Особенности просвещения в германии – Немецкая культура. Просвещение это что такое Немецкая культура. Просвещение: определение — История.НЭС

Просвещение в Германии

Культурно-историческое развитие германских государств в ХУШ веке значительно отличалось от положения в других европейских странах. Трагические последствия Тридцатилетней войны все еще не были преодолены, не существовало единого централизованного государства с единой финансовой, хозяйственной и юридической системой. Раздробленность германских земель еще более усилилась после Тридцатилетней войны, количество мелких и изолированный друг от друга государств достигло 360. Абсолютизм существовал в германских землях в своей мелкодержавной форме, мелкие государи, обладая всеми чертами деспотов, правивших в крупных государствах – тиранической формой правления, произволом и презрением к нуждам своего народа, - не смогли взять на себя задачу объединения страны под единой сильной властью. Но, с другой стороны, существовал полицентризм немецкой культуры, и даже в малых государствах создавались свои очаги культуры – театры, библиотеки, собрания картин и скульптур, «кунсткамеры».

Положение немецких бюргеров, которые должны были стать носителями идей Просвещения и передовым классом германского общества, значительно отличалось от положения французской и английской буржуазии, завоевывающей свои политические и общественные права. Немецкая буржуазия – бюргеры – была экономически слабой, политически приниженной, что и отразилось во многих произведениях германских просветителей. В то же время многие из бюргеров были хорошо образованы, создавали в своих домах салоны, в которых находились собрания предметов искусства, устраивались концерты и велись беседы и споры о литературе, искусстве и философии.

Перед германским Просвещением стояли важные задачи политического значения. В силу того, что все другие пути к объединению Германии были закрыты, оставался единственный путь – создание единой германской культуры и искусства (особое значение имел театр) как основания для объединения всех германских государств (оно осуществится только в конце следующего столетия, после Франко-прусской войны в 1871 году).

Для германского Просвещения были актуальны вопросы воспитания и образования – в связи с платоновскими идеями, согласно которым сильное и жизнеспособное государство может существовать только при наличии правильной системы воспитания и образования.

Общая картина развития литературных направлений была достаточно пестрой – в ней сочетались барокко, классицизм, сентиментализм, рококо, просветительская и непросветительская поэзия, проза и драматургия, причем черты поэтики разных направлений могут сочетаться в творчестве одного писателя.

Основные периоды Просвещения в Германии.

1. 1690-1720-е годы – формирование раннего немецкого рококо, философская «подготовка» Просвещения – деятельность Лейбница и Вольфа, просветительская деятельность Томмазиуса.

2. 1730-40-е годы. Становление классической эстетики Готшеда и борьба с нею «швейцарцев» Бодмера и Брейтингера. Появляются морально-публицистические периодические издания и первые немецкие романы в духе сентиментализма.

3. 1750-60-е годы. Это «эпоха Лессинга». Разработка эстетических теорий и появление самобытных немецких памятников литературы. Происходит смена ориентиров – отказ от подражания французским классицистам, как этого требовал Готшед, и восприятие античности – по концепции Винкельмана – как идеала гармонии, спокойствия и красоты. Античность противопоставляется как более соответствующая современным требованиям – барочному вкусу, влияние которого в Германии было еще достаточно сильным. Жанровая система обогащается в этот период новыми формами – появляется лирическая драма, ода, эпическая поэма (поэмы Клопштока), новелла и воспитательный роман ( «Агатон» К. М. Виланда), в поэтике которых сочетаются элементы просветительской литературы с пиетизмом и рококо.

В творчестве Лессинга продолжается борьба за национальный немецкий театр («Гамбургская драматургия») и закладываются основы жанра мещанской драмы («Эмилия Галотти»), формальные принципы классицизма отразились в последней драме Лессинага, в «философской притче о терпимости» - в «Натане Мудром».

4. 1770-80-е годы. Зрелый период немецкого Просвещения. Деятельность Клопштока, Виланда и Лессинга. Но центральным явлением становится движение «Бури и натиска», «штюрмерство». Оно представляет немецкий вариант европейского сентиментализма и внутренне связано с немецким романтизмом, в известной степени подготавливает его. Культ «гения». Идея индивидуального бунта как единственного пути к свободе и изначально обреченного на поражение. Деятельность Гердера и его труды по исследованию фольклора разных народов Европы. Первый период творчества Гете и Шиллера приходится на эпоху «Бури и натиска» в немецкой литературе.

5. 1790-е годы и начало Х!Х века. Веймарский классицизм. Очень сложное по проблематике, сочетанию различных стилей направление в позднем немецком Просвещении. В эстетике Веймарского периода происходит отход от «бунтарских» тенденций Штюрмеров, в творчестве Гете и Шиллера начинается «художественный период», когда политические проблемы предлагается решить путем эстетического воспитания человека. Но это – не отказ от решения ключевых проблем немецкого Просвещения, а поиски новых путей. Веймарский классицизм представляет собой сложный синтез античности, воспринятой с позиций Просвещения, новых эстетических исканий , а также явлений, опосредованно связанных с нарождающимся немецким романтизмом.

studfiles.net

Особенности немецкого Просвещения | История.ру

В XVIII в. в Европе возникло широкое культурное движение, известное в истории под названием Просвещения.

Оно являлось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях, государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма.

XVIII столетие сами современники называли веком Просвещения (французское Siecle des lumieres, немецкое Aufklarung), а передовые деятели культуры этого столетия получили название просветителей.

Это название возникло вследствие их твердого убеждения во всемогуществе разума и распространяемого ин света знаний, разгоняющего тьму невежества, заблуждений и предрассудков.

Стоит только «просветить умы» относительно нелепостей религии и несовершенства существующего общественного строя, стоит только показать людям путь к разумной организации жизни — и торжество идеального царства свободы, равенства, всеобщего счастья обеспечено.

В произведениях просветителей «все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены, как старый хлам... Теперь впервые взошло солнце, наступило царство разума, нс этих пор суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и неотъемлемым правам человека».



data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">



data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Энгельс, перу которого принадлежит приведенная характеристика, заканчивает ее указанием на то, что «великие мыслители XVIII века... не могли выйти из рамок, которые им ставила их собственная эпоха».

Их царство оказалось «всего лишь идеализированным царством буржуазии».

Как ни ограничена позитивная часть работы просветителей, важно то, что ее критическая часть имела огромное прогрессивное значение.

Борьба просветителей против феодально-абсолютистского строя, против церкви и других учреждений средневековья расчищала путь революционному перевороту, переходу к более высокой ступени общественной жизни.

Деятели Просвещения, просветители, были идеологами буржуазии, но буржуазии, выступавшей в то время во главе общества как класс революционный.

Движение Просвещения проявилось прежде всего в Англии, где революция середины XVII в. дала мощный толчок развитию буржуазной идеологии.

Классической же страной Просвещения стала Франция: на протяжении почти всей второй половины XVIII в. французские просветители были властителями дум Европы.

Немецкое Просвещение, не столь самобытное, как английское, и гораздо менее влиятельное, чем французское, носило более ограниченный характер. Здесь сказались политическая раздробленность Германии, ее экономическая отсталость и вытекавшая отсюда крайняя слабость буржуазии.

Идеологи немецкого бюргерства предпочитали уходить от гнетущей действительности в заоблачные высоты философов, в область чистой теории, в эмоциональный мир музыки.

Общественный подъем, характерный для всей Европы, особенно во второй половине XVIII в., сказался и в Германии, но нашел здесь себе выражение главным образом в отвлеченных, идеологических формах.

В этот период Германия выдвинула ряд замечательных деятелей, которым принадлежит заслуга создания новой немецкой поэзии, философии, музыки.

Философия Лейбница, стоящая у порога Просвещения, затрагивает самые глубокие вопросы науки.

Винкельман создает новую теорию искусства.

Лессинг и Гердер выдвигают новое понимание истории.

В учении Канта немецкая мысль вплотную подходит к диалектическому методу, хотя и отступает перед его революционными последствиями, чтобы вернуться в лоно метафизики.

Наконец, гениальные творения Баха и Генделя поднимают на необычайную высоту немецкую музыку.

www.istoriia.ru

Просвещение в Германии

Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Характерной особенностью исторического развития немецкой нации в этот период была экономическая и политическая раздробленность страны. Передовые умы Германии, задумываясь над судьбами своей страны, видели, что путь к ее благоденствию лежит через устранение феодальных порядков и объединение страны. Идея национального единства доминировала в творчестве просветителей, но в XVIII в. она никогда не перерастала в национализм и шовинизм. Философия Немецкого Просвещения формировалась под влиянием Христиана Вольфа (1679-1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбница (1646- 1716). Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Культ разума сочетался у него с пиэтетом перед христианской верой. Он и его последователи много сделали для распространения научных знаний. Вольфианцы были убеждены, что распространение "популярной философии", образования незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов современности.

Немецкие философы в отличие от французских просветителей осторожно обращались с верой в бога. Церковь стремилась не выпускать из своих уз духовную жизнь страны. В этом она находила поддержку государства. Борьба за Просвещение за редкими исключениями проходила под лозунгами веротерпимости, создания "улучшенной" религии.

Один из парадоксов Немецкого Просвещения заключался в том, что оно нередко получало импульсы "сверху". Например, в Пруссии инициатором публичного обсуждения новых идей выступил король Фридрих Великий (1740-1786).

В дискуссии, проводившейся на страницах периодической печати, принял участие профессор логики и метафизики Кенигсбергского университета, основатель критицизма Иммануил Кант (1724-1804), который именно в тот период сформулировал свою концепцию Просвещения как освобождение индивида, но лишь в моральном и интеллектуальном смысле этого слова, а отнюдь не в политическом. Наиболее характерен для этого периода его трактат "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного" (1764), который выдержал восемь прижизненных изданий. Человеческие чувства рассматриваются в нем через призму двух категории - Прекрасного и Возвышенного. Прекрасное и Возвышенное служат для Канта стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом в человеке. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Кант подвел итог исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен его вклад в разработку теории правового государства.

Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно полезно или вредно...

Кант обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ, и исключают грубое насилие.

Современник раннего Канта - Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) - поэт, драматург, литературный критик, философ. В 1730 г. он написал тезисы "Воспитание человеческого рода", главная идея которых - единство человеческого рода, его всеохватной целостности. Хотя Лессинг берет в качестве примера единства европейскую историю, тем не менее, он исходит из идеи всеобщей судьбы людей. Лессинг считал, что и человечество возникает только тогда, когда эта общность осознается. К этой мысли Лессинга мы только теперь начинаем привыкать.

Лессинг высоко оценивал роль христианства в человеческой истории, возвеличивая в нем моральную сторону. Но высокая оценка христианской святости, по его мнению, не означала, что духовная эволюция человеческого рода завершается именно этой религией. По мнению Лессинга, человечество не остановится на этой стадии. Придет новая ступень зрелости - "эпоха нового, вечного Евангелия". И именно в эту пору нравственность окажется универсальным, безусловным принципом поведения.

Эта мысль Лессинга о постепенном наращивании морали, о терпеливом продвижении к высшим ступеням духа в наши дни в очередной раз раскрывает свой глубочайший смысл. Радикальные программы переделки мира, оторванные от духовных традиций, принесли человечеству немалый ущерб. На этом фоне очень современно звучит суждение немецкого мыслителя: Шествуй же своим неприметным шагом, вечное провидение.

Глубокими гуманистическими раздумьями пронизано творчество другого немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803). В работе "Еще одна философия истории для воспитания человечества" он высказывает глубокие мысли о гуманизме, при этом он исходит из того, что вся история народов - это школа соревнования в скорейшем достижении гуманности, что божество помогает нам только через наше усердие, наш разум, наши собственные силы... После того как оно сотворило землю и все создания, лишенные разума, оно создало человека и сказало ему "Будь моим подобием, Богом на землей Владей и господствуй! Произведи все благородное и прекрасное, что ты можешь создать из своей природы, я не мог помочь тебе чудесами, потому что я вложило твою человеческую судьбу в твои человеческие руки, но тебе будут помогать все священные, вечные законы природы.

Таким образом, Немецкое Просвещение рассматривало движение человека к совершенству как неизбежный закон человеческого развития.

studfiles.net

его национальный отличительные особенности. Развитие литературы в 18 веке.

На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск»к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли

Периодизация немецкой литературы в эпоху Просвещения

История немецкой литературы эпохи Просвещения распадается на четыре периода, каждый из них характеризуется преобладанием тех или иных тенденций в литературном развитии, которые часто переходят в следующий этап, правда, утрачивая там преобладающий характер. Поэтому четкие хронологические границы внутри общей периодизации наметить очень трудно.

Первый периодохватывает условно 20—50-е годы. Просветительская мысль в это время отличается умеренностью. Критика феодальных отношений развертывается исключительно в моральном плане и часто в абстрактной форме (на материале античной истории). Творчество писателей пронизано морализаторством. От писателя требуется служение обществу, но понимается оно упрощенно, как непосредственное развенчание «порока» и прославление «добродетели». Главный тон в литературной жизни первого периода задают классицисты (Готшед и его единомышленники). Правда, в 40-е и особенно в 50-е годы диктатура классицизма дает трещину. В литературу проникают «чувствительные» веяния, связанные с философией сенсуализма. ЗаР0ЖДается «чувствительная» комедия, отражающая мещанский быт. Главным защитником «чувствительности», противопоставленной холодному классицистскому рационализму, был Геллерт. В русле бытовой «чувствительной» драматургии развивается в основном и творчество молодого Лессинга. С «культурой чувства» связана также поэтическая деятельность портов-анакреонтиков (Гагедорн и др.) и Виланда.

 

Второй периодпадает на 60-е годы. Это время полной зрелости и большой социальной активности просветительской идеологии. Критика феодального общества приобретает большую остроту и историческую конкретность. Обличение направлено не только против проявлений крепостничества в моральной сфере, оно расширяет свои пределы, захватывая политические проблемы (критика прусской военщины, местного национализма, самоуправства князей и т. д.). Наиболее показательными произведениями второго этапа являются «Минна фон Барнгельм» Лессинга, первая немецкая национальная комедия, и его трагедия «Эмилия Галотти», проникнутая духом протеста против феодального деспотизма. Убогой феодальной действительности просветители противопоставляют гармоническую жизнь древней Эллады («История искусства древности» Винкельмана).

 

Во второй период интенсивно разрабатываются вопросы эстетики, в частности создается теория реализма («Лаокоон» Лессинга). Ведется острая борьба с классицизмом, с принципом подражания иностранным образцам. В то же время отвергается «чувствительность» мещанской драмы. Делается попытка соединить гражданские традиции классицистской трагедии со скромными завоеваниями «чувствительной» мещанской драматургии. Выдвигается идея человека-героя. Ведущая роль в литературе 60-х годов принадлежит Лессингу, он признанный вождь просветительского движения. Значительны также заслуги Винкельмана, Клопштока, Виланда.

 

Третий периодохватывает в основном 70-е и первую половину 80-х годов. Его содержание составляют теоретические искания и творчество писателей «бури и натиска». Протест против уродливых явлений феодального общества приобретает на третьем этапе бурный, эмоционально-приподнятый характер. Рамки обличения еще больше расширяются. Раскрывается социальное и юридическое бесправие народа (продажа «государями» своих подданных в солдаты). В произведениях некоторых писателей 70—80-х годов (в «Геце» Гёте, «Золотом зерцале» Виланда и особенно в «Немецкой хронике» Шубарта) появляется крестьянская тема.

 

В философско-эстетическом плане «бурные гении» провозгласили культ природы и чувства, явившись представителями активного сентиментализма. Они борются с рационалистическими принципами изображения человека, за максимальную индивидуализацию художественного образа-персонажа.

Главным теоретиком движения «бури и натиска» был Гердер, а наиболее крупными его художниками — молодые Гёте («Гец фон Берлихинген», «Вертер», лирика 70—80-х годов) и Шиллер («Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь»). Активную роль в литературной жизни играли Клингер, Ленц и другие «штюрмеры».

 

Четвертый периодобразует так называемый «веймарский классицизм», который представлен главным образом творчеством Гёте и Шиллера зрелой поры. Очень близко к нему примыкает по своему идейно-эстетическому своеобразию «Натан Мудрый» Лессинга (1780).

 

Программа «веймарского классицизма» сложилась в результате кризиса движения «бури и натиска». Разочаровавшись в индивидуалистическом бунтарстве, характерном для «штюрмеров», Гёте и Шиллер надежды на будущее начинают связывать с проповедью гуманизма, идеалов высокой человечности, образцы которой они ищут в античной Греции. Основное внимание ими уделяется созданию образа положительного героя (человечного человека). Критика немецкой действительности также сохраняется, но дается обычно опосредствованно, через прославление гармонических форм жизни древних греков (в антологических стихотворениях Шиллера).

 

В художественном плане «веймарский классицизм» представляет собой в какой-то мере отход от реалистических завоеваний «бури и натиска», от принципов конкретно-исторического изображения человека. Но достигается большая правдивость в раскрытии человеческих чувств. В произведениях немецкой классики нет «прозы жизни», все внимание здесь сосредоточивается на высоких порывах человеческого духа и идеальных движениях человеческого сердца. По своему художественному методу «веймарский классицизм» близок к передовому романтизму, это — идеальная поэзия, но только в объективной форме.

 

Четвертый период начинается примерно во второй половине 80-х годов, в преддверии Великой французской революции, а заканчивается со смертью двух великих немецких портов. Нужно еще учитывать, что не все творчество позднего Гёте и Шиллера укладывается в рамки «веймарского классицизма». Оно значительно богаче и идейно художественно. И Гёте, и Шиллер в последние годы жизни уже далеко не чистые классики, но просветителями они остаются.

studfiles.net

ПРОСВЕЩЕНИЕ В ГЕРМАНИИ


Российское просвещение в XIX веке и его роль в цивилизационном обновлении страны

18.02.2010/курсовая работа

Два движущих фактора "русского либерализма". Слагаемые либеральной традиции в эпоху преобразований в России. Культура пореформенной России второй половины XIX века. Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние пореформенного просвещения.

Школа и просвещение в России в XVII веке

27.05.2009/курсовая работа

Формирование и основные принципы образования в России в XVII веке. Состояние фольклора и литературы, их характеристика. Научные знания славян. Развитие деловой письменности, рукописные книги. Влияние Западноевропейских держав на образованность в России.

Культура и быт Киевской Руси

14.05.2008/реферат

Народ Киевской Руси IX- начала XIII в. внес ценный вклад в мировую культуру, создав немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Культура народа. Городская культура. Просвещение. Литература Киевской Руси. "Слово о полку Игореве".

Начало и причины революции во Франции в конце XVII века

18.11.2008/реферат

Социально-экономическое и политическое положение Франции в конце XVII века. Экономическая политика. Французское Просвещение, его характерные черты. Вольтер, Руссо, Монтескье. Созыв Генеральных штатов. Законы Учредительного собрания. Взятие Бастилии.

Преобразования в области культуры в первой четверти XVIII века

13.06.2007/реферат

Эпоха Петра Великого. Культура петровского времени. Образование. Книжное дело. Культурный переворот петровского времени. Русское Просвещение – важный период в развитии русской культуры. Петровские реформы.

Принятие Русью христианства и его историческое значение

6.12.2007/реферат

Христианство на Руси до крещения князя Владимира. Летописное предание о крещении Руси. Последствия принятия Русью христианства. Дохристианский быт русских славян и после крещения. Влияние церкви на гражданский быт. Христианское просвещение на Руси.

Культура России в ХIХ веке

25.10.2010/контрольная работа

Первая половина ХIХ в. - время взлета в культурном развитии России. Борьба правительства против общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Просвещение и распространение знаний. Новое в культуре России второй половины XIX в.

Польша в середине 40-х-конце 80-х годов

28.01.2011/курсовая работа

Польша в период революционных перемен 1944-1948 гг. Становление, развитие и кризис "реального социализма". Кризис 1980 г. и рождение "Солидарности". Переход к социальному обществу западного типа. Культура, наука, просвещение после Второй мировой войны.


referatwork.ru

§ 5. Немецкое Просвещение. Краткий очерк истории философии

§ 5. Немецкое Просвещение

В XVIII в. Германия развивалась по капиталистическому пути, однако в сравнении с Англией и Францией развитие это было замедленным, запоздалым и ему приходилось преодолевать большие препятствия.

Эпоха Просвещения наступила и в Германии. На первых порах немецкие просветители были малосамостоятельны. И в философии, и в критике Библии, и в науке они питались идеями, ранее выработанными в Англии, Голландии и Франции. Но, усваивая эти идеи, немецкое Просвещение приспособляло их к условиям общественной жизни Германии. Поэтому имеется ряд важных черт, отличающих немецких просветителей от их английских и французских предшественников.

Немецкое Просвещение также ведет борьбу за права разума и философии, опирающейся на разум. Оно. также пытается решить конфликт между верой и разумом в пользу разума, отстаивает право научной критики тех вопросов, которые до того считались исключительным достоянием религии. Но в то же время немецкое Просвещение лишено того боевого духа, каким отличается Просвещение во Франции. Немецкое Просвещение не столько отвоевывает у религии права в пользу разума, сколько стремится к компромиссу между знанием и верой, между наукой и религией.

Наиболее влиятельной в немецкой философии XVIII в. была школа Христиана Вольфа (1679–1754) — последователя и популяризатора идеалистической философии Лейбница. Вольф и его ученики, занявшие со временем кафедры в ряде германских университетов, стремились к разработке философии в форме науки, прибегали к «геометрическому методу» Декарта и Спинозы, развивали учение о причинной обусловленности всех явлений природы. В познании они подчеркивали роль разума, логических законов и форм мышления. Тенденция эта отразилась в самом названии немецких сочинений Вольфа, которые все назывались «Разумные мысли». Однако, опираясь на рационализм Лейбница и на его идею построения универсальной философской науки, или Энциклопедии, Вольф и его последователи принизили замыслы Лейбница, усилили дух компромисса, которым страдала его философия, сузили и даже прямо опошлили его учение о бытии (монадологию).

Лессинг. Над всеми деятелями немецкого Просвещения возвышается гигантская фигура Готхольда Эфраима Лессинга (1729–1781). Он был одновременно выдающимся писателем, драматургом, критиком, эстетиком и философом. Могучий борец против сил реакции, феодальной идеологии, мракобесия и религиозной нетерпимости, Лессинг задыхался в обстановке современной ему Пруссии.

В статьях о театре («Гамбургская драматургия») Лессинг борется за действенное, передовое театральное искусство. В сочинении «Лаокоон», разъяснявшем различие между изобразительными средствами поэзии и живописи, Лессинг ратует за искусство, не подражающее статичным образам живописи и скульптуры классицистов, а воспроизводящее с помощью специфических средств поэзии живые действия и борьбу людей.

В философии он обрушился против ортодоксов богословия. Во всей Германии отозвалась борьба Лессинга против главного пастора в Гамбурге — Гёце. Лессинг первый после Спинозы внес в рассмотрение священных книг Ветхого и Нового заветов историческую точку зрения. Лессинг отвергает все ортодоксальные понятия о божестве, отрицает веру в личного бога, существующего вне мира, и допускает бога только в качестве «души мира». В конечном счете значение религии для Лессинга только этическое.

Выдающуюся роль в развитии немецкого просвещения сыграл гениальный немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832). Решительному противнику клерикализма и схоластики Гёте чужд спекулятивный идеализм и агностицизм. Он высоко ценит философию Спинозы, хотя и не видит вытекающих из нее атеистических выводов. В своих философских воззрениях Гёте в основном материалист. Он указывает на всеобщность движения, изменения, развития в природе, которая, по его мнению, представляет собой не скопление мертвых тел, а органическую, многообразную взаимосвязь явлений, образующих единое, живое целое. Однако точка зрения материализма и диалектики не проводится Гёте последовательно.

Видными деятелями немецкого Просвещения были также писатели Ф. Шиллер, И. Г. Гердер, революционные демократы Г. Форстер, К. Шубарт, И. Зёйме.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Культурология - Эпоха Просвещения в Германии

Эпоха Просвещения в Германии


В XVIII в. Германия развивалась по капиталистическому пути, однако в сравнении с Англией и Францией развитие это было замедленным, запоздалым и ему приходилось преодолевать большие препятствия.
Эпоха Просвещения наступила и в Германии. На первых порах немецкие просветители были малосамостоятельны. И в философии, и в критике Библии, и в науке они питались идеями, ранее выработанными в Англии, Голландии и Франции. Но, усваивая эти идеи, немецкое Просвещение приспособляло их к условиям общественной жизни Германии. Поэтому имеется ряд важных черт, отличающих немецких просветителей от их английских и французских предшественников.
Немецкое Просвещение также ведет борьбу за права разума и философии, опирающейся на разум. Оно также пытается решить конфликт между верой и разумом в пользу разума, отстаивает право научной критики тех вопросов, которые до того считались исключительным достоянием религии. Но в то же время немецкое Просвещение лишено того боевого духа, каким отличается Просвещение во Франции. Немецкое Просвещение не столько отвоевывает у религии права в пользу разума, сколько стремится к компромиссу между знанием и верой, между наукой и религией.
Наиболее влиятельной в немецкой философии XVIII в. была школа Христиана Вольфа (1679—1754) — последователя и популяризатора идеалистической философии Лейбница. Вольф и его ученики, занявшие со временем кафедры в ряде германских университетов, стремились к разработке философии в форме науки, прибегали к «геометрическому методу» Декарта и Спинозы, развивали учение о причинной обусловленности всех явлений природы. В познании они подчеркивали роль разума, логических законов и форм мышления. Тенденция эта отразилась в самом названии немецких сочинений Вольфа, которые все назывались «Разумные мысли». Однако, опираясь на рационализм Лейбница и на его идею построения универсальной философской науки, или Энциклопедии, Вольф и его последователи принизили замыслы Лейбница, усилили дух компромисса, которым страдала его философия, сузили и даже прямо опошлили его учение о бытии (монадологию).
Над всеми деятелями немецкого Просвещения возвышается гигантская фигура Готхольда Эфраима Лессинга (1729—1781). Он был одновременно выдающимся писателем, драматургом, критиком, эстетиком и философом. Могучий борец против сил реакции, феодальной идеологии, мракобесия и религиозной нетерпимости, Лессинг задыхался в обстановке современной ему Пруссии. В статьях о театре («Гамбургская драматургия») Лессинг борется за действенное, передовое театральное искусство. В сочинении «Лаокоон», разъяснявшем различие между изобразительными средствами поэзии и живописи, Лессинг ратует за искусство, не подражающее статичным образам живописи и скульптуры классицистов, а воспроизводящее с помощью специфических средств поэзии живые действия и борьбу людей.
В философии он обрушился против ортодоксов богословия. Во всей Германии отозвалась борьба Лессинга против главного пастора в Гамбурге — Гёце. Лессинг первый после Спинозы внес в рассмотрение священных книг Ветхого и Нового заветов историческую точку зрения. Лессинг отвергает все ортодоксальные понятия о божестве, отрицает веру в личного бога, существующего вне мира, и допускает бога только в качестве «души мира». В конечном счете значение религии для Лессинга только этическое. Выдающуюся роль в развитии немецкого просвещения сыграл гениальный немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832). Решительному противнику клерикализма и схоластики Гёте чужд спекулятивный идеализм и агностицизм. Он высоко ценит философию Спинозы, хотя и не видит вытекающих из нее атеистических выводов. В своих философских воззрениях Гёте в основном материалист. Он указывает на всеобщность движения, изменения, развития в природе, которая, по его мнению, представляет собой не скопление мертвых тел, а органическую, многообразную взаимосвязь явлений, образующих единое, живое целое. Однако точка зрения материализма и диалектики не проводится Гёте последовательно.
Видными деятелями немецкого Просвещения были также писатели Ф. Шиллер, И. Г. Гердер, революционные демократы Г. Форстер, К. Шубарт, И. Зёйме.

cribs.me