Этика это наука которая рассматривает – “Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.”. Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Ответы@Mail.Ru: объясните, что такое этика?

Этика — (само понятие образовалось от греч. “этик” образовано от древнегреческого ” этос” — нрав) — то есть исследование первопричин морали, также можно сказать, что это учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, историческом развитии и роли в общественной жизни общества, система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы.<br>Современный этикет – это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения.

Дословно, по-моему, это НРАВСТВЕННОСТЬ…<br>Но можно заглянуть в словарь…

Просили заглянуть в словарь! Ну держись)))))))))))))))))))))) ) ЧИТАЙ!!!!))))))))) ) ЭТИКА (греч. ethika: от ethos – нрав, обычай, характер, образ мысли) – 1) на уровне самоопределения – теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически – на протяжении всей истории Э. – обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду (см. Универсалии, Категории культуры) : добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т. д. В силу этого в традиционной культуре Э. как теоретическая модель морали и Э. как моральное поучение дифференцировались далеко не всегда (от восточных кодексов духовной и телесной гигиены до Плутарха) ; для классической культуры характерна ситуация, когда этики-теоретики выступали одновременно и моралистами – создателями определенных этических систем (см. Сократ, Эпикур, Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Руссо, Кант, Гегель) ; неклассическая культура конституирует постулат о том, что Э. одновременно выступает и теорией нравственного сознания, и самим нравственным сознанием в теоретической форме (см. Марксизм) . Фундаментальная презумпция практической морали (так называемое “золотое правило поведения”: поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы. чтобы он поступал по отношению к тебе) в то же время выступает и предметом обоснования для самых различных этических систем – в диапазоне от конфуцианства и вплоть до категорического императива Канта, Э. ненасилия Л. Н. Толстого (см. Толстой) , этической программы Мартина Лютера Кинга и др. Согласно ретроспективе Шопенгауэра, “основное положение, относительно содержания которого согласны …все моралисты, таково: neminem laede, immo omnes, quantum potes, juva /лат. “никому не вреди и даже, сколь можешь, помогай” – M.M./,- это, собственно, и есть.. . собственный фундамент этики, который в течение целых тысячелетий разыскивают, как философский камень”. Термин “этос” исходно употреблялся (начиная с древнегреческой натурфилософии) для фиксации комплекса атрибутивных качеств: от “этоса праэлементов” у Эмпедокла до расширительного употребления термина “Э. ” в философской традиции: “Э. ” как название общефилософских произведений у Абеляра, Спинозы, Н. Гартмана. Вместе с тем (также начиная с античной философии) сфера предметной аппликации данного термина фокусируется на феномене человеческих качеств, в силу чего по своему содержанию Э. фактически совпадает с философской антропологией (дифференциация философии на логику, физику и Э. у стоиков, впоследствии воспроизводящаяся в философской традиции вплоть до трансцендентализма, – см. Стоицизм, Юм, Возрождение, Философия Возрождения, Просвещение) . На основе дифференциации добродетелей человека на “этические” как добродетели нрава и “дианоэтические” как добродетели разума Аристотель конституирует понятие “Э. ” как фиксирующее теоретическое осмысление проблемного поля, центрированного вопросом о том, какой “этос” выступает в качестве совершенного. Нормативный характер Э. эксплицитно постулируется кантовской рефлексией над теорией морали, – Э. конституируется в качестве учения о должном, обретая характер “практической философии” (см. Кант) . Содержательная сторона эволюции Э. во многом определяется конкретными историческими конфигурациями, которые имели место применительно к оппозиции интернализма и экстернализма в видении морали (которым соответствуют зафиксированные Кантом трактовки Э. в качестве “автономной” и “гетерономной”). Если в контексте историцизма мораль рассматривалась как сфера автономии человеческого духа, то в рамках традиций социального реализма и теизма она выступала как детерминированная извне (в качестве внешних детерминант морали рассматривались – в зависимости от конкретного содержания этических систем – Абсолют как таковой (см. Предопределение, Провиденциализм) ; традиции национальной культуры (этноэтика) ; сложившиеся социальны

Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

touch.otvet.mail.ru

Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле




Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.



Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель





Притча о юноше. Юноша жил в Париже и был весьма богат, но высшего смысла жизни так и не нашел. По этой причине решил свести счеты с жизнью и пошел на реку Сену топиться, но нащупал в кармане мешочек с золотом и подумал: зачем мне золото на дне реки? Пойду, отдам тем, кто нуждается. Нашел самую нищую и убогую лачугу, увидел больных, изможденных людей и отдал кошелек… Юноша увидел в глазах этих людей слезы счастья, и почувствовал, что счастлив сам… Он передумал убивать себя и ушел из лачуги другим человеком, обретшим величайший смысл бытия



В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» -любовь и «софия» -мудрость. Получается философия – любовь к мудрости.



Этика – часть философии. Этика изучает мораль. Слово «мораль» означает «привычки», «обычаи», «правила поведения» – нравы, нравственность. «Мораль» и «нравственность» – слова синонимы.



Что изучает наука этика?

Общество состоит из разных людей, которые поступают по – разному – не только хорошо, но и плохо.
  • Этика изучает, какие поступки являются хорошими или плохими, добрыми или злыми.

  • Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле



Притча о доброте и вежливости. Однажды к учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него. -Зачем тебе это? – спросил мастер. -Хочу стать сильным и непобедимым. -Тогда стань им! Будь добр со всеми и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие



изменения, это даст тебе возможность избегать столкновений, а значит выиграть поединок, не вступая в него.? Ели же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. – Почему? -Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю. -Что тебе нужно? – спросил старый мастер. -Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь… И тогда Учитель взял его в ученики.



Этика помогает понять:

  • Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

  • Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

  • Как не делать зла?

  • Как сделать жизнь людей лучше?



Различают этику: -религиозную; -светскую «мирскую»,«гражданскую». Светская этика предполагает: Человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; Что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим; Человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.



– Вспомните случаи, когда вы своим поступком дарили счастье, несли благо другим людям. – О чем помогло вам задуматься наше общение?



Домашнее задание. -Прочитать учебник Стр.6-7 -Составить кроссворд с использованием новых слов.


rpp.nashaucheba.ru

корпоративная, деловая, религиозная, педагогическая, профессиональная, светская и социальная?

Задаваясь вопросом, что такое этика, многие даже не подозревают, насколько богато и широко это понятие. Оно может подразумевать под собой взаимоуважение, культуру общения, изменение взглядов на жизнь, возможность духовного развития или карьерного роста. Поэтому важно уметь правильно и своевременно распорядиться имеющимися знаниями для достижения заветной цели.

Что изучает этика?

С древнейших времен этика как наука представляет собой одно из направлений философии, которое занимается исследованием нравственных и моральных ценностей различных социальных групп. Подобная связь с философской наукой объясняется тем, что для понимания основополагающих моментов этики требуется знание основ философии.

Что такое этика? Рассматриваемое понятие часто называют областью знаний, включающую в себя изучение столь важных для развития общества норм – поведения, правил, традиций, оценку целей и поступков человека в той или иной ситуации. Основные вехи этой науки применяются в изучении социальных, политических, семейных вопросов.

Чем этика отличается от этикета?

Все мы с детства помним, что нас учили соблюдать правила этикета, это касалось поведения не только в общественных местах, но и дома. Этикет – это группа норм или правил поведения в общественных местах. Вот некоторые из них:

  • уступать места в транспорте пожилым людям;
  • придерживать двери;
  • культурно вести себя в общественных местах, не шуметь;
  • соблюдать правила этикета за обеденным столом.

Современная этика, в продолжение традиций древних философов и мыслителей, занимается изучением более глубоких нравственных проблем человечества. Поэтому созвучные понятия этика и этикет имеют различные определения, но определенно важное, и в некотором смысле схожее значение для общества. К таковым могут относиться:

  • соблюдение традиций и норм поведения;
  • оценка критериев для зла и добра;
  • возможность свободы слова и выбора;
  • поиск целей и смысла жизни человека, его благополучие.

Этика и психология

Как правило, этика личности является неотъемлемой частью при изучении различных разделов такой науки, как психология. Это связано с тем, что указанная наука занимается исследованием психологических аспектов личности, ее существования, взаимодействия с окружающим обществом, процессов, которые протекают в сознании человека и зачастую служат причиной его поступков. Этика, вдобавок, рассматривает поведение и мировоззрение человека, но с точки зрения моральных и нравственных устоев и традиций, сложившихся в обществе.

Задаваясь вопросом, что же такое этика, можно рассмотреть некоторые ее функции, при помощи которых можно скорректировать некоторые моменты в психологическом и моральном воспитании личности и всего общества в целом:

  • мотивация какой-либо полезной деятельности;
  • воспитательная функция;
  • стремление к урегулированию конфликтов и решению задач путем переговоров;
  • ориентация на важные ценности;
  • познание и оценка жизненных приоритетов;
  • формирование определенного мировоззрения.

Профессиональная этика

Важным направлением в изучении этических норм является их распространение на трудовую сферу деятельности человека. Устраиваясь на работу, важно помнить, что такое профессиональная этика. Это система моральных норм и правил поведения специалиста, в которую заложена особенность конкретной производственной сферы. Ее соблюдение зачастую является обязательным требованием на рабочем месте, залогом успешного развития, и, возможно, даже карьерного роста.

Корпоративная этика

В настоящее время сотрудники большинства предприятий и компаний, как зарубежных, так и российских, знают, что такое корпоративная этика – система нравственных и моральных принципов, опираясь на которые сотрудники взаимодействуют между собой или со сторонними организациями. В данном случае этические нормы позволяют устанавливать и регулировать отношения между сотрудниками и их подход к решению поставленных задач или выполнению плана. Корпоративная этика может включать в себя следующие принципы:

  • ответственность на рабочем месте;
  • соблюдение чувства долга для выполнения работы;
  • сплоченность коллектива и нацеленность на общий результат.

Деловая этика

Всем предпринимателям, менеджерам и высокопоставленным должностным лицам известна этика делового общения – комплекс норм служебного поведения, которая направлена на достижение поставленных целей. Зачастую она включает в себя следующие составляющие:

  • уверенное и тактичное взаимодействие с подчиненными, начальством, конкурентами и партнерами;
  • умение руководить, принимать решения и избегать конфликтных ситуаций;
  • навыки ведения переговоров;
  • сплоченность и желание работать в одной команде.

В большинстве случаев некоторые правила делового общения идут вразрез с особенностями характера и менталитета сотрудника. В данной ситуации стоит выбирать между требованиями рабочего процесса и привычкой или собственными принципами. В некоторых случаях соблюдение этики делового общения может стать залогом успешного развития бизнеса и продвижения по карьерной лестнице.

Религиозная этика

Для церковных традиций характерны свои моральные ценности, ведь религия и этика неразрывно связаны друг с другом. Религиозная этика представляет собой систему нравственных устоев, характеризующих поведение и сознание человека. Они опираются на церковные заповеди, но не ограничиваются ими. Кроме взаимоотношений внутри общества, этика в религии устанавливает моральные правила и нормы отношений между человеком и Богом, возможность прощения, исцеления и веры людей в божественное начало.

Этика семейных отношений

В семье этика отношений, помимо любви и привязанности – основополагающая часть счастливого брака. В данном случае моральные ценности основываются на следующих принципах:

  • взаимном уважении;
  • доверии;
  • отсутствии беспричинной критики;
  • отказе от выяснения отношений при третьих лицах;
  • категоричный отказ от грубого общения и применения физической силы;
  • выбор себя в качестве достойного примера для воспитания ребенка;
  • одинаковое отношение ко всем детям в семье без выделения и дополнительного поощрения кого-либо.

Обратите внимание на то, что этика взаимоотношений между брачными партнерами и родственниками важна для сохранения полноценной и счастливой семьи, морального и нравственного воспитания будущего поколения. В связи со скоротечным ритмом жизни, большое количество населения порой даже не реагирует на слова или поступки близких им людей: супругов, родителей, детей.

Светская этика

Отвечая на вопрос, что такое светская этика, важно вспомнить определение термина «светский» – гражданский, не церковный. Отсюда следуют, что светская этика, это свод моральных принципов, основанных на деятельности гражданского общества без влияния церкви. Эти принципы, как правило, выделены разумом, а не сознанием человека. Они регулируют отношения между людьми с точки зрения морали, вводят понятия добра и зла, благодетели и сострадания, без которых невозможна жизнь цивилизованного общества.

Этика в интернете

В Интернете этика сетевого общения представляет собой манеру общения человека при отсутствии личного контакта с оппонентом. Независимо от подобной особенности, она не является разрешением к оскорблению и нецензурным шуткам в чужой адрес. Помимо столь распространенной проблемы при общении во всемирной паутине, этика сетевого общения может включать в себя следующие принципы:

  • соблюдение темы разговора;
  • обращение к собеседникам на Вы или ты;
  • отсутствие плагиата и возможность цитирования;
  • обсуждение условий рекламы;
  • особенности написания сообщений – шрифт, размер, цвет текста, наличие картинок или смайлов.

Социальная этика

Для цивилизованного общества характерна этика социальной работы, которая включает в себя нормы взаимодействия людей в социуме. Подобные правила или принципы могут регулировать деятельность индивида в обществе, поддерживать его существование, повысить ответственность лиц, отвечающих за нормальное развитие социума. Самому же человеку важно придерживаться норм социальной этики для благополучного развития, как самого себя, так и общества, которое его окружает.

Моральная этика

Понятия этика и мораль часто употребляются в одном контексте. Моралью называются нормы для регулирования поведения или оценки поступков человека, его взаимоотношений с обществом, а также особенностей политического и межгосударственного взаимодействия. Моральная этика же представляет систему подобных норм, применимых в различных сферах деятельности общества:

  • производственной;
  • семейной;
  • политической;
  • религиозной.

В любой сложившейся ситуации важно помнить, что такое этика, и что это понятие существует не только для урегулирования, но и оценки взаимодействия людей в различных сферах их жизнедеятельности. Следуя этическим нормам, можно найти необходимый баланс для комфортного существования, осознать грань между добром и злом, научиться быть справедливым и милосердным, чего иногда не хватает современному обществу.

 

womanadvice.ru

Этика как философская наука

Этика как философская наука. Этические понятия и нормы

Э тика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Термин «этика» введен античным философом Аристотелем. Его сочинения так и назывались «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Этика привлекала внимание этого мыслителя главным образом с точки зрения проблемы формирования гражданина государства. Он видел связь между политикой и этикой, поскольку государство нуждается в гражданах, наделенных добродетелями, позволяющими быть гражданами государства или полиса. Для обозначения науки, которая изучает человеческие добродетели, Аристотель образовал существительное ethice (этика) от прилагательного ethicos (этический). Этим термином он обозначал особую область исследования – «практическую» философию, которая была призвана ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика должна была оценивать любую ситуацию, с точки зрения понятий добра и зла, справедливости, долга и т. д.

В русском языке сфера этического более всего ассоциируется с понятиями «нравы», «нравственность». В «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл. Даля понятия «нравственность», «нравственный человек» ассоциируются со словами «добро», «благонравный», «добронравный», «добродетельный». В данном случае речь идет о характеристике человека, живущего по законам правды, справедливости, соизмеряющего свои поступки с совестью, долгом, общечеловеческими заповедями, сердцем.

В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании “нового человека” – бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Этические направления в XIX веке

В этике XIX века можно выделить две традиции в трактовке этических проблем:

I. Социологизм – понимает мораль как по преимуществу социальное явление, порождаемое общественными отношениями . Примером такого подхода к нравственным явлениям может служить учение К. Маркса . Согласно немецкому философу, основой общественной жизни является общественное производство, способ которого определяет отношения собственности, на основе которых складываются все другие общественные отношения, в том числе нравственные.
А поскольку производительные силы и производственные отношения исторически изменяются, то и мораль не вечна, а исторически и классово относительна. Способом изменения нравственных отношений в социуме считалось революционное изменение отношений собственности.

II. Иррационализм , представленный, в частности, «философией жизни», исходит из того, что стихия жизни не подвластна человеку и его разуму, но именно она является первичной основой бытия. Данная философская позиция послужила предпосылкой двух самобытных, но существенно различных этических построений.

В произведении «Мир как воля и представление» немецкий философА.Шопенгауэр обозначил свою исходную позицию в главе
«О ничтожестве и горестях жизни». Мировая воля-к-жизни проявляется в человеке как ненасытные желания, а это неминуемо ведет к страданию. Люди должны быть несчастны, и они несчастны. В такой ситуации возможны две линии поведения:

· некоторые люди стремятся преодолеть свое страдание путем созерцания чужого, они яростно вгрызаются в жизнь, надеясь все-таки удовлетворить свои желания, от чего их воля-к-жизни возрастает и страдания возобновляются на новом витке;

· в других же людях рождается сострадание сначала к себе, а затем и к другим; в этом сострадании — основа нравственности.

В трактовке другого немецкого философа — Ф.Ницше — жизнь не мучает человека, а дает ему первобытную радость бытия. В людях жизненная мощь проявляется как ненасытная воля-к-власти (не только политической, но власти в широком всепоглощающем смысле).

С этой позиции Ницше подверг критике всю традиционную мораль (христианскую и буржуазную): она выступает ограничителем для воли-к-власти, является формой слабости и порождена людьми худшего сорта. Для доказательства выдвинутого тезиса Ницше исследует происхождение морали и находит, что изначально моральным называлось все то, что исходило от высших, сильных, благородных сословий, а безнравственным называлось все плебейское. Со временем христианство и цивилизация исказили естественный порядок вещей, насадили «мораль послушания», ведущую человечество к упадку. Эта «мораль слабых» должна быть отброшена и ее место занятьаристократическая мораль сверхчеловека . Трактовки последней в культуре ХХ века оказались весьма различны: от фашистской до неохристианской (например, у Н.А.Бердяева).

Некоторые учения в этике ХХ века

Этику ХХ века можно назвать интеллектуальной реакцией на социальные катастрофы, произошедшие в этом столетии. Две мировые войны и региональные конфликты, тоталитарные режимы и терроризм побуждают задуматься о самой возможности этики в мире, столь откровенно чуждом добра. Из великого множества разнообразных этических учений, созданных в ХХ веке, мы рассмотрим лишь два. Их представители не только сконструировали теоретические модели морали, но и сделали из них практические нормативные выводы.

I. Экзистенциализм («философия существования») выдвинул теоретический тезис: существование предшествует сущности . Применительно к бытию человека это означает, что существование человека не является разверткой какой-то его предзаданной сущности; напротив, человек в ходе своего существования обретает сущность, которая никогда не бывает завершенной.

Для Альбера Камю , французского писателя и философа, исходной стала тема абсурдности человеческого бытия, всесторонне рассмотренная в эссе «Миф о Сизифе». Абсурдны катастрофы этого мира, но не менее абсурдно наше повседневное, обыденное существование. При таких обстоятельствах человек закономерно должен задаться вопросом о том, не следует ли покончить с собой. Ответ Камю на этот вопрос отрицательный: самоубийство только увеличивает абсурдность происходящего. Наше положение в мире подобно положению Сизифа, катающего тяжелый камень жизни без надежды когда-либо достичь результата. Пока Сизиф проклинает богов, принудивших его к этому бессмысленному труду, и надеется, что ситуация изменится, боги смеются над ним. Надо достичь абсолютной ясности в понимании своей участи и перестать надеяться, тогда катание камня станет делом самого Сизифа, оно наполнится смыслом, благодаря его собственному усилию, он изменит отношение своего сознания к происходящему. Судьба человека, как и Сизифа, трагична, он должен этически мужественно ее принять и вопреки всему лично настаивать на том, что моральные ценности (в частности, смысл жизни) возможны.

Ж.П.Сартр полагал, что человек в принципе ведет неподлинное существование , он «заброшен в мир», чуждый его сокровенным чаяниям. В неподлинном мире подлинность существования человек обретает лишь, совершая выбор . Однако все традиционные опоры морального выбора (семья, религия, общество) утратили свое значение, индивид оказался «брошенным в свободу». Именно «граничные ситуации» (ситуации на грани жизни и смерти) наиболее ясно выявляют наше подлинное «я». Выбор в них совершается абсолютно индивидуально, на свой страх и риск, без гарантий морального одобрения. Абсолютно свободный человек несет всю ответственность за свои поступки и их последствия. Такая глобальная ответственность делает человеческое существование полным Заботы, Тревоги, Отчаяния. Совершая поступки, избранные в качестве нравственных, человек не может надеяться на успех, и все-таки должен их совершать, чтобы обрести подлинность существования.

mirznanii.com

Этика | Гуманитарная энциклопедия

Понятие этики

Этика — это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль (см. Мораль), выражающая особую сферу надбиологической регуляции отношений между людьми и связанные с ней высшие ценности и идеалы долженствования. Содержательные и формальные особенности этики как философской дисциплины заданы тремя константами:

  1. сущностью морали как объекта исследования;
  2. способами её теоретического осмысления и описания в социокультурном контексте;
  3. основными парадигмами философствования (восточной, западной, русской и другими).

Наряду с этим, этика иногда рассматривается как теория добродетелей, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни человека, выражающей идеалы человечности. В настоящее время сложившаяся в общественных науках традиция понимает под этикой по преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) её предмет. В общественном опыте и обыденном языке такое разграничение, однако, пока не закрепилось.

Развитие этики

Представления об этике формируются в процессе осмысления правильного поведения человека в обществе (см. Общество), прежде всего в восточной духовной культуре первой половины I тысячелетия до новой эры и в западной [античной] философии, начиная с IV века до новой эры. Комплекс этических воззрений Древнего Востока, сохраняющий свои основные аксиомы и в современной концептуальной модели нравственности, отличается космологизмом, интенцией на гармонию человека и мира, метафоричностью и мифопоэтичностью, поисками путей нравственного совершенствования. Основополагающее этическое знание представлено в древнеиндийских памятниках литературы «Ведах» (в особенности, в «Ригведе») и «Упанишадах» (комментариях к «Ведам»). Тезис о единстве Брахмана как мировой души, абсолютного духовного начала, и Атмана как самосознания этого Абсолюта предписывает человеку освобождение от страстей и самосовершенствование, самопознание как путь к высшей реальности. В послеведический период моральные представления сконцентрированы прежде всего в буддизме. В основе этики буддизма — теория о двух родах бытия: сансаре как бытии проявленном, колесе перевоплощений в жизни как страдании, и нирване — вечном успокоении, искомом конечном состоянии, в котором индивидуальность растворяется. В древнекитайской философии этические идеи представлены наиболее полновесно в даосизме и конфуцианстве. Основатель даосизма Лао-цзы рассуждал о Дао («пути») как всеобщем законе природы, побуждающем человека к уходу от суеты и страстей, к достижению простоты, чистоты помыслов, к смирению и состраданию путём не-деяния, не насилия над миром. Конфуций учил о пяти добродетелях: гуманности-милосердии, долге-справедливости, послушании, почтительности, мудрости. Подобное понимание этики как «практической философии» является исходным и в европейской теории морали, что демонстрирует общегуманитарные ценности каждой уникальной человеческой жизни при сохранении своеобразия породившей их культуры.

В западной философии способы этической концептуализации нравственного опыта были предложены Сократом и систематизированы Аристотелем. Термин «этика» впервые встречается в названии всех трёх его сочинений, посвящённых проблемам нравственности («Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика»), и несёт в них основную содержательную нагрузку. В последующем также остаётся одним из типичных названий философских произведений и становится общепринятым обозначением учебной дисциплины. Аристотель говорил об этике в трёх смыслах: как об этической теории, этических книгах, этической практике (см. Аристотель. «Вторая Аналитика», кн. 1, 33, 89 в.; Аристотель. «Политика», кн. 2, 5, 1261а; Аристотель. «Большая этика», кн. 1, 1, 1181 в.; Аристотель. «Риторика», 1356а). Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова ἠϑος (Этос), обозначавшего некогда привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, характер, темперамент, обычай. Оно выделяло тот особый срез человеческой реальности (определённый класс индивидуальных качеств, соотнесённых с определёнными привычными формами общественного поведения), который составляет предметную область этики. На основе дифференциации добродетелей человека на «этические» как добродетели нрава и «дианоэтические» как добродетели разума, Аристотель конституирует понятие этики как фиксирующее теоретическое осмысление проблемного поля, центрированного вопросом о том, какой «этос» выступает в качестве совершенного. Исследуя природу морали, Аристотель показывает её социальный смысл через взаимосвязь с политикой, учением о государстве, в котором реализуется высшая добродетель — справедливость, и учением об общественном благе, подчёркивает практическое значение этики, состоящее в воспитании добродетельного гражданина.

Непосредственное выделение этики как особого аспекта философии в европейском культурном регионе связано с открытием софистов, согласно которому установления культуры существенно отличаются от законов природы. Софисты обнаружили, что законы, обычаи, нравы людей изменчивы и разнообразны. В отличие от необходимости природы, которая везде одна и та же, они являются случайными и произвольными. Встала проблема сопоставления различных законов, нравов, выбора между ними, такого их обоснования, которое стало бы вместе с тем и их оправданием. Необходимо было показать, что общественные нравы не только по традиции считаются, но и по существу могут быть прекрасными и справедливыми. Сократ поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью, и знанием. Платон пошёл дальше: для того, чтобы придать новую легитимность нравам и институтам полиса, необходимо познать идею блага и руководствоваться этим знанием, доверив управление обществом философам-мудрецам. По мнению Аристотеля, отождествление добродетели с науками было ошибкой. Целью этики являются не знания, а поступки, она имеет дело не с благом самим по себе, а с осуществимым благом. Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизики). Исходным пунктом этики являются не принципы, а опыт общественной жизни, в ней поэтому нельзя достичь той степени точности, которая свойственна, например, математике; истина в ней устанавливается «приблизительно и в общих чертах».

Зенон из Кития и Эпикур разделяли философию на логику, физику и этику, следуя в этом традиции, восходящей к Академии Платона. Некоторые из древних сводили философию к двум или к одной части (так, стоик Аристон отождествлял её с одной этикой). Однако своеобразию философского знания соответствует трёхчастное деление, которое в известном смысле вслед за И. Кантом можно считать исчерпывающим. Превалирующей в послеаристотелевской философии стала точка зрения, согласно которой в этой взаимосвязанной триаде решающей была физика. Упорядоченный, разумно организованный космос рассматривался в качестве плодоносящей почвы этики. Существенно новым по сравнению с Платоном и Аристотелем в такой постановке вопроса было то, что этика эмансипировалась от политики и нравственное совершенство человека не ставилось в связь и зависимость от совершенства общественной жизни. Посредствующую роль между индивидом и добродетелью, которую играл полис, в рамках нового понимания предмета этики стала играть философия. Отсутствие душевных тревог и телесных страданий, составляющих цель этики Эпикура, достигается через правильное понимание удовольствий и разумное просвещение, освобождающее от страхов. Философия — вот единственный путь к счастью, открытый и молодым, и старым. Путь к стоической апатии и скептической атараксии также лежит через философию, знания. Где философия — там мудрец. Мудрец, образ которого наиболее полно разработан в стоической этике, предстаёт как воплощённая добродетель. Прецедент мудреца является обоснованием морали (как говорили стоики, доказательством существования добродетели являются успехи, сделанные в ней Сократом, Диогеном, Антисфеном) — и этика выступает не в безличной строгости логических формул, а в образцовых примерах, утешениях и увещеваниях, обращённых к отдельному человеку. Мудрец умеет быть выше страданий, судьбы и обстоятельств, живёт во внутреннем согласии с собой и природой в целом. Его домом и полисом явля

gtmarket.ru

Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле




Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.



Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель





Притча о юноше. Юноша жил в Париже и был весьма богат, но высшего смысла жизни так и не нашел. По этой причине решил свести счеты с жизнью и пошел на реку Сену топиться, но нащупал в кармане мешочек с золотом и подумал: зачем мне золото на дне реки? Пойду, отдам тем, кто нуждается. Нашел самую нищую и убогую лачугу, увидел больных, изможденных людей и отдал кошелек… Юноша увидел в глазах этих людей слезы счастья, и почувствовал, что счастлив сам… Он передумал убивать себя и ушел из лачуги другим человеком, обретшим величайший смысл бытия



В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» -любовь и «софия» -мудрость. Получается философия – любовь к мудрости.



Этика – часть философии. Этика изучает мораль. Слово «мораль» означает «привычки», «обычаи», «правила поведения» – нравы, нравственность. «Мораль» и «нравственность» – слова синонимы.



Что изучает наука этика?

Общество состоит из разных людей, которые поступают по – разному – не только хорошо, но и плохо.
  • Этика изучает, какие поступки являются хорошими или плохими, добрыми или злыми.

  • Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле



Притча о доброте и вежливости. Однажды к учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него. -Зачем тебе это? – спросил мастер. -Хочу стать сильным и непобедимым. -Тогда стань им! Будь добр со всеми и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие



изменения, это даст тебе возможность избегать столкновений, а значит выиграть поединок, не вступая в него.? Ели же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. – Почему? -Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю. -Что тебе нужно? – спросил старый мастер. -Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь… И тогда Учитель взял его в ученики.



Этика помогает понять:

  • Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

  • Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

  • Как не делать зла?

  • Как сделать жизнь людей лучше?



Различают этику: -религиозную; -светскую «мирскую»,«гражданскую». Светская этика предполагает: Человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; Что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим; Человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.



– Вспомните случаи, когда вы своим поступком дарили счастье, несли благо другим людям. – О чем помогло вам задуматься наше общение?



Домашнее задание. -Прочитать учебник Стр.6-7 -Составить кроссворд с использованием новых слов.


dok.opredelim.com

Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми




Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

  • Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

  • Этика – это свод правил, по которым должны жить люди





Как сделать жизнь людей лучше?

  • Как сделать жизнь людей лучше?

  • Как получить удовольствие от жизни?

  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

  • Как правильно жить, чтобы спасти душу? религиозная этика

  • Что такое «добро» и «зло»?

  • Запишите цифры правильных ответов по порядку. ОТВЕТ: 1345



Почему это правило назвали золотым?

  • Почему это правило назвали золотым?

  • «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними».



стр.46-47. План:

  • стр.46-47. План:

  • Этому людей учил Христос.

  • Сплетник приписывает другим то, в чём сам грешен.

  • Человек должен, прежде всего, помнить о своих ошибках

  • Осуждение слишком упрощает мир, мешает видеть хорошее

  • Надо осуждать не человека, а его дурной поступок



«Сучок в глазе брата твоего» – это… плохие поступки других людей

  • «Сучок в глазе брата твоего» – это… плохие поступки других людей

  • «Бревно в твоём глазе» – это… наши плохие поступки

  • Лицемер – это человек, который… осуждает других, не замечая собственных ошибок

  • Быть милосердным – это значит… уметь прощать других



Вспомните «Отче наш», какие слова свидетельствуют о необходимости прощать других людей?

  • Вспомните «Отче наш», какие слова свидетельствуют о необходимости прощать других людей?

  • «…И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим…»



То, что надо обличать и ненавидеть

  • То, что надо обличать и ненавидеть

  • Те, кто несут ответственность за совершаемое зло

  • То, что Господь велел человеку вынуть из своего глаза…



Что сказал Христос людям, которые хотели наказать грешницу?

  • Что сказал Христос людям, которые хотели наказать грешницу?


rpp.nashaucheba.ru