Формат в черчении это – Форматы чертежей и основные надписи — Мегаобучалка

формат чертежа – это… Что такое формат чертежа?


формат чертежа

 

формат чертежа
Стандартные размеры сторон листа бумаги для выполнения чертежей.
[http://sl3d.ru/o-slovare.html]

Тематики

  • машиностроение в целом

Справочник технического переводчика. – Интент. 2009-2013.

  • формат фрактального изображения
  • формат эскиза электронной системы обмена информацией

Смотреть что такое “формат чертежа” в других словарях:

  • ФОРМАТ — (1) информации конструкция языка (см.), определяющая правила размещения текстовой информации при её выдаче на печать млн. экран дисплея. Ф. определяет структуру команд; (2) Ф. кадра (телевизионного изображения) номинальное отношение ширины… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Р 50-64-88: Рекомендации. Системы автоматизированного проектирования. Коммуникативный формат данных для проектирования печатных плат. Общие требования — Терминология Р 50 64 88: Рекомендации. Системы автоматизированного проектирования. Коммуникативный формат данных для проектирования печатных плат. Общие требования: 2. Защитный слой печатной платы Слой печатной платы, на котором не требуется… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Идентификатор изменения чертежа печатной платы — 4. Идентификатор изменения чертежа печатной платы Порядковый номер изменения чертежа, относящегося только к изменению проводящего рисунка, устанавливающий соответствие проводящего рисунка принципиальной электрической схеме Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Чертёж — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. У этого термина существуют и другие значения, см. Чертеж …   Википедия

  • Обозначение — сопряжения, контролируемого размера, поверхности или зоны контроля, номер сварного шва или обозначение пересечения сварных швов, указываемого номерами сварных швов, через тире, например № 1 2, и других параметров. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • идентификатор — 2.18 идентификатор (identifier): Информационный объект, используемый для объявления идентичности до потенциального подтверждения соответствующим аутентификатором [18]. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 22600 2 2009: Информатизация здоровья. Управлени …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • DWG — Расширение .dwg MIME application/acad application/x acad application/autocad dwg image/x dwg application/dwg application/x dwg application/x autocad image/vnd.dwg drawing/dwg[1] Разработан Autodesk, Open Design Alliance и прочие Тип …   Википедия

  • .dwg — Расширение .dwg MIME application/acad application/x acad application/autocad dwg image/x dwg application/dwg application/x dwg application/x autocad image/vnd.dwg drawing/dwg[1] Разработан Autodesk, Open Design Alliance и прочие Тип формата …   Википедия

  • nanoCAD — Тип Программы САПР Разработчик Нанософт …   Википедия

  • Книга Большому Чертежу — Книга Большому Чертежу …   Википедия


technical_translator_dictionary.academic.ru

5. Форматы, определения, гост на форматы

Форматы бумаги

Формат бумаги —это определенных размеров лист конструкторского документа,ограниченное внешней рамкой. Ряд А является основным, ряд В используются в особых случаях, ряд С предназначен для изданий типа конвертов,папок и т.д. В настоящее время доминируют две системы форматов и размеров бумаги: международный стандарт (A4 и сопутствующие) и североамериканский стандарт форматов бумаги. В настоящее время, все страны, кроме США и Канады пользуются стандартом ISO 216, который основан на формате бумажного листа (формата А0), имеющего площадь в 1 м². Каждый следующий формат бумаги получается делением по длинной стороне, например, лист формата A2 может быть получен путём деления пополам по длинной стороне листа формата A1. В свою очередь, при делении пополам листа A2 получится два листа формата бумаги A3.

Наиболее распространенные форматы бумаги:

Стандарт А

Формат А0 = 841 × 1189 мм

Формат А1 = 594 × 841 мм

Формат А2 = 420 × 594 мм

Формат А3 = 297 × 420 мм

Формат А4 = 210 × 297 мм

Формат А5 = 148 × 210 мм

Формат А6 = 105 × 148 мм

Формат А7 = 74 × 105 мм

Стандарт B

Формат B0 = 1000 × 1414 мм

Формат B1 = 707 × 1000 мм

Формат B2 = 500 × 707 мм

Формат B3 = 353 × 500 мм

Формат B4 = 250 × 353 мм

Формат B5 = 176 × 250 мм

Формат B6 = 125 × 176 мм

Формат B7 = 88 × 125 мм

Стандарт С

Формат С0 = 917 × 1297 мм

Формат С1 = 648 × 917 мм

Формат С2 = 458 × 648 мм

Формат С3 = 324 × 458 мм

Формат С4 = 229 × 324 мм

Формат С5 = 162 × 229 мм

Формат С6 = 114 × 162 мм

Формат С7 = 81 × 114 мм

Межгосударственный стандарт гост 2.301-68 “Единая система конструкторской документации. Форматы” (утв. Госстандартом ссср в декабре 1967 г.) Unified system for design documentation. Formats

Срок введения с 1 января 1971 г.

Взамен ГОСТ 3450-60

1. Настоящий стандарт устанавливает форматы листов чертежей и других документов, предусмотренных стандартами на конструкторскую документацию всех отраслей промышленности и строительства.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1181-78, СТ СЭВ 6306-88.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

2. Форматы листов определяются размерами внешней рамки (выполненной тонкой линией) оригиналов, подлинников, дубликатов, копий (черт. 1).

3. Формат с размерами сторон 1189 х 841 мм, площадь которого равна 1 м2, и другие форматы, полученные путем последовательного деления его на две равные части параллельно меньшей стороне соответствующего формата, принимаются за основные.

4. Обозначения и размеры сторон основных форматов должны соответствовать указанным в табл. 1.

Таблица 1

┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐

│ Обозначение формата │ Размеры сторон формата, мм │

├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│ А0 │ 841 х 1189 │

├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│ А1 │ 594 х 841 │

├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│ А2 │ 420 х 594 │

├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│ A3 │ 297 х 420 │

├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│ А4 │ 210 х 297 │

└──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘

“Чертеж 1”

При необходимости допускается применять формат А5 с размерами сторон 148 х 210 мм.

5. Допускается применение дополнительных форматов, образуемых увеличением коротких сторон основных форматов на величину, кратную их размерам.

Размеры производных форматов, как правило, следует выбирать по табл. 2.

Обозначение производного формата составляется из обозначения основного формата и его кратности согласно табл. 2, например, А0 х 2, А4 х 8 и т.д.

Таблица 2

мм

┌──────┬────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Крат- │ Формат │

│ность │ │

│ ├────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┤

│ │ А0 │ А1 │ А2 │ A3 │ А4 │

├──────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│ 2 │1189 х 1682 │ – │ – │ – │ – │

├──────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│ 3 │1189 x 2523 │ 841 х 1783 │ 594 х 1261 │ 420 х 891 │ 297 х 630 │

├──────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│ 4 │ – │ 841 х 2378 │ 594 х 1682 │ 420 х 1189 │ 297 х 841 │

├──────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│ 5 │ – │ – │ 594 x 2102 │ 420 х 1486 │ 297х 1051 │

├──────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│ 6 │ – │ – │ – │ 420 х 1783 │ 297 х 1261 │

├──────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│ 7 │ – │ – │ – │ 420 х 2080 │ 297 х 1471 │

├──────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│ 8 │ – │ – │ – │ – │ 297 х 1682 │

├──────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│ 9 │ – │ – │ – │ – │ 297 х 1892 │

└──────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘

6. Предельные отклонения сторон форматов – по табл. 3.

Таблица 3

мм

┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐

│ Размеры сторон форматов │ Предельные отклонения │

├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│до 150 │ +- 1,5 │

├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│св. 150 до 600 │ +- 2,0 │

├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│св. 600 │ +- 3,0 │

└───────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘

4 – 6. (Измененная редакция, Изм. N 1).

7, 8. (Исключены, Изм. N 1).

studfiles.net

Форматы файлов чертежей — RC wiki

Известно, что чертежи могут быть представлены в различного рода форматах, но главное, что они могут быть файлом графического формата или файлом CAD-программы. Познакомимся с этими группами поближе.

Графические форматы[править]

Отсканированный из журнала или книги чертеж с точки зрения компьютерной технологии мало чем отличается от файла фотографии, сделанной цифровой камерой. Чем выше разрешение – тем более детализированный будет чертеж. Однако и у бумажного оригинала есть свое ограничение на детализацию, поэтому уровень детализации у отсканированного чертежа будет таким же как и у оригинала или и того меньше.

Отсканированный чертеж необходимо обработать, чтобы он стал рабочим черетежем при изготовлении модели. Обычно это будет задача масштабирования под конкретную модель.

Графические форматы можно условно разделить на растровые и векторные изображения. Особую группу занимает формат DJVU, сочетающий в себе векторно-растровое представление изображения и удачно подходящего на роль хранителя различного рода схем, диаграмм и (что для нас важно) чертежей.

Растровые форматы[править]

Растр – представляет собой прямоуголную матрицу (bitmap), разделенную на маленькие квадратики – пикселы (pixels – pictue element). Растровая графика устроина проще векторной, по крайней мере для понимания. Их можно разделить на два типа: для вывода на экран и для печати. Растровые файлы предназначенные для печати имеют параметр Print Size – печатный размер. С этим параметром связано понятие печатного разрешения, которое представляет из себя соотношение количество пикселов на один квадратный дюйм страницы (ppi – pixels per inch или dpi – dots per inch, термин не совсем верный, но часто употребляемый). Печатное разрешение может быть от 130 dpi (для газеты) до 300 dpi (высококачественная печать). Большее разрешение используется только для наружной рекламы.

Растровые форматы, так же различаются друг от друга способностью нести дополнительную информацию: различные цветовые модели, вектора, Alfa-каналы или каналы с плашечными (spot или pantone) цветами, слои различных типов, интерлиньяж, анимации, возможность сжатия и другое.

JPG – от английского Joint Photographic Experts Group. Изображение хранится в довольно сильно упакованном виде, но сжатие произведено с частичной потерей информации из оригинального изображения. Поэтому данный формат не очень удачен для хранения чертежей.

GIF – от английского Graphics Interchange Format. Вполне удачный формат – может хранить изображение в 256 цветовой палитрой, что вполне достаточно для отсканированных чертежей, если речь идет о таком количестве градаций серого. В этом формате присутствует сжатие графической информации расположенной в строках изображения.

PNG – от английского Portable Network Graphics. Разработанный относительно недавно формат, призванный заменить собой GIF. Глубина цвета в PNG-файлах может быть любой, вплоть до 48 бит. В отличии от GIF, где прозрачность, либо есть, либо нет, PNG поддерживает и полупрозрачные pixels (т.е. диапазон полупрозрачности от 0 до 99%) за счет Alfa-канала с 256 градациями серого.

TIFF – от английского Tagged Image File Format. Формат удобен для хранения изображений, при это есть возможность выбора различных вариантов представления цвета и палитр. Возможна компрессия.

BMP – Bitmap — битовая карта. Несжатый формат – чертежи в таком формате, отсканированные в высоком разрешении будут иметь весомый размер.

Векторные форматы[править]

Вектор – представляет из себя математическое описание объектов относительно точки начала координат, т.е. для того, чтобы нарисовать прямую необходимы координаты двух точек связанных по кротчайшей траектории, для дуги задается радиус и т.д. Таким образом, векторная графика это набор геометрических примитивов. Так же, векторная графика может содержать внедренную растровую графику или ссылку на растровый файл (технология OPI). При передачи векторных файлов из одного формата в другой могут возникнуть проблемы из-за разных алгоритмов математики при построении векторных и описании растровых объектов.

AI – от английского Adobe Illustrator Document. Самый первый продукт компании Adobe. Он вышел сразу же после появления PostScript Level 1, его можно назвать интерфейсом для PostScript (многие программы определяют формат Adobe Illustrator Document, как Generic EPS). Данный формат идеально подходит для переноса векторных изображений в другие программы на разные платформы. Но как и у любого векторного формата могут возникнуть проблемы с переносом градиентов. В особенности эта проблема проявляется при переносе из Adobe Illustrator в CorelDRAW и обратно. Так же, несмотря на заявления производителей, данный формат не поддерживает внедрения шрифтов.

EPS – Encapsulated PostScript. Можно назвать самым надежным и универсальным способом сохранения данных. EPS использует упрощенную версию PostScript и не может сожержать в файле более чем одну страницу. EPS – расширение формата PostScript, данные в котором записываются в соответствии со стандартом DSС (Document Structuring Conventions), но при этом c рядом расширений, позволяющих использовать этот формат как графический. Формат EPS был создан компанией Adobe® System® на основе языка PostScript и послужил базой для создания ранних версий формата Adobe® Illustrator. В своей минимальной конфигурации EPS-файл имеет так называемый BoundingBox DSC comment — информацию, описывающую размер изображения. Таким образом, даже если приложение не может растеризовать данные, содержащиеся в файле, оно имеет доступ к размерам изображения и его preview. Программа QuarkXPress версий 4, 5 и 6 не может растеризовать данные из EPS-файла, поэтому использует в верстке preview, которые хранятся в EPS-файле отдельно от основных данных. Программа Adobe® InDesign версий CS, CS2 и CS3 такого ограничения не имеет. Формат используется в профессиональной полиграфии, и может содержать растровые изображения, векторные изображения, а также их комбинации. Изображение, записанное в EPS-формате, может быть сохранено в разных цветовых пространствах: Grayscale, RGB, CMYK, Lab, Multi-channel. Структура данных растрового EPS-файла может быть записана разными методами: ASCII-данные (текстовые данные), Binary (двоичные данные) и JPEG с различной степенью сжатия. Preview EPS-файла также может быть создано с использованием различных методов уменьшения объёма данных: Macintosh JPEG, TIFF (1/8 bit). EPS-файлы могут создавать все графические редакторы. Самые надежные, естественно, делают программные продукты компании Adobe® System. Среди самых проблемных – это eps-файлы созданные QuarkXPress, по крайней мере это было в старых версиях. По поводу QuarkXPress 7 ничего сказать не могу, т.к. давно не пользуюсь данным продуктом. Так же, не стоит доверять eps-файлам созданным в CorelDRAW. Конечно, многие проблемы били решены в версиях X3 и X4, но основные (например с полупрозрачностями и градиентами) остались. Поэтому, прежде чем делать EPS из CorelDRAW, лучше такие объекты преобразовать в один растровый слой. Так же, возникают проблемы с контурами более 2pt. Их желательно преобразовать в простые объекты.

CDR – Corel Draw Document. Формат известен ниской устойчивостью, плохой совместимостью файлов, искажением цветовых характеристих внедряемых битовых карт. Файлы формата CDR можно открывать в программе Adobe Illustrator CS3, но более ранних версий и не всегда адекватно. Идеальный вариант, когда файл сохраняется в версию CorelDRAW 8. В этой версии были максимально устранены основные проблемы переноса, в том числе и градиента. Но в дальнейших продуктах эти проблемы вновь появились. Да и более поздние версии не всегда открываются в Adobe Illustrator. В особенности это относиться к версии CorelDRAW X3 и X4, несмотря на заявление производителей, что данные версии програм создают совместимые файлы с другими программами для векторной графики.

Другие форматы:

DJVU – от английского “Digital View”

PDF – Portable Document Format

Форматы программ компьютерного проектирования[править]

rcsearch.ru

Чертёж – это… Что такое Чертёж?

У этого термина существуют и другие значения, см. Чертеж. Чертёж детали

Чертёж — документ, содержащий контурное изображение изделия и другие данные, необходимые как для изготовления, контроля и идентификации изделия, так и для операций с самим документом.

Чертёж — один из видов конструкторских документов[1] и, с другой стороны, — один из видов графической модели изделия.

Основные требования к выполнению чертежей изложены в ГОСТ 2.109-73.[2]

Форматы листа

Форматы листа

Международный стандарт размеров листов, ISO 216 (ГОСТ 2.301-68[3]), построен на основе немецкого стандарта размеров листов DIN 476. В стандарте ISO отношение ширины к длине листов различных форматов одинаково, и составляет , Или примерно 1:1,4142. Базовым форматом листа является A0, площадь которого равна 1 м². Каждый из следующих форматов листов A1, A2, A3 и т. д., имеет вдвое меньшую площадь, чем предыдущий. Эти форматы по ГОСТ 2.302-68 имеют название «основные форматы».

Основной формат — формат конструкторского документа, которому отдают предпочтение, размеры сторон которого составляют 1189×841 мм (A0) или полученный последовательным делением его на две равные части параллельно меньшей стороны до формата 297×210 мм (A4).

Дополнительный формат — формат конструкторского документа, который образуют увеличением меньшей стороны любого основного формата на величину, кратную её размеру.[3]

Масштабы

Изображение предмета на чертеже может быть выполнено в натуральную величину, уменьшенным или увеличенным. Отношение всех линейных размеров изображения предмета на чертеже к их натуральной величине называется масштабом.

ГОСТ 2.302-68 устанавливает следующий ряд масштабов изображений на чертежах:

  • масштабы уменьшения — 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:75; 1:100, 1 : 200;
  • натуральная величина — 1:1;
  • масштабы увеличения — 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 40:1; 50:1; 100:1.

Линии

Основными элементами любого чертежа являются линии. В зависимости от их назначения они имеют соответствующие тип и толщину. Изображение предметов на чертеже является сочетанием различных типов линий.

Типы линий, их назначение и толщина установлены ГОСТ 2.303-68 (ISO 128). Сплошная толстая основная линия принята за исходную. Толщина её S должна выбираться в пределах от 0,5 до 1,4 мм. Она выбирается в зависимости от величины и сложности изображения, формата листа и назначения чертежа. Исходя из толщины сплошной толстой основной линии выбирают толщину других линий при условии, что для каждого типа линий в пределах одного чертежа на всех изображениях она будет одинаковой.

Виды, толщины и назначения линий по ГОСТ 2.303-68:

НазваниеТолщина относительно основной линииОсновное назначение
Сплошная толстаяSЛинии видимого контура. Линии перехода видимые. Линии контура сечения (вынесенного и входящего в состав разреза).
Сплошная тонкаяОт S/3 до S/2Линии контура наложенного сечения. Линии размерные и выносные. Линии штриховки. Линии-выноски. Полки линий-выносок и подчеркивание надписей. Линии ограничения выносных элементов на видах, разрезах и сечениях. Линии перехода воображаемые. Следы плоскостей, линии построения характерных точек при специальных построениях.
Сплошная волнистаяОт S/3 до S/2Линии обрыва. Линии разграничения вида и разреза.
ШтриховаяОт S/3 до S/2Линии невидимого контура. Линии перехода невидимые.
Штрих-пунктирная тонкаяОт S/3 до S/2Линии осевые и центровые. Линии сечений, являющиеся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений.
Штрих-пунктирная утолщённаяОт S/3 до 2/3SЛинии, обозначающие поверхности, подлежащие термообработке или покрытию. Линии для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью.
РазомкнутаяОт S до 1,5 SЛинии сечений.
Сплошная тонкая с изломомОт S/3 до S/2Длинные линии обрыва.
Штрих-пунктирная с двумя точками тонкаяОт S/3 до S/2Линии сгиба на развертках. Линии для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях. Линии для изображения развертки, совмещенной с видом.
  • Образцы линий
  • Сплошная толстая

  • Сплошная тонкая

  • Сплошная волнистая

  • Штрих-пунктирная тонкая

  • Штрих-пунктирная утолщенная

  • Сплошная тонкая с изломом

  • Штрих-пунктирная с двумя точками тонкая

Черчение

График за работой План правительственного здания

Когда изображают предметы приёмами черчения, не полагаются на один глазомер и верность руки, а пользуются разными вспомогательными инструментами. Зато от чертежа требуется точное воспроизведение размеров предмета, в определённом масштабе, вследствие чего перспективное изображение употребляется весьма редко (так как оно искажает размеры частей) и заменяется проекциями, по правилам начертательной геометрии. С развитием применений графической статики при помощи черчения стали легко и быстро решать множество численных задач, встречающихся при проектировании сооружений и машин и требующих сложных алгебраических выкладок.

Под именем «геометрическое черчение» подразумевают особый подготовительный предмет программы начальных технических училищ: чтобы приступить к изучению искусства черчения ученикам показывают приёмы употребления чертёжных инструментов и заставляют решать на бумаге разные геометрические задачи. Начиная с действительно нужных, как проведение параллельных и перпендикулярных прямых, деления прямых и углов на равные части, построения фигур в разных масштабах, доходят до решения довольно сложных частных задач и построения разных плоских кривых и правильных узоров, выбранных лишь с целью «набить руку» и достигнуть некоторой степени геометрического «развития». Затем уже переходят к «проекционному черчению»: практическому изучению начертательной геометрии и разных систем проекций, на ней основанных. Эти научные основы черчения разрабатываются дальше сообразно специальностям, требующим разнообразных результатов, достигаемых особыми приёмами и навыками. Черчение географических и топографических карт, ситуационных и межевых планов требует соблюдения большой точности в размерах и раскрашивания условными красками и приёмами. Архитектурное черчение пользуется другими условными обозначениями и приёмами, но тоже требует точного соблюдения размеров, так как их определяют при пользовании планом непосредственным измерением при помощи циркуля и масштаба. В заводских чертежах, даваемых в руки рабочим-исполнителям, большей частью допускается более грубое исполнение, потому что главные размеры обыкновенно надписываются, а самые чертежи часто исполняются в натуральную величину.

В старину было принято тщательно отделывать все инженерные, архитектурные и машиностроительные чертежи: вычерчивать тонкими линиями, тщательно раскрашивать и даже оттенять округлые поверхности размыванием туши.

В архитектуре

Чертёжные инструменты

Некоторые современные инструменты:

Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Когда чертёж большой или подлежит раскрашиванию, бумагу для него необходимо натягивать на чертёжную доску. Хорошая чертёжная доска должна представлять совершенно плоскую гладкую поверхность и быть достаточно мягкой, чтобы в неё легко было вкалывать кнопки для прикалывания бумаги. Поэтому чертёжные доски делают из липового, соснового или ольхового дерева, а более твёрдые сорта не годятся. Дерево, как известно, способно коробиться от высыхания, поэтому для получения хорошей чертёжной доски необходимо принимать различные меры. Дерево выбирают прямослойное, по возможности без сучков: по поверхностным трещинам на кромке легко заметить, что волокна в дереве изогнуты почти всегда по винтовой линии, обыкновенно очень крутой. Если доску из такого дерева выстрогать совершенно плоско, то она станет «косой плоскостью», то есть параболическим гиперболоидом, когда подсохнет. Если же она отсыреет, то скрутится в обратную сторону и образует поверхность такого же рода, но неспособную совпадать с первой. Прямослойное же дерево сгибается в цилиндрическую поверхность. На основании этого, выбрав доски, их распиливают вдоль пополам и склеивают в щиты, перевернув каждую на 180° относительно соседних: вследствие этого вместо одной цилиндрической поверхности при короблении получается волнистая, менее удаляющаяся от плоскости. Доски берут полуторадюймовые и с задней стороны забивают «шпонки» в «награтку». Кромки острагивают как можно прямее, так как ими пользуются для проведения параллельных линий, а сучки на лицевой стороне выдалбливают и заклеивают кусочками дерева из той же доски. Через несколько месяцев пребывания в отопляемой комнате новая доска сильно покоробится, тогда её отсылают к столяру для поправки: пока толщина достаточна, он может её снова выстрогать плоско, но это становится невозможным, если её очень много «повело». После первой неизбежной поправки доска будет изменяться мало, но всё-таки требует по временам перестрагивания. Иногда требуется, чтобы доска была легка: тогда её делают пустой, наклеивая тонкие щиты с обеих сторон рамки. Такая работа удаётся лишь при употреблении очень сухого и долго выдержанного дерева. В старину делали доски в виде рамы, заполненной филёнкой «заподлицо», но такие доски при высыхании непременно дают щели по бокам, а отсырев, распирают шипы своей рамки. Склеивают также чертёжные доски из нескольких слоев перекрещивающихся тонких фанерок, но при всей своей прочности и лёгкости они становятся неправильно-волнистыми при изменении своей начальной степени сухости. Если надо пользоваться обеими поверхностями доски, то её делают с «торцовыми награтками» из твёрдого дерева, то есть «фальц» выбирают в самих награтках, а торцовые кромки щита обделывают соответственным образом и забивают в этот фальц. Для черчения доску кладут на стол так, чтобы свет падал с левой руки работающего и спереди, иначе придется проводить линии по теневой стороне линеек и угольников. При покрытии красками, доску приходится слегка наклонять, чтобы жидкая краска сама стекала в одну сторону, когда же чертёж очень велик, доску удобно очень сильно наклонять и работать стоя, иначе придётся ложиться на стол, чтобы дотянуться до более отдалённого края. Придумано много более или менее сложных станков для этой цели; довольно удобен американский. В нём доска D лежит на козлах, одна рама aca цельная, тогда как другая состоит из неизменяемой части d и переставной bb; цепочки fmf позволяют делать ещё меньшие изменения наклона. Для удобства работы на сильно наклонённой чертёжной доске необходима особо приспособленная горизонтальная линейка («винкель»), скользящая параллельно самой себе по направляющим, устроенным по бокам доски, и снабжённая закраиной, как школьная чёрная доска: без этого нельзя выпустить из рук ни одного инструмента, ибо скатится на пол. Для наклеивания бумаги на доску её изнанку смачивают равномерно водой при помощи чистой губки и кладут этой стороной на доску (изнанку бумаги можно отличить от лица рассматривая её против света, при скользящем освещении на изнанке виднее отпечатки проволочной ткани, на которой вычерпывали бумажную массу для образования листов). Затем на ширину пальца от края кладут на неё крепкую линейку, отгибают кверху край бумаги и, нажимая на линейку одной рукой, другой намазывают кистью нижнюю поверхность бумаги и доску клейстером или густым раствором гуммиарабика. Притерев намазанный край тряпкой через подложенный лист обёрточной бумаги, повторяют то же самое с тремя оставшимися краями листа, стараясь при этом натянуть середину без складок. После этого смачивают и лицевую сторону губкой, не намачивая на этот раз приклеенных краёв, и оставляют сохнуть.

Список чертёжных инструментов и их использование
  1. Простая односторонняя доска.
  2. Доска с торцевыми награтками.
  3. Американский станок.
  4. Угольники.
  5. Рейсшины.
  6. Хомутик и пружины.
  7. Эксцентрическая линейка.
  8. Лекала.
  9. Лекало для параболы.
  10. Штриховальная линейка.
  11. Рейсфедеры.
  12. Калиберный рейсфедер.
  13. Двойной рейсфедер.
  14. Криволинейный рейсфедер.
  15. Рапидограф.
  16. Простой циркуль.
  17. Державка.
  18. Конические ножки циркуля.
  19. Волосной циркуль.
  20. Круговой циркуль.
  21. Складной циркуль.
  22. Кронциркуль.
  23. Пропорциональный циркуль.
Чертёжные инструменты. Рис. 1 Чертёжные инструменты. Рис. 2

Для проведения прямых служат чертёжные линейки, угольники и рейсшины или винкели; успех работы зависит от правильности, исправности и целесообразного устройства этих приспособлений. Лучшим материалом служит прямослойное грушевое дерево, но немногие мастера умеют так его выбирать и обрабатывать, чтобы оно впоследствии не изменяло своей формы. Лучшие линейки получаются из Парижа, с клеймами H. Oliverau, Hudelo и E. S. с изображением циркуля, треугольника и транспортира; немецкие изделия не уступают этим в тщательности отделки, но скоро искривляются при работе. Толщина должна быть около 2 мм; направляет собственно верхнее ребро, так как черту всегда проводят немного отступив от линейки; поэтому при очень толстой линейке черта легко выходит волнистой вследствие небольших изменений наклона карандаша, а при очень тонкой тушь легко может пристать к дереву и произвести кляксу. Угольники делают вырезанными из дощечки, а очень большие в виде рамки. Вследствие усыхания дерева, гипотенуза треугольников, вырезанных из сплошной доски, не может сохранить своей первоначальной прямизны, и поэтому надёжнее пользоваться одними катетами, когда это возможно. Используются углы в 45, 60 и 30°, но обычно острые углы делают наугад. Медные вставки не приносят никакой пользы, так как не прочны. О правильности линейки можно судить глазом, визируя против света вдоль её ребра; ещё точнее можно проверить три линейки: они не должны пропускать света, когда их накладывают рёбрами попарно, одна на другую. Совпадение же рёбер только двух линеек может произойти, если они представляют выпуклую и вогнутую дугу одного и того же круга. Маленькие неточности линеек можно исправлять, притирая ребро на листе мелкой стеклянной бумаги, положенном на плоскую доску, а грубые выбоины сострагивают хорошим фуганком, очень остро выточенным, удобнее всего на «стусле». Для проведения параллельных линий приходится заставлять угольник скользить по неподвижной линейке, удобнее для этого «рейсшина»: её поперечная часть толще продольной и скользит по краю чертёжной доски. Обыкновенно приходится проводить много горизонтальных и вертикальных линий; если кромки доски аккуратно под прямым углом, можно ими пользоваться при неподвижной поперечной части рейсшины; для наклонных, половину этой части можно поворачивать и закреплять винтом. На фиг. 8 таблицы представлена доска F с рейсшиной АА’, которой поперечная часть B скользит по фальцу в кромке ЕЕ доски, в то время как на правую кромку опирается пружина cc хомутика d. Такое приспособление особенно удобно для Ч. на сильно наклонной доске; для вертикальных линий ставят угольник u (изображённый пунктиром на фиг. 8). Из этой фигуры ясно, что поперечина B должна быть заподлицо с поверхностью доски, а линейка АА’ выше, иначе нельзя будет подводить угольник близко к левому краю в удобном для черчения положении. Существует много конструкций, позволяющих изменять угол винкеля на желаемое число градусов, исправлять его положение микрометрическим винтом и т. п. Почти все это оказалось неудобным или непрочным. При вычерчивании зубчатых колёс и т. п. фигур приходится проводить много прямых, сходящихся в одной точке: можно просто вколоть в это место булавку, такой же толщины, как острие карандаша, и прикладывать к ней один конец линейки; удобнее «эксцентрическая линейка» АА. У одного конца поворачивается и закрепляется винтом N медный рычажок B, снабжённый иглой O, которую можно отвернуть сколько угодно и заставить край линейки направиться через центр или проходить на определённом расстоянии от него.

Криволинейные линейки называются лекалами; их обыкновенно вырезывают из грушевого дерева и придают очень фантастические формы, причём, однако, в одном лекале соединяют обыкновенно части однородных геометрически кривых. Изготовляют и систематические подборы для употребительных кривых, например для параболы. Лекалами пользуются для Ч. кривых по точкам. Когда кривизна плавная, можно изогнуть упругую стальную полоску так, чтобы она проходила через заданные точки и обвести по её краю; для успеха полоску приходится придерживать помощнику или прижимать особыми грузами. Для дуг круга очень большого радиуса существуют особые механизмы Чебышева и князя Гагарина, изгибающие упругую полосу по заданному радиусу. Опытный чертёжник очень скоро делает штриховку параллельными линиями, передвигая угольник по рейсшине от руки, не нуждаясь для этого в особых приспособлениях, которые существуют в большом числе. Самое простое изображено на фиг. 13 таблицы: угольник B может скользить по вырезу ab линейки A. Придвинув его к a, проводят черту, придвинув к b, проводят вторую; затем, придержав B, передвигают A вправо, и повторяют прежнее. Многие изобретатели старались с большим или меньшим успехом сделать расстояния между штрихами переменными. Кроме дерева, угольники делают из рогового каучука и из целлулоида. Каучук менее изменчив, чем дерево, он коробится лишь от довольно сильного нагревания, но он чёрен, грязи и пятен от туши на нём не видно, и поэтому он легко грязнит бумагу. Целлулоид, может быть, окажется удобен, так как в последние годы ему успели придать большую прочность и меньшую возгораемость. Металлические линейки слишком тяжелы, а медные к тому ещё сами марают бумагу; стальные употребляются только для обрезки готовых чертежей.

Главным орудием чертёжника служит чертёжное перо или «рейсфедер». Он состоит из двух пружинящих створок aa, винта с и ручки b, между створками жидкая тушь держится вследствие капиллярности; если обе створки хорошо прилегают к бумаге, то тушь пристаёт к ней между ними, черта выходит резко ограниченная. Новейший тип, изготовляемый Керном и Гизи в Швейцарии, а также Герлахом в Варшаве, короче и крепче, чтобы устранить суживание щели от надавливания на линейку; он вытачивается из одного куска, снабжается продольным прорезом и винтом a для укрепления в ручке. Для тонких линий концы закругляют острее, а для толстых — тупее, чтобы между широкими створками держалось побольше чернил. В старину делали одну створку на шарнире, чтобы удобнее чистить, но шарнир очень скоро расшатывается, а вычистить и так не трудно бумажкой, смочив рейсфедер в воде. Линии толще 1 мм трудно провести сразу, обыкновенно проводят много лишь тонких линий. Поэтому для хорошего рейсфедера нужны следующие качества: обе его створки должны прикасаться одновременно к бумаге; когда черта проводится на удобном расстоянии от линейки, края створок должны быть гладки и тонки, но не резать бумаги. К ширине щели прибавляется и ширина прикасающихся краёв створок, так что для тонкой черты они должны быть тонки, но не остры. Щель между створками клинообразна, а сбоку они заточены округло, значит, черта будет выходить тоньше, когда рейсфедер держат вертикально, и тем шире, чем он наклоннее. Но по устройству руки человеческой наклон этот сам собой меняется, когда ведут длинную черту, и чертёжнику надо много навыка, чтобы избежать этого недостатка. Поэтому самые кончики должны быть изнутри немного отогнуты, чтобы при обычной ширине черты их внутренние поверхности были близки к параллельности. Несознательное соблюдение этого условия и делает то, что иной рейсфедер работает лучше других. От употребления рейсфедеры скоро тупятся, но чертёжник легко может исправлять их сам; для литографов концы створок закаливают, в таком случае их надо притачивать на бруске, а обыкновенным, мягким можно возвратить прежнюю форму мелким напилком. Сначала, свинтив створки до взаимного прикосновения, кончики обтачивают с боков, не обращая внимания на то, что края становятся толще. Сделав это, рейсфедер раскрывают на обычную ширину и удостоверяются, что обе створки прикасаются, когда черта проводится на удобном расстоянии от линейки. После этого можно восстановить параллелизм внутренних поверхностей створок у самого конца для наибольшего их сближения и тщательно их сгладить наждачной бумагой. Если при этом слишком округлятся края с внутренней стороны, их следует снова подточить по бокам. Тогда надо внимательно подточить створки снаружи, пока их кромки не станут почти остры. Чтобы они не резали бумагу, надо взять кусочек самой мелкой наждачной бумаги, положить его на довольно мягкую подкладку, например на толстую пропускную бумагу, и провести по ней раскрытым рейсфедером раза два, намеренно много меняя его наклон по ту и другую сторону вертикальной линии. Неровности краёв сгладятся, и рейсфедер станет чертить чисто и мягко. Если он ещё режет бумагу, надо повторить приём, но осторожно, а то внутренние края слишком округлятся и тонкие черты нельзя будет проводить. Для быстрой установки на заданную толщину черты удобен «калиберный» рейсфедер; для толстых линий — двойные рейсфедеры: можно запустить тушь в концы 1 и 3 рейсфедеров a и b и, проведя сразу двойную черту, заполнить промежуток между ними кисточкой, или же, сблизив винтом Роба концы, ввести тушь и в промежуток 2. При этом для очень широких линий туши не хватает, и легко сделать кляксу. Для облегчения черчения по лекалам рейсфедер делают искривлённым; когда гайка A отпущена, он поворачивается около оси ручки, в B. Для пунктирных линий придумано много приспособлений, но все они не годятся или работают слишком медленно.

Классический «циркуль» сильно изменился в последнее время. Форма его головки A не особенно удобна для поворачивания, а стальные концы CB и C1B1 своими острыми рёбрами размалывают центры в бумаге. Поэтому к шарниру стали приделывать цилиндрическую державку, а кончики стали делать коническими. Для удобства установки в «волосном» циркуле одну ножку AC1 укрепляют на пружине, сгибаемой винтом B до положения C. Трёхконечный циркуль употребляется редко, хотя он довольно удобен для перечерчивания небольших чертежей: две ножки остаются неизменными, а третью ставят в переносимую точку чертежа, когда первые две воткнуты на старых местах. Круговой циркуль нового типа, с переменными ножками, трубчатого типа и вставки держатся одним трением. Для центра вставляется особая булавка, изображённая в увеличенном виде на фиг. 24 таблицы: заплечико m и мешает острию рейсфедера рвать и растирать бумагу. В другую ножку можно вставлять карандаш, или рейсфедер, или же удлиняющее колено для тех же принадлежностей. Круговой рейсфедер снабжается шарниром, чтобы его можно было устанавливать под тем же углом наклона к бумаге при разных раскрытиях циркуля. Делают и складные, карманные циркули; на фиг. 26 таблицы изображён «русский циркуль», как его называют французы. Для очень маленьких кружков приходится употреблять «кронциркуль»; его делают и с карандашной трубкой. При снимании копии чертежа в изменённом масштабе удобен пропорциональный циркуль. У него концы Aa и Bb загнуты вбок; этим достигается вертикальность накола и неизменяемость отношения плеч, когда приходится подтачивать концы. Ящик с чертёжными инструментами носит название «готовальни».

См. также

Примечания

Литература

dic.academic.ru

формат чертежа – это… Что такое формат чертежа?


формат чертежа

Çyzgynyň formaty, ölçegi

Краткий русско-туркменский словарь строительной терминологии. 2013.

  • форма сечения
  • формование

Смотреть что такое “формат чертежа” в других словарях:

  • формат чертежа — Стандартные размеры сторон листа бумаги для выполнения чертежей. [http://sl3d.ru/o slovare.html] Тематики машиностроение в целом …   Справочник технического переводчика

  • ФОРМАТ — (1) информации конструкция языка (см.), определяющая правила размещения текстовой информации при её выдаче на печать млн. экран дисплея. Ф. определяет структуру команд; (2) Ф. кадра (телевизионного изображения) номинальное отношение ширины… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Р 50-64-88: Рекомендации. Системы автоматизированного проектирования. Коммуникативный формат данных для проектирования печатных плат. Общие требования — Терминология Р 50 64 88: Рекомендации. Системы автоматизированного проектирования. Коммуникативный формат данных для проектирования печатных плат. Общие требования: 2. Защитный слой печатной платы Слой печатной платы, на котором не требуется… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Идентификатор изменения чертежа печатной платы — 4. Идентификатор изменения чертежа печатной платы Порядковый номер изменения чертежа, относящегося только к изменению проводящего рисунка, устанавливающий соответствие проводящего рисунка принципиальной электрической схеме Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Чертёж — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. У этого термина существуют и другие значения, см. Чертеж …   Википедия

  • Обозначение — сопряжения, контролируемого размера, поверхности или зоны контроля, номер сварного шва или обозначение пересечения сварных швов, указываемого номерами сварных швов, через тире, например № 1 2, и других параметров. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • идентификатор — 2.18 идентификатор (identifier): Информационный объект, используемый для объявления идентичности до потенциального подтверждения соответствующим аутентификатором [18]. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 22600 2 2009: Информатизация здоровья. Управлени …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • DWG — Расширение .dwg MIME application/acad application/x acad application/autocad dwg image/x dwg application/dwg application/x dwg application/x autocad image/vnd.dwg drawing/dwg[1] Разработан Autodesk, Open Design Alliance и прочие Тип …   Википедия

  • .dwg — Расширение .dwg MIME application/acad application/x acad application/autocad dwg image/x dwg application/dwg application/x dwg application/x autocad image/vnd.dwg drawing/dwg[1] Разработан Autodesk, Open Design Alliance и прочие Тип формата …   Википедия

  • nanoCAD — Тип Программы САПР Разработчик Нанософт …   Википедия

  • Книга Большому Чертежу — Книга Большому Чертежу …   Википедия


build_ru_tuk.academic.ru