Что в аспирантуре пишут – Аспирантура — Википедия

Содержание

что такое и для чего нужна?

Аспирантура – что такое? Для чего нужна? Многим молодым людям, которые учатся в университете или только собираются поступать, интересны подобные вопросы. Что же это такое? Аспирантура является основной формой подготовки кадров, имеющих высшую квалификацию. Раньше сие считалось уделом меньшинства. Поступить в нее было возможно только по специальному направлению от института, где работал специалист с дипломом.

Поступающему предстояло узнать, что такое аспирантура, выдержав серию вступительных экзаменов по специальности, философии и иностранному языку, а также пройдя отборочный конкурс.

Такие же особенности остались и сегодня. Есть только одно исключение: поступить туда может любой выпускник высшего учебного заведения, у которого есть склонность к научной и исследовательской деятельности и который стремится полностью реализовать себя в научных изысканиях. Что такое аспирантура и зачем она нужна? Это форма обучения, цель которой – подготовка высококвалифицированных кадров для учебных заведений и других научных учреждений, а также для тех социальных сфер, где без науки не обойтись.

Обучение

Итак, ваша цель – аспирантура. Что такое это – теперь ясно. Как же ведется обучение? Существует две формы – заочная и очная. Срок обучения на очной составляет три года. Заочная длится на год дольше. Организация процесса обучения имеет множество серьезных отличий от организационных форм в высших учебных заведениях. Конечно, здесь также имеются лекционные занятия, семинары и экзамены, но часов на подобные занятия выделяется гораздо меньше в сравнении с тем, что обучающиеся должны выполнять самостоятельно в качестве своей научно-исследовательской деятельности. Что такое аспирантура? По сути, обучение здесь является скорее индивидуальным, чем коллективным.

На все время учебы для каждого аспиранта составляется индивидуальный план, где прописаны все основные виды работ, их сроки, а также результаты выполнения. По собственному плану человек каждый год должен отчитываться на специальном заседании научной лаборатории или кафедры, на которой он обучается. Результаты такого обсуждения позволяют перевести его на следующий учебный год.

Каждый аспирант за время своего обучения должен сдать три обязательных экзамена: по своей специальности, истории и философии, а также по иностранному языку. Для того чтобы учащиеся успешно сдали кандидатские экзамены, учебное заведение устраивает дополнительные занятия. Такие условия ставит аспирантура. Что такое кандидатский экзамен? Это испытание, пройдя которое, человек получает звание кандидата наук.

Научный руководитель

Этот человек является для аспиранта главным лицом. Научным руководителем обычно назначают того, кто является в своей области ведущим ученым. Как правило, это либо доктор наук, либо профессор. Научный руководитель помогает аспиранту выбрать тему кандидатской диссертации. Вместе они составляют план и советуются по всем основным вопросам, касающимся исследования аспиранта.

Диссертация кандидата

Это главное испытание, которое ставит перед молодым ученым аспирантура. Что такое кандидатская диссертация? Она отличается от дипломной работы или диссертации магистра тем, что защищается в специальном диссертационном совете, в который входят ученые в конкретных отраслях, являющиеся авторитетами. Стоит отметить, что такой совет может быть организован как при учреждении, где проходит непосредственно обучение, так и при другом научном или образовательном учреждении.

Сфера деятельности аспиранта

После успешного окончания и защиты кандидатской диссертации аспиранту присваивается звание кандидата наук. Теперь он вполне может занять высокооплачиваемую должность в какой-либо организации или учреждении по тому профилю, который он избрал для себя.

Таким образом, если человек решает связать жизнь с научно-исследовательской деятельностью, он интересуется тем, что такое аспирантура и магистратура. Перед ним стоит выбор. Чтобы стать кандидатом наук, нужно закончить аспирантуру, защитив диссертацию. Магистерская степень же станет ступенькой на пути к статусу аспиранта.

fb.ru

7 причин бросить аспирантуру — T&P

Министр образования Ольга Васильева заявила, что необходимо сократить число аспирантов на кафедре до двух-трех человек. По ее словам, поступать в аспирантуру должны «только достойные». Одной из причин, которая заставила Минобрнауки задуматься о таком сокращении, является то, что диссертацию защищают не более трети поступивших. «Теории и практики» поговорили с неудавшимися кандидатами наук и составили список причин, по которым российские аспиранты не доходят до финиша.

1. Аспирантура низко оплачивается, а совмещать ее с работой почти невозможно

Анастасия Волосатова

редактор

тема диссертации: «Особенности позиционирования и редакционной политики делового издания: модель газеты Les Echos (Франция)»

После защиты диплома и госов на журфаке МГУ было страшно уходить с факультета так сразу: жилья не было, работы тоже. В аспирантуре давали общагу в главном здании, плюс мне нравилось писать научные работы, выступать на конференциях. Так что не поступать означало скорее замкнуть этот круг, начать новую жизнь.

Сразу скажу, что общежитие в главном здании МГУ — это вообще отдельный разговор. Я до этого там не была и не представляла, что меня ждет. И вот мы приезжаем с грудой вещей: вонь, взрытый паркет, ржавое судно вместо пола в душе. От ужаса спали втроем с девчонками на своих матрасах. В итоге через пару недель переехали на съемную квартиру.

Я поступила на новую кафедру с новым научным руководителем (училась на рекламе, но меня больше интересовала французская журналистика) и фактически лишилась поддержки, ведь всем известно, что отношения на кафедре и влияние научника — чуть ли не половина успеха. Потом нашлась работа — времени на посещение кафедральных встреч не стало. Пока я сдавала кандидатские, мне представилась возможность устроиться на французский сайт телеканала RT. Но до экзамена по французскому меня не допустили: я не ходила на занятия и не делала переводы. Я пыталась объяснить, что как раз работаю с языком, но мне нельзя уйти на занятия посреди дня. Это и стало камнем преткновения, и меня попросили отчислиться с правом восстановления.

Сейчас мой график нормализовался, и я бы могла вернуться, но уже нет желания. Во-первых, не к кому. Если бы был руководитель, который бы меня поддерживал, защищал мои интересы на кафедре, было бы больше мотивации. Кроме того, условия аспирантуры не накладываются на действительность: жить в разваливающейся общаге и получать три тысячи за доступ к науке — не то, чего ты ждешь после окончания МГУ. Так что пока я смотрю на научную жизнь журналистики со стороны. Присматриваюсь. Но, к сожалению, не к журфаку.

2. Руководители используют аспирантов как бесплатную рабочую силу

Ирина Кузнецова

преподаватель английского языка

тема диссертации: «Термины методики преподавания современного английского языка как объект учебной терминографии: когнитивный и коммуникативный аспекты»

Я окончила Орловский государственный университет и, поскольку мужа по службе перевели в Москву, решила пойти в аспирантуру там, а не в родном вузе. У знакомого моего отца дочка окончила МГУ и посоветовала мне тоже идти туда, сказала, что ничего страшного там нет.

В аспирантуре я хотела получить знания, которые помогут мне в моем будущем трудоустройстве (по специальности я преподаватель английского и немецкого), и, соответственно, получить какой-то опыт. Мне было очень интересно узнать, как обучают в этом вузе, какие преподаватели, отличается ли программа.

Когда я пришла в аспирантуру на филологический факультет МГУ, я поняла, что люди там получают знания исключительно теоретического характера. То есть они мне понадобятся только в случае, если я в дальнейшем планирую преподавать в специализированном вузе. В плане методики образования, в плане языка эти знания практически ничего не дают.

Следующий аспект — это отношение к студентам из других вузов. У нас на курсе из одиннадцати поступивших немосквичами были только я и девочка из Петербурга, и никого не волновало, защитимся мы или нет, к нам относились как к назойливым мухам. Тех, кто изначально учился в МГУ, все знали, а судьба приехавших из провинции особенно никого не заботила.

Также меня поразила бесплатная практика. Она начинается на втором курсе и выражается в том, что студент аспирантуры ведет пары за других преподавателей в то время, когда они находятся в командировке или уехали в отпуск. То есть деньги за это получают преподаватели, а студенты все делают бесплатно. Я вела практику полгода на факультете иностранных языков, и никого не интересовало, чем я вообще занимаюсь на этой практике: я могла плясать, петь, смотреть фильмы со студентами. Какого-то педагогического или методического толка от этого не было.

Еще меня напрягало то, что я фактически работала личным секретарем у своего руководителя: покупала билеты, приносила кофе, распечатывала квитанции, отвозила эти квитанции ее знакомым, писала за нее письма, редактировала статьи. Если я не брала трубку или не была на связи, то мне все это выговаривалось и следовали угрозы, что я не напишу диссертацию.

Тем не менее к концу третьего года моя диссертация была готова, у меня были статьи в ваковских и неваковских журналах, были выступления на конференциях. Я ушла на летние каникулы с твердой уверенностью, что, когда вернусь осенью, моя диссертация будет вычитана, нам останется только пройти предзащиту, поправить ее и выходить на защиту. Но в сентябре научный руководитель предложила мне изменить тему диссертации и, соответственно, переписать две главы и добавить еще одну, а также выступить на нескольких научных конференциях. Это предполагало еще около двух лет сотрудничества. Продержавшись еще два года, я все равно не увидела никакого итога работы: на каждой встрече руководитель говорила, что все еще не проверила мою диссертацию. Честно, я не знаю, чего она от меня хотела: то ли она не могла найти замену на пост личного секретаря, то ли ей нужно было какое-то материальное поощрение. Я не стала вдаваться в эти вопросы и решила, что лучше с этим пока завязать.

3. В научных исследованиях мало внимания уделяется практике

Елена Силаева

администратор театральной лаборатории Gogol School

тема диссертации: «Эстетические искания А.В. Эфроса. От Ленкома к Малой Бронной»

Я училась в РГГУ на кафедре «История театра и театральная критика», это своего рода младшая сестра театроведческого факультета ГИТИСа, куда я и поступила в аспирантуру. Несмотря на то что еще на четвертом курсе я отчетливо начала понимать, что не хочу быть вечным студентом, и аспирантура не укладывалась в мою картину мира, к концу пятого я уже горела желанием попасть в ГИТИС. И тут, наверное, смешались несколько факторов: во-первых, очень манил ГИТИС — почему-то казалось, что это такой театроведческий оплот, к которому, раз уж есть такой шанс, надо приобщиться; во-вторых, ужасно привлекла перспектива продолжить работу и дружбу с моим научным руководителем, которая преподавала и в РГГУ, и в ГИТИСе. Работа с ней мотивировала на написание диплома как ничто другое. И ей достаточно было предложить мне попробовать поступить в аспирантуру в ГИТИС к ней на факультет — глаза загорелись, руки вспотели, ноги сами понесли на вступительные экзамены.

В аспирантуру мы поступали вместе с моей однокурсницей из РГГУ, после вступительных за нами так и закрепилось прозвище «девочки из РГГУ», и мы при поступлении хорошо себя зарекомендовали, на нас-то и возлагали все надежды по защите диссертации. Предвосхитили события, как оказалось.

Сейчас, по прошествии времени, понимаю, что год-полтора просуществовала на чистом кураже: и атмосфера, и преподаватели — все доставляло удовольствие. Не было самого основного — моей заинтересованности в собственной же исследовательской работе. Возможно, интерес переключился на мою работу в Большом театре, я начала там работать еще в процессе сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру. Впечатления от самой учебы были самые приятные, но и вечным студентом быть не хотелось, а очная аспирантура предполагала посещение всех лекций и, что больше всего меня удивляло, отсутствие работы, то есть это, кажется, даже в уставе университета прописано или в каких-то других правилах. Такая полная отдача себя, своего времени и сил исследованиям. Я оказалась не готова, четко поняла для себя, что если твое обучение в аспирантуре кому-то и нужно, то только тебе самому и для этого совершенно точно нужен особый склад ума и характера. Я не потеряла интерес к театру, к театральным процессам, театральному наследию, но заниматься глубоким исследованием я не хочу, по крайней мере пока. Возможно, я изначально неверно себя настроила на то, что аспирантура=учеба, и этим же загнала себя в тупик. Все равно не считаю, что потратила время зря или сделала что-то, что мне бы претило. Мне просто стало неинтересно, такое случается в жизни. Я все еще работаю в театральной сфере и зачастую при походе в театр во мне просыпается задремавший театровед.

4. Молодые люди часто идут в аспирантуру, просто чтобы получить отсрочку от армии

Алексей Зеленский

музыкант

Я учился в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания на звукорежиссуре. Когда заканчивал, у меня, как и у любого молодого человека в России, очень остро стоял вопрос с армией, и самым естественным способом как-то ее избежать было пойти в аспирантуру. При моем же институте была аспирантская кафедра культурологии, которая казалась неплохим вариантом: один из преподавателей там, например, был из тартуской школы, там учился сын профессора, к которому я специально окольными путями бегал слушать лекции по аудиовизуальным языкам в другой институт. Мне показалось, что это может быть интересным компромиссным вариантом.

Я туда поступил и начал заниматься диссертацией, она была основана на трудах Леви-Стросса, Делеза, Деррида, а также людей, которые не имеют прямого отношения к научному миру (например, Владимир Мартынов и Маршалл Маклюэн). И вскоре я обнаружил странный конфликт с моим руководителем и другими людьми на кафедре: они все время хотели выкинуть или максимально сократить все ссылки как раз на Мартынова, Маклюэна и в принципе сократить то, что казалось мне очень существенным в тексте.

Я понял, что научный метод не предполагает некоторых вещей, которые мне кажутся очень важными в этой работе, и постепенно начала закрадываться такая мысль, что диссертацию по моей теме невозможно написать так, чтобы оставаться верным источникам, которые я использую, потому что разрабатывать идеи Делеза и Деррида внутри строгого, по линейке вымеренного научного труда — это какое-то извращение. Кроме того, я уехал за границу, на меня перестал распространяться призыв, у меня родился сын, и я понял, что аспирантура будет требовать огромных бессмысленных затрат из-за ВАКа, из-за того, сколько мне предстоит бороться с самим собой, чтобы отказаться от своего видения текста и сделать его таким, каким он должен быть, чтобы его защитить. Тут есть такая типичная российская бессмысленность, когда ты изначально идешь в аспирантуру в первую очередь потому, что тебе грозит армия, а потом все должен делать строго определенным образом и при этом еще и думать о том, что этим ваковским изданиям надо платить, потому что они иначе не печатают работы и так далее. В общем, все, что связано с российской действительностью, абсолютно отравило идею того, что эту работу нужно довести до конца.

Если я и решу закончить диссертацию, то точно не в России, хотя тут это было бы важнее с той точки зрения, что здесь существует гораздо меньше работ на эту тему. Но я не вижу никакого смысла включаться в российскую большую академическую жизнь, потому что для меня очевидно, что первоначальный смысл этой ступени образования, к сожалению, очень сильно искажен из-за вопросов армии, бюрократии и так далее.

5. Жесткие академические рамки и бюрократия сильно ограничивают аспирантов

Даша

журналист

Я с красным дипломом окончила филологический факультет, один из самых престижных в России. Подумывала о том, чтобы продолжить учебу за границей, но мне был 21 год, в жизни творилось черт-те что, и после диплома сил на мотивационные письма и поиски грантов совсем не было. И тут в моем университете мне предложили трехлетний грант на аспирантуру с возможностью часть времени учиться в Европе. Это был самый легкий путь, и я согласилась.

У меня не было серьезных иллюзий по поводу того, что такое русская аспирантура, но все же реальность оказалась еще печальнее. Отечественная академическая наука сама по себе консервативна, и когда я заявила, что буду писать о музыкальном театре, это вызвало множество вопросов. Меня постоянно спрашивали, а филология ли это вообще, хотя в Европе таких вопросов ни у кого не возникает — междисциплинарные темы, напротив, кажутся там самыми престижными и привлекательными. Кандидатская диссертация — это не творческая и даже не столько научная работа, сколько доказательство того, что человек способен оформлять ссылки по всем ГОСТам и мириться со множеством бесполезных бюрократических процедур и ограничений. Я была не готова.

Я сдала кандидатский минимум и, поскольку хотела отработать свой грант, упорно пыталась что-то написать, но за мной никто особо не следил, а за полгода до конца аспирантуры меня попросили забрать документы. У университета начались проблемы с властью; ученый совет, который присваивает кандидатские степени, распустили, потом случилась история с «неэффективными вузами», которая коснулась и моего, так что надежды спокойно защититься в стенах своего университета почти не осталось, и обо мне окончательно забыли.

Не хочу винить обстоятельства — если бы у меня хватало мотивации защититься, я бы нашла способ это сделать. Но с самого начала аспирантуры я стала работать и забывать студенческую жизнь. Мне нравилась наука, и, наверное, я могла бы стать неплохим ученым, но мои амбиции оказались слишком приземленными, чтобы закрывать глаза на нищенские зарплаты в российских университетах и нулевой градус престижа, который дает кандидатская степень. И даже если бы я захотела преподавать за границей, в аспирантуре мне пришлось бы учиться заново — русское звание кандидата наук там мало что значит.

Забрав документы, я решила заняться журналистикой. Теперь то, что я пишу, читают люди, и это не пылится в архивах. Я знаю, что мои тексты, пусть это и не серьезные академические труды, кому-то нужны и порой даже меняют жизни. И когда я чувствую вину и обиду за незакрытый гештальт, я вспоминаю слова одного своего преподавателя. Комментируя статью Гаспарова, он говорил: «При всем уважении к Михаилу Леоновичу — для кого он это написал? Для бога филологии? Нет такого бога». Я восхищаюсь своими ровесниками, которые окончили аспирантуру и учат студентов, — это настоящие герои. Но для меня бог филологии умер.

6. Интриги на кафедре разочаровывают и отбивают вдохновение

Александр Демидов

преподаватель английского языка

тема диссертации: «Духовно-нравственная эволюция человека в философии Агни Йоги»

Я окончил журфак МГУ, но всю жизнь любил и изучал восточную философию и йогу. Армия мне совершенно не грозила, военный билет уже был на руках (абсолютно законный, кстати говоря), но пора было определяться, куда направиться дальше.

На пятом курсе наш лектор по истории зарубежной философии (замечательный профессор, очень его уважаю!) очень рекомендовал поступать в аспирантуру философского факультета на кафедру истории зарубежной философии.

Впрочем, рекомендация профессора стала скорее финальным поводом, чем причиной. Моей главной страстью и сферой изучения были агни йога и теософия. В мире современной философии это явно маргинальные учения, и относятся к ним скептически («Молодой человек! Может, займетесь Платоном или Гегелем вместо этой вашей эзотерики?»). Рерихов еще более-менее воспринимают (возможно, отдавая дань искусству и востоковедению), но озвучить имя Блаватской в контексте вклада в философию — все равно что черта в храме помянуть.

Тем не менее для меня агни йога и теософия всегда были (и остаются) мудрыми, благородными и нравственными учениями, возвышающими человека. И да, сильно недооцененными обществом. Я искренне полагал, что смогу раскрыть красоту этой философии и ввести ее в поле серьезного дискурса.

Честно признаюсь, после журфака я романтизировал философский факультет. Философия всегда была для меня источником нравственности и лучших человеческих стремлений. Попав на факультет, я весьма разочаровался. Подсмеивания над коллегами из ВШЭ за кафедральным столом, борьба за публикации, жесточайшие битвы за свои и только свои теории, слухи и сплетни о преподавателях (куда жестче и злее, чем на журфаке!). И зачастую — самое будничное отношение к философии. Все это портило впечатление и совершенно не вдохновляло. Становиться похожим на таких людей не хотелось. Были отдельные замечательные товарищи, но общая картина складывалась не самая радостная.

Еще мне очень хотелось приносить пользу. Чувствовать отдачу от 11 лет школы и 5 лет универа. Хотелось приложиться к делу — а здесь на горизонте снова маячили десятки часов в библиотеках, статьи, монографии, совещания, диссертации…

Наконец, философия в моем представлении есть нечто очень живое, а здесь к тем же статьям выдвинуты жесткие требования «научной академичности». Прямо свинцовый занавес. Такой подход выхолащивает то самое живое, что может дать философия человеку (мое мнение). Когда сказали, что мои статьи очень интересные и захватывающие, но их нужно переписать и привести к «научному» (читай: скучному и серенькому) виду, мне стало страшно тоскливо. Я понял, что мне пора. И совершенно не жалею.

Теперь я преподаю английский на языковых курсах детям от 10 до 70 лет и организовываю встречи с беседами о важных жизненных вопросах в свете восточного мировоззрения, буддизма, йоги. Чувствую себя гораздо счастливее. Успел также поработать в проектах по профориентации подростков и выбору жизненного пути (замечательный опыт!). Вполне возможно, займусь улучшением системы образования в будущем, а то она основательно устарела почти по всем мыслимым параметрам.

7. Личные причины

Екатерина Митина

сценарист, режиссер

тема диссертации: «Эмиграция евреев из Чехии в Палестину с 1897 по 1948 год»

Начиная с тринадцати лет у меня была мечта стать режиссером, я в принципе человек творческий: в детстве писала стихи, прозу, мне нравилось что-то придумывать. С братом мы мечтали снять наши игры на видео, чтобы это было как кино. Как у многих подростков моего поколения, у меня был кумир. В отличие от них, выбирающих себе более простых и понятных кумиров, моим кумиром был Владимир Ворошилов, автор и ведущий программы «Что? Где? Когда?».

Но родители настояли на том, чтобы я пошла на историка, так как туда было проще поступить. Тем не менее я всегда думала, что если окончу истфак, то обязательно получу второе высшее, пойду на режиссера. И мне перспектива писать диссертацию на историческую тему была не очень интересна.

Но мой папа и мой молодой человек просто загнали меня в аспирантуру силком. Папа меня убеждал, что, дескать, если ты пойдешь в аспирантуру, то у тебя будет кусок хлеба и ты всегда сможешь заработать себе на жизнь, если будешь кандидатом наук. А мой любимый человек сказал: «Слушай, у тебя крутая тема, российская иудаика просто умрет, если ты это не увековечишь».

Я поступила в ИСАА на кафедру иудаики. В обучении было много положительных моментов: у меня был просто замечательный научный руководитель, я его до сих пор очень нежно люблю. Кроме того, аспирантура мне была полезна с той точки зрения, что мне там исправили английский язык. Языковое образование на истфаке и в ИСАА — это совершенно разные вещи.

На втором году обучения у меня случилась депрессия из-за сложных отношений с любимым человеком, и аспирантура постоянно мне о нем напоминала. В то же время я вообще не понимала, как писать диссертацию на мою тему. Мои о ней представления не устраивали научного руководителя и завкафедрой: они говорили, что это не исследование, а беллетристика. Но я их не осуждаю: в том виде, в котором я это писала, это действительно не было историческим исследованием.

Плюс у меня было огромное желание уехать куда-нибудь из России, чтобы меня просто никто не трогал, и, может быть, там что-нибудь и написать. Под этим соусом я подала заявление об отчислении из аспирантуры и уехала в Израиль. Я действительно потратила очень много сил: выиграла грант, сидела в сионистском архиве и, вернувшись в Москву, пыталась все-таки что-то написать.

В это же время я решилась поступить на режиссерские курсы при ВГИКе, и мне там было безумно интересно. Этюды, работа с актером — это было что-то потрясающее. Особенно здорово, когда начинает рождаться образ и ты с актером его творишь вместе. Вот это сотворчество и счастье от него не заменят никакие исторические исследования. Кроме того, я за этот год попробовала себя в качестве ассистента режиссера на документальном фильме, познакомилась с известными людьми театра и телевидения.

Год где-то я пыталась совмещать, но потом меня настолько захватил мой проект, что я уже не могла думать об истории. Я поняла, что совмещать псевдопопытки научной деятельности с работой в кино просто невозможно. Думаю, что все-таки напишу диссертацию, когда сниму фильм, но не уверена, что на эту тему, потому что, в принципе, она недиссертабельна вообще.

Сейчас я работаю над фильмом о Владимире Ворошилове, о человеке, который был моим кумиром в подростковом возрасте. Когда мне исполнилось двенадцать лет, я впервые увидела игру «Что? Где? Когда?», и у меня возникло ощущение, что мы с ним родственные души и что я могла бы о нем рассказать по-другому, чем это делалось до меня. Мне кажется, что если бы мы общались, то, может быть, он не чувствовал бы себя таким одиноким. В данный момент идет подготовка к съемкам и мы с продюсером ждем разрешения на съемки от его родственников.

theoryandpractice.ru

Что такое аспирантура и зачем туда нужно поступать?

Многие студенты предпочитают продолжать обучение после получения диплома. Кто-то понимает, что ему близка наука, а другие не против сразу повысить квалификацию и стать претендентами на более престижные должности.

Остается только разобраться в разных формах образования. Этим мы и займемся в статье.

Что такое аспирантура и кто такие аспиранты?
Чем занимаются в аспирантуре?
Что такое соискательство в аспирантуре?
Чем отличается аспирантура от магистратуры?
В чём разница между аспирантурой и ординатурой?

Что такое аспирантура и кто такие аспиранты?

Аспирантурой называют особое структурное подразделение вуза или НИИ, в котором готовят ученых первой степени – кандидатов наук. А аспирант – человек, который получил высшее образование или даже стал магистром, поступил в аспирантуру, чтобы защитить диссертацию и стать обладателем ученой степени.

Кстати, само слово «аспирант» переводится с латинского как «стремящийся к чему-либо».

Чем занимаются в аспирантуре?

Конечно, в аспирантуре продолжают учиться. Это можно делать на дневном и заочном отделении. В первом случае продолжительность обучения составляет 3 года, во втором – 4. Кроме того, они активно занимаются научной работой: собирают и оформляют материалы для будущей диссертации, консультируются у своего научного руководителя.

Защищать кандидатскую диссертацию аспирантам предстоит членами диссертационного совета при конкретном учебном заведении.

Также аспиранты обязательно сдают кандидатский минимум. По сути, ничего страшного, обычные экзамены. Среди них экзамен по специальности, иностранному языку и философии науки. Еще одно важное уточнение: если вы учитесь в аспирантуре вуза, должны заниматься и педагогической деятельностью. Обычно аспиранты становятся помощниками научных руководителей.

Что такое соискательство в аспирантуре?

Соискательство – одна из форм подготовки научных кадров. Ученые сами работают над диссертационным исследованием и могут при хороших результатах рассчитывать на получение ученой степени кандидата наук.

Как правило, к соискательству прибегают уже состоявшиеся научные сотрудники – люди, которые уже работают в высших учебных заведениях или НИИ, успели обзавестись необходимыми знаниями и даже написали кандидатскую диссертацию.

То есть, проходить обучение в аспирантуре им фактически не нужно, а значит, нет необходимости в преподавательской деятельности на выбранной кафедре, участии в конференциях.

Все их время уходит на подготовку и должное оформление диссертационного исследования.

Чем отличается аспирантура от магистратуры?

В магистратуре обучение проходят студенты, которые получили диплом бакалавра и хотят повысить свою квалификацию, углубленно изучать выбранные предметы и подготовить научную работу по конкретной теме.

Получив диплом магистра, бывшие студенты могут работать по специальности, а также при желании преподавать в средних специальных учебных заведениях. Кроме того, после магистратуры намного легче поступить в аспирантуру.

Отличия аспирантуры от магистратуры заключаются в сроке обучения, уровнях подготовки и возможностях, которые получают студенты при успешном выполнении всех требований.

Если магистр вправе заниматься преподавательской деятельностью в техникуме, то аспирант уже вполне может читать лекции и проводить семинары в вузе. Как вы помните, на очном отделении аспирант учится три года, а вот будущий магистр – всего два. И, разумеется, требования к научным исследованиям предъявляются разные.

В чём разница между аспирантурой и ординатурой?

Ординатурой называют форму повышения квалификации врачей. Студенты отучились в медицинских вузах, а потом поступают в ординатуру, чтобы стать высококвалифицированными профессионалами и иметь право на осуществление самостоятельной врачебной практики (после окончания ординатуры выдается специальный сертификат).

Обучение же в аспирантуре ориентировано, прежде всего, на подготовку научных работников. После успешной сдачи кандидатского минимума и защиты диссертационного исследования аспиранту присваивается ученая степень (кандидата наук).

www.mnogo-otvetov.ru

Что такое аспирантура и кто такой аспирант?

Аспирантура – система послевузовского образования для подготовки кандидатов наук.<br>Аспирант – тот, кто там учится. Итог обучения: написание и защита кандидатской диссертации.<br>В реальности, аспирант представляет собой бесплатную рабочую (рабскую) силу на кафедре.<br>Срок рабства (обучения) 3 года очно, 4 заочно. <br>В последнее время платная аспирантура для юношей стала формой отмазки от армии.

Аспирантура – в СССР и РФ – форма подготовки научных работников в высших учебных заведениях и научно-исследовательских организациях. Обычно в РФ аспирантура заканчивается защитой кандидатской диссертации…<br><br>Аспирант – лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук…

Аспирантура — специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — кандидатов наук.<br><br>Аспирант— лицо, обучающееся в аспирантуре и готовящееся к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.<br><br>В России обучение в аспирантуре, как правило, продолжается в течение трёх лет (при заочной форме — четырёх). Для поступления необходимо иметь высшее образование (с любой квалификацией — бакалавр, специалист или магистр), получить согласие будущего научного руководителя и сдать три экзамена:<br>специальность, <br>иностранный язык, <br>философия.<br>

Тот, кто готовится к научной деятельности, защите кандидатской диссертации при высшем учебном заведении или научном учреждении.

Аспирантура – система послевузовского образования для подготовки кандидатов наук. Аспирант – тот, кто там учится. Итог обучения: написание и защита кандидатской диссертации. В реальности, аспирант представляет собой бесплатную рабочую (рабскую) силу на кафедре. Срок рабства (обучения) 3 года очно, 4 заочно. В последнее время платная аспирантура для юношей стала формой отмазки от армии.

к вопросу об аспирантуре.. ( по состоянию на конец 2016 г) народ не занимайтесь дурью! я преподавал в аспирантуре 3 года и писал диссер. – защитить не смог так как научному руководителю я был мягко сказать пофиг …ей только деньги и были интересны не больше. ( дисс советы позакрывались – те которые есть за соискательство требует под 200 штук в год.. при этом еще ищут возможности что бы продлить ) Мой совет не теряйте время его и так нет а в условиях нашей экономической реальности в стране это вообще суицид туда соваться – а сидеть и надеяться на золотые горы от диссера и его защиту хоть до 40 лет можно- но приготовьтесь к тому что ни семьи ни денег у вас не будет…. хотя возможно в итоге вы и защититесь ( а может и нет …если в запасе сотни уже не будет) . я забил на это и не жалею… хоть и работа научная пропала моя .

touch.otvet.mail.ru

Аспирантура Википедия

Аспиранту́ра — одна из форм подготовки кадров высшей квалификации.

История аспирантуры в СССР[1][ | ]

Аспирантура была организована в СССР в 1925 году.

Первая мировая война, события 1917 г. и гражданская война нанесли серьёзный урон системе подготовки и аттестации научных кадров, оформившейся в дореволюционной России. Декретом Совнаркома РСФСР от 1 октября 1918 г. «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных учебных и высших учебных заведений» были упразднены учёные степени и учёные звания и отменены все связанные с ними привилегии и преимущества. Вместо существовавших ранее учёных званий было установлено единое звание профессора для ведущих преподавателей высших учебных заведений и звание преподавателя для остальных преподавателей вузов. Фактически система аттестации научных кадров была упразднена.

Однако уже в 1921 г. руководство страны, понимая необходимость возрождения российской науки, начало принимать меры по восстановлению системы подготовки и аттестации научных кадров.

Декретом Совнаркома РСФСР от 2 сентября 1921 г. было утверждено Положение о высших учебных заведениях РСФСР. Перед вузами, в частности, была поставлена цель подготавливать «научных работников для обслуживания научных, научно-технических и производственных учреждений Республики, в частности, для самих высших учебных заведений». Указанным декретом были установлены три категории лиц, работающих в вузах: профессора, избираемые Государственным учёным советом Наркомпроса РСФСР, преподаватели и научные сотрудники. Фактически на Государственный учёный совет Наркомпроса РСФСР, созданный в 1919 г. для руководства научной и учебной работой в стране, были возложены функции аттестации работников вузов.

В 1923 г. Наркомпрос РСФСР утвердил Положение о порядке оставления при высших учебных заведениях студентов для подготовки их к научной и педагогической деятельности. Этот документ можно считать первым в перечне нормативных правовых актов, регулирующих государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров. По своему статусу, по правам и особенностям приёма на работу студенты, которых оставляли при вузах для подготовки их к научной и педагогической деятельности, были близки к нынешним аспирантам.

Но лишь после 21 января 1925 г., когда Совнарком РСФСР утвердил Положение о научных работниках высших учебных заведений, а также Инструкцию о порядке подготовки научных работников при научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях по прикладным, точным и естественным наукам, аспирантами впервые официально стали называться лица, подготавливаемые к научно-педагогической деятельности. Перед ними ставилась задача обязательного освоения иностранного языка и общественного минимума, наряду с освоением методологии и методики исследования и постижением теоретических основ избранного направления науки. Принятием этих двух документов фактически были заложены основы государственной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров. Таким образом, 21 января 1925 г. можно считать «днём рождения» российской аспирантуры, а сам день 21 января — днём аспиранта (по аналогии с днем студента 25 января).

Этими усилиями к концу 1925 г. численность профессорско-преподавательских работников достигла 12,5 тыс. чел, тем самым вдвое превысив их численность в 1916 году.

Вместе с количественным ростом научных и научно-педагогических работников возникла необходимость дальнейшего совершенствования системы подготовки научных и научно-педагогических кадров.

В постановлении

ru-wiki.ru

Отличие соискателя от аспиранта

Соискателем называют любого специалиста, обладающего “вышкой”, при условии, что он желает получить какую-либо ученую степень. Но соискателем, вполне заслуженно называть можно не того, кто просто желает стать кандидатом или доктором, а того, кто активно работает в этом направлении, то есть, осуществляет работу по созданию диссертации и является научным сотрудником, «прикрепленным» к вузу.

Аспирантами могут называться лишь претенденты кандидатскую ученую степень, проходящие обучение в аспирантуре.

Общее описание

Аспирант

Поступая в аспирантуру, обязательно сдавать экзамены. Для того, чтобы стать именно соискателем какой-либо ученой степени, этого не требуется. Стандартно, по “дневной” форме, аспирант учится 4 года. За время обучения, посещать занятия и работать “на благо” кафедры является обязательным к нему требованием. А каждый год, он предоставляет совету кафедры отчет о деятельности.  В итоге, сдается им кандидатский минимум, состоящий, как правило, из 3-х экзаменов; лишь после этого, аспирант к защите диссертации и допускается. В зависимости от формы обучения, ему предоставляются отпуск (дополнительный, оплачиваемый) или стипендия (бюджет). Аспирантов иногда называют соискателями из-за того, что написание диссертации и ее успешная защита, в итоге, обеспечивают аспирантам получение ученой степени. И основная деятельность аспиранта направлена именно на это; по сути, не в первую очередь, задача аспиранта – получить ученую степень, написав и защитив диссертацию. Такая же задача стоит и перед соискателем.

Соискатель

Эту форму получения ученого звания часто используют сотрудники исследовательских учреждений. От них не требуется сдача вступительных экзаменов или принятие участия в деятельности вуза, к которому его прикрепили. Все, что нужно от него кафедре – подготовка диссертации и ее защита. Нет обязательств преподавать и посещать занятия. Чтоб стать прикрепленным к кафедре, в качестве соискателя, научному работнику требуется составить о себе положительное мнение на собеседовании, получить одобрительное заключение кафедры и рекомендаций от научного руководителя. Иногда, «прикрепление» используется  исключительно для того, чтобы получить возможность сдачи так называемого кандидатского минимума. На окончание работы над диссертацией и выполнение дополнительных мероприятий соискателю предоставляется 3 года.

edunews.ru

Скорая помощь аспиранту · Секреты аспирантуры

Вы поступили в аспирантуру? Ничто так не вредит здоровью, как учеба! Грамотный научный руководитель помог бы избежать многих ошибок, и существенно сэкономить ваши силы и время. Только проблема в том, что его нет.

Это не беда! Вы всегда можете воспользоваться опытом тех, кто уже прошел по этому пути, подписавшись на бесплатный курс. Автор курса рассматривает научное сообщество как мафию, и исходя из этого представления дает действенные рекомендации, как сдвинуться с места, когда вы в очередной раз забуксовали.

Чтобы помочь вам определиться, нужно ли вам на этот тренинг тратить свое время, я приведу несколько примеров, как знания помогают сэкономить время.

Сразу надо сказать, чем предлагаемый тренинг отличается от многих других пособий для аспирантов. Вы когда-нибудь читали, как писать обзор литературы? Особенно меня всегда смущали слова, что обзор должен быть полным. И как проверить, что он полный? Если у вас есть хоть капелька математического образования, вы прекрасно понимаете, что легче привести один контрпример, чем доказать, что рассморены все случаи.

Люди, которые рассказывают вам, что обзор должен быть полным и представительным, остановились на анальной стадии своего развития и строят из себя великих педагогов. Причем сами они явно не защищались, если упускают столь важный критерий, который позволяет понять, когда обзор может считаться полным. В нашем курсе содержатся практические рекомендации, как составлять обзор, а не каким он должен быть.

Я уж молчу про тех великих педагогов, которые рекомендуют вначале составить план исследований.

Одна из важнейших проблем для аспиранта – это написать статьи в крутые журналы. Если открыть «положение о присвоении ученых степеней», то выясняется, что ВАКовскими публикациями могут быть признаны не только статьи в крутых журналах, но и патенты и свидетельства о регистрации, например, компьютерной программы. С ответственностью вас заверяю, что свидетельство о регистрации программы получить намного легче, чем опубликовать статью. Это делается всего за 2 недели! За две недели вы можете опубликовать часть своих результатов!

Этот способ подходит даже гуманитариям, если у них есть материал и идеи для создания компьютерной программы. Программы писать не сложно, главное – чтобы была идея, что писать. А идею надо смотреть в вашей работе.

Кстати, раньше (примерно до 1 января 2014 г) депонированные статьи приравнивались к ВАКовской публикации. А статья депонируется за 1 день. Сейчас эту лавочку прикрыли, но ее надо иметь в виду, если вас просят хоть где-нибудь опубликовать результаты работы.

Если у вас нет опытного руководителя, то вы просто не в состоянии придумать формулировки, что выносится на защиту, в чем новизна и т. д. Все намного проще, чем кажется! Вам нужны такие формулировки, чтобы вы попадали под свою специальность. Эти формулировки можно подсмотреть в паспорте вашей специальности. Не удивляйтесь, если ваш научрук не знает про такой документ.

Конечно, самый цирк начинается, когда диссертация написана. Вдруг вы понимаете, что у вас нет диссертационного совета, который бы вас принял. На этой «контрольной точке» многие останавливаются. Я сам попал в такую ситуацию. Правда очень красиво из нее вышел. Я не буду называть фамилий, но среди ученых есть принципиальные люди с развитым чувством справедливости. Дай им Бог здоровья!

Рис. Как пробиться в совет на защиту

Диссертационный совет надо искать уже в момент поступления. Очень хорошо, если у вас научрук является членом какого-нибудь совета. Вообще, правильное понимание глубинных процессов в ученом совете – это залог успеха. Членство в совете не оплачивается, но требует много времени. Потому организация, создающая на базе себя диссертационный совет, расчитывает получить от него пользу в виде защищенных своих аспирантов. И если вы чужак, то вас примут только в двух случаях — или когда у них нет своих, или когда ваша диссертация очень крутая и интересная. Я был дурак, когда планировал защититься на Мехмате МГУ.

Собственно, есть один хороший способ, как стать «своим» в чужом совете. Члены советы наверняка проводят научные семинары или ведут секции на конференциях. При подаче заявки на выступление на семинаре вы сталкиваетесь с гораздо меньшим сопротивлением, чем при подаче заявки на предзащиту. Надо понимать, что семинар для поддержания своего высокого статуса должен быть постоянно действующим. И на многих семинарах бывает недостаток выступающих. А вольных слушателей берут вообще без лишних вопросов.

Есть еще много тем, которые я хотел бы затронуть, но не имею возможности в этом формате. Если вам интересно

  • откуда скачать правила оформления автореферата и самой диссертации, что такое печатный лист
  • в чем писать диссертацию, когда MS Word глючит
  • может ли кандидат наук быть научным руководителем
  • что такое «полуплатная» аспирантура
  • почему хорошисты и «троечники» показывают в аспирантуре себя лучше, а отличники не всегда защищаются в срок
  • что делать, если диссертация не попадает под специальность
  • каковы настоящие критерии (помимо блата) при приеме в аспирантуру
  • как выступать на семинарах, где та самая грань между понятным и формальным изложением

Подписывайтесь на мой бесплатный курс!

Кстати, подписчики курса имеют право на бесплатные консультации по подготовке диссертации, автореферата, статей, обучению в аспирантуре и т. д. Более подробно – в нашем курсе.

Сразу хочу оговориться – я не предлагаю подготовку диссертации за деньги, подкуп членов диссертационного совета и другие мерзкие вещи. Если вы хотите купить ученую степень, то, пожалуйста, не подписывайтесь на мой курс, так вы сэкономите время себе и мне.

asperhelp.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *