Нужно ли быть отличником в школе – Синдром правильного человека: почему не стоит полагаться на систему образования? Так ли хорошо быть отличником и всё делать правильно

Содержание

Почему быть отличником вредно? — Учёба.ру

Никто не спросит про оценки

Что бы ни твердили педагоги, в будущем ни один работодатель не поинтересуется, была ли у вас пятерка по химии в школе или насколько хорошо вы сдали древнерусскую литературу в университете. Никому не важны формальности: ценятся реальные знания (которые, если понадобится, у вас проверят с помощью вопросов или тестового задания) и опыт работы по специальности.

В жизни совсем немного ситуаций, в которых окажутся важны высокие баллы, и все они связаны исключительно с учебой. Например, чтобы поступить в нужный вуз, вам необходимо будет набрать определенное количество баллов на ЕГЭ. Хорошие оценки в университете дадут возможность получать стипендию и претендовать на определенные бонусы и т. п., но как только вы закончите учебу, оценки перестанут играть какую-либо роль.

Знакомства важнее пятерок

Огромное преимущество, которое дают учебные заведения, — возможность найти единомышленников. Уже в школе, тем более, если вы учитесь в специализированном классе, вы находите людей, близких вам по духу и интересам. В дальнейшем, во время учебы в вузе, знакомства становятся не только приятными, но и полезными. Люди, с которыми вы сидели вместе на парах, спустя несколько лет могут стать видными фигурами в своей области. Если вы поддерживаете контакт с преподавателями, они тоже могут порекомендовать вас своим коллегам или устроить на стажировку.

Отличники, сосредоточенные только на получении оценок, часто лишают себя общения — у них просто не остается на это времени. Пока другие первокурсники отправляются на посвящение или развлекаются, они спешат домой, чтобы подготовить лучший на курсе реферат по непрофильной дисциплине или в третий раз повторить лекцию. В итоге самые способные ученики оказываются в социальном вакууме, не знают, куда идти и кому предлагать свои знания.

В школе слишком серьезное отношение к учебе часто приводит к тому, что отличники становятся изгоями. Более легкие на подъем одноклассники не понимают их, а иногда и начинают задирать, издеваются, используют только для того, чтобы списать, и забывают сразу после контрольной.

Завышенная планка создает стресс

Пытаясь во всем добиваться идеального результата, школьники и студенты изматывают себя непомерно высокими нагрузками. Чем дальше, тем меньше остается сил, а тревожность только возрастает. К необходимости учиться на отлично примешивается страх подвести родителей и преподавателей, которые ставят учащихся в пример, прочат им великое будущее и всевозможные успехи.

В конечном итоге отличники загоняют себя в угол. С одной стороны, у них нет ресурсов на то, чтобы продолжать учиться в выбранном темпе. С другой, они не могут позволить себе ошибки и неудачи и просиживают за подготовкой заданий еще больше времени.

Такое поведение приводит к нервному истощению и, как ни парадоксально, к отсутствию веры в себя и свой ум. Несмотря на все достижения, отличники начинают считать себя ленивыми и недостаточно сообразительными. Малейшая ошибка воспринимается как катастрофа, что в конечном итоге может привести к депрессии.

«Ненужные» знания все равно исчезнут

Большинство студентов зубрят билеты в ночь перед экзаменом и забывают полученную из них информацию, как только выходят с зачеткой из аудитории. Как правило, отличники готовятся гораздо тщательнее, планомерно изучая все, что рассказывает преподаватель. Знания, полученные таким образом, лучше закрепляются, но и они исчезают, если неинтересны и не используются. Упорные школьники и студенты тратят массу времени на подготовку и заучивание формул или терминов, но в конечном итоге остаются практически в такой же позиции, что и остальные. Более того, действительно значимая для дальнейшей работы информация может затеряться.

Гораздо полезнее оказывается сразу фильтровать получаемые знания, выделять среди них нужные и отсеивать лишнее, и из-за этого часто более успешными становятся «увлеченные троечники» — те, кто тратит время только на любимые предметы.

Нет возможности сосредоточиться на интересах

Отличники должны быть одинаково успешными в самых разных сферах: писать сочинения так же хорошо, как решать задачки по алгебре, а оптику знать не хуже, чем историю династии Романовых. В такой ситуации нет возможности сосредоточиться на том, что на самом деле важно и интересно. Более того, часто отличники не знают, какие у них сильные и слабые стороны, чем им хочется заниматься.

В результате получается, что они знакомы с самыми разными областями, но ни одну не изучают углубленно и ни в чем не становятся настоящими профи. В школе это подчас мешает определиться с выбором вуза даже на уровне направления: как подростку понять, гуманитарий он или технарь, если и там, и там ставят пятерки? А в вузе могут возникнуть сложности со специализацией и дальнейшей работой, когда однокурсники, сосредоточенные на одной теме, окажутся в более выигрышной позиции.

Несмотря на общепринятое мнение, быть круглым отличником не так уж и полезно. Вместо того чтобы во всем стремиться к идеалу, способным ученикам лучше научиться достигать баланса. Стоит решить, какие предметы на самом деле интересны и нужны, и уделять им максимум времени и внимания. Не стоит забывать и про отдых и общение с однокашниками — это бессмысленное на первый взгляд времяпрепровождение может оказаться куда полезнее, чем часы, потраченные на написание идеального реферата «Способы укрыться от ядерного взрыва».

www.ucheba.ru

Обязательно ли ребенку быть отличником?

Ребенок-отличник – мечта большинства родителей. Часто родители готовы на все, чтобы их ребенок имел в школе по всем предметам наивысший бал. С одной стороны, в этом желании как будто и нет ничего плохого, но с другой, если, желая заставить своего ребенка учиться только на отлично, родители начинают использовать неправильные методы воспитания, а то и вообще “перегибают палку”, жестоко наказывая его за каждую низкую оценку, то такая погоня за хорошей успеваемостью может не только привести к обратному результату, но и стоить ребенку и его родителям здоровья.

Прежде всего, родители должны понять, что не достаточно высокая успеваемость их ребенка не обязательно связана с его ленью и нежеланием учиться, а также совсем не означает его низких умственных способностей.

Детские психологи школьную успеваемость связывают прежде всего с особенностями темперамента ребенка. Замечено, что лучше всего учатся дети флегматичного темперамента, имеющие низкую реактивность психики. Они уравновешены, усидчивы, дисциплинированны, их трудно вывести из себя, они почти не волнуются, отвечая у доски или выполняя контрольную работу.

Низкая успеваемость чаще всего бывает у детей со слабой конституцией и повышенной психической реактивностью. Такие дети с трудом могут заставить себя сосредоточиться на изучении мало интересного для них предмета, они очень быстро утомляются, рассеяны, не собраны, а при выполнении ответственного задания начинают так переживать, что выдают результат гораздо ниже, чем могут выдать будучи в спокойном состоянии.

Наказывать за плохую успеваемость ребенка, который плохо учится по причине особенностей своего темперамента, не только бессмысленно, но и крайне вредно. Постоянными наказаниями такого ребенка только можно превратить в невротика и вызвать у него страх перед школой и отвращение к учебе. Повысить успеваемость ребенка с такими психологическими особенностями, конечно, возможно, но делать это нужно, пользуясь правильными методами.

Во-первых, необходимо обязательно нормировать ребенку режим занятий и отдыха. К тому же, очень важно, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Строгое соблюдение режима поможет укрепить его нервную систему, сделает ее более выносливой, что будет способствовать его хорошей школьной успеваемости.

Во-вторых, нужно не ругать ребенка за плохие отметки, а хвалить и поощрять за самые маленькие успехи, не забывая повторять, что он умный и что у него обязательно все получится. Это поможет ему стать более уверенным в себе, более уравновешенным и спокойным. Только перестав бояться родительского наказания, ребенок сможет справиться с постоянным страхом получить плохую отметку, что позволит ему отвечать на уроках более смело.

Даже если у ребенка не получится стать отличником – ничего страшного! Ведь хорошая успеваемость в школе не является гарантией счастливой и успешной жизни ребенка в будущем. Очень часто бывает, что дети, учившиеся в школе только на “отлично”, не достигают значительных успехов во взрослой жизни, а бывшие троечники-хулиганы отлично устраивают свою жизнь, делают карьеру и хорошо зарабатывают.

Поэтому детские психологи убеждены: чтобы ребенок в будущем смог себя успешно реализовать, его родители, вместо того, чтобы пытаться любыми способами сделать из него отличника, должны научить своего ребенка ставить цели и добиваться их исполнения, научить его выдержке, терпению и целеустремленности, а также постараться воспитать своего сына или свою дочь, прежде всего, просто хорошим человеком.

mumskids.ru

лучшая доля школьника? Действительно ли пятёрки в дневнике пригодятся в жизни? > Школа и Мы

В советские времена статус «отличника» — это почёт, он предвещает удачу в жизни, а получение золотой или серебряной медали обеспечивает лёгкое поступление в вуз.
В начале XXI века вдруг стало модно плохо учиться, доводить учителей, унижать отличников, называя их «ботанами». Министерство образования свело на нет значение медалей, а поступить в вуз теперь можно только по результатам ЕГЭ. И даже несмотря на все это, кто-то выбирает путь «отличника», перенося эту роль и во взрослую жизнь. Но так ли это хорошо?

Отличник «истинный» и отличник «натянутый»

Здесь я имею в виду истинного и ложного отличника. Вспомните, у вас в классе были настоящие, трудолюбивые или талантливые ученики, которые своими знаниями или упорной работой добивались высоких результатов в учебе и получали одни «пятёрки», а были и просто «любимчики» или старательные, которые за старание и могли получить высшую оценку. Школа требует у

учителей как можно больше хороших оценок (надо повышать престиж школы и преподавателю бы надбавка не помешала по итогам аттестации), в итоге и появляются так называемые «натянутые» отличники. Они вроде и учатся хорошо, и стараются, но не дотягивают. Учителя пытаются их подбодрить, дать стимул и записывают в ряды самых лучших учеников. Но правильно ли это?

Проблема «натянутых» отличников

Настоящие отличники пробивают себе дорогу талантом и знаниями. Как этим правильно воспользоваться – их решение, и мы не будем это затрагивать, а поговорим только о психологической стороне «отличнической» жизни.
Проблема «натянутых» отличников – переоценка своих возможностей, которая формирует у ребёнка завышенную самооценку. Когда же он встретится с серьёзными трудностями в жизни, которые требуют у него много знаний, он будет винить в своей неудаче всех и вся, но только не себя.

Действительно, винить в этом ребёнка мы не будем. А виноваты здесь двое – родители (в большей степени) и учителя. Рассмотрим подробнее.
1) Родители, действуя во благо, желают вырастить из обычного ребёнка чуть ли не гения и заставляют его активно заниматься, ходить к десяти репетиторам. За любую оценку ниже «5» ругают.
Чего хотят родители: чтобы ребёнок больше занимался, всегда стремился к 5.
К чему приводит: либо ребёнок действительно начинает больше заниматься, просит дополнительного внимания от учителя и выходит в «ТОП класса» (учитель видит старания и решает вознаградить ученика).
Или же привыкает к тому, что просто за старания (а не за результат) все равно получит высшую оценку. Такая привычка опять формирует завышенную самооценку или работа не на результат, а ради работы, что может подпортить жизнь.
2) Учителя видят, что ребёнок успевает по их предмету, получает «пятерки» (хотя ребёнок может особо и не любить этот предмет). С одной стороны, это хорошо. Но они не понимают, что переоценивают возможности ребёнка или не берут во внимание желание самого ребенка. Легко внушаемому ученику говорят, что он талантливый, ему нужно готовиться к поступлению в вуз по этому предмету и т.д. Ребёнок верит, но на деле оказывается, что ему просто «навязали» этот предмет. Сделав выбор по совету учителей, он потом разочаровывается, а много лет учёбы уже потеряны.
Поэтому, следует видеть не только таланты и склонности к определенным предметам, но и то, к чему лежит душа ребёнка.

К чему приводит стремление быть отличником?

  • Ребёнок на износ занимается, чтобы в дневнике красовались «пятёрки», а в итоге не сдает экзамен на нужное количество баллов, которые требует вуз.
  • Ребёнку учителя ставят «отлично» просто за «красивые глаза», хорошую, но не отличную учёбу. Родители думают, что их ребёнок гений, а на самом деле нет. Итог – разочарование родителей, ребёнок страдает по этому поводу.
  • В школе ребёнка считают гением. Но придя в высшее учебное заведение или на работу, его в этом разуверяют (потому что его перехвалили). Итог – разочарование в жизни.
  • Родители заставляют ребёнка учиться на «отлично» и никак иначе. Ограничивают его во всем: в общении с друзьями, играми на улице и т.д. Всё это в лучшем случае может принести этому отличнику «поневоле» хорошее образование и высокооплачиваемую работу, но сам при этом ребёнок будет несчастлив, так как его лишили собственного мнения в выборе судьбы.
  • В ребёнке может развиться так называемый «синдром отличника», когда он переносит в обычную жизнь стремление ко всему идеальному. Ничего, если он стремиться держать дом в идеальном порядке или тщательно следит за своим внешним видом и здоровьем. Но стремление ко всему идеальному может вылиться и на подбор друзей, партнеров по жизни. Такие люди не понимают, что идеальных людей не бывает и никого изменить мы не в силах. Пытаясь кого-то изменить в лучшую сторону, «слепить свой идеал», отличник по жизни ломает свою судьбу и того, кого пытается изменить. Итог – идеальное счастье остается несбыточной мечтой.

Совет родителям

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был отличником (а мы все этого хотим), то спросите, а хочет ли он этого. Если да, то можно помочь — нанять репетитора, помочь самому и т.д. Но в то же время не ругайте за нехорошие оценки, цените знания ребёнка, а не его отметки. Если ребенок выбирает путь «учиться хорошо», но не на одни пятёрки, то пусть и идет по нему. Помните, оценки в школе – это не приговор будущему ребенка. Аттестат сейчас особо нигде не смотрят. Чтобы сдать ЕГЭ, нужны знания, а не отметки. Оценки могут и натянуть, но это не значит, что за ними что-то стоит. Будьте мудры, не стремитесь слепить «идеального ребенка», пусть он будет самим собой.

 Как стать отличником? Да и можно ли им стать?

В принципе, да. Если очень хорошо заниматься, брать дополнительные занятия, слушать внимательно учителя (а с ним должно повезти) и постоянно спрашивать у него непонятое. При таком раскладе всё возможно. Но всё же следует оговорить, что должны быть и природные склонности. Если их нет, не стоит расстраиваться. В каждом человеке есть какие-либо таланты и их нужно найти и раскрыть, а в большом океане жизни всё равно нужны знания и опыт, а не школьные отметки в дневнике.

shkola-i-my.ru

Синдром правильного человека: почему не стоит полагаться на систему образования? Так ли хорошо быть отличником и всё делать правильно

Когда смотришь на то, как умные и талантливые дети надрываются в школе, сутками сидят за учебниками, вечно что-то читают и пишут, пока их сверстники отдыхают и развлекаются, становится немножко обидно и печально.

Эх, знали бы эти ребята, какое будущее ждёт большинство из них.

Рабочие лошадки

 А большинство из них будут рабочими лошадками. Везде нужны исполнительные сотрудники, готовые годами вкалывать за копейки только потому, что так надо. Ну как можно выполнять свою работу плохо? Начальству не понравится. Карьерного роста не будет.

 А как же больно тому отличнику, который узнаёт, что его бывший одноклассник-троечник уже давно купил себе квартиру, машину и укатил с женой в очередной отпуск на Лазурный берег.

 Что за несправедливость? Почему одни пашут и пашут, а другие получают желанные блага жизни быстрее и легче, чем остальные? А очень просто. Успешные люди не следуют правилам на 100%. Тем правилам, которым учат в каждой школе и в каждом университете.

 Какие люди нужны государству и обществу в избытке? Учителя, врачи, инженеры, строители и другие работники, которые выполняют важные социальные функции. Желательно, чтобы они несли службу за небольшие деньги, потому что бюджет не резиновый. И важно, чтобы у них не было альтернативы. Если все вдруг станут свободными и начнут заниматься тем, что им действительно нравится, то в обществе образуется дефицит людей, готовых выполнять самую грязную, неблагодарную или просто дешёвую работу. А работ таких немало.

 Однако умные и талантливые должны думать, что их ценят, а не просто используют. Как это сделать? Создать иллюзию их исключительности, незаменимости. И это начинается ещё со школьной парты.

 Шкала оценок

В точности выполняешь все домашние задания, которые дал учитель – получаешь высокую оценку. Отказываешься что-то делать или допускаешь ошибки – получаешь низкую оценку. Выходит, хорошим и успешным ребёнком является тот, который делает, что ему говорят, и так, как ему говорят. Первый шаг в воспитании послушного, исполнительного и трудолюбивого человечка сделан.

 Далее устраиваются всякие олимпиады, конкурсы, победы в которых позволяют получить всякие льготы при поступлении в университет. И детки стараются, зубрят ночами материал, забивают на отдых и общение с родителями, друзьями. Приходит ли им в голову, что на бюджетное отделение престижного университета можно поступить и без выигрыша в олимпиаде? Затратив меньшее количество усилий? Но как же. Надо быть лучше всех! И не важно, какой ценой.

 В университете продолжается та же история, что и в школе. Разве что предметы становятся посерьёзнее, а преподаватели носят костюмы поприличнее. Но суть не меняется. Слушаешь лекцию, записываешь её в конспект, воспроизводишь на семинаре и на экзамене. Набиваешь голову тоннами информации, которая якобы делает из тебя профессионала.

 Получаешь заветный диплом и приступаешь к работе. Не важно, остались ли знания из университета в голове, большинство сотрудников быстро вливаются в рабочий ритм. Многие даже недоумевают, зачем вообще нужно было столько лет учиться. Ведь отвечать на телефонные звонки, заполнять типовые бумажки и организовывать мелкие мероприятия могут почти все.

 В ловушке…

 Вчерашние отличники начинают чувствовать себя в ловушке. Знания есть, способности есть, амбиции ого-го, вот только реализовать их невозможно. До начальника ещё дорасти нужно, а на низких должностях приходится заниматься всякой ерундой, да ещё и за копейки. И стоило ли так надрываться на учёбе?

 Не стоило. Школа и университет никогда не дадут тех знаний и навыков, которые действительно полезны в жизни и необходимы для зарабатывания денег. Зачем им это? Просто подумайте. 

Почему двоечники могут стать успешными?

 Часто официальное образование скорее вредит человеку, чем помогает. Ведь мозг тоже имеет границы. Он не может поглощать бесполезную информацию тоннами и при этом продолжать нормально функционировать. Кроме того, мозгу постоянно нужно получать подтверждение фактов, реализовывать знания на практике. Например, прочитал человек в книге рецепт омлета. И это блюдо нужно приготовить как можно скорее. Иначе новый рецепт – хлам для мозга.

 Однако в университете практика отсутствует. Или она чисто номинальная. Мозг всё пичкают и пичкают теориями, определениями, инструкциями. А толку?

 Лучше сразу пустить в ход одну работающую схему, чем знать в теории, что существуют десятки классных решений.

 К сожалению, после окончания университета отличник не получает нужного опыта и на работе. Да, в его трудовой книжке остаются записи, что он где-то там трудился. Значит, что-то знает. Но это слишком узкий опыт. Он относится к конкретной должности. И приходится каждый раз как будто начинать всё по-новому.

 Как человек может стать свободным, научиться зарабатывать деньги и жить в своё удовольствие?

Методом проб и ошибок, с помощью постоянной практики. Чем раньше он начнёт работать на себя, за деньги (а не за идею или за якобы светлое будущее), тем лучше. Если не хватает каких-то знаний, нужно заводить знакомства со специалистами, общаться с ними, читать профессиональную литературу, посещать курсы, семинары. Получать образование, но не для корочки, а для конкретной работы. Концентрироваться нужно не на всём подряд, чтобы получить высокие оценки и красный диплом, а только на необходимой информации.

 И, конечно, не стоит быть слишком правильным. Правильные люди приносят огромную пользу обществу, своим учителям и работодателям. Однако они редко бывают довольны собственной жизнью.

Источник: zhenskoe-mnenie.ru

lili-rose.ru

нужно ли заставлять ребенка учиться на одни пятерки?

Обычно родители гордятся тем, что их ребенок – отличник, что побеждает на всех олимпиадах, получает грамоты, что учителя им гордятся и ставят в пример. Но так ли это хорошо для самого ребенка? Отличник – это ведь не просто успевающий ученик, это – особое психологическое состояние, и школьник, который всегда готовится к урокам, старательно относится ко всем заданиям, получает самые высокие оценки, почему-то не всегда выглядит успешным. Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться.

«Синдром шахматной королевы»

Однажды я услышала обрывок диалога между двумя мальчишками.

– Как идти домой, не знаю. Меня теперь дома заругают за четверку по контрольной. Накажут, наверное.

– Вот это да! Меня бы за четверку захвалили.

В этом разговоре четко прослеживается отношение к учебе в семьях обоих мальчиков. Для среднего ученика отличная оценка – это то, к чему он стремится, но и просто хорошим результатам он и его родители рады. Для отличника же получение пятерки ничего не значит, это норма, а вот получение более низкой оценки – позор, достойный порицания. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.

В каком психологическом состоянии находится такой ученик? В довольно напряженном. Нужно постоянно готовиться к урокам, выполнять все задания. При этом родители и педагоги воспринимают старательность ребенка как должное и реагирует только тогда, когда ученик становится менее старательным. Снижение успеваемости моментально замечается всеми.

В начальных классах быть отличником просто. Первые успехи не требуют от детей больших усилий, и многое зависит от того, насколько подготовлен ребенок к школе. Хорошо развитая мелкая моторика, правильная школьная мотивация, пытливый ум,- и вот пятерки становятся частыми «гостями» или постоянными «жителями» детских тетрадей.

Со временем простота исчезает: задания становятся сложнее, стараний требуется больше, но при этом пятерка перестают быть чем-то выдающимся. Сначала ребенка хвалили за отличные оценки, а затем стали ругать за хорошие.

Успехи в школе проецируются на отношения в семье. Отличные оценки вначале радовали родителей, а потом стали восприниматься как норма. Зато все остальное вызывает негодование.

Здесь срабатывает правило шахматной королевы: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» (Л.Кэрролл «Алиса в зазеркалье»). Бежать быстрее себя самого сложно, а порой невозможно. Когда пятерок становится недостаточно, ребенок начинает выигрывать конкурсы и олимпиады. Но и это вскоре становится обыденностью.

Человеческие возможности небезграничны, и когда стремление к победам перестает приводить к ним, ребенок попадает в тупик. У него появляется неудовлетворенность собой, развиваются комплексы, жизнь теряет смыслы. Кроме того, постоянные умственные нагрузки приводят к эмоциональному истощению и нервным срывам. Нередко помочь ребенку в такой ситуации может только специалист.

Однако любую болезнь, как известно, легче предотвратить, чем излечить. Чтобы не доводить ребенка до комплекса отличника, родителям нужно понимать, из-за чего он развивается и каких ошибок нельзя допускать в своем желании воспитать лучшего из лучших.

Причины появления комплекса отличника:

  • Покупка любви. Родители часто «оплачивают» детские успехи проявлениями своей любви. За первые пятерки ребенка «залюбливают», а при неудачах проявляют равнодушие или порицают.

  • Неправильно расставленные приоритеты. Взрослые не умеют расставлять приоритеты и не учат этому детей. В результате отличные оценки бывают важнее общечеловеческих ценностей, развлечений, хобби, важнее общения с друзьями и всего того, без чего трудно представить жизнь обычного ребенка.

  • Неумение принимать чужие победы. Нельзя быть первым во всем. Нужно признавать чужое превосходство и уметь проигрывать. Проигрыш – это всегда опыт, но, к сожалению, не все родители и уж тем более не все дети это понимают.

  • Неуважение к другим. Часто дети-отличники признают только себе подобных. По этой причине они становятся непризнанными своими сверстниками. У них просто нет возможности «сойти с пьедестала». Любая неудача будет радовать окружающих и больно ударять по самооценке ребенка.

Как помочь ребенку с комплексом отличника?

Ребенку-отличнику нужна помощь взрослого. В противном случае это может перерасти в очень серьезные проблемы. Если вы заметили, что ваш ребенок начинает приобретать комплекс отличника, то воспользуйтесь следующими советами:

  1. Поощряйте любые успехи ребенка, даже самые незначительные.

  2. Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач.

  3. Учите ребенка уважать всех окружающих, независимо от их успехов в школе. Поощряйте общение с одноклассниками.

  4. Не ругайте ребенка за ошибки и плохие оценки, а учите детей их исправлять.

  5. Учите детей радоваться повседневным делам, независимо от того, приносят они успех или нет (играть с собакой или плавать в бассейне – это ведь тоже интересно).

  6. Берегите здоровье ребенка. Не перегружайте его нервную систему.

Важно, чтобы ребенок четко понимал, что важнее всего он сам, а не его успехи. Успехи – временны, а личность – бесценна.

И постскриптум, никто не спорит о важности хорошей успеваемости в школе. Но гораздо важнее воспитать настоящего человека, чем научить отличника. Посмотрите на успешность окружающих вас людей через призму школьной успеваемости. Поверьте, вы обнаружите много интересного.

Светлана Садова

www.ya-roditel.ru

Хорошо ли быть отличником? – Школьники – Дети – Статьи и советы

Все родители желают своим детям счастья и вкладывают в это понятие примерно одно и то же: ребенок здоров, благополучен, физически и эмоционально развит. А нужно ли ему для полного счастья еще и отличником быть?
 
Понятия «счастье» и «отличная успеваемость» находятся в разных плоскостях. Часто отличники не достигают успеха во взрослой жизни, в то время как их одноклассники-троечники самореализовываются, зарабатывая при этом хорошие деньги. Почему же мы поощряем отличные оценки, переживаем из-за двоек-троек и стремимся во что бы то ни стало «подтянуть» своего школьника по ненавистному для него предмету, записывая ко всевозможным репетиторам и заставляя просиживать вечерами над учебниками? Вероятно, причина кроется в генетически присущем нам советском мышлении: «Хорошо учись – станешь великим ученым, инженером…».

Другими словами – будешь иметь признание и уважение. О том, может ли этот «капитал» сделать жизнь человека комфортнее, а самого человека – счастливее, «рожденные в СССР» почти не задумывались. А в современном остроконкурентном мире отличники тем более не являются баловнями судьбы, потому что, обладая знаниями и способностями, понятия не имеют, что с ними делать.

И, тем не менее, ответ на вопрос «Нужно ли ребенку быть отличником?» для большинства родителей по-прежнему очевиден: «Нужно – и точка!» Но часто учеба «на отлично» становится самоцелью, мучительной пыткой для родителей и детей. Почему так происходит? Попробуем это выяснить, сопоставив два мнения: мамы, которая описывает в своем дневнике опыт воспитания отличницы, и специалиста-психолога, который поддает ее подход критике.
 
1 сентября

Накануне вечером объяснили дочери, что ее задача – учиться хорошо ВСЕГДА! Да, она была одной из лучших в первом классе, но «почивать на лаврах» рано, потому что теперь ей придется сложнее, ведь нужно закрепить успех.
 
7 сентября

Вроде бы втянулись в учебу. Лариса Николаевна сказала, что во время летних каникул практически все ученики забыли таблицу умножения, кроме Софии. Та – счастлива! С гордостью показывает «11» в дневнике. Я хвалю и тут же добавляю: «А до 11 класса так сможешь?» Дочь недоуменно смотрит на меня: «Смогу, наверное…» А потом задает свой фирменный вопрос: «А зачем? Зачем мне быть отличницей?» Немного подумав, я сказала: «Быть отличницей тебе нужно, чтобы иметь больше возможностей, чем другие». За этим последовал еще десяток уточняющих вопросов Софии. Я объяснила: «Ты учишься на «отлично», то есть у тебя больше знаний, ты более организованна, чем другие.

Учитель понимает, что тебе можно доверить что-то серьезное, например, участие в олимпиаде по математике. Только несколько детей со всей школы – самые лучшие в этом предмете – принимают участие в олимпиадах. Ты хочешь с ними?» София, не задумываясь: «Конечно!» Я продолжаю: «А если ты станешь лучшей на школьной олимпиаде, ты сможешь соревноваться на уровне города и даже страны!» София задумалась – похоже, пока этого было достаточно.
 
1 октября

Кажется, не видать нам олимпиады. Сегодня со слезами и оправданиями дочь принесла 7 баллов за контрольную. Что случилось: вечером она отвечала, как звоночек?!

Звоню Ларисе Николаевне. Она тепло смеется в трубку: «К Софийке вернулась старая привычка – стремление сделать все быстрее всех. Она даже не проверила, что написала. Сдала самой первой за 15 минут до окончания урока. А остальное время мешала другим – вертелась, подсказывала…»

Я расстроилась. Мы так много работали над тем, чтобы выработать у дочки усидчивость. Папа выкраивает время, чтобы водить ее на акробатику, где она может тратить энергию. Мы надеялись, что от физической усталости дочка станет более сосредоточенной на уроках. Похоже, зря…
 
10 октября

Усилили контроль за успеваемостью. За ошибки – серьезные разговоры и маленькие бытовые «штрафы» в виде запрета на просмотр очередной серии «Папиных дочек». Слезы градом, наши с папой нервы, жалость к ребенку и себе… Но оценки выравниваются.
 
23 октября

Ловлю себя на том, что вечером, когда все собираются дома, мы только и обсуждаем, что Софийкину учебу. Какие баллы получили одноклассники, что надо сделать, чтобы в следующий раз Софии дотянуть до 11, на какой день запланирована очередная контрольная … Проколы в виде восьмерок почему-то формируют комплексы, причем, не только у Софийки, но и у нас с папой. У меня зреет ощущение, что это ненормально. Если у дочери нет собственной мотивации к хорошей успеваемости, и мы не находим аргументов, чтобы ее развить, оценки лучше не станут.
 
2 ноября

Вторую неделю сидим дома с ОРВИ. Сегодня у Софийки уже появился аппетит, а после еды поднялось настроение. Пошли на полчаса погулять. Видно, что у ребенка прибавилось сил, но вопрос о том, чтобы наверстать пропущенную в школе, даже не поднимается. Тем не менее, позаниматься надо – болезнь пройдет без следа, а если Софийка «съедет» с отметками, выйти на прежний высокий уровень будет очень трудно.
 
4 ноября

Шаг за шагом восполняем пробелы в знаниях. Провела с Софийкой беседу о том, что, возможно, первые дни в школе она будет не все понимать. Настраиваю на то, что это временное явление. Надо только проявить настойчивость и терпение, и она снова будет самой лучшей в классе.
 
18 ноября

Мы с учительницей довольны отметками и Софийкой. Техника чтения – 70 слов в минуту – наш абсолютный рекорд в классе! Таблица умножения без ошибок, стихи наизусть – легко! Помня о подверженности дочери «звездной болезни», усиливаю контроль за выполнением заданий. Сначала уроки, только потом – развлечения. Никакого спуску!
 
11 декабря

Ну вот как объяснить, что 11 баллов – это, пусть и не 12, но тоже супер! Доучились до того, что если у кого-то чуть выше оценка, Софийка терроризирует меня вопросом: чем она хуже? Кажется, у нас сформировался маленький перфекционист!
 
22 декабря

Сегодня пришла к дочери в школу и ужаснулась: ее парта разрисована фломастерами, кое-где пятна от присохшего клея. В шкафчике безпорядок! В гонке за успеваемостью мы совсем забыли об аккуратности. А ведь порядок в быту ведет к порядку и в голове – я поняла свое упущение. Дома место Софийкиным вещам нахожу я. Дочка, конечно, послушно все выполняет, но только когда я об этом говорю! Решено: самоорганизация – то, чему в ближайшее время стоит уделить особое внимание.
 
Авторитетное мнение

Елена ЛУКЬЯНЕНКО, психолог

В данном дневнике описаны типичные ошибки родителей – многие, наверное, узнали в нем себя и своих детей. Таким подходом родители создают проблему и себе, и ребенку. Ну что ж – давайте разбираться.

1. Контролируя каждый шаг школьника, родители сами начинают чрезмерно переживать, к тому же ребенок растет несамостоятельным, зависимым от мнения родителей: «Что мне делать?», «Это хорошо или плохо?» и т. д. Если в начальных классах такой контроль и работает, то в средней школе этот метод не пройдет: здесь важными станут собственные умозаключения ребенка, опыт, коммуникабельность, популярность среди сверстников.

2. Такой подход мамы опасен также и тем, что ребенок начинает избегать трудностей. У девочки установка: я должна все делать на «отлично». А если задача сложная, появляется неуверенность в собственных силах – так что «лучше и не браться».

3. Если ребенок прошел школу без единой двойки (пятерки, шестерки…) – это, скорее, плохо, потому что у него отсутствует очень важный (хоть и негативный) опыт. Став взрослым, он не сумеет адекватно справляться с ситуациями получения жизненных «двоек».

4. Мотивация подобрана тоже неправильно: мама изложила дочери свои личные чаянья – но никак не чаянья девочки. А теперь рассмотрим такую ситуацию: дочь становится старшеклассницей, а новый учитель ее просто не замечает – несмотря на успехи! В результате у ребенка сбивается программа, заложенная с детства: как же так, ведь она привыкла быть самой лучшей! И тогда «непризнанная» отличница может, например, начать ябедничать – лишь бы заработать авторитет у преподавателя и вновь почувствовать себя «самой-самой».

5. Важно, чтобы родители донесли до ребенка совсем другую установку: «Тебя уважают просто потому, что ты есть. Ты хороший, независимо от того, как ты учишься». С этой установкой ребенок вырастет уверенным в себе и коммуникабельным. Мотивацию к учебе он должен выработать САМ, без давления со стороны мамы и папы. В этом залог его успешности в жизни. А задача родителей – создать определенную мотивационную среду в семье, некий фокус на предмете, к которому они хотят вызвать интерес. То есть не просто говорить о том, как это правильно, например, много читать, но и самим быть книголюбами – создать библиотеку, пополнять ее и активно ею пользоваться.

Клуб Родителей Подрастем, Школьники

podrastem.com

А нужно ли ребенку быть отличником? | Проза жизни

Мой первый класс стал для мамы сущим адом. Впрочем, для меня тоже. Я была жутко неусидчивой: пыткой были и школьные уроки, и домашние задания. Глядя на свою бестолковую дочь, моя мама все время вздыхала: «А вот Миша — отличник!» Миша был моим одноклассником и сыном маминой коллеги, которая совершенно справедливо гордилась своим умным и прилежным сыном: «Вот Миша сказал, что будет отличником, и стал им!» «Мише никто не помогает с уроками, он все делает сам». Для мамы моя успеваемость была оскорблением, а Миша был как живой укор.

Он действительно был очень способным: обладал живым умом и потрясающей памятью, а также прилежанием, усидчивостью и честолюбием, что позволило ему окончить школу с серебряной медалью и без проблем поступить на бюджетное отделение Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Миша и там стал отличником, окончив вуз с красным дипломом. Само собой разумеется, он поступил в аспирантуру. И его родители, так же как и мои, не сомневались, что Миша получит ученую степень и станет светилом отечественной науки, ведь блестящее будущее перед ним маячило прямо с первого класса. Но он степень не получил и светилом не стал.

«Отсидев» положенные годы в аспирантуре, дождавшись исполнения 27 лет, Миша просто решил вопросы с армией, в коей служить не собирался. Диссертацию писать он тоже не собирался, так как наука ему была не нужна. В конце концов, Миша стал просто специалистом с высшим образованием, работником по найму, который трудится за зарплату. Кстати, ученую степень кандидата наук, как ни странно, получила я. Это так, к слову о школьной успеваемости.

Удивительно, но судьба всех известных мне отличников похожа на судьбу Миши. В лучшем случае они стали к 30−35 годам начальниками каких-нибудь отделов-подразделений, но в основном, с учетом их возраста и опыта работы, — просто ведущими специалистами. Это судьба мальчиков. Девочек же, вне зависимости от их успеваемости в школе, к общему социальному знаменателю привели замужество и материнство. Среди них обеспеченными в основном являются те, у кого мужья хорошо зарабатывают. И эти девочки не были отличницами в школе, и их предприимчивые мужья не могут похвастаться тем же.

Ведь что делает ребенка отличником? Иллюзия думать, что отличник — это интеллектуал. Совсем не обязательно. Достаточно усидчивости, прилежания и чувства ответственности. Именно поэтому из отличников получаются замечательные, трудолюбивые исполнители — рабочие лошади, на которых более предприимчивые и менее совестливые граждане зарабатывают деньги.

А что делает человека успешным, не обязательно богатым, но состоявшимся, даже знаменитым в какой-то сфере жизни?

Во-первых, нестандартное мышление — то, чем мало кто из отличников может похвастаться. Во-вторых, неиссякаемый, фанатичный интерес к чему-то одному, какая-то своя собственная идея «фикс», которая и заставляет человека трудиться, искать, размышлять, решать и создавать!

Например, весьма посредственными учениками по всем предметам были: Наполеон, Исаак Ньютон, Владимир Маяковский, Уинстон Черчилль, Билл Гейтс. Людвиг ван Бетховен всю жизнь писал с ошибками. Альберта Эйнштейна в наши дни, скорее всего, определили бы в коррекционную школу. А. С. Пушкин ненавидел математику. А. П. Чехов был «второгодником»: ему не давалась арифметика и греческий язык. Даже по русской словесности будущий писатель не получал выше четверки…

Однако пренебрежение этими именами системой школьного образования не стало препятствием для мирового признания их таланта. А ведь рядом с ними учились те, кем гордилась школа, кого будущим гениям ставили в пример. Как их звали, кто-нибудь знает?

shkolazhizni.ru