Финская школа в москве – Иностранные школы в Москве: финны — T&P

Содержание

Иностранные школы в Москве: финны — T&P

В Финской школе в Москве на уроках по 4 ученика, историк ведет физику, химию, рукоделие и физкультуру, двери всех аудиторий открыты нараспашку, а классы формируются по уровню знаний. В первом материале из цикла, посвященного устройству иностранных школ в городе, «Теории и практики» попытались разобраться, чему можно научиться у финнов.

Moskovan suomalainen peruskoulu

Год основания: 1965.

Директор:Илкка Линдберг (11 лет в России).

Школьников: около 30.

Преподавателей: 8.

Предметы: музыка, домоводство, изобразительное искусство, математика, физкультура, финский, шведский и английский языки, окружающая среда, история, русский язык как родной и иностранный.

*Время занятий: * с 9 до 14 часов.

*Стоимость обучения: * 5000 евро в год.

В финской школе всего 30 учеников и 6 преподавателей. Классы с 0 по 9, то есть с 6 до 15 лет. При этом классы объединены в несколько ступеней: 0-3, 3-4, 5-6 и 7-9. В группе могут быть дети разного возраста, с разным уровнем подготовки, они все равно учатся вместе. Выпускники чаще всего уезжают домой, в Хельсинки. 3 года учатся в лицее, где выбирают специализацию, потом поступают в университет. Некоторые остаются в России и доучиваются по английской программе в Британской школе в Москве. Учителя приезжают на 2 года и часто меняются. Большинство детей — билингвы: одинаково хорошо говорят как на русском, так и на финском. Еще здесь преподают английский и шведский (второй государственный язык Финляндии).

В школе около 6 аудиторий, каждая предназначена для определенного рода занятий. Есть классы для труда, истории и географии, русского языка, музыки. Двери в комнаты всегда открыты — каждый ученик может выйти в любой момент, не спрашивая предварительного разрешения у преподавателя. Почти из всех аудиторий раздается смех — самый громкий из аудитории, где проходит урок русского для 5–6 класса. В комнате всего 4 девочки.

«Вообще у финнов все очень демократично. Их с детства учат мыслить, выражать свою точку зрения»

Сначала они разыгрывают по ролям сказку про фрукты, которые сами же и сочинили. В это время преподаватель Татьяна, которую они называют на ты, снимает спектакль на камеру. После сказки все играют в «Теремок», такой детский аналог «Мафии», где звери должны разоблачить мишку. Потом дети садятся за круглый стол, называют карточки разных цветов и тренируются в винительном падеже: «Я вижу красную машину», «Я вижу зеленый шкаф». Так проходят все 45 минут.

В школе есть кафетерий, рассчитанный примерно на 40 человек. Повар Нина Уткина только разогревает и сервирует готовые блюда: они доставляются из специальной кейтеринговой фирмы. В меню — безымянная кухня: паста, фрикадельки, наггетсы, фасолевый суп. Преподаватели обедают вместе с учениками: после еды все дисциплинированно выстраиваются в очередь, чтобы сполоснуть тарелку и поставить ее в посудомойку.

В коридорах и столовой расположены полки с финскими книгами — учебники, детективы, комиксы: от биографии AC/DC до самоучителя по игре на гитаре. Все издания довольно потрепанные — ученики могут брать их домой с условием возврата через 10 дней. Есть даже отдельная фильмотека с кассетами VHS: популярностью она не пользуется по очевидным причинам — сложно представить, чтобы у кого-то из этих учеников был дома видеомагнитофон.

  • Ниина Парккила Учитель музыки, домоводства, искусств.
  • Мария-Элена Линдберг Финский язык.
  • Илкка Линдберг Математика, физкультура.
  • Юкка Каллио Шведский язык, английский язык, окружающая среда, история.
  • Ольга Шенберг Русский язык как родной.
  • Татьяна Анттила Русский язык как иностранный.

Татьяна Анттила, работает в школе 7 лет: «Мы работаем по принципу деревенской финской школы. У нас историк ведет физику, химию, рукоделие и физкультуру. И по финским меркам это обычное дело, там много таких маленьких школ, почти все учителя — универсалы. При этом по рейтингу PISA (международный мониторинг качества образования) Финляндия 10 лет держалась на первом месте, потому что у них очень большой упор на практику, школьников учат прикладным знаниям. Не просто математике, а тому, как конкретно она может пригодиться в жизни.

«У нас историк ведет физику, химию, рукоделие и физкультуру. И по финским меркам это обычное дело, там много таких маленьких школ, почти все учителя — универсалы»

Детей не подгоняют, не требуют от них невозможного, дают развиваться в естественном темпе. Серьезная программа начинается только с 3 класса. Оценки ставят со второго полугодия 4 класса, когда дети уже могут их адекватно воспринимать, не обижаться. Учитель никогда не называет чужие результаты вслух, твою работу выдают только тебе в руки. Дневников тоже нет. Слово по составу они разбирают только в 8 классе, когда уже сформировалось абстрактное мышление. До этого дети просто читают, обсуждают, учатся думать и выражать свои мысли.

Классы объединены в несколько ступеней: 0-3, 3-4, 5-6 и 7-9. Оценки ставят со второго полугодия 4 класса, когда дети уже могут их адекватно воспринимать, не обижаться.

Отдельного предмета «литература» нет, это включено в уроки языка. Иногда я думаю: «Как повезло финским детям, что у них нет великой русской литературы!» Я филолог, я горжусь нашей литературой, но школьная программа часто вызывает только отвращение к чтению.

У меня у самой муж финн и трое детей, которые одинаково говорят по-русски и по-фински и ходят в эту же школу. Хотя мы долго выбирали, где им учиться — в Финляндии или в Москве. Сейчас им очень нравится, говорю: «Будете плохо себя вести — не пойдете в школу». Здесь все очень по-семейному. Дети хорошо знакомы, часто вместе ездят в Финляндию и останавливаются друг у друга в гостях. 2 раза в год ездят в Завидово. Со сверстниками-москвичами они тоже общаются, но мало — в основном те, у кого кто-то из родителей русский. Мой ребенок научился плохим словам, когда съездил в лагерь в Подмосковье, в школе он их узнать не мог.

Конечно, здесь тепличная обстановка, но не думаю, что это плохо. Дети учатся быть честными, открыто смотреть на мир. У финских детей, что удивительно, не принято списывать. В школе был один мальчик, который шпаргалил. Его, серьезно, сделали изгоем. Еще одна особенность финского образования — очень интересные учебники! Финские учебники — эталон. Они одинаковые в столице и в провинции, поэтому дети получают один уровень подготовки и равные возможности при поступлении.

Вообще у финнов все очень демократично. Думаю, как раз потому, что их с детства учат мыслить, выражать свою точку зрения».

Фотографии: Евгения Онегина и Елена Черняк.

theoryandpractice.ru

Итальянские, шведские, финские: как и чему учатся дети в школах при посольствах в Москве

В Москве есть школы, на территории которых не действуют требования российского Минобра. Это школы при посольствах, где учатся дети-иностранцы (и не только). Мария Кольцова побывала в трёх посольских школах и рассказывает, кто там может учиться и что в них особенного.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Посольские школы — мини-копии школ в той стране, которую представляет посольство. Их создавали во второй половине XX века в основном для учёбы детей послов, консулов и бизнесменов, которые по делам службы много времени проводили в Москве. Дети иностранных консулов чаще всего не знали русского языка и не могли пойти в местные школы. Да и стиль преподавания в России, а раньше в СССР, сильно отличался от преподавания в других странах.

Сейчас в Москве около 20 школ при посольствах. Учат в них на языке страны-учредителя и чаще всего платно. В одни школы могут поступить только дети — граждане определённой страны, в другие принимают всех. Школы нескольких стран могут быть объединены в одну. Так, например, устроена Англо-Американская школа при посольствах США, Великобритании и Канады в Москве.

В одном здании на Ленинском проспекте в Москве находится сразу четыре посольские школы: итальянская, шведская, финская и японская. У каждой — свои вход, юридическое лицо, язык, культура и особенности. Они никак не связаны административно, но на переменах во дворе школы дети общаются и играют.


Самая большая из четырёх школ — Calvino Italia. В школе, детском саду и лицее (по итальянской системе с 9 по 12 класс) учится 160 человек.

Итальянская школа — одна из самых открытых школ при посольствах, здесь учатся дети всех национальностей. По словам директора школы Лидианы Паодан, 20% среди учеников — дети-итальянцы без русских корней, ещё 20% — дети из смешанных семей, где один их родителей итальянец. И где-то 60% — из русских семей. Россияне, по словам директора, выбирают школу из-за любви к итальянской культуре и свободной системе преподавания.

«Мы уделяем внимание развитию личности ребёнка и выстраиваем учёбу с учётом особенностей каждого. Обычно в школах программа спускается „сверху“, а дети и учителя должны просто следовать программе: выучить это, выучить то, сдать контрольную. Мы стараемся поддерживать каждого ученика в процессе обучения, корректируя и изменяя программу в зависимости от его потребностей. Главное, чтобы ребёнку было хорошо и он не испытывал на себе давление», — рассказывает Лидиана Паодан.

Ученики начальной школы

Учатся в школе по традиционной системе в Италии: много творческих предметов. Обязательны уроки музыкой — с 1 класса дети играют на флейте, а потом и на других инструментах. В старших классах учат философию и историю искусств, по желанию — католическую религию. В расписании средней школы есть рисование, естественные науки, математика, география и физкультура. Физкультурой занимаются два раза в неделю, русским и английским языками — три.

Уроки длятся по 50 минут с часовым перерывом на обед. По субботам учатся только лицеисты (с 9 класса). Занятия в школе начинаются в сентябре и заканчиваются в середине июня. Выходные устраивают как в честь российских праздников (на 9 мая, например), так и в честь итальянских (католическая Пасха в апреле).

Уроки, общение с учителями на переменах и в столовой проходит на итальянском. При этом стараются сделать так, чтобы русские дети выучили итальянский язык, а итальянские — русский. Иностранные языки преподают с детского сада и до выпуска из школы. Хоть школа и итальянская, русский язык преподаётся на том же уровне, что и в российских школах. Помимо итальянского/русского, обязательно учат английский и немецкий.

Ученики средней школы

«Мы зовём нашу школу „инклюзивной“ и следим, чтобы все дети — и русские, и итальянские — общались между собой. Сначала дети группируются по языку, но потом, когда русские дети неплохо осваивают итальянский, вся коммуникация в школе полностью переходит на итальянский, проблема совсем исчезает», — объясняет Паодан.


По сравнению с итальянской, шведская школа тише и спокойнее. Здесь учатся 20 человек. Это не только шведы, но и ещё дети из датского королевства и Норвегии. Каких-то официальных ограничений на приём детей из других стран нет, и, если родители и сами дети готовы учиться на шведском языке, могут туда поступать. Классы в школе небольшие, и это создаёт особую, свойственную шведским школам домашнюю обстановку.

В школе три преподавателя, включая директора, который сам ведёт уроки и занимается с детьми после занятий и на переменах. «Основной принцип шведского образования — привить интерес и воспитать любознательность. Поэтому мы стараемся заинтересовать учеников русским языком и русской культурой», — рассказывает учитель шведской школе Валентина Степченкова.

У входа в школу

Русским языком в шведской школе занимаются два раза в неделю по 30-40 минут. Ученики разбиваются в группы по уровню владения языком: для кого-то это совсем новый язык, а кто-то говорит на нём дома.

Здесь не учатся по субботам, а по будням уроки проходят с 9.00 до 15.00 (плюс продлёнка до 16.00). Сами уроки — от 30 минут до 1,5 часа. Учебный год начинается в середине августа и заканчивается в середине июня. Есть каникулы на Пасху, зимние каникулы с 22 декабря по 15 января и несколько дополнительных выходных в феврале, октябре и начале мая.

Среди предметов — математика, английский, общественные и естественно-научные дисциплины, физкультура.

В школе есть кабинет технологии, мальчики и девочки занимаются по одинаковой программе: сначала все вместе строгают и пилят, потом готовят и шьют

В крыле детского сада есть специальная комната для отдыха — маленькие дети после обеда могут при желании устроить себе тихий час, расположившись на матрасах прямо на полу. Никаких кроватей и раскладушек, у каждого ребёнка свой чехол на подушку, матрас и плед, которые убираются в ящики после тихого часа. Причём спать никто никого не заставляет. Если родители говорят, что ребёнок спит после обеда, то его укладывают. Если родители против — ребёнок не спит.

Занятия в школе

Во время урока каждый ученик может свободно выйти из класса, не спрашивая учителя, чтобы попить воды. Для этого у двери висит дощечка, на неё крепятся ковшики для воды, на дне каждого из которых написано имя ребёнка.

Старшие классы (начиная с седьмого) занимаются дистанционно. Учреждение сотрудничает с онлайн-школой в Стокгольме, старшеклассники проходят все предметы в интернете, отправляют задания учителю по сети, а местный педагог помогает и контролирует процесс. Такая система была выбрана из-за законодательных ограничений — по шведским законам каждый предмет в старшей школе должен вести педагог-специалист.

В шведской школе, как и во всех других школах на Ленинском проспекте, отмечают традиционные праздники и памятные даты Швеции, а на концерты зовут учеников соседних школ.


Финская школа делит одно крыло со шведской, у них общие столовая и кухня, раньше школьники вместе занимались физкультурой. Теперь в финской школе осталось всего 10 детей. По словам директора школы Мики Мерила, некоторое время стоял вопрос о том, будет ли вообще школа существовать дальше. Финских бизнесменов в Москве стало меньше, содержание школы становится невыгодным. При этом все школьники — граждане Финляндии. «Мы абсолютно обычная финская школа, просто находимся в центре Москвы», — говорит директор школы Мика Мерила.

Так как учеников в школе всего десять, директор и два других педагога школы пытаются придумать, как разделить их для занятий так, чтобы всем было комфортно. «Иногда мы придумываем проекты, в которых все десять учеников могут работать вместе. Иногда делим на микрогруппы. В целом они занимаются на высоком уровне, как в Финляндии», — говорит директор.

В школе, как и во всех финских школах, есть деление по предметам, просто они немного сложнее, чем в других системах образования. Поэтому преподаватели (все трое) — специалисты сразу во всех дисциплинах. В расписании финских школьников: математика, литература, природоведение, домоводство и рукоделие, история, музыка, финский язык, физкультура. В старших классах к этому прибавляются занятия по естественным наукам.

Рождественские праздники в финской школе

«То, что у нас нет предметов, — слухи. Я всегда всех поправляю, у нас есть предметы, просто они не совсем в том виде, к которому мы привыкли. Шире и свободнее в преподавании. У нас проектное образование, в котором могут смешиваться несколько предметов, а ученики делают газеты, презентации и так далее», — говорит Мика Мерила.

По субботам в финской школе, как и в шведской, не учатся. Уроки длятся по 45 минут. Зимние каникулы начинаются 23 декабря и заканчиваются 7 января, то есть длятся две недели. Ещё есть пятидневные каникулы в феврале и ещё три дня на Пасху (в конце марта).

Ученики играют в футбол

Большинство детей в школе — билингвы или дети из смешанных семей. Русский язык тут преподают. Курсы русского можно взять за отдельную плату или нанять ребёнку репетитора. «К сожалению, мы не можем позволить себе преподавателя русского по финансовым причинам. Если бы у нас была такая возможность, мы бы ей воспользовались. Школа находится в центре Москвы, поэтому мы, конечно, хотим, чтобы дети были открыты к местной культуре и знакомы с ней. У нас есть книги на русском, и мы так или иначе включаем язык в занятия», — объясняет Мика Мерила. Кроме обязательного финского и английского, в школе с 6 класса изучают шведский язык.

mel.fm

Обучение в Финляндии | Дошкольное образование

Финская система школьного образования

Оценить страницу

С начала двухтысячных звание страны с лучшей системой школьного обучения прочно удерживает близкая нам Финляндия. Рейтинги присваивает PISA — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. В соответствии с ними, финские старшеклассники имеют максимальные баллы по математики, работе с информацией и научной грамотности. Казалось бы, это заслуга школьного формального образования, однако большая часть работы проводится еще в детском саду.

В школу финские ребята идут довольно поздно по мировым меркам — в семь лет, и при этом крайне интересно то, чем они занимаются до этого. Дошкольное образование направлено не на раннее обучение наукам и чтению, а на всевозможные игры, социализацию детей и развитие их творческой индивидуальности. Именно с помощью этих занятий проводится подготовка к школе – малыши учатся дружбе, общению друг с другом и уважению в другим.

Может показаться, что работа воспитателя в Финляндии очень проста – учить ничему особенно не нужно, только позволять детям играть в свое удовольствие. Конечно, за кажущейся легкостью лежит кропотливый процесс правильной организации игровых процессов. Сотрудники дошкольных учреждений помогают каждому ребенку всесторонне развиваться и получать важные социальные навыки. В младших группах, как правило на одного воспитателя приходится всего лишь четыре ребенка, в более старших – семь. Для сравнения, в России их количество колеблется между десятью и двадцатью.

Игровые действия, по мнению Дэвида Уайтбрэда, директора одного из научных центров Кембриджского университета, несут на себе очень значимую функцию – незаметно и постепенно вовлекают ребенка в обучение. Если малышу будет интересен сам процесс – сборка конструкторов или групповая игра, у него будет возникать желание совершенствовать свои навыки. Таким образом, дошкольное образование в Финляндии формирует у детей интерес к учебе через их собственную мотивацию – желание постоянно улучшать свои результаты, и не так важно, касается это башенки из кубиков или сложной задачи по математике.

Также огромным достоинством выстроенной системы является доступность дошкольного образования. В детские садики принимают ребят из разных семей, независимо от их доходов. Ежемесячная плата не превышает 290 Евро, а малыши из семей с низким достатком могут посещать дошкольные центры бесплатно.

В Финляндии замечательным путем реализуется непрерывное образование и начинается оно для большинства очень рано. Целых 40% малышей до трех лет посещают дошкольные учреждения, к пяти годам этот показатель возрастает до 75%, а в подготовительные классы при школах ходят уже 98% детей. Связано это с высоким показателем эмансипации финских женщин, именно для того, чтобы они смогли как можно раньше выходить на работу, была реализована эта концепция.

Также сильно отличается от общепринятого позиция правительства этой скандинавской страны о самых значимых годах обучения. Тогда как большинство развитых государств основной упор в образовании делается на старшие классы и университеты, финны считают наиболее важным временем нежный возраст, поэтому в младших классах и детских садах должны работать самые квалифицированные педагоги, которые будут способствовать наилучшему раскрытию способностей учеников.

В государстве главенствует идея о всеобщем равенстве, поэтому финская система школьного образования решительно отвергает широко распространенные мировые тенденции, многие из которых стали для нас совершенно привычными. Финны не могут выбирать школы, формальные экзамены не сдаются до совершеннолетия (18 лет), а также отсутствуют тесты, контрольные и всевозможные рейтинги успеваемости. Таким образом, у детей не появляется стремления к конкуренции, а значит нет стрессов, связанных со страхом оказаться хуже других.

Какой результат у таких решений? Результаты школьного образования очень высокие и практически одинаковые по всей стране, поэтому нет никакого смысле отправлять своего ребенка в престижную гимназию на другом конце города, как часто делают российские родители в погоне за максимальными баллами на итоговой аттестации.

Резюмируя, можно сказать, что обучение в Финляндии выстроено необычным образом и, тем не менее, оно очень эффективно. Времени в школах дети проводят существенно меньше, чем в других странах, к тому же домашние задания у них намного легче. В итоге получается, что ученики любознательны, ходят на уроки с радостью и почти не устают. Они получают удовольствие от процесса – а это самая лучшая мотивация для качественного обучения.

lancmanschool.com

7 лучших международных школ Москвы

Зарубежное образование имеет много преимуществ. Это высокий уровень подготовки специалистов, использование новейших методик и разработок, комфортные условия обучения, стажировки в лучших компаниях мира. Диплом известного иностранного ВУЗа высоко котируется по всему миру.

Однако готовиться к поступлению в иностранные университеты необходимо задолго до получения аттестата и сдачи ЕГЭ. Несмотря на то, что российская образовательная программа очень сильна, выпускники, обучающиеся только по ней, испытывают трудности с поступлением. Это и незнание английского языка на должном уровне, и принципиальные отличия в схемах образования.

Лицей Международного университета

Получить качественное образование и поступить без проблем в лучшие ВУЗы мира позволяют международные частные школы в России. Как правило, обучение ведется в них сразу по двум программам, российской и зарубежной. В результате выпускники получают сразу 2 аттестата, успешно поступают в самые престижные университеты. Речь идет о школах, имеющих лицензии и сертификаты международных и английских экзаменационных комиссий. В зависимости от конкретного вида сертификата, международная школа может только обучать по английской программе и помогать в подготовке к экзаменам, либо имеет право проводить тесты и принимать экзамены. В некоторых школах используется российская программа, дополненная предметами из программ кембриджского университета или Международного бакалавриата.

Обратите внимание, международные частные школы могут использовать, либо английскую национальную программу обучения, либо программу обучения Международного бакалавриата. В первом случае выдается аттестат A-Level, во втором – IB. Обе программы ценятся ведущими университетами мира, однако их принципы обучения существенно отличаются. Учитывайте это еще на этапе выбора подходящей частной школы.

Частная школа Ювенес

Программа A-Level предполагает самостоятельный выбор 3-4 основных предметов из широкого списка дисциплин. Подбираются они с учетом требований ВУЗа, в который выпускник планирует подавать документы. По желанию слушатели могут выполнить исследовательскую работу и оформить результаты в виде подробного эссе.

В отличие от A-Level, в Diploma Programme ученик выбирает по одному предмету из 6 групп (но изучение математики, родного и иностранного языка обязательно). При этом половина из выбранных предметов изучается на углубленном уровне, а вторая – на стандартном. В курсе IB проведение исследовательской работы и написание подробного эссе необходимо в обязательном порядке.

Отличительные особенности детских английских школ

В международных частных школах важно создать здоровую психоэмоциональную атмосферу для учеников. Детям приходится осваивать сложнейшие программы, углубленно изучать языки. В школах уделяется огромное внимание каждому ребенку, педагоги совместно с психологом оценивают возможности каждого ученика, в случае необходимости, проводят индивидуальные занятия. Учебные планы составляются так, чтобы равномерно распределить дисциплины, чередовать физические и умственные нагрузки, режим труда и отдыха.

Огромное значение имеет квалификация педагога. В рассматриваемые школы принимают опытных учителей, умеющих найти подход к детям, преподнести информацию в интересной форме.

Лучшие детские английские школы имеют мощное оснащение: лаборатории, современную библиотеку, развитую спортивную базу, компьютерные классы, условия для занятия искусством. Для реализации современных образовательных программ важно и оснащение классов. Они должны быть оборудованы интерактивными досками, проекторами, удобной и безопасной мебелью.

Ознакомиться со всеми международными школами Москвы можно на страницах нашего каталога:

Давайте рассмотрим 7 лучших школ Москвы, которые соответствуют условиям, приведенным выше.

1. Международная частная школа Russian International School

 

Russian International School – элитный образовательный центр, обучающий детей одновременно по двум программам: российской и английской национальной. В школе работают опытные педагоги из России и Британии, реализуются высокие стандарты как российского, так и британского образования.

RIS – центр полного цикла, включающий в себя начальную, среднюю и старшую школы, соответственно – Primary School (1 и 2 ступени), Middle School (3-я ступень), курсы IGCSE и A-LEVEL. Учебная программа насыщена предметами, направленными на всестороннее развитие ребенка. Но, несмотря на огромную нагрузку, ребята не устают благодаря грамотно составленному расписанию, в котором равномерно распределены интеллектуальные и физические нагрузки, предусмотрены прогулки и занятия на свежем воздухе, отдых.

Также в RIS есть детский сад. Посещая его, дети практически с рождения погружаются в англоязычную среду, осваивают программы раннего развития.

Особенности:

  • В каждом классе не более 10 учеников.
  • Наличие дополнительных секций и мастерских: балетная студия, занятия каратэ, художественная гимнастика, футбол, ушу, театральная студия (руководитель – Д. Харатьян), шахматный и английский клубы.
  • RIS сотрудничает с образовательными учреждениями Великобритании, помогает с поступлением на любую ступень обучения, с оформлением документов.

Лицензии и сертификаты

  • Аккредитация Британской экзаменационной комиссии Edexcel Approved Centre – дает право подготавливать учеников и принимать экзамены на аттестаты A-Levels и GCSE.
  • Аккредитация Кембриджского Университета Cambridge International Examinations.
  • Образовательная лицензия Минобразования РФ и государственная аккредитация.

 

2. Детская английская школа «Классика»

«Классика» – начальная школа с глубоким изучением иностранных языков, использующая программы «Школа 2100» и «Учусь учиться». Уроки ведутся на русском и английском языках. Начиная со второго класса, дети, помимо английского, изучают французский или китайский язык.

Особенности:

  • Небольшие классы (до 10 учащихся).
  • Все желающие могут пройти курс «ментальная арифметика». Это новейшая уникальная методика, гармонично развивающая оба мозговых полушария.
  • Есть группа продленного дня, в которой дети отдыхают, играют, питаются и делают уроки.
  • Стажировка языка (регулярные поездки в Европу во время каникул).

3. Британская Международная школа

Важная особенность БМШ – интернациональность. В отличие от других международных частных школ, представленных в этом обзоре, в БМШ реализовывается Английская национальная программа (без российской). Предметы преподаются на английском языке, выпускники получают аттестат A-LEVEL. Также БМШ имеет российское отделение, где дети получают образование в соответствии с отечественной программой. Учебный план российского отделения дополнен предметами из Британской национальной программы.

Особенности:

  • Обучение по программам IB или A-LEVEL в старшей школе международного отделения.
  • БМШ – центр приема Кембриджских экзаменов в Москве (аттестаты IGCSE и A-LEVEL, GCSE).
  • При школе работают многочисленные кружки и секции: творчество, искусство, музыка, спорт, языковые.

Лицензии и сертификаты

  • Лицензия Минобразования РФ.
  • Аккредитация Edexcel Approved Centre.
  • Аккредитация Cambridge International Examinations.
  • Аккредитация IBO.
  • Аккредитация и сертификат о членстве в ECIS.
  • Аккредитация и сертификат о членстве в CIS.

4. Академическая гимназия

 

Данный образовательный центр предоставляет дошкольное, начальное, основное общее и среднее образование по российской программе образования. Школа является центром ESOL по проведению Кембриджских тестов на знание английского. Все выпускники успешно сдают эти тесты и получают высокие баллы. Это позволяет в дальнейшем без проблем поступать в зарубежные университеты.

Особенности

  • Широко развита внеурочная деятельность – экскурсии, кружки, конференции, дискуссии за круглым столом, олимпиады, поисковые и научные исследования, спортивные секции и соревнования.
  • Возможность очной, домашней, заочной (экстернат) форм обучения, их сочетаний.
  • Образовательная программа дополнена отдельными предметами кембриджского университета.
  • Изучение второго иностранного языка.

Лицензии и сертификаты

  • Аккредитация и лицензия на образовательную деятельность.
  • Сертифицированный центр Cambridge ESOL.

5. Европейская гимназия

Европейская гимназия – одна из немногих международных частных школ России, использующая программу Международного бакалавриата с 1 по 11 класс. Помимо этого дети осваивают государственную образовательную программу. В начальной школе государственная программа интегрирована с подходами PYP IBO. На этом уровне дети, помимо стандартных предметов, углубленно изучают английский язык, начинают учить второй иностранный язык. Уже по окончании начальной школы ребята получают навыки самостоятельной работы с материалом, умеют анализировать и работать в команде, используют творческий подход к решаемым задачам. В средней школе ученики осваивают российскую программу и программу средней ступени IBO, MYP. В старшей школе занятия с ребятами осуществляются по индивидуальным учебным планам. Такая подготовка позволяет успешно сдать ЕГЭ и поступить в любой ВУЗ мира без дополнительных занятий с репетиторами.

Особенности

  • Подготовка к сдаче ЕГЭ и IB по индивидуальным программам.
  • Углубленное изучение двух иностранных языков.
  • В средней и старшей школе ученик может выбрать самостоятельно язык обучения: английский или русский.
  • Подготовка к экзаменам KET, PET и FCE – учащиеся оканчивают школу с признанным во всем мире сертификатом на знание английского языка.

Лицензии и сертификаты

  • Авторизация по программам Международного бакалавриата всех 3- х ступеней: PYP, MYP, DP.
  • Свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности и лицензия.

Все частные школы в нашем каталоге удобно разделены по стоимости:

Выбирайте подходящий раздел, и вы найдёте лучшую школу под ваш бюджет.

6. Школа Завтрашнего дня

«Школа Завтрашнего дня» – двуязычная школа, основывающаяся на библейских принципах образовательной системы. Она использует авторскую методику обучения «Завтрашнего дня», созданную доктором философии Дональдом Ховардом. По данной методике работают свыше 100 учебных заведений в странах СНГ и Балтии.

Программа основана на пяти принципах: уровень сложности материала должен соответствовать знаниям и способностям ученика; ученик должен ставить перед собой реальные цели, которые он сумеет достичь за определенный временной промежуток, ученика нужно контролировать и мотивировать, поощрять. В школе практикуется индивидуальный подход к каждому ученику, учащиеся осваивают программу в удобном темпе, а преподаватель не перейдет к изложению новой темы до тех пор, пока ученик не разберется с предыдущей.

Особенности

  • Обязательное тестирование SAT и TOEFL для выпускников.
  • С 2004 года учреждение имеет право проводить Стэндфордское тестирование, предлагать тестирование для учащихся из школ «Завтрашнего дня» в странах Балтии и СНГ.
  • Выпускники без проблем сдают ЕГЭ и поступают в лучшие университеты мира.
  • традиционно ежегодно в конце апреля проводятся олимпиады Завтрашнего дня. В них участвуют свыше 300 учеников из различных стран.

Лицензии и сертификаты

  • Свидетельства NCPSA и Accreditation International,
  • Государственная аккредитация и лицензия.
  • Декларация пожарной безопасности.
  • Аккредитация CITA.

 

7. Международная частная школа «Марина»

Международная частная школа «Марина» работает по базовой федеральной программе и делает упор на освоении нескольких иностранных языков. Дети с 1-го класса изучают английский язык, с 4-го – французский, испанский или немецкий на выбор. В старших классах в программу добавляется третий иностранный язык.

Особенности

  • Школа сотрудничает с ведущими ВУЗами страны, британскими, канадскими и американскими университетами. Выпускники «Марины» поступают в лучшие университеты мира.
  • В программе предусмотрены образовательные обмены, обучающие поездки во время каникул.
  • Ученики участвуют и побеждают в олимпиадах, конкурсах проектных работ (в т. ч. в Индии и Калифорнии).
  • «Марина» вместе с Калифорнийским театром ставит мюзиклы на английском языке.

Лицензии и сертификаты

  • Лицензия и аккредитация образовательной деятельности.
  • Член совета CIS.
  • Заключение СЭС.

www.schoolioneri.com

Чему может научить финская школа — самая либеральная в мире: Общество: Россия: Lenta.ru

Говорят, что финским школьникам не задают домашнюю работу и даже не ставят оценок, а в результате они демонстрируют один из самых высоких уровней знаний в мире. Корреспондент «Ленты.ру» отправился в Хельсинки, чтобы узнать, что такого необычного в финской системе образования и можно ли научить детей уму-разуму без кнута — одними пряниками.

«Мы маленькая страна, и не можем позволить себе разбрасываться людьми, — говорят финские чиновники. — Нам важно, чтобы каждый человек получил максимально возможное образование».

В Финляндии очень дорожат социальным равенством. Дети должны ходить не в «лучшую школу», а в ближайшую. Никаких рейтингов, никакой избранности — у всех равные возможности, и все школы теоретически одинаково хороши. Отчасти поэтому частные учебные заведения не приветствуются, хотя они есть. Но различие между ними и остальными только в определенном уклоне, религиозном, может быть, и в том факте, что когда-то эти школы были организованы частными лицами. Сейчас они также финансируются государством и муниципалитетами.

Образование бесплатное на всех уровнях. Также государство оплачивает школьное питание и дорогу до школы, если на нее приходится тратиться.

Однако финское среднее образование — это не какая-то жесткая система, единообразно применяемая во всех школах. Это скорее глобальный эксперимент в области образования, на который страна решилась в 1970-х годах, и разные школы в разной степени вовлечены в этот эксперимент: есть те, кто в авангарде, а есть и более консервативные. Одна из характерных особенностей ситуации в Финляндии — автономность школ, отсутствие строгого контроля со стороны чиновников. Руководство учебных заведений вправе самостоятельно определять особенности учебного процесса, министерство образования дает только общие указания. Для некоторых школ самостоятельность начинается уже с выбора учебного пространства: руководство и учителя участвуют в проектировании новых зданий. Учителям доверяют как специалистам высокого класса, представителям одной из самых престижных и высокооплачиваемых профессий.

Фото: Stephan Savoia / AP

Финны действительно отказались от оценок — но только в начальной школе. И это не значит, что учителя вообще не следят за «успеваемостью». Они наблюдают за тем, как учится ребенок, определяют его сильные и слабые стороны, общаются с родителями, если нужно. Термин «успеваемость» здесь в кавычках, потому что он мало соответствует тому, что требуют от ребенка в финской школе. Ему не нужно «успеть»: выучить всю годовую программу, вызубрить все правила и так далее. Ему нужно по возможности разобраться в предлагаемых ему знаниях и усвоить их — то есть сделать частью своего опыта, а не пытаться удержать их в голове как свод далеких от жизни формул.

«Раньше мы рассматривали школу как место, где учат, теперь — как место, где учатся», — говорит сотрудница министерства.

Материалы по теме

00:07 — 28 февраля 2017

Основная идея в том, чтобы сделать образование максимально понятным, максимально приближенным к жизни. Не заучивать информацию с абстрактным уверением «потом поймешь» или «пригодится в будущем», а в конкретную минуту обучения понимать, зачем тебе знания, которые ты приобретаешь.

Стимул обучения здесь — не отметки и блеск золотой медали в конце тоннеля, а ясное осознание того, ради чего тебе нужны те или иные знания. По сути, это пресловутое «учись учиться» — обращаться с информацией, главной материей современного мира, находить нужные знания.

С августа 2016 года в Финляндии действует новый учебный план, по которому школам рекомендовано вводить кросдисциплинарные уроки — занятия, на которых дети изучают не математику или историю по отдельности, а явления. Это задействует множество дисциплин — и усиливает эффект нужности приобретаемых знаний. Например, изучают такие актуальные явления, как массовая миграция из стран Африки и Ближнего Востока в Европу. Изучают в комплексе, со всех сторон и во всех измерениях. Здесь и история, и география, и политика, и статистика, и экономика, и многое другое.

Учителя поощряют детей не только самостоятельно разбираться в проблемах, применяя предлагаемые наставниками знания, но и самим выбирать темы для уроков — то есть изучать науки на примере явлений, которые их интересуют больше всего.

«В российских школах нередки случаи, когда преподаватель, объясняя что-то, задает вопрос: все ли понятно, и слышит ответ: непонятно все. В Финляндии же упор делается на качество, а не на количество: ученик должен сам, собственными силами освоить те или иные методы, так что ситуация “непонятно все” практически невозможна, — говорит доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Филимонов. — Что было самым интересным в советской школе? Наверное, что-то вроде безобидных опытов на уроках химии — когда хоть что-то разрешалось делать самому».

Фото: Stephan Savoia / AP

Даже когда вводятся оценки — с 7-го класса, они не самоцель и не предмет соревнования в классе. Потому что оценки не афишируются и не обсуждаются публично. Об отметке знает только ученик и его родители. У взрослых зачастую даже нет возможности понять, как учится их отпрыск в сравнении с одноклассниками. Но это не должно их заботить в принципе. Если учитель видит, что у ребенка наметилось отставание в каких-либо областях, он говорит об этом наедине с ребенком и его родителями. Ученику помогают дополнительно, может быть, присоединяется еще один преподаватель. Его «подтягивают», не акцентируя на этом внимания, без ущерба для его «социального чувства».

Даже если у ребенка плохие результаты, его не отправят в коррекционную школу или что-то вроде того. Его до последнего будут держать вместе со всеми, потому что главное — это социальная адаптация и возможность быть полноправным членом общества. К слову, в СССР в 1970-1980-е годы проводились эксперименты по совместному обучению обычных детей и детей с отставанием в развитии. Они были признаны неуспешными.

Материалы по теме

00:01 — 21 мая 2017

Если же ребенку действительно невозможно учиться вместе с другими, ввиду его ментальных особенностей, он посещает специальные школы, вроде «Валтери», где созданы все условия для обучения и адаптации к «большому» миру.

«Финны использовали в школьном образовании элементы традиционно китайского мышления. Речь о концепции “расслабленной концентрации внимания”, которая широко применялась в восточных единоборствах. Суть заключается в следующем: человек не может быть эффективным в состоянии максимального напряжения, так как оно возникает в экстренных ситуациях. В повседневной жизни, наоборот, для всестороннего раскрытия способностей ребенка требуется максимальное расслабление», — говорит Алексей Реуэль, директор лицея РАНХиГС при президенте РФ.

Русскому человеку непонятно: школьникам создают такие тепличные условия, никаких тебе соревнований и санкций. А не аукнется ли это, когда вчерашний школьник попадет во взрослую жизнь, которая есть борьба. Финские чиновники объясняют: в первую очередь их задача состоит в том, чтобы во взрослую жизнь вступил человек, уверенный в себе, опирающийся на свои знания и умения, а не невротик, для которого определяющий фактор — оценки и рейтинги. Такой уверенный в своих силах человек, мол, и в сложной жизненной ситуации не растеряется.

Более того, детей подталкивают к принятию собственных решений, к необходимости самому проявлять инициативу. Именно эти качества так необходимы во взрослой жизни. В то время как классическая система — делать, как скажет учитель, привычка к действию по команде и к готовым рецептам — формирует типичного пассивного гражданина, который ждет, когда за него все решат, и кто-то проживет за него его собственную жизнь.

Однако, если школам и учителям предоставлена такая независимость, не получается ли, что выпускники разных школ по характеру полученных знаний подобны обитателям разных планет? Не получается, потому что подготовка идет все же по приблизительно одному набору учебников — в Финляндии несколько издательств учебной литературы, и они конкурируют между собой, стараясь выпускать наиболее интересные издания.

Муниципальные власти заинтересованы в том, чтобы у их школ была хорошая репутация. Официальных рейтингов нет, но люди все равно сравнивают, как учат в той или иной школе, много ли в их школе интересного современного оборудования и так далее. Хорошие школы, особенно в новых районах, привлекают туда новых жителей. Больше жителей — больше налогов, поступлений в муниципальную казну.

Финляндия не делает секретного ноу-хау из своей системы образования, наоборот, всячески способствует тем, кто хочет перенять этот опыт. Один из примеров — программа HundrED, собирающая, систематизирующая и распространяющая по всему миру информацию об инновациях в школьном образовании. В октябре 2017 года обещают запустить полноценный сайт HundrED, на котором будет представлена сотня наиболее интересных инноваций с подробной презентацией. Любой желающий — от сельского учителя до министра образования — сможет бесплатно воспользоваться накопленным опытом, если он заинтересован в модернизации школьной программы.

В международном рейтинге школьного образования PISA Финляндия традиционно занимает высокие места, хотя результаты за последние 10 лет несколько снизились. Новая учебная программа, принятая в 2016 году, призвана помочь стране улучшить показатели. Но все же Финлядния остается в числе лидеров — Сингапур, Гонконг и Канада. Россия, к примеру, в последние годы занимает места в районе 23-32 по разным дисциплинам.

Почему Финляндия пошла на такой эксперимент? Почти у каждого, кого учили по классической школьной системе, возникал вопрос: ну ведь, наверное, можно как-нибудь по-другому? Без бессмысленной зубрежки, оценок, нотаций, страхов и комплексов, полученных в результате такого обучения. Кто-то должен был наконец попробовать. Почему не мы? — подумали финны.

Скептики, однако, опасаются, что, переняв финский опыт, построить аналогичную систему не получится. Они справедливо указывают на то, что финское образование возникло не на пустом месте — это продукт финского общества. На другой почве финские семена не прорастут. И нет однозначного ответа на вопрос, с чего же стоит начинать изменения. Сперва выдавить из себя недоверие друг к другу и к детям, желание все контролировать, оценочную систему мышления — и только потом уже менять образование? Или начать как раз с образования, воспитав людей, свободных от прежних комплексов?

Хельсинки — Москва

lenta.ru

Директор финской школы в Москве: «Самое важное — чтобы знание родного языка было на хорошем уровне» (Helsingin Sanomat, Финляндия): | Общество | ИноСМИ

Осенью 2018 года 46-летний Янне Салмела (Janne Salmela) заступил на пост директора финской школы в Москве. Сейчас школа переживает период нового подъема, число учащихся стабилизировалось и даже стало расти.

В течение нескольких лет количество учащихся в школе только снижалось. Существовали опасения, что школа закроется, поскольку Финляндия оказывает поддержку только тем находящимся за рубежом финским школам, в которых есть как минимум пять учащихся.

На это есть множество причин. Финские фирмы уже давно начали заменять финских сотрудников российскими. Численность финского сообщества начала резко сокращаться начиная с 2014 года — в связи с российскими проблемами в экономике и санкциями.

Кроме этого, все больше финнов расценивает Москву как этап в продвижении своей карьеры за рубежом, и поэтому самое простое решение — отдать ребенка в международную школу.

Сейчас ситуация стабилизировалась. В школе учится девять человек, в следующем году их может быть 15.

В начале этого десятилетия в школе учились около 30 человек, а в 1990-х — 60. До таких показателей далеко, но развитие все же идет в верном направлении. «Минимум был достигнут, и сейчас число учащихся растет. По мнению администрации школы, это заметно во всем — в общей атмосфере и духе школы», — говорит Салмела.

Закрытие финской школы в Москве стало бы знаковым событием. Ей больше 50 лет, и она играет важную роль в сохранении финского языка и культуры.

Iltalehti.fi
Collective Evolution
Ilta-Sanomat
The Washington Post

В последнее время на эту тему в Финляндии много говорили. Особенно после того, как Комитет по вопросам языков Финляндии сообщил в конце октября, что финский и шведский языки находятся под «серьезной угрозой». Одна из причин беспокойства — сужение сферы применения национальных языков.

Это, безусловно, особенно касается финских детей, живущих за рубежом, говорит Салмела. Во многих финских семьях дома говорят на нескольких языках, и угроза слабого знания финского языка является реальностью.

«Мы предлагаем создать крепкую базу для финского языка. Ведь основа всего — это родной язык, который должен быть на хорошем уровне. Без этого условия изучение других языков усложняется».

Поскольку языком обучения является финский, учебная программа — финская, а учебники — из Финляндии, дети проводят свои дни в финской обстановке.

«Ведь с большой частью нашей культуры мы знакомимся в школе. У нас тоже проводятся все праздники и соблюдаются все традиции. Если не ходить в финскую школу, знания о финской культуре легко могут стать поверхностными».

Салмела знает, о чем говорит. И хотя это его первая осень в Москве, это уже его восьмой учебный год за границей в качестве преподавателя.

Сначала он проработал пять лет в Европейской школе Брюсселя, затем — два года в Катаре, где есть англоязычная школа, придерживающаяся финской программы.

«Я заметил эту вакансию прошлой весной. Мне показалось, что наступил нужный момент для продвижения по карьерной лестнице», — говорит Салмела.

Москва стала совершенно новым опытом. Он побывал в Москве впервые, когда приехал прошлым летом знакомиться со школой. Первое впечатление было очень позитивным. Тогда Россия принимала Чемпионат мира по футболу, во время которого Москва была очень гостеприимной.

Московские будни нельзя сравнить с чемпионатом по праздничности, но Салмела и его жена Ану Койвусаари (Anu Koivusaari), работающая в школе, все равно довольны жизнью в столице. Они живут за МКАДом, и у них есть свой сад, что является для Москвы редкостью.

Путь до работы их устраивает, поскольку они не попадают в самые напряженные часы пробок на московских дорогах. Школа находится не в самом центре, но это даже облегчает ситуацию. В том же здании находятся шведская, японская и итальянская школы.

В предыдущем месте работы Салмела, катарской школе, используется экспортная программа финского образования, о которой сейчас много говорят. По словам Салмела, у финских учебных учреждений можно многому поучиться. Важно, что в систему экспорта образования совершаются инвестиции.

Однако он напоминает:

«Системе образования Финляндии больше ста лет. Она основывается на финской культуре. Ее нельзя экспортировать, но мы можем помочь другим в развитии собственной культуры».

Очень важным является и отношение к профессии учителя. В Брюсселе учащиеся называли Салмела «месье», в Катаре — «мистером», но в целом профессия учителя не считалась очень престижной. Финские дети обращаются к преподавателю на «ты», но учителя являются мастерами своего дела, и профессия считается хорошей, в этой сфере существует конкуренция.

Финская культура однажды стала объектом внимания в Брюсселе, когда директор Высшей школы был впечатлен тем, как финские учащиеся отмечают Рождество. Дети показывали программу, которую они подготовили сами, и родители спокойно смотрели выступления не только своих детей, но и других ребят. Самый обычный рождественский праздник.

«Директор захотел, чтобы мы организовали такой рождественский праздник для всей школы, раз у нас все прошло так удачно», — вспоминает Салмела.

«Однако в таком случае нужно было подробно познакомить всех с культурой, рассказать, как финны ведут себя на рождественских праздниках. Учащимся из других стран это еще можно было бы объяснить, но вот их родителям — вряд ли».

Янне Салмела

По образованию — учитель младших классов и директор.

Преподавал в Финляндии 11 лет, осенью 2011 года начал работать в Европейской школе Брюсселя.

В 2016 году переехал из Брюсселя в Катар, откуда летом 2018 года переехал в Москву.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Завидуйте: финская школа. – Блог Андрея Бабушкина

Получил по электронной рассылке статью. Которая меня очень заинтересовала. Вначале Финляндия была частью Швеции.  Затем – счастью России. И менее 100 лет назад стала независимой странной.
Но как  ей удалось от грязной,  отсталой, непритязательной Чухонии  стать  одной из наиболее прогрессивных стран мира,  – это нам следует понять.
Эта статья о финской  школе позволяет нам  увидеть то, чему мы модем  учитьься у наших северных соседей.

Загадки финской школы: меньше учишься – больше знаешь


Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.
Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.
В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.
Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней
– нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс
– верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс.
В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.
Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.
7 принципов «средней» ступени финского образования
1. Равенство:
– школ.
Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности  и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.
Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке.
Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.
До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.
– всех предметов.
Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.
– родителей.
Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.
– учеников.
Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.
Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.
«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.
– учителей.
Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.
– равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.
Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).
2. Бесплатность:
Кроме самого обучения, бесплатны
– обеды
– экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность
– школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.
– учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.
3. Индивидуальность:
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра  дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание.
В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:
– Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
– Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
4. Практичность:
Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.
5. Доверие:
Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.
С этим принципом тесно связаны два других:
6. Добровольность:
Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.
В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.
Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».
В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.
Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.
7. Самостоятельность:
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.
Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.
Школа, школа, ты мне снишься
Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.
1. Когда и сколько учимся?
Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.
Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».
2. Чему учимся?
1–2 кл.:
изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.
3–6 кл.:
начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.
В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.
7–9 кл.:
финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».
3. Кому нужны оценки?
В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.
Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.
Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
Мелочи школьной жизни:
– территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
– дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
– форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
– в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
– домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
– обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
– в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!
Первый раз в первый финский класс
Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:
«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс. Все. Здравствуй, наше самое первое сентября!
Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате»,  в помощь.
Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.
Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.
Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.
Наталья Киреева, Хельсинки

 

an-babushkin.livejournal.com