Как учатся в английских школах – «В школе лучше учиться в Англии, а в университетах — в США» – Как учить английский? – Вопросы и ответы. – Каталог статей

Содержание

Чем британские школы отличаются от учебных заведений других стран мира

Общее впечатление о британских школах, преподносимое широкой общественности в СМИ и массовой культуре, достаточно противоречиво. С одной стороны при этом находится «Гарри Поттер» с его волшебными уроками и яркими приключениями, а с другой – «Переростки», в которых все более прозаично. Но судить об образовании в Великобритании, находясь в другой стране, достаточно сложно. Однако, говоря об отличиях английских школ от всех других, некоторые общие моменты выделить можно.

Британские школьники обычно носят униформу

Это, пожалуй, самое заметное отличие. Если в школах других стран мира учащиеся более или менее свободны в выборе одежды, то их британские «коллеги» такой возможности не имеют. Самым распространенным цветом для формы считается зеленый. В более строгих вариациях костюмов обязательным для мальчиков и девочек является наличие пиджака, галстука. Если студент преуспел в учебе или каком-то другом виде деятельности, то на галстуке он носит булавку. Если школа отличается меньшей консервативностью, то от учеников могут требовать остановить свой выбор на рубашках поло или толстовках с нейтрального цвета брюками.

Зачем форма нужна? Последователи теории заговора предполагают, что она помогает подавлять индивидуальность учеников, делая их одинаковыми и лишенными собственного мнения. В то же время сглаживание различий не всегда плохо. Оно помогает поддержать общий школьный дух.

Почти все, что нужно для школы, обеспечивается ее администрацией

В Германии школьники имеют возможность пойти в магазин канцелярских товаров и купить яркие тетради и другие принадлежности, выбрав при этом те, которые им больше пришлись по вкусу. В Великобритании же подобное не практикуется. Школьники сами приобретают одежду, сумки, некоторые письменные принадлежности, а учебники и рабочие тетради они получают от администрации учебного заведения бесплатно. Кроме того, за питание учащиеся начальной ступени также не платят.

Интересно, что в Великобритании каждая школа имеет собственную форму. Выдаваемые письменные принадлежности тоже могут внешне различаться.

Дети начинают учиться с пяти лет, а иногда и раньше

Британские школьники на первой ступени образования очень юны. Дети начинают учиться в пять лет, а иногда и раньше. Почему? Дело в том, что учебный год начинается в сентябре, и если ребенку в этом или следующем месяце исполняется 5 лет, то он начинает посещать учебное заведение еще в 4 года.

В дальнейшем возрастная градация учащихся имеет некоторые отличия в государственных и частных школах. В первых ученики поступают на начальную ступень образования в 5 лет. В 11 они переходят на следующую, среднюю. В частных заведениях первая ступень называется не начальной, а подготовительной, а завершается она по достижении студентами 13-летнего возраста.

Учебный день длится с 9.00 до 15.30

Продолжительность занятий в школе варьируется во многих странах мира. В Бразилии, к примеру, учебный день начинается в 7 утра и продолжается до полудня, а китайские школьники находятся на уроках с 7.30 до 17.00. В Великобритании занятия начинаются обычно в 9 часов и продолжаются до половины четвертого, но при этом есть пятнадцатиминутный перерыв в первой половине дня и отводится целый час на обед.

Во время большого перерыва дети могут пойти домой, чтобы поесть, отдохнуть или помочь родителям с семейным бизнесом.

Британские школьники не остаются на второй год

Если в учебных заведениях других стран подобная мера принимается, когда учащийся не успевает по большинству предметов, то в Великобритании такой практики нет. Одноклассники там всегда примерно одного возраста.

Более частым случаем является противоположный: ученик, отлично успевающий по всем предметам, пропускает один класс при переходе на следующий учебный год. И получается, что тогда он младше остальных ребят.

Отдельные школы чрезвычайно автономны

В большинстве стран мира работа учреждений образования регламентируется указаниями и документами, поступающими из министерств. Но в Великобритании все по-другому. Отдельные школы имеют право самостоятельно выбирать учебные предметы для преподавания, устанавливать форму экзаменов, нанимать педагогов и распоряжаться бюджетными средствами. Все зависит от того, какой вышестоящей организации подчиняется конкретное учебное заведение, а также от того, кто финансирует учебный процесс.

Недавно в стране были введены школы особого типа. Управление в них может быть еще более гибким.

К преподавателям относятся с уважением, но авторитета по умолчанию у них нет

Если сравнивать с другими странами мира, то в Британии отношения «учитель – ученик» могут считаться неформальными. К преподавателям не обращаются обычно по фамилии или ученой степени, ограничиваются лишь словами «сэр», «мисс» и подобными им. Кроме того, только лишь немногие педагоги просят учеников встать в знак приветствия. Если преподаватель, объясняя материал, допустит фактическую ошибку, его исправят, и урок продолжится.

У британских школьников и студентов отношения с педагогами больше напоминают аналогичные в диаде «босс – подчиненный». Это значит, что ребята, собираясь вместе, могут обсудить своего учителя, критиковать его умение вести занятия, манеру одеваться и прочее. Но указания преподавателя всегда неукоснительно соблюдаются.

Изучается меньше предметов, чем в других странах мира

На начальной ступени образования в Великобритании обязательными являются следующие предметы:

  • английский язык;
  • математика;
  • биология;
  • химия;
  • физика;
  • география;
  • история;
  • религиоведение;
  • искусство;
  • физическая культура.

Затем многие из этих дисциплин упраздняются, а студент может сам выбирать, какие науки он будет изучать. Делается это для того, чтобы дать молодым людям более глубокие знания в выбранной стезе, а не просто обширные.

Студентам предлагают высказаться, поделиться собственным мнением

Традиционный викторианский образ студента, смиренно сидящего за партой и записывающего каждое слово учителя, мало подходит современному британскому учащемуся. На самом деле на занятиях обычно никогда не бывает тихо. Преподаватели учат своих подопечных высказывать собственное мнение, подходить к проблеме творчески и решать ее неординарно. Именно поэтому креативность для британского педагога – важнейшая профессиональная черта.

После занятий в школе обычно ученики делают что-то еще

От современной британской школы требуется нечто большее, чем просто обучить студентов определенным дисциплинам, а затем выпустить в мир. Именно поэтому после уроков ребятам предлагают поучаствовать в репетициях школьного оркестра, посетить спортивную секцию или остаться на внеклассное занятие по любимому предмету.

Эти занятия бесплатны. Носят они творческий характер, поэтому большинство учеников с радостью их посещают. Именно поэтому школа для многих становится вторым домом, некоторым обществом, в которое приятно возвращаться.

fb.ru

Школы в Англии – виды школ и как выбрать

Британские школы делятся, в первую очередь, на частные (здесь их называют private или independent) и государственные (states, state-funded или maintained). Также школы делятся на школы дневного обучения и школы-пансионы.

 

Английские дети ходят в школу с 4х до 18 лет.

Частные школы в Англии

Частные школы в Англии называют public или independent. Как государственные, так и частные школы в Англии подразделяются на школы для мальчиков, школы для девочек и школы совместного или смешанного обучения (там, где мальчики и девочки учатся вместе).

Частные школы также отличаются по возрасту обучения в них. Школа, в которую дети ходят с 4 до 7 или 8 лет называются Pre-Prep School, с 7 или 8 лет до 11-13 лет называются Prep School и с 13 лет до 18 — Senior School. 

Государственные школы в Англии 

Государственные школы предоставляют образование в Великобритании абсолютно бесплатно. Иностранцы, имеющие легальный статус для проживания в Соединенном Королевстве, могут претендовать на место в государственной школе на общих основаниях.

 



Приблизительно 93% английских детей ходят в бесплатную школу. Государственные школы подразделяются на:

  • academy schools — английские государственные школы, финансируемые напрямую Department for Education (но имеющие право получать дотации от спонсоров) и независимые от местных муниципальных органов контроля. Большая часть академий — средние школы (secondary schools). Однако, некоторые начальные школы (primary schools) тоже могут иметь статус академий. Академии не обязаны следовать государственной школьной программе (National Curriculum), но должны обеспечить развернутую и сбалансированную программу обучения, включающую в себя ключевые предметы по математике и английскому языку.
  • community schools — вид государственных школ в Англии и Уэльсе, где местные власти нанимают персонал школы,  ответственны за процесс зачисления в школу и владеют территорией, на которой школа расположена.
  • foundation schools — вид государственной школы в Англии и Уэльсе, в которой управляющая организация имеет больше свободы в управлении школой, чем в community schools.
  • voluntary aided schools — школа, финансируемая государством в Англии и Уэльсе, в которой фонд или траст (как правило, религиозная организация) вносит пожертвование на строительство и имеет большое влияние на управление школой. Подобные школы имеют больше автономии, чем voluntary controlled schools, полностью финансируемых государством. В большинстве случаев фонд или траст владеют зданием.
  • voluntary controlled schools — государственная школа в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, в которой фонд или траст (обычно, христианская религиозная организация) имеет некое влияние на управление.
  • state boarding schools — государственные школы-пансионы, предоставляющие бесплатное обучение, но взимающие плату за проживание. В Англии около 40 гос школ-пансионов и одна в Уэльсе.

 

Британские школы, основанные на вероисповедании (faith school)

Это школы, проводящие обучение по общей школьной программе, но с упором на религию или имеющую свящи с религиозной организацией. В основном, подобные школы финансируются государством и считаются государственными, но многие частные школы тоже могут иметь религиозные характеристики. Faith schools бывают Voluntary Aided (VA) schools, Voluntary Controlled (VC) schools или Faith Academies. Школы, основанные на вероисповедании, могут отдать предпочтение регулярно посещающим церковь поступающим в школу. Однако, они обязаны принимать студентов вне религиозных конфессий, если у них остались места.

Средние государственные школы в Англии могут быть comprehensive или grammar



Comprehensive school — средняя государственная школа (secondary school), поступление в которую происходит на неселективной основе. Около 90% британских студентов средней школы посещают comprehensive schools. Средние школы в Англии обучают детей от 11 до 16 лет и некоторые до 18. Поступление в государственную среднюю школу осуществляется на основе проживания в непосредственной близости к школе (catchment area) — подробнее.

Grammar school — государственная средняя школа с упором на академические успехи и принимающая студентов на основе экзаменов. В Англии в данный момент 164 grammar schools и 69 в Северной Ирландии. Grammar школы часто имеют намного больше желающих поступить в нее, чем мест.

Лучшие государственные средние школы Англии

The Henrietta Barnett School

— позвоните в школу и попросите прислать вам буклет с информацией (a copy of the school’s prospectus). В проспекте наряду с информацией учебного плана можно ознакомиться с клубами и кружками, организованные школой после уроков (after school или extra curricular activities), школами или университетами, в которые уходят ученики школы (leavers’ destinations), инфрастуктурой школы, наличием спортивных площадок, мест для занятий живописью и музыкой и т д

— прочитайте последний отчет от OFSTED (Office for Standards in Education, Children’s Services and Skills). Один раз в несколько лет эта государственная организация, следящая за соответствием стандартам в образовании, детских услугах и навыках проводит инспекцию школ, с целью проверки уровня обучения, состояния помещения, гигиены и т п. Школе затем присваивается одна из четырех категории: отличная (outstanding), хорошая, средняя и неадекватная (unadequate). В зависимости от категории можно предположить время следующего визита, так как, чем лучше

школа в Англии, тем дольше будет перерыв между инспекциями. Школы в Англии из категории «хорошая» в среднем посещаются один раз в три года, и школы в более слабых категориях чаще. Отчет OFSTED — достаточно подробный документ, откуда можно почерпнуть много полезной информации о состоянии дел в школы и не только в учебном аспекте.

Как выбрать наиболее подходящую школу в Англии

— посетите школу

Посетить школу можно путем или личного визита, или на Дне Открытых Дверей. Для организации личного визита необходимо позвонить в школу в отдел Admissions или Registar (сотрудник, занимающийся регистрацией детей в школу) или отправить запрос по электронной почте. Очень часто тур по школе проводит Директор школы. Вас встретят в назначенный день, покажут школу и ответят на ваши вопросы. В средних школах очень популярны туры, проводящиеся непосредственно учениками школы.

Информация о Дне открытых дверей (Open Days), которые могут проводиться в дневное или вечернее время, обычно публикуется заранее на сайте школы. На Дне Открытых Дверей вы можете осмотреть школу, пообщаться с учениками, учителями и руководством школы. Часто Директор школы может выступить с речью и затем ответить на ваши вопросы. В некоторые школы в Англии на подобные туры необходимо записываться заранее из-за большого количества желающих. В среднем, школы проводят 2-3 Дня открытых дверей в год.

День открытых дверей — вопросы, которые надо задать

— проверьте критерии для поступления на сайте школы: школы в Англии, финансируемые государством, укажут свою зону охвата, частные школы — академические стандарты. Там же можно получить информацию о наличии мест для одаренных детей в музыке, живописи, языках или других областях. И частная, и государственная средняя школа проинформирует о необходимости сдавать экзамены и т д

— проверьте позицию школы в рейтинговых таблицах (league tables), выпускаемых Министерством Образования каждый год по итогам выпускных экзаменов. Ознакомиться с подобными таблицами можно на сайте большинства периодических изданий или на сайте Министерства Образования. League tables для средних

школ в Англии разделяются на League tables по итогам сдачи экзаменов GCSE и результатам экзаменов A-level

— порасспрашивайте друзей и знакомых или зайдите на форумы для родителей. Одним из наиболее популярных форумов является www.mumsnet.com . Введите в строке поиска название интересующей школы и можно будет увидеть, что говорят о школе другие.

Понравилась статья? Следите за появлением новых на нашей странице в Фейсбуке или В Контакте. А если есть вопросы, пишите на [email protected] или оставьте комментарий внизу.

www.londonbestschools.com

Чему учат школьников в Великобритании?

К списку статей

Первого внука я с огромным энтузиазмом начала учить английскому с годовалого возраста. В ход шли карточки Домана, детские английские книжки и мультики. И вот, наконец, 10 лет назад я привезла семилетнего Диму в маленькую государственную начальную школу Mary Elton в небольшом городке на юго-западе Англии.

На следующий день после прибытия мы пришли в школу. Все было незнакомым: и городок, и школа. Приходим, звоним в дверь. Нам открывает секретарша и начинает вокруг нас хлопотать: сейчас принесу форму, немножко подождите, директор вот-вот придет… Директор, милая дама за пятьдесят, нам очень рада. Она ведет нас в класс. Учительница прерывает урок и представляет Диму классу. Она берет глобус и просит рассказать, откуда он приехал. Дима ее понимает, но сказать ничего не может. Тогда она предлагает ему рассказать о себе по-русски. Рассказ все слушают с большим вниманием. Потом мама его одноклассницы поделилась впечатлениями своей дочери. Узнав о новом мальчике из России, она, естественно, поинтересовалась, как он говорит по-английски. И услышала в ответ: «По-английски не очень… Но он так хорошо говорит по-русски!»

После ланча по расписанию плавание. Класс делится на три группы: уверенно плавающие идут в большую чашу с тренером, едва держащиеся на воде — в лягушатник, с другим тренером. Наконец, те, кто совсем не умеет плавать, делают упражнения в лягушатнике с учительницей. Меня спрашивают, куда направить Диму. Я киваю на большую чашу, он хорошо плавает. Тогда тренер предлагает ему продемонстрировать свои навыки. Класс наблюдает. Дима лихо переплывает лягушатник. И дети …зааплодировали. У Димы было такое потрясенное лицо… А у меня — ком в горле. Одноклассники его ПРИНЯЛИ. И с этого момента ребенок со всех ног бежал в школу и терпеть не мог выходные. Вначале это был даже слегка нездоровый, истерический восторг. «Ба, представляешь, тут каждый день что-то интересное!» Это было удивительно, дома в Питере Дима непрерывно болел и после четырех уроков чувствовал себя смертельно усталым.

В тот первый год мы прожили в Англии 12 недель. Проблема английского была решена: ребенок заговорил, научился читать, писать сочинения, и с тех пор слушает аудиокниги исключительно на английском языке. Но главное, он был абсолютно счастлив. И я, естественно, тоже. Впоследствии мы возвращались в Англию каждое лето на несколько недель. За это время Дима «закончил» начальную школу Mary Elton, три года учился в маленькой частной школе Downs School, а этой осенью поступил в Clifton College, большую школу в Бристоле, чтобы закончить среднее образование.

Все эти годы я старалась понять, почему у них школьники счастливы, а у нас… — сами знаете. И вот как мне представляется это сейчас. Английская школа крайне прагматична. Как общественный институт она видит свою главную задачу в социализации и стремится вырастить высоконравственную личность, которая найдет свое место среди других людей. Каждому школа дает возможность получить знания в соответствии с желанием и способностями ребенка. В любом проспекте любой школы приоритеты расставлены в следующем порядке: духовное развитие (знание моральных и нравственных норм), социальные навыки (практика совместной деятельности). Знания оказываются на третьем месте.

Духовное воспитание основано на религии. В школах, где учился Дима, духовное развитие базируется на англиканской религии (ветвь христианства). В школу принимают всех вне зависимости от религиозной принадлежности. После поступления ученик обязан участвовать во всех мероприятиях. Не нравится — выбирайте другую школу.

Религиозное обучение начинается лет с пяти. Совсем маленьким детям рассказывают о Рождестве и просят нарисовать рисунки к библейским историям. Дима проходил тему «Что значит быть евреем». Он посмотрел фильм о еврейских праздниках, еде, одежде и т.п. Потом в классе этот фильм обсуждали и в группах по три человека делали проект – плакат с одноименным названием. Я тогда узнала много интересного для себя. Религиоведение остается обязательным до 16 лет, а потом может стать профильным предметом после успешной сдачи GCSE (аналога ГИА).

Кроме того, в школе регулярно, не реже раза в неделю, проходят собрания (assembly). Это духовное и социальное мероприятие одновременно. В начальной школе Mary Elton это выглядело так: ученики собираются в зале, усаживаются на пол. Assembly начинается с пения гимнов. Это может быть и детская песня, но она все равно — гимн. Торжественная мелодия объединяет, каждый чувствует себя частицей community. Только побывав на assembly, я поняла, зачем в школе нужно пение! Далее кто-нибудь из учителей произносит речь, похожую на проповедь. Отталкиваясь от какой-либо библейской истории, он объясняет, например, почему нужно быть честным.

В больших частных школах обычно есть церковь (Chapel). В старшей школе Clifton College каждый день начинается с короткой, 20-30 минут, службы. Школьники поют псалмы, произносят молитву. Когда были объявлены результаты выборов в США, Дима, вместе с остальными учениками, молился, чтобы Обама правильно руководил своей страной. Учить наизусть ничего не нужно. Все тексты лежат на скамье.

Приблизительно раз в месяц проходит большая воскресная служба. Приглашаются родители, и я могу описать, как это выглядит. Ведет службу штатный школьный священник (Chaplain). После краткого вступления поет хор, потом глава школы (head of school, мальчик или девочка) с изумительной дикцией читает краткие отрывки из Библии, потом поют все. Центральным событием является проповедь. «Докладчиком» чаще всего является приглашенный спикер. В начале учебного года речь держал директор школы. Он говорил об экономическом кризисе в Европе, о двойственной роли денег в жизни общества, цитировал известных политиков, крупные газеты, а закончил советом при выборе профессии руководствоваться не только тем, сколько можно заработать.

В Англии воспитывают красиво, торжественно и убедительно. Опираясь на христианство, детям объясняют (внушают, промывают мозги, зомбируют — выберите глагол по вкусу), что такое хорошо и что такое плохо, почему нужно заботиться о ближних, зачем нужна совесть. Это вполне действенно. Сошлюсь на подругу: она как-то посоветовала своей дочери списать домашнее задание и получила в ответ: «Ты что, мама?! Это же нечестно!!!»

Я сама абсолютно невежественна в области религии. Мой отец был воинствующим атеистом. Профессия — химик, специалист в области молекулярной биологии, не располагает к вере в божественное. Когда несколько лет назад, во время первого визита в Clifton College, мне сказали о ежедневных утренних молитвах, признаюсь, я испытала СТРАХ. Наш сопровождающий, заметив мою реакцию, рассказал, как один родитель тоже сомневался по этому поводу, считая, что его ребенок должен посещать синагогу. Но потом, побывав на службе, он махнул рукой и сказал: «Пусть ходит».

Я тоже там побывала. Ежедневная служба вызывает у меня ассоциацию с линейками в пионерском лагере. Воскресная служба — с торжественной линейкой, на которой меня принимали в пионеры. Эти линейки вполне эффективно настраивали на борьбу за светлое будущее всего человечества. Теперь я готова сказать не просто «пусть ходит» на службу, но пусть обязательно ходит. Служба психотерапевтична, настраивает на то, чтобы счастливо и достойно прожить наступающий день.

Социальная жизнь органически дополняет систему духовного развития. Во-первых, в каждой школе существует развитая социальная структура. «Несущая конструкция» — это система хаусов. Каждый ребенок сразу становится членом хауса. Хаусы соревнуются друг с другом в спорте, устраивают дебаты. Работа хаусов очень подробно и точно описана в книгах о Гарри Поттере.

В английской школе все делается для того, чтобы расширить социальный опыт и количество контактов между детьми. В процессе учебы класс часто делят на сеты (продвинутую и базовую группы). В начальной школе Mary Elton учителя работают парами (один берет математику, другой — английский). На математику приходит сильный сет из двух классов, в это время «медленная» группа из обоих классов занимается английским с другим учителем. Потом учителя меняются сетами. Так слабые ученики не мешают сильным и чувствуют себя комфортней. После обеда все возвращаются в свои классы и занимаются тем, что попроще, в «усредненном» социуме.

В старшей школе классы вообще исчезают — у каждого индивидуальное расписание. Диму это вначале поразило — приходишь на следующий урок, а там совсем другие люди! Но именно при такой организации легче найти друзей по интересам. Другой аспект социальной жизни — благотворительность нон-стоп. Помочь школе можно по-разному. Например, если покупаешь пару туфель в магазине Кларк, возьми купон и принеси в школу — в обмен на этот купон фирма заплатит школе некоторую (небольшую) сумму. На собранные купоны покупают, например, новые компьютеры.

Школа откликается на внешние события — после стихийного бедствия в Шри-Ланке на assembly детям рассказали о событии и предложили принести по 50 пенсов. Но это не все. Через несколько месяцев, тоже на assembly, директор рассказала, как использованы собранные школой средства, показала фотографии построенной на них лодки. Дважды в год организуется благотворительная ярмарка. Одни родители приносят товары (у всех есть садики — поэтому много рассады), другие их продают. Организуются простенькие аттракционы и лотерея. Местный Теско привез тележку с мороженым. Муниципалитет присылает полицейскую и пожарную машину. В них можно залезть, подавить на кнопки. Все очень дешево, народу много. Вся выручка поступает в фонд школы. Это единственная форма «поборов». И никому в голову не приходит иначе собирать с родителей деньги на шторы (охрану, ремонт).

Самый замечательный школьный праздник, который я когда-либо видела, Speech Day, ежегодно проводится в последний день учебного года в Downs School. В 11 часов он начался концертом свингового оркестра (swing band) прямо на улице. Вместе с детьми на барабане играла учительница французского. За ним проследовал музыкальный концерт в холле. Потом родители с детьми расположились на пикник прямо на школьной лужайке. Их развлекали вокалисты. Концерт прервало авиашоу. После ланча в театре давали спектакль, а в 16 часов, когда все устали, начались речи. Председатель наблюдательного совета (сам бывший ученик этой школы) подводил итоги года, благодарил преподавателей, уходящих на пенсию, вспоминал забавные истории из своего школьного прошлого, желал всем хороших каникул. В конце директор раздавал призы. Все закончилось пением школьного гимна.

Обучение наукам занимает третье место в системе школьных приоритетов. Главным предметом считается английский язык. Задача курса — научить детей пользоваться родным языком как инструментом коммуникации. Под этим англичане понимают вовсе не знание орфографии и синтаксиса, а умение выражать словами собственные мысли и чувства и понимать, что думают и чувствуют другие люди.

Поэтому на уроках «английской словесности» (именно так, языка и литературы как отдельных предметов не существует) сразу после изучения алфавита школьники пишут сочинения. Сначала про себя, про свою семью. Дима в семилетнем возрасте писал на уроке сказки. Учитель рассказывает, как построить сюжет, как описать героев и место действия, как сделать текст выразительным, какие бывают связки… Тексты для чтения (очень короткие, от пары абзацев до полутора страниц), во-первых, соответствуют возрасту, чаще всего это отрывки из современных детских книг, а во-вторых, подобраны так, чтобы показать, «как это сделано» с точки зрения структуры и лексики. Они служат образцами для сочинений. Другими словами, читают и анализируют тексты для того, чтобы научиться писать, а не для «усвоения культурных кодов».

Вот чему научился Дима. Дети в классе готовились писать таинственную сказку. В ней обязательно должно случиться что-нибудь непонятное. Диме на глаза попалась книжка д-ра Сьюза «Wocket in the Pocket». Я, честно сказать, вообще не понимала, о чем она. Что-то вроде «Паркан в карман», абракадабра, одним словом. И вдруг на Диму снизошло озарение. Весь следующий день напролет он писал. Получилась история длиной больше 100 слов о том, как он ночью бродил по дому и повсюду встречал странных существ, которых он назвал разными странными именами. Тут и меня осенило: «Wocket in the Pocket» – это про детские страхи. Дима объяснил словами, почему он боится темноты.

После историй дети учатся писать non-fiction — письма (убедительные, благодарственные, официальные и неофициальные), репортажи, статьи, инструкции. Задания по directed writing требуют «пропустить исходный текст через себя». Например, дана статья о восхождении на Эверест, в котором погибла альпинистка. Требуется написать последнее письмо родителям от лица этой женщины. Или: дана реклама гостиницы на тропическом острове. Надо написать менеджеру жалобу и потребовать возврата денег. Или еще: дана реклама летнего лагеря в Англии. Нужно написать речь, обращенную к одноклассникам, и убедить их поехать в этот лагерь.

Чтобы выполнить такие задания, нужно хорошо читать. В Англии не тестируют технику чтения (количество слов в минуту). Там под чтением понимают reading comprehension: прочитав отрывок текста объемом 1-1,5 страницы, дети должны ответить на четыре группы вопросов: что сказано прямо, что подразумевается (лексика, интонация), сформулировать свое отношение к героям или событиям, а также предположить, что будет дальше. Вроде несложно, но над заданиями для четвертого класса я часто чесала в затылке, а иногда просто заглядывала в ответ.

Литературоведение (чтение и анализ целых произведений), составляющее главное содержание уроков литературы в России, в английской школе постепенно появляется только в 5-9-х классах. Однако объем текстов, обязательных к прочтению, во много раз меньше нашей программы по литературе. Эти разделы включаются в программу экзаменов продвинутого уровня, которые нужно сдать, чтобы выбрать гуманитарный профиль в старшей школе.

В пятом классе в течение целого летнего семестра в Downs School на уроках английского языка весь класс репетировал пьесу. Краткое содержание: ученый в замке создал клонов. Прослышали об этом жители соседней деревни. Они страшно возмутились и пожаловались полицейскому (видели что-то «ужа-а-сное»). Полицейский их выслушал и отправился в замок на переговоры. В результате ученый клонировал Элвиса Пресли, и все были счастливы. Эту нравоучительную пьесу написал учитель английского. Он же был звукооператором (в пьесе были десятки музыкальных эпизодов, практически каждый ребенок выходил к микрофону пропеть несколько строчек, Элвису Пресли родители аплодировали стоя). Сценическую речь, сценическое движение ставил учитель математики. В табеле тема семестра звучала так: слушание и говорение.

Родной язык глубоко интегрирован в изучение других предметов. На уроке математики в третьем классе проходили геометрические фигуры. Класс разделили на команды по два человека. Один получил картинку (например, грузовик), составленную из кругов, треугольников, квадратов и др. Другой член команды картинку не видел. Он стоял у доски и должен был нарисовать ее со слов партнера. Т.е. один должен словами объяснить, какие и как расположены фигуры, а другой должен это понять и сделать. Побеждает команда, которая наиболее точно и быстро выполнит задание.

На уроке истории в четвертом классе проходили мифы Древней Греции. Финальное задание — придумать собственный миф. Дима написал историю о том, как на Афины напали монстры с орлиными головами, человеческим телом, волчьими когтями и крыльями, как у летучих мышей, а Тезей спас город (с третьей попытки, как в русской сказке). В этой истории уже было больше 1000 слов.

Вот чего в Англии не делают, так это не кошмарят детей орфографией и синтаксисом. Правописанию отводится процентов десять учебного времени. Английские дети не учат орфограммы, не подозревают, что слова в предложении могут быть связаны способом управления, примыкания или сочетания. В младших классах они, конечно, делают много ошибок, но учителя их за это не наказывают, просто исправляют. Постепенно приходит автоматизм. Английским детям не задают учить стихи наизусть или читать и пересказывать текст. Считается, что такая деятельность, конечно, улучшает память, но никак не способствует развитию речи. Думать учит постоянная необходимость выражать словами собственные мысли.

Обучение родному языку заканчивается в 16 лет сдачей GCSE (аналог нашего ГИА). Этот экзамен определяет дальнейшее образование. Сдавать можно базовый или продвинутый (плюс литература) курс. Дальше следует профильное обучение. Чтобы получить право на гуманитарный профиль и претендовать в будущем на поступление в гуманитарный университет, нужно сдать продвинутый курс не менее, чем на четверку. Успешная сдача на базовом уровне ограничивает выбор техническими дисциплинами. Экзамен проваливают более 30% учащихся. Их больше не мучают науками, они остаются в школе, но обучаются рабочим профессиям.

Сурово, на наш российский взгляд. Но вот что рассказала мне моя подруга. днажды учительница ее 10-летней дочки попросила помочь тестировать чтение в классе. Оказалось, одна девочка не умеет читать. Моя подруга с советским задором была намерена организовать ей дополнительные занятия… А учительница в ответ: «Не надо. Обществу нужны разные люди. Эта девочка не хочет и не может учиться». И учительница была права. Прошло 20 лет. Эта девочка не сдала ни одного экзамена GCSE и сейчас работает в доме престарелых. Она добрая и веселая. Англичане живут до 90 лет, в последние годы им нужен уход, как младенцам. Труд этой женщины очень востребован.

Слабая успеваемость не делает ребенка изгоем. Наоборот, им всем постоянно твердят, что быть самим собой – хорошо и правильно. Одна совсем не блещущая интеллектом девчушка лет 8 мне как-то объясняла: «Когда меня спрашивают, я просто не знаю, что ответить». И что, надо ее сделать невротиком из-за неспособности к наукам?

Стандарт старшей школы

Успешно сдавшие экзамены продолжают обучение на А-level и готовятся к поступлению в университет. Дима выбрал естественные науки. У него по 7-8 уроков математики, физики, химии и биологии в неделю. По этим предметам раз в три недели выставляются оценки. Внеклассная деятельность является обязательной, но не оценивается. Сюда входят три спортивные тренировки в неделю. В этом семестре Дима выбрал плавание, в следующих семестрах надо будет выбрать что-нибудь другое (кросс, хоккей, регби, крикет). Раз в неделю бывает начальная военная подготовка (CCF –Combined Cadet Force). На выбор — пехота (можно пострелять), морское дело (в конце – поход на шлюпках) или авиация (на школьную площадку прилетает вертолет, прикольно). Дима не стремится к военной карьере, он предпочел «альтернативную службу» – раз в неделю развлекает стариков в доме престарелых.

Расписание составлено так, что хватает времени на работу над курсовиками. В этом семестре их два, исследовательский проект по физике и реферат по биологии, каждый объемом около 5000 слов. Нагрузка немаленькая, но и не запредельная. К экзаменам можно подготовиться без репетиторов.

Заключение

Наш Минобр уже много лет колотится, чтобы приблизить нашу школу к английской модели. Своих собственных детей многие чиновники отправили в Англию уже давно. Но вот парадокс, общество, проклиная их за это, яростно сопротивляется реформам. Думаю, что от страха. Всех нынешнее состояние дел не устраивает, но представить, какой мы хотим видеть школу, большинство не в состоянии. Зарубили с перепугу очень неплохой (в качестве первого шага) стандарт старшей школы. В итоге приняли другой вариант, который, на самом деле, намного хуже.

Де-факто на новый стандарт уже перешли родители, которые перевели детей на домашнее обучение в выпускных классах, взяв на себя оплату репетиторов. Знакомая учительница истории недавно рассказывала: история в ее матклассе престижной питерской гимназии нужна троим, остальные просто балбесничают. И знаете, что она решила? Закончить программу к Новому году, всех отпустить и заниматься только с этими троими. Но этих троих никто не отпустит с математики, поэтому без репетиторов им ЕГЭ по истории с двумя уроками в неделю все равно не сдать на приличный балл. Сохранение нынешнего положения дел устраивает только репетиторов.

Еще одно неожиданное наблюдение. Этой весной я случайно оказалась на дне открытых дверей в Санкт-Петербургском суворовском училище. Повторю, абсолютно случайно. Раньше я думала, что там курсанты маршируют на плаце с утра до вечера. Это было последнее место, куда мне хотелось бы отдать внука. Так вот, к моему великому изумлению, училище оказалось очень похоже на частную английскую школу. Руководители и не скрывали, что ездили учиться в Итон. Главное сходство – мощный воспитательный блок, в училище даже церковь есть. Вполне традиционной конфессии, и никакого выбора из шести модулей не предоставляется. Штатного священника я не заметила, но есть большой штат воспитателей. Понравились дети — те старшеклассники, с которыми удалось перекинуться словом, хорошо говорят и знают, к чему стремятся. Далеко не все мечтают о военной карьере.

Сдвиги к лучшему уже происходят, и дело пойдет быстрее, когда разум и здравый смысл преодолеют страх. У меня еще есть внуки, и отправлять их в далекий интернат не хочется.

Автор: Татьяна Богачева 

Источник: www.gazeta.ru/lifestyle/education/2012/12/03_e_4877049.shtml

www.globaldialog.ru

Как устроено образование Великобритании | Мел

Британское школьное образование — одно из самых многослойных и престижных в Европе. Детям (и родителям) предлагается масса вариантов: частная школа, государственная школа, раздельное обучение, совместное обучение, выбор предметов, выбор профессии. Со стороны школьная система напоминает лернейскую двенадцатиголовую гидру, тем страннее ее описание выглядит в российском учебнике английского: Primary school, Secondary school, College, University. Разберемся, что к чему.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Начальная школа: все за одного

Начальная школа начинается в 5 лет и делится на две ступени. В двухлетней pre-preparatory school дети еще не учатся, а, скорее, готовятся к младшим классам — primary school (она же preparatory school и elementary school). Обучение на следующей ступени — это основные предметы: языки, элементарная математика, история, естествознание, физкультура, музыка. В младших классах очень распространена проектная работа — ученики объединяются в группы и работают над общими заданиями вместе. Вообще, принцип «вместе» в английской школе очень развит, если не сказать культивируется. Учителя в большинстве случаев знают всех детей поименно (и многих родителей) и помогают детям подружиться друг с другом, одобряют инициативу старших по отношению к младшим. Большое внимание уделяется отношениям между школьниками: агрессия наказывается строго, вплоть до исключения из школы.

Фото: stnicholasprep.co.uk

Средняя школа: образование, воспитание, традиции

С 11-12 лет начинается вторая ступень — Secondary school, средняя школа. Она может быть общеобразовательной, гимназией, селективной школой или церковной школой. Церковные — это школы, образованные при приходах, селективные предполагают высокие оценки по основным предметам, то есть успешное тестирование перед поступлением в школу, гимназии делают акцент на математику.

На этой ступени многие ученики переходят из государственных школ в частные, хотя частные начальные школы в Великобритании, конечно, тоже есть. Британская частная школа — такая же визитная карточка страны, как монархия, театральное искусство и рок-музыка. Сегодня в Великобритании почти четыре тысячи частных школ, а первые из них появились здесь много веков назад при монастырях. Правда, сейчас к монастырям они имеют очень опосредованное отношение. Независимая школа — так их еще называют, имея в виду независимость от государственного финансирования и государственной образовательной программы. Хотя учебный базис у систем един.

Фото: bedfordschool.org.uk

Тем не менее считается, что частная школа уделяет большее внимание ученикам и обеспечивает более высокий уровень образования. Еще одна причина учиться в независимой школе — стать частью истории и поддержать традицию, то, что для англичан всегда было очень важно. Многие английские семьи поколение за поколением учатся в одной и той же школе и даже не рассматривают никаких других вариантов исключительно из-за поддержания традиции.

А вот раздельное обучение мальчиков и девочек — не только дань традициям, но и аргументированная распространенная практика. Сторонников и противников такой схемы сегодня в Великобритании примерно поровну, поэтому такие школы по-прежнему популярны. Мотивы адептов раздельного обучения отнюдь не ханжеские. Наоборот, они считают, что детей нужно развести в разные корпуса (и школы), приняв во внимание следующие причины:

  • Девочки интеллектуально развиваются быстрее мальчиков — ни к чему мешать в одном классе опережающих и отстающих
  • У мальчиков и девочек разные критерии успеха — не нужно их сталкивать между собой
  • Нивелируются «женские» и «мужские» обязанности — как мальчики, так и девочки в своем коллективе учатся выполнять «не женскую» и «не мужскую» работу, становятся более самостоятельными и организованными

Очень многие школы, даже государственные, — это пансионы. То есть ученики в них не только посещают занятия, но и живут, поэтому все пансионы имеют большую огороженную территорию (по сути, маленький кампус), на которой размещаются учебное, жилое здания и обязательно спортивный центр.

Фото: mottmac.com

Кстати, о спорте. Физическое развитие, по мнению британцев, — один из залогов гармоничной личности, поэтому здесь, как и почти везде в Европе, спорту уделяется очень большое внимание. Частные школы предлагают своим ученикам на выбор десятки секций: от тенниса и крикета до плавания и командной гребли. Справедливости ради стоит отметить, что спорт в Великобритании вообще, а не только в школах и университетах, воспринимается не столько как способ взращивания мускулистого накачанного тела, сколько элемент хорошего воспитания и интеграции в общество. Вышеупомянутый крикет (или, например, крокет — иностранцы постоянно забывают о том, что это разные игры), верховая езда, гольф — выбор огромен и все это не просто спортивные кружки, но и задел на будущее. Многие из спортивных мероприятий на деле оказываются светскими, поэтому физкультуру здесь не прогуливают.

Если начальная школа уделяет большое внимание общности, то средняя делает ставку на образование и воспитание, причем в понятие «образование» входит не только обучение, но и навыки риторики, работы с текстом и информацией, умение выступать перед аудиторией, и понимание искусства — как классического, так и современного. Воспитание английского джентльмена или юной леди — прерогатива самых элитных школ, но за умением вести себя в обществе следят и в школах попроще. Интересно, как все эти принципы коррелируют с реальностью: не секрет, что английские подростки считаются чуть ли не самыми задиристыми и хулиганистыми в Европе. В то же время все они обучены хорошим манерам и в нужный момент очень быстро «активируют» свои знания.

Фото: repton.org.uk

Сама учеба в средней школе начинается с тестирования по дисциплинам, оно помогает ученикам определиться с дальнейшим видом деятельности. По результатам тестирования дети выбирают себе предметы для изучения. Завершается эта ступень квалификационным экзаменом, который бывает двух типов: академический и профессиональный. Выпускник, сдавший профессиональный экзамен, имеет право начинать трудовую деятельность; академическая квалификация предполагает дальнейшее обучение.

Старшая школа: подготовка к вузу

Сертификат A-Level или его международный аналог IB (International Baccalaureate) — это все еще средняя школа, но уже непосредственно подготовка к поступлению в университет. Длится она еще два года. На этом этапе ученики снова выбирают себе предметы, которые понадобятся им при поступлении в университет.

Мария Рябова, ученица частной школы Hurtwood house:

Непривычно, что в каждом классе ты с разными людьми — все выбирают разные предметы, поэтому вообще вот этого нашего понятия «класса», своего маленького стада, с которым ты скачешь туда-сюда по школе, в Англии нет. Ты сам по себе, ты живешь один, сам за собой следишь именно в учебном плане. При этом тут более дружеские, чем в России, отношения между преподавателями и учениками, и ты никому ничего не должен, только самому себе.

В школе есть отдел, помогающий определиться с карьерой (careers department). Каждому ученику назначают личного наставника, с которым можно обсудить свои перспективы, он же помогает выбрать вуз.

Свободный выбор предметов и заинтересованность школы в успехах своих учеников почти упраздняет прогулы — это становится совершенно ни к чему, ведь ты сам решил, что тебе нужно изучать. Уроки строятся на постоянных дискуссиях, обсуждениях и поиске ответов.

Мария Рябова, ученица частной школы Hurtwood house:

Литература у нас всегда начиналась с poem of the day — у моей учительницы была книжка с разными поэмами на каждый день, каждый день она читала нам новую, и мы ее обсуждали минут пять всем классом. Это, естественно, не прописано никакой программой, просто такой небольшой разогрев, вольность преподавателя. Потом мы, как правило, обсуждали уже вещи из программы, иногда читали вслух по ролям, иногда кто-то один брал это чтение на себя. Ничего никогда не заставляли делать, хотя индивидуальные вопросы, конечно, задавали. Вообще, весь класс строится на атмосфере позитивной дружеской дискуссии, что располагает к добровольному участию.

Выбрать можно 3-4, в очень редких случаях 5 предметов, в конце обучения по ним сдают экзамены, а оценки становятся основным критерием при поступлении в университет. У каждого вуза свои требования, с которыми лучше ознакомиться заранее, и тут снова помогает careers department.

Система оценок в Великобритании 100-балльная:

оценка A — 100-70 баллов

оценка В — 60-69 баллов

оценка С — 50-59 баллов

оценка D — 40-49 баллов

оценка E — 39 баллов и ниже

Оценки имеют очень четкие критерии, поэтому можно заранее посчитать, сколько баллов необходимо получить на экзамене, чтобы получить финальную оценку: она складывается из всех экзаменационных баллов, при этом у каждого предмета как минимум один экзамен в году. Экзамены в течение обучения почти всегда можно пересдать, кроме самых последних. Почти все вузы принимают оценки A-level и IB и проводят собеседование — с этими сертификатами отдельные вступительные экзамены сдавать не нужно.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как пресса разрушила жизнь главного вундеркинда XX века

«Мы напихиваем в детей ненужное барахло». 5 радикальных тезисов Германа Грефа об образовании

Почему делать домашнее задание с ребенком вредно

mel.fm

Чему учат в английской школе

Ровестники Ариан в России пойдут 1-го сентября первый раз в первый класс. Ариан учится в Англии, и поэтому в сентябре пойдёт уже в 3-й класс. Я решила выложить подборку – чему же учат таких маленьких детей в Англии. Подборка за прошлый год (2-й класс, детям 6-7 лет).

Школьный день в Англии начинается в 9 утра и заканчивается в 3:30 дня, домашнюю работу задают 2 раза в неделю (1 раз английский, 1 раз математику). Правда, дети проводят дольше времени в школе, и закрепляют свои знания прямо там. Оценки не ставят, но учитель обычно проверят классную и домашнюю работу и пишет отзыв (feedback). Знания же оцениваются по уровням – дети переходят с одного уровня на другой, и родители знают, как соответствует уровень ребёнка уровню других детей в школе, а также уровню по всей стране.



Предмет: тематический обзор. Берётся какая-то тема и изучается в течении определённого времени. Учитель рассказывает что-то по теме, дети потом пишут работы, составляют коллажи, и т.д. Вот эта работа Ариан получила поощрение от завуча школы (даже самые отстающие ученики получают такие поощрения – мотивация к достижениям). Там наклеечка такая по этому поводу на работе… Работа посвящена Мери Сикол, ямайской медсестре, участвовавшей в Крымской войне и создавшей госпитали в разных странах. Те, кто читает по-английски, заметят ошибки в тексте. Учитель ошибки не исправляет (только если на уроках английского), т.к. в этом предмете важно, что ученик понял тему, а ошибки в правописании – дело второстепенное.

Тема – океаны

Тема – здоровый образ жизни. Перевод для нечитающих по-английски (или неразбирающих Арианин почерк): “Мы должны питаться разнообразной пищей чтобы расти и быть здоровыми. Принимать лекарства, не выписанные врачом, опасно”. Какие познания. 🙂

Продолжение темы – здоровое питание. Внизу страницы виден положительный комментарий учительницы (весь не поместился).

Как разные виды продуктов влияют на состояние человека (овощи/фрукты, молочные продукты, мясо/рыба, злачные/картофель, жирная и сладкая пища). Комментарий учительницы в нижнем левом углу: “Много полезных фактов о разных видах продуктов” и смайлик.

Занятие спортом, и что происходит, если заниматься спортом недостаточно много, или слишком много. Комментарий учительницы в середине страницы слева – “WOW, отличные факты о занятиях спортом!”

Тема: различия между людьми. Люди похожи друг на друга, и отличаются друг от друга. Исследуй отличия и схожие черты между собой и 3-мя своими друзьями. Подружки Ариан Зейнаб и Римейса – из пакистанских семей. Я и не знала, что у пакистанцев нет вeснушек. Другая подружка, Лола, англичанка.

Тема: Канада

Тема: электричество. Ножницы, карандаши и другие предметы в розетку не совать, и мокрыми руками выключатели не трогать. А то будете, как эта девочка – бззз. Всё очень наглядно. 🙂

Опыт – зажгётся ли лампочка? Сначала надо проанализировать картинку и дать ответ, потом протестировать и описать опыт.

А вот другой предмет: религия. Мусульманская символика и праздники.

Предмет: религия. Символы христианства.

Предмет: религия. Значение основного символа Буддизма.

А это Кумон – дополнительные занятия математикой, вне школы. Занятия происходят раз в неделю, и на каждый день выдаётся листочек с заданием. Это задание Ариан делала сегодня.


tufto4ka.livejournal.com

особенности начального и среднего обучения и образования в Великобритании

Школьное образование в Англии включает в себя обучение в нескольких разных типах учебных заведений: частных, грамматических и государственных. Все образовательные учреждения делятся на раздельные (отдельно для девочек и отдельно мальчиков) и совместные. В стране больше 500 учреждений частного типа, в которых принимают детей из других государств, в том числе и русских школьников.

Частная школа в Англии

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Образовательная система

Обучение для детей в Англии начинается в возрасте 5 лет, однако некоторые родители считают нужным отдать ребёнка учиться в трехлетнем возрасте. Учёба длится вплоть до 18 лет, то есть до поступления в высшее учебное заведение Великобритании.

Школы государственного типа в Англии, которые финансируются правительством, являются частью государственной образовательной системы. Дети учатся в них 9 из 10 дней. Частные школы, их ещё называют независимыми, подразумевают платное обучение в них, причём стоимость зависит от конкретного учреждения.

Кроме того, есть летние школы в Англии, позволяющие укрепить свои навыки, улучшить знания языка. Классы в них формируют, в большинстве случаев, ученики из других стран. Другие известные типы образовательных учреждений – грамматические и публичные. Ко второму относятся частые школы, отличающиеся эксклюзивностью и престижем. К таким можно отнести раздельное образовательные учреждения для мальчиков под названием Eton, а также школу для девочек – Harrow.

Школа для мальчиков в Англии

Все школы разделяются на виды в зависимости от возраста детей. Общая схема образования выглядит следующим образом:

  1. Учреждения для дошкольников: классы формируются из детей от 3 до 5 лет.
  2. Начальная школа: возрастная категория детей от 5 до 11 лет;
  3. Средняя школа: ученики от 11 до 18.
  4. Колледжи, университеты (высшая школа).

В государственном заведении за обучение платить не нужно. О том, сколько стоит получить образование в пансионах, и какова стоимость за год, нужно уточнять на официальном сайте конкретного учреждения. Большинство русских граждан, отдающих предпочтение зарубежному образованию, выбирают для детей лучшие школы-пансионы Великобритании (Eton, Ashford, Brighton): оформляют визу в посольстве Англии, платят за летние курсы по улучшению иностранного языка и выбирают конкретную школу.

Вернуться к оглавлению

Система образовательных учреждений государственного типа

Чаще всего, в школах, финансируемых государством, преобладают смешанные группы, то есть учреждение предназначено как для девочек, так и для мальчиков. Особенно это касается начального уровня обучения. Школы, контролируемые правительством, в Великобритании могут исповедовать конкретную религию. Есть школы, в которые принимают только католиков или англичан.

Все школы в стране следуют общим программным образовательным требованиям, ответственно подходят к вопросу подготовки детей к прохождению тестов в соответствии с их возрастом.

Какие условия для поступления в английские образовательные учреждения? Местные жители подают заявку на обучение, проходят собеседование. Для иностранных граждан, в том числе и русских, требования аналогичны. Единственное условие – если ребёнку меньше 16 лет, то родители должны находиться на территории Англии по любой из видов виз с долгим сроком (более полугода).

Иначе ребёнку будет разрешено учиться только в частных пансионах, стоимость обучения в которых устанавливается самой школой.

Дисциплинарные меры во всех школах разнообразны. Как правило, наказание за непослушание, опоздание или разговоры на уроке – дополнительное домашнее задание или работа с учебными материалами во время перемены. Наказание за серьёзный проступок – вызов родителей, отстранение от учёбы на время или же отчисление.

Вернуться к оглавлению

Частные школы-пансионы

Среди школ независимого типа в Великобритании наиболее распространены пансионы только для девочек или колледжи, в которых учатся мальчики, к примеру, Eton или  Badminton. Особенность этих учреждений в том, что они самостоятельно утверждают учебно-методические программы и принимают решения о том, будут ли школьники проходить тестирование на соответствие общепринятому образовательному курсу.

Частные пансионы отличаются маленькими размерами классов (как правило, в одном классе учатся не больше 12 человек). Для детей предусмотрен индивидуальный подход, учитель уделяет много внимания каждому учащемуся. Вне зависимости от того, начальная это школа или средняя, частные учебные заведения могут быть 2 типов: «интернат» или «пансион».

Школа-пансион в Англии

Пятидневный интернат – это обучение 5 дней с двумя выходными днями, на которые ученики отправляются домой. Если учебное заведение типа «пансион» (Eton, Badminton), то и уроки и проживание проходят на территории учреждения. Ученики могут отправиться домой на летние каникулы. Лучшие пансионы принимают девочек и мальчиков 11-летнего возраста, а в некоторых учебных учреждениях приём начинается и с 9 лет.

Обучение в пансионах включает в себя 3 семестра: уроки проходят осенью, весной и даже летом. Между всеми семестрами предусмотрены каникулы — продолжительные по времени, как пасхальные, летние или рождественские, а также короткие (второе название – половинчатые). Последние начинаются в середине каждого семестра.

Обучение начинается в начале сентября, заканчивается в летний сезон. То, сколько длится учебный год, зависит от типа школы и предусмотренной программы. В отличие от муниципальных учреждений, заканчивающих год почти в конце июля, частные школы устанавливают собственные сроки. В большинстве заведений интервал окончания учебного года – конец июня – 20-е числа июля. Летние каникулы длятся около 1,5 месяцев. Рождественские могут быть продлены, также как и пасхальные. Вернуться к оглавлению

Английское начальное образование в государственных учреждениях

Современные английские начальные школы принимают детей в возрасте от 4 лет. Обучение длится 7 лет. В некоторых городах страны есть учреждения по типу детских садов (учащиеся до 6 лет), а также младшие школы, где обучаются дети в семилетнем возрасте на протяжении 4 лет.

Попасть в начальную школу (подготовительный класс), можно при наличии соответствующих бумаг: от родителей потребуется заполнение заявления за полгода до начала первого семестра.

Лучшие начальные школы государственного типа не могут полностью гарантировать продолжение обучения ребёнка в этом заведении,  даже если он попал в дошкольный класс, принадлежащий учреждению. Как правило, новые начальные школы с хорошей репутацией бывают переполнены, поэтому о том, сколько вакантных мест есть и каковы требования для поступления, необходимо уточнять ещё до начала учебного года.

Каждая школа для девочек и мальчиков, не достигших 11-летнего возраста, охватывает определённый близлежащий район. Детей, проживающих в принадлежащей учреждению территории, принимают без очереди. Список микрорайонов и описание требований есть на официальных сайтах всех школ.

Требования для поступления в церковную школу – принадлежность ребёнка к определённой конфессии, а также посещение воскресной церкви, относящейся к соответствующему образовательному учреждению. Кроме того, родители на протяжении 2 лет до даты подачи заявления на приём ребёнка в религиозную школу обязаны 2–3 раза в месяц приходить на службу в церковь.

Вернуться к оглавлению

Частные пансионы для детей до 11 лет

В секторе образования независимого типа обучение детей до 7 лет называется доподготовительным, а ученики с 7 и до 11 занимаются в подготовительных учреждениях. После того, как дети успешно пройдут тестирование, они могут перейти на следующую образовательную ступень – среднюю школу. На сегодняшний день старых традиционных учреждений, таких как Harrow или же Eton, осталось совсем мало.

С каждым годом увеличивается число доподготовительных и подготовительных учебных заведений, сейчас их больше 1000. У каждой школы свои требования и условия. Разными могут быть:

  • условия приёма;
  • учебная программа: уроки, курсы, воспитательные и развлекательные мероприятия;
  • стоимость обучения в год;
  • продолжительность летних и рождественских каникул;
  • дисциплина: наказание и поощрение учащихся.

Многие родители сталкиваются с проблемой нехватки мест в интересующем пансионе. Это связано с востребованностью обучения в конкретном учебном заведении, его репутацией и элитностью. Регистрация ученика в определённых школах страны проходит ещё до появления малыша на свет или же с момента зачатия.

Чаще всего дети при поступлении сдают специальные экзамены, по результатам которых администрация образовательного учреждения решает, зачислять ребёнка или нет.

Вернуться к оглавлению

Среднее образование в государственных учреждениях Англии

Средняя английская школа – место, где обучаются школьники, достигшие возраста 11 лет. Учреждения могут быть построены на системе смешанного обучения или же раздельного, где мальчики и девочки получают образование отдельно друг от друга. Самым высоким уровнем дисциплины (серьёзное наказание за проступок и достойное поощрение за достижение успехов) и отличными учебными результатами отличаются церковные школы разных религиозных направлений в Великобритании.

Кроме того, функционируют средние селективные образовательные учреждения. Полная классификация средних школ, финансируемых за счёт госбюджета, выглядит следующим образом:

  1. Гимназия, где учащихся набирают согласно определённому количеству полученных баллов на тестировании, отлично написанному эссе. Основные предметы, на которые делается особый акцент – логика и математика.
  2. Школа общеобразовательного типа. Поступление проходит по территориальной принадлежности.
  3. Конфессионное учреждение. Условие приёма – регулярные посещения церкви как ребёнком, так и его родителями.
  4. Общеобразовательная селективная школа. Поступление проходит частично по территориальному признаку принадлежности к школе, а частично – исходя из спортивной подготовки, способностей к рисованию или музыке.

Есть особые интернаты, обучение детей в которых оплачивает местное правительство. Описание критериев, по которым осуществляется приём школьников, можно увидеть на сайте понравившегося интерната. В целом, важно, насколько ребёнок нуждается в этой форме обучения, и как ей соответствует. В первую очередь, набор ведётся по территориальной принадлежности к интернату.

Найти хорошую школу государственного типа для детей старше 11 лет довольно непросто по сравнению с начальными учебными заведениями. По общепринятому мнению лучшими считаются гимназии, что влияет на переполненность этих учреждений вначале учебного года. В хорошую гимназию на одно место может быть около 12 желающих. В первую очередь, проходят те 11-летние дети, у которых выявлено больше способностей или талантов в определённой области. Вернуться к оглавлению

Частный образовательный сектор

Поступить в независимую школу (второе название — частная) всегда много желающих, но и заведений такого типа на настоящий момент немало. Некоторые учебные заведения открывают свои двери для детей не с 11, а с 13 лет, длительность обучения – 5–7 лет.

Для того чтобы поступить в специализированную школу, следует заранее подготовиться. Нужно такое подготовительное заведение, которое в полной мере обеспечило бы качественную серьёзную подготовку к сдаче экзамена уровня «13+», что считается более тяжёлым испытанием по сравнению с тестом, предусмотренным для 11-летних детей.

Дисциплина, в большинстве случаев, поддерживается на высоком уровне: наказание соответствует степени проступка ученика вне зависимости от пола. Хулиганство в школе для мальчиков на английском острове Уайт, например, наказывается ежедневными поездками рябят в школу на розовом автобусе. Отмечено, что это очень эффективное наказание. Во многих школах устанавливают уровни проступков, за каждый из них – принятие соответствующей меры со стороны администрации учебного заведения.

Обучение в независимых учреждениях основано на динамичном развитии личности. Это касается и занятий вне класса. В престижных школах есть собственные конюшни, большие спортивные площадки и залы, современные сооружения для физических упражнений. Если заведение не направляют свою деятельность на спорт, то имеет большое количество кружков по развитию творческих навыков.

Самые распространённые – музыка, изобразительное искусство, вокал, театр. Распространено проведение межшкольных развлекательных мероприятий, где участники разных заведений соревнуются между собой в различных творческих или спортивных сферах.

Каждый семестр в школах частного типа длится около 13 недель, первый начинается в сентябре. Зимний семестр заканчивается в середине декабря, после чего наступают почти месячные каникулы. Уроки начинаются с середины января до конца весны. Последний семестр проходит после пасхальных каникул и до начала июня, после чего дети уходят на летние каникулы.

Вернуться к оглавлению

Престижные учебные заведения раздельного типа

Одними из самых элитных и престижных учебных заведений в Англии для мальчиков считаются Eton и Winchester. Первый колледж был основан ещё в XV веке в статусе благотворительного образовательного учреждения, в котором обучалось 70 мальчиков из необеспеченных семей.

Сегодня в инфраструктуру колледжа входит 25 зданий, где учащиеся проживают в отдельных комнатах со всеми удобствами и доступом в мировую сеть Интернет. Общее количество учеников школы Eton — 1 200 человек. Стоимость учёбы здесь за один год – 12 тысяч фунтов стерлингов.

Обучение бесплатное для учеников, получающих королевскую стипендию.

Одним из самых выдающихся английских интернатов считается Winchester. Здесь показываются не только самые высокие интеллектуальные успехи, но и лучшие результаты экзаменационных испытаний. Интернат славится прекрасной дружной атмосферой, талантливым коллективом учителей и эрудицией учащихся.

Школа-интернат Winchester в Англии

Ежедневно на уроки приходят около 700 мальчиков. Стоимость обучения – от 13 до 30 тысяч фунтов стерлингов. Успех и престижность колледжа Winchester объясняется идеальным соотношением преподавательского состава и группы учеников, а также строгим конкурсом поступления.

Список престижных школ частного типа для девочек довольно обширен. Лучшие из них:

  • Westonbrit;
  • Adcote School;
  • Badminton;
  • Woldingham School;
  • Школа при монастыре Святого Доминика.

Учебная программа в этих заведениях ориентирована строго на личностное формирование, а также физиологическое, с учётом индивидуальных особенностей каждой ученицы.

visasam.ru

Главные отличия русских школ от английских. Рано “Таргет”

Многие родители, рассматривающие возможность обучения своих детей за рубежом, задаются вопросом: какой смысл отправлять ребенка на учебу за границу, если можно получить хорошее образование в России? Стоит ли зарубежное образование затраченных усилий, как финансовых, так и моральных? Ответ на этот вопрос зависит в первую очередь от целей родителей и планов на будущее. В нашей статье мы перечислим основные отличия русских школ от английских, а также главные принципы системы британского образования. Возможно, это поможет родителям сделать правильный выбор.          

В Англии обязательное обучение начинается с 5 лет, в этой стране 13-летняя система образования. До 5 лет дети могут посещать детские сады и подготовительные группы. С 5 до 11 лет (во многих частных школах до 13 лет) дети учатся в начальной школе. В конце начальной школы ученики сдают экзамены и переходят в среднюю школу. С 14 лет начинается подготовка к экзаменам GCSE, часть изучаемых предметов является обязательными, остальные можно выбирать. По окончании средней школы, английские школьники сдают государственные экзамены GCSE (аналог аттестата о среднем образовании). Далее в зависимости от результатов экзаменов и дальнейших планов британские подростки могут продолжить обучение в школе или колледже по программам A-level или International Baccalaureate (12-13 классы). В старшей школе нет обязательных предметов, старшеклассникам предлагается выбрать 3 – 4 предмета, которые они планируют изучать в дальнейшем. Таким образом, в двух последних классах английские школьники изучают только те дисциплины, которые будут им нужны для поступления в выбранные университеты. Чтобы поступить в лучшие университеты требуются отличные результаты по программе А-level или высокий балл по IB (международный бакалавриат). Процедура сдачи выпускных экзаменов и поступления в ВУЗы в Великобритании аналогична единому государственному экзамену ЕГЭ в России.


В чем же заключаются главные отличия русских школ от английских?

1)    В России обучение в школе начинается с 6 -7 лет, а заканчивается в 16-17 лет. В Англии учатся с 5 до 18 лет, 2 последних года обучения в школе эквивалентны первым курсам российских университетов.

2)    Обучение в России осуществляется в больших классах (25-30 человек), в результате не все школьники получают достаточно внимания со стороны учителей. В английских частных школах, как правило, маленькие классы (15 – 20 человек), что обеспечивает более индивидуальный подход.

3)    В Великобритании большой выбор школ, принимающих на обучение только мальчиков или только девочек. Если родители ищут для своего ребенка школу с раздельным обучением, имеет смысл обратить внимание на английские пансионы.

4)    В Англии в старшей школе (A-levels, IB) учащиеся изучают только те предметы, которые они сами выбрали. В России некоторые предметы, преподаваемые в выпускных классах, являются обязательными.

5)    В английской системе образования в старших классах (A-levels, IB) школьные предметы изучаются более углубленно. Английские школьники имеют возможность выбрать интересующие их предметы уже в 14 лет, что является предпосылкой для раннего определения целей и планов на будущее. Обучение в старших классах предполагает много самостоятельной работы (поиск информации, ее анализ, собственные идеи и выводы).

6)    В Великобритании взаимодействие между учителями и учениками сильно отличается от российской модели. Британские преподаватели относятся к школьникам с уважением и тактом. Процесс обучения представляет собой скорее диалог, чем просто передачу знаний и материалов.

www.esltutor.ru