Как измеряли время в древней руси – Как появились меры длины? Как измеряли на Руси? Где в настоящее время можно услышать упоминание о русских.”. Скачать бесплатно и без регистрации.

Как определяли время на Руси?

Часов, как таковых, на Руси не было очень долгое время. Первые солнечные часы появились только в XV веке. Да и те были такой роскошью, что поначалу ее могла себе позволить только знать. При этом и простой народ жил по распорядку и вполне адекватно ориентировался в сутках.

Природные мерила

Самым главным параметром для определения времени являлось движение солнца на небосклоне. Сутки абсолютно естественно делились русичами на дневное и ночное время по моменту заката/восхода солнца. Когда светило находилось в самой высокой точке, любой понимал, что наступил полдень. Чем длиннее становились отбрасываемые разными предметами тени, тем сильнее день клонился к вечеру.

Помимо положения солнышка на небе ориентиром для жителей Руси были и естественные процессы в природе.

Так, русские крестьяне нередко определяли время суток по пению птиц. Как известно, жaвoрoнки нaчинaют пeть в 2 чaсa нoчи, ивoлгa в 3 чaсa, a вoрoбьи прoсыпaются лишь в 6 чaсoв yтрa.

Главными же "часами" в старину был петух. Первый раз петухи кричат в первом часу ночи, второй раз — в 2 часа ночи, третий раз — в пятом часу утра.

Летом могли определять время по цветам. Так, цвeтки рaзных рaстeний рaскрывaются и зaкрывaются в рaзнoe, при этoм oпрeдeлённoe время. Ко сну отходили, когда светило садилось и в помещении становилось темно. Так делали не только потому, что вставать на следующее утро нужно было очень рано, но и из соображений экономии. Укладываясь спать в 9-10 часов вечера, можно было экономить свечи, а это немаловажный фактор.

Для такого времяисчисления вполне естественным было то, что никто не измерял и не определял время с точностью до минуты. Были приблизительные ориентиры для разных событий: «на рассвете выйдем в поле», «на закате закончим такие-то работы», «в сумерки» и т.д.

Свои собственные часы

Несмотря на то, что дневное время с приходом зимы сокращалось, а ночное увеличивалось, люди прекрасно ориентировались и по своим «внутренним», биологическим часам (циркадному ритму). Этот механизм вырабатывается годами и определяет все биологические процессы в организме: появление чувства голода в определенное время; сонливость вечером, когда пора ложиться спать, и другие процессы.

Хозяйке на Руси не нужно было наводить будильник на 14:00, чтобы позвать семью к обеденному столу. К этому моменту после тяжелой работы в поле у крестьянина и так просыпался зверский аппетит, поэтому он вовремя приходил к обеду (или жена приносила ему пищу в поле). Жизнь на Руси была достаточно размеренной, подчиненной «раз и навсегда» заданному образцу, поэтому ориентироваться во времени было достаточно просто.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Как в древности измеряли время

А.Ф. Лосев пишет: «Вечное движение небес­ного свода для греков  это есть их история» [1]. Та­ким образом, движение небесных светил  есть время, а события, происходящие во времени  это история, т.е. памятование о прошедших событиях. Представление о времени формировалось в про­цессе занятий астрономией, в процессе наблюде­ния за небесными светилами [2]. Измерение време­ни было важно для исторической памяти, для ориентации во времени, для организации человеческой деятельности. Основы гномоники, т.е. измерения времени, были заложены в древней Вавилонии [3], откуда они затем распространились по другим ре­гионам мира. Создание основ измерения времени явилось одним из важнейших достижений древней цивилизации.

К неизменяемым параметрам времени отно­сится суточный круг, состоящий из ночи и дня. По библейской традиции день (сутки) [4] начина­ется с вечера: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 5). В Новозаветное время сохра­няется такая традиция: Апостол Павел говорит о своих страданиях, что он «ночь и день пробыл во глубине морской» (2 Кор. 11, 25). Одновремен­но в древности существовала и другая традиция, например, в Египте, согласно которой «началом дня было принято считать рассвет» [5].

Неизменяемо также количество часов дня и ночи: по двенадцати. Подтверждение этому име­ется в Евангелии. Христос говорит: «Не двенад­цать ли часов во дне» (Ин. 11,9). Таким образом, в древности и дневное, и ночное время делилось на 12 «часов», составляя в целом 24 часа в тече­ние суток. «Таким образом, в сутках содержалось, как и теперь 24 часа, только они были раз­ными по длительности, отсюда название косой час. Правда, два раза в год  в периоды весенне­го и осеннего равноденствия — дневные и ноч­ные

часы сравнивались между собой, становясь равными нашим современным часам по длитель­ности» [6]. Такая система отсчёта времени измеря­лась солнечными часами, известными с древнос­ти. На ровной поверхности «циферблата» нано­сились деления и тень от штыря (гномона), находившегося в центре, показывала время дня.

В связи с таким делением суток на часы сле­дует обратить внимание на седьмую молитву в чине вечерних молитв. Апостол Павел заповедо­вал христианам «непрестанно молиться» (1 Сол. 5,17). Примером такой постоянной молитвы яв­ляется молитвословие, принадлежащее святи­телю Иоанну Златоусту (407; пам. 13 нояб.). Она имеет подзаголовок «Молитвы молебныя, числом двадесятым и четырем часам дневным и нощным». Таким образом, данная молитва со­держит двадцать четыре стиха-прошения, соот­ветственно числу часов в сутках. Данная молит­ва разделена на два абзаца. Первоначально идут дневные прошения, которым предшествует надписание «Дневи»: «Господи, не лиши мене не­бесных Твоих благ...». Перед вторым абзацем надписание: «Нощи». Абзац начинается проше­нием: «Господи в покаянии прими мя...».

В рассматриваемой системе «часомерия» дневной час был равен ночному только в марте и в сентябре. После же мартовского равночасия начинает расти дневной час, а ночной убывает. Апогей достигается в июне, после чего дневной час начинает убывать 

[7], а длительность ночного часа растёт. Уравниваются они в сентябре, да­лее ночной час продолжает расти. В декабре ночной час достигает апогея и затем начинает убывать [8]. И так из года в год. Поэтому в зависи­мости от времени года длительность часов изме­нялась и только в дни весеннего и осеннего рав­ноденствий дневные и ночные часы были равны между собой. «Так, на широте Москвы величина дневного часа была примерно вдвое больше ночного летом и вдвое меньше зимой» [9].

При использовании системы «косых» часов часовой механизм необходимо постоянно све­рять и корректировать с заходом и восходом сол­нца. Н.И. Оловянишников описывает такой пример: «Над церковью Покрова города Александ­рова устроены те часы, которые в монастыре слывут русскими и которые, начинают счет вре­мени от заката солнечного, обличают италианское происхождение. При этих часах живет ста­рушка, которая ежедневно заводит их, сверяет с солнцем... Вся жизнь ее в этих часах. Впрочем для монастыря они чрезвычайно важны, потому что все занятия монастырской общины распре­делены по ним» 

[10].

«Люди жили и определяли время по естест­венному движению Солнца, по длинным летним дням и коротким зимним, которые одинаково де­лились на 12 часов» [11]. Во время длинных летних часов была распространена практика дневного сна, который приходился на самое жаркое время дня. Дневной сон в жарких странах в летнее вре­мя сохранился до наших дней. Можно говорить, что такой обычай был распространён и на Руси. Историк И.Забелин пишет: «После обеда госу­дарь ложился спать и обыкновенно почивал до вечерен, часа три» [12]. В 1410 году татарский ца­ревич Талыча изгоном (неожиданно) ворвался во Владимир, поскольку «людем в полъдень спящим» [13]. Адам Олеарий, посетивший Москву в XVII веке, писал: «Русские люди высокого и низкого звания привыкли отдыхать и спать пос­ле еды в полдень» [14]. Ниже он продолжает: «На этом основании русские и заметили, что лжеДмитирий... не русский по рождению и не сын Великого князя, так как он не спал в полдень, как другие русские» [15].

Следует отметить, что длительность часа за­висела не только от времени года, но также и от географической широты данного места, так как на юге или на севере солнце восходит и заходит в разное время. В 1551 году в Великом Новго­роде случился пожар, о котором читаем в лето­писи: «Да того же лета месяца маиа в 9 на па­мять иже отца нашего чюдотворца Николы в третии час нощи по Московским часом, а по Новгородцким часом на шестом часе на ночном загорелось в Юрьеве манастыри» 

[16]. Поэтому в последующее время при переходе на постоян­ный по длительности час на «широте Москвы самый длинный день летом и самая длинная ночь зимой достигали 17 часов. Поэтому на циферб­лате старинных московских часов было 17, а не 12 делений, как теперь» [17].

«В конце X века н. э. Древняя Русь приняла христианство и в ней в обиход вошел применяв­шийся в Риме и Византии юлианский календарь, основанный на солнечном годе, с делением на 12 месяцев и семидневные недели» [18]. Одновремен­но получила распространение система счёта времени «косыми» часами. О первом механизме измерения времени говорится под 1404 годом в Троицкой летописи, как «князь Велики Василеи Дмитреевичь замысли часникъ и постави е на своемъ дворе за церковью за святымъ Благовещеньемъ. Сии же часникъ наречется часомерье; на всякии же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бе человекь ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же и художникъ сему беяше некоторые чернец, иже отъ Святыя Горы пришедыи, родомъ сербинъ, именемъ Лазарь» 

[19].

В 1539 году по благословению Новгородс­кого архиепископа Макария (1526-1542) вла­дычным мастером Семёном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря. На сегодняшний день это древней­шие часы, с определённой долей сохранности дошедшие до наших дней [20]. Несколько лет назад солнечные часы были восстановлены на обелис­ке на лаврской площади между Успенским и Тро­ицким соборами в обители преподобного Сер­гия. Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось воз­рождение духовных школ в Русской Церкви.

Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой. Одна стража состоит из трёх косых часов. В кни­ге пророка Исаии говорится: «И на стенах тво­их, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь» (Ис. 62, 6). В русском переводе чи­таем: «На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей,

которые не будут умолкать ни днем ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, — не умолкайте пред Ним» (Ис. 62, 6 — 7). Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, «о четвертей стражи нощней прииде к ним» (Мк. 6, 48) [21]. В другом месте Господь говорит о блажен­ных рабах, которые бодрствуют в ожидании своего господина. «И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лк. 12, 38).

В последующее время стражи нашли отра­жение в структуре христианского Богослуже­ния, в Богослужебном круге: «... в монастырском Богослужении «проявляется» римская стража в три часа в виде «расстояния» между службами «3-й Час», «6-й Час» и «9-й Час» [22]. «Можно предположить, что то же «расстояние» в три «Часа» было между службами «9-й Час» и «Ве­черня» [23]. Богослужения дневного круга соотно­сятся с косыми часами следующим образом: «Вечерня 

 12-й дневной «косой» час, Полунощница  6-й ночной «косой» час, Утреня  12-й ночной «косой» час, 3-й Час  3-й дневной «косой» час, 6-й  6-й дневной «косой» час, 9- й Час  9-й дневной «косой» час» [24].

В древности наряду с солнечными часами для измерения времени существовали также пе­сочные, водяные и огненные часы, функциони­рование которых было ограничено небольшим промежутком строго фиксированного времени. Однако, со временем, в связи с развитием тех­нической мысли появляются механические ча­сы, функционирование которых было ограниче­но только износом механизма, т.е. стало продол­жительным. Такие часы показывали чётко фиксированные по длительности часы и они со­ответствовали косым часам только во время равноденствия, т.е. в марте и сентябре. Такое «часомерие» получило распространение в Ев­ропе в XIV веке [25], в России эта система получила распространение с петровской эпохи [26]. «Немуд­рено, что в условиях тотального применения равноденственных часов, именование церков­ных служб «Часами» перестали соотносить с «косыми» часами, даже если и были связаны с ними генетически» 

[27].

Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет ва­риабельную длительность. Подобным образом обстоит дело и с музыкой. Западное пение с ита­льянской нотацией имеет абсолютные звуковысотные данные, в отличие от византийской высотно-вариабельной невменной нотации [28]. В формализованной европейской пятилинейной нотации исчезает феномен духовной сущности каждого мелодического знака зафиксированно­го невматически.

Необходимо отметить, что развитие «часомерия» сказалось на развитии колокольного звона, который был использован для озвучива­ния времени. Как отмечается, «с появлением курантов возникло новое направление в музы­кальном искусстве» [29]. Наиболее известны у нас куранты Спасской башни Московского Крем­ля [30]. «В 1704 году по указанию Петра I куранты на башнях Московского Кремля заменили на часы европейского образца» [31]. В XVIII веке воз­душная среда в Москве была пронизана коло­кольным звоном: «У Спаса бьют, у Николы зво­нят, а у старого Егорья часы говорят» [32]. В.Брю­сов в стихотворении «Голос часов» пишет: «С высокой башни колокольной Внимаем голосу часов» [33].

«Современное начало суток  с полуночи  было введено в процессе петровских преобразо­ваний... Был известен и соответствующий отсчет времени с полуночи, который назывался немец­ким или латинским» [34]. В древности благочести­вые люди после захода солнца, то есть с наступле­нием ночи, ничего не вкушали. Теперь этот обы­чай относится к полуночи, т.е. к 24 часам ночи.

В наше время древнее «часомерие» сохра­нилось как достопримечательность, напомина­ющее о прошлом. Так, на пражской ратуше древние часы показывают «и богемское, и современное время» [35]. Но в монастырях Афона древнее «часомерие» сохраняется реально, по нему построена монастырская богослужебная жизнь. Там такое время называется «византийс­ким», сохраняющееся с византийских времён. Оно более соответствует структуре Богослуже­ния. Как монашество есть инаковость по отно­шению к миру, так и «византийское» время на­глядно показывает иной, построенный на молит­ве, дух. Такое время реально даёт сопричастность древним отцам создателям православного Бого­служения. Создатель времени  Творец мира и Господь, Который «времена... положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Эта мысль повторяется в кондаке на праздник церковного Нового года (1 сентября), Бог прославляется, как «дни и нощи, времена и лета сотворивый». И, таким образом, древнее «часомерие» ориентирует человека прежде всего на служение Богу.

Источник: Макарий (Веретенников), архимандрит. Заметки о православной вере. – СПб., 2011. С. 70-84.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб., 2001. С. 246.

[2] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен до наших дней. М., 1982. С. 20.

[3] Симонов Р.А. Сакрализация времени на Руси // Древнерусская космология. СПб., 2004. С. 317.4

[4] О значении этого понятия в русском языке см.: Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. СПб., 2007. Ч. 1.С. 378-394.

[5] Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 11.

[6] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час // Русская речь. 1993. №4. С. 70.

[7] Русская поговорка гласит: «Петр и Павел один час убавил».

[8] Это время называется солнцеворотом, с ним связана поговорка: «Солнце на лето, зима на мороз» (Даль В. Посло­вицы русского народа. М., 1994. Т. 3. С. 529).

[9] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час // Русская речь. 1993. №4. С. 70.

[10] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. Изд. 4-е. М., 2003. С. 321-322; Горо­хов В.А. Из века в век. Звонят колокола. М., 2009. С. 355; Шевырев СЛ. Поездка в Кирилл о- Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. М., 2009. С. 57-58.

[11] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен... С. 7.

[12] Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М„ 2000. Т. 1. Ч.1. С. 389.

[13] ПСРЛ. М.; Л., 1962. Т. 27. С. 266.

[14] Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М., 1996. С. 212. Другой дипломат, посетивший Москву в 1675 году, также отмечает: «После обеда все спят» (Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С. 365).

[15] Олеарий А. Описание путешествия в Московию. С. 212.

[16] ПСРЛ. М„ 2009. Т. 30. С. 163.

[17] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час // Русская речь. 1993. №4. С. 71.

[18] Завельский Ф.С. Время и его измерение от биллионных долей секунды до миллиардов лет. М., 1972. С. 14. См. также: Мурьянов М.Ф. Хронометрия Киевской Руси // Myрь­яное М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. СПб., 2007. Ч. 1.С. 135-152.

[19] Присёлков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. Изд. 2-е. СПб., 2002. С. 457. См. об этом также: Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М„ 2007. С. 245-248.

[20] Макарий архимандрит. Святитель Макарий и Со­ловецкий монастырь // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2003. С.24. В Великих Четьях Минеях святи­теля Макария имеется текст, в котором описан «средневеко­вый способ счета «косыми» часами. Он состоял в измерении тени стоящего человека его же ступнями. По числу ступней, используя вспомогательные таблицы, могли определить иду­щий «косой» час» (Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М., 2007. С. 206).

[21] В некоторых регионах мира длительность стражи была более продолжительной и поэтому ночь и день состо­яли из трёх страж (Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 11).

[22] Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М., 2007. С. 201.

[23] Там же. С. 201.

[24] Там же. С. 202.

[25] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен... С. 191-192. Для перевода древних часов на современ­ные см. таблицы, составленные Д. Прозоровский (Прозоровс­кий Д. О старинном русском счислении часов//Труды второго археологического съезда в Санкт-Петербурге. СПб., 1881. Вып. 2. С. 183-188).

[26] Петром I в России был введён также январский но­вый год и летосчисление велось уже не от сотворения мира по византийской эре, а от Рождества Христова (Завельский Ф.С. Время и его измерение... С. 21).

[27] Симонов РА. Математическая и календарно-астро- номическая мысль Древней Руси... С. 202.

[28] Это же можно сказать и о древнерусской певческой традиции (Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М., 1997. С. 33, 34).

[29] Горохов В. Из века в век. Звонят колокола. М., 2009. С.352.

[30] Горохов В. Из века в век... С. 361-363; Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусст­во. 4 изд. М., 2003. С. 324-327. Изначально Спасские ворота назывались Фроловскими. Но 14 января 1647 года царь Алек­сий Михайлович и Патриарх Иосиф встречали у Яузских ворот чудотворный образ Христа Спасителя, принесённый с Вятки, который затем был внесён через Фроловские ворота в Кремль. С этого времени Кремлёвские Фроловские ворота стали назы­ваться Спасскими.

[31] Горохов В. Из века в век... С. 364 - 365.

[32] Там же. С. 367.

[33] Цит. по: Горохов В. Жизнь России под звон колоко­лов. М„ 2007. С. 178.

[34] Симонов Р. А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993. №4. С. 73. Эта традиция, начинать день в полночь, восходит к древнему Риму (Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 11).

[35] Горохов В. Из века в век... С. 351.


9 Июня 2018

www.stsl.ru

Как раньше определяли время | Интересные факты

Сегодня жизнь людей идёт по часам, и в том, чтобы в любой момент узнать точное время, нет ничего сложного. Но даже сравнительно неточные механические часы на самом деле довольно сложный прибор, и ещё 100 лет назад далеко не каждый мог их себе позволить. А лет 500 назад часы, установленные на башне, были в лучшем случае одни на весь город. Так как же люди определяли время раньше, до изобретения часов? Об этом — в данном посте.

Примерно определить время днём можно по положению Солнца, и этот принцип лёг в основу первого приспособления для определения времени — солнечных часов. В таких часах роль стрелки играла тень от гномона, конец которого был направлен на северный полюс.

У солнечных часов было много недостатков — они правильно показывали время лишь в определённой местности, и, конечно, пользоваться ими можно было лишь днём и в солнечную погоду.

Также в древности измеряли время водяными, песочными и даже огненными часами. Правда, точность их оставляла желать лучшего, например, на ход водяных часов влияло атмосферное давление и температура, а скорость горения фитиля зависела от ветра и притока воздуха.

Большую помощь для определения времени могут оказать астрономические наблюдения, и ещё в древности люди строили сооружения, способные играть роль обсерваторий. Наблюдая за положением звёзд, можно определять время с высокой точностью, и подобные наблюдения используются для определения точного времени и сегодня. Видимое движение звёзд имеет годовую цикличность, поэтому наблюдения за ними помогали в первую очередь для вычисления определённого дня в году. В Древнем Египте, например, таким образом определяли время разлива Нила, до начала которого необходимо было засеять поля. Ночью звёзды помогали определять и время суток. Интересным фактом является то, что древние египтяне определили 12 звёзд, в течение ночи восходившие над горизонтом примерно через равные промежутки времени. Именно с тех пор и пошло принятое у нас сегодня деление суток на 24 часа.

Но всё же подавляющему большинству людей, особенно в сельской местности, раньше приходилось определять время года и время суток без каких-либо часов и обсерваторий, просто по наблюдению за окружающими их явлениями природы. Сегодня мы обращаем мало внимания на природные явления, но наши предки были значительно более наблюдательны. Многие процессы в природе носят периодический характер, а животные и растения, как ни странно, зачастую способны с высокой точностью определять время в соответствии со своими внутренними биологическими часами. Поразительно, но известны факты, когда животные способны чувствовать и правильно определять время суток с точностью до минуты!

Наблюдая, когда зацветают растения и прилетают птицы, можно примерно определить время года. Подобные же наблюдения помогают узнать и время суток. Жизненный цикл многих растений и животных соотносится со временем суток. Цветки разных растений раскрываются и закрываются в разное, при этом определённое время. Большинство цветов распускаются утром и закрываются вечером, но есть и такие, которые закрываются и раскрываются в середине дня или ночью. Основываясь на этом принципе, в своё время Карл Линней придумал и создал цветочные часы, которые «работали» с трёх часов утра до полуночи.  Глядя на них, можно было определять время суток с точностью до 30 минут.

Ночью и утром помогают определить время суток птицы, разные виды которых начинаю петь в определённое время. Например, жаворонки начинают петь в 2 часа ночи, иволга в 3 часа, а воробьи просыпаются лишь в 6 часов утра. Издавна в деревне крестьяне определяли время по крикам петухов. Первый раз петухи кричат в первом часу ночи, второй раз — в 2 часа ночи, третий раз — в пятом часу утра. Со вторыми петухами жители в деревне раньше вставали, чтобы замесить хлеб, а с третьими — чтобы отправиться на работу в поле.

 

Похожие записи

interesnyjfakt.ru

Как в России появились часы — Славянская культура

   С помощью каких устройств в древности измеряли время? Где были изобретены механические часы? Когда в России появились часовых дел мастера? И в каких единицах исчисляли время наши предки?

    Вся жизнь современного человека связана со временем. Кто-то его убивает, а кто-то любит проводить его с пользой. Но, независимо от того, умеем мы с ним обращаться или нет, все мы смотрим на часы по нескольку раз в день. От знания точного часа и минут зависят самые важные вещи: успеем ли мы на работу, не опоздаем ли на встречу или автобус, правильно ли сварим еду и многое, многое другое.

    Чтобы узнать, сколько сейчас времени, мы смотрим на циферблат часов или дисплей телефона. А если нет под рукой этих полезных вещей, то спрашиваем время у окружающих. И слышим: «Столько часов и столько минут». А какой ответ получали наши предки? Давайте разберёмся, в каких единицах раньше измеряли время, какие в древности существовали виды часов, где впервые появились механические часы, и как они попали в Россию?

Чем отмеряли «движущееся подобие вечности»

     Проблема времени извечно занимала умы человечества. Осмыслить и хоть как-то объяснить её пытались виднейшие теологи, философы и учёные Античности, Средневековья, Нового времени и современности. Как только они его не называли: «движущееся подобие вечности» (Тимей), психический феномен (Августин), форма созерцания явлений (И. Кант), форма проявления длительности (А. Бергсон) и другие. В чём только его не измеряли, каким свойствами не наделяли, а всё равно никто до сих пор не дал исчерпывающего ответа на вопрос: что такое время?

    А оно было важно нашим предкам ничуть не меньше, чем нам. Поэтому ещё более 4 000 лет назад люди начали изобретать простейшие устройства для определения времени. Первым таким устройством стали солнечные часы. Они были известны в Древнем Египте, Греции, Риме, Китае и на Руси. Суть их проста: длина тени гномона (вертикального предмета) указывала дневное время. Но у них имелся существенный недостаток – ни работали только в солнечную погоду.

    Чтобы решить эту проблему для измерения времени кроме солнца стали использовать воду. Принцип водных часов (или клепсидры) заключался в том, что медленно вытекающая из сосуда вода заполняла резервуар. Кромка воды в нём показывала на особом циферблате время. А вытекающая со дна резервуара вода вращала этот циферблат. Такие устройства применялись в Древнем Египте, Китае, Риме, Персии, Месопотамии и в Средневековой Европе. Возможно, благодаря водным часам появилось выражение об истекающем времени.

    Кроме этого широко применялись песочные и огненные часы. Правда, уместнее назвать их секундомером, так как они отмеряли время пересыпания песка и горения масла или фитиля. В Китае в огненные часы добавляли ароматические масла, и таким образом совмещали полезное с приятным.

    Таковы были древнейшие устройства по определению времени. Но они показывали не привычные нам часы, минуты и секунды, а другие отрезки времени. Ведь в древности люди пользовались немного иными системами счисления. В Месопотамии, например, сутки делились на шестнадцать промежутков, в Египте на двенадцать, в Китае на десять. Кроме этого у разных народов были разные по количеству дней недели, месяцы и сезоны. В некоторых странах к тому же использовали промежутки времени в несколько лет: декада (10 лет) в Греции, индиктион (15 лет) в Риме, сарос (18 лет) в Вавилоне.

    Время на Руси

    У наших предков была своя система счисления времени. Она отличалась гармоничностью, точностью и удобством использования.

    Год назывался летом. Он включал в себя 365 дней, но славяне заметили, что наша планета заканчивает своё путешествие вокруг Солнца за 365 дней и 6 часов, и придумали для этого високосный год. Он назывался Священным летом. Для обычного и Священного лета в летописях существовали свои особые буквенные обозначения.

    В лете было четыре сезона, а в них 12 месяцев. Кстати, само название «месяц» говорит о том, что славяне раньше пользовались лунным календарём. В разных регионах славяне использовали разные названия месяцев, но они обязательно совпадали либо с природными явлениями, либо с полевыми работами.

    В месяце было 6 недель по 5 дней. Некоторые учёные считают, что дни недели назывались так же, как и сейчас, ведь их значение нетрудно разгадать: понедельник – после недели, вторник – второй день, среда – средний и так далее. А семидневная неделя появилась после принятия христианства.

    День включал в себя 16 временных промежутков (по 1,5 современному часу). А сам славянский час делился на ещё меньшие промежутки: части, доли, мгновения и миги. Миг равнялся миллисекундам, а потому не имел практического значения и был просто гипотетическим промежутком. Зато он прочно вошёл в разговорную речь, ведь мы до сих пор говорим: «Я мигом!», то есть сделаю что-либо очень быстро.

Механические часы

    Впервые механические часы изготовили в Древнем Китае в 8-ом веке нашей эры. Оттуда они попали в арабские страны, где были несколько усовершенствованы. С Востока в Европу схемы механических часов привезли с собой крестоносцы. Созданные в Европе механизмы были огромными и громоздкими, единственное место, куда их можно было установить – башня замка или собора. Эти часы имели множество недостатков, и показывали только часы и дни некоторых религиозных праздников. Зато в них были движущиеся фигурки, которые разыгрывали библейские сюжеты. В движение такие часы приводили гири и пружины.

    Каждый новый век приносил новые изменения в механизм часов, но значительные усовершенствования внёс нидерландский учёный Х. Гюйгенс – во второй половине 17 века он создал часы с маятником. Часы стали точнее и меньше, теперь их можно было разместить в комнате. А окончательно балансирный механизм часов сложился в начале 18-го века. В это же время в моду входят карманные часы, а чуть позже и наручные. Правда, наручные часики сначала были чисто женским ювелирным украшением, в мужскую моду они вошли немного позже. И это было не всё: часовой механизм и в последующие года постоянно усовершенствовался и дополнялся разными устройствами: календарём, репетиром и другими. И хотя в 20-ом веке механические часы начали вытеснять кварцевые и электронные, они до сих пор служат человечеству.

Часы на Руси

    Чтобы точно отмерять временные промежутки, славяне пользовались солнечными часами. И хотя не сохранилось никаких подобных устройств, в летописях есть свидетельства того, что время днём всё-таки отмерялось. Возможно, солнечные часы просто делались из ненадёжных материалов. Кроме этого некоторые учёные выдвинули теорию, что с началом строительства православных храмов некоторые башни и украшения на них служили солнечными часами.

    В России первые башенные часы появились в 15-ом веке в Московском Кремле. Установили их русские мастера под руководством английского часовщика. Есть свидетельства, что в это же время в России уже существовали часовые мастерские, но всё же очень долгое время наши предки приобретали механические часы в Западной Европе. Большую популярность они обрели при воцарении династии Романовых, когда были налажены крепкие связи с Западом. Софья Алексеевна, Пётр Великий и последующие императрицы имели множество часов, купленных в Англии и Франции.

    Большое развитие часовые мастерские в России получили в 18-ом веке. В это время в Москве открылся знаменитый «Часовой двор». Часовое дело продолжило развиваться и в следующем столетии: были созданы многие другие торговые дома, а русские часовщики прославились даже за границей. Но сколь высоко не было их искусство, мода на всё западное, царившая в высших кругах, не признавала русских мастеров. После революции 1918-го часовые торговые дома были закрыты или национализированы.

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Как измеряли время в древности

Необходимость определять время появилась тогда, когда человек начал заниматься земледелием. Ему нужно было понимать, когда сеять, а когда настает время собирать урожай. Поначалу люди ориентировались на время в целом: зима заканчивалась – значит, нужно было сеять. А как только были признаки первых холодов – пора собирать.

Получается, что отчет времени был очень примитивным: от посева до сбора урожая. Когда у человека спрашивали, сколько ему лет, он мог ответить: «Мне пятнадцать зим». До сих пор ученые находят остатки счета такого рода.

Как определилась точка отчета времени?

У разных народностей была своя точка отчета времени. Например, в древнем Египте это было разлитие реки Нил. Когда снова начинался этот процесс, было ясно, что прошел год. Римляне считали, что время начало идти тогда, когда был создан их город Рим. Жители древнего Китая исчисляли время по времени восхождения на престол нового императора. Как видно, каждая народность брала яркое событие и начинала от него исчислять годы.

Так как в каждой стране были свои правила того, как считать время, это было крайне неудобно для их взаимоотношений. Кроме того, это создает сложности для современных историков. Чтобы понять год определения какого-то события, нужно углубиться в культуру народа и выяснить, как у них велся подсчет времени.

В связи с неудобством разного отчета лет нужно было создать единую систему, которая действовала бы по всему земному шару. Было решено за основу взять библейское сообщение о рождении Иисуса Христа, Сына Бога. Именно этот год стал стартом отчета.

Те страны, которые не признают приход Иисуса, не согласились с таким исчислением. Это были страны, исповедующие мусульманство. Точкой отчета их исчисления лет стало рождения их пророка Мухаммеда.

Какими были первые часы?

Было замечено, что многие люди определяли, в каком положении находится солнце, и таким могли сказать, который час. При этом ошибки были равны максимум 10 минут. Поэтому первыми часами для определения времени стали солнечные устройства, сделанные с учетом движения солнца. Они состояли из основы и такого механизма, как гномон. Тень от него выполняла задачу стрелки. Его конец показывал на север, и когда солнце начинало двигаться, то теневая стрелка показывала время.

Несмотря на то, что солнечное приспособление было очень эффективным средством в древнее время, у него было немало недостатков. Использовать их можно было исключительно в солнечную погоду. Кроме того, они могли показывать время только в определенной местности.

Какие еще методы помогали считать года и часы?

Еще люди могли определять время, используя песочные, водяные и огненные устройства. Конечно, любое из этих приспособлений имело относительную точность, так как на них оказывало воздействие множество факторов. Например, точность водяных часов страдала из-за атмосферного давления или температуры. Измерение времени с помощью скорости фитиля зависело от притока воздуха и движения ветра.

Самым продуктивным достижением измерения времени в древности стали астрономические наблюдения за положением звезд. Точность измерения времени очень высока, поэтому сегодня такие методы пользуются большой популярностью.

Достижениями древности могли пользоваться далеко не все. Многие жили в сельской местности, и им приходилось определять время без часов и специальных сооружений. Они наблюдали за окружающей природой, ее явлениями и замечали, что многие действия имеют периодический характер. Следя за жизненным циклом животных и растений, можно выяснить, который час с большой точностью.

russian-watch.ru

Славяно-Арийские Веды Древние единицы измерений длины и времени >> Блог >> Группа Процветай, Русь

Для того чтобы понять, какими величинами оперировали наши Предки, достаточно привести один простой пример: одна из самых малых частиц времени у славяно-арийских народов называлась “сиг”. Изображалась она Руной в виде молнии. Наиболее быстрое перемещение с одного места на другое оценивалось в сигах. Отсюда и старые русские выражения типа “сигать”, “сигануть”.

Чему же равен 1 сиг, в современных единицах времени? Ответ заставляет задуматься любого: в одной секунде содержится 300244992 сига, а 1 сиг примерно равен 30 колебаниям электромагнитной волны атома цезия, взятого за основу для современных атомных часов (или примерно 1/300 млрд. доля секунды). Зачем же нашим Предкам нужны были такие малые величины? Ответ прост – для измерений сверхбыстрых процессов. Таким образом, древние выражения “сигать”, “сигануть” в современном языке могут означать только “телепортировать”.

Таблица измерения времени у Слаяно-Ариев

Единица измерения Количество меньших единиц измерения в данной единице измерения Соответствие современным единицам измерения времени
1 сиг 30 колебаний электромагнитной волны, излучаемый атомом цезия Нет соответствия
1 миг 160 сигов 0,000 000 0485 секунды
1 мгновение 760 мигов 0,000 761 секунды
1 доля 72 мгновения 0,05 787 секунды
1 часть 1296 долей 37,5 секунды
1 час 144 части 90 минут
1 сутки 16 часов 24 современных часа
1 неделя 9 суток Нет соответствия
1 месяц 40 (41) суток Нет соответствия
1 лето 9 месяцев (365 или 369 суток) 1 год (12 месяцев = 365 или 366 суток)
1 круголет 16 лет Нет соответствия
1 круг жизни 144 лета Нет соответствия
1 сварожий круг 180 К.Ж.=25920 лет Нет соответствия

Cварожий Круг - это период обращения Ярилы-Солнца вокруг центральной части рукава нашей галактики Млечный Путь, в течение которого плоскость Системы Ярилы-Солнца отклоняется от направления в центр нашей Галактики на определённую величину и затем вновь восстанавливает эту направленность. Небесный Круг Созвездий, который невооружённым глазом наблюдается в северном полушарии Мидгард-Земли, был поделён нашими Далёкими Предками на 16 частей так называемых Небесных Чертогов, каждому из которых покровительствует один из Древних Богов или Богинь.

Каждый Небесный Чертог охватывает 1/16 часть Сварожьего Круга. 25 920 лет: 16= 1620 лет. При своём движении по Сварожьему Кругу система Ярилы-Солнца находится под преимущественным влиянием излучений, исходящих из того или иного Небесного Чертога.

Пядевая Система мер длины и расстояния

Единица измерения Количество меньших единиц измерения Соответствие современным единицам измерения времени
1 волосок Малая единица измерения 0,0027 мм
1 волос 16 волосков 0,0434 мм
1 линия 16 волосам 0,69 453 мм
1 ноготь 16 линиям 11,1125 мм
1 вершок 4 ногтя 44,45 мм
1 пядь 4 вершка 17,78 см
1 стопа 2 пяди 35,56 см
1 локоть 3 пяди 53,34 см
1 аршин 4 пяди 71,12 см
1 шаг 5 пядей 88,9 см
1 мера 6 пядей 106,68 см
1 лоб 7 пядей 124,46 см
1 столбец 8 пядей 142,24 см
1 посох 9 пядей 160,02
1 витой посох 10 пядей 177,8 см
1 мерный посох 11 пядей 213,36 см
1 сажень 12 пядей 213,36 см
1 косая сажень 17 пядей 302,26 см
1 мерная сажень 24 пяди 426,72 см
1 круг 16 пядей 284,48 см
1 верста 500 пядей 1066,8 метра
1 столбовая верста 711,2 пяди 1517,416 метра
1 мерная верста 1000 пядей 2133 метра

А самая большая величина расстояния “дальняя даль” равна примерно 1,4 светового года. Очевидно, что такие единицы длины были нужны только для описания расстояний до других звездных систем. Аналогично и самый большой период времени “Сварожий Круг” был равен периоду прецессии земной оси в 25 920 лет, который почему-то остается незамеченный современниками, привыкшими жить масштабами одной человеческой жизни, а не временными масштабами существования Человечества и ледниковыми периодами.

Славяно-арийская Пядевая система измерений пространства

Единица измерения Количество меньших единиц измерения Соответствие современным единицам измерения времени
 1 даль  213,36 верст  227,6 км
 1 лунная даль (расстояние до Луны)  1 670 далей  380 112,788 км
 1 темная даль  10 000 далей  2 276 124,480 км
 1 светлая даль (расстояние до Ярилы-Солнца)  6 503 214 далей  1 480 131 505 км
 1 дальняя даль  22 761 249 000 далей  5 180 074 264 845,5 км

Древние письменные источники, которые сохранились в разных частях Земли, повествуют о том, что славяне и арии имели не только знания о микромире и макромире, но также могли перемещаться в нашей Солнечной системе и в нашей галактике.

О межзвёздных путешествиях повествуется в славянском «Сказе о Ясном Соколе». В этом сказе девица Настя, желая найти своего суженого, пустилась «в путь-дорогу неблизкую, а за тридевять дальних далей» в Небесный Чертог Финиста.

Тридевять дальних далей - это 27 дальних далей, что соответствует 139 862 005150 828,5 километра или 934 906,5 астрономической единицы или 15 световым годам в современных астрономических величинах измерения. То есть указанное расстояние выходило далеко за пределы нашей солнечной системы. Вот какие громадные расстояния спокойно преодолевали в прошлом древние славяне и арии. И это прошлое не такое уж далекое, всего около 1,5 тысяч лет назад (анализ «Сказа о Ясном Соколе» подробно дал Н.Левашов в книге «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее.»). Для путешествий подобного рода имелись соответствующие летательные аппараты виманы, вайт-маны и вайтмары. Ватмары могли нести в себе 144 вайтманы.

Источник: http://www.aleksandrnovak.com/content/193.html

homegate.ru

Как определяли время на Руси?

Часов, как таковых, на Руси не было очень долгое время. Первые солнечные часы появились только в XV веке. Да и те были такой роскошью, что поначалу ее могла себе позволить только знать. При этом и простой народ жил по распорядку и вполне адекватно ориентировался в сутках.

Природные мерила

Самым главным параметром для определения времени являлось движение солнца на небосклоне. Сутки абсолютно естественно делились русичами на дневное и ночное время по моменту заката/восхода солнца. Когда светило находилось в самой высокой точке, любой понимал, что наступил полдень. Чем длиннее становились отбрасываемые разными предметами тени, тем сильнее день клонился к вечеру.

Помимо положения солнышка на небе ориентиром для жителей Руси были и естественные процессы в природе.

Так, русские крестьяне нередко определяли время суток по пению птиц. Как известно, жaвoрoнки нaчинaют пeть в 2 чaсa нoчи, ивoлгa в 3 чaсa, a вoрoбьи прoсыпaются лишь в 6 чaсoв yтрa.

Главными же "часами" в старину был петух. Первый раз петухи кричат в первом часу ночи, второй раз — в 2 часа ночи, третий раз — в пятом часу утра.

Летом могли определять время по цветам. Так, цвeтки рaзных рaстeний рaскрывaются и зaкрывaются в рaзнoe, при этoм oпрeдeлённoe время. Ко сну отходили, когда светило садилось и в помещении становилось темно. Так делали не только потому, что вставать на следующее утро нужно было очень рано, но и из соображений экономии. Укладываясь спать в 9-10 часов вечера, можно было экономить свечи, а это немаловажный фактор.

Для такого времяисчисления вполне естественным было то, что никто не измерял и не определял время с точностью до минуты. Были приблизительные ориентиры для разных событий: «на рассвете выйдем в поле», «на закате закончим такие-то работы», «в сумерки» и т.д.

Свои собственные часы

Несмотря на то, что дневное время с приходом зимы сокращалось, а ночное увеличивалось, люди прекрасно ориентировались и по своим «внутренним», биологическим часам (циркадному ритму). Этот механизм вырабатывается годами и определяет все биологические процессы в организме: появление чувства голода в определенное время; сонливость вечером, когда пора ложиться спать, и другие процессы.

Хозяйке на Руси не нужно было наводить будильник на 14:00, чтобы позвать семью к обеденному столу. К этому моменту после тяжелой работы в поле у крестьянина и так просыпался зверский аппетит, поэтому он вовремя приходил к обеду (или жена приносила ему пищу в поле). Жизнь на Руси была достаточно размеренной, подчиненной «раз и навсегда» заданному образцу, поэтому ориентироваться во времени было достаточно просто.

Читайте также:

cyrillitsa.ru