Как научиться писать научные статьи – как перестать паниковать и написать первую научную статью — T&P

Как научиться писать статьи с нуля-10 простых шагов

Приветствую, уважаемые читатели! Сегодня поговорим о том, как научиться писать статьи с нуля. Если вы решили начать вести свой блог, то здесь я дам вам простой алгоритм, который поможет вам начать наполнять блог статьями.

Написать статью для блога не так уж сложно, как может показаться. Конечно, если до этого вы никогда даже не пробовали что-то написать, то поначалу вам сложно будет начать. Но я дам вам простую пошаговую систему, которая сильно облегчит эту задачу.

Если вы думаете, что для того, чтобы начать писать статьи, вам необходимо уметь очень быстро печатать или обладать идеальной грамотностью, то это не так. На самом деле это даже вовсе не препятствия в написании статей. Высокую скорость печати вы сможете наработать со временем. Грамотность, конечно, не помешает, но сейчас много сервисов, в которых вы легко проверите текст на ошибки.

Бывает, садишься писать статью, а мысли не складываются в слова, попробуйте сначала писать на бумаге, потом напечатаете готовую статью. Я часто делаю именно так, и дело тогда идет намного легче.

Обучению информационному и продающему копирайтингу с нуля

Как научиться писать статьи с нуля? Чтобы облегчить себе эту работу, следуйте этому алгоритму:

  1. Выберите тему статьи
    О чем вы будете писать ? Если нет мыслей совсем, откройте https://wordstat.yandex.ru и посмотрите, что ищут люди по вашей теме.
  2. Определите цель
    Что вы хотите донести до читателя в статье? Например, помочь с выбором коврика для личной практики йоги или научить, как выращивать фикусы в домашних условиях. Важно как можно более полно раскрыть выбранную тему и выполнить поставленную задачу во время написания статьи.
  3. Соберите информацию
    Чтобы статья получилась полной, возможно вам понадобится дополнительная информация по выбранной теме. Когда будете искать информацию, сделайте краткий ее конспект. Например, вы пишете о том, как выращивать фикусы в домашних условиях. Составьте конспект того, о чем вам нужно написать – виды фикусов, условия выращивания, выбор грунта и емкости для посадки, условия полива и уход за растением, удобрение и т.д.
  4. Составьте план статьи
    Определите, каким будет вступление статьи, о чем вы будете писать в основной ее части – например, о об условиях выращивания фикусов, о выборе грунта, освещение, полив и удобрения. Подумайте, к каким выводам вы хотели бы подвести читателя в заключении.
  5. Напишите заголовок
    Вы определились с темой для статьи, теперь нужно придумать заголовок. Он должен быть настолько интересным, чтобы цеплял внимание и вызывал желание прочитать статью.
  6. Напишите вступление для своей статьи
    Это может быть всего несколько предложений, из которых читателю станет понятно, о чем говорится в самой статье.
  7. Напишите основную часть
    В этом вам поможет конспект, который вы составили в п.3
  8. Напишите заключительную часть
    В ней должны быть основные выводы, к которым вы хотели бы подвести читателя.
  9. Проверьте статью на уникальность и грамотность
    Это можно сделать, например, с помощью такого сервиса, как text.ru Исправьте все ошибки.
  10. Осталось только оформить статью
    Когда вы напечатали текст, перечитайте его внимательно еще раз от начала до конца, уберите все лишнее, тавтологию и неудачные фразы, исправьте опечатки, если есть. Бывает необходимо где-то что-то добавить, дополнить, я что-то убрать совсем, возможно добавить подзаголовки.

Помните, что статья должна быть структурирована, в ней должны быть не очень большие абзацы и подзаголовки, чтобы ее удобнее было читать.

Теперь, имея под рукой эту простую схему, вопрос как написать статью с нуля, больше не будет для вас проблемой.

Если у вас остались вопросы или нужна помощь, пишите в комментариях, я постараюсь помочь.

А если вы еще только задумываетесь о создании своего блога или сайта, я помогу вам сделать его всего лишь за час,

обращайтесь.

Хотите научиться копирайтингу и стать успешным профессиональным копирайтером? Рекомендую очень грамотный практический курс обучения копирайтингу с нуля. Подходит даже для новичков. если вы хотите преуспеть в копирайтинге и хорошо на этом зарабатывать, не тратьте время — учитесь у лучших:

Обучению информационному и продающему копирайтингу с нуля

Статья вам понравилась? Тогда подпишитесь на обновления, чтобы узнавать о выходе свежих статей первым.

 

sampoznaj.ru

Как научиться писать статьи с нуля разнообразно и интересно

Приветствую вас, гости и подписчики моего блога. Хотя в интернете полно информации, как научиться писать статьи с нуля. Ко мне постоянно приходят такие письма. Читая их, я понимаю, что вам дают только азы, которые знает каждый еще со школы. К ним относятся: структура текста, знание правил орфографии и пунктуации и тд.

Я не хочу повторяться, поэтому предлагаю вашему вниманию новейший обзор, который раскроет некоторые тайны известных копирайтеров. Готовы? Тогда начнем.

Главное правило достижения успеха

Думаю, стоит повториться, я не хочу говорить о голой теории, да и читать это будет не интересно. Правда? Давайте посмотрим на мир проще и начнем творить. Для начала, ответьте на вопрос: «Вы хотите быть роботом, который просто щелкает по клавиатуре, или создателем шедевров, которые будут интересны и легки к восприятию»?

Если вы выбрали первый вариант, тогда простите, но эту информацию вы можете получить на любом другом ресурсе. При принятии решения творить – оставайтесь, ведь моя статья создана специально для вас.

Запомните основное правило, которое позволит научиться писать статьи – практика превыше всего.

Объясню на примере. Смотря чемпионат мира по художественной гимнастике, вы любуетесь грациозностью девочек, которые выполняют сложные номера с легкостью и улыбкой на лице. Конечно на выступлении, обруч или лента сами летят в руки спортсменок.

А вы задумывались над тем, сколько времени уходит на то, чтобы освоить один предмет? Год или два многочасовых тренировок. Также и в копирайтинге, только практика позволит вам достичь высот и стать «гуру». Быстро взлететь можно, но падать всегда больно, а встать еще сложнее. Поэтому не торопитесь.

Вы, вероятнее всего, смотрели статьи известных копирайтеров. Как все просто. Но спросите у них, сколько лет они писали, как начинали? Никто не скрывает, что сначала было сложно, много исправлений, отказов заказчиков. Но, эти люди не бросили любимое дело и достигли высот. Что мешает вам стать одним из них? Только лень.

Страх начала

Да, я согласна с тем, что в начале пути человек боится выставлять свои работы на всеобщее обозрение. Как избежать этого? Попробуйте в течение определенного времени писать отзывы на сайтах или комментарии к статьям (можно даже под псевдонимом). Таким образом, вы сможете преодолеть свой страх, научитесь грамотно излагать свои мысли. В противном случае, копирайтинг не для вас.

Используя такой метод, вы сможете увидеть свое творение со стороны, поймете, что можете писать не хуже, чем другие. Такой подход позволит вам поверить в себя, а это отличный мотиватор для достижения поставленных задач.

Вы уже умеете писать

Чтобы писать, нужно обладать талантом. Кто сказал такую чушь? Я хочу развеять этот миф. Смотрите, в школе вам приходилось писать сочинения? Я знаю, что ответ будет положительным. А это значит, что азы создания текстов уже заложены в ваш мозг. Вы не уверены? Вспомните, учителя говорили о правилах написания сочинения:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

 

Было такое? Плюс, вам говорили о том, что и где нужно писать.

В первом разделе стоит выделить проблему, подчеркнуть важность темы, может, поставить некий вопрос и т.д. Получается, заинтересовать читателя, подсказать то, о чем пойдет речь далее.

Основная часть текста, статьи, сочинения подразумевает полное раскрытие темы, рассуждение о проблеме и путях ее решения и т.д. В копирайтинге тоже самое.

Последняя часть – заключение. В ней нужно подвести итоги, принять определенное решение, подтолкнуть читателя ознакомиться с произведением и т.д.

Основным плюсом каждого человека является определенный багаж знаний, касающихся орфографии и пунктуации:

  • жи-ши – пиши с буквой и;
  • стеклянный, оловянный, деревянный с двумя нн;
  • предложение заканчивается знаком препинания и т.д.

 

Получается, что вы можете спокойно начать писать тексты, но какие они будут? Простые, информационные, напоминающие обзор? Вам нравится их читать или предпочтительнее захватывающие, интригующие?

Скажу прямо, стилистика текста зависит от темы и места ее размещения. Вы согласны? Представьте, что просматриваете статью, касающуюся лечения заболевания, а там шутки, или рассуждение типа «быть или не быть». Естественно, что этот сайт, страницу журнала, будут обходить стороной. Тогда встает вопрос: зачем писать, если читать никто не будет?

Чтобы избежать этого, я предлагаю остановиться на стилистике текстов, которая поможет вам грамотно составлять статьи, удовлетворяющие требованиям заказчика и радующие глаз читателя. Понимание такой особенности позволит вам создавать хорошие материалы на продажу, а значит получать доход.

Научная статья

Для того чтобы написать такой текст, вам предстоит досконально разобраться в тематике. Обязательно подготовьте аргументы, которые подтвердят ваши мысли.

Помните, наличие новых (свежих) фактов, позволяющих доказать или усомниться в проблеме, позволят вам создать интересные статьи. Только так вы сможете добиться высокого спроса на свой товар (тексты), а соответственно, возможность развиваться и получать прибыль.

Продающие тексты

Такую работу выполнить с первого раза не получится. Для этого стоит изучить основы SEO-копирайтинга и иметь некий навык продаж. Запомните, никакие курсы не научат вас творить, они только подскажут моменты, помогающие создать отличный текст, раскроют фишки, касающиеся цепляющих заголовков.

Начиная писать такой продающий текст для сайта, внимательно изучите товар или услугу, выделите для себя интересующие моменты, положительные свойства. Это поможет зацепить клиента. Для понимания, попробуйте продать спички своим родным. Что вы им скажете? Купи, иначе у нас не будет ужина? Смешно, правда.

А вот, что может сказать человек, изучивший продукт: «Приобретая эти спички, вы не попадете в расплох, ведь, даже в дождливую погоду они помогут разжечь костер, или, вы больше не получите ожог, ведь длина предмета позволяет быть спокойным.»

blogizotovoy.ru

Как писать хорошие научные статьи (посоветуйте вспомогательные сайты)?

Вспомогательных сайтов не знаю, но отвечу. Насчет “хорошести” своих прошлых статей тоже не поручусь, но все были опубликованы без переделок. Хотя рецензии были порой крайне негативны. 

Прежде всего, критически важно содержание статьи. Тема должна быть интересной (и соответствовать профилю журнала), результаты оригинальны и значимы, тщательно проверены. Автор текста должен хорошо знать то, о чем взялся писать. Кстати, последнее важно для ответа на негативную рецензию.

Все это замечательное содержание должно быть последовательно изложено в понятной читателю форме. Под читателем понимается человек, более-менее регулярно знакомящийся с подобными публикациями, но, возможно, занимающийся чем-то совсем другим, чем автор статьи.

Что касается стиля, то научная статья – это не художественная литература и даже не научпоп. Если можете писать легко и увлекательно – пишите так. Если не можете (я, например, не могу), позаботьтесь, хотя бы, чтобы текст состоял из коротких предложений – вы не Лев Толстой и пишете отнюдь не “Войну и мир”. И не больше одного придаточного предложения при основном. Несколько раз перечитайте текст, устраняя возможные неточности в формулировках, разбивая громоздкие предложения на несколько простых, заменяя отдельные слова на более подходящие и т.д.

Требования журнала, конечно, надо соблюдать. Но, допустим, статья базируется на неких формулах, справедливость которых надо бы сперва обосновать. А места нет. В основном тексте можно, конечно, написать “из (1) путем элементарных преобразований можно легко получить (2)”, хотя лично вы “легко получали” далеко не один день. Если читателю понадобятся подробности он может вам написать, а если не напишет – вам же лучше. Но подробности могут понадобиться и рецезентам (чтобы самостоятельно воспроизвести промежуточные выкладки, или чтобы осознать собственное ничтожество и не приставать к автору с разными глупостями). В таком случае пишется приложение с необходимыми дополнительными подробностями (например, исходное “легко получить” излагаете в виде 10 этапов полегче). А в сопроводительном письме в редакцию пишете, что приложение – это, мол, для рецензентов. Но если редакция готова поступиться принципами (требованиями к объему статьи), то может и приложение опубликовать – вы не против. А может и не публиковать (вам пофиг и объем вы соблюли), чтобы сохранить лес и не пугать читателей. Почему-то обычно публикуют. В принципе, подобная схема (не умещаетесь в прокрустовы рамки – выносите второстепенные подробности в приложение, публикацию которого оставляете на усмотрение редакции) годится и для более подробного описания постановки эксперимента, батареи психотестов или чем вы там занимаетесь.

PS. К болтовне ни о чем (философия, теология и пр. малосодержательное словоизвержение) все сказанное выше неприменимо. 

thequestion.ru

Как научиться писать статьи и где черпать вдохновение

Как писать статьи

Чтобы добиться успеха на этом поприще, необходимо соблюдать хотя бы минимум правил. Причём их не надо учить, достаточно просто вспомнить! Писать статьи нас всех учили в школе на уроках русского языка. Помните, как вы ломали голову над сочинением по «Войне и миру»? Это и есть копирайтинг.

Для начала нужно выбрать, о чём писать. На самом деле это не так уж просто — найти незаезженную тему, которая к тому же будет интересна большому количеству людей. Есть и другой вариант — писать о том, что нравится, но прежде посмотреть, что выдают поисковики по этому запросу на первой странице, и написать лучше. Гораздо лучше!

Иногда, конечно, просто хочется написать о чём-то, независимо от «погоды». О своём настроении, впечатлениях о фильме, мыслях о жизни. Если хочется — пишите, но не забывайте, что эта тема может быть непопулярна.

Прежде чем приступать к написанию, нужно собрать как можно больше информации, найти парочку забавных фактов, немного статистики, всё это проанализировать, а затем составить план статьи. Конечно, тем, кто пишет давно, в большинстве случаев план не требуется: схема написания сама складывается в голове, становится понятно, что и зачем писать. Но новичку, чтобы не сидеть перед пустым монитором, лучше сразу набросать план работы.

Обычно статья состоит из следующих частей:

  1. Анонс — краткое содержание или просто объяснение, почему вы решили писать на эту тему (так часто делают блогеры, которые пишут от первого лица). В нём необходимо указать, почему данная статья заинтересует читателя и что он из неё для себя почерпнёт.
  2. Введение — факты, существующие взгляды на рассматриваемую проблему, статистика. Вопросы, которые вы хотите рассмотреть в статье.
  3. Ваше видение проблемы и тезисы — самая большая часть статьи, где автор высказывает своё суждение и аргументирует его, приводит сравнения, раскрывает тему. Основная задача здесь — не лить воду, писать только по существу. От того, увидит ли читатель профессиональный подход к делу, найдёт ли свежие мысли по данному вопросу и прочувствует ли авторский стиль, зависит, останется он с вами или нет.
  4. Выводы и рекомендации
    — заключение о том, что хотел автор донести до читателей.

План может изменяться в зависимости от темы, стиля автора, объёма текста и других факторов. Кроме того, не обязательно писать по порядку, ведь никто не видит, что вы начали с середины или вообще с конца. Главное — начать. Постепенно сложится ясная картина будущей статьи.

Если вдохновение пропало, не стоит заставлять себя работать. Лучше встать из-за компьютера и заняться чем-то другим: выпить чаю, помять подушку, помыть посуду, сделать разминку или вынести мусор. Минут через 10 можно возвращаться к работе.

Когда статья будет готова, дайте ей отлежаться и посмотрите на неё на следующий день — найдёте много интересного, может, даже всё перепишете. Финальную версию необходимо тщательно проверить на наличие ошибок. Можете воспользоваться для этого специальными сервисами.

Почему мы пишем

Когда есть свой блог и необходимо постоянно туда писать, одной из серьёзных проблем становится мотивация. Как писать статьи, если блог молодой, приносит одни убытки, посетителей кот наплакал, а комментариев нет?

В общем-то, мотивы у всех разные: одни ведут блог ради денег, вторые — чтобы самореализоваться, третьи — потому что все так делают. Поэтому для одних лучшим мотиватором будет фото дорогой вещи на рабочем столе, для других — первые реально заработанные деньги в интернете, а для третьих — внимание читателей и их комментарии. В первую очередь нужно сесть и подумать, что вас лучше всего мотивирует.

Моя мотивация — желание делиться информацией, оставить полезные мысли для читателей. Быть не просто наблюдателем, а ещё и созидателем, маленьким творцом. Бывает, конечно, лень, и иногда такое состояние длится долго, но все мы люди. Рано или поздно приходит вдохновение или происходит событие, о котором хочется рассказать, и всё возвращается на круги своя.

Поиск вдохновения

  • Почитайте комментарии к записям на сайте.
  • Опишите общественные мероприятия, которые вы планируете посетить или в которых вы будете принимать участие.
  • Разоблачите мифы или легенды.
  • Напишите статью о событии национального или международного масштаба.
  • Найдите необычное решение распространённой проблемы.
  • Загляните в любимые группы в соцсетях, вдруг там обсуждают что-то сочное.
  • Напишите об успехе интересной личности.
  • Расскажите о каком-нибудь новом сервисе, гаджете или супервещи, которую вы опробовали.
  • Вспомните какой-нибудь фильм, который удивил вас или изменил ваши взгляды.
  • Расскажите об исследовании чего-либо. Это может быть всё что угодно, хоть гидропоника.
  • Возьмите у кого-нибудь интервью.
  • Составьте свой топ фильмов, игр, блогов, книг или сериалов.
  • Изучите внимательнее популярные ресурсы и постарайтесь понять, чем они заинтересовывают других.
  • Раскритикуйте какой-нибудь товар или услугу, которую вы никогда бы не посоветовали другим.
  • Расскажите удивительную историю на грани фантастики.
  • Возьмите серьёзную тему и раскройте её с юмором.

Заключение

Если вы только начинаете писать, то помните о следующих советах:

  • Придумайте цепляющий заголовок.
  • Структурируйте пост.
  • Лучше пишите реже да лучше, чем чаще да хуже.
  • Ищите вдохновение.

Успех приходит лишь к тем, кто пишет и кого читают, но как же писать статьи интересно? Это умение появляется с опытом. Обратите внимание на первые и последние статьи известных блогеров — небо и земля, как будто разные люди писали, а ведь прошло всего 1–2 года. Просто они учились, запоминали лучшие фишки конкурентов, пробовали разные варианты, набивали руку.

Этот путь придётся пройти каждому, кто хочет писать быстро, интересно и качественно, в этом деле ни одна программа не заменит живого человека. Пишите, не останавливайтесь.

lifehacker.ru

Как научиться писать работы в научном стиле?

Рано или поздно любой студент сталкивается с необходимостью написания научного текста. В отличие от любого другого текста, научная статья требует определенного подхода к оформлению. Проще говоря, при ее написании требуется придерживаться научного стиля.

Структура научного текста

Для таких текстов характерна четкая последовательная структура изложения. Обязательными требованиями являются последовательность и логичность.

Заключение в научном стиле оформляется в конце текста, в то время как для многих других стилей выводы делаются в начале повествования.

Если в научном тексте приводится анализ какой-либо проблемы, то сразу после него следует соответствующий вывод.

Способ изложения текста

Для научного стиля характерны две основные особенности изложения мыслей автора и прочей информации:

  • Текст всегда пишется в безличной форме;
  • В текстах не допускается диалога с читателями.

При написании научных текстов не используется разговорный стиль – вся информация подается официальным языком, жестко и лаконично.

Лексический язык

Тексты в научном стиле всегда пишутся с использованием лексического языка и терминов, характерных для той или иной области науки. Такие понятия не требуют расшифровки при условии, если не вводятся впервые в работе. Помимо этого, для научного стиля характерны такие общепринятые лексические слова, как:

  • Исходя из;
  • Следовательно;
  • Характерно;
  • Относительно;
  • Применительно;
  • Соответственно;
  • Предполагает использование и прочее.

Научный стиль также требует использования проверенных фактов и аргументированных выкладок.

Сложность

Доступность текста, оформленного в научном стиле, не является приоритетным параметром. Для подобных работ используются предложения средней сложности без объяснения прописных истин. Научные статьи, как правило, пишутся для весьма узкого сообщества, читатели которого компетентны в затрагиваемых в работе вопросах.

Жаргонная и сленговая лексика

В научном стиле ни в коем случае не прибегают к использованию жаргона и сленга. Даже слова и выражения, привычные в обиходе ученого сообщества, в работе заменяются профессиональными терминами и понятиями. Для каждого сленгового выражения имеется свой научный аналог.

Авторские права и ссылки

В основе любой научной стать лежат открытия, сделанные ранее. Использование чужих работ и публикаций требует указания авторства и ссылки на источники. Также в научном стиле допустимо размещения ссылок на графики, диаграммы, таблицы и рисунки.

В конце текста в научном стиле обязательно приводится список использованной литературы со ссылками на электронные версии документов, журналов и книг.

Нормативно-правовые требования

Научные тексты всегда оформляются в полном соответствии с принятыми ГОСТами. Аналогичные требования предъявляются дополнительным материалам – рисункам, таблицам, схемам, графикам и диаграммам.

Издания, в которых будет публиковаться научная статья, также выдвигают свои требования, соблюдение которых является
обязательным условием.

Полнота текста

Работа, оформленная в научном стиле, должна раскрывать затронутую тему настолько полно, насколько это возможно. При этом не должно оставаться никаких вопросов после ее прочтения.

Классификация научных текстов

Научные тексты делятся на три основных типа:

  1. Научные;
  2. Научно-учебные;
  3. Научно-популярные.

Каждый из них имеет свою аудиторию и к каждому из них предъявляются индивидуальные требования. Самым строгим типом является научный. Применяется только при написании профессиональных научных работ для специалистов в той или иной области науки.

Научно-учебный стиль отличается средней сложностью и применяется в основном при написании учебников, методических пособий и аналогичных изданий.

Научно-популярный текст несет науку в массы. Строгие требования изложения к нему не предъявляются, все содержащиеся в нем термины доступно и подробно объясняются.

Умение писать тексты в научном стиле является одним из обязательных навыков не только ученых, но и студентов. Знание базовых основ стиля позволит быстро научиться писать такие работы.

open-resource.ru

Бібліо.net: Учимся писать научную статью

Научная статья должна быть ориентирована её на конкретную целевую аудиторию,  укажите во вступительной части для кого полезна статья.

Не старайтесь «объять необъятное». Лучший вариант – когда в научной статье освещается определённый аспект проблемы, а тема достаточно суженная. Тогда вы будете иметь возможность привести все детали, рассмотреть нюансы и тонкости, исследовать проблему подробно и исчерпывающе, полностью раскрыть тему, не оставив пробелов.

Статья – это полностью ваше исследование, в котором вы только опираетесь на теоретическую базу, а не набор выдержек из разных исследований с вашими выводами в конце работы.

Заранее определитесь, в какой журнал или сборник научных работ вы будете отправлять вашу статью, выясните требования редакции к объёму, содержанию и оформлению  материалов. 

Следите за соответствием заглавия, темы и содержания, не отходите от рассматриваемого вопроса в сторону.

Придерживайтесь чёткой логической структуры, создавая текст работы. В научной статье должна прослеживаться хорошо сбалансированная композиция. Делите текст на разделы, абзацы – так он будет гораздо лучше восприниматься. 

Обязательно кратко осветите развитие научной мысли по данному вопросу. 

Ссылайтесь на данные статистики, труды других учёных. Если же вы только излагаете собственное мнение по проблеме, свои наблюдения, пусть и ценные, но не опираетесь на теоретическую основу, статья превратится в публицистическую и перестанет быть научной.


Избегайте наукообразного стиля – такую статью редко будут дочитывать до конца. Применяйте сложные наименования по мере необходимости, поясняйте значение новых в науке терминов.

Постарайтесь логично подвести изложение материала к окончательным выводам, грамотно и ёмко изложить их. Именно выводы содержат основную научную ценность статьи, а наблюдения, аргументы и доказательства подкрепляют их.


АЛГОРИТМ
  1. Сформулируйте проблему, вопрос, который вы будете рассматривать в статье.
  2. Если у вас уже есть материалы, тексты, вы работали по данной проблеме раньше, тщательно изучите все свои черновики, перечитайте прошлые публикации.
  3. Подумайте, что вы можете сказать нового по этой теме, как это максимально логично оформить.
  4. Вновь обратитесь к научным источникам. Обязательно посетите научные библиотеки. Обратите внимание на новые материалы. Желательно, чтобы в научной статье присутствовали ссылки на работы, опубликованные в течение последнего года. Ищите материалы не только в отдельных научных книгах, но и в периодической печати: журналах, сборниках. Много оригинальных материалов содержат сборники конференций.
  5. Также вы можете сослаться на собственные статьи, опубликованные ранее.
  6. В том случае, если вы начинаете писать научную статью «с нуля» и желаете определить конкретную тему в конкретной области, начните с изучения источников в заданном направлении. Очертите для начала круг вопросов, а затем выберите несколько, наиболее актуальных и перспективных. Окончательно формулируйте ту проблему, по которой вы можете внести свои собственные идеи, изложить интересные наблюдения.
  7. Затем приступайте к составлению плана статьи. Он должен быть логичным и продуманным. План научной статьи включает в себя:
  • вступительную часть:
  • основную часть – в ней желательно выделить подразделы;
  • заключительную часть, содержащую выводы;
  • ссылки;
  • список использованной литературы.
  • Также при публикации обычно требуется написать аннотацию, состоящую примерно из 5-10 предложений, и ключевые слова.
  • Определите методы исследования. Они должны соответствовать направлению работы, теме, отвечать всем современным требованиям.
  • Напишите черновой вариант статьи, изложите в нём основное содержание, аргументы и доказательства, рассмотрите развитие научной мысли и приведите все собственные наблюдения, выводы.
  • После написания основной части приступайте к составлению вступления и заключения. 
  • Вступление должно содержать:
    • краткие вводные сведения
    • вашу критическую оценку имеющихся работ по проблеме;
    • причины исследования;
    • суть вашей научной гипотезы;
    • актуальность темы;
    • план статьи. 
  • Перечитайте ещё раз все материалы, вступление и основную часть. Напишите заключение, отразите в нём все ваши основные выводы по теме. Они должны полностью следовать из содержания статьи – не вносите новую информацию, которой не было в основной части. Избегайте пересказа положений статьи, в заключении нужно обобщить материал.
  • Ещё раз полностью проверьте ваш текст. Обратите внимание на достоверность фактов, логичность изложения, последовательность, связь темы и выводов. Теперь можно приступать к оформлению научной статьи. В процессе работы точно следуйте инструкциям, требованиям издания. Для научной статьи очень важно грамотное оформление.
  • Учитывайте рекомендации, работайте по чёткому алгоритму, изучайте достаточное количество источников и делайте собственные наблюдения, следуйте требованиям при оформлении текста – тогда ваша научная статья будет грамотной и полезной.

    http://nf-innovate.com/index_sub2_sub5_sub1.html

    biblioobzor.blogspot.com

    как писать научную статью

    Научно-образовательныйцентр«Межрегиональный институт общественных наук приИркутском государственном университете»

    Образовательно-исследовательскийи издательский центр«ВестникЕвразии»

    как писать научный текст:

    опыт школы молодого автора

     

    Учебно-методическоепособие

    Иркутск

    УДК800.866:001(075.8) ББК Ш141.12-223-923.2

    К16

    К16 Как писать научный текст: опыт Школы молодого автора: учеб.-

    метод. пособие / Н.А. Дидковская, В.И. Дятлов, Н.В. Липатова, С.А. Панарин; сост. и отв. ред.: Сергей Панарин. – Иркутск: Оттиск, 2012. – 240 с.

    ISBN 978-5-905847-24-0

    С 2002 года в России работает уникальный институт краткосрочного дополнительного образования – Школа молодого автора, специализирующаяся на обучении студентов, аспирантов, молодых преподавателей и учёных академическому письму, в первую очередь – искусству написания научной статьи.

    За эти годы выпускниками Школы стали около 700 человек. Многие из них остались в науке, защитили кандидатские диссертации, а некоторые

    – и докторские, но почти все они свои первые опубликованные статьи написали, пройдя обучение в Школе молодого автора. Некоторые её выпускники сами подготовили и реализовали образовательные проекты, другие стали постоянными её преподавателями, но и те и другие много сделали для творческого развития методических принципов и конкретных обучающих методик, заложенных в практику школы при её основании. В результате за 10 лет был накоплен ценный опыт, и все, кому небезразлична форма научного текста, могут ознакомиться с ним в предлагаемой читательскому вниманию книге. В неё включено также изложение большей части учебного материала, с которым слушатели знакомятся на занятиях Школы.

    Книга рассчитана как на преподавателей и административных работников вузов и научно-исследовательскихинститутов, так и на широкую аудиторию студентов и аспирантов гуманитарной специализации.

    В оформлении обложки использована репродукция картины русского художника-передвижникаНиколая ПетровичаБогданова-Бельского(1868–1945)«Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского», хранящейся в Государственной Третьяковской галерее.

    ISBN 978-5-905847-24-0

    © Иркутский государственный университет, 2012

    © ОИИЦ «Вестник Евразии», 2012 © Коллектив авторов, 2012

    СОДЕРЖАНИЕ

    Вместо предисловия. О чём и для кого эта книга . . . .

    5

    Введение. Что такое Школа молодого автора

    10

    Глава I. ШМА в её историческом развитии

    24

    1.

    Начало . . . . . . . . . . . . . . . .

    .24

    2.

    Первоначальная модель Школы . . . . . . .

    31

    3.

    Изменения

    44

    4.

    Статистика

    48

    5.

    Sine qua non . . . . . . . . . . . . . .

    . 51

    Глава II. Научная статья: форма и жанр

    54

    1.

    Форма . . . . . . . . . . . . . . . .

    . 54

    2.

    Статья как жанр: функции и особенности . . .

    61

    Глава III. Занятия Школы. Структура статьи . . . . . .

    67

    1.Заголовок: как корабль назовёшь, так он

    ипоплывёт, или Всё дело в шляпе! . . . . . 67

    2.Введение, или О самом нелюбимом и самом

    необходимом . . . . . . . . . . . . . 78

    3.Основная часть: в свободном полёте? . . . . . 93

    4.Чуть-чутьо заключении . . . . . . . . . 117

    Глава IV. Занятия Школы. Научно-справочныйаппарат

    121

    1.

    Смысловые примечания . . . . . . . . .

    124

    2.

    Библиографическая ссылка . . . . . . . .

    125

    3.

    Цитирование . . . . . . . . . . . . .

    137

    4. Борьба за место под солнцем, или О сокращениях . 139

    Глава V. Занятия Школы. Речевое оформление научного

     

    текста

    143

    1.

    Стратегия молодого автора в пространстве

     

     

    современного научного дискурса . . . .

    . 144

    3.

    Речевые ошибки

    154

    4.

    Грамматические ошибки . . . . . . . . .

    163

    Глава VI. Кандидатская диссертация, или Квалификационное

    сочинение как жанр . . . . . . . . . . . .

    172

    1. Для чего нужна диссертация? . . . . . . .

    173

    2. Требования к процедуре подготовки и защиты

     

    диссертации

    176

    3. Требования к тексту диссертации . . . . . .

    182

    4. Человеческий аспект: проблема взаимоотношений

    .с корпорацией . . . . . . . . . . .

    185

    5. Научные и квалификационные функции диссертации:

    противоречие жанра . . . . . . . . .

    186

    Список дополнительной литературы, или Ответ на вопрос

     

    «Что же читать, чтобы написать хорошую научную

     

    статью?» . . . . . . . . . . . . . . . .

    189

    Раскладка минимальной сметы Школы молодого автора

     

    (без выезда, на базе вуза) . . . . . . . . . .

    191

    Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . .

    193

    Приложение 1. Примеры библиографических ссылок

    194

    Приложение 2. Статьи «школьников»

    198

    Дмитрий Тимошкин, Елена Жамбалова

     

    Формирование «образа врага» в российском и

     

    грузинском кинематографе после «Пятидневной

    войны»

    200

    Павел Новиков

     

    Изменчивые мотивы людей: Восточная

     

    Сибирь в Гражданской войне . . . . . .

    213

    Вместо предисловия.

    О чём и для кого эта книга

    Книга рассказывает о Школе молодого автора (далее просто Школа, или ШМА). В жанровом отношении она определена на титульном листе как учебно-методическоепособие. Определение это звучиткак-тоуныло.Как-тоне ласкают русское ухо все три слова, из которых оно составлено: что «пособие» (по бедности, что ли?), что «методическое» (в одном ряду с методологическим, теоретическим, идеологическим, диалектическим, эпистемологическим и ещемногими-многимидругими скучными-ическими),что «учебное» (опять «учиться, учиться и учиться»?!). Вдобавок, оно не совсем точно отражает содержание книги.

    Нет, разумеется, мы старались рассказать в ней – и рассказать незанудно – о методических принципах, на которых строится ШМА. Равно как и о том, чем и почему мы по преимуществу занимаемся во время школ, о содержании основных занятий, проводимых в Школе, и о десятилетней истории нашего детища – от первой ШМА 2002 года до последней Школы, состоявшейся осенью 2012 недалеко от Ангарска. Но кроме этого мы,во-первых,очень хотели передать сам дух Школы –дух

    осмысленного досуга познающих людей. А во-вторых, всё-

    таки стремились действительно пособить, то есть помочь овладеть разными знаниями. Причём знаниями не только методическими, вообще не только теми, которые имеют прямое отношение к главному предмету наших занятий в Школе, – к научному тексту, его структурной организации и речевому оформлению.

    I

    Можно было бы надеяться: те, кто прочтут книгу до конца, поймут, почему она сделана так, как сделана, а не иначе. Но, поскольку мы всё-такине слишком обольщаемся относительно того, сколь далеко наши ожидаемые читатели углубятся в предложенный им текст, скажем здесь откровенно: мы попытались

    из книги сделать ту же Школу. Ту же в том смысле, что, как в настоящей Школе ни одна минута не пропадает даром, принося разнообразные знания и навыки, так и книгу нам хотелось наделить похожим эффектом. Соответственно при каждом удобном случае мы старались насытить её полезной, на наш взгляд, информацией – пусть даже, как говорится, совсем из другой оперы.

    Делая это, мы исходили из нашего представления об аудитории «книжной» ШМА. А представление это, в свою очередь, питалось опытом «живых» школ. Они объединяют людей разных возрастов – от 18 до 30 лет включительно; разных специализаций – от пиарщиков и маркетологов до искусствоведов и филологов; разных статусов – от вчерашнего школьника, только-толькоставшего первокурсником, до преподавателя со степенью кандидата наук – и, что греха таить, с разными уровнями культуры письма и общей культуры. Уже после самой первой школы стало ясно, что в этой сложности её состава, дисциплинарной пестроте, социальном и культурном многообразии опыта, привносимого с собой ей слушателями, кроется едва ли не главная причина её успеха. Поэтому вопрос, кому может оказаться полезной наша книга, не стоял для нас как вопрос выбора. Она будет полезна всем, кто хочет научиться писать научный текст или улучшить навыки его написания.

    Всё же, каким мог быть этот выбор? Несколько упрощая, можно сказать так: если бы мы вдруг забыли, как обычно проходит Школа, мы выбирали бы из двух отрядов потенциальных читателей. Один, меньший, составили бы те, кого можно числить, условно говоря, по методической части: преподаватели вузов, а также те в вузовской администрации, кто заняты организацией учебного процесса. Вместе это люди, которые, прочитав книгу, могут – чем чёрт не шутит! – захотеть устраивать школы, в большей или меньшей мере аналогичные нашим. А другой отряд, куда более крупный, был бы учебным: в него вошли бы те, кто хотели бы вынести из «книжной» ШМА новые знания.

    На самом деле такого рода деление не соответствует духу ШМА, где у всех есть возможность и учиться, и учить. Боль-

    шинство склонно к первому, меньшинство уже в Школе стремится проявить себя на втором поприще. Однако практически никогда предпочтения не определялись возрастом или положением в вузовской иерархии. Более того, бывало так, и не раз, что «школьники» – преподаватели со стажем – не стеснялись бегать за консультациями к «школьникам»-студентам.

    II

    Итак, книга писалась для смешанной аудитории и этим обстоятельством – в соответствии с заветами ШМА – было обусловлено, как она писалась. А именно: с одной стороны, памятуя о первокурсниках, мы старались писать просто, не перегружая текст филологическими терминами. Когда же без таких терминов было не обойтись, мы давали их толкование, подчас – и этимологию. Не исключено, что у профессионалов некоторые наши объяснения вызовут лёгкую скуку и лёгкую же – надеемся, снисходительную – усмешку. Но мы убеждены, что люди, далёкие от филологии, узнают из книги немало интересного, и это знание поможет им писать лучше и чище. С другой стороны, расчёты на аудиторию, состоящую из представителей разных дисциплин, побудили нас вставить прямо в текст немалое число смысловых примечаний. В них рассказывается о тех упоминаемых в книге людях и артефактах, о которыхкакая-то,возможно немалая, часть будущих наших читателей может и не знать.

    Поступая так, мы руководствовались одним из правил Школы, гласящим, что… Стоп! Не будем уже во вступлении раскрывать правила и девизы Школы молодого автора. Да и вообще, пора закругляться с пред-уведомлениямии (простите за страшный неологизм – он всего на одну минуточку!)пред- извинениями и переходить к делу.

    III

    Коснёмся ещё лишь двух вещей. Первое. В книге учебное значение имеет не только её основной текст, но и вообще всё, что в ней есть, – за исключением, разве что, картинок. (Впрочем, и картинки в неё вставлены не просто так, а в расчёте на то, что сыграют роль секунд отдыха – маленьких интерак-

    тивных пауз, которые мы практикуем в Школе.) Потому что буквально всё, начиная от подстрочных ссылок и кончая разнообразными текстовыми выделениями, служит наглядной иллюстрацией к правилам организации и оформления научного текста. Другими словами, книга форматирована таким образом, чтобы использоваться в качестве пособия, одновременно и рассказывающего, и наглядно показывающего описываемые в нем правила самим набором и членениями текста. И не только эти правила: каким-точастностям оформления научного текста мы совсем не уделили места по причине его нехватки, а очём-то,вероятно, просто забыли. И вот как раз ответы на оставшиеся без ответа мелкие вопросы читатель может обнаружить, внимательно приглядываясь к тому, как свёрстан текст нашей книги.

    Второе: несколько слов о композиции книги и авторах её глав. Состоит она из двух частей – основного текста и приложений. В основной текст, помимо предисловия, входят введение и шесть глав. Предисловие и введение, рассказывающее о том, что собой представляет Школа молодого автора, написаны Сергеем Панариным. Его же перу – или клавиатуре? – принадлежат глава I, из которой читатель может узнать о достаточно примечательнойисторииШМАимногоещёочём,исовместно с Надеждой Липатовой – глава II, сфокусированная на проблемах формы и жанра научного текста. Теми же соавторами, Панариным и Липатовой, подготовлена глава III, самая обширная, целиком посвящённая приёмам написания ключевой разновидности научного текста, статьи. Глава IV, о научно-справочномаппарате, написана Надеждой Липатовой, а глава V, о речевом оформлении, – Натальей Дидковской. Особое место занимает в книге глава VI: в ней Виктор Дятлов объясняет будущим аспирантам и соискателям, в чём заключаются сложности жанра кандидатской диссертации и какие подводные камни ожидают начинающего учёного в процессе её подготовки и защиты.

    Что касается приложений, то они подготовлены Виктором Дятловым и Надеждой Липатовой и включают несколько разнородных компонентов. Основной объём приложений приходится на две показательные статьи «школьников», которые в

    разное время закончили школы, проходившие в окрестностях славного города Иркутска, горячо любимого всеми авторами книги (хотя только один из них – житель Иркутска). Показательными мы их называем потому, что в них наглядно воплотилось знание, полученное авторами в Школе. Кроме того, читатель сможет найти в приложениях:

    выдержки из ГОСТа, касающиеся правил оформления научно-справочногоаппарата;

    небольшой список литературы для дальнейшего чтения на тему, как писать научный текст;

    структуру примерной сметы Школы молодого автора;

    памяткуадминистраторуШколы,котораяможетпомочь ему при составлении финансового отчёта.

    ** *

    Взаключение мы хотели бы поблагодарить людей, по инициативе и при поддержке которых была подготовлена эта книга: ректора Иркутского государственного университета доктора физико-математическихнаук Александра Валерьевича Аргучинцева и начальниканаучно-исследовательскойчасти университета, административного директора Межрегионального института общественных наук при ИГУ кандидата исторических наук Константина Вадимовича Григоричева. И, как мы непременно делаем по окончании каждой из проведённых нами школ, – наших слушателей, чей энтузиазм, отзывчивость, открытость, жажда знаний и обаяние молодости неизменно остаются для нас главным стимулом проведения Школы молодого автора.

    Введение

    Что такое Школа молодого автора

    …Писать – это очень серьёзно, это не развлечение, не отдушина, не облегчение.

    Ориана Фаллачи

    В самом деле, что это такое? Что кроется за сочетанием трёх слов? По отдельности каждое из них представляется совершенно понятным. И это несмотря на то, что два слова – «школа» и «автор» – нерусские по происхождению; всё равно это не мешает их пониманию, потому что оба давно прижились в русском языке. Это вам некакой-нибудь«хорошо темперированный клавир», где человеку, далёкому от классической музыки, вовсе не слышавшему об Иоганне Себастьяне Бахе или только слышавшему, что тот считается великим немецким композитором, надо объяснять значение двух слов из трёх.

    Смысловое примечание 1

    У слова «клавир» два значения. Первое – это общее название всех старинных клавишных инструментов. С появлением рояля и пианино общим названием для них стало слово «фортепиано». В переводе с итальянского оно означает «громко-тихо»,что позволяет подчеркнуть принципиальное отличие инструментов класса фортепиано от прежних клавиров – возможность играть то громче, то тише. А во втором значении слово «клавир» означает переложения для фортепиано оркестровых и симфонических произведений, опер, балетов, оперетт1. Прилагательное «темперированный» образовано от латинскогоtemperatio (правильное соотношение, соразмерность)2. Соответственно хорошо темперированный музыкальный инструмент, тот же клавир, – это инструмент, настроенный таким образом, что при игре он «выдаёт» точно установленное число тонов и их соотношений по высоте. Иоганн Себастьян Бах придавал большое значение темперации; как писал об отце его сын, К.Ф.Э. Бах, в письме 1774 года к И.Н. Форкелю, «чистый строй своих инструментов, так же как и всего оркестра, являлись для него первейшей заботой. Никто не мог настроить и оперить его инструменты так, чтобы он оставался бы довольным. Он делал всё это сам»3. И.С. Баху и принадлежит сборник прелюдий и фуг «Хорошо темперированный клавир», предназначенный для так настроенного клавишного инструмента, что на нём можно исполнять пьесы во всех 24 мажорных и минорных тональностях.

    1См.: КЛАВИР // Музыкальный словарь. Словари и энциклопедии на

    «Академике». URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/105/ (дата обращения: 07.11.2012).

    2Темперáция// Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. М.: Центрполиграф, 2006. С. 651.

    3Цит.по:Понятие«Хорошо-темперированныйклавир(DasWohltemperirterClavier)» у И.С. Баха // Темперация и орнаментика в музыке эпохи барок-

    ко. URL: http://barocpraxis.arts.spbu.ru/Temperatia/temperatia-2.php(дата обращения: 04.11.2012).

    studfiles.net