Комплексный метод преодоления заикания у дошкольников – Дидактическая часть комплексного метода преодоления заикания. Сравнительная эффективность преодоления заикания в разные возрастные периоды.

Комплексный метод преодоления заикания.

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовал поиск различных приемов и средств преодоления дефекта. Многочисленность и недостаточная эффективность методик преодоления заикания объясняются сложностью его структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о его природе.

При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического. В первом случае — это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором — меры педагогические (дидактические) и в третьем — различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

Под современным комплексным подходом понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.

В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их — устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-цедагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативно нервной системы, нарушений моторики и др.).

К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

Педагогическую часть комплексного подхода составляют коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Лог.работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.

Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикулятор-ной функций, воспитание правильной речи.

Необходимая последовательность разных форм речи соблюдается при воспитании у заикающихся самостоятельной речи-Вначале воспитывается плавная ритмическая речь в процессе сопряженно-отраженного чтения стихотворного текста. Далее предлагается самостоятельное чтение с включением ло-гопеда в случаях затруднений, чтение через слово или через определенные отрезки текста поочередно с кем-либо в одном и том же ритме; чтение диалога; чтение с остановками условной длительности на знаках препинания; произнесение заученного стихотворения.

Содержание речевого материала логопедических занятий изменяется в зависимости от структуры нарушения, от возраста, контингента заикающихся, течения заикания, отношения заикающегося к своему дефекту и от многих факторов. Учет этих факторов способствует глубокому, дифференцированному изучению заикающегося и созданию различных методик по преодолению заикания в рамках комплексного подхода.

Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми:

1) Логопедические занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.

2) Логопедические занятия проводятся в определенной системе, последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; с опорой на сознательность и активность детей; на занятиях используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

3) Логопедические занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного или школьного возраста.

4) На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и т. д.

5) Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.

6) Занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.

7) На занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи и т.д.

8) Занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.

Комплектование групп проводится с учетом возраста заикающихся.

У дошкольников основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — медицинские. У подростков и взрослых — наоборот, основное значение придается медицинским средствам, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), меньше — педагогическим.

Важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Задачи социальной адаптации (а в отношении подростков, взрослых, возможно, и реабилитации) заикающихся осуществляются путем комплекса педагогических и психологических воздействий. Значительную и решающую роль в этом играет семья. Особая степень эмоциональной привязанности ребенка к семье и родителям является серьезным психологическим фактором, который учитывает логопед, проводя консультативно-методическую работу с родителями.

Комплектование групп проводится с учетом возраста заикающихся. Разный возраст вызывает необходимость использования своеобразных методик логопедической работы, изменение интенсивности отдельных ее компонентов.

У дошкольников основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — медицинские. У подростков и взрослых — наоборот, основное значение придается медицинским средствам, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), меньше — педагогическим.

students-library.com

Дидактическая часть комплексного метода преодоления заикания.

Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми.

Дидактические основы детской логопедии.

В современной педагогике принято выделять следующие основные дидактические принципы: индивидуализации и коллективности, систематичности и последовательности, сознательной активности, наглядности, прочности и др. Совокупность этих принципов и своеобразие их реализации в отношении к заикающимся детям определяют все стороны коррекционного обучения — содержание, методы и организационные формы.

Индивидуальный подход к заикающимся детям.

Занятия с коллективом создают условия для активной работы всех детей. Лишь хорошо зная возможности каждого ребенка, можно организовать коллективную работу.

Индивидуальный подход в логопедической работе выражается прежде всего в тщательном изучении каждого заикающегося перед началом и в процессе логопедической работы, в

выборе средств коррекционно-педагогической работы, в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей. Возраст заикающихся определяет подбор дидактического материала и форм работы. Психофизические особенности дошкольников, школьников, подростков и взрослых требуют от логопеда в одном случае ориентации на «Программу воспитания и обучения в детском саду» и игровую деятельность; в другом — на школьную программу и учебную деятельность, в третьем — на разные виды трудовой деятельности.

Комплектование логопедических групп проводится с учетом возраста заикающихся. У дошкольников, например, основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — медицинские. У подростков и взрослых — наоборот, основное значение придается медицинским средствам, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), меньше — педагогическим.

В реализации принципа индивидуального подхода в логопедической работе с заикающимися имеет большое значение первичное и динамическое (в процессе занятий) изучение ребенка. Для логопеда важны лингвистические, психологические и педагогические наблюдения. Они позволяют выбрать необходимые формы коррекционного воздействия на заикающегося, прогнозировать эффективность логопедической работы с ним.

Систематичность и последовательность логопедических занятий – на речь заикающегося оказывает влияние разная степень ее самостоятельности. В зависимости от степени самостоятельной речи в ней можно выделить несколько постепенно усложняющихся этапов:

Сопряженная речь – заикающийся вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Даже в случае очень тяжелой степени заикания человек сопряжено говорит свободно. Степень самостоятельности минимальная.

Отраженная речь – заикающийся повторяет фразы за логопедом. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся форма речи.

Ответы на вопросы – сначала простые, затем развернутые. Здесь уже появляются элементы самостоятельной речи. Ответ на вопрос позволяет заикающемуся использовать определенную конструкцию предложения и почти все слова вопроса, добавив лишь 1-2 слова.

Пересказ – еще более усложняет речь, т.к.нужно произнести не 1-2 фразы, а значительно больше.

Спонтанная речь – самостоятельная речь – самая сложная для заикающегося. Она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

Другим фактором, оказывающим влияние на состояние речи заикающихся, является разная степень ее подготовленности. Заикающемуся легче говорить тогда, когда текст выучен наизусть или необходимый материал заранее отрепетирован. Проявления заикания усиливаются, когда текст незнакомый и говорить нужно экспромтом. Речевые упражнения строятся в следующей последовательности: 1)заученный текст; 2)отрепетированный в слух; 3)мысленно продуманный; 4)незнакомый текст, экспромт.

Следующим фактором явл. разная сложность речевой структуры. Обычно легко произносят отдельные звуки, особенно гласные, реже-слоги, еще реже-слова. Трудности, обычно, у них возникают в начале изложения, в начале смыслового отрезка развернутой фразы (после дыхательной или смысловой паузы) или в начале простой фразы. Нередко остановки, спотыкания появляются на некоторых определенных («трудных») звуках.

Определенное облегчение испытывают, когда сопровождают речь ритмичными движениями.

Плавность и ритмичность речи может воспитываться в такой последовательности: 1)пение; 2)пение с движениями; 3)ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений; 4)ритмизованная речь без движений; 5)опора на гласные звуки; 6)разнометричная речь.

В зависимости от обстановки последовательность речевых упражнений может быть след.: тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке, в малознакомой, в незнакомой, чужой.

С учетом общественного окружения – в одиночестве, с близкими и друзьями, с воспитателями, с малознакомыми людьми, с незнакомыми.

Деятельность заикающегося ребенка так же может влиять на качество его речи в зависимости от: ее вида, степени сложности, отношение ее к речи во времени (описание того, что есть, было или будет).

Каждый этап логопедической работы состоит из связанных между собой занятий.

Принцип сознательности и активности в педагогике рассматривается не только в плане познавательной деятельности, но и в плане эмоционально-волевой, т. е. чувственно-практической, деятельности. Обучение предполагает сознательное многократное выполнение сходных действий на различном материале и в разных условиях.

В логопедической работе с заикающимися реализация дидактического принципа сознательности и активности занимает одно и ведущих мест.

Понимание заикающимися цели логопедических занятий — одно из необходимых условий коррекции заикания в случаях, когда заикающиеся осознают свой недостаток, стесняются его, переживают, по-разному маскируют или пытаются преодолеть, чувствуют свою неполноценность, ущемленность.

Цель логопедических занятий логопед должен видеть не только в преодолении самого речевого дефекта, его проявлений, но и связанных с ним особенностей поведения и личности самого заикающегося; в необходимости перестройки его отношения к себе, к дефекту, к оценке окружающих.

Наглядность и тех.ср-ва обучения. На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи.

В настоящее время существует ряд логопедических методик по устранению заикания. Их можно рассматривать в зависимости от возраста заикающихся: работа с дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми.

Эффективность комплексной лечебно-педагогической работы зависит от многих условий, которые следует учитывать при реализации коррекционного курса.

1.Учет этиологии заикания. Например, Н. А. Власова считает, что заикание, возникшее в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется более успешно. Объясняется это тем, что инфекции в большинстве случаев вызывают лишь функционально-динамические сдвиги, не дают органических изменений центральной нервной системы. При заикании, возникшем вследствие психотравмы, имеются лишь единичные факты испуга заикающегося ребенка (гудок паровоза, окрик, лай собаки и т. п.). Менее эффективно и успешно устранение заикания в тех случаях, когда оно возникло вследствие запоздалого развития речи, неправильных методов воспитания в семье, вследствие подражания родителям.

2. Учет возрастного фактора. У детей дошкольного возраста устранение заикания наиболее эффективно. По данным Н. А. Власовой, 70% детей дошкольного возраста полностьюизбавляются от заикания, 30% — имеют остаточные явления. По данным Е. Ф. Pay, в 60% случаев достигается полный успех, в 19% — значительное улучшение, в 13% — отсутствие успешности, в 8% — рецидивы.

По данным Г. А. Волковой, у заикающихся детей 4—7 лет непосредственно по окончании занятий речь без заикания отмечается в 70,2% случаев, значительное улучшение – – в 26,3% , заметное улучшение — в 3,5% случаев.

По данным В. И. Селиверстова, у заикающихся в возрасте от 6 до 17 лет после пребывания в летнем специализированном санатории речь без заикания отмечена у 39,7% детей, со значительным улучшением — у 47,8%, с незначительным улучшением — у 12,5%.

Лучшие результаты зафиксированы у детей дошкольного и младшего школьного возраста и менее хорошие — у подростков 16—17 лет.

По данным М. Е. Хватцева, 15% школьников полностью освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата.

Результаты устранения заикания, по данным В. А. Ковшикова, следующие: полное устранение заикания у 14,7% пациентов, значительное улучшение — у 50,8% , незначительное улучшение — у 28,6%, без улучшения — у 5,9%.

Преодоление заикания с увеличением возраста заикающегося ребенка или стажа заикания является все более сложным и менее эффективным. Это связывается с упрочивающимся со временем навыком неправильной речи и постепенным его обрастанием сопутствующими нарушениями в психомоторной сфере заикающихся. Другими словами, нарастание сложности заикания объясняется появлением с годами (со стажем заикания) все большего числа неблагоприятных его проявлений. При этом лишь один факт мешает утверждать, что увеличение стажа заикания равнозначно увеличению тяжести заикания. А именно то, что заикание у людей после 40—50 лет постепенно идет на убыль: у большинства заикающихся оно приобретает видимость неярко проявляющихся запинок в речи.

Эффективность комплексного медико-педагогического воздействия определяется тем, насколько успешна и длительна реабилитация заикающихся. Наиболее обширные данные по исследованию катамнеза заикающихся собраны Н. А. Власовой. В 1965 г. автор опубликовала результаты катамнестического обследования 600 человек спустя 10, 15 и 25 лет после лечения заикания в дошкольном возрасте в условиях детского логопедического полустационара. Из них 200 человек были обследованы спустя 8—10 лет после выписки из полустационара, 300 человек — спустя 12—15 лет и 100 человек спустя 20—25 лет после лечения. Результаты обследования показали, что 60% не имели рецидивов ни во время обучения в школе, ни после ее окончания; у 20% обследованных наблюдались незначительные рецидивы, которые они самостоятельно легко преодолевали без обращения за специализированной логопедической или медицинской помощью; в период проверки эту группу наблюдаемых можно было приравнять к предыдущей; в повторном лечении главным образом в возрасте 10—12 лет нуждались лишь 15% обследованных, но ко времени наблюдения у них отмечены незначительные симптомы заикания, не мешающие их социальной адаптации. У 5% заикающихся улучшение после лечения было очень нестойким, и заикание у них фактически не ослабевало.

По наблюдениям С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова, в случаях рецидива заикания сложность его проявлений не доходит до исходного состояния, с которой начата коррекци-онная работа. Речь заикающегося ребенка после рецидива обычно лучше той, с которой он начинал логопедические занятия (меньше частота, сила судорог, слабее выражены психологические отклонения и сопутствующие нарушения).

3.Учет сроков логопедической работы. Большинство исследователей считает эффективной коррекционную работу с заикающимися в преддошкольном и дошкольном возрасте при условии комплексного воздействия на их речь, личность и моторику.

Интересные результаты получены В. Г. Казаковым на основе сравнительного изучения психопатологии и динамики заикания в зависимости от сроков начала лечения. Автор обнаруживает у большинства заикающихся со средним и тяжелым заиканием наличие остаточных явлений раннего органического поражения центральной нервной системы.

Казаков обращает внимание на большую податливость заикания логопедическому воздействию у лиц, прошедших лечение в дошкольном возрасте, отсутствие у них резкого обострения в пубертатном возрасте, меньшую склонность к невротическому реагированию и болезненной фиксации на своих речевых затруднениях и переживаниях.

4.Полнота использования лечебно-педагогических мероприятий по устранению заикания. Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Направленное на активное лечение (медикаментозное, физиотерапия, психотерапия и др.) и нормализация микросоциального окружения, положительно влияют на успешность логопедических занятий. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики логопедической работы с заикающимися разного возраста и в разных условиях.

5.Учет природы заикания: при органической основе заикания результат значительно хуже, чем при функциональной.

6.Учет симптоматики заикания. С преобладанием физических или психических проявлений заикания связано с превалированием той или иной стороны комплексного подхода к его преодолению.

На эффективность преодоления заикания, например, влияет разная степень его тяжести, в основе которой лежит разная степень болезненной фиксации заикающегося на своем дефекте. Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации) и хуже — при тяжелой степени заикания (выраженная степень болезненной фиксации).

7.Учет длительности комплексной работы по устранению заикания с последующей (не менее года) диспансеризацией.

8.Значение личности логопеда.

9.Учет микросоциального окружения: связь логопеда с семьей, с врачом, со школьным или производственным коллективом заикающегося, со специалистами.

10.Учет отношения заикающегося к занятиям. Эффективность логопедических занятий выше в случаях серьезного, упорного, настойчивого стремления заикающегося исправить свою неправильную речь.

11.Необходимость воспитания и перевоспитания речи и личности заикающегося в коллективе. Данный фактор обусловлен социальной функцией речи. Именно в коллективе создаются условия для естественного развития и перевоспитания коммуникативной функции речи.

12.Учет вида деятельности: предметной, игровой, учебной, трудовой, осуществляемых по поводу и в связи с речевой деятельностью.

13.Учет недостатков звукопроизношения, элементов общего недоразвития речи, влияющих на эффективность устранения заикания преимущественно у дошкольников.

14.Учет полноты обследования заикающегося, как первичного, так и динамического, проводимого в процессе медико-психолого-педагогической работы и правильности логопедического заключения.

15.Использование специфических технических средств (эхо-аппарат, аппарат В. А. Раздольского, магнитофонные занятия и т. п.) в соответствии с возрастом заикающегося и его желанием.

16.Учет типа специализированного учреждения: в стационаре, в речевых детских садах эффективность устранения заикания выше, чем в амбулаторных условиях.

students-library.com

Дидактическая часть комплексного метода преодоления заикания. Сравнительная эффективность преодоления заикания в разные возрастные периоды.

Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми.

Дидактические основы детской логопедии.

В современной педагогике принято выделять следующие основные дидактические принципы: индивидуализации и коллективности, систематичности и последовательности, сознательной активности, наглядности, прочности и др. Со­вокупность этих принципов и своеобразие их реализации в отношении к заикающимся детям определяют все стороны коррекционного обучения — содержание, методы и органи­зационные формы.

Индивидуальный подход к заикающимся детям.

Занятия с коллективом создают условия для активной ра­боты всех детей. Лишь хо­рошо зная возможности каждого ребенка, можно организовать коллективную работу.

Индивидуальный подход в логопедической работе выража­ется прежде всего в тщательном изучении каждого заикаю­щегося перед началом и в процессе логопедической работы, в

выборе средств коррекционно-педагогической работы, в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей. Возраст заикающихся определяет подбор дидактического материала и форм работы. Психофизические особенности дошкольников, школьников, подростков и взрослых требуют от логопеда в одном случае ориентации на «Программу воспитания и обучения в детском саду» и игровую деятельность; в другом — на школьную программу и учебную деятельность, в третьем — на разные виды трудовой деятельности.

Комплектование логопедических групп проводится с учетом возраста заикающихся. У дошкольников, например, основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — медицинские. У подростков и взрослых — наоборот, основное значение придается медицинским средствам, психотерапии (в том числе и ее суггестивным методам), меньше — педагогическим.

В реализации принципа индивидуального подхода в логопедической работе с заикающимися имеет большое значение первичное и динамическое (в процессе занятий) изучение ребенка. Для логопеда важны лингвистические, психологические и педагогические наблюдения. Они позволяют выбрать необходимые формы коррекционного воздействия на заикающегося, прогнозировать эффективность логопедической работы с ним.

Систематичность и последовательность логопедических занятий – на речь заикающегося оказывает влияние разная степень ее самостоятельности. В зависимости от степени самостоятельной речи в ней можно выделить несколько постепенно усложняющихся этапов:

Сопряженная речь – заикающийся вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Даже в случае очень тяжелой степени заикания человек сопряжено говорит свободно. Степень самостоятельности минимальная.

Отраженная речь – заикающийся повторяет фразы за логопедом. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся форма речи.

Ответы на вопросы – сначала простые, затем развернутые. Здесь уже появляются элементы самостоятельной речи. Ответ на вопрос позволяет заикающемуся использовать определенную конструкцию предложения и почти все слова вопроса, добавив лишь 1-2 слова.

Пересказ – еще более усложняет речь, т.к.нужно произнести не 1-2 фразы, а значительно больше.

Спонтанная речь – самостоятельная речь – самая сложная для заикающегося. Она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

Другим фактором, оказывающим влияние на состояние речи заикающихся, является разная степень ее подготовленности. Заикающемуся легче говорить тогда, когда текст выучен наизусть или необходимый материал заранее отрепетирован. Проявления заикания усиливаются, когда текст незнакомый и говорить нужно экспромтом. Речевые упражнения строятся в следующей последовательности: 1)заученный текст; 2)отрепетированный в слух; 3)мысленно продуманный; 4)незнакомый текст, экспромт.

Следующим фактором явл. разная сложность речевой структуры. Обычно легко произносят отдельные звуки, особенно гласные, реже-слоги, еще реже-слова. Трудности, обычно, у них возникают в начале изложения, в начале смыслового отрезка развернутой фразы (после дыхательной или смысловой паузы) или в начале простой фразы. Нередко остановки, спотыкания появляются на некоторых определенных («трудных») звуках.

Определенное облегчение испытывают, когда сопровождают речь ритмичными движениями.

Плавность и ритмичность речи может воспитываться в такой последовательности: 1)пение; 2)пение с движениями; 3)ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений; 4)ритмизованная речь без движений; 5)опора на гласные звуки; 6)разнометричная речь.

В зависимости от обстановки последовательность речевых упражнений может быть след.: тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке, в малознакомой, в незнакомой, чужой.

С учетом общественного окружения – в одиночестве, с близкими и друзьями, с воспитателями, с малознакомыми людьми, с незнакомыми.

Деятельность заикающегося ребенка так же может влиять на качество его речи в зависимости от: ее вида, степени сложности, отношение ее к речи во времени (описание того, что есть, было или будет).

Каждый этап логопедической работы состоит из связанных между собой занятий.

Принцип сознательности и активности в педагогике рассматривается не только в плане познавательной деятельности, но и в плане эмоционально-волевой, т. е. чувственно-практической, деятельности. Обучение предполагает сознательное многократное выполнение сходных действий на различном материале и в разных условиях.

В логопедической работе с заикающимися реализация дидактического принципа сознательности и активности занимает одно и ведущих мест.

Понимание заикающимися цели логопедических занятий — одно из необходимых условий коррекции заикания в случаях, когда заикающиеся осознают свой недостаток, стесняются его, переживают, по-разному маскируют или пытаются преодолеть, чувствуют свою неполноценность, ущемленность.

Цель логопедических занятий логопед должен видеть не только в преодолении самого речевого дефекта, его проявлений, но и связанных с ним особенностей поведения и личности самого заикающегося; в необходимости перестройки его отношения к себе, к дефекту, к оценке окружающих.

Наглядность и тех.ср-ва обучения. На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи.

В настоящее время существует ряд логопедических методик по устранению заикания. Их можно рассматривать в зависимости от возраста заикающихся: работа с дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми.

Эффективность комплексной лечебно-педагогической работы зависит от многих условий, которые следует учитывать при реализации коррекционного курса.

1.Учет этиологии заикания. Например, Н. А. Власова считает, что заикание, возникшее в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется более успешно. Объясняется это тем, что инфекции в большинстве случаев вызывают лишь функционально-динамические сдвиги, не дают органических изменений центральной нервной системы. При заикании, возникшем вследствие психотравмы, имеются лишь единичные факты испуга заикающегося ребенка (гудок паровоза, окрик, лай собаки и т. п.). Менее эффективно и успешно устранение заикания в тех случаях, когда оно возникло вследствие запоздалого развития речи, неправильных методов воспитания в семье, вследствие подражания родителям.

2. Учет возрастного фактора. У детей дошкольного возраста устранение заикания наиболее эффективно. По данным Н. А. Власовой, 70% детей дошкольного возраста полностьюизбавляются от заикания, 30% — имеют остаточные явления. По данным Е. Ф. Pay, в 60% случаев достигается полный успех, в 19% — значительное улучшение, в 13% — отсутствие успешности, в 8% — рецидивы.

По данным Г. А. Волковой, у заикающихся детей 4—7 лет непосредственно по окончании занятий речь без заикания отмечается в 70,2% случаев, значительное улучшение – – в 26,3% , заметное улучшение — в 3,5% случаев.

По данным В. И. Селиверстова, у заикающихся в возрасте от 6 до 17 лет после пребывания в летнем специализированном санатории речь без заикания отмечена у 39,7% детей, со значительным улучшением — у 47,8%, с незначительным улучшением — у 12,5%.

Лучшие результаты зафиксированы у детей дошкольного и младшего школьного возраста и менее хорошие — у подростков 16—17 лет.

По данным М. Е. Хватцева, 15% школьников полностью освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата.

Результаты устранения заикания, по данным В. А. Ковшикова, следующие: полное устранение заикания у 14,7% пациентов, значительное улучшение — у 50,8% , незначительное улучшение — у 28,6%, без улучшения — у 5,9%.

Преодоление заикания с увеличением возраста заикающегося ребенка или стажа заикания является все более сложным и менее эффективным. Это связывается с упрочивающимся со временем навыком неправильной речи и постепенным его обрастанием сопутствующими нарушениями в психомоторной сфере заикающихся. Другими словами, нарастание сложности заикания объясняется появлением с годами (со стажем заикания) все большего числа неблагоприятных его проявлений. При этом лишь один факт мешает утверждать, что увеличение стажа заикания равнозначно увеличению тяжести заикания. А именно то, что заикание у людей после 40—50 лет постепенно идет на убыль: у большинства заикающихся оно приобретает видимость неярко проявляющихся запинок в речи.

Эффективность комплексного медико-педагогического воздействия определяется тем, насколько успешна и длительна реабилитация заикающихся. Наиболее обширные данные по исследованию катамнеза заикающихся собраны Н. А. Власовой. В 1965 г. автор опубликовала результаты катамнестического обследования 600 человек спустя 10, 15 и 25 лет после лечения заикания в дошкольном возрасте в условиях детского логопедического полустационара. Из них 200 человек были обследованы спустя 8—10 лет после выписки из полустационара, 300 человек — спустя 12—15 лет и 100 человек спустя 20—25 лет после лечения. Результаты обследования показали, что 60% не имели рецидивов ни во время обучения в школе, ни после ее окончания; у 20% обследованных наблюдались незначительные рецидивы, которые они самостоятельно легко преодолевали без обращения за специализированной логопедической или медицинской помощью; в период проверки эту группу наблюдаемых можно было приравнять к предыдущей; в повторном лечении главным образом в возрасте 10—12 лет нуждались лишь 15% обследованных, но ко времени наблюдения у них отмечены незначительные симптомы заикания, не мешающие их социальной адаптации. У 5% заикающихся улучшение после лечения было очень нестойким, и заикание у них фактически не ослабевало.

По наблюдениям С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова, в случаях рецидива заикания сложность его проявлений не доходит до исходного состояния, с которой начата коррекци-онная работа. Речь заикающегося ребенка после рецидива обычно лучше той, с которой он начинал логопедические занятия (меньше частота, сила судорог, слабее выражены психологические отклонения и сопутствующие нарушения).

3.Учет сроков логопедической работы. Большинство исследователей считает эффективной коррекционную работу с заикающимися в преддошкольном и дошкольном возрасте при условии комплексного воздействия на их речь, личность и моторику.

Интересные результаты получены В. Г. Казаковым на основе сравнительного изучения психопатологии и динамики заикания в зависимости от сроков начала лечения. Автор обнаруживает у большинства заикающихся со средним и тяжелым заиканием наличие остаточных явлений раннего органического поражения центральной нервной системы.

Казаков обращает внимание на большую податливость заикания логопедическому воздействию у лиц, прошедших лечение в дошкольном возрасте, отсутствие у них резкого обострения в пубертатном возрасте, меньшую склонность к невротическому реагированию и болезненной фиксации на своих речевых затруднениях и переживаниях.

4.Полнота использования лечебно-педагогических мероприятий по устранению заикания. Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Направленное на активное лечение (медикаментозное, физиотерапия, психотерапия и др.) и нормализация микросоциального окружения, положительно влияют на успешность логопедических занятий. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики логопедической работы с заикающимися разного возраста и в разных условиях.

5.Учет природы заикания: при органической основе заикания результат значительно хуже, чем при функциональной.

6.Учет симптоматики заикания. С преобладанием физических или психических проявлений заикания связано с превалированием той или иной стороны комплексного подхода к его преодолению.

На эффективность преодоления заикания, например, влияет разная степень его тяжести, в основе которой лежит разная степень болезненной фиксации заикающегося на своем дефекте. Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации) и хуже — при тяжелой степени заикания (выраженная степень болезненной фиксации).

7.Учет длительности комплексной работы по устранению заикания с последующей (не менее года) диспансеризацией.

8.Значение личности логопеда.

9.Учет микросоциального окружения: связь логопеда с семьей, с врачом, со школьным или производственным коллективом заикающегося, со специалистами.

10.Учет отношения заикающегося к занятиям. Эффективность логопедических занятий выше в случаях серьезного, упорного, настойчивого стремления заикающегося исправить свою неправильную речь.

11.Необходимость воспитания и перевоспитания речи и личности заикающегося в коллективе. Данный фактор обусловлен социальной функцией речи. Именно в коллективе создаются условия для естественного развития и перевоспитания коммуникативной функции речи.

12.Учет вида деятельности: предметной, игровой, учебной, трудовой, осуществляемых по поводу и в связи с речевой деятельностью.

13.Учет недостатков звукопроизношения, элементов общего недоразвития речи, влияющих на эффективность устранения заикания преимущественно у дошкольников.

14.Учет полноты обследования заикающегося, как первичного, так и динамического, проводимого в процессе медико-психолого-педагогической работы и правильности логопедического заключения.

15.Использование специфических технических средств (эхо-аппарат, аппарат В. А. Раздольского, магнитофонные занятия и т. п.) в соответствии с возрастом заикающегося и его желанием.

16.Учет типа специализированного учреждения: в стационаре, в речевых детских садах эффективность устранения заикания выше, чем в амбулаторных условиях.

studfiles.net