Этика как наука структура функции и задачи этики – 1. Предмет, функции и задачи этики. Этика гуманистическая и авторитарная.

Предмет, специфика и задачи этики

Слово «этика» обычно вызывает несколько ассоциаций: • это нечто, имеющее отношение к поведению людей; • это способ оценки человеческих поступков; • это регулятор отношений между людьми. Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo — «человек»), ибо объект ее изучения — человек, его поведение и отношения. Главный вопрос этики — определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем для обозначения философского учения о нравственной деятельности и добродетелях.


Происхождение понятия связано с древнегреческим словом «этос» (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда и «этикос» — относящийся к нравам; поэтому «этика» в буквальном значении — учение о нравственности. Со временем этика, перейдя от описания нравов к их объяснению, превратилась в теоретическую дисциплину — философию морали («мораль» и «нравственность» — синонимы, по латыни mores — «нравы»). Таким образом, этика — это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой — соотношение Добра и Зла. Специфика этики как теории морали заключается,
во-первых,
в ее предмете. Предметом этики выступает мораль’, ее генезис, сущность, специфика; этика раскрывает место и роль морали в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного  прогресса. Этика рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Во-вторых, специфика этики — в методах исследования. Это изучение философских первоисточников с целью вычленения в них этического аспекта; социологические исследования общественного мнения; историческая реконструкция нравов — не только по документам, но и на основании памятников и произведений  культуры. Для этики характерен особый язык и терминология.
В-третьих
, специфика этики состоит в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает и систематизирует, т.е. отражает в виде этических доктрин и моральных кодексов те принципы, ценности и нормы поведения, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. В этом смысле этика — учение о морали. В-четвертых, этика тесно связана с другими гуманитарными науками: психологией, этнографией, культурологией и т.д. Особо следует отметить связь этики и философии. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает общие принципы отношений человека и мира, то этика — нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми.
Основные задачи этики:
— описывать мораль — ее историю, сегодняшние нормы, принципы и идеалы — то, что называется нравственной культурой общества; — объяснять мораль — анализировать сущность, структуру, механизмы функционирования морали в ее «должном» и «сущем» вариантах; — учить морали — давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии и тактики «правильной жизни». В структуре этики правомерно выделить следующие блоки: История морали и этических учений описывает процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, описывающую социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т.п.). Теория морали объясняет эволюцию и механизм действия морали на основе ее структурно-функционального анализа; представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.
Нормативная этика
дает обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях, выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности и предписывают с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать стратегию и тактику «правильной жизни». Прикладная этика на основе нормативной этики выполняет практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. В прикладную этику в свою очередь входят: • экологическая этика и биоэтика; • этика гражданственности; • этика межличностного общения; • ситуативная этика; • этика делового общения; • профессиональные этики; • этикет. 


С использованием материалов:

Широкая Э. А. «Профессиональная этика и этикет»

Ротать Л.С. Профессиональная  этика и  психология  делового  общения

juliaetika.blogspot.com

Структура и функции морали. Отличительные особенности морального и правового регулирования в обществе

Поиск Лекций

Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции. Нормативный характер этики.

Этика – это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека.

Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

В структуре любой науки можно выделить несколько уровней знаний. В этике можно выделить основные три: эмпирический, теоретический и нормативный.

Структура этики:

На уровне эмпирического исследования определяют факты, которые имеют отношение к моральной жизни человека и общества, собирают и описывают их, устанавливают закономерности. Задача этики на этом уровне – описание морали. Это происходит и в таких разделах: социология морали, психология морали, история обычаев.

На теоретическом уровне этика объясняет мораль. Задача этики на этом уровне – понятийно воссоздать, осмыслить и обосновать мораль, обосновать сложившуюся систему моральных норм и ценностей, доказать ее преимущество, мотивацию, надежность.

Нормативный уровень. Задача этики на этом уровне:внедрение в общественную жизнь проверенной совокупности ценностей и норм, стандарта человеческой моральности, моральное воспитание и стимуляция духовного развития человека.

Нормативный характер этики, выражающийся в формулировании норм поведения и создании идеальных образцов нравственных отношений, обусловливает ее ценность, специфику и особое место в системе научного знания. Вся традиция этики связана с выяснением того, что является должным для человека, то есть соответствует объективным законам человеческого бытия, которые реально существуют.

Существует три функции этики: она описывает мораль, объясня­ет мораль и учит морали.

2. Основные этические концепции и их реализации в моральном сознании и моральной практике

 

 

Структура и функции морали. Отличительные особенности морального и правового регулирования в обществе

Функции морали. Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформировавшихся функций:

а) регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегулирование личности и само регуляция социальной среды в целом;

б) ценностно-ориентирующая. Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры. И пусть они не носят непосредственно практического значения, они необходимы для того, чтобы жизнь наша была человеческой, а не только биологической. Это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого. Мы не думаем об этом ежедневно, и только когда ценности нашей жизни постигает кризис, вновь и вновь задаемся вопросом: зачем живем? Таким образом, задача морали – придавать повседневности нашего бытия высший смысл, создавая его идеальную перспективу;

в) познавательная. В морали есть знания о нравственных понятиях, о правилах общежития людей, т.е. это не знание само по себе, а знание преломленное в ценностях. Эта функция морали доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентируют его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех или иных, которые отвечают его потребностям и интересам;

г) воспитательная. Мораль ставит задачу приобщения индивида к ее понятиям, к выработке стереотипа поведения, превращения основ этики в привычку.

Структура морали

В различные исторические эпохи существуют разные структуры нравственного сознания. Тем не менее, можно говорить о некоторых общих чертах структуры морального сознания. Ее основными элементами являются система ценностей и ценностных ориентаций, этические чувства, нравственные суждения, а также нравственные идеалы. В качестве элементов теоретического уровня нравственного сознания в его структуру входит исторически сложившаяся система категорий морали (категории носят конкретно исторический характер – зло не всегда зло). Это категории добра и связанные с ними категории смысла жизни, счастья, справедливости, совести. Рассмотрим эти эл

Во

первых, право, по сравнению с нравственностью, отличается точностью и ограниченностью своих предписаний. Подобно нравственности, оно ограничивает произвол отдельных лиц, налагая на них известные обязательства во избежание общих споров и столкновений. Но в то время как право ограничивает свои требования строго обозначенными пределами, устанавливая в каждом случае совершенно ясные и определенные предписания, нравственность, как мы понимаем ее в настоящее время, не ставит каких-либо границ для своих предписаний

Вовторых, нравственность не удовлетворяется, подобно праву, требованием внешних действий, но вменяет людям в обязанность также и добрые чувства, без которых исполнение ее заветов лишается истинной цены. Для права безразлично, например, уплачивается ли долг по чувству честности, или же из одной боязни законного преследования; но для нравственности это не безразлично: она осуждает те действия, которые имеют одну видимость добрых, а на самом деле подсказываются своекорыстными побуждениями. Если право и принимает во внимание внутренние мотивы, то не при исполнении, а при нарушении закона, там, где требуется определить виновность лица, что, конечно, не может быть сделано без освещения субъективной стороны правонарушения. Развитие жизни приводит к тому, что право и нравственность обособляются друг от друга, не утрачивая своей связи, но приобретая более самостоятельное значение.

Право очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к его внутренним мотивам. Иное дело мораль, она не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности. В этом смысле мораль – неформальный определитель свободы.


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

В чем своеобразие этики как науки, каковы ее основные задачи. Предмет этики.

Э́тика — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.

По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку.

Основные проблемы этики:

  • Проблема критериев добраизла

  • Проблема смысла жизнии назначениячеловека

  • Проблема справедливости

  • Проблема должного

В этике выделяют следующие направления исследований:

  • Метаэтика— изучение происхождения и значения этических категорий и понятий, решение проблемы существования общечеловеческой, универсальной и исторически неизменной этической системы.

  • Нормативная этика— поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра. Существует ли правило, которое может выступать в качестве такого принципа для всех случаев?

  • Прикладная этикаизучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.

2. Структура этики.

 В этике можно выделить основные три уровня: эмпирический, теоретический и нормативный.

– На уровне эмпирического исследования определяют факты, которые имеют отношение к моральной жизни человека и общества, собирают и описывают их, устанавливают закономерности. Задача этики на этом уровне – описание морали. Это происходит и в таких разделах: социология морали, психология морали, история обычаев.

– На теоретическом уровне этика объясняет мораль. Задача этики на этом уровне  –  понятийно воссоздать, осмыслить и обосновать мораль, обосновать сложившуюся систему моральных норм и ценностей, доказать ее преимущество, мотивацию, надежность.

– Нормативный уровень. Задача этики на этом уровне: внедрение в общественную жизнь проверенной совокупности ценностей и норм, стандарта человеческой моральности, моральное воспитание и стимуляция духовного развития человека.

3. Происхождение и содержание самого термина «этика». Историко-этимологическая справка терминов: «мораль» и «нравственность».

Термин “этика” впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом “этикос” (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нравам; то есть “этика” в буквальном значении – теория нравственности. Таким образом, этика – это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой – Добро и Зло.

Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos – характер, обычай, закон. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слово moralis — моральный, говоря о моральной философии (т.е. – этике), и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

Слово «нравственность» славянского происхождения. Нравственность — термин, употребляющийся в живом языке и в специальной литературе чаще всего как синоним морали, реже — этики. Так же как греческое слово ήβος (этос), латинское moralis (от mos, мн. ч. mores), немецкое “Sittlichkeit”, русское слово “нравственность” этимологически восходит к слову “нрав” (характер).

Концептуальное различие между моралью и нравственностью проводил Гегель. Под «моралью» он понимал субъективный аспект поступков человека, форму сознания, т.е. это осознаваемые человеком принципы, правила, нормы поведения, а под «нравственностью» – сами поступки. Нравственность насыщена конкретным жизненным и социальным содержанием,  т.е.  это  реальное  внедрение  принципов,  норм,  правил поведения в жизнь.

studfiles.net

Предмет и функции этики.

Подробности
Категория: Профессиональная этика юриста

 Этика – моральная философия, где этика – это область знания, а мораль -ее предмет.

Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами.   

 

Юридическая этика — это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области.

     Профессиональная этика юриста представляет собой совокупность нравственных представлений и установок, находящих своё проявление в поведении представителей определённой социальной группы общества – юристов, обусловленных их принадлежностью к данной профессии. Причём, наряду с общими нормами моральных отношений в любой профессиональной деятельности, юридическая этика формулирует дополнительные требования и нормы, вытекающие из качественного своеобразия профессии юриста.

Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном  от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.  Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д. 

В традиционном обществе человек не ставит критических задач; он является частью культурной среды и он принимает ее культурные ценности, традиции и стереотипы почти автоматически или бессознательно. Выполняя общепринятый ритуал или следуя культурной традиции, человек не задумывается о возможности иных вариантов поведения. Культурная традиция выступает способом объединения людей, демонстрируя их приверженность к общей единой для всех системе ценностей.

 

Функции:

1.            Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

2.            Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

3.            Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

4.            Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

5.            Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

6.            Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

7.            Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

eksdan.ru

Предмет и задачи этики

Количество просмотров публикации Предмет и задачи этики – 898

МОРАЛИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ ЭТИКИ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ

1. Предмет и задачи этики.

2. Структура и функции морали.

3. Основные категории этики.

Этика – философская дисциплина, которая насчитывает около 2,5 тысяч лет своей истории. Прежде чем определять ее предмет и объект крайне важно рассмотреть происхождение и содержание самого срока.

Термин ʼʼэтикаʼʼ происходит от древнегреческого ʼʼethosʼʼ. Сначала под етосом понимали привычное место общего обитания, дом, человеческое жилье, звериное логово, птичье гнездо. В дальнейшем оно стало означать стойкую природу какого-то явления, обычай, нрав, характер.
Размещено на реф.рф
Изменение содержания срока этика указывает на связь между окружающим общением человека и его характером.

Взяв за основу содержание слова ʼʼэтосʼʼ в значении характера, древнегреческий философ Аристотель (IV ст. до н.э.) создал прилагательное ʼʼэтическийʼʼ для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, которые он назвал этическими. Этическими добродетелями являются качества характера, темперамента человека, их называют душевными качествами. Οʜᴎ отличаются, с одной стороны, от дианоэтических добродетелœей как свойств ума и, с другой стороны, от аффектов как свойств тела. К примеру, страх – естественный аффект, память – свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость – свойства характера.

Для обозначения этических добродетелœей как особой предметной области знания и для выделœения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин ʼʼэтикаʼʼ.

При переводе аристотелœевского понятия “этический” из греческого языка на латинский Цицерон вывел термин ʼʼmoralisʼʼ (моральный), образовав от слова ʼʼmosʼʼ (mores – множественное число) – латинского аналогу греческого ʼʼethosʼʼ, что означал характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, говоря о моральной философии, понимал под ней ту же область знания, что и Аристотель. В IV веке новой эры в латинском языке появляется термин ʼʼmoralitasʼʼ (мораль), что является прямым аналогом греческого срока ʼʼэтикаʼʼ.

Рядом с этими терминами в ряде языков возникают собственные слова, которые помечают ту же реальность. В немецком – ʼʼZittlichkeitʼʼ, в российском – ʼʼнравственностьʼʼ. В украинском и русском языке употребятся термины ʼʼморальʼʼ, ʼʼнравственностьʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мы видим, что, в случае если сначала этика, мораль и нравственность – разные слова, но отражаются одним термином, то в дальнейшем, в процессе выявления своеобразия этики как области знания, за разными словами закрепляются разные смыслы: под этикой понимают соответствующую отрасль знаний, науку, а под моралью (нравственностью) – исследуемый ею предмет.

Выделœение этики как особого раздела философии связано с открытиями софистов (V ст. до н.э.), которые считали, что образования культуры существенно отличаются от законов природы. Софисты обнаружили, что законы, обычаи, нрав людей изменчивы и разнообразны. Природа же везде та же. Основной задачей старых учителœей было доказать, что человеческие законы, которые должны изменяться во времени, бывают прекрасными и справедливыми.

Становлению этики как научной дисциплины способствовали идеи Сократа и Платона. Сократ поставил знак равенства между совершенством человека, его знаниями и добродетелями. По мнению Платона, для установления социальной гармонии и справедливости в обществе крайне важно познать идею блага и ориентироваться на эти знания, доверив управление обществом мудрецам-философам. Аристотель же считал, что целью этики является не знание, а поступки, она имеет дело не с благом как таковым, а с осуществленным благом. Тем самым этика как практическая философия была отделœена от теоретической философии (метафизика).

Аристотель рассматривал этику в двух значениях: как наукуоб этических добродетелях, совершенном состоянии души и поведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ составляет основу человеческого счастья, и как политическую науку (то есть как науку о полисе), к тому же высшую политическую науку. Учение Аристотеля о высшем благе, о добродетелях повлияло на развитие этической науки в целом.

За длительную историю существования этики моралистами и философами были осуществлены многоразовые попытки дать исчерпывающее определœение понятию мораль. Но эти попытки оказались безуспешными, что объясняется многогранностью и своеобразием данного социального феномена.

Мораль это не просто свод законов и правил, совокупность фактов, которые нужно обобщить, но это еще и задача, которая требует своего решения, и мировоззрение. Мораль – это не просто то, что есть. Она, скорее всœего, то, что должно быть. В связи с этим этика должна предложить свою модель нравственности.

Бытие морали осуществляется в двух аспектах:

1) как характеристика личности;

2) как характеристика общества.

Моральные нормы складывались в течение всœей человеческой истории и отображали характер отношений между людьми. Οʜᴎ являют собой универсальные законы человеческого общежития, вбирают у себя мудрость предыдущих поколений. В случае если мы сравним нормы религиозной морали (ʼʼне убивайʼʼ, ʼʼне крадиʼʼ, ʼʼне прелюбодействуйʼʼ, ʼʼне говори неправдыʼʼ, ʼʼне завидуйʼʼ), то увидим, что они зафиксированы практически во всœех религиях мира. Здесь же мы найдем и ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Двойственный характер морали: С одной стороны мораль выступает как система норм, действующая в обществе, обязательная и общепринятая система ценностей (моральных). С другой стороны она является качеством личности, личным усвоением (присвоением) этих норм.

referatwork.ru

Структура этики – Этика, эстетика, мораль, воспитание, нормы поведения, общество

Традиционная задача этики – быть «практической философией» – реализуется нормативной этикой, которая «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (категорий), в обосновании и оценке моральных ценностей, в

установлении их субординации. Нормативная этика выступает своеобразной формой связи теоретической этики и  практической морали, т.е. служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся  моральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах общественной практики.

Категория – это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета.

Этические  категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы  нравственности. Длительная история развития этики, многообразие явлений, которые она изучает, а также глубина  теоретических разработок – все это способствовало возникновению и развитию богатого категориального аппарата.

Особенностью категорий этики является то, что многие из них являются словами обыденного языка, например,  «добро», «счастье», «свобода» и др. Это происходит потому, что предмет этики непосредственно связан с  жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни.

Важным и, по сути, основным понятием этики является категория добра. С ее помощью выражается положительная  нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную

оценку, – понятие зла. Естественно, что положительные или отрицательные характеристики даются исходя из определенных  нравственных представлений.

В современной этике добро и зло – это нравственные оценки того или иного явления. Они находятся в зависимости от  общественной практики человека. Однако ранее добро и зло воспринимались людьми в качестве реальных сущностей, принимая  вид либо субстанции, либо личности (Бог, дьявол).

К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала. Идеал – это некий высший образец, конечная цель  нравственной деятельности. Этический идеал можно представить как совершенную личность, служащую примером для

подражания. Также он может отражать и представления о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве. В этом  случае важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и  ее оценкой другими людьми, обществом.

Идеалы, являющиеся важными элементами в структуре нравственной деятельности человека, наполняют его жизнь  смыслом. В этом случае каждый конкретный поступок осознан, соотнесен с общими ценностями, т.е. нравственно значимыми  представлениями, встроен в общую линию поведения.

С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать нравственному образцу,  человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку.

История этики дает нам множество различных норм, в частности, знаменитый  Декалог – десять заповедей Ветхого завета.

При этом необходимо помнить, что норма – не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим идеальным  обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержания.  Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, а,

следовательно, необходимые, и в таком качестве стать внутренним побуждением.

В этом случае соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью.

Долг – это  нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к  идеалу, моральному закону и к себе. Важной характеристикой долга является его связь с волевыми характеристиками  человека, так как чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодолевать многочисленные трудности (как внешние,

так и внутренние).  Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность человека понимать, критически  оценивать и переживать несоответствие своего поведения должному характеризуется понятием совесть.

Совесть – это  своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки есть главная  характеристика личности.  Предпочтение человеком одного нравственного стандарта другому фиксируется в понятии выбора. Возможность  выбора указывает на важнейшую характеристику человеческого бытия – свободу воли. Категория свободы является

ключевой в этике, так как нравственная реальность обосновывается на способности человека к самостоятельным поступкам.  За свободно совершенное действие он ответственен в полной мере.

Кроме перечисленных выше категорий в этике есть много других общих понятий, таких, как вина, честь, достоинство и  др.

Следует отметить, что каждая категория этики отражает определенную сторону нравственности, а в целом  категориальный аппарат – реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность. Поэтому каждая категория

не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими.

 

Итак, сущность любого явления обозначается определенными категориями. Но особое место среди этических категорий  занимают такие нравственные феномены, как Добро, Свобода, Справедливость, Честь, Достоинство, Совесть, Смысл жизни,  Счастье, Любовь. Их роль в системе морали настолько велика, что они по праву могут быть отнесены к высшим моральным  ценностям, так как от их правильного понимания во многом зависит наша нравственность: наши взгляды, оценки, поступки.

etika-estetika-moral.jimdo.com