Как повторить историю – Жить по совести. Как не повторить историю Волоколамска, не затрачивая больших усилий

Содержание

Как быстро и эффективно повторить историю перед экзаменом

Как быстро и эффективно повторить историю перед экзаменом?

Как быстро и эффективно повторить историю перед экзаменом?

Впереди экзамен по истории, и мы приведем ещё одну очень классную методику повторения. Почему ещё одну? Потому что мы уже и раньше останавливались на этой теме.

Так, в статье как запомнить историю мы приводили классное упражнение для быстрого запоминания логических связей между историческими событиями, которые так любят проверять на ЕГЭ по истории.

В посте как выучить историю также описана одна из моих креативных методик запоминания исторических имен и наиболее значимых событий.

В статье как выучить последовательность исторических событий, мы остановились на том, как работать с запоминанием событий отечественной истории.

Что ещё можно добавить к этом обширному методическому материалу? На самом деле есть ещё порох в пороховницах. Решил опбликовать методику, по которой я работаю со своими учениками.

Суть ее проста. Берете чистый лист бумаги, чертите на весь лист большую горизонтальную линию, ставите в конце стрелочку. Это линия времени. Далее думаете, по какой сквозной теме у вас пробел. Например берете тему внешняя политика России в XVIII столетии. Ставите в начале линии цифру 1700, в конце — 1799. И последовательно вспоминаете все войны и военные походы, их ход событий. Отмечаете на этой прямой. Конечно, при размашистом почерке пространства листа может и не хватить. Тогда лучше заранее взять лист А3, а не а А4. 

В результате у Вас должно получиться примерно также как вчера у одного моего ученика:

[singlepic id=613 w=520 h=440 float=center]

А вот, что получилось по XIX  столетию:

[singlepic id=612 w=520 h=440 float=center]

 Ну и напоследок пишу те ключевые темы, которые бы не мешало повторить:

[pwal description=”Чтобы посмотреть темы, поставьте лайк

Крестьянский вопрос в XVIII  – XIX  веках;

Внешняя политика в XX веке;

История законодательства с древней Русь до 1993 года;

История эволюции государственных учреждений;

Общественно–политические движения с конца XVIII по 1993 год;

… Все эти темы разобраны в моем в видеокурсе История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов

ege59.ru

Как повторить историю – Лига выдающихся джентльменов – Блоги

Сохранится ли финальная традиция «Каролины»? Пришло ли время вратарю вытащить серию? Выйдет ли Юэ из-за спины Хабибулина? Загоняют ли молодые «ястребы» детройтских ветеранов? В предвкушении финальных сражений на Западе и Востоке НХЛ, «Лига выдающихся джентльменов» сделала свои ставки – ставки больше не принимаются.

Питтсбург (4) – Каролина (6)

Белов: 4-1. Честно говоря, «Каролины» в восточном финале вообще быть не должно. Потому что ее не должно было быть во втором раунде. «Ураганы» уже прошли две команды с хорошей обороной и одну команду с очень хорошей атакой. И им не помешала, например, почти полная беспомощность бригад большинства (10,4% – это что вообще?). Зато в меньшинстве «Каролина» играет едва ли не лучше, чем в равных составах (вспоминается, что у сборной России довольно долго наблюдалось что-то подобное). Нелогичный, в общем, на Востоке оказался финалист. Хуже всех играющий в большинстве и лучше всех – в меньшинстве. Причем, если говорить об оставшихся в плей-офф, в обоих случаях и близко никого нет. Эти 4-1 – не от недооценки «Каролины». Уже понятно, что команда это организованная, упертая, талантливая и хитрая. Но сил на еще одну затяжную серию у «Каролины» не хватит. Ее шанс в том, чтобы сразу отхватить свой кусочек в одном из первых гостевых матчей. Если же «пингвины» дома получат перевес в две победы, то серия будет сделана. 4-2 представляется более вероятным исходом, но такая ставка была бы чересчур осторожной и даже банальной. Ах, да – «Каролина» обычно выходит в плей-офф, чтобы играть в финале… Ну, ничего. Нет традиций, которые не нарушаются.

Протасов: 3-4. У «Каролины» просто в великолепной форме сейчас Кэм Уорд – являющийся, наверное, главной причиной их самого надежного убивания большинства. Понятно, что в сегодняшнем атакующем хоккее (да еще и на Востоке) роль голкиперов несколько упала – но должна же во всем розыгрыше быть хотя бы одна серия, вытащенная персонально голкипером. Пока таковых не было (ну, с миллионом оговорок можно засчитать «Ванкувер» – «Сент-Луис»), а в финале Кубка и подавно не предвидится. Так что – почему бы Уорду не обыграть «Питтсбург»? Да, это будет непросто – но и не сложнее, чем было пройти «Бостон». Задача эта даже упростится, если визави Кэма, Марк-Андре Флери продолжит валять дурака, как он это себе временами позволяет. Пусть атака «ураганов» считается менее внушительной, чем у предыдущих соперников «пингвинов» – «летчиков» и «столичников», но они, тем не менее, уже опустили с небес на землю одного из лучших киперов за всю историю, а за ним – лучшего вратаря текущего сезона; так что – на сравнительном уровне – с Флери у них вообще никаких проблем не должно возникнуть. По идее…

Детройт (2) – Чикаго (4)

Белов: 4-1. Поскольку Протасов здорово отстал за два раунда, я ставлю первым в обеих парах, чтобы дать ему шанс отыграться на противоположных ставках. Жест доброй воли. Повтор прошлогоднего финала, конечно, довольно сомнителен. Но угадать, кто из андердогов пройдет фаворита… А как? По-моему, шансы «Чикаго» и «Каролины» одинаковы. Одинаково неплохие, но и не более того. В этой паре должно быть много голов. Обе команды любят атаковать и умеют доводить свои атаки до ума. Те и другие потрясающе эффективны в большинстве и совсем ненадежны (если не сказать дырявы) – в меньшинстве. Кроме того, это команды Original Six. Там такая история противостояния – с ума сойти. Так что, если бы дело было в России и пары финалистов играли в один день и в одно время, то выбирать для просмотра однозначно стоило бы «Детройт» – «Чикаго». Будет здорово. И еще я бы не удивлялся, если в чикагских воротах в какой-то момент окажется Юэ. А почему выиграть должен «Детройт», да еще и 4-1 – не знаю… Возможно, потому что после «Анахайма» ему уже сам черт не страшен.

Протасов: 3-4. Подозреваю, что после «Анахайма» как раз наоборот – страшен может быть кто угодно, поскольку «утки» заставили потратить на себя много сил. То есть, силы-то, конечно, тратить нужно всем и всегда – по-любому, но «Ванкувер», как представляется, все же отнял их у «Чикаго» несколько меньше. Да и сил этих у «черных ястребов», где самому пожилому форварду 30 лет, а защитнику – и вовсе 29, должно быть в избытке. Конечно, это палка о двух концах – у «Чикаго» банально не хватает опыта вообще, а в сравнении с таким искушенным кубковым бойцом, как «Детройт» – так просто катастрофически. Но поскольку мне нужно каким-то макаром сокращать разрыв в конкурсе прогнозов, то придется поверить в то, что в данном случае опыт будет вторичен. Ну, а глядя на игру «Чикаго», поверить в это не так уж и сложно: во всяком случае, сильно заставлять себя и наступать на горло собственной песне не приходится. Думается, более важным, чем опыт, фактором может стать оборона «Детройта» – единственная линия, в которой «краснокрылые» имеют явное преимущество. Надеюсь, форвардам «Чикаго» удастся эту оборону загонять. Надо только выиграть один из первых двух гостевых матчей – и дальше все получится.

www.sports.ru

Повторение на уроках истории как эффективный инструмент подготовки к ЕГЭ

 

В  старших  классах, где я преподаю историю, существенно возрастает роль закрепления и повторения учебного материала:

– увеличивается объем  фактического материала, выносимого на закрепление и повторение;

– поурочное закрепление в ряде случаев переходит в тематическое или перерастает в обобщающее повторение;

– увеличивается доля самостоятельности учащихся при закреплении и повторении.

 

Повторение в обучении истории есть руководимая учителем учебная деятельность школьников, направленная на решение следующих задач:

1. закрепление в памяти учащихся ранее изученного материала, познание его новых связей, признаков;

2. отработка  первоначально усвоенных способов действий;

3. более глубокое и сознательное усвоение нового материала и включение его в систему имеющихся знаний.

 

Правильно организованное повторение  помогает не только закреплению в памяти учащихся изученного материала, но и  ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается изучение нового материала. Особое  значение при повторении  играет отбор материала и организация повторения.

 

При планировании повторения необходимо отобрать материал, установить последовательность и время повторения, распределить отобранный материал по урокам, установить формы и методы для осуществления повторения, разумеется, надо учитывать и свойство памяти учащихся.

 

План повторения и выбор тем для повторения я составляю в каждом отдельном случае на основании общих теоретических соображений с учетом того, как усвоены учащимися:

– даты, периодизация, факты, явления, понятия, термины;

– причины и следствия событий, последовательность исторических процессов

 

Для сдачи ЕГЭ очень важно, чтобы ученик научился:

– соотносить единичные факты и общие исторические события;

– систематизировать исторический материал, группировать историческую информацию;

– анализировать исторические версии и оценки.

 

В организации повторения я выделяю три этапа: вопросы, тест, задания.

 

Первый этап. Вопросы.

На этом этапе исследуется усвоение понятийного материала. Учащимся предлагается блок вопросов, в которых анализируется истинность высказываний. Исследуется правильность рассуждений относительно основных признаков понятий, связей между ними. Систематизирующий аспект повторения выступает на первый план.

 

Например, на уроке по теме «Власть и общество при Иване Грозном»  10 класс  (История России.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Часть 1.Под ред. А. А. Данилова. М.: «Просвещение», 2001.) могут  быть предложены следующие типы вопросов:

 

Первая часть:

1. Князь,  впервые  получивший титул   «государь  всея Руси»  ….

2. Князь  завершивший объединение русских земель…

3. Постоянный совещательный орган при великом князе…

4. Основная территориально – административная  единица единого российского  государства…

5. Первый свод  законов единого государства…

6. Система   распределения должностей в зависимости от знатности рода  при московском государе  называлась …

7. Условное  земельное владение, выдаваемое  на период несения военной службы…

8. Основным  сословием  российского общества   были ….

9. Плата крестьян за  пользование  крестьянским двором при уходе в Юрьев день называлась….

10. Известная форма  экономической зависимости населения от власти называлась …

 

Вторая часть:

      1.Согласны ли вы со следующими утверждениями? (да, нет и почему)

А. Московское государство в начале  16 века было централизованным.

Б. Процесс объединения русских земель был завершен.

В. Россия обрела внешнюю независимость от монголо-татар.

 

2. Согласны ли вы со следующими утверждениями? (да, нет и почему)

А. Ритуал передачи власти  наследнику укреплял княжескую власть.

Б. Присоединение  новых  территорий  вело к разрастанию государственного аппарата.

В. Система кормлений   улучшала деятельность  местного управления.

 

При хорошем понимании и усвоении материала ученики не всегда могут адекватно выразить этот материал языковыми средствами. Находя нужные слова для пояснения своих ответов, учащийся закрепляет в своей памяти внутрипредметные связи, развивает способность обобщать и приучается к логичному изложению. Чтобы знания могли быть использованы, они должны достичь определенного уровня обобщения и систематизации — в этом задача обогащающего повторения.

 

Умение логически мыслить, правильно рассуждать, оперируя признаками понятий  — это показатель усвоения старого знания и готовности учащегося к усвоению нового. Вопросы могут быть включены в домашние задания, наиболее сложные — обсуждены в классе (см. задания  №1-2 из рубрики «Работаем с источниками, выполняем задания» к учебнику История России. 10 класс. Под редакцией А.А. Данилова. Часть  1.    с. 213,  214).

 

Второй этап – тест.

Тест – это лишь часть повторения, которая является экономной, целенаправленной и индивидуализированной формой контроля. При такой форме контроля выявляются конкретные пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как они умеют применять знания на практике.

 

Тесты составлены на основе заданий частей А  и  В единого государственного экзамена.

Я группирую задания в однотипную систему упражнений по два-три типа подряд:

I. Знание дат:

1.  В каком году Иван IV был венчан на царство?

1) 1530 г. 2) 1533 г. 3) 1547 г. 4) 1550 г.

 

2. Опричнина охватила период:

1)   1547 – 1582 гг. 2)    1565 – 1572 гг. 3)    1558 – 1583 гг. 4)    1564 -1584 гг.

 

3. В каком году были введены заповедные лета?

1) 1550 г. 2) 1581 г. 3) 1582 г. 4)  1584 г.

 

4.Укажите год начала Ливонской войны:

1)   1558 г. 2)   1561г. 3) 1565 г.  4) 1569 г.

 

II. Знание фактов:

1.  Кто из названных лиц были выдающимися деятелями XVI в.?

1)  Алексей Адашев, митрополит Макарий

2)  Афанасий Ордин – Нащокин, патриарх Никон

3)  Григорий Потемкин, Феофан Прокопович

4)  Иван Шувалов, Иосиф Волоцкий

 

2.  Первый Земский собор был созван в царствование:

1)  Ивана II 2) Ивана IV  3) Петра I 4) Екатерины I

 

III.  Знание причин и следствий:

1. В результате военной реформы XVI в. в России появились:

1)  рекруты  2) стрельцы  3) драгуны  4) гвардейцы

 

2. Что из названного было причиной Ливонской войны?

1)  стремление России выйти к Балтийскому морю

2)  стремление России выйти к Черному морю

3)  стремление Речи Посполитой посадить на российский престол королевича Владислава

4)  стремление Ливонского ордена овладеть Московским княжеством

 

3.Что из названного относится к итогам внешней политики Ивана IV?

1)  завоевание Россией выхода в Балтийское море

2)  присоединение к России Сибирского ханства

3)  окончание зависимости Руси от Золотой Орды

4)  потеря Россией Смоленских и Черниговских земель.  

 

IV.Знание понятий, терминов:

1.Судебник — это:

1)  свод законов единого государства

2)  сборник моральных норм и принципов

3)  руководство по ведению домашнего хозяйства

4)  запись событий по годам

 

2.  Как называлась торгово-ремесленная часть русского

средневекового города?

1) вече 2) посад 3) уезд 4) удел

 

V.Задания на поиск информации в источнике:

1. Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, в чье правление произошли упоминаемые в тексте преобразования.

«Оформление приказной системы ставило прави­тельство перед необходимостью реорганизации корм­лений — устаревших органов местного управления. Отмену кормлений и преобразований военно-служи­лой системы… обычно считают крупнейшими меро­приятиями Избранной рады».

1) Ивана III  2) Бориса Годунова 3) Ивана IV 4) Алексея Михайловича

 

В однотипную систему упражнений по новой теме с первого момента ее изучения включаются задачи из предшествующих разделов и новые задания, появившиеся в ЕГЭ в 2013г. При этом одновременно осуществляется систематическое, непрерывное повторение изученного материала.

 

VI. Задание c  картой. Рассмотрите схему и выполните задания B8–B11.

 

В 8. Напишите название войны, события которой отражены на карте.

 Ответ:___________________________________

В 9. Напишите название города, в который был совершён карательный поход правительственных войск, сопровождавшийся массовыми убийствами.

 Ответ:___________________________________

В 10. Напишите цифру, которая обозначает «неофициальную столицу» государства после отъезда царя из Москвы.

Ответ:___________________________________

В 11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1) Россия победила в этой войне,

 2) во время войны правительство сняло ограничения на право перехода крестьян к другому хозяину,

 3) противником России в войне была Швеция

 4) во время войны образовалось новое государство Речь Посполитая

 5) в ходе войны произошло ужесточение внутренней политики

 6) война проходила в завершающий период образования единого Русского государства.

 

По итогам написания тестов каждый учащийся получает оценку.

 

По итогам больших разделов учебного материала (тема: «Русь средневековая») учащиеся пишут контрольную работу на основе ЕГЭ (рассчитанную также на 2 часа), состоящую из заданий частей А, В, и С, но включающую только материал по пройденному разделу. После проверки работы я обязательно делаю анализ её выполнения, выявляю те типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего. Затем учащиеся, сдающие ЕГЭ, отрабатывают выполнение этих типов заданий на специальных занятиях или во внеурочное время (консультации) или  даю учащимся выполнить ещё одну или несколько работ, включающих, только такие задания, как правило, дома.

 

Третий этап. Задания.

Вопросы должны строиться так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы порассуждать. Если ученик научится рассуждать, то даже вопрос по плохо знакомому материалу на ЕГЭ не окажется для него невыполнимым. Например, очень интересно может происходить обсуждение вопроса  о причинах  и сущности опричнины.

 

Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель,  по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

 

При организации повторения нецелесообразно подробно останавливаться на наиболее сложных и трудоемких видах заданий, например ответы на вопросы к источнику  (см. задание №1 и 4 с.221 и №4 с. 230). Умения, необходимые для их выполнения формируются постепенно по мере изучения курса. Вряд ли один или два урока, выделенные в ходе предэкзаменационного повторения, смогут снести существенную лепту в этот процесс.

 

Организация предэкзаменационного повторения    призвана      актуализировать  необходимый  круг знаний, полученных при изучении курса предмета. Ученикам дается опережающее задание повторить определенный раздел курса, обратить внимание на ключевые понятия и положения, в ряде случаев на аргументацию выводов или конкретные примеры, подтверждающие тот или иной тезис.  Задания обобщения можно разделить на фиксирующее  и  обобщающее.  Фиксирующее   относится   к  процессу  усвоения  (запоминания  наизусть),  обобщающее – и  к  обучению  и  к  усвоению.

 

Необходимость  повторения  обусловливается задачами прочного усвоения учащимися изучаемого материала, закономерностями образования умений и навыков, требующих многократного повторения. Хорошо поставленное повторение не заменяет прохождение предмета, а ускоряет его. Повторение вместе с тем способствует наиболее сознательному и активному усвоению знаний. В процессе повторения учащиеся не только воспроизводят в памяти известный им материал, но и осмысливают факты, вскрывают новые стороны изучаемых явлений, уточняют понятия, углубляют выводы; они не просто вспоминают пройденный материал, но делают сравнения нового со старым, самостоятельно придумывают примеры, решают новые задачи и т. д.

 

Таким образом, повторение в системе уроков играет большую роль, так как  правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого школьника, достижению им  прочных знаний и успешной сдаче ЕГЭ.

ct-edu.ru

Даты по истории для ЕГЭ

Тот, кто изучает историю, сталкивается с проблемой изучения дат. На мой взгляд, наиболее эффективным способом изучения дат является сочетание работы с использованием тренажера дат и работы по использованию карточек, а если к этим способам добавить работу с текстами, описывающими события, с картами, то Вы не просто заучите даты событий, но и будете иметь целостное представление об изучаемых событиях.

Какие даты включены в тренажеры дат?

Определяясь с перечнем дат, которые были включены в тренажер, я остановился на датах, перечисленных в проекте историко-культурного стандарта по истории России. Возможно, кому- то этот перечень покажется излишне большим, а кто-то, наоборот, посчитает его не полным.
Как быть? Если Вы считаете: те, или иные даты событий не обязательны к изучению — никто не заставит Вас выучить эти даты. Нет большой проблемы и в том, что даты каких- то событий отсутствуют в тренажере. В этом случае можно применить иные способы работы с датами, например, мы можем использовать карточки.

Даты событий распределены между тренажерами по периодам.

Мною созданы несколько тренажеров дат. Первый тренажер включает даты событий по истории России с VI по XV века, то есть охватывает период:
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К ВЕЛИКОМУ КНЯЖЕСТВУ МОСКОВСКОМУ
Следующие тренажеры дат охватывают периоды:
РОССИЯ В XVI — XVII ВЕКАХ ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX вв

Эти тренажеры   находятся здесь  “ТРЕНАЖЕРЫ ДАТ ПО ИСТОРИИ К ЕГЭ

Как работать с тренажером дат?

Каждый тренажер дает возможность многовариантных действий.
В зависимости от наших целей мы можем использовать тренажер для:
— изучения дат исторических событий;
— для быстрого повторения изученных дат;
— для самостоятельного контроля знаний по датам событий.

Кроме этого применение линии времени упрощает отработку соотношений событий с периодами истории, соотношение года события с веком, соотношения событий с периодом правления князей, царей, императоров. Более эффективно можно отследить последовательность событий.

Начальный слайд интерактивного тренажера содержит перечень периодов, включенных в данный тренажер, а также представляет собой навигационное меню, позволяющее перейти к любому выбранному периоду. Все последующие слайды имеют навигационные кнопки, с помощью которых мы можем переместиться к начальному слайду, возвратиться к предыдущему, или перейти к следующему слайду. Мы можем использовать также кнопки плеера и перемещаться по слайдам тренажера в любом порядке.

Рассмотрим вариант действий в процессе изучения дат на первом тренажере. В этом случае мы идем последовательно от века к веку. Открываем слайд, кликаем по избранному нами событию и вслух читаем событие и его дату, важно при этом, чтобы у нас получалось полноценное предложение, а еще лучше, если мы по одному событию сформулируем несколько предложений. Почему необходимо проговаривать событие и его дату? В этом случае концентрация внимания и соответственно результат будут максимальными.

Количество событий, даты которых необходимо изучить за один подход, мы определяем сами, в зависимости от наших возможностей (памяти, внимания, знаний, усидчивости и других обстоятельств) и с учетом лимита времени.

Работая с датами событий, пытаемся добиться их запоминания. Когда появляется уверенность, что задача решена, проверяем, что у нас получилось. Для этого переходим на другой слайд — настройки слайда, над которым мы работали, сбрасываются, после чего возвращаемся к нашим событиям и проверяем, что у нас получилось. Если мы правильно назвали все изученные даты — можем двигаться дальше. Важно: через некоторое время даты, выученные сегодня, еще раз повторить, в этом случае прочность и длительность запоминания должна быть лучше. В последующем промежуток между повторениями увеличиваем.

Как быть, если у нас не получается запомнить ту или иную дату?

Вариант 1.Бросить эту дату, забыть о ее существовании и верить в то, что эта дата нам точно не попадется! В этом варианте есть “маленький “ недостаток — составители тестов не подозревают о подобных наших планах, в противном случае, они точно пошли бы нам на встречу!

Вариант 2. Сделать в работе перерыв, отвлечься от этой даты, переключить свое внимание, и затем сделать новый подход к неподъемной пока дате, попробовать иные варианты работы с датами: поработать с карточками, представить изучаемое событие в своем воображении, не истязать себя моментальной проверкой результата.

По итогам работы не забудьте сказать себе: “Я сделал все правильно, и я обязательно вспомню тебя, моя любимая дата!”

Работу с тренажерами можно организовать и иными способами — главное добиться ожидаемого результата.

Лучше представить период Древней Руси вам поможет такой тренажер по датам, как “Хронология правителей Древней Руси”, с помощью которого можно легко запомнить князей со времени захвата Киева князем Олегом в 882 году до распада Руси после смерти Мстислава I Великого в 1132 году. Интерактивные схемы тренажера позволяют легко отследить родственные связи князей, последовательность и продолжительность их правления, имена и даты правления.

Будет полезен и тренажер “Личности Древней Руси”, с помощью которого Вы научитесь узнавать личности по описанию.

Поделитесь в комментариях своим опытом изучения дат, а информацией о тренажере — с друзьями в социальных сетях.

Похожие статьи

historyuroki.ru

Как выучить предмет за ночь перед экзаменом? | Обучение

Вузовские преподаватели всегда призывают готовиться к экзаменам с первого сентября, и в общем-то они правы: если сплошняком читать всю ту муть, которую они понаписали крайне сумбурно, да еще и подчас корявым языком, то на запоминание всего этого действительно потребуется не меньше нескольких месяцев. Но кто из адекватных студентов учит всю эту ахинею безвылазно — и за полгода до ее проверки?

Бывает даже так, что учить не хочется до последнего момента, то есть вот до самого последнего, когда до экзамена остаются сутки, а то и вовсе последняя бессонная ночь, а «шпорами» пользоваться не хочется или не умеется. Вот этим-то героям, не грызущим, но штурмующим гранит науки, и хочется помочь.

При этом, наверное, нелишне будет оговориться: у меня есть опыт успешной подготовки школьников и студентов по данным методикам — именно по гуманитарным предметам (обществознание, право, история, словесность). Что там творится в биологии, математике, астрономии и физике с химией — я понятия не имею. Но вот применительно к дисциплинам гуманитарного цикла представленные рекомендации работают железно, всегда по штампу — и на любую приемлемую оценку, вплоть до «пятерки». Правда, только в том случае, если вы не страдаете от проблем с памятью и если у вас хоть немного развито ассоциативное мышление.

Вот берем в качестве примера школьный учебник по обществознанию. Смотрим, какие разделы включает в себя это самое обществознание. Выписываем названия этих разделов на листок — и заучиваем наизусть (просто названия разделов). Выписывать, подчеркну, обязательно! Далее просматриваем сами разделы и убеждаемся, что они включают в себя главы и параграфы, на основании этого понимаем, чего вообще от нас хотят (ну, скажем, раздел «экономика» изучает производство, распределение, обмен и потребление, все остальное — производно). Фото: Depositphotos

Далее — работа по каждому отдельно взятому разделу: заучиваем наизусть и стараемся понять ключевые термины и другую информацию, выделенную в учебнике жирным шрифтом, все остальное вообще игнорируем. Кстати говоря, основная проблема студентов — в том, что они пытаются выучить ненужную муть, коей в учебнике обычно процентов 95. Так вот эту ошибку повторять, тем более многократно, не следует. «Вода» не достойна внимания.

В итоге удивитесь, что любая толстенная книженция, будучи выжатой до капли, как лимон, умещается в блокнотике, раза в четыре меньшем, чем даже ваша лекционная тетрадь. А содержания, необходимого для «пятерки» на экзамене, в нем значительно больше.

Коль скоро мы обратились к обществознанию и к разделу «экономика», то давайте посмотрим, что у нас получилось. А получилось вот что: вам нужно запомнить, что такое экономика, какие есть типы экономических систем, какие есть факторы производства, ну и еще три-четыре закона, выделенных жирным шрифтом. При должной сосредоточенности это час, максимум — полтора, и вы будете знать это все от зубов. Большего с вас никто не спросит, поверьте.

Ровно то же самое — по всем остальным разделам. Крайне желательно под конец оставить сорок минут или час, чтобы проговорить и утрясти выписанные фразы, схемы и, возможно, какие-то зарисовки. Всё, вы готовы к экзамену, вперед!

Подводные камни могут быть по предметам исторического и литературного толка. Очень уж много в них информации, казалось бы, трудно впихиваемой в какие-то схематические зарисовки. Имена, сюжеты, даты… От всего этого голова пухнет! Всегда есть риск перепутать Мамая с Батыем, а Болконского с Ленским. Поэтому при заучивании истории и литературы срабатывает немного другой метод. Фото: Depositphotos

Если вы в упор не понимаете и не видите причинно-следственных связей между датами, событиями, именами и фактами, да к тому же то и дело путаете одно с другим, то вам необходимо нарисовать таблицу с парой-тройкой вертикальных полос и с множеством горизонтальных. Вертикальные столбцы — «имя действующего лица», «что делал?» (записываем буквально в нескольких словах), применительно к истории — еще и «дата», можете отдельную табличку выделить для каких-нибудь трудно запоминаемых мирных договоров. Тогда по горизонтали у вас должен получиться понятный вам сюжет.

В итоге вырисовывается предельно компактная табличка по любому произведению, которое не читали, но которое нужно форсированно знать и запомнить, и по каждому блоку исторических событий (ну, там крепостничество, революции, мировые войны, коллективизация, «оттепель», горбачевско-ельцинская демократия и прочее в том же духе).

Если все равно возникает путаница, каждую горизонтальную полосу выделяем определенным цветом и ассоциативно привязываем этот цвет к лицу и событию — в рамках таблицы. Например, Колчак у вас ассоциируется с синим цветом, Врангель — с белым, а Ленин — с красным, можно и как-нибудь наоборот — кому как удобнее воспринимать. Главное — сам принцип, а он работает безотказно.

Кто-то может возразить, что это очень долго и за ночь перед экзаменом ну никак не успеешь. Да ничего подобного! Как только начнете это делать — увидите, что по литературе запомнить нужно всего десятка полтора базовых литературных произведений (с весьма простым, как выясняется, сюжетом), а по истории — всего несколько крупных блоков событий и фактов, легко изображаемых и увязываемых схематически. Все эти пугающие и кажущиеся неупорядоченными даты, сюжеты и имена, опять-таки компактно, исчерпывающе и, что важно, оперативно, укладываются в небольшой блокнотик. Фото: Depositphotos

Нужно выбрать наиболее существенное и не заморачиваться с ненужным: скажем, применительно к литературе, с Пушкиным, Гоголем, Чеховым, Толстым, Достоевским и Шолоховым придется-таки напрячься, а Шаламова, Рубцова или Вампилова можно вообще проигнорировать. Заучивать надо по таблицам-разделам — и опять-таки нужно оставить сорок минут или час, чтобы все это проговорить в общих чертах и не запутаться на экзамене. И если поднапряжетесь в течение всего лишь нескольких часов, то боевая готовность гарантирована!


Повторюсь и подчеркну: такие схемы гарантированно подходят ко всем без исключения предметам гуманитарного толка. И обозначенные методы позволят вам вызубрить и на какое-то время запомнить в деталях учебник любой сложности — максимум за 6−7 часов до часа икс.


То есть за несколько часов до экзамена был «нулевым» и «деревянным», а подготовившись по данным рекомендациям, пришел — и получил «отлично» (или какой-либо другой максимальный балл), ответив на все каверзные вопросы сварливого и придирчивого экзаменатора. Такое более чем реально, если вы, повторюсь, не имеете патологических проблем с памятью и если у вас напрочь не отсутствует ассоциативно-образное мышление.

При этом не надейтесь, что выученная таким образом информация задержится в вашей голове дольше месяца. Ваша цель — исключительно «пятерка» на экзамене, честным путем, без наушников и «шпор». Хотите долгосрочной памяти — действуйте точно по таким же сценариям, просто уделите процессу не 6−7 часов, а, скажем, пару-тройку дней — на каждый соответствующий предмет.

И еще один момент, и момент немаловажный… Слишком часто прибегать к форсированным технологиям я бы все же не рекомендовал: раз-два-три в сессию — еще ничего, а вот от систематических подобных подвигов психика реально перегружается. Такого рода интеллектуальные марафоны, при всей их временной эффективности, допустимы только по очень большой нужде. И непосредственно перед экзаменом крайне желательно все же выспаться.

Удачи и здоровья на сессии! Фото: Depositphotos


Что еще почитать по теме?

Как гарантированно завалить сессию?
Как пережить экзамены? Меняем свой режим на время сессии
Сдали сессию в институте? Готовимся к следующей уже сейчас!

shkolazhizni.ru

Жить по совести. Как не повторить историю Волоколамска, не затрачивая больших усилий

Постепенно Петербург становится на цивилизованный путь заботы об окружающей среде. Ленобласть стала первым в России регионом, где отказались от одноразового пластика. А обычные жители города занимаются раздельным сбором мусора, сдают одежду на переработку и используют многоразовую тару для напитков. «Луна» разобралась, зачем это нужно и почему к этому стоит присоединиться.  


Зачем это нужно?

Продукты распада мусора при обычной утилизации загрязняют воздух, воду и почву. Но при раздельном сборе материалы, пригодные для переработки, остаются в целости и не гниют, так как их очистка от остатков пищи не позволяет бактериям размножаться. К тому же раздельный сбор разгружает свалки и сортировочные линии мусороперерабатывающих заводов.

Строительство таких заводов приносит пользу государству. Создаются дополнительные рабочие места. Экономятся такие невосполнимые ресурсы, как нефть и газ, из которых производят некоторые синтетические волокна и пластик. Пропадает необходимость в  свалках и полигонах захоронения, требующих больших территорий. Улучшается внешний вид городской и сельской местности.


Почему в России это не работает?

Переработка мусора — игра вдолгую. Предприятиям нужно много времени, чтобы отбить вложения, а оборудование для переработки стоит дорого даже без включения в него автоматических сортировочных линий. А работать на перерабатывающем мусор заводе решится не каждый — это не считается престижным.

В России рынок вторичного сырья развит очень слабо в отличие от европейских соседей, потому часты ситуации, когда сознательные граждане сортируют мусор самостоятельно, а куда сдать его на переработку, не знают — заводов нет.

Другой вопрос — равнодушное отношение граждан к экологическим проблемам. Чтобы не утруждаться лишний раз, проще выкинуть всё сразу и не думать, куда мусор отправится в дальнейшем. Правда, потом такое отношение аукается каким-нибудь условным Волоколамском.

В отличие от Европы, переработать мусор в России очень дорого по сравнению с обычным захоронением. У нас, например, тонна твёрдых бытовых отходов, отвезённая на захоронение, будет стоить 15 €, а в Европе — целую тысячу. Вывозить мусор несанкционированно там тоже невыгодно — большие штрафы.


Когда в России это заработает?

В конце 2017 года президент России подписал закон о вводе раздельного сбора мусора и обеспечении стимулирующих мер. Но вступит он в силу вместе с поправками в федеральное законодательство только с 1 января 2019 года. Согласно этому закону, для размещения на определённой территории мусороперерабатывающих комплексов нужна резолюция проживающих на ней граждан. А вопросы по размещению и вывозу мусора будут одобряться на совещаниях собственников жилья и управляющих компаний.

Сегодня уже запрещено захоронять многие категории отходов на полигонах. Процедуру для установки баков с разделением мусора упростили — она больше не требует отдельной лицензии.


Как разделять мусор дома?

В Санкт-Петербурге перерабатывают не все виды отходов. Но наиболее частые виды вторсырья сдать на переработку можно. К ним относятся бумага, металл, стекло и некоторые виды пластика. Разделять мусор по всем фракциям новичку достаточно трудно, можно начать с малого. Например, собирать в отдельные контейнеры пластик и макулатуру.

Точки приёма вторсырья есть по всему городу. Узнать, какие стационарные пункты находятся вблизи вашего дома, можно на карте, подготовленной «Гринписом». Однако не каждая точка может принять все виды отходов. Ранее такая возможность была на Боровой, 47 в «Точке сбора». Но недавно эта организация сократила количество позиций по приему вторсырья. Единственный вариант — участвовать в акциях «Раздельного сбора». Они проходят по 23 адресам города каждую первую субботу месяца.

Базовое правило при сдаче вторсырья — мыть все упаковки после использования. Подробнее о том, какие именно материалы принимают на ежемесячных акциях, можно узнать здесь. Стоит учитывать, что правила приёма в стационарных пунктах могут отличаться, поэтому с ними лучше ознакомиться заранее.


Где перерабатывают мусор в Петербурге?

По завершении сбора вторсырья на акциях «Раздельного сбора» мусор отвозят на заводы, которые непосредственно занимаются его переработкой. Их полный список можно посмотреть здесь. Куда точно направляется мусор со стационарных пунктов, сказать точно нельзя, так как все пункты принадлежат разным владельцам. Как правило, это коммерческие компании.


Куда сдать одежду?

Сдать одежду в хорошем состоянии можно в магазины сети «Спасибо». Они передадут вещи нуждающимся в благотворительные организации. Непригодные для ношения вещи тоже можно сдать туда, их отправят на переработку. Еще эта сеть магазинов принимает постельное белье и даже книги. В плохом состоянии вещи принимает для переработки организация «Перемолка»..

Принимает одежду и масс-маркет. Магазины «Икея» ранее принимали полные комплекты постельного белья в обмен на скидочные купоны в 15% на новые комплекты. Акция, правда, продлилась недолго — три летних месяца этого года.

По другому пути пошла сеть магазинов «H&M». С 2013 года она продолжает принимать одежду в любом состоянии для дальнейшей переработки. Сдать за один раз можно два пакета, в котором должны находиться минимум две вещи. Взамен покупателю дают купон на скидку 15% на будущую покупку. Ту же акцию с 2016 года проводят в магазинах сети «Monki ». Покупателю там дают скидку в 10%.

Ненужную одежду можно сдать и в магазинах сети «Uniqlo». Бонус в виде скидки здесь не дадут, а одежду примут только этого бренда.


Почему не нужно использовать целлофановые пакеты в магазине?

Забота об экологии — это история не только о раздельном сборе мусора и его переработке, но и об уменьшении его производства. Чтобы не брать целлофановые пакеты в продуктовых магазинах для разного вида овощей, можно использовать тканевые мешочки. А все покупки сложить в сумку-шоппер. Пока в Петербурге есть только один магазин «Покупай правильно», где макароны, крупы, кофе и специи продаются без упаковки.


Зачем нужно брать с собой тару для напитков?

Пластиковые бутылки и стаканчики из-под кофе — тоже потенциальный мусор. Их число уменьшит практика использования многоразовых емкостей: тамблеров и термокружкек. С этого года в Петербурге уже начала работать кампания «My cup, please», к которой присоединилось около 40 кофеен. Теперь, придя в заведение за утренним рафом, вы можете попросить налить его в свою тару. Еще в городе работает кампания «Наполним заново». Ее участники — кафе, бары и рестораны — бесплатно наполняют тару посетителей чистой питьевой водой.


Какие еще товары стоит ограничить в потреблении?

Некоторые категории товаров не подлежат переработке, поэтому желательно ими не пользоваться вообще или ограничить их использование. Не перерабатываются трубочки для коктейлей. Благо, им существует многоразовая замена из стекла или металла. То же можно сказать и о ватных палочках. Их альтернативой могут стать простые деревянные палочки с намотанной на них ватой. А вот заменить чековую бумагу в магазинах пока не получится, но можно отказаться от нее в банкомате или при пополнении карты в аппарате в метро. Не подлежат переработке постоянные участники дней рождений и школьных линеек — воздушные шары. К тому же, если они наполнены гелием, то представляют опасность для животных и птиц. Женские предметы гигиены тоже не перерабатываются. Их замена — многоразовые менструальные чаши, что идет на руку и экологии планеты, и кошельку. А зубные щетки можно заменить на бамбуковые.

Изначально уменьшить количество мусора поможет разумное потребление. Перед походом в супермаркет можно составить список покупок, чтобы случайно не купить лишнего. Перед отъездом в отпуск оставшуюся еду в холодильнике можно отдать друзьям или в сообществе «Фудшеринг», а не выкидывать ее. Фуд-активистка Ася Сеничева уже доказала, что на помойках часто оказываются свежие продукты. Она семь дней питалась продуктами, завалявшимися у друзей или найденными на помойке. И осталась жива и здорова.

Рациональное потребление применимо к воде и электроэнергии тоже. Обычные лампы, потребляющие много энергии, стоит заменить на светодиодные. Электроприборы, когда они не нужны, желательно выключать из розетки. А еще — поставить аэраторы на краны, выключать воду во время чистки зубов и не слишком часто принимать ванну, отдавая предпочтение быстрому душу.

Большим плюсом в карму станет и отказ от использования личного автомобиля, загрязняющего воздух. И пересесть, например, на метро, которое куда быстрее и экологичнее. А лучше — на велосипед или самокат. Покупать их необязательно, по всему городу работает сеть велопроката, которая даёт скидку при покупке абонемента на длительный срок. Сеть электросамокатов в Петербурге пока не появилась. При действительно большой необходимости можно использовать каршеринг. Несколько каршеринг-сервисов уже действуют в городе.

Текст: Дарья Горшенина

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

luna-info.ru

Как выучить всемирную историю и не потратить часы на конспектирование учебников

О необходимости введения истории в перечень обязательных предметов на ГИА чиновники заговорили еще несколько лет назад, аргументируя свое желание тем, что каждый гражданин обязан знать о прошлом. Но до сих пор вопрос о том, как выучить историю без труда и в кратчайшие сроки интересовал лишь тех, кто планировал сдавать эту дисциплину по выбору. Тем не менее, уже в ближайшем будущем все может измениться.

Как выучить с нуля
Основная сложность, которая возникает у учащихся при изучении истории – огромный объем информации, который необходимо охватить. Тем более, значение имеют цифры, даты – на них строятся тестовые задания, ошибки в которых порой стоят кучу баллов. Учиться в таких условиях сложно, но можно.

На вопрос о том, как выучить историю с нуля преподаватели отвечают единогласно: материал следует систематизировать, чтобы понять. Но, прежде всего, важно правильно подобрать учебник. Для учащихся, которые не претендуют на высокий бал, достаточно будет школьного. Остальным лучше взять издание А. С. Орлова и В. А. Георгиева «История России» (издания МГУ). По нему можно хорошо выучить теорию.

Практические навыки следует оттачивать с помощью пособий ФИПИ, книг с КИМами, других источников с пробными тестами. В идеале важно найти человека, который хорошо владеет материалом и сможет проверять результаты, однако, в крайнем случае, можно самостоятельно проверять себя по ключам.

Эффективность работы напрямую зависит от приложенных усилий. Важно набить руку на тестах, тратя на их решении впоследствии как можно меньше времени не в ущерб внимательности. Также следует изучить кодификатор, чтобы понять, за что дают и отнимают баллы на ЕГЭ и ОГЭ.

Тонкости и нюансы
Перед началом занятий важно уяснить: быстро и легко выучить историю, не прилагая при этом усилий, не получится. В любом случае нужно будет много читать.

Дополнительно следует:

  • Делить параграфы на блоки, тем более что сами они состоят из нескольких частей, объединенных общей идеей, а затем записывать последнюю.
  • Вдумываться в каждое предложение, ведь одной зубрежкой сдать ЕГЭ по этой дисциплине удачно не получится.
  • Активно использовать пособия с картами и картинками. На первых, как правило, проверяют знания, касающиеся месторасположения славянских племен, восстаний, крупных сражений. Вторые помогают, как минимум, увидеть, как выглядят правители России. Причем речь идет не о Святославе и Рюрике, а о Хрущеве, Андропове.
  • Завести таблицу. В нее нужно будет записывать особо важные даты, касающиеся решающих сражений и реформ. Впоследствии их придется повторить не один раз, чтобы запомнить, однако без этого на высокий балл по ЕГЭ и ОГЭ можно не рассчитывать.
  • Упрощает запоминание материала его схематическое изложение. На листе бумаги нужно изобразить факты из всемирной истории, обозначив связь между ними стрелочками. Благодаря подобным графическим заметкам можно будет и вовсе отказаться от огромных конспектов в пользу компактных.

Выучить историю совсем без конспектирования не получится, и все из-за большого объема информации.

На что еще обращать внимание
Многие выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, отвечая на вопрос о том, как выучить историю быстро и легко, говорят, что прежде ее нужно полюбить. По историческим фильмам и книгам, картинкам в журналах, неважно, главное, вызвать интерес к дисциплине, и тогда материал будет легче запоминаться.

Можно также:

  • При подготовке задействовать работы историков. Они, как правило, не только описывают сухие факты, но и упоминают события жизни исторических личностей, их поступки, которые демонстрируют силу их духа, черты характера и прочее. Так эти люди становятся нам ближе, а их деятельность – понятнее.
  • Искать причины и следствия. Войны, перевороты в одной стране могут влиять на жизнь соседних государств. Если отмечать изменения, мысля логически, можно существенно облегчить себе жизнь.
  • Помнить о культуре, и это в первую очередь касается тех, кто не планирует сдавать ЕГЭ по литературе. Забывая во время подготовки о деятельности Феофана Грека, Феофана Прокоповича, Фальконе и других, многие впоследствии теряют баллы на тесте.
  • Конспекты нелюбимых или тяжелых для восприятия тем лучше повесить над рабочим столом, чтобы ежедневно их видеть и, тем самым, быстрее запоминать.

Наконец, готовиться лучше с единомышленником, другом. Так не только интереснее, но и познавательнее, например, если сам он знает больше вас!

ege-merlin.ru