватизации. Яркие отличительные черты имеет и российская приватизация, которой посвящена обширная литература. Именно они объясняют те трудности, с которыми столкнулась приватизация в нашей стране, не во всем удовлетворительные ее результаты.

Во-первых, приватизация и другие реформы проводились в России без предварительной разработки хоть какой-то программы, часто спонтанно, методом «проб и ошибок». Значение, место и роль приватизации в преобразованиях общества и государства не были заранее определены.

Во-вторых, приватизация велась в обстановке острейшей политической конфронтации, при отсутствии консенсуса в обществе и государстве. Представители довольно-таки широких слоев населения выступали против приватизации вообще или методов ее проведения.

В-третьих, параллельно с приватизацией Россия осуществляла переход к новой общественно-политической формации. Он сопровождался сломом прежней советской государственной машины с ее аппаратом и законодательством, что вызывало чрезвычайные сложности в государственном управлении общественными процессами.

В-четвертых, приватизация шла поспешно, в крайне сжатые сроки, что неизбежно порождало всякого рода недоразумения, ошибки и злоупотребления.

В-пятых, и это, пожалуй, главное, ранее при советской власти огосударствление глубоко проникло во все сферы жизнедеятельности общества, широко охватило многие общественные отношения. Как следствие, и разгосударствление, и приватизация имели место одновременно во всех сферах общества. В социальной сфере, например в здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения, торговле и общественном питании, место государственных организаций все чаще стали занимать частные хозяйственные товарищества и общества, кооперативы. В политической сфере, в результате ликвидации монополии, слившейся с государством коммунистической партии, стали признаваться политическое многообразие и многопартийность. В духовной сфере утвердилось идеологическое многообразие, возникли и действуют многочисленные частные учреждения культуры и средства массовой информации. Самой радикальной приватизации подверглась экономическая сфера, бывшая почти полностью огосударствленной. Здесь встала проблема выбора пределов приватизации, которая, к сожалению, своевременно не ставилась и не решалась. Последствия приватизации, проведенной в различных сферах общества, неодинаковы.

Приватизация государственного имущества продолжается. Важный урок истории российской приватизации состоит в том, что лицам, занимающим государственные должности, государственным служащим, директорскому корпусу пока еще не приватизированных предприятий, а также лицам, выполняющим управленческие функции на уже приватизированных предприятиях, крайне необходимо основательное изучение приватизационных нормативных правовых актов и процедур их реализации. Для исправления, где это возможно, перекосов в приватизации государственной собственности, явившихся следствием недостатков соответствующих нормативных правовых актов и практики их применения, недопущения новых ошибок полезно знать не только существующую сейчас, но также и действовавшую ранее нормативно-правовую основу приватизации, ее генезис и причины изменений.

Несмотря на определенные позитивные результаты, достигнутые в ходе приватизации государственного имущества, государству не в полной мере удалось добиться поставленных целей.

В результате отсутствие института рыночной оценки приватизируемого имущества способствовало существенному занижению продажной цены имущества.

При этом отсутствовал надежный механизм контроля за надлежащим исполнением покупателями государственного имущества своих обязательств по инвестиционным условиям. В результате инвестиционные средства не поступали на развитие предприятий, а только «прокачивались» через расчетные счета этих предприятий. Используемая схема приватизации способствовала спаду производства, ставила предприятие на грань банкротства с вытекающими из этого последствиями.

В ходе приватизации исполнительная власть неоднократно использовала не предусмотренные законодательством способы продажи государственного имущества, в частности залоговые аукционы. В результате такие действия привели к скрытой форме приватизации некоторых крупнейших предприятий на внеконкурсной основе по заниженным ценам.

До настоящего момента не создан механизм эффективного управления государственными пакетами акций, в частности, неудовлетворительно функционирует институт представителей интересов государства в органах управления акционерных обществ. В результате происходит ущемление интересов государства, в частности, уменьшение доли государства в результате размывания доли государственных акций. Несмотря на большую работу, проделанную депутатами Государственной Думы в области законодательного обеспечения процесса приватизации, в настоящее время нерешенным остается ряд проблем, требующих первоочередного урегулирования. В частности, многие законодательные акты не соответствуют сегодняшнему уровню социально-экономического развития России, неурегулированным остается большое количество положений, касающихся защиты государственных интересов и управления государственной собственностью, не охвачен целый ряд проблем, связанных с приватизацией части земель сельскохозяйственного назначения и жилищного фонда, с ипотечным кредитованием.

Решить указанные проблемы предполагается на третьем этапе процесса приватизации, который начался с момента вступления в силу новой редакции Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Земельного кодекса.

30 ноября 2001г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». В указанном Законе процесс приватизации делается более открытым, прозрачным и плановым, главным образом благодаря детально разработанному порядку формирования и утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год.

Он также исключает субъективный подход при выборе способов приватизации. Согласно Закону все имущество делится на две категории. Первую категорию составляют государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а также объекты федерального имущества, отвечающие иным устанавливаемым Правительством Российской Федерации критериям. При этом продавать федеральное имущество первой категории можно строго ограниченными способами. Вторую категорию составляет все остальное имущество, которое может продаваться всеми предусмотренными законопроектом способами.

В Законе расширяется инструментарий (способы) приватизации, который рассчитан на привлечение к приватизации субъектов малого предпринимательства. К таким способам относятся продажа имущества путем публичного предложения, продажа при отсутствии конкурентности, продажа акций по результатам доверительного управления. Причем предполагается поэтапное применение новых способов приватизации, и только в случаях, когда имущество не было продано на аукционе. Урегулирована продажа акций на биржевых торгах, продажа путем публичной оферты, продажа имущества по результатам доверительного управления и т. д.

Важным нововведением является приватизация предприятий одновременно с земельными участками, на которых они расположены. Это повысит стоимость и инвестиционную привлекательность предприятий. Приватизация земельных участков в составе предприятий соответствует государственной политике по формированию единых объектов недвижимости, а также по стимулированию их эффективного использования и оборота. Для этого земельные участки будут либо сразу включаться в уставные капиталы создаваемых акционерных обществ, либо продаваться уже существующим акционерным обществам по нормативной цене земли, что приведет к созданию единых объектов недвижимости.

Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия подлежат приватизации только после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия России в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении предприятий из числа стратегических предприятий. Акции открытого акционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерации унитарные предприятия будут приватизироваться только после принятия соответствующего федерального закона.

Остальные объекты федерального имущества подлежат приватизации на основании решения Правительства Российской Федерации.

Результатом введения в действие вышеуказанного Закона станет приватизация в 2002г. 1,5-2 тысяч низколиквидных предприятий.

Развитие российской экономики невозможно в условиях несовершенного земельного законодательства, так как препятствует легальному и законодательно оформленному рыночному обороту земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости. Поэтому Государственная Дума приняла Земельный кодекс, который приводит земельное законодательство в соответствие с новыми социально-экономическими условиями и создает предпосылки для подъема российской экономики. Земельный кодекс позволяет решить ряд задач в сфере земельных правоотношений. В частности, поставит существующий нелегальный оборот земли под государственное регулирование, что будет способствовать активизации экономической жизни в стране, приведет к оживлению инвестиционной активности, к развитию промышленности и фондового рынка страны.

Также будут созданы условия для развития ипотеки, так как предоставит гражданам возможность улучшать свои жилищные условия за счет залога земли.

Ряд закрепленных в Земельном кодексе правовых норм направлен на повышение заинтересованности физических и юридических лиц в развитии оборота земель, так как устраняет произвольное вмешательство государства и иных субъектов в область земельного законодательства и одновременно стимулирует участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Земельным кодексом установлен порядок приобретения прав на земельные участки, на которых располагаются объекты недвижимости, принадлежащие юридическим и физическим лицам. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, граждане и юридические лица – собственники зданий, находящихся на этих земельных участках, обладают исключительным правом на приватизацию последнего. При этом цена земли для собственников расположенного на ней имущества устанавливается субъектами Российской Федерации в зависимости от размера ставки земельного налога и поправочного коэффициента использования земли.

myunivercity.ru

Приватизация государственного имущества — курсовая работа

В Земельном кодексе также определены принципы разграничения государственной собственности на землю на федеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную; разделены функции государственных органов, выступающих от имени собственников земельных участков, от функций управления, использования и охраны земель, а также установлены виды и формы контроля за соблюдением земельного законодательства.

На протяжении длительного периода времени в России велись ожесточенные дебаты в отношении отдельных положений Земельного кодекса. В частности, это касалось права иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства на приобретение земельных участков на праве собственности. В соответствии с Кодексом вышеперечисленные физические лица наделяются равными с российскими гражданами правами, однако в данном случае из перечня земельных участков, подлежащих приватизации, исключаются особые и приграничные территории. Земельным кодексом урегулировано большое количество вопросов земельного законодательства. Однако оборот большей части земель сельскохозяйственного назначения остается неохваченным. Поэтому Земельным кодексом регламентируется оборот только 2% земель всех запасов Российской Федерации. Это земли населенных пунктов, земли промышленности, транспорта и связи. В отношении земель сельскохозяйственного назначения предусматривается принятие специального закона. Помимо совершенствования земельного законодательства Государственная Дума приняла ряд законов, направленных на защиту интересов государства, являющегося собственником имущества.

В 2000г. была устранена законодательная норма, установленная предыдущей редакцией Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», в соответствии с которой государство имело право голосовать только 25% акций из общего числа голосующих акций. Остальные акции, находящиеся в собственности государства, являлись не голосующими.

Таким образом, ограничивались возможности государства в формировании соответствующего размера государственного пакета состава органов управления акционерных обществ.

В соответствии с предыдущей редакцией данного Федерального закона государство практически отстранялось от решения вопросов, связанных с образованием и досрочным прекращением полномочий исполнительных органов обществ, определением размера дивидендов и участием обществ в других организациях.

Кроме того, значительно снижалась вероятность успешного противодействия попыткам через решение общего собрания акционеров снизить долю государства в уставном капитале путем его непропорционального увеличения или реорганизации общества разными способами; внести изменения в устав, ограничивающие права государства как акционера; принять решение об отчуждении эффективных активов приватизированного общества.

На протяжении длительного периода времени специальное право владельца «золотой акции» на участие в принятии важнейших решений органов управления акционерных обществ не было законодательно оформлено. В связи с этим у акционерных обществ, в отношении которых действовало такое право, возникали затруднения при решении ряда вопросов. Внесенные в Федеральный закон «Об акционерных обществах» изменения устранили указанные недостатки.

Кроме того, указанный Федеральный закон, регламентирующий права, связанные с «золотой акцией», направлен на усиление защиты прав акционеров, в том числе государства. «Золотая акция» – это обыкновенная акция, предоставляющая ее владельцу право вето на общем собрании акционеров по ряду вопросов, в частности по внесению изменений и дополнений в Устав общества, по принятию решений об отчуждении в любой форме имущества, об участии в других предприятиях, о ликвидации общества. Данный Закон также способствует повышению степени защиты интересов акционеров от ставшего распространенным на практике «размывания» их долей, так как для них устанавливается преимущественное право приобретения дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции. Такие нормы призваны защитить в первую очередь мелких акционеров, что является необходимым условием для привлечения внутренних инвестиций в российские акционерные общества.

Вышеуказанные изменения в законодательстве о приватизации государственного имущества, а также в области защиты прав акционеров позволят обеспечить рост российской экономики, формирование сильных и эффективных собственников, что в конечном счете направлено на увеличение благосостояния российских граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении проведенного исследования на тему приватизации государственного имущества можно сделать определенные обобщающие выводы.

Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Естественно, что стерж-нем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после “первичной” приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности. Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.

В России процесс приватизации был особенно сложен, он начался в период не только перестроения экономики, но и перехода от одного политического строя к другому. Поэтому первый этап приватизации был близок к провальному. Действительно, приватизация проводилась без особых знаний в этой области, что и привело к не самым лучшим результатам. Появилась огромная разница в финансовом благополучии между различными слоями общества, причем резко увеличился контраст между самыми богатыми и самыми бедными гражданами. Не стоит наверно доказывать, что этот этап не привел к главной поставленной ему задаче – к распределению имущества между эффективными собственниками. Процветавшая в тот период коррупция не дала возможность рационально передать во владение государственное имущество тем юридическим и физическим лицам, которые могли бы эффективно им распоряжаться. Однако уже на втором этапе происходит перераспределение имущества с целью передачи его в эффективное пользование. Начали разрабатываться и приниматься различные законы и нормативно-правовые акты для регламента процесса приватизации.

На данном этапе можно сказать следующее, что к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества. Однако можно с уверенностью сказать, что несмотря на то, что за последнее время приватизация в России приобрела более законный и четкий характер, существует еще целый ряд нерешенных проблем, которые обязательно должны быть устранены в ближайшем будущем, для того, чтобы экономика могла дальше гармонично и эффективно развиваться. В то же время, надо отметить и то, что первичная цель, которая была поставлена, достигнута и

главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Федеральный Закон «О  приватизации государственного  имущества и об основах приватизации  муниципального имущества » №178-ФЗ  от 21.12.2001

2. Областной Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества Ростовской области» №255-ЗС от 18.07.2002

3. Прогнозный план (программа) приватизации государственного  имущества ростовской области  на 2007 год

4. Приватизация государственных  и муниципальных предприятий в

Российской Федерации. – М.: Юстицинформ, 2002 Ч1.

5. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

6. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. Российская газета от 25 декабря 1993 года

7. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник для ВУЗов: 5-е издание. – М: НОРМА, 2004 год

8. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества  на 2006 год и основные направления  приватизации федерального имущества

 


myunivercity.ru

Правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Несмотря на длительный период, в течение которого осуществляется программа приватизации государственного имущества, проблемы ее правового регулирования в России до настоящего времени не разрешены. До сих пор приватизация государственного и муниципального имущества в России не закончена, хотя следует отметить, что уже осуществлено отчуждение значительной части государственного и муниципального имущества в собственность юридических и физических лиц. В то же время законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие механизм осуществления приватизации, требуют нового осмысления и научных рекомендаций с целью их дальнейшего совершенствования и стабилизации гражданско-правовых отношений, направленных на повышение жизненного уровня и благосостояния граждан России. Это обусловлено тем, что нормативные акты, ранее регулировавшие процесс приватизации, уже устарели,  а новые либо не были приняты, либо нуждается в существенной доработке.

Определенные трудности  процесса приватизации, с которыми сталкивается законодатель в настоящее  время, накладывают отпечаток на реформирование экономики России и  правового регулирования приватизации. Приватизация государственных и  муниципальных предприятий остается одним из источников пополнения бюджетов всех уровней, но, что особенно важно, в этой связи встает задача переориентации целей приватизации и ее правового  регулирования в направлении  структурной перестройки экономики, что, несомненно, требует совершенствования  правового регулирования гражданско-правового  процесса приватизации в новых условиях.

Целью курсовой работы является комплексное исследование правового регулирования приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть понятие и  цели приватизации;

2) исследовать субъекты  и объекты приватизационных отношений;

3) проанализировать правовое  регулирование процедуры приватизации;

4) выявить основные направления совершенствования правовой базы приватизации.

5) выявить пробелы законодательства  и предложить пути их решения.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения в области приватизации государственного или муниципального имущества.

Предметом курсового исследования выступают проблемы правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества.

Методологической основой  курсового исследования являются:

– логический метод – метод, основанный на использовании основ логики – науки о законах и формах мышления;

  – исторический метод – сводится к необходимости изучения главных событий истории того или иного государства, правовой системы, этапов их становления и развития, учета менталитета народов, их исторических традиций, особенностей культуры;

– системно – структурный метод – метод, который исходит из того, что каждый объект познания, будучи единым целостным, имеет внутреннюю структуру, т.е. разделяется на составные элементы, отдельные части, и задача исследователя заключается в том, чтобы определить их число, порядок организации, связи и взаимодействие между ними;

– сравнительный метод  – использует поиск и обнаружение  общих, особенных и индивидуальных  черт в том или ином политико – правовом явлении, сопоставление  государственных  и юридических  систем, их структурных компонентов  с целью установления сходств  и различий между ними.

Нормативной основой работы являются федеральный закон « О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ) и Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г ( в ред. от 28.11.2011 N 337-ФЗ).

В качестве теоретической  основы  курсового исследования выступают труды таких выдающихся правоведов, как: Алексеева Д,Г., Андреева Л,В., Белых В.С., Берсункаев Г. Э., Випиченко С.И, Камышинский В.П., Комарицкий С.И., Скворцов О.Ю. Тяпкина Е.А и др.

Структура курсовой работы содержит: введение, основную часть, состоящую  из 2 глав, разбитых на параграфы, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ

 

 

1.1. Понятие и основные цели приватизации

 

 

Приватизация является новым  правовым институтом для отечественного правопорядка, посредством которого создаются условия для перехода от государственной системы экономики  к системе свободного рынка. Под  ней понимают передачу имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, в частную собственность  граждан и юридических лиц  в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и  муниципального имущества.1

В доперестроечный период наше государство взвалило на себя непосильное экономическое бремя, с которым само не могло справиться. В руках государства было сосредоточено  около 90 % основных производственных фондов страны. Государственная собственность  оказалась обюрокраченной и оказененной, недостаточно восприимчивой к достижениям  научно-технической революции.

Процесс приватизации, по замыслам проводников политики приватизации, должен был привести к воссоединению средств производства с работниками производства, а собственность должна была обрести свое подлинное содержание, основанное на строгом различении «моего» и «твоего».

Российская  приватизация носила беспрецедентный  характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие  от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения  эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества2.

В начале 1992 г., несмотря на процесс передела государственного имущества в ходе спонтанной приватизации, государственная форма собственности оставалась преобладающей, а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота.

Только в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.

В Российской Федерации процесс  приватизации осуществляется по трем основным направлениям: приватизация государственных предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих  публично-правовым образованиям; приватизация жилья; приватизация земельных участков3.

По каждому из этих направлений  государство преследует определенные цели. Так, для приватизации госпредприятий изначально формулировались следующие  цели: формирование «слоя» частных  собственников; повышение эффективности  деятельности предприятий; социальная защита населения, развитие объектов социальной инфраструктуры; стабилизация финансового положения Российской Федерации за счет средств, поступивших от приватизации; создание конкурентной среды и привлечение иностранных инвестиций.

Приватизация при этом в основном была возмездной, и лишь в некоторых случаях на первоначальном этапе допускалось безвозмездное  отчуждение государственной собственности (посредством наделения всех граждан  приватизационными ваучерами, дающими  право на приобретение акций приватизируемых  предприятий, посредством бесплатного  распределения части акций среди  работников предприятия и т.п.).

Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, экономическом, юридическом и др.

В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой совокупность взаимосвязанных  и целенаправленных действий субъектов  приватизации по передаче объектов государственной  и муниципальной собственности  в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при  непосредственном участии специальных  органов государства и муниципальных  образований в установленных порядке и формах.4

Экономический аспект приватизации связан с категорией «собственность». С точки зрения экономической  теории собственность – это отношения  между людьми по поводу вещи. Понять экономическое содержание собственности  можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного  общества. Она (совокупность) включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления. Приватизация является способом распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.

Правовой аспект приватизации находит отражение в следующих  моментах. Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ  по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д.

Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает  приватизацию как производный способ приобретения права собственности. Переход права собственности  объектов приватизации определяется договором  купли-продажи. Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; договор о  продаже приватизированного имущества – основание возникновения, изменения и прекращения гражданских прав.

Приватизация является специальным основанием прекращения права публичной собственности и возникновения права частной собственности в результате передачи соответствующего имущества частным лицам в порядке и способами, предусмотренными законами о приватизации.

Под приватизацией в соответствии с формулировкой, даваемой в законе, понимается возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Существует мнение о том, что приватизация представляет собой  определенную деятельность. Как отмечает В.П. Камышанский, приватизация представляет собой возмездную, если иное не предусмотрено законом, организованную и целенаправленную деятельность по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, осуществляемую по решению и при непосредственном участии специальных органов в определенное время, в установленном порядке и формах5.

Приватизация преследует несколько основных целей, которые указываются в государственной программе приватизации. 6 К числу таких целей относятся:

а) повышение эффективности  российской экономики в целом  и деятельности отдельных предприятий  на основе структурной перестройки экономики;

б) формирование широкого слоя частных собственников как экономической  основы рыночных отношений;

в) вовлечение в процесс  приватизации населения путем продажи  приватизируемого государственного и  муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых  аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;

г) завершение в основном приватизации крупных и средних  предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»;

д) привлечение в производство инвестиций, включая иностранные;

е) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных  собственников (акционеров).

В процессе приватизации некоторые  цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов. 7

Приватизацию в узком (строгом) смысле слова надо отличать от разгосударствления и коммерциализации. Разгосударствление можно коротко  охарактеризовать как ослабление монополии  государства в сфере управления экономикой путем преобразования государственных  предприятий в иные организационно-правовые формы. В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная  собственность не превращается в частную. В свою очередь, коммерциализация представляет собой реорганизацию государственных и муниципальных предприятий путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением им права юридического лица без изменения форм собственности.

В экономической литературе было высказано мнение о широкой  трактовке понятия «приватизация». Так, российский ученый А. Радыгин считает, что определение приватизации в  широком смысле включает не только приватизацию в собственном смысле, но и процесс модификации управления государственным предприятием без  отчуждения имущественных прав на основе подряда, аренды и других договоров8. Синонимом такой трактовки в значительной мере является понятие «разгосударствление».

Широкая трактовка приватизации характерна и для ученых запада. Например, профессор Э. Савас под приватизацией понимает осуществление разнообразных мероприятий по изменению масштабов деятельности государства либо по усилению роли частного сектора в предпринимательской деятельности9. Названный ученый включает в понятие «приватизация» мероприятия по усилению ориентации общества на частые интересы. Американские ученые X. Фейгенбаум и Д. Хениг рассматривают тактическую приватизацию как средство, направленное на достижение политических целей конкретных партий, политиков или заинтересованных групп. Последние стремятся к изменению баланса власти путем привлечения своих союзников и вознаграждения тех, кто их поддерживает.

referat911.ru

Правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества

На основании и в  соответствии с указанным Законом  отношения по приватизации могут  регулироваться иными федеральными законами и нормативными актами, а  также законодательством субъектов  РФ и актами органов местного самоуправления, которые не могут противоречить Закону «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, например, Московская городская Дума приняла Закон “О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы”.

Важным звеном в законодательстве о приватизации являются также ежегодно утверждаемые Правительством РФ прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год. В указанных документах определяются основные направления приватизации на соответствующий период и содержатся перечни объектов, подлежащих приватизации. Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Регулированию приватизации государственного и муниципального имущества посвящен ряд подзаконных нормативных актов, а так же на основе как ранее принятых Законов о приватизации, так и последнего приватизационного Закона сложилась довольно обширная судебно-арбитражная практика.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества устанавливаются  законом. При этом действует принцип, согласно которому приватизация может  осуществляться только теми способами, которые предусмотрены законом. Перечень этих способов является исчерпывающим  и расширительному толкованию не подлежит. В том случае, если отчуждение имущества из государственной в  частную собственность осуществлена способом, не предусмотренным законом, соответствующая сделка считается  недействительной (ничтожной) и имущество  подлежит возврату в государственную  собственность.

Действующий закон предусматривает  следующие способы приватизации:

1) преобразование унитарного  предприятия в открытое акционерное  общество; 1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

В широком смысле приватизация представляет собой деятельность, совершаемую в установленные законом сроки, порядке и формах. Однако эта деятельность приводит к изменению правоотношений собственности, то есть к определенным правовым последствиям. В связи с этим в юридической литературе “возник вопрос о том, что в данном случае должно быть признано сделкой: весь процесс приватизации либо непосредственно договор, заключаемый с приобретателем имущества”.19

Согласно ст. 8 ГК РФ основаниями  возникновения гражданских прав и обязанностей наряду с другими  являются сделки, акты государственных  органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с Законом  о приватизации 2001 г. процесс приватизации включает несколько этапов:

1. Подача заявки на приватизацию. Инициатором проведения приватизации имущества может быть Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

2. Принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта.

Решение о приватизации принимается  Правительством РФ или Росимуществом  согласно их компетенции в соответствии с прогнозным планом приватизации. Решение о приватизации содержит сведения о составе и характеристике имущества, способе приватизации имущества, нормативной цене, сроке рассрочки платежа (при ее предоставлении), а также иные сведения, необходимые для приватизации имущества. Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю. Нарушение порядка принятия решения о передаче имущества является осонованием недействительности сделки. Так ФАС Московского округа по делу о признании недействительным распоряжения о безвозмездной передаче имущества,  удовлетворил требование истца поскольку при вынесении распоряжения нарушен порядок принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, не доказано наличие предложения органа местного самоуправления на передачу имущества, не определены подлежащие передаче объекты.20

3. Составление и утверждение плана приватизации.

В случае принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают  комиссию по приватизации и устанавливают  срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести  месяцев со дня принятия решения  о приватизации и может быть продлен  органом по управлению имуществом не более чем на один год.  В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. Государственное или муниципальное имущество может быть реализовано по цене не ниже нормативной, определяемой в порядке, установленном Правительством РФ. Нормативная цена – минимальная цена, по которой возможно отчуждение приватизируемого имущества. Основным правилом является необходимость реализации имущества по цене не ниже начальной, которая устанавливается на основании отчета независимого оценщика о рыночной стоимости соответствующего имущества по законодательству об оценочной деятельности. Оценка обязательна в случае вовлечения в сделку объектов оценки, полностью или частично принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении таких объектов оценки.21 План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

4. Заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора.

При этом сделками признаются действия граждан и юридических  лиц, направленные на установление, изменение  или прекращение гражданских  прав и обязанностей 22. По мнению Д.В. Пяткова, решения об утверждении условий приватизации также следует относить к сделкам. Сделка должна быть односторонней, поскольку исходит только от полномочных органов государства или муниципальных образований и “устанавливает (изменяет, прекращает) известное конкретное правоотношение”23. Данная точка зрения находит поддержку и в арбитражной практике.

Так, Федеральный Арбитражный  Суд Уральского округа признал верными  выводы судов первой и апелляционной  инстанций о том, что “план приватизации в части включения в уставный капитал истца объектов социально-культурного  назначения, к которым относится  здание детского сада”, является ничтожной сделкой в силу ст. 168 ГК РФ24. Аналогичный подход отражен и в других судебных решениях. 

По мнению же О.Н. Садикова, утвержденный план приватизации является тем административным актом, который  порождает право требовать заключения договора купли-продажи приватизируемого объекта (сделки приватизации)25.

Таким образом, процесс приватизации включает перечисленные этапы, которые  выступают в качестве юридических  фактов. Для возникновения, изменения  и прекращения правоотношений собственности  в процессе приватизации необходим  юридический состав, который включает как административные правоотношения (принятие государственным органом  или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного  объекта; составление и утверждение  плана приватизации), так и гражданские  правоотношения (заключение с приобретателем приватизируемого имущества договора).

Нормативно основой приватизации являются Гражданский Кодекс Российской Федерации и ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а так же ряд подзаконных нормативных актов и довольно обширная судебно-арбитражная практика.

 

 

2.2 Основные направления совершенствования правовой базы приватизации

 

 

Несмотря на позитивные изменения  в сфере становления и развития правовых основ приватизации, можно  констатировать сохранение целого ряда проблем, недостатков, спорных вопросов, требующих нормативного разрешения и урегулирования.

Законодательство о приватизации является комплексным (частно – публичным), хотя во многом оно носит ярко выраженный административно-правовой характер.

Практически значимым является вопрос о соотношении гражданского законодательства и законодательства о приватизации. Общее правило  о таком соотношении сформулировано в ст. 3 ГК РФ, где говорится о  том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, иных правовых актах, должны соответствовать  Кодексу. Вместе с тем особенности  гражданско-правового регулирования  тех или иных вопросов устанавливаются  законодательством о приватизации, если в ГК РФ имеется на этот счет соответствующая ссылка. Например, п. 3 ст. 96 ГК РФ прямо указывается на то, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации. Аналогичное правило содержится в п. 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах. Более того, в данном Законе предусмотрено, что указанные особенности действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в этом акционерном обществе, но не позднее окончания установленного планом приватизации данного предприятия срока приватизации. Одним словом, названный Закон отвечает на важный вопрос: когда прекращается действие законодательства о приватизации?

Нельзя не согласиться с С.А. Хохловым в том, что существование в России двух систем собственности (одна система собственности, созданная на основе приватизированного законодательства, другая – на основе общего гражданского законодательства) – ненормальное явление. Эту большую проблему нужно решать путем издания специальных актов, определяющих пределы действия законодательства о приватизации.26

Е.А. Суханова затрагивает другой важный аспект приватизации, заслуживающий отдельного рассмотрения. Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о приватизации 2001 г. и ст. 217 ГК РФ покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных ст. 25 Закона о приватизации 2001 г. Очевидно, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования. Однако согласно п. 2 ст. 30 Закона о приватизации 2001 г. объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в п. 1 данной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.27 Из этого возникает вопрос, может ли приватизация стать основанием возникновения не только частной, но и муниципальной собственности?

Законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества по-прежнему не может быть реализовано надлежащим образом в отсутствие ряда нормативных правовых актов, которые бы позволили избежать возможности включения в перечень объектов, подлежащих приватизации, тех из них, которые имеют стратегически важное значение для общества и государства. Для этого необходимо принятие федерального закона “О государственной собственности” и внесение необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” для установления тех объектов, которые могут находиться только в государственной и муниципальной собственности и не подлежат приватизации. Кроме того, необходимо разработать и принять федеральный закон “О разграничении государственной и муниципальной собственности”.

Процесс законодательного урегулирования вопросов разграничения государственной собственности на федеральную, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную до сих пор не завершен.

Прежние акты, регулирующие процесс разграничения государственной  собственности на «три уровня», устарели. Новые акты фактически не были приняты. Учитывая, что процесс приватизации будет продолжаться, целесообразно осуществить также полную инвентаризацию объектов государственной собственности, разделив реестр неприватизированной собственности на федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальный. В этой связи необходимо законодательно закрепить критерии отнесения госпредприятий к конкретному виду собственности, типы этих предприятий, статус их руководящих работников и трудовых коллективов.

Особую актуальность указанной  проблеме придает развитие административной и федеративной реформ, предполагающих детальное разграничение предметов  ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти.

При этом необходимо учитывать, что задача разграничения предметов  ведения и полномочий не может  быть решена путем материального  разделения объектов собственности  между различными уровнями власти. В частности, Конституционный Суд  Российской Федерации в своем  решении по делу о конституционности  Лесного кодекса Российской Федерации пришел к выводу, что при разграничении предметов совместного ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации происходит распределение круга полномочий разных органов власти в осуществлении регулирования общественных отношений в сфере совместного ведения (то есть разграничиваются не объекты, а правомочия собственника). 28Это необходимо для того, чтобы «при принятии соответствующих решений была возможность обеспечить учет и согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов».

Так же надо признать справедливым мнение о том, что в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не искать объекты приватизации «от обратного». 29

Еще одной недоработкой в  законодательстве о приватизации является то, что фактически отсутствует правовая база для приватизации объектов собственности Российской Федерации за рубежом.

Анализ правового регулирования  зарубежной собственности показывает, что действующая нормативная  правовая база не определяет порядок  приватизации объектов федеральной  собственности, находящихся на территории иностранных государств, имеются  лишь единичные нормативные правовые акты в этой сфере.

В Государственной программе  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в Российской Федерации содержатся отсылочные нормы, определяющие условия возможной приватизации объектов зарубежной собственности: в частности, в порядке, установленном законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а в отношении объектов, находящихся на территории независимых государств (бывших республик СССР), – после урегулирования вопросов о правах собственности на основе межправительственных и межгосударственных соглашений.

referat911.ru

Курсовая работа: Приватизация государственной собственности

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА……………………………………………… 4

1.1.Понятие и правовые основы приватизации государственного

имущества в РФ…………………………………………………………………………. 4

1.2. История развития приватизации государственного

Возможно вы искали – Дипломная работа: Приватизация жилых помещений

имущества в РФ…………………………………………………………………………. 6

1.3.Субъекты и объекты приватизации………………………………………. 10

Глава 2.ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В РФ 15

2.1.Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества…………………………………………………….. 15

2.2. Проблемы приватизации в России и пути их решения…………… 19

Похожий материал – Дипломная работа: Приватизация жилых помещений

Глава 3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………… 28

3.1.Цели, задачи и принципы приватизации государственноо имущества в области……………………………………………………………………………………. 28

3.2Прогнозный план приватизации государственного имущества в Ростовской области……………………………………………………………………………………. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….. 39

Очень интересно – Реферат: Приватизація землі в Україні

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………… 60

Введение

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства – равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.

Важнейшими направле­ниями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, прива­тизация и развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударст­вления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проана­лизировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Вам будет интересно – Реферат: Приватна детективна і охоронна діяльність

Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвести итоги этого процесса.

Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявление сильных и слабых сторон приватизации в РФ. Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:

· рассмотреть сущность, понятие приватизации государственного имущества в РФ

· проследить за этапами развития приватизации в РФ

· определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности

Похожий материал – Реферат: Привлечение в качестве обвиняемого

· выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ

· раскрыть экономическую характеристику приватизации

Предмет исследования – экономические, правовые и организационные процессы приватизации государственного имущества.

Объект исследования – государственное имущество как объект приватизации.

К-во Просмотров: 126

Бесплатно скачать Курсовая работа: Приватизация государственной собственности

cwetochki.ru

Приватизация государственного и муниципального имущества — курсовая работа

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА……..…..5

    1. Приватизация государственного и муниципального имущества…………………………………………………………..……………..5
    2. Субъекты и объекты приватизации……………….………….……10

ГЛАВА II. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ …………..………..15

 2.1. Система государственных органов осуществляющие приватизацию, способы и порядок приватизации…………………………….15

              2.2.Несовершенство правового регулирования приватизации муниципального имущества……………………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…28

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………31

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена на неразрешенных проблемах гражданско-правового регулирования приватизации. Приватизация осуществлялась с множественными нарушениями и без того неидеального законодательства, что привело к ряду негативных экономических и социальных последствий.

Законодательные и иные нормативно-правовые  акты, регулирующие механизм осуществления приватизации, требуют нового осмысления и научных рекомендаций с целью их дальнейшего совершенствования и стабилизации гражданско-правовых отношений, направленных на повышение жизненного уровня и благосостояния граждан России.

Отличительная черта российской приватизации состоит в том, что она принципиально изменила социально-экономическую систему общества, создала качественную новую материальную основу общественного устройства. Образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции – все это является результатом приватизации.

Законодательство о  приватизации государственного и муниципального имущества отличается противоречивостью нормативно-правых актов и характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков, которые постоянно меняются.

В целом же приватизация государственного и муниципального имущества имеет огромное значение. Она затронула практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их.

Целью данной курсовой работы является исследование правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества и разработка предложений законодателю по совершенствованию приватизации.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

– охарактеризовать понятие приватизация и выяснить ее сущность;

– рассмотреть основные принципы и цели приватизации;

– определить, что входит  в понятие объекта приватизации;

– рассмотреть кто является субъектами

приватизации государственного и муниципального имущества;

– проанализировать нормативно-правовую базу

процесса приватизации;

– изучить основные  способы приватизации государственного  и муниципального имущества;

При написании курсовой работы использованы нормативно –  правовые акты: Конституция Российской Федерации1, Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая, третья)2 (далиее ГК РФ), Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Федеральный Закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и другие.

Вопросам и проблема приватизации посвящено большое количество работ ученых экономистов, юристов, социологов, например, таких как: Белых В.С., Камышанский В.П., Крусс В.И., Моисеева Е.В., Петров С.И. и др. работы некоторых из них использованы в данной курсовой работе.

Структура работы состоит из оглавления, введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и из списка источников.

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

1.1.Приватизация государственного и муниципального имущества

 

            Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота. Этим, в частности, объясняется отсутствие специальных норм о приватизации в Гражданском кодексе и в других общих актах гражданского законодательства.

Приватизация является новым правовым институтом для отечественного правопорядка, посредством которого создаются условия для перехода от государственной системы экономики к системе свободного рынка. Под ней понимают передачу имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества3.

Таким образом, приватизация является специальным основанием прекращения права публичной собственности и возникновения права частной собственности в результате передачи соответствующего имущества частным лицам в порядке и способами, предусмотренными законами о приватизации.

В Федеральном Законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» дается несколько иное определение приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.4

Из указанного определения  следует, что:

– приватизация носит  возмездный характер;

 -приватизация как процесс представляет собой деятельность государства и муниципальных образований, направленную на уменьшение доли собственности этих публично-правовых образований в экономике страны.

Существует мнение о  том, что приватизация представляет собой определенную деятельность. Как отмечает В.П. Камышанский, «приватизация представляет собой возмездную, если иное не предусмотрено законом, организованную и целенаправленную деятельность по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, осуществляемую по решению и при непосредственном участии специальных органов в определенное время, в установленном порядке и формах»5.

В широком смысле приватизация представляет собой деятельность, совершаемую в установленные законом сроки, порядке и формах. Однако эта деятельность приводит к изменению правоотношений собственности, то есть к определенным правовым последствиям.

До перестройки наше государство взвалило на себя непосильное экономическое бремя, с которым само не могло справиться. В руках государства было сосредоточено около 90 % основных производственных фондов страны. Государственная собственность оказалась обюрокраченной и оказененной, недостаточно восприимчивой к достижениям научно-технической революции.

Процесс приватизации, т.е. передачи государственной и муниципальной собственности в частную собственность юридических и физических лиц, по замыслам проводников политики приватизации должен был привести к воссоединение средств производства с работниками производства, а собственность должна была обрести свое подлинное содержание, основанное на строгом различении «моего» и «твоего».

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и  муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

            3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Российская приватизация носила беспрецедентный  характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие  от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества6.

В начале 1992 г., несмотря на процесс  передела государственного имущества в ходе спонтанной (или «номенклатурно-бюрократической») приватизации, государственная форма собственности оставалась преобладающей, а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота.

Всего в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс. А за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности.

Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход  к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности  получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции7.

Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение пятнадцати лет, привели к существенному  изменению структуры собственности  в Российской Федерации в целом. На сегодняшний день она выглядит примерно так: 77 % – частная собственность, 13 % – прочие формы собственности (общественных объединений, например), 6% – муниципальная, 4% – государственная.

В Российской Федерации  процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям:

а) приватизация государственных  предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям;

б) приватизация жилья;

в) приватизация земельных  участков8.

По каждому из этих направлений государство преследует определенные цели. Так, для приватизации госпредприятий изначально формулировались следующие цели:

– формирование «слоя» частных собственников; повышение эффективности деятельности предприятий;

– социальная защита населения, развитие объектов социальной инфраструктуры;

– стабилизация финансового положения Российской Федерации за счет средств, поступивших от приватизации;

– создание конкурентной среды и привлечение иностранных инвестиций.

В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов. Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель – перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами).

Итак, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и  нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации.

 

1.2. Объекты и субъекты приватизации

 

Закон 1991 г. содержал обширный перечь объектов приватизации, для  обозначения которых, использовались неюридические термины.

 К объектам приватизации  относились:

– предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий;

-оборудование, здания, сооружения; лицензии, патенты и другие материальные активы предприятий;

myunivercity.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *