Курсовая уголовная ответственность за получение взятки – Уголовная ответственность за получение и дачу взятки

Уголовная ответственность за получение взятки

Историческое развитие Российского уголовного права за получение взятки от Псковской судной грамоты до настоящего времени. Состав преступления, предусмотренного ст. 290 особенной части Уголовного кодекса. Криминологическая характеристика коррупции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

[Введите текст]

Содержание

Введение

Глава 1. Понятия взяточничества и история его развития в Российском законодательстве

1.1 Понятие взятка и взяточничество в Российском законодательстве

1.2 Историческое развитие Российского уголовного права за получение взятки от Псковской судной грамоты до настоящего времени

Глава 2. Состав преступления, предусмотренного ст. 290 особенной части УК РФ

2.1 Объективные признаки взятки

2.2 Субъект и субъективные признаки взятки

2.3 Ответственность за взяточничество

Глава 3. Криминологическая характеристика коррупции и статистический анализ преступления

Заключение

Список литературы

Введение

Взяточничество является одним из древнейших преступлений, которое известно человечеству.

Опасность взяточничество определяется тем, что оно влечет за собой совершение немало других опасных преступлений – хищений в крупных и особо крупных размеров, нанесение ощутимого вреда рыночной экономики, подрыв финансово-кредитной системы и т.п.

Кроме того, взяточничество приобретает такие устойчивые формы, что взяточники объединяются в преступные сообщества и организованные группы, проникают в структуры власти и управления, правоохранительные органы, которые, становятся важным средством обеспечения безопасной деятельности организованной преступности.

Взяточничество является одним из проявлений коррупции. Коррупция в правовом понимании – это злоупотребление своими властными полномочиями для получения выгод в личных целях.

Получение взятки – такое коррупционное преступление, которое подрывает демократические устои и порядок, причиняет существенный ущерб нормальному осуществлению своих функций местного самоуправления и органов государственной власти, муниципальных и государственных учреждений, а также подрывает авторитет этих органов, у простых граждан пропадает уверенность в защищенности своих прав, рождает у них недоверие к органам власти.

Коррумпированный аппарат становится не пригодным для выполнения функций государства и местного самоуправления, он становится бесполезным для общества.

Это сообщество, которое обслуживает лишь свои внутренние потребности и работает на благо собственных интересов, сохраняя при этом видимость государственных форм.

Дача и получение взятки – это деяния, которые предусмотрены главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это глава (преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) содержит в себе статьи, предусматривающие ответственность за должностные преступления.

Специфика таких преступлений состоит в их особой опасности. Совершая такие преступления, должностные лица нарушают один из основных принципов профессиональной деятельности государственных служащих, должностных лиц, служащих органов местного самоуправления, принцип законности – причиняя, таким образом, ущерб правам и законным интересам граждан, обществу и государству.

Проблема борьбы со взяточничеством всегда была актуальной для российского общества на разных этапах исторического развития государства. Взяточничество, являясь одним из опасных и распространенных проявлений коррупции, относится к числу лидеров по степени высокой латентности.

Исследование проблемы взяточничества как отрицательного правового явления, экономического и социально-политического в настоящее время приобретает значимый и неотложный характер.

Это связано, с растущей криминализацией общества в целом и с глубоким распространением коррупции в сфере государственной власти.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношений, в пределах которых происходит взяточничество и воплощаются нормы уголовного законодательства об ответственности за получение взятки. Предмет исследований – уголовно-правовой аспект борьбы с взяточничеством, научные труды, которые посвящены этой проблеме, статистический анализ совершенных преступлений в разные годы.

Цель исследования основывается в изучении теоретических и практических проблем уголовной ответственности за получение взятки, в разработке предложений по совершенствованию уголовного законодательства, которые бы регламентировали борьбу с взяточничеством.

В своей работе я попытаюсь дать уголовно-правовую характеристику получения взятки, проследить историю развития правового регулирования ответственности за получение взятки, раскрыть юридический анализ состава преступления, дать ему криминологическую характеристику и провести статистический анализ, а также сделать соответствующие выводы.

Глава 1. Понятия взяточничества и история его развития в Российском законодательстве

1.1 Понятие взятка и взяточничество в Российском законодательстве

Прежде всего, обратимся к определениям понятия “взяточничество”, “взятка” и “получение взятки”. “Взятка” как слово происходит от “взяток” – сбор меда пчелами. Как вид преступления “взяточничество” обладало сначала несколькими смысловыми оттенками, которые отображали только особенности формы, но не содержания такого явления.

Например, словарь В.Даля трактует взятку как «стыв, поборов, дары, приношения, приносы, гостинцы, пешкеш, магарычи, бакшиш, хабару, подарок или плата должностному лицу во избежание стеснений или подкуп его на незаконное дело». При этом взятка – это не то, что обещано, но и то, что фактически взято. То, что обещано, но фактически не взято, это есть посул.

Определение понятий «взятки» или «получение взятки» современный уголовный закон раскрывает более полно, чем раньше, и указывает наказание за совершение таких действий. Конкретно явление взяточничества можно прочесть в ст. 290 УК РФ: «это принятие должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации или иностранным должностным лицом принятие лично должностным лицом или через другое лицо выгод в виде ценных бумаг, денег, а также другого имущества или выгоды имущественного характера за действия (бездействие) в пользу того лица, которое получает взятку или лиц его представляющих, если эти действия (бездействие) входят непосредственно в должностные полномочия лица, получающего взятку или оно в силу своего положения может способствовать таковым действиям (бездействию), а равно за общее попустительство или покровительство по службе».

Таким образом, понятие «получение взятки» включает в себя все получения материальных ценностей незаконным путем должностными лицами и не материальных выгод имущественного характера.

Так же, данное определение включает в себя все нужные признаки для квалификации действий как получение взятки. Как можно увидеть из определения, что понятия взятки, как вариант ее получения законодатель включил и общее попустительство и покровительство.

К покровительству по службе можно отнести, действия, которые связанны с внеочередным незаслуженным повышением в должности, с необоснованным поощрением, совершением других действий, которые не вызваны служебной необходимостью.

К попустительству по службе можно отнести, непринятие вовремя мер должностным лицом за нарушения или упущения в своей служебной деятельности взяткодателя или лиц его представляющих, «закрытие глаз» на его противоправные действия.

Взяточничество – юридический термин, который содержит в себе 2 разных состава должностных преступлений против интересов государственной службы, государственной власти, и службы в органах местного самоуправления – это дача и получение взятки.

Взятка является характерным и типичным проявлением коррупции, которое подрывает и дискредитирует авторитет власти и управления, а также напрямую затрагивает интересы граждан и их законные права.

Коррупция в правовом понимании – это злоупотребление властными полномочиями для получения выгоды в личных целях. Отдельные ее проявления прямо запрещены уголовным кодексом под угрозой уголовного наказания (взяточничество – ст. 290 и ст. 291 УК; незаконное участие в предпринимательской деятельности – ст. 289 злоупотребление должностными полномочиями – ст. 285; и др.), другие – могут рассматриваться как дисциплинарные проступки (поборы и незаконные подарки, не являются взятками злоупотребления по службе, которые не причинили существенного вреда).

В части 1 ст. 290 УК РФ определяется основной состав получения взятки. Объектом преступления, ст. 290 УК РФ, является нормальная работа государственной службы в органах местного самоуправления, органов государственной власти. Некоторые авторы говорят о том, что можно выделить дополнительный объект – законные интересы и права юридических и физических лиц. Особое значение, на которое необходимо обратить внимание, имеет предмет получения взятки, который в ст. 290 УК РФ расшифровывается как ценные бумаги, деньги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Подробнее хотелось бы рассмотреть предмет взятки.

Взятка включает в себя не только ценные бумаги, деньги, иное имущество, но и различные выгоды, причем, как показывает практика имущественного характера.

Под деньгами (волютой) понимается не только ро…

www.tnu.in.ua

Уголовная ответственность за получение взятки — курсовая работа

Получение взятки (ст. 290 УК РФ) – одно из самых опасных и распространенных видов должностных преступлений, в законодательстве взяточничество рассматривается в качестве одного из видов нарушения служебного долга, как корыстное служебное (должностное) преступление. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.

На Руси понятие «взяточничество» издавна ассоциировалось с двумя  видами деяний: мздоимством и лихоимством. Мздоимство по дореволюционному российскому  законодательству – это получение взятки чиновником за действие (бездействие), выполненное им без нарушения служебных обязанностей, лихоимство – те же действия, но связанные с нарушением служебных обязанностей.

Правовая природа взяточничества рассматривается многими правоведами  с позиции соучастия, что является спорным вопросом.

Одним из действенных методов  познания в общественных науках, как  известно, является так называемый исторический метод, основанный на сравнении  ретроспективных особенностей изучаемого явления с современными данными. Такой метод, как правило, позволяет  устанавливать сходства и различия характерных признаков этого  явления и тем самым продвинуться в познании предмета исследования.

2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ

 

2.1 Анализ основного состава  получения взятки

 

В части 1 ст.290 УК РФ дается определение  основному составу получения  взятки: уголовно наказуемым является получение должностным лицом  лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного  имущества или выгод материального  характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а  равно за общее покровительство  или попустительство по службе.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и органов  местного самоуправления. Некоторые  авторы отмечают, что возможен дополнительный объект – права и законные интересы физических и юридических лиц1.

Родовым объектом целой группы преступлений, в которую входит и  ст.290 УК РФ, является совокупность общественных отношений, обеспечивающая нормальную деятельность органов государственной  власти. Такой вывод можно сделать, основываясь на названии раздела X “Преступления против государственной власти” УК РФ. Что касается непосредственного  объекта, то им является совокупность общественных отношений, регламентирующих нормальную деятельность органов государственной  власти, государственной службы, а  также органов местного самоуправления.

Для преступления в виде взятки важен такой признак преступления, как его предмет. Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации  в п.9 постановления от 10.02.2000 № 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”, предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате. Под выгодами имущественного характера подразумеваются, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Вышеуказанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку2.

В нынешних условиях предметами взяточничества могут быть приватизация определенных объектов государственной  собственности, “обналичивание” денежных средств с банковских счетов, сдача  в аренду или безвозмездное пользование  квартир или дачных участков.

Объективная сторона получения  взятки представляет собой получение  лично должностным лицом или  посредником взятки за определенные действия (бездействие) в интересах  взяткодателя. Таким образом, ст.290 УК РФ предусматривает ответственность  и в случае получения взятки не самим должностным лицом, а посредником.

В п.8 Постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  в от 10.02.2000 № 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе” определено, что уголовная  ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств  по делу и его роли в даче или  получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст.33 УК РФ3.

В соответствии со статьей 290 УК РФ действия взяткополучателя могут 

__________________________________________

1 Голубев В.В. Квалификация коррупционных преступлений: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2002. – с. 29

2 БВС РФ – 2000 – № 4

3 БВС РФ – 2000 – № 4

 

быть выражены в следующих  формах:

1. действия (бездействие), которые входят непосредственно в круг служебных полномочий должностного лица, а также незаконные действия (противоправное бездействие) должностного лица. Служебные полномочия должностного лица предусмотрены его компетенцией. В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда № 6 разъясняется, что «под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями, а под незаконными действиями должностного лица – неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Например, предусмотрены сроки сдачи бухгалтерской отчетности. Однако если эти сроки пропущены, то налоговый инспектор за взятку принимает отчетность «задним» числом;

2. способствование в силу своего должностного положения определенным действиям (бездействию) других должностных лиц. В данном случае виновный использует свое положение и служебные связи, чтобы необходимые действия (бездействие) были совершены третьим лицом. При этом третье лицо в соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ (п. 4) также является должностным. Необходимо отметить, что использование должностным лицом личных или родственных отношений в том случае, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения;

3. общее покровительство и попустительство по службе. Как правило, общее покровительство подразумевает благосклонное отношение должностного лица к тому, в чьих интересах было вручено вознаграждение. При этом конкретные действия должностного лица могут не оговариваться, а само вознаграждение может вручаться не один раз, а на протяжении определенного периода времени. Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”, попустительство по службе включает, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

В теории уголовного права  существует мнение, что обязательным признаком состава получения  взятки является связь между указанными выше действиями и фактом получения  взятки, а именно – взятка является условием, при наличии которого должностным лицом будут совершены соответствующие действия (бездействие)1. Представляется, что наиболее предпочтительной является точка зрения В.Б. Волженкина, в соответствии с которой обусловленности взятки не требуется, и поэтому должностное лицо виновно во взяточничестве и в том случае, если, принимая взятку, оно вовсе на нее не рассчитывало и знанием о ней не руководствовалось2. Нередко специально подчеркивается, что не требуется также предварительной договоренности между взяткодателем и взяткополучателем3.

Рассматривая объективную  сторону получения взятки, нельзя также не обратить внимание на такую  ее составляющую, как время получения  взятки. Пленум ВС РФ определяет (п. 9 Постановления  Пленума ВС РФ), что ответственность  за взяточничество наступает независимо от того, вручена взятка до или после  совершения действия (бездействия) в  интересах взяткодателя. Таким образом, ст. 290 УК РФ предполагает ответственность  как за взятку-подкуп, так и за взятку-вознаграждение.

Объективная сторона, как  указывалось выше, состоит в получении  взятки

__________________________________________

1 Уголовное право РФ. Особенная часть: Учебник / Под ред А И. Рарога. – М.: Юристь, 2002. – с. 500

2 Волженкин Б.В., Квашис В.Е., Цагикян С.М. Ответственность за взяточничество: социально-правовые и криминологические проблемы. – Ереван, 1988. – с. 109

3 Бабанин В.А., Сбоев Б К. Ответственность за взяточничество // Законодательство и экономика. 2004. – № 3. – с. 45

лично или через посредника. Посредником является лицо, которое  заменяет взяткополучателя и непосредственно  принимает предмет взятки. Ответственность  посредника наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК РФ, при  этом необходимо учитывать конкретные обстоятельства по делу (п. 8 Постановления  Пленума ВС РФ). Пленум в п.9 разъясняет, что, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. Определяя термин «близкое лицо», необходимо принимать во внимание Постановления Пленума ВС РФ от 4.05.90 г. № 3 «О судебной практике по делам о вымогательстве» и от 27.01.99 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве».

Таким образом, можно сделать  вывод, что посредником может  являться лицо, которое действует  по поручению взяткодателя или взяткополучателя и непосредственно передает предмет  взятки, а значит, для квалификации действий посредника по ст. 291 “Дача взятки” УК РФ не имеет значения, получил посредник от взяткодателя или взяткополучателя вознаграждение за посредничество или нет.

При анализе ст. 290 УК РФ можно сделать вывод, что в основном составе получения взятки возможны несколько форм использования должностным лицом своего служебного положения. Наиболее распространенной формой являются действия (бездействие), которые входят в круг служебных полномочий должностного лица. Примером таких действий могут являться внесение в акт ревизии данных, необходимых взяткодателю, решение кадровых вопросов, распоряжение кредитными и денежными ресурсами.

Другой формой использования  служебных полномочий должностного лица законодатель называет способствование  в силу своего должностного положения  определенным действиям (бездействию) других должностных лиц. Здесь используется, в основном, возможность должностного лица воздействовать на тех лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение. Как правило, у взяткополучателя возможность воздействия возникает в силу определенного положения в иерархической структуре власти. Например, начальник вышестоящего органа может в силу своего положения требовать от должностных лиц нижестоящего органа совершения определенных действий в пользу взяткодателя.

Помимо вышеуказанного, в  ст.290 УК РФ приводятся и общее покровительство, и попустительство по службе. Данные формы использования служебного положения могут выражаться в  незаслуженных денежных поощрениях, способствовании карьерному росту, а также в непринятии мер при  нарушениях трудового законодательства и дисциплинарных проступках.

Получение взятки имеет конструкцию  преступления, характеризующуюся формальным составом. Оно считается законченным  с момента получения взятки должностным  лицом. Это подтверждается п.11 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ в от 10.02.2000 № 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”, согласно которому получение взятки считается оконченным с момента принятия получателем взятки хотя бы части передаваемых ценностей. Если обусловленная взятка не получена по обстоятельствам, которые не зависят от воли взяткополучателя, то содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки. При этом не требуется, чтобы должностное лицо выполнило какое-либо действия (бездействие) в пользу взяткодателя. Достаточно того, что оно осознавало, что получает взятку в обмен на совершение определенных действий, и могло их совершить. Если должностное лицо получает взятку за действия, которые не входят в круг его служебных полномочий, и оно не в состоянии их совершить, содеянное должно квалифицироваться как мошенничество. Такой вывод подтверждается п.20 Постановления № 6.

Понятие “субъект преступления”, предусмотренное ст.290 УК РФ, должно трактоваться с учетом примечаний к  ст.285 УК РФ. Согласно этому примечанию должностными лицами в ст.285 главы 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно – распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях.

В литературе отмечается, что  именно указанное Примечание имеет  первоочередное значение для констатации  признаков субъекта получения взятки, а не реестры государственных  должностей, поскольку факт пребывания лица на какой-либо из должностей, включенных в такие реестры, не превращает это  лицо в должностное в смысле указанного примечания1.

Схожее определение субъекта получения взятки содержится и в  Постановлении Пленума Верховного Суда РФ  от 10.02.2000 № 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”.

Именно в части субъекта преступления взятка отличается от коммерческого  подкупа, преступления, предусмотренного ст.204 УК РФ.

freepapers.ru

Введение. Уголовная ответственность за получение взятки

Уголовная ответственность за получение взятки

курсовая работа

Взяточничество является одним из древнейших преступлений, которое известно человечеству.

Опасность взяточничество определяется тем, что оно влечет за собой совершение немало других опасных преступлений – хищений в крупных и особо крупных размеров, нанесение ощутимого вреда рыночной экономики, подрыв финансово-кредитной системы и т.п.

Кроме того, взяточничество приобретает такие устойчивые формы, что взяточники объединяются в преступные сообщества и организованные группы, проникают в структуры власти и управления, правоохранительные органы, которые, становятся важным средством обеспечения безопасной деятельности организованной преступности.

Взяточничество является одним из проявлений коррупции. Коррупция в правовом понимании – это злоупотребление своими властными полномочиями для получения выгод в личных целях.

Получение взятки – такое коррупционное преступление, которое подрывает демократические устои и порядок, причиняет существенный ущерб нормальному осуществлению своих функций местного самоуправления и органов государственной власти, муниципальных и государственных учреждений, а также подрывает авторитет этих органов, у простых граждан пропадает уверенность в защищенности своих прав, рождает у них недоверие к органам власти.

Коррумпированный аппарат становится не пригодным для выполнения функций государства и местного самоуправления, он становится бесполезным для общества.

Это сообщество, которое обслуживает лишь свои внутренние потребности и работает на благо собственных интересов, сохраняя при этом видимость государственных форм.

Дача и получение взятки – это деяния, которые предусмотрены главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это глава (преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) содержит в себе статьи, предусматривающие ответственность за должностные преступления.

Специфика таких преступлений состоит в их особой опасности. Совершая такие преступления, должностные лица нарушают один из основных принципов профессиональной деятельности государственных служащих, должностных лиц, служащих органов местного самоуправления, принцип законности – причиняя, таким образом, ущерб правам и законным интересам граждан, обществу и государству.

Проблема борьбы со взяточничеством всегда была актуальной для российского общества на разных этапах исторического развития государства. Взяточничество, являясь одним из опасных и распространенных проявлений коррупции, относится к числу лидеров по степени высокой латентности.

Исследование проблемы взяточничества как отрицательного правового явления, экономического и социально-политического в настоящее время приобретает значимый и неотложный характер.

Это связано, с растущей криминализацией общества в целом и с глубоким распространением коррупции в сфере государственной власти.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношений, в пределах которых происходит взяточничество и воплощаются нормы уголовного законодательства об ответственности за получение взятки. Предмет исследований – уголовно-правовой аспект борьбы с взяточничеством, научные труды, которые посвящены этой проблеме, статистический анализ совершенных преступлений в разные годы.

Цель исследования основывается в изучении теоретических и практических проблем уголовной ответственности за получение взятки, в разработке предложений по совершенствованию уголовного законодательства, которые бы регламентировали борьбу с взяточничеством.

В своей работе я попытаюсь дать уголовно-правовую характеристику получения взятки, проследить историю развития правового регулирования ответственности за получение взятки, раскрыть юридический анализ состава преступления, дать ему криминологическую характеристику и провести статистический анализ, а также сделать соответствующие выводы.

pravo.bobrodobro.ru

Уголовная ответственность за получение и дачу взятки — курсовая работа

Исполнительную власть представляют Правительство РФ и  правительство субъектов Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, руководители органов местного самоуправления (главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления), а также оперативные работники тех властных структур, правоохранительных и контролирующих органов, которые осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, радиационную, пожарную и иную безопасность и тому подобное.

Судебная власть осуществляется судьями Конституционного суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов  всех уровней, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации  и мировыми судьями.

Представителями власти являются также руководители, аудиторы и инспекторы Счетной палаты.

Уголовный закон подчеркивает, что функции представителей власти могут выполняться временно или  по специальному полномочию. Особенность  этой разновидности субъектов состоит в том, что для выполнения этих функций:

– во – первых, не требуется  замещение должности;

– во – вторых, нужны специальные  полномочия, то есть имеющий юридическую  силу акт (закон, приказ, положение, доверенность) регламентирующих круг специальных полномочий;

– в – третьих, специальные  полномочия, как правило, носят разовый  или краткосрочный характер. К  числу лиц, наделенных такими полномочиями, относятся, например, присяжные заседатели, уполномоченные государственными органами общественные контролеры и ревизоры.

Вторая группа должностных  лиц характеризуется наличием у  них организационно – распорядительных или административно – хозяйственных  функций в органах разных уровней  или учреждениях, Вооруженных Силах  РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Что касается организационно – распорядительных функций, то они  в соответствии с должностной  инструкцией предусматривают, руководство  коллективом, расстановку и подбор кадров и другое. Данные функции  включают в себя: осуществление руководства, органов государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением или их подразделениями, воинскими формированиями, руководство людьми, подчиненными данному должностному лицу по службе.

К административно – хозяйственным функциям относятся полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, принятие решений о начислении заработной платы, премий и другое. Суть этих функций сводится к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом.

Таким образом, не всякий государственный  служащий и служащий органов местного самоуправления, государственных и  муниципальных учреждений является должностным лицом.

Применительно к работникам государственных  и муниципальных учреждений важным критерием для отнесения их к категории должностных лиц является наделение правом совершать юридически значимые действия, связанные со службой, которые порождают, изменяют или прекращают правовые отношения, то есть имеющие организационно – распорядительный характер. Следовательно, должностным лицом необходимо признавать субъекта, который имеет право выдавать от имени государственного или муниципального учреждения официальные документы, подтверждающие определенный юридический факт, и тем самым как-то организовывать, направлять поведение других лиц, для которых этот акт (документ) имеет юридическую силу. Специалисты государственных или муниципальных учреждений, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности, не являются должностными лицами .

Так судебная практика признает наличие организационно – распорядительных функций (соответственно статус должностного лица) у преподавателей государственных высших и иных учебных заведений. Так, преподавателем государственного университета был признан виновным и осужден за получение взятки. В соответствии с приказом ректора университета этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, то есть организационно – распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица. В свою очередь неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовое последствие – назначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов. В связи с этим действия преподавателей, ставящих оценки за материальное вознаграждение без самой процедуры приема экзаменов и зачетов, квалифицируются как получение взятки.

Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет и сугубо профессиональные, и должностные функции (организационно – распорядительные или административно – хозяйственные). Например, главный врач муниципальной поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой – руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер). Ответственность за получение взятки он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно – распорядительных или административно – хозяйственных функций. Лица, выполняющие исключительно профессиональные функции, например рядовой врач-педиатр, к числу должностных не относятся.

Таким образом, получается, что субъектом  получения взятки не являются работники, не осуществляющие организационно – распорядительные или административно – хозяйственные функции, а исполняющие профессиональные или технические обязанности в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях,

Следовательно, субъектами преступления предусмотренного ст. 290 УК РФ являются следующие лица:

1) представители власти;

2) лица, выполняющие организационно – распорядительные функции;

3) лица, выполняющие административно  – хозяйственные функции.

Исполнитель получения взятки должен иметь, по крайней мере, один из трех выше указанных признаков должностного лица. В некоторых случаях субъект  может одновременно обладать сразу  двумя и даже тремя такими признаками. Например, руководитель территориального управления, какой либо Федеральной службы, является представителем исполнительной власти, осуществляет руководство коллективом. При квалификации содеянного (и составлении соответствующих уголовно – процессуальных документов – постановления о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительного заключения и приговора) во внимание принимаются только те выполняемые лицом функции, которые непосредственно использовались при получении взятки.

Субъективная сторона – непременный  элемент состава любого преступления, что обусловлено принципом субъективного вменения, сформулированного в ст. 5 УК РФ. Вина – является обязательным признаком субъективной стороны. Без вины нет и не может быть состава преступления, а следовательно, и уголовной ответственности.

Взяточничество – это умышленная преступная деятельность. Субъективная сторона взяточничества характеризуется виной в виде прямого умысла. При получении взятки виновный понимает, что получает незаконную имущественную выгоду за совершение каких либо действий (бездействия) в пользу взяткодателя и при этом использует свое служебное положение. Умыслом в данном случае является осознание взяткополучателя об осведомлении взяткодателя, что получаемое должностным лицом вознаграждение незаконно. И дается она за действия (бездействия) предоставленные с использованием служебного положения.

А может ли получение взятки осуществляться с косвенным умыслом? Например, предмет  взятки «подкидывается» незаметно  для самого лица, которому он предназначается, в ящик стола, в карман пальто, среди листов книг. Взяткополучатель не имел желания получить вознаграждение, он даже не выражал это, но затем, обнаружив у себя предмет взятки, просто смирился с этим фактом, то есть, как бы сознательно его допустил. Нежелание субъекта вернуть предмет взятки или заявить о нем в соответствующие органы более чем предполагает оставить его у себя. Любой здравомыслящий человек, понимая, что ему передана взятка, не может отнестись к этому безразлично, так как сознаёт, что совершает преступление.

Обязательными признаками получения взятки является корыстный мотив и цель – нажива. Взятка не может быть без корыстного мотива и без цели наживы. Даже в случае, если ценности или деньги, полученные в качестве предмета взятки, должностное лицо переадресует в пользу третьих лиц (родных, знакомых), следует считать, что это лицо распорядилось ценностями как своими собственными, что, естественно, не устраняет преступность содеянного.

Корыстные мотив и цель непосредственно не зафиксированы в тексте уголовного закона, но вытекают из самой природы получения взятки как специального вида корыстного злоупотребления должностными полномочиями и материального характера предмета взяточничества. Поэтому в тех случаях, когда должностное лицо, получая незаконное вознаграждение за свое служебное поведение, изначально имеет цель израсходовать полученные им средства на нужды руководимой им организации, использовать их в благотворительных целях и тому подобное, состав получения взятки здесь отсутствует.

Однако иная ситуация и иная правовая оценка действий должностного лица имеет место в случае, если ценности или деньги принимаются  в пользу предприятия, общественной организации либо государства в  целом, то есть если должностное лицо принимает ценности не в свое личное пользование, без цели наживы. Сейчас такое явление распространено и именуется спонсорством. Отграничение взяточничества от спонсорской помощи не входит в число правовых вопросов и является процессуальной проблемой. Но в принципе это сделать несложно, так как спонсорство, как правило, не осуществляется тайно, а напротив, широко рекламируется и является положительным явлением. Однако возможна ситуация, когда спонсорская помощь оказывается под давлением со стороны должностного лица. Такое «спонсорство» может проявиться в получении дорогого подарка, который должностное лицо использует, например, в своем кабинете, на рабочем столе. В данном случае, стоит вести речь о незаконном получении спонсорской помощи, о ее вымогательстве, то есть имеет место не что иное, как получение взятки, сопряженное с вымогательством.

Для того чтобы квалифицировать  преступление не имеет значения, намерен  ли получатель взятки исполнить действия, за которые она дана. Желание совершить действие не входит в содержание умысла при совершении этого преступления. В случае завладения путем обмана имуществом взяткодателя (т.е. взятка все таки взята, а действия не выполнены), возможно наступление ответственности за получение взятки, как за более опасное преступление, чем мошенничество. В этом случае содеянное в полной мере поражает объект посягательства и недобросовестность взяточника не может исключить уголовное преследование за получение взятки.

1.2. Ответственность за  квалифицированные виды получения взятки.

Уголовное законодательство устанавливает два вида квалифицированного получения взятки. Так, квалифицированным  видом взятки признается получение  должностным лицом взятки за незаконное действие (бездействие) и получение  взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Разделение взяток на принятые для совершения законных действий, и взяток, принимаемых в целях  совершения незаконных действий было известно еще дореволюционному законодательству. Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных выделяло:

1. Взятка-мздоимство, которая  вручается за законное поведение  должностного лица. При отсутствии  квалифицирующих признаков эта  взятка в настоящее время инкриминируется по ч. 1 ст. 290 или ст. 291 УК.

2. Взятка-лихоимство, вручаемая  за незаконные действия. Если  при этом совершен должностной  проступок, то содеянное квалифицируется  по ч. 2 ст. 290 или ст. 291 УК.

В теории выделяют два  вида незаконных действий, совершаемых должностным лицом:

1) неправомерные действия, которые не вытекали из его  служебных полномочий или совершались  вопреки интересам службы;

2) неправомерные действия, содержащие в себе признаки  преступления или иного правонарушения.

Такую же позицию занимает сейчас и Верховный Суд (п. 10 Постановления). При этом в п. 19 Постановления  Пленума Верховного Суда устанавливается, что взяткополучатель, совершивший  в интересах взяткодателя или  представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений – по части второй ст. 290 УК РФ и соответствующей статье (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств и т.п.).

Действия же взяткодателя в этом случае надо расценивать как  подстрекательство.

В ч. 3 ст. 290 УК предусмотрен особый вид должностных лиц – лица, занимающие государственную должность  России, государственную должность  субъекта Федерации или глава органа местного самоуправления.

В связи с тем, что  незаконные действия этих лиц представляют большую общественную опасность, уголовное  законодательство устанавливает повышенною ответственность данной категории  должностных лиц. Следует отметить, что УК 1960 г. не знал такого квалифицирующего признака. Однако, ч. 3 ст. 173 УК РСФСР содержала такой квалифицирующий признак, как получения взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение. В юридической литературе существовало достаточно много мнений, кого считать занимающим ответственное положение. Понятие “ответственное положение должностного лица” – оценочное, в связи с чем на практике возникают трудности, вызванные тем, что масштаб, характер деятельности лиц, занимающих должности одного и того наименования, на различных предприятиях, в учреждениях или организациях, где они работают, далеко не одинаков и одних можно признать занимающими ответственное положение, а других нет. Вместе с тем судебная практика обычно шла по пути признания должностными лицами, занимающими ответственное положение в основном руководителей предприятий или органов государственного управления и их заместителей. Поэтому фактическую замену неоднозначного понятия “должностные лица, занимающие ответственное положение” на понятие лиц, занимающих государственную должность России, государственную должность субъекта Федерации или глава органа местного самоуправления следует признать вполне обоснованным. Если понятие “глава местного самоуправления” вопросов, очевидно, не вызывает, то при анализе понятий “государственная должность России”, “государственная должность субъекта” следует обратиться к Закону РФ “Об основах государственной службы”.

referat911.ru