Макроэкономическое планирование и прогнозирование задачи с решением – Макроэкономическое планирование и прогнозирование Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления специальности 080105 Финансы и кредит Томск 2012 – Методические указания

Содержание

Примеры решения задач по экономическому планированию и прогнозированию

Прогнозирование и планирование является основой эффективной деятельности любого предприятия. Специалисты планово-экономического отдела на базе имеющихся статистических данных, с применением различных методов планирования, прогнозируют возможные экономические результаты деятельности предприятия в плановом периоде.Основы процесса планирования и прогнозирования специалисты получают, обучаясь еще в университете. Рабочая программа дисциплины производственное планирование и прогнозирование включает в себя комплекс задач по финансовому планированию и прогнозированию, являющихся базой для последующей эффективной работы специалистов экономических отделов.

При изучении дисциплины производственное планирование и прогнозирование учат решать различные задачи, среди которых задачи по прогнозированию продаж и спроса, по расчету дополнительной потребности рабочих в будущем периоде и др.

Если вы пропустили часть практических занятий по дисциплине планирование и прогнозирование, и при подготовке к экзамену или зачету столкнулись со сложностями при решении задач по данному предмету, то вам точно стоит изучить примеры решения задач по экономическому планирования и прогнозированию  на нашем сайте 910.by. Также вы можете заказать у наших специалистов решение тех задач, с которыми не смогли справиться самостоятельно.

Примеры решения задач по планированию и прогнозированию

Пример решения задачи 1.

Среднесписочная численность рабочих составляет:

В 1 квартале – 3200 человек

Во 2 кв. – 3400 человек

В 3 кв. – 3600 человек

В 4 кв. – 3800 человек

Численность рабочих на начало прогнозируемого периода – 2845 человек.

Выбыло рабочих по уважительным причинам (от среднегодовой численности):

В 1 кв. – 2,6%

Во 2 кв. – 1,67%

В 3 кв. – 0,1%

В 4 кв. – 0,11%

Спрогнозируйте дополнительную потребность рабочих:

  1. поквартально и за год.
  2. для восполнения убыли рабочих.
Решение:

Рассчитаем численность рабочих на конец квартала Чркi и дополнительную потребность рабочих Ч доп.iпоквартально:

Чркi = 2 *Чсрi – Чрнi

где Чсрi  — среднесписочная численность рабочих в i – ом квартале

Чрнi – численность рабочих на начало i-го квартала

Чдоп.i = Чркi – Чрнi

1 квартал:

Чpкi= 2 * 3200 – 2845 = 3555 чел.

Чдоп.i= 3555 – 2845 = 710 чел.

2 квартал:

Чpкi= 2 * 3400 – 3555= 3245 чел.

Чдоп.i= 3245 – 3555 = — 310 чел.

3 квартал:

Чpкi= 2 * 3600 – 3245 = 3955 чел.

Чдоп.i = 3955 – 3245 = 710 чел.

4 квартал:

Чpкi = 2 * 3800 – 3955= 3645 чел.

Чдоп.i= 3645 – 3955= — 310 чел.

Рассчитаем дополнительную потребность рабочих за год:

Чдоп. г. = 710 – 310 + 710 – 310 = 800 чел.

Рассчитаем среднегодовую численность рабочих:

Чср. г. = (3200 + 3400 + 3600 + 3800) / 4 = 3500 чел.

Рассчитаем количество выбывших рабочих по уважительным причинам за год:

Чвыб. раб.в %  = 2,6 + 1,67 + 0,1 + 0,11 = 4,48 %

Чвыб. = Чср. г. * Чвыб. раб.в % / 100

Чвыб. = 3500 * 4,48 / 100 = 157 чел.

Таким образом, для восполнения убыли необходимо 157 чел.

Ответ: дополнительная потребность в рабочих: 1 квартал = 710 чел., 2 квартал = — 310 чел., 3 квартал = 710 чел., 4 квартал = -310 чел., за год = 800 чел.; для восполнения убыли рабочих необходимо 157 чел.

Пример решения задачи 2.

Определить общий объем внешней торговли Республики Беларусь и сальдо торгового баланса на прогнозируемый период по следующим исходным данным.

Объем экспорта Республики Беларусь в страны СНГ в базисном периоде составил 2830, импорта 3180,  в страны дальнего зарубежья соответственно 2250 и 1980 млн. долларов.

На прогнозируемый период намечается увеличить экспорт в страны СНГ на 17,8%, импорт на 11,66%, в страны дальнего зарубежья объем экспорта сократится на 3%, а импорт увеличится на 5,7%.

Решение:

Рассчитаем объем экспорта в прогнозируемом периоде:

в снг = 2830 + 2830 * 17,8 / 100 = 3333,74 млн. долл.

в далн. зар. = 2250 – 2250 * 3 / 100 = 2182, 5 млн. долл.

Рассчитаем объем импорта в прогнозируемом периоде:

в снг= 3180 + 3180 * 11,66 / 100 = 3550,788 млн. долл.

в дал. зар. = 1980 + 1980 * 5,7 / 100 = 2092,86 млн. долл.

Рассчитаем объем внешней торговли страны:

Qвнешн. торг.стр. = Qэ + Qи

Qвнешн. торг.стр. = 3333,74 + 2182,5 + 3550,788 + 2092,86 = 11159,888 млн. долл.

Рассчитаем торговый баланс страны:

ТБ = Qи – Qэ

ТБ = (3550,788 + 2092,86) – (3333,74 + 2182,5) = 5643,648 – 5516,24 = 127,408 млн. долл.

Торговый баланс имеет сальдо. Торговое сальдо — это годовой показатель (возможны квартальные и помесячные) сведения внешнеторговых сделок страны. Если торговый баланс имеет положительное сальдо, это означает, что в денежном эквиваленте (товарный объём переводится в денежный) товаров за границу (экспорт) было отправлено больше, чем получено из других стран (импорт). Если сальдо отрицательно, то ввоз товаров преобладает над вывозом.

Согласно проведенным расчетам в стране в прогнозируемом периоде ожидается положительный торговый баланс, что говорит о спросе товаров данной страны на международном рынке, а также о том, что страна не потребляет всё то, что производит.

Если вы хотите получить более полную информацию об экологических налогах в РБ или других странах, заказать уникальную курсовую, контрольную или реферат по теме экологический налог, оформите заявку на нашем сайте 910.by.

910.by

С.А Логвинов, е.Г. Павлова макроэкономическое планирование и прогнозирование

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Финуниверситет)

Кафедра «Макроэкономическое регулирование»

МОСКВА 2011

УДК 338.26 (075.8) ББК 68.23Я73 Л69

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Финуниверситет)

С.А Логвинов, е.Г. Павлова макроэкономическое планирование и прогнозирование

Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия

для студентов, обучающихся на бакалавров по направлению «Экономика»

МОСКВА 2011

Рецензенты: д.э.н., проф. З.А. Зельднер (ИЭ РАН),

к.э.н. проф. В.Е. Корольков (Финансовый университетя)

Логвинов С.A., Павлова Е.Г.Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие. М.: Финансовый университет, 2011.219с.

В пособии содержатся методические указания по использованию плановой и социально-экономической информации, характеризуется сущность и роль макроэкономического планирования и прогнозирования в регулировании рыночной экономики. В издании излагаются узловые проблемы прогнозирования социального развития общества, процессов взаимодействия общества и природы, научно-технического прогресса, эффективности общественного производства, темпов пропорций и структуры национальной экономики, а также возможности использования системы национальных счетов в стратегическом планировании динамики и структуры на­родного хозяйства. К каждой теме даются практические задания логического и расчетного характера.

Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов и аспирантов, закрепления ими теоретических знаний, полученных на лекциях, в процессе изучения соответствующих учебных материалов, а также приобретения практических навыков при решении задач по макроэкономическим проблемам планирования и прогнозирования.

ISBN5-7942-0287-4

© Логвинов С.А.

© Павлова Е.Г.

© Финансовый университет, 2011

Оглавление Введение

Человек – существо разумное. Из окружающего животного мира он выделяется тем, что в своей повседневной деятельности всегда ставит перед собой вполне определенные цели на будущее и продумывает систему мер по их достижению. Это характерно как для личных, так и общественных аспектов его жизни.

Мыслительная и социальная деятельность людей, состоящая в принятии решений относительно будущего и обеспечивающая целенаправленную систематическую подготовку к нему получила название “планирование”. Планированием занимаются отдельные индивиды, организации людей, государство.

Планирование – это наука и определенная форма практической деятельности людей.

Планирование как наука – разновидность общественного разделения труда, состоящая в производстве новых знаний, касающихся предвидения того, что может произойти в определенный момент будущего, каких рубежей желательно достичь, какие и когда для этого нужно принять меры, сколько и каких ресурсов для этого потребуется.

Планирование как форма общественной практики представляет собой конкретную деятельность по разработке прогнозов, проектов программ и планов, обоснованию оптимальности их заданий, обеспечению возможности осуществления и проверки степени выполнения.

Планирование является современной моделью плановой работы различных субъектов деятельности в условиях рынка по подготовке управленческих решений, обеспечивающих их выживание в долгосрочной перспективе.

Предмет науки “Макропланирование и прогнозирование” («Планилогия») включает в себя исследование механизмов действия, возможности и путей использования в практической деятельности людей объективных законов развития общества.

Являясь важным инструментом повышения научной обоснованности и эффективности принимаемых решений всеми субъектами управления в рыночном хозяйстве, наука о планировании постоянно развивается и совершенствуется. Особенно большие задачи встают перед нею в настоящее время, когда в Российской Федерации осуществляется переход к инновационному развитию на основе комплексной модернизации всех сфер жизнедеятельности.

Изучение теории и практики планирования занимает особое место в подготовке экономистов, вооружении их пониманием того, что успех любой деятельности на всех уровнях управления неотделим от правильной организации плановой работы.

Овладение основами науки планирования формирует знание логики, принципов, методологических подходов к разработке прогнозов, программ, проектов планов, методов обоснования их оптимальности, обеспечения возможности выполнения и контроля за достигнутыми результатами на любом уровне – от местных органов власти, субъектов федерации, отраслей и межотраслевых комплексов до народного хозяйства страны в целом.

Для успешного изучения дисциплины требуется развитие и закрепление практических навыков обработки плановых и управленческих данных, отображения полученных результатов в табличной и (или) графической форме и анализа получаемых результатов. Эти задачи решаются студентами под руководством преподавателя на практических и семинарских занятиях, а также во в неаудиторное время в процессе освоения указанного курса.

Учебное пособие разработано в соответствии с программой дисциплины, утвержденной ректором Финуниверситета при Правительстве РФ. В нем отражены существующее законодательство Российской Федерации в области прогнозирования, программирования и проектирования, современный отечественный и зарубежный опыт.

При составлении задач использованы материалы российских статистических сборников, а также публикации периодической печати и сети Интернет. Вместе с тем все приводимые в них данные имеют иллюстративный характер.

В пособии содержатся два типа задач:

а) задачи, для решения которых необходим только логический анализ;

б) задачи, решение которых требует определенного объема вычислительных работ.

Перед их решением необходимо ознакомиться с методическими указаниями, содержащимися в каждой главе практикума, а также повторить теоретический материал соответствующих разделов лекций и учебных пособий.

studfiles.net

Вопрос 1. Предмет макроэкономического планирования прогнозирования.

31

 

Предметом изучения дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» выступает совокупность практических методов планирования и прогнозирования макроэкономических показателей. Приставка «макро» означает, что прогнозирование и планирование относится к высшему уровню государственной структуры управления в экономике.

Макроэкономическое планирование и прогнозирование это не только отрасль практической деятельности людей, но и особая область научного знания: планилогии и прогнозирования.

Планилогия – это наука о планировании, сфера исследовательской и практической деятельности людей, направленной на производство новых знаний в области составления, реализации и проверки выполнения стратегических планов и программ. Планилогия представляет собой сложную систему, состояющую из двух крупных подсистем теоретико-методологической и организационной.

В планилогии используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые функцициональными экономическими и управленческими науками и отраслевыми экономиками, социологией и социально-экономической статистикой. Эта наука тесно связана со статистикой, математикой, техническими и естественными областями знаний.

Планирование – мыслительная и социальная деятельность людей, состоящая в принятии решений относительно будущего и обеспечивающая целенаправленную систематическую подготовку к нему.

Планирование – это целенаправленная деятельность государства, хозяйствующих субъектов по определению перспектив социально-экономического развития страны, регионов, отраслей, предприятий всех форм собственности. Планированием занимаются отдельные индивиды, организации людей, фирмы, государство.

Планирование как наука – разновидность общественного разделения труда. Суть планирования – производство новых знаний отосительно того, что может произойти в определенный момент будущего, каких рубежей желательно достичь, какие и когда для этого нужно принять меры, сколько и каких ресурсов для этого потребуется.

Планирование как форма общественной практики представляет собой конкретную деятельность людей по разработке прогнозов, проектов программ и планов, обоснованию оптимальности их заданий, обеспечению возможности осуществления и проверки степени выполнения.

Планирование является современной моделью плановой работы различных субъектов деятельности в условиях рынка по подготовке управленческих решений, обеспечивающих их выживание в долгосрочной перспективе.

Под прогнозированием в узком смысле понимают специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. В экономике 

прогнозирование – это система научных исследований качественного и количественного характера, направленных на выяснение тенденций развития национальной экономики или ее частей (отраслей, регионов, предприятий и т.п.) и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития.[2]

Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов. Прогнозирование применяется обычно на предварительной или предплановой стадии разработки крупных хозяйственных решений и способствует выработке концепции экономического развития на перспективу. Оно играет определенную роль и на стадии осуществления планов, в оценке на том или ином этапе состояния дел и в поиске возможностей и направлений дополнительных управляющих воздействий, предназначенных для ликвидации отклонений от намеченной траектории развития экономической системы.

Прогноз – это комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах, относительно будущих параметров экономической системы. Прогноз имеет всегда вероятностный характер. Прогнозирование позволяет выявить состояние прогнозируемого объекта, оценить вероятность достижения целей в условиях неопределенности. Прогноз, как правило, имеет информационный характер и не содержит обязательных показателей, никому не адресуется, не предполагает принятие обязательных решений, действий или ответственности за их невыполнение.

План же отражает конкретные заранее определенные условия. Планирование имеет функциональный характер, ему предшествует обоснование целей, выделяемых ресурсов, разработка исходных нормативов, точных норм. План имеет не познавательный или рекомендательный характер, а директивный характер. То, что планируется, должно быть обязателено выполнено. И за невыполнение плана может быть наложена ответственность на конкретных лиц.

Задача составление любого прогноза – дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Для решения этой задачи строятся поисковые прогнозы, показывающие, каким может быть развитие экономики или ее отдельных отраслей при условии отстуствия воздействия на нее государства. Поисковые прогнозы способны выявить сферы экономики, требующие первоочередного вмешательства и регулирования со стороны государства.

Прогнозирование не сводится только к пассивной роли предвидения того, что может произойти в будущем. Целевые прогнозы помогают определить цели со стороны государства перед экономикой и возможные ресурсы для их достижения.

Объектом изучения дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» выступает экономическая система в целом, национальная экономика.

Любое общественное производство функционирует в рамках экономической системы, основными элементами которой являются социально-экономические отношения, организационные формы деятельности, хозяйственный механизм, производственные связи между хозяйствующими субъектами. Экономическая система представляет собой совокупность всех социально-экономических процессов, происходящих в обществе на основе действующих в нем форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. Наибольшее развитие и распространение во всем мире получила рыноная экономическая система, для которой характерно производство товаров и услуг в обмен на другие товары или деньги.

«Объектом прикладного комплексного социально-экономического прогнозирования в идеале является вся система реально существующих в жизни элементов, взаимосвязей и условий, определяющая перспективные параметры развития национальной экономики».[3]

Круг объектов, подлежащих государственному планированию и прогнозированию, достаточно широк. Прежде всего, это структура общественного производства. Другое важное направление – оценка перспектив развития социальной сферы. Основная цель планирования и прогнозирования социальных процессов – предвидение влияния будущего развития экономики на жизнь разных социальных групп населения, выявление негативных сторон этого влияния и определение мер по защите нуждающихся.

Субъектами макроэкономического планирования и прогнозирования являются федеральные министерства и региональные ведомства, занимающиеся разработкой экономических стратегий, концепций и прогнозов стратегического развития национальной экономики, регионов и отраслей.

Методологическую основу макропланирования и прогнозирования составляют следующие дисциплины:

1.  общая экономическая теория – изучает общие механизмы действия и использования экономических законов, рассматривает общество как целостную социально-экономическую систему;

2.  общая теория статистики – формирует общую методологию сбора и анализа статистических данных, используемых для построения прогнозов и планов;

3.  социально-экономическая статистика – формирует методологию расчета и анализа системы показателей для планирования и прогнозирования экономики на основе конкретных статистических данных;

4.  эконометрика – изучает математико-статистические методы для построения прогнозных моделей и реализации на их основе прогнозов в экономике, прежде всего, модели временных рядов и регрессионные модели.

 

Итак, дисциплина «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» изучает методологические и организационные подходы к построению и функционированию целостной системы прогнозирования и планирования национальной экономики.

 Макроэкономическое планирование направлено на решение следующих основных целей и задач: [4]

1)  установление целей развития, например, решение продовольственной проблемы, освоение Нечерноземья или разработка мер по выведению страны из кризиса;

2)  изыскание оптимальных путей и средств достиже­ния целей.

3)  определение потребности в ресурсах для достиже­ния поставленных целей развития, например определение доходной части государственного бюджета страны для ре­шения социальных задач, общества; определение потреб­ной региону суммы инвестиций на ближайшие 10 лет;

4)  разработка действий различных органов по дости­жению поставленных целей развития, например, действий правительства страны, в том числе Министерства экономи­ки и Министерства финансов, Центрального банка Россий­ской Федерации, отраслевого министерства и учредителей по оздоровлению убыточной отрасли;

5)  определение возможных действий противоборствую­щих сил и их влияния на решение проблемы, например воз­можного воздействия на структуру распределения бюджет­ных средств:

а) отдельными авторитетными партийными бло­ками,

б) олигархами

, в) военными,

г) иными лоббистами.

studfiles.net

Макроэкономическое прогнозирование и планирование

Documents войти Загрузить ×
  1. Бизнес
  2. Экономика
advertisement advertisement
Related documents
Памятка для решения задач по экономике
новые технологии
Кейс 1 Стратегическое развитие Казахстана в условиях глобальных вызовов. Суть ситуации:
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Контрольные задания по главе 1(обществознание)x
DOC, 174 КБ
ДЭШ
понятие валового внутреннего продукта (ввп)
Развитие представлений об информационной экономике потребовало… критериях и показателях её формирования. По мнению академика РАН В. Л….
Задача №1 Доходы бюджета: Т=5000+0,1*Y=5000+0,1*3000
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Макроэкономическое планирование и прогнозирование

Documents войти Загрузить ×
  1. Технологии
  2. Промышленная инженерия
  3. Управление операциями
advertisement advertisement
Related documents
Методология анализа и прогнозирования экономического
Прогнозирование экономических систем
К. Кононов. Макроэкономический прогноз (Газпромбанк)
АНО ВПО «Институт экономики и управления в промышленности» Основы математического моделирования
2. Требования к результатам основания дисциплины
прогноз и план
Б.1.ДВ.1. СОЦИАЛЬНО
СТАНОВЛЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРО
Прогнозирование и планирование экономики
34_Прогнозирование и планирование в условиях
Скачать advertisement StudyDoc © 2018

studydoc.ru

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Стр 1 из 47Следующая ⇒

С.А Логвинов, Е.Г. Павлова

 

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

 

 

МОСКВА 2011

 

УДК 338.26 (075.8) ББК 68.23Я73 Л69

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Финуниверситет)

 

 

С.А Логвинов, Е.Г. Павлова

 

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия

для студентов, обучающихся на бакалавров по направлению «Экономика»

 

МОСКВА 2011

Рецензенты: д.э.н., проф. З.А. Зельднер (ИЭ РАН),к.э.н. проф. В.Е. Корольков(Финансовый университетя)

Логвинов С.A., Павлова Е.Г.Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2002. 180 с.

В пособии содержатся методические указания по использованию плановой и социально-экономической информации, характеризуется сущность и роль макроэкономического планирования и прогнозирования в регулировании рыночной экономики. В издании излагаются узловые проблемы прогнозирования социального развития общества, процессов взаимодействия общества и природы, научно-технического прогресса, эффективности общественного производства, темпов пропорций и структуры национальной экономики, а также возможности использования системы национальных счетов в стратегическом планировании динамики и структуры на­родного хозяйства. К каждой теме даются практические задания логического и расчетного характера.

Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов и аспирантов, закрепления ими теоретических знаний, полученных на лекциях, в процессе изучения соответствующих учебных материалов, а также приобретения практических навыков при решении задач по макроэкономическим проблемам планирования и прогнозирования.

ISBN 5-7942-0287-4

© Логвинов С.А.

© Павлова Е.Г.

© Финансовый университет, 2011

 

 

Оглавление

 

Введение. 4

Методические указания. 4

по работе с плановой и социально-экономической информацией. 4

Глава 1 Макроэкономичекое планирование и прогнозированиев системе регулирования социальногорыночного хозяйства. 4

1.1. Социальное рыночное хозяйство и проблемы его регулирования в российской федерации 4

1.2. Макроэкономическое планирование и прогнозировнаие как элемент. 4

системы государственного регулирования. 4

экономических и социальных процессов. 4

1.3. Макропланирование и прогнозирование как наука. 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

Глава 2 Методология и организациямакропланирования и прогнозированияв Российской Федерации. 4

2.1. Система методологии макропланирования и прогнозирования. 4

2.3. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПЛАНИРОВАНИИ.. 4

2.4. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.. 4

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

ГЛАВА 3ОПЫТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА 4

3.1. ОПЫТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ… 4

3.2. ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЯПОНИИ.. 4

3.3. ОПЫТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В США.. 4

3. 4. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ (ЕС) 4

Глава 4 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.. 4

4.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА – ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ.. 4

4.2. МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА.. 4

4.3. МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ, РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ЗАНЯТОСТИ.. 4

4.4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

Глава 5 Макропланирование взаимодействия общества и природы.. 4

5.1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4

5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ПРИРОДНОЙ.. 4

СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 4

5.3. Макропланирование природопользования. 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

Глава 6 Макропланирование научно-технического прогресса. 4

6.1. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие общества. 4

6.2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.. 4

6.3. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

Глава 7 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 4

7.1. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА – 4

ОСНОВА ОПТИМАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО.. 4

РАЗВИТИЯ СТРАНЫ… 4

7.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ 4

7.3. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.. 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

Глава 8 ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ, ПРОПОРЦИЙ И ТЕМПОВ РОСТА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.. 4

8.1. Структура народного хозяйства. Взаимосвязь пропорций и темпов роста. 4

8.2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕМПОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.. 4

8.3. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВАЖНЕЙШИХ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОПОРЦИЙ.. 4

8.4. БАЛАНСЫ В СИСТЕМЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.. 4

Вопросы для самопроверки. 4

Практические задания. 4

Глава 9 Национальные счета и баланс народного хозяйства в системе макроэкономического планирования и прогнозирования. 4

9.1. Баланс народного хозяйства и его характеристика. 4

9.2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕХОДА НА КОНЦЕПЦИЮ СНС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 4

9.3. ПРИНЦИПЫ И ПОКАЗАТЕЛИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ СНС.. 4

9.4. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СНС И МЕТОДЫ ИХ РАСЧЕТА 4

9.5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ СНС.. 4

9.6. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ СНС И БНХ.. 4

Практические задания. 4

Рекомендуемая литература. 4

 

mykonspekts.ru

Рабочая программа дисциплины макроэкономическое планирование и прогнозирование


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ИЭФ ____________ Гвоздев Н.И.

«___»__________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

макроэкономическое планирование и прогнозирование

НАПРАВЛЕНИЕ ООП 08100 «Экономика»

Профиль Б3.В.2 – Макроэкономическое планирование и прогнозирование

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) Бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 4 СЕМЕСТР 7

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 6

ПРЕРЕКВИЗИТЫ Б3Б2 Макроэкономика;

Б3Б4 Эконометрика;

Б3В4 Национальная экономика.

КОРЕКВИЗИТЫ Б3В9 Теория экономического анализа;

Б3В24 Инновационная экономика.

^

Лекции 36 час.

Практические занятия 36 час.

Лабораторные работы – час.

Курсовая работа 2 час.

^ 72 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 72 час.

ИТОГО 144 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Очная

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Экзамен

^ Кафедра экономики ИЭФ

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ

экономики _____________ Г.А.Барышева

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _____________ В.И.Лившиц

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ _____________ М,В. Рыжкова

2011 г.

^

Целями освоения дисциплины в соответствии с ООП направления «Экономика» являются подготовка выпускников к:

Ц2: научно-исследовательской и аналитической деятельности по исследованию и прогнозированию основных тенденций развития отечественной и мировой экономики, отраслевых и региональных рынков, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций;

Ц4: к организационно-управленческой деятельности при выполнении работ по реализации конкретных экономических проектов, участии в выработке решений по совершенствованию деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом рисков и социально-экономических последствий принимаемых решений, а так же правовых, административных и других ограничений;

Ц6: самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию

^

Дисциплина относится к профессиональному циклу вариативной части ООП и входит в модуль Б3.В: Вариативная часть.

Для успешного освоения дисциплины слушателю необходимо:

ЗНАТЬ:

– социально-экономическую сущность планирования и его роль в управлении на уровне государства, региональных и муниципальных формирований;

– особенности и преимущества стратегического планирования;

– систему плановых органов и плановых документов, существующих в настоящее время в РФ;

– организацию разработки программ, проектов планов по отдельным направлениям социально-экономического развития;

– основные показатели прогнозирования и стратегического планирования отдельных социально-экономических процессов.

– определение прогнозирования и прогноза, основные типов прогнозов, периоды прогнозов;

– основные источники плановой и прогнозной информации;

– виды методов социально-экономического прогнозирования, особенности их применения;

– структуру и соподчиненность прогнозов в системе социально-экономического прогнозирования;

УМЕТЬ:

– обосновать необходимость и возможность применения стратегического планирования на современном этапе развития России;

– самостоятельно разбираться в проблемах прогнозирования и планирования социально-экономического развития;

– оценивать существующие точки зрения относительно путей решения различных плановых проблем и аргументированно обосновывать собственную позицию;

– собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию;

– использовать знания, полученные в ходе изучения курса «Стратегическое макроэкономическое планирование», в реализации своих профессиональных навыков.

ВЛАДЕТЬ:

– навыками работы с научной литературой; умением аргументировано излагать свои мысли;

– навыками устной и письменной речи на русском языке; публичной и научной речи

– навыками поиска необходимой информации;

– основными элементами методологии стратегического планирования;

– методиками прогнозирования с помощью среднего абсолютного прироста, скользящих средних, обработки индивидуальных экспертных оценок, ранжирования объектов по коллективной экспертной оценке, кривых роста, метода парных сравнений в области демографических тенденций, природоресурсного потенциала и природоохранной деятельности, экономического роста и совокупного спроса, рынка труда и занятости, уровня жизни.

Пререквизитами данной дисциплины являются: Б3Б2 Макроэкономика; Б3Б4 Эконометрика; Б3В4 Национальная экономика.

Кореквизитами – Б3В9 Теория экономического анализа; Б3В24 Инновационная экономика.

^


Код

Результат обучения

(выпускник должен быть готов)


Р2

Эффективно работать индивидуально, в качестве члена команды, состоящей из специалистов различных направлений и квалификаций, с делением ответственности и полномочий за результаты работы и готовность следовать корпоративной культуре организации

Р5

Активно пользоваться основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

Р8

Применять глубокие знания основ функционирования экономической системы на разных уровнях, истории экономики и экономической науки для анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Р9

Строить стандартные теоретические и эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, прогнозировать, анализировать и интерпретировать полученные результаты с целью принятия эффективных решений

Р10

На основе аналитической обработки учетной, статистической и отчетной информации готовить информационные обзоры, аналитические отчеты, в соответствии с поставленной задачей, давать оценку и интерпретацию полученных результатов и обосновывать управленческие решения

Р13

Принимать участие в разработке проектных решений в области профессиональной и инновационной деятельности предприятий и организаций, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Р14

Проводить теоретические и прикладные исследования в области современных достижений экономической науки в России и за рубежом, ориентированные на достижение практического результата в условиях инновационной модели российской экономики

После изучения данной дисциплины студент приобретает знания, навыки и умения, соответствующие результатам образовательной программы «Экономика» Р2, Р5, Р8, Р9; Р10, Р13, Р14. В результате освоения дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» студент должен:


Знать

3.2.4., З.5.1, З.8.2, З.9.3, З.10.2, З.14.2


принципы работы в команде, технологии доступа и поиска информации, основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства, возможности и ограничения применения моделирования и научного прогнозирования к анализу и построению суждений о развитии экономических объектов; методы сбора и обработки учетной, статистической и отчетной информации; способы проведения теоретических и прикладных исследований в области современной экономической науки

Уметь

У.2.2, У.5.1, У.9.1., У.9.3., У.10.1., У.13.2, У.14.2, У.14.3


организовывать свою профессиональную деятельность в качестве ответственного исполнителя и как члена команды, проводить квалифицированный поиск нужной информации, представлять объект исследования как систему, выделять индикаторы его развития; прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микро- и макроуровне; составлять программу исследования, материалы для анкетирования и интервьюирования экспертов, планировать и проводить обследование; самостоятельно управлять несложными проектами, эффективно участвовать в работе команды в сложных проектах, выбрать необходимые методы, исходя из задач конкретного исследования и модифицировать методы, исходя из задач конкретного исследования, представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати

Владеть

В.5.2, В.8.1, В.8.2, В.9.2, В.10.3


навыками работы с современными пакетами прикладных программ и с глобальными компьютерными сетями, методологией экономического исследования, анализа влияния мер государственной экономической политики на положение экономических субъектов на разных уровнях и прогнозирования результаты деятельности различных общественных институтов; методами построения экономических вербальных, графических и математических моделей; способами сбора аналитической информации и подготовки информационных обзоров в области профессиональной деятельности

^

4.1. Аннотированное содержание разделов дисциплины (36 час.).

Тема 1. Предмет дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» (2 часа).

Социальное рыночное хозяйство: его сущность, структура, функции, основные черты. Конституция Российской Федерации о социальном характере российского государства. Необходимость государственного регулирования социальных и экономических процессов и его главные направления.

Стратегическое планирование как процесс практической деятельности общества. Прогнозирование, программирование и проектирование: сущность, функции, типология. Индикативность и селективность планирования. Стратегическое планирование как наука: предмет и объект. Связь стратегического планирования с другими науками.

^

Понятие методологии стратегического планирования. Логика разработки прогнозов, проектов программ и стратегических планов. Основные закономерности (принципы) плановой работы на макро- и мезоуровнях.

Методологические подходы в системе планирования. Системный подход в практике планирования: системно- комплексный, программно-целевой, нормативный, мультипликационный, оптимальной экономичности, системно-динамический, непрерывности планирования. Их сущность и содержание, проблемы использования в рыночной экономике на макро- и мезоуровнях народнохозяйственной системы.

Система показателей, используемых в планировании. Сущность и роль показателей в плановой работе. Основные требования, предъявляемые к ним в условиях рыночного хозяйства. Современная типология показателей, используемых в процессе разработки, прогнозов, проектов программ и планов. Система показателей, раскрывающих содержание стратегических планов в Российской Федерации.

Методы планирования. Понятие метода планирования. Современная система методов планирования и их содержание. Роль методов планирования в обеспечении научной обоснованности прогнозов, проектов программ и планов.

Организация и пути совершенствования макроэкономического планирования в Российской Федерации. Система органов исполнительной власти Российской Федерации, занимающихся различными аспектами плановой работы. Министерство экономического развития и торговли РФ. Главные задачи Министерства экономического развития и торговли РФ, перечень и содержание его основных функций, обеспечивающих решение этой задачи. Правовое обеспечение плановой работы в Российской Федерации. Система плановых документов, подготавливаемых в России и организация разработки народнохозяйственных прогнозов, проектов программ и планов. Основные цели, структура и содержание концепции социально-экономического развития Российской Федерации. Информационное обеспечение плановой работы. Проблемы формирования базы статистических данных и их аналитического обеспечения.

^

Понятие «прогнозирование» и «прогноз». Принципы прогнозирования. Этапы прогнозирования. Функции прогнозирования. Виды прогнозов. Поисковый и целевой способ прогнозирования. Формы предвидения.

Информационное обеспечение прогнозирования. Источники прогнозно-аналитической информации. Эндогенная и экзогенная информация прогноза. Виды переменных социально-экономической политики. Нормы и нормативы. Индикаторы. Обобщающие показатели индикаторов.

^

Метод индивидуальных и коллективных экспертных оценок. Метод «круглого стола». Метод «мозгового штурма». Метод «Дельфи».

Фактографические методы. Логические методы: метод построения сценариев и метод исторических аналогий. Математические модели прогнозирования. Метод экстраполяции тренда: общий вид модели, границы применения метода.

Метод эконометрического моделирования. Алгоритм разработки эконометрической модели.

Имитационная модель.

^

Базовые прогнозы развития социально-экономической системы. Ресурсные и фоновые прогнозы. Демографический прогноз, прогноз природных ресурсов по видам ресурсов, прогноз НТП. Экологический, военно-стратегический, внешнеэкономический, внутриполитический внешнеполитический прогнозы.

Социально-экономические прогнозы. Прогноз совокупного спроса и экономического роста. Прогноз отраслевой структуры национальной экономики. Прогноз развития отраслей и межотраслевых комплексов. Прогноз рынка труда и занятости населения. Прогноз уровня жизни и социальной сферы. Прогноз государственного бюджета. Прогноз уровня инфляции. Прогноз денежных агрегатов. Территориальное прогнозирование. Прогноз показателей внешнеэкономической деятельности.

^

Демографические тенденции в России. Сущность и содержание демографической политики. Современная демографическая политика Российского государства. Прогноз общей численности и прироста общей численности населения.

Метод «возрастной передвижки». Вариантность в демографических прогнозах. Механизмы реализации гипотез о вероятных изменениях уровней рождаемости и смертности.

^

Экологическая политика государства. Экологическая ситуация в Российской Федерации. Современные концепции природопользования. Основные рычаги его воздействия на процесс рационального природопользования.

Прогнозирование состояния природной среды. Мониторинг: сущность, содержание, организация в РФ. Основные объекты прогнозирования природопользования. Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.

Разработка прогнозов важнейших элементов природной среды (минеральных ресурсов, воздушного бассейна, земель, лесных ресурсов, рыбных запасов). Прогнозирование воспроизводства минерально-сырьевой базы. Показатели интенсивности использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Проблемы оценки природных ресурсов. Экономические и социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий. Определение важнейших показателей, их характеризующих. Прогнозирование природоохранной деятельности. Отраслевые, поресурсные и комплексные программы природоохранных мероприятий на разных уровнях.

^

Научно-технический прогресс: сущность, содержание, важнейшие категории, закономерности. Критерии решения научно-технических проблем. Система показателей, характеризующих НТП. Современная НТР, ее социально-экономические последствия.

Научно-техническая политика государства. Научно-технический потенциал России: понятие, современное состояние, проблемы развития. Особенности научно-технической политики. Современное содержание и основные принципы ее формирования в Российской Федерации.

Регулирование и стратегическое планирование НТП. Прогнозирование НТП как важнейшая предпосылка его регулирования. Задачи и содержание прогнозирования развития науки и техники. Оценка социально- экономических последствий НТП. Методы, используемые в процессе прогнозирования развития науки и техники. Регулирование НТП. Разработка федеральных целевых стратегических программ решения важнейших научно- технических проблем как инструмент системы регулирования НТП.

Использование механизма рынка, финансовых и кредитных рычагов для ускорения НТП в народном хозяйстве. Зарубежный опыт прогнозирования и регулирования НТП, возможности его использования в РФ.

^

Экономический потенциал общества. Критерии и показатели экономического потенциала: методика расчета и прогнозирования.

Основные направления структурной перестройки национальных экономик в современном мире: «деиндустриализация», «диверсификация», «интернационализация», «глобализация». Сущность и значение структурно-инвестиционной политики на макроуровне. Ее содержание, инструменты и проблемы реализации в Российской Федерации. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.

Методики прогнозирования экономического роста. Факторный метод прогнозирования ВНП. Однофакторные, многофакторные и многоуровневые модели экономического роста. Направления развития факторного метода. Особенности прогнозирования экономического роста в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде. Система эндогенных и экзогенных прогнозов при системном прогнозировании экономического роста. Пределы роста, прогнозы «Римского клуба».

Структура совокупного спроса. Прогнозирование потребления методом потребительской функции. Прогнозирование инвестиций.

^

Регулирование и стратегическое планирование процесса формирования финансовых ресурсов Российской Федерации. Финансовая политика государства: сущность, цели и содержание. Ее роль в регулировании рыночной экономики. Сводный финансовый план государства. Государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты как стратегические планы формирования фондов финансовых ресурсов и их использования, основы методики их разработки.

Бюджетный дефицит и государственный долг в макроэкономических прогнозных моделях. Модели оценки вариантов финансирования бюджетного дефицита. Стратегии взаимодействия монетарной и фискальной политики.

Кредитная система Российской Федерации. Денежно-кредитная политика государства: сущность, цели, содержание. Центральный банк РФ, его взаимодействие с коммерческими банками. Денежный рынок в макроэкономических прогнозах. Моделирование и прогнозирование взаимосвязей товарного и денежного рынков. Мультипликационный анализ денежной политики.

Анализ динамики цен промышленной и сельскохозяйственной продукции. Характер инфляционных процессов в России. Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам.

^

Законодательство РФ в области занятости. Основные тенденции, определившие состояние рынка труда в России и их количественное определение. Проблемы обеспечения занятости населения, в условиях рыночного хозяйства. Стратегические федеральные программы занятости населения и основы методики их разработки. Методы прогнозирования. Моделирование динамики с помощью регрессионных уравнений. Комплексная эконометрическая модель на основе данных трех секторов. Балансовый метод. Модели согласованности динамики вакансий и числа работоспособных.

^

Социальная политика государства. Социальное развитие общества в условиях рыночной экономики: сущность и содержание. Основные инструменты воздействия государства на социальные процессы. Усиление социальных аспектов в деятельности органов представительной и исполнительной власти России. Сущность, цели и содержание социальной политики государства, ее основные особенности на современном этапе проводимых в России реформ; Механизм реализации социальной политики: сущность, структура, проблемы улучшения функционирования.

Регулирование, прогнозирование и стратегическое планирование развития социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура общества: сущность, структура, роль в повышении уровня и качества жизни. Воздействие рыночного механизма на развитие отраслей социальной инфраструктуры. Планирование финансового обеспечения социальной сферы.

Основы прогнозирования социальных процессов в рыночном хозяйстве. Уровень и качество жизни населения: сущность, основные компоненты, факторы на них влияющие, показатели, используемые для их характеристики. Распределительные процессы в теории и российской экономике. Макроэкономическое регулирование распределительных процессов. Основы прогнозирования реальной заработной платы и реальных доходов населения. Значение в регулировании уровня и качества жизни «индивидуальных бюджетов населения», «потребительских корзинок», «прожиточного минимума». Основы методики разработки стратегических федеральных программ в сфере распределительных процессов.

Методы регулирования и прогнозирования уровня и качества жизни населения. Специфика временных горизонтов прогнозирования уровня жизни. Этапы прогнозной работы при прогнозировании уровня жизни. Баланс денежных доходов и расходов населения (БДРР). Механизм использования БДРР в прогнозировании. Варианты технологии прогнозных расчетов уровня жизни и особенности их применения.

^

fs.nashaucheba.ru