Искусство как способ познания мира – “Искусство как специфическая форма познания мира. Искусство – особый путь познания человеком мира, осмысления реальности посредством системы образов. Посредством.”. Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Искусство как форма познания мира

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное
    учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ

Реферат на тему: “Искусство как форма познания мира”

Выполнила:

Студентка 1 курса Ю-1401 группы

Дубровина Елизавета

Руководитель:

Федчук Д.А.

Доцент, кандидат философских наук

Санкт-Петербург

2014

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] Понятие и сущность искусства

[4] Специфика искусства

[4.1]  Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

[5] Роль искусства в познании мира

[5.1] Развитие содержания понятия художественного познания мира человеком в разные эпохи

[5.2] Основные общественные функции искусства как способа познания мира:

[5.3] Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

[6] Список использованной литературы

До сих пор ученые не смогли прийти к общему выводу о том, как же зародилась творческая деятельность человека. Многообразие мнений по этому поводу говорит о важности искусства и позволяет нам рассматривать его как духовную деятельность человека и одну из основных форм познания мира. Сложно найти компромисс, благодаря которому сформулировалась бы общая теория, потому что каждый исследователь опирается на свои знания и на личностное мнение.

Искусство – это образное выражение действительности, которое автор способен воплотить в жизнь с помощью различных факторов, отличающих один вид художественно-творческой деятельности человека от другого. Каждый художник по-своему видит окружающую его действительность и, соответственно,   оригинально и неповторимо создает шедевр, который, возможно, окажется действительно значимым для его эпохи и даже для всей истории человечества.

С древности люди стремились обогатить свою жизнь различными украшениями и придать красок своему постоянному месту пребывания. Так, они мастерили серьги, необычные ожерелья, разнообразные тотемы, маски, браслеты, а на стенах жилища, при помощи растительных и животных красителей, появлялись рисунки, отражающие основное занятие человека в те времена. Позднее искусство рассматривалось, как желание повторить уникальные явления природы и воспроизвести специфические особенности мира. А в эру компьютерных технологий искусство используется как один из методов шифрования информации, что обеспечивает не только надежность ее сохранения, но и актуальность использования. Такое разнообразие содержания творческой деятельности человека указывает на ее многогранность и исторически сложившийся опыт предыдущих поколений. Но возникновение искусства никак нельзя сопоставлять в одни рамки с моментом возникновения материальных благ, которыми оно однозначно пользуется ныне, ведь никто не знает наверняка, были ли потребности в духовном обогащении толчком для создания необходимых ресурсов. Возможно, люди берегли свои идеи в памяти и, передавая их вербальными знаками, старались сохранить для своих потомков, которые в свою очередь уже нашли способ создания тех самых благ.

Вероятно, тем фактором, который отличает искусство от остальных форм познания мира, является особая и исключительная информация в художественной сфере. Все-таки искусство и получило свое развитие, основываясь на тех знаниях, которые не способны найти и структурировать другие способы освоения окружающей действительности.

В общественной жизни искусство играет очень важную роль и его значение для многих индивидов сложно переоценить. Любое реформирование общественных порядков и устоев напрямую связано с искусством. Люди готовят четкие и понятные лозунги на демонстрации, рисуют агитирующие плакаты, надевают одежду, отличающую их в толпе, и т.д. Таким образом, оно предстоит перед нами как значимая составляющая общественного познания.

Что касается современного искусства, оно является практическим отражением существующей реальности и технического прогресса. Возникновение новых форм, видов, жанров искусства позволяет любому желающему заниматься тем, что является для него наиболее интересным и увлекательным.

Сам термин искусства изначально носил приземленный характер, отражающий лишь более совершенные умения и навыки отдельных людей относительно других. Сейчас, когда мы говорим об искусстве, то представляем нечто утонченное, духовное, такие произведения, которые не схожи с творениями природы и не перекликаются с продуктами технического прогресса и науки. Творческая деятельность передает эстетическое чувство, чувство прекрасного, которое никому не чуждо. Она способна создать свой мир, где нет места корыстным и прагматичным потребностям человека, где наслаждение красотой проявляется как более возвышенная цель.

Во время практической деятельности у человека складываются определенные мысли, мнения, суждения, которые воплощаются в самых разных интерпретациях, начиная от боли и страданий, и заканчивая смехом и радостью. Произведения искусства создаются авторами благодаря наличию множества материальных ресурсов, таких как, звуки, краски, костюмы, маски, слова, глина, песок и многие другие.

Неповторимость искусства заключается в том, что, занимаясь творческой деятельностью, человек создает труд, показывая себя со всех сторон, и  делает это целостно и структурировано. Такое невозможно при реализации отдельных, частных наук, которые основываются на теоретических фактах и доказательствах и не несут в себе эстетический характер. Художник, пишущий картину, вкладывает в ее написание свою душу, все свои эмоции  и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны.

Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

Разделяя способы познания мира на научный и художественный, ученые предоставляют им право быть основополагающими для развития эстетики. Ведь ее отношение и привязанность к красоте показывают философско-теоретическое рассмотрение мира искусств как способ выявления отличий между этими формами познания.

Эстетическая мысль зародилась как осознание важности и ценности всего мира в целом, отдельно человека и результатов его деятельности. С давних пор искусство существовало лишь в мифологических представлениях, легендах, которые не имели доказательств, но были главным предметом возвеличивания какого-либо героя и его подвигов. Позднее оно приобрело более реалистичный характер и истолкование стало возможным на всех языках мира. В различных сферах общественной жизни отличия красоты от добра, пользы, истинности и священности были связаны с осознанием неравнозначности этих понятий. Поэтому стал вопрос о необходимости найти некие общие черты и факторы во всех ее проявлениях, чтобы установить те рамки, на которые смогли бы опираться незнающие или начинающие творцы.

Искусство проявляется в эстетике полноценно и является ее предметом относительно всех великолепных граней, которые позволяют познать мир, заниматься и развивать тот его вид, который подходит ближе к личностному мировосприятию. Таким образом, можно сказать, что искусство выступает в роли проявления души человека.  

Выражение действительности в художественной форме при помощи образов является специфическим для искусства как деятельности, поэтому его можно с легкостью отличить от остальных практических действий человека. Эта особенность содержит в себе знания всех предыдущих поколений и одновременно является продуктом творческого процесса настоящего времени.

  Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

В данном случай художественный образ выступает перед нами не просто как копирование реальной действительности, а как один из методов самому автору добавить или изменить некоторое ее содержание с целью донесения своих чувств до членов общества.

Художественный образ – это отражение и воссоздание окружающего мира именно с позиций автора с учетом его интересов и характера. Он может быть реализован как музыкальное произведение (опера, симфония), как литературное творение (роман, драма), как театральное выступление (спектакль, балет), как визуальный труд (картина, фотография), как архитектурный памятник (здание, собор) и т.д.

Говоря об уникальности и специфике искусства, можно выделить следующие характерные черты, являющиеся его некоторыми отличительными признаками:

  1.  Искусство является образным и наглядным, что вполне логично и закономерно. Жизнь людей бесспорно является разнообразной во всех своих проявлениях. В ней отражено множество художественных образов, которые обычно оказываются результатом вымысла, но все равно несут в себе правдивый характер и оценку. Как понятие в науке, так и художественный образ в искусстве реализует выделение необходимых и важных признаков исследуемого предмета и создает некоторую обобщенную информацию о нем. В конкретный промежуток времени художественный образ может оказывать различное влияние на общество, их настроение и мнения, и даже стать определенным символом данной эпохи.
  2.  Для выражения эмоций автора существует множество способов отражения действительности или выдумки. В музыкальном творчестве этим способом являются ноты, в литературе – слово, а скульптуре – объемные формы. Таких примеров не мало, поэтому узнать все, что думает тот или иной автор, будет намного легче и проще.
  3.  Создание шедевра также зависит от фантазии творца. Наделяя свой труд некими особенностями, автор показывает нам отражение действительности в собственной интерпретации. В сравнении с научной деятельностью, где вымысел не имеет места быть, искусство наделено большими возможностями и красками.

Развитие содержания понятия художественного познания мира человеком в разные эпохи

На сколько мы знаем, еще ни один исторический временной период не закончился без наложения отпечатка на следующий, что дает возможность понять устои и обычаи, действующие в те времена и их связь с искусством. Особенно важно помнить, что развитие искусства на протяжении всей жизни людей – это закономерный процесс становления эстетики, как художественного сознания.

Еще совсем недавно взгляды всей эпохи отождествлялись с изречением того или иного философа по различным аспектам общественной жизни. Зато теперь в сознании человека находятся мысли о постижении самого себя и догадки о разнообразных предпосылках создания искусства как такового. Опираясь на известные и достоверные факты всего исторического процесса, можно рассмотреть и проанализировать многогранность художественного сознания, а также его историческое движение вперед. В действительности, этот фактор является важнейшим моментом в познании мира через искусство, так как люди каждой эпохи, создавая незыблемые в будущем знаменитые  памятники и оставляя после себя культурное наследие, руководствовались лишь существующими тогда знаниями и опытом практической деятельности, популярной на тот момент.

Основные общественные функции искусства как способа познания мира:

  1.  в формировании эстетического вкуса у человека  искусство играет основополагающую роль. Так, оно выполняет эстетическую функцию. С самого детства у человека заложено желание творить, что заметно на примере, где маленькие дети зачастую выбирают наиболее красивые вещи или предметы из множества предложенных. Даже у детей, которые не имеют возможности полноценно контактировать с миром из-за врожденных патологий или перенесенный заболеваниях, развит инстинкт красоты, помогающим им наслаждаться красотой по-своему и получать эстетическое наслаждение.
  2.  выполняя социальную функцию, искусство преобразует общество и социальную реальность, что позволяет людям объединяться в группы в зависимости от их интересов. Благодаря этой функции люди имеют общие знания, идеи, мысли, что дает толчок на развитие межличностных отношений.
  3.  для восполнения недостатка красоты в обыденной жизни, для релаксации искусство выполняет компенсаторную функцию. Она дает возможность оправиться после стресса, решить неотложные психологические проблемы человека, а также восстановить его душевное равновесие после сложных трудовых будней.
  4.  понять действительность с помощью разнообразных художественных образов позволяет познавательная функция искусства. В обществе зачастую образование зависит oт культурного воcпитания человека, так кaк с детства родители приобщают ребенка к искусству посредством походов в музeи, театры, слушая классическую музыку и т.д.
  5.  реальное удовольствие от искусства человеку помогает получать гедонистическая функция. Стать сопричастным автору, понять его творчество – это и есть наслаждение. Еще в Древней Греции обращали внимание на особенный, исключительный характер эстетического удовольствия, который не схож с плотскими утехами. Это духовное наслаждение, где не возможны проявления материальных и утилитарных потребностей человека.
  6.  огромная роль отводиться воспитательной функции, которая занимается социализацией личности. Искусство развивает в людях определенные мысли и чувства, благодаря которым становится реальным формирование личности, взаимодействующей со всем обществом. Влияние этой функции распространяется на все аспекты человеческой жизни, а следовательно каждый подвержен этому положительному воздействию.
  7.  не стоит забывать про прогностическую функцию. Разные виды искусства способны предугадывать будущее, что делает его еще более интересным и загадочным. Одна из наиболее примечательных особенностей этого предсказывания –  это возможность строить прогнозы, не имея полной и достаточной информации о том или ином исследуемом явлении.

И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.

Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

Искусству присущи такие факторы, как поиск новых направлений и форм, непреодолимое стремление к неизведанному, выявление наиболее современных средств творения произведений искусства, но они не являются главными составляющими в развитии художественной деятельности. В его устройстве важнейшую роль играют социальные потребности людей, а также тот способ, благодаря которому определенный вид искусства способен удовлетворять эти потребности. Легко подтвердить это примером, когда в эпоху Возрождения изобразительные искусства достигли таких необыкновенных высот, что, говоря об этом историческом периоде, буквально каждый сможет дать оценочную характеристику культурному развитию того века.

Актуальный вид искусства всегда будет наиболее полно выражать социальные потребности не только одного человека, но и всего общества. Все эти виды искусства, естественно, изменчивы и подвергаются влиянию со стороны общества, так как потребности в связи с прогрессом у людей меняются, а также меняются взгляды субъекта на художественный процесс.

Зачастую общество делает акценты на отдельных видах искусства, что дает им реальную возможность развиваться в условиях острой социальной потребности в них. Ведь известно, что во время любой эпохи существовали определенные  тенденции и практически каждый второй следовал моде. Естественно, те, кто разбирался и следил за всеми изменениями в мире творчества, составляли ту часть населения, мнение которой являлось наиболее значимым. Соответственно, именно они способны были финансировать понравившиеся им виды искусства и развивать эти области в лучшую сторону.

В социуме развитие современных технологий и средств коммуникации проходит опять же с участием эстетических потребностей. Например, телевидение возникло в следствие необходимости быстрого и качественного донесения информации до всех слоев населения. Сейчас мы с легкостью можем узнать новости, которые произошли совсем недавно, или смотреть прямую трансляцию, становясь уже в некоторой степени участником тех событий, что происходят на экране. Но как бы нас не устраивали свойства телевидения, потребности человека безграничны, и поэтому технологии совершенствуются с каждым днем.

Это очень хорошо для множества иных видов искусств, так как и музыка, и театр и многое другое смогли бы напрямую транслировать спектакль, оперу без проблем и задержек, а каждый человек получил бы возможность обогащать свой внутренний мир и наслаждаться искусством у экрана телевизора.

Только действительно художественное воздействие способно вызвать у человека воодушевление и нравственные чувства, с помощью которых и формируется творческая личность. Для ее активных действий требуется некий толчок, который сможет разбудить чувства прекрасного и подарить миру новый шедевр.

Также немаловажным стало появление записи музыкальных произведений. Сейчас каждый может воспользоваться различными средствами воспроизведения музыки и тем самым приблизиться к искусству. Примечательно, что многие продукты, содержащие в себе современные технологии, находятся на прилавках магазина, и всякий, будь то профессионал, эстет или просто рядовой слушатель, может приобрести необходимый ему товар. Благодаря профессиональным записям происходит синтез между театром, телевидением и т.д.

С одной точки зрения звукозаписи играют важную роль, передавая всю имеющуюся информацию следующим поколениям, музыку классиков или современных исполнителей. С другой же стороны их значение проявляется в территориальном вопросе. Человек, будучи за пределами одного государства или региона, все равно может услышать, купить или скачать понравившуюся песню, которая была создана в определенном месте, может быть даже за океаном.

Подводя итог, заметим, что абсолютно все виды искусств динамичны и находятся в постоянном развитии, помогая обществу совершенствоваться, и каждый день, месяц, год находятся новые пути взаимодействия тех или иных форм познания мира. А искусство прогрессирует и как форма передачи знаний из поколения в поколение, и как внедрение свежей информации в духовную сферу общества.

  1.  Толстикова И. И. Садохин А. П. “Мировая культура и искусство”;
  2.  Силичев Д. А. “Культурология”;
  3.  Маркова А. Н. “Культурология. История мировой культуры”;
  4.   Хренов Н. А. “Социальная психология искусства: переходная эпоха”.

refleader.ru

34. Искусство как способ познания мира

Древние греки называли искусством «умение создавать вещи в соответствии с определенными правилами». К искусству они относили, помимо зодчества и ваяния, также и ремесленничество, и арифметику, и вообще всякое дело, где требуется действовать по определенным правилам. В таком смысле искусство понималось в течение двух с половиной тысячелетий – до XVI в. В XVI – XVIII вв. ремесло и науки постепенно перестали называть искусствами. Французский философ Ш. Бате в XVIII в., определяя искусство как «творение прекрасного», выделил 7 видов «изящных искусств»: живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, поэзию, красноречие, танец. С тех пор этот перечень стал намного длиннее.

В современных толковых словарях указывается, что слово «искусство» в русском языке употребляется в трех разных смыслах:

1) любое занятие, требующее определенных знаний и умений, например, «военное искусство»;

2) мастерство, искусность в каком-либо деле, например, «искусство ведения переговоров»;

3) сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений.

Именно в третьем значении это слово является понятием философии и эстетики.

Искусство – форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.

Одной из функций искусства является познавательная функция. Из художественных произведений можно многое узнать. В живописи перед нами предстают исторические события, портреты выдающихся деятелей, национальные особенности быта, одежды, нравов. Художник передает дух эпохи, национальный колорит культуры, может быть даже лучше, чем ученый-этнограф или историк. Читая исторические повести и романы, можно почерпнуть массу впечатлений, которых не даст непосредственное изучение подлинных исторических документов.

Многие идеи, развитые писателями-фантастами, впоследствии воплощаются в действительность. Исследователи творчества Жюля Верна насчитали в его романах 108 научно-технических идей. Из них ныне осуществлены 98. У Герберта Уэллса из 86 идей к настоящему времени реализованы 77, у Александра Беляева из 50 – 47.

Художественное произведение подчас опережает науку и оправдывается даже вопреки научным представлениям современников. Уэллс в романе «Машина времени», написанном в 1895 г., за 10 лет до появления первой статьи А. Эйнштейна с изложением основ теории относительности, высказал мысль об относительности времени. А. Блок в 1904 г., за год до этой эйнштейновской статьи, написал такие строки:

Нам казалось, мы кратко блуждали.

Нет, мы прожили долгие жизни …

Возвратились – и нас не узнали,

И не встретили в милой Отчизне.

И никто не спросил о Планете,

Где мы близились к юности вечной …

Нетрудно заметить, что тут описывается эффект замедления времени, возникающий, согласно теории относительности, при движении со скоростью, близкой к скорости света («парадокс близнецов»).

В 1920-х гг. И. Эренбург в романе «Хулио Хуренито» выводит героя, который с помощью радия и лучей находит «средство, которое замечательно облегчит и ускорит дело уничтожения человечества»: за один час можно будет убить 50 тысяч человек. Подобное средство – атомная бомба – появилось в 1945 г.

Леонид Мартынов в 1958 г. опубликовал стихотворение, в котором говорилось:

Но ведь скоро и устройство Луны

Мы рассмотрим и с другой стороны.

А в 1959 г. с аппарата, совершившего облет Луны, обратная сторона ее была сфотографирована. Мартынову пришлось в последующих изданиях переделать текст:

Но ведь, впрочем, и устройство Луны

Мы узнали и с другой стороны.

studfiles.net

Искусство как форма познания мира — Мегаобучалка

 

 

Проверил:

Д.Ю.Хоменко______

Выполнил:

студент 1 курса

специальности 34.02.01

Сестринское дело

Н.В.Кирейцева

 

Красноярск,2015

 

Оглавление

 

Введение

1. Понятие и сущность искусства

2. Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

3. Специфика искусства

4. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

5. Роль искусства в познании мира

6. Основные общественные функции искусства кaк способа познания миpа

7. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

 

 

 

Введение

 

До сих пор ученые не смогли прийти к общему выводу о том, как же зародилась творческая деятельность человека. Многообразие мнений по этому поводу говорит о важности искусства и позволяет нам рассматривать его как духовную деятельность человека и одну из основных форм познания мира. Сложно найти компромисс, благодаря которому сформулировалась бы общая теория, потому что каждый исследователь опирается на свои знания и на личностное мнение.

Искусство – это образное выражение действительности, которое автор способен воплотить в жизнь с помощью различных факторов, отличающих один вид художественно-творческой деятельности человека от другого. Каждый художник по-своему видит окружающую его действительность и, соответственно, оригинально и неповторимо создает шедевр, который, возможно, окажется действительно значимым для его эпохи и даже для всей истории человечества.

С древности люди стремились обогатить свою жизнь различными украшениями и придать красок своему постоянному месту пребывания. Так, они мастерили серьги, необычные ожерелья, разнообразные тотемы, маски, браслеты, а на стенах жилища, при помощи растительных и животных красителей, появлялись рисунки, отражающие основное занятие человека в те времена. Позднее искусство рассматривалось, как желание повторить уникальные явления природы и воспроизвести специфические особенности мира. А в эру компьютерных технологий искусство используется как один из методов шифрования информации, что обеспечивает не только надежность ее сохранения, но и актуальность использования. Такое разнообразие содержания творческой деятельности человека указывает на ее многогранность и исторически сложившийся опыт предыдущих поколений. Но возникновение искусства никак нельзя сопоставлять в одни рамки с моментом возникновения материальных благ, которыми оно однозначно пользуется ныне, ведь никто не знает наверняка, были ли потребности в духовном обогащении толчком для создания необходимых ресурсов. Возможно, люди берегли свои идеи в памяти и, передавая их вербальными знаками, старались сохранить для своих потомков, которые в свою очередь уже нашли способ создания тех самых благ.



Вероятно, тем фактором, который отличает искусство от остальных форм познания мира, является особая и исключительная информация в художественной сфере. Все-таки искусство и получило свое развитие, основываясь на тех знаниях, которые не способны найти и структурировать другие способы освоения окружающей действительности.

В общественной жизни искусство играет очень важную роль и его значение для многих индивидов сложно переоценить. Любое реформирование общественных порядков и устоев напрямую связано с искусством. Люди готовят четкие и понятные лозунги на демонстрации, рисуют агитирующие плакаты, надевают одежду, отличающую их в толпе, и т.д. Таким образом, оно предстоит перед нами как значимая составляющая общественного познания.

Что касается современного искусства, оно является практическим отражением существующей реальности и технического прогресса. Возникновение новых форм, видов, жанров искусства позволяет любому желающему заниматься тем, что является для него наиболее интересным и увлекательным.

Цель: Выявить признаки и понятия искусства.

Задачи:

1. Проследить как искусство влияет на человека;

2. Проанализировать как с помощью искусства познать мир.

Актуальность искусства обусловлена возрастанием в условиях постмодерного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в художественных образах.

 

 

Глава 1. Понятие и сущность искусства

 

Сам термин искусства изначально носил приземленный характер, отражающий лишь более совершенные умения и навыки отдельных людей относительно других. Сейчас, когда мы говорим об искусстве, то представляем нечто утонченное, духовное, такие произведения, которые не схожи с творениями природы и не перекликаются с продуктами технического прогресса и науки. Творческая деятельность передает эстетическое чувство, чувство прекрасного, которое никому не чуждо. Она способна создать свой мир, где нет места корыстным и прагматичным потребностям человека, где наслаждение красотой проявляется как более возвышенная цель.

Во время практической деятельности у человека складываются определенные мысли, мнения, суждения, которые воплощаются в самых разных интерпретациях, начиная от боли и страданий, и заканчивая смехом и радостью. Произведения искусства создаются авторами благодаря наличию множества материальных ресурсов, таких как, звуки, краски, костюмы, маски, слова, глина, песок и многие другие.

Неповторимость искусства заключается в том, что, занимаясь творческой деятельностью, человек создает труд, показывая себя со всех сторон, и делает это целостно и структурировано. Такое невозможно при реализации отдельных, частных наук, которые основываются на теоретических фактах и доказательствах и не несут в себе эстетический характер. Художник, пишущий картину, вкладывает в ее написание свою душу, все свои эмоции и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны.

Глава 2. Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

 

Разделяя способы познания мира на научный и художественный, ученые предоставляют им право быть основополагающими для развития эстетики. Ведь ее отношение и привязанность к красоте показывают философско-теоретическое рассмотрение мира искусств как способ выявления отличий между этими формами познания.

Эстетическая мысль зародилась как осознание важности и ценности всего мира в целом, отдельно человека и результатов его деятельности. С давних пор искусство существовало лишь в мифологических представлениях, легендах, которые не имели доказательств, но были главным предметом возвеличивания какого-либо героя и его подвигов. Позднее оно приобрело более реалистичный характер и истолкование стало возможным на всех языках мира. В различных сферах общественной жизни отличия красоты от добра, пользы, истинности и священности были связаны с осознанием неравнозначности этих понятий. Поэтому стал вопрос о необходимости найти некие общие черты и факторы во всех ее проявлениях, чтобы установить те рамки, на которые смогли бы опираться незнающие или начинающие творцы.

Искусство проявляется в эстетике полноценно и является ее предметом относительно всех великолепных граней, которые позволяют познать мир, заниматься и развивать тот его вид, который подходит ближе к личностному мировосприятию. Таким образом, можно сказать, что искусство выступает в роли проявления души человека.

 

Глава 3. Специфика искусства

Выражение действительности в художественной форме при помощи образов является специфическим для искусства как деятельности, поэтому его можно с легкостью отличить от остальных практических действий человека. Эта особенность содержит в себе знания всех предыдущих поколений и одновременно является продуктом творческого процесса настоящего времени.

Глава 4. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

 

В данном случай художественный образ выступает перед нами не просто как копирование реальной действительности, а как один из методов самому автору добавить или изменить некоторое ее содержание с целью донесения своих чувств до членов общества.

Художественный образ – это отражение и воссоздание окружающего мира именно с позиций автора с учетом его интересов и характера. Он может быть реализован как музыкальное произведение (опера, симфония), как литературное творение (роман, драма), как театральное выступление (спектакль, балет), как визуальный труд (картина, фотография), как архитектурный памятник (здание, собор) и т.д.

Говоря об уникальности и специфике искусства, можно выделить следующие характерные черты, являющиеся его некоторыми отличительными признаками:

· Искусство является образным и наглядным, что вполне логично и закономерно. Жизнь людей бесспорно является разнообразной во всех своих проявлениях. В ней отражено множество художественных образов, которые обычно оказываются результатом вымысла, но все равно несут в себе правдивый характер и оценку. Как понятие в науке, так и художественный образ в искусстве реализует выделение необходимых и важных признаков исследуемого предмета и создает некоторую обобщенную информацию о нем. В конкретный промежуток времени художественный образ может оказывать различное влияние на общество, их настроение и мнения, и даже стать определенным символом данной эпохи.

· Для выражения эмоций автора существует множество способов отражения действительности или выдумки. В музыкальном творчестве этим способом являются ноты, в литературе – слово, а скульптуре – объемные формы. Таких примеров не мало, поэтому узнать все, что думает тот или иной автор, будет намного легче и проще.

· Создание шедевра также зависит от фантазии творца. Наделяя свой труд некими особенностями, автор показывает нам отражение действительности в собственной интерпретации. В сравнении с научной деятельностью, где вымысел не имеет места быть, искусство наделено большими возможностями и красками.

Глава 5. Роль искусства в познании мира

 

Развитие содержания понятия художественного познания мира человеком в разные эпохи.

На сколько мы знаем, еще ни один исторический временной период не закончился без наложения отпечатка на следующий, что дает возможность понять устои и обычаи, действующие в те времена и их связь с искусством. Особенно важно помнить, что развитие искусства на протяжении всей жизни людей – это закономерный процесс становления эстетики, как художественного сознания.

Еще совсем недавно взгляды всей эпохи отождествлялись с изречением того или иного философа по различным аспектам общественной жизни. Зато теперь в сознании человека находятся мысли о постижении самого себя и догадки о разнообразных предпосылках создания искусства как такового. Опираясь на известные и достоверные факты всего исторического процесса, можно рассмотреть и проанализировать многогранность художественного сознания, а также его историческое движение вперед. В действительности, этот фактор является важнейшим моментом в познании мира через искусство, так как люди каждой эпохи, создавая незыблемые в будущем знаменитые памятники и оставляя после себя культурное наследие, руководствовались лишь существующими тогда знаниями и опытом практической деятельности, популярной на тот момент.

 

Глава 6. Основные общественные функции искусства как способа познания мира

 

a) в формировании эстетического вкуса у человека искусство играет основополагающую роль. Так, оно выполняет эстетическую функцию. С самого детства у человека заложено желание творить, что заметно на примере, где маленькие дети зачастую выбирают наиболее красивые вещи или предметы из множества предложенных. Даже у детей, которые не имеют возможности полноценно контактировать с миром из-за врожденных патологий или перенесенный заболеваниях, развит инстинкт красоты, помогающим им наслаждаться красотой по-своему и получать эстетическое наслаждение.

б) выполняя социальную функцию, искусство преобразует общество и социальную реальность, что позволяет людям объединяться в группы в зависимости от их интересов. Благодаря этой функции люди имеют общие знания, идеи, мысли, что дает толчок на развитие межличностных отношений.

в) для восполнения недостатка красоты в обыденной жизни, для релаксации искусство выполняет компенсаторную функцию. Она дает возможность оправиться после стресса, решить неотложные психологические проблемы человека, а также восстановить его душевное равновесие после сложных трудовых будней.

г) понять действительность с помощью разнообразных художественных образов позволяет познавательная функция искусства. В обществе зачастую образование зависит oт культурного воcпитания человека, так кaк с детства родители приобщают ребенка к искусству посредством походов в музeи, театры, слушая классическую музыку и т.д.

д) реальное удовольствие от искусства человеку помогает получать гедонистическая функция. Стать сопричастным автору, понять его творчество – это и есть наслаждение. Еще в Древней Греции обращали внимание на особенный, исключительный характер эстетического удовольствия, который не схож с плотскими утехами. Это духовное наслаждение, где не возможны проявления материальных и утилитарных потребностей человека.

е) огромная роль отводиться воспитательной функции, которая занимается социализацией личности. Искусство развивает в людях определенные мысли и чувства, благодаря которым становится реальным формирование личности, взаимодействующей со всем обществом. Влияние этой функции распространяется на все аспекты человеческой жизни, а следовательно каждый подвержен этому положительному воздействию.

ж) не стоит забывать про прогностическую функцию. Разные виды искусства способны предугадывать будущее, что делает его еще более интересным и загадочным. Одна из наиболее примечательных особенностей этого предсказывания – это возможность строить прогнозы, не имея полной и достаточной информации о том или ином исследуемом явлении.

И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.

Глава 7. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

Искусству присущи такие факторы, как поиск новых направлений и форм, непреодолимое стремление к неизведанному, выявление наиболее современных средств творения произведений искусства, но они не являются главными составляющими в развитии художественной деятельности. В его устройстве важнейшую роль играют социальные потребности людей, а также тот способ, благодаря которому определенный вид искусства способен удовлетворять эти потребности. Легко подтвердить это примером, когда в эпоху Возрождения изобразительные искусства достигли таких необыкновенных высот, что, говоря об этом историческом периоде, буквально каждый сможет дать оценочную характеристику культурному развитию того века.

Актуальный вид искусства всегда будет наиболее полно выражать социальные потребности не только одного человека, но и всего общества. Все эти виды искусства, естественно, изменчивы и подвергаются влиянию со стороны общества, так как потребности в связи с прогрессом у людей меняются, а также меняются взгляды субъекта на художественный процесс.

Зачастую общество делает акценты на отдельных видах искусства, что дает им реальную возможность развиваться в условиях острой социальной потребности в них. Ведь известно, что во время любой эпохи существовали определенные тенденции и практически каждый второй следовал моде. Естественно, те, кто разбирался и следил за всеми изменениями в мире творчества, составляли ту часть населения, мнение которой являлось наиболее значимым. Соответственно, именно они способны были финансировать понравившиеся им виды искусства и развивать эти области в лучшую сторону.

В социуме развитие современных технологий и средств коммуникации проходит опять же с участием эстетических потребностей. Например, телевидение возникло в следствие необходимости быстрого и качественного донесения информации до всех слоев населения. Сейчас мы с легкостью можем узнать новости, которые произошли совсем недавно, или смотреть прямую трансляцию, становясь уже в некоторой степени участником тех событий, что происходят на экране. Но как бы нас не устраивали свойства телевидения, потребности человека безграничны, и поэтому технологии совершенствуются с каждым днем.

Это очень хорошо для множества иных видов искусств, так как и музыка, и театр и многое другое смогли бы напрямую транслировать спектакль, оперу без проблем и задержек, а каждый человек получил бы возможность обогащать свой внутренний мир и наслаждаться искусством у экрана телевизора.

Только действительно художественное воздействие способно вызвать у человека воодушевление и нравственные чувства, с помощью которых и формируется творческая личность. Для ее активных действий требуется некий толчок, который сможет разбудить чувства прекрасного и подарить миру новый шедевр.

Также немаловажным стало появление записи музыкальных произведений. Сейчас каждый может воспользоваться различными средствами воспроизведения музыки и тем самым приблизиться к искусству. Примечательно, что многие продукты, содержащие в себе современные технологии, находятся на прилавках магазина, и всякий, будь то профессионал, эстет или просто рядовой слушатель, может приобрести необходимый ему товар. Благодаря профессиональным записям происходит синтез между театром, телевидением и т.д.

С одной точки зрения звукозаписи играют важную роль, передавая всю имеющуюся информацию следующим поколениям, музыку классиков или современных исполнителей. С другой же стороны их значение проявляется в территориальном вопросе. Человек, будучи за пределами одного государства или региона, все равно может услышать, купить или скачать понравившуюся песню, которая была создана в определенном месте, может быть даже за океаном.

Подводя итог, заметим, что абсолютно все виды искусств динамичны и находятся в постоянном развитии, помогая обществу совершенствоваться, и каждый день, месяц, год находятся новые пути взаимодействия тех или иных форм познания мира. А искусство прогрессирует и как форма передачи знаний из поколения в поколение, и как внедрение свежей информации в духовную сферу общества.

 

Список использованной литературы

 

1. Маркова А.Н Культурология. История мировой культурологии. Москва, ЮНИТИ-Дана 1995 год;

2. Силичев Д.А. Культурология. Москва, Приор 2000 год;

3. Толстикова И.И. Садохин А.П. Мировая культура и искусство. Москва, Альфа-М 2013 год;

4. Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха

Москва, Альфа-М 2005 год.

megaobuchalka.ru

Происхождение искусства. Искусство как способ познания мира. Функции искусства.

На ранних стадиях развития мира, когда люди жили родовым строем, художественные произведения еще не были таковыми. В них худ. содержание находилось в нерасчлененном единстве с другими сторонами общественного сознания – мифологией, магией, моралью, полуфантастическими преданиями. Такое единство получило название “синкретизма”. Первобытное тв-во было синкретично в своем содержании. Основным предметом первобытного сознания и тв-ва была природа, жизнь растений и животных, различные явления природы. Хар-ной чертой сознания и тв-ва была образность. Все явления они представляли в виде особенно сильного и яркого индивидуального его воплощения. Люди преувеличивали силу, значительность, размеры в своем воображении, бессознательно типизировали явления природы. Представления и образы отличались степенью фанатичности. Характерной чертой был антропоморфизм – осознание жизни природы по сходству с человеческой Люди старались воздействовать на природу при помощи магии, считая, что те или иные явления можно вызвать путем подражания или нарочитого искусственного воспроизведения. Они рисовали зверей, вырезали из камня и дерева фигуры, способствующие охоте, или воспроизводили жизнь животных. С развитием речи возникают “животные” сказки на основе олицетворения животных. Из синкретического тв-ва стали развиваться искусства, прежде всего изобразительные – живопись, скульптура, сценическая пантомима и эпическая словесность. С развитием появляются обрядовые хороводы – коллективная пляска, сопровождаемая пением и иногда пантомимой зачатки всех основных экспрессивных видов искусства: худ. танца, музыки, словесной лирики. Позднее возникает драма – соединение пантомимического действия и эмоциональной речи действующих лиц. Из хоровой, обрядовой песни постепенно возникла лирическая поэзия. Подобным путем развивалась и музыка как особый вид искусства, а также искусство танца. Все виды искусства зародились в первобытном синкретическом по идейному содержанию народном тв-ве. Функции искусства:познавательная, рекреативная, эстетическое наслаждение, игровая (театр) – игра слов, образов, звуков, ассоциаций поучительная, дидактическая (басни, поучения, лит-ра соц.реализма), коммуникативная.

 

Билет 34

Логаэды, дольник, тактовик в русском стихосложении.

Логаэды (от греч. – прозаически-стихотворный). В метрическом стихосложении – стих, образованный сочетанием двухсложных размеров (ямба, хорея) с трёхсложными (анапеста, дактиля). Полудекламационные-полупесенные, более связанные с хоровым пением. Это стихи, состоящие из разных стоп, были распространены у древнегреческих поэтов – Алкея, Сапфо, Архилоха. Ритм в таком стихе менее ровен, чем в равнодольном. Сапфическая, алкеева строфа. Дольник (паузник) – это размер, в котором закономерно чередуются ударные и безударные слоги, но закономерность эта ослаблена. Дольник занимает серединное положение между силлабо-тоническими и чисто тоническими системами стихосложения. Дольник имеет ощутимый внутренний ритм. Дольники появляются в лирике 19 века: Лермонтов, Фет. В широкое употребление входит в начале 20 века: Есенин, Ахматова, Блок. Тактовик (один из видов русского тонического стихосложения). Это стих, где при соблюдении равенства числа ударений в строке, количество безударных слогов колеблется от 0 до 3-4. В Дольнике и тактовике равноударность строк является приниципиальной.



Билет 35

Литература в системе культуры.

В раннем, синкретическом обществе основным видом искусствава считался танец и пантомима. Античность – скульптура. Евр. средневек. к-ра + страны востока – архитектура. Эпоха Возрожд. – живопись. В 19-20 вв – лит-ра. К нач. 19 в. она начала действовать на все др. виды искусства: театр, кино, музыка. Но к посл. времени многие заявляют о том, что лит-ра сдает свои позиции и вынуждена уступить место видам масс. Коммуникации .Литература — один из способов раскрытия человеческого духа. Литература – не спонтанное выражение, а представление в виде, обретшем свою форму.

 

 

Билет 36

Инверсия как одно из средств художественной выразительности. + карточка

Инверсия – ( от лат. Inversio – переворачивание) – фигура слова: нарушение естественного порядка слов. Ставя то или иное слово, несущее основную смысловую нагрузку, на необычное для него место во фразе, писатель тем самым обращает на него особенное внимание. Первый фактор определяет порядок главных членов предложения – подлежащего и сказуемого. Вот пример инверсии, создаваемой для имфатического выделения подлежащего (см. Карточка – Пушкин) Второй фактор применения обычного порядка слов -синтаксические нормы различных национальных языков. Это условие инверсии второстепенных членов предложения. Дополнения и обстоятельства в форме существительных, стоящие перед управляемыми ими словами, воспринимаются в русском языке как инверсированные. Особенно распространённый вид инверсии – постановка эмоционального определения, эпитета в форме прилагательного или наречия после определяемого им слова. Дальнейшее развитие инверсии заключается в том, что слова в предложении не только меняются местами, но и при этом разъединяются те из них, которые должны бы стоять рядом.



 

 

Билет 37

cyberpedia.su

6. Основные общественные функции искусства как способа познания мира. Искусство как форма познания мира

Похожие главы из других работ:

Искусство и религия

1.3 Искусство и религия как способ познания мира

Благодаря внешней — проговоренной, воплощенной, овеществленной — существующей вне человека форме, религия, искусство имеют не только личностную, но общественную значимость — являются сферами социальной деятельности…

Искусство и религия

2.2 Основные функции культового искусства

Искусство в системе культа не перестает быть художественным творчеством. Оно не теряет своей эстетической стороны и продолжает вызывать эстетические переживания не только у его создателей…

Искусство как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности

2. Функции искусства

Функции искусства в его отношении к человеку. Поскольку человеком является и индивид, и вид — человеческий род, человечество, постольку проблема отношения искусства к человеку имеет два масштаба — исторический и биографический…

Искусство как форма познания мира

2. Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

Разделяя способы познания мира на научный и художественный, ученые предоставляют им право быть основополагающими для развития эстетики…

Искусство как форма познания мира

4. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

В данном случай художественный образ выступает перед нами не просто как копирование реальной действительности…

Искусство как форма познания мира

5. Роль искусства в познании мира

Развитие содержания понятия художественного познания мира человеком в разные эпохи. На сколько мы знаем, еще ни один исторический временной период не закончился без наложения отпечатка на следующий, что дает возможность понять устои и обычаи…

История возникновения и развития библиографии

1.3 Основные функции библиографии

библиография информация знание коммуникационный Общественные функции библиографии, многообразие их наименований. Мы отмечали, что библиография – это социальный институт…

История развития искусства

2. Миф и формы мифологического освоения мира. Происхождение искусства

Мифология (как совокупность мифов) — это первоначальная форма собственно духовной культуры человечества. За время своего существования человечество создало универсальные культурные феномены, позволяющие лучше понимать друг друга…

Красота как сущность искусства

Функции искусства

Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например…

Культурологические особенности древнерусского храма

2.Техника иконописания. Основные элементы иконы. Подлинники. Основные школы иконописного искусства

Техника иконописания сложна и своеобразна; последовательность писания иконы выработана в древности, изменению не подлежит и по традиции передается иконописцами из поколения в поколение…

Культурология в системе гуманитарного знания

3. Основные функции культурологии

Защитная функция. Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств…

Общественно-культурное развитие стран мусульманского Востока

3. Основные характеристики досуга в странах исламского мира

В подавляющем большинстве арабы – народ темпераментный, их душа жаждет зрелищ, острых ощущений, всплеска эмоций и выброса адреналина. Правда, Коран, как известно, запрещает азартные игры. Но выход между тем, что нельзя, и тем, что хочется…

Общественно-культурное развитие стран мусульманского Востока

1.3 Основные характеристики досуга в странах исламского мира

В подавляющем большинстве арабы – народ темпераментный, их душа жаждет зрелищ, острых ощущений, всплеска эмоций и выброса адреналина. Правда, Коран, как известно, запрещает азартные игры. Но выход между тем, что нельзя, и тем, что хочется…

Природа – Общество – Культура

2.3 Основные функции культуры

Культура выполняет множество функций: образовательная, социальная, воспитательная и т. д. Выделяют три основные функции, позволяющие обществу существовать длительный исторический период, войти в современный век – это познавательная…

Феномен кураторской активности в мировой художественной культуре конца ХХ – начала ХХI века

Глава 1. Кураторская активность и институциональные практики современного мира искусства

cult.bobrodobro.ru

Конспект урока на тему “Искусство как способ познания мира”

Конспект урока на тему

« Искусство как способ познания мира»

11 класс. Обществознание.

Цель: Формирование целостной системы знаний о методах познания мира.

Задачи:

  • Усвоение знаний о возможностях познания мира посредством искусства;

  • Развитие эмоционально-чувственной способности восприятия и познания мира через поэзию, музыку, изобразительное и театральное искусство;

  • Воспитание ценностного отношения к искусству как способу познания мира и удовлетворения духовных потребностей.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: презентация групповых творческих проектов.

Оборудование урока: мультимедийная система, книжная выставка по теме урока.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний о методах познания в форме «свободного микрофона».

  2. Мотивация изучения новой темы.

  3. Презентация групповых творческих проектов.

  4. Обмен впечатлениями о презентациях.

  5. Подведение итогов, оценки за работу, домашнее задание.

  1. Актуализация знаний.

Мы продолжаем на наших уроках формировать целостную систему знаний о человеке, обществе и окружающем мире. С самого своего рождения и до конца дней человек познает окружающий мир и себя в этом мире. Давайте вспомним, какие методы познания мы уже усвоили? Включаем «свободный микрофон», высказываемся и передаем слово другому.

( ученики по очереди, по желанию называют рациональные и чувственные методы познания)

  1. Мотивация изучения новой темы.

«Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме».

Г. Гегель

Первоначально, еще древние греки, искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском.

Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — познание мира через красоту. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности.

По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке.

Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

Сегодня на уроке мы погрузимся в мир искусства и попробуем на чувственном уровне ощутить и представить все то, что будем видеть и слышать. А в конце урока попытаемся воспроизвести наши ощущения и чувства, которые мы испытаем.

  1. Презентации групповых творческих проектов.

Предварительно в классе были созданы 4 творческие группы, которые получили задание представить искусство как чувственный способ познания мира. А именно – подобрать и представить художественные произведения в следующих видах искусства:

  • Поэзия

  • Живопись

  • Театр

  • Музыка

1 группа – «Поэзия» – 4 участника (регламент 6 минут)

1-й: «Законы Искусства берут свое начало не в материальном, а в идеальном мире, где обитает Красота, материя может лишь указать границы, в пределах которых распространяется художественное вдохновение» – утверждал Делия Стейнберг Гусма.

«Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных»- писал Александр Пушкин.

Познание мира как бытия волновало не только философов, но и поэтов. Именно они показывают нам мир в образах и чувствах, которые передают через художественное слово…

Оторви от неба кусочек.

Загляни под ткань мирозданья.

Там цветёт волшебный цветочек,

Что избавит тебя от страданья.

Лепестки его – бесконечность,

А листочки – основа творенья.

Его корни уходят в вечность.

Его время – начало цветенья.

Он подобен сиянью светила,

От него исходит блаженство…

В нём живёт бездонная сила,

Потому что он – совершенство.

2-й: А разве уступает философам в своих размышлениях Омар Хайам, который художественным словом раскрывает картины бытия…

Я познание сделал своим ремеслом,
Я знаком с высшей правдой и с низменным злом.
Все тугие узлы я распутал на свете,
Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.

3-й:
Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!

4-й:
Месяца месяцами сменялись до нас,
Мудрецы мудрецами сменялись до нас.
Эти мертвые камни у нас под ногами
Прежде были зрачками пленительных глаз.

1-й:
Как жар-птица, как в сказочном замке княжна. 
В сердце истина скрытно храниться должна.
И жемчужине, чтобы налиться сияньем,
Точно так же глубокая тайна нужна.

2-й:

Ты едва ли былых мудрецов превзойдешь,
Вечной тайны разгадку едва ли найдешь.
Чем не рай тебе – эта лужайка земная?
После смерти едва ли в другой попадешь…

3-й:
Знай, рожденный в рубашке любимец судьбы:
Твой шатер подпирают гнилые столбы. 
Если плотью душа, как палаткой, укрыта –
Берегись, ибо колья палатки слабы!

4-й:
Те, что веруют слепо, – пути не найдут,
Тех, кто мыслит, – сомнения вечно гнетут.
Опасаюсь, что голос раздастся однажды:

        “О, невежды! Дорога не там и не тут!”

1-й: На протяжении веков мыслители и поэты пытались разгадать тайны мироздания и постичь смысл жизни. Известный поэт двадцатого столетья Эдуард Асадов создал портрет целого поколения в его поисках, чаяниях и надеждах, и оставил нам продолжить свое наследие…

Запоминайте нас, пока мы есть!

Ведь мы еще на многое сгодимся.

Никто не знает, сколько мы продлимся,

А вот сейчас мы с вами, рядом, здесь,

2-й: Кто мы такие? В юности — солдаты.

Потом — трудяги, скромно говоря.

Но многие торжественные даты

Вписали мы в листки календаря.

Мы победили дьявольское пламя

И вознесли над пеплом города.

Видать, нам вечно быть фронтовиками

И в дни войны, и в мирные года!

3-й:

Зазнались? Нет, смешно и ни к чему!

Нам не пришло бы в голову такое.

Когда пройдешь сквозь самое крутое,

Тогда плюешь на эту кутерьму.

Что нам чины, восторгов междометья!

Да мы их и не ведали почти.

Нам важно, чтоб смогли вы обрести

Все то, что мы достигли в лихолетья.

4-й:

А чтобы жить вам светлою судьбою

И взмыть под звезды выше во сто раз —

Возьмите все хорошее от нас,

А минусы мы унесем с собою…

1-й:

Мы вечно с вами толковать бы рады,

Но всех ветра когда-то унесут…

Запоминайте ж нас, пока мы тут,

Тогда архивов и листать не надо!

Когда ж потом, в далекие года,

Воспоминаний потускнеют нити,

Вы подойдите к зеркалу тогда

И на себя внимательно взгляните.

2-й:

И от взаимной нашей теплоты

Мир вспыхнет вдруг, взволнованный и зыбкий.

И мы, сквозь ваши проступив черты,

Вам улыбнемся дружеской улыбкой…

3-й:

И мы, сегодняшние лицеисты, готовы дать ответ уходящему от нас поколению…

Мы помним все, что вы нам завещали,

Мы будем это бережно хранить,

Чтоб мысли и сердца не остывали,

И чтоб не оборвать живую нить.

4-й:

Закончить поэтическую страничку нам хочется еще одними собственными строчками:

Здесь и сейчас живи и наслаждайся

Твореньем жизни, даром бытия!

Ищи себя, люби и восхищайся

Мгновеньем каждым, свет и мир даря!

Спасибо за внимание! Надеемся, что поэзия не оставила вас равнодушными!

Группа 2 – «Театр». 4 участника (регламент 6 минут)

1-й: «Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль».

Эти слова Шекспира давно стали крылатыми, как и сам Шекспир до сих пор стоит на первом месте в ряду мировых драматургов.

2-й: Пожалуй, ни одно драматическое произведение не ставилось в театрах мира так часто как «Гамлет». Может быть, именно потому, что никто так страстно и трепетно не задавался вопросом смысла жизни, как Гамлет, которого каждое поколение по праву считает своим современником?!

3-й: Давайте обратим внимание на один лишь эпизод из бессмертного произведения Шекспира, который играют российские актеры в постановке Юрия Бутусова.

( Видео фрагмента спектакля «Гамлет» – диалог Гамлета и Офелии)

4-й: Да, это будоражит умы и чувства, не оставляя равнодушным ни одного зрителя. Но каждое поколение живет не только извечным вопросом «быть иль не быть?», особенно в юношеском возрасте, но и мечтами. Вот и наши лицеистки готовы сегодня поделиться с вами своими сокровенными мечтами…

( Инсценировка стихотворения «Сон» , музыкальный фон, фрагменты вальса)

1-й: Весь мир театр и все мы в нем актеры! Спасибо за внимание!

3- группа – «Изобразительное искусство» – 4 участника (регламент 4 минуты).

1-й: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат» – сказал много веков назад Леонардо да Винчи.

2-й: «Живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено», – это слова Поля Валери.

3-й: Окружающий нас мир каждый видит по-своему, для кого-то это среда обитания, для кого-то бытие, а каким видят мир природы художники?!

4-й: «Живопись спорит и соревнуется с природой», – говорил Леонардо да Винчи. А если еще придать ей музыкальное звучание, это произведет неповторимо впечатление. Давайте обратимся к теме пейзажа в исполнении известных художников и погрузимся в чувственное созерцание…

(Вдеоклип «Картины известных художников»)

1-й: В нашем лицее нет равнодушных к красоте природы. Мы не художники в профессиональном смысле, но очень любим запечатлевать шедевры природы своими видео и фотокамерами. И сейчас хотим предложить вашему вниманию лишь некоторые фрагменты фотографий, которые подготовили лицеисты на конкурс «Шедевры природы».

(фотоснимки на А-4 прикрепляют с доске магнитами)

2-й:

Я свежести природной зачерпну

И ею на рассвете лишь умоюсь,

Живую душу каждую пойму,

Я очень за природу беспокоюсь.

Природные дары без лишних слов

Расходятся направо и налево,

Но что природа? Это жизни кров,

А жизнь сама в природе – королева!

Спасибо за внимание!

Группа 4 – «Музыка» – 4 участгника (регламент – 8 минут).

1-й: «Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства», писал о музыке Генрих Гейне.

А Томас Катейль сказал: «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие».

Давайте перенесемся в стихию музыки и бытия, погрузимся в звучание скрипок в песках пустыни как будто на краю вечности…

(Видеоклип в исполнении скрипичного квартета)

2-й: «Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках»-написал Иван Сергеевич Тургенев.

Вы услышали классическую музыку в современной обработке. И это было буйство чувственных оттенков мировосприятия. А сейчас мы предлагаем вам с помощью классической музыки погрузиться в благозвучную красоту гармонии мироздания… Шопен. Вальс цветов.

( видеоклип на музыку Шопена «Вальс цветов»)

3-й: Недаром ее назвали «Мелодией рая», слушая эту музыку душа наполняется радостью и блаженством. Но, пожалуй, самая сильная музыка – это музыка любви.

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец»-говорил Людвиг ван Бетховен. И когда она соединяется с поэзией, то слушая ее, душа не просто радуется, она поет и любит…

(видеоклип их к\ф «Гардемарины, вперед!» –

эпизод встречи Алеши и Софьи в лесу)

4-й: Мы очень надеемся, что ваша душа наполнилась музыкой и открыла вам глаза на другой мир вокруг вас, который, возможно, вы увидели сегодня впервые. Слушайте музыку и наполняйте свой внутренний мир радостью и красотой! Ведь «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения…» Это сказал Платон.

Спасибо за внимание!

  1. Обмен впечатлениями.

«Счастлив тот, кто способен заплакать, читая стихи, чье лицо отражает возвышенное волнение, рождающееся при звуках прекрасной музыки», – утверждал Хорхе Анхель Ливрага.

Я благодарна нашим творческим группам, которые сумели погрузить нас в прекрасный мир искусства и через его призму познать окружающий мир.

Какие впечатления произвели на вас представленные художественные произведения? Мы снова включаем «свободный микрофон», и я прошу вас ответить на такие вопросы:

  • Какие краски, цвета преобладали в ваших ощущениях?

  • Какие эмоции, чувства вы испытывали?

  • Какие образы остались в памяти, произвели особое впечатление?

  • Какие мысли возникали при погружении в художественное произведение?

  1. Подведение итогов, оценки, домашнее задание.

Итак, вернемся к цели и задачам нашего урока. Удалось ли нам их достичь? Кто хочет прокомментировать ответ?

Оценки за работу.

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Каким я вижу мир вокруг себя».

infourok.ru

Искусство как форма познания мира

Искусство как форма познания мира

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Учебная дисциплина: Философия

Реферат на тему: “Искусство как форма познания мира”

Выполнила:

Студентка 1 курса Ю-1401 группы

Дубровина Елизавета

Санкт-Петербург 2014

Оглавление

Введение

1. Понятие и сущность искусства

2. Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

3. Специфика искусства

4. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

5. Роль искусства в познании мира

6. Основные общественные функции искусства кaк способа познания миpа

7. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

Список использованной литературы

Введение

До сих пор ученые не смогли прийти к общему выводу о том, как же зародилась творческая деятельность человека. Многообразие мнений по этому поводу говорит о важности искусства и позволяет нам рассматривать его как духовную деятельность человека и одну из основных форм познания мира. Сложно найти компромисс, благодаря которому сформулировалась бы общая теория, потому что каждый исследователь опирается на свои знания и на личностное мнение.

Искусство – это образное выражение действительности, которое автор способен воплотить в жизнь с помощью различных факторов, отличающих один вид художественно-творческой деятельности человека от другого. Каждый художник по-своему видит окружающую его действительность и, соответственно, оригинально и неповторимо создает шедевр, который, возможно, окажется действительно значимым для его эпохи и даже для всей истории человечества.

С древности люди стремились обогатить свою жизнь различными украшениями и придать красок своему постоянному месту пребывания. Так, они мастерили серьги, необычные ожерелья, разнообразные тотемы, маски, браслеты, а на стенах жилища, при помощи растительных и животных красителей, появлялись рисунки, отражающие основное занятие человека в те времена. Позднее искусство рассматривалось, как желание повторить уникальные явления природы и воспроизвести специфические особенности мира. А в эру компьютерных технологий искусство используется как один из методов шифрования информации, что обеспечивает не только надежность ее сохранения, но и актуальность использования. Такое разнообразие содержания творческой деятельности человека указывает на ее многогранность и исторически сложившийся опыт предыдущих поколений. Но возникновение искусства никак нельзя сопоставлять в одни рамки с моментом возникновения материальных благ, которыми оно однозначно пользуется ныне, ведь никто не знает наверняка, были ли потребности в духовном обогащении толчком для создания необходимых ресурсов. Возможно, люди берегли свои идеи в памяти и, передавая их вербальными знаками, старались сохранить для своих потомков, которые в свою очередь уже нашли способ создания тех самых благ.

Вероятно, тем фактором, который отличает искусство от остальных форм познания мира, является особая и исключительная информация в художественной сфере. Все-таки искусство и получило свое развитие, основываясь на тех знаниях, которые не способны найти и структурировать другие способы освоения окружающей действительности.

В общественной жизни искусство играет очень важную роль и его значение для многих индивидов сложно переоценить. Любое реформирование общественных порядков и устоев напрямую связано с искусством. Люди готовят четкие и понятные лозунги на демонстрации, рисуют агитирующие плакаты, надевают одежду, отличающую их в толпе, и т.д. Таким образом, оно предстоит перед нами как значимая составляющая общественного познания.

Что касается современного искусства, оно является практическим отражением существующей реальности и технического прогресса. Возникновение новых форм, видов, жанров искусства позволяет любому желающему заниматься тем, что является для него наиболее интересным и увлекательным.

искусство эстетический художественный познание

1. Понятие и сущность искусства

Сам термин искусства изначально носил приземленный характер, отражающий лишь более совершенные умения и навыки отдельных людей относительно других. Сейчас, когда мы говорим об искусстве, то представляем нечто утонченное, духовное, такие произведения, которые не схожи с творениями природы и не перекликаются с продуктами технического прогресса и науки. Творческая деятельность передает эстетическое чувство, чувство прекрасного, которое никому не чуждо. Она способна создать свой мир, где нет места корыстным и прагматичным потребностям человека, где наслаждение красотой проявляется как более возвышенная цель.

Во время практической деятельности у человека складываются определенные мысли, мнения, суждения, которые воплощаются в самых разных интерпретациях, начиная от боли и страданий, и заканчивая смехом и радостью. Произведения искусства создаются авторами благодаря наличию множества материальных ресурсов, таких как, звуки, краски, костюмы, маски, слова, глина, песок и многие другие.

Неповторимость искусства заключается в том, что, занимаясь творческой деятельностью, человек создает труд, показывая себя со всех сторон, и делает это целостно и структурировано. Такое невозможно при реализации отдельных, частных наук, которые основываются на теоретических фактах и доказательствах и не несут в себе эстетический характер. Художник, пишущий картину, вкладывает в ее написание свою душу, все свои эмоции и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны.

2. Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

Разделяя способы познания мира на научный и художественный, ученые предоставляют им право быть основополагающими для развития эстетики. Ведь ее отношение и привязанность к красоте показывают философско-теоретическое рассмотрение мира искусств как способ выявления отличий между этими формами познания.

Эстетическая мысль зародилась как осознание важности и ценности всего мира в целом, отдельно человека и результатов его деятельности. С давних пор искусство существовало лишь в мифологических представлениях, легендах, которые не имели доказательств, но были главным предметом возвеличивания какого-либо героя и его подвигов. Позднее оно приобрело более реалистичный характер и истолкование стало возможным на всех языках мира. В различных сферах общественной жизни отличия красоты от добра, пользы, истинности и священности были связаны с осознанием неравнозначности этих понятий. Поэтому стал вопрос о необходимости найти некие общие черты и факторы во всех ее проявлениях, чтобы установить те рамки, на которые смогли бы опираться незнающие или начинающие творцы.

Искусство проявляется в эстетике полноценно и является ее предметом относительно всех великолепных граней, которые позволяют познать мир, заниматься и развивать тот его вид, который подходит ближе к личностному мировосприятию. Таким образом, можно сказать, что искусство выступает в роли проявления души человека.

3. Специфика искусства

Выражение действительности в художественной форме при помощи образов является специфическим для искусства как деятельности, поэтому его можно с легкостью отличить от остальных практических действий человека. Эта особенность содержит в себе знания всех предыдущих поколений и одновременно является продуктом творческого процесса настоящего времени.

4. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

В данном случай художественный образ выступает перед нами не просто как копирование реальной действительности, а как один из методов самому автору добавить или изменить некоторое ее содержание с целью донесения своих чувств до членов общества.

Художественный образ – это отражение и воссоздание окружающего мира именно с позиций автора с учетом его интересов и характера. Он может быть реализован как музыкальное произведение (опера, симфония), как литературное творение (роман, драма), как театральное выступление (спектакль, балет), как визуальный труд (картина, фотография), как архитектурный памятник (здание, собор) и т.д.

Говоря об уникальности и специфике искусства, можно выделить следующие характерные черты, являющиеся его некоторыми отличительными признаками:

.Искусство является образным и наглядным, что вполне логично и закономерно. Жизнь людей бесспорно является разнообразной во всех своих проявлениях. В ней отражено множество художественных образов, которые обычно оказываются результатом вымысла, но все равно несут в себе правдивый характер и оценку. Как понятие в науке, так и художественный образ в искусстве реализует выделение необходимых и важных признаков исследуемого предмета и создает некоторую обобщенную информацию о нем. В конкретный промежуток времени художественный образ может оказывать различное влияние на общество, их настроение и мнения, и даже стать определенным символом данной эпохи.

.Для выражения эмоций автора существует множество способов отражения действительности или выдумки. В музыкальном творчестве этим способом являются ноты, в литературе – слово, а скульптуре – объемные формы. Таких примеров не мало, поэтому узнать все, что думает тот или иной автор, будет намного легче и проще.

.Создание шедевра также зависит от фантазии творца. Наделяя свой труд некими особенностями, автор показывает нам отражение действительности в собственной интерпретации. В сравнении с научной деятельностью, где вымысел не имеет места быть, искусство наделено большими возможностями и красками.

5. Роль искусства в познании мира

Развитие содержания понятия художественного познания мира человеком в разные эпохи.

На сколько мы знаем, еще ни один исторический временной период не закончился без наложения отпечатка на следующий, что дает возможность понять устои и обычаи, действующие в те времена и их связь с искусством. Особенно важно помнить, что развитие искусства на протяжении всей жизни людей – это закономерный процесс становления эстетики, как художественного сознания.

Еще совсем недавно взгляды всей эпохи отождествлялись с изречением того или иного философа по различным аспектам общественной жизни. Зато теперь в сознании человека находятся мысли о постижении самого себя и догадки о разнообразных предпосылках создания искусства как такового. Опираясь на известные и достоверные факты всего исторического процесса, можно рассмотреть и проанализировать многогранность художественного сознания, а также его историческое движение вперед. В действительности, этот фактор является важнейшим моментом в познании мира через искусство, так как люди каждой эпохи, создавая незыблемые в будущем знаменитые памятники и оставляя после себя культурное наследие, руководствовались лишь существующими тогда знаниями и опытом практической деятельности, популярной на тот момент.

. Основные общественные функции искусства как способа познания мира

)в формировании эстетического вкуса у человека искусство играет основополагающую роль. Так, оно выполняет эстетическую функцию. С самого детства у человека заложено желание творить, что заметно на примере, где маленькие дети зачастую выбирают наиболее красивые вещи или предметы из множества предложенных. Даже у детей, которые не имеют возможности полноценно контактировать с миром из-за врожденных патологий или перенесенный заболеваниях, развит инстинкт красоты, помогающим им наслаждаться красотой по-своему и получать эстетическое наслаждение. )выполняя социальную функцию, искусство преобразует общество и социальную реальность, что позволяет людям объединяться в группы в зависимости от их интересов. Благодаря этой функции люди имеют общие знания, идеи, мысли, что дает толчок на развитие межличностных отношений. )для восполнения недостатка красоты в обыденной жизни, для релаксации искусство выполняет компенсаторную функцию. Она дает возможность оправиться после стресса, решить неотложные психологические проблемы человека, а также восстановить его душевное равновесие после сложных трудовых будней. )понять действительность с помощью разнообразных художественных образов позволяет познавательная функция искусства. В обществе зачастую образование зависит oт культурного воcпитания человека, так кaк с детства родители приобщают ребенка к искусству посредством походов в музeи, театры, слушая классическую музыку и т.д.)реальное удовольствие от искусства человеку помогает получать гедонистическая функция. Стать сопричастным автору, понять его творчество – это и есть наслаждение. Еще в Древней Греции обращали внимание на особенный, исключительный характер эстетического удовольствия, который не схож с плотскими утехами. Это духовное наслаждение, где не возможны проявления материальных и утилитарных потребностей человека. )огромная роль отводиться воспитательной функции, которая занимается социализацией личности. Искусство развивает в людях определенные мысли и чувства, благодаря которым становится реальным формирование личности, взаимодействующей со всем обществом. Влияние этой функции распространяется на все аспекты человеческой жизни, а следовательно каждый подвержен этому положительному воздействию.)не стоит забывать про прогностическую функцию. Разные виды искусства способны предугадывать будущее, что делает его еще более интересным и загадочным. Одна из наиболее примечательных особенностей этого предсказывания – это возможность строить прогнозы, не имея полной и достаточной информации о том или ином исследуемом явлении.

И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.

7. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

Искусству присущи такие факторы, как поиск новых направлений и форм, непреодолимое стремление к неизведанному, выявление наиболее современных средств творения произведений искусства, но они не являются главными составляющими в развитии художественной деятельности. В его устройстве важнейшую роль играют социальные потребности людей, а также тот способ, благодаря которому определенный вид искусства способен удовлетворять эти потребности. Легко подтвердить это примером, когда в эпоху Возрождения изобразительные искусства достигли таких необыкновенных высот, что, говоря об этом историческом периоде, буквально каждый сможет дать оценочную характеристику культурному развитию того века.

Актуальный вид искусства всегда будет наиболее полно выражать социальные потребности не только одного человека, но и всего общества. Все эти виды искусства, естественно, изменчивы и подвергаются влиянию со стороны общества, так как потребности в связи с прогрессом у людей меняются, а также меняются взгляды субъекта на художественный процесс.

Зачастую общество делает акценты на отдельных видах искусства, что дает им реальную возможность развиваться в условиях острой социальной потребности в них. Ведь известно, что во время любой эпохи существовали определенные тенденции и практически каждый второй следовал моде. Естественно, те, кто разбирался и следил за всеми изменениями в мире творчества, составляли ту часть населения, мнение которой являлось наиболее значимым. Соответственно, именно они способны были финансировать понравившиеся им виды искусства и развивать эти области в лучшую сторону.

В социуме развитие современных технологий и средств коммуникации проходит опять же с участием эстетических потребностей. Например, телевидение возникло в следствие необходимости быстрого и качественного донесения информации до всех слоев населения. Сейчас мы с легкостью можем узнать новости, которые произошли совсем недавно, или смотреть прямую трансляцию, становясь уже в некоторой степени участником тех событий, что происходят на экране. Но как бы нас не устраивали свойства телевидения, потребности человека безграничны, и поэтому технологии совершенствуются с каждым днем.

Это очень хорошо для множества иных видов искусств, так как и музыка, и театр и многое другое смогли бы напрямую транслировать спектакль, оперу без проблем и задержек, а каждый человек получил бы возможность обогащать свой внутренний мир и наслаждаться искусством у экрана телевизора.

Только действительно художественное воздействие способно вызвать у человека воодушевление и нравственные чувства, с помощью которых и формируется творческая личность. Для ее активных действий требуется некий толчок, который сможет разбудить чувства прекрасного и подарить миру новый шедевр.

Также немаловажным стало появление записи музыкальных произведений. Сейчас каждый может воспользоваться различными средствами воспроизведения музыки и тем самым приблизиться к искусству. Примечательно, что многие продукты, содержащие в себе современные технологии, находятся на прилавках магазина, и всякий, будь то профессионал, эстет или просто рядовой слушатель, может приобрести необходимый ему товар. Благодаря профессиональным записям происходит синтез между театром, телевидением и т.д.

С одной точки зрения звукозаписи играют важную роль, передавая всю имеющуюся информацию следующим поколениям, музыку классиков или современных исполнителей. С другой же стороны их значение проявляется в территориальном вопросе. Человек, будучи за пределами одного государства или региона, все равно может услышать, купить или скачать понравившуюся песню, которая была создана в определенном месте, может быть даже за океаном.

Подводя итог, заметим, что абсолютно все виды искусств динамичны и находятся в постоянном развитии, помогая обществу совершенствоваться, и каждый день, месяц, год находятся новые пути взаимодействия тех или иных форм познания мира. А искусство прогрессирует и как форма передачи знаний из поколения в поколение, и как внедрение свежей информации в духовную сферу общества.

Список использованной литературы

1.Толстикова И.И. Садохин А.П. “Мировая культура и искусство”;

2.Силичев Д.А. “Культурология”;

.Маркова А.Н. “Культурология. История мировой культуры”;

.Хренов Н.А. “Социальная психология искусства: переходная эпоха”.


diplomba.ru