Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания – Курсовая работа: Отличие теологии от философии в осмысление сути мироздания (XYIIв)

Отличие теологии от философии в осмысление сути мироздания (XYIIв), Философия

Пример готовой курсовой работы по предмету: Философия

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ 5

2.РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ 7

3. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ 10

4. ОТЛИЧИЕ ТЕОЛОГИИ ОТ ФИЛОСОФИИ 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. К проблеме соотношения философии и теологии можно подойти с разных сторон. Философия — это единственная дисциплина, предметом которой является постоянный пересмотр собственного предмета. Совсем не зря, Мераб Мамардашвили определял философию как само (сознание) вслух, а Хайдеггер сводил ее к акту философствования. В каком-то смысле вообще ставить вопрос о четкой фиксации предмета философии некорректно. Философия — это в гораздо большей степени как, чем что, более процесс, чем результат, более тавтология, чем тезис.

В теологии существует «критика источников прилога», в философии — нет. Теология — это соборное, экклесийной явление, поэтому частное мистическое откровение согласовывается с общим мнением или оказывается за бортом Церкви. Философия — это вопрошание бытия один на один, в сущностном отсутствии того, кто может проверить качество твоего вопрошания. В каком-то смысле, философия мужественнее, ведь она вынуждена абсолютно утверждать, инкорпорируя в своем утверждении принципиальную возможность заблуждаться. На этом зиждится парадокс философии: каждая философская система претендует быть истиной, основываясь на недоказуемых априориях, и каждый раз в своем историческом развитии отрицается другой системой, которая имеет другие столь же недоказуемые априории.

Теология интенционально заряжена на сохранение единства априорий — догматы, осмысление которых, впрочем, подвержено историческому дрейфу.

При всей реальной разнице между философией и теологией, их, конечно, нельзя противопоставлять. Как оппозицию корректно рассматривать разве что библейский (профетический) стиль мышления и эллинский (диалектический).

Они находятся в одной плоскости. Первое, в силу стремления оставаться максимально близким к откровению, к встрече с Богом, сосредотачивается на первичной вербализации априорий, не сглаживая углы и не закругляя их в монолитную систему. Второе — диалектично по-сути, т. е. ориентировано на фиксацию и разрешение противоречий (маевтика Сократа) и выработку цельного мировоззрения. Теологию же невозможно противопоставлять философии по той причине, что она уже инкорпорирует философию, рассматривая ее, само собой разумеется как метод, а не как истину, как способ последовательно и непротиворечиво осмысливать откровение Божие, рассыпанное в разных исторических эпохах, а не как источник самих смыслов.

Цель работы — изучить отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.

Задачи: изучить особенности религии и философии, а также их различие и сходные черты.

Структура работы. Контрольная работа состоит из введения, 3 вопросов, заключения и списка литературы.

Список использованной литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Блаватская Е.П. Тайная доктрина: синтез науки, религии и философии Е.П. Блаватской, авт. «Разоблаченной Изиды». Перевод — М. КМП «Сиринъ» совместно с ТТТ Интернэшнл. Т

1. Кн.

1. Космогенезис — 2009 г. — 369с

2. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени., // Вопросы философии. —  1989- № 10−11. -С.12−23.

3.Джеме В. Многообразие религиозного опыта. — М., Наука, 1910. - 871c.

4.Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. — М., Эсмо, 2007. — 211с.

5.История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. /По книгам, протоиерея Александра Меня. — М., 2004. — 221c.

6.Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. — М.-л, 1936. — 441c/

7.Мир философии (книга для чтения).

В 2-х частях. — М.: ИПЛ, 2001 — 322с.

referatbooks.ru

Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания, Философия

Пример готового реферата по предмету: Философия

Содержание

Введение 3

1. Древнегреческие философы о сути мироздания 4

2. Теологическая картина мирозданья Средневековья 10

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Выдержка из текста

Введение

Современная космология − это сложная, комплексная и быстро развивающаяся система естественно-научных (астрономия, физика, химия и др.) и философских знаний о Вселенной в целом, основанная как на наблюдательных данных, так и на теоретических выводах, относящихся к охваченной астрономическими наблюдениями части Вселенной. Глубинная связь космологии и физики базируется на том, что космологи в современной Вселенной ищут «следы» тех процессов, которые происходили в момент рождения Вселенной. Разработаны модели «Космологического Большого взрыва», «Инфляционной Вселенной». Существуют также альтернативные названным модели «Стационарной Вселенной», «Холодной Вселенной» и «Самосогласованной космологии». Но, в последнее время многие ученые повернулись лицом и к религиозным учениям. Древний источник знаний − Библию рассматривают теперь как исторический документ. Появилось множество научно философских публикаций на религиозные темы. Религиозных взглядов придерживается М.И. Клевцов − автор книги «Раскрытие тайн мироустройства». Неделько В.И., Прудников В.Н., Хунджуа А.Г. полагают, что во все времена атеистическое и теистическое мировоззрения имели своих сторонников (в том числе и среди ученых).

Наука не доказала и не опровергла существования Бога. Поэтому на современном этапе развития науки и теологизм, и эволюционизм имеют право на существование и развитие.

Цель же нашего исследования − рассмотреть представления о мироздании в Древнегреческой и Средневековой философии, заложившим основу современным знаниям, обратить внимание на теологический подход, характерный для Средневековья.

Список использованной литературы

1.Клевцов М.И. Раскрытие тайн мироустройства. − М.: Петрол-М, 1995. − 168с.

2.Льюис Дж. Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа. − Минск, 1997. − С. 11.

3.Неделько В.И., Прудников В.Н., Хунджуа А.Г. Научные основания моделей мироздания в концепции современного эволюционизма // Православное осмысление мира: Материалы XIII Международных Рождественских образовательных чтений. − М.: Шестодневъ, 2005. − С. 255- 277.

4.Пустовит А. В. История европейской культуры: Учеб. пособие. − К.: МАУП, 2004. − С.110−115.

5.Философия для технических вузов: учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко; под ред. В.В. Ильина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. − С. 95.

referatbooks.ru

4). Философия и теология

Средневековая философия относится к эпохе феодализма и непосредственно связана с христианским богословием (теологией), чем и определяются основные принципы философского мышления и мировоззрения, поэтому может быть определена как теологическая философия средних веков. Зародилась еще в Римской империи в I–V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии, прежде всего неоплатонизма, и достигла высшего расцвета в V–XIII вв. н.э.

Теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью и учительством. Задачей философии было не исследование действительности, а поиск рациональных путей доказательства истинности того, что провозглашала вера. Тем самым философия выполняла служебную роль по отношению к теологии, которая использовала логический инструментарий философии.

Наиболее яркие представители средневековой философии: Тертуллиан Карфагенский (160–220 гг.), Августин Блаженный (354–430 гг.), Боэций (480–524 гг.), Ансельм Кентерберийский (1033–1109 гг.), Пьер Абеляр (1079–1142 гг.), Альберт Великий (1193–1280 гг.), Фома Аквинский (1225–1274 гг.), Уильям Оккам (1285–1349 гг.).

Важнейшие проблемы:

Тринитарная: троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями – «споры о Троице». Согласно христианскому догмату, Троица рассматривается как факт единства Бога в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух.

Христологическая: природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая.

Антропологическая: вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в плане его спасения и искупления.

5). Специфические черты средневековой философии

Разделы философского знания

Принципы

Теоретическая основа мировоззрения

Теоцентризм. Всемогущая Абсолютная Личность. Монотеизм

Онтология (учение о бытии)

Креационизм – творение из «ничего»

Гносеология (учение о познании)

Откровение. Вера выше знания. «Философия – служанка богословия»

Антропология (учение о человеке)

Креационизм: «И сотворил Бог человека по образу своему» (Ветхий Завет. Бытие)

Человек: дух + душа + тело

Идея бессмертия как приобщение души к духу

Открытие самосознания

Философия истории (учение об историческом развитии)

Провиденциализм, эсхатология. Линейная направленность истории ко «Второму пришествию»

Этика (учение о морали, нравственности)

Моральные заповеди Бога

Социальная философия (учение об обществе)

Бог дает и устанавливает общественные законы. Социальная иерархия, подобная небесной

Идея Бога – главенствующая идея, поэтому средневековое мировоззрение теоцентрично. Подлинным бытием является только Бог. Реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог, который является причиной любого существования и всех изменений в мире. Античный космоцентризм сменяется средневековым теоцентризмом.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом. Бог – творец мира из ничего, нет первоэлементов или «хаоса», из чего могло бы возникнуть всё, в этом отличие христианства от других древних религий. Творение мира есть результат акта Божественной воли.

Откровение – главный принцип гносеологии – непосредственное волеизъявление Бога по отношению к человеку. Бог сам открывает людям то таинственное знание (божественные истины), которое необходимо для их спасения. Постигается оно не разумом, а сердцем и душой. Процесс познания есть богоуподобление, отказ от Я. Разумом постигаются лишь истины природы. Бог недоступен для познания.

Формой перехода и подчинения человека Богу является вера. Вера имеет глубинные эмоционально-волевые основания и предшествует логическому мышлению

. Только через веру возможно постижение Бога. «Если не уверуете, то не уразумеете» (Климент Александрийский).

Антропология. Христианство положило начало новому отношению к человеку, оно открывает возможность стать личностью. В контексте религиозного мировоззрения утверждалась исключительная роль человека среди творений Бога. Высокий статус человеческого бытия определяется формулой «человек – образ и подобие Бога».

Личный Бог предполагает личное к себе отношение. Изменяется значение внутренней жизни человека: она становится предметом его пристального внимания. Глубины человеческой души скрыты для самого человека, но доступны Богу. По этой причине приобретает особое значение правдивая исповедь. Внимание к внутренней духовной жизни, соотнесенной не с внешним социальным миром, а с трансцендентным (потусторонним) Творцом, порождает у человека обостренное чувство собственного Я.

Проблема теодицеи – философско-богословская доктрина, стремящаяся снять ответственность с Бога за наличие зла в мире. Бог – носитель добра и справедливости. Окружающий мир изначально наполнен добром. Откуда же зло? Зло на совести человека, и повинна в этом его свободная воля. Божественные качества человека – это

разум и воля. Разум дан человеку, дабы различать добро и зло, а воля, чтобы делать выбор между тем и другим. Свободная воля толкает человека на путь греха.

6). Аврелий Августин (354 – 430)

Философ и теолог. Самый известный представитель ранней патристики. Его философские идеи изложены в произведениях: «Исповедь», «О граде Божьем» (или «Два града»), «О свободной воле». Эти произведения вплоть до XII–XIII вв. оставались главным источником философской мудрости.

Родился Августин в Северной Африке, в г. Тагаста, в семье отца-язычника и матери-христианки. В Карфагене, Риме и Милане он изучал риторику. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти истину, и находит ее в христианстве, которое принял в 387 г. под влиянием миланского епископа Амвросия. Возвратившись на родину, становится активным деятелем христианской церкви, неумолимым гонителем язычников и «еретиков». В 396 г. стал епископом.

Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин.

Бог – центральный пункт философской системы Августина. Бог есть абсолют, высшее бытие, благо, истина и красота.

В связи с проблемой креационизма Августин рассматривает проблему времени. Время сотворено Богом и является достоянием души. Время это способность души разлагать события на «до», «сейчас» и «после». Время для Августина – это настоящее, имеющее три аспекта.

Настоящее, как таковое – единственное, что действительно существует. Некие три времени существуют только в нашей душе и нигде больше: настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – это непосредственное созерцание; настоящее будущего – это ожидание.

Ожидание – Внимание – Память

Будущее – Настоящее – Прошлое

Исходным пунктом моральной доктрины является безграничная любовь к Богу, которая должна наполнить всю жизнь человека и вытеснить любовь к человеку. Счастье – в познании Бога и испытании души. Во всём есть промысел Бога.

Философия истории Августина провиденциалистична, история понимается как проявление воли Бога. Философия истории Августина неразрывно связана с эсхатологией – учением о конце света. Поскольку история имеет конец, возникает вопрос о смысле истории. Августин интересовался не хронологией, а логикой истории.

Произведение «Град Божий» – это первый грандиозный опыт универсальной теории о человечестве и его судьбах как единого, Богом управляемого целого. В нем Августин противопоставляет два вида человеческой общности: «град земной» – государственность, основанную на любви к себе, и «град Божий» – духовную общность (церковь), которая основана на любви к Богу. Августин проводит идею теократии: власть церкви выше власти светской.

7). Фома Аквинский (1225 – 1274)

Знаменитый представитель схоластической философии, и ее систематизатор. Его труды: «Сумма философии», «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Родился в семье графа Аквинского. В Неаполитанском университете изучал Аристотеля и семь наук: логику, риторику, арифметику, геометрию, грамматику, музыку, астрономию. В 19-летнем возрасте вступил в орден доминиканцев. В 30 лет получил звание профессора в Парижском университете. Преподавал теологию в различных школах.

В 1259 г. папа Урбан IV поручил ему труд: дать трактовку аристотелизма в духе католицизма. Это была реакция церкви на широкий интерес к философии Аристотеля. И Фома прекрасно справился с поставленной задачей. С тех пор Аристотель объявляется не еретиком, а составляет философскую основу католической теологии.

За мягкость и легкость своего характера Фома получил прозвище «ангельского доктора». В XIV в. был причислен к лику святых, а в XIX в. его учение официально было признано религиозной философией католической церкви под названием «Томизм».

studfiles.net

Курсовая работа: Отличие теологии от философии в осмысление сути мироздания (XYIIв)

курсовые работы, Философия

Объем работы: 27 стр.

Год сдачи: 2010

Стоимость: Договорная

 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ 5
2.РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ 7
3. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ 10
4. ОТЛИЧИЕ ТЕОЛОГИИ ОТ ФИЛОСОФИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. К проблеме соотношения философии и теологии можно подойти с разных сторон. Философия – это единственная дисциплина, предметом которой является постоянный пересмотр собственного предмета. Совсем не зря, Мераб Мамардашвили определял философию как само(сознание) вслух, а Хайдеггер сводил ее к акту философствования. В каком-то смысле вообще ставить вопрос о четкой фиксации предмета философии некорректно. Философия – это в гораздо большей степени как, чем что, более процесс, чем результат, более тавтология, чем тезис.
В теологии существует «критика источников прилога», в философии – нет. Теология – это соборное, экклесийной явление, поэтому частное мистическое откровение согласовывается с общим мнением или оказывается за бортом Церкви. Философия – это вопрошание бытия один на один, в сущностном отсутствии того, кто может проверить качество твоего вопрошания. В каком-то смысле, философия мужественнее, ведь она вынуждена абсолютно утверждать, инкорпорируя в своем утверждении принципиальную возможность заблуждаться. На этом зиждится парадокс философии: каждая философская система претендует быть истиной, основываясь на недоказуемых априориях, и каждый раз в своем историческом развитии отрицается другой системой, которая имеет другие столь же недоказуемые априории. Теология интенционально заряжена на сохранение единства априорий – догматы, осмысление которых, впрочем, подвержено историческому дрейфу.
При всей реальной разнице между философией и теологией, их, конечно, нельзя противопоставлять. Как оппозицию корректно рассматривать разве что библейский (профетический) стиль мышления и эллинский (диалектический). Они находятся в одной плоскости. Первое, в силу стремления оставаться максимально близким к откровению, к встрече с Богом, сосредотачивается на первичной вербализации априорий, не сглаживая углы и не закругляя их в монолитную систему. Второе – диалектично по-сути, т. е. ориентировано на фиксацию и разрешение противоречий (маевтика...ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сложность человеческого существования заключается в том, что в течение жизни он «собирает» целый ряд априорий, которые изначально не согласованы друг с другом. Только тогда, когда он сознательно принимает на себя задачу примирения этих различных, но равноценных установок, мы можем говорить об осуществлении собственно акта философствования. Акты теологического и философского мышления имеют то общее, что они направлены на поиск и разрешение противоречий. При этом в теологии объектом мышления оказываются противоречия Слова Божьего, традиции и личностных априорий, а в философии – только традиции и личностных априорий.
Кроме того, теология имеет еще одно, вероятно, самое важное отличие. Местом, где разрешаются теологические противоречия, оказывается не мысль, а личность – личность Христа. Теологическое мышление это не только мышление-о, но и мышление-к. Оно не может быть оторвано от молитвы, так как понимает, что окончательное примирение противоположностей возможно не через диалектику – то есть через само же мышление, а через другое – через откровение Христа, в котором уже все примирено.
Философия XVII века, являясь естественным продолжением развития основных идей философии Возрождения, в тоже время сформировала новые принципы философствования, наложившие отпечаток на все последующие этапы развития научного знания как такового. В этот период накапливается огромное количество фактов о различных явлениях природы, полученных на основе эмпирического опыта и экспериментов, которые выходят уже за рамки чисто натурфилософской интерпретации. Конечная цель богословско-теологического подхода — защита и оправдание религиозного вероучения, доказательство непреходящей значимости религии для каждого конкретного человека и человечества в целом.

 



biblo-ok.ru