Практика дипломная – Что это такое преддипломная практика и для чего она нужна?

Содержание

Дипломная практика

2

Составители: Н.М. Космачева, доктор экономических наук, профессор

I.Пояснительная записка

1.1.Целью преддипломной производственной практики является:

закрепление и углубление теоретических знаний студентов,

полученных в процессе обучения на всех видах аудиторных и внеаудиторных

занятий;

закрепление ранее приобретенных и формирование новых навыков в профессиональной работе по специальности экономиста;

приобретение самостоятельного опыта и овладение практическими навыками, передовыми методами труда в кредитных, финансовых учреждениях,

организациях и компаниях;

овладение методами и приемами прогнозирования, анализа,

регулирования, планирования и другими вопросами, связанными с деятельностью финансово-кредитных структур.

Задачами преддипломной производственной практики является:

знакомство с деятельностью подразделений соответствующего финансово-кредитного учреждения или финансового отдела компании;

изучение основных направлений деятельности и конкретных видов работы финансово-кредитного учреждения или компании;

освоение современных информационных технологий, используемых в деятельности финансово-кредитного учреждения или компании;

применение средств обработки финансово-экономической информации

(системный анализ, экономико-математические методы и модели, прикладная математика, SWOTанализ, методы прогнозирования и т.п.).

1.2. Преддипломная практика проводится на 5 курсе. В зависимости от места будущей работы студенты направляются на практику на торговые и промышленные предприятия, коммерческие фирмы, коммерческие банки,

учреждения Центрального банка. В порядке исключения практика может проводиться непосредственно на кафедре.

3

1.3. Каждому студенту от кафедры выделяется преподаватель-руководитель,

который, как правило, является и научным руководителем по написанию дипломной работы. Для руководства практикой от базы практики выделяются руководители из числе более опытных и квалифицированных работников с учетом избранной студентом темы дипломной работы. Студенты ведут дневник практики,

в котором отражаются все выполненные в ходе ее работы.

1.4.Каждому студенту выдается набор формализованных документов:

направление на практику, индивидуальное задание и программа практики.

1.5. Руководство практикой осуществляется базовым предприятием, где проходит практику студент, и ЛГУ им. А.С. Пушкина.

II.Обязанности и права студентов в период прохождения преддипломной

практики.

2.1.Преддипломная практика проводится в основном на рабочих местах с выполнением обязанностей экономиста и в соответствии с программой практики.

2.2.Студент-практикант обязан:

-подчиняться действующим на предприятии или в учреждении правилам внутреннего трудового распорядка;

-нести ответственность за выполняемую работу и за ее результаты наравне со штатными работниками;

-вести дневник, в котором ежедневно должен записывать все виды проделанной работы, включая связанные с подготовкой и написанием дипломной работы,

прослушанные лекции, беседы. Дневник заверяется руководителем от базы

практики;

-выполнять во время практики все другие работы, предусмотренные данной программой;

-заниматься сбором, обработкой материалов и написанием дипломной работы по заявленной тематике.

4

2.3. После окончания практики в трехдневный срок студент должен сдать на кафедру следующие материалы:

А. Отчет о практике и дневник, заверенные руководителем от базы практики.

Б. Отзыв об отношении к практике и соблюдении служебной дисциплины, о

приобретенных знаниях, навыках, а также пригодности студента к самостоятельной работе.

В. Дневник и календарный план прохождения практики.

Развернутое содержание этих документов дано в пункте 5.5.

2.4.Студент должен защитить отчет в сроки, установленные кафедрой. Результаты практики оцениваются по четырехбалльной системе. При неудовлетворительной оценке студент должен пройти практику повторно или подлежит отчислению из университета.

2.5.За время прохождения практики студенты пользуются в университете всеми правами студента: пользование книгами и журналами в библиотеке университета,

консультациями преподавателей и т.д.

2.6. Студент может быть зачислен на временную работу, если она соответствует программе практики с оплатой по штатному расписанию.

III. Права и обязанности руководителей практики.

Руководитель практики от базового предприятия обеспечивает:

Выполнение программы и индивидуальных планов студентов.

Постоянный контроль за выполнением студентом служебных обязанностей в соответствии с должностными инструкциями, выполнением студентом программы практики, индивидуального плана ее прохождения и индивидуального задания.

Оказание помощи студенту в планировании работы, ведении дневника практики и сборе необходимых материалов для написания квалификационной работы.

5

Подготовку отзыва о прохождении студентом преддипломной практики, в

котором отражаются:

-качество выполнения программы и индивидуальных заданий и планов;

-степень готовности студента к выполнению должностных обязанностей;

-знание законодательных, нормативно-правовых актов и умение пользоваться ими в работе;

-наличие навыков в использовании технических средств на объекте практики и оргтехники;

-умение составлять служебные документы;

-организаторские способности;

-дисциплинированность и исполнительность;

-общий кругозор и культурный уровень.

Методический руководитель преддипломной практики от ЛГУ им. А.С. Пушкина

обеспечивает:

– проведение инструктажа студентов о порядке прохождения преддипломной

практики;

 

– выдачу совместно с заведующим кафедрой

направлений на практику,

программы практики, индивидуального задания и дневников практики;

– контроль выполнения студентами программы практики, личных планов и индивидуальных заданий, сбор материалов для выполнения квалификационной работы, а также ведение дневников практики;

– консультирование студентов по методическим вопросам, касающимся

прохождения практики, подготовки к защите и сбора необходимых материалов для написания квалификационных работ; – участие в подготовке и проведении научно-методической конференции по итогам практики.

IV. Научно-исследовательская работа студента в период практики.

В период прохождения преддипломной практики студенты должны проводить

углубленную научно-исследовательскую работу. К этому времени они уже

6

подготовлены теоретически, имеют необходимые знания и могут применять их на практике. Используя знания, полученные в Университете, студенты должны принять участие в разработке нормативно-методических материалов по организации новых форм работы, новых видов услуг и по другим перспективным направлениям деятельности предприятия или банка, в котором они проходят практику.

V.Содержание преддипломной производственной практики.

5.1.Знакомство с деятельностью предприятия.

Втечение прохождения преддипломной производственной практики необходимо:

ознакомиться с организационной структурой предприятия; изучить основные направления его деятельности; дать общую характеристику его финансово-экономического состояния;

ознакомиться с деятельностью подразделений соответствующей компании или банка;

изучить конкретные виды работ, осуществляемых в организации на предприятии по месту прохождения практики.

Изучение основных вопросов работы организаций начинается:

с общей характеристики компании или банка;

с изучения содержания Устава организации, учреждения или компании и нормативных документов по его образованию и функционированию;

со знакомства с организационной структурой учреждения или компании,

уровнем его специализации и функциями отдельных подразделений, а также с видами деятельности и оказываемыми услугами.

В период прохождения преддипломной производственной практики перед студентом ставятся следующие основные задачи:

 выполнение экономических и финансовых расчетов по определению результатов финансовой деятельности;

7

 проведение анализа текущей и годовой отчетности с целью определения

финансового состояния.

Студенты в период прохождения преддипломной производственной

практики должны научиться:

составлять аналитические таблицы, характеризующие деятельность соответствующих компаний и их подразделений;

оформлять необходимую финансовую документацию в соответствии с принятыми нормативными актами РФ;

составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность;

анализировать бухгалтерский баланс, оценивать состояние активов и пассивов субъектов хозяйствования и управления;

оценивать эффективность использования централизованных и коммерческих кредитных ресурсов, межбанковских расчетов, финансовую устойчивость компаний, содержание кредитных договоров с экономической и юридической точек зрения;

прогнозировать эффективность деятельности компании в соответствии

спринятыми решениями;

вести деловые переговоры и оказывать консультационные услуги.

5.2. Сбор финансово-экономической информации.

Материалы для написания отчета по преддипломной производственной практике условно можно разделить на материалы теоретического характера и материалы практического характера.

Сбор и изучение материалов для отчета по преддипломной производственной практике, а также для дипломной работы, следует начинать с нормативно-правовых и литературных источников, раскрывающих основные вопросы по выбранной теме.

Прежде всего, необходимо ознакомиться с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность исследуемой организации в РФ,

8

материалами о развитии мирового зарубежного опыта, изучить специальную финансово-экономическую и справочную литературу по выбранной теме.

При ознакомлении с научной и учебной литературой целесообразно выписывать их библиографические данные для последующего составления списка используемых источников. Отдельные положения из изученных источников по выбранной теме дипломной работы следует законспектировать с целью их использования при написании теоретической части работы.

В сбор практических материалов входит сбор материалов, характеризующих организационную структуру организации, внутренние нормативные акты, а также сбор цифровых данных и их обработка, получение копий оперативных документов и других материалов, оформляемых специалистами организации, на примере которой выполняется отчет по практике.

Прежде чем начать сбор практических материалов, студент должен тщательно изучить организационную структуру управления исследуемого объекта, чтобы знать, каким образом осуществляется взаимодействие подразделений организации.

Необходимая информация может содержаться в годовых отчетах, в

статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности организаций, а также в их Уставах, в плановых заданиях, в пояснительных записках к бухгалтерским отчетам, в различных договорах, в докладных записках, актах ревизий и обследований и др. Студент может получить нужную информацию путем личных наблюдений, письменного и устного опросов сотрудников и руководителей организации либо ее подразделений.

Одновременно со сбором практического материала, студенту рекомендуется вести его предварительную обработку: составлять таблицы, графики, диаграммы,

использовать методы сравнения, группировки, графический, индексный,

экономико-статистический и др. В случае возникновения вопросов при обработке материала целесообразно обращаться за разъяснениями к специалистам организации и руководителю по дипломной работе.

5.3. Систематизация собранного материала.

9

При прохождении преддипломной производственной практики для написания отчета, студент представляет руководителю практики от ЛГУ им.

А.С. Пушкина систематизированные материалы по разделам:

общая характеристика предприятия: краткая характеристика, история создания и концепция развития, организационная структура управления;

нормативно-правовая база, регулирующая деятельность организации

иосновных операций, выполняемых в ходе практики;

данные для анализа финансового состояния и результатов деятельности организации.

5.4. Анализ собранного материала.

Анализ основных организационно-экономических и финансовых показателей оценки деятельности организации, в которой проходила преддипломная производственная практика, включает в себя:

-анализ обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами

иоценке влияния факторов на величину их изменения;

-анализ эффективности использования оборотных средств и капитала;

-анализ состава и структуры затрат организации;

-оценку эффективности инвестиционной деятельности;

-расчет показателей рентабельности;

-анализ финансового состояния организации (оценка показателей финансовой устойчивости организации, платежеспособности, кредитоспособности

иликвидности).

По данным годовой (или квартальной) финансовой отчетности студент должен дать оценку основных показателей деятельности организации,

проанализировать величину собственного капитала, показатели доходности на единицу активов и вложенного капитала, а также дать качественную характеристику структуры доходов и расходов финансово-кредитной организации или производственной или посредническо-сбытовой компании.

10

Проведение подробного анализа собранного материала, обобщение и оценка материалов влияет на формулировку темы и содержание дипломной работы в соответствии со спецификой деятельности организации.

5.5. Составление и подготовка к защите отчета по преддипломной

производственной практике.

Преддипломная производственная практика завершается написанием,

оформлением (в соответствии с нормативными требованиями) и представлением на кафедру согласованного с руководителем практики от организации, где проходила преддипломная производственная практика, отчета по практике.

По завершении прохождения преддипломной практики студенты в 3-

дневный срок представляют для допуска к сдаче зачета на кафедру экономики и управления:

 отчет по практике, который включает текстовые, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач;

календарный план и дневник преддипломной производственной практики.

Календарный план преддипломной производственной практики составляется студентом совместно с руководителем практики от Университета и согласуется с руководителем практики от организации. Календарный план и график его выполнения являются одним из основных документов, характеризующим и подтверждающим прохождение практики. Необходимо отмечать выполнение плана, делая пометки о полноте и уровне его выполнения ежедневно или еженедельно в дневнике практиканта.

 отзыв руководителя практики от организации о работе студента в период прохождения преддипломной производственной практики с оценкой уровня и качества выполнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п. (см. приложения 1-3)

studfiles.net

Преддипломная практика

Преддипломная практика является частью учебного процесса и эффективной формой подготовки будущего специалиста к трудовой деятельности. Она имеет важнейшее значение в процессе подготовки высококвалифицированных кадров, способных решать задачи современного производства.

Цели и задачи преддипломной практики − подготовить студента к выполнению дипломного проекта посредством изучения и подбора необходимых материалов и документации по тематике дипломного проекта, участию в конструкторских, технологических и исследовательских разработках предприятия, ознакомлению с производственной деятельностью предприятия и отдельных его подразделений.

За время преддипломной практики должна быть определена и четко сформулирована тема дипломного проекта, обоснована целесообразность ее разработки, намечен план достижения поставленной цели и пути решения задач для ее достижения.

Руководство преддипломной практикой осуществляется двумя руководителями – от университета и предприятия.

Руководителем преддипломной практики от университета является руководитель дипломного проекта, определяющий, в зависимости от темы дипломного проекта, конкретные цели преддипломной практики, темы преддипломной практики, показывает образец дневника преддипломной практики.

По этой причине прохождение практики без предварительно сформулированной темы дипломного проекта недопустимо. Окончательная формулировка темы диплома должна быть осуществлена в течение первой недели преддипломной практики. Руководитель от предприятия помогает в реализации конкретных задач практики и в обеспечении необходимыми материалами для составления отчета. В отчете должны быть собраны только те материалы, которые необходимы для изучения деятельности предприятия и выполнения дипломного проекта, их включение в отчет должно сопровождаться критическим анализом. В ходе преддипломной практики студент с помощью руководителя дипломного проекта разрабатывает задание на выполнение дипломного проекта, составляет план преддипломной практики.

Изучение перечисленных вопросов студентами, проходящими преддипломную практику, осуществляется путем наблюдения за производственными процессами, экскурсий по предприятию, слушания лекций опытных специалистов, бесед с руководителями практики от вуза и предприятия, инженерно-техническими работниками и рабочими, проработки технической документации и литературы, непосредственного участия в производственном процессе на рабочих местах.

База практики – это производственные или проектно-конструкторские предприятия, научно-исследовательские институты, организации или учреждения любой формы собственности с высоким уровнем техники, технологии и такой организацией производства, которая обеспечивает условия проведения практики в соответствии с требованиями учебной программы. С такими предприятиями университет заранее заключает договоры о прохождении практики.

Место проведения преддипломной практики предпочтительно должно соответствовать будущей работе выпускника. Студент может выбрать место прохождения практики самостоятельно, но в этом случае он обязан вовремя предоставить гарантийное письмо с предприятия о своем трудоустройстве.

Основанием для проведения практики является письмо от предприятия, гарантирующее выполнение условий прохождения практики, предоставление студенту необходимой информации, и заключенный между университетом и предприятием договор о прохождении практики. Гарантийное письмо предоставляется не позже чем за один месяц до начала прохождения преддипломной практики. При отсутствии гарантийного письма базу практики подбирает руководитель дипломного проекта совместно с ответственными за проведение практики от университета и кафедры в соответствии с возможностью выполнения на предприятии предполагаемой темы диплома.

Во время преддипломной практики необходимо ознакомиться с потенциальными опасностями и вредностями. При этом необходимо произвести их анализ, дать количественные оценки, предложить мероприятия, направленные на улучшение условий труда.

Продолжительность преддипломной практики составляет порядка 7 недель. Время и место пребывания студента на практике могут меняться в зависимости от конкретных условий базы практики. Перед прохождением практики кафедра проводит организационное собрание студентов, на котором их знакомят с целью и задачами практики, а также выдают предварительные темы дипломных проектов. Заведующий кафедрой проводит инструктаж по технике безопасности.

Руководствуясь календарным планом прохождения преддипломной практики, руководитель практики от университета составляет индивидуальный график пребывания студента на практике. Студентам выдается направление на практику, с которым они должны явиться в отдел кадров предприятия. На основании этого направления и договора о прохождении практики руководитель предприятия подписывает приказ о прохождении практики и прикреплении студентов к рабочим местам.

Одновременно с зачислением студентов на практику руководитель предприятия (организации) назначает руководителя практики от предприятия.

Программа преддипломной практики проста:

На протяжении первой недели практики студенты совместно с руководителем от предприятия и руководителем дипломного проекта должны окончательно сформулировать тему дипломного проекта, которая утверждается приказом по университету.

Руководители практики от организаций предоставляют студентам возможность получить предусмотренные программой практики материалы, необходимые для составления отчета, организуют экскурсию по предприятию, посещение иных производственных подразделений. Оплата преддипломной практики производится по итогам прохождения и в соответствии с договором. Характеристика преддипломной практики выдается студенту также по итогам.

Студенты во время прохождения практики обязаны:

– придерживаться правил техники безопасности, соблюдать режим работы предприятия;

– выполнять в полном объеме задачи, предусмотренные программой преддипломной практики, и указания руководителя практики от предприятия;

– вести дневник практики, куда необходимо вносить данные обо всех выполняемых работах, прослушанных лекциях, участии в различных мероприятиях, проводимых в отделе и на предприятии;

– составлять отчет по практике.

Конкретное содержание преддипломной практики должно соответствовать тематике дипломной работы и содержать сведения, непосредственно касающиеся того подразделения, где проходит практика.

Успешная преддипломная практика и характеристика преддипломной практики может содействовать разрешению вопросов, связанных с будущим трудоустройством студента-выпускника.

Оформление преддипломной практики несложный процесс. Изучив программу преддипломной практики по методичке и составив план преддипломной практики, написать сам текст будет не сложно. Раз-два и перед вами готовая преддипломная практика. Второй вариант – заказать преддипломную практику. Это будет дневник преддипломной практики заполненный профессионалами компании STUDOTVET.

www.studotvet.ru

Что такое преддипломная практика. Как написать примеры и правила!

 

Во время обучения в ВУЗе необходимо провести ряд мероприятий по подготовке к преддипломной практике. Отчет по такому виду практики пишется перед написанием ВКР, но обычно после сдачи экзаменов по теоретическим предметам.

Основные понятия преддипломной практики

Преддипломная практика является последней ступенью в целом комплексе прохождения практической деятельности в ВУЗе. Вместе с отчетом по преддипломной практике, который оформляется в соответствии с ГОСТ и утверждается вашим научным руководителем и руководителем практики на предприятии, вам необходимо подготовить дневник по практике. Он включает в себя четкое расписание ваших мероприятий на рабочем месте с описанием вида деятельности и итогов по ней.

Такая практика является необходимой мерой во время получения образования, поскольку установлено, что привлечение студента к трудовой деятельности повышает его компетенции в своей профессиональной сфере.

Что нужно писать в отчете по практике

Практически весь текст преддипломной практики может быть использован в дипломной работе. Для этого в ВКР специально выделяется вторая глава. Здесь проводится аналитическая работа, связанная с изучением основных вопросов, касающихся деятельности предприятия и его направленности.

На этап прохождения преддипломной практики студенту выдается список вопросов или задание, которое он должен выполнить и оформить в документированном виде. Все это подробно описывается в отчете.

Как правило, пройти преддипломную практику – это только половина пути, которая обычно не составляет труда для студентов. Наоборот, они с удовольствием идут на место работы, вникают в сферу деятельности, налаживают коммуникации. Самое сложное – оформить все это в отчете. Именно тут мы и можем вам помочь.

Основной вопрос студентов во время написания отчета – какая информация должна в нем содержаться?

Рассмотрим практические примеры. Допустим, ваша специальность напрямую связана с экономической сферой деятельности.  В таком случае в вашем отчете должна быть обязательно описана стратегия, по которой вы проводили финансовый анализ предприятия.  С помощью этого пункта вы определяете экономическую эффективность компании. Также необходимо рассчитать рентабельность, а также определить основные показатели и коэффициенты экономического характера.

Если вы специализируете на управленческих дисциплинах, то вам необходимо описать основные управленческие процессу, используемые в компании. Также потребуется провести анализ, взаимодействует ли предприятие с другими структурами, какая корпоративная культура установилась на предприятии.

Для направления маркетинга также потребуется описать выбранную стратегию на предприятии. Потребуется изучить рынок, выявить и проанализировать деятельность конкурентов компании, описать потребности клиентов и заказчиков. Также здесь важно составить список достоинств и недостатков предприятия. Исходя из этого, нужно будет составить план по выводам, в которых описать основных угрозы, которые установлены на предприятии и могут отразиться на его деятельности.

Для юридического направления требуется провести детальный анализ нормативной документации предприятия, а также поработать с законодательной базой. Для гуманитарного направления специфично описание определенной темы, касающейся деятельности предприятия.

 

Как проходит защита отчета по  преддипломной практике

К отчету обязательно должны быть прикреплены:

  • Дневник по практике. Он оформляется в виде таблицы с разделением по дням.
  • Календарный план. Незначительно отличается от дневника по практике.
  • Отзыв руководителя практики.

Для каждого вуза существует собственная методика составления отчетов по преддипломной практике. Даже если вы сами написали отчет, и как вы думаете, сделали это хорошо, то необходимо учитывать требования методических рекомендаций, установленных в ВУЗе. Но если вы изначально решили, что закажете написание преддипломного отчета у нас в компании, то рекомендуем к заявке приложить методические рекомендации, а также список вопрос, выданный вам руководителем практики. Если есть еще какие-либо моменты, которые требуют уточнения, то их также необходимо освятить в заявке.

 

Как только нашим специалистом будет выполнена работа по вашей заявке, он отправит вам полный текст отчета, который вы должны будете утвердить у своего научного руководителя. При возникновении любых вопросов, касающихся защиты отчета по преддипломной практике, вы можете задавать их нашему онлайн-консультанту.

 

 

xn--d1acynfdde.xn--p1ai

Что такое преддипломная практика

Что такое преддипломная практика


Преддипломная практика – эта главная часть обучающего процесса любого высшего учебного заведения. Ее можно проходить на предприятии, в организации любой формы собственности и даже в самом учебном заведении. Главная задача студента, показать все свои теоретические знания на практике.

Производственная практика, так называют преддипломную практику, показывает, насколько теоретические знания сильны и на что следует обратить внимание студенту. С первых дней практических занятий выявляются пробелы в знаниях. Во время этой важной части обучения, студент должен собрать весь необходимый материал, который потом потребуется для написания дипломной работы.

Преддипломная практика – это эффективная форма обучения, помогающая подготовить будущего специалиста к профессиональной деятельности. Невозможно отрицать и то, что это крайне важно для получения квалифицированных специалистов, которые после окончания учебного заведения могут решить любую задачу предприятия и производства.  

Преддипломной практикой любого студента должны руководить два человека. Один из них преподаватель ВУЗа, а другой – представитель предприятия.

Преподаватель высшего учебного заведения ставит перед студентом задачу, которую тот должен выполнить во время преддипломной практики. Он же утверждает тему будущего диплома. Если возникают вопросы по ведению дневника практики, преподаватель ВУЗа должен помочь или подсказать как правильно сделать. Представитель предприятия уже непосредственно помогает практиканту реализовать все цели и задачи на производстве.

Студент ВУЗа, во время преддипломной практики обязан наблюдать за производственным процессом, постоянно проводить для своих познаний экскурсии по предприятию, в сопровождении старшего специалиста. Находить возможность беседовать с руководителем практики и от учебного заведения и от предприятия. Общаться с инженерами, рабочими, изучать техническую документацию. Самое главное, во время прохождения преддипломной практики, студент обязан участвовать непосредственно в производственном процессе.

Преддипломная практика проводится на производственных предприятиях, НИИ, ПКП, организациях с высокими технологиями, и в самих ВУЗах. Место прохождения практики выбирается с учетом будущей специализации выпускника.  Некоторые ВУЗы имеют свою базу предприятий для практической части обучения, студенты могут самостоятельно выбрать для себя, где они будут ее проходить. Преддипломная практика ставит определенные цели перед студентом. Например, он обязан выполнить дипломный проект, участвовать в любых намеченных разработках предприятия, ознакомиться с деятельность предприятия и всех его структур.

В первую очередь студент и предприятие заключают договора о прохождении преддипломной практики и необходимо составить гарантийное письмо.

Во время практической части обучения на предприятии, студент должен ознакомиться с правилами безопасности. Все что показалось интересным и познавательным записывать, поскольку это может пригодиться для составления анализа и для оценки. Если у практиканта есть предложения по создание мероприятий для улучшения труда, их надо предложить руководству и описать в дипломной работе. Обычно преддипломная практика длится около 2 месяцев.

Если студент экономического ВУЗа, то он обязан составить отчет финансового анализа и выявить экономическую эффективность предприятия. Преддипломная практика направлена на расчет рентабельности, анализа и КПД.

Если студент получает управленческую специальность, то задействованы все управленческие процессы. Это и взаимосвязь с различными подразделениями, корпоративная этика, выполнение целей организации и управление подчиненными.

Преддипломная практика будущих маркетологов должна быть направлена на маркетинговые исследования, определение важнейших стратегий предприятия, изучается рынок конкурентов, снабжения, сбыта. Студенты практиканты изучают потребность заказчиков, пожелания клиентов. В обязательном порядке выявляются все проблемные места.

Бедующие бухгалтера проходят преддипломную практику на предприятиях, где большая бухгалтерская база. Им необходимо изучить учетную политику организации, все формы ведения бухгалтерского учета, методы налогообложения. Изучаются все налоги предприятия.

Студенты юридических ВУЗов, проходят преддипломную практику в адвокатских фирмах, прокуратуре, в службе судебных приставов и т.д. Для них стоит задача изучить все нормативные документы, законы, поправки, кодексы. Очень важно для диплома знать деятельность структуры предприятия, где осуществлялась преддипломная практика.

Гуманитарии проходят практику в учебных заведениях и организациях гуманитарной направленности. Их задача обычно состоит в описании выбранной темы и ее исследовании.

 

xn--d1acimfgfg6i.xn--p1ai

Преддипломная практика

Любая учеба рано или поздно заканчивается. Логичным завершением обучения является защита диплома и госэкзамены. Подготовка же к ним начинается задолго до решающего события.

Диплом состоит из теоретической и практической частей, а значит материалы для него собираются не только в монографиях, но и непосредственно из практики.

Что такое преддипломная практика?

Прохождение преддипломной практики на производстве.

Преддипломная практика – это именно то период практики, когда изучаются, проверяются вопросы или решаются задачи., которые выносятся в дипломную работу.

В ее процессе окончательно обкатываются и уже формулируются положения и выводы, к доказательству которых будет стремиться студент в теоретической части.

Так как этот вид работы, имеет решающее значение для обучения и профессионального становления традиционно ею руководят два человека – преподаватель и начальник на производстве, лаборатории, школе. Это позволяет увеличить эффективность и более глубоко погрузиться в процесс.

Для чего она нужна?

Самая главная цель – подготовка специалиста к непосредственной работе и окончательное слияние теории, поданной в учебном заведении и практики каждодневной работы.

Промежуточная цель – подготовиться к написанию диплома и проработать все спорные моменты, проверить теории. Именно в этот период собирается материал, схемы, опросы.

И конечно, в это время студент может еще раз проверить ту ли дорогу он выбрал, подходит ли она ему. Он усваивает свои обязанности, перспективы и основы техники безопасности и даже негласные правила субординации.

Еще одна реальная польза – если студент хорошо зарекомендует себя, то ему могут предложить работу, и он уже будет уверен в своем завтра. А отчете студент снова постигнет азы самоанализа и самооценки.

Чем отличается от других видов практики?

Особенности преддипломной практики.

Преддипломная практика отличается от других своей четкой ориентированностью на вопросы и задачи, которые будут выносится в диплом. Она вся ориентирована на решение поставленных руководителем и проработанных студентом задач.

Если же остальная практика раскидана равномерно по всему периоду обучения, то эта проходится в последнее полугодие, но не позднее 1 месяца перед защитой. И ее время – окончание учебы – делает студентов более привлекательными для потенциальных работодателей.

Чем занимаются на преддипломной практике?

По сути она не отличается от любой другой. Хотя преддипломная короче и носит конкретный характер выполнения узких поставленных целей.

Важная тонкость – следует внимательно отнестись к выбору места практики и перед выходом обсудить возможность проведения конкретных испытаний, опросов и исследований. Так как если их не будет или буду, но не в полной мере, это может привести к срыву защиты. Допускается самостоятельный подбор места прохождения, удовлетворяющий всем условиям.

По ней так же рекомендуется вести дневник, с каждодневными записями и оценками и конечно надо сдавать отчет.

Отчет о прохождении преддипломной практики

Как составить отчет о прохождении преддипломной практики?

По окончанию практики обязательно пишется отчет – он становится или полноценной практической частью диплома или ее черновиком.

Структура его довольно стандартна:

  1. Титульный лист с указанием данных о студенте, месте прохождения практики и двух руководителях.
  2. Введение, которое будет являться перечислением поставленных задач и целей. Список заданий обязательно заверяется подписью научного руководителя и живой печатью ректората.
  3. Основная часть – в которой описывается сама практика и полученные результаты.
  4. Прилагается дневник практиканта, заполненный подневно. Он каждый день подписывается руководителем практики, а в конце подписью и печатью начальника производства, школы.
  5. Список литературы, которая была использована при анализе, подготовке и составлении заданий, схем, опросов.
  6. Приложение, в котором выкладываются оригиналы опросов, фотоотчеты и прочее. Если студент работал с важными документами или над созданием крупного проекта, то допускается приложение заверенных копий и выдержек.
  7. Полная характеристика студента и его прохождения практики, заверенная двумя руководителями.
  8. Отчеты обоих руководителей.

Советы и рекомендации по составлению отчета

Советы для начинающих.

Самый главный совет – делать все своевременно и ничего не откладывать на потом. Так дневник надо заполнять каждый день, а не в конце практики лихорадочно вспоминать что же и когда было. А все испытания и опросы проводить сразу как есть время.

Так же желательно проводить их анализ и обработку сразу же, так как через время из памяти уйдут важные мелочи и мысли.

Все описания и размышления следует записывать максимально подробно и детально, чтоб читающие не упускали цепочку размышлений и могли прийти к тем же выводам.

Источники, используемые в работе лучше записывать сразу, со всеми данными и страницами. Пусть сначала список будет хаотичным, ведь привести его в систему можно и позднее, а вот найти ту же книгу или статью может быть трудно.

Каждый день и особенно ближе к окончанию надо проводить самоанализ и искать что было сделано хорошо. А над чем нужно работать. Так же надо просить об этом своего руководителя.

Результат может стать отличным, если студент не будет стесняться проявлять инициативу. Не надо бояться спрашивать, просить и настаивать. Ведь руководитель должен видеть желание и стремление студента в прохождении и защите.

Итак, грамотная и успешно пройденная преддипломная практика – это залог успешного написания дипломной работы и ее защиты. Это заявка на успешный карьерный путь.

vyuchit.work

Отчет по дипломной практике 3

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарный институт

Кафедра истории

Отчет

О прохождении преддипломной практики

12 недель

(21.03.2011 – 12.06.2011)

Выполнил:

Студент группы ИСТ – 501

Кузнецов Евгений Игоревич

руководитель практики:

к.и.н. Тимохова Е.А.

Тольятти 2011

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарный институт

Кафедра истории

Утверждаю

Завкафедрой __________________________

_____________ ________________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

«____»___________20___г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение дипломной работы

Студент Кузнецов Евгений Игоревич

1. Тема «Повседневная трудовая и досуговая деятельность горожан России в 1960 – 1990 годы».

2. Срок сдачи студентом законченной выпускной квалификационной работы: 6 июня 2011 г.

3. Исходные данные к выпускной квалификационной работе: литература по теме, периодическая печать, мемуары, опубликованные и неопубликованные источники.

4. Содержание выпускной квалификационной работы(перечень подлежащих разработке вопросов, разделов): 1. Исследовать повседневную трудовую и досуговую деятельность горожан России в 1960 – 1990 годы. 2. Изучить источник дохода городского населения в 1960 – 1980 гг. 3. Выявить уровень образования, отдыха и развлечения горожан в 1960 – 1980 гг. 4. Проанализировать отношение к труду городского населения в 1980 – 1990 гг. 5. Исследовать изменение досуговой деятельности горожан в 1980 – 1990 гг.

5.Ориентировочный перечень графического и иллюстративного материала: 10 приложений, включающие диаграммы и фотографии, позволяющие лучше представить материал.

6. Консультанты по разделам______________________________________________________

________________________________________________________________________________

7. Дата выдачи задания: 30 сентября 2010 г.

Руководитель выпускной квалификационной работы

(подпись)

(И.О. Фамилия)

Задание принял к исполнению

(подпись)

(И.О. Фамилия)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарный институт

Кафедра истории

Утверждаю

Завкафедрой __________________________

_____________ ________________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

«____»___________20___г.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

выполнения дипломной работы

Студента Кузнецова Евгения Игоревича

по теме: «Повседневная трудовая и досуговая деятельность горожан России в 1960 – 1990 гг.».

Наименование раздела работы

Плановый срок выполнения раздела

Фактический срок выполнения раздела

Отметка о выполнении

Подпись руководителя

Выдача задания

Сентябрь 2010 года

Сентябрь 2010 года

выполнено

Утверждение темы дипломной работы

30 сентября 2010 года

30 сентября 2010 года

выполнено

Сбор материала по теме

Октябрь – Декабрь 2010 года

Октябрь – Декабрь 2010 года

выполнено

Написание Главы 1

Январь – Февраль 2011 года

Январь – Февраль 2011 года

выполнено

Написание Главы 2

Март 2011 года

Март 2011 года

выполнено

Написание введения и заключения

Апрель – Май 2011 года

Апрель – Май 2011 года

выполнено

Предзащита дипломной работы

13 мая 2011 года

13 мая 2011 года

выполнено

Оформление дипломной работы

14 – 30 мая 2011 года

14 – 30 мая 2011 года

выполнено

Защита дипломной работы

Июнь 2011 года

Июнь 2011 года

выполнено

Руководитель выпускной квалификационной работы

(подпись)

(И.О. Фамилия)

Задание принял к исполнению

(подпись)

(И.О. Фамилия)

Основная задача во время прохождения преддипломной практики заключалась в сборе и формировании корпуса источников и литературы для написания выпускной дипломной работы, формулировании выводов на основе анализа собранного материала.

Для выполнения этой задачи во время прохождения преддипломной практики были использованы фонды следующих библиотек:

  1. Центральная Городская Библиотека им. В.Н. Татищева

  2. Библиотека Тольяттинского Государственного Университета.

  3. Библиотечно-сервисный центр №13.

  4. Библиотека №12 «Веста»

  5. Библиотека Автограда.

Работа в указанных библиотеках позволила собрать и проанализировать литературу, статистические сборники, мемуары по теме дипломного исследования.

База неопубликованных источников была сформирована при работе в Тольяттинском Городском Архиве.

Сбор, изучение и анализ источников и литературы позволили составить историографический и источниковый обзор.

Степень научной разработанности: в середине 1960 – 1970 гг. появляются научные исследования, в которых значительное место занимали вопросы духовного развития общества, а также структурный анализ элементов быта городских рабочих. В 1970 – 1980 гг. историкам проводятся исследования первичных материалов бюджетных обследований семей рабочих. В 1990 – 2000 гг. начинается новый этап в изучении советской повседневности, что было выражено интересом к изучению повседневной жизни разных групп населения России. К тому же, в 2000 гг. При РАН под руководством Ю.А. Полякова создается Научный Совет по изучению истории повседневности, где изучаются актуальные вопросы истории повседневности.

В историографии проблемы исследования можно выделить два периода: советский (1960 – 1980 годы) и постсоветский (1990 – 2000 годы).

Начиная с 1960-х гг. историография стала развиваться под непосредственным влиянием политической линии по ужесточению методов руководства исторической наукой. Проблема нашла освещение в ряде монографий, очерков, статей и брошюр, в которых рассматриваются различные аспекты обыденной жизни городского населения. В этот период выходят работы социолога Л.А.Гордона, в которых впервые была освящена тема быта и свободного времени, досуга городского населения.1

В 1970-е годы в соответствии с требованиями времени исследователи были склонны завышать рост благосостояния рабочих, умалчивать о реальных проблемах в социально-экономической и бытовой сферах. К тому же, основной акцент делался на сознательности советских тружеников, их прямой заинтересованности в результатах своего труда, добровольном стремлении в кратчайшие сроки построить «светлое будущее».2

На рубеже 1970 – 80-х гг. в исследованиях материального благосостояния советских людей был осуществлен заметный прорыв, чему во многом способствовала разработка историками первичных материалов бюджетных обследований семей рабочих.3

В 1980 гг. ситуация в стране стала меняться, что отразилось с появлением большого числа статей, монографий касающихся анализа жизни советского общества во всех ее демографических, экономических и социальных процессах.

В 1981 г. вышла работа Л.А. Кузьминой «На трудовом марше», в которой она анализирует жизнь куйбышевских горожан в 1976 – 1980 годы на основе материального благосостояния, уровне образования, культурного отдыха и развития физкультуры и спорта4.

В 1983 г. вышла монография А.А. Матулениса «Включение молодежи в социальную структуру», где автор оценивает образовательный уровень молодежи и дальнейшую ее специализацию в народном хозяйстве СССР5.

В 1985 году вышла работа коллектива авторов под названием «Демографическое развитие в СССР. Демография: проблемы и перспективы», в которой исследуются основные демографические проблемы советского общества. Исследователь Филиппов Ф.Р. в статье «Молодежь: проблемы социального развития» анализирует место и роль молодежи в дальнейшем совершенствовании социально-классовой структуры советского общества, рассматривает воздействие системы образования и ее реформы на социальный облик молодежи. Автор использует официальные данные статистики и социологических исследований для характеристики основных путей социального становления молодежи. Исследователи Новицкий А.Г., Шапиро В.Д. в статье «Демографическое старение населения» рассматривают основные тенденции старения населения СССР, главные социально-экономические последствия этого процесса, проблемы определения экономического и социального эффекта использования труда пенсионеров в народном хозяйстве, анализируют организационные факторы, способствующие повышению их трудовой активности6.

В 1986 году вышла работа автора Л.А. Кузьминой под названием «Поступь трудовая», в которой оценивается жизнь горожан Куйбышевской области в 1980 – 1985 годы. Автор анализирует трудовое и свободное время горожан, куда входит характеристика бытового обслуживания населения, уровень жилищного хозяйства, материальное благосостояние, труд и заработная плата7.

В 1988 году вышла монография коллектива авторов «Население СССР за 70 лет». Монография содержит ретроспективный анализ демографического развития СССР, в которой исследуются взаимодействие демографических, экономических и социальных процессов, повлиявших на изменение различных структур советского общества. Ф.Р. Филиппов в статье «Изменение социального состава населения СССР» анализирует социальный состав населения Советского Союза, социальные слои, значение трудовых коллективов. Автор также характеризует социальные перемещения населения, оценивает воздействие системы образования на социальную структуру советского общества. Исследователь Костаков В.Г. в статье «Основные тенденции и проблемы занятости населения» анализирует проблему занятости городского населения в стране в 1950 – 1980 годы, куда входят вопросы, касающиеся уровня занятости населения, роста непроизводственных отраслей, увеличение численности неработающего населения8.

Качественно новый этап в изучении советской повседневности наступил с начала 1990-х годов. После распада СССР в 1991 году нарушилось монопольное единство взглядов на основные проблемы истории, возник плюрализм мнений, в том числе и антикоммунистической направленности. Появилось много исследований, касающихся истории повседневности в советский период. К тому же новые информационные возможности заметно расширили горизонты исследуемой темы.

К истории повседневной деятельности советского городского населения можно отнести сборник коллектива авторов современного периода «СССР: демографический диагноз», которая была издана в 1990 году. Статья И. Калинюка «Третий возраст» посвящена проблеме жизни пенсионеров, выраженная по степени материального благосостояния и разделяет их на три группы: персональные пенсионеры, пенсионеры – участники Гражданской и Великой Отечественной Войны, рядовые пенсионеры по старости. Статья В. Костакова «Рабочие руки: дефицит или избыток» посвящена исследованию проблем дефицита кадров в советском обществе и причинам неудовлетворенности труда городским населением в 1950 – 1980 гг. Также автор предлагает свою концепцию повышения эффективности труда на 1986 – 2000 годы9.

В 1990-е годы активно исследовались региональные аспекты истории советской повседневности. Историки А.С. Ващук, Л.А. Слабнина внесли большой вклад в изучение уровня жизни советского населения Дальнего Востока.10

В 1998 году вышла работа доктора экономических наук Патрушева В.Д. «Пенсионер: его труд, быт и отдых» в которой анализируется трудовое и свободное время пенсионера в 1986 – 1995 годы. Автор характеризует условия жизни пенсионеров, включая материальную обеспеченность, питание, обеспеченность одеждой, жилищные условия, возможности для развлечения и отдыха, условия жизни в целом. В статье Патрушев также выдает оценку и мнения самих пенсионеров по условиям своей жизни11.

В 2001 году вышла монография В.Д. Патрушева «Жизнь горожанина (1965 – 1998)», в которой автор изучал повседневную жизнедеятельность городского населения России на протяжении более чем трех десятилетий. В сферу исследования были включены рабочее и свободное время, времяпрепровождение молодежи, рабочих, пенсионеров и других слоев городского населения. Автор анализировал такие факторы как доход, социальное окружение, продолжительность и интенсивность труда, образование и уровень квалификации12.

В 2001 году вышла статья Леонида Кацвы «Советское общество второй половины 1960-х – начала 1980-х гг.», в которой автор детально рассматривает в 1960 – 1980 гг. урбанизацию и жилищную проблему в советском обществе, систему образования, социальную структуру общества, доходы и уровень жизни различных слоев населения13.

Повседневную деятельность горожан России освящает статья В.Д. Патрушева «Бюджет времени городского работающего населения США и России (1980 – 1990-е годы)» изданная в 2004 году. В этой статье автор сравнивает жизнь городского населения СССР и США, используя для характеристики трудового и свободного времени 4 группы деятельности: 1) работа, 2) труд в домашнем хозяйстве и удовлетворение бытовых потребностей, 3) удовлетворение физиологических и 4) физических, интеллектуальных и социальных потребностей (свободное время). Ценность данной статьи заключается в том, что были использованы почтовые и телефонные опросы населения США и СССР. Горожане принимали собственное участие в анализе своего трудового и свободного времени14.

В данный историографический период при Российской Академии Наук был создан Научный совет по изучению истории повседневности под руководством Ю.А. Полякова. В центре внимания проблемы повседневности рассматривалась актуальные вопросы важные и по сей день: культура и досуг.15

Советскую повседневность 1960 – 1980 гг. также проанализировали авторы учебника «История России. 1917 – 2004 гг.» Барсенков А.С. и Вдовин А.И. Они охарактеризовали социальную структуру советского общества путем использования документов переписи населения 1979 и 1989 гг., анализировали доходы и дифференциацию населения, выявили теневые доходы населения. Авторы отмечают в 1960 – 1980 годы повышение благосостояния народа, улучшение жилищного строительства и улучшение образования и науки16.

Значительный интерес представляет также автореферат диссертации Доценко А.М. «Повседневная жизнь советского города начала 1950 – первой половины 1980-х годов» изданный в 2007 году. В автореферате указывается жизнь советского горожанина в 1950 – 1980 годы на примере города Куйбышева. Автор рассматривает материальные и духовные особенности советского человека в начале 1950 – первой половине 1980 гг., жизнь трудового человека и его свободное время. Также он исследует повседневную жизнь советской молодежи и ее роль в создании новой культуры. Автор не обошел вниманием и асоциальные проявления в городской среде 1950 – 1980 годов. Данный автореферат представляет большую ценность в изучении повседневной жизни советского горожанина на примере различных сторон его жизнедеятельности17.

Историографический обзор по теме дипломного исследования показывает, что повседневная деятельность горожан России во второй половине XX века изучалась всесторонне. Таким образом, каждое новое исследование по данной тематике обогащает наше представление о жизни городского человека в советское время. Пик исследований по истории повседневности происходил в 80-90-е гг. XX века. Это было вызвано социально-экономическими процессами, происходящими в нашей стране, и поэтому, изучение повседневной жизни горожан России было актуальным для решения практических проблем общества. Для современной России в XXI веке изучение повседневной деятельности горожанина во всей его совокупности: трудовое и свободное время, является неотъемлемыми чертами постижения уровня жизни городского населения, что может послужить для дальнейшего прогнозирования его жизнедеятельности.

Обзор источников: опубликованные и неопубликованные источники являются первоосновой данной исследовательской работы.

При работе над дипломной исследованием были использованы следующие источники:

Опубликованные источники.

  1. Статистические сборники.

  2. Периодическая печать.

  3. Мемуары.

  1. Статистические сборники. Для раскрытия повседневной деятельности горожан России важное значение имеет статистический сборник «Народное хозяйство СССР в 1973 г.», который дает возможность определить уровень образования городского населения СССР в 1965 и 1974 годы, также освящает вопросы, касающиеся среднемесячной заработной платы и источники дохода горожан, их культурный уровень18. Сборник «Население СССР: По данным Всесоюзной переписи населения 1979 г.» дает возможность раскрыть уровень образования городского населения в 1979 году и распределяет горожан по источникам средств к существованию19. Статистический сборник «Численность и состав населения СССР: По данным Всесоюзной переписи населения 1979 г.» дает возможность сравнить уровень образования и источники средств существования среди горожан в период 1979 по 1985 годы20. Не менее важный интерес для исследования представляет сборник «Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. Сборник», в котором имеются сведения с 1917 по 1987 гг. о населении и трудовых ресурсах, об оплате труда, доходах и расходах населения, продолжительности и интенсивности труда, об уровне народного образования и культуры среди городского населения в течение всей истории СССР21. Сборник «Статистика населения с основами демографии» представляет информацию о городском населении СССР в период 1917 – 1990 гг., опираясь на данные Всесоюзной переписи населения 1989 года, куда входят сведения об образовательной и профессиональной структуре горожан, источники средств существования, культурный уровень22. Особый интерес представляет сборник «Народное хозяйство СССР в 1990 году», в котором даны сведения о рабочем городском населении в период 1980 – 1990 годы. Этот сборник представляет научный интерес в том, что сведения о доходах и расходах горожан, уровне занятости, продолжительности труда, уровня образования и культуры отражает в сравнении с СССР и первые годы РФ (1980-ые и 1991 год)23. Значительный интерес представляет статистический сборник «Население России за 100 лет (1897 – 1997)», который был приурочен к 100-летию проведения первой Всеобщей переписи населения Российской империи и содержит основные итоги всех последующих переписей, а также данные текущего учета населения, включающие сведения о грамотности и уровне образования, развития культуры среди городского населения за 1897 – 1997 годы24.

Повседневную деятельность горожан РСФСР в 1965 – 1982 гг. помогают раскрыть статистические ежегодники «Народное хозяйство РСФСР в 1967 – 1980 гг.», в которых приведены сведения о заработной плате городского населения, уровне образования, развитии культуры, спорта и отдыха в период исследований в 1967, 1974, 1977, 1980 гг. Исследования этих ежегодников точны, так как проводились в разные годы и вполне могут служить для научных исследований разных специалистов25.

Повседневную деятельность горожан Куйбышевской области в 1965 – 1985 годы дают возможность проанализировать статистические сборники «Народное хозяйство Куйбышевской области в 1966 – 1985 гг.», в которых есть сведения об уровне образования городского населения, росте денежных доходах и расходах, среднемесячной заработной плате, жизни пенсионерах, культурной деятельности и отдыхе в период 1966 – 1970, 1971 – 1975, 1976 – 1980, 1981 – 1985 годов. Эти данные сборников также могут служить научной базой для различных исследований о народном хозяйстве Куйбышевской области в период 1965 – 1986 годы26. Повседневную деятельность горожан – куйбышевцев в период 1990 – 1991 гг. дает возможность выявить сборник «150 лет Самарской Губернии (цифры и факты)», в котором присутствуют сведения о трудовой и свободной деятельности городского населения: труд и заработная плата, образовательный уровень, посещение культурных учреждений, отдых в санаториях и развитие альпинизма. Данные этого сборника достоверны, так как получены из Самарских архивов и Самарского комитета статистики27.

  1. Периодическая печать. Местные газеты «За коммунизм» и «Гидростроитель» извещают информацию о жизни горожан г. Тольятти в период 1960 – 1970 гг., которые дают возможность окунуться в атмосферу повседневной жизни тех лет.28 Важные сведения, касающиеся уровня образования советского городского населения в 1965 – 1986 годы были получены из центральной газеты «Правда» 1986 года выпуска, в которой даны ценные сведения о перестройке высшего и среднего специального образования в СССР29.

  2. Мемуары дополняют свидетельства других источников, восполняют недостающие сведения. Так, воспоминания городских жителей города Тольятти в 1960 – 1980 гг. дают возможность проследить их уровень жизни и культурно-досуговый отдых.30 Мемуары российских современников являются наиболее ценными сведениями, которые дают возможность проследить атмосферу середины 1960-х – начала 1980-х гг., выявить главные потребности городского человека и проанализировать уровень духовного развития и трудовой деятельности.31

Неопубликованные источники.

При работе над дипломным исследованием были использованы документы Архивного отдела мэрии г.о. Тольятти. Для анализа трудовой и свободной деятельности горожан г. Тольятти были проработаны следующие фонды:

  1. Ф. Р-366. Городской информационно-вычислительный отдел, отдел подготовки и выпуска статматериалов г. Тольятти Куйбышевской области. Данный фонд позволяет выявить среднемесячную заработную плату городских рабочих разных специальностей в период 1970 – 1980 гг., производительность труда рабочего городского населения, численность рабочего персонала в Автозаводском, Центральном и Комсомольском районах города. Также этот фонд дает возможность проанализировать материальное положение пенсионеров г. Тольятти в период 1970 – 1980 гг., численность городских рабочих и фонд заработной платы по организациям и предприятиям города32.

  2. Ф. Р-65. Городская плановая комиссия исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета депутатов трудящихся г. Тольятти Куйбышевской области. Данный фонд позволяет рассчитать денежные доходы и расходы городского населения г. Тольятти в период 1970 – 1980 гг., куда входит тщательная роспись всех денежных поступлений и расходов на покупку товаров и услуг33.

  3. Ф. Р-230. Управление культуры Администрации г. Тольятти Самарской области. Документы данного фонда позволяют раскрыть культурную жизнь горожан г. Тольятти в период 1965 – 1980 годы на примере посещения библиотек, театров, музеев, кинотеатров34.

  4. Ф. Р-374. Комитет по физкультуре и спорту при исполнительном комитете Тольяттинского городского Совета народных депутатов г. Тольятти, Куйбышевской области. Документы этого фонда позволяют осветить развитие физкультуры и спорта в г. Тольятти в период 1970 – 1982 годы. Ценность этого фонда заключается в том, что он дает возможность проследить рост числа горожан занимающихся спортом и выявить активно развивающиеся виды спортивной деятельности35.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОЧНИКИ

Неопубликованные источники

Управление по делам архивов мэрии г.о. Тольятти, Тольяттинский Городской Архив (ТГА)

Ф. Р-366. Городской информационно-вычислительный отдел, отдел подготовки и выпуска статматериалов г. Тольятти Куйбышевской области. Оп.1. Д. 7а, С-44, С-34.

studfiles.net

От чего отталкиваться, определяясь с темой преддипломной практики?

Преддипломная практика является обязательной составляющей учебного процесса любого ВУЗа. Данное мероприятие принято считать достаточно эффективной формой обучения, позволяющей подготовить студента к реальной профессиональной деятельности, ведь именно здесь учащийся высшего учебного заведения сможет применить все свои теоретические знания, полученные за долгие годы обучения в университете, на деле.

Преддипломная практика, как можно догадаться из названия, является предшествующим этапом к написанию дипломного проекта. Именно поэтому крайне важен выбор тематики преддипломной практики, которая станет основополагающей проблематикой в будущей работе студента.

Как формируется тема преддипломной практики?

Процесс выбора темы преддипломной практики

Тема преддипломной практики напрямую зависит от специальности, которую получает студент. Учащиеся педагогических ВУЗов проходят ее в учебных заведениях, медицинских – в больницах и поликлиниках, экономических – в банках и на фирмах, имеющих соответственную направленность, и т.д.

Обычно кафедры имеют договоренности с предприятиями, деятельность которых максимально приближена к специальности, изучаемой студентами. Бывают случаи, когда после удачного прохождения практики, учащиеся ВУЗов получают рабочее место в организациях, которое согласились принять их на время практических мероприятий.

Как правило, материал, собранный во время прохождения практических мероприятий, становится основой второй главы диплома, а это значит, что тематика преддипломной практики должна совпадать с тематикой будущего проекта.

С выбором темы студенту обычно помогает преподаватель, назначенный ему в качестве научного руководителя. Он предоставляет учащемуся высшего учебного заведения полный список имеющихся вариантов, и они вместе останавливаются на одном из них.

Если студент не определился вовремя с темой преддипломной практики, которая в последствии станет основой содержания самого диплома, преподаватель назначит ее самостоятельно. Это не лучший поворот событий, так как доставшийся вариант может оказаться не близка и не интересна студенту. Следовательно, выбрать тематику практических мероприятий стоит как можно раньше.

Советы по выбору тематики преддипломной практики

Советы для тех, кто выбирает тему преддипломной практики

Чтобы облегчить себе задачу и не ошибиться при выборе темы, студенту стоит учитывать следующие факторы:

  • насколько глубоки его теоретические знания в том или ином направлении и насколько оно ему интересно;
  • актуальность темы, ее реальная применимость на деле в условиях современности;
  • широта выбранной тематики, количество исследований, проведенных ранее по этому вопросу.

Выбор темы преддипломной практики тесно связан с предстоящим написанием дипломной работы. Определяясь с вопросами, которые будут рассмотрены в проекте, необходимо учитывать, насколько изученным является направление на данный момент. Отдавая предпочтение слишком «заезженному» вопросу, сложно внести что-то новое и получить за работу наивысшую оценку.

Выбирая вовсе неизученную тему, достаточно сложно написать диплом, да и во время преддипломной практики не удастся собрать необходимый объем материала. Лучше всего остановиться на какой-либо актуальной тематике, по которой можно найти достаточное количество литературы, но которая не успела приесться на кафедре.

Чтобы прохождение преддипломной практики не было утомительным и мучительным, учащемуся ВУЗа стоит выбрать тему, которая максимально приближается к сфере его интересов.

Если выбранный вопрос кажется скучным самому студенту, то у него практически нет шансов составить качественный отчет по практике и написать дипломную работу на достойную оценку. Так что, не стоит недооценивать значение личного отношения студента к тематике практических мероприятий.

Выводы

Требования к выбору темы преддипломной практики

Определение темы преддипломной практики – крайне важный момент для студента любого ВУЗа, так как эта же тематика станет основой его будущего дипломного проекта.

Сделав правильный выбор, студент может обеспечить себе высокую оценку за работу и, наоборот, отдав предпочтение неверному направлению, легко столкнуться с массой проблем при написании проекта.

Основными требованиями к теме преддипломной работы являются уровень знаний студента в данной сфере, его заинтересованность проблемой, актуальность вопроса, наличие достаточного количества научной литературы по заданной тематике, которой учащийся высшего учебного заведения сможет пользоваться при составлении диплома.

Правильный и своевременный выбор тематики практических мероприятий поможет студенту с предстоящим написанием дипломной работы. При необходимости с вопросом выбора темы практикант может обратиться к своему научному руководителю.

Пример прохождения преддипломной практики с перспективой на дальнейшее трудоустройство вы можете увидеть в данном видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

vyuchit.work


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *