Леонардо да винчи в медицине – 6 Анатомия эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи как анатом. Андрей Везалий – революционер описательной анатомии.(I) Анатомия эпохи Возрождения

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

В конце XV и начале XVI века анатомией весьма усиленно занимался человек, который, не будучи специалистом ни в одной области, был универсально гениален, благодаря чему достиг в самых различных отраслях выдающихся успехов. Леонардо да Винчи был художником и скульптором, математиком и физиком, техником и изобретателем. Как художник он понял, что следует быть ближе к природе, античные образцы не могли его удовлетворить. Прежде всего он изучал пропорции человеческого тела — ребенка и взрослого. Затем он занялся вскрытиями.

Одному из своих посетителей в Амбуане, в провинции Турень, где Леонардо да Винчи жил последние годы в предоставленном в его распоряже­ние королем Франциском I небольшом замке, он сказал, что вскрыл уже более тридцати трупов мужчин и женщин всех возрастов. Этот серьезный и кропотливый труд, совершаемый вопреки всем препятствиям и трудностям, позволил ему сделать огромное количество анатомических рисунков. Он оставил гениальные наброски, свидетельствующие о его замысле создать монументальную анатомию и физиологию человека. Рисунки должны были запечатлеть все детали тела, а описание их должно было далеко выходить за пределы того, что могло бы интересо­вать художника. Его целью было не только найти теоретические основы своего художественного творчест­ва — как истинный энтузиаст этот ученый-исследователь стремился постичь самую основу вещей. Леонардо хотел обосновать анатомическую науку не мнениями авторите­тов, а данными наблюдения.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Анатомия Леонардо должна была состоять из 120 томов: «Если господь даст мне для этого силы!». Она должна была содержать и результаты его работ по сравнительной анатомии; до нас дошли, например, изображения языка дятла и челюсти крокодила, а также сравнительное описание органов обоняния и зрения человека и льва. Всего до наших дней сохранилось 779 анатомических рисунков, выполненных Леонардо да Винчи и снабженных им текстом. Это следует поставить в заслу­гу сопровождавшему Леонардо во Францию миланскому дворянину Франческо Мельци, которому ученый и заве­щал свои рукописи. Примерно к 1560 г. относится рассказ Вазари, повествующий о том, что престарелый Мельци «дорожит этими листами, как реликвиями, и свя­то хранит их».

Изучение пропорций человеческого тела. Рисунок Леонардо да Винчи.

В предисловии к своему огромному труду Леонардо объясняет значение такого рода анатомических рисунков, трудности их создания, а также излагает, какими способностями и качествами следует обладать, чтобы выполнить такую работу. Он пишет: «Занимаясь подобны­ми исследованиями, ты выиграешь менее, нежели те люди, которые ведут спокойную жизнь, или те, которые хотят разбогатеть в один день. Долгое время тебе придется жить в великой бедности. А ты, мнящий, что лучше присутствовать при вскрытиях, нежели рассматривать эти рисунки, был бы, пожалуй, прав, если бы было возможно все вещи, показанные на таких рисунках, узреть на одном теле. На теле же, даже приложив весь свой разум, ты увидел бы и опознал только несколько вен. Дабы добиться полного и точного понимания этих вен, я расчленил более десяти человеческих тел, разрушив притом все остальные части, удалив до последней частицы все мясо, окружав­шее эти вены; я не допустил заполнения их кровью, если не считать незначительного наполнения кровью капилляр­ных вен. Ни один труп не сохранялся столь долго, сколько это было нужно, таким образом я вынужден был брать один за другим столько трупов, сколько это требовалось для достижения исчерпывающих данных. Эту работу я повторил дважды, дабы узреть различия. И даже если ты обладаешь должной для этого самоотверженностью, то тебе может воспрепятствовать боязнь пребывания в ноч­ное время в обществе разрезанных и лишенных кожи мертвецов, облик которых внушает ужас. А если тебя и это не остановит, то, возможно, ты не обнаружишь у себя способности хорошо рисовать, необходимой, чтобы делать такого рода изображения; а если ты и умеешь рисовать, то, возможно, ты не знаешь перспективы; но если и этим ты владеешь, то тебе может помешать недостаточно упорядоченное знание геометрических изображений и правил подсчета всех сил и способностей, находящихся в мышцах; может быть, тебе не хватит и терпения, если ты недостаточно прилежен. Обладаю ли я всеми этими качествами или нет, покажут те сто двад­цать книг, которые я сочинил; мне не препятствовала в этом ни алчность, ни беззаботность, а затруднял лишь недостаток времени».

Отдельную книгу, содержащую сорок таблиц, Леонар­до посвятил анатомии лошади. Попутно следует отметить, что как художник он очень интересовался физиогномикой; ему нравилось изображать, каким образом смех или плач, любое душевное движение отражаются на облике челове­ка. В своих физиологических исследованиях Леонардо очень много внимания уделял органам чувств, которые, как он определил, служат проводниками приходящих извне раздражений. Но раздражения, говорил он, могут исходить и изнутри тела, из души, обиталищем которой он считал головной мозг. Из картин внешнего мира в мозгу образуется «общее чувство», сохраняющееся в памяти. Головной мозг руководит сознательными и бессознательными движениями, которые подчиняются законам механики. С этой точки зрения Леонардо и исследует движения, особенно при ходьбе, беге и прыжках.

Особенно Леонардо да Винчи увлекала психология зрения. Где изображение воспринимается наиболее четко? В середине сетчатки — гласит его ответ. Он обратил вни­мание и на остаточные зрительные представления, возни­кающие после того, как быстро отведешь взгляд от пред­мета, на который долго и пристально смотрел, или же закроешь глаза. Он описал и явления зрительного обмана, которые изучает теперь любой школьник: светлый пред­мет на черном фоне кажется больше, зато темный пред­мет на светлом фоне — меньше.

Возможность расчленить значительное количество человеческих трупов можно объяснить тем, что Леонардо находился под покровительством могущественных власти­телей: в Милане ему покровительствовал Цезарь Борджиа, а в дальнейшем — французские короли Людовик XII и Франциск I; в течение двух лет, которые он провел в Риме, его покровителем был Джулиано Медичи —млад­ший брат папы Льва X. Несмотря на это, Леонардо однажды пришлось защищать себя от обвинения в преступной деятельности. Он сделал это весьма убедительно в своем анатомическом сочинении, где про­тивопоставлял этим «преступлениям» уважение к жизни: «И ты, о человек, который с помощью моих трудов учишься постигать чудесные творения природы, если ты веришь, что расчленение человеческого тела есть преступ­ление, подумай, насколько преступней отнимать у челове­ка жизнь… Не допускай того, чтобы твой гнев или твоя злоба разрушили бы жизнь, ибо, воистину, тот, кто не уважает жизнь, не заслуживает ее иметь».

Леонардо подходил к изучению анатомии как настоя­щий естествоиспытатель — так мы оцениваем его в наши дни. Однако труд этого гениального человека, который мог бы получить многие из лавров, доставшихся Везалию, остался незавершенным и напоминал собой гигантский остов. Когда в 1543 г. появилось великое произведение Везалия, труд Леонардо не был известен миру и оставал­ся неизвестным еще долгое время. Тем не менее Леонардо, проложивший путь к современной науке, заслуживает почетного места также и среди анатомов — исследовате­лей человеческого организма.

Похожие материалы:

Парацельс

Везалий

Габриэле Фаллопий

Евстахий

nauka03.ru

Вклад Леонардо да Винчи в развитие медицины – Медицинский портал: здоровый образ жизни, диагностика и лечении различных заболеваний

Подробное жизнеописание Леонардо да Винчи (1452 – 1519 годы), флорентийского живописца, скульптора и ученого составлено его современником, биографом Джорджо Вазари. «Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, – восхищался историк, – обычно естественным или сверхъестественным путем на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары. Иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в сочетание, божественное настолько, что, куда бы человек ни обращался, каждое его действие оставляет позади себя всех прочих людей. Такой человек являет собою нечто дарованное Богом, а не приобретенное человеческим искусством».

От природы наделенный многочисленными талантами, дополнив их неиссякаемой любознательностью, Леонардо да Винчи обладал непостоянным нравом и к тому же был немного ленив. По свидетельству современников, он владел основами разнообразных наук и мог бы добиться «великих преимуществ, не будь столь переменчивым». Действительно, принимаясь за изучение определенного предмета, художник, бросал его тотчас после того, как узнавал лишь суть. Например, в математике он достиг немалых успехов. Постоянно пребывая в сомнениях, ученый выдвигал противоречивые доводы, ставившие в тупик учителя. Потратив немалые усилия на занятия музыкой, Леонардо научился прекрасно петь, импровизируя на лире, но прекратил уроки, едва успев достичь некоторого мастерства.

Для самого Леонардо искусство и наука связывались неразрывно. Однако в «споре искусств» предпочтение отдавалось живописи как наиболее интеллектуальному, по его мнению, виду деятельности. Великий мастер видел в рисовании универсальный язык, подобный математике в сфере наук, которым можно выразить все многообразие мира.  

Видимо, рисование стало единственным занятием, не наскучившим великому мастеру. В течение жизни он «упражнялся во всех науках, куда входит рисунок». Одной из таких сфер стала теоретическая анатомия. Начиная с зарисовки смеющихся голов, могучих и немощных торсов, рук, ног, художник увлекся медициной. Вазари вскользь упоминал о «Книге по анатомии лошадей, составленной мастером для своих научных занятий».

Анатомическим исследованиям Леонардо да Винчи способствовала дружба с философом Маркантонио делла Торе, читавшим лекции по анатомии в местном университете. Профессор сам писал книги, а художник помогал ему их иллюстрировать. Подобно другу, Леонардо «видел медицину в свете учения Галена», однажды решив представить анатомию образно. На подготовительном этапе мастер готовил модели для рисунков, собственноручно очищая трупы от кожи и мышц. Обобщив результаты вскрытий в детализированных рисунках, художник заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, он рассматривал человеческий организм как образец «природной механики».

Атлас по анатомии в исполнении великого Леонардо включал в себя 7000 листов текста, сопровождавшегося великолепными рисунками красным карандашом. На иллюстрациях представлены трупы, отдельно мышцы и кости, череп в различных пропорциях, скелет человека целиком и отдельные его части. «С величайшей тщательностью, – писал Вазари, – на этих рисунках, заштрихованных пером, изображались все кости, а затем по порядку соединялись сухожилиями и покрывались мышцами. Первыми рисовались те, которые прикреплены к костям, вторыми те, которые служат опорными точками. Третьими мышцами были те, которые управляют движениями. Тут же в разных местах он вписывал буквы неразборчивым почерком, левой рукой и навыворот так, что нельзя их разобрать, ибо читать нужно не иначе как с зеркалом».

Большая часть листов с зарисовками человеческой анатомии долгое время находилась в архиве миланского дворянина Франческо Мельци. В молодости он был близко знаком с Леонардо да Винчи и счел долгом сохранить для потомков труды своего кумира. Сеньор Мельци очень дорожил этими листами и хранил их как реликвию наряду с портретом самого автора. Все, кому посчастливилось общаться с мастером, удивлялись разносторонности его таланта, представляя невозможным, чтобы «божественный дух» так обстоятельно рассуждал о костях, мышцах и сухожилиях.  

Впрочем, «божественный дух» часто любил пошутить, используя для этого свои научные познания. Однажды он очистил от жира бараньи кишки настолько тщательно, что тонкие органы полностью уместились на ладони. Поместив в соседней комнате кузнечные меха, прикрепил к ним один конец кишок и надул, предварительно пригласив гостей. Постепенно внутренности полностью заполнили комнату, а перепуганные зрители забились в угол. В это время Леонардо сопровождал опыт рассказом о том, что «прозрачные и полные воздухом кишки, занимавшие вначале мало места, могут занять места очень много только благодаря его таланту». Впервые описав кости и нервы, Леонардо да Винчи особое внимание уделил проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, кроме того, стремился ввести экспериментальный метод в биологию.

Пользуясь покровительством флорентийского герцога Джулиано Медичи, питавшего пристрастие к наукам, художник дополнил анатомические опыты занятием алхимией. Разработал способы полировки зеркал, изготавливал масла и лаки, предназначенные для большей сохранности своих картин.  

Следствием увлечения биологией стало утверждение ботаники как самостоятельной науки. Художник представил классические описания расположения листьев, явлений гелио– и геотропизма (ростовых движений), корневого давления и движения соков растений. Однако даже в этой серьезной области мастер не отказывался от забав. Пользуясь особой восковой мазью собственного изготовления, он сделал «тончайших зверушек». Наполняя фигурки воздухом, надувал и отпускал, весело наблюдая за полетом. Вазари рассказал, каким образом была преображена обычная ящерица, найденная садовником в парке. Леонардо прикрепил к ней крылья из чешуек кожи, содранной с других ящериц, и наполнил чешуйки ртутным составом так, что они затрепетали. Затем приделал ящерице глаза, рога, бороду и держал животное в коробке, пугая домашних.

«В Леонардо из Винчи, помимо телесной красоты, никогда, впрочем, не получавшей достаточной похвалы, была безграничная прелесть. Таланта было столько, и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью. Силы было в нем много, но в сочетании с ловкостью; его помыслы и дерзания были всегда царственны и великодушны.

Слава его имени так разрослась, что ценим был не только в свое время, но и после смерти, когда среди потомства приобрел еще большую известность. Поистине дивным и небесным был Леонардо, сын сэра Пьеро из Винчи…»  

После смерти Франческо Мельци бесценное наследие Леонардо да Винчи отдельными частями попало в частные архивы и библиотеки Италии. Документы долго не публиковались, но во второй половине XVIII века его рукописи начали собирать, классифицировать, в итоге были составлены 13 томов различной тематики. Тексты и рисунки медицинского характера представлены в разделе «Анатомические тетради», изданном в Турине только в 1901 году. Таким образом, научные работы великого Леонардо вышли в свет намного позднее трудов его последователей, самым известным из которых был Андреас Везалий.

 

topmedportal.ru

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ — Большая Медицинская Энциклопедия

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci, 1452—1519) — итальянский художник, скульптор, ученый-энциклопедист, инженер и естествоиспытатель, один из виднейших представителей искусства и науки эпохи Возрождения.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Родился в г. Винчи близ Флоренции; умер в г. Клу, департамент Турень (Франция).

Теории и гипотезы, выдвинутые Леонардо да Винчи, во многих случаях являлись крупными открытиями, находящимися на генеральном пути развития науки. Он зачинатель разработки многих научных проблем, основоположник многих научных дисциплин. На протяжении всей своей жизни Леонардо да Винчи активно участвовал в раскрытии тайн природы, делая наблюдения, сопоставления, накапливал материал, многократно возвращаясь к интересовавшей его проблеме. Ему «обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики» (Ф. Энгельс, Диалектика природы, М., 1952, с. 4).

Круг научных интересов Леонардо да Винчи чрезвычайно широк: он занимался исследованиями в области математики и физики, геологии и астрономии. Не меньше интересовали его науки биологического цикла — в записных книжках имеются материалы и высказывания по анатомии и физиологии, зоологии и ботанике.

С проблемами естествознания Леонардо да Винчи начал знакомиться очень рано в годы учебы у знаменитого художника и скульптора А. Вероккио и математика и медика Тосканелли (P. Toscanelli). Позднее, в Милане, общаясь с учеными ун-та Павии и с миланскими учеными, он знакомился с естественнонаучной литературой, был в центре споров, вызванных революционными преобразованиями науки эпохи Возрождения.

Леонардо да Винчи стоял в центре научных интересов своей эпохи, его исследования и мысли находятся в общем идейном потоке, вызванном Возрождением. Он либо развивал на новой основе плодотворные идеи прошлого, либо спорил с ними, либо сам был инициатором новых взглядов и направлений. Искусствоведы неоднократно отмечали, что творчество Леонардо да Винчи как художника было связано с его занятиями наукой, питалось теми же источниками, что и его научные концепции.

Естественнонаучные взгляды Леонардо да Винчи характеризуются материалистической направленностью и революционностью — он отвергал старые авторитеты и старые пути познания. Неприятие теологических объяснений, борьба со схоластическим, книжным знанием, неприязнь к алхимии, мистическим взглядам делают его похожим на тех великих деятелей науки, к-рые наряду с ним создавали опытное естествознание.

Леонардо да Винчи был одним из тех, кто закладывал основы экспериментального естествознания. Он был не только сторонником эксперимента как метода познания, но и сам систематически и, как правило, с успехом применял его в собственных исследованиях.

Леонардо да Винчи — один из основоположников эмбриологии. Известный английский ученый Дж. Нидхем в книге «История эмбриологии» называет Леонардо одним из величайших биологов. Леонардо да Винчи первый ввел в биологию количественный метод исследования, в этом он почти на 400 лет опередил свою эпоху. «Особой заслугой Леонардо в эмбриологии,— пишет Дж. Нидхем,— было установление им факта, что зародышей можно измерять не только в каждый данный момент, но и в последовательный ряд моментов… Если Аристотель является отцом эмбриологии как отрасли естествознания, то Леонардо — отец эмбриологии как точной науки».

Анатомию Леонардо да Винчи изучал под руководством своего друга делла Торре (М. A. della Torre) и иллюстрировал его сочинения по анатомии. Анатомические рисунки по своей реалистичности и точности неизмеримо превосходят не только современные ему, но и многие позднейшие. Рисунки Леонардо да Винчи, являющиеся результатом обобщения собственных наблюдений при многочисленных вскрытиях, позволяют судить об общих закономерностях строения организма человека.

В детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках Леонардо да Винчи заложил основы современной научной иллюстрации.

Вклад Леонардо да Винчи в разработку проблем анатомии весьма значителен. Он описал ряд костей скелета и нервов, первый правильно определил число позвонков в крестце у человека, открыл (до Н. Гаймора) воздухоносные пазухи черепа. В рисунках впервые дал изображение лобного, клиновидного и верхнечелюстного синусов, сесамовидных косточек стоны и др.. первым высказал новаторское предположение об антагонизме мышц.

Главным объектом его наблюдений было человеческое тело, лишенное кожного покрова. Но наряду с этим он описал расположение и внешний вид нек-рых внутренних органов, глаза и зрительных нервов, глотки, бронхиального дерева, сердца, описал сосуды и нервные сплетения, половые органы, маточные трубы и круглые маточные связки, плод в матке, плаценту и др. Применил метод инъецирования расплавленным воском желудочков мозга. Работы его на полвека опередили исследования А. Везалия, но остались неизвестными современникам. Лишь после смерти анатомические рисунки Леонардо да Винчи были возвращены из Франции в Италию, затем оказались в Англии, где их впоследствии начали публиковать в числе других материалов коллекции замка Виндзор.

Ряд работ Леонардо да Винчи посвящен вопросам сравнительной анатомии. Он предполагал составить описание человека, к-рое охватило бы «и тех, кто почти подобного ему вида», т. е. обезьян, а также изобразить рядом ноги медведя, обезьяны и других животных, показав, чем они отличаются от ноги человека.

Соч.: Избранные произведения, пер. с итал., т. 1—2, М.—Л., 1935; Избранные естественнонаучные произведения, пер. с итал., М., 1955.

Библиогр.: Жданов Д. А. Леонардо да Винчи анатом, М.—Л., 1955; Петров Б. Д. Леонардо да Винчи— естествоиспытатель, в кн.: Леонардо да Винчи, Анатомия, Записи и рисунки, пер. с итал., с. 555, М., 1965; ТикотинМ. А. Леонардо да Винчи в истории, анатомии и физиологии, Л., 1957.


xn--90aw5c.xn--c1avg

Анатомия и медицина во времена Леонардо

Анатомия и медицина во времена Леонардо

Как уже было сказано, 1300 лет в медицинской науке непререкаемым авторитетом считался древнеримский врач Гален, который жил во II веке нашей эры и был придворным врачом нескольких римских императоров. Гален собрал воедино и классифицировал труды античных авторов по медицине, фармации, анатомии, физиологии и фармакологии. Вплоть до XVI века он был непререкаемым авторитетом для европейских врачей. Открытия Галена трудно переоценить – он описал около 300 мышц человеческого организма, определил роль нервной системы, ввел в практику эксперимент. Так что его можно считать предшественником экспериментальной физиологии. Он был опытным хирургом и хорошо знал анатомию. Гален справедливо полагал, что анатомия является фундаментом хирургии.

Однако многие его суждения были ошибочными. Так, он не знал о большом и малом кругах кровообращения, неверно определил он и строение сердца.

Учение Галена основывалось на том, что в организме есть четыре главных сока: кровь, слизь, черная и желтая желчь. В его учение перекочевали также идеи Платона, в том числе – о пневме. Считалось, будто в мозге обитает душевная пневма, в сердце – жизненная пневма, в печени – естественная пневма. Дальше уже начинались фантазии на тему, какая часть души где находится и за какие эмоции отвечают соответственно мозг, сердце и печень.

Лишь в XVI веке испанский ученый Мигель Сервет описал малый круг кровообращения, а в следующем веке уже британский ученый Уильям Гарвей разработал математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови.[42] Церковь благосклонно относилась к учению Галена. И так уж повелось, что ученые вплоть до XVI века просто не решались выступать против этой теории, даже если их наблюдения противоречили выводам Галена, настолько непререкаемым был его авторитет.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Черепная коробка

Рассматривал Леонардо также и строение мозга и черепа. Никто до него не исследовал так точно конструкцию черепа – этого «седалища вложенной богом души».

Широко известные рисунки черепа, выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни. Эти рисунки являются выдающимися достижениями анатомии средневековья. Два рисунка профиля черепа выполнены 2 апреля 1489 года.

Леонардо да Винчи не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трёх плоскостях – сагиттальной, фронтальной и горизонтальной – представляя объёмное изображение костей, его составляющих.

Делал зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа. Это позволило Леонардо открыть воздухоносные пазухи черепа. Применял он также и метод инъецирования расплавленным воском желудочков мозга.

Развитие эмбриона

Леонардо нередко называют отцом эмбриологии. Во время пребывания при дворе герцога Сфорца Леонардо изучает феномен продолжения рода; в 1512 году он составляет представление о развитии зародыша. Он показал, как развивается ребёнок в околоплодных водах, нарисовав его положение, внутренние органы и кровеносные сосуды; «как ребёнок дышит, получая питание через пуповину, и почему одна и та же душа обитает в двух телах». Здесь учёный коснулся совершенно не исследованной области – связи матери и ребёнка в её утробе.

Изображений эмбриона в матке до Леонардо не существовало.

Витрувианский человек

De architectura libri decem (лат., «Десять томов поархитектуре»)— самый древний иединственный трактат потеории архитектуры, целиком дошедший донаших дней сдохристианских времен. Он посвящен римскому императору Августу. Считается, что его автором был военный инженер римской армии поимени Марк Витрувий Поллион.

Один изобщих принципов Витрувия требует соразмерности архитектурных деталей человеческому телу иего пропорциям.

Интересно, чтооригинальный манускрипт Витрувия вообще несодержит иллюстраций, хотя ученые предполагают, чтоони там были изначально. Авторы изданий времен Возрождения иллюстрировали текст самостоятельно.

Итолько у Леонардо да Винчи два положения виртуозно совмещены наодном легком, прекрасно читаемом рисунке.

Витрувианский человек – является самым известным рисунком Леонардо да Винчи примерно в 1490 году был помещён в один из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях : с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Этот рисунок символизирует канонические пропорции.

Витрувианский человек представляет собой произведение искусства и научный труд, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

Рисунок Витрувианского человека часто используют как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом.

При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация расположения рук и ног составляет две различные позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половые органы.

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования – Модурол, повлиявшую на эстетику архитектуры ХХ века.

На сегодняшний день Витрувианский человек не воспринимается как символ идеальных пропорции, скорее это изображение символизирует человека во вселенной.

Интересные факты:

Есть теория о том, что на рисунке Витрувианского человека Леонардо изобразил Христа. По просьбе хранителей Плащаницы Леонардо да Винчи реставрирует её. И вдохновлённый изображением Христа на святыне он переносит идеальные пропорции на свой рисунок, он изображает «БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА». Леонардо да Винчи поместил человека в центр Миросоздания.

ВЫВОД

Большой взлет в эпоху Возрождения получили интеллектуальное и художественное мировосприятие и мировоззрение человека. Так же эта эпоха еще и называется «золотым веком анатомии», когда происходило становление последней как науки.

Не смотря на то, что работы Леонардо были забыты на долгие века – золотой век анатомии был открыт его анатомическими трудами.

Работа с данным проектом помогла мне увидеть совсем другую сторону великого гения всех времен Леонардо да Винчи. Было очень интересно узнать о нем как о разносторонне развитом человеке, проводившем свои исследования в областях различных наук, и медицина не стала исключением. Именно благодаря Леонардо да Винчи медицина получила прогрессивное развитие.

Работа с данной темой была интересной и увлекательной, и очень меня заинтересовала. На достигнутом я решила не останавливаться и продолжать свое знакомство с творчеством, исследованиями и изобретениями Леонардо да Винчи.

studfiles.net

Сайт о Леонардо да Винчи

Помимо известных всему миру полотен, Леонардо еще оставил рукописи, которые и сегодня удивляют объемом содержащихся в них знаний и открытий.

Леонардо да Винчи занимался математикой (по словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей), гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных. Им написаны такие работы как: «О летании и движении тел в воздухе», «О свете, зрении и глазе».

Труды Леонардо представляют собой дневники или рабочие тетради. Полностью преобразовать и систематизировать свои рукописи мастер не успел. Все записи Леонардо сопровождаются гениальными рисунками.

Поскольку труды Леонардо представляют собой дневники, то записи в них весьма своеобразны. Это — своего рода диалоги с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться указания автора самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией.

Леонардо высоко ценил опыт, так как практически обучался всему самостоятельно, изучал книги и проверял свои теории на практике. «…каждый инструмент должен быть сделан на основе опыта».

Природное дарование дает человеку возможность достичь намеченной цели. Во всех вопросах, которые рассмотрел Леонардо, прослеживается поиск единственного, верного ответа. Леонардо да Винчи считал, что к истине можно придти, руководствуясь только логикой и научными наблюдениями. Леонардо не признавал «умозрительных» теорий. В основу всего, в том числе самого познания, он ставил такую науку, как математика: «…ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства».

Обширны и разнообразны интересы мастера к книгам, среди прочих авторов он изучал Авиценну (Ибн Сину), Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа. «Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, — или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант — были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа» (Джорджо Вазари).

Таким представлял Леонардо да Винчи его первый биограф Вазари. До сих пор многие грани этого человека, бесконечно одаренного Богом, остаются загадкой.

В юношеские годы Леонардо, находясь в то время во Флоренции под покровительством семейства Медичи, был сначала подмастерьем одного из самых знаменитых художников Италии — Андреа дель Верроккио. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло, который написал гравюру «Битва обнаженных». Поллайоло был одним из первых художников Возрождения, который занимался в анатомическом театре, изучая мышечную систему человека. Можно полагать, что для молодого Леонардо полотна Поллайоло были первыми уроками анатомии человека. Художники Возрождения принимали анатомию человека как вспомогательное средство для правильного представления о теле. Именно поэтому они большое внимание придавали изучению мышечной системы человека, а не устройству его внутренних органов. Известно, что Поллайоло сам производил секцию трупов, однако его больше интересовала анатомия мышц, поэтому грудная клетка, брюшная полость и череп не вскрывались.

Первоначальный интерес Леонардо да Винчи был таким же, как и у Поллайоло. Однако в дальнейшем Леонардо рассматривал анатомию не только как приложение к живописи и скульптуре. Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи — первая рукопись относится к 1484 году, а последняя — к 1515. Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре. Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале Сайта Мария Нова, основанном в 1255 году. При госпиталях занимались анатомией и другие флорентийские художники, например, Микеланджело — при госпитале святого Духа.

Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) (Mondino dei Lucci) «Anathomia». Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи.


В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй — груди, в третий — сердца и в четвертый день — конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно — основание черепа.

К этому периоду жизни Леонардо относятся одни из первых схематических анатомических зарисовок поперечных срезов ноги.

Понимая всю сложность проведения секций, Леонардо считал анатомические зарисовки основой изучения строения человеческого тела. В своих записях Леонардо указывает о количестве проведенных им вскрытий, об условиях, в которых ему пришлось работать, и о необходимости владения рисунком, знаниями геометрии, представлениями перспективы, о необходимости быть прилежным: «И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того чтобы получить законченное знание, что повторил я дважды, дабы наблюсти различия. И если даже ты имел бы любовь к предмету, тебя, быть может, отшатнуло бы отвращение, и даже если бы не отшатнуло оно, то, может быть, тебе помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных разрезанных на части, ободранных, страшных видом своим мертвецов; и даже если это не помешало бы тебе, быть может, будет не доставать тебе точности рисунка, необходимой в подобных изображениях. И если бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы, и даже если бы рисунок и сопровождался знанием последней, то требовался бы еще строй геометрических доказательств и метод расчета сил и крепости мышц». Здесь следует упомянуть, что многие качества, о которых упомянул Леонардо да Винчи, прежде всего были присущи ему самому.

Предпочтение рисунку в изучении анатомии выразилось в одной из дневниковых записей Леонардо: «…я человек без книжного образования …не будучи словесником, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать». В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. Его не столько интересовали передача цвета или изображение контура, сколько создание эффекта трехмерного пространства. Эффект трехмерного пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках — Леонардо показывал объект с четырех сторон. Многопроекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а «отцом анатомии» считали Везалия (1514—1564). В медицинском учебнике «О строении человеческого тела» («De Humanis corporis fabrica», 1543) Везалий использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи.

По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. А его желание написать «Трактат по анатомии» так и осталось нереализованным.

Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: «Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем изобретения природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу…» Тем не менее, будучи человеком верующим, Леонардо писал далее: «…неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина». А о сердце написал так: «Чудесное орудие, изобретенное верховным художником».

Изучая строение человеческого тела, Леонардо придавал большое значение сравнительной анатомии — «Описание человека, которое охватывает и тех, кто подобного ему вида, — как павиан, обезьяна и многие другие. Составь отдельный трактат с описанием движений четвероногих животных, — среди коих и человек, который также в детстве ходит на четырех ногах…. Изобрази здесь ноги медведя и обезьяны и других животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека, и также помести ноги какой-нибудь птицы. Опиши особенности внутренностей человеческой породы, обезьяны и подобных им … используй это описание для трактата». Но, по мнению исследователей, Леонардо да Винчи допускал ошибку, характерную для его времени, находя слишком много как бы точь-в-точь совпадающего у животного и человека.

В создании анатомических рисунков Леонардо придерживался строгой последовательности. «Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным». Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: «Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов…». Наверное, этим можно объяснить, почему Леонардо с такой скрупулезностью переданы изображения мышц рук, ног, шеи. По этой же причине, наверно, изображения внутренних органов и, в частности, головного мозга даны схематично. В комментариях к своим записям он указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и чувствительные порции. Особое значение придает Леонардо нервам пальцев рук и ног, подчеркивая их большую функциональную важность. «Сначала нарисуешь ты кости отдельно, и немного вынутыми из сустава, дабы лучше различить очертания каждой кости порознь. Затем соединишь ты их друг с другом так, чтобы они ни в чем не отклонялись от первого рисунка, кроме тех частей, которые друг друга закрывают при соприкосновении. Когда это сделано, сделаешь ты прежний рисунок с теми мускулами, которые связывают кости. Затем ты сделаешь четвертый — нервов, которые являются носителями ощущений. Затем следует пятый — нервы, которые движут, или, вернее, дают первым членам пальцев ощущения. И в—шестых, сделаешь ты верхние мускулы ноги, в которых распределяются чувствующие их нервы. И седьмой пусть будет рисунком вен, питающих эти мускулы ноги. Восьмой пусть будет рисунком нервов, движущих концы пальцев. Девятый — рисунком вен и артерий, располагающихся между колеей и мясом. Десятый и последний должен быть готовая нога со всеми ощущениями. Ты мог бы сделать еще одиннадцатый, наподобие прозрачной ноги, в которой можно было бы видеть все названное выше».

Занимаясь препарированием периферических нервов, изучением взаимоотношения нервных стволов и мышц, Леонардо пытался представить их пространственное и функциональное взаимоотношения.

Как следует из первых зарисовок головы, Леонардо не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трех плоскостях — сагиттальной, фронтальной и горизонтальной — представляя объемное изображение костей, его составляющих.

Широко известные рисунки черепа, выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни.Эти рисунки являются выдающимся достижением анатомии средневековья.



Изображения профиля черепаИзображение черепа в горизонтальной плоскости.Точка пересечение диагоналей — вместилище общих чувств (senso commune).


Схема изображений желудочков мозга, черепно-мозговых нервов и основания черепа.Лицевая и мозговая части черепа. Лицевая часть черепа представлена рассеченной во фронтальной плоскости.

Леонардо да Винчи интересовали не только пропорции в анатомии (имеются многочисленные записи изучения пропорции различных частей тела у детей и взрослых, а его рисунок пропорций человека по настоящее время является самым популярным и воспроизводимым), но и расположение органов чувств. Согласно Мартину Клайтону (Martin Clayton) (1996), представления Леонардо о строении органов чувств соответствовали сложившимся представлениям средневековья. Он полагал, что мозг состоит из трех луковиц с желудочками, располагающимися по одной линии позади глазных яблок.

Леонардо пытался понять и представить, что есть чувства, которые позволяют человеку воспринимать окружающий мир. Свидетельством того, что этому Леонардо придавал большое значение, являются его дневниковые записи: «Общее чувство есть то, которое судит о вещах, данник ему другими чувствами. Общее чувство приводится в движение посредством вещей, данных ему другими пятью чувствами. И чувства эти приводятся в движение посредством предметов, посылающих изображения свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а от нее общему чувству, и оттуда, судимые, посылаются памяти, в которой, смотря по силе, сохраняются более или менее.

Пять чувств следующие: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние… Душа, по-видимому, находится в судящей части, и судящая часть невидимому в том месте, где все чувства сходятся и которое именуется общим чувством…».

В рисунках Леонардо большое внимание обращает на суставы позвонков — лишнее подтверждение желания исследовать двигательные функции человека. Поражает точная передача строения позвоночника — сравнимая с данными КТ- и МРТ-исследований. Леонардо первый определил точное число позвонков и первый наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба. Отдельно изображены шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок — атлант (atlas), второй – осевой (axis) и третий. Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы.


Боковая, передняя и задняя поверхности позвоночника.
Отдельно изображены I, II, III шейные позвонки.

 

Леонардо да Винчи также первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля.

Анатомические работы, выполненные Леонардо, опережали свое время, но широко стали известны гораздо позже.

Жажда знаний сделалась для Леонардо самым великим искушением. Он испытывал величайшее уважение к знаниям. А одну из записей в его дневнике можно считать напутствием потомкам: «И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет — об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай».

leovinci.ru

Леонардо да Винчи и его вклад в медицину.

Image via WikipediaПо просьбам трудящихся выкладываю небольшой доклад на тему – “Леонардо да Винчи и его вклад в медицину”

 

Леонардо дисер Пьеро да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci,15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — умер 2 мая1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция)

ЗанималсяЛеонардо вопросами патологии, а именно прогрессирующими изменениями поддействием болезни. Он стал первым в истории медицины, кто описал атеросклерозна основании вскрытия 100-летнего старика, умершего на удивление безболезненно:«Смерть наступила вследствие бессилия, проявившегося в прекращении продвижениякрови по артериям, обслуживающим сердце и другие сопутствующие органы, и язаписал на пергаменте, что обнаружил их изуродованными и сморщенными».

Леонардо даВинчи интересовался и той областью биологии, которую сейчас мы отнесли бы кфизиологии: «причины и принципы проявления дыхания, кашля, зевоты, чихания,рвоты, а также биение сердца, мочевыделение, чувственные раздражения и другиеестественные телесные процессы». Он увидел в работе мускулов действие принциповмеханики и закона движения рычага, а кровообращение пробовал объяснитьправилами гидродинамики. Главным анатомическим исследованием, проведенным даВинчи, можно считать изображение отдельных частей тела, описываемых в процессефункционирования, то есть во время исполнения своей механической роли ворганизме, что явилось базисом для развития физиологии. Дополняя своиэксперименты «имитационными моделями», он попытался воссоздать функцииотдельных органов во всех деталях. Так, изучая работу глаза и восприятие имсвета, автор создал модель camera obscura,которую всегда ставил возле себя.

Особыйинтерес у Леонардо вызывали гемодинамические проблемы физиологии сердца. Оносуществил попытку создания протеза клапана аорты, через который проходил токкрови, попадая в стеклянную модель. Ее он разработал после того, как вылепил извоска левый желудочек сердца и начальную часть аорты, чем предвосхитилпоявление сердечной хирургии. Открытия же в области гастроэнтерологиисопровождались первоклассными описаниями и рисунками аппендикса, а такжемастерскими изображениями сосудистой системы внутри печени. Не обошел онвниманием и аномалии речевого аппарата человека, что подтверждается рисунками,долго считавшимися фантазиями, карикатурами художника. На самом деле перед намианатомо-патологические деформации лица — аномалии подбородка, губ, челюсти идаже плохо оперированная «заячья губа».

Во времяпребывания при дворе герцога Сфорца Леонардо изучает феномен продолжения рода;в 1512 году он составляет представление о развитии зародыша. Он показал, какразвивается ребенок в околоплодных водах, нарисовав его положение, внутренниеорганы и кровеносные сосуды; «как ребенок дышит, получая питание черезпуповину, и почему одна и та же душа обитает в двух телах». Здесь ученыйкоснулся совершенно не исследованной тогда области — связи матери и ребенка вее утробе. Изображенийэмбриона в матке до Леонардо не существовало.

Нелишненапомнить, что наука времен Леонардо да Винчи еще находилась во властисхоластики и мистицизма, хотя и проявляла интерес к идеям античных ученых.Свободный от предрассудков, привыкший всю жизнь полагаться исключительно насебя, ученый-практик на столетия опередил своих современников. К сожалению, многие его открытияостались непостижимыми для современников.

polprav.blogspot.com