Как пишется научная статья – ?

Как написать научную статью

Научные статьи пишут, в основном, для того, чтобы далее иметь возможность написать и защитить большую научную работу: монографию, диссертацию. Как правило, научные статьи заставлять стали писать и магистрантов. Обычно – не менее 2-3 статей, да еще чтобы были опубликованы в журналах, которые входят в РИНЦ или Scopus, требуют и в ВАК (это в России).

Что такое РИНЦ? 

РИНЦ – это национальная библиографическая база данных научного цитирования, аккумулирующая более 12 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 6000 российских журналов. Она предназначена не только для оперативного обеспечения научных исследований актуальной справочно-библиографической информацией, но является также мощным аналитическим инструментом, позволяющим осуществлять оценку результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, ученых, уровень научных журналов и т.д.

Что такое Scopus?

Scopus – библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. Индексирует 21 тыс. названий научных изданий по техническим, медицинским и гуманитарным наукам 5 тыс. издателей. База данных индексирует научные журналы, материалы конференций и серийные книжные издания. Разработчиком и владельцем Scopus является издательская корпорация Elsevier. База данных доступна на условиях подписки через веб-интерфейс. Поисковый аппарат интегрирован с поисковой системой Scirus для поиска веб-страниц и патентной базой данных.

Соответственно, база ВАК – это база, которая включает те научные издания, которые публикую статьи, в основном, соискателей научных степеней (такие журналы есть, они достаточно серьезные).

В целом, написание статей и их публикация – вещи разные. Сначала статью надо написать.

С чего начать? С выбора темы. Надо выбрать тему, в которой Вы понимаете, которую хотите исследовать дальше, писать по ней свою научную работу. Можно рассмотреть один из аспектов темы, что потом тоже войдет в научное исследование. Тема выбрана и оформлена, делаете аннотацию –  в аннотации к статье указываете, что хотите рассмотреть, потом – ключевые слова (5-7) по теме.

Далее – пишете саму статью. При написании научной статьи надо учесть следующее. Требования у разных журналов могут быть разными. Это может быть статья и на 25 000-40 000 знаков, и на 10 000 знаков. Обычно в статье сначала описывается о том, почему данная проблема важна, кто о ней писал (обзор источников). Далее, если исследование предполагает изучение эмпирических данных, надо описать методику. Если исследование теоретическое – методику описывать смысла нет.  После литобзора и методики начинается основное – Ваше исследование (статистика, выводы по ней, обозначение проблем), с общими выводами, что выявлено, какие проблемы обозначены. Это надо делать и в теоретических работах (например, в работах по праву – какие проблемы в судебной или следственной практике возникают, в работах по политологии и международных отношениях – какие проблемы имеются и чем они подтверждаются). Наконец, делаете часть с собственными предложениями по решению проблем, и завершаете всё общими выводами по исследованию.

Оканчивается статья оформлением списка источников. Нередко требуют указывать только научные статьи, а некоторые журналы – все источники. Требования к оформлению списка тоже у всех разные. Часто дополнительно требуется транслитерация или перевод названий на английский (не везде).

В ряде журналов требованием является и перевод названия и аннотации на английский или еще и на другой язык (если, например, публикуетесь в Казахстане – еще и на казахский, в Украине – на украинский, в Германии – на немецкий и т.п.). Нередко для этого используют просто гугл-переводчик (особенно, если в журнале эти переводы не особо проверяют). 

Запомните: статью лучше писать полностью своими словами. Копипаст выявляется при проверке на Антиплагиат в самом журнале. Техническое повышение уникальности тут точно не пройдет. Рерайт может тоже не пройти – статьи нередко проверяются и на рерайт, и современные системы Антиплагиат это позволяют. Поэтому, пишите своими словами, но красиво, интересно и без всяких там канцелярских оборотов, но и без “журналистики” (иначе статью сможете опубликовать только в “Комсомольской правде” или в “СПИД-инфо”). Стиль должен быть научным, но не копипастом.

По публикации. Самое главное, проверяйте, журнал состоит ли в ВАК, РИНЦ, Scopus (может и не состоять, и потом, если в вузе требуют подтверждение, могут быть проблемы). Некоторые журналы из этих баз периодически исключают, потому что публикуют чушь, копипаст и бред. Публикация платная. Но это не значит, что Вашу статью обязательно опубликуют. Некоторые журналы берут только очень серьезные исследования, а то что пишут магистранты или даже соискатели научных степеней – бракуют и посылают далеко. Не лезьте в такие журналы, если Вы уже не великий учёный, или если такого в соавторах у Вас нет. Берите что-то попроще. Некоторые вузы сами предлагают магистрантам опубликоваться в своем же журнале – идеальный вариант (потом может и в Интернет не попасть, и используете статью при написании диссера без всяких там обвинений в “неуникальности” текста).

Думаю, эти советы Вам помогут. Если остались вопросы – пишите и звоните мне:

Alex Bezugly   [email protected]

www.refcom.info

тел./ Viber / Telegram +372-82-770-879

refcom.info

Как написать научную статью

Научная статья предполагает изложение собственных выводов и промежуточных или окончательных результатов своего научного исследования, экспериментальной или аналитической деятельности. Такая статья должна содержать авторские разработки, выводы, рекомендации.


Название статьи

Название должно отражать содержание статьи и в то же время быть привлекательным, броским. Из-за неточного названия важная и нужная статья может оказаться незамеченной.

Составные части статьи

Статья состоит из аннотации, вводной части (введения), основной части (методики исследования, полученных результатов и их физического объяснения), выводов (заключения) и списка литературы (литература).

Аннотация

Она выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление о хорошей статье. Рекомендуемый объем аннотации – 300-500 знаков.

Введение

Во введении наиболее уместен обзор найденных автором литературных источников (статей, патентов, отчетов, информации из Интернета). Что бы полезного ни сделал автор, у его исследований всегда есть предшественники. Автор должен рассмотреть не только источники, подтверждающие правильность его выводов, но и работы, их опровергающие. Отношение к работам предшественников должно быть уважительным: ведь автор может позволить себе их критику, а они не имеют возможности возразить в ответ.

Во введении необходимо также описать методы исследования, процедуры, оборудование, параметры измерения, и т.д., чтобы можно было оценить и/или воспроизвести исследование. Обратите внимание, что в англоязычных журналах эти данные выделяются в раздел Материалы и методы (Materials and Methods). Здесь же авторы приводят допущения и отклонения, а также процедуры, используемые для их уменьшения.

Основная часть

От самостоятельного исследователя требуется умение:

  1. Выбрать задачу для исследования.
  2. Пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства.
  3. Разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование [1].

В статье, посвященной экспериментальным исследованиям, автор обязан описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Если это не сделано, то достоверность представленных результатов сомнительна.

Важнейшим элементом работы над статьей является представление результатов работы и их физическое объяснение. Необходимо представить результаты в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм.

В зарубежных научных журналах, особенно в англоязычных, в статье требуют четко выделять следующие составные части:

  1. введение (Introduction),
  2. материалы и методы (Materials and Methods),
  3. результаты (Results),
  4. обсуждение и заключения (Discussion and Conclusions).

Приведенные части в зарубежных научных журналах требуют выделять соответствующими подзаголовками и излагать в данных разделах релевантную информацию.

Выводы

Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация — что сделано. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных для науки и производства выводов, полученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметь характер тезисов.

Во многих статьях в разделе Выводы авторы приводят интерпретацию полученных результатов в соответствии с поставленными задачи исследования. Обратите внимание, что в англоязычных журналах эти данные выделяются в раздел Обсуждение и заключения (Discussion and Conclusions). В этой части статьи авторы излагают значение их работы прежде всего с субъективной точки зрения. Они могут интерпретировать полученные результаты на основе объединения своего опыта, базовых знаний и научного потенциала, приводя несколько возможных объяснений.

Терминология

Автор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимо следовать определенным правилам:

  • употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;
  • не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено;
  • не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении.

Язык изложения

Следует также избегать ненужной возвратной формы глаголов. Ее нужно применять, только когда речь идет о самопроизвольно протекающих процессах. Например, нужно сказать: «применяют метод вакуумного напыления», а не «применяется метод вакуумного напыления». Это позволяет различать «деталь нагревается» от «деталь нагревают», что устраняет неясности.

Внимание опытного читателя отвлекают всякие неправильности. Известно [1], что Л. Н. Толстому не простили фразу: «Он облокотил на руку свою голову». Часто пишут, не замечая шероховатости, «См. надпись под рисунком». Зачем писать: «Нанесение паяльной пасты производят путем метода трафаретной печати», если проще: «Паяльную пасту наносят трафаретной печатью». Или: «Окончательную отделку платы производят путем лакирования». Ведь смысл этой фразы — «плату лакируют».

Заключение

Хорошо сделанная статья является логическим завершением выполненной работы. Поэтому, наряду с совершенствованием в исследовательской работе, необходимо постоянно учиться писать статьи. Подведем итог. Так как же работать над статьей?

  1. Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать в открытой печати.
  2. Составьте подробный план построения статьи.
  3. Разыщите всю необходимую информацию (статьи, книги, патенты и др.) и проанализируйте ее.
  4. Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.
  5. Поработайте над названием статьи.
  6. В основной части статьи опишите методику экспериментов, полученные результаты и дайте их физическое объяснение.
  7. Составьте список литературы.
  8. Сделайте выводы.
  9. Напишите аннотацию.
  10. Проведите авторское редактирование. Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.
  11. Отправьте статью в редакцию. Прислушайтесь к редакторским замечаниям, но не допустите искажения статьи при редактировании.

Проверьте, соответствует ли статья следующим требованиям:

  • Заголовок отражает содержание
  • В статье есть введение, основная часть, выводы
  • Есть ссылки на литературу
  • Все заимствования оформлены в виде цитат, отсутствует плагиат
  • Соблюдается научный стиль

sowa-ru.com

Как писать научные статьи. Раритетные издания. Наука и техника

Л. Солимар

Введение

Вопрос о подготовке научных статей к публикации неоднократно рассматривался с разных точек зрения, но все же многие его стороны до сих пор оставались без внимания. Вызывает удивление также тот факт, что большие успехи, достигнутые за последнее десятилетие в проведении научных исследований, почти не приблизили нас к окончательному решению этого вопроса. На тему о том, как писать статьи, опубликовано множество книг и брошюр, но все они содержат либо расплывчатые рекомендации общего характера («пишите понятно», «поясняйте свои мысли», «не отклоняйтесь от темы» и т.д.), либо советы по техническому оформлению («с одного края страницы должны быть оставлены поля», «подписи под рисунками должны быть отпечатаны на машинке», «размер иллюстраций не должен превышать 10 см × 15 см» и т.д.). Не отрицая серьезности и важности этих советов, я все же полагаю, что они затрагивают лишь ограниченный круг второстепенных вопросов. В этой заметке я не собираюсь излагать новые идеи, а просто хочу поделиться своим опытом в составлении технических статей и ценными замечаниями, которые я в свое время получил от друзей и знакомых.

Некоторые соображения о мотивах, побуждающих к написанию статьи

Целый ряд причин (от обычной графомании до стремления улучшить свое общественное положение) побуждает человека писать и публиковать свои научные работы. Я не буду вдаваться в подробности и ограничусь рассмотрением лишь четырех главных мотивов: 1) бескорыстное стремление к распространению знаний; 2) забота о собственном приоритете; 3) беспокойство за свою профессиональную репутацию; 4) стремление продвинуться по службе.

Под влиянием первой причины пишут главным образом молодые люди, и то, по-видимому, лишь при подготовке своего первого научного труда. Число таких авторов невелико, и для большинства из них первая статья бывает последней. Следовательно, первую причину нельзя ставить в один ряд с другими, более сильными мотивами, хотя забывать о ней все же не следует.

Вторая причина – приоритет – движет лишь небольшой группой авторов, хотя по важности она намного превосходит любую другую причину. Желание связать свое имя с каким-нибудь открытием – давняя отличительная черта научных работников. С тех пор как публикация стала служить доказательством открытия, существует стремление публиковать свои статьи, и как можно быстрее. Однако автор не должен забывать о возможности дальнейшего использования своего открытия. Если он опубликует полученные им данные, то кто-то сможет довести его замыслы до конца и лишить автора возможности пожинать плоды своих трудов. Идеальное решение вопроса – это гарантировать приоритет, заявив об открытии, а подробную публикацию задержать до полной оценки его потенциальных возможностей. Как известно, первым ученым, применившим этот способ, был Галилео Галилей, который послал описание своих астрономических открытий Кеплеру в виде анаграммы, а расшифровал ее содержание только через год. Так как современные научные журналы, к сожалению, обычно не публикуют анаграмм, то нынешние первооткрыватели (или изобретатели) должны действовать другим путем. Я рекомендовал бы начинать статьи интригующим заголовком, ибо чем большее впечатление производит заглавие, тем меньше сведений можно будет сообщить в самой статье. Например, заголовок «Усилитель с нагруженной отрицательной индуктивностью» сразу убедит каждого, что открыт новый важный принцип. Автора простят, если он не привел определенных данных по существу вопроса, а только в общих чертах сообщил об открытии.

Еще одним доводом в пользу туманных заглавий является наш моральный долг перед потомками. Через несколько поколений у нации может появиться желание утвердить славу своих предков. Может быть, она пожелает доказать, что гражданам именно этой страны принадлежит приоритет всех, даже самых незначительных, открытий и изобретений. Если мы не напустим достаточно тумана сейчас, то тем самым затрудним работу нашим потомкам.

Третья причина – забота о профессиональной репутации. Высокой профессиональной репутации можно достичь различными способами. Достаточно, например, сделать выдающееся изобретение или, еще лучше, получить Нобелевскую премию, и ваша компетентность в данном вопросе будет вне всякого сомнения. Однако для подавляющего большинства научных работников единственный доступный способ – написать возможно большее число статей, каждая из которых вносит в науку хотя бы небольшой вклад. Целесообразно при этом несколько первых статей ограничить узкой темой (например, «Соединения в волноводах»), чтобы завоевать признание. Однако позднее автор должен засвидетельствовать свою многосторонность, написав несколько работ, охватывающих более широкую тему (например, «Сверхвысокочастотные колебания»). После опубликования трех десятков статей известность автора выйдет на насыщение и уже не будет возрастать при дальнейшем увеличении числа печатных работ. Тут наступает самый подходящий момент, чтобы внезапно прекратить печататься (несколько обзорных статей не в счет) и попытаться занять приличную руководящую должность.

Четвертая причина – стремление продвинуться по службе – тесно связана с необходимостью снискать известность в качестве специалиста, а этого можно добиться путем публикации научных статей. Если бы эта простая зависимость действовала всегда, то о стремлении занять высокую должность как об особой причине не стоило бы и упоминать. Однако существует мнение, которого придерживаются многие, что приобретение высокой профессиональной репутации в качестве промежуточной ступени не является необходимым. Предполагается, что общественное положение можно укрепить путем публикации большого числа статей, научная ценность каждой из которых равна нулю или даже отрицательной величине; при этом подчеркивается, что существенно только общее число статей. Хотя у меня нет достоверных статистических доказательств, способных опровергнуть эти утверждения, я считаю, что длительное получение выгод таким способом все же сомнительно. Поэтому я склонен рекомендовать этот способ только в качестве аварийной меры на тот случай, когда вас временно покинет творческое вдохновение.

Советы по оформлению рукописей

До сих пор я рассматривал лишь те причины, по которым пишутся научные работы. Теперь мне хотелось бы коснуться положения молодого автора (не имеющего могущественных соавторов), статье которого предстоит пройти сквозь строй рецензентов.

Как обеспечить прием статьи к публикации? Обычно рецензенты подбираются из числа ведущих ученых, чтобы отфильтровать из общего потока рукописей те, которые стоит напечатать (после редактирования). К несчастью, у ведущих ученых, как правило, времени мало, а обязанностей много, и вдобавок они несут бремя административных забот. Они не могут уделить основную часть своего послеобеденного времени чтению какой-то одной статьи, и тем не менее именно они должны сделать критические замечания.

Начинающему автору следует учитывать это обстоятельство и, чтобы потом не терять зря времени на жалобы, нужно писать свою статью так, чтобы она с самого начала удовлетворяла требованиям рецензента, острые глаза которого обнаружат малейшую аномалию. Если статья слишком длинна, автора обвинят в многословии, если статья слишком кратка, ему посоветуют собрать дополнительный материал. Если он докладывает о чисто экспериментальной работе, критике будет подвергнуто «обоснование», если он выносит на обсуждение элементарную теорию, его назовут «поверхностным». Если он приводит слишком большой список использованной литературы, его отнесут к «неоригинальным», если он вообще ни на кого не ссылается, на нем поставят клеймо «самонадеянного». Поэтому я предлагаю компромисс. Статья должна иметь объем от 8 до 12 страниц, отпечатанных на машинке (через два интервала и с правильно оставленными полями, конечно), и около одной трети ее следует занять математическими формулами. В формулах не следует скупиться на интегралы и специальные функции. Количество ссылок на литературу должно колебаться между шестью и двенадцатью, причем половина из них должна относиться к известным трудам (рецензент слыхал о них), а оставшаяся половина – к неизвестным (рецензент о них не слыхал).

Следуя приведенным выше советам, автор может быть уверен, что статья пройдет независимо от ее содержания. Беглый просмотр такой статьи вызовет благосклонность рецензента. Далее все зависит от его реакции в течение следующих тридцати минут. Если за это время он сможет быстро сделать критические замечания по трем несущественным ошибкам, статья будет принята. Если рецензент не найдет очевидных пунктов, заслуживающих критики, его противодействие только укрепится. Он возьмет первое попавшееся на глаза предположение (причем именно то, которое является неуязвимым), объявит его необоснованным и посоветует возвратить статью для доработки.

Таким образом, главная задача автора – дать рецензенту материал для трех несущественных замечаний. Ниже мы приводим несколько рекомендаций для облегчения выбора такого материала.

  1. Подберите неудачное название (все рецензенты любят предлагать свои заглавия).
  2. «Забудьте» определить одно из обозначений в первом же уравнении.
  3. Сделайте орфографическую ошибку в слове (только в одном!), которое часто пишут с ошибкой.
  4. Отклонитесь от обычных обозначений (речь идет только об одном параметре).
  5. Пишите ехр x и ex вперемежку.

Требования к преуспевающему автору (опубликовавшему по меньшей мере десяток работ) значительно слабее. Он может писать красочные введения, поместить несколько острот в основном тексте, может признаться, что не вполне понимает результаты своих исследований и т.д.

Надеюсь, что приведенные мною замечания будут содействовать лучшему пониманию сущности работы по составлению научной статьи и в то же время послужат руководством для начинающих авторов.

 

Напечатано в журнале «Proceedings of the IEEE», 51, №4 (1963).

Л. Солимар – английский инженер, работающий в Харуэлле.

 

Как заниматься научной работой

Оглавление

 

Дата публикации:

17 августа 2000 года

n-t.ru

как написать научную статью – Мои статьи – Каталог статей

Как написать научную статью

Виды статей

В современных журналах можно встретить следующие виды публикаций:
Статьи, посвященные экспериментальным исследованиям и описанию производственного опыта. В них рассматриваются методы и результаты исследований, и дается
их физическое объяснение.
Обзорные статьи по тем или иным технологическим процессам, компонентам, оборудованию. Эти статьи часто выполняют функцию справочных материалов для технологов и разработчиков.
Статьи, рекламирующие продукцию каких-либо фирм.
Краткие сообщения, письма в редакцию.
Научно-популярные статьи.

Все последующие рассуждения относятся только к первым двум видам статей.
Когда писать статью?

Естественный ответ на этот вопрос: тогда, когда автором получены новые результаты, представляющие интерес для научной общественности. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области. Публикуя статью, автор преследует две основные цели:
Завершить этап выполняемых им исследований и «застолбить» свой приоритет.
Продемонстрировать свою компетентность и квалификацию в рассматриваемой области, получить признание научной общественности.

Прежде чем приступить к написанию статьи автор должен ответить на два вопроса:
Не являются ли полученные им результаты предметом изобретения? Возможно, что автору следует вместо статьи поработать над оформлением заявки на изобретение.
Нет ли в полученных результатах элементов секретности? Публикация статьи с такими элементами в открытой печати невозможна.

Общий план построения статьи

Трудно добиться цельности и ясности изложения, если автор не продумает общий план построения статьи. Автор, подобно архитектору, проектирующему здание, должен детально разработать такой план.

Без этого получается, что автор думает не до того, как начать писать, а в то время, когда пишет. Такое неорганизованное писание без четкого плана ему могут и не простить.

Название статьи

Поиску удачного названия всегда следует посвятить время, хотя речь идет всего лишь об одной фразе. Название должно отражать содержание статьи и в то же время быть привлекательным, броским. Это особенно важно сейчас — в связи с огромным потоком информации. Из-за неточного названия важная и нужная статья может оказаться незамеченной. Вот классический пример неудачного названия: А. С. Попов свое первое сообщение об открытии способа радиосвязи назвал «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям». Правильнее было бы сказать: о передаче сообщений без проводов [1].

В то же время за внешне красивым названием можно не увидеть, о чем же эта статья. Примеры: «Использование ADXRS150/ADXRS300 в режиме постоянной самопроверки» (журнал «Электронные компоненты», № 11 `2005, с. 91), «БМК компании UnicquelCs. Экономическая целесообразность и технические характеристики» («Электроника: НТБ», № 6 `2005, с. 66), «IPC@CHIP, или Маленькие ядра для большой артиллерии-2» («Компоненты и технологии», № 6 `2005, с. 178). Такие названия понятны только специалистам узкого профиля.

Составные части статьи

Статья состоит из аннотации, вводной части (введения), основной части (методики исследования, полученных результатов и их физического объяснения), выводов (заключения) и списка литературы (литература).

Аннотация

Она выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление от хорошей статьи. В одном из уже упомянутых журналов помещена интересная и полезная статья «Бесконтактные оптические выключатели». В ней подробно рассмотрены конструкции и принципы действия выключателей разных типов. А вот аннотация этой статьи: «На современном технологическом оборудовании широко используются выключатели, предназначенные для контроля взаимного положения механизмов и деталей. Наибольшее расстояние срабатывания на объект имеют оптические выключатели». Согласитесь, вряд ли это можно назвать аннотацией.

Введение

В последнее время этот раздел статьи авторы нередко опускают и сразу же переходят к изложению полученных результатов. Вряд ли это оправданно. Читателю хочется понять, в чем состояла необходимость постановки работы, и какое место она занимает среди аналогичных отечественных и зарубежных разработок.

Во введении наиболее уместен обзор найденных автором литературных источников (статей, патентов, отчетов, информации из Интернета). Что бы полезного ни сделал автор, у его исследований всегда есть предшественники. Поэтому необходимо найти следы этих предшественников и критически проанализировать их работы. Ведь нередко незнание этих материалов приводит к неоправданным затратам средств, времени и сил. Добросовестный автор должен рассмотреть не только источники, подтверждающие правильность его выводов, но и работы, их опровергающие. Отношение к работам предшественников должно быть уважительным: ведь автор может позволить себе их критику, а они не имеют возможности возразить в ответ.

Основная часть

От самостоятельного исследователя требуется умение:
Выбрать задачу для исследования.
Пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства.
Разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование [1].

В статье, посвященной экспериментальным исследованиям, автор обязан описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Если это не сделано, то достоверность представленных результатов сомнительна. Чтение такой статьи становится бессмысленной тратой времени.

Важнейшим элементом работы над статьей является представление результатов работы и их физическое объяснение. Необходимо представить результаты в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм. Еще Кант заявлял, что во всяком знании столько истины, сколько математики. Однако применение математики для объяснения полученных результатов должно быть минимально необходимым. Нередко авторы вводят в статьи значительные дозы математических формул и думают, что этим придают своей работе научную солидность. Они пользуются математикой, как некоей приправой, добавляемой для аромата и остроты. Часто громоздкие математические формулы только затуманивают понимание физической сущности. Нелишне вспомнить, что многие основные физические закономерности предельно просты: F = ma, E = mc2 и т. д.

Большинство авторов избегают упоминать об экспериментах с отрицательным результатом. Между тем, такие эксперименты, особенно в области технологии, иногда поучительнее экспериментов с положительным исходом. Технология — это наука, в которой, в отличие от математики, бывает так, что минус плюс минус дают плюс. Например, технологический процесс имеет два существенных недостатка, но, тем не менее, обеспечивает необходимое качество продукции. Если устранить только один недостаток, то, как правило, процесс даст сбой и возникнет брак в производстве.

В статье о каком-либо технологическом процессе автору следует рассмотреть виды брака и методы его устранения. Технолог вырастает в специалиста высокой квалификации, если он исследует причины возникновения брака в производстве и разрабатывает методы его устранения.

Выводы

Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация — что сделано. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных для науки и производства выводов, полученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметь характер тезисов. К каждому из них автор мог бы добавить слова «Я утверждаю, что…».

Литература

Важно правильно оформить ссылку на источник в списке литературы. Разные издательства предъявляют неодинаковые требования к его оформлению. Но в любом случае следует указать фамилии авторов, журнал, год издания, том (выпуск), номер, страницы. Интересующийся читатель должен иметь возможность найти указанный литературный источник. Бывают случаи, когда по указанному адресу источник не удается обнаружить. Столкнувшись с этим, теряешь доверие и к автору, и к его работе.

Изложение материала статьи

Необходимо представлять своего читателя и заранее знать, кому адресована статья. Автор должен так написать о том, что неизвестно другим, чтобы это неизвестное стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому. Автору оригинальной работы следует разъяснить читателю ее наиболее трудные места. Если же она является развитием уже известных работ (и не только самого автора), то нет смысла затруднять читателя их пересказом, а лучше адресовать его к первоисточникам. Важно показать авторское отношение к публикуемому материалу, особенно сейчас, в связи широким использованием Интернета. Некоторые авторы напоминают «юных натуралистов»: наловили сачком бабочек, наклеили их на лист картона, а что с ними делать дальше — не знают. Поэтому необходимы анализ и обобщение, а также критическое отношение автора к имеющимся в его распоряжении материалам.

Главным в изложении, как отмечал еще А. С. Пушкин, являются точность и краткость. «Словам должно быть тесно, а мыслям просторно» (Н. А. Некрасов). Важны стройность изложения и отсутствие логических разрывов. Красной линией статьи должен стать общий ход мыслей автора. Текст полезно разбить на отдельные рубрики. Это облегчит читателю нахождение требуемого материала. Однако рубрики не должны быть излишне мелкими.

Терминология

Автор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимо следовать определенным правилам:
употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;
не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено;
не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении [1].

Не следует злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обычно имеются смысловые оттенки. Придумывать новые термины следует лишь в тех случаях, когда речь идет о новых, ранее неизвестных явлениях. Так, как в свое время это сделал М. В. Ломоносов, введя в русский лексикон термины «кислота», «маятник», «преломление» и ряд других.

Язык изложения

По нашему мнению, научная статья должна быть написана живым, образным языком, что всегда отличает научные работы от не относящихся к таковым. Автор этого материала до сих пор помнит, как его научный руководитель обводил карандашом некоторые страницы его диссертационной работы и делал пометку «скучно». Только со временем стала понятна справедливость этого требования.

Многие серьезные научные труды написаны так интересно, что читаются, как хороший детективный роман. Например, книга известного голландского физика Де Бура «Динамический характер адсорбции» выдержана в строгом научном тоне, содержит необходимый математический аппарат. При этом, описывая взаимодействие потока молекул с поверхностью твердого тела, Де Бур сравнил этот поток с роем пчел, что позволяет наглядно представить себе сложнейший процесс адсорбции.

Необходимо безжалостно истреблять в тексте лишние слова: «в целях» вместо «для», «редакция просит читателей присылать свои замечания» (слово «свои» — лишнее), «весь технологический процесс в целом» и т. д. Следует также устранять всякие «загадочные» термины. Примеры: «это свойство материала вызвано определенным изменением его внутреннего строения» (то есть каким-то изменением, а значит, неопределенным), «технология напыления усовершенствована некоторым известным способом».

Следует также избегать ненужной возвратной формы глаголов. Ее нужно применять, только когда речь идет о самопроизвольно протекающих процессах. Например, нужно сказать: «применяют метод вакуумного напыления», а не «применяется метод вакуумного напыления». Это позволяет различать «деталь нагревается» от «деталь нагревают», что устраняет неясности.

Внимание опытного читателя отвлекают всякие неправильности. Известно [1], что Л. Н. Толстому не простили фразу: «Он облокотил на руку свою голову». Часто пишут, не замечая шероховатости, «См. надпись под рисунком». Зачем писать: «Нанесение паяльной пасты производят путем метода трафаретной печати», если проще: «Паяльную пасту наносят трафаретной печатью». Или: «Окончательную отделку платы производят путем лакирования». Ведь смысл этой фразы — «плату лакируют».

В то же время, в технической литературе вполне уместны слова-вставки: «действительно», «конечно», «в самом деле», «с другой стороны» и т. д., используемые для логических переходов в тексте. Такие слова, хотя и не украшают текст, но являются «дорожными знаками», предупреждающими о поворотах мысли автора [1]. Особенно полезно применение этих слов в математическом тексте для показа логических связей.

Автор технической статьи должен работать над текстом до тех пор, пока не устранит все неясности (это не поэзия, в которой допустим «тайный» смысл стихов). Когда автор пишет: «Пленку меди на подложку наносят термическим и катодным напылением», то неясно, применяют оба вида напыления одновременно или какой-то из них. Иногда в аннотациях статей встречается фраза «цель настоящей статьи дать читателю минимум сведений по изучаемому вопросу» [1]. Она имеет ложный смысл: ведь не хотел же автор дать читателю поменьше сведений.

Большое значение имеет интуиция автора. Так, если при повторном чтении написанной статьи у него возникает какое-то неудобство от фразы, то можно использовать следующий прием. Представьте, что этой фразы нет. Изменилось ли при этом что-нибудь в статье: потерялась логика изложения, пропал смысл? Если нет, смело вычеркивайте эту фразу, какой бы красивой она не была.

Как писать?

Любой автор, опубликовавший два десятка статей, достигает определенного уровня в изложении мыслей. Для него достаточно двух-трех переделок первоначально написанной статьи. Начинающему автору необходимо свыкнуться с мыслью, что подлинная работа над статьей начинается сразу после написания первого варианта. Надо безжалостно вычеркивать все лишнее, подбирать правильные выражения мыслей, убирать все непонятное и имеющее двойной смысл. Но и трех-четырех переделок текста может оказаться мало.

Многие авторы придерживаются следующего способа написания научной статьи. Сначала нужно записать все, что приходит в голову в данный момент. Пусть это будет написано плохо, здесь важнее свежесть впечатления. После этого черновик кладут в стол и на некоторое время забывают о нем. И только затем начинается авторское редактирование: переделывание, вычеркивание, вставление нового материала. И так несколько раз. Эта работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нельзя ничего выбросить. «С маху» не пишет ни один серьезный исследователь. Все испытывают трудности при изложении. Даже классики — Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Г. Флобер и многие другие — трудно и мучительно работали над текстом.

Общение с редактором

Исследование только тогда можно считать законченным, когда оно лежит перед автором в напечатанном виде. Даже когда статья написана и отдана в издательство, работа автора еще не закончена: еще предстоит общение с редактором. Слово «редактор» ведет начало от латинского redactus (приводить в порядок) [1]. Однако автор не должен уповать на то, что редактор устранит беспорядок в рукописи. Редактор вообще не обязан выполнять какие-то дополнительные функции, от которых свободен автор. Редактор лишь должен проследить, как автор справился со своими функциями, обратить его внимание на оставшиеся незамеченными недостатки и помочь их исправить.

Надо понимать, что редактор, как правило, не является специалистом в данной области в той же степени, что и автор. Поэтому редактор может потребовать у автора разъяснений, более точных формулировок, устранения неясностей. Нередки случаи, когда редактор в стремлении улучшить статью вносит в нее такие свои соображения, которые искажают смысл работы. Поэтому надо внимательно отнестись к редакторским правкам. Самые большие споры возникают, когда редактор предлагает автору сократить объем статьи, убрать все второстепенное. В большинстве случаев редактор прав: от сокращений статья только выигрывает.

Но как бы ни проводилось редактирование, только автор отвечает за свой материал.

Заключение

Хорошо сделанная статья является логическим завершением выполненной работы. Поэтому, наряду с совершенствованием в исследовательской работе, необходимо постоянно учиться писать статьи. Подведем итог. Так как же работать над статьей?
Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать в открытой печати.
Составьте подробный план построения статьи.
Разыщите всю необходимую информацию (статьи, книги, патенты и др.) и проанализируйте ее.
Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.
Поработайте над названием статьи.
В основной части статьи опишите методику экспериментов, полученные результаты и дайте их физическое объяснение.
Составьте список литературы.
Сделайте выводы.
Напишите аннотацию.
Проведите авторское редактирование.
Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.
Отправьте статью в редакцию. Прислушайтесь к редакторским замечаниям, но не допустите искажения статьи при редактировании.

Эти рекомендации — не догма, а только информация к размышлению!

2. Как написать научную статью
(Студенческий проект)

Разработка научных или аналитических статей требует соблюдения определенных правил изложения материала. Все изложение должно соответствовать строгому логическому плану и раскрывать основную цель статьи.

Основные моменты, которыми должны руководствоваться авторы при написании научных или аналитических статей можно изложить в следующих пунктах:

развитие научной гипотезы;
осуществление обратной связи между разделами статьи;
обращение к ранее опубликованным материалам по данной теме;
четкая логическая структура компоновки отдельных разделов статьи.

Все научно-аналитические статьи строятся по следующему плану и содержат следующие обязательные разделы: вступление, описание методов, описание результатов, раздел обсуждения и главных выводов.

При описании любой научной или аналитической работы, связанной с проведением исследований, требуется грамотно оформить вступление. Целью вступления является доведение до читателя основных задач, которые ставил перед собой автор статьи.

Как правило, вступление должно в себя включать:
определение научной гипотезы;
содержать необходимую вводную информацию;
подробно объяснять причины, по которым были начаты исследования;
критическая оценка производимых ранее работ в данной области;
раскрыть уровень актуальности данной темы;
четкий план изложения материала.
При работе над вступлением следует применять методики оценки целей, подробно описываемые в NLP. Кратко их содержание можно выразить так:
насколько четко сформулирована основная цель исследования;
имеются ли явные противоречия в материалах исследования?
насколько полно была использована тематическая литература;
полнота выражения актуальности темы;
является ли ваше исследование новаторским, или повторяет подобные работы других авторов.
Описание методов проведения исследовательских работ должно отвечать на все основные вопросы, связанные с проведением исследования или эксперимента. Описание методов должно быть таким, чтобы любой ученый, обладающий соответствующей квалификацией или оборудованием, мог воспроизвести эксперимент, основываясь на описанных методах.

В описании методов необходимо уделить внимание следующим моментам:
указать характеристику проведения исследования: плацебо-контролируемое, двойное слепое, рандомизированое;
подробно описать методику выборки и указать в течение, какого времени проводилось наблюдение;
указать статистические методы, которые применялись при анализе результатов.

В разделе результатов работы, необходимо сделать вывод о том, подтвердилась ли гипотеза, высказанная во вступлении, или нет. В этом разделе, может размещаться графическая информация, помогающая упростить сводные данные.

Разделы обсуждения и выводы позволяют автору статьи изложить в краткой форме те моменты, которые были достигнуты в результате проведенного исследования. В этом же разделе делаются альтернативные выводы, ели полученная в результате исследования информация позволяет двоякое толкование фактов.

Окончательным разделом статьи является – реферат. Он должен освещать следующие ключевые моменты:
цели исследования;
использованные методы или технологии;
основные полученные в ходе исследования результаты;
выводы автора.

Размер реферата должен строго соответствовать статье и содержать необходимые данные в максимально сжатой форме

3. Как написать статью: Форматирование

Одним из важнейших административных вопросов при подаче статьи на конференцию является оформление работы. Каждая конференция определяет формат и правила оформления которому должны следовать авторы. Вместе с тем многие конференции используют стандартные форматы тех компаний которые будут публиковать сборник статей (в моей практике важными являются форматы от IEEE, LNCS и некоторые другие). Как правило формат публикуется в виде а) требований б) шаблона. Поэтому наиболее естествынным «движением» является открыть шаблон и начать писать статью непосредственно там. Первым и основным отличием между раными форматами является програмное обеспечение необходимое для получения результата. Многие из нас привыкли использовать MS Word который далеко не всегда поддерживается, хотя многие конференции и разрешили писать статьи используя его последнее время. Дело здесь не в желании осложнить жизнь простым труженикам пера, а в том, что многие университеты используют не коммерческие продукты (которые зачастую подходят больше для конечной печати книг в типографии нежели MS Word). Прежде всего альтернативным форматом является LaTeX или TeX. Здесь я упомяну также GhostScript поскольку многие научные статьи хранятся в файлах с расширением .ps (чтобы вы знали, что за зверь такой).
Кроме того время-затратным элементом является форматирование ссылок в работе. На первый взгляд, они практически идентичны во многих шаблонах, но при пристальном внимание обнаруживаются достаточно существенные отличия. Этот вопрос особенно важен, если вашу статью не приняли на одной конференции и вы ей переформатируете для другой используя привычный нам MS Word. Техт как правило форматируется одним движением либо вставляя без формата в шаблон, либо используя инструмент форматирования. Ссылки – тут придётся помучаться индивидуально подгоняя их формат, поскольку отличаются а) позициями элементов (страницы, год, имена авторов). Форматом разных элементов: в апострофах или наклоном идёт либо название издания либо имя статьи.
Что касается нумерации ссылок в “теле” статьи то я использую алтернативный метод при работе над статьей (например буквы) поскольку добавления новой ссылки может потребовать перенумерирования поскольку ссылки часто даются в алфавитном порядке или в порядке появления в статье. Поэтому, чтобы избежать путаницы с номерами (это старый номер или после сдвига) я откладываю процесс до самого последнего момента используя алфавитную нумерацию которая точно не будет использована в конечном варианте).

Заключение:
– Обратите внимание на все ньюансы форматирования.
– Используйте шаблон.
– Если у вас нет хорошего программного обеспечения для создания LaTeX-вских файлов, сосредоточтесь на конференциях, где они не требуются. Вконце концов вам надо напечатать 5 статей, а не 150.

Теперь можно приступать…-))

chimik.ucoz.ru