Клише заключения – Фразы ­клише для итогового сочинения (2018-2019) – Выпускное (итоговое) сочинение 2018-2019

Содержание

Сочинение ЕГЭ по русскому языку.Заключение.

http://vk.com/litakvarium 7. Заключение.

Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Схематично ваше сочинение должно быть похоже на форму круга, т.е. должно быть замкнутым. 

В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному, сделать обобщение, вывод. Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Объем заключения – 2-3 предложения.

Способы оформления заключения: 

 1. Обобщение основных мыслей автора - самая типичная и логичная концовка сочинения.

 2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

 3. Призыв, обращение к читателю.

 4. Использование цитаты. Далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста. 

Речевые клише для заключения:

 • Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод… 

 • Подводя итог, хочется сказать…

 • Сущность вышеизложенного сводится к следующему…

 • На основании прочитанного текста можно сделать вывод…

 • Обобщая сказанное, можно сказать, что… Из этого следует, что…

 • Я искренне благодарна(ен) автору текста, потому что он заставил меня задуматься о том, что…

 • Этот текст ещё раз убедил меня в том, что…

 • В заключение я должна(ен) сказать, что старания автора не прошли даром – они пробудили в моей душе желание лучше осмыслить проблему…

 • Этот текст заставил меня ещё глубже задуматься над проблемой..., переоценить её важность в нашей жизни…

ansabansab.blogspot.com

Речевые клише для сочинения

Речевые клише для сочинения- рассуждения

Формулирование собственной позиции (тезис)

Я думаю (считаю, уверен, полагаю),что…

Мне кажется…

По моему мнению, по- моему, без сомнения, безусловно, конечно, видимо и т.д. (выделить запятой)

Формулировка аргументов

Во- первых, во- вторых, в-третьих и т.д. (выделить запятой!)

В качестве аргумента ( аргументов) хочется привлечь…

В основе моей точки зрения лежит… Важно отметить, что…

Из этого следует, что…

В этой связи ясно, что…

Разумеется (очевидно), что…

Кроме того…

Формулировка примера

Позволю себе (попробую) пояснить сказанное…

Обратимся к примеру…

Приведем пример…

Один из ярких примеров…

Я привел этот пример для того, чтобы убедиться…

В качестве примера хочется…

Приведем пример того, как…

Например, к примеру (выделить запятой!)

Формулировка вывода См. речевые клише из «Формулирование собственной позиции»

Наконец, итак, вот почему, значит, в общем, следовательно, таким образом и т.д. (выделить запятой!)

Из всего сказанного следует, что…

В заключении можно сказать, что…

В итоге можно прийти к выводу ( к заключению) о том, что…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…

Можно сделать заключение (вывод), что…

Как явствует (следует) из (выше) изложенного…

Подводя итог… ( выделить запятой деепричастный оборот!)

Прихожу к выводу…

Очевидно, что…

Нет сомнения в том, что…

Продолжая (заканчивая) мысль…

Выражение своего отношения к различным точкам зрения

Я разделяю точку зрения (кого?)…

Нельзя не согласиться с мнением (кого?) о том…

Нельзя принять утверждение ( кого? О чем?) потому что…

Хочется отвергнуть взгляд (взгляды) (кого?)…

Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения ( кого? На что?)

Следует признать (отметить), что…

Актуальность темы (проблемы) сочинения

Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна…

Данная тема (проблема) привлекает внимание…

studfiles.net

План сочинения и речевые клише

План

  1. Вступление

  2. Формулировка проблемы

  3. Комментарий к проблеме

  4. Авторская позиция

  5. Позиция ученика

  6. Аргументы, доказывающие правильность позиции ученика (не менее двух!)

  7. Заключение

Вступление

Грамматические средства оформления зачинов:

  • Назывное предложение или ряд назывных предложений (Совесть. Достоинство. Честь. Эти слова имеют большое значение для каждого человека, уважающего себя.)

  • Риторический вопрос (Надо ли любить родину?)

  • Цепочка вопросительных предложений (Что такое счастье? Как жить, чтобы чувствовать себя счастливым?)

  • Вопросно-ответное единство (Должен ли человек оставаться человеком в любой, даже самой сложной ситуации? Конечно, даже в самых невыносимых условиях человек должен всё-таки сохранять в себе все те качества, которые и делают его человеком.)

  • Цитата («Береги платье снова, а честь смолоду», - гласит русская пословица.)

Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение + риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д.

Речевые клише:

  • Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…

  • Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…

  • Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )

  • Передо мной размышления … (кого?) на животрепещущую тему…

Формулировка проблемы

Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Основные виды проблем:

Речевые клише. Формулируем проблему

  • автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает проблему…

  • касается проблемы…

  • уделяет внимание проблеме…

  • размышляет над проблемой…

  • какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

  • автор затрагивает проблему...

  • автор очень эмоционально отстаивает идею...

  • автор привлекает наше внимание к очень важной проблеме…

Комментарий к проблеме

Комментировать – объяснять, пояснять.

Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста.

Поскольку в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста, то целесообразнее писать текстуальный комментарий. Чаще всего совмещают два вида комментария.

Концепционный комментарий

Примерные вопросы:

  • К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая)

  • Насколько она злободневна?

  • Что делает её злободневной?

  • Традиционна ли эта проблема или нова?

  • Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

  • Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

  • Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?

  • Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

Речевые клише

Об этом много пишут …

Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:...

Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги …

Текстуальный комментарий

Примерные вопросы:

  • С кем спорит и с кем соглашается автор?

  • Что заставляет автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная книга, просмотренный фильм, поездка, встреча или другие жизненные наблюдения)?

  • Какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом?

  • На какие авторитетные мнения ссылается автор?

Авторская позиция

Проблема – это вопрос, который волнует автора.

Авторская позиция– это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

1) Перечитать текст

2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):

  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

  • Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

  • Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

Средства выражения авторской позиции

Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор убедительно доказывает свою мысль…

…- Так определяет автор своё отношение к …

Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого)…

Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы …

Автор заставляет читателя самого решать сложные жизненные во­просы (делать нравственный выбор)…

Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.)…

Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений…;

Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни…

Автор показывает негативную сторону нашей жизни…

Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы…

Автор убеждает читателя в правоте своей позиции…

В словах автора звучит мнение большинства людей…

Автор пытаться найти в читателе единомышленника…

Автор пытается понять, почему …

Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо…

Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

Авторская позиция ясна: …

- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально…

Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях…

Автор показывает образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни…

Автор приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни…

Точка зрения автора на выдвинутую проблему обозначена прямо.

Собственная позиция

Цельэтой части работы – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Таким образом, выражая собственное мнение о выявленной в тексте проблеме, читатель может согласиться с точкой зрения автора или опровергнуть её.

Позиция согласия/несогласия

Необходимо сформулировать тезис - главную мысль автора текста, которую вы стараетесь доказать, обосновать или опровергнуть.

За

Против

Особенно близка мне мысль автора о…

Мне близка позиция автора по отношению к …

Я, безусловно, согласен с автором в том, что…

Я вполне согласен с мыслями автора о…

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Автор прав, утверждая, что…

Осмелюсь не согласиться с автором в том, что…

Мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора…

Мысли автора о … близки мне, однако…

Позволю себе не согласиться с автором в том, что… ;

на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;

В отличие от автора, я считаю, что...

Однако не со всеми доводами можно согласиться…

Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.

К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Аргументы

Аргументы– это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником.

Аргументировать – приводить доказательства, аргументы.

Фоновый материал– материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…).

Исходя из требований к сочинению-рассуждению целесообразно использовать в своей работе разные типы аргументов:

Как выразить собственное мнение и аргументировать его?

Пример

Тезис: чтение книг играет огромную роль в жизни человека.

Аргументы:

«ЗА»

  • Чтение расширяет наш кругозор, углубляет наши знания о мире и человеке.

  • Человек, который не читает книги, имеет узкий кругозор

  • Чтение художественных произведений пробуждает эмоции.

  • Чтение приносит людям утешение, дарит на надежду.

  • Художественная литература рождает в человеке добрые чувства.

  • Хорошие книги воспитывают человека, делают его лучше.

  • Человек, не читающий книг, ограничен в общении…

Против:

Вывод: книга – это важная составляющая интеллектуального обогащения и нравственного воспитания человека.

Заключение

Заключение– это последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной проблеме.

Типы заключений: яркий пример-обобщение, цитата с комментарием, вывод-впечатление и др.

Речевые клише

В заключение хотелось бы отметить...

Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Таким образом, нельзя не согласиться…

Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что…

studfiles.net

Клише для диплома. Самые используемые фразы для написания диплома | Studroom.ru

При написании дипломов все студенты пользуются набором стандартных фраз – так называемых речевых клише для диплома (впрочем, эти клише так же подходят для курсовой, контрольной и любой другой научной работы).

В этом посте все основные, базовые фразы собраны воедино согласно логическим блокам диплома. Использование этих фраз значительно облегчается написание диплома, помогает структурировать логику работы.

Клише для диплома, характеризующие исходные положения работы:

На начальном этапе (констатирующем) исследования нас ин­тересовало…

Первостепенное значение для решения поставленных нами задач, имеют исследования, непосредственно направленные на …

Обращение к … является исходным моментом в разработке

В качестве изначального пункта в научной характеристике (понятия) обоснованно используется определение его понятий.

Исследуя …, мы исходим из основных концептуальных поло­жений теории 

Исходные положения для конструирования … сгруппированы нами в виде … требований к …

Клише диплома для характеристики наличия различных работ, их направления

Новая полоса изысканий в области… представлена нами …

Привлекают внимание в аспекте проблематики нашего исследо­вания работы …

Имеется (существует) ряд работ, касающихся (в которых раскрыта) …

Работы … наиболее полно отражают специфику …

В дальнейшем эта мысль получила свое развитие в работах …

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса были изучены работы …

Вопросы … нашли отражение в работах ..

Перечисленные исследования внесли серьезный вклад в …, однако по-прежнему актуальной является проблема …

По вопросу … существует несколько точек зрения, которые можно свести к двум (трем и т.д.) основным:…

Особое значение в свете новых задач приобретает разработка эффективных путей …

В этой связи в педагогике развертываются   исследования по …

Сфера таких исследований весьма разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений.

У исследований к настоящему времени определились два нап­равления …

Вышеназванные исследования, несмотря на различие подходов, представляют интерес, прежде всего в плане используемых методов

В последние годы предпринимались попытки (изложения ос­новных проблемы, аспектов…) исследования, ограничивающие тематику (возможные результаты) …

Нельзя не заметать, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований еще многие свойства и механизмы … недостаточно познаны (еще познаются, требуют дополнительного рассмотрения)

В то же время большинство … рассматривается слишком ши­роко, что затрудняет вычленение собственно … и установление связей с …

Впервые систематическое специальное исследование проблемы  было начата …

Несомненная важность этих работ состоит в том, что …

Принципиально новые решения проблемы дает … Современные исследователи сходятся во мнении, что …

Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики … содержится в трудах …, где дается на­учное обоснование …

Все эти исследования позволяют глубже понять …

В этом контексте представляется (мало) убедительным … (весьма актуальным)

Следует отметить, что некоторые положения, высказанные здесь, носят аналитический характер и не исключают других точек зрения на …

Многочисленные исследования показывают, что определяющее влияние на возникновение (развитие …) … оказывает …

Клише для диплома, характеризующие собственные исследования

Усиление внимания к проблеме … связано в первую очередь с разработкой …

Теоретический анализ литературы позволяет выделить перспективное направление разработки: …

Перспективу для решения данной проблемы открывает …

В исследуемой проблематике … центральными становятся вопросы …

Программа изучения была направлена на выявление … и вклю­чала следующие вопросы: …

Как попытки преодолеть недостатки в профессиональной подготовке специалистов в области … наметились несколько направлений в поисках путей совершенствования …

Особое научно-теоретическое значение для анализа … имеют положения о том, что (высказанные …)

Важным для исследования является положение о том, что …

Придерживаясь данного положения, мы (тем не менее) …

Выявление специфических особенностей … является тем основанием, на котором строятся все остальные аспекты исследования …

Весьма полезными для нас оказались результаты исследований …, которые  рассматривают…

В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что …

Чтобы  обосновать …, необходимо,…прежде  всего, выяснить …

Удачные попытки систематического изложения названных проблем  предприняты в работах …

Собственные наблюдения и специальные исследования в этом плане показали, что …

Опираясь на данные современной педагогики по вопросам …, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта, мы выделили ..

Здесь уместно обратить внимание на … (высказанные ранее суждения о)

Опираясь на труды психологов, дидактиков и методистов, в той или иной мере исследовавших проблемы … (отдельные аспекты исследуемой проблема), а также собственные теоретические поиски, мы …

Правомерность ориентации нашего исследования на … подтверждается увеличением количества работ, посвященных … (усилением внимания исследователей к …)

Однако новые задачи выдвигают и новые подходы к их решению…

Сущность этих требований сводится к …

Результаты обследования соотносились нами с возможностями … как средства преодоления выявленных недостатков (средства развития …)

Не ставя своей целью (экспериментальное) изучение …, мы, тем не менее, отметим, что …

Так как эта проблема является предметом самостоятельного исследования, выходящего за рамки нашей работы, мы ограничимся рассмотрением …

Мы намеренно обращаем внимание в (не включаем) исследовавании …, так как …

Не вдаваясь в обсуждение … отметим, что …

Вышеизложенное подчеркивает необходимость обстоятельного рассмотрения вопроса о …

Исходя из тезиса, что …, мы обращаем внимание на то, …

Не вдаваясь в подробности анализа  работы, отметим, что …

Клише для диплома, использующиеся в выводах

Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования: …

Развивая концепцию … о том, что …. можно сделать вы­вод, что …

Сказанное заставляет полагать, что … (позволяет заключить, что …)

В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: …

Наряду с этим необходимо отметить следующее: …

В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что …

Вместе с тем следует подчеркнуть, что …

Заслуживает быть отмеченным …

В свете сказанного важны (оправданы) …

В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что …

Из сказанного становится очевидным то, что …

Анализируя (содержательный, процессуальный, мотивационный) аспекты …. мы приходим к выводу о необходимости (целесообразности) …

Анализ … позволяет сделать следующие вывода: …

Таким образом, можно констатировать единство взглядов всех исследователей на …

Опыт … заслуживает внимания и помогает нам сделать со­ответствующие  вывода о состоянии …

Клише для диплома, характеризующие практическую значимость исследования

Вычленные нами … послужили ориентацией в опытно-экспериментальной работе

В практике (плане учета данного положения) велась работа по …

Приведем фрагмент занятия по теме ..

Многочисленные исследования (эксперименты) показывают, что определяющее влияние на возникновение (развитие …) … оказывает …

Речевые клише для диплома, использующиеся в заключении

Теоретический анализ литературы показывает, что проблема рассматривалась достаточно широко. В то же время целый ряд конкретных (методических) вопросов, связанных с … остается мало разработанным. К этим вопросам можно, прежде всего, отнести …

Практически отсутствуют исследования по …

Имеется лишь одна (несколько) работ по …

В цитировавшихся выше работах (не) рассматривался вопрос о необходимости …

Теоретический анализ литературы позволяет выделить перс­пективное направление разработки: …

Перечисленные исследования внесли серьезный вклад в …, однако по-прежнему актуальной является проблема …

При всей значимости работ названных исследователей, они не исчерпывают многих проблем, значение которых повысилось в последнее время я связи с …

Определение такого подхода к исследованию …, а также результаты проведенного теоретического анализа психолого-педагогической (методической …) литературы позволяет приступить к решению поставленной проблемы следующим образом: …

Таким образом, ретроспективный анализ исследований, посвя­щенных разработке проблемы …, позволяет сделать следующие выводы; …

В осмыслении … педагогическая наука и практика прошла довольно сложный путь

Отдавая должное тому, что было сделано предшественниками, мы тем не менее считаем, что …

В результате изучения различных источников мы пришли к

В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что …

.

studroom.ru

Речевые клише для сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Комментарий - это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Можно выделить два типа комментария:

1) Текстуальный - объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:

  • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
  • как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
  • какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?
  • какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

2) Концепционный - интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):

  • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
  • к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
  • насколько актуальна в наши дни эта проблема?
  • почему эта проблема относится к разряду вечных?
  • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
  • традиционна эта проблема или нова?
  • если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?
  • если нова, то что стало причиной ее появления?

Речевые клише для введения текстуального комментария:

  1. Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о... (повествует о..., приводит факты...).
  2. Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о... . Особенно грустно (страшно),  по мнению автора, что...

Речевые клише для введения концепционного  комментария:

Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием:

  1. Действительно, проблема: очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что... . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к ...
  2. Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: . Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном: .

www.egeigia.ru

Мастер-класс "Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише"

Разделы: Русский язык


Уважаемые коллеги! Хочу представить мастер-класс по подготовке к ЕГЭ, не ко всему экзамену в целом, а именно заданию типа С – написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.

(Приложение 1, слайд 1)

В прошлом году с учащимися 10 класса я начала подготовку к экзамену заново, так как за время, проведенное дома, я заметила некоторые изменения в требованиях выполнения заданий экзамена. С каждым годом требования к сдаче ЕГЭ по русскому языку возрастают. Несколько лет тому назад мы не придавали особого внимания заданию с развернутым ответом, акцентировали внимание на выполнение заданий типа А и В, а сейчас, как видим, требования возросли, тем более, что, выполнив эту часть работы, ученик может набрать 21 балл.

Готовясь к ЕГЭ, я обнаружила некоторые затруднения ребят в выполнении задания типа С. С начала 2 полугодия я начала 1 час в неделю уделять именно написанию сочинения-рассуждения. Изучив множество рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, а именно заданию тапа С и применяя эти методики на деле, я пришла к выводу, что наиболее приемлемый способ написания сочинения – это использование речевых клише, потому что для детей-татар, общающихся в основном на татарском языке, на мой взгляд, этот способ легкий и доступный.

Для начала я хочу, чтобы вы, уважаемые коллеги разделились на две команды. Командам предлагаю прочитать исходные тексты.

(Раздается 2 разных текста)

Прочитайте, пожалуйста, исходные тексты. Эти тексты многим из Вас знакомы, взяты они из сборников, предложенных ФИПИ.

(Раздаются бланки с алгоритмом сочинения)

Итак, давайте обратимся к алгоритму написания сочинения.

(Слайд 2)

Алгоритм написания сочинения

  1. Вступление.
  2. Постановка проблемы
  3. Комментарий к поставленной проблеме.
  4. Позиция автора.
  5. Собственная позиция.
  6. Аргумент.
  7. Литературный аргумент.
  8. Заключение.

1. Вступление. Чтобы правильно написать вступление, конечно же, потребуется определить тему текста, т.е. ответить на вопрос, о чем этот текст. Определили тему текста. Давайте вспомним, каким может быть вступление к сочинению-рассуждению?

(Слайд 3)

Вступление.

  1. Вопросно-ответное единство.
  2. Цепочка вопросительных предложений.
  3. Риторический вопрос.
  4. Цитата.
  5. Краткая справка об авторе текста.
  6. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.

Изучив, данные виды вступлений, рассмотрим речевые клише. Они даны в бланках с алгоритмом. Выберите подходящее вашему варианту текста клише, выделите его фломастером, а концовку предложения напишите в бланке.

2. Следующий пункт алгоритма сочинения – это "Постановка проблемы". Это будет второй абзац нашего сочинения. Зная о том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем , мы попробуем определить более очевидную. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Причем, не забывайте, что верно сформулированная одна из проблем исходного текста без фактических ошибок по критериям оценки выполнения задания с развернутым ответом оценивается 1 баллом.

(Слайд 4)

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
I Содержание сочинения  
К1 Формулировка проблем исходного текста  
  Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0

Какие же речевые клише можно употребить при постановке проблемы?

(Слайд 5)

В данном тексте

  • анализируется проблема...
  • автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему...
  • даётся – истолкование, описание, критическая оценка…
  • исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
  • показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…
  • подвергается – критике, рассмотрению, анализу…
  • рассматривается – вопрос, пример…
  • (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие?
  • (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое ...

Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.

3. Теперь нужно прокомментировать проблему исходного текста. Это и будет следующий абзац.

(Слайд 6)

Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы:

– Насколько актуально то, о чем пишет автор?
– На чем заостряет внимание?
– На каком материале автор раскрывает проблему?
– К каким выводам приводит читателя?

Давайте рассмотрим примеры речевых клише.

(Слайд 7)

– То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как…
– (Автор) заостряет внимание на…
– (Автор) раскрывает проблему на материале…
– Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему ...
– Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор...

Еще раз обратимся к критериям оценивания сочинения.

(Слайд 8)

К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Баллы
  Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 2
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,

но

допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.

1
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

или

допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

0

4. Позиция автора – наш следующий пункт алгоритма написания сочинения. Как выявить позицию автора?

Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: “Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?”, “Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?”

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте прямо звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл. Для этого нужно уметь понимать иронию, раскрывать сложные метафоры, приведенные в тексте.

Для выявления позиции автора можно употребить следующие виды клише.

(Слайд 9)

– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”. – (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: “(Цитата)”.
– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).
– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора)
– убедительно доказывает, что…
– обращает внимание на то, что…
– выражает тревогу…
– верно (тонко) замечает…

5. А теперь самая, на мой взгляд, креативная часть нашего сочинения, и начинается она с точки зрения собственной позиции. В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения. Посмотрим на слайд.

(Слайд 10)

Построение текста-рассуждения.

  1. Тезис.
  2. Аргументация.
  3. Вывод.

Тезисом в данном сочинении является авторская позиция, которую мы определили, ваши же аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. Я предлагаю примеры клише:

(Слайд 11)

– Я полностью соглас___ с автором текста. Ведь... Потому что...
– По-моему...
– Автор абсолютно прав, утверждая, что…
– Трудно не согласиться с автором в том, что…
– Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…
– Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
– Позволю себе с ним (автором) не согласиться.
– Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...
– На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

Выберите, пожалуйста, подходящий вариант.

(Слайд 12)

Алгоритм написания сочинения

  1. Вступление.
  2. Постановка проблемы
  3. Комментарий к поставленной проблеме.
  4. Позиция автора.
  5. Собственная позиция.
  6. Аргумент.
  7. Литературный аргумент.
  8. Заключение.

6. В шестом пункте мы должны аргументировать собственную позицию, т.е. приводя в пример жизненный опыт и два литературных аргумента, отстоять свое мнение. Это будет следующий абзац. Рассмотрим схему. Что можно считать жизненным опытом?

(Слайд 13)

В бланках сочинений даны речевые клише. Выберите вам подходящее.

(Слайд 14)

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)

– Мне не раз приходилось сталкиваться с ...
– Помню, как-то...
– Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой , но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.
– Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...

Ссылка на авторитет

– Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил...
– Любой историк скажет, что...
– Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...

7. Теперь о читательском опыте. Рассмотрим схему.

(Слайд 15)

Сейчас я вам раздам таблицу литературных аргументов. Я часто использую ее на уроках, когда мы готовимся к ЕГЭ. Возможно и вам она поможет.
В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые заготовки.

(Слайд 16)

– Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)...
– В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за...
– Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)...

Напишите литературный аргумент.
А теперь посмотрим на слайд с критериями оценки.

(Слайд 17)

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Баллы
  Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). 3
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),

или

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

2
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 1
  Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,

или

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: “Я согласен / не согласен с автором”),

или

вообще не отражено в работе.

0

8. Вот мы и пришли к финалу работы над сочинением. Последний пункт сочинения – это "Заключение".

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

(Слайд 18)

1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Для заключения я предлагаю следующие варианты клише.

(Слайд 19)

– Итак,...
– Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...
– В заключение хочется заметить, что...
– И, в конце концов, следует заметить, что...
– ... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. – Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что...
– Я не могу предложить сейчас решение проблемы – достаточно того, что “болезнь указана, а как ее излечить – это уже бог знает!

Напишите, пожалуйста, заключение.
Хочу обратить ваше внимание на критерии оценки задания с развернутым ответом.
А теперь я предлагаю еще раз "пробежаться " по написанному сочинению и прочитать, что у вас получилось.
На этом мой мастер-класс окончен. Надеюсь, этот урок будет полезен вам в подготовке выпускников К ЕГЭ по русскому языку.

(Слайд 20)

Спасибо за внимание!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

это хорошо или плохо? Употребление клише в разных стилях :: SYL.ru

Изначальное значение слова клише - это печатная форма, при помощи которой становилось возможным воспроизведение одного и того же тиснения по многу раз. Со временем переносное значение термина распространилось больше, чем сам оригинал, и теперь дефиниция даже ассоциативно возникает другая. Из нейтрального слово приобрело отрицательно-презрительную смысловую и эмоциональную окраску. Фразы-клише - это один из аргументов для критики художественного текста. Но не все так однозначно, и стоит рассмотреть аргументы как за, так и против использования этих выражений.

Определение

Итак, клише определяют как шаблонную фразу. Это выражения, которые механически воспроизводятся в типичных речевых контекстах. Термин произошел от французского cliché и имел значение трафарета, или стандарта. Это описание и по сей день используется в полиграфии.

Клише и штампы

Штамп - это выражение, схожее по значению с клише, которое обозначает все то же избитое словосочетание. Избитое в данном случае - слишком часто употребляемое. А "слишком" здесь - достаточно часто для того, чтобы потерять экспрессивность и остроту. Лексическое восприятие тускнеет настолько, что словосочетание становится стереотипным.

Универсальные слова

Заезженными могут быть и слова, и словосочетания, и выражения, и целые предложения. Словесные штампы порой идут в дополнение к обычным словам, при использовании определенных эпитетов с которыми вся фраза превращается в стереотипную. Такая их разновидность называется универсальными словами. Их употребление тесно связано с обобщением значений, они встречаются в повседневной речи и становятся привычкой. Вот их небезызвестные примеры: каждодневная работа или пламенная поддержка.

Ярко окрашенные штампы приходят в речь из публицистики: в них больше видна былая экспрессия, потерянная благодаря избитости фразы. Это месть, которая, как водится, сладкая, или планета, разумеется, голубая.

Еще большей потерянной остротой обладают литературные клише, затертые до дыр. Это самый вредный из всех типов: с претензией на уникальность. Литературные клише недопустимы в любом другом стиле, кроме художественного текста, но в них они подобны лишь надоедливым мошкам, которые не приносят никакой пользы, и лишь портят внешний вид и атмосферу. Использование клише в литературе - признак непрофессионализма и дурной тон.

Употребление клише: за

Языковые клише могут включать в себя признанные лексические конструкции, терминологию, специфику построения стиля. Вот почему их использование как готовых речевых оборотов приветствуется в официальных документах, деловом стиле или научных трудах. Пресность, придаваемая клише в примерах, подобных приведенным, - только плюс, не нарушающий гармонии монотонности и бесцветности. При помощи них составляются формы, отчетности и прочая документация - это упрощает ее заполнение и контроль. Экспрессивность - не та черта, которую ожидают увидеть в серьезных делах.

Клише для сочинения

Речевые шаблоны на самом деле могут стать отличными помощниками при написании сочинения на экзамен. Построенное на их основе задание для ЕГЭ имеет больше возможностей получить высший балл, чем уникальная структуризация, - экзаменаторы ожидают увидеть шаблонные ответы, а не креатив. Клише для сочинения-рассуждения, к примеру, содержат известные конструкции для начала предложений: во вступительном и заключительном абзацах и основной части, в которой предполагается наличие аргументации. Эти шаблоны задают тон всему тексту, помогают структурировать его и не терять нить суждения.

Примеры таких клише - это:

  • при формулировании тезиса: на мой взгляд... я поддерживаю мнение... не могу не согласиться с... безусловно, что... конечно, автор убежден, что... начнем с того, что... докажем это на примерах из текста... рассмотрим подробнее, что...;
  • при аргументации: для подтверждения сказанного обратимся к... пример... явления можно найти в... это видно из... очевидно, что...;
  • при подведении итогов: таким образом... следовательно... подведем итоги, исходя из вышесказанного... можно сделать следующий вывод.

Употребление клише: против

Использование клише крайне не рекомендуется в художественных текстах и желательно умерить их употребление и в повседневной речи. Несмотря на то что в некоторых источниках понятие штампов и клише различны, нагоняй достается только первому термину, а второй называется полезной речевой конструкцией, и те и другие способны оскуднить речь. Штампами считаются более заезженные выражения, чем клише. Но чем больше проходит времени, тем размытее становятся границы между ними.

Подобно тому, что штампы не способны развить речь, клише не способны ее разнообразить. И ровно как те, так и другие своей стереотипностью мешают выражению собственных мыслей. Клише - это полезная вещь только тогда, когда их употребление мотивированно, а для этого нужно сначала научиться обходиться без них.

www.syl.ru