Эссе философия в современном мире – Зачем нужна философия в современном мире? Какие значимые философские концепции были созданы в XXI веке?

Журнал «Человек без границ» – Конкурс эссе «Зачем философия современному человеку?»

В марте 2015 г. волгоградский городской портал «ВсеХорошо» и культурный центр «Новый Акрополь» в Волгограде провели конкурс на лучшее эссе на тему «Зачем философия современному человеку». Семеро победителей конкурса были награждены призами. Наш журнал счел важным поделиться на своих страницах размышлениями участников конкурса о нужности философии в современном мире.

 

Наталья Максимова:

«Первая мысль, на которой я себя поймала, была та, что надо в Интернете сначала найти точное понятие термина “философия”. Такой уж он современный человек – все перепроверяет в Интернете. Увы, перечитав множество запутанных терминов, что-то определенное так и не смогла сформулировать. Почему-то представляются либо образы античных философов, либо ночные разговоры на кухне за рюмкой коньяка. Причем разговоры эти с ноткой горечи и разочарования, чаще всего, построенные на своем жизненном опыте. В общем, для меня это наука о жизни. Непростой человеческой жизни, где больше вопросов, чем ответов, и никогда не бывает единственного правильного варианта.

Казалось бы, в современном сумасшедшем мире вообще думать некогда. Какие там жизненные вопросы, если на работу – бегом, главными ценностями являются вечная парочка, время и деньги, а из-за бешеного ежедневного ритма не отвечаем на звонки близких людей и забываем перезванивать? И бежим мы так, бежим, но в один момент происходит словно щелчок такой, после которого мы замечаем все то, что проходило мимо нас – как постарели наши родители, как мало мы видимся с друзьями, как давно мы видели радугу, как продолжают жить наши детские мечты…
И тогда начинает происходить самое интересное. Понимание сумасбродности этой современной жизни, размышление о своих успехах и ошибках позволяет сделать неожиданное открытие – ну, нельзя сказать, что такое хорошо, а что такое плохо. Учеба на одни пятерки не обеспечивает хорошую работу, новый знакомый может стать гораздо более хорошим другом, чем человек, с которым ты общаешься с первого класса. Все шаблоны правильной жизни на самом деле не работают! И нет универсального рецепта счастливой жизни.
И, благодаря этому пониманию, мы наконец-таки меняемся – прерываем любое совещание ради звонка мамы, и пускай это некрасиво. Любуемся рассветом – ну и что, опоздаем на пять минут. Бухгалтерша, получившая профессию, потому что ей так родители сказали, записывается на курсы кулинарии, и неважно, что у нее уже такой большой стаж и глупо, по мнению коллег, бросать денежную работу.
Нет черного и белого. И решать, что хорошо, а что плохо, можем только мы сами».

Маргарита Потапова, «Человек и философия»:

«Философия, говоря простым языком – это всего-навсего способность задавать вопросы, быть любопытным. Таким образом можно заявить, что все мы становимся в какой-то степени философами еще в детстве.
Трехлетний ребенок задает огромное количество вопросов о том, как происходит то или иное явление, отчего в жизни случаются какие-либо события. Так он учится размышлять, познает мир. Взрослые, на мой взгляд, в этом плане не слишком отличаются от детей – философия нужна им, чтобы выяснять что-то новое, развиваться, продвигаться вперед и находить новые решения.

То, что философские вопросы в большинстве случаев не имеют ответов – не проблема. Сам ответ не важен. Важен его поиск. Именно эта способность вопрошать делает человека человеком, помогает оставаться адекватным в этом мире.
В современном мире умение размышлять над глобальными проблемами крайне важно для каждого. Поиск нестандартных решений, умение обнаружить новое на «старом» месте, способность посмотреть на ту или иную ситуацию со стороны и прийти к какому-либо выводу – это позволяет каждому из нас шагать вперед самим, эффективно взаимодействовать с другими и развивать все общество».

Тимур Перепелкин:

“Я знаю, что ничего не знаю” Сократ

«Философия по определению большинства ученых-философов является инструментом познания мира. Но так можно сказать и о других науках. Например биологии или физики. Биология изучает живые микроорганизмы, их взаимодействия внутри себя и с себе подобными. Физика же освещает вопросы естествознания и в первую очередь отвечает на вопрос: “Как это устроено?”. Эти науки также являются инструментом познания мира, но по моему скромному мнению сами они лишь составляющии философии. Ибо философия ставит перед собой цели недосягаемые для обычного, бытового мышления.
Приведем пример. Древний человек обьяснял природные явления своей фантазией, так как не имел достаточного опыта и уровня интеллекта чтобы использовать научный подход. Но он задался вопросом! Почему бьет молния?
Со временем, установив причинно следственные связи и проделав огромную научную работу уже не человек, но человечество смогло обьяснить, в первую очередь себе, почему бьет молния. И хотя чем больше человечество познавало, тем больше философских вопросов вновь вставало перед ним. Устройство вселенной, реальность надмировых сущностей. Все эти вопросы, относящиеся к категории философских, запускали двигатели познания. Толкая человечество вперед к неизведонному.

В современном мире, в его многообразии информации и, к сожалению, дезинформации, философия необходима как тренажер критического мышления. Изучая эту науку, человек учится смотреть на вещи не с одной стороны, а с двух, трех и более. Давая предмету или ситуации многогранное, подробное описание. Сумев воспитать в себе подобный способ познания окружающего мира, человек, как часть общества, дает ему шанс ответить на очередной философский вопрос. Которых, как я уже говорил, еще много и будет намного больше».

Юлия Пахомова:

«Для кого-то течение времени оказывается крайне скоротечным, для кого-то его оказывается слишком много, но оно идет, никого не щадя.
Но даже на этот факт можно взглянуть под другим углом, и в этом нам поможет философия.

Говорят что время, оно остается, оно всегда есть. Это мы, человеческие создания, приходим на эту планету, чтобы прожить выделенный нам отрезок, после чего также неизбежно испаряемся. Все это философские суждения.
Философия дает нам возможность взглянуть на вещи, которые не преподаются в школе, скрытые от общего обозрения и на те, о которых задумываются единицы. Предположим, какая еще наука изучает добро и зло?
Ведь это крайне относительные понятия. Еще в раннем детстве нам даются определенные установки и стереотипы, которые можно изменить только посредством их глубокого переосмысления. День сменяет ночь, весна сменяет зиму, огонь и вода очень разные, они могут выступить как источником созидания, так и разрушения – ничто ни есть «плохо или хорошо», на самом деле. Все это не более чем призма нашего восприятия.
Благодаря философии, частичка которой в современном мире, присутствует практически в каждой науке, мы можем построить своё собственное мировоззрение, отличное от других. Все это поможет нам, прожить иную жизнь, не идя следом за большинством, а выбирая свой собственный путь.
Такие люди выбиваются из большинства и предлагают человечеству новый взгляд на мир. Из позже и называют философами, разглядев долю истины в их словах.
Также философия предлагает из большинства вариантов обратить внимание именно на тот, который будет вам ближе к сердцу и осветит ваш жизненный путь вдохновением».

Юрий Чернов:

«Задать правильный вопрос – еще полдела, важно найти на него правильный ответ. Но что есть правильный ответ? Всегда есть контексты, рамки, категории, в масштабе которых нельзя понять абсолютную истинность того или иного суждения. Философия для современного человека, это скорее возможность уметь правильно расставить необходимые акценты в повседневной жизни, чем размышления о насущном. Это может показаться изначально мелким и неправильно интерпретированным к такому широкому понятию, но для личности скорее необходимо правильно мыслить в рамках определенного набора факторов, чем развивать ее во вне себя.

Философия для современного человека это скорее плацдарм категорий, определений и понятий, которые он использует в самопознании себя и самоосознании себя. Мораль философии как науки позволяет правильно поставить вопрос, который должен в общем итоге привести ответ от общего к частному. Понять себя. Ведь в понимании себя рождается то, что мы можем назвать абсолютной истиной. Истиной которая будет применима именно к нам, как к индивидам.
Попытками мыслить внутрь себя мы можем дать объяснения тому, что находится вокруг нас, ведь каждая мелочь, которая крутится вокруг нашего духовного мира – есть материальный мир, который мы воспринимаем через призму духовности. И не важно, атеист ты или верующий, важно, то что те категории, которые в руках человека становятся инструментами для исследования себя, в конечном итоге дают ответы на вопросы о глобальных вещах.
Ведь всего лишь стоит задать себе вопрос “Кто есть я?”, и можно пуститься в рассуждения о предназначении себя в этом мире, перевести поток мыслей во всеобщее русло человечества, и в итоге выйти на формирование рассуждения о том, для чего мы здесь, как это делали не раз многие писатели фантасты, такие, как братья Стругацкие, например.
Философия является для современного человека инструментом познания мира через самого себя, возможностью заглянуть через себя во вселенную и искать ответы на вопросы внешнего мира, развивая себя изнутри.
Мы учимся быть большим чем просто “Я”. Философия нас ведет от себялюбивого “Я” к открытому для всех “Мы”».

Екатерина Соколова:

«Думаю, современному человеку нужны Знания. И Академические – точные науки и Гуманитарные и Философические и Древние! Нужны Знания о Сказания, Мифах разных народов – для чего? Да что бы Гордо носить Звание “Человек РАЗУМНЫЙ”. Так как, по моему мнению, сейчас, когда ОГРОМНОЕ количество информации, я бы сказала, человек в целом – достаточно ОГРАНИЧЕН! Ограничен однообразным, узкопрофильным, и порою, очень не красивым мусором. Философия позволяет понять МИРоЗДАНИЕ, Истинную суть, а размышления развивают МОЗГИ 🙂 и воображение! И это и правда интересно!!!».

Анна Гуськова:

 «Уже около 12 ночи. Мы с Костей мчимся по первой продольной в его новой машине. Костя – модель. Участвует в конкурсах красоты для мужчин, выигрывает творческие соревнования, он молод и привлекателен. Любимое движение – проводить пальцами по идеально причесанной шевелюре. «И зачем тебе вся эта чушь?», – спрашиваю я после рассказов о клубах, девочках гоу-гоу и фотосъемках. «Один раз живем. Философия у меня такая: меньше думай – больше делай». Замолчав, взглядывает на свое отражение в зеркале.
Застиранный, выцветший свитерок, неухоженные руки, вечно сутулая спина и усталый тяжелый взгляд. «Гуськова, напиши на доске: «Все люди смертны, а Сократ – человек». Мне стыдно, я не слушаю Светлану Аркадьевну – нашего преподавателя по философии, но и слушать ее не могу. Философские истины в ее исполнении звучат как-то плоско и скучно. «Сократ смертен», – заключаю я, оглядываясь на нее. Та медленно вырисовывает в журнале оценку.

В баре темно, только сцена освещена очень ярко. Сегодня здесь мастер-класс от шеф-повара, а пока публику развлекают двое ведущих. Наконец появляется Алексей. «Сегодня приготовим салат из морепродуктов, фетучини с овощами и каре ягненка», – спокойно говорит он. Мне нравится его хвостик. Он темноволос, высок и выглядит взрослым на фоне заливающихся ведущих. «Знаете, как мы его зовем на кухне?», – скаля белые зубы, обращается к публике первый. «Философ! – кричит второй. – У Леши на все есть умный ответ». «А иногда заумный!..». Философ тем временем нарезает листья салата.
В каждой жизни звучит своя философия. Ее только услышать, только поймать, не дать ускользнуть. А заглянешь в себя – откроешь такие глубины, что закачаешься, как над пропастью. Кажется, будто сегодня философия – это не модно. Фундаментализм заменили книгами успеха и тренингами уверенности. Но мудрая философия, чем бы мы ее не называли, просачивается в комнату бунтующего подростка, подсаживается в баре к уставшему работнику, вступает басами в наушниках хипстера. Философия – это плато в будничных равнинах. И кем бы ни были, когда бы ни жили, мы чувствуем рядом это вечное и необъяснимое Нечто».

 
Константин Шивцов:

«По сути необходимо дать определение философии, столь обширному понятию. Философия — это… Философия — это… Поразмыслив, оказывается это не так-то просто. Это скорее инструмент, один из способов познания окружающего нас мира и взаимодействия с ним. Философия сильно отличается от менталитета и разных групп общества. Человеку часто важны логические выкладки или, что-то на них похожее, для возможности действовать, или даже для индульгенции. Она бесспорно важна, но, как и любой инструмент проявляться двояко, и может служить способом манипуляции. Философия, неотъемлемая часть сознания. В процессе становления личности она подбирается человеком под его качества, а после начинает их развивать. Где нужно даёт свободу, местами включает тормоза, или сглаживает неровности. Не стоит её недооценивать, у человека времени мало совсем, а философия даёт вектор развития, не только индивиду, но и обществу в целом. Словом, необходимо жить, радоваться и искать своё счастье, а философия поможет нам в этом».

 
Тихон Спирин:

«Жизнь современного человека определяют шаблоны, навязанные из вне: как правильно жить, что за чем идёт, чем престижно заниматься, а к чему не стоит и притрагиваться, когда стоит создавать семью и т.д. Получается, жизнь прописана за нас, и мы лишь, не задумываясь, следуем чьему-то плану. Не задумываясь – вот главная проблема современного общества – люди перестали думать, перестали рассуждать и смотреть на свою жизнь как-то иначе, чем другие, легче же жить, когда за нас думает кто-то.
А что же делает философия? Она заставляет думать, заставляет рассуждать и осознавать, что происходит вокруг нас. Рефлексия становится более глубокой, и свои поступки ты анализируешь уже немного иначе, понимая, что раньше ты вовсе и не думал, когда смотрел на своё взаимодействие с этим миром, социумом.
Бешенный ритм повседневности, жизнь летит всё быстрее и быстрее: родился, садик, школа, университет, работа, карьера, семья, дети, работа, старость, внуки, смерть. Кажется, я ничего не забыл, вы поправьте, если сможете, где я ошибся в вашем идеальном бытие? Вот она – проблема современного человека: следование плану, созданного не им, а кем-то там, кем-то, кто знает лучше. Занятия философией, вот что заставляет человека остановиться в этом потоке и посмотреть, что же происходит. Он отходит от бегущей толпы в сторону и взирает на происходящее со стороны. Человек начинает думать, и это ему помогает обходить других: толпа бежит по намеченному пути, а философ дойдёт до той точки, куда они прибудут через год, за месяц, отчего? Всё от того, что он видит множество путей достижения той или иной цели и выберет кротчайший для себя, потому что не имеет право растрачивать время и жить по чужому шаблону.
Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский сказал: “Жизнь задыхается без цели”, так и всем нам необходимо найти жизнь в чём то большем, чем просто шаблонное существование, вот зачем современному человеку нужна философия».

 
Ирина Князева:

«Для меня философия как наука начинается там, где заканчивается вера в Бога. Если человек верит в Бога – он ищет ответы на главные вопросы Бытия в религиозной литературе, к какой бы конфессии он не принадлежал. Даже если человек ещё не нашёл своей религии, но в нём есть эта вера, он никогда не будет искать для себя истины в рассуждениях людей о материях и идеях.
Но в наши дни, когда вера в Бога стала играть очень маленькую роль в жизни людей, когда зачастую душевные искания и переживания подменяются ритуалами, философия становится актуальной как никогда. Когда в человеке засыпает вера в Творца, пропадает глубина жизни. Люди словно плавают по поверхности, но они чувствуют в уголках своих сердец, что они что-то упускают. И тогда философия может стать проводником и спасителем.
Жаль лишь, что не каждый преподаватель философии способен донести до аудиторию весь интерес этой науки. Зачастую изучение этого предмета в рамках курсы в ВУЗе наоборот отбивает у людей всякий интерес к этому предмету. Нужно выучить кучу каких-то теорий, с именами, датами. А между тем, на мой взгляд, философия носит более чем прикладной характер. Ведь философия жизни есть у каждого человека, вопрос лишь в том, на какие идеи опирается эта философия. И если бы философию не ставили на пьедестал, и не возводили в ранг супер возвышенной науки, а объясняли её приземлённость и важность для каждого думающего человека, возможно люди смогли бы стать немного счастливее. Потому что думающий человек ищет счастье, в первую очередь, в самом себе, и легче различает что есть цель, а что может быть только средством».

 
Ольга Забарина:

«Зачем современному человеку философия? Зачем философия мне? Чтобы задавать вопросы и искать на них ответы. Чтобы оставаться человеком мыслящим.
Вопросов без ответов у меня много. Но чаще других задаю себе один, для меня наиболее важный: для чего человеку дарована жизнь и почему лишь на некоторое время? Ведь не ради же академических успехов, достижения каких-либо благ, определенного статуса в обществе. Конечность самой жизни в итоге лишает все это смысла. Познание истины? Сомневаюсь. Познать истину и умереть с этим знанием? Нелогично. Служение Богу, воспевание его величия? Бог самодостаточен, не тщеславен и не нуждается в подтверждении своего величия. Так для чего человеку дан этот недолгий промежуток времени?
В моей жизни был период, когда я перестала задаваться подобными вопросами. На них не оставалось времени и сил. Жизнь ограничилась самым, как казалось, необходимым: едой, сном и работой. И появилась неудовлетворенность, появилось ощущение, что я не живу, а время, отпущенное мне уходит.
У меня нет однозначных ответов на мои вопросы, но пока они меня волнуют, пока я задаю их себе, я ищу, я пытаюсь что-то менять в своей жизни. Пока я мыслю, я живу».

 
Сара Вериго (псевдоним):

«Много мыслей в моей голове, но увы:
Если выскажу их – не сносить головы!
Только эта бумага достойна доверия…
…Я познание сделал своим ремеслом…
(Омар Хайям)

Вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое Человек?», которые являются наиболее распространенными и известными каждому человеку, можно назвать истинно философскими. Стоит заметить, что каждый человек хотя бы изредка задается подобными вопросами.
Но что есть философия? Хоть и много людей называют ее наукой, но сами философы утверждают, что это мировоззрение. Она не едина – можно выделить, например, этику, эстетику, философию кино. В свое время от философии отделились другие науки – биология, физика, психология. Но ответ на вопрос «Что такое философия?» – не дан до сих пор.
«Философия» в переводе с греческого языка означает «Любовь к мудрости». Значит, философия – это в первую очередь попытки познать себя и мир вокруг, мудро рассуждая, сопоставляя факты, опираясь на размышления наставников и предшественников, выслушивая мнение более умудренных товарищей, но многие из философов, например, Платон и Аристотель, ставят превыше всего вопросы о смысле жизни, месте человека в ней и его предназначении, о природе наших поступков и действий, о развитии общества и личности.
Разное развитие интеллекта, технологий, иные нравы и правила. Каждое поколение задает свои вопросы, ответы которых важны для него. Поэтому и философия – это не что-то определенное, загнанное в оковы, а нечто, не имеющее ни пределов, ни рамок. Каждый век, каждое десятилетие она плавно меняется, изменения почти незаметны, невидимы нашему глазу, и только спустя время люди осознают, насколько различаются эпохи, человек и смысл его жизни.
Все мы исключительны и неповторимы, и наши вопросы так же уникальны, как и мы сами: наши мысли, и цели, и способы их достижений. Потому и философия у каждого своя. Скажем так: каждый из нас имеет свою собственную, очень важную для себя, чтобы понять самих себя, философию жизни.
«Назначение философии не в умозрительных догадках и построениях картины мира, а в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться, как оказывать воздействие на других и на самого себя. Повседневная жизнь человека – это искусство. Основное познание должно быть направлено на себя, на деятельность своей души по поиску истины и смысла жизни», – философствовал века назад Сократ, а его слова до сих пор на устах. Что такое смысл жизни?
Смысл жизни – это мечта, родившаяся еще в детстве. Смысл жизни – это цель, которая появилась еще в юности. Смысл жизни – это задача, что будет выполнена любой ценой.
Согласившись с этим, человек продолжит список. Или, отрицая это, расскажет о своем понимании. У каждого человека смысл в жизни разный.
Я не знаю, чем является смысл моей жизни – я еще лишь на пути познания его. Но уже сейчас я могу уверенно назвать самое дорогое для себя, выделить исходя из этого свои ориентиры. В моем понимании главным для человека являются семья, верность ей и принципам, честь, вера. Поэтому своими ориентирами я назову желание отстоять важное и поступки по совести. Для меня совесть – это чувство, которое всегда справедливо «оценивает» мои поступки. Благодаря этому, я могу прийти к наиболее верному решению – так, чтобы быть уверенной в том, что каждый получил то, что заслужил или найден компромисс.
Что такое ориентир? Строго говоря, это – основная цель приложения усилий, предмет, по которому определяешь курс движения. Эти значения точно описывают значение этого слова во всех смыслах. Ориентир в жизни очень важен, ибо без него человек не живет, а существует; у животных ориентиры тоже имеются, но они не так разнообразны, как наши. Ориентиром жизни можно назвать и цель школьника поступить в колледж, и план восхождения по карьерной лестнице курьера. Это ведь должно быть не то, что практически невозможно выполнить, а то, к чему можно стремиться со всеми силами и усилиями – и достичь. Каков смысл в цели, если она будет удаляться раз за разом, если все усилия и всё сделанное пойдет прахом просто потому, что человеку не достаточно уже имеющегося, и он желает получить почти звезду с неба.
Чем руководствоваться людям в жизни, создавая из нее самое настоящее искусство, как советовал Сократ? Быть может, жить следует по законам, не нарушая их – ни земных, ни небесных, и не тратить время на хаос и глупые сумасшедшие выходки, не несущие пользы. Конечно, кто-то не согласится с этим: так как жизнь у нас одна, то зачем в ней строгий распорядок, какой смысл в «жизни по расписанию», если можно получать все радости и быть счастливым? На человека в первую очередь влияет семья – именно она закладывает в него уважение к традициям и обычаям, бережливость к тому, что имеешь, любовь к миру, благодарность Богу за удачи и счастливые моменты. Нескончаемый труд поиска – именно он поможет нам познать себя и душу, желание познать смысл жизни и «деятельность своей души» даст возможность соприкоснуться с Небесами. Может, Сократ и не помышлял о возвышенном, но неужели можно понять наш мир, не чувствуя, не ощущая поддержки его Создателя, которую стараешься найти, веря в нее в самой глубине души, даже если утверждаешь обратное?
Однажды знаменитый философ Сократ заметил, что «жизнь тела есть зло и ложь. И потому уничтожение этой жизни тела есть благо, и мы должны желать его». Это высказывание наталкивает на мысль: «Как же можно считать тело злом и ложью, самому себе желать смерти?». Я думаю, многие люди любят преувеличивать, утрировать – и великие далеко не исключение. «…Уничтожение этой жизни тела есть благо…» – что этим желал сказать Сократ? Конечно, мы никогда не узнаем, чье из наших суждений верно, пока не создадим машину времени, но никто не мешает нам рассуждать и дискутировать на эту тему. Я позволю себе попытку поделиться своими мыслями о словах людей, что посвятили всю жизнь философии.
Тело – оно бренно и грешно, оно собирает в себя всю грязь бытия, и очищается от нее после смерти в самой земле. Земному телу не место там, за гранью жизни, потому мудрецы всех времен твердят в один голос: бессмертие не нужно человеку. Бессмертие и вечность – звучит заманчиво и соблазнительно, не так ли? Но это нарушит такое твердое и одновременно хрупкое равновесие добра и зла, жизни и смерти. Осознание вечной жизни изменит до неузнаваемости, как и одержимость найти источник ее. Само слово «человек» дает нам понять – жизнь наша длится век, и срок этот либо удлинит, либо укротит, сам Господь. Попытки увеличить срок собственными усилиями тщетны, но нескончаемы, ибо глупость людская не иссякает.
Мы приходим в этот мир и уходим из него по своему желанию.

От страха смерти я, поверьте мне, далек:
Страшнее жизни что приготовил мне рок?
Я душу получил на подержанье только
И возвращу ее, когда наступит срок.
(Омар Хаяйм)

Философия многогранна, размышления о философии могут лишь прерваться, ибо у них нет конца. «Месяца месяцами сменялись до нас, мудрецы мудрецами сменялись до нас»; чтобы стать мудрецом необходимо пройти жизненный путь».

www.bez-granic.ru

1.9. Философия в современном мире Актуальность философии

Нужна ли философиясегодня, в век скоростей и  высоких технологий, не устарела ли? А в условиях сплошного потокаинформациии хронической нехватки времени не вытесняется ли она конкретнымзнанием? Такие вопросы вполне правомерны, но ответы на них дает сама жизнь, которая ставит перед современным человеком множество философских проблем, в том числе и  принципиально новых, никогда прежде не существовавших.

Так, начало III тысячелетия мировое сообщество встретило, все больше осознавая свое единство и  ответственность за состояние биосферы и продолжение жизни на Земле. Отсюда вопросы гармоничного развития человека, установление гуманных, добрососедских отношений между людьми, народами, а также между обществоми природой наряду с вечными философскими темами становятся главными в философских исследованиях. В этой связи философы выражают глубокую озабоченность прежде всего состоянием и уровнем развития образования на планете. Именно неудовлетворительное образование и отсутствие должного воспитания (по мнению многих из них) лежит в основе большинства современных проблем, в  преодолении которых призвана сыграть свою роль и философия. Еще стоики подметили, что человек гонит от себя философию, когда ему хорошо, и обращается к  ней, когда ему плохо.

Философия как способ постижения мира

Сегодня уже не только отдельные народы, но и мировое сообщество в целом как никогда нуждается в  философии и в философском осмыслении себя, своего места и предназначения в  жизни. Подтверждением тому являются и ежегодно проводимые во всем мире дни философии ЮНЕСКО, и последние Всемирные философские конгрессы, которые акцентируют внимание, как правило, на самых актуальных, жизненно важных для современного мира вопросах.

Так, ХХ Всемирный философский конгресс, состоявшийся в 1998 г. в Бостоне (США), был посвящен теме «Пайдейя. Философия в воспитании человечества», а на ХХI, состоявшемся в 2003 г. в Стамбуле (Турция), главной темой была «Философия лицом к мировым проблемам». Следующий, XXII Всемирный философский конгресс будет проходить в Сеуле (Южная Корея) в 2008 г. под общей темой «Переосмысливая философию с позиции современности».

Как видно уже из названий конгрессов, философия тесно связана с реальной жизнью и всегда направлена на  осмысление наиболее актуальных проблем человеческого бытия. Именно поэтому отдельная (заключительная) глава настоящей книги будет посвящена важнейшей проблеме современности —глобализациии ее философскому осмыслению, как принципиально новой теме в философии. Другая тема, также заслуживающая особого внимания при обсуждении предмета и проблем философии, — ее роль и значение в деле воспитания, образования и становления человека как личности.

О воспитательной функции философии уместно сказать уже теперь, учитывая итоги широкого и всестороннего обсуждения этого вопроса на международном уровне, когда участники ХХ Всемирного философского конгресса обратились к этой теме, опираясь на богатый историко-философский материал, в том числе и на работы античных мыслителей.

Термином «пайдейя» (от греч. pais— ребенок) древние греки обозначали всестороннее образование и воспитание, т. е. гармоничное телесное и  духовное формирование человека (как детей, так и взрослых), реализующее все его способности и возможности. Тогда пайдейя считалась отличительным признаком аристократии; теперь, выдвигая на первый план проблемыобразования ивоспитания, философы вновь вспомнили это понятие, пытаясь определить роль философии в решении насущных проблем. Так, французский философПьер Обенк, сделавший на бостонском конгрессе один из основных докладов, задался вопросом: «Насколько возможно перейти от варварской природы человека к  цивилизованной?» Единая природа человека двусмысленна, полагает он, и только образование (пайдейя) делает человека таковым в полном смысле этого слова, т. е., как говоритПлатон, пайдейя открывает ему глаза.

Но образование заключается не в том, чтобы дать глазу зрение, а призвано дать ему правильный взгляд. Ссылаясь на авторитет Платона,Демокритаи других известных мыслителей,П. Обенк полагает, что посредством образования можно создать другую природу человека, если направить образование против насилия и культивировать в человеке разум. Понятие «пайдейя» акцентирует внимание на процессе образования, в результате чего ребенок становится взрослым. Механизм же такого процесса можно лучше понять, если обратиться к авторитетам античной философии, утверждавшим, что «божественную природу человека необходимо выращивать так же, как хороший виноград».

Древние греки проводили различие таких понятий, как «техне» и «пайдейя»; если первый термин означает знание, т. е. то, чему можно учить, то второй —источник правильного суждения, а не источник передачи знания. При этом пайдейя, как считалАристотель, должна склонить человека к саморазвитию. Исходя из этогоПротагор, Сократ, Платон в преподавании философии акцентировали внимание на том, чтобыобучать не искусству убеждения, а искусству правильного суждения.

studfiles.net

Философия в современном мире

Научное знание, как мы уже отмечали, является могучим средством покорения природы, решения, практических задач, необходимых для воспроизводства человеческой жизни.

Но при всех его огромных возможностях, включая и осуществляемое общественными науками прогнозирование и планирование хозяйственной и социальной деятельности на определенный период, оно само, самостоятельно, без помощи других форм интеллектуальной и духовной деятельности, не способно выработать те общие принципы и нормы человеческого поведения, которые определяют основные жизненные установки человека, его образ жизни, саму стратегию человеческого и общественного развития. При всех своих огромных познавательных возможностях конкретно-научное знание не способно выявить и зафиксировать все возможные позитивные и негативные последствия общественной жизнедеятельности, в частности последствия современного, научно-технического творчества людей.

Это объясняется не только исторически ограниченными возможностями научного познания, но и спецификой самой общественной действительности, где общий результат всех индивидуальных намерений и действий и складывающаяся на их основе некая равнодействующая, объективная тенденция развития не совпадают ни с индивидуальными желаниями, ни с совокупной деятельностью членов общества как таковой. Как отмечал Энгельс, совершая сознательные поступки, люди могут предвидеть в лучшем случае лишь ближайшие последствия, к которым они приведут, но не могут предвидеть отдаленных общественных последствий своих действий. Иначе говоря, результаты исторической деятельности, все «за» и «против» дальнейшего существования человека не фиксируются в полной мере научным познанием и не позволяют нейтрализовать все возможные ее разрушительные для жизни последствия.

Указанное обстоятельство, однако, не снимает актуальнейшей задачи более рациональной организации общественной жизни, необходимости планирования и осуществления не только научно-технических, тактических, но и общих мер стратегического уровня, обеспечивающих нейтрализацию как научно распознанных, так и теоретически предполагаемых так называемых анонимных негативных факторов общественно-исторического развития. А это может быть осуществлено лишь с помощью основанного на научном и другом знании теоретического, философского познания и объяснения действительности, на путях философского определения общих проблем и задач, принципов и норм современной жизнедеятельности человека, выработки и практического утверждения такой жизненной позиции и образа жизни, такого отношения ко всем формам человеческой деятельности, и прежде всего к научно-техническому творчеству, которые позволили бы заблокировать и тем самым предотвратить его возможные разрушительные последствия.

Специфическая функция философии в решении этих задач в известной мере отражена в том условном разделении типов человеческого знания, с которыми мы нередко встречаемся в современной западной философской литературе. Если отбросить характерное для этой классификации противопоставление различных типов человеческого знания, а в некоторых случаях религиозно-эсхатологическую трактовку назначения философии, то можно согласиться с тем, что в отличие от научного знания, служащего главным образом конкретным нуждам и практическому ориентированию человека в мире, философия может быть охарактеризована как «спасающее» знание. Разумеется, в данном случае речь идет не о божественном искуплении и достижении блаженной жизни в «царствии небесном», а о социальной и нравственной ответственности человека и человечества в организации и соответствующем направлении современной личной и общественной жизни, о спасении человеческой жизни на Земле, о чрезвычайной актуальности сегодня гуманистической мировоззренческой, регулятивной и методологической функций философии, об одной из тех ее традиционных функций, в которой она выступает как теоретическое учение о жизненной мудрости, о путях и средствах оправдания человеческой жизни, о той помощи, которую она может и должна оказать в решении коренных жизненных проблем человечества.

Рассмотрение отношений, в которых находятся философия, эта фундаментальная область духовной деятельности человека, и сам человек как субъект и творение современной исторической эпохи, подводит к необходимости освещения вопросов о природе философского знания и его главенствующей функции в современном мире, о том, что она дает и может дать для решения жизненных проблем человека, и, наконец, о человеке как проблеме самой философии.

Как самосознание культуры определенной исторической эпохи философия вырабатывает свои теоретические принципы и ценностные установки в зависимости от особенностей развития науки и социальной практики этой эпохи, от удельного веса и общественной значимости различных сфер духовной культуры. Вполне понятно и оправдано поэтому выяснение функций и характера философии наших дней прежде всего в контексте ее отношений с наукой, удельный вес которой необычайно возрос в жизнедеятельности современного общества. Никто не будет отрицать возросшее значение методологических и критико-рефлексивных функций философии в отношении научного знания, ее роли в обеспечении междисциплинарного сотрудничества. Столь же очевидно огромное значение конкретно-научного знания как содержательного источника философского познания, побуждающего философскую деятельность и обогащающего его миропредставления. Положительно сказывается и должно сказываться органичное включение в основоположения и методы философии мыслительных стандартов, критериев рациональности и научности, складывающихся в лоне конкретно-научного знания и его теоретических построений.

Но философия определяет свои положения на основе переработки обобщенного и конкретного материала самых различных регионов культуры, включая науку. При этом философские принципы и методы, несмотря на их генетическую связь и зависимость от этих культурных регионов, несводимы к их конкретным методам и принципам, а имеют свою собственную особую природу. Философия обладает своими собственными средствами и способами познания и освоения действительности, своим критерием рациональности и научности, воплощающим в себе некое конкретно-историческое, органичное единство ценностно-мировоззренческих, практически духовных и научно-теоретических элементов. Поэтому, говоря о методологических и критико-рефлексивных ее обязательствах по отношению к науке, важно выяснить природу тех средств, с помощью которых эти функции осуществляются. Одно дело, когда философия выступает как самостоятельная форма теоретической деятельности, проясняющая, обосновывающая и критикующая научное знание с позиций собственных задач и критериев. Другое — когда она довольствуется теми же логико-теоретическими средствами и критериями, которые возникают в рамках самой науки и которые с той же целью и не менее успешно могут быть истолкованы и применены самими учеными.

В западной философии, особенно в неопозитивистских и постпозитивистских концепциях философии науки, природа философии рассматривается и характеризуется в ее чрезвычайной и крайне преувеличенной зависимости от науки. Она фактически ставится в положение некоей методолого-методической и теоретико-инструментальной служанки конкретных наук и различных частных форм человеческой деятельности. Подчеркивая действительно существующую зависимость философии от конкретно-научного знания, авторы этих концепций отказывают ей в праве самой быть самостоятельной и специфической формой знания. Фактически философская теория мира, если возможность такой и признается, рассматривается и оценивается как такое истолкование действительности, которое не несет в себе новых знаний о ней, а философская методология сводится к своеобразной метанаучной методологии, в критико-рефлексивных целях использующей теоретические и логико-методологические средства самой науки. Философия как общая теория мира и человека, методология всей его теоретической и практической деятельности, как средство критической саморефлексии, рожденное не только в русле логико-теоретического и научного исследования, осмысления исторических путей научного прогресса и механизмов функционирования науки, но и на основе обобщения всего совокупного социального и культурного опыта человечества, остается вне поля зрения или не принимается в расчет в должной мере.

Сознательно или невольно наука рассматривается в качестве некой автономной и самодостаточной силы человеческой жизни. Не учитывается то известное обстоятельство, что она функционирует в рамках определенной культуры, в системе конкретных социальных отношений и что использование созидательных возможностей науки и техники, как и устранение негативных, разрушительных последствий их развития, находится в прямой и существенной зависимости от характера и направленности общественной жизни в каждой стране, мирового социально-политического развития в целом. Поэтому возросшее значение науки в современных условиях требует не просто методологического содействия процессу научного познания, улучшению и совершенствованию его средств. В еще большей степени и несравненно острее встает задача социального и духовно-нравственного обеспечения современного научно-технического развития, подчинения его определенным ценностям, идеалам и гуманистическим принципам нашего времени.

Необходимость именно такого отношения философии к науке диктуется и тем обстоятельством, что наука, несмотря на необычайно возросшую ее роль в жизни современного общества, не содержит в себе критериев и императивов соответствующего культурного и социального применения ее достижений, а поэтому может быть употреблена как на пользу, так и во вред человечеству. В этой связи приобретает особую актуальность философское ориентирование на создание таких форм социальной жизни, международного экономического и политического сотрудничества, культурных отношений, при которых человечество сможет обеспечить надежный контроль над могущественными силами собственного научно-технического творчества и решить жизненно важные для него глобальные проблемы, и прежде всего самую главную из них — проблему достижения прочного и длительного всеобщего мира.

Признав важность этих задач, нельзя удовлетворяться лишь конкретно-научными прогнозами и проектами, призванными послужить оптимальному функционированию уже существующих социально-политических и хозяйственных механизмов. Сегодня, как никогда ранее, необходима разработка общих проектов социального и культурного обновления, созидания качественно новых форм внутригосударственной жизни и международных отношений. А разработка таких проектов возможна лишь в рамках социальной философии, специфическими средствами философского научно-теоретического прогнозирования и обоснования.

Понимание науки как важного фрагмента современной культурной и социальной практики позволяет остро почувствовать всю односторонность и недостаточность узкого науковедческого методологического взаимодействия с ней. Совершенно очевидно, что для подлинно философского обеспечения современного научно-технического прогресса приобретают огромное значение задачи, ценности и требования, вызванные к жизни общим ходом социально-политического и культурного развития, жесткой необходимостью своевременного решения коренных проблем современного человеческого существования. Выработка практически эффективных и гуманистических норм человеческой деятельности в век науки и техники еще в большей степени, чем когда-либо, требует от философии осмысления и учета в своих обобщениях и принципиальных установках всех тех познавательных и созидательных возможностей, которые имеются во вненаучных сферах человеческой культуры, общественной и духовной жизни человека. Именно на этих путях философия сможет наиболее полно реализовать свои обязанности перед наукой.

Рассматривая философию не только как теорию, объясняющую мир, но и как способ его практически духовного освоения и изменения в духе передовых идеалов и ценностей человечества, марксизм всегда придавал большое значение ее мировоззренческой функции, тем наиболее общим принципам и нормам человеческой деятельности, которые она вырабатывала на основе научно-теоретического познания объективных законов природного и социально-исторического развития, тех духовно-нравственных установок и императивов, которые она постулировала в согласии с этим познанием. И сейчас в своей теоретической и практической деятельности, в больших и малых свершениях современной социально-политической практики марксисты руководствуются теми стратегическими установками и перспективами, которые следуют из философского познания и видения задач и путей дальнейшего исторического развития.

Философия по своей природе действительно представляет собой теоретическую форму мировоззрения, или предельно общую мировоззренческую теорию. Это означает, что законы и принципы своего миропонимания философия обосновывает логически, специфическими теоретическими средствами, обнаруживая тем самым свою определенную принципиальную общность с наукой. Вместе с тем в своих мировоззренческих принципах и оценках она осмысливает материал всей наличной культуры, всего социального опыта, различных форм практически-духовной деятельности человека. Свое понимание мира философия формулирует и выражает в объективно безличных и универсальных теоретических положениях, основанных на фактах науки. Но она осваивает действительность также на основе обобщения и осмысления процесса сознательной целенаправленной деятельности человека, через эмоционально-психологическую и ценностно-нравственную его ориентацию в мире, определенную конкретными формами морального и эстетического воззрения, идейной убежденности и факторами обыденного сознания. Характеризуя философию как теоретическое выражение конкретно-исторического научного и социального опыта, ценностно-мировоззренческого подхода к действительности, следует учитывать и тот факт, что она имеет свои «вечные» темы и проблемы, отражающие некие непреходящие и коренные основы человеческой жизни. Этим, в частности, объясняется особое положение истории философии как важной теоретической основы и предмета всякого философствования.

Сложный и синтетический характер объекта философского познания, а также специфические теоретические средства, с помощью которых философия познает и объясняет мир и человека, определяют ее собственную природу. Философия — не общая теория мира или человека, она есть общая теория мира и человека в их органичной связи и взаимодействии, философия человеческой жизнедеятельности в мире. В своих обобщениях философия опирается на научное знание и на ценностное отношение к действительности, выражающее ту или иную жизненно-мировоззренческую позицию человека, социальной группы, класса. Философские законы и принципы независимо от того, к чему они относятся — к миру или к человеку, являются не просто объективными истинами, но и субъективно переживаемыми положениями, показателями определенного отношения человека к миру, к своему собственному бытию, они воплощают в себе одновременно и истину и ценность, научное знание, понимание человека и мира и постижение их смысла и значения.

Философская правда жизни — употребим это, на наш взгляд, более емкое понятие — в отличие от научной истины сочетает или должна сочетать в себе истину и справедливость в их возможном гармоничном единстве. Философия говорит человеку как о его реальном положении в мире, так и о его жизненном назначении, не только о том, что он есть, но и о том, чем он может и должен стать. Соответственно существо той или иной философии во многом определяется тем, как она сочетает в себе научно-теоретический и ценностно-духовный моменты. Для утверждения истинности и справедливости своих принципов и основоположений она всегда пользовалась и пользуется сейчас, с одной стороны, научно-логическими построениями, а с другой — ценностными нормами и понятиями. И поскольку философия не только что-то научно-теоретически обосновывает, по и постулирует в качестве должного, то она обращается к различным методам убеждения, утверждающим веру в справедливость и обоснованность выдвинутых постулатов. Для этого она избирает тот или иной принцип веры, убеждения.

Античная философия, например, опиралась на веру в разумность космоса, природы, объективного миропорядка; средневековье жило метафизической верой в разумность и справедливость божественного начала, исходящего от него миропорядка; в Новое время обоснованию философских принципов служила «объективная истина» природы, абсолютного духа и научного знания. Современная философия пользуется как научно-теоретическим, так и ценностным, духовно-нравственным обоснованием своих положений. При этом сциентистские и антисциентистские концепции западной философии, как правило, разрабатывались и разрабатываются сейчас путем противопоставления этих двух методологических принципов, трактовки их как несовместимых и взаимоисключающих понятий. Такой подход противоречит действительному положению вещей: диалектической взаимосвязанности и взаимообусловленности объективной и субъективной, научной и ценностной, теоретической и практически-духовной сторон философского миропознания. Ведь ценностная установка, несмотря на своеобразие ее природы и всякого рода опосредования, одним из источников своих имеет объективно-научное знание, так же как и научное знание всегда есть то пиление объективного положения вещей, которое складывается при прямом или косвенном влиянии определенной ценностно-практической установки. Вместе с тем диалектический синтез объективного и субъективного, научного и ценностного не должен сводиться к некоему взаимопоглощающему слиянию этих различных начал. Выражая их существенную взаимосвязь и взаимозависимость, такой синтез должен сохранять постоянное наличие и известную самостоятельность этих сторон в рамках конкретного единства.

Философия верна своему назначению, своей специфической природе до тех пор, пока она не отождествляет себя с какой-либо конкретной формой научного знания или с верой. Соединяя в себе научные и мировоззренческие моменты, она должна в то же время с необходимостью обладать определенной направленностью, выражающей практическую устремленность, прогрессивную тенденцию своего конкретно-исторического времени. Иначе говоря, философия не может удовлетворяться положением абстрактно-бесстрастной теории мира, отвлекающейся от насущных жизненных задач человечества, его настоящего и будущего развития, и выступать в виде некоего всегда себе равного синтеза составляющих ее элементов. Диалектическая и конкретно-историческая природа каждого философского синтеза требует такого конкретного и органичного соотношения различных его сторон, при котором неизбежен приоритет одной из них — научной или ценностной, онтологической или антропологической, при условии, что эта «тенденциозность» не ведет к абсолютизации и фетишизации определяющего фактора и не нивелирует противоположное ему начало.

В условиях современного мирового развития, выдвинувшего на передний план задачи сохранения и утверждения мира на Земле, гуманистического и духовно нравственного обеспечения социального и научно-технического прогресса, первостепенное значение приобретают гуманистически-мировоззренческая, методологическая функции философии. По-своему и в значительно более глубоком и широком смысле, чем когда-либо, возникает необходимость философского обоснования и утверждения примата практически-духовной деятельности над научно-теоретической.

Будучи общемировоззренческой теорией мира и человека, философия не ограничивает себя научно освоенной действительностью, а обращается к культуре в целом, к самым различным формам практической и духовной деятельности человека. Она формирует целую систему представлений, определяющих место и роль человека в мире, вырабатывает и провозглашает наиболее общие нормы и принципы социального и нравственного поведения человека, его научно-теоретической деятельности. Отсюда естественное Стремление философии к установлению предельных оснований практического и теоретического отношения человека к действительности, к определению своего понимания смысла жизни человека и человечества, характера и направленности исторического процесса, подлинно нравственного поведения. Такие предельные основания, конечно, тесно связаны с тем или иным типом культуры и являются конкретно-историческими по своей природе. Но на каждом данном этапе истории они охватывают все основные аспекты отношения человека к действительности.

Философское Мировоззрение, Таким образом, не может быть сведено к Содержанию конкретных наук или к обобщениям, полученным лишь на основе анализа научного знания. Как самосознание определенной исторической эпохи оно осмысливает и интерпретирует также весь совокупный опыт человеческой жизни, нравственную, этическую, религиозную практику, факты и явления повседневного индивидуального и общественного бытия, непосредственного отношения человека к миру и к самому себе. Но и подобное беспредельное расширение поля философского анализа не означает, что объектом философии является непосредственно то, что уже освоено в научной и всякой другой форме общественного сознания. Объектом философии является не сам предмет, как он дан в специальной науке или этике, а способ, каким дан этот предмет. Для философского анализа действительность — это не просто человек и мир, а теоретическое и практическое отношение к миру, способ ориентации и жизнедеятельности человека в мире. Здесь раскрывается важная функция философии, заключающаяся в том, что она сопоставляет типы миропонимания и ориентации, задаваемые наукой и ценностно-практическими формами сознания — моралью, искусством, религией, обыденным сознанием. Философия фиксирует наиболее общие законы и принципы не того или иного вида духовной деятельности, а духовной деятельности вообще, она является, следовательно, также методологией научного и всякого другого познания. Такое своеобразие философии находит свое отражение в поисках и выявлении предельных оснований человеческого познания и деятельности, в своеобразном единстве теоретического и методологического ее содержания.

Именно эта специфическая особенность философии как общемировоззренческой теории, предельных оснований человеческой практики позволяет осуществить сопоставление различных форм духовной и практической деятельности, научного знания и ценностных форм сознания, теоретической деятельности и социальной практики. При этом задача состоит не в том, чтобы объединить эти разные сферы каким-либо априорным, всеобщим принципом, а в том, чтобы в каждой из них найти элементы и основы их общности.

Анализ ценностных форм сознания раскрывает те действительные жизненные и социальные основания, которые вызывают необходимость взаимного сопоставления различных форм духовной и практической деятельности человека, определяют роль и значение каждой из них в общефилософском миропонимании. Именно на почве «предельных оснований», определяемых философией, «вечных» философских вопросов о смысле жизни, природе И назначении человека, о свободе, добре и справедливости, о принципиальной ориентации человека в мире и его отношении к конкретно-историческим формам общественной жизни встречается и соотносится философия с моральным, религиозным, эстетическим и правовым сознанием в их неинституционализированной и неофициальной форме.

Философия не только дает определенное целостное понимание мира, но и соответствующим образом интерпретирует социальную действительность, выступая тем самым в качестве специфической формы идеологии. Другими словами, строго логическое и научно-теоретическое обоснование законов и принципов философии демонстрирует ее научную природу, а ее ценностномировоззренческое отношение к действительности обнаруживает в ней особую форму идеологии. Формы сознания, полярно противополагающиеся в ряде концепций западной философии, в действительности являются диалектически взаимосвязанными, пребывающими, при известных условиях, в состоянии принципиального взаимного соответствия, когда идеологически выраженный ценностный подход не только не противоречит научной объективности, а становится важным ее условием.

investobserver.info

Философия в современном мире

Положение философии в современном мире

Статус философии в современном мире многими исследователями оценивается неоднозначно. С одной стороны, она становится популярной и доступной из-за высокого уровня развития информационных технологий и уровня общения между людьми. Философский текст перестает быть редкостью. С другой стороны, философия может мешать меркантильным интересам современного общества, призывая к осмыслению глубинных основ мира и человеческой жизни.

Замечание 1

Современная философия – это не дело исключительно дело одного ученого-исследователя, но это широкий спектр обнаружения философских проблем и их решения. При этом философ здесь стремиться понять, что лежит в основе происходящих процессов в обществе и культуре посредством применения нестандартных методов познания.

Современная философия, как и другие гуманитарные и общественные науки, использует в своей работе междисциплинарные методы. Поэтому здесь так популярны философия культуры, философия моды, философская теология и т.д.

Роль философии

Современная философия продолжает линию осмысления специфики окружающего мира и общества. В рамках нее продолжает свое завершение направление постструктурализма и постмодернизма.

Современная ситуация в философии имеет следующие особенности:

  1. Исследование маргинальной культуры и ее артефактов.
  2. Недоверие к тоталитарному, всеобщему мышлению, фрагментация мысли.
  3. «Смерть автора», имеющая свое проявление в утверждении отсутствия всякого интеллектуального и текстологического канона.
  4. «Смерть субъекта», при которой познающий субъект перестает являться ментальным, интеллектуальным центром в научной деятельности.
  5. Концепт иронии как одного из главных принципов философствования, что выражается в использовании аллегорий, языковых игр и т.д.
  6. Совмещение философского и художественного текстов.

Разрешаемые задачи

Кроме описанного выше, в современной философии можно выделить ряд концептуальных проблем.

Эклектическая проблематика. Современная философия отказывается от поиска истины, она работает с интерпретацией традиции, исследует конкретные ситуации. Ее образом является не метанарратив, как в классической философии, а музей, случайное единство различных по своей сущности явлений.

Прагматизм. Истинность и значимость того или иного знания или технологического орудия признается, если это нечто способно быть реализовано на практике.

Агностическая проблематика. Она связана с квалифицированием любого вопроса философии как лингвистического вопроса. Всякая вещь и явление, по мнению современной философии, существует в сфере языка. Особенную популярность в связи с разрешением данной проблематики получает аналитическая философия, в общем, и концепция «языков игр Витгенштейна.

Политическая проблематика. Отвергаемый современной философией метанарратив понимается ею как проявление власти, унифицирующей, подчиняющей идее всеобщего индивидуальные особенности личности человека. Современная философия против этого, поэтому она стоит на позициях плюрализма. На практике это выражается в разработке нетрадиционных политических и общественных учений, в поддержке маргинальных социальных групп и т.д.

Для современной философии классическими являются понятия хаос, деконструкция, децентрация, ирония, цитата и др.

Положение систематической философии

Замечание 2

Ни одна из современных школ не вырабатывает проект систематической философии. Наоборот каждая из них стоит на позициях не допустимости этого. Причина тому релятивистские установки философии и фрагментация своего предмета исследования ею. Всех ближе в этом плане к классическому типу философствования будет стоять аналитическая философия.

В связи с этим, в современной философской мысли сложился принцип «мертвой руки», который означает неприятие традиции, ее теоретическое переосмысление. Кроме этого, отношение к традиции характеризуется следующими понятиями: цитата, интертекстуальность, пастиш и др.

spravochnick.ru

Роль философии в жизни современного человека и общества, Философия

Эссе по предмету: Философия (Пример)

Содержание

Выдержка из текста

Каждый человек когда-нибудь в жизни задается вопросом: «Что такое философия? Современная форма философии значительно отличается от более ранних форм. Одним из ее главных достижений является цивилизованный подход к анализу процессов в обществе и изменение принципа мировоззрения, согласно которому понимание мира происходит с включением в него человека.

Наука и культура развиваются параллельно, взаимодействуя, взаимно обуславливая и дополняя друг друга, проявляясь одна в другой и одна через другую. Их взаимодействие способствует появлению новых образцов культуры и стереотипов взаимодействия человека, общества и природы.

В современном мире информационные технологии оказывают значительное влияние на основные сферы жизни общества. Целью данной работы является роли Интернета в жизни современного человека. Поставленные задачи данной работы позволят определить значимость информационных ресурсов интернет — пространства для страны в целом и для отдельных категорий пользователей сети в частности.

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (которая охватывает все науки, виды искусства, религию и, разумеется, философию) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и, прежде всего, от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости.

На сегодняшний день, знания в жизни современных людей и общества в целом играют большую роль.

Ценность знаний возросла как никогда ранее. Самые востребованные работы на сегодняшний день связанны со знаниями, а соответственно и умственной работой. Физический трут тоже ценен, но не в той мере как умственный.

И в самом деле, знания в жизни человека играют значимую роль. Какую же роль играет знание как в системе ценностей человека и обществе в целом?

Марксом и Ф. Энгельсом, написанной в 1845- 1846 гг., было предоставлено следующую периодизацию исторического процесса развития общества, которая отражала, последовательно сменяя друг друга, доминирующие формы собственности

Актуальность данной темы заключается в том, что достижения последних философов и современные подходы к роли философии в жизни человека определили основы развития человеческой цивилизации. Также связанные с ним многочисленные этические проблемы философии и будущем человека, которые должны быть решены, принимая во внимание уровень современной философии.

Но философия это не только мировоззрение. Она является «матерью» всех наук. Это — мировоззрение, которое претендуюет на научный статус. Рассматривая общезначимые, всеобщие понятия культуры, такие как бытие, пространство, благо, время, смысл жизни, истина философия аппелирует к разуму, к логическому доказательству и притязает к эмпирической достоверности суждений. В этом плане философия представляется способом проявления в науке, научном знании, рациональности как основной, значимой и продуктивной прикладной деятельности. Философское мировоззрение различается с мировоззрениями, в основании которых религиозные, политико-идеологические, этно-национальные установки тем, что оно основывается на науке и поэтому обладает всеобъемлющим значением. Оно играет важную роль при установлении и усвоении того багажа ценностей, который позволяет вести диалог с людьми, которые принадлежат к разным конфессиям, общественным группам и этносам. Философия — это особенная степень знаний, благодаря которой знания обретают прочность фундаментального основания ответственных мыслей и деятельности. Без нее образование может быть любым, но оно не будет являться ни современным, ни высшим.

По своей структуре данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается Создание текста как процесс. Во второй главе анализируется работа с текстом в эфире и логика речи. В третьей главе рассматривается авторская позиция в преподнесении текста в информационном и художественном жанрах. В заключении приведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.

список литературы

referatbooks.ru

Актуальность философии в современном мире — Студопедия.Нет

В качестве философа, актуальность взглядов которого оценивается студентом, выступают:

 

Для студентов, фамилия которых начинается с буквы:

А Конфуций
Б Николо Макиавелли
В Рене Декарт
Г Будда
Д Мартин Хайдеггер
Е, Ё, Ж, З Аристотель
И Георг Вильгельм Фридрих Гегель
К Сократ
Л Платон
М Фома Аквинский
Н Зигмунд Фрейд
О Иммануил Кант
П Томас Мор
Р Жан-Жак Руссо
С Фридрих Ницше
Т Карл Маркс
У Августин Аврелий
Ф, Х Владимир Соловьев
Ц Альбер Камю
Ш, Щ Эрих Фромм
Э, Ю Мишель Фуко
Я Жан-Поль Сартр

 

Подготовка конспектов текста (книги):

Студент готовит два конспекта текста – один из блока А, другой из блока Б, текст выбирается самим студентом.

Структура конспекта

Название текста, автор, год создания и опубликования работы

Ключевые термины: …, …, …, …

Номер Глава, раздел Тезис Аргументы Примечания
         

Конспект выполняется в электронном виде в форме таблицы. В столбце «Глава, раздел» студент последовательно отмечает главы и разделы, прочие структурные блоки работы. В столбце «Тезис» – ключевую мысль данного раздела, в разделе «Аргументы» – суждения, подкрепляющие данную мысль. По каждому разделу следует выдвинуть 1-2 тезиса, подкрепленные 2-3 аргументами.

Например, в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» в главе «Новгород» тезисом является высказывание «Время с острыми рядами зубов смеется над теми, кто мечтает, что слава его будет вечной», аргументами выступают история исчезновения Спарты и Афин, история разорения Новгорода Иваном Грозным, высказывание о праве меча, выписки из новгородской истории, история о векселях Карпа Дементьевича.

В примечаниях студент может высказать аргументированное согласие или несогласие с тезисом или аргументами.

Тексты для конспектирования

Блок А

· Конфуций «Суждения и беседы».

· Аристотель «Метафизика», книга 1, 2, 4.

· Марк Аврелий «Наедине с собой».

· Николо Макиавелли «Государь».

· Томас Мор «Утопия».

· Блэз Паскаль «Мысли» (статьи 1-6).

· Жан-Жак Руссо «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению человеческих нравов»

· Сёрен Кьеркегор «Страх и трепет».

· Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости».

· Петр Яковлевич Чаадаев «Философические письма».

 

Блок Б

· Фридрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

· Огюст Конт «Дух позитивной философии».

· Эрих Фромм «Здоровое общество».

· Эрих Фромм «Иметь или быть»

· Виктор Франкл «Скажи жизни “Да!”».

· Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс»

· Николай Александрович Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма».

· Конрад Лоренц «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества»

· Альбер Камю «Письма немецкому другу», письма 1-4.

· Фридрих Август фон Хайек «Дорога к рабству».

 

Критерий Значение Баллы
Сдача в установленный срок Работа не сдана в установленный срок (в день начала сессии на заочном отделении) Работа сдана в срок   0   4
Оформление текста согласно предложенной схемы Текст оформлен с нарушением правил. Текст оформлен по правилам, изложенным в Методических рекомендациях. 0   4
Соответствие текста заявленной теме Текст не соответствует заявленной теме Текст соответствует заявленной теме 0   4
Формулировки тезиса Тезис сформулирован в неявном виде, либо слишком расплывчато Тезис сформулирован ясно и отчетливо   0 до 4
Аргументация Аргументы не соответствуют тексту первоисточника, либо отсутствуют в конспекте Аргументы соответствуют тексту первоисточника и присутствуют в тексте конспекта   0   до 4

 

Подготовка конспектов ответов на экзаменационные вопросы:

Студент готовит развернутый конспект ответа на 2 экзаменационных вопроса из 40 предложенных: 1 – исторический (с 1 по 20), 2 – теоретический (с 21 по 40). При подготовке ответа на исторический вопрос рекомендуется заполнить таблицу:

 

Имя философа Годы жизни, страна проживания Философское направление Основные работы (2-3 шт.) Основные изречения (3-5 шт.)
         

Конспект теоретического философского вопроса составляется в свободной форме.

Критериями ответа являются:

Критерий Уровень раскрытия Баллы
Уровень оригинальности ответа Ответ по тексту учебника из раздела «Обязательная литература» Автор привлекает к ответу литературу за пределами обязательной 0     2
Логичность изложения Изложение мыслей хаотичное, отсутствует связь между информационными блоками. Изложение мыслей подчинено плану, мысли излагаются последовательно 0     2
Ответ на вопросы экзаменатора Студент не дает ответ на вопрос экзаменатора Студент дает ответ не по существу Студент дает ответ по существу 0   2 4
Раскрытие вопросов План ответа отсутствует, либо тема раскрыта не полностью Тема раскрыта полностью в соответствии с планом 0   2 4
Владение терминологией Ответ не содержит специальной терминологии, ключевые понятия не раскрыты Ответ содержит специальную терминологию, ключевым понятиям даны определения 0     2
Аргументация Неразвитая аргументация (1 тезис, 1 аргумент к каждому тезису, однохарактерные аргументы). Развитая аргументация (не менее двух тезисов и двух разнохарактерных аргументов к каждому). 0     2
Нетривиальность аргументации Использование типичных повседневных аргументов, преобладание оценочных суждений. Использование авторских аргументов, преобладание фактических высказываний   0     2
Обращение к первоисточникам (использование цитат) Использование цитат одного автора, неточное цитирование Использование цитат двух и более авторов, точное цитирование 0   2

 

Общий список вопросов к экзамену:

1. Определите сущность и опишите структуру философского мировоззрения.

2. Опишите четыре основные гипотезы происхождения философии.

3. Опишите натурфилософский этап развития античной философии. Укажите его основных представителей и их достижения.

4. Опишите классический этап развития античной философии. Отметьте роль Парменида Элейского, Сократа, Платона и Аристотеля в становлении классической философии античности. Укажите особенности двух основных линий философствования (платоновской и аристотелевской).

5. Опишите неклассический этап развития античной философии. Укажите основные философские школы, сформировавшиеся на данном этапе, изучаемые ими проблемы и основные достижения.

6. Опишите основные особенности классической философии Средних веков на этапе патристики. Отметьте роль Тертуллиана, Плотина, Августина Аврелия в философии патристики. Укажите основные проблемы, решаемые на данном этапе.

7. Опишите основные особенности классической философии Средних веков на этапе схоластики. Отметьте роль Пьера Абеляра, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Аверроэса, Уильяма Оккама в философии схоластики. Укажите основные проблемы, решаемые на данном этапе.

8. Опишите основные особенности гуманистической философии Возрождения. Дайте определение антропоцентризма. Рассмотрите вариации гуманизма у Дж. Пико делла Мирандолы, Н. Кузанского, Н. Макиавелли.

9. Опишите основные особенности утопической философии Возрождения. Сравните утопии Т. Мора, Ж. Бодена, Т. Кампанеллы, определите степень их реализации в современности.

10. Определите основные особенности эмпирической философии Ф. Бэкона и его последователей: Т. Гоббса и Дж. Локка, опишите особенности эмпирического метода, дайте определение понятиям «индукция» и «идолы разума». Укажите возможность использования эмпирического метода в современной науке, обоснуйте свое мнение.

11. Определите основные особенности рационалистической философии Р. Декарта и его последователей: Б. Спинозы и Г. Лейбница, опишите особенности рационалистического метода, дайте определение понятиям «дедукция» и «рациональность». Укажите возможность использования рационалистического метода в современной науке, обоснуйте свое мнение.

12. Определите основные особенности политической философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье). Укажите, какие концепты (гражданское общество, правовое государство, общественный договор и т.д.) применимы в современности. Обоснуйте свое мнение.

13. Охарактеризуйте программные особенности философии французского Просвещения. Покажите, какую роль в философии Просвещения играло разумное существо, какими средствами предполагалось возвысить человеческий разум.

14. Приведите пример критики представителями французского Просвещения современных им общества, культуры, науки и государства. Дайте определение понятиям «Просвещение», «благородный дикарь», «прогресс». Применима ли в настоящее время концепция Ж.-Ж. Руссо о пагубном воздействии наук и искусств? Аргументируйте собственное мнение.

15. Перечислите основные разделы философии И. Канта, дайте трактовку понятиям «трансцендентальное», «чистый разум», «вещь в себе», «категорический императив». Сформулируйте основные вопросы философии в версии И. Канта. Покажите ограничения в применении категорического императива в практической жизни.

16. Перечислите основные разделы философии Г.В.Ф. Гегеля, дайте определение понятиям «Мировой разум», «абсолютная идея». Покажите применимость законов и принципов диалектики в современной науке.

17. Охарактеризуйте философские идеи Л.Фейербаха как рубежные для классической и современной философии. Опишите антропологический принцип Фейербаха, покажите его применимость либо неприменимость в современности.

18. Опишите философские взгляды К. Маркса. Дайте определение понятиям «общественное сознание», «общественно-экономическая формация», «отчуждение», укажите, в чем заключаются сущностные силы человека. Покажите, каким образом были развиты взгляды К. Маркса его последователями (по выбору студента).

19. Охарактеризуйте иррационализм как течение в философии XIX в. Рассмотрите иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, покажите сходство и различие их философских взглядов.

20. Детально охарактеризуйте одно из течений современной западной философии (на выбор студента). Укажите основных представителей, рассматриваемые проблемы, дайте определение специфическим терминам, покажите применимость данной философии.

21. Детально охарактеризуйте одну из философских дискуссий в русской философии XIX в. (славянофильство/западничество, марксизм/анархизм, консерватизм/либерализм и т.д.) (по выбору студента). Назовите основных представителей противоборствующих направлений, повод для дискуссии, ее итоги.

22. Детально охарактеризуйте философские взгляды В.С. Соловьева. Раскройте понятия «София», «Всеединство», «Богочеловечество», укажите философов, ставших его последователями. Подтвердите или опровергните мнение о В.С. Соловьеве как крупнейшем русском дореволюционном философе.

23. Детально охарактеризуйте философские идеи русского космизма, рассмотрите идеи Н.Н. Фёдорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.В. Чижевского. Покажите, каким образом идеи космизма воплощаются в современной науке и искусстве.

24. Охарактеризуйте три основных течения в советской философии (марксистско-ленинская, немарксистская и эмигрантская философия) и дискуссии, которые они вызывают. Проиллюстрируйте любое из них примером взглядов любого философа (по выбору студента).

25. Охарактеризуйте проблему бытия в философии. Дайте определение понятиям «бытие», «субстанция», «небытие», «инобытие», рассмотрите историю взглядов на проблему бытия, субстанциональную и феноменологическую концепции бытия.

26. Охарактеризуйте категорию «материя» как одну из ключевых в философской онтологии. Дайте определение понятию «материя», перечислите атрибутивные свойства материи. Укажите основания материалистического мировоззрения, опишите современные научные представления о материи.

27. Охарактеризуйте категорию «сознание» как одну из ключевых в философской онтологии. Дайте определение понятию «сознание, перечислите атрибутивные свойства сознания. Опишите основные гипотезы происхождения сознания. Укажите основания идеалистического мировоззрения.

28. Охарактеризуйте категорию «общественное сознание», опишите модели общественного сознания. Укажите формы общественного сознания,

29. Охарактеризуйте категорию «развитие», покажите, какие существуют виды развития. Проиллюстрируйте связь понятий «развитие», «прогресс», «изменение», «движение». Покажите, каким образом процесс развития описывается в терминах диалектики и синергетики.

30. Охарактеризуйте процесс познания. Опишите основные философские проблемы познания. Покажите разницу между понятиями «познание» и «знание».

31. Дайте определение истины. Перечислите классические и неклассические концепции истины. Укажите критерии истины в классической и неклассических концепциях.

32. Укажите критерии различения научного и ненаучного знания. Дайте определение понятиям «вненаучное», «псевдонаучное», «квазинаучное» и «экстранаучное знание». Приведите примеры каждого вида знания.

33. Рассмотрите категорию «ценность», опишите процесс возникновения ценностей в результате оценки. Покажите, каким образом ценности связываются в систему, и какие системы ценностей были выработаны в истории философии.

34. Рассмотрите этику как сферу человеческой деятельности, охарактеризуйте специфические этические ценности «Добро/Зло», «долг», «мораль». Покажите, как изменялись представления об этических ценностях в истории философии.

35. Рассмотрите эстетику как сферу человеческой деятельности, охарактеризуйте специфические ценности эстетики «прекрасное/безобразное», «возвышенное/низменное», «поэтическое/прозаическое» и «трагическое/комическое». Покажите, каким образом изменялись представления об эстетических ценностях в истории философии.

36. Рассмотрите искусство как сферу человеческой деятельности, укажите собственные ценности искусства и конфликтные точки соприкосновения ценностей искусства и ценностей общества.

37. Перечислите четыре исторических подхода к определению человека, укажите основных представителей всех концепций. Укажите специфику философского определения человека. Выделите основные феномены человеческого бытия.

38. Опишите основные теории происхождения человека. Приведите доводы в доказательство научности эволюционной теории.

39. Рассмотрите смысл жизни как философскую проблему, укажите, какие варианты смысла жизни предлагает современная философия.

40. Дайте определение понятию «глобальные проблемы современности», опишите, какими процессами они вызваны и какими изменениями сопровождаются. Укажите, какие меры по их разрешению предпринимаются человечеством.

 

По завершении выполнения заданий все задания, выполненные в программе Microsoft Word, упаковываются в один архив. Имена файлов: «(фамилия студента, номер группы) – 01 – эссе», «(фамилия студента, номер группы) – 02 (для блока А) (03 (для блока Б)) – конспект (фамилия автора)», «(фамилия студента, номер группы) – 04 (для исторического вопроса) (и 05 для теоретического вопроса) – экзамен»; имя архива «(фамилия студента, номер группы), философия, (год сдачи)».

Архив отправляется на указанный преподавателем адрес электронной почты. Задание принимается на проверку при наличии в архиве 5 файлов, по завершении проверки студент информируется о ее результатах по электронной почте, оценка выставляется в день экзамена, установленного расписанием сессии.

 

Итоговая оценка курса

Все виды работ студента оцениваются в баллах согласно помещенным выше таблицам, баллы суммируются, на основании суммы баллов выставляется итоговая оценка:

Количество баллов Оценка
86-100 отлично
74-85 хорошо
60-74 удовлетворительно
Менее 60 неудовлетворительно

 

Удачного освоения курса «Философия»!

studopedia.net

Зачем нужна философия в современном мире? Какие значимые философские концепции были созданы в XXI веке?

Это может показаться странным, но с философией мы сталкиваемся чаще, чем с кофе-машиной. Повсеместно оперируем философскими понятиями и нуждаемся в ней буквально каждую секунду своей сознательной жизни. Просто не привыкли называть столь высокопарно. Кроме того, живя здесь и сейчас, мы как само собой разумеющееся воспринимаем вещи, являющиеся плодом тысячелетних обобщений (а обобщение – категория философии), как бы видим вершину айсберга (извините за штамп), большая часть которого скрыта в толщие времён. Строение вещества – знание очевидное для школьника, в то же время, является относительно свежим, хотя понятие “атом” возникло до нашей эры. Еще одна очевидность – ценность человеческой жизни. А для рязанского крепостного крестьянина было так же? А для японского самурая? Для солдата вермахта? Моджахеда ИГИЛ? Добровольца ЛНР? Философский вопрос, не так ли?

Не смотря на общность человеческого строения и физиологии, двух людей идентичных ментально не существует. Один и тот же факт или событие разными индивидами воспринимается и интерпретируется по-разному: даже такая простая повседневная вещь, как пролетающий самолет у туземеца Полинезии, руандийца хуту, немецкого бюргера, вятского скопца и московского хипстера вызовет комплекс мыслей и эмоций разной сложности, эмоциональной насыщенности и окраски. Это не говоря об интерпретации более сложных событий, типа Второй Мировой Войны. Почти наверняка, оценка холокоста представителями хуту, которые за последние несколько лет вырезали больше миллиона представителей народа тутси, будет коренным образом отличаться от оценки москвича. Или немца. Менее радикальный пример: восприятие событий на Украине нашими соотечественниками одного пола, возраста и дохода может быть диаметральным. Почему? В силу разного мировосприятия, миропонимания – того, что в конечном итоге составляет мировоззрение – целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества. Другими словами, это одна их ключевых функций философии – быть основой мировоззрения – мифологического, религиозно-мистического или собственно философского.

Близко к мировоззренческой находится ценностно-ориентирующая функция философии. Можно даже сказать, что ценностные ориентиры прямо проистекают из мировоззрения, но это не совсем корректно, скорее они находятся в диалектическом взаимодействии (что тоже является философской проблемной областью).

Философия задает правила игры для научного поиска, выполняя роль методологического арбитра в теоретическом и экспериментально-прикладном [научном] поиске. При каких условиях вывод можно считать верным, а результаты эксперимента валидными? Философ неопозитивист ответит: при условии непротиворечивости фактов, повторяемости эксперимента и сводимости экспериментальных данных. Вроде бы очевидно, но очевидным это стало последние 100 – 150 лет, благодаря как раз таки философии, а именно гносеологической (познавательной) и методологической функции, которую она реализует.

Как любая наука, философия ценна своей прогнастической способностью. Традиционные общества сменила формация Нового времени, за которым последовал Постмодерн и постмодернизм с его отменой жанровых рамок, смертью автора, эклектикой стёба, интеллектуальной игрой вторичными смыслами. Что будет дальше? Возврат к до-письменным паттернам? А ведь аудио-визуальная культура с клиповым мышлением, вытесняющая вербальную, все больше обретает черты именно до-письменной. Это вопрос на который не сможет ответить ни социолог, ни антрополог, ни историк – это область поиска философской науки.

Я начал с образа айсберга. Мы сидим на самой верхушке, а под нами по крайней мере 2800 лет письменной европейской культуры и несколько тысяч лет общемировой истории – истории наблюдений и поиска, размышлений и озарения. Это не далекая абстракция, а стройное и очень высокое сооружение сложнейшей архитектоники, обеспечивающей с одной стороны необыкновенную устойчивость и адаптивность живущему в нем человечеству, а с другой – не имеющее лишних элементов. Любые катаклизмы, от экологических катастроф, Великого переселения народов, малого оледенения позднего Средневековья, Великих географических открытий и столкновений цивилизаций – эта великолепная конструкция способна воспринять, амортизировать и в ответ на вызов выдать решение (мировоззренческое и методологическое), благодаря которому человечество делает очередной шаг вперед и вверх. Но вытащи из него кирпич – и здание потеряет устойчивость, затруднит дальнейшее строительство. нарушит целостность кладки. Античная культура и наука стоит на плечах месопотамской, средневековые натурфилософы наследуют греческой традиции (а юристы – римскому праву), Новое время тянется из благословенной оливковой колыбели Балканского полуострова переосмысливая детство в строгом готическом зеркале средних веков, Новейшее – неловко шутит и озирается в поисках новой искренности, пугаясь своего отражения с кровавыми подтеками двух мировых войн и тоталитарных беспределов. Галилей стоит на плечах Архимеда, Ньютон – на плечах Галилея, на плечи бесмеенного декана Тринити-колледжа сэра Исаака опирается демон Максвелла и далее: Планк, Ландау, Энштейн… Адам Смит стоит на плечах Арестотеля, Маркс – на плечах А.Смита, Рекардо и Милля – всех троих (троих, Карл!).

Именно философия осуществляет это пирамидальное, сложное строительство, интегрируя полезное, отшлифованное знание в несущие конструкции этого великолепного бесконечно дополняющего самого себя здания – здания человеческой культуры, вне стен, вне контекста которого все мы – всего лишь сильно разросшаяся популяция приматов на грани собственного уничтожения.

thequestion.ru