Эссе примеры по литературе – Как написать сочинение, эссе по литературе правильно: вступление, заключение, примеры

Пример эссе по литературе на тему мой Пушкин

В последнее время навалилось много работы и нет времени писать в блог. Сегодняшнее эссе по литературе написала девушка, учитывая то, что учебный год в самом разгаре, думаю будет актуально.

Великий и прекрасный Пушкин появился в моей жизни очень рано. Его волшебные стихотворные сказки, которые читала мне бабушка, я заучивала (по крайней мере — пыталась) наизусть и часто повторяла. Мне, трёхлетней, ещё не были знакомы многие слова, общий смысл казался немного туманным, но невероятная мелодичность звуков и непостижимая тайна завораживали до дрожи, а окружающих мои попытки декламировать смешили до слёз. А ещё — мультфильмы, кино, спектакли. Я с замиранием сердца и неимоверным восторгом наблюдала за приключениями таких родными и любимых Царевны-Лебедь, королевича Елисея, богатырей, смеялась над незадачливым Попом и чертями, возмущалась коварством злодеев. Иногда мы разыгрывали во дворе целые представления по мотивам его сказок и даже сами делали реквизит и декорации.





А потом настала пора юношеских увлечений, в сердце бушевало море чувств, каждый день приносил маленькие победы и большие разочарования. Десятки, а может быть, и сотни раз я перечитывала письмо Татьяны к Онегину, и пыталась написать те заветные строки, которым, впрочем, так и не суждено было быть отправленными адресату (То ли из скромности, то ли из сомнений в собственном поэтическом таланте). А сколько раз я повторяла у зеркала или злорадно мечтала повторить последнюю реплику той, повзрослевшей и прекрасной Татьяны в один миг ставшему жалким и каким-то маленьким Онегину. (И куда девался тот циничный франт?). Иногда, в порыве тщеславия, я мысленно адресовала себе те, самые-самые, страстные, нежные, невыразимо прекрасные стихи повесы Пушкина, которые свели с ума не одну прекрасную даму.

На улице были суровые 90-е, а я жила и восхищалась Пушкиным и блестящей эпохой: балы, кавалеры, кринолины, великосветские интриги, охота, конные прогулки, романтические свидания, блестящий Петербург, — как будто и не было серых улиц, тревожных лиц и окружающего равнодушия.

В студенческую пору стал близок Пушкин-бунтарь: его стихи, казалось, были пронизаны яростным ветром свободы, надеждой на перемены и верой в торжество справедливости. Читала, перечитывала и не верила, что написаны они почти 200 лет назад: настолько яркая и свежая атмосфера окружала его творения. А смелые Пушкинские аллегории удивляли — как не боялся он балансировать на таких тонких гранях? Сколько же в нём было смелости и дерзости.

Прошло время. Я повзрослела, страсти улеглись. Бешеный темп современной жизни увлёк и меня: работа, карьера, семья. Томик любимого поэта одиноко лежит на полке. Но даже живописные осенние пейзажи за окном, прогулки зимним парком, ранние весенние цветы невольно воскрешают в памяти его гениальные строки.

zhiznvseti.ru

Библиотека МОУ ООСШ№2 – Примеры эссе

НОШ, Пресс-центр
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0


Примеры сочинения в жанре эссе для ЕГЭ

Эссе по обществознанию 

“Объявить себя гением легче всего по радио” (Дон Аминадо)

Радио в 19 веке стало первым шагом к появлению массовой культуры.

Радио, телевидение, пресса, Интернет – продукты информационной эпохи, которые состоят на службе массовой культуры сегодня. Именно в постиндустриальном обществе возможно искусственное создание кумиров литературы, поп-музыки, кино и т.д., так называемые «фабрики звезд».

Зачастую звездами подобного рода становятся люди, не обладающие должными способностями в реальности. Об их мнимой талантливости трезвонят радио, телевидение, пресса, Интернет. Так, за короткий промежуток времени огромные массы людей вдруг узнают имена и фамилии людей, находившихся ранее в неизвестности. В таких случаях говорят: «Он проснулся знаменитым».

Вот более позитивный пример влияния СМИ на сознание общества: чтобы Александра Исаевича Солженицына признали классиком русской литературы, ему пришлось пройти длинный путь непризнания и гонений равный почти 90 годам жизни, а о талантливом писателе Евгении Гришковце сообщили СМИ, и его имя стало широко известным в короткий строк.

Через сколько лет мы бы узнали поэта и барда Владимира Высоцкого, если бы не «магнитофонная революция» в СССР 70-х годов? 

         Согласимся с мнением русского поэта 20 века Д.Аминадо, что сообщить человечеству, что кто-то гений легче всего по радио, но является ли человек гением на самом деле, выяснится через много-много лет, когда будет осмыслен вклад данной личности в развитие общества.   (Источник)

Эссе по обществознанию

“Свобода есть право на неравенство”

Свобода – это основная характеристика человеческого бытия, его суть. Как писал немецкий философ Гегель: «Свобода есть познанная необходимость». Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного общества. Но для того, чтобы понять всю ее значимость, необходимо обратиться к примерам из истории.

Закономерной чертой развития человечества является неравномерность распределения свободы между представителями различных сословий, слоев, классов, что порождает неравномерное распределение прав между людьми, и приводит к социальному и правовому неравенству. Даже в первобытном обществе были старейшины и вожди, отличавшиеся своими правами и обязанностями и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками. Самым ярким же примером, показывающим значение свободы для человека, является рабство – исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства труда являлся собственностью своего хозяина – рабовладельца. В истории России таким примером является крепостное право. Но каждая новая ступень общественного развития добавляет новые качества свободе и равенству людей, распространяя их на все более широкий круг субъектов.

В самом общем смысле слова свобода является возможностью выбора действия, не зависящего ни от какой внешней силы, поэтому она, как и многие социальные ценности, нуждается в праве. Право придает свободе социальное качество, при котором активность каждого человека согласуется с активностью других людей. Право является мерой свободы. Ведь ничем не ограниченная свобода порождает преступность: если человек совершил преступление и не подвергся за это никакому наказанию, он будет считать, что ему все дозволенно и станет совершать все новые и новые преступления. А как писал великий римский государственный деятель Луций Анней Сенека: «Щадя преступников, вредят честным людям». Но для борьбы с нарушениями закона, государству необходимо не только ужесточать наказания и приводить их в исполнение, но и развивать правосознание у своих граждан. Люди должны научиться уважать законы и считать своим долгом их соблюдать. А закон в свою очередь должен быть гуманным, справедливым, но и одновременно с этим, как говорил Шарль Монтескье, «похож на смерть, которая не щадит никого».

Но почему же тогда и в современном обществе, гарантирующем равноправие, существует проблема разного распределения свободы и как следствие появления неравенства?

         Причина этой проблемы на протяжении всей истории человечества остается одна и та же. Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. Различные социальные группы занимают разное положение в обществе, которое определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества, а в последствии и разным количеством правовой свободы. Социальная дифференциация – разделение общества на социальные группы была и есть главным препятствием на пути к становлению правового государство. И как показывает мировой опыт, на общественное развитие, в том числе и правовое, наибольшее влияние оказывают интересы не всех социальных групп, а только тех, которые находятся у власти: эксплуататорские классы и правящие элиты.

          Свобода есть право на неравенство, ведь чем у человека больше возможностей, тем больше привилегий. И поэтому «свобода,- как писал О. Бисмарк,- это роскошь, которую не каждый может себе позволить».   (Источник)

Примеры эссе, написанных на олимпиаде по предмету
Сначала приводим несколько высказываний, данных в задании, а затем – эссе, написанное на основании одного из них.
1. «Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую вдобавок может отнять у нас всякий, кто этого захочет… Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя   оно  единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании». (Сенека, римский философ I в. до н.э.,автор знаменитых писем к Луцилию)

 

2. «Мы, по своему самомнению, уверены, что у древних времени девать было некуда. Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерить  его  как следует не умели, а значит, и не берегли. Прогресс —  он  ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда на самолёт. Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров — телевизоры, вместо гусиного пера — шариковую ручку… Тем не  менее  почему-то нехватка этого  времени  у человека возрастает… Цейтнот  становится  всеобщим. Недостаёт  времени  на друзей, на письма, на детей, нет  времени  на то, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет  времени  ни на стихи, ни на могилы родителей.  Времени  нет и у школьников, и у студентов, и у стариков.  Время   куда-то   исчезает ,  его   становится   всё   меньше .  Время  распределяется почти так же, как и две тысячи лет назад, при том же Сенеке…» (Даниил   Гранин , современный писатель)

 

3. “Давай поговорим сегодня о самом ценном…
Как ты думаешь — о чём?
О деньгах? — Нет…
О драгоценных металлах и камнях? — Нет.
Ни за какие богатства ты не купишь дополнительно даже одну минуту своей жизни!
Поэтому самое дорогое, что есть у человека, — это Время.
Время — это к тому же то единственное, что принадлежит тебе лично…
А давай подумаем, на что ты тратишь своё время? Узнаёшь ли что-то новое для себя? Или гуляешь по улице со своими сверстниками?..
Но время идёт, бесполезные часы складываются, и, пока ты «надеялся и ждал», другие быстро выучили азбуку, научились читать и считать, заняли первые места на школьных олимпиадах…

А чего я, собственно, жду? Жизнь-то проходит… ” (Александр Красный, современный поэт и писатель)

Эссе (по Д. Гранину)

Хорошо, что в пятнадцать лет человек не читает Сенеку, не задумывается о быстротечности времени… Наоборот, юное создание терзается тем, что время ползет медленно-медленно… Для кого-то звучит уже последний звонок, а ему, бедному, еще долгие два года за школьной партой сидеть… Кто-то под марш Мендельсона открывает новую страницу жизни, такую интересную! А он – мечтает о первом поцелуе и, краснея, дергает за косичку синеглазое чудо… Когда же, когда можно будет считать себя взрослым? Человечек торопит события, часто допускает ошибки, стараясь опередить детство. У него хватает времени на все: на уроки, на их выполнение, на футбол и на дискотеку, на дружеские посиделки и разговоры ни о чем, и на мечту о будущем… Он богач! Он хозяин собственного времени! Возможно, потому что в его жизни, в его • мироощущении нет пока обязательств… Он свободен!

Д. Гранин поднимает очень важную проблему: дефицит времени. Прогресс, пишет он, сводится, по мнению делового человека, к тому, чтобы сэкономить время. Но почему: “время куда-то исчезает”, “его становится все меньше”… По-моему, Гранин не случайно акцентирует наше внимание на слово “деловой”. В одном предложении оно звучит дважды, указывая на источник информации (по мнению делового человека) и поясняет (чтобы сэкономить время этому деловому человеку). Не показалось ли вам, что во втором случае писатель иронизирует? И в этом, я думаю, есть объяснение. Человек сам придумал себе “дела”, установил рамки, границы, и оказалось, что в его жизни на первом месте -работа. Не важно, карьеры ради, накопления денег, или просто – потому что интересно… Работа вышла за границы семичасового рабочего дня. К ней нужно готовиться, совершенствовать свое мастерство, добиваться высоких результатов, следить за успехами и неуспехами других, помогать коллегам. Как тут не вспомнить печальный сюжет “Телеграммы” Паустовского: не нашлось времени у Насти на встречу с матерью. Внешне благополучный человек (ценный работник, уважаемый сотрудниками, заботливый, бескорыстный в помощи; деньги высылает матери регулярно…) вдруг показался чудовищем! До боли знакомым… Потому что, каждый взрослый увидел в Насте себя!

Мы придумали себе дела, повесили на собственные плечи ответственность за их выполнение, влачим это тяжкое бремя вместо того, чтобы, как говорит Гранин, наслаждаться черенковым хрустом облетающих листьев в осеннем лесу… Встречаться с друзьями, общаться с самыми дорогими и любимыми…

            Деловой человек украл собственное время и от себя самого его спрятал… А к старости разучился им пользоваться. Разве не боится каждый из нас пенсионного времени? Того самого, когда остаемся мы вдруг не у дел…  (Источник)

Примеры эссе, написанных для конкурса 




Эссе опубликовано в журнале Исследовательская работа школьников. – 2009. – №2. – С.106-108.

ЕщЁ рекомендации см. здесь.


Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
——————-
Архив записей

schoolbiblio.ucoz.ru

направления и примеры итогового сочинения по литературе

Не так давно у выпускников появился еще один экзамен, сдав который, учащийся допускается к ЕГЭ. Проводится он обычно в первых числах декабря. Примерами итогового сочинения по литературе интернет переполнен, но не стоит опираться на непроверенные тексты. Подготовиться нетрудно и самому, если вы освоили школьный курс литературы.

Направления сочинения

Каждый год в конце августа Федеральный институт педагогических измерений публикует на своем сайте направления итогового сочинения и примерные темы. Опираясь на них, можно вспоминать тексты и прочитать новые произведения. Следует продумать возможные варианты написания сочинения по литературе для ЕГЭ. Направления включают довольно широкие понятия и позволяют поразмышлять на те или иные философские темы. Так, например, в 2016 году предлагались противоположные понятия: “разум и чувство”, “дружба и вражда” и другие. С такими проблемными постановками вопросов легче работать, потому что можно отталкиваться от понятия с негативной оценкой и приводить отрицательный пример из литературы, а ему противопоставить положительный пример. Не стоит забывать, что даются просто направления. Конкретные темы становятся известны за пятнадцать минут до начала экзамена во избежание использования подготовленных заранее сочинений.

Как писать итоговое сочинение

Для того чтобы сформировать примерный план подготовки, возьмем одно из направлений 2017-2018 года – “верность и измена”.

Возьмите листок и напишите, что для вас значит верность, как вы понимаете это слово, запишите ассоциации, синонимы. Не задумывайтесь, пусть ваши заготовки будут больше похожи на поток сознания, потом вы сумеете их “причесать” и привести в подобающий вид. Не заостряйте внимание только на любовном аспекте, ведь измена и верность могут быть по отношению и к Родине, и к жизненным принципам.

Остановимся пока на любовной тематике. Вы уже написали, что значат эти понятия лично для вас. Не поленитесь, загляните в толковый словарь и выпишите значения этих слов. Найдите цитаты и афоризмы на эту тему. У вас уже есть теоретический материал, с которым можно работать над сочинением по литературе к ЕГЭ.

Принципы работы с художественной литературой

Что является в сочинении самым главным? Правильно, аргументация. Даже если вы знаете, как писать итоговое сочинение, без примеров из литературы, подтверждающих или опровергающих вашу теорию, ваш труд не имеет смысла и не будет оценен. Даже если вы относились ответственно к урокам литературы, стоит вновь обратиться к учебникам с 5 по 11 класс. Выпишите в тетрадь все произведения, которые вы изучали, их героев, ключевые слова и основные проблемы. Нечто похожее вы вели в начальной школе, и называлось это “читательский дневник”. Напротив каждого произведения (кстати, не забудьте написать полное имя автора) напишите, к какому направлению можно его отнести. Обычно таких направлений несколько. Сделав это, вы очень облегчите себе подготовку к экзамену, так как, зная тексты, легко подберете примеры и аргументацию. Не забудьте главное: желательно упоминать в сочинении книги, не входящие в школьную программу. Это покажет, что вы начитаны и умеете использовать свои знания.

Продолжаем работу

Итак, мы остановились на направлении “верность и измена” и уже подготовили теорию для сочинения по литературе. В 11 классе образец вам предоставят, но наша задача – подготовить эссе, непохожее на штампы. Теперь главное – выбрать из всего списка произведений те, которые нам подходят по замыслу. Возьмем несколько: “Леди Макбет Мценского уезда” Николая Лескова, “Грозу” Островского и “Евгения Онегина” Пушкина, которые часто встречаются в примерах итогового сочинения по литературе.

Как в пушкинском романе поднимается проблема верности и измены? Сразу на ум приходят ветреная Ольга и рассудительная Татьяна, которая не захотела пятнать честь свою и своего мужа. Все мы помним, что Ольга, спровоцированная Онегиным, предавалась с ним веселью на балу, забыв про Ленского. Такое поведение возлюбленной стало роковым для него. Татьяна же, верная слову и долгу, смогла устоять перед тем, кого любила всю жизнь. Верность ее противопоставлена изменчивости ее сестры (которая, кстати, вскоре утешилась).

Другие примеры для итогового сочинения по литературе

Второй образ из художественной литературы, который предстает перед нами при слове “измена” – это Катерина из “Грозы”. На чем здесь стоит заострить внимание? Вы помните, что неслучайно называют ее “лучом света”. За что? За измену Тихону? Конечно, нет. Вспомним мотивы измены Катерины с Борисом. Кабаниха ее унижала, Тихон хоть и пытался защищать, но и сам боялся своей матери. Катерине хотелось вырваться из этого душного темного мира, а тут и Борис попался ей, и она, будучи до этого верной женой, решается на измену.

Чуть сложнее дело обстоит с “Леди Макбет Мценского уезда”. Когда мы говорим про такие негативные понятия, как вражда, измена, бесчестие, мы должны понимать мотивы героев и обязательно показывать, к чему приводят их действия, как наказывает их автор. Катерина Измайлова (чувствуете сходство с Катериной Островского?) своими изменами, своей слепой любовью лишила жизни нескольких людей. Любовь к Сергею застит ей глаза настолько, что она, ни капли не сомневаясь в своих поступках, хладнокровно убивает сначала свекра, потом мужа. Свекра Катерина отравила, потому что он понял про их отношения с Сергеем, а мужа, когда тот их застукал. Так, сначала страх перед раскрытием измен, а позже нежелание заканчивать отношения толкают ее на преступления. Не забудем и про Сонетку, которую она, уже будучи приговоренной, в пути на каторгу приревновала к любимому и утопила. Смерть изменщицы Катерины Лескова схожа со смертью Катерины Островского. Но если вы берете как примеры итогового сочинения по литературе эти два аргумента, обязательно нужно сказать, что Кабанова очистила душу своей гибелью, а Измайлова еще больше запятнала свою репутацию.

Пишем заключение

В заключении вы должны вернуться к тем рассуждениям, которыми начинали свою работу. Теперь вы их доказали на конкретных примерах. Заключение не должно быть большим – примерно двадцать процентов от всего текста. В самом конце можно написать обращение к читателям, выразить свое отношение к поднимаемой проблеме. Вот вы и подготовили примеры итогового сочинения по литературе.

fb.ru

Примеры работ, сочинения по литературе 2017

 

  

1. Разум и чувство

Каждый человек на протяжении всей своей жизни принимает решения, руководствуясь при этом разумом или чувствами. Я считаю, что если полагаться только на чувства, то можно принять глупые и необдуманные решения, которые приведут к негативным последствиям. А если руководствоваться только разумом, то весь смысл жизни будет сводиться лишь к достижению поставленых целей. Это приведёт к тому, что человек может стать черствым. Поэтому очень важно постараться найти гармонию между этими двумя проявлениями человеческой личности.

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Так в произведении Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» перед главной героиней встает выбор: разум или чувства. Молодая крестьянка Лиза влюбилась в дворянина Эраста. Это чувство было для неё ново. Сначала она искренне не понимала, как такой интеллигентный человек мог обратить своё внимание на неё, поэтому она старалась держать дистанцию. В итоге она не смогла противостоять нахлынувшим чувствам и отдалась им всецело, не задумываясь при этом о последствиях. Сначала их сердца были полны любови, но спустя некоторое время наступает момент перенасыщения, и их чувства гаснут. Эраст становится холоден по отношению к ней и бросает её. А Лиза, не сумев справиться с болью и обидой от предательства любимого, решает покончить жизнь самоубийством. Данное произведение является ярким примером того к чему могут привести необдуманные решения.

В произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети» главный герой наоборот отвергает любые проявления чувств и является нигилистом. Евгений Базаров принимает решения, полагаясь только на разум. Такова его позиция на протяжении всей его жизни. Базаров не верит в любовь, поэтому был крайне удивлен тем, что его внимание смогла привлечь Одинцова. Они стали много времени проводили вместе. Ему было приятно её общество, ведь она обаятельная и образованная

5splusom-school.ru