Есть ли у заочников физкультура – является ли физкультура обязательным предметом в дипломе если я учусь на заочном

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения

В данной статье рассматривается значение физического воспитания для студентов заочной формы обучения и необходимость итогового тестирования, как средства формирования физкультурно-образовательной компетентности.

Ключевые слова: студенты заочной формы обучения, педагогический процесс, здоровье, итоговое тестирование.

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, внедрение современных информационных технологий предполагает по-новому выстраивать образовательный процесс в высших учебных заведениях, дополняя и совершенствуя традиционные формы и методы обучения.

Государственный образовательный стандарт предусматривает занятия по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочной формы обучения. Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности.

Заочное обучение — форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. Заочное образование актуально в современных экономических условиях, так как позволяет найти человеку компромисс между стремлением к повышению своего образования и необходимостью достижения материального благополучия. Общепризнанной является концепция непрерывного образования, или образования через всю жизнь. В условиях стремительного интеллектуального развития цивилизации только постоянное обучение может гарантировать конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

В целом, считается, что система заочного образования ориентирована на людей, которые уже выбрали направление своей профессиональной деятельности. Следовательно, такие люди самостоятельно формируют свои образовательные потребности в рамках планирования своей карьеры. В таких случаях вопрос мотивации в обучении определяется необходимостью профессионального и карьерного роста. При этом к студенту — заочнику предъявляются особые требования — самодисциплина, чувство ответственности, способность к вдумчивой и интенсивной самостоятельной работе.

Цель заочного отделения — подготовка без отрыва от производства конкурентоспособных специалистов в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Основными направлениями работы по заочной форме обучения являются:

–       помочь реализовать студентам-заочникам свои образовательные интересы без отрыва от работы;

–       подготовить специалистов умеющих ориентироваться в современном образовательном социуме.

Первоочередная задача заочного отделения состоит в том, чтобы освоить образовательную программу в нормативный срок и с высоким качеством, позволяющим будущему выпускнику иметь карьерный рост в современных реалиях.

Физическая культура как учебная дисциплина решает обучающие, воспитательные и оздоровительные задачи. Реализация этих задач должна обеспечить психофизическую готовность студентов к более качественной профессиональной деятельности.

Важно отметить и по достоинству оценить роль физического воспитания, которое следует рассматривать не только как педагогический процесс формирования телесности, но и как комплекс средств для получения специальных знаний, как результат деятельности педагога и воспитуемого, как систему установок, норм, правил поведения, здорового стиля жизни.

Неоспоримым качеством, которое лежит в основе успешного формирования социально активной личности, является состояние её здоровья. Однако следует отметить, что для современного периода развития общества, наоборот характерно резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья, понижение резервов жизнедеятельности человека. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической её разработки.

А. Г. Щедрина предлагает следующую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции» [2, с.78].

Обучение на заочном отделении по дисциплине «Физическая культура», с одной стороны предполагает непрерывность физкультурного образования, а с другой вызывает целый ряд проблем, связанных с неоднородностью сформированных учебных групп: разные возрастные категории, физическая подготовленность, отсутствие медицинского осмотра данного контингента студентов.

Возраст студентов заочного отделения 18–60 лет, нам необходимо обозначить два периода, которые отличаются по особенностям двигательной активности. Первый возрастной интервал 18–35 лет, и второй — 36–60 лет. В первом периоде человек сохраняет высокий уровень тренируемости двигательной функции, выносливость и силовые возможности. Во втором периоде наступает медленное снижение уровня физического потенциала человека. Характер физической активности студентов этой возрастной группы во многом определяется особенностями учебной и трудовой деятельности, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка. Принцип физической подготовки людей зрелого возраста — разнообразие используемых упражнений при невысокой интенсивности тренировочных нагрузок. [1,c.106].

Структура и содержание учебного процесса для студентов заочного отделения, так же как и для учащихся дневного отделения, построена на основе чёткой взаимосвязи между теоретическими знаниями и практическим их применением. Теоретическая часть предусматривает проведение лекций, семинаров. Практическая часть направлена на совершенствование физической подготовленности, проведение самотестирования, обучение выполнению целенаправленных комплексов физических упражнений связанных с профессиональной деятельностью. Но наибольшее количество часов у студентов- заочников отдано на самостоятельную работу, которая может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на образовательную подготовку студентов.

Становление специалиста, соответствующего требованиям современного рынка труда и востребованного на нём, определяется успешностью реализации компетентностного подхода к обучающей деятельности. В частности, кафедра физического воспитания, организуя учебно-познавательный процесс в условиях экономического вуза, направляет усилия на развитие у студентов тех компетенций, которые позволяют им владеть знаниями и средствами физической культуры на уровне сформулированной в рабочей программе цели с актуализацией в профессиональной подготовке. В интерпретации отечественных авторов даётся следующее определение: «Компетенция представляет собой сложное, интегрированное понятие, характеризующее способность человека реализовывать весь свой потенциал (знания, умения, личностные качества) для решения профессиональных и социальных задач в определённой области» [3, с.157].

Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление теоретических знаний и их практическое использование в жизненных ситуациях. Задача преподавателя в данной ситуации, обучить методике восприятия, переработке и выбора из огромного потока информации наиболее значимого и существенного, самоорганизации, чтобы формирование умений и навыков самостоятельной работы протекало впоследствии на осознанной основе.

Так, М. Я. Виленский считает, что ориентация образовательного процесса должна быть направлена на личностный рост его субъектов, поиск в действиях как педагогов, так и студентов позитивного эффекта в развитии на основе самоактуализации и самосовершенствования, позволяющих проявлять творчество, инициативу, рефлексивность. [2, с.191]. Эффективность сотрудничества между преподавателем и студентами будет успешной при наличии обратной связи, как основы для непрерывного совершенствования, преподносимого обучающего материала, что в целом способствует формированию физкультурно-образовательных компетенций.

В своей деятельности мы ориентируемся на активную самостоятельную работу студентов, которая возможна только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор — дальнейшая эффективная профессиональная деятельность. Наша задача, научить студентов осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания.

Как промежуточный контроль самостоятельной работы, студентам, необходимо было сдать контрольную работу по заранее предложенной тематике. А контролем остаточных знаний по дисциплине «Физическая культура», было тестирование включающее вопросы из всего теоретического и практического курса, которое позволило определить уровень формирования физкультурно-образовательной компетентности студентов.

Систематические занятия физическими упражнениями, возрастные особенности, индивидуальные личностные установки, социальная среда — всё это определяет развитие мотивации для занятий физической культурой в любой возрастной категории. Самосовершенствование, побуждает человека к устранению недостатков телосложения, овладению жизненно важными двигательными навыками, душевному равновесию, чувству коллективизма, воспитывает умение в сложных жизненных ситуациях принимать правильные и продуманные решения.

Литература:

1.                  Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого /В. К. Бальсевич — М.: Физкультура и спорт, 1988.- 208 с.

2.                  Виленский М. Я., Горшков,А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие/ М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. — М.: Гайдарики, 2007. — 218с.

3.                  Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе государственных образовательных стандартов / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун и др.-М.: МИПК МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009.- С.157.

4.                  Щедрина А. Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, экологические аспекты /А. Г. Щедрина — Новосибирск, ООО «Альфа-Виста», 2007. — 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): заочное отделение, заочная форма обучения, студент, физическая культура, самостоятельная работа, физическое воспитание, карьерный рост, итоговое тестирование, заочное образование, образовательный процесс.

moluch.ru

Есть ли физкультура у заочников

Пара слов о РХТУ им Д. Менделеева, в котором я проучился 6 лет. Про РХТУ обычно пишут следующее: РХТУ — ведущий вуз в системе химико-технологического образования и подготовки кадров для химической промышленности и науки России. Есть ли физкультура у заочников показать РХТУ изнутри, глазами студента.

Эта статья выражает мое личное мнение по поводу данного учебного заведения и всего российского образования в целом. Оно совпадает с большинством мнений тех, кто закончил РХТУ вместе со мной. Однако, есть люди, которые работают по специальности. Более того, есть люди, которые действительно считают РХТУ одним из лучших химических вузов. Но, проучившись 6 лет, никакие рейтинги не убедят меня в том, что наше образование по-прежнему одно из лучших в мире.

Образование и наука в РХТУ От РХТУ осталось только престижное название. Это характерно не только для РХТУ, но и для всех технических вузов России. Высшее руководство университета уже давно не занимаются образованием и наукой, а лишь разворовывают деньги, пытаясь усидеть на месте и спокойно дожить до пенсии. Ни программированию, ни кибернетике никого из нас не научили. Базы данных, Delphi, Java тоже есть, но ведут их аспиранты. Как правило, преподают очень хреново в силу отсутствия опыта и желания.

С молодыми специалистами беда — никто не хочет работать за гроши. Вспомните рекламу Всемирная история, Банк Империал: у Александра II просят разрешения использовать войска против крепостных крестьян Херсонской губернии самовольно бегущих в Крым. Кормить надо лучше, они и не улетят, — отвечает император. Голос за кадром говорит: В 1861 году в Лондоне была пущена первая линия метрополитена, а в России отменено крепостное право. Вообще, если хотите чего-то добиться, то только самообразование вам поможет. Кстати, после выпуска нашего потока по специальности устроился всего один человек, и то по блату. Хотя, я знаю еще несколько случаев, когда люди устраивались по специальности.

Но в целом, трудоустройство после РХТУ нулевое, как и после других российских вузов. Сейчас технические вузы выпускают тысячи инженеров каждый год — почти как во времена СССР. Вот только все забыли, что 30-40 лет назад на всех товарах, от спичек до сложных станков, было написано сделано в СССР и профессия инженер ценилась как никогда, а сейчас промышленность умерла. Есть один яркий пример, показывающий как работает современная промышленность России. Ну, и еще в паре мест в мире.

misseat.ru

Зачем в вузах физкультура?

Я не знаю зачем в ВУЗах физическая культура. Нет, понятно, что лучший отдых- это смена деятельности. Попрыгал, побегал и прозрел, как решить сложное уравнение или анализ старого текста на папирусе провести. Но здесь встает другой вопрос- вопрос “сакрализации” этой дисциплины. Почему именно “сакрализация”? Потому что, по-моему мнению, слишком много уделяется внимания этому предмету, хотя он и не является обязательным (не будем говорить про медицинские институты и институты физического воспитания). И иногда дело доходит до того, что, сдав зачеты по профильным предметам, человека могут не допустить до сессии из-за физ-ры ( понятно, что тут речь заходит об образовательных стандартах, но знать матан и физику и не быть допущенным из-за приседаний- ну это уже бред). Кроме того, какое-то безумное количество часов отводится для физ-ры. Как минимум два раза в неделю (а я знаю, что есть и три раза) в течение двух-трех лет! Вместо этого можно было бы какие-нибудь другие предметы добавить (благо наука не стоит на месте и всегда открываются новые области применения тех или иных знаний), или увеличить количество часов старых для более комплексного изучения.

Что самое интересное, отказаться от физ-ры нельзя, заменить на походы в тренажерный зал бывает очень трудно (в итоге студенту приходиться отказываться от абонемента в фитнес-центре и начать ходить в задрипанный зал просиживать штаны или бегать по кругу), материальное обеспечение часто хромает на обе ноги и левую руку, что в итоге делает посещение данного предмета скучным и бесполезным.
Конечно можно сказать, что необходимо оставить физическую культуру и что польза от занятий зависит от мотивации самого студента, но иногда бывают такие вещи, на которые стоит обращать внимание и от которых лучше отказаться. Можно составить расписание на 1-2 семестра, а дальше посещение сделать по желанию, или вообще дать возможность студенту выбирать или не выбирать этот предмет (или выбрать что-нибудь более полезное для его будущей профессии).

P.s. Напишите в комментарии к ответу вашу специальность и сколько раз в неделю и на протяжении скольких лет у вас была физ-ра в институте. В Московском авиационном институте на любой программе бакалавриата технической специальности физ-ра длиться 6 семестров по 2 раза в неделю.

thequestion.ru

В каких ВУЗах нет физкультуры?

Во всех ли ВУЗах есть предмет физкультура?

тэги:

вуз,

образование,

университет,

физкультура

категория:

образование

ответить

комментировать

в избранное

бонус

3 ответа:

старые выше
новые выше
по рейтингу

0


den20­0
[7]

12 минут назад

физкультура вроде везде есть, но скорее всего вас не освободят, а дадут “специальную группу”, т. к. зачет необходимо ставить все равно. я сама в такой была — мы толком ничего не делали на физре, нормативов не сдавали, в начале просто легкую разминку проводили, потом фигней страдали) никто никого не заставлял. не можешь/нельзя делать — не делай. главное было посещения набрать, а их, надо сказать, было меньше чем у основной группы.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

0


Maksi­m Vyrsk­ii
[8.7K]

1 минуту назад

Занятия физической культурой проводятся во всех Высших учебных заведениях на очной ( дневной) формах обучения, на бакалавриате и специалисте (если остался ещё). На заочной и заочно-сокращенной формах обучения, не проводятся. Если у Вас проблемы со здоровьем, то при предъявлении медицинской справки, подтверждающей этот факт, Вы будете заниматься в спецгруппе, где физическая нагрузка даётся в более лёгкой форме (сдача нормативов).

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

0


DMJ24­11
[13.7K]

20 минут назад

Вы задаёте очень сложный по сути вопрос. Физкультура, как и математика присутствует абсолютно во всех ВУЗах. Кроме разве что большинства заочных отделений. При заочном обучении физ.культура редко где присутствует. Успехов и благополучия!

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

roypchel.com

Зачем студенту физкультура – ответы и советы на твои вопросы

Чем полезна физическая культура в проф.Производственный менеджмент?
Юлия

Здравствуйте, Юлия! По всей видимости, вас волнует вопрос, для чего человеку, обучающемуся на менеджера, необходим такой предмет, как физическая культура. Если я права в своей догадке, отвечаю.

Считается, что физическая культура является частью общей культуры человека. и поэтому, люди, которые причисляют себя к культурным личностям, должны, кроме интеллектуальной и духовной культуры, уметь владеть и культурой физической. Помните, как говорил классик русской литературы Антон Павлович Чехов: «В человек должно быть всё прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В этот же ряд можно поставить и физическое развитие человека – его умение двигаться, соревноваться, его физическую форму.

Кроме этого, наличие такого предмета в общеобразовательных учреждениях, как физическая культура, позволяет человеку умственного труда, повысить свою двигательную активность и тем самым, усилить поток импульсов, которые идут от мышц. Заставить работать те участки коры головного мозга, которые непосредственно связаны с интеллектуальной деятельностью, и тем самым, усилить умственные и творческие процессы в человеке.

Также физические упражнения оказывают свое благотворное влияние на продукты мышечного обмена, которые являются стимуляторами сердечной и мозговой деятельности.

Регулярные занятия физической культурой и спортом воспитывают в человеке волевые качества, устойчивость к стрессовым ситуациям, способствуют умственной и физической работоспособности. Согласитесь, все эти качества необходимы и в самой учебной деятельности, поэтому физическая активность лишь способствует еще более продуктивной учебе.

Также подумайте и над тем плюсом, который предоставляет вам предмет физической культуры в наше время, когда большинство людей двигается очень мало и в основном на транспорте – лично или общественном. Даже в близлежащий магазин не ходят своими ногами, а предпочитают заводить авто. А такая гиподинамия способна со временем привести ко множеству проблем со здоровьем – и к излишнему весу и к сердечнососудистыми заболеваниям и к проблемам с суставами и позвоночником.

А возникающие проблемы с физическим здоровьем очень часто приводят и к тому, что начинаются проблемы в учебе, снижается умственная и физическая выносливость.

Поэтому просто примите этот предмет как должное и постарайтесь найти в нем плюсы, а не минусы. Ведь то, что он включен в программу всех учебных заведений, придумали не самые глупые люди. И, если вы думаете, что это только в нашей стране физкультура является обязательным предметом, то вы глубоко ошибаетесь. В самых престижных учебных заведениях за рубежом студенты очень активно занимаются физической культурой и спортом.

Полезный совет?

Расскажите друзьям


www.domotvetov.ru