Подготовка к биологии – Программа подготовки к ЕГЭ по биологии

ЕГЭ по биологии | Дистанционные уроки

29-Июл-2012 | комментария 2 | Лолита Окольнова

A1. Биология как наука

A2. Клеточная теория. Многообразие клеток

A3. Клетка: химический состав, строение, функции органоидов

A4. Клетка – генетическая единица живого. Деление клеток

A5. Разнообразие организмов

A6. Воспроизведение организмов

A7. Генетика, ее задачи, основные генетические понятия

 

А8. Закономерности наследственности. Генетика человека

 

Примеры вопросов А8 — закономерности наследственности 

 

A9. Закономерности изменчивости

 

 

A10. Многообразие организмов. Бактерии. Грибы

 

Примеры вопросов А10

A11. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений

 

A12. Многообразие растений. Основные отделы растений

A13. Основные типы беспозвоночных

A14. Хордовые животные

A15. Человек:  

Пищеварительная , Дыхательная ,  Выделительная системы

Примеры вопросов А15

A16. Человек:  

 

Опорно-двигательная ,  Покровная, Кровеносная система ,  Лимфатическая система человека

 

Примеры вопросов А16

 

A17. Внутренняя среда организма человека:  

 

Иммунитет человека,  Витамины

 

Примеры вопросов А17

 

A18. Нервная и эндокринная системы человека:

 

A19. Гигиена человека

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни

Приемы оказания первой доврачебной помощи

 

 Примеры вопросов А19

 

A20. Эволюция живой природы

A21. Факторы эволюции, Эволюционная теория (синтетическая теория -эволюции)

  Примеры вопросов А21

A22. Результаты эволюции

 

A23. Макроэволюция

A24. Экологические факторы

A25. Экосистема, ее компоненты

A26. Биосфера

A27. Организация клетки

  Примеры вопросов А27

A28. Метаболизм клетки

   Примеры вопросов А28

A29. Деление клетки

A30. Генетические закономерности

A31. Селекция. Биотехнология

 Примеры вопросов А31

A32. Многообразие организмов

  Примеры вопросов А32

A33. Процессы жизнедеятельности организма человека

 

A34. Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельностиь

 

A35. Эволюция органического мира

A36.Общебиологические закономерности

 

Категории: |

Обсуждение: “Каталог заданий ЕГЭ по темам”

(Правила комментирования)

distant-lessons.ru

Курс Подготовка к ЕГЭ по Биологии – Онлайн обучение

Наш курс создан для тех, кто собирается сдавать ЕГЭ по биологии. Для тех, кто просто хочет улучшить знания и успеваемость по предмету биологии в школе или лучше понять какую-то «биологическую» тему.

Курс состоит из серии видео-уроков по биологии, интерактивных тестов, дополнительных материалов и заданий для повторения и закрепления пройденного материала.
Разбираются 2 больших раздела биологии, необходимые для сдачи экзамена:

  • МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ
  • БИОЛОГИЯ КЛЕТОК

Подробнее об этом смотрите в программе обучения для самостоятельной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии.

Видео-урок длится 15 – 30 минут. За это время разбирается одна тема. Как известно, «лучше один раз увидеть…». Мы сделали уроки максимально информативными, понятными и запоминающимися. Их удобно использовать не только для изучения темы, но и для быстрого повторения (перед экзаменом). Ведь просмотреть урок по одной теме займет гораздо меньше времени, чем прочитать несколько параграфов!

Еще «плюс» – посмотреть урок можно сколько угодно раз, если вдруг что-то было непонятно.

После просмотра видео-урока ученику предлагается выполнить интерактивное тестовое задание с вопросами разного уровня сложности для того, чтобы проверить усвоение материала и закрепить полученные знания. В результате прохождения курса, выпускники получают глубокие теоретические знания, приобретают умения решать задачи, формулировать ответы на вопросы повышенной сложности и отвечать на вопросы тестов, рекомендованных ФИПИ.

При подготовке к экзаменам выпускникам требуется «перелопатить» много материала и занимает это огромное количество времени и сил. Формат онлайн курса подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по биологии оптимально подходит для качественной подготовки. Кроме того, такой способ самоподготовки существенно дешевле очных занятий с репетитором и гораздо эффективнее самостоятельных неструктурированных занятий.

Для подготовки к ЕГЭ по Биологии также рекомендуем наш Курс Решение задач по Генетике

Программа обучения включает видео уроки по подготовке по биологии к ЕГЭ, а интерактивные тесты и задания помогут закрепить полученные знания по каждой отдельной теме и эффективно подготовиться к сдаче экзаменов по биологии на максимальный балл.

Мы собрали отзывы учеников, прошедших онлайн курс.
Поделись своими впечатлениями после прохождения Курса подготовки к ЕГЭ по биологии – напиши отзыв.

exammy.ru

Грошева Наталья Павловна – Подготовка к ЕГЭ по биологии

Подготовка к ЕГЭ по биологии

Уважаемые коллеги и учащиеся 10-11 классов. На этой странице вы найдете интересные материалы, которые будут хорошим подспорьем при подготовке к итоговой аттестации.

Решение задач. Генеалогический метод.

Составление и анализ родословных

задачи по молекулярной биологии и генетике

размножение растений

формы размножения организмов

класс двудольные

признаки класса двудольные и однодольные

двойное оплодотворение

семейства класса однодольные

схема строения женской половой клетки

схема строения сперматозоида

мейоз митоз сравнение

растительные ткани

ткани растений

синтез белков

хромосомная теория

история открытия клетки. клеточная теория

строение ядра

пищеварение

пищеварительная система человека

биосинтез белка

полезные адреса

словарь биологических терминов

жизненные циклы растений

цикл развития папоротника

чередование поколений у покрытосеменных

основные термины и понятия по биологии

Биология человека. В таблицах и схемах_Резанова Е.А, Антонова И.П, Резанов А.А_2008 -208с

Тип Кишечнополостные

Характеристика классов типа Плоские черви

Сравнительная характеристика типа Плоские Круглые Кольчатые черви

Сравнительная характеристика классов типа Моллюски

Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие

Сравнительная характеристика основных отрядов класса Насекомые

Характеристика отряда Клещи класса Паукообразные

Подтип Бесчерепные

Надкласс Рыбы

Характеристика класса Земноводные

Класс Пресмыкающиеся

Класс Млекопитающие

Жизненные циклы растений

хламидомонада

жизненный цикл улотрикса

смена соотношения гаметофит и спорофит

жизненный цикл голосеменных

жизненный цикл мха

Основные термины генетики. Список ученых

Биология как наука

ароморфозы у животных

ароморфозы растений

скелет головы

скелет нижней конечности

скелет верхней конечности

кости туловища

кости грудной клетки

гипоталамо-гипофизарная система

нервная система человека

эндокринная система

рефлекторная дуга

нервная система человека

органы выделения

Эндокринная система. Анализаторы. ВНД.

Эволюция кровеносной системы.

Эволюция нервной системы.

строение почки

Задания часть 2. Анатомия.

infourok.ru

1.1. Биология как наука. Роль биологии.

Раздел 1

Биология – наука о жизни

 

1.1. Биология как наука. Роль биологии.

Биология  – наука, изучающая свойства живых систем. Однако определить, что такое живая система, достаточно сложно. Именно поэтому ученые установили несколько критериев, по которым организм можно отнести к живым. Главными из этих критериев являются обмен веществ или метаболизм, самовоспроизведение и саморегуляция.

Понятие наука определяется, как «сфера человеческой деятельности по получению, систематизации объективных знаний о действительности». В соответствии с этим определением объектом науки – биологии является жизнь   во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях.

Каждая наука, в том числе и биология, пользуется определенными методами  исследования. Некоторые из них универсальны для всех наук, например такие, как наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, построение теорий. Другие научные методы могут быть использованы только определенной наукой: генеалогический, гибридизация, метод культуры тканей и т.д.

Биология тесно связана с другими науками – химией, физикой, экологией, географией. Собственно биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук.

Метод  – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему.

Методы науки:

1.Универсальные:

Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте (Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК).

Наблюдение  – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (можно визуально наблюдать за поведением животных,  с помощью приборов за изменениями в живых объектах, за сезонными изменениями в природе). Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

Эксперимент (опыт)  – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы (получение новых знаний с помощью поставленного опыта). Примеры экспериментов: скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства.

Проблема  – вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации.

Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.

Гипотеза  – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда». Гипотеза проверяется экспериментально.

Теория  – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами. Верные научные теории подтверждаются практикой.

2.Частные научные методы:

Генеалогический  – применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.

Исторический – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет).

Палеонтологический – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.

Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т.д.

Цитологический или цитогенетический – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.

Биохимический – исследование химических процессов, происходящих в организме.

Каждая частная биологическая наука (ботаника, зоология, анатомия и физиология, цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология и другие) пользуется своими более частными методами исследования.

У каждой науки есть объект и предмет исследования.

У биологии объектом исследования является ЖИЗНЬ. Предмет изучения науки всегда несколько уже, ограниченнее, чем объект. Так, например, кого-то из ученых интересует обмен веществ  организмов. Тогда объектом изучения будет жизнь, а предметом изучения – обмен веществ. С другой стороны, обмен веществ тоже может быть объектом исследования, но тогда предметом исследования будет одна из его характеристик, например обмен белков, или жиров, или углеводов.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ  

Часть А

А1. Биология как наука изучает
1) общие признаки строения растений и животных
2) взаимосвязь живой и неживой природы
3) процессы, происходящие в живых системах
4) происхождение жизни на Земле

А2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:
1) исторический
2) описательный
3) экспериментальный
4) биохимический

А3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это:
1) теория
2) гипотеза
3) факт
4) доказательство

А4. Эмбриология изучает
1) развитие организма от зиготы до рождения
2) строение и функции яйцеклетки
3) послеродовое развитие человека
4) развитие организма от рождения до смерти

А5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования
1) биохимическим            
2) цитологическим
3) центрифугированием  
4) сравнительным

А6. Селекция как наука решает задачи
1) создания новых сортов растений и пород животных 
2) сохранения биосферы
3) создания агроценозов                                                   
4) создания новых удобрений

А7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом
1) экспериментальным    
2) гибридологическим
3) генеалогическим         
4) наблюдения

А8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется:
1) селекционер
2) цитогенетик
3) морфолог
4) эмбриолог

А9. Систематика – это наука, занимающаяся
1) изучением внешнего строения организмов
2) изучением функций организма
3) выявлением связей между организмами            
4) классификацией организмов

Часть В

В1. Укажите три функции, которые выполняет современная клеточная теория
1) Экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов
2) Прогнозирует появление новых фактов, явлений
3) Описывает клеточное строение разных организмов
4) Систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов
5) Выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов
6) Создает новые методы исследования клетки

Часть  С

С1. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких как, бешенство, сибирская язва и др. Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?

 

biology100.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по биологии (11 класс) на тему: Биология как наука

Биология как наука.

Биология – наука, изучающая свойства живых систем.

Наука – это сфера человеческой деятельности по получению, систематизации объективных знаний о действительности.

Объект – науки – биологии является жизнь во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях. Носитель жизни – живые тела. Все, что связано  с их существованием, изучает биология.

Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую – либо научную задачу, проблему.

Основные методы науки:

1.Моделирование

метод, при котором создается некий образ объекта, модель с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте.

Создание из пластмассовых элементов модели ДНК

2.Наблюдение

метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте

Наблюдать можно визуально, например за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями происходящими в живых объектах, например при снятии кардиограммы в течении суток. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, например за линькой животных.

3.Эксперимент (опыт)

метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы. Это всегда получение новых знаний с помощью поставленного опыта.

Скрещивание животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства.

4.Проблема

вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведер к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации.

Пример проблемы: «Как возникает приспособленность организмов к окружающей среде?» или «Каким образом можно подготовиться к серьезным экзаменам»

5.Гипотеза

предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если…тогда».

«Если растения на свету выделяют кислород, то мы сможем его обнаружить с помощью тлеющей лучины, т.к. кислород должен поддерживать горение»

6.Теория

это  обобщение основных идей в какой – либо научной области знания

Теория эволюции обобщает все достоверные научные данные, полученные исследователями на протяжении многих десятилетий. Со временем теория дополняется новыми данными, развивается. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами. Верные научные теории подтверждаются практикой.

Частные методы в биологии:

Генеалогический метод

Применяется при составлении родословных людей, выявление характера наследования некоторых признаков

Исторический метод

Установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходящими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет).

Палеонтологический метод

Позволяет выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.

Центрифугирование

Разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций органических веществ.

Цитологический или цитогенетический метод

Исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.

Биохимический метод

Исследование химических процессов, происходящих в организме.

Близнецовый метод

Используется для выяснения степени наследственной обусловленности исследуемых признаков. Метод дает ценные результаты при изучении морфологических и физиологических признаков.

Гибридологический метод

Скрещивание организмов и анализ потомства

Науки

Палеонтология

наука об ископаемых останках растений и животных

Молекулярная биология

комплекс биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).

Сравнительная физиология

раздел физиологии животных, изучающий методом сравнения особенности физиологических функций у различных представителей животного мира.

Экология

наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Эмбриология

это наука, изучающая развитие зародыша.

Селекция

наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов.

Физиология

наука о сущности живого и жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё

Ботаника

Наука о растениях

Цитология

раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.

Генетика

наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Систематика

раздел биологии, призванный создать единую стройную систему живого на основе выделения системы биологических таксонов и соответствующих названий, выстроенных по определенным правилам (номенклатура)

Морфология

изучает как внешнее строение (форму, структуру, цвет, образцы) организма, таксона или его составных частей, так и внутреннее строение живого организма

Ботаника

Наука о растениях

Анатомия

раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов.

Психология

наука о поведении и психических процессах

Гигиена

наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия.

Орнитология

раздел зоологии позвоночных, изучающий птиц, их эмбриологию, морфологию, физиологию, экологию, систематику и географическое распространение.

Микология

Наука о грибах

Ихтиология

Наука о рыбах

Фенология

Наука о развитии живой природы

Зоология

Наука о животных

Микробиология

Наука о бактериях

Вирусология

Наука о вирусах

Антропология

совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

Медицина

область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, их лечению, сохранению и укреплению здоровья людей

Гистология

Наука о тканях

Биофизика

это наука о физических процессах, протекающих в биологических системах разного уровня организации и о влиянии на биологические объекты различных физических факт

Биохимия

наука о химическом составе живых клеток и организмов и о химических процессах, лежащих в основе их жизнедеятельности

Бионика

прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги.

Сравнительная анатомия

биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и систем органов при помощи их сравнения у животных разных таксонов на разных этапах эмбриогенеза.

Теория эволюции

Наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живой природы

Синэкология

раздел экологии, изучающий взаимоотношения организмов различных видов внутри сообщества организмов.

Биогеография

наука на стыке биологии и географии; изучает закономерности географического распространения и распределения животных, растений и микроорганизмов

Аутоэкология

раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма с окружающей средой.

Протистология

наука, изучающая одноклеточные эукариотические организмы, относящиеся к типу простейших

Бриология

Наука о мхах

Альгология

наука о морфологии, физиологии, генетике, экологии и эволюции макро и микроскопических одно и многоклеточных водорослей

Признаки и свойства живого

Единство элементного химического состава

В состав живого входят те же элементы, что и в состав неживой природы, но в других количественных соотношениях; при этом примерно 98% приходится на углевод, водород, кислород, азот.

Единство биохимического состава

Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот.

Единство структурной организации

Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития является клетка; вне клетки жизни нет.

Дискретность и целостность

Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей (молекулы, органоиды, клетки, ткани, организмы, виды и т.д.), которые вместе образуют структурно – функциональное единство.

Обмен веществ и энергии (метаболизм)

Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: ассимиляции (пластического обмена) – синтеза органических веществ в организме (за счет внешних источников энергии – света, пищи) и диссимиляции (энергетического обмена) – процесса распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом.

Саморегуляция

Любые живые организмы обитают в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Благодаря способности к саморегуляции в процессе метаболизма сохраняются относительное постоянство химического состава и интенсивность течения физиологических процессов, т.е. поддерживается гомеостаз.

Открытость

Все живые системы являются открытыми, потому что в процессе их жизнедеятельности между ними и окружающей средой происходит постоянный обмен веществом и энергией.

Размножение

Это способность организмов воспроизводить себе подобных. В основе воспроизведения лежат реакции матричного синтеза, т.е. образование новых молекул и структур на основе информации, заложенной в последовательности нуклеотидов ДНК. Это свойство обеспечивает непрерывность жизни и преемственность поколений.

Наследственность и изменчивость

Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Основой наследственности является относительное постоянство строения молекул ДНК.

Изменчивость – свойство, противоположное наследственности; способность живых организмов существовать в различных формах, т.е. приобретать новые признаки, отличные от качеств других особей того же вида. Изменчивость, обусловленная изменениями наследственных задатков – генов, создает разнообразный материал для естественного отбора, т.е. отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования в природе. Это приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

Рост и развитие

Индивидуальное развитие, или онтогенез, – развитие живого организма от зарождения до момента смерти. В процессе онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие обычно сопровождается ростом.

Историческое развитие, или филогенез, – необратимое направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни.

Раздражимость

Способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия, т.е. воспринимать раздражение и отвечать определенным образом. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы, называется рефлексом.

Организмы, у которых отсутствует нервная система, отвечают на воздействие изменением характера движения и роста, например листья растений, поворачиваются к свету.

Ритмичность

Суточные и сезонные ритмы направлены на приспособление организмов к меняющимся условиям существования. Наиболее известным ритмическим процессом в природе является чередование периодов сна и бодрствования.

Уровни организации живой природы

Уровень организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

Значение уровня в органическом мире

1.Молекулярно – генетический

Ген (макромолекула)

Макромолекулы нуклеиновых кислот, белков, АТФ

Кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии

2.Клеточный

Клетка

Структурные части клетки

Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов, биосинтеза белка.

3.Тканевый

Ткань

Совокупность клеток и межклеточного вещества

Разные виды тканей у животных и растений отличаются строением и выполняют различные функции. Изучение этого уровня позволяет проследить эволюцию и индивидуальное развитие тканей.

4.Органный

Орган

Клетки, ткани

Позволяет изучать строение, функции, механизм действия, происхождение, эволюцию и индивидуальное развитие органов растений и животных.

5.Организменный

Организм (особь)

Клетки, ткани, органы и системы органов с их уникальными жизненными функциями

Обеспечивает  функционирование органов в жизнедеятельности организма, приспособительные изменения и поведение организмов в различных экологических условиях.

6.Популяционно – видовой

Популяция

Совокупность особей одного вида

Осуществляется процесс видообразования.

7.Биогеоценотический (экосистемный)

Биогеоценоз

Исторически сложившаяся совокупность организмов разного ранга в сочетании с факторами окружающей среды

Круговорот веществ и энергии

8.Биосферный

Биосфера

Все биогеоценозы

Здесь происходят все круговороты веществ и энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.

Ученые – биологи

Гиппократ

Создал научную медицинскую школу. Считал, что у каждой болезни есть естественные причины, и их можно узнать, изучая строение и жизнедеятельность человеческого организма.

Аристотель

Один из основателей биологии как науки, впервые обобщил биологические знания, накопленные до него человечеством.

Клавдий Гален

Заложил основы анатомии человека.

Авиценна

В современной анатомической номенклатуре сохранил арабские термины.

Леонардо да Винчи

Описал многие растения, изучал строение человеческого тела, деятельность сердца и зрительную функцию.

Андреас Визалия

Работа «О строении человеческого тела»

Уильям Гарвей

Открыл кровообращение

Карл Линней

Предложил систему классификации живой природы, ввел бинарную номенклатуру для наименования видов.

Карл Бэр

Изучал внутриутробное развитие, установил, что зародыши всех животных на ранних этапах развития схожи, сформулировал закон зародышевого сходства, основатель эмбриологии.

Жан Батист Ламарк

Первым попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира.

Жорж Кювье

Создал науку палеонтологию.

Теодор Шванн и Шлейден

Создали клеточную теорию

Ч Дарвин

Эволюционное учение.

Грегор Мендель

Основоположник генетики

Роберт Кох

Основатель микробиологии

Луи Пастер и Мечников

Основатели иммунологии.

И.М. Сеченов

Заложил основы изучения высшей нервной деятельности

И.П. Павлов

Создал учение об условных рефлексах

Гуго де Фриза

Мутационная теория

Томас Морган

Хромосомная теория наследственности

И.И. Шмальгаузен

Учение о факторах эволюции

В.И. Вернадский

Учение о биосфере

А. Флеминг

Открыл антибиотики

Д. Уотсон

Установил структурц ДНК

Д.И. Ивановский

Открыл вирусы

Н.И. Вавилов

Учение о многообразии и происхождении культурных растений

И.В. Мичурин

Селекционер

А.А. Ухтомский

Учение о доминанте

Э.Геккель и И.Мюллер

Создали биогенетический закон

С.С. Четвериков

Исследовал мутационные процессы

И.Янсен

Создал первый микроскоп

Роберт Гук

Первым обнаружил клетку

Антониа Левенгук

Увидел в микроскоп микроскопических организмов

Р.Броун

Описал ядро растительной клетки

Р.Вирхов

Теория целлюлярной патологии.

Д.И.Ивановский

Открыл возбудителя табачной мозаики (вирус)

М.Кальвин

Химическая эволюция

Г.Д.Карпеченко

Селекционер

А.О.Ковалевский

Основоположник сравнительной эмбриологии и физиологии

В.О.Ковалевский

Основоположник эволюционной палеонтологии

Н.И.Вавилов

Учение о биологических основах селекции и учение о центрах происхождения культурных растений.

Х.Кребс

Изучал метаболизм

С.Г.Навашин

Открыл двойное оплодотворение у покрытосеменных

А.И.Опарин

Теория самозарождения жизни

Д.Холдейн

Создал учение о дыхании человека

Ф.Реди

Изучал паразитов человека и животных

А.С.Северцов

Основатель эволюционной морфологии животных

В.Н.Сукачев

Основоположник биогеоценологии

А.Уоллес

Сформулировал теорию естественного отбора, которая совпала с Дарвиным

Ф.Крик

Изучал животные организмы на молекулярном уровне

К.А.Темирязев

Раскрыл закономерности фотосинтеза

Биология – как наука.

Часть А.

1.Биология как наука изучает  1) общие признаки строения растений и животных; 2) взаимосвязь живой и неживой природы; 3) процессы, происходящие в живых системах;  4) происхождение жизни на Земле.

2.И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:  1) исторический;  2) описательный;  3) экспериментальный;  4) биохимический.

3.Предположение Ч.Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это    1) теория;  2) гипотеза;  3) факт; 4) доказательство.

4.Эмбриология изучает  1) развитие организма от зиготы до рождения;  2) строение и функции яйцеклетки;  3) послеродовое развитие человека;  4) развитие организма от рождения до смерти.

5.Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования  1) биохимическим;  2) цитологическим;  3) центрифугированием;  4) сравнительным.

6.Селекция как наука решает задачи   1) создание новых сортов растений и пород животных; 2) сохранение биосферы;  3) создание агроценозов;  4) создание новых удобрений.

7.Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом  1) экспериментальным;  2) гибридологическим;   3) генеалогическим;  4) наблюдения.

8.Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется:  1) селекционер; 2) цитогенетик;  3) морфолог;  4) эмбриолог.

9.Систематика – это наука, занимающаяся   1) изучением внешнего строения организмов;  2) изучением функций организма  3) выявлением связей между организмами; 4) классификацией организмов.

10.Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют: 1) воспроизведением; 2) эволюцией; 3) раздражимостью; 4) нормой  реакции.

11.Обмен веществ и превращение энергии – это признак, по которому:  1) устанавливают сходство тел живой и неживой природы; 2) живое можно отличить от неживого; 3) одноклеточные организмы отличаются от  многоклеточных; 4) животные отличаются от человека.

12.Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно: 1) уменьшение веса; 2) перемещение в пространстве; 3) дыхание;  4) растворение веществ в воде.

13.Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как: 1) наследственность; 2) изменчивость; 3) раздражимость;  4) самовоспроизведение.

14.Фотосинтез, биосинтез белка – это приметы: 1) пластического обмена веществ; 2) энергетического обмена веществ; 3) питания и дыхания; 4) гомеостаза.

15.На каком уровне организации живого происходят генные мутации:  1) организменном; 2) клеточном; 3) видовом; 4) молекулярном.

16.Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого:1) организменном; 2) тканевом; 3) молекулярном; 4) популяционном.

17.На каком уровне организации живого осуществляется в природе круговорот    веществ?  

   1) клеточном; 2) организменном; 3) популяционно – видовом;   4) биосферном.

 

18.Живое от неживого отличается способностью: 1) изменять свойства объекта  под воздействием среды; 2) участвовать в круговороте веществ;   3) воспроизводить себе подобных; 4) изменять размеры объекта под   воздействием среды.

19.Клеточное строение – важный признак живого, характерный для:1) бактериофагов; 2)вирусов; 3) кристаллов; 4) бактерий.

20.Поддержание относительного постоянства химического состава организма   называется:

     1) метаболизм; 2) ассимиляция; 3) гомеостаз; 4) адаптация.

21.Одергивание руки от горячего предмета – это пример: 1) раздражимости;2) способности к адаптации; 3) наследования признаков от родителей; 4) саморегуляции.

22.Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»:1) анаболизм; 2) катаболизм; 3) ассимиляция; 4) метаболизм.

23.Роль рибосом в процессе биосинтеза белка изучают на уровне организации   живого:

   1) организменном; 2) клеточном; 3) тканевом; 4) популяционном.

24.На каком уровне организации происходит реализация наследственной  информации:

    1) биосферном; 2) экосистемном; 3) популяционном;  4) организменном.

25.Уровень, на котором изучают процессы биогенной миграции атомов  называется:        

     1) биогеоценотический; 2) биосферный; 3) популяционно – видовой; 4) молекулярно – генетический.

26. На популяционно – видовом уровне изучают:  1) мутации генов;  2) взаимосвязи организмов одного вида; 3) системы органов;  4) процессы обмена веществ в организме.

27.Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?

    1) клетка амебы;  2) вирус оспы;  3) стадо оленей;  4) природный заповедник.

28.Какой метод генетики используют для определения роли факторов среды в формировании фенотипа человека?  1) генеалогический;  2) биохимический;  3) палеонтологический;

   4) близнецовый.

29.Генеалогический метод используют для   1) получение генных и геномных мутаций; 2) изучение влияния воспитания на онтогенез человека;  3) исследования наследственности и изменчивости человека;  4) изучения этапов эволюции органического мира.

30. Какая наука изучает отпечатки и окаменелости вымерших организмов?  1) физиология;   2) экология;  3) палеонтология;  4) селекция.

31.Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука   1) генетика;  

  2)  систематика;   3) физиология;  4) экология.

32.Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука

  1) генетика;  2) физиология;  3) морфология;  4) эмбриология.

33.Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?

  1) экология;  2) генетика;  3) селекция;  4) цитология.

34.Сущность гибридологического метода заключается в   1) скрещивании организмов и анализе потомства;  2) искусственном получении мутаций;  3) исследовании генеалогического древа;  4) изучении этапов онтогенеза.

35.Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки?  1) скрещивание;  

   2) центрифугирование;   3) моделирование;  4) биохимический.

36.Какая наука изучает жизнедеятельность организмов?   1) биогеография;  2) эмбриология;   3) сравнительная анатомия;  4) физиология.

37.Какая биологическая наука исследует ископаемые остатки растений и животных?

   1) систематика;  2) ботаника;   3) зоология;  4) палеонтология.

38.С какой биологической наукой связана такая отрасль пищевой промышленности, как сыроделие?

    1) микологией;  2) генетикой;   3) биотехнологией;  4) микробиологией.

39.Гипотеза – это    1) общепринятое объяснение явления;    2) то же самое, что и теория;  3) попытка объяснить специфическое явление;   4) устойчивые отношения между явлениями в природе.

40.Выберите правильную последовательность этапов научного исследования  

   1) гипотеза-наблюдение-теория-эксперимент;   2) наблюдение-эксперимент-гипотеза-теория;  3)  наблюдение-гипотеза-эксперимент-теория;  4) гипотеза-эксперимент-наблюдение-закон.

41.Какой метод биологических исследований самый древний?     1) экспериментальный;  2) сравнительно-описательный;  3) мониторинг;   4) моделирование.

42.Какая часть микроскопа относится к оптической системе?  1) основание;  2) тубусодержатель;  3) предметный столик;  4) объектив.

43.Выберите правильную последовательность прохождения световых лучей в световом микроскопе

    1) объектив-препарат-тубус-окуляр;  2) зеркало-объектив-тубус-окуляр;  3) окуляр-тубус-объектив-зеркало;   4) тубус-зеркало-препарат-объектив.

44.Пример какого уровня организации живой материи представляет собой участок соснового леса?

   1) организменный;   2) популяционно-видовой;  3) биогеоценотический;  4) биосферный.

45.Что из перечисленного не является свойством биологических систем?  1) способность отвечать на стимулы окружающей среды;  2) способность получать энергию и использовать ее;  3) способность к воспроизведению;  4) сложная организация.

46.Какая наука изучает в основном надорганизменные уровни организации живой материи?

   1) экология;  2) ботаника;  3) эволюционное учение;  4) биогеография.

47.На каких уровнях организации находится хламидомонада?  1) только клеточном;   2) клеточном и тканевом;   3) клеточном и организменном;  4) клеточном и популяционно-видовом.

48.Биологические системы являются   1) изолированными; 2) закрытыми;  3) замкнутыми;  4) открытыми.

49.Какой метод следует использовать для изучения сезонных изменений в природе?  1) измерение;  2) наблюдение;  3) эксперимент;  4)  классификацию.

50.Созданием новых сортов полиплоидных растений пшеницы занимается наука  1) селекция;  2) физиология; 3) ботаника;  4)  биохимия.

Часть В. (выбрать три правильных ответа)

В1.Укажите три функции, которые выполняет современная клеточная теория   1) экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов;  2) прогнозирует появление новых фактов, явлений;  3) описывает клеточное строение разных организмов;  4) систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов; 5) выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов;  6) создает новые методы исследования клетки.

В2.Выберите процессы происходящие на молекулярно – генетическом уровне: 1) репликация ДНК; 2) наследование болезни Дауна; 3) ферментативные   реакции; 4) строение митохондрий; 5) структура клеточной мембраны;   6) кровообращение.

Часть В. (уставить соответствие)

В3.Соотнесите характер адаптации организмов с условиями, к которым они вырабатывались:

        Адаптации                                                                Уровни жизни  

   А) яркая окраска самцов павианов                         1)защита от хищников

   Б) пятнистая окраска молодых оленей                   2)поиск полового партнера

   В) борьба двух лосей

   Г) сходство палочников с сучками

   Д) ядовитость пауков

   Е) сильный запах у кошек

Часть С.

1.Какие приспособления растений обеспечивают им размножение и расселение?

2.Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?

3.Распределите  уровни организации живой материи по принципу иерархичности. В основе какой системы лежит тот же самый принцип иерархичности? Какие отрасли биологии изучают  жизнь на каждом из уровней.?

4.Каковы, по вашему мнению, степень ответственности ученых за социальные и моральные последствия их  открытий?

nsportal.ru

Подготовка к ЕГЭ 11 класс биология

ТРЕНИНГ

1 Классификация организмов на основе их родства – предмет науки

1) ботаники

2) физиологии

3) систематики

4) генетики

2 Структура и число хромосом могут быть изучены с помощью метода

1) генеалогического

2) биохимического

3) центрифугирования

4) цитогенетического

3 Воспроизведением новых особей из одной или нескольких клеток занимается

1) генная инженерия

2) клеточная инженерия

3) бионика

4) генетика

4 Взаимосвязи организмов с окружающей средой изучает

1) экология

2) систематика

3) физиология

4) морфология

5 Строение полисахаридов и их роль в клетке могут быть изучены методом

1) биохимическим

2) цитогенетическим

3) отдаленной гибридизации

4) световой микроскопии

6 Селекционеры занимаются

1) изучением влияния человека на окружающую среду

2) разделением организмы на группы на основе их родства

3) получением высокопродуктивных штаммов микроорганизмов

4) изучением закономерностей эволюции живой природы  

7 Строение и распространение древних пресмыкающихся изучает наука

1) палеонтология

2) физиология животных

2) анатомия животных

4) экология

8 Методы конструирования клеток на основе их гибридизации и реконструкции используются в

1) бионике

2) палеонтологии

3) генной инженерии

4) клеточной инженерии

9 Введение в геном организма новых генов производится методами

1) моделирования

2) центрифугирования

3) клеточной инженерии

4) генной инженерии

10 Для изучения наследственности и изменчивости человека используется метод

1) гибридологический

2) искусственного мутагенеза

3) искусственного отбора

4) генеалогический

11 Объектом изучения цитологии является уровень жизни

1) клеточный

2) организменный

3) популяционно-видовой

4) биогеоценотический

12 Реализация наследственной информации происходит на уровне

1) организменном

2) популяционно-видовом

3) биогеоценотическом

4) биосферном

13 Высшим уровнем организации  жизни является

1) организм

2) популяция

3) экосистема

4) биосфера

14 Показатели рождаемости, смертности и возрастного состава используются при изучении уровня жизни

1) организменного

2) популяционно-видового

3) клеточного

4) биосферного

15 Какой уровень организации жизни не изучает экология?

1) клеточный

2) биосферный

3) популяционно-видовой

4) биогеоценотический

16 Постоянство внутренней среды организма называется

1) нормой реакции

2) наследственностью

3) гомеостазом

4) биоритмом

17 Способность организма реагировать на воздействия окружающей среды –

1) изменчивость

2) раздражимость

3) норма реакции

4) гомеостаз

18 Главный признак живого –

1) движение

2) обмен веществ

3) дыхание кислородом

4) наличие тканей

19 Обмен веществ характерен для

1) бактериофага

2) вируса табачной мозаики

3) почвенных бактерий

4) минералов

20 Обмен веществ отсутствует у

1) одноклеточных водорослей

2) грибов-паразитов

3) вирусов

4) болезнетворных бактерий

Тренинг А2

А2.1. О чем свидетельствует сходство строения и жизнедеятельности клеток различных организмов

1) о приспособленности к окружающей среде

2) об эволюции

3) о родстве

4) о многообразии живой природы

А2.2. М. Шлейден и Т. Шванн сформулировали

1) хромосомную теорию наследственности

2) клеточную теорию

3) основные положения эволюционного учения

4) биогенетический закон

А2.3. Клетки всех эукариот имеют

1) клеточную стенку

2) пластиды

3) ядро

4) вакуоли с клеточным соком

А2.4. Одним из положений клеточной теории является следующее утверждение.

1) Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организма.

2) В клетках прокариот отсутствует ядро и мембранные органоиды.

3) Для клеток животных характерно гетеротрофное питание.

4) Клетки животных отличаются от клеток растений отсутствием хлоропластов.

А2.5. Питательные вещества поступают в клетку путем фагоцитоза у

1) растений

2) бактерий

3) животных

4) грибов

А2.6. Согласно клеточной теории, клетки всех организмов

1) имеют ядро и ядрышко

2) сходны по химическому составу

3) одинаковы по выполняемым функциям

4) имеют одинаковые органоиды

А2.7. В клетках всех живых организмов происходит обмен веществ и превращение энергии, поэтому клетка – единица

1) размножения организмов

2) генетической информации

3) жизнедеятельности организмов

4)  строения организмов

А2.8. К прокариотам относятся

1) простейшие

2) одноклеточные водоросли

3) цианобактерии

4) плесневые грибы

А2.9. В животной клетке в качестве запасного углевода откладывается

1) хитин

2) крахмал

3) целлюлоза

4) гликоген

А2.10. В процессе обмена веществ в растительные клетки из окружающей среды поступают

1) нуклеиновые кислоты

2) углеводы и белки

3) углекислый газ и вода

4) липиды

ТРЕНИНГ А3

А3.1 Химический элемент, входящий в состав белков и нуклеиновых кислот – это

1) сера

2) азот

3) хлор

4) магний

А3.2 В качестве запасного углевода гликоген используется в клетках

1) элодеи

2) собаки

3) вируса гриппа

4) картофеля

А3.3 В отличие от дезоксирибозы рибоза входит в состав

1) иРНК

2) ДНК

3) целлюлозы

4) крахмала

А3.4 Жиры, как и углеводы, выполняют функции

1) информационную и регуляторную

2) строительную и энергетическую

3) каталитическую и энергетическую

4) строительную и каталитическую

А3.5 Липиды являются основным структурным компонентом

1) рибосом

2) хромосом

3) биологических мембран

4) клеточного центра

А3.6 Благодаря какому свойству липиды составляют основу плазматической мембраны?

1) способность изменять пространственную структуру

2) нерастворимость в воде

3) способность к самоудвоению

4) наличие каталитической активности

А3.7 В состав АТФ входят

1) аденин, рибоза, три остатка фосфорной кислоты

2) аденин, тимин, гуанин, цитозин

3) различные виды аминокислот

4) углеводы и липиды

А3.8 Денатурация обратима, если не разрушены связи

1) пептидные

2) водородные

3) гидрофобные

4) ионные

А3.9 Трехмерная пространственная конфигурация молекулы белка в виде глобулы – это структура

1) первичная

2) вторичная

3) третичная

4) четвертичная

А3.10 Вторичная структура белка представляет собой

1) несколько полипептидных цепей

2) аминокислотную последовательность

3) полипептидную цепь, закрученную в спираль

4) спираль, упакованную в клубок

А3.11 Изображенная на рисунке структура белка гемоглобина поддерживается

1) водородными связями между  -NH  и  -СО  группами

2) пептидными связями между аминокислотами

3) связями между радикалами аминокислот

4) связями между разными полипептидными цепями

А3.12 В состав нуклеотида ДНК может входить

1) рибоза, тимин и остаток фосфорной кислоты

2) рибоза, урацил и остаток фосфорной кислоты

3) дезоксирибоза, урацил и остаток фосфорной кислоты

4) дезоксирибоза, тимин и остаток фосфорной кислоты

А3.13 Матрицей для синтеза первичной структуры белка является молекула

1) тРНК

2) иРНК

3) рРНК

4) АТФ

А3.14 Транспортные РНК

1) являются матрицей для синтеза белка

2) доставляют аминокислоты к рибосомам

3) переносят глюкозу через клеточную мембрану

4) переносят кислород

А3.15 Химические реакции, протекающие в лизосомах, относятся к реакциям

1) пластического обмена

2) энергетического обмена

3) хемосинтеза

4) окислительного фосфорилирования

А3.16 Плазматическая мембрана осуществляет избирательный транспорт веществ благодаря своей

1) динамичности

2) стабильности

3) полупроницаемости

4) прочности

А3.17 Рибосомы участвуют в

1) накоплении питательных веществ

2) пластическом обмене

3) транспорте аминокислот

4) выведении из клетки продуктов распада

A3.18 Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется

1) плазматической мембраной

2) ядерной оболочкой

3) клеточным центром

4) цитоплазмой

А3.19 Связь между различными органоидами клетки осуществляет

1) аппарат Гольджи

2) веретено деления

3) митохондриальная ДНК

4) эндоплазматическая сеть

А3.20 Изображенный на рисунке органоид выполняет функцию

1) клеточного дыхания

2) внутриклеточного транспорта

3) внутриклеточного переваривания

4) запасания питательных веществ

ТРЕНИНГ А4

А4.1 В результате овогенеза из одной клетки-предшественницы образуется

1) одна яйцеклетка

2) две яйцеклетки

3) четыре яйцеклетки

4) восемь яйцеклеток

А4.2 Изображенный на рисунке процесс (отмечен стрелкой) является

1) условием сохранение диплоидного числа хромосом при митозе

2) одним из этапов процесса оплодотворения

3) фактором, обеспечивающим защиту хромосом от неблагоприятных воздействий

4) фактором, обеспечивающим перекомбинацию родительских генов при мейозе

А4.3 В профазе первого деления мейоза, также как и в профазе митоза происходит

1) удвоение ДНК

2) кроссинговер

3) разрушение ядерной оболочки

4) расхождение дочерних хромосом к полюсам клетки

А4.4 Для сперматозоида не характерно наличие

1) запаса питательных веществ

2) плазматической мембраны

3) митохондрий

4) гаплоидного ядра

А4.5 В результате мейоза каждая дочерняя клетка

1) становится диплоидной

2) полностью похожа на материнскую

3) имеет такой же хромосомный набор как материнская

4) получает половину генома материнской клетки

А4.6 Причиной разнообразия потомства при половом размножении не может служить

1) кроссинговер

2) случайное слияние гамет при оплодотворении

3) случайное расхождение хромосом в анафазе первого деления мейоза

4) удвоение хромосом перед началом мейоза

А4.7 Постоянство числа хромосом у особей одного вида обеспечивается

1) диплоидностью организмов

2) гаплоидностью организмов

3) процессами оплодотворения и мейоза

4) процессом деления клеток

А4.8 Мужские гаметы образуются в

1) спорангиях

2) яичниках

3) семенниках

4) семязачатках

А4.9 В ходе овогенеза и сперматогенеза происходит

1) накопление в гаметах питательных веществ

2) слияние гамет

3) уменьшение вдвое числа хромосом в гаметах

4) восстановление диплоидного набора хромосом в гаметах

А4.10 Мейоз и митоз имеют сходство в том, что в обоих случаях

1) делению предшествует удвоение ДНК

2) происходит двойное деление

3) происходит конъюгация гомологичных хромосом

4) образуются диплоидные клетки

А4.11 На рисунке изображены клетки, образовавшиеся при первом делении мейоза. Каждая из них содержит

1) диплоидный набор одинарных хромосом

2) диплоидный набор двойных хромосом

3) гаплоидный набор одинарных хромосом

4) гаплоидный набор двойных хромосом

А4.12 Кроссинговер – это

1) обмен участками гомологичных хромосом

2) слипание гомологичных хромосом

3) независимое расхождение хромосом

4) разновидность митоза

А4.13 Соматические клетки шимпанзе содержат 48 хромосом. В результате мейоза у самца шимпанзе формируются сперматозоиды, содержащие хромосом

1) в два раза больше

2) в два раза меньше

3) в четыре раза меньше

4) столько же, сколько в соматических клетках

А4.14 Биологический смысл большого числа сперматозоидов у животных заключается

1) в повышении эффективности искусственного отбора

2) в улучшении жизнеспособности оплодотворенных яйцеклеток

3) в повышении вероятности оплодотворения

4) в увеличении скорости развития зародыша

А4.15 В ходе мейоза, в отличие от митоза, происходит:

1) конденсация (спирализация) хромосом

2) конъюгация гомологичных хромосом

3) образование диплоидных клеток

4) разрушение ядерной оболочки в профазе

А4.16 В анафазе первого деления мейоза к полюсам клетки расходятся хромосомы, каждая из которых содержит

1) одну хроматиду

2) две хроматиды

3) три хроматиды

4) четыре хроматиды

А4.17 Сперматозоиды млекопитающих образуются в результате

1) митоза

2) мейоза

3) онтогенеза

4) дробления


А4.18 На рисунке слева изображена клетка в состоянии ранней профазы. На рисунке справа эта же клетка в состоянии

1) телофазы первого деления мейоза

2) телофазы второго деления мейоза

3) телофазы митоза

4) метафазы митоза

А4.19 Общим для митоза и мейоза является

1) образование гаплоидных клеток

2) образование диплоидных клеток

3) удвоение ДНК перед началом деления

4) конъюгация гомологичных хромосом

А4.20 Клетки печени шимпанзе содержат 48 хромосом. Сколько хромосом содержится в клетках головного мозга?

1) 12

2) 24

3) 48

4) 96

ТРЕНИНГ А5

А5.1 Сапрофитные бактерии используют для питания

1) органические вещества, созданные ими в процессе фотосинтеза

2) органические вещества, созданные ими в процессе хемосинтеза

3) готовые органические вещества отмерших тел

4) готовые органические вещества живых тел

А5.2 Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических, используя энергию окисления неорганических соединений, называются

1) хемотрофами

2) фототрофами

3) сапротрофами

4) гетеротрофами

А5.3 Нитрифицирующие бактерии являются

1) фототрофами

2) хемотрофами

3) гетеротрофами

4) паразитами 

А5.4 Синтез органических веществ из неорганических за счет солнечной энергии осуществляют

1) фототрофы

2) гетеротрофы

3) сапротрофы

4) хемотрофы

А5.5 Энергия солнечного света преобразуется в химическую энергию в клетках

1) растений

2) животных

3) грибов

4) паразитических бактерий

А5.6 Большинство животных по способу питания являются

1) фототрофами

2) гетеротрофами

3) хемотрофами

4) автотрофами

А5.7 Образование органических соединений из неорганических происходит в клетках

1) кожи лягушки

2) шляпки подберезовика

3) листа картофеля

4) клубеньковых бактерий

A5.8 К автотрофным организмам относится

1) хлорелла

2) мукор

3) амеба

4) инфузория-туфелька

А5.9 Какой из организмов, изображенных на рисунке, может создавать органические вещества из неорганических?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

А5.10 Клубеньковые бактерии, живущие на корнях бобовых растений, получают от них готовые органические вещества, взамен поставляя растению соединения азота. Клубеньковые бактерии являются

1) паразитами

2) сапрофитами

3) автотрофами

4) гетеротрофами

А5.11 К неклеточным формам жизни относятся

1) клубеньковые бактерии

2) паразитические бактерии

3) цианобактерии

4) бактериофаги

А5.12 Среди перечисленных организмов клеточного строения не имеет

1) инфузория-туфелька

2) вирус гриппа

3) кишечная палочка

4) хламидомонада

А5.13 Из множества свойств живых организмов для вирусов характерно наличие

1) обмена веществ

2) раздражимости

3) наследственности

4) клеточного строения

А5.14 Вирусы проявляют свойства живого только

1) в клетках других организмов

2) во внешней среде

3) при взаимодействии с другими вирусами

4) при благоприятных условиях внешней среды

А5.15 Вирусным заболеванием не является

1) грипп

2) СПИД

3) оспа

4) туберкулез

А5.16 Вирусы занимают промежуточное положение между

1) прокариотами и эукариотами

2) телами живой и неживой природы

3) растениями и животными

4) грибами и бактериями

А5.17 Особенностью вирусов является то, что они

1) могут вызывать заболевания животных и растений

2) не имеют клеточного строения

3) не имеют оформленного ядра

4) осуществляют очень активный обмен веществ

А5.18 Синтез вирусных белков

1)  не требует затрат энергии

2)  не требует участия ферментов

3)  происходит только в клетке-хозяине

4) происходит во внеклеточной среде

А5.19 Встраивают собственную нуклеиновую кислоту в ДНК клетки-хозяина

1) паразитические грибы

2) паразитические бактерии

3) бактериофаги

4) бактерии сапрофиты

А5.20 Вирусные белки синтезируются из

1) нуклеотидов вируса

2) нуклеотидов клетки-хозяина

3) аминокислот вируса

4) аминокислот клетки-хозяина

infourok.ru

Подготовка к огэ по биологии. Биология как наука. Методы биологии: теория и практика

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Биологиянаука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.

Впервые термин «биология» употребил немецкий профессор анатомии Т. Руз в 1779г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Ботаника – наука о растениях,

Зоология – наука о животных,

Микология – о грибах,

Вирусология – о вирусах,

Микробиология – о бактериях.

Анатомия – наука, изучающая внутреннее строение организмов (отдельных органов, тканей). Анатомия растений изучает строение растений, анатомия животных – строение животных.

Морфология – наука, изучающая внешнее строение организмов

Физиология – наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, функции отдельных органов.

Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья человека.

Цитология – наука о клетке.

Гистология – наука о тканях.

Систематика – наука, о классификации живых организмов. Классификация – разделение организмов на группы (виды, рода, семейства и т. д.) на основании особенностей строения, происхождения, развития и др.

Палеонтология – наука, изучающая ископаемые останки (отпечатки, окаменелости и др.) организмов.

Эмбриология наука, изучающая индивидуальное (зародышевое) развитие организмов.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.

Этология – наука о поведении животных.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Селекция – наука, о выведении новых и улучшением существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов бактерий и грибов.

Эволюционное учение – изучает вопросы возникновения и законы исторического развития жизни на Земле.

Антропология – наука о возникновении и развитии человека.

Клеточная инженерия – направление науки, занимающееся получением гибридных клеток. Примером может служить гибридизация раковых клеток и лимфоцитов, слияние протопластов разных растительных клеток, а также клонирование.

Генная инженерия – направление науки, занимающееся получением гибридных молекул ДНК или РНК. Если клеточная инженерия работает на уровне клетки, то генная работает на молекулярном уровне. В данном случае специалисты «пересаживают» гены одного организма другому. Одним из результатов генной инженерии является получение генетически модифицированных организмов (ГМО).

Бионика – направление в науке, занимающееся поиском возможностей применения принципов организации, свойств и структур живой природы в технических устройствах.

Биотехнология – дисциплина, изучающая возможности использования организмов или биологических процессов для получения веществ, нужных человеку. Обычно в биотехнологических процессах используются бактерии и грибы.

ОБЩИЕ МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Метод – это способ познания действительности.

1. Наблюдение и описание.

2. Измерение

3. Сравнение

4. Эксперимент или опыт

5. Моделирование

6. Исторический.

    ЭТАПЫ научного исследования

    Проводится наблюдение над объектом или явлением

    на основе полученных данных выдвигается гипотеза

    проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)

    проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа
    теорией или законом

     СВОЙСТВА ЖИВОГО

    Обмен веществ (метаболизм) и поток энергии – важнейшее свойство живого. Все живые организмы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности.

    Единство химического состава. Среди химических элементов в живых организмах преобладают углерод, кислород, водород и азот. Кроме того, важнейшим признаком живых организмов является на­личие органических веществ: жиров, углеводов, белков и нуклеиновых кислот.

    Клеточное строение. Все организмы состоят из клеток. Неклеточ­ное строение имеют только вирусы, но и они проявляют признаки живого, только попав в клетку-хозяина.

    Раздражимость – способность организма реагировать на внеш­ние или внутренние воздействия.

    Самовоспроизведение. Все живые организмы способны к размножению, т. е. воспроизведению себе подобных. Воспроизведение организмов происходит в соответствии с генетической программой, записанной в молекулах ДНК.

    Наследственность и изменчивость.

    Наследственность – свойство организмов, передавать свои признаки потомкам. Наследственность обеспечивает преемственность жизни. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки в процессе своего развития. Наследственная изменчивость является важным фактором эволюции.

    Рост и развитие.

    Рост – количественные изменения (например, увеличение массы).

    Развитие – качественные изменения (например, формирование систем органов, цветение и плодоношение).

    Саморегуляция – способность организмов поддерживать постоянство своего химического состава и процессов жизнедеятельности – гомеостаз.

    Приспособленность (адаптация)

    Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные, сезонные ритмы). (Например, фотопериодизм – реакция организма на длину светового дня).

    Уровни организации жизни

    Номер
    уровня

    Название

    Чем представлен

    Примеры

    VI

    Биосферный

    Совокупность всех экосистем
    планеты

     

    V

    Экосистемный

    (биогеоценотический)

    Система популяций разных
    видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой

    Саванна, тундра

    IV

    Популяционно-
    видовой

    Совокупность популяций,
    образующих виды

    Медведи белые,
    киты синие

    III

    Организменный

    Организм как целостная система

    Бактерия, обезьяна

    II

    Клеточный

    Клетка и её структурные компоненты

    Эритроциты, митохондрии, хлоропласты

    I

    Молекулярный

    Органические и неорганические

    вещества

    – белки, углеводы;

    – вода, ионы солей

    Тестовые задания в формате ОГЭ

    Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

      1)физиология 2)систематика 3)экология 4)селекция

      2. Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью

      1) описания органов растений 2) сравнения растений разных природных зон

      3) наблюдения за ростом растения 4) эксперимента по фотосинтезу

      3. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

      1)вирусологии 2) цитологии 3)анатомии 4) эмбриологии

      4. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод

      1) наблюдения 2) хроматографии 3) центрифугирования 4)выпаривания

      5.На фотографии изображена модель фрагмента ДНК. Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы?

      1) классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования

      6. На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы?

      классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования

        7. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

        1) моделирование 2) измерение 3) эксперимент 4) наблюдение

        8. Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого.

        Определите длину насекомого на 30-й день его развития.

        1) 3,4 2) 2,8 3) 2,5 4) 2,0

        9. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

        1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) Ч. Дарвина 4) И.П. Павлова

        10. Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

        1) физиология 2) систематика 3) экология 4) селекция

        11. Выберите пару животных, в экспериментах с которыми были сделаны основные открытия в области физиологии животных и человека.

        1) лошадь и корова 2) пчела и бабочка 3) собака и лягушка 4) ящерица и голубь

        12. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

        1) вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии

        13. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

        1) эксперимента 2) моделирования 3) анализа 4) наблюдения

        14. Примером применения экспериментального метода исследования является

        1) описание строения нового растительного организма

        2)сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

        3)подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

        4) формулирование положения на основе полученных фактов

        15. Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.

        Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.

        Изменение скорости размножения бактерий за определённое время

        Время после введения бактерий в культуру, мин.

        Число бактерий в колбе 1

        Число бактерий в колбе 2

        20

        18

        20

        40

        36

        40

        60

        72

        80

        80

        140

        160

        100

        262

        314

        120

        402

        620

        140

        600

        1228

        1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?

        2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?

        3) Чем можно объяснить полученные результаты?


         


         

        Литература

        Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждение. М.: Дрофа, 2013.

        Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи.- Минск: Юнипресс, 2011.-768 с.

        «Решу ОГЭ»: биология. Обучающая система Дмитрия Гущина [Электронный ресурс] – URL:http:// oge.sdamgia.ru

          xn--j1ahfl.xn--p1ai


          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *