Как сформулировать задачи и цель – 1.8. Формулировка цели и задач

Содержание

Как сформулировать цель, задачи и методы дипломной работы

Главная страница » Секреты дипломных, курсовых...

Написание дипломной работы подразумевает изучение определенной проблемы, что невозможно без правильно поставленных цели, задач и методов их достижения. Эти понятия тесно взаимосвязаны и ведут до полного раскрытия выбранной тематики, если стопроцентно соответствуют ее сути. Так как же сформулировать цель дипломной работы, ее задачи, и какие методы исследования, использованные автором, указать во введении?

Методы исследования в дипломной работе

Автор выбирает методы изучения темы согласно сферы своей деятельности и задач проекта, поскольку каждый вопрос требует особого подхода.

Метод – это действие, направленное на достижение цели.

Наиболее распространенными методами исследования считаются следующие:

  1. Анализ – изучение составных частей предмета исследования.
  2. Аналогия – изучение сходств и различий характеристик предмета исследования и его аналога.
  3. Индукция – формирование выводов от общего к частному.
  4. Дедукция – метод, противоположный индукции, то есть выводы делаются от конкретного к общему.
  5. Моделирование – формирование выводов об объекте исследования на основе изучения модели-аналога предмета исследования.
  6. Классификация – распределение предметов исследования на группы согласно их свойствам. Этот метод часто используется в гуманитарных дисциплинах.
  7. Обобщение – этот метод схож с методом дедукции: на основе признаков предмета делаются выводы о нем.
  8. Наблюдение – это метод научного познания явлений.
  9. Синтез – объединение в одно целое всех качеств и признаков предмета исследования.
  10. Прогнозирование – формирование выводов на основе мнений о тенденции развития предмета исследования.
  11. Эксперимент – практическое изучение предмета и формирование выводов.

В тексте вводной части дипломной работы нужно кратко указать суть использованных методов исследования. Важно подчеркнуть тот факт, что успех исследования возрастает благодаря сочетанию различных методов, которые позволяют раскрыть все стороны явления, что изучается, а также обеспечивают проверку объективности полученных результатов.

Цели и задачи дипломной работы

Независимо от того, как была написана дипломная работа: самостоятельно или на заказ, полезно знать, как именно цели и задачи исследования связаны с его темой.

Цель – это то, что автор стремится достичь, изучая выбранную проблематику.

Возможно это формирование позиции, системного взгляда на какой-то вопрос, глубокое изучение определенной области, возражения или доказательства чьей-то мысли, теоремы, разработка и реализация какого-то плана и т.д. Цели помогают определить актуальность темы и задачи исследования.

Задачи – это последовательные этапы, взаимосвязанные между собой, именно они ведут к достижению поставленных целей.

Обычно, каждому разделу и этапу выполнения научной работы соответствует определенное задание, которое помогает автору сориентироваться. Задач может быть столько, сколько нужно для проверки гипотезы. И формулируются они ясно, четко, чтобы на их основе можно было разработать соответствующие методики.

Если цели работы, с лингвистической точки зрения является существительным, тогда задачи будут глаголами, например: провести, исследовать, изучить, объяснить, описать, разработать, сравнить в т.д.

Ни В коем случае нельзя путать задачи с планом работы. Бывает, что студенты формулируют суть заданий неправильно, например: сделать выводы, подобрать методики, изучить тематическую литературу т. др. Такой ход мыслей не связанный с проблемой исследования, с ее предметом, объектом и гипотезой. И во время защиты у членов комиссии возникает ряд вопросов, на которые автор не может ответить, и это приводит его к полному провалу.

В научной практике написания дипломных работ уже существуют шаблоны формулировки задач, например:

  1. Установить связь между…
  2. На основе проведенного исследования определить, есть ли различия между…
  3. На основе проведенного анализа литературных данных определить подходы к изучению…
  4. Провести критический анализ концепции…
  5. Разработать практические рекомендации…

Подобные шаблоны можно найти в пособиях по методологии написания научных работ. Кроме этого, там есть много полезной информации, которая поможет в выполнении дипломного проекта.

Определиться с целями, задачами и методами исследования всегда может помочь научный руководитель. Студент должен советоваться с ним, особенно в этом вопросе, потому что от того, какими будут эти основные понятия, зависит ход выполнения всей работы, а следовательно и ее конечный результат.

prizmaznaniy.ru

Как сформулировать цель — пошаговые рекомендации

Постановка цели – дело важное, поскольку влияет на эффективность человека в реализации своих намерений. А в профессиональной деятельности процесс постановки и формулировки цели становится делом еще и ответственным - от его результатов нередко зависит благополучие многих людей. Для того, чтобы вы чувствовали себя более уверенно в том, как поставить и как сформулировать цель, связанную со своей профессиональной деятельностью, приводим четкий и безотказный алгоритм действий.

В других статьях мы с вами обсудили из чего может состоять профессиональная цель. Рассмотрели, что желательно написать в графе цель резюме. Вы знаете, что конкретно можно и нужно сообщать о цели своей работы, поиска работы или трудоустройства

. Кто-то уже подобрал подходящую для себя методику и конкретизировал свои личные и профессиональные интересы. У того, кто "дошел до конца", даже есть исходный ("сырой") вариант нужной цели. Остается ее подкорректировать, проверить и отшлифовать. О том, как это сделать, мы сейчас и расскажем. Если обо всем этом вы слышите в первый раз, не беспокойтесь - алгоритм формулировки цели приводится в полном, развернутом виде.

Пошаговые рекомендации для формулировки цели

Для того, чтобы поставить и сформулировать цель, касающуюся своей профессиональной деятельности, необходимо сделать следующее.

1. Определить, какая именно цель вам нужна:

Если хотите узнать о том, для чего нужна, из чего состоит и чем отличается каждая из них, нажмите указанную ссылку и ваша любознательность приведет к необходимой информации.

2. Подготовить (определить, обобщить и конкретизировать) основные элементы своей цели. Для этого можно воспользоваться одной или несколькими из этих методик:

3. Составить список элементов, которые вы подготовили к процессу формулировки своей цели.

  • Профессиональная цель – может состоять из 4 основных элементов (
    проблема/задача
    , результат решения задачи, средства/методы решения задачи, целевая группа).
  • Цель профессиональной деятельности, работы, поиска работы или трудоустройства - может состоять из 5 основных элементов (4 элемента профессиональной цели, плюс личный выигрыш от профессиональной деятельности).
  • Цель резюме – может включать название интересующего рабочего места (вакансия, должность) и 1-2 наиболее значимых элемента цели профессиональной деятельности.

4. Проранжировать все элементы списка по степени значимости для вас.

5. Расположить в предварительной формулировке цели на первом месте тот элемент, который после ранжирования оказался самым значимым (важным, главным). Следом за ним поставить второй по значимости элемент, затем – третий по значимости и т.д.

6. Начать формулировку цели со слова, которое соответствует первому (наиболее важному, главному) элементу. Например.

  • Проблема (задача) – решение (или глагол, раскрывающий смысл планируемого действия)
  • Средство и методы – разработка, создание, внедрение, применение и т.п.
  • Результат – достижение (или существительное, раскрывающее смысл планируемого результата)
  • Целевая группа – содействие, помощь, поддержка, обеспечение и т.п. по смыслу.
  • Личный выигрыш - приобретение, получение, продвижение и т.п. по смыслу.

Если формулируете цель резюме, то на первое место выносите название интересующей вакансии, а уже второе и третье можете заполнять так, как здесь сказано.

7. Преобразовать число, время, падеж последующих элементов цели в соответствии с числом, временем, падежом и т.д. первого элемента. Проследить, чтобы формулировка каждого следующего элемента начиналась со слова, подобного тому, с которого началось описание первого элемента – либо глагола, либо существительного, либо прилагательного.

Например:
а) решение… путем применения…, ради достижения…и поддержки
б) решать…, применяя…, достигая, … и оказывая …

Имеет смысл составить несколько вариантов формулировки цели.

8. Из нескольких полученных формулировок выбрать те, читая которые вы отчетливо понимаете, что вам нужно сделать, чтобы достичь заявленного результата.

9. Протестировать выбранные формулировки. Попросить незаинтересованных людей (близких, знакомых, друзей, коллег) прочитать отобранные формулировки и рассказать в чем именно заключается работа человека, которому они принадлежат.

10. Признать лучшей ту формулировку, чтение которой у большинства людей вызвало такие ассоциации, которые максимально отражают вашу собственную картину своей профессиональной деятельности.

Метки: как сформулировать цель, методика, постановка цели

so-byitie.ru

Цель и задачи дипломной работы: как написать и сформулировать

Финальная и завершающая часть обучения в ВУЗе – это дипломная работа. Каждый студент должен написать дипломную, досконально подойти к выполнению этой работы. Защита её даст оценку знаний студента — будущего специалиста. При разработке дипломной работы следует учесть много требований, в том числе, грамотно поставить цели и задачи работы. И ни в коем случае эти два понятия путать нельзя, так как они задают направление всему проекту. Как научиться различать промежуточные задачи и основную цель?

Разница между целями и задачами

Постановка целей и задач – это два разных понятия, которые студент должен научиться различать. Допустив такую распространенную ошибку, как смешивание задач и целей, стирание границы между этими в корне различными понятиями, вы рискуете «заблудиться» в собственном проекте, так и не достигнув его реализации.

Если рассматривать кратко, то цель – это то, что должно быть отражено в названии проекта, а раскрытие темы будет происходить путем выполнения задач в том порядке, как они указаны в начале работы.

Как сформулировать цели

Цели и задачи следует указать прямо во введении к работе, а последующий текст посвятить раскрытию заявленной тематики.

Цель – это суть всей деятельности, направление развития информации, конечный пункт, которого нужно достичь. Цель показывает, насколько глубоко изучен вопрос и какие позиции сформировались относительно него у студента. Целью может быть либо подробное изучение какой-то отдельной проблемы, либо исследование или модернизация определенного подхода к ее решению. Отрицание и оспаривание существующих подходов может быть целью проекта. В таком случае, следует уделить внимание доказательству того, что эти подходы не прогрессивны, предложить новые.

Формулируется цель дипломной работы, как утверждение, не требующее доказательств, то есть, как истина. Цели указываются в начале работы, затем достигаются к ее концу, из чего фиксируются определенные выводы. Цель, собственно – краткое выражение результата всей деятельности, к которому стремится студент. Формулировка должна быть достаточно лаконичной, чтобы затем детально быть рассмотренной на страницах проекта. Следующий шаг после указания цели – формулировка задач проекта.

Пишем задачи

Задачи проекта являются ступенями к достижению цели. Поочередное выполнение каждой из задач приведет к достижению цели. Если в целях было указано, что следует опровергнуть некое утверждение, то каждая из поставленных задач должна подводить к опровержению всё ближе, раскрыть причины, по которым данное утверждение неактуально.

Задач может быть много, от трех до шести, каждая из которых отображает определенную сторону раскрываемой темы. Все они указываются во введении к работе, а с каждой главой, раскрываются. Если какая-либо задача озвучена, то она обязательно должна быть раскрыта, являться разработкой или изучением какого-либо материала или проблемы.

Невзирая на то, что миссия студента – достигнуть определенных практических целей, опираться на собственные импровизации не следует. При проверке они будут считаться слабым элементом проекта, студент должен чётко придерживаться существующего классического алгоритма написания дипломного проекта. Необходимо легко ориентироваться в поставленных вами этапах проекта, так как аттестационную комиссию будут интересовать именно сформулированные цели и задачи в первую очередь.

Пример целей и задач для дипломной работы

Рассмотрим дипломный проект по психологии для примера. Целью определено, изучить индивидуальные свойства поведения эмоционально-волевого компонента у детей начальных классов с ЗПР. Задачи поставлены были следующего характера:

  1. Изучение демонстрирования эмоций детей начальных классов. Фиксирование разницы в эмоциональных проявлениях у детей с нормальным развитием и с ЗПР.
  2. Анализ аффективной области у детей начальной школы со стандартным развитием и с ЗПР.
  3. Исследование уровня тревожности у детей начальных классов со стандартным развитием и с ЗПР.
  4. Обнаружение обоюдной связи между демонстрацией эмоций и воли у детей начальной школы.

Определение цели дипломного проекта и ее задач – важнейшая часть выбора русла, в котором будет исполнена работа. Лишь после создания распланированного алгоритма, работу будет можно написать полно и грамотно. Только при наличии понятного плана, можно неотступно ему следовать и избежать путаницы в понятиях.

Кому-то может показаться, что столько тонкостей соблюдать не обязательно, но это тупиковое рассуждение. Глядя с позиции того, что дипломная разработка – это финал и итог всех полученных знаний и умений за годы обучения, следует понимать, что она может дать возможность продолжать образование, поступив в аспирантуру. Затем можно получить учёные степени. Именно поэтому, написанию дипломной работы следует уделить особое внимание.

antiplagiats.ru

Как формулировать цель и задачи по методической теме

Сентябрь 7th, 2016 admin

Готовясь к аттестации педагогу необходимо определить ориентиры не только относительно своей профессиональной деятельности, но и сформулировать цель и задачи работы с детьми по своей методической теме (часто её называют «тема по самообразованию»).

Что такое цель? Это предполагаемый результат Вашей деятельности.  Цель должна быть диагностируемой.

Формулировка цели будет похожа на формулировку методической темы, потому что цель уточняет Вашу тему. В этом ничего страшного нет, так как в грамотной формулировке темы также «виден» предполагаемый результат.

Например:

1. Тема: «Развитие личностных качеств воспитанников в различных видах деятельности».

Цель: «Развитие активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».

2. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и социальным миром родного края».

Цель: «Формирование у воспитанников моральных и нравственных норм и ценностей в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края».

Затем эту цель следует разложить на конкретные задачи. Как это сделать? Необходимо задать себе вопросы (по порядку):

1. Что мне поможет в достижении цели? (То есть, выбрать средства и условия, которые помогут прийти к результату).

2. Как мне нужно действовать, чтобы добиться результата? (То есть, определить способы деятельности).

Не надо писать много задач, напишите основные три-четыре. Конкретные задачи у Вас будут в планах.

Основными задачами могут быть такие:

1. Создать условия для … (например, для познавательного развития воспитанников). О том, какие условия Вы должны создать, читайте в этой статье.

2. Дальше можно написать одну обучающую и одну развивающую задачу.

Обучающая может начинаться так: «Формировать навыки и умения дошкольников для … (освоения, развития, обогащения опыта)».  Знания, навыки и умения необходимо формировать во всех видах деятельности, даже если у Вас тема про развитие творческих способностей.

Развивающие могут звучать так:

— Развивать способность дошкольников осознавать свои действия и формулировать результаты своей деятельности.

— Развивать интерес у воспитанников к … деятельности.

Если у Вас тема по воспитанию, то лучше написать воспитательную задачу (Можно даже без обучающей и развивающей задач, их Вы озвучите при планировании). Например: «Воспитывать в детях патриотические чувства, любовь к Родине, гордости за ее достижения».

3. Последнюю задачу желательно написать о взаимодействии с родителями. Например:

— Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах…

— Объединить воспитательные ресурсы семьи и дошкольной организации на основе …

Таким образом, у Вас должна быть сформулирована тема, цель и три-четыре основные задачи относительно работы с детьми.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

detstvogid.ru

Как и зачем грамотно формулировать задачи?

Еще Аристотель говорил, что грамотно поставленная задача — уже половина ее решения. Часто мы не можем найти тот самый «ключ» не потому, что задача не решаема, а потому, что она неправильно сформулирована.

Грамотная формулировка задачи — это отдельный навык, который можно и нужно тренировать и развивать. В этой статье мы поговорим о том, как этому научиться, чтобы сама формулировка задачи уже помогала в поиске решения. Обратите внимание, что любая задача как мостик соединяет две ситуации: текущую и желаемую. В первой нас что-то не устраивает, а во второй ситуации нас что-то привлекает.

Грамотно сформулированная задача позволяет определить курс от текущей ситуации к желаемой. И чем конкретнее мы этот курс определим, тем проще будет найти решение. Соответственно, секрет грамотной формулировки кроется в том, чтобы максимально точно описать требуемые параметры изменения ситуации из текущего состояния в желаемое.

Определение проблемы

Когда мы описываем текущую ситуацию, нам необходимо понимать, что прямо сейчас является проблемой или сложностью. Иногда то, за что первично хватаются «решатели» задач, является не совсем тем, что может действительно улучшить ситуацию.

Например, руководитель подразделения попросил помочь оценить план по проекту разработки системы мотивации для IT-персонала. План уже был разработан, но пришлось вернуться на много шагов назад после простых вопросов: «На решение какой конкретной проблемы направлен данный проект? Что должно измениться?».

Руководитель дал примерно такой ответ: «При необходимости выполнения восстановительных работ с целью устранения периодически возникающих сбоев сотрудники IT отказываются работать сверхурочно в тех объемах, которые требует компания. Это приводит к тому, что приходится затрачивать дополнительные средства на согласование и получение выплат за сверхурочные, а также периодически возникают психологические сложности в коллективе, т.к. специалисты не желают тратить личное время даже за дополнительную оплату. В конечном счете, это существенно сказывается на сроках устранения сбоев и качестве работе. Попытки изменить систему материальной мотивации в прошлом дали лишь временный результат, сейчас даже за деньги сотрудники не всегда готовы выходить во внеурочное время».

Таким образом, в этом примере одна из возможных задач, требующих решения, такова: необходимо разработать систему мотивации персонала, при которой сотрудники будут готовы работать сверхурочно добровольно, чтобы все сбои устранялись своевременно.

Вы, наверное, обратили внимание, что в данном случае можно было бы задать логичный вопрос, а почему проект не направлен на сокращение количества сбоев, например. Но такого рода вопросы как раз появляются, когда четко сформулирована проблема. Если бы вы увидели только формулировку задачи и не задали уточняющие вопросы о контексте ситуации и проблеме, у вас бы даже не вызвало сомнений, что необходимо заниматься именно проектом по разработке системы мотивации персонала. Полезное же дело — мотивация, и никто с этим спорить не будет. В итоге такого переосмысления — «что на самом деле является проблемой», можно не только план поменять, но и вовсе отменить весь проект, инициировав совсем другой.

Кроме того, мы наглядно видим, как после уточнения проблемы появились границы проекта, акценты и понимание, кто здесь заинтересованные стороны, а также идеи для аргументов и даже исходная информация для определения критериев достижения результата (сокращение средней длительности и стоимости устранения сбоев, если проект направлен на решение именно этой проблемы, конечно).

Итак, первое, что следует сделать для определения задачи — это сформулировать проблему, на решение которой должна быть направлена задача. Понимание проблемы — это корни для качественно сформулированной задачи. Если ваша задача не «заземлена» корнями, вам придется впустую потратить немало ресурсов на поиск решения.

Итак, как подходить к формулировке проблемы? Иногда корректные слова направляют нашу мысль в действительно правильное русло.

Как правильно формулировать проблему

При определении проблемы желательно использовать универсальную формулу:

«В процессе… (указать каком, то поможет понять масштаб задачи и «поле», где требуются какие-то изменения)

с целью… (для чего этот процесс в принципе существует. Это важно определить, чтобы затем показать значимость сбоя для интересующего вас процесса)

происходит… (указать конкретные факты, иллюстрирующие проблему или сбой, что именно плохо)».

В этой структуре предложения используется только фактическая безоценочная информация. Такие слова как «плохо», «постоянно», «бюрократия», «безответственность», «недостаточно» и т.д. — это относительные, оценочные категории. Вместо них лучше использовать конкретные факты, например: «Происходит утечка стратегически важной информации о планах компании через письменные сообщения у сотрудников с корпоративными ноутбуками…». Также поможет использование точных временных рамок: «еженедельно», «срок выполнения заказа превышает аналогичные сроки у конкурентов в 2 раза». Для того, чтобы сформулировать грамотное определение проблемы, как правило, требуется сбор данных и статистика (чтобы заменить слово «плохо» или «недостаточно» на объективные цифры).

Почувствуйте разницу:

Вариант 1: проблема — забюрократизированные процессы.

Вариант 2: проблема — сроки согласования и подписания договоров в нашей компании в 2 раза превышают аналогичную длительность процесса у ближайшего конкурента.

Для какой проблемы проще поставить конкретную задачу? Если раскладывать пример по нашей формуле, то получится следующее: в процессе заключения договоров с целью (зачем нужен этот процесс) четкого определения всех условий взаимоотношений с партнерами происходит (в чем суть сбоя). Длительность процесса в нашей компании в «N» раз больше, чем у ближайшего конкурента.

Формула структурирует информацию о ситуации и позволяет «не растекаться по древу», когда вы хотите донести идею до других людей. Наверняка вы встречали формулировки проблем и задач, где много воды и мало сути. Формула — это минимально краткий путь, чтобы максимально четко высказать суть дела и определить, какую именно задачу необходимо в итоге решать.

Еще один пример. Иногда люди говорят: «У нас проблема с согласованием нормативных документов». Необходимо понять, какая именно проблема? Что должно быть устранено? Пока вы не начнете использовать формулу, пройдут месяцы и даже годы, прежде чем кто-то действительно сможет изменить ситуацию. Потому что при такой формулировке согласования нормативных документов это больше похоже на жалобу или недовольство, чем на системный подход, который приведет к результату.

Обратите внимание, если мы используем формулу для определения проблемы, мы можем рассматривать разные процессы (или границы системы), в рамках которых существует проблема.

В последнем примере мы могли взять процесс согласования документов в целом в компании или специфический бизнес-процесс разработки и согласования конкретного нормативного документа. А в качестве сути сбоя в третьей части формулы можно было взять сроки, количество согласующих или конкретные операционные риски. И в зависимости от того, что будет в формулировке проблемы, могут появиться разные цели, задачи, решения и совершенно уникальные проекты изменений.

Давайте посмотрим на простом примере, как может выглядеть формулировка проблемы, когда во время тренинга начинает громко шуметь кондиционер:

  1. В процессе проведения тренинга с целью формирования новых навыков участники отвлекаются на шум кондиционера.
  2. В процессе работы кондиционирования с целью поддержания комфортной температуры в помещении появляется побочный эффект — шум кондиционера.
  3. При восприятии звуков (в процессе восприятия звуков) с целью получения аудиальной информации люди отвлекаются на посторонний шум (в частности, шум кондиционера).

В этом примере во всех трех формулировках сбой один — шум кондиционера, но рассматриваемые процессы разные. То, насколько корректно мы определим процесс, требующий внимания, будет определять масштаб и параметры нашей задачи.

Формула проблемы дана в качестве структуры. Конкретные формулировки могут корректироваться в зависимости от сути вопроса и с учетом необходимости говорить на понятном для других людей языке (мы смягчаем речь, не пытаясь говорить в жесткой конструкции формулы).

Для того, чтобы показать всю драматичность ситуации, почему необходимо решать выделенную проблему (сами по себе факты не всегда приводят к понимаю последствий), уже следующим пунктом указываются результаты, к которым приводят указанные нами факты.

В нашем предыдущем примере про бюрократию, это может быть такое последствие: клиенты и партнеры выказывают недовольство, и их лояльность к компании снижается. Общий показатель индекса лояльности может упасть на 20% в ближайшие полгода.

Иногда полезно для визуализации последствий проблемы показать не один итог, а целую цепочку. Это помогает связать в дальнейшем задачу с более значимыми, в том числе стратегическими приоритетами и задачами компании.

Например, текучесть персонала приводит к дополнительным издержкам на поиск и обучение сотрудников. В результате бюджет HR увеличивается на 30% и общие расходы растут на 2%, что в свою очередь сказывается на основных показателях деятельности компании. Можно также указывать вес или коэффициент влияния конкретной проблемы на последствия, которые интересуют тех, кто принимает значимые решения относительно поставленной задачи.

Еще один пример формулировки проблемы, составленный по нашей формуле с учетом последствий: «В процессе, с целью, происходит» (безоценочно, насколько это возможно, лишь конкретные факты и данные). При взаимодействии руководителя с подчиненными с целью постановки и контроля выполнения целей и задач, сотрудники в 90% случаев не получают поддержку, обратную связь и рекомендации согласно данным анкетирования.

Почему это плохо? Подобная проблема может приводить к последствиям:

  • некачественное выполнение задач, низкие показатели эффективности;
  • падение репутации подразделения;
  • замедление процессов, что сказывается на лидерских позициях компании;
  • необходимость затрачивать больше ресурсов на исправление ошибок;
  • демотивация персонала, которая, в свою очередь, приводит к текучести кадров.

Итак, мы выяснили, что для грамотной формулировки задачи сначала важно разобраться с проблемой, на решение которой эта задача направлена.

Некоторым людям не нравится слово «проблема». Вы можете использовать любое другое, суть от этого не меняется. Когда есть что-то, что нам не нравится, что мы хотим изменить, нам необходимо это определить максимально точно. Если вы это будете делать занудно и достаточно системно, то шансы на то, что получится найти правильное решение, увеличатся в разы.

В завершение хочу предложить вам выполнить практическое задание:

1. На основании исходного видения задачи вашим коллегой сформулируйте проблему, требующую решения, пользуясь формулой «В процессе, с целью, происходит». Вы можете предложить более одного варианта формулировки. Например, слова коллеги: «Как донести до клиентов, что называть пароли и кодовые слова другим людям нельзя?».

2. Для каждой сформулированной вами проблемы предложите максимально детальную формулировку задачи, требующей решения. Я могу сделать минимум 20 версий формулировки проблемы для этой ситуации. А вы?

Подходите к решению задач грамотно, и начинайте с формулировки проблемы. Спасибо за внимание!

delovoymir.biz

Цели и задачи проекта

На стадии инициации куратор и проект-менеджер разрабатывают устав. Им необходимо обозначить цель проекта, согласовать ее со стратегическими целями предприятия в разделе «Обоснование инициации проекта». Также руководители составляют перечень работ, которые оформляются в задачной форме. Постепенно шаг за шагом выстраивается предмет и контекст контрактных отношений между заказчиком и PM. В этих условиях стороны должны определить состав ответственности, которую менеджеру предстоит взять на себя, а заказчик формирует видение состава результатов, необходимых для успеха проекта.

Критерии правильного формулирования задачи

Под задачей как особой категорией управления следует понимать объект, отвечающий пяти критериям, наличие которых или отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует о том, есть она фактически или ее нет. Ключевой параметр – точная формулировка результата. Предполагается, что каждая задача – это особая точка в будущем, некий конкретный результат.

Формулировать задачу – наиболее тонкий и сложный момент в процессе ее постановки. В буквальном прописывании закладывается успех или неуспех решения. Когда не удалось правильно сформулировать результат, возрастает вероятность споров, что может оказаться выгодным каждой из сторон: постановщику и исполнителю. Часто формулировка выполняется как описание какого-либо действия. Грамотно ли это?

Допустим, пишут: «копать, пилить, доставить…» или ближе к современному проектному управлению: «проведение маркетингового исследования», «обучение персонала», «закуп оборудования». В выражении чувствуется расплывчатость и неопределенность. Каким параметрам должна соответствовать запись? Критериальными условиями корректности формулировки являются следующие тезисы:

  • в формулировке должна быть конкретика достижения результата;
  • чисто качественные формулировки не рассматриваются, только обозначенные количественные данные считаются задачными;
  • с точки зрения формулировки, задача – это точка в будущем, адекватная в понимании «достигнуто – не достигнуто»;
  • это некий «черный ящик» – не существенно, что там внутри.

Правильно сформулировать задачу означает наполовину ее решить. Четыре приведенных условия свидетельствуют нам, что результаты, в том числе промежуточные, – это и есть проектная задача. Как она должна подготавливаться?

Пять ключевых параметров

Введем понятие ответственного ресурса задачи проекта. Под ответственным ресурсом будем понимать человека (сотрудника компании или привлеченного исполнителя), который имеет право принять на себя выполнение работы и обязан выполнить ее, не ссылаясь на возникающие затруднения. Таким образом, ответственный ресурс подразумевает фамилию и имя, а также приданный бюджет решения.

Задача – это специальный микроконтракт на достижение ее результата. Следовательно, помимо ответственного ресурса, являющегося стороной в этом соглашении, у него должна быть и вторая сторона, а именно – постановщик. Возникает необходимость и в фиксации срока исполнения – точной календарной даты.

Не только в проектном, но и в общем управлении приходится наблюдать ситуации споров, конфликтов, вызванных разночтением в понимании поставленной задачи. Не сложно догадаться о причинах недовольства сторон друг другом – не было оформления договоренностей. Поэтому очень важно правильно оформлять постановку задачи. Подводя итог, можно резюмировать и предложить пять критериев наличия задачи.

  1. Точная формулировка результата.
  2. Срок – точная календарная дата сдачи-приемки.
  3. Постановщик – фамилия и имя.
  4. Ответственный ресурс – фамилия, имя и бюджет.
  5. Документированная форма постановки.

Понятие цели и ее отличие от задач

Под целями будем понимать совокупность желаемых результатов, ради которых затевается, начинается проект. Иными словами, это такое измененное состояние бизнеса, которое мы хотим достичь и формулируем в качественной (допустимо) и количественной (желательно) формах. Можно ли сказать, что ключевая задача и есть проектная цель? Да, в идеальном случае это возможно. В деловом обороте, тем не менее, цели отличаются от задач различием вопросов, на которые они отвечают.

Первые в своей формулировке отвечают на вопрос о том, какое состояние должно быть достигнуто в результате проекта. В то же время вторые должны ответить на вопрос о том, какие промежуточные и итоговые результаты должны быть при этом обеспечены. Задачи проекта могут и должны быть рассмотрены как некая декомпозиция объекта управления верховного уровня. Вашему вниманию представляется типовой пример такой декомпозиции – «Дерево задач».

Типовой пример «Дерева задач» проекта

Пирамида целей проекта

Интерес также представляет пирамида целей проекта. Необходимо дать характеристику уровням этой пирамиды и определить место, которое на ней занимают наши объекты управления. Цели состоят из двух уровней. Верхушка – это стратегические цели уровня организации, а ниже – цели непосредственно проекта.

Стратегические цели проекта – это цели, достигаемые в долгосрочной перспективе, направленные на достижение миссии и выполнение стратегии компании. К ним привязывать PM не целесообразно. Они служат тому, чтобы увязать цели проекта со стратегическими целями компании, чтобы иметь перед собой долгосрочный ориентир.

Пирамида целей проекта

Продукт проекта – линия водораздела в модели пирамиды. Выше продукта располагаются цели проекта – ради чего мы продукт создали и какие эффекты от него хотим получать. Ниже продукта проекта на схеме пирамиды расположены задачи. Они представляют последовательность действий, выполняя которую, создается продукт.

В настоящей статье кратко рассмотрены проектные задачи и цели. Даны определения этим важным категориям, которые вместе с продуктом дают в совокупности объект управления проектом. Обоснованы ключевые параметры, позволяющие судить о качестве постановки задачи. Менеджер проекта, принимая на себя ответственность перед заказчиком, только тогда будет доволен своей работой, когда он способен оценить риски недостижения результатов. Благодаря этому решаются задачи и достигаются цели.

projectimo.ru

Как правильно поставить цели и задачи научной статьи

Указание задач и целей проводимого исследования – одна из обязательных частей любой научной публикации – статьи, диссертации, монографии или тезиса. Залогом успеха научной статьи являются правильно сформулированные цели и задачи.

Что такое цели исследования?

У научного исследования может быть только одна цель. Иногда допускается ее разделение на две части, однако они должны иметь логическую связь между собой. Минимальное количество задач в то же время – две, однако оптимальным считается три или четыре.

Цель научного исследования подразумевает под собой ответ на вопрос, зачем проводится данное исследование. В ней должна быть показана значимость результата, которого планируется достичь по окончании работы.

Цель исследования является следствием рассматриваемой в научной работе проблемы, которая, в свою очередь, определяется тематикой. Сформулировать цель научной статьи можно одним из предложенных ниже способов на примере работы на тему «Влияние глобального потепления на поведение птиц»:

  1. Изучить влияние потепления на поведенческие признаки птиц;
  2. Выявить определенные изменения в поведении птиц, причиной которых стало потепление;
  3. Показать связь между глобальным потеплением и изменением в поведении птиц.

Обязательные критерии любой цели – ясность и понятность. Общие фразы и абстрактные утверждения в таком случае не используются: автор должен прекрасно понимать, могут ли в дальнейшем применяться решения и если да, то как это сделать.

Постановка задач исследования

Задачи являют собой пошаговый план реализации поставленной цели. Ученый должен точно, последовательно и максимально реалистично ответить на поставленные вопросы о том, каким именно образом можно добиться цели. Если исследователь уже сформировал цель, значит, он имеет представление о том, как именно ее можно реализовать.

В аналогичном примере с потеплением и птицами можно поставить следующие задачи:

  1. Изучение литературных данных, свидетельствующих о поведении птиц до наступления потепления;
  2. Наблюдение за поведением, миграцией, размножением у птиц в определенный временной промежуток;
  3. Определение вероятного влияния глобального потепления на популяцию полярных птиц.

Задачи исследования, его этапы и методы – совершенно разные вещи. Нередко аспиранты допускают ошибку – начинают путать эти понятия, указывая вместо задач такие действия, как проведение эксперимента, изучение литературы, проведение сравнительного анализа и оценки полученных данных и результатов.

Подобные фразы можно употреблять при написании задач исследования, однако они не должны выделяться в отдельные пункты. Допустимы уточнения, согласно которым исследователь будет изучать поведение все тех же птиц до потепления на основе литературных источников. В заключительной части работы обязательно указывается, на чем именно акцентирует внимание автор.

Где в научной статье располагаются цели и задачи

При написании научной статьи придерживаются определенной структуры: введение, основная часть, выводы и списки литературы. Во вводной части работы указываются цели и задачи проводимого исследования – благодаря этому читатель может понять и представить, что именно затрагивается в научной статье.

В рамках введения допускается несколько вариантов размещения целей и задач в зависимости от конкретного типа и специфики публикации. К примеру, цель может указываться сразу же после описания затрагиваемой проблемы, либо после обозначения субъектов и объектов исследования. Существенной разницы в этом нет, однако некоторые ученые обращают на это пристальное внимание. По этой причине студентам и аспирантам желательно уточнять такие нюансы у своих научных руководителей.

Способы определения целей исследования

При выборе тематики научной работы автор не во всех случаях может определить конкретную проблему. Его могут интересовать определенные аспекты науки, но он может смутно представлять, что именно было предпринято другими учеными для решения конкретных проблем, а какие аспекты можно изучать в дальнейшем. По этой причине первым шагом в написании любой научной работы является изучение литературных источников.

Определить цель научной работы можно одним из трех основных способов:

  1. Ученый в своей работе показывает, что во всех предыдущих исследованиях не было найдено конкретное и окончательное решение проблемы. В такой ситуации в качестве цели указываются те сферы, в которых будет проводиться дальнейшее исследование и эффективность использования определенных методов.
  2. Добиться успеха можно, если доказать и аргументировать, что предложенные автором решения наиболее эффективны по сравнению с теми, которые были предложены ранее другими учеными.
  3. В конце многих научных статей их авторы стараются обсудить затрагиваемую проблему, описывая дальнейшие перспективы изучения вопроса. В такой ситуации ученому достаточно внимательно вчитаться в текст работы и позаимствовать некоторые формулировки у коллег.

Для того, чтобы правильно сформулировать и поставить цели исследования, недостаточно просто проанализировать научную литературу. Для этого необходимо определить ту грань, за которой располагается информация, нуждающаяся в дальнейшем исследовании.

Ошибки, допускаемые при формулировании целей и задач

  • Цели не всегда имеют прямую связь с темой, субъектами и объектами исследования, а задачи не всегда могут соответствовать целям;
  • Ожидаемый результат сложно понять из-за неправильно сформулированной цели;
  • Сложно определить практическую ценность результатов исследования;
  • Задачи копируют цели работы посредством замены слов синонимами.

Задачи исследования должны строго соответствовать структуре работы. К примеру, полученный после выполнения первой задачи материал располагается в первой части работы, а итоги решения второй задачи – во второй части. Такое структурирование статьи значительно облегчает работу самому автору, поскольку мысли проще всего излагать в том порядке, в котором ученый собирает и получает данные.

Еще одним преимуществом является то, что автору значительно проще контролировать релевантность выполняемой работы. Проще говоря, при наличии четких задач и целей ему легче понять и определить, были ли даны ответы на поставленные вопросы.

open-resource.ru