Налоговый кодекс характеристика – Общая характеристика Налогового кодекса Российской Федерации | Лекция II Предмет, метод, принципы и источники налогового права  |  Читать онлайн, без регистрации

Содержание

Общая характеристика и направления совершенствования Налогового кодекса РФ. Налоговый кодекс РФ. Общая характеристика и направления совершенствования

Похожие главы из других работ:

Вина в гражданском праве Российской Федерации

ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ О ВИНЕ

В настоящее время в литературе существует значительное количество работ, посвященных правовой ответственности. Несмотря на достижения в разработке ее теоретических аспектов, многие из них, в том числе и вина…

Государственный налоговый контроль

Глава 3 Основные направления совершенствования налогового контроля

Государственный налоговый контроль

§ 1 Проблемные вопросы налогового контроля и пути его совершенствования

Государственному контролю в налоговой сфере принадлежит важнейшая роль в обеспечении экономической безопасности государства. Являясь составной частью единого механизма государственного контроля…

Источники налогового права

1 Общая характеристика источников налогового права

Впервые письменные нормы налогового права появились в Законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), которые юридически закрепили: 1) два вида податей (налогов): централизованные подати, которые собирались в царскую казну, и местные подати…

Источники налогового права

1. Общая характеристика источников налогового права

Источники трудового права

3.2 Общая характеристика конституции рф и трудового кодекса рф как основных актов трудового законодательства

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу…

Налоговые правонарушения в российском законодательстве

1. Общая характеристика налогового правонарушения

Основы деятельности юридического отдела ООО “Новоком”

1.3 Общая характеристика и основные направления юридического отдела ООО “Новоком”

В своей деятельности юрист ООО “Новоком” руководствуется: – нормативными документами по вопросам выполняемой работы; – методическими материалами…

Ответственность за нарушение налогового законодательства

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИХ АНАЛИЗ

Порядок привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления

ГЛАВА 1. Общая характеристика налогового правонарушения

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц…

Семья и брак

1. Общая характеристика семейного Кодекса Украины

Семейное законодательство является отраслью законодательства, которая устанавливает правовые основы брака, регулирует личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными…

Сущность и социальное назначение права

1. Основные направления учения о праве. Общая характеристика правовых доктрин

Уголовное законодательство Украины

1. Общая характеристика Уголовного кодекса Украины

Уголовное право — отрасль системы права Украины, определяющая основания уголовной ответственности, виды преступлений и наказания за их совершение. Уголовное право Украины кодифицировано…

Уголовный кодекс Российской Федерации

Пути дальнейшего совершенствования норм Уголовного кодекса РФ как законодательной основы борьбы с преступностью

Рассмотренными основными изменениями и дополнениями УК РФ, осуществленными Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. и последующими законодательными актами, не исчерпывается проблема должного обновления российского уголовного законодательства…

Французский гражданский кодекс 1804 года – классический кодекс буржуазии

1. Общая характеристика кодекса Наполеона (разработка и принятие, источники кодекса и система)

Разработка кодекса Наполеона Еще в самом начале Великой французской революции встала задача создать общее для всей Франции гражданское право, которое являлось необходимым условием для развития капиталистических отношений, т.к…

pravo.bobrodobro.ru

Налоговый кодекс рф: роль, значение, структура.

Роль:

НК РФ Является основным законодательным актом о налогах и сборах в РФ. НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе (Ст. 1 НК РФ):

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Значение:

НК РФ выстраивает жесткую иерархию в совокупности источников налогового права. НК является средством совершенствования и упорядочения законодательства.

НК РФ содержит положение о его приоритете по отношению к иным нормативным правовым актам о налогах и сборах. В статье 6 НК РФ определены признаки, по которым тот или иной нормативный правовой акт может быть признан ему несоответствующим.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

Тем самым подчеркивается особое значение НК в системе отраслевого законодательства.

Структура:

НК РФ состоит из двух частей: часть первая, которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая, которой установлены элементы налогов, действующих в РФ, кроме НИФЛ.

Первая часть Кодекса вступила в силу с 1 января 1999 года.

Вторая часть вступила в силу с 1 января 2001 года.

В первой части 8 разделов, во второй 4.

В первой части 29 глав, во второй 17 действующих глав. Главы 24 и 27 утратили силу, всего в НК РФ 586 действующих статей.

  1. Налоговая система России. Принципы ее построения.

Налоговая система РФ включает понятия:

  1. система налогов и сборов;

  2. налоговые органы;

  3. налоговое законодательство;

  4. налоговые представители;

  5. формы и методы налогового контроля.

В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в РФ. Система налогов и сборов в России представлена тремя уровнями, т.е. в основе её налоговый федерализм (распределение налоговых полномочий между федерацией, субъектами и муниципальными образованиями):

  1. Федеральные налоги и сборы;

  2. Региональные налоги и сборы;

  3. Местные налоги и сборы.

Российская налоговая система строится на следующих принципах:

  1. Принцип равенства:

    1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

    2. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

    3. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

    4. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер…

  1. Принцип определенности:

    1. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

    2. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

  2. Принцип экономичности – (затраты на администрирование налогов должны быть меньше налоговых поступлений):

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

  1. Принцип единства – (единая налоговая система на всей территории страны):

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.

  1. Принцип справедливости:

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

  1. Принцип однократности налогообложения:

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).

studfiles.net

Вопрос 40.Общая характеристика Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации. Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов). Первая часть

Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Вторая часть

Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом. Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса. С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены: Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц С 1 января 2002 года введены: Налог на прибыль организаций Налог на добычу полезных ископаемых Налог с продаж Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим) С 1 января 2003 года введены также: Транспортный налог Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим) Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим) В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим). С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены: Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Налог на игорный бизнес Налог на имущество организаций И лишь с 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены: Водный налог Государственная пошлина Земельный налог По состоянию на 2011 год единственным налогом, порядок исчисления и уплаты которого не регулируется Кодексом, является налог на имущество физических лиц. До принятия соответствующей главы в Налоговый кодекс (либо введения налога на недвижимость) указанный порядок регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц».

studfiles.net

его характеристика как закона прямого действия; структура (10 баллов)

Налоговый кодекс РФ является законодательным актом прямого действия. Федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

НК РФ – кодифицированный акт прямого действия, занимает особое место среди источников налогового права. Налоговый кодекс РФ структурирует налоговое право как отрасль, формирует правовые основы налоговой системы.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы налогового права, основной документ, регулирующий налоговую систему Российской Федерации и устанавливающий общие принципы ее построения. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Кодекс действует с 1 января 1999г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Налоговый кодекс РФ (часть первая) состоит из семи разделов, 20 глав и 142 статей. Раздел I определяет общие положения налоговой системы РФ и законодательства о налогах и сборах в РФ, действие международных договоров по вопросам налогообложения, институты, понятия и термины, используемые в налоговом кодексе РФ. Во второй главе раздела определены виды налогов и сборов в РФ, федеральные, региональные, и местные налоги и сборы, источники информации о налогах и сборах, общие условия установления налогов и сборов, специальные налоговые режимы. Раздел II содержит основные положения о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах, их правах и обеспечении (защите) этих прав, обязанностях, а также о взаимозависимых лицах и сборщиках налогов и сборов. Раздел III представляет организационную структуру налоговых и таможенных органов РФ, Государственных внебюджетных фондов, налоговой полиции, права, обязанности, полномочия и ответственность перечисленных организаций и их должностных лиц. Раздел IV содержит общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Раздел V содержит положения о налоговой декларации и правилах внесения дополнений и изменений в нее. В разделе VI определены понятия и виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение. В разделе VII рассматриваются вопросы права и порядка обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалобы и принятия решения по ней. Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые до введения в действие части первой Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., взимаются в бесспорном порядке. Решение о взыскании налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, вынесенные после 1 января 1999г., подлежат принудительному исполнению только по решению суда. Расположение правовых норм в Кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.

С 1 января 2001 г. вступила в силу вторая часть Налогового кодекса РФ. Порядок введения в действие части второй Налогового кодекса РФ устанавливается Федеральным законом от 5 августа 2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах». С 1 января 2001 г. введены в действие очередные 4 главы, посвященные следующим федеральным налогам: налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.


Похожие статьи:

poznayka.org

Общая характеристика Налогового кодекса Российской Федерации | Лекция II Предмет, метод, принципы и источники налогового права  |  Читать онлайн, без регистрации

Общая характеристика Налогового кодекса Российской Федерации

В настоящее время правовое обеспечение налогового процесса в России осуществляется Налоговым кодексом Российской Федерации. После принятия решения о разработке Налогового кодекса РФ с 1994 г. было представлено 10 различных вариантов, выбран был правительственный проект, который 16 июля 1998 г. приняла Государственная дума.

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из самого Налогового кодекса и принятого в соответствии с ним пакета федеральных законов о налогах и сборах.

Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Однако в Российской Федерации вначале появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых налогоплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользовались практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения.

В настоящее время форсируется проведение налоговой реформы. Это и понятно, так как она является одним из важнейших условий для кардинального улучшения экономической ситуации, обеспечения начала и дальнейшего динамичного ускорения экономического роста в стране. Завершение разработки и принятие Налогового кодекса РФ рассматриваются в качестве одного из основных инструментов для реализации этой задачи.

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно явиться реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику. Поэтому признано возможным, несмотря на серьезнейшие бюджетные ограничения, пойти на ощутимое снижение налогового бремени на товаропроизводителей.

В Налоговом кодексе РФ вместо более 100 продолжавших действовать до недавнего времени налогов, сборов и иных обязательных платежей предусматривается (при введении в действие всех представленных в перечне региональных и местных налогов, сборов) действие менее чем 30 видов налогов и сборов. А ограничение налоговой нагрузки обеспечивается наряду с сокращением общего числа налогов и сборов также за счет некоторого снижения размеров ставки налога на прибыль и путем установления предельных ставок по основным региональным и местным налогам.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, направлены также на решение следующих важнейших задач:

– построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

– развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

– создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;

– формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования.

Налоговая система должна развиваться эволюционно, путем устранения имеющихся недостатков и ликвидации имеющихся внутри нее перекосов, это требует сохранения в Налоговом кодексе РФ основных налогов (НДС, акцизы, налоги на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги), составляющих основу российской налоговой системы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах и в различных экономических режимах, к ним адаптировались налогоплательщики.

Налоговый кодекс РФ состоит не из четырех, как предполагалось ранее, а из двух частей: Общей части и Специальной части. В Общей части, включающей в себя семь разделов, закладывается правовой фундамент налоговых отношений и определяются основы процесса налогообложения. По своей тематике и кругу регулируемых вопросов эта часть близка к закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

В состав Специальной части включен дополнительный раздел «Специальные налоговые режимы», которым устанавливается порядок применения особых режимов налогообложения для:

– предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения;

– организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход;

– предприятий и фермеров, занятых производством сельскохозяйственной продукции, путем перехода на уплату единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Предусмотренное Налоговым кодексом РФ упорядочение налогообложения предполагает отмену нерациональных налогов и иных обязательных платежей, имеющих налоговый характер, нарушающих единство экономического пространства России и препятствующих свободному перемещению по ее территории товаров и услуг, унификацию налогов и иных обязательных платежей, в том числе со схожей налоговой базой, минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность, постепенную отмену налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также многочисленных «мелких» налогов и сборов, дающих незначительные поступления, но дорогих в администрировании.

В Налоговом кодексе РФ рассмотрены вопросы создания в стране единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Прежде всего формулировки и определения, используемые в Налоговом кодексе РФ, в основном приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и действующим законодательством. Потому из НК РФ были исключены такие понятия, как «религиозная организация», «материнские, дочерние, сестринские и личные предприятия», «налоговое партнерство», «пассивная и активная экономическая деятельность», «сельскохозяйственное предприятие» и ряд других.

Существенным образом уточнен порядок применения рыночных цен в целях налогообложения. Установлено, что в качестве рыночной принимается конкретная цена сделки. Налоговые органы вправе контролировать уровень рыночных цен только по сделкам между взаимозависимыми лицами, при товарообменных операциях и при значительных отклонениях от сложившихся на рынке цен.

Принципиальное значение имеет в Налоговом кодексе РФ и основывающаяся на решении Конституционного суда Российской Федерации норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушения налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). При этом обязанность подачи судебного иска о взыскании налоговых санкций и бремя доказательств в суде о наличии умысла возлагаются на налоговые органы.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, предусматриваются меры по обеспечению исполнения налогового обязательства. Устанавливается порядок изменения срока исполнения налогового обязательства (отсрочки, рассрочки, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит). Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщиков средств или излишние уплаченные им самостоятельно при неисполнении налоговой службой установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.

Реализация предусмотренных в Налоговом кодексе РФ положений направлена на усиление регулирующей функции налоговой системы, уменьшение и равномерное распределение налоговой нагрузки, создание благоприятного налогового режима для осуществления инвестиционной производственной и иной экономической деятельности и на улучшение налоговой дисциплины с учетом эффективного применения других инструментов государственной экономической политики должна обеспечить условия для начала реального экономического роста в стране. Это, в свою очередь, создаст условия для увеличения государственных финансовых ресурсов и возможности большей социальной ориентации проводимой бюджетной политики.

1. Понятие системы налогового права.

2. Предмет и метод налогового права.

3. Основные источники налогового права.

4. Материальные и процессуальные нормы налогового права.

5. Особенности налоговых отношений.

6. Характеристика Налогового кодекса РФ.

velib.com

его характеристика как закона прямого действия; структура (10 баллов)

Налоговый кодекс РФ является законодательным актом прямого действия. Федеральные законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

НК РФ – кодифицированный акт прямого действия, занимает особое место среди источников налогового права. Налоговый кодекс РФ структурирует налоговое право как отрасль, формирует правовые основы налоговой системы.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы налогового права, основной документ, регулирующий налоговую систему Российской Федерации и устанавливающий общие принципы ее построения. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Кодекс действует с 1 января 1999г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Налоговый кодекс РФ (часть первая) состоит из семи разделов, 20 глав и 142 статей. Раздел I определяет общие положения налоговой системы РФ и законодательства о налогах и сборах в РФ, действие международных договоров по вопросам налогообложения, институты, понятия и термины, используемые в налоговом кодексе РФ. Во второй главе раздела определены виды налогов и сборов в РФ, федеральные, региональные, и местные налоги и сборы, источники информации о налогах и сборах, общие условия установления налогов и сборов, специальные налоговые режимы. Раздел II содержит основные положения о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах, их правах и обеспечении (защите) этих прав, обязанностях, а также о взаимозависимых лицах и сборщиках налогов и сборов. Раздел III представляет организационную структуру налоговых и таможенных органов РФ, Государственных внебюджетных фондов, налоговой полиции, права, обязанности, полномочия и ответственность перечисленных организаций и их должностных лиц. Раздел IV содержит общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Раздел V содержит положения о налоговой декларации и правилах внесения дополнений и изменений в нее. В разделе VI определены понятия и виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение. В разделе VII рассматриваются вопросы права и порядка обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалобы и принятия решения по ней. Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые до введения в действие части первой Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., взимаются в бесспорном порядке. Решение о взыскании налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, вынесенные после 1 января 1999г., подлежат принудительному исполнению только по решению суда. Расположение правовых норм в Кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.

С 1 января 2001 г. вступила в силу вторая часть Налогового кодекса РФ. Порядок введения в действие части второй Налогового кодекса РФ устанавливается Федеральным законом от 5 августа 2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах». С 1 января 2001 г. введены в действие очередные 4 главы, посвященные следующим федеральным налогам: налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.

studfiles.net

11. Общая характеристика первой части Налогового кодекса.

Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированныйзаконодательный акт, устанавливающий системуналоговисбороввРоссийской Федерации.

Принят 31 июля 1998 года № 146 ФЗ введен в действие с 1 января 1999 года (первая часть) вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. 2 части, 11 разделов, 37 глав, более 400 статей

Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации. Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов). Часть первая Раздел 1 Общие положения Раздел 2 Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство Раздел 3 Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых, таможенных органов, их должностных лиц Раздел 4 Общие правила исполения обязанности по уплате налогов и сборов Раздел 5 Налоговая декларация и налоговый контроль Раздел 6 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение Раздел 7 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия из должностных лиц

Первая часть

Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации31 июля1998 года, вступила в силу с1 января1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерациии местных налогов;

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов,налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

10. Функции налогов.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Существуют три основные функции налогов:

фискальная;

контрольная;

распределительная.

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач. Так, в период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Контрольная функция налогово-финан-совых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через системы льгот, исключений, предпочтений, увязанных льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объектов обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Законом предусмотрены следующие виды льгот:

необлагаемый минимум объекта налога;

изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

понижение налоговых ставок;

целевые налоговые льготы;

прочие налоговые льготы.

studfiles.net