Как учатся дети в германии – Обучение в Германии – особенности системы образования, стоимость и другие особенности + отзывы

Содержание

Как устроено школьное образование в Германии

Переезд в другую страну — это всегда немного страшно. Особенно если в семье есть ребёнок и он говорит только на родном языке. О том, как проходила адаптация тринадцатилетнего сына к немецкой школе и чем среднее образование в Германии отличается от российского, рассказывает Елизавета Хеллингер.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Весной мы с мужем переехали в Германию и сразу же принялись выбирать нашему 13-летнему сыну школу. Выяснилось, что в Германии существует три типа школ:

  • базовые (Hauptschule) – они дают базовые знания по основным предметам. Отучившись девять лет, их выпускники обычно находят себя в рабочих профессиях.
  • реальные (Realschule) – десять лет обучения и возможность работать в сфере услуг. Но найти хорошую работу после и реальной школы всё же очень сложно.
  • гимназии (Gymnasium) – 12 лет обучения, после которых выпускники могут поступить в вуз.

Мы решили отправить сына в гимназию.


Чему учат в немецких школах

Все образование в Германии бесплатное: и школы всех типов, и университеты. Причём для всех: и для местных, и для иностранцев. А процедура поступления в гимназию ограничилась собеседованием и приёмом документов, где я пояснила какие языки сын учил, поскольку в гимназии (а она начинается с шестого класса) все ребята учат уже два иностранных языка. Обычно второй язык — французский. Английский учат с начальной школы (Grundschule).

Перед поступлением в школу сына спросили принадлежит ли он к какой-то общепринятой религиозной конфессии. Дело в том, что если ты не верующий, то вместо истории религии ты должен изучать философию. Вопросы морали туда тоже включены. А политику изучал весь класс независимо от вероисповедания. Вообще, предметы в немецкой гимназии не сказать, что очень сильно отличаются от наших. Математика не делится на геометрию и алгебру. А программы по истории, биологии, химии и физике отличаются от наших тем, что все знания в Германии ориентированы на практику. Дети постоянно отвечают себе на вопрос: как я могу использовать эти знания ежедневно в быту. Это нас, родителей, очень радует.

Ещё одно важное отличие немецкой школьной системы от российской -это постепенное отвыкание к выпускному классу получать и выполнять конкретные задания.

Последние три года гимназии ребята учатся почти как в институте, то есть получают задания на неделю или даже на месяц и потом отчитываются об их выполнении

В итоге у них намного меньше стресса. После написания итоговых экзаменов (абитур) они по конкурсу аттестатов просто выбирают себе подходящий институт и все оставшееся лето отмечают окончание школы.

Каникулы и адаптация к школе

Как известно, Германия делится на 16 федеральных земель. Летние каникулы во всех землях длятся шесть недель, но начинаются и заканчиваются в разное время. У нас занятия начинались в середине августа. И с весны до конца лета оставалось три месяца, чтобы подтянуть немецкий язык до базового разговорного уровня.

Этих трёх месяцев хватило, чтобы понимать уроки и общаться с одноклассниками. Надо отдать должное учителям: все пошли нам навстречу, объясняли сыну дополнительно то, что было непонятно, на английском.

Нам дали целых два года форы. Это значит, что в течение двух лет (7 и 8 классы) сына всё равно будут переводить в следующий класс, даже если он будет получать только плохие оценки — шестёрки или пятёрки

В Германии шестибалльная система оценок, обратная нашей.

Все два года у сына были дополнительные занятия по немецкому, на которых помимо него учились ещё пятеро ребят — двое из Хорватии, один грек и один македонец. Русских не было, и это стало дополнительной мотивацией побыстрее выучить язык и общаться с одноклассниками. И все же, несмотря на дружелюбное отношение ребят в классе, друзья у сына появились не сразу.

На первые осенние каникулы он отправился в Москву, вторые — рождественские — просидел дома, бесконечно перечитывая русские книжки. И только третьи, пасхальные, изменили ситуацию. Я, стиснув зубы, наложила запрет на книги на русском языке. Точнее, не совсем запрет. Скорее это был договор: полчаса мучений с немецкой книгой вознаграждался получасовым отдыхом с русской! В эти-то каникулы и появились друзья (как альтернатива книжкам).

Одноклассники и учителя

В немецкой гимназии некоторые задания ребята должны выполнять в мини-группах или в парах. Например, чтобы выполнить задание по географии (Erdkunde, дословно «науки о земле»), сыну пришлось все выходные клеить с одноклассницей у нас дома плакат о вулканах. С ней же сын бродил по осеннему парку, собирая листья для гербария. Это в 13,5 лет! Учителя заранее извинились, что ребятам будет, вероятно, не совсем интересно собирать листочки в 7 классе, и пообещали, что это в последний раз.

Вообще, учителя в немецкой школе очень отличаются от наших. Они честные, открытые и, как мне показалось, стараются избегать назиданий. Здесь учителя общаются с родителями на равных. Никто не заставляет маму оправдываться или защищаться. Основной посыл учителя: «Ваши дети — наша с вами общая ответственность, мы сможем дать им знания вместе с вами и вашей поддержкой».

Первое родительское собрание длилось полчаса. Нас познакомили с двумя классными руководителями и кратко представили предметникам. Рассказали о предстоящей поездке на пасху в Лондон и выбрали совет класса. Эти двое родителей и общались дальше с остальными по электронной почте. При этом мы частенько получали письма и от классного руководителя, если ему надо было предупредить нас о чём-то или поругать.

Например, однажды мы получили отчёт об учинённой на школьной парковке «облаве». Начиная с семи утра полицейские проверяли велосипеды ребят на исправность тормозов и фонарей, а их головы на наличие шлемов. Проверка затянулась на весь первый урок. И учитель прислал нам отчёт в процентах. «Ничего личного, но у 15% детей не было фонарей на велосипедах.» И сразу стало спокойно, потому что ты знаешь, что у твоего сына всё в порядке.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

7 интересных отличий школ разных стран мира от российской

Главные отличия французской школы от нашей

10 фраз, которые делают из детей закомплексованных взрослых

mel.fm

Школа в Германии

Какие бывают немецкие школы, почему дети в Германии обязаны их посещать, что изучают в школах, когда каникулы и другая информация.

Классы и типы немецких школ

В Германии существуют как общественные школы, так и частные. Частных существенно меньше. Обычно они платные. Общественные школы всегда бесплатные для учеников. За обучение платит государство и земля, в которой школа находится.

Обучение в школе для немцев начинается с шести лет. До этого они обычно ходят в детский сад. Первый этап обучения, что-то вроде нашей начальной школы, называется Grundschule. В большинстве случаев этот этап длится четыре года, но порой может достигать и шести лет.

После окончания начальной школы родители детей должны принять решение, куда ребёнок пойдёт дальше. Чаще всего решение принимается на основании оценок. Оценки в Германии ставят по шестибальной системе, от 1 до 6. Единица – это лучшая оценка, но ставят её крайне редко. Это вроде российской 5+. В первых двух классах оценки детям обычно вообще не ставят, потому что немцы считают, что это может помешать ребёнку развиваться. Лишь с третьего класса начинаются первые контрольные работы.

После четвёртого класса немецкие дети могут пойти в главную школу (Hauptschule). Проучившись там до девятого класса школу можно закончить, получив самое низшее образование. Обычно тот, кто идёт в главную школу, после её окончания учится дальше на рабочие специальности, такие как маляр, слесарь и тому подобное. Поэтому в главной школе детей не нагружают лишними знаниями и преподают лишь то, что может пригодиться в обычной жизни.

Конечно, такой школой довольствуются не все. Как альтернатива ей существуют Realschule – если переводить буквально, настоящие школы. В них начинают учиться с шестого класса. То есть те, кто почувствовал, что учёба в главной школе идёт очень легко, может перейти в школу настоящую. Здесь уже детей учат более сложным, но в то же время, практичным навыкам. Например, наряду с обычными предметами, как математика или иностранный язык, могут учить печати на компьютере десятипальцевым методом. Настоящая школа даёт среднее образование и заканчивается в 10 классе.

Если же в четвёртом классе у ребёнка только “двойки” и “единицы” по всем предметам (то есть, он очень хорошо успевает), то он имеет право учиться в гимназии. Здесь уже нагрузка примерно сопоставима с той, которую привыкли получать российские школьники. Тут детей учат физике, химии, нескольким иностранным языкам и тому подобное. Этот этап длится до 12 или 13 класса.

Последние два класса гимназии называются колледжем. Школьники могут специализировать себя по интересам. Кому нравится физика, может уделять больше внимания ей в ущерб какому-нибудь другому предмету. В каждой школе разные правила, но обычно от самого нелюбимого предмета можно совсем отказаться. Конечно, от самых важных предметов отказаться нельзя.

В колледже ученик должен написать курсовую работу по заданной теме, листов на 30. Это называется подготовкой к студенчеству. Тот, кто заканчивает гимназию, получает так называемый абитур, с которым он может поступать в университет. Абитур обычно получают в 18-19 лет, но в принципе случается, что и 55-ти летние бюргеры вдруг решают продолжить обучение и отправляются в гимназии, правда, в вечернее время.

В принципе, абитур можно получить и после окончания других видов школ, но сделать это сложнее, потому что требуемых для поступления в немецкий ВУЗ знаний ученикам обычных школ просто не преподают.

Абитур, пожалуй, самая общепринятая цель обучения. Получение абитура в Германии приравнивается к получению аттестата зрелости. Немцы бурно празднуют окончание школы, порой отправляясь всем классом на какой-нибудь европейский курорт. Также принято к окончанию гимназии покупать первый автомобиль, на котором обычно пишут дату окончания школы.

Особенности обучения в школах в Германии

В Германии действует закон, по которому все дети обязаны учиться в школах. В большинстве земель маленькие бюргеры обязаны окончить минимум 9 классов. Лишь достигнув совершеннолетия, немцы получают возможность самостоятельно решать, учиться им дальше или нет. А до этого возраста избежать школы никак нельзя. Если ребёнок не появился на занятиях без объявления причины, то разбирки будут суровыми.

Иностранцам часто эта деталь немецкой системы образования неизвестна. По старинке, родители могут оставить ребёнка дома, если тот приболел, не сходив к врачу и не получив справку. А потом сильно удивляются, когда у двери появляется полицейский и просит немедленно собрать ребёнка в школу. Хорошо, если ещё и не оштрафуют. Читайте подробнее о законе обязывающем посещать школу в Германии.

Большинство немецких детей ходит в школу в дообеденное время. Занятия начинаются в восемь утра и заканчиваются в час дня. Лишь в старших классах есть ещё и дневные занятия. На случай, если оба родителя работают, существуют “продлёнки”. Там детей кормят обедом и помогают делать домашние задания.

Система школьных каникул построена на принципе “лучше чаще, но короче”. Перерывы между каникулами обычно три-пять недель. Каникулы длятся от недели до двух месяцев летом. Учитывая, что в Германии закон запрещает оставлять ребёнка дома одного, пока ему не исполнится девять лет, кому-то из родителей приходится либо домохозяйничать, либо работать на половину ставки.

День начала занятий каждая земля определяет самостоятельно, но обычно учёба начинается во второй неделе сентября. График каникул также составляется на уровне федеральных субъектов. Во время каникул цены на европейских курортах подскакивают чуть ли не в два раза. Туристические компании пользуются тем, что пропускать школу нельзя, для получения выгоды.

Общее образование также подразумевает присутствие в школах детей-инвалидов. Обычно те дети, которые больны лишь физически, учатся вместе со здоровыми детьми. Для тех, кто отстаёт в умственном развитии, обычно предлагаются отдельные школы, где за места платят социальные службы.

О немецкой системе школьного образования идут постоянные дискуссии. Самая критикуемая проблема заключается в том, что уже в десятилетнем возрасте ребёнок и его родители должны выбирать между главной школой, настоящей школой или гимназией. И от этого выбора зависит очень многое, потому что сменить вид школы в сторону повышения уровня довольно проблематично. Не слишком ли рано приходится определяться со своим будущим?

Также часто критикуют то, что гимназия позволяет учиться до 13 класса. По европейским меркам – это уж слишком много. Поэтому в некоторых гимназиях и сократили обучение до 12 классов.

Поделитесь статьёй:

www.tupa-germania.ru

Как учатся в школах Германии



Во всем мире широко известно, насколько высокий уровень среднего образования предлагается в этой стране. Существующие сегодня академические программы берут свое начало из многолетних традиций преподавания и отточенной временем системы обучения. Многие родители стремятся отдать своих детей именно в школу Германии, поскольку она открывает своим воспитанникам дорогу в лучшие европейские вузы.

Как учатся в немецких школах

Обучение детей в Германии начинается с 6-летнего возраста. Программа делится на две ступени. Сначала начальное образование (Grundschule), которое продолжается 4 года: здесь детей учат чтению, письму и счёту, они изучают природоведение, а также дисциплину, очень похожую на российское религиоведение (теологию). Затем ученики переходят на ступень среднего образования, которое также подразделяется на несколько типов: Hauptschule (основная школа), Realschule (реальная школа), Gimnasium (гимназия, считается уже профильной школой) или Gesamtschule (общая школа, представляющая смесь первых трех типов).

Также если по каким-то причинам родители еще не выбрали, в какую же школу дальше отдавать ребенка, есть переходная ступень (Orientirungsstufe), которая позволит отсрочить это решение еще на 2 года. Однако не стоит забывать, что получение аттестата о полном среднем образовании (Abitur) для иностранных студентов возможно, только если обучаются они в частных школах или гимназиях.

Еще одним важным нюансом является особенность оценочной системы в Германии – здесь оценки выставляются как бы «наоборот»: то есть «отлично» обозначается единицей, а «неудовлетворительно» – пятеркой. Остальные оценки соответственно. Учебный день начинается в 8 утра и заканчивается в 13-14 часов.

Чему учат в немецких школах

Так же как и во всех европейских странах, в Германии есть и частные школы-пансионы, где довольно высокие требования для поступающих (знание английского и немецкого языков и т.д.). При этом образовательная программа в частной школе находится на соответствующем уровне и предоставляет самые разнообразные концепции обучения, от Вальдорфской школы до Монтессори и прославленной во всем мире школы Salem. Именно частная школа формирует у своих воспитанников такие качества и навыки, как:

  • Дисциплина и ответственность. Для этого в программе предусмотрено большое количество индивидуальных заданий, что становится обязательством для каждого ученика. Иногда задания выполняются коллективно, в небольших группах, но чаще самостоятельно, чтобы развивать указанные качества.
  • Целеустремленность. Благодаря такой системе школьники в Германии с малых лет привыкают ставить перед собой цели, планировать, рассчитывая свои силы, и, конечно, принимать самостоятельные решения. Поддерживает мотивацию учеников и рейтинговая система оценки их знаний, довольно распространенная среди немецких школ.
  • Собственная точка зрения. Как уже говорилось, в основе образовательной программы немецких школ лежат концепции, пропагандирующие свободу выбора и направленные на развитие оригинального мышления, что позволяет формировать у воспитанников собственные взгляды.
  • Развитие индивидуальных способностей. В Германии педагоги и родители стараются уже на стадии начальной школы выявить предпочтения и сильные стороны детей: понять, кому из класса будет интересно в дальнейшем открыть свой бизнес, а кто в будущем отдаст предпочтение спорту или искусству и творчеству и так далее.
  • Физическая подготовка. Спортивной части учебной программы также уделяется должное внимание: немецкие школы предоставляют большую свободу выбора для занятий спортом в послеучебное время – это факультативы с самыми разными видами физической активности на любой вкус.

Сколько лет проходит обучение в Германии

Учеба в немецкой школе – самая продолжительная среди других европейских учреждений. Здесь получение среднего образование занимает 13 лет. Таким образом, российский аттестат в Германии соответствует уровню знаний 10-классника, поэтому для получения документа о среднем образовании немецкого образца, школьнику необходимо отучиться в 11, 12 и 13 классах.

Стоимость обучения

Дневная учеба ребенка в немецкой частной школе обойдется родителям в 10-16 тысяч евро за один учебный семестр, с пансионом – от 10 до 35 тысяч за семестр. Также стоит отметить, что есть вариант бесплатного обучения как для граждан страны, так и для иностранных учеников – государственная школа.

Читайте также…

smapse.ru

5 вещей, которые бесят русских родителей в немецких школах

Немецкие учителя не собирают тетради, не проверяют домашние задания (вообще) и не делают записи в дневник. Ходят с пирсингом и рассказывают детям в 4 классе о беременности и предохранении. О том, какие вещи не могут принять родители из России в школах Германии, — рассказывает Елена Сай, мама двоих детей из Берлина.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Плюсы немецкого школьного образования сразу бросаются в глаза: праздники и экскурсии, джинсы и футболки вместо школьной формы, детские площадки и велосипеды во дворе, такая своеобразная экосреда.

Но в принципах и правилах немецких школ есть и много минусов, которые часто бывает очень сложно принять и привыкнуть к ним.

1. Домашнее обучение под запретом

В Германии есть закон об обязательном школьном образовании, который действует для всех детей, с любым состоянием здоровья. Я никогда не думала о том, чтобы учить детей дома, но сам факт того, что меня лишили выбора, — смущает. Пусть даже этот выбор нужен только в теории. Что говорить о тех родителях, кому это на самом деле нужно на практике.

Я знаю семью, в которой растёт очень чувствительный мальчик. Он не может находиться на детских площадках и в других людных местах. Попытка отдать его в детский сад закончилась проблемами со здоровьем. В школу его родители тоже отдавать не хотят. Самое главное, что для родителей это не проблема. Но это проблема для немецкой системы образования. Поэтому чем ближе к 6-летию ребёнка, тем чаще родители думают о переезде в другую страну, которая разрешит им обучать ребёнка дома.


2. В 10 лет решить, нужно ли ребёнку высшее образование

Детям уже в 10 лет нужно сделать выбор, к которому они зачастую ещё не готовы. Немецкое школьное образование более вариативно, чем русское. После начальной школы, в которой дети учатся с 1 по 4-й или с 1 по 6-й классы, можно продолжить учиться в Hauptschule, в Realschule или в гимназии.

В Hauptschule самая слабая программа. В Realschule программа сильнее, в этих школах детей готовят к какой-то профессии. Гимназия — учебное заведение с самой серьёзной и интенсивной программой, где раньше для поступления нужно было даже набрать строгий проходной балл. Теоретически пойти в гимназию после начальной школы может каждый ребёнок. Но абитур (аттестат зрелости — Прим.ред.), который нужен для поступления в университет, можно получить только в гимназии.

С одной стороны, это здорово. Каждый школьник может продолжить обучение в том направлении, которое ему интересно и по силам. С другой стороны, уже в 10-12 лет ребёнок должен сделать выбор, который отчасти предопределяет дальнейшую судьбу. Если в средней школе ребёнок учится ни шатко ни валко, а после начальной школы идёт, например, в Realschule, то оттуда ему будет очень сложно попасть в гимназию. Разница в программах — колоссальная. Получается, что уже в 10 лет ребёнок и его родители должны спланировать жизнь и решить, нужно ему высшее образование или нет.


3. Слишком расслабленная началка без оценок и домашних работ

Поездки, конкурсы, праздники, перемены на свежем воздухе, поделки на уроках, почти полное отсутствие домашних заданий. Всё это расслабляет детей в начальной школе настолько, что потом им приходится тяжело.

За первые годы в школе многие дети так и не умеют концентрироваться на задании и самостоятельно делать домашнюю работу. Им совсем не ставят оценки. В гимназии резко начинается латынь пять раз в неделю, английский четыре раза и математика с немецким каждый день, а на выполнение домашки уходит минимум два часа. Дети плачут и страдают, потому что их не готовили к серьёзной учёбе.


4. Платная продлёнка, на которую сложно записаться

Стоимость зависит от дохода семьи. Мы платили 100 евро в месяц за два часа продлёнки в день с горячим обедом. Ладно, даже если оставить в стороне вопрос оплаты, надо ещё это место получить! В департамент образования нужно предоставить доказательство (справка с места работы или учёбы), почему вам необходим дополнительный присмотр за ребёнком после школы.

Если мама — домохозяйка, шансы получить место стремятся к нулю. Сейчас я в настоящей бюрократической ловушке: 20 августа я иду учиться (буду получать немецкое среднее профессиональное образование), а 28 августа моя младшая дочь пойдёт в 1-й класс. Из сада её выпустят уже в конце июня. Документы на продлёнку, которая мне просто необходима, чтобы выйти на учёбу, я не могу получить без справки школы. А эту справку я смогу получить не раньше, чем за два месяца до начала учёбы. Последний день подачи документов на продлёнку, конечно же, тоже давно прошёл.


5. Половое воспитание с 4 класса

Здесь можно спорить. В некоторых землях Германии уже в 4 классе преподают предмет «Мальчики и девочки» (в школах других регионов он начинается с 6 класса, а кое-где и вовсе входит в курс биологии).

На уроках рассказывают о половых отличиях, какие изменения происходят с организмом, откуда берутся дети и вроде бы даже о предохранении. Предмет, безусловно, нужный и полезный. Если моим детям корректно растолкуют все эти важные вещи, я буду только рада. Многие российские родители переживают, что в этом вопросе перегибают с толерантностью. Тут у меня пока нет собственного опыта, но, например, одну мою знакомую, маму троих детей, смущает подача курса. По её мнению, в школе делают сильный акцент на вариативность состава семей, однополые и неполные семьи.


Когда мои друзья узнали, что я делаю материал о минусах немецкого школьного образования, высказаться захотели почти все. Если суммировать, больше всего претензий к тому, что учителя не собирают тетради и не проверяют домашние задания. Ребёнок просто не знает, правильно он сделал его или нет. Не проверяют и дневники. Родители жалуются, что не получается построить диалог с учителями и что вообще со школой нет никакой обратной связи. Кстати, внешний вид учителей родителей из России тоже смущает: пирсинг, садовые тапочки и цветные волосы.

Фото: Shutterstock (Irina Klyuchnikova). Иллюстрации: Shutterstock (EloPaint, Maltiase, Julia August, VerisStudio, MasAnyanka, ruskpp)

mel.fm

Школа в Германии: какая она?

Школьные годы чудесные… Приезжающим в Германию приходится сталкиваться со многими трудностями в освоении новой жизни. Знакомство с общеобразовательной школой также не проходит без сюрпризов: как приятных, так и не очень.

 

 

Мы попытались обобщить некоторые особенности немецкой школы, чтобы помочь новоприбывшим быстрее сориентироваться в ней, а жителям России и других стран составить свое представление о специфических чертах немецкого среднего образования.

 

От звонка до звонка

 

В Германии нет 1 сентября. То есть календарное 1 сентября, конечно же, существует, но нет всегерманского Дня знаний, с которого начинается учебный год, так же, как и нет общего «Последнего звонка». Учебный год в разных федеральных землях начинается и заканчивается в разное время, с отставанием в 1-3 недели друг от друга.

 

Такое устройство позволяет удлинить сезон отпусков, избежать пробок на автострадах, предотвратить перегруженность аэропортов. Сами же каникулы в немецких школах случаются несколько чаще, чем в российских, но они менее продолжительны. Это касается прежде всего летних каникул, они длятся не три месяца, а шесть недель.

 

Кстати, забрать ребенка из школы на день-два раньше до начала каникул только потому, что вы смогли дешевле купить билеты на самолет, чтобы лететь в отпуск, будет не просто. Закон о всеобщей школьной обязанности позволяет отпускать ребенка с занятий только в исключительных случаях.

 

Если вы все же хотите улететь с ребенком в отпуск раньше, вам придется писать заявление, и заручиться согласием учителя и директора школы. Подписанное ими заявление необходимо взять с собой в аэропорт, так как сотрудники могут потребовать предъявить его при посадке, а при его отсутствии они имеют право даже не разрешить семье вылет.

 

Устной отговорки ребенка “я болел” тоже недостаточно, чтобы оправдать его отсутствие на уроках. На срок до трех дней пропуска занятий нужно принести письменное подтверждение от родителей, а пропустив три школьных дня и больше, ученик должен показать справку от врача.

 

Но зато вы смело можете подать заявление на дополнительный выходной для вашего ребенка в день религиозного праздника, не являющегося в Германии “красным” днем календаря, если ваша семья исповедует другую религию (например, православную или иудаистскую). Право на освобождение от школьных занятий в такой день дает закон о свободе вероисповедания.

 

Я бы в летчики пошел, пусть меня научат!

 

Начальная школа в Германии отделена от средней школы. Это разные учебные заведения, с отдельными правилами, организацией, зданиями. Проучиться в одной и той же школе с первого по последний класс удастся только в Gesamtschule (Единой школе), а это – редкий тип школ.

 

Обучение в начальной школе (Grundschule) в большинстве земель Германии длится 4 года, а в Берлине и Бранденбурге – 6 лет. Подготовительных групп в детских садах нет, буквам и цифрам детей начинают учить в 1 классе. А о вступительных экзаменах в первый класс (явлении, ставшем распространенным в российских школах) в Германии и речи быть не может.

 

После окончания начальной школы ученики, получившие рекомендацию для поступления в гимназию (Gymnasium), отправляются учиться туда, а остальные выбирают между Realschule, Hauptschule и Oberschule.

 

Их главное отличие от гимназий состоит в том, что программа в них полегче, а результат обучения – не аттестат зрелости (Abitur), как в гимназии, а справка о посещении школы, которая не дает права на поступление в вуз. Иногда есть и другие возможности получить Abitur, но самый прямой и надежный – учеба в гимназии.

 

Высшее образование в Германии не так популярно и притягательно, как в России. Начать работать, стать предпринимателем и сделать карьеру можно и не окончив вуза. Поэтому и школьная программа сориентирована на подготовку к предстоящей практической жизни.

 

Вне зависимости от вида школы школьной формы, как правило, нет. Не существует даже и самой традиции одеваться в школу более «серьезно», носить какую-то особую «одежду для школы». В Германии считается, что дети должны чувствовать себя в школе расковано, свободно, «как дома».

 

 

В школу, как на праздник

 

Не напугать детей школой, не закомплексовать их – одна из первоочередных задач, ставящаяся перед немецкими педагогами, особенно в начальной школе. Задача учителя начальной школы – заботиться о здоровье и безопасности ребенка, привить любовь к школе и к учебе и научить детей учиться.

 

Детей не стремятся с раннего детства напичкать знаниями, а пытаются научить их ставить вопросы, видеть проблемы и отыскивать решения самим. Еще делая кучу ошибок в правописании, ученики начальных школ пишут рефераты.

 

Темы рефератов они выбирают самостоятельно, учителя же обучают их алгоритму поиска информации, формируют умение структурировать текст. Они не предъявляют строгих требований к тематике докладов и «деталям» оформления (таким, например, как орфография или почерк).

 

Переход от начальной школы к гимназии зачастую оказывается тяжел для многих детей. Из обучения в свое удовольствие они попадают в более жесткие рамки работы и требований, в больший объем учебного материала. Чтобы смягчить этот переход, необходимы совместные хорошо организованные усилия учителей и родителей.

 

Контакт между учителями и родителями происходит также несколько по-иному, чем в России. Как в любой другой профессии в Германии, рабочий день учителя нормирован, и никто не имеет право задерживать его на работе дольше положенного. Поэтому для разговоров с родителями и разбора штатных ситуаций существуют родительские собрания (4-5 в год), индивидуальные встречи (1 раз в год), и лично учителем назначенное время примерно раз в неделю, как правило, до начала занятий, когда можно подойти и переброситься с учителем парой слов.

 

Последнее время школы Германии столкнулись с дефицитом учителей (особенно в начальном образовании), поэтому и график работы преподавателей, и возможность спонтанного с ними общения стали еще более регламентированными.

 

Садись, пять!

 

В начальной школе отсутствует строгое предметное разделение, многие предметы преподают комплексно. Урок NaWi (сокращение от «естественные науки») включает в себя, например, основы природоведения, географии, физики, химии, биологии.

 

Программы школ Германии не синхронизированы, единых учебников и стандартов по предметам нет. Обучение и программа может отличаться не только по федеральным землям, но и по отдельным школам, и даже от класса к классу и от учителя к учителю. Что составляет некоторую трудность в случае, если ребенку необходимо сменить школу.

 

Учеба в 11-12 классе организована по университетскому образцу. Ученики расходятся из общих классов в группы в зависимости от того, какие дисциплины они посещают. В старших классах можно повторить целый курс по предмету, если считаешь свои успехи в нем недостаточными и хочешь улучшить свои результаты. Если же твои результаты “слишком” хороши, то тебя могут перевести и на класс выше. Последнее правило действует на всем протяжении учебы в школе, с первого класса.

 

Оценки начинают ставить только в третьем классе (если родители согласны). С четвертого класса оценки обязательны. Текущих оценок ставится меньше, чем в российских школах. Табели с оценками ученики получают два раза в год, а не четыре.

 

Выпускных экзаменов – четыре. По каким предметам ученик сдает экзамены, он может выбрать сам в рамках определенной системы, причем среди выбранных могут оказаться такие «несерьезные» предметы, как театр или музыка. Четыре аттестационных предмета каждый ученик выбирает в 11 классе и последние два года в школе занимается ими по углубленной программе.

 

Все в сад!

 

Все перемены между уроками в немецких школах имеют различную длину. Между первым и вторым уроком, как правило, перемены нет. На большой перемене ученики обязаны выходить из здания школы на улицу.

 

Причины такой обязательности, во-первых, в том, что детям полезно делать перерыв в учебе на свежем воздухе, а, во-вторых, учителя обязаны следить за детьми, они выходят на школьный двор вместе с учениками. За оставшимися внутри здания школы некому приглядывать.

 

Приезжающих из России зачастую удивляет и возмущает тот факт, что во многих немецких школах нет обязательного обеда.

 

 

В Германии считается, что ученики могут завтракать дома, а с собой в школу брать ланч. В младших классах обедают в столовых после 12 часов, а для старших классов работает кафетерий, где ученики сами могут по желанию и возможностям приобрести себе пропитание.

 

Итог: отличия существенные

 

Главное основополагающее отличие образовательной системы в Германии – это ее изначальная направленность на индивидуализм, самостоятельность и дисциплинированность. Этим обусловлены многие школьные традиции и правила.

 

Никто с первого класса до последнего не будет давить на вашего ребенка и не будет никуда его тащить, не будет ему ничего разжевывать и за него «переживать». Предлагать и уговаривать будут, принуждать – нет. Но по окончании школы спросят со всех.

 

 

В России, если уж ты “выжил” 10-12 лет в школе, то получишь аттестат, если отучился все семестры в университете, то какой-никакой, а диплом ты тоже получишь.

 

В Германии все наоборот. К медленным и ленивым относятся с терпением и пониманием, идут навстречу, ждут, предупреждают об ответственности, никого не отчисляют, но на финишной прямой спрашивают по всей строгости и нерадивым аттестат/диплом не дают.

 

Пришедшего из российской школы ученика следует готовить к более свободным и расслабленным рамкам обучения и поведения, но и объяснить ему, что свобода означает не только возможность выбора между “делать” и “не делать”, но и неотвратимость своей ответственности за сделанный выбор.

 

Евгения Кирш

 

По теме: Приключения Буратино в немецкой школе

 

“Русское поле”

 

Затраты на реализацию проекта “Русское поле” частично покрываются за счет денежных средств, предоставленных фондом “Русский мир”

 

russkoepole.de

Школа в Германии: какая она?

Школьные годы чудесные… Приезжающим в Германию приходится сталкиваться со многими трудностями в освоении новой жизни. Знакомство с общеобразовательной школой также не проходит без сюрпризов: как приятных, так и не очень.

 

 

Мы попытались обобщить некоторые особенности немецкой школы, чтобы помочь новоприбывшим быстрее сориентироваться в ней, а жителям России и других стран составить свое представление о специфических чертах немецкого среднего образования.

 

От звонка до звонка

 

В Германии нет 1 сентября. То есть календарное 1 сентября, конечно же, существует, но нет всегерманского Дня знаний, с которого начинается учебный год, так же, как и нет общего «Последнего звонка». Учебный год в разных федеральных землях начинается и заканчивается в разное время, с отставанием в 1-3 недели друг от друга.

 

Такое устройство позволяет удлинить сезон отпусков, избежать пробок на автострадах, предотвратить перегруженность аэропортов. Сами же каникулы в немецких школах случаются несколько чаще, чем в российских, но они менее продолжительны. Это касается прежде всего летних каникул, они длятся не три месяца, а шесть недель.

 

Кстати, забрать ребенка из школы на день-два раньше до начала каникул только потому, что вы смогли дешевле купить билеты на самолет, чтобы лететь в отпуск, будет не просто. Закон о всеобщей школьной обязанности позволяет отпускать ребенка с занятий только в исключительных случаях.

 

Если вы все же хотите улететь с ребенком в отпуск раньше, вам придется писать заявление, и заручиться согласием учителя и директора школы. Подписанное ими заявление необходимо взять с собой в аэропорт, так как сотрудники могут потребовать предъявить его при посадке, а при его отсутствии они имеют право даже не разрешить семье вылет.

 

Устной отговорки ребенка “я болел” тоже недостаточно, чтобы оправдать его отсутствие на уроках. На срок до трех дней пропуска занятий нужно принести письменное подтверждение от родителей, а пропустив три школьных дня и больше, ученик должен показать справку от врача.

 

Но зато вы смело можете подать заявление на дополнительный выходной для вашего ребенка в день религиозного праздника, не являющегося в Германии “красным” днем календаря, если ваша семья исповедует другую религию (например, православную или иудаистскую). Право на освобождение от школьных занятий в такой день дает закон о свободе вероисповедания.

 

Я бы в летчики пошел, пусть меня научат!

 

Начальная школа в Германии отделена от средней школы. Это разные учебные заведения, с отдельными правилами, организацией, зданиями. Проучиться в одной и той же школе с первого по последний класс удастся только в Gesamtschule (Единой школе), а это – редкий тип школ.

 

Обучение в начальной школе (Grundschule) в большинстве земель Германии длится 4 года, а в Берлине и Бранденбурге – 6 лет. Подготовительных групп в детских садах нет, буквам и цифрам детей начинают учить в 1 классе. А о вступительных экзаменах в первый класс (явлении, ставшем распространенным в российских школах) в Германии и речи быть не может.

 

После окончания начальной школы ученики, получившие рекомендацию для поступления в гимназию (Gymnasium), отправляются учиться туда, а остальные выбирают между Realschule, Hauptschule и Oberschule.

 

Их главное отличие от гимназий состоит в том, что программа в них полегче, а результат обучения – не аттестат зрелости (Abitur), как в гимназии, а справка о посещении школы, которая не дает права на поступление в вуз. Иногда есть и другие возможности получить Abitur, но самый прямой и надежный – учеба в гимназии.

 

Высшее образование в Германии не так популярно и притягательно, как в России. Начать работать, стать предпринимателем и сделать карьеру можно и не окончив вуза. Поэтому и школьная программа сориентирована на подготовку к предстоящей практической жизни.

 

Вне зависимости от вида школы школьной формы, как правило, нет. Не существует даже и самой традиции одеваться в школу более «серьезно», носить какую-то особую «одежду для школы». В Германии считается, что дети должны чувствовать себя в школе расковано, свободно, «как дома».

 

 

В школу, как на праздник

 

Не напугать детей школой, не закомплексовать их – одна из первоочередных задач, ставящаяся перед немецкими педагогами, особенно в начальной школе. Задача учителя начальной школы – заботиться о здоровье и безопасности ребенка, привить любовь к школе и к учебе и научить детей учиться.

 

Детей не стремятся с раннего детства напичкать знаниями, а пытаются научить их ставить вопросы, видеть проблемы и отыскивать решения самим. Еще делая кучу ошибок в правописании, ученики начальных школ пишут рефераты.

 

Темы рефератов они выбирают самостоятельно, учителя же обучают их алгоритму поиска информации, формируют умение структурировать текст. Они не предъявляют строгих требований к тематике докладов и «деталям» оформления (таким, например, как орфография или почерк).

 

Переход от начальной школы к гимназии зачастую оказывается тяжел для многих детей. Из обучения в свое удовольствие они попадают в более жесткие рамки работы и требований, в больший объем учебного материала. Чтобы смягчить этот переход, необходимы совместные хорошо организованные усилия учителей и родителей.

 

Контакт между учителями и родителями происходит также несколько по-иному, чем в России. Как в любой другой профессии в Германии, рабочий день учителя нормирован, и никто не имеет право задерживать его на работе дольше положенного. Поэтому для разговоров с родителями и разбора штатных ситуаций существуют родительские собрания (4-5 в год), индивидуальные встречи (1 раз в год), и лично учителем назначенное время примерно раз в неделю, как правило, до начала занятий, когда можно подойти и переброситься с учителем парой слов.

 

Последнее время школы Германии столкнулись с дефицитом учителей (особенно в начальном образовании), поэтому и график работы преподавателей, и возможность спонтанного с ними общения стали еще более регламентированными.

 

Садись, пять!

 

В начальной школе отсутствует строгое предметное разделение, многие предметы преподают комплексно. Урок NaWi (сокращение от «естественные науки») включает в себя, например, основы природоведения, географии, физики, химии, биологии.

 

Программы школ Германии не синхронизированы, единых учебников и стандартов по предметам нет. Обучение и программа может отличаться не только по федеральным землям, но и по отдельным школам, и даже от класса к классу и от учителя к учителю. Что составляет некоторую трудность в случае, если ребенку необходимо сменить школу.

 

Учеба в 11-12 классе организована по университетскому образцу. Ученики расходятся из общих классов в группы в зависимости от того, какие дисциплины они посещают. В старших классах можно повторить целый курс по предмету, если считаешь свои успехи в нем недостаточными и хочешь улучшить свои результаты. Если же твои результаты “слишком” хороши, то тебя могут перевести и на класс выше. Последнее правило действует на всем протяжении учебы в школе, с первого класса.

 

Оценки начинают ставить только в третьем классе (если родители согласны). С четвертого класса оценки обязательны. Текущих оценок ставится меньше, чем в российских школах. Табели с оценками ученики получают два раза в год, а не четыре.

 

Выпускных экзаменов – четыре. По каким предметам ученик сдает экзамены, он может выбрать сам в рамках определенной системы, причем среди выбранных могут оказаться такие «несерьезные» предметы, как театр или музыка. Четыре аттестационных предмета каждый ученик выбирает в 11 классе и последние два года в школе занимается ими по углубленной программе.

 

Все в сад!

 

Все перемены между уроками в немецких школах имеют различную длину. Между первым и вторым уроком, как правило, перемены нет. На большой перемене ученики обязаны выходить из здания школы на улицу.

 

Причины такой обязательности, во-первых, в том, что детям полезно делать перерыв в учебе на свежем воздухе, а, во-вторых, учителя обязаны следить за детьми, они выходят на школьный двор вместе с учениками. За оставшимися внутри здания школы некому приглядывать.

 

Приезжающих из России зачастую удивляет и возмущает тот факт, что во многих немецких школах нет обязательного обеда.

 

 

В Германии считается, что ученики могут завтракать дома, а с собой в школу брать ланч. В младших классах обедают в столовых после 12 часов, а для старших классов работает кафетерий, где ученики сами могут по желанию и возможностям приобрести себе пропитание.

 

Итог: отличия существенные

 

Главное основополагающее отличие образовательной системы в Германии – это ее изначальная направленность на индивидуализм, самостоятельность и дисциплинированность. Этим обусловлены многие школьные традиции и правила.

 

Никто с первого класса до последнего не будет давить на вашего ребенка и не будет никуда его тащить, не будет ему ничего разжевывать и за него «переживать». Предлагать и уговаривать будут, принуждать – нет. Но по окончании школы спросят со всех.

 

 

В России, если уж ты “выжил” 10-12 лет в школе, то получишь аттестат, если отучился все семестры в университете, то какой-никакой, а диплом ты тоже получишь.

 

В Германии все наоборот. К медленным и ленивым относятся с терпением и пониманием, идут навстречу, ждут, предупреждают об ответственности, никого не отчисляют, но на финишной прямой спрашивают по всей строгости и нерадивым аттестат/диплом не дают.

 

Пришедшего из российской школы ученика следует готовить к более свободным и расслабленным рамкам обучения и поведения, но и объяснить ему, что свобода означает не только возможность выбора между “делать” и “не делать”, но и неотвратимость своей ответственности за сделанный выбор.

 

Евгения Кирш

 

По теме: Приключения Буратино в немецкой школе

 

“Русское поле”

 

Затраты на реализацию проекта “Русское поле” частично покрываются за счет денежных средств, предоставленных фондом “Русский мир”

 

russkoepole.de

Немецкая школа глазами родителей из России — Учёба.ру

Ирина Шелленберг,

предприниматель, владелец интернет-магазина

Как устроена немецкая школа, в каком возрасте дети начинают учиться и как переходят на другие уровни?

В школу немецкие дети идут в 6 лет, после детского сада или подготовительного класса — это сами родители решают. И учатся в начальной школе четыре года. В начальной немецкой школе все очень свободно, на детей не давят, позволяют им быть креативными, не заставляют учиться. В результате справиться с ними никто не может, в классе стоит жуткий шум, гам, суета, от этого многие дети не могут концентрироваться, утомляются, и у них начинаются головные боли.

Очень быстро выясняется, что у ребят много провалов: одни умеют хорошо рисовать, другие — писать, третьи — считать, но все вместе сложить не удается, и потом оказывается очень трудно догнать программу по всем предметам. В конечном итоге все ложится на плечи родителей, но кто-то может позволить себе целыми днями заниматься с детьми, а кто-то — нет. Особенно трудно мальчикам. Девочки как-то лучше умеют себя организовать: понимают, когда надо выучить, раскрасить, подготовиться к контрольной, умеют сидеть и слушать. А вот мальчики в такой системе теряются.

После 4 класса все покидают начальную школу и расходятся по двум направлениям. Те, кто учился без проблем, по рекомендации учителя идут в гимназию, так называемый абитур. Там дети учатся до 12 класса, сдают экзамены и идут в университет, который готов их принять с полученными баллами. А все остальные идут в обычную школу и учатся там до 10 класса, затем идут, если по-нашему, в техникум или ПТУ и начинают работать.

Если выпускные экзамены сданы успешно, есть возможность и после средней школы поступить в абитур — только учиться там придется еще три года — то есть всего 13 лет. Попасть в гимназию достаточно сложно, мне кажется, что это определенная политика — учителя специально ставят низкие баллы, чтобы больше детей быстрее заканчивали учиться, получали профессию, шли работать и платить налоги.

для того чтобы попасть в хорошую школу, люди идут даже на формальный развод

Платят ли в Германии за образование, как выбирают школы и что происходит, когда сданы экзамены?

Образование в Германии бесплатное. Есть частные школы, но их очень мало (например, на весь Гамбург не больше пяти) и стоят они совсем недорого — около 200-300 евро в месяц, хотя за эти деньги есть возможность выбрать что-то особенное. В государственные школы попадают строго по прописке. Для того чтобы попасть в хорошую школу, люди идут даже на формальный развод, — чтобы мама с ребенком могли прописаться у знакомых или родственников в нужном месте.

Репутация школы складывается из разных вещей — бывают исторически сложившиеся районы, где много иностранцев, и понятно, что в школы, где в классе трое немцев на 27 иностранцев, коренные жители не очень хотят идти, так как первые четыре года дети, в основном, учат немецкий язык. А иногда бывает, что школы расположены в одном и том же районе, буквально на соседних улицах, но одна считается хорошей, а другая — нет.

Дети, которые закончили среднюю школу, начинают думать о профессии. Чаще всего в 17-18 лет они понятия не имеют, кем они хотят быть, поэтому им дается «социальный год»: они идут работать в больницу, детский сад или школу. Это настоящий восьмичасовой рабочий день за какие-то очень условные деньги, но он дает возможность попробовать себя в чем-то, не валяя дурака, и считается, что это очень хорошо для резюме.

Те же, кто окончил абитур, очень часто устраивают себе перед университетом год отдыха. Для того чтобы ничего не потерять и пользоваться всеми благами, которые дает статус ребенка (страховка, налоги и т. п.), они посылают свои аттестаты на специальности, куда их заведомо не возьмут: самые высокие баллы нужны на медицинский или на психологию. Формально выпускники попадают в лист ожидания и могут делать в этот год что угодно.

Моя дочь, например, с подругой уехала на полгода путешествовать в Канаду — там они работали на какой-то ферме, чтобы заработать на жизнь. А на следующий год она подала документы в университет, на географию. Кто-то свой год тратит на то, чтобы подкопить денег, или на практику. На некоторые факультеты легче попасть, если есть опыт по специальности — например, для того, чтобы поступить на медицинский, многие работают в скорой помощи.

я была удивлена, когда узнала, как много в Германии тех, кто не умеет считать

Как устроены взаимоотношения школы и родителей, вмешиваются ли они в учебный процесс и как школа договаривается с семьей? Есть ли у вас родительские собрания, где можно узнать все самое «хорошее» о своем ребенке?

Ну, на обычную государственную школу никто не может повлиять, учителя здесь считаются государственными служащими, и их невозможно уволить. Но если станет известно, что учитель крикнул на ребенка или, тем более, поднял руку, его немедленно «закатают в бетон» тут же, в школьном дворе. Даже если об этом не расскажет сам ребенок, расскажут другие дети своим родителям, те немедленно доложат директору. Границы между взрослыми и детьми здесь нет, все разговаривают друг с другом «на ты», ребенок может заорать, встать и выйти, хлопнув у педагога перед носом дверью. Прав и возможностей у учителей немного.

Перед всем классом на родительском собрании никто не будет отчитывать за плохое поведение или успеваемость — на общем собрании решаются только общие вопросы: выезд на пикник, поход, выбор председателя родительского комитета. Вся критика ребенка: плохо учится, дерется и т. д. — только на личной встрече. Часто на нее приглашается и сам ребенок, в присутствии родителя он может заключить и подписать с учителем договор: например, что обещает подтянуть физкультуру и математику. Но вообще здесь учителя очень завалены бумажной работой, они все время пишут какие-то отчеты, и эта бюрократия не оставляет времени на действительно внимательное отношение к детям. От этого копятся проблемы, которые, если сразу их распознать, можно было бы решить очень просто.

Например, я была удивлена, когда узнала, как много в Германии тех, кто не умеет считать и читать, — буквально миллионы. Ведь тут, если тебе не нравится математика, можно не учить ее, заниматься рисованием или биологией. Правда, биологию придется учить очень серьезно — дети в школе такие рефераты пишут, как у нас — студенты в университете, наверное. Тут вообще огромный объем информации, названия некоторых предметов я не могу перевести на русский. А вот базовых знаний, которые есть, например, у меня после советской школы, здесь не дают. Может быть, я тоже в школе не хотела их получать, но меня никто не спрашивал, мне их вбили. И, в общем, я рада, что они у меня есть. А тут не будут вбивать, тут никто не говорит, что биолог должен уметь считать, — зато не страдает креативная часть личности.

А можно ли прогуливать школу и как проходят перемены? Есть ли форма и чем кормят в школьной столовой?

Школу пропускать нельзя, за этим очень строго следят. В последний учебный день перед каникулами в аэропортах идут полицейские облавы — неважно, что дети этот день будут два часа смотреть кино, они должны быть в школе. Чтобы отпросить ребенка, нужна очень веская причина — свадьба или похороны, надо получить разрешение у директора.

Формы никакой нет, запретов нет — тут все ходят, кто во что горазд: кто красный, кто зеленый, кто с пирсингом, кто с татуировками. Их вообще, особенно в подростковом возрасте, стараются особо не трогать, поскольку считается, что это все равно бесполезная трата нервов. Поэтому дети творят что хотят. Некоторые сами перерастают, некоторые так и остаются в подростковом состоянии.

На переменах всех, вне зависимости от погоды, выгоняют на улицу: только если штормовое предупреждение, которое бывает пару раз в год, разрешат остаться в школе. Культ спорта, активного образа жизни есть. А вот школьной еды как таковой нет, есть одни проблемы с ней. Каждая школа выкручивается по-своему: где-то дети приносят с собой, где-то есть кафетерии, где ужасную еду продают за большие деньги, где-то мамы сами крутят бутерброды и продают на перемене. У нас в гимназии, где уроки были до пяти часов, не было не то что еды, а даже места и времени, чтобы поесть.

Надо сказать, что когда моя старшая дочь Аня была маленькой, мы часто приезжали на каникулы к друзьям в Санкт-Петербург, и я договаривалась, чтобы она там ходила сначала в детский сад, а потом в школу. Ей там страшно все нравилось — и тихий час, и школьная еда: каши и особенно борщ, «потому что он без мяса». И все очень умилялись, что, вот, немецкая девочка, а так хорошо ест.

www.ucheba.ru