Научный текст написать – текст на любую тему — Русский язык. НАПИШИТЕ ТЕКСТ НАУЧНОГО СТИЛЯ, НА ЛЮБУЮ ТЕМУ, ПЛИИИИИИИЗ — 22 ответа

Содержание

Пример научного текста. Научный стиль: советы и рекомендации

Научный текст и научная статья в копирайтинге отличаются особым стилем, который имеет четкие требования к написанию. В этом материале будут рассмотрены ключевые моменты оформления научных текстов с примерами и пояснениями. К концу прочтения этой статьи Вы будете сами в состоянии создавать собственные примеры научного текста.

Если Вам нужен наглядный пример научной статьи, то его можно найти на этой странице.

Любому копирайтеру рано или поздно приходится столкнуться с задачей написания научного текста. Цели таких текстов могут быть различными, например, создание материала с подробным техническим обоснованием или просто выполнение заказа на написание научной статьи. Однако в отличие от продающих текстов, традиционных веб-публикаций или записей в блоге, научный текст требует к себе особого подхода. Проявляется этот подход в строгом стиле и жестких рамках. Рассмотрим подробнее на примерах.

1. Структура научного текста

Для научных текстов не актуален принцип «перевернутой пирамиды». Вместо этого используется четкая последовательная структура. Научный текст должен обязательно быть логичным и последовательным.

Как правило, заключение дается в конце текста, в то время как для классического копирайтинга и веб-публицистики характерно ставить выводы в начале.

Если в научных текстах предлагается анализ, то следом за анализом обязательно должен идти вывод.

Пример научного текста №1:

Неверно: Принцип перевернутой пирамиды определяет местоположение вывода в начале текста. Эксперименты показывают, что люди не всегда просматривают веб-страницу целиком. Многие читатели сканируют текст и пропускают самую важную информацию.

В этом примере научного текста нет структуры. Вывод идет в начале текста и вызывает сразу ряд вопросов: «Почему?», «Откуда?». Несмотря на то, что вопросы могут раскрываться далее по тексту, структура уже нарушена.

Верно: Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста.

2. Манера изложения научного текста

Научные тексты и научные статьи отличаются двумя ярко выраженными особенностями в плане манеры изложения автора:

  • Научный текст пишется всегда в безличной форме.
  • В научном тексте отсутствует диалог с читателем.

В плане манеры изложения научный текст прямо противоположен записи в блоге. Для него неприемлем разговорный стиль. Все пишется жестко и официально.

Пример научного текста №2:

Неверно: Я с гордостью рад представить Вам новую программу. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько времени Вы тратите на пустые действия в своей повседневной жизни? Забудьте об этом! Новая программа P организует Ваш день, освободив Вам до 70% свободного времени!

Верно: Программное обеспечение P позволяет рационально организовать распорядок дня и освободить до 70% времени.

3. Лексика научного текста

Научный текст всегда пишется с использованием слов (лексики), которые характерны для той или иной области знаний. В любой отрасли, будь то юриспруденция, биология, молекулярная физика или любая другая, есть термины, которые знающим читателям известны и не требуют расшифровки. Кроме того, существует общепринятая лексика научных текстов, для которой характерны такие слова как:

  • характерно
  • соответственно
  • исходя из
  • следовательно
  • применительно
  • относительно
  • предполагает использование и т.д.

Пример научного текста №3:

Неверно:

Большие емкости для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки часто используются в виде вагонов поездов.

Верно: Включение цистерн в состав локомотива характерно для современной транспортной промышленности.

4. Примеры в научном тексте

В отличие от традиционного копирайтинга, где самые лучшие примеры – примеры из повседневной жизни, научные тексты требуют использования научных аргументированных выкладок.

Пример научного текста №4:

Неверно: Очередной пример борьбы с воровством: вчера тетя Глаша «запалила» маленького Яшу, бесстыдно тырящего у нее в саду яблоки, достала ружье и начала палить солью с таким энтузиазмом, что на следующий день сесть не могли не только Яша, но и три голубя, две вороны, а также бывший разведчик, ныне пенсионер, дядя Ваня, который, на свою беду, в то время сидел на соседней яблоне с биноклем.

Верно: Проблема воровства требует соответствующих адекватных мероприятий со стороны субъекта хозяйствования, в частности, использование вспомогательных орудий труда для ликвидации потенциальной угрозы со стороны злоумышленника.

5. Сложность научной статьи

Для традиционного копирайтинга чем проще текст – тем он лучше и доступнее. Научный текст доступность в приоритет не ставит. Для научного стиля простота предложений не характерна, вот почему рекомендуется использовать предложения средней сложности.

Кроме того, в научных текстах, как правило, никогда не «разжевываются» прописные истины. Научный текст пишется для узкого круга компетентных людей, а не для широкой аудитории.

Пример научного текста №5:

Неверно: Простота – залог успеха. Эксперимент это доказал.

Верно: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха.

6. Сленг и жаргон в научном стиле

Сленг и жаргон не используются

в научном стиле. Даже те слова, которые пользуются популярностью в кругу специалистов, в тексте заменяются характерной лексикой. Любое сленговое выражение можно заменить научным аналогом.

Пример научного текста №6:

Неверно: Кривой грызун спохабил все результаты эксперимента.

Верно: результаты эксперимента были недостоверны из-за неисправности манипулятора.

7. Ссылки и авторские права

Как правило, все новые научные знания базируются на открытиях, совершенных ранее. Новые диссертации, например, пишутся на основе уже существующей литературы с внесением собственного вклада автора. При использовании чужих публикаций и работ в научном тексте, автор текста обязательно должен сделать ссылку. Ссылки могут также указывать на приложения, рисунки и таблицы.

Самым наглядным примером использования ссылок является всемирно известная Википедия.

В конце научного текста, как правило, указывается список литературы и прочих источников, на которые в самом тексте делается ссылка.

Пример научного текста №7:

Неверно: В результате проведенных экспериментов было доказано, что психика североафриканских ежей крайне чувствительна и уязвима.

Верно: На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в работе [1] и отображены на Рис. 5, можно сделать вывод, что североафриканские ежи ранимы в психическом аспекте.

1. Ежов Е.Е. Психология североафриканских ежей, М.: Издательство, 2010 г.

8. Требования нормативных документов

В большинстве случаев оформление научных текстов регламентируется тем или иным общепринятым стандартом (например, ГОСТом). Вот почему в зависимости от типа публикации могут предъявляться различные требования к оформлению рисунков, таблиц, абзацев и прочего.

Такие требования, как правило, не актуальны для публикации текстов в сети Интернет.

9. Полнота научного текста

В идеале научный текст в копирайтинге должен соответствовать одному важному правилу, которое уже было затронуто в статье «Оптимальный размер статьи в копирайтинге»: он «должен быть как шар». Иными словами, Ваш текст должен раскрывать тему настолько полно, чтобы не оставлять никаких лишних вопросов.

10. Разнообразие научных текстов

Научные тексты бывают трех видов:

  • Научный
  • Научно-учебный
  • Научно-популярный

У каждого из них свой адресат и для каждого существуют свои требования. Самый строгий вид научного текста – научный. Используется специалистами для специалистов.

Научно-учебный текст обладает средней сложностью, используется для создания учебных и методических пособий, учебников и т.д.

Наконец, научно-популярный текст связывает науку с широкими массами. К нему не предъявляются строгие требования, он не содержит массу терминов, а если и содержит, то все они подробно объясняются.

Резюме: умение писать научные тексты и статьи позволяет копирайтеру существенно поднимать цену своего труда. А знание основ научного стиля и изучение готовых научных текстов позволит развить это умение. Как результат, копирайтер может зарабатывать больше.

shard-copywriting.ru

Русский язык. НАПИШИТЕ ТЕКСТ НАУЧНОГО СТИЛЯ, НА ЛЮБУЮ ТЕМУ, ПЛИИИИИИИЗ

Научный стиль.
Анализ особенностей стиля.

Научный стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров.

Наука – своеобразная сфера человеческой деятельности. Она призвана дать истинную информацию об окружающем мире. И хотя постигать закономерности окружающего мира можно и иными (не только научными) способами, именно наука обращена к интеллекту, к логике. Научные тексты связаны с ориентацией на читателя-профессионала. Итак, основные черты языка науки – точность и объективность.

Как же строится научный текст? Сюжет научного текста необычен: автор приобщает читателя к процессу поиска истины. Читатель должен пройти вслед за ним путь, чтобы, сделав (и, тем самым, перепроверив) логические ходы, прийти к желаемому выводу-результату. Автор моделирует ситуацию, представляя процесс поиска истины в наиболее, по его мнению, оптимальном варианте.

Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:

1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели – “введение”;
2. Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) – “основная часть”;
3. Решение исследовательской задачи, получение ответа – “заключение”.

Способ изложения, таким образом, является способом доказательства. Текст даже не очень больших по объёму научных произведений – статей, сообщений – принято делить на рубрики, подчёркивая переход от одного исследовательского эпизода к следующему.

Текст научного произвеления создаётся как цепочка “шагов” – действий внутри текста, образующих логический каркас, который затем в тексте, насыщенном специальными символами и соответствующей терминологией воспринимает даже неподготовленный читатель.

В научном тексте по любой специальности можно без труда выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса. Это, например, глаголы обозначим, зададим, составим, определим, найдём, выберем, рассмотрим и т.п. Автор методично поясняет своему собеседнику, какие именно мыслительные операции он в тот или иной момент совершает: даёт определения, переходит к следующему вопросу, возврещается к исходному пункту, приводит пример, анализирует результаты экспиримента, делает вывод и т.д.

Научный текст имеет сложную организацию. В нём можно условно выделить два пласта с точки зрения того, какую информацию получает читатель:

* фактическую, непосредственно об объекте исследования;
* информацию о том, как автор организует эту фактическую информацию.

Информацию второго типа (и элементы, которые её вводят) принято называть метатекстом. Наличие метатекста – одно из существенных свойств научного текста.

Сложность информации, с которой “работают” партнёры по научной коммуникации, заставляет автора заботиться об организации фактической информации таким образом, что бы собеседнику легче было её воспринимать и удерживать в памяти. Так, что бы не терять нить повествования, автор напоминает читателю, о чём идёт речь, время от времени возвращаясь к тому, о чём он говорил, обычно добавляя к этому небольшую порцию новой информации – в тексте такому движению соответствует смысловой повтор.

По объёму смысловые повторы различны: это может быть фрагмент текста (одна- две страницы, один или несколько абзацев), предложение, часть предложения, сложное словосочетание. Смысловые повторы не являются недостатком научного текста, но, наоборот, помогают организовать его. Некоторые повторы – необходимый атрибут композиции. Особенно важную роль они играют при подведении итогов научной работы. В курсовых, дипломных работах, диссертациях смысловыми повторами небольшого объёма (предложение, абзац) может завершаться каждая более или менее значительная рубрика (например, параграф),
http://www.shpora07.narod.ru/stil/science.htm

otvet.mail.ru

Как писать научные тексты: примеры научного стиля с пояснениями

Продолжим серию заметок о правильном написании научных текстов. В этот раз поговорим о том, как сделать текст научным, т.е. написать его в научном стиле, а не в газетном или того хуже.

Итак, сначала несколько принципов (примеры — ниже):

  1. Следует писать в безличной форме.
  2. Следует избегать “повседневных примеров”.
  3. Следует избегать “беседы с читателем”.
  4. Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.
  5. Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.)
  6. Следует оформлять рисунки в строгом стиле.
  7. Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.
  8. Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций. Однако, если выхода нет, предпочтение следует отдавать длинным конструкциям.
  9. Железное правило: если в названии какого бы то ни было структурного блока текста (раздела, главы, параграфа и т.п.) встречается слово “анализ”, где-то ниже по тексту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ВЫВОД.
  10. Текст должен быть структурирован, т.е. иметь вводную часть, основные положения (идеи), пояснение (подтверждение) идей, выводы, заключение.

Теперь — подробнее и с примерами.

1. Следует писать в безличной форме.

BAD: Частой ошибкой начинающих авторов является использование выражение “я сделал”, “я рассмотрел”, “автор предлагает”, “автор выполнил”. Так писать НЕЛЬЗЯ.

GOOD: Следует писать “в докладе рассмотрено”, “в статье предлагается”, “было обнаружено”, “исследование показало, что” и т.п.

2. Следует избегать “повседневных примеров”.

Примеры в научных текстах — материя тонкая. Их задача — не “пояснять глупому читателю, о чём идёт речь”, а расширять описание, дополняя его полезной информаций.

BAD: “Данный алгоритм работает так же, как работал бы секретарь, составляя отчёт”, “предлагаемый подход похож на использование стандартного набора инструментальных средств”, “использование разработанного ПС для конечного пользователя — не сложнее работы в MS-Word”.

GOOD: “В основу предлагаемого метода положен модифицированный алгоритм определения дистанции Левенштейна”, “сложность применения предлагаемого программного средства сопоставима со сложностью использования офисных приложений”, “упрощёнными аналогами предлагаемого подхода являются алгоритмы…”, “в предельном случае данная задача сводится к частным упрощённым решениям, а именно…”

3. Следует избегать “беседы с читателем”.

Здесь всё просто.

BAD: “Как известно”, “задумывались ли вы”, “многие думают”, “Что такое Интернет?”

GOOD: Таких выражений просто не должно быть.

4. Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.

И здесь тоже всё просто. У каждого (КАЖДОГО!) жаргонизма есть научный вариант. Он либо и так общеизвестен, и нужно просто вспомнить его, либо его можно “синтезировать” на основе понимания сути жаргонизма (того объекта или явления, которое он описывает).

BAD: “Админка”, “движок”, “залогиниться”.

GOOD: “Интерфейс администратора”, “ядро приложения”, “пройти авторизацию”.

5. Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.)

Даже самый прекрасный текст без вспомогательного материала смотрится как минимум немного странно, а как максимум — вызывает подозрения в недостоверности и прочих грехах.

BAD: “Проводимый на протяжении семи месяцев эксперимент показал…”

GOOD: “Результаты эксперимента (таблица 1), полученные в течение семи месяцев, позволяют прийти к выводу…”

BAD: “Схема взаимодействия модулей приложения является избыточной в некоторых ситуациях”.

GOOD: “Существуют ситуации (рисунки 1, 2, 3), в которых существующая схема взаимодействия модулей приложения может оказаться избыточной (коэффициент избыточности рассчитывается по формуле (1)), что позволяет упростить её до вида, представленного на рисунке 4”.

Помните о ссылках на первоисточники.

BAD: “По мнению экспертов…” — звучит голословно.

GOOD: “По мнению экспертов [1, 24, 89] …” — звучит намного убедительнее.

6. Следует оформлять рисунки в строгом стиле.

Если вы готовите “бизнес-презентацию” — да, вы можете использовать любые рисунки, картинки, видеоролики и т.п. С любым содержанием.

Но в научной статье:

BAD:

GOOD:

7. Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.

BAD: “Предлагаемый подход заключается в…”

GOOD: “Алгоритм-1: в основу алгоритма положено…”

BAD: “Итак, исследование показало…”

GOOD: “Результат исследования. Основным результатом исследования является…”

8. Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций. Однако, если выхода нет, предпочтение следует отдавать длинным конструкциям.

BAD: “Рассмотрим предложенный алгоритм. Алгоритм является простым. Простота определяется малым количеством действий.”

GOOD: “В сравнении с конкурирующими аналогами предложенный алгоритм оказывается значительно более простым в силу двукратного сокращения количества операций на стадии выполнения основных вычислений.”

BAD: “Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в случае оформления заказа, передачи заказа на обработку другому оператору, отложенной оплаты заказа и доставки заказа в область, не являющуюся областью по умолчанию, для клиентов данной категории, не прошедших дополнительную авторизацию”.

GOOD: Такое предложение должно быть разбито на несколько отдельных или, что даже лучше, представлено в виде списка.

“Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в следующих случаях:
а) при оформлении заказа;
б) при передаче заказа на обработку другому оператору;
…”

9. Железное правило: если в названии какого бы то ни было структурного блока текста (раздела, главы, параграфа и т.п.) встречается слово “анализ”, где-то ниже по тексту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ВЫВОД.

BAD: Самой частой ошибкой является именование структурного раздела с использованием слова “анализ”, после чего идёт большой блок текста и: всё. Начинается новый структурный раздел. Для чего тогда был весь этот анализ? Что он дал?

GOOD: В конце структурного блока есть чётко сформулированные результаты анализа, выводы и, возможно, какие-то рассуждения или рекомендации.

10. Текст должен быть структурирован, т.е. иметь вводную часть, описание основных положений (идей), пояснение (подтверждение) идей, выводы, заключение.

BAD: Просто текст. Могила информации. Монолит данных.

GOOD: Разделы, главы, параграфы, “поименованные абзацы” (в начале абзаца пишется его заглавие, выделенное жирным). Текст носит законченный характер: заход на тему, тема, плавный вывод (выход).

P.S. См. также:
Пример научного текста (научной статьи)
Как писать научные статьи и тексты

svyatoslav.biz

Как писать тексты научно?

Поиск Лекций

Как писать научные статьи и тексты

Зачем писать тексты «научно»?

Этот вопрос задают в явном виде не часто, но в глазах он читается сплошь и рядом, а уж в работах непонимание ответа на него читается почти всегда. Отвечаю:

а) Чтобы отличаться от обезьяны. Написать «просто текст» может почти любой человек, умеющий писать. Для этого хватит средней школы. Написать «фривольный» текст может любой человек, знакомый с предметной областью. Написать красивый научный, научно-популярный или популярный текст может тот, кто ХОРОШО владеет предметной областью и языком, на котором он пишет. Умение излагать свои мысли стройно и ясно, придерживаясь выбранного стиля – признак профессионализма.

б) Чтобы отличаться от обезьяны. Нет, это не опечатка, название второго пункта действительно идентично названию первого. Бездарно и бездумно написанный текст – признак того, что автору наплевать на результат. Образно говоря: «есть банан – поем, нету – лягу спать голодным». Жаргонные/газетные обороты, грамматические, синтаксические и пунктуационные ошибки, плохое оформление, отсутствие пояснений – всё это является признаком того, что автор писал текст либо по принципу «накалякать и забыть», либо (что ещё хуже, видимо) такой стиль и является потолком возможностей автора. Хочется производить впечатление «вечного подавана (от слов «подай ключ на 17 и не вякай»)? Вперёд. Только потом не надо говорить, что кто-то не ценит ваш яркий талант и светлый ум. Мы бы с радостью, но телепатии пока не очень обучены.

в) Чтобы отличаться от обезьяны. Да-да, и снова это не опечатка. Способ изложения связан со способом мышления. Если в устной речи (а это – отдельная тема) ещё можно что-то списать на волнение, отсутствие ораторских способностей, опыта выступлений и т.п., то в письменной речи оправданий халатности и глупости нет. Если вы чётко и ясно мыслите, вы чётко и ясно пишете. Если вы наращиваете свой словарный запас, учитесь строить сложные синтаксические конструкции, пробуете логически организовать множество мыслей в связанный стройный текст – вы точно также приводите в порядок своё мышление. Вы умнеете.

г) Ну, вы уже поняли 🙂 Если мы говорим о текстах, которые вам приходится писать в ВУЗе (курсовые, дипломные и магистерские работы, диссертации), то грамотное оформление текста – прекрасный способ показать, что вы умны и серьёзно отнеслись к поставленной задаче.

д) И, наконец, есть традиции. Хоть нынче и не модно о них вспоминать, но я рискну. Объясняться в любви на каком-нибудь языке программирования типа ассемблера (хотя, кто знает?!), согласитесь, как-то не очень удобно. Равно как странновато выглядит набор технических требований к программному средству в стихах или в стиле «карманной книжечки с дрянным детективом». У каждой области применения текстов есть свои гласные и негласные правила, нарушение которых вызывает не самые приятные чувства у читателей.

Как писать тексты научно?

а) Определиться с темой. Звучит абсурдно? Отнюдь. Правильно выбранная и сформулированная тема определяет весь дальнейший процесс написания текста. Тема – это предельно сжатое отражение предметной области, в рамках которой вы пишете текст. Тема определяет терминологию, степень детализации определений и рассуждений, ссылки на внешние информационные источники, количество и сложность «дополнительного материала» (формул, таблиц, иллюстраций). Она (это важнее всего!) определяет весь стиль текста. Например, сложно с темой «Система управления контентом» написать дипломную работу в научном стиле. Совсем другое дело, когда тема звучит как «Программное средство управления информационным наполнением и структурой интернет-ресурса».

б) Определиться с объёмом материала. Если это тезисы доклада на 1-2 страницы – нужно будет «вжать» туда самую суть, только суть и ничего, кроме сути. Если это статья на 5-10 страниц, уже можно позволить себе более подробное изложение, больше «дополнительного материала». Если это курсовая или дипломная работа (или даже диссертация), то здесь появляется достаточно сложная структура разделов и глав, аналитическая часть, выводы, описание собственных разработок, экспериментальных исследований и т.п.

в) Почитать хотя бы какие-нибудь примеры научных текстов. Да, писать такие тексты нигде специально не учат, но всё равно есть те, кто их писать умеет. Возьмите какой-нибудь научный журнал по профилю вашей темы, поищите материалы соответствующих конференций и т.п. Почитайте. Проникнитесь духом таких текстов, как бы пафосно это ни звучало.

г) Многократно перерабатывать текст. Да, со временем вы научитесь писать научный текст сразу, «с первого захода». Со временем. А пока пишите текст в несколько этапов: сначала – как получится, а затем всё более и более его «онаучивая» (корректируя формулировки и саму структуру текста, советуйтесь с научным руководителем).

д) Помните, что вы НЕ пишете художественное произведение. Даже если вы настолько восхищены описываемой идеей, что не можете усидеть на месте, в научном тексте выражение, например, «потрясающая реализация» смотрится куда хуже, чем «реализация, соответствующая широкому спектру требований к качеству».




poisk-ru.ru

Наталья Тоганова: Как писать научные тексты

Эта статья написана по следам книги «Техника научной работы», вышедшей под редакцией Норберта Франка и Йоахима Стари (Die Technik wissenschaftlichen Arbeitens / Hg. N. Frank, J. Stary). «Техника научной работы» – это краткое введение в техническую сторону научной деятельности, предназначенное для студентов. Книга претерпела пятнадцать переизданий, и это не удивительно – написана она доступным языком и затрагивает все основные технические вопросы. В статье я следую заданной в книге структуре. Одну за другой я рассматриваю все основные сложности, с которыми сталкивается каждый пробующий себя на стезе ученого, и привожу работы, которые помогли мне решить те или иные технические сложности в ходе обучения в аспирантуре. В конце статьи приведен список литературы.

***

Купив и пролистав книгу Н. Франка и Й. Стари, я с сожалением должна была констатировать: с ее покупкой я опоздала на несколько лет. Примерно на шесть. На последних курсах университета и в аспирантуре, когда появилась необходимость писать статьи и выступать на конференциях, затрагиваемые в ней вопросы были наиболее актуальны. Конечно, методом проб и ошибок я научилась правильно обращаться с информацией и как-то начала писать статьи, но купи я книгу чуть раньше, начало моей научной жизнь было бы куда проще.

Что же в этой книге? Книга «Техника научной работы» построена хронологически: с начала научного исследования, то есть с поиска литературы, до написания научной работы и выступления на конференции.

Поиск литературы с электронными каталогами вряд ли представляет сложность… Так-то оно так, но литературу для диплома мне подбирали за деньги. В тот момент любые каталоги казались мне запутанными, а поиск в них неизменно безрезультатным. Услуги по подбору литературы есть в ряде библиотек (ИНИОН, РГБ). Поэтому глава о работе с каталогами библиотек не показалась мне ненужной. Лишь в ходе написания диссертации я научилась подбирать литературу самостоятельно. С правильным хранением найденного оказалось все чуть сложнее. В конце аспирантуры я перешла на библиографическую программу (JabRef), когда десятки статей, брошюр и книг были прочитаны, а записи лежали в папках. В итоге диссертацию я написала, не пользуясь программой, – и «забыла» очень многое. Это я осознала, когда начала разбирать уже после защиты все, что лежит у меня в компьютере. Статьи, хранящиеся на жестком диске, казались мне столь доступными и, как говориться, были всегда под рукой, что я не всегда делала из них выписки… так и запамятовала.

Наравне с поиском литературы в книге также уделяется внимание вопросу, как правильно читать литературу и как правильно делать записи. Несмотря на то, что это один из самых банальных вопросов, он все еще ставит меня в тупик. Просматривая старые записи, я нередко задаюсь вопросом, а зачем я это писала?

И самое главное: как писать научные работы? Этому посвящена большая часть книги «Техника научной работы». Для меня информация этого раздела была не столь нова, потому что в ходе работы над диссертацией я успела прочитать работы, посвященные отдельным аспектам написания статей и научных работ.

Написание научных текстов затрагивает несколько аспектов. Представление о правильной структуре текста мне дала работа Б. Минто «Золотые правила Гарварда и McKinsey». Основная идея автора сводится к тому, что мысли в тексте следует выстраивать по принципу пирамиды. В качестве иллюстрации пример из предисловия:

«Мысли излагаются в том порядке, в котором они возникают в голове составителя письма

Звонил Джон Коллинз и сообщил, что не сможет прийти на собрание в 15:00. Хал Джонсон не возражает, если собрание перенесут на более позднее время или даже на завтра, но тогда не раньше 10:30. А секретарь Дона Клиффорда сообщил, что Клиффорд вернется из Франкфурта только завтра поздно вечером. Конференц-зал полностью зарезервирован на завтра, однако свободен в четверг. Похоже, что четверг, 11:00, походит нам для проведения собрания больше всего. Устраивает ли это время вас?

[…]

Изложение строится по принципу пирамиды

Возможно ли перенести сегодняшнее собрание на четверг на 11:00? Это время больше устраивает Коллинза и Джонсона, да и Клиффорд к тому времени уже вернется. Кроме того, будет свободен конференц-зал». (С. 9)

Книга Б. Минто не предназначена для написания научных работ. Целый ряд вопросов в ней вообще не затрагивается (оформление сносок и т.д.), но описанные в ней принципы помогают придать стройность и логичность материалу.

Как правильно писать маленькие тексты, например, такие как заявки на несколько тысяч знаков, я узнала в работе В.К. Чернявской «Интерпретация научного текста», где есть стилистический разбор одностраничной публикации Д. Уотсона и Ф. Крика 1953 года в журнале «Nature» (С. 65-67).

Работы российских авторов, посвященные написанию научных текстов, как правило, очень сложно читать. Попавшиеся мне монографии были посвящены либо бюрократическим аспектам (Б.М. Батько «Соискателю ученой степени»), либо излишне теоретизированы (В.Э. Морозов «Культура письменной научной речи»). Почерпнуть из них что-то для практики было очень затруднительно. Исключением стала работа В.К. Чернявской, которая, несмотря на теоретический подход (книга не задумывалась как руководство по написанию текстов), помогла осознать некоторые правила написания научных работ.

«Интерпретация научного текста» В.Е. Чернявской лаконична – 127 страниц. Интересной показалась мне вторая часть книги, начиная с раздела «Интертекстуальное взаимодействие в науке и лингвистические средства его акутализации». Анализ сносок помог мне окончательно разобраться, на что и, главное, зачем я ссылаюсь (аргументирую, полемизирую и т.д.). В книге все примеры даны на-английском или на-немецком. Это, пожалуй, является минусом для широкого круга читателей, хотя очень удобно для пишущих и на этих языках.

Построение текста подразумевает не только правильную структуру, но и грамотно выстроенную аргументацию. Купленная мной почти случайно книга Э. Уэстона «Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов» оказалась незаменимой. По объему это сложно назвать книгой, скорее это брошюра (менее ста страниц) с очень простыми примерами построения аргументации. Так, в 18 параграфе «Объясняйте, как причина ведет к следствию» даны следующие примеры:

«Большинство моих свободомыслящих друзей – люди начитанные; большинство моих менее свободомыслящих друзей – нет. Поэтому мне кажется, что чтение ведет к свободомыслию».

Это был пример неверно выстроенной аргументации; тот же самый пример, но уже исправленный:

«Большинство моих свободомыслящих друзей – люди начитанные; большинство моих менее свободомыслящих друзей – нет. Мне кажется вероятным, что чем больше вы читаете, тем чаще вы сталкиваетесь с новыми и сложными идеями, идеями, которые делают вас менее самоуверенными. Чтение также поднимает вас над ежедневной рутиной и показывает, какой разносторонней и многообразной может быть жизнь. Поэтому мне кажется, что чтение ведет к свободомыслию» (С. 42-43).

Несмотря на кажущуюся детскость приведенных мной примеров (все остальные в книги соответствуют им), книга оказалась очень полезной. Пригодилась она мне не только для аргументирования собственной позиции в письменных работах, но и для полемизирования и выявления ошибок в аргументации других.

После структуры следует правильное написание абзаца. Хотя российские работы очень сложно читать, но объяснение, как строится абзац, я нашла в работе Н.Э. Морозова. Параграф «Способы выражения межфразовых связей в научной речи» (С. 67-81) содержит множество примеров построения абзацев. Например, абзац с опоясывающей связью, «при которой первое и последнее предложение соотносятся между собой» (С. 78):

«Иной процесс связан с устранением позиционных причин для вариаций. Вариации выступают как разновидности одной и той же фонемы только при наличии этих позиционных условий, изменяющих единую фонему в разные «оттенки». В случае устранения этой причины оставшиеся не обусловленные позицией различные звуки становятся разными фонемами. Этот процесс называется дивергенцией, при этом число фонем в данной фонетической системе увеличивается» (С. 78-79).

Несмотря на массу примеров и наличие практического совета в конце каждого параграфа, иллюстрация тезисов в книге Н.Э. Морозова лишь идеальными примерами осложняет восприятие материала. В работах западных авторов, как правило, присутствуют как неудачные, так и удачные примеры, которые дополняются объяснением, чем одно лучше другого, а теоретическим вопросам уделено минимум внимания; – это делает материал более наглядным. В «Композиции: Шестнадцать уроков для начинающих авторов» Дж.Э. Райнкинга, Э.У. Харта и Р. фон дер Остена в качестве неудачного примера построения абзаца приводится следующий, который предваряет высказыванием «Этот абзац лишен единства»:

«Медсестра психиатрического отделения имеет дело с небезопасными психически больными людьми, патологическими типами, которые могут начать буйствововать в любой момент. Зигмунд Фрейд был одним из первых врачей, которые изучали умственные расстройства. Сегодня психотерапия – твердо установившаяся медицинская дисциплина».

            Далее следует анализ и попытка объяснить, что сделал автор не так:

«Что именно пытается сказать этот автор? Понять невозможно. Каждое предложение выражает новую, неразвитую идею:

  1. Работа медсестры психиатрического отделения.
  2. Основополагающие труды Фрейда по изучению умственных расстройств.
  3. Сегодняшнее положение психотерапии» (С. 372).

Стилистическая сторона дела – выбор слова и корректировка построения предложений – рассмотрена в очень многих книгах. Это и знакомые со школы книги Д.Э. Розенталя, и работы М.П. Брандес и книги о написании научных работ такие, как «A Guide for the Young Economist» Вильяма Томсона. Последняя так же, как и «Техника научной работы», покрывает очень широкий спектр проблем, с которыми сталкивается молодой ученый, а также объясняет особенности написания статей именно на экономические темы.

Свыкнуться с мыслью, что писать мне придется много и что это станет неотъемлемой частью моей жизни, мне помогли две книги: «История на миллион» Р. Макки и «Композиция» Дж.Э. Райнкинга. Первая – это книга для сценаристов, с ключевой идеей, что тексты нужно переписывать, доводя их до совершенства, и что мастерство письменной речи является базовым условием для творчества. Вторая – перевод большей части учебника то ли для американских школьников старших классов, то ли для студентов колледжей. В «Композиции» на простых примерах показано, как дорабатывать текст, на что смотреть и где прячутся ошибки. Так, полсотни страниц (С. 55-91) посвящены тщательному разбору написания одного единственного эссе: выбору темы, разработке плана, написанию чернового варианта, переделке и итоговому варианту.

«Техника научной работы» завершается главами о написании рефератов и выступлениях на конференциях или семинарах.

***

Ниже я привожу список литературы. В нем на две книги больше, чем было упомянуто мной: У. Эко «Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки» и Д. Желязны «Говори на языке диаграмм: пособие по визуальным коммуникациям».

Завершая этот краткий экскурс по книгам о технике научной работы, я хочу сказать, что, конечно же, для получения представления о том, как писать (научный) текст и как начать работать, – не нужно читать все перечисленные мной книги. Как видно из статьи, рассматриваемые в них проблемы перекликаются. Уверена, что есть и другие, не менее информативные работы, не упомянутые мной.

В то же время, книга «Техника научной работы» Н. Франка и Й. Стари выгодно отличается от других перечисленных мной широтой охвата, так как объясняет не только как писать, но и как работать с литературой, однако порой ей недостает глубины. Кроме того, у нее есть значительный минус – она написана на-немецком.

Об авторе – кандидат экономических наук, м.н.с. ИМЭМО РАН. В коллаже использованы обложки некоторых, рассмотренных в статье книг, с сайтов Amazon.com и Озон.ру.

Список литературы:

Die Technik wissenschaftlichen Arbeitens. Eine praktische Anleitung. 15 Auflage. / Hg. Franck N., Stary J. – Schoeningh. Paderborn. Muenchen. Wien. Zuerich. 2009.

Thomson W. A Guide for the Young Economist. MIT Press. Cambridge, Massachusetts, London, England. 2001.

Батько Б.М. Соискателю ученой степени. Практические рекомендации (от диссертации до аттестационного дела). – 4-е изд., переработанное, дополненное. – М.: СИП РИА, 2002.

Брандес М.П. Стилистика текста. Теоретический курс. – М.:Инфарма-М, 2004.

Желязны Д. Говори на языке диаграмм: пособие по визуальным коммуникациям / Пер.с нагл. – 2-е изд., расшир. – М.: Манн, Иванов и Фербер: Институт комплексных стратегических исследований, 2007.

Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только / Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2008.

Минто Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey: Принцип пирамиды в мышлении, деловом письме и устных выступлениях / Пер. с англ. И.И.Юрчик, Ю.И.Юрчик. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007.

Морозов В.Э. Культура письменной научной речи. – 2-е изд. стереот. – М.: Издательство ИКАР, 2008.

Райнкинг Дж.Э., Харт Э.У., фон дер Остен Р. Композиция: Шестнадцать уроков для начинающих авторов / Пер.с англ. и адаптация А. Станиславского. – 2-е изд. – М.:Флинта: Наука, 2008.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996.

Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов / Пер. с англ. А.Станиславского. – 2-е изд. – М.:Флинта: Наука, 2008.

Чернявская В.Е. Интерпретация научного текста: Учебное пособие. – Изд. 5-е. – М.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. – М.: Симпозиум, 2004.

polit.ru

Особенности написания научной статьи и ее структура

Стиль научной статьи в корне отличается от текстов копирайтера и имеет свои особенности. Написание научной статьи для публикации в журнал требует высокой концентрации внимания и приложения значительных усилий. Поэтому сегодня разберем основные особенности написания научной статьи.

Существует один мудрый совет от признанных учителей: нужно делать перерывы между написанием различных частей научной работы или статьи. Так можно переосмыслить написанное. Однако каждый раздел работы надо писать единым «махом», на одном дыхании. Единый порыв потребует больших усилий, но в целом затраты на время и энергию снизятся.

Что касается внимания, его недостаточно. Необходимо проявлять повышенную сосредоточенность при проверке статей и их корректуры. Более подробно о концентрации внимания читайте здесь.

  1. В процессе работы легко забыть то, что написал сам. Поэтому благодаря такому режиму вы избежите повторения.
  2. Когда вы делаете перерывы в процессе написания статьи, появляется желание прекратить работу. Поэтому, чтобы этого желания избежать, за раз лучше написать как можно больше и быстрее.
  3. Сроки написания работы лучше всего не оттягивать. Надо стараться сделать ее как можно раньше, тогда появится запас времени на возможные доработки.

Последовательность изложения

Главная трудность в последовательности изложения работы, даже не поиск нужной терминологии и удачных словосочетаний и выражений, а именно последовательность повествования.

Писать надо только правду и одну только правду. Важно не повторяться в работе и ничего не упускать. Очень трудно начать писать, хотя с первых строк это все-таки проходит.  Чтобы изложение работы шло легко, составьте план  работы и уже на него наращивайте мясо, структура статьи должна быть сформирована до ее написания. Как говорится, сделай рисунки – пиши красивый текст (тезисно) – добавляй мясо на этот каркас. Система изложения дает возможность просто рассказать о предмете работы.

Структура научного текста

При написании статьи руководствуются логикой и, повторюсь, последовательностью. Анализ действий всегда подтверждается выводом.

Структура научной статьи

Структура статьи:

  • аннотация;
  • вводная часть;
  • главная (основная) часть;
  • заключение;
  • список литературы;
  • ключевые слова.

Аннотация

Это краткая характеристика и описание работы, данная автором. Аннотация содержит только краткий перечень главных вопросов. Идеи, которые преследуются статьей, представляются в очень кратком тексте. Главные цели аннотации:

  • актуальность статьи;
  • постановка проблемы;
  • пути решения проблемы;
  • результат работы и вывод.

На все эти вопросы в аннотации отводится по одному предложению.

Подсказка:  для четкого обозначения мысли рекомендуется использовать устойчивые обороты. Это: «В работе рассмотрены/ изучены/ представлены/ проанализированы/ обобщены/ проверены/ предложены…». Конкретные цифры и детали работы не рекомендуется упоминать в аннотации.

Вводная часть

Здесь пишется актуальность вопроса, новизна работы, цели и задачи исследования. Актуальность темы – это важность работы в настоящее (данное) время для решения конкретного вопроса. В чем заключается практическая значимость полученных результатов? Новизна – отличие этой работы от работ других авторов.

Основная часть

Она состоит из анализа литературы и тематических источников информации. В ней приводятся цели, которые преследует основная часть:

  • формулировка гипотезы исследования;
  • рассказ об исследовании;
  • перечисление результатов исследования;
  • рекомендации по применению их на практике, чем они могут быть полезны;
  • конкретизация результатов работы;
  • объяснения результатов.

Изложение основной части нужно строить, ориентируясь на эти цели. Каждый аргумент сверяется с главным стержнем идеи, которую несет статья. Для лучшего восприятия основной части рекомендуется ее структурировать, разбив основную часть на подразделы.

Если для обычного информационного или продающего текста свойственно написать основную часть, а потом думать над заглавием статьи, то для научной статьи все происходит с точностью до наоборот. Вначале придумывают название, а потом раскрывают его смысл. В нем должна содержаться главная суть статьи. Максимальное количество слов — 10 – 12. Более длинные заглавия плохо воспринимаются читателем.

Заключительная часть

Она состоит из краткого формулирования полученных результатов с упором на полезность дальнейших целей исследования.

При написании статьи, основанной на экспериментальных данных в результате проведенного большого труда, вместо заключения делают выводы. Они должны быть представлены в виде тезисов.

При оформлении работы помнят, что в подзаголовках не рекомендуется писать, что это: вводная, основная или заключительная часть.

Список литературы

Он размещается за текстом, привязан к конкретным местам в тексте с помощью отсылок. Благодаря списку читатель может убедиться в глубине проведенной работы. Таким образом, демонстрируются научные позиции автора.

Благодаря списку признаются и используются идеи других авторов, что позволяет избежать обвинений в плагиате. С помощью списка можно с легкостью найти источник, на который ссылается автор для того, чтобы ознакомится с ним и подтвердить достоверность всех сведений, почерпнутых из этого источника.

Типы цитирования

Ключевые слова

Это ориентир читателя, который он изучает перед прочтением статьи, они представляют собой семантическое ядро статьи. Используются как одиночные слова, так и фразы, и словосочетания. Каждое ключевое слово должно иметь собственное значение.

Здесь можно скачать «Итоговую версию кратких рекомендаций по написанию и публикации научной статьи» в формате PDF.

Некоторые «фишки» при написании текстов в научном стиле

  1. При оформлении работы надо обращать внимание на аффилиации (сведения об авторе), т.е. принадлежность к институту (организации), необходимо указывать. Неполная аффилиация может отрицательно повлиять на индексирование в зарубежных базах данных. Именно отсутствие верной аффилиации может исказить величину индекса Хирша автора. Более подробно с правилами публикации научной статьи в зарубежном журнале можно ознакомиться здесь.
  2. Делать заметки по всем проведенным экспериментам, всем условиям (мощность, геометрия эксперимента и т. д.). Результаты (графики, данные). Выводы (написать какое-то заключение, к чему привела работа).
  3. При написании статей не пользоваться цельными фразами из статей, написанных ранее. Они могут быть не к месту и просто не вписываться в общий план.
  4. Необходимо ссылаться на предыдущие работы, особенно если они взаимосвязаны.
  5. Никогда не использовать рисунки, взятые из других статей. Даже части рисунков. Все всегда подвергать сомнению и 1000 раз проверять на достоверность. То, что слышится как похожее на свои задачи, не означает, что это то, что нужно. Ко всему нужно подходить с определенной долей цинизма и не хватать под руку первое, что попадется похожее.
  6. Можно полдня искать, как и в каком значении в иностранной литературе используют определенный термин. То же самое происходит и в обратную сторону. Когда переводится какой-либо термин на иностранный язык, используют ли они его и в какой буквенной и смысловой форме. На это необходимо обращать внимание.
  7. Важно проявить повышенную сосредоточенность при проверке статей, работы и их корректуры.
  8. Фиксировать результаты. Фотографировать установки.
  9. Диаграммы, графики, символы, таблицы важны. Однако не говорить никогда про графики, что наблюдали, если не можете обосновать. Не брать чужие графики! Никому не верить на слово (если это не опубликовано)!
  10. Иллюстрации, связанные с текстом, располагают сразу после ссылки.
  11. Брать структуру и оформление статей у других авторов, писавших в выбранный вами журнал.
  12. Не нужно равняться на слабых, надо стремится к сильным авторам, сам станешь сильнее.
  13. Все тезисы должны получаться из статей, а не наоборот. Обратный подход неверен и слаб. Необходимо думать о будущем, на полгода вперед, об актуальности задач и материалов, используемых для этой статьи.
  14. Лексический состав научного стиля характеризуется своей замкнутостью и однородностью, практически отсутствием синонимов. Объем текста увеличивается не столько с помощью употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же терминов, слов.
  15. Разговорная лексика с наличием оценочности в тексте не должна присутствовать. Оценку допускается использовать для пояснения мысли автора, привлечения внимания. Она несет рациональный характер.
  16. Логика и последовательность изложения достигается с использованием вводных слов и фраз. Так статья принимает логическую структуру. Это слова и фразы: во-первых, во-вторых, в-третьих, кроме того, наконец, вместе с тем, в тоже время, следовательно, таким образом, подводя итоги, в заключение, итак, поэтому и т.д. При этом надо помнить, что нельзя каждое предложение начинать с них.
  17. Для лексики научного текста рекомендуется использовать следующие слова:
  • характерно;
  • соответственно;
  • справедливо;
  • применительно к данному случаю;
  • исходя из…;
  • следовательно;
  • относительно;
  • основываясь на этом и т. д.
  1. Для научного стиля характерна информационная насыщенность текста. Чтобы текст был понятнее, рекомендуется использовать сложные союзные причастия, вводные слова и словосочетания, причастия и деепричастия, распространенные определения.
  2. Объективность информации и отстраненность автора в виде использования обобщенно-личных и безликих конструкций вместо 1-го лица – одна из главных характеристик научного текста.
  3. Термины должны быть понятны и ясны читателю, двусмысленности быть не должно. Слова с двумя значениями употреблять не следует. Злоупотреблять иностранными словами не нужно.
  4. Нельзя делать автонумерацию списков, набор списков осуществляется вручную.
  5. Переносы делают вручную с помощью дефиса.
  6. Недопустимо подчеркивать текстовые фрагменты, выделяя основную мысль. Текст выделяют только с помощью курсива или полужирного шрифта.

Критерий качества изложения материала

Качество материала отождествляется с уровнем знания:

  • материала, представленного в работе;
  • понимания материала;
  • умения использовать материал на практике, продемонстрировать практическую ценность работы;
  • умение оперировать сведениями в своей работе сознательно и оперативно (быстро отвечать на вопросы).

В качестве критерия оценки текстового материала как степени понятности материала считается уровень удобочитаемости.

Для оценки удобочитаемости текста пользуются формулой Флеша-Кинсайда и мерой читаемости по индексу Фога.

Мера удобочитаемости – основа при сравнении сложности образцов текста. Если, конечно, применять их осторожно и с осознанием ограничений. Подробно об этом можно прочитать здесь.

Резюме: написание научных текстов сопряжено с огромными трудностями и изрядной долей ответственности. Умение писать научные тексты ставит обыкновенного копирайтера на ступень выше авторов, пишущих продающие тексты. Это позволяет оценить процедуру написания научных статей достаточно высоко.

Ну что же, друзья, на этом разрешите закончить! Надеюсь, что статья окажется кому-то полезной.

osmam.ru

Как писать научные статьи и тексты. Бакалаврская работа

Небольшое видео о структуре научной статьи:

Как писать научные статьи и тексты

Зачем писать тексты научно?

  1. Умение излагать свои мысли стройно и ясно, придерживаясь выбранного стиля – признак профессионализма.
  2. Бездарно и бездумно написанный научный текст – признак того, что автору безразличен результат. Жаргонные/газетные обороты, грамматические, синтаксические и пунктуационные ошибки, плохое оформление, отсутствие поясняющих формул и иллюстраций – всё это является признаком того, что автор писал текст либо по принципу «накалякать и забыть», либо такой стиль и является потолком возможностей автора.
  3. Есть мнение, что способ изложения коррелирует со способом мышления. Если в устной речи ещё можно что-то списать на волнение, отсутствие ораторских способностей, опыта выступлений и т.п., то в письменной речи оправданий халатности и глупости нет. Если вы чётко и ясно мыслите, вы чётко и ясно пишете. Если вы наращиваете свой словарный запас, учитесь строить сложные синтаксические конструкции, пробуете логически организовать множество мыслей в связанный стройный текст – вы точно также приводите в порядок своё мышление. Вы умнеете.
  4. Грамотное оформление текста – прекрасный способ показать, что вы умны и серьёзно отнеслись к поставленной задаче.

Как писать тексты научно?

a) Определиться с темой. Правильно выбранная и сформулированная тема определяет весь дальнейший процесс написания текста. Тема – это предельно сжатое отражение предметной области, в рамках которой вы пишете текст. Тема определяет терминологию, степень детализации определений и рассуждений, ссылки на внешние информационные источники, количество и сложность «дополнительного материала» (формул, таблиц, иллюстраций). Она определяет весь стиль текста. Например, сложно с темой «Система управления контентом» написать выпускную работу в научном стиле. Совсем другое дело, когда тема звучит как «Программное средство управления информационным наполнением и структурой интернет-ресурса».

б) Определиться с объёмом материала. Если это тезисы доклада на 1-2 страницы – нужно будет «вжать» туда самую суть, только суть и ничего, кроме сути. Если это статья на 5-10 страниц, уже можно позволить себе более подробное изложение, больше «дополнительного материала». Если это бакалврская работа, то здесь появляется достаточно сложная структура разделов и глав, аналитическая часть, выводы, описание собственных разработок, экспериментальных исследований и т.п.

в) Почитать хотя бы какие-нибудь примеры научных текстов. Да, писать такие тексты нигде специально не учат, но всё равно есть те, кто их писать умеет. Возьмите какой-нибудь научный журнал по профилю вашей темы, поищите материалы соответствующих конференций и т.п.

г) Многократно перерабатывать текст. Да, со временем вы научитесь писать научный текст сразу, «с первого захода». Со временем. А пока пишите текст в несколько этапов: сначала – как получится (можно воспользоваться интеллект-картами), а затем всё более и более его «онаучивая» (корректируя формулировки и саму структуру текста, добавляя таблицы и формулы).

д) Используйте метод «от противного». Если вы читаете некоторый фрагмент своего текста и понимаете, что он прекрасно смотрелся бы в популярной «околоайтишной газете» – значит, этот фрагмент требует переработки. Вы ориентируетесь не на аудиторию из подростков и «отдалённо приближенных к компьютеру людей», вы ориентируетесь на специалистов, которых не нужно завлекать куда-то выражениями наподобие «восхитительная скорость», «потрясающий геймплей», «революционное решение» и т.п.

е) Помните, что вы не пишете художественное произведение. Даже если вы настолько восхищены описываемой идеей, что не можете усидеть на месте, в научном тексте выражение, например, «потрясающая реализация» смотрится куда хуже, чем «реализация, соответствующая широкому спектру требований к качеству».

ж) Старайтесь избегать технического жаргона и калькированного перевода тех слов, для которых существуют адекватные аналоги в русском языке. Даже такие «устоявшиеся» жаргонизмы как «винчестер», «свитч» и т.п. плохо смотрятся в научном тексте.

з) Не объясняйте очевидное. Вы не пишете учебник для младшей школы. Если вы ссылаетесь на общеизвестные технологии, методологии, алгоритмы, методы и т.п., просто укажите, как именно вы их применили. Не разъясняйте их суть, если это не необходимо.

и) Старайтесь писать «не слишком длинные и не слишком короткие предложения». Конечно, это проще сказать, чем сделать, однако стремиться к этому следует. К сожалению, даже среди «профессиональной аудитории» многие плохо воспринимают длинные, сложноподчинённые предложения в несколько строк. Разбивайте их на отдельные фразы. В то же время «коротенькие предложеньица» в 3-5 слов тоже смотрятся коряво. Ищите золотую середину.

к) Помните о структуре повествования. Она такова: введение, формулировка проблемы или задачи, необходимая теория по теме, предлагаемое вами решение и его теоретическое обоснование, практическое исследование и выводы, заключение.

л) Анализ требует вывода. Если вы назвали главу (или часть статьи) «Анализ (чего-то)», то в конце обязательно должен быть какой-то вывод. Иначе – чего ради был этот анализ?

м) Помните о математике. Матаппарат и его проявление в виде формул прекрасно «онаучивает» любой текст. Возражения о том, что «сюда нельзя применить математику» не принимаются. Просто пара примеров: навигация по сайту – это теория графов, поиск – теория множеств, многопоточность и иже с ней – теория массового обслуживания.

н) Используйте графический материал. Алгоритм намного нагляднее смотрится в виде т.н. «блок-схем», числовые данные хорошо смотрятся в таблице или в виде графика (или диаграммы).

Примеры научного стиля с пояснениями

При написании научных текстов следует придерживаться следующих принципов:

1) Следует писать в безличной форме

ПЛОХО: Частой ошибкой начинающих авторов является использование выражение «я сделал», «я рассмотрел», «автор предлагает», «автор выполнил». Так писать НЕЛЬЗЯ.
ХОРОШО: Следует писать «в докладе рассмотрено», «в статье предлагается», «было обнаружено», «исследование показало, что» и т.п.

2) Следует избегать «повседневных примеров»

ПЛОХО: «Данный алгоритм работает так же, как работал бы секретарь, составляя отчёт», «предлагаемый подход похож на использование стандартного набора инструментальных средств», «использование разработанного ПС для конечного пользователя – не сложнее работы в MS-Word».
ХОРОШО: «В основу предлагаемого метода положен модифицированный алгоритм определения дистанции Левенштейна», «сложность применения предлагаемого программного средства сопоставима со сложностью использования офисных приложений», «упрощёнными аналогами предлагаемого подхода являются алгоритмы…», «в предельном случае данная задача сводится к частным упрощённым решениям, а именно…»

3) Следует избегать «беседы с читателем»

ПЛОХО: «Как известно», «задумывались ли вы», «многие думают», «Что такое Интернет?»
ХОРОШО: Таких выражений просто не должно быть.

4) Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов

У каждого жаргонизма есть научный вариант. Он либо и так общеизвестен, и нужно просто вспомнить его, либо его можно «синтезировать» на основе понимания сути жаргонизма (того объекта или явления, которое он описывает).

ПЛОХО: «Админка», «движок», «залогиниться».
ХОРОШО: «Интерфейс администратора», «ядро приложения», «пройти авторизацию».

7) Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.

ПЛОХО: «Предлагаемый подход заключается в…»
ХОРОШО: «Алгоритм-1: в основу алгоритма положено…»
ПЛОХО: «Итак, исследование показало…»
ХОРОШО: «Результат исследования. Основным результатом исследования является…»

Выводы

«Идеального способа написания научных текстов», к сожалению, просто не существует. Любой текст можно подвергнуть критике. Однако некоторые тексты такую критику выдерживают, а некоторые – нет. Дальнейшие выводы делайте сами.

Составлено на основе материалов с сайтов: rybanov.ru , svyatoslav.biz 

Смотрите по теме:

Видео о подготовке выступления на конференции:


pycode.ru