Эссе 1825 1855 – Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭНиколай I Материал к историческому сочинению

Историческое сочинение. Период 1825 – 1855 гг.


1825 – 1855 гг. – это период правления Николая I. Его восшествие на престол связано с роковым днем истории нашего Отечества который – днем восстания декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Закончилось его правление в конце Крымской войны, в предпоследний год его жизни. Николай I на протяжении всего периода своего правления стремился предотвратить и намёка на восстание. Поэтому он был суров даже к самым малым проявлениям возмущения или недовольства людей действиями Правительства. Император запрещал распространять какие-либо новые идеи, контролировал общественную мысль. Назову наиболее важные действия императора в данном направлении.

В 1826 году было создано третье отделение канцелярии. В распоряжении которого был корпус жандармов, созданный для охраны государственной безопасности, борьбы с тайными обществами, наведения порядка в армии и внутри государства. Деятельность этого органа создавала в стране атмосферу недоверия и наушничества. Выявленные “заговорщики, мятежники, другие преступники” представлялись императору в неверном свете, их деяния преувеличивались, за что виновные получали очень тяжелые наказания. Таким образом, создание третьего отделения способствовало упрочению власти императора и неимоверного контроля государства над всеми сферами жизни общества.

Центральной фигурой в работе этого органа был граф А.Х. Бенкендорф. В течение 20 лет он охранял общественный порядок. Население было недовольно действиями этого человека. В глаза начальнику никто не мог сказать, но в своем кругу его обвиняли почти во всех смертных грехах. Итогом формирования этого органа стало обеспечение государственной безопасности. За время правления Николая I произошёл только один существенный заговор, да и тот был быстро раскрыт властями. Инициатором заговора был кружок М.Б. Петрашевского, члены которой хотели свергнуть монархию. Император хорошо относился к А.Х. Бенкендорфу, назначая на важные государственные должности и повышая звания. Так, в 1826 году А.Х. Бенкендорф стал сенатором, в 1828 году генералом, в 1831 году членом Государственного совета, а в 1832 году графом.

Другим значительным событием, произошедшим по инициативе императора стала кодификация законодательства. С самого начала правления Николай I высказал желание регулировать жизнь в стране с помощью закона. В его правления были отпечатаны и разосланы во все уголки страны важные законодательные акты – «Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов Российской империи». Итогом данного события стало упорядочение законов, которые издавались со времен Соборного уложения 1649 г. Это создало стабилизацию и увековечивание самодержавной структуры власти и крепостнических общественных отношений. Личностью, связанной с этим событием является М.М. Сперанский. Это был огромный труд, за который Сперанский был удостоен звания кавалера ордена Андрея Первозванного. Его роль велика в этом событии, безусловно. Он систематизировал массу указов, распоряжений, чтобы суды могли руководствоваться ясным и современным сводом законов.

Рассмотрим причинно – следственные связи данных событий периода правления Николая I. Оба события – и создание III отделения, и кодификация законов – были продиктованы общими причинами: заинтересованностью императора в порядке, создании четких и ясных систематизированных законов. Результатом этих событий было сохранение самодержавной монархии, упрочение власти императора и четкая кодификация законов, поднятие авторитета России в целом.

В годы правления Николая I произошло еще много событий. Это и финансовая реформа Канкрина, и реформа Киселёва в государственной деревне, позволившая накопить опыт решения крестьянского вопроса, использованный в период подготовки крестьянской реформы 1861 года. Консерватизм императора не позволил это сделать в период своего правления. Россия воевала в этот период с Ираном с 1826 по 1828 годы и по Туркманчайскому договору добилась права иметь военный флот в Каспийском море. Продолжалась и Кавказская война. В 1828 – 1829 годах проходила русско – турецкая война, которая по Адрианопольскому договору открыла черноморские проливы для русских судов. В 1853 году началась Крымская война с Турцией, обнажившая слабые стороны России.

Образ Николая I в историографии противоречив. В.О. Ключевский видел в правлении Николая I стремление поддерживать существующий порядок с помощью чиновников, не вводя особых изменений. Он считал, что император подавлял самостоятельность общества. Ключевский характеризовал действия императора как консервативные и бюрократические. Другие историки считают, что воцарение Николая I внесло явное оживление в жизнь страны. Государь стремился упорядочить государственную жизнь, ликвидировать злоупотребления, восстановить законность и порядок, провести реформы.

Эпоха Николая I в целом стала периодом централизации власти; проведенные реформы принесли определенную пользу стране, но не изменили её социально – экономический и политический строй, который всё больше переставал соответствовать требованиям времени.

Учитель истории МКОУ “Мюрегинская СОШ” Абидова П.Г.


🔎 Теория для подготовки к ЕГЭ по истории
🔎 Исторические сочинения по всем периодам

cknow.ru

образец исторического сочинения по периоду 1825-1855 г.

Историческое сочинение:1825-1855

Эпоха Николая I – одна из противоречивых эпох правления Романовых. Началась она с подавления восстания декабристов и закончилась  участием в Крымской войне, что показало низкую боеспособность российской армии. В течение этого периода — ужесточение режима, борьба с любым проявлением инакомыслия, стремление установить жёсткий порядок в стране,  да и влиять на политику в Европе. «Жандармом Европы» называли Россию Николая 1, а самого императора историки называют одним из самых реакционных правителей дома Романовых. В период правления Николая I проводилась кодификация законов, создавалась Его Императорского Величества Канцелярия, предпринималась попытка решения крестьянского вопроса (Указ «Об обязанных крестьянах), проводились реформы Киселёвым П.Д., Канкриным Е.Ф. и многое другое. Одни события и явления политики совершенствовали развитие России, другие — способствовали замедлению её движения вперёд по пути прогресса. Остановлюсь на двух, на мой взгляд, наиболее значимых событиях эпохи.

1.Одним из важнейших направлений деятельности Николая 1 стало ужесточение режима, усиление самодержавной власти, наведение порядка в стране.

Причины тому — восстание декабристов, показавшее несовершенное государственное развитие России по сравнению со странами Запада, появление многочисленных кружков, в которых не только обсуждалось положение дел в России, но и планировались революционные выступления, например, петрашевцев. Николай I боялся, что революционные идеи, настроения Запада появятся и в общественных кругах России. Поэтому создание III отделения Его Императорского Величества Канцелярии в 1826 году во главе с графом Бенкендорфом А.Х., а затем и корпуса жандармов — это результат стремления царя и усилить свою власть,  не дать распространиться вольнодумию в стране.

Велика роль в данном процессе – Бенкендорфа А.Х. – главного начальника III Отделения и шефа жандармов. Сам он и не стремился к знанию, а  в распространении его видел лишь опасность для существующего строя. Узость мысли делала его в вопросах политики необычайно черствым и нетерпимым. Круг ведения третьего отделения, с самого начала охватывавший почти все стороны тогдашней русской жизни, на практике оказался еще более широким; в его состав вошли цензурные и некоторые судебные функции. Кроме многообразных служебных обязанностей императором на Бенкендорфа А.Х  была возложена цензура сочинений А. С. Пушкина. Всю страну наводнили тайные агенты и сыщики, подозревая каждого, кто осмеливался высказываться против строя. Разгром кружка Н.П. Сунгурова в 1831 г., Герцена А. и Огарёва в 1834, преследования П.Я. Чаадаева за его « Философические письма» в 1836, арест петрашевцев в 1849- это небольшая часть репрессий, проводимых отделений , возглавляемым Бенкендорфом А.Х.

Последствием деятельности III Отделения стала атмосфера страха, появившаяся в обществе, пресечение любых попыток вольнодумия, протеста, ужесточение режима, усиление самодержавия в стране.

2.Немаловажным событием во внутренней политике Николая 1 стала кодификация законов под руководством Сперанского М.М.. Законодательным документом на тот момент было Соборное уложение Алексея Михайловича 1649 года. Прошло уже около  двух  веков,  произошли большие изменения в стране, появилось множество законодательных нормативных актов, которые не только часто дублировали друг друга, но и противоречили. Необходимо было привести в систему все имеющиеся законы, то есть их кодифицировать, и в то же время отдельно выделить действующие законы, чтобы облегчить работу всем государственным учреждениям.

Данную работу было поручено провести Сперанскому М.М., который с 1826 года возглавил II Отделение Канцелярии императора,  специально созданное для систематизации законов страны. Сперанский М.М. был одним из самых образованных и юридически опытных  сановников. Именно он предложил план кодификации законов: сначала все их собрать, исключить уже отменённые, сопоставить повторяющие и противоречащие друг другу, пересмотреть законы с точки зрения современной жизни, исключить устаревшие нормы, включить новые. Это была действительно колоссальная работа. Следствием стало создание в 1830 году 45  томов «Полного собрания законов Российской империи» (в нём был собраны законы с 1649 по 1825 годы), а также  в 1833 году — «Свода законов Российской империи» (вступил в силу в 1835 году)- действующее законодательство, систематизированное по отраслям права: уголовное, гражданское, торговое и др. Данный «Свод» был признан единственным основанием при решении административных и  судебных  дел. Значение данной работы огромно. Было не только систематизировано законодательство, но и облегчен процесс ведения юридической практики, контроль за ней. Кроме того, законодательство стало доступно для изучения, что формировало правовую культуру общества. Сам Сперанский М.М.был награждён императором Андреевской звездой  и получил  графский титул.

Причинно-следственные связи этих процессов очевидны: они явились проявлением консервативной модернизации империи, которая оказалась нежизненной. Вместо порядка, который Николай I стремился навести по военному образцу, в стране царили бесправие и произвол, в армии – муштра и телесные наказания; в непомерно раздутом чиновничьем аппарате – казнокрадство и взяточничество. Следствиями всего этого явились развал армии и позорное поражение в Крымской войне, а также рост общественно-политического движения в ответ на жестокое преследование инакомыслия.

Время правления Николая I историки называют апогеем самодержавия (А.Е. Пресняков). Русская историография в целом определяла николаевское правление как консервативно-охранительное, при этом отмечая все-таки стремление царя к определенной реформаторской деятельности. Причины же провала всех преобразований Николая виделись в опоре на бюрократию (А.А. Кизиветтер, А.А. Корнилов, С.Ф. Платонов).
Советские историки однозначно трактовали николаевский режим как время самой свирепой и темной реакции, а царя – как тупого гонителя всякого прогресса. При этом за рамками исследования оставался анализ реальных возможностей правительства Николая I.

В целом, эпоха НиколаяI была крайне противоречивой. Безусловно, нужно отметить, что шаг вперёд был сделан и в законодательной сфере, и  в экономике, и  получило дальнейшее развитие решение крестьянского вопроса. Но в то же время это было время жесткого преследования борцов за свободу, да и вообще любого вольномыслия, период ужесточения режима. Нерешённость многих вопросов привела к тому, что Россия оказалась позорно отставшей в военном отношении от стран Европы. Крымская война — тому доказательство. Всё это станет причиной реформирования страны, которое проведёт сын Николая I — Александр II.

infourok.ru

Историческое сочинение 1825-1855 гг.

1825-1855 гг. — период правления в России императора Николая I Пав­ловича.

Внутренняя политика Николая I была направлена на сохранение самодер­жавия и поддержание существующего порядка. Для борьбы с инакомыслием в 1826 г. было основано Третье отделе­ние Императорской канцелярии и при­нят новый цензурный устав. В 1832 г. после подавления восстания в Царстве Польском был утвержден его новый статус в составе Российской империи и отменена польская конституция. Для поддержания порядка была проведена целая серия реформ: в 1826-1832 гг. М.М. Сперанский провел кодификацию законов; в 1837-1841 гг. П. Д. Киселев провел реформу государственных кре­стьян; в 1839-1843 гг. Е.Ф. Канкрин провел финансовую реформу. В 1848 г. была начата инвентарная реформа. Николай I уделял внимание развитию образования в России: в 1828 г. был открыт Технологический институт в Петербурге, в 1834 г. — университет в Киеве. Николай I стремился развивать в России промышленность и транспорт: в 1840 г. были закрыты все фабри­ки, использовавшие крепостной труд; началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрыти­ем; в 1837 г. была открыта первая в России железная дорога Петербург — Царское Село; в 1851 г. закончилось строительство железной дороги Петер­бург — Москва. Николай I запретил по­мещикам продавать крестьян без земли и ссылать их на каторгу; крепостные получили право владеть землей, вести предпринимательскую деятельность. При Николае I вновь началось пресле­дование старообрядцев.

Во внешней политике основными направлениями были западное и юж­ное. На западе Николай I стремился не допускать революций в европейских странах. Так, в 1849 г. он отправил рус­ские войска на подавление венгерской революции. На юге Николай I стремил­ся обеспечить покровительство России христианским народам в Османской им­перии и присоединить новые террито­рии в Закавказье. С этой целью Россия вела в 1826-1828 гг. войну с Ираном и в 1828-1829 гг. — с Турцией. Для подчинения народов Северного Кавказа были построены несколько укрепленных линий и шли почти непрерывные бои с горцами. В 1832 г. Николай I оказал помощь турецкому султану в войне с пашой Египта и по договору 1833 г. черноморские проливы были закрыты для военных кораблей нечерноморских держав. В 1853-1856 гг. России при­шлось воевать против Англии, Франции и Турции, стремившихся вытеснить ее с Балкан и с Черного моря.

Историки, в частности А. Н. Саха­ров, считают, что период правления Николая I сложно оценить однозначно. С одной стороны, были проведены серьезные реформы системы государ­ственного управления, облегчилось положение крестьян, развивалось об­разование, транспорт, преследовали чиновников-взяточников. В этот период в России начался промышленный пере­ворот. С другой стороны, сохранялось крепостное право, жестко преследо­вали инакомыслящих, старообрядцев. По итогам Крымской войны Россия потеряла право держать военный флот в Черном море.

moitvoru.ru

Историческое сочинение 1825-1855 гг. ЕГЭ

Соня и Раскольников читают Евангелие

Мне кажется, что сцену чтения Евангелие Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру. Раскольников недоумевал, как в Соне позор и низость совмещаются с про

Сочинение по роману А.С. Пушкина “Дубровский

В 1833 Пушкин принимается работать над социально-бытовым романом «Дубровский» (опубликован 1841). Фигура «благородного разбойника» Владимира Дубровского несколько романтизирована Пушкиным, зато почти все остальные образы романа – от крепостников-помещиков и продажных чиновников-подьячих до крепостных крестьян – даны с величайшей реалистичностью. Особенно выпукло показана фигура дикого крепостника-самодура Троекурова. И. С. Тургенев имел

Книга наш друг и советчик 7 класс

Мы ходим в школу, учимся читать и писать, начинаем «дружить» с книгами. Что может быть занимательнее, чем чтение хорошей книги? Читая, попадаешь в таинственный и волшебный мир, переносишься в далекое прошлое или будущее. Наша учительница говорит, что книги отвечают на многие наши вопросы, заставляют думать и сопереживать героям. Я очень люблю читать книги современных авторов: Распутина, Белова, Астафьева; они рассказывают о наших сверс

Историческое сочинение 1796-1801 гг. ЕГЭ

1796-1801 гг. — период правления в России императора Павла I. Внутренняя политика Павла I была активной. В 1797 г. был установлен новый порядок престолонаследия: толь­ко по мужской линии, устанавливались правила регентства. Павел I сократил привилегии дворян. В 1797 г. были введены телесные наказания дворян за преступления; дворян обязали пла­тить налог для содержания органов местного самоуправления, им запре­тили подавать коллективные

Чацкий и Молчалин

Главное дело жизни А. С. Грибоедова, комедию “Горе от ума”, А. А. Блок назвал “гениальнейшей русской драмой”. Пьеса “Горе от ума” сюжетно построена на конфликте одновременно личном и общественном. При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной. В “Горе от ума” существенно важным для развития действия оказывается и неразделенная любовь героя, и еще более — неразрешимое проти

Сочинение на тему творчество

Что такое творчество? Я бы сказал так, творчество это реализация своих талантов. Каждый человек наделен определенными талантами, и когда он проявляет свои таланты, он творит. Поэтому творчество и является результатом деятельности человека. Какую деятельность мы относим к творчеству? Это, как правило, музыка, танцы, живопись, скульптура, и т.д. К творческому процессу можно отнести все, что каждый из нас делает с радостью и вдохновением.

Настоящая дружба сочинение

Если бы настоящей дружбы не было, то во всем мире царили погром и война… Но настоящая дружба в нынешнее время редкое явление. Можно казаться лучшим другом, но не быть им. Настоящая дружба — это прежде всего, уверенность в том, что человек, которого ты считаешь своим другом, не оставит и не предаст в трудную минуту, будет держать в тайне то, что ты ему сказал. Вот это самое главное в настоящей дружбе для меня! Настоящий друг никогда не

Молчалин и “молчалинство”. Смешон или страшен Молчалин?

Появившаяся в начале XIX века великая комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” открыла новый этап в развитии русской литературы. Все созданные драматургом характеры имеют не только историко-литературное, но и общечеловеческое значение. Одной из безусловных находок автора стал образ Молчалина. Этот персонаж вобрал в себя черты социально-психологического типа, которому, к сожалению, суждена была долгая жизнь на Руси.     Тип Молчалина — оди

Поэма «Кавказский пленник»

 Пушкин «почти сразу же испытывает потребность выйти за узко личные пределы, увидеть и показать в личном общее, присущее не ему одному, а целому поколению, хочет поставить перед читателями вместо своего лирического «я» художественный образ героя, в котором это личное-общее нашло бы свое отражение и воплощение. В этом же августе 1820 года, когда была завершена Пушкиным элегия,     принимается он за работу над своей поэмой «Кавказский пле

Литературный анализ стихотворения “Родина” Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Родина» Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. Он писал: «Лермонтов… обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно. Он говорит

referat5vip.ru

Историческое сочинение 1825-1855 гг.

1825-1855 гг. — период правления в России императора Николая I Пав­ловича.

Внутренняя политика Николая I была направлена на сохранение самодер­жавия и поддержание существующего порядка. Для борьбы с инакомыслием в 1826 г. было основано Третье отделе­ние Императорской канцелярии и при­нят новый цензурный устав. В 1832 г. после подавления восстания в Царстве Польском был утвержден его новый статус в составе Российской империи и отменена польская конституция. Для поддержания порядка была проведена целая серия реформ: в 1826-1832 гг. М.М. Сперанский провел кодификацию законов; в 1837-1841 гг. П. Д. Киселев провел реформу государственных кре­стьян; в 1839-1843 гг. Е.Ф. Канкрин провел финансовую реформу. В 1848 г. была начата инвентарная реформа. Николай I уделял внимание развитию образования в России: в 1828 г. был открыт Технологический институт в Петербурге, в 1834 г. — университет в Киеве. Николай I стремился развивать в России промышленность и транспорт: в 1840 г. были закрыты все фабри­ки, использовавшие крепостной труд; началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрыти­ем; в 1837 г. была открыта первая в России железная дорога Петербург — Царское Село; в 1851 г. закончилось строительство железной дороги Петер­бург — Москва. Николай I запретил по­мещикам продавать крестьян без земли и ссылать их на каторгу; крепостные получили право владеть землей, вести предпринимательскую деятельность. При Николае I вновь началось пресле­дование старообрядцев.

Во внешней политике основными направлениями были западное и юж­ное. На западе Николай I стремился не допускать революций в европейских странах. Так, в 1849 г. он отправил рус­ские войска на подавление венгерской революции. На юге Николай I стремил­ся обеспечить покровительство России христианским народам в Османской им­перии и присоединить новые террито­рии в Закавказье. С этой целью Россия вела в 1826-1828 гг. войну с Ираном и в 1828-1829 гг. — с Турцией. Для подчинения народов Северного Кавказа были построены несколько укрепленных линий и шли почти непрерывные бои с горцами. В 1832 г. Николай I оказал помощь турецкому султану в войне с пашой Египта и по договору 1833 г. черноморские проливы были закрыты для военных кораблей нечерноморских держав. В 1853-1856 гг. России при­шлось воевать против Англии, Франции и Турции, стремившихся вытеснить ее с Балкан и с Черного моря.

Историки, в частности А. Н. Саха­ров, считают, что период правления Николая I сложно оценить однозначно. С одной стороны, были проведены серьезные реформы системы государ­ственного управления, облегчилось положение крестьян, развивалось об­разование, транспорт, преследовали чиновников-взяточников. В этот период в России начался промышленный пере­ворот. С другой стороны, сохранялось крепостное право, жестко преследо­вали инакомыслящих, старообрядцев. По итогам Крымской войны Россия потеряла право держать военный флот в Черном море.

 

  • < Назад
  • Вперёд >

shollklass.ru

Историческое сочинение 1825-1855

Комментарий к фрагменту

Вот в данном случае я бы не начинала сочинение с этой сомнительной, пусть и принадлежащей Л. Н. Толстому, характеристике личности.

Фактическая

Понятие ”политический курс контрреформ” применяется ТОЛЬКО к эпохе Александра III, когда, на самом деле, почти каждая либеральная реформа Александра II претерпела консервативные изменения.

Фактическая

В этом предложении – сразу несколько фактических ошибок. Во-первых, Николай, конечно, был сыном Павла, но контрмеры,если уж Вы на них настаиваете, были связаны с правлением его старшего брата – Александра Павловича. Во-вторых, при Павле не было никакой автономии университетов, которую можно было бы отменить. В-третьих, цензурная политика в формальном плане появилась опять же при Александре.

Комментарий к фрагменту

Очень неудачная формулировка. Чтобы показать суть консервативного поворота в образовании в николаевскую эпоху, надо вспомнить, что было создано при Александре I. И тогда скажется вполне просто: доступ к двум верхним ступеням в образовании (гимназиям и университетам) был закрыт крестьянам, им оставалось только приходское и уездное образование.

Фактическая

Крайне неудачно выражено. Министерство не выбирает, а назначает – в этом и есть ограничение автономии. И потом – почему только проректоры и профессора???? А куда дели ректора и деканов??? И потом – совсем забыли про фигуру попечителя учебного округа, которая и олицетворяла власть чиновной бюрократии над научной интеллигенцией.

Комментарий к фрагменту

Как ПСС не зачту. Рассказываете об изменениях в начальном и среднем образовании. О высшем речь ведёте приблизительно. Для балла по К-3 важно было бы назвать хотя бы одно НОВОЕ образовательное учреждение. Самый лёгкий пример: основание в 1828 г . Технологического института для подготовки национальных инженерных кадров в условиях начавшегося промышленного переворота.

Комментарий к фрагменту

Содержание денежной реформы Канкрина можно зачесть по критериям К-1 (содержание изложено верно) и К-3. Скорее не по причине, а по описанному Вами следствию – изменениям в денежном обращении. Балл по К-2 здесь уже невозможен. ОН ДУБЛИРУЕТ ОСТАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. И нюансов по действиям Канкрина не добавляет.

Комментарий к фрагменту

Не знаю, будут ли меняться критерии в сторону смягчения, но до сих пор ролью не считалась позиция про ”руководство сражением”. Поэтому балл по К-2 за Нахимова не ставлю. Роль была бы более показательной, если бы пара слов была сказана про руководство обороной Севастополя в первой половине 1855 г.

Комментарий к фрагменту

Думаю, что ПСС может быть зачтена. Есть факт 1 = Крымская война. Есть факт 2 = завершивший её мирный договор с наиболее важными его составляющими. Балл по К-3.

Комментарий к фрагменту

Самое главное для критерия К-4 = КОНКРЕТНОСТЬ. Не просто общий вывод по выше сказанному, а установление конкретной связи события (событий) в пределах описываемого периода с будущим. В Вашем случае это был бы самый простой ход : нейтрализация Чёрного моря по условиям Парижского мира 1856 г. будет отменена в результате действий А. М. Горчакова в 1871 г. во время Лондонской конференции. Или про образование: Александр II восстановит автономию университетов в ходе реформы высшего образования 1863 г.

neznaika.info

Историческое сочинение 1825-1855 гг. (1/1) – Примеры сочинений

1825-1855 гг. — период правления в России императора Николая I Пав­ловича.

Внутренняя политика Николая I была направлена на сохранение самодер­жавия и поддержание существующего порядка. Для борьбы с инакомыслием в 1826 г. было основано Третье отделе­ние Императорской канцелярии и при­нят новый цензурный устав. В 1832 г. после подавления восстания в Царстве Польском был утвержден его новый статус в составе Российской империи и отменена польская конституция. Для поддержания порядка была проведена целая серия реформ: в 1826-1832 гг. М.М. Сперанский провел кодификацию законов; в 1837-1841 гг. П. Д. Киселев провел реформу государственных кре­стьян; в 1839-1843 гг. Е.Ф. Канкрин провел финансовую реформу. В 1848 г. была начата инвентарная реформа. Николай I уделял внимание развитию образования в России: в 1828 г. был открыт Технологический институт в Петербурге, в 1834 г. — университет в Киеве. Николай I стремился развивать в России промышленность и транспорт: в 1840 г. были закрыты все фабри­ки, использовавшие крепостной труд; началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрыти­ем; в 1837 г. была открыта первая в России железная дорога Петербург — Царское Село; в 1851 г. закончилось строительство железной дороги Петер­бург — Москва. Николай I запретил по­мещикам продавать крестьян без земли и ссылать их на каторгу; крепостные получили право владеть землей, вести предпринимательскую деятельность. При Николае I вновь началось пресле­дование старообрядцев.

Во внешней политике основными направлениями были западное и юж­ное. На западе Николай I стремился не допускать революций в европейских странах. Так, в 1849 г. он отправил рус­ские войска на подавление венгерской революции. На юге Николай I стремил­ся обеспечить покровительство России христианским народам в Османской им­перии и присоединить новые террито­рии в Закавказье. С этой целью Россия вела в 1826-1828 гг. войну с Ираном и в 1828-1829 гг. — с Турцией. Для подчинения народов Северного Кавказа были построены несколько укрепленных линий и шли почти непрерывные бои с горцами. В 1832 г. Николай I оказал помощь турецкому султану в войне с пашой Египта и по договору 1833 г. черноморские проливы были закрыты для военных кораблей нечерноморских держав. В 1853-1856 гг. России при­шлось воевать против Англии, Франции и Турции, стремившихся вытеснить ее с Балкан и с Черного моря.

Историки, в частности А. Н. Саха­ров, считают, что период правления Николая I сложно оценить однозначно. С одной стороны, были проведены серьезные реформы системы государ­ственного управления, облегчилось положение крестьян, развивалось об­разование, транспорт, преследовали чиновников-взяточников. В этот период в России начался промышленный пере­ворот. С другой стороны, сохранялось крепостное право, жестко преследо­вали инакомыслящих, старообрядцев. По итогам Крымской войны Россия потеряла право держать военный флот в Черном море.

retsepty-vkusno.ru