Масса мера инертности тела – Масса — мера инертности тела – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ – ФИЗИКА Разработки уроков 8 КЛАСС – конспекты уроков – План урока – Конспект урока – Планы уроков – разработки уроков по физике

Инертность тела. Масса. Единица массы

Инертность тела. Масса. Единица массы

«Физика – 10 класс»

Инертность тела.

Мы уже говорили о явлении инерции.
Именно вследствие инерции покоящееся тело приобретает заметную скорость под действием силы не сразу, а лишь за некоторый интервал времени.

Инертность — свойство тел по-разному изменять свою скорость под действием одной и той же силы.

Ускорение возникает сразу, одновременно с началом действия силы, но скорость нарастает постепенно.
Даже очень большая сила не в состоянии сообщить телу сразу значительную скорость.
Для этого нужно время.
Чтобы остановить тело, опять-таки нужно, чтобы тормозящая сила, как бы она ни была велика, действовала некоторое время.

Именно эти факты имеют в виду, когда говорят, что тела инертны, т. е. одним из свойств тела является инертность.

Масса.

Количественной мерой инертности является масса.

Приведём примеры простых опытов, в которых очень отчётливо проявляется инертность тел.


1. На рисунке 2.4 изображён массивный шар, подвешенный на тонкой нити.
Внизу к шару привязана точно такая же нить.

Если медленно тянуть за нижнюю нить, то порвётся верхняя нить: ведь на неё действуют и шар своей тяжестью, и сила, с которой мы тянем шар вниз.
Однако если за нижнюю нить очень быстро дёрнуть, то оборвётся именно она, что на первый взгляд довольно странно.

Но это легко объяснить.
Когда мы тянем за нить медленно, то шар постепенно опускается, растягивая верхнюю нить до тех пор, пока она не оборвётся.
При быстром рывке с большой силой шар получает большое ускорение, но скорость его не успевает увеличиться сколько-нибудь значительно за тот малый промежуток времени, в течение которого нижняя нить сильно растягивается и обрывается.

Верхняя нить поэтому мало растягивается и остаётся целой.

2. Интересен опыт с длинной палкой, подвешенной на бумажных кольцах (рис. 2.5).
Если резко ударить по палке железным стержнем, то палка ломается, а бумажные кольца остаются невредимыми.

3. Наконец, самый, пожалуй, эффектный опыт.
Если выстрелить в пустой пластмассовый сосуд, пуля оставит в стенках правильные отверстия, но сосуд останется целым.
Если же выстрелить в такой же сосуд, заполненный водой, то сосуд разорвётся на мелкие части.
Это объясняется тем, что вода малосжимаема и небольшое изменение её объёма приводит к резкому возрастанию давления.
Когда пуля очень быстро входит в воду, пробив стенку сосуда, давление резко возрастает.
Из-за инертности воды её уровень не успевает повыситься, и возросшее давление разрывает сосуд на части.

Чем больше масса тела, тем больше его инертность, тем сложнее вывести тело из первоначального состояния, т. е. заставить его двигаться или, наоборот, остановить его движение.

Единица массы.

В кинематике мы пользовались двумя основными физическими величинами — длиной и временем.
Для единиц этих величин установлены соответствующие эталоны, сравнением с которыми определяются любая длина и любой интервал времени.
Единицей длины является метр, а единицей времени — секунда.
Все другие кинематические величины не имеют эталонов единиц.
Единицы таких величин называются производными.

При переходе к динамике мы должны ввести ещё одну основную единицу и установить её эталон.

В Международной системе единиц (СИ) за единицу массы — один килограмм (1 кг) — принята масса эталонной гири из сплава платины и иридия, которая хранится в Международном бюро мер и весов в Севре, близ Парижа.
Точные копии этой гири имеются во всех странах.
Приближённо массу 1 кг имеет вода объёмом 1 л при комнатной температуре.

Легко осуществимые способы сравнения любой массы с массой эталона путём взвешивания мы рассмотрим позднее.

Источник: «Физика – 10 класс», 2014, учебник Мякишев, Буховцев, Сотский



Динамика – Физика, учебник для 10 класса – Класс!ная физика

Основное утверждение механики — Сила — Инертность тела. Масса. Единица массы — Первый закон Ньютона — Второй закон Ньютона — Принцип суперпозиции сил — Примеры решения задач по теме «Второй закон Ньютона» — Третий закон Ньютона — Геоцентрическая система отсчёта — Принцип относительности Галилея. Инвариантные и относительные величины — Силы в природе — Сила тяжести и сила всемирного тяготения — Сила тяжести на других планетах — Примеры решения задач по теме «Закон всемирного тяготения» — Первая космическая скорость — Примеры решения задач по теме «Первая космическая скорость» — Вес. Невесомость — Деформация и силы упругости. Закон Гука — Примеры решения задач по теме «Силы упругости. Закон Гука» — Силы трения — Примеры решения задач по теме «Силы трения» — Примеры решения задач по теме «Силы трения» (продолжение) —

class-fizika.ru

Взаимодействие тел. Масса как мера инертности

Разделы: Физика


Цели:

  • Обучающие: Ввести понятие массы как меры инертности тел с использованием структурного подхода.
  • Развивающие: Развивать познавательные интересы, навыки работы с измерительным прибором – весами, умение решать задачи на взаимодействие тел.
  • Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к технике, прививать интерес к предмету “физика”.

Тип урока: урок получения новых знаний с использованием структурного подхода, мультимедиа.

Оборудование: два цилиндра на нитях, подвешенные на штативе, две тележки разной массы, упругая пружина, рычажные весы, набор разновесов, гирь, пружинные весы, видеофильм “Масса тел”, программа на компьютере для демонстрации опыта по взаимодействию тел, по взвешиванию тел разной массы.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивационное начало. (2 мин)

– Здравствуйте. Расставьте ноги по ширине плеч. А теперь повернем туловище вправо насколько можем и запомним место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернемся в исходное положение.

И сейчас снова повернемся вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь.

– У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение. – Так вот, юные физики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего. Итак, наша цель на уроке – изучить понятие массы как меры инертности тел, научиться измерять массы тел и улучшить ваши достижения в применении знаний на практике. Работать будем со структурными схемами, которые вы дома вклеите в тетрадь. Запишите число, тему урока.

II. Решение проблемного вопроса. Демонстрация опытов с цилиндрами, тележками. (7 мин)

По ходу объяснения нового материала опора на структурную схему по теме “Взаимодействие тел. Масса тел”. <Приложение 1>

Проблема: “Почему при неравномерном движении изменяется скорость тел?” Опыт с цилиндрами. <Рисунок 1>

Вывод: Если тело изменяет свою скорость, то всегда можно указать другое тело, действие которого вызвало это изменение – происходит ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ!”

Вопрос: От чего зависит изменение скорости тел при их взаимодействии?

Опыты с учебника по взаимодействию тележки с пластинкой, двух тележек. В первом случае механическое движение не возникает. (Работа за РС с мультимедиа). При взаимодействии двух тележек и пластинки мы наблюдаем возникновение механического движения у двух тележек. Делая разными грузы на тележках, мы замечаем, что они приобретают различные скорости.

Главный вывод: взаимодействие тел приводит к изменению их скоростей. Причем, скорости изменяются по-разному. Если тело при взаимодействии с другим телом меньше изменяет свою скорость, то говорят, что оно более инертно.

III. Объяснение нового материала. ( 10 мин)

Из приведенных опытов можно сделать вывод, что тела большей массы более инертны, чем тела меньшей массы. Таким образом, масса – это мера инертности тел. Следовательно, инертность – свойство, присущее всем материальным объектам (материальным точкам).

Зная массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого:

– если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.
– если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей.

Масса в физике обозначается буквой m. За единицу массы в системе СИ принят 1 килограмм. Эталон массы хранится в г. Севре во Франции. Копии эталона хранятся в разных странах.

Рисунок 2

Производными единицами массы являются:

1 г = 0,01 кг 1 т = 1000 кг 1 мг = 0,000001 кг 1 ц = 100 кг

Рисунок 3

Самый простой способ определения массы – взвешивание (сравнение с эталоном). Используются разные весы: пружинные (кантор, безмен), рычажные, электронные (работа с учебником по рис. 21). Принцип взвешивания на рычажных весах заключается в уравновешивании. В состоянии равновесия суммарная масса гирь известной массы равна массе взвешиваемого тела. Попробуем определить массы тел с помощью рычажных весов. Знакомимся с правилами взвешивания. Определяем массы тел.

Применение в быту и на дорогах. Стихотворение про массу и инертность:

Знаю я с седьмого класса:
Главное для тела – масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка;
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?

<Приложение 2>

IV. Закрепление пройденного

Просмотр видеофильма “Масса”. Обсуждение фильма. (10 мин)

V. Решение задач. (12 мин)

  1. Упражнение №6
  2. Игра “Кто вперед?” (Перевести единицы массы в СИ)-задания на карточках. <Приложение 3>
  3. Почему при выстреле пуля и ружье приобретают разные скорости?
  4. Имея длинную резиновую нить, определите на опыте, какая из двух тележек имеет большую массу?
  5. Два мальчика на коньках, оттолкнувшись руками друг от друга, поехали в разные стороны со скоростями 3 м/с и 6 м/с. Масса какого мальчика больше и во сколько раз? (первого, в 2 раза).

VI. Итог урока. Домашнее задание

§18–20, пересказ структурной схемы, подготовиться к лабораторной работе №3, Упр. 6 (4 мин)

Каждый из вас смог достигнуть поставленные в начале урока цели? Что вы сегодня узнали нового? Что повторили? Закрепили? Чему научились на уроке?

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

МАССА КАК МЕРА ИНЕРТНОСТИ И ГРАВИТАЦИИ

Поиск Лекций

Масса является одной из основных характеристик материи, определяющих ее инерционные и гравитационные свойства. Понятие «масса» было введено в механику Исааком Ньютономв определении импульса тела – импульс р пропорционален скорости свободного движения тела: p=mv

– где коэффициент пропорциональности m – постоянная для данного тела величина, его масса. Эквивалентное определение массы получается из уравнения движения классической механики Ньютона: f = ma

Здесь масса – коэффициент пропорци ональности между действующей на тело силой f и вызываемым ею ускорением а. Определенная таким образом масса характеризует свойства тела, являющиеся мерой его инерции (чем больше масса тела, тем меньшее ускорение оно приобретает под действием постоянной силы), и называется инерциальной, или инертной, массой.

В теории гравитации Ньютонамасса выступает как источник поля тяготения. Каждое тело создает поле тяготения, пропорциональное массе тела, и испытывает воздействие поля тяготения, создаваемого другими телами, сила которого также пропорциональна массе. Это поле вызывает притяжение тел с силой, определяемой законом тяготения Ньютона:

F = (m1m2) /r2 где r-расстояние между центрами масс тел, G– универсальная гравитационная постоянная, а m1 m2-массы притягивающихся тел. Масса, определяемая таким соотношением, называется гравитационной. Согласно данному определению закона всемирного тяготения, в принципе, возможно, например, измерить гравитационное ускорение, которое вызывает эталонмассой в 1 кг, и всякому объекту, вызывающему такое же ускорение на том же расстоянии, можно приписать массу в 1 кг.

Определения инертной и гравитационной масс на первый взгляд весьма различны. Инертная масса, характеризующая способность тела «сопротивляться» внешним воздействиям, играет пассивную роль, гравитационная же масса порождает притяжение, т. е. является активным началом.

На протяжении сотен лет ученых волновал вопрос: эквивалентны ли эти два понятия? Классический опыт проверки эквивалентности инертной и гравитационной масс осуществил И. Ньютон:

«Я испытывал золото, серебро, свинец, стекло, песок, поваренную соль, дерево, воду и пшеницу. Я достал два одинаковых ящика. Я наполнил один из них деревом, а в центре качаний другого поместил такого же (насколько точно я мог) веса кусок золота. Подвешенные на нитях длиной 11 футов ящики образовали пару маятников, совершенно одинаковых по весу и форме и одинаково подверженных сопротивлению воздуха; поместив их рядом, я наблюдал, как они качались совместно взад и вперед в течение длительного времени с одинаковыми колебаниями. И потому количество вещества в золоте относилось к количеству вещества в дереве как действие движущей силы на все дерево; другими словами, как вес одного к весу другого.

И с помощью этих опытов в телах одинакового веса можно было обнаружить различие в количествах вещества, составляющее одну тысячную общего количества».

В настоящее время эквивалентность гравитационной и инертной масс доказана с точностью до 10-12.

ПРИНЦИП ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ

Самой важной особенностью поля тяготения является то, что тяготение совершенно одинаково действует на разные тела, сообщая им одинаковые ускорения независимо от массы, химического состава и других свойств тел. Так, на поверхности Земли все тела падают под влиянием ее поля тяготения с одинаковым ускорением – ускорением свободного падения. Этот факт был установлен опытным путем итальянским ученым Галилео Галилееми может быть сформулирован как принцип строгой пропорциональности гравитационной массы тг, определяющей взаимодействие тела тяготения и входящей в закон тяготения Ньютона, и инертной массы m, определяющей сопротивление тела действующей на него силе и входящей во второй закон механики Ньютона. Уравнение движение тела в поле тяготения записывается в виде:

m1 ? m2 = F ? m ? g

Таким образом, тела разной массы и природы движутся в заданном поле тяготения совершенно одинаково, если их начальные скорости одинаковы. Этот факт показывает глубокую аналогию между движением тел в поле тяготения и движением тел в отсутствии тяготения, но относительно ускоренной системы отсчета. Так, в отсутствии тяготения тела разной массы движутся по инерции прямолинейно и равномерно. Если наблюдать эти тела, например, из кабины космического корабля, который движется вне поля тяготения с постоянным ускорением за счет работы двигателя, то по отношению к кабине все тела будут двигаться с постоянным ускорением, равным по величине и противоположным по направлению ускорению корабля. Движение тел будет таким же, как падение с одинаковым ускорением в постоянном однородном поле тяготения. Силы инерции, действующие в ускоренном космическом корабле, летящем с ускорением, равным ускорению свободного падения у поверхности Земли, неотличимы от сил гравитации, действующих в истинном поле тяготения в корабле, стоящем на поверхности Земли. Следовательно, силы инерции в ускоренной системе отсчета (связанной с космическим кораблем) эквивалентны гравитационному полю. Этот факт выражается принципом эквивалентности Эйнштейна.Согласно этому принципу можно осуществить и процедуру, обратную описанной выше имитации поля тяготения ускоренной системой отсчета, а именно: можно «уничтожить» в данной точке истинное гравитационное поле введением системы отсчета, движущейся с ускорением свободного падения. Так, в кабине космического корабля, свободно (с выключенными двигателями) движущегося вокруг Земли в ее поле тяготения, наступает состояние невесомости и не проявляются силы тяготения.

А. Эйнштейнпредположил, что не только механическое движение, но и вообще все физические процессы в истинном поле тяготения и в ускоренной системе в отсутствии тяготения протекают по одинаковым законам.


Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Масса и инертность — Науколандия

Масса является мерой инертности. Чем больше масса тела, тем оно более инертно, то есть обладает большей инертностью. Закон инерции гласит, что если на тело не действуют другие тела, то оно остается в покое или совершает прямолинейное равномерное движение.

Когда тела взаимодействуют, например, сталкиваются, то покой или прямолинейное равномерное движение нарушаются. Тело может начать ускоряться или наоборот тормозить. Скорость, которую приобретет (или теряет) тело после взаимодействия с другим телом, кроме прочего зависит от соотношения масс взаимодействующих тел.

Так если катящийся мяч столкнется на своем пути с кирпичом, то он не просто остановится, а скорее всего изменит свое направление движения, отскочит. Кирпич же скорее всего останется на месте, может быть упадет. Но если на пути движения мяча будет картонная коробка, по размерам равная кирпичу, то мяч уже не отскочит от нее с той же скоростью, что от кирпича. Мяч может вообще протащить ее впереди себя, продолжив движение, но замедлив его.

Мяч, кирпич и коробка имеют разные массы. Кирпич обладает большей массой, а, следовательно, он более инертный, поэтому мяч почти не может изменить его скорость. Скорее кирпич меняет скорость мяча на противоположную. Коробка менее инертна, поэтому ее проще сдвинуть, а сама она не может изменить скорость меча так, как это сделал кирпич.

Классический пример сравнения масс двух тел с помощью оценки их инертности таков. Две покоящиеся тележки скрепляют между собой, согнув и связав упругие пластины, припаянные к их концам. Далее пережигают связывающую нить. Пластины распрямляются, отталкиваясь друг от друга. Таким образом тележки тоже отталкиваются друг от друга и разъезжаются в противоположные стороны.

При этом существуют следующие закономерности. Если тележки имеют равные массы, то они приобретут равные скорости и до полного торможения отъедут от исходной точки на равные расстояния. Если тележки имеют разные массы, то более массивная (а значит более инертная) отъедет на меньшее расстояние, а менее массивная (менее инертная) отъедет на большее расстояние.

Причем существует связь масс и скоростей взаимодействующих тел, находящихся изначально в состоянии покоя. Произведение массы и приобретенной скорости одного тела равно произведению массы и приобретенной скорости другого тела после взаимодействия. Математически это можно выразить так:

m1v1 = m2v2

Эта формула говорит о том, что чем больше масса тела, тем меньше его скорость, и чем меньше масса, тем больше скорость тела. Масса и скорость одного тела находятся в обратно пропорциональной зависимости друг от друга (чем больше одна величина, тем меньше другая).

Обычно формулу записывают так (ее можно получить, преобразовав первую формулу):

m1/m2 = v2/v1

То есть отношение масс тел обратно пропорционально отношению их скоростей.

Используя данную закономерность можно сравнивать массы тел, измеряя приобретенные ими скорости после взаимодействия. Если, например, покоящиеся тела после взаимодействия приобрели скорости 2 м/с и 4 м/с, и известна масса второго тела (пусть будет 0,4 кг), то можно узнать массу первого тела: m1 = (v2/v1) * m2 = 4 / 2 * 0,4 = 0,8 (кг).

scienceland.info

Динамика — § 2. Взаимодействие тел, инертность, масса — Phystech.Academy

Из наблюдений можно заметить, что тела изменяют свою скорость только при наличии не скомпенсированного действия. Т. к. быстрота изменения скорости характеризуется ускорением тела, можем заключить, что причиной ускорения является некомпенсированное действие одного тела на другое. Но одно тело не может действовать на другое, не испытывая его действия на себе. Следовательно, ускорение появляется при взаимодействии тел. Ускорение приобретают оба взаимодействующие тела. Так же из наблюдений можно установить ещё один факт: при одинаковом действии разные тела приобретают разные ускорения.

Условились считать: чем меньше ускорение приобретает тело при взаимодействии, тем инертнее это тело.

это свойство тела сохранять свою скорость постоянной (то же, что и инерция). Проявляет себя в том, что для изменения скорости тела требуется некоторое время. Процесс изменения скорости не может быть мгновенным.

Например, движущийся по дороге автомобиль не может мгновенно остановиться, для уменьшения скорости требуется некоторое время, а за это время он успевает переместиться на довольно большое расстояние (десятки метров). (Осторожно переходите дорогу!!!)

Мерой инертности является инертная масса.

Масса (инертная) – мера инертности тела.

Чем инертнее тело, тем больше его масса. Чем больше инертность, тем меньше ускорение. Следовательно, чем больше масса тела, тем меньше его ускорение:

Данная зависимость записана единственно правильным способом, т. к. форма `m~1/m` не верна. Масса не может зависеть от ускорения, она является свойством тела, а ускорение является характеристикой состояния движения тела. 

Данная зависимость подтверждается многочисленными опытными результатами.

 

Два тела, скреплённые между собой сжатой пружиной, после пережигания нити, удерживающей пружину, начинают двигаться некоторое время с ускорением (рис. 1).

Опыт показывает, что при любых взаимодействиях данных двух тел отношение ускорений тел равно обратному отношению их масс: 

`a_1/a_2=m_1/m_2`;

если взять первую массу за эталонную `(m_1=m_(“эт”))`,  то `m_2=m_(“эт”) (a_(“эт”))/(a_2)`.

Масса, измеренная путём взаимодействия (измерения ускорения), называется инертной.

Измерение массы методом взвешивания тел.

Второй способ измерения масс основан на сравнении действия Земли на различные тела. Такое сравнение можно осуществить либо последовательно (сначала определяют растяжение пружины под действием эталонных масс, а потом под действием исследуемого тела в тех же условиях), либо одновременно располагают на равноплечих рычажных весах на одной чаше исследуемое тело, а на другой эталонные массы (рис. 2).

Масса, измеренная путём взвешивания, называется гравитационной.

В качестве эталона и той и другой массы принята масса тела, выполненного в

форме цилиндра высотой `39` мм и диаметром `39` мм, изготовленного из сплава `10 %` иридия и `90 %` платины (рис. 3). 

В 1971 г наши соотечественники    Брагинский и Панов придумали и провели опыт по сравнению массы гравитационной и инертной. Оказалось, что с точностью до  эти массы равны.

Данный факт известен был и ранее, и послужил основанием для формулировки Эйнштейном принципа эквивалентности.

утверждает, что

1) ускорение, вызванное гравитационным взаимодействием в малой области пространства, и за небольшой интервал времени, неотличимо от ускоренно движущейся системы отсчёта.

2) ускоренно движущееся тело эквивалентно неподвижному телу, находящемуся в гравитационном поле.

Два тела массами `400` г и `600` г двигались навстречу друг другу и после удара остановились. Какова скорость второго тела, если первое двигалось со скоростью `3` м/с?

Сила, возникающая при взаимодействии тел, конечно же, не остаётся постоянной, и ускорения тоже. Мы будем считать, что и силы, и ускорения принимают некоторые средние значения, причём одинаковые для любого момента времени. Отношение ускорений тел равно обратному отношению их масс: `a_1/a_2=m_2/m_1`. В свою очередь, ускорение равно отношению изменения скорости ко времени изменения. Конечные скорости тел равны нулю, а время взаимодействия одинаково для обоих тел:

`m_2/m_1=a_1/a_2=((Deltav_1)/(Deltat))/((Deltav_2)/(Deltat))=(v_(“к”1)-v_(01))/(v_(“к”2)-v_(02))=(v_(01))/(v_(02))`,

откуда получим искомую скорость:  `v_(02)=m_1/m_2v_(01)`.

Количественно ответ будет таким: `v_(02)=(0,4 “кг”)/(0,6 “кг”)*3″м”/”с”=2″м”/”с”`.

phystech.academy

6. Инертность. Масса. Инерция. Сила. Законы Ньютона.

6. Инертность. Масса. Инерция. Сила. Законы Ньютона. | физика

Инертность – свойство разных тел по разному изменять свою скорость под действием одной и той же силы. (большая инертность у того, у кого изменения меньше за единицу времени)
– это свойство всех тел оказывать “сопротивление” при любых попытках изменить его скорость как по модулю, так и по направлению.
Масса (m) – скалярная физическая величина, мера инертности тела; измеряется в килограммах (кг). свойства:

  1. масса системы тел = сумма масс отдельных частей этой системы.
  2. масса системы тел, не обменивающихся веществом с окружением, – величина постоянная, и не изменяется при движении этой системы.
  3. ~~ отношение масс двух тел обратно отношению их ускорений ( m1 / m2 = a2 / a1 ) ~~

Инерция – свойство тела сохранять свою скорость, при отсутствии действия на него других тел.
Сила (F{век}) – мера взаимодействия тел, в результате которого тела деформируются или приобретают ускорение; измеряется в ньютонах (Н).
– величина, характеризующая действия одного тела на другое.
Силы:

  • Гравитационные
  • Электрические


Законы Ньютона
Первый закон Ньютона – существуют такие системы отсчёта, называемые инерциальными, в которых тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если на него не действуют другие тела, или их действие скомпенсировано.
Второй закон Ньютона – ускорение, с которым движется тело, прямо пропорционально приложенной силе, и обратно пропорционально его массе: a{век} = F{век} / m, где F{век} – сила или результирующая всех сил, действующих на тело.
Третий закон Ньютона – силы, с которыми взаимодействуют тела, направлены в противоположенные стороны вдоль одной прямой, равны по модулю, имеют одинаковую физическую природу, приложены к разным телам(F1{век} = -F2{век}) время их действия одинаково.
Второй закон Ньютона в импульсной форме – изменение импульса равно изменению действующей на тело силы: Δp{век} = F{век}Δt


knowlegeport.narod.ru

Масса как мера инертности тела

Тема урока. Масса как мера инертности тела. 7 класс

Цели урока : – Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств – инертности.

– развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и сравнивать результаты исследований,

– сформировать научное мировоззрение.

Оборудование: две тележки с упругой стальной пластиной, желоб, штатив, два шарика разной массы, стакан, картон, монета.

Тип урока : комбинированный.

План урока

Этап урока

Время

Методы и приемы

1

Проверка дом. задания. Актуализация опорных знаний.

8 мин.

Устный опрос

2

Демонстрации

5мин.

Наблюдение и анализ опытов, записи на доске, в тетради, создание проблемной ситуации

3

Изучение нового материала

15 -20 мин.

Беседа, записи на доске, в тетрадях, анализ опыта, объяснения опыта

4

Закрепление нового материала

10 – 15 мин.

Беседа, решение задач, записи на доске, в тетрадях

5

Домашнее задание

1 – 2 мин.

Записи на доске и в дневниках

ХОД УРОКА

  1. Актуализация опорных знаний

После проверки домашнего задания проводится устный опрос учащихся по следующим вопросам:

  • ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от наклона вперед. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень?

  • Вы забиваете гвоздь в стену. Какие тела взаимодействуют при этом?

  • Птица, которая сидела на ветке, вспорхнула и улетела, куда, в какой момент и почему отклонится ветка?

  • Приведите примеры инерции в природе и технике?

  • Приведите примеры, которые показывают, что в результате взаимодействия происходит деформация тел?

  • Выберите взаимодействия в результате которых изменяется скорость: а) при падении камня? б) при полёте птицы? в) при полёте стрелы? г) при движении автомобиля?

  • Спортсмен прыгает на батуте. По каким признакам можно утверждать, что между батутом и спортсменом происходит взаимодействие?

  1. Демонстрации

– на столе расположены две одинаковые тележки, соединенные упругой металлической пластиной, которая перевязана нитью. Нить пережигают. Тележки отталкиваются и начинают двигаться в разные стороны.

Результат: скорости тележек одинаковы.

– желоб устанавливают горизонтально. По нему пускают два шарика разной массы.

Результат: скорость более легкого шарика после столкновения изменяется больше.

Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость.

Вопрос к классу : Почему так происходит?

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Проведение демонстрации

наблюдение

Вопрос относительно результатов опытов

анализ результатов опытов, вывод

Запись вывода на доске

запись вывода в тетради

Создание проблемной ситуации

попытка объясить проблемную ситуацию

3. Изучение нового материала

Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.

Вопрос к классу : А от чего зависит инертность тел? (от массы тела)

Запись в тетради: Масса – мера инертности тела.

Во Вселенной всё имеет свою массу! Масса неотъемлемая характеристика любого тела. Чтобы не происходило с телом – двигается оно, покоится ли, находится на Земле, в космическом пространстве, его масса не изменяется, он сохраняет свою целостность.

Вводится условное единица массы измерения в СИ, и закон отношения масс тел и их скоростей :

m1/m22 ∕ υ1

Опыт: стакан накрывается сверху картоном, на который кладется монета. Резко выбиваем картонку.

Результат: монета падает в стакан.

Вопрос: объясните опыт.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Решение проблемной ситуации

Роль слушателей, ответа на вопрос учителя, записи в тетради

Изложение нового материала (записи на доске)

Записи в тетрадях

Проведение опыта

Анализ опыта и его результатов

4. Закрепление нового материала

Решение задач

Задача 1. Из неподвижной лодки массой 30 кг на берег прыгает мальчик массой 45 кг. При этом лодка приобрела скорость 2 м ∕с. Какой была скорость мальчика?

Задача 2. Из пушки массой 3т выстрелили в горизонтальном направлении ядром массой 20 кг. При этом ядро приобрело скорость 300 м ∕с. Какую скорость приобрела пушка при отдаче?

Вопрос на закрепление материала :

  • Почему мы можем стряхнути грязь и снег с обуви?

  • Почему боксеров объединяют в весовые категории?

  • Может ли водитель автомобиля использовать явление инерции для экономии топлива? Каким образом?

5. Домашнее задание

§ 20 упр.6 № 1-3

Творческое задание: Инертность свойственна всем телам. Приведите примеры позитивных и негативных сторон этого свойства.

kopilkaurokov.ru