Когда идут в школу в италии – Дочка пошла в итальянскую школу

Дочка пошла в итальянскую школу

Итальянская школа начинается не 1 сентября, а 14 сентября. Все две недели я чувствовала некоторый дискомфорт, что такое, сентябрь идет, а в школу у меня дочка не ходит! Лучше бы наслаждалась отдыхом, чем тревожилась. Вот и 14 сентября наступило, и мы с трудом проснулись в семь утра под радостный колокольный звон соседней церкви и крики двух будильников. Школьный двор гудел, так много там собралось людей. На стоянке перед школой, а она занимает (по итальянским меркам) просто огромную площадь, невозможно было припарковаться. На дороге стояли полицейские, которые парализовали все движение на улице. Те несчастные, которые забыли про 14 сентября, и решили проехать по дороге мимо школы, вынуждены были терпеливо ждать, когда народ втянется в школу. Но народ пришел заранее, и втягиваться не торопился. Скоро на помощь местной полиции подъехали карабинеры, и у незадачливых водителей прорваться через толпу народа шансов не осталось. Я подумала, как серьезно тут относятся к безопасности детей. Потом выяснилось, что это на самом деле серьезно, и не только из-за карабинеров. При коммуне создана специальная группа из старичков-пенсионеров, которая называется «Бдительный дедушка», это буквальный перевод, а найти эквивалента я не смогла, кроме как «народный дружинник». Так вот, эти бдительные дедушки, которые иногда и бабушки, в ярко-желтых накидках с надписью «nonno vigile» сейчас каждое утро останавливают машины у пешеходного перехода до начала занятий и после занятий. Иногда посмотреть, все ли в порядке, подходит и полицейский.

В школу родителям можно было зайти только в первый день, сейчас родителей не пускают дальше холла. Как только учитель детей уводит, двери школы закрываются, и в холле остается дежурный, который никого ни в школу, ни из школы не выпускает. Если что-то случается, то кого-нибудь из родителей вызывают по телефону, и ребенка выдают в холле в присутствии дежурного. Если родители что-то забыли дома и донесли это в школу позже, то они стоят и ждут, когда за их ребенком сходят, приведут под присмотром, и также под присмотром уведут и посадят на место. После занятий учитель выводит свой класс и передает детей из рук в руки родителям. Правда, это касается детей до 12 лет. После 12 лет дети из школы выходят сами, но судя по количеству народа, который приходит каждый раз к концу занятий, родители все равно встречают своих деток, даже если им уже и больше 12 лет.

В первый день занятий никто из детей не принес в школу ни цветочка. Белых фартучков и бантов тоже не было. Все детки начальной школы одеты в черные халатики, у девочек халатики длинные, у мальчиков коротенькие. Мы, конечно, видели эти халатики в витринах магазинов и в супермаркетах, но даже не подумали купить. Как-то мне не верилось, что итальянские дети будут это носить. Оказалось, еще как будут. Все-все-все детки младших классов пришли в этих халатиках. И наша дочка единственная была без халатика, и сильно в толпе малышей выделялась. Она тут же начала нас уговоривать этот халатик купить, чтобы быть «как все», И сейчас, довольная, ходит в школу в своем черном хлопчатобумажном халатике с белым воротничком. Стоит он, между прочим, 24 евро, а в одном особенно дорогом бутике мы видели такой халатик даже за 44 евро. Надевается халатик поверх одежды, и все то, что я накупила дочке «в школу», кофточки, блузочки, футболочки, теперь надежно под ним скрыто.

В классе у дочки три ряда столов, и детки расселись поначалу кто куда хотел. Потом, как сказала дочка, их всех пересадили. Нашу тоже пересадили, подальше от девочки, с которой они постоянно тыкались карандашами. Дочка утверждает, что девочка первая начала тыкать, и даже тыкала больно. Но потом проговорилась, что она «нечаянно» так ткнула эту девочку, что та побежала жаловаться учительнице. «А она видела, что я нечаянно!» – возмущался ребенок. Уж не знаю, что там случилось, но сидит она теперь на другом месте.

В итальянской школе нет привычных нам 45-минутных уроков. Здесь занятия начинаются в 8.15 утра и идут до 10 утра, потом 15-минутная перемена, во время которой детки едят, и снова занятия до 12.15. Потом обеденный перерыв до 14.10 (мы забираем дочку домой и кормим, а есть дети, которые едят в школьной столовой), и снова два часа занятий. В 16.15 звенит звонок, и детей отпускают домой. Мы поначалу были немного расстроены продолжительностью занятий. Мне казалось, что деткам надо давать больше возможности побегать, то есть перемен должно быть больше. Но дочка не страдает, наоборот, ей даже нравится, и мы как-то успокоились. В перерыв их выводят на улицу, сажают на какие-то ступеньки, как она рассказывает, и они едят. Наша любит круасаны, поэтому перед школой мы обязательно забегаем в кафе и покупаем ей свежий круасан на завтрак, другие, как рассказывает дочка, едят чипсы, печенья, бутерброды с колбасой. В общем, все, как у нас.

В первый же день нам вручили бумагу, в которой были расценки на школьный автобус и на обеды в школьной столовой. На следующий день была новая бумага, с расценками на посещение бассейна со скидками для школьников. Автобус стоит около 300 евро в год на одного ребенка, один купон на обед в столовой стоит около трех евро (на день надо два купона), одно посещение бассейна – 7 евро. И оплату надо внести не позднее 30 сентября. Я подумала о том, сколько же сразу должны выложить родители, у которых, например, трое детей, и им надо и школьный автобус, и обеды в школе. Потом нам дали четвертую бумажку с перечнем учебников для ребенка. Мы еще не покупали, но соседский мальчик уже свои книги заказал в карталерии (учебники в Италии сначала заказывают, оплачивают, только потом их привозят), и они обошлись ему почти в 200 евро. Это о бесплатности итальянской школы. Ну, и еще о неприятном, о тяжести школьных рюкзаков. Они просто неподъемные, даже у малышей. В рюкзаке у дочки четыре тетради, а итальянские тетради, это не наши тетрадки в 12 листочков, это тетради формата А4 в 36 листов, пенал в три отделения, чтобы и фломастеры, и карандаши, и клей, и линейки, – все было, страшно представить, что туда же скородобавятся еще и учебники. Дети старших классов просто сгибаются под тяжестью рюкзаков.

А вот о насыщенности программы худого слова не скажу. Тетради у ребенка все исписаны, разрисованы, я иногда поражаюсь, как много дети успевают сделать за одно занятие! Правда, им не дают, как в наших школах, читать по 7-8 страниц, писать по пять страниц. Ну, и хорошо, что не дают, я очень этому рада. Зато за каждое хорошо выполненное задание обязательно похвалят. Дочка уже дважды выходила совершенно счастливая, дожевывая конфетку. Один раз ей дали конфетку за рисунок. Хороший рисунок, я бы тоже ей конфетку дала, если бы она и без того не ела так много сладостей. Вторую конфетку она получила за то, что быстрее всех куда-то добежала на физкультуре. Эти конфетки детям меня как-то особенно трогают. А сегодня дочка рассказывает: «Я нарисовала плюшевого мишку и пошла к маэстре, чтобы она мне написала «brava»! Она уверена, что ничего другого маэстра ей не напишет. У нее в тетрадках на самом деле надписи только хвалебные: «molto bene» и «brava». Вообще-то в итальянской школе 10-балльная система оценок, где пятерка – это неудовлетворительно, шестерка-семерка – тройка, восьмерка – хорошо, девятка и десятка – отлично. Но маленьким деткам оценки не ставят, только хвалят. Да и задания им задают несложные. Дочка в Казахстане такие задания выполняла в четыре года в школе при Дворце детства. Например, справа поместить вот эти предметы, а слева – эти. Или раскрасить на этой картинке предметы внутри круга, а на второй картинке – предметы снаружи. Или завершить ряд из чисел : 1231… При таких темпах я даже не знаю, к какому классу они должны научиться читать или писать. На прошлой неделе они учились писать букву «е». Это пятая буква итальянского алфавита. На этой неделе ни одной новой буквы они не изучали, только повторяли пройденный материал.

В классе у дочки учится парализованная девочка-инвалид. В Италии нет специализированных школ, поэтому дети-инвалиды, если они не представляют угрозу для других детей, учатся в обычной школе. Остальных детей учат с сочувствием относиться к ним. Как говорит дочка, к девочке часто подходят детки и гладят ее по щеке, по волосам. Только одна хулиганка как-то заметила, что девочка заснула, подбежала к ней и закричала «Алло, алло», и даже попыталасс той пальцами веки приоткрыть.Подошла учительница и долго девочке рассказывала, что так делать не надо. В классе у нашего соседского русского мальчика учится девочка с задержкой в умственном развитии. Он говорит, что ей единственной учителя никогда не делают замечания. Ни когда она кричит на весь класс, ни когда начинает швырять рюкзак в мусорную карзину. Просто терпеливо ждут, когда она успокоится и продолжают урок.

У моей дочки в классе 22 ребенка и четыре учителя. Одна объясняет, что надо делать. вторая и третья ходят от ребенка к ребенку и помогают им выполнять задание, четвертая присматривает за девочкой-инвалидом. Дочка иногда жалуется, что утром занятия долго не начинаются и ей становится скучно. А не начинаются занятия, потмоу что «тети разговаривают». Могу себе представить. Двоих итальянок достаточно, чтобы парализовать движение по тротуару, а тут каждый день встречаются четыре итальянских женщины! Вообще, прошграмма итальянских школ сильно напоминает нашу программу. за исключением разве чтопредмета, которого у нас нет – Антология. Мне идея понравилась. В учебнике собраны небольшие статьи на самые разные темы, начиная от статей об использовании альтернативных источников энергии, и заканчивая рассуждениями о пользе катания на велосипедах. В промежутке все, что угодно, о том, где и когда выращивают пальмы, как делается алюминиевая баночка для газировки, какой она толщины и какую нагрузку испытывает. В общем, такие научно-познавательные статейки, которые легко читаются, дают массу новой информации, а ребенок должен просто изложить прочитанное устно и на бумаге. Понравился мне предмет Техника. Это что-то вроде нашего урока труда, только вместо навыков токарного дела для мальчиков и шитья для девочек, в учебнике дана информация, как работает завод по производству бумаги, или полный расклад, как строится дом, как проводится с нем газопровод, канализация, электричество.

С 4 класса все ученики итальянской школы в обязательном порядке изучают игру на каком-нибудь музыкальном инструменте, вне зависимости от того, есть у ребенка слух или нет. В нашей канальской школе выбрали флейту, родителям объяснили, что даже если ребенок не научится играть, все равно занятия на флейте благотворно скажутся на его дыхании.

voyevod.livejournal.com

Школа в Италии

Мой старший сын (второклассник) в прошлом учебном году защищал проект “Школа в Италии”, где он рассказал о своем итальянском друге-ровеснике. Мама у него русская, а папа итальянец и каждое лето семья приезжает в Россию. Хочу с вами поделиться, это оказалось очень интересно.
Антонио учится в третьем классе итальянской школы. Когда я пошел в первый класс, мне стало интересно, чем отличается итальянская школа от нашей российской. Я решил расспросить об этом у Антонио. Но так как мы видимся только раз в году летом, то мы с мамой задавали все интересующие нас вопросы по интернету, а Антонио с со своей мамой отвечали. Вот такой рассказ у нас с ними получился.
Начальную школу дети начинают посещать в Италии по достижении 5,5-6 лет и обучаются на протяжении 5 лет. Здесь школьники изучают обязательные дисциплины, такие как математика, музыка, физкультура, учатся читать и писать, а также изучают любой иностранный язык на выбор. По завершении курса начальной школы учащиеся сдают выпускной экзамен. При положительной оценке ребёнок получает документ об окончании школы, дающий ему возможность перейти в среднюю школу.

Первый день учебного года, как правило, в середине сентября, когда спадает сильный зной и становится не так жарко. Этот день не такой уж и торжественный, не принято дарить цветы учителям, нет торжественной линейки.
Антонио, как и другие школьники в Италии, ходит в школу с портфелем. Он может носить его за спиной, как рюкзачок, а может катить как чемоданчик по асфальту.
В итальянской школе нет раздевалки, как у нас. Сменную обувь дети не носят, и в школе, и на улице ходят в одной обуви. Но в коридоре у каждого ученика есть свой крючок на стене, где висит пакет с его физкультурной формой и кроссовками.
Ребята учатся с 8-30 до 16-30, у них всего две перемены:
• с 10.30 до 11.00 – перекус фруктами
• с 13.00 до 14.30 – обед, игры в школьном дворе
Обед ребята берут с собой из дома в специальных контейнерах.
Учителей несколько. Основной преподаватель (классный руководитель) ведёт математику, естествознание, географию. И отдельно: итальянский язык и литература, англ.яз, история, религия, физкультура.
Уроки проходят по-разному, в зависимости от предмета, но длится урок около двух часов. Если математика или итальянский язык, то дети сидят все два часа за партами и занимаются. На естествознании много опытов, поэтому они там передвигаются. По географии тоже часто групповые задания, проекты, рисунки, если надо, то ученики могут вставать из-за парт во время урока.
На уроке музыки все дети с 3 класса школы учатся играть на флейте и будут играть на ней 6 лет. А еще они разучивают танцы народом мира. Я вам позже их покажу.
Оценки ставят со второго полугодия первого класса, табель с оценками выдают два раза в год. Отметки ребятам ставят по десятибалльной системе. Наша “пятерка” в Италии 10. Когда Антонио спросил меня на какие отметки я учусь и я гордо ответил, что на «5», Антонио решил, что я нерадивый ученик, ведь для итальянского школьника 5,то же самое, что у нас 3-. Вместо одного дневника как у нас, у Антонио их сразу несколько. Дневник форматом А5, тетради – А4, каждый цвет соответствует своему предмету.
Также по каждому предмету есть учебная тетрадь, совсем как у нас. Первые два года дети пишут карандашом (и стирают резинкой, где надо), а потом используют стирающиеся ручки.
Я обратил внимание, что у Антонио очень аккуратный красивый почерк. А еще я заметил, что учителя не ставят в тетради отметки, а что-то пишут. Мы спросили об этому Антонио. Оказалось, что учителя не ставят в тетрадь балльные оценки, а пишут слова: «Молодец!”, «Очень хорошо”, а вот в школьный табель заносят оценки.
Я заметил, что математика в Италии сложнее ч, чем у нас, а вот английский язык намного легче.
Антонио, как и я, часто делает разные учебные проекты. Например, он изготовил ЛЕПБУК «Флора и фауна», а я делал ЛЕПБУК «Жизнь леса».
Еще итальянские третьеклассники делают много письменных сообщений в тетради (все пишут от руки).
Есть у итальянских школьников и внеклассная работа. Например, в конце учебного года, все классы устраивают концерт для своих родителей, где поют по пять песен по параллелям.
Есть у них и свой школьный гимн.
А еще у них есть интересная традиция: весной в школу приходят будущие первоклассники и для них устраивают день открытых дверей, поют песни, танцуют. И еще для каждого первоклассника выбирают тьютора (наставника) из числа учащихся, который будет поддерживать, помогать, показывать новичку что где находиться, объяснять правила школы. Мне эта традиция кажется полезной и интересной и я предлагаю ее ввести в нашей школе.
У итальянских школьников нет осенних каникул, да и весенние каникулы разбиты на два раза: два-три дня на Пасху и пару дней на Карнавал.


Лепбук “Флора и фауна”

Тетрадь по математике

Раздевалка

Дневник форматом А5, тетради – А4, каждый цвет соответствует своему предмету.


xn--j1ahfl.xn--p1ai

Дочка пошла в итальянскую школу

Итальянская школа начинается не 1 сентября, а 14 сентября. Все две недели я чувствовала некоторый дискомфорт, что такое, сентябрь идет, а в школу у меня дочка не ходит! Лучше бы наслаждалась отдыхом, чем тревожилась. Вот и 14 сентября наступило, и мы с трудом проснулись в семь утра под радостный колокольный звон соседней церкви и крики двух будильников. Школьный двор гудел, так много там собралось людей. На стоянке перед школой, а она занимает (по итальянским меркам) просто огромную площадь, невозможно было припарковаться. На дороге стояли полицейские, которые парализовали все движение на улице. Те несчастные, которые забыли про 14 сентября, и решили проехать по дороге мимо школы, вынуждены были терпеливо ждать, когда народ втянется в школу. Но народ пришел заранее, и втягиваться не торопился. Скоро на помощь местной полиции подъехали карабинеры, и у незадачливых водителей прорваться через толпу народа шансов не осталось. Я подумала, как серьезно тут относятся к безопасности детей. Потом выяснилось, что это на самом деле серьезно, и не только из-за карабинеров. При коммуне создана специальная группа из старичков-пенсионеров, которая называется «Бдительный дедушка», это буквальный перевод, а найти эквивалента я не смогла, кроме как «народный дружинник». Так вот, эти бдительные дедушки, которые иногда и бабушки, в ярко-желтых накидках с надписью «nonno vigile» сейчас каждое утро останавливают машины у пешеходного перехода до начала занятий и после занятий. Иногда посмотреть, все ли в порядке, подходит и полицейский.

В школу родителям можно было зайти только в первый день, сейчас родителей не пускают дальше холла. Как только учитель детей уводит, двери школы закрываются, и в холле остается дежурный, который никого ни в школу, ни из школы не выпускает. Если что-то случается, то кого-нибудь из родителей вызывают по телефону, и ребенка выдают в холле в присутствии дежурного. Если родители что-то забыли дома и донесли это в школу позже, то они стоят и ждут, когда за их ребенком сходят, приведут под присмотром, и также под присмотром уведут и посадят на место. После занятий учитель выводит свой класс и передает детей из рук в руки родителям. Правда, это касается детей до 12 лет. После 12 лет дети из школы выходят сами, но судя по количеству народа, который приходит каждый раз к концу занятий, родители все равно встречают своих деток, даже если им уже и больше 12 лет.

В первый день занятий никто из детей не принес в школу ни цветочка. Белых фартучков и бантов тоже не было. Все детки начальной школы одеты в черные халатики, у девочек халатики длинные, у мальчиков коротенькие. Мы, конечно, видели эти халатики в витринах магазинов и в супермаркетах, но даже не подумали купить. Как-то мне не верилось, что итальянские дети будут это носить. Оказалось, еще как будут. Все-все-все детки младших классов пришли в этих халатиках. И наша дочка единственная была без халатика, и сильно в толпе малышей выделялась. Она тут же начала нас уговоривать этот халатик купить, чтобы быть «как все», И сейчас, довольная, ходит в школу в своем черном хлопчатобумажном халатике с белым воротничком. Стоит он, между прочим, 24 евро, а в одном особенно дорогом бутике мы видели такой халатик даже за 44 евро. Надевается халатик поверх одежды, и все то, что я накупила дочке «в школу», кофточки, блузочки, футболочки, теперь надежно под ним скрыто.

В классе у дочки три ряда столов, и детки расселись поначалу кто куда хотел. Потом, как сказала дочка, их всех пересадили. Нашу тоже пересадили, подальше от девочки, с которой они постоянно тыкались карандашами. Дочка утверждает, что девочка первая начала тыкать, и даже тыкала больно. Но потом проговорилась, что она «нечаянно» так ткнула эту девочку, что та побежала жаловаться учительнице. «А она видела, что я нечаянно!» – возмущался ребенок. Уж не знаю, что там случилось, но сидит она теперь на другом месте.

В итальянской школе нет привычных нам 45-минутных уроков. Здесь занятия начинаются в 8.15 утра и идут до 10 утра, потом 15-минутная перемена, во время которой детки едят, и снова занятия до 12.15. Потом обеденный перерыв до 14.10 (мы забираем дочку домой и кормим, а есть дети, которые едят в школьной столовой), и снова два часа занятий. В 16.15 звенит звонок, и детей отпускают домой. Мы поначалу были немного расстроены продолжительностью занятий. Мне казалось, что деткам надо давать больше возможности побегать, то есть перемен должно быть больше. Но дочка не страдает, наоборот, ей даже нравится, и мы как-то успокоились. В перерыв их выводят на улицу, сажают на какие-то ступеньки, как она рассказывает, и они едят. Наша любит круасаны, поэтому перед школой мы обязательно забегаем в кафе и покупаем ей свежий круасан на завтрак, другие, как рассказывает дочка, едят чипсы, печенья, бутерброды с колбасой. В общем, все, как у нас.

В первый же день нам вручили бумагу, в которой были расценки на школьный автобус и на обеды в школьной столовой. На следующий день была новая бумага, с расценками на посещение бассейна со скидками для школьников. Автобус стоит около 300 евро в год на одного ребенка, один купон на обед в столовой стоит около трех евро (на день надо два купона), одно посещение бассейна – 7 евро. И оплату надо внести не позднее 30 сентября. Я подумала о том, сколько же сразу должны выложить родители, у которых, например, трое детей, и им надо и школьный автобус, и обеды в школе. Потом нам дали четвертую бумажку с перечнем учебников для ребенка. Мы еще не покупали, но соседский мальчик уже свои книги заказал в карталерии (учебники в Италии сначала заказывают, оплачивают, только потом их привозят), и они обошлись ему почти в 200 евро. Это о бесплатности итальянской школы. Ну, и еще о неприятном, о тяжести школьных рюкзаков. Они просто неподъемные, даже у малышей. В рюкзаке у дочки четыре тетради, а итальянские тетради, это не наши тетрадки в 12 листочков, это тетради формата А4 в 36 листов, пенал в три отделения, чтобы и фломастеры, и карандаши, и клей, и линейки, – все было, страшно представить, что туда же скородобавятся еще и учебники. Дети старших классов просто сгибаются под тяжестью рюкзаков.

А вот о насыщенности программы худого слова не скажу. Тетради у ребенка все исписаны, разрисованы, я иногда поражаюсь, как много дети успевают сделать за одно занятие! Правда, им не дают, как в наших школах, читать по 7-8 страниц, писать по пять страниц. Ну, и хорошо, что не дают, я очень этому рада. Зато за каждое хорошо выполненное задание обязательно похвалят. Дочка уже дважды выходила совершенно счастливая, дожевывая конфетку. Один раз ей дали конфетку за рисунок. Хороший рисунок, я бы тоже ей конфетку дала, если бы она и без того не ела так много сладостей. Вторую конфетку она получила за то, что быстрее всех куда-то добежала на физкультуре. Эти конфетки детям меня как-то особенно трогают. А сегодня дочка рассказывает: «Я нарисовала плюшевого мишку и пошла к маэстре, чтобы она мне написала «brava»! Она уверена, что ничего другого маэстра ей не напишет. У нее в тетрадках на самом деле надписи только хвалебные: «molto bene» и «brava». Вообще-то в итальянской школе 10-балльная система оценок, где пятерка – это неудовлетворительно, шестерка-семерка – тройка, восьмерка – хорошо, девятка и десятка – отлично. Но маленьким деткам оценки не ставят, только хвалят. Да и задания им задают несложные. Дочка в Казахстане такие задания выполняла в четыре года в школе при Дворце детства. Например, справа поместить вот эти предметы, а слева – эти. Или раскрасить на этой картинке предметы внутри круга, а на второй картинке – предметы снаружи. Или завершить ряд из чисел : 1231… При таких темпах я даже не знаю, к какому классу они должны научиться читать или писать. На прошлой неделе они учились писать букву «е». Это пятая буква итальянского алфавита. На этой неделе ни одной новой буквы они не изучали, только повторяли пройденный материал.

В классе у дочки учится парализованная девочка-инвалид. В Италии нет специализированных школ, поэтому дети-инвалиды, если они не представляют угрозу для других детей, учатся в обычной школе. Остальных детей учат с сочувствием относиться к ним. Как говорит дочка, к девочке часто подходят детки и гладят ее по щеке, по волосам. Только одна хулиганка как-то заметила, что девочка заснула, подбежала к ней и закричала «Алло, алло», и даже попыталасс той пальцами веки приоткрыть.Подошла учительница и долго девочке рассказывала, что так делать не надо. В классе у нашего соседского русского мальчика учится девочка с задержкой в умственном развитии. Он говорит, что ей единственной учителя никогда не делают замечания. Ни когда она кричит на весь класс, ни когда начинает швырять рюкзак в мусорную карзину. Просто терпеливо ждут, когда она успокоится и продолжают урок.

У моей дочки в классе 22 ребенка и четыре учителя. Одна объясняет, что надо делать. вторая и третья ходят от ребенка к ребенку и помогают им выполнять задание, четвертая присматривает за девочкой-инвалидом. Дочка иногда жалуется, что утром занятия долго не начинаются и ей становится скучно. А не начинаются занятия, потмоу что «тети разговаривают». Могу себе представить. Двоих итальянок достаточно, чтобы парализовать движение по тротуару, а тут каждый день встречаются четыре итальянских женщины! Вообще, прошграмма итальянских школ сильно напоминает нашу программу. за исключением разве чтопредмета, которого у нас нет – Антология. Мне идея понравилась. В учебнике собраны небольшие статьи на самые разные темы, начиная от статей об использовании альтернативных источников энергии, и заканчивая рассуждениями о пользе катания на велосипедах. В промежутке все, что угодно, о том, где и когда выращивают пальмы, как делается алюминиевая баночка для газировки, какой она толщины и какую нагрузку испытывает. В общем, такие научно-познавательные статейки, которые легко читаются, дают массу новой информации, а ребенок должен просто изложить прочитанное устно и на бумаге. Понравился мне предмет Техника. Это что-то вроде нашего урока труда, только вместо навыков токарного дела для мальчиков и шитья для девочек, в учебнике дана информация, как работает завод по производству бумаги, или полный расклад, как строится дом, как проводится с нем газопровод, канализация, электричество.

С 4 класса все ученики итальянской школы в обязательном порядке изучают игру на каком-нибудь музыкальном инструменте, вне зависимости от того, есть у ребенка слух или нет. В нашей канальской школе выбрали флейту, родителям объяснили, что даже если ребенок не научится играть, все равно занятия на флейте лаготворно скажутся на его дыхании.

voyevod.livejournal.com

Зарубежное образование: итальянские школа – поступление, обучение, подход к детям, стоимость

Присоединяйтесь к нашей экскурсии по Италии, узнаем об итальянской начальной школе: когда и как поступают в школу, покупают ли учебники, задают ли в первом классе домашку, можно ли детям стирать написанное и сколько клеточек отступать от поля?

Будет интересно. 😉

Катерина Кравчук-Рудомёткина – мама, диджитал-маркетолог, автор статьи

В этом году мой сын пошел во второй класс начальной школы в Италии. За полтора года его обучения здесь я успела миллион раз за него порадоваться именно из-за итальянской школы. Правда, наш опыт, как показывает практика и общение с местными родителями, не является показательным для всей Италии. Более того, со школой нам повезло даже исключительно в рамках этой страны. Начну с начала.

Особенности приема в школу

Итальянское школьное образование, как и в целом европейское, имеет разделение на начальную, среднюю, среднюю высшую школу (колледж) и собственно высшее образование, то есть, институты/университеты.

Чтобы попасть в школу, достаточно прийти в нее и заполнить пакет документов.

Ни одна школа не имеет права отказать в приеме потенциальному ученику.

А в том случае, если в школе нет мест, коммуна должна предложить ему альтернативный вариант.

Короче, без школы здесь не могут оставить. Более того, нередко принимают даже нелегалов без документов все по той же причине

Никому нельзя отказывать в базовом праве на образование.

Анкеты при приеме в школу здесь значительные – до десяти страниц с различными вопросами. Среди ключевых – кто будет забирать ученика из школы, будет ли ребенок ходить на религиоведение и как он будет добираться школы и из нее.

Чтобы ребенка могли забрать родители, бабушки-дедушки, няни, нужны копии документов и соответствующие подписанные ими заявления. Без них вашего ребенка никому, кроме родителей, не отдадут.

Если родители не состоят в браке или разведены, анкетирование увеличивается вдвое, собственно как и предоставление разрешений.

К слову, религиоведение – необязательная школьная дисциплина.Сначала мы от нее отказались, поскольку думали, что это что-то типа католических проповедей и чтения Библии. Но оказалось, что религиоведение рассказывает школьникам о всех существующих религиях и пропагандирует среди детей толерантное отношение друг к другу, независимо от вероисповедания, национальности и пола. Поэтому мы изменили свое решение и приняли этот предмет.

Такое демократическое отношение и наличие выбора мне невероятно импонирует.

Так, недавно в школе праздновали Хэллоуин. Дети уже с самого утра приходили в невероятных костюмах и с раскрашенными лицами. После обеда они ходили по городу и собирали конфеты по домам. А вечером после школы всех собрали на вечеринке, где главным развлечением была большая ПИНЬЯТА – огромная игрушка, набитая до краев конфетами. Дети по очереди подходили к ней с закрытыми глазами и били по ней битой, пока она не упала на пол, разбросав повсюду свою сладкую начинку. Вся школа праздновала. Кроме одной семьи. Родители двух сыновей заявили, что не хотят, чтобы их дети праздновали этот неитальянский праздник. Без проблем – никакого давления или осуждения.

По школьной логистике

Ребенок может добираться либо школьным автобусом, либо его могут привозить любым образом родители или уполномоченные ими люди. Логистика оплачивается отдельно, в зависимости от того, сколько километров от вашего дома или места посадки на автобус в школу.

Дошкольное образование и первый класс

Дошкольное образование в Италии обязательно. И на севере страны, где моя семья живет, большинство родителей отправляют малышей с 5-ти лет на обучение. Правда, обучение проходит в очень  лайтовом режиме со сном, играми и занятиями в максимально игровой форме.

Когда мы переехали в Италию, сыну было уже 6 лет, поэтому мы несколько опоздали, потому что в первый класс здесь идут в 6. Но мы решили отходить два месяца весны в сад, а уже с сентября начать первый класс школы полноценно. Парню нужно было время для адаптации, ведь когда мы приехали в Италию, сын знал разве несколько слов на итальянском, так что каждый день перед садиком я ему повторяла ключевые фразы: «дайте воды» и «можно мне в туалет».

Воспитательница входила в наше положение и ежедневно учила с малым наиболее употребительные и нужные слова. Правда, все равно первые месяцы в первом классе нам давались трудно. Кирилл не всё понимал, стеснялся, боялся сказать что-то не так, но дружеская атмосфера и поддержка сделали свое дело – на первой встрече с учителями, проходившей по результатам первого школьного семестра, не было никаких нареканий на успехи парня. Нам посоветовали читать на каникулах книги на итальянском.

В общении и понимании сверстников и учителей проблем уже не было. За полтора года в Италии сын разговаривает так, будто всю жизнь прожил здесь. Пишет итальянское эссе не хуже одноклассников, постоянно исправляет мои ошибки в итальянском. Более того, когда говорит на родном языке у него ощутимый очень сильный итальянский акцент.

Как итальянцы на родительские собрания ходили

Родительское собрание здесь проводятся два раза: в начале года и, если есть такая необходимость, в конце. На этих встречах не обсуждается личные качества / потребности или проблемы одного из учеников. Их основная тема – это организация обучения: школьные поездки, питание, расписание, книги / тетради, особенности обучения, знакомство с новыми учителями, методиками обучения и тому подобное.

Родители обсуждают своих детей с учителями лицом к лицу, а именно результаты обучения – на встречах, которые проводят в конце каждого семестра.

Через неделю-две после начала обучения вывешивается график, когда родители могут забронировать для себя индивидуальные встречи с учителями, которые преподают у их детей.

О финансах

Первые пять классов начальной школы книги выдают бесплатно. Единственную книгу, которую мы покупали, это – книга-тетрадь на летние каникулы. Так как мы ходим в муниципальную школу, то платим только за питание – 4,80 евро в день. Правда, для тех, кто выбрал для обучения школу, не относящуюся к коммуне по прописке, стоимость обучения будет выше – 6 евро в день.

Есть в Италии и частные школы, оплата в которых варьируется от 300 евро в месяц и выше. Кстати, недавно наткнулась на статью, где журналисты обсуждали тот факт, что в нашей провинции (Парме) высокие цены на питание в регионе. Это касается как школ, так и заведений общественного питания.

Договор на питание заключается в коммуне, там же выдается личный логин и пароль отдельного электронного кабинета, где можно контролировать оплату.

Родители выбирают, как платить: на год вперед или помесячно. Если ребенок отсутствует в школе, оплата не снимается. Отдельно оплачиваются специальные школьные поездки и экскурсии, но не все. Есть те, которые оплачиваются коммуной, для которых предоставляется транспорт, и есть дополнительные, которые в начале года принимаются родители и учителями.

Занятия

Так как мой сын учится в небольшой школе, стандартного разделения на первый, второй, третий классы здесь нет.

Вся начальная школа занимается вместе, но на отдельные занятия первый-второй или старших забирают в отдельный класс.

Этот подход похож на тот, который характерен для вальфдорской педагогики. Здесь дети учатся строить отношения не только со сверстниками, но и с младшими и старшими. Более того, так как в здании школы расположен и садик, дети учатся контактировать даже с самыми маленькими и находить с ними общий язык.

Занятия проводятся интерактивно с песнями, музыкой, видео. Между занятиями детям ставят разную музыку.

В хорошую погоду занятия проводятся во дворе школы или в парках рядом. Дети минимум дважды в день гуляют на улице полчаса, но ни один ученик не привязан к стулу, поэтому каждый может выйти на улицу на переменах.


У входа в школу стоят деревянные полочки с резиновыми сапожками, в них дети играют во дворе во время дождливых периодов.

Стены и здание школы оклеены фотографиями из поездок и школьных праздников, детскими рисунками и другими результатами работы на предмете, который здесь называется «Искусство».

Кстати, в конце года все произведения искусства вашего ребенка вам передадут аккуратно сложенными в папочке с подписями и даже датами.

Вы удивитесь, увидев, сколько в первом классе здесь пишут произведений. Не на каждой странице итальянского  – хоть небольшое задание, которое предусматривает небольшой рассказ школьника о себе. Большое внимание уделяется эмоциям и чувствам: как ты себя чувствовал, когда впервые поссорился со своим лучшим другом; какие эмоции испытал, когда увидел море, какое твое любимое место, какие эмоции  ты там чувствуешь и все в таком духе.

Для второго класса мы покупали тетради в клетку и косую линию. Тетради все формата А4. В первом классе клеточка была большая, в этом – на несколько миллиметров меньше.

По украинским меркам  в итальянских тетрадях полный хаос…

… никаких отступлений в две клеточки, никаких проведенных линий красной ручкой. Внутри рисунки – дети постоянно рисуют, задания написаны и очень часто отдельно вклеены учителями внутри.

В первом классе писали исключительно карандашом. Во втором пишут карандашом и специальными ручками, которые стираются. За месяц обучения было написано более 10 произведений на итальянском.

Правда, в этом году уже учатся писать прописью.

Мой малый очень волновался, что уже второй класс, а домашнего задания никто не задает, хотя должны. Вот прошел месяц, и постепенно начали давать домашние задания. Как правило, для них с головой хватает 15-20 минут.

Все тетради и книги целую неделю держат в школе. Тетради с заданиями или без приносят только в пятницу, чтобы родители посмотрели, чем целую неделю занимался их ребенок в школе.

Фото: автор, depositphotos.com

Читайте также

4mama.ua

Школьное образование в Италии. |

Часть наших клиентов переезжает в Италию семьями. Кто–то с мужем или женой или мамой, а кто – то с детьми школьного возраста. В последнем случае, сразу встает вопрос, а куда можно определить моего несовершеннолетнего ребенка? Как записать в школу?

Согласно статье 34 Конституции Итальянской Республики «Школы открыты для всех. Начальное образование длительностью не менее восьми лет является обязательным и бесплатным. Способные и достойные ученики, даже если они лишены средств, имеют право перехода на высшие ступени обучения. Республика обеспечивает это право с помощью стипендий, пособий семьям и других видов помощи, которые должны предоставляться по конкурсу». (Costituzione della Repubblica Italiana, Articolo 34  «La scuola è aperta a tutti. L’istruzione inferiore, impartita per almeno otto anni, è obbligatoria e gratuita. I capaci e meritevoli, anche se privi di mezzi, hanno diritto di raggiungere i gradi più alti degli studi. La Repubblica rende effettivo questo diritto con borse di studio, assegni alle famiglie ed altre provvidenze, che devono essere attribuite per concorso».)

Таким образом, обучение в итальянской законодательной системе имеет двойственную природу — право и обязанности одновременно: право на получение образования и одновременно с этим обязанность посещать школу до достижения 16 лет. Поэтому, несовершеннолетние иностранные граждане, находящиеся на территории Италии, независимо от законности их пребывания имеют право на бесплатное образование на равных условиях с итальянскими гражданами.

Запись в общеобразовательную школу выполняется согласно порядку и условиям, предусмотренным для несовершеннолетних граждан Италии, и может быть производиться в любой период учебного года. Если несовершеннолетний иностранец не имеет вида на жительство, он все равно должен поступить в школу с оговоркой и получить документ об окончании курса обучения. Для определения, в какой класс должен быть принят несовершеннолетний, обычно принимается во внимание его возраст, за исключением решения совета преподавателей о принятии его в другой класс, учитывая: школьную систему страны происхождения школьника; знания, способности и подготовку школьника; пройденный учебный курс и полученные свидетельства об образовании.

В национальную систему образования входят государственные и частные школы. Обязательное образование состоит из двух учебных циклов: первый включает в себя начальную школу и школу первой степени. Второй цикл включает в себя лицеи и профессионально технические училища и образование — профессиональную подготовку. Второй цикл позволяет поступить в Университет.

В Италии система школьного образования организована следующим образом:

ДЕТСКИЕ ЯСЛИ          

Для детей от 3 месяцев до 3 лет существуют государственные и частные ясли. Итальянские мамы предпочитают не отдавать своего р

shumska.wordpress.com

Обучение в Италии. Немного о частных школах. Часть 1.

Частная школа в Италии. Сколько стоит обучение?

Как источник по системе образования в Италии я использовала эту страницу Википедии. Я заметила, что сами родители школьников часто плохо ориентируются в этой системе, бесполезно расспрашивать итальянцев. Тем более, что в 2003 году была проведена сложная школьная реформа.
Статья в Википедии написана очень толково, но в детали пока вникать не обязательно.
http://it.wikipedia.org/wiki/Scuola_primaria_in_Italia

Отмечу, что есть частные школы, которые ведут обучение по государственной программе (равноценные, или paritarie-паритариэ) и частные школы, работающие по международным программам типа l’International Baccalaureate Primary Years Programme (PYP). Первые дешевле, вторые дороже.

Напомню , что система обязательного обучения делится на 2 уровня :
Scuola primaria (scuola elementare)- Начальная школа.
Scuola media (secondaria di I grado)-Средняя школа 1 ступени.
Начиная с 6 лет,и до окончания Scuola media , вы ОБЯЗАНЫ обучать ребенка. Этого требует закон об образовании.

На любом образовательном уровне существуют школы государственные и частные,т.е. платные.

Эти 2 уровня входят в систему обязательного обучения. Заканчивают обязательную школу в 14 лет. Но, поскольку по закону работать можно начинать только в 18 лет, подростки идут учиться дальше.
После окончания третьего класса (по-русски, 8 класса)-терца медиа,– начинается или профессиональное обучение, или подготовка к университету, еще 5 лет.
Это средняя школа 2 ступени –Scuola superiore (secondaria di II grado). Это может быть лицей, технический иститут (не высшее образование, а специальное).

Вот простейшая схема. Как всегда, переведу один раз,а потом буду оставлять итальянское написание.
1.Самая первая ступень –это детский сад.
С 3-х до 6-ти лет. Этот уровень обучения считается очень хорошим, дети приходят в школу подготовленными.
Scuola materna (Скуола матэрна–дословно :материнская школа, но мать здесь ни при чем)-это как подготовительные группы детского сада.
Затем начинается настоящая школа.С 6 до 11 лет.
Отмечу деталь, которая мне нравится. Начальная и средняя школа–всегда находятся в разных зданиях. Дети одного возраста учатся вместе, не смешиваясь с младшими или старшими.

Scuola primaria (scuola elementare)- Начальная школа.
Школа первого уровня -5 лет.

2. Вторая условная ступень– Это школа 1 уровня, или начальная.
Scuola elementare (скуола элементарэ)–начальная школа.
С 6-ти до 11 лет. Обучение идет 5 лет.
Классы называются прима элементарэ, сэконда элементарэ,тэрца, куарта, куинта элементарэ. Ребенок отвечает именно такими словами на вопрос : “В каком классе ты учишься?”

Scuola media (secondaria di I grado)-Средняя школа 1 ступени.
Школа второго уровня первой ступени – 3 года.

Обязательное обучение, по русскому аналогу это 6, 7, 8 классы. Классы называются 1-я прима медиа, 2-я сэконда медиа, 3-я тэрца медиа.

Список государственных и частных школ легко найти в любой поисковой системе. Зато, сколько стоит обучение, не выставлено ни на одном сайте.
На сайтах частных школ всегда есть модуль для заполнения и отправки ваших данных в администрацию школы, а затем последует приглашение на коллоквиум с директором. Вот тогда и откроется вам тайна великая : какова сумма?
Побродила я и по родительским блогам и форумам , где задается этот вопрос, а потом обсуждается… Ответ бывает таким : “СКОЛЬКО СТОИТ ЧАСТНАЯ ШКОЛА? ЭТО ТО ЖЕ САМОЕ,ЧТО СПРОСИТЬ,СКОЛЬКО СТОИТ АВТОМОБИЛЬ?”
С машинами ясно. Машины бывают разные… Цены–соответственно.
То же самое и с частными школами.

В обсуждениях на интернет-форумах назывались суммы от 2,5 тыс. до 10 тыс. евро в год. Я смотрела только Милан и регион Ломбардия.
Из форумов 2007, 2009, 2010 годов.
Разные люди на форуме называли 4 или 5 тыс.евро в год.
Или : 2500, 3500, 10000 евро в год.
Никто не называет школу.

2012.
Последний, самый свежий форум, что я нашла : частная школа стоит около 1000 евро в месяц при полном дне (до 17:30) и 900 евро в месяц при неполном дне( до 15:30.)
Что за школа, начальная, средняя или выше, не было уточнено.
Но явно не паритария, т.е. не аналогичная бесплатной государственной.Уроки идут только на английском, и делают пару часов в неделю на немецком. Следуют программе l’International Baccalaureate Primary Years Programme (PYP).

Я решила расспросить мам, у которых дети учатся в частных платных школах.

1 интервью.
Интервью с Ольгой из городка Seregno под Миланом, оба сына которой учатся в платной частной школе. Ольгу я знаю уже 4-й год по русской субботней школе в Милане, где она активный и бессменный глава “родительского комитета”.
Речь в интервью идет об итальянской школе. Наша русская школа –это дополнительное, добровольное, платное обучение по субботам. Цель многих родителей– обучить детей русскому языку в языковой среде.
Итак, мое телефонное интервью.
Я:-Почему вы с мужем решили отдать детей в частную школу?

Ольга:– Потому что считаем, что в частной школе уровень обучения выше. Учителя не бастуют, не провдят профсоюзные собрания. В случае, если один из учителей заболел, замена проводится полноценная, с детьми занимаются, а не просто следят, чтобы они высидели время. Учителя требовательные, не дают бездельничать.

Я:-Сколько детей в классе?

Ольга:- 25-30.

Я:- У нас ребенок учится в государственной бесплатной школе,по месту жительства, но в классе не больше 18 человек.

Ольга: Зато у нас в классе дети из хороших семей. Нет эмигрантов с юга Италии или экстракомунитариев, которым учителя вынуждены уделять много внимания , чем замедляется учебный процесс для других детей.

Я:- Как вы выбирали школу?

Ольга:- Спрашивала. Смотрела рейтинги. Рейтинг школ публикуется, мы выбрали эту , потому что она достаточно хорошая. Среди подобных школ в рейтинге–она вторая по Ломбардии. Есть одна школа в Сэрэньо еще лучше, это гимназия , основанная в 18…каком-то году, но там обучение в 2 раза дороже.

Я: Сколько вы платите за обучение?

Ольга:-Начальная школа, за младшего, 2000 в год. Средняя(медиа), за старшего , 3600 в год. Супериоре-дороже. После подачи налоговой декларации часть суммы государство возмещает , это около 2000 евро. Так что, если разделить помесячно, расход получается вполне подъемный. Но каждые 2-3 года стоимость обучения увеличивается на 300-400 евро в год. Цены на все растут.
Старший в этом году начал первый год обучения в Scuola secondaria di 2 grado (Скуола Сэкондария ди 2 градо),т.е. Супериорэ.
//ЭТО КАК В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ : ПОСЛЕ 8 КЛАССА КТО-ТО УХОДИЛ в техникум и ПТУ,ОСТАЛЬНЫЕ ШЛИ В 9 КЛАСС, за аттестатом зрелости, чтобы поступать в вузы///
Мы отдали его в бесплатную государственную школу, потому что на этом уровне все школы уже достаточно хорошие, потому что остаются только способные и мотивированные в обучении ребята. Но нам не нравится, как пошло обучение,наверно, будем переводить его опять в платную. Домашних заданий дают мало, непонятно, чем занимаются. Д/з по английскому сын делает за 15 минут.

Я:- Может, потому, что он имеет хороший уровень подготовки в частной школе?

Ольга:–Тем более, не хочется терять этот уровень.

Я:- А что Вы посоветуете родителям, которые хотят обучать ребенка в Италии?

Ольга:- Не рекомендую Италию. Причин много. Первая–здесь нет перспектив. Молодежи без рекомендаций, знакомств трудно найти работу. Ну, выучится здесь ребенок, а потом что делать? Он же будет итальянцем, этот язык будет знать лучше других. Надо ехать в США, Канаду. Или в Великобританию.В Европе делать нечего. Нужен английский! Вторая причина : коррупция. Третья: приток эмигрантов, которые меняют среду, привозят свою культуру.

Я:- И все-таки… Если ребенок будет учиться в центре Италии, в Тоскане? Где уже давно живет много англичан, немцев, американцев, русских … Есть английские школы.Тоскана ведь не совсем Италия…

Ольга :–Ну, может быть. Главное, выбрать школу, где нет детей “шишек”, тех, про которых в России говорят “пальцы веером”, мажоров, где учебы точно не будет.

Я:- Спасибо большое за информацию!

Если у Ольги будут уточнения и дополнения, я с радостью их опубликую.

Как продолжение, я собираюсь расспросить маму, сын которой учится в английской школе в центре Милана. Возможно, через неделю мне это удастся. Потому что завтра в русской школе будет не до интервью, будем поздравлять учителей с праздником–Днем учителя.
Если среди моих читателей есть учителя… ПОЗДРАВЛЯЮ!

marinamilan.livejournal.com

Как устроены школы в разных странах мира | Статьи

В преддверии нового учебного года «Известия» изучили системы образования в Европе, США и Азии, сравнив их по ряду параметров — от длительности обучения до предметов, которые входят в программу.

Где летние каникулы длятся не больше 10 дней, зачем учеников в Италии заставляют менять школы и чем отличается престижное британское образование — в специальном материале к 1 сентября.

Европа

Фото: Global Look Press/ZB/Patrick Pleul

Возраст 

В большинстве случаев дети здесь идут в школу раньше, чем в России: европейским первоклашкам обычно по шесть лет. В Италии родители могут сами решать, когда отправить ребенка в школу — учителя по закону обязаны принимать даже пятилетних.

График занятий

Школьники в Европе учатся дольше, чем в России: иногда они остаются в школе по восемь часов. Однако это время включает в себя часовой перерыв на обед, прогулки на улице, экскурсии, игры, занятия спортом. Кроме того, им не дают на дом объемных заданий.

Предметы

Чаще всего более сложные предметы — например, математика или родной язык — ставятся в расписании на первую половину дня, особенно в младших классах. Стандартный набор — математика, языки, точные науки, история и обществознание — присутствует везде, однако акценты расставляются по-разному. Например, в Италии считается, что литература — слишком сложный предмет для 13–14-летних учеников, поэтому в программе ей отведено совсем немного часов.

Начало года

В большинстве стран Европы учебный год начинается в начале осени, а точная дата может меняться в зависимости от особенностей региона — в жаркой местности, например, ученикам могут дать лишнюю неделю отдыха осенью, чтобы они наверстали ее зимой.

Фото: Global Look Press/Matarazzo/Fotogramma/Ropi

Система оценок

По всей Европе система оценок отличается, но везде шкала насчитывает больше российских пяти баллов. Во Франции работу учеников оценивают по 20-балльной системе. В Италии — по 10-балльной, когда речь идет о каждом отдельном предмете. На выпускных экзаменах вводится 100-балльная система, причем ученику также начисляются баллы за дополнительную активность: спортивные успехи, выступления на конкурсах. Поэтому отличник, активно занимавшийся спортом или другими внеклассовыми занятиями, может в итоге получить отметку 110 баллов. Ближе всего к российской системе Германия — там ученик может получить от 1 до 6 баллов.

Справка Известий

В большинстве европейских стран школьники учатся 13 лет, при этом обязательное образование рассчитано на 10 лет — дальше следует колледж или целенаправленная подготовка к поступлению в университет.

Так, например, работает система в Италии или Франции: в начальную школу дети идут в раннем возрасте — в пять или шесть лет. Затем следует средняя школа, причем чаще всего переход сопровождается сменой класса. В Италии это вообще обязательное условие — начальные школы там никак не связаны со средними, и дети, отучившись в младших классах, меняют учебное заведение. Считается, что таким образом они учатся лучше адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам.

После окончания средней школы в Италии и Франции желающие могут поступить в лицей, но с этого момента обучение становится платным. Выбор лицея — творческого, гуманитарного, естественно-научного или с акцентом на профессиональное образование — зависит от планов ученика на будущее. В Италии определятся с планами на будущее подростку приходится в 14–15 лет.

В Германии школьное образование длится столько же, сколько во Франции и Италии, но разделение здесь происходит даже раньше. После окончания начальной школы менее расположенные к учебе дети направляются на пятилетнее обучение — после этого они могут получить профессиональные специальности, не требующие высокой квалификации. Более способные ученики проходят шестилетний курс в реальной гимназии, после которого могут дополнительно закончить 11-й и 12-й классы гимназии. 13-й класс считается очень сложным и нужен лишь тем, кто планирует поступать в университет.

Великобритания

Фото: REUTERS/Ralph Orlowski

 

Возраст

Британские дети начинают учиться в пять лет, однако это подготовительная школа, где основное внимание уделяется играм и социализации. В самой начальной школе (primary school) в программе появляются основные предметы. Упор в это время делается на проектную работу, чтобы помочь детям сдружиться.

График занятий

Время, которое ученик проводит в школе, может меняться в зависимости от учебного заведения — это также зависит от того, учится ли он в пансионе или в обычной школе, а также является ли она частной (что в Великобритании очень распространено) или государственной. Уроки начинаются в 8:30 или 9 часов, предусмотрен часовой перерыв на обед. А после занятий в большинстве случаев детей ждут внеклассные занятия — например, спорт или работа над совместными проектами.

Фото: REUTERS/Ralph Orlowski

Начало учебного года

Обычно ученики идут в школу в начале осени, но дата может варьироваться в зависимости от учебного заведения — иногда, например, уроки начинаются еще до 1 сентября. Делится школьный год на три семестра — летом школьники отдыхают шесть недель, зимой и весной — по 2–3 недели.

Предметы

Основные предметы — математика, естествознание, спорт, язык, — появляются в программе еще в начальной школе. В качестве второго языка в Великобритании чаще всего выбирают французский. Ближе к старшим классам ученики получают возможность выбрать часть предметов в зависимости от своих планов на будущее и таким образом составить себе индивидуальное расписание — в результате состав класса часто меняется от занятия к занятию.

Система оценок

Оценки в Великобритании ставятся по 100-балльной шкале. При этом существует специальная классификация, которая позволяет соотнести полученное количество баллов с уровнем ученика. К отечественной пятерке приравниваются оценки от 70 баллов и выше, к четверке с плюсом — от 60 до 69, к четверке — от 50 до 59 бвллов, к тройке — от 40 до 49, к двойке с плюсом — 30–39 баллов, а всё, что ниже 30, — абсолютный неуд.

Справка Известий

Из-за престижности своего образования Англия стоит особняком в ряду европейских стран, хотя основные принципы здесь очень похожи на общеевропейские. Обучение делится на три этапа: начальную и среднюю школы, а также на самые сложные, предуниверситетские, годы.

Большое внимание, особенно в начальной школе, где дети остаются до 11–12 лет, уделяется социализации учеников и занятиям спортом.

В Великобритании больше, чем в других странах, распространены пансионы, в которых школьники учатся и живут в течение всей недели. Кроме того, в стране популярно раздельное обучение мальчиков и девочек — предполагается, что таким образом удается достичь большего равенства: детям приходится выполнять все обязанности, а не делить их по гендерному признаку, а в классах не возникает сложностей из-за того, что девочки в этом возрасте часто более усидчивы и восприимчивы к знаниям, чем мальчики.

США

Фото: Global Look Press/ZUMA/Alex Garcia

Возраст 

Учиться американцы начинают с шести лет, но в начальных классах набор предметов ограничен — дети учатся писать, читать, изучают арифметику. Чаще всего учащихся в классах распределяют по уровню знаний — основываясь на результатах тестов, которые они сдают в самом начале.

График занятий

В школе ученики находятся по семь часов — в среднем уроки длятся с 08:30 до 15:30. Весь учебный год рассчитан на 180 дней и делится не на четверти, а на семестры. Остальные 185 дней приходятся на выходные и каникулы — единой системы тут не существует, они определяются отдельно в каждом штате и каждой школе.

Начало учебного года

Как и в Европе, учебный год в США начинается в конце августа/начале сентября, а точная дата может меняться от штата к штату.

Предметы

Как и в Великобритании, американские школьники могут сами составлять себе программу, выбирая предметы, соответствующие их дальнейшим целям, способностям или интересам: в младшей средней школе обычно это не более пяти предметов, в старших классах можно выбрать себе уже большую часть предметов для изучения самостоятельно. В число обязательных для всех входят математика, естественные науки, английский язык и аналог отечественного обществознания. За каждый предмет положено определенное количество «кредитов» — ученик должен сам составить программу таким образом, чтобы в конце семестра в сумме у него набралось необходимое количество этих баллов.

Система оценок

Оценки выставляются в буквах, всего их пять — A, B, C, D, E. Однако рассчитываются они все равно по 100-балльной системе. Так, А — аналог нашей пятерки, — выставляется за 93 балла и больше, а меньше 63 баллов — это уже E, самая низкая из возможных оценок. При этом школьные оценки в США не сообщаются никому, кроме ученика и его родителей.

Фото: Global Look Press/ZUMA/Sandy Huffaker

Справка Известий

Американские дети идут в школу с шести лет и учатся примерно до 17: школьная система включает в себя 12 классов. К школе детей начинают готовить в старших группах детского сада или в подготовительной школе, куда они приходят в возрасте пяти лет.

Обучение в младшей школе рассчитано на 6–7 лет, в зависимости от учебного заведения, после чего дети переходят в среднюю школу, где остаются до девятого класса. Средние школы могут быть многопрофильным, академическими или профессиональными. За этим следует так называемая старшая средняя школа — 10–12-й классы, однако учатся в них в первую очередь те, кто после учебы хотел бы поступить в университет.

Формально школьное образование является государственным, однако власти отдельных штатов могут вносить в общую систему свои правки — поэтому от штата к штату жизнь школьников может отличаться.

Азия

Фото: Global Look Press/DanitaDelimont.com

Возраст

Учиться японцы и китайцы начинают в шесть лет, не считая детского сада и подготовительных групп, программы которых намного более насыщенны, чем в Европе.

График занятий

В Китае учеба в школе начинается в 8–9 часов утра, однако предполагается, что к этому времени школьник уже посвятил минимум час самостоятельным занятиям. Заканчиваются уроки около 4, после чего еще несколько часов ребенок проводит на дополнительных занятиях и, если хватит сил, вечером посвящает какое-то время самостоятельной учебе. Расписание выходных не сильно отличается от будней.

В Японии график у детей примерно такой же — занятия длятся с 8 утра до 6 вечера, при этом, как и в Европе, в середине дня их ждет часовой перерыв. Вечером дети отправляются к репетиторам или занимаются дома самостоятельно. А каникулы используют как шанс подтянуть знания по отдельным предметам.

Начало учебного года

В Японии учебный год начинается в апреле и связан с началом нового цикла в природе. В Китае он привязан к общемировой системе — ученики идут в школу 1 сентября. Делится учеба на полугодия — второе начинается 1 марта, а летние каникулы часто длятся не больше 10 дней.

Фото: Global Look Press/ZUMA/Zhao Yuguo

Предметы

Большая часть времени в школе тратится на родной язык и математику, затем следуют общепринятые предметы — история, естественные науки, обществознание. В обязательном порядке изучается иностранный язык, чаще всего — английский.

В Японии при этом школьники изучают не только современный японский, но также древний и средневековый. В качестве бонуса в большинстве школ есть хорошие спортивные площадки и кабинеты музыки, оборудованные самыми разными современными инструментами.

Система оценок

В Японии, как и в США, оценки выставляются буквами — всего пять букв, от A до E, — каждая буква соответствует определенному результату по 100-балльной системе. В Китае также действует алфавитная система оценок.

Однако высшей точкой напряжения и самой главной оценкой для китайских и японских школьников становятся результаты на выпускных экзаменах и вступительных экзаменах в вузы. Всекитайские вступительные экзамены гаокао, например, длятся в течение трех дней и являются настоящим испытанием на прочность. С не меньшим напряжением финальные экзамены связаны и для японцев — их результаты публикуются на специальных табло, перед которыми собираются абитуриенты.

Справка Известий

На Востоке, и в первую очередь в Китае и Японии, школьная система отличается от европейской и американской своей требовательностью к ученикам. Если на Западе акцент делается на социальной адаптации детей, их индивидуальном развитии и занятиях спортом, то в Японии, например, арифметике детей начинают учить еще в детском саду.

Там же они учатся самоуправлению, когда четырехлетних малышей по очереди назначают старшими дежурными по группе.

И в Китае, и в Японии время каникул у детей крайне ограниченно, а большую часть свободного времени даже в учебные дни они тратят на самостоятельные занятия, походы к репетиторам и в специальные внешкольные учебные группы. То же самое относится и к коротким каникулам, во время которых они используют свободное время, чтобы выполнить побольше дополнительных заданий и еще подтянуть свой уровень знаний.

Как и в других странах, школьное образование здесь разбито на три этапа: начальный, средний и выпускной, всего оно состоит из 12 классов, а обязательными являются девять. Причем за обучение в 10–12-м классах родителям приходится платить.

Латинская Америка

Фото: Global Look Press/ZB/Peter Zimmermann

Возраст

Первичное образование в Аргентине обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 12 лет. Схожая система действует на Кубе, где каждый ребенок от 6 до 11 лет обязан пройти базовый школьный курс. В Бразилии начальное образование длится 8 лет, а в Аргентине и на Кубе — 6 лет без учета дошкольных занятий. Что касается среднего образования, то на Кубе оно делится на базовое среднее продолжительностью 4 года и полное среднее, которое длится 2 года. При этом в Бразилии среднее образование можно получить за 3 года, а в Аргентине — за 5–6 лет. В Мексике дети поступают в первый класс в возрасте 6 лет. Спустя 6 лет они переходят в неполную среднюю школу. Проучившись еще два года, учащиеся решают, продолжить обучение или пойти работать.

График занятий

В аргентинских школах действует обычная пятидневка. В начальной школе занятия обычно начинаются в 8:30, а в средних классах первый урок может начинаться на час раньше, в 7:30. Утреннее обучение длится там, как правило, до 13:00, а вечернее — с 13:00 до 17:00. С разницей от получаса до часа начинается учеба и в большинстве других стран Латинской Америки. Учебный год длится там в среднем от 180 до 190 учебных дней.

Начало учебного года

Поскольку зима в Латинской Америке начинается в то время, когда в России — лето, то и старт учебного года приходится у них на другие месяцы. Например, бразильцы, аргентинцы и костариканцы выходят на учебу в первую неделю февраля. А в Чили и Уругвае ученики отправляются в школу в марте. Исключение составляет Мексика. Там учебный год начинается в сентябре и длится до 30 июня с каникулами в декабре и апреле.

Предметы

Образование на Кубе состоит из нескольких ступеней. С первой по пятую дети изучают математику, информатику, природоведение, получают художественное воспитание и посещают уроки физкультуры. На шестой ступени добавляется еще несколько предметов: английский язык, история Кубы, землеведение Кубы и трудовое воспитание. Стоит также отметить, что раньше на Кубе в одном классе училось от 30 до 45 человек, но после модернизации системы образования количество учеников в одной группе уменьшилось до 15 человек.

В Аргентине же, например, популярны двуязычные школы. Там учебный день состоит из двух смен, при этом вторая смена проходит на иностранном языке. В обычных же школах Аргентины второй язык начинают изучать с четвертого класса. Помимо английского, дети могут также выбрать французский и итальянский языки. Особое внимание уделяется музыкально-театральному образованию. Ученики вправе выбрать направление в обучении, одно из которых посвящено искусству. Среди наиболее популярных кружков — гимнастика, хор и танцы.

Кроме того, приковывает внимание литературная программа латиноамериканских стран. Произведения, которые в России изучают в высших учебных заведениях, в Колумбии входят в обязательную школьную программу. Там нельзя поступить в университет, не прочитав «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса, «Игру в классики» Хулио Кортасара, поэзию Пабло Неруды, «Скромного героя» Марио Варгасы Льосы и другие произведения мастеров «магического реализма».

Фото: Global Look Press/imagebroker.com/Egon Bömsch

Система оценок

Оценки ставятся по 10-балльной шкале. В конце каждого триместра ученики получают балл, который рассчитывается по результатам промежуточных тестов. Проходной оценкой считается 7. Но даже если ученик не сдаст все предметы, он может продолжить обучение. Тем не менее справку об окончании средней школы он не получит до тех пор, пока не закроет задолженности.

В некоторых школах действует 5-балльная шкала оценок. Такие учреждения встречаются в Колумбии. Согласно местной системе выставления баллов, 0 до 2,9 — неудовлетворительный результат, от 3,0 до 3,4 — приемлемый, от 3,5 до 3,9 — хороший, от 4,0 до 5,0 — отличный.

Справка Известий

В последние десятилетия уровень образования в Латинской Америке резко вырос. На общем фоне особенно выделяется Куба. Еще в середине 1950-х годов около 1 млн детей вообще не учились в школах. Сейчас же Куба тратит на гособразование, по некоторым данным, 10% бюджета, опережая по этому показателю и США, и Великобританию.

Тем не менее пальма первенства по качеству высшего образования принадлежит Бразилии. Согласно рейтингу лучших вузов Латинской Америки, первое место занимает Университет Сан-Паулу, а на второй строчке располагается Государственный университет Кампинаса, который тоже находится в Бразилии. Тройку лидеров замыкает Католический университет Чили.

При этом направленность обучения, в зависимости от стран, сильно различается. В Бразилии около 60% вузов гуманитарные. При этом в Аргентине растет интерес абитуриентов к атомной энергетике, хотя ведущей сферой науки там продолжает оставаться медицина.

К тому же большинство вузов Латинской Америки предоставляют бесплатное обучение. Исключение составляет разве что Чили: там государство оплачивает лишь начальное образование, при этом стоимость обучения в чилийских вузах по величине уступает лишь США.

 

Специальный проект «Известий» к 1 сентября 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

iz.ru