Правило ому ему – Наречия с приставкой «по-», оканчивающиеся на «-ому, -ему, -ски, -цки, -ьи»

Правило: Правописание наречий через дефис

Подробности
Категория: Правила русского языка

 

ПРАВИЛО: ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ ЧЕРЕЗ ДЕФИС

 

  Через дефис пишутся наречия

  – с приставкой по- и суффиксами -ому-, -ему-: по-моему;

  – с приставкой во-, в- и суффиксами -ых-, -их-: во-первых;

  – с приставкой по- и суффиксом -и-: по-русски.

 

  Пример:

  Одеться по-летнему легко; по-другому сделать нельзя; во-первых; во-вторых; в-последних; по-русски, по-дружески.

  Следует отличать наречия типа по-новому, от прилагательных с предлогом: по новому мосту.

  Помни, что наречие может иметь только зависимое наречие (очень весело, слишком быстро).

 

  По-моему, делать этого не стоит.

  Наречие относится к глаголу “делать” и не имеет зависимых слов.

 

  По моему мнению, делать этого не стоит.

  Местоимение относится к существительному “мнение” и отвечает на вопрос “по чьему?”.

 

  Нужно вырезать по-новому.

  Вырезать следует по новому образцу.

  Можно разделить и по-вашему.

  Разделим по вашему предложению.

  По-зимнему холодно.

  Я люблю гулять по зимнему саду.

  Во-вторых, это неразумно.

  Мы ехали во вторых санях.

 

  • < Назад
  • Вперёд >

metodbook.ru

Наречие с приставкой по- и суффиксами

Открытый урок по русскому языку в 8 классе.

 

Тема урока:  Наречие с приставкой по- и суффиксами –ому-,-ему-,-ски-.

 

 

Провела: Курбанбаева А.Б.

учитель русского языка и литературы средней школы № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014-2015 учебный год

 

Тема урока: Наречие с приставкой по- и суффиксами –ому-,-ему-,-ски-.

 Цели урока:                                                                                                                     Образовательные: Познакомить учащихся с правописанием наречий с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -ски; учить отличать предлог от приставки, отработка умения написания наречий через дефис; закрепить навыки самостоятельной работы. Формирование умения находить и использовать наречия в тексте; Закреплять умения и навыки учащихся в правописании наречий.

развивающие:

развивать творческие способности учащихся;  расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий; Развитие творческих способностей в процессе составления синквейна.

воспитательная:

 воспитывать интерес к изучению предмета.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядная презентация учебного материала, карточки для индивидуальной работы.

               Ход урока.

Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости- педагоги нашего города. Приветствуем гостей улыбкой.

Садитесь, пожалуйста.

Стадия вызова.

Психологический настрой.

-Начать сегодняшний урок мне бы хотелось со слова доброта. Что такое доброта? Как вы понимаете смысл этого слова?

Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо, и не требующих вознаграждения.

Доброта делает нас отзывчивыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

Доброта –это, прежде всего, бережливое и внимательное отношение.

А теперь прочитаем высказывания великих людей о доброте.

«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.»    

Толстой Л. Н. “Не жди добра с неба, ищи добро в труде”.

А.Кунанбаев.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

                                                                                  Конфуций

 

Давайте ,ребята, друг другу улыбнёмся и пожелаем доброго дня .На уроке постараемся вести себя  так, чтобы мне и вам было приятно работать друг с другом.. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

Тему урока запишем чуть позже.

 

Проверка домашней работы.

Ромашка Блума

Посмотрите, ребята. Что это у нас на экране. Ромашка какая? Она сжала свои лепестки. Ромашка не простая, а волшебная. В каждом лепестке её содержится вопрос. Если мы правильно ответим на вопросы , то она распустить свои лепестки. Мы люди добрые и заботливые . Давайте поможем ромашке раскрыть свои лепестки.

Парная работа.

Подходите по одному отрывайте лепестки. Находим себе пару, один из вас читает вопрос, а другой ответит на него.

Что такое наречие?

С какой частью речи употребляется наречие?

 На какие вопросы отвечает наречие? Что обозначает наречие?

Чем наречие отличается от других частей речи?

Синтаксическая роль – обстоятельство.

Актуализация изученного и изучение нового материала

Групповая работа.

Давайте прочитаем предложения и постараемся найти наречие.

Сегодня наша команда участвует в соревновании.

Мы давно начали готовиться к ним.

 Вчера  мы   встретились  с нашими соперниками.

Справа поднимается отвесная скала.

Внизу шумит  река.  

Наши спортсмены хорошо подготовлены, поэтому они  уверенно двинулись  вперёд.

 

В предложении наречия обычно зависят  от глаголов.

 

команда участвует  когда ? сегодня

 

 начали готовиться как? давно

 

встретились когда?  вчера

 

 

С какой частью речи употребляется наречие?

–  Ребята, вы заметили, что вопросы к наречию мы ставим от глагола. Запомните, на какие вопросы отвечает наречие. Чем наречие отличается от других частей речи? Наречие примыкает к глаголам, поясняет и уточняет их. Синтаксическая роль – обстоятельство.

 

II . Актуализация знаний.                                                                                                                                                                              2.Постановка учебной цели и темы урока.

Мозговой штурм.

В каких предложениях выделенное слово – наречие.

1.( По) весеннему шумит лес.

2.( По) зимнему лесу двигались подводы.

3.(По) летнему лесу приятно идти.

4.Настроение было (по) осеннему грустное.

5.Все цветы на лугу пахнут (по) разному.

 

1. По – весеннему шумит лес.

2.По зимнему лесу двигались подводы.

3.По  летнему лесу приятно идти.

4.Настроение было  по – осеннему грустное.

 5.Все цветы на лугу пахнут по – разному.

 

А теперь, давайте определить тему урока.

Тема урока:

Наречия с приставкой по- и

с суффиксами –ому-,-ему-,-ски.

Их употребление в речи. Давайте напишем в тетради тему урока.

Давайте определить цель урока. Что вы хотите узнать сегодня на уроке?

 

Цели урока: познакомить учащихся с правописанием наречий с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -ски; учить отличать предлог от приставки, отработка умения написания наречий через дефис; закрепить навыки самостоятельной работы.

Работа с учебником.

Наречия, образованные от полных прилагательных и местоимений-прилагательных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой по-

 и суффиксами -ому, -ему, -и, пишутся через . 

 

Например: другой – по-другому, настоящий – по-настоящему, человечий – по-человечьи, английский – по-английски, лисий – по-лисьи.

 

По аналогии со словами по-английски, по-французски, по-немецки, по-русски через дефис пишется наречие по-латыни;

 

 

 

 

 

 

 

IY.  Тренировочные упражнения.

1. Задание. Преобразовать данные словосочетания «прилагательное +   

существительное» в словосочетания «наречие + глагол». Составьте 2 -3 предложения, используя любые преобразованные словосочетания.

Интересный рассказ – рассказывает интересно

      Быстрый бег, упорный труд, весёлая игра, яркий свет, напряжённая работа, долгие странствия, толковый ответ,  спокойный сон.

 

Бегать быстро, трудиться упорно, играть весело, светить ярко, работать напряженно, странствовать долго, ответить толково, спать спокойно.

 

2.Задание .Замените выделенные выражения наречиями с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -ски, обозначая изучаемую орфограмму.

Составьте 2-3 распространённых предложения.

 

   Моросит, как осенью; поступает, как приятель; жарко, как летом; сделал, как вы просили; вышло,как ты думал.

 

Моросит по –осеннему, поступает по- приятельски, жарко по- летнему,

Сделал по- вашему,вышло по – твоему.

 

Физминутка

  • Медленно встаньте,
  • резко поднимите руки,
  • плавно их опустите,
  • высоко подпрыгните,
  • низко присядьте,
  • тихо сядьте за парту.

 

3. Задание.

Задание для первой группы.

Спишите, раскрывая скобки. Отличайте приставку по- от предлога  по .Произвести синтаксический разбор выделенного предложения.

 

1.Каждое время (по) своему истолковывает один и тот же сюжет.  Волк гулял (по) своему лесу. 2.Алия любит одеваться модно,( по) новому. (По) новому направлению моды девушки носят обувь на низком каблуке.

 

 

 

 

 

 

Задание для второй группы.

Спишите, раскрывая скобки. Отличайте приставку по- от предлога  по. Произвести синтаксический разбор выделенного предложения.

Солнце светило  (по) зимнему неярко. (По) зимнему небу плыли снеговые облака. 2.Когда лыжники вышли на место прежней стоянки , там всё было (по)старому.Лыжники шли (по)старому следу. 3. Солнце садилось, но туристы (по)прежнему шли не останавливаясь. (По) прежнему пути идти было легче.

Обобщение изученного материала

Синквейн.

А сейчас для того, чтобы выразить мысли и чувства, которые вызвал у вас сегодняшний урок, я предлагаю вам составить синквейн. Напомню правила составления этого нерифмованного стихотворения.

На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка включает слово, связанное с первым, отражающее сущность темы, выражающее личное отношение автора синквейна к теме.

 

Составить синквейн на тему «Наречие».

Наречие.

Самостоятельное, незнакомое.

Не изменяется, действует, конкретизирует.

Обозначает признак действия.

Обстоятельство.

 

Итог урока

– С какой целью мы выполняли это задание?

Вывод урока.

Наречия, образованные от полных прилагательных и местоимений-прилагательных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и, пишутся через . 

 

 

 

 

 

Домашнее задание Упражнение № 5.

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

мне захотелось…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

multiurok.ru

Наречие

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
Правило Пример Правило Пример
Наречие пишется слитно, если в его составе есть ныне не употребляющиеся существительные впросак
наобум
насмарку
взаперти
всмятку
испокон
Наречие пишется раздельно, если существительное в составе наречного слова сохранило некоторые падежные формы.
Исключения: наизнанку (с изнанки), поодиночке (в одиночку), наспех (не к спеху).
на корточки
(на корточках)

под мышкой
(под мышку)

за границу
(за границей)

Наречие пишется слитно, если к существительному, входящему в его состав, нельзя добавить определение или поставить вопрос взатяжку
вброд
вслух
вовремя
вволю
напоказ
Наречие пишется раздельно, если между существительным и предлогом можно вставить определяющее слово в меру (в полную меру)

на ходу (на полном ходу)

на миг (на один миг)

Наречие пишется слитно, если представляет собой сочетание «Предлог + существительное со значением пространства и времени»: низ, верх, перёд, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, век.
НО: на-гора (технический термин).
вверх
снизу
вперёд
вглубь
ввек
наверх
Наречие пишется раздельно, если к существительному, входящему в его состав, есть пояснение в глубь озера

в начале века

во время отпуска

Слитно пишутся наречия на -ую с приставками в-, на-, за-.
Исключения: в открытую, на боковую, на попятную.
вплотную
на
удалую
за
частую
Наречие пишется раздельно, если существительное в его составе употреблено в переносном значении. в пух и прах

в конце концов

след в след

поставить в тупик

Слитно пишутся наречия, образованные из сочетания предлогов с краткими прилагательными наглухо
сгоряча
набело
заживо
Наречие пишется раздельно, если оно образовано из предлога в и существительного на гласную в обнимку
в упор
в ударе
Слитно пишутся наречия, образованные сочетанием предлогов в, на с собирательными числительными. вдвое
натрое
Наречие пишется раздельно, если оно образовано сочетанием предлога по с собирательными числительными. по двое
по трое
по одному
Слитно пишутся наречия, образованные из предлога и местоимения вовсю
почему
поэтому
затем
Наречие пишется раздельно, если местоимение, входящее в его состав, имеет ведущее слово по этому мосту

во всю ширь

Слитно пишутся наречия, образованные из предлога и наречия. доныне
навсегда
задаром
Наречия пишутся раздельно, если они образованы из существительных с предлогами без, до, с, под.
Исключения: дотла, доверху, донизу, сдуру, сплеча, сроду, подчас, подряд.
без оглядки
до упора
с виду
под стать
Слитно пишутся наречия, образованные из существительного с пол- и предлога в.
Исключения: в пол-лица, в пол-яйца, в пол-яблока
вполголоса
вполсилы
Наречия пишутся раздельно, если они образованы из существительных на -ах (-ях) и предлогов в, на.
Исключения: впотьмах, впопыхах, второпях (существительные сейчас не употребляются)
в сердцах
в потёмках
на часах
на рысях

yznaika.com

Дефис между частями слова в наречиях. Видеоурок. Русский язык 7 Класс

Наречия в русском языке могут писаться слитно, раздельно и через дефис. На данном уроке вы узнаете правила дефисного написания наречий.

Правило № 1

Через дефис пишутся наречия с приставкой по-, образованные от полных прилагательных и местоимений  и оканчивающиеся на -ому, -ему, -и (-ки, -ьи).

Например: по-новому, по-вашему, по-английски, по-волчьи, по-латыни.

Следует отличать  наречия от сочетаний предлога с прилагательным.

                         наречие                                                                         прилаг.

Сравните: По-осеннему шепчут листья. – По осеннему небу плывут облака.

Приставка по- пишется слитно с наречиями, образованными от прилагательных с помощью суффикса -у-: попросту, помаленьку, потихоньку.

Приставка по- пишется слитно, если наречие образовано от сравнительной степени: побольше, почаще, подешевле, попроще.

Правило№ 2

Через дефис пишутся наречия с приставкой в-(во-), образованные от порядковых числительных и оканчивающиеся на -ых (-их).

Например: во-первых, во-вторых, в-пятых, в-десятых, а также наречия в-главных, в-последних (они включаются сюда по аналогии).

Правило№ 3

Через дефис пишутся наречия с приставкой кое-или суффиксами -таки, -то, -либо,

 -нибудь.

Например: кое-как, кое-где, всё-таки, как-то, куда-либо, как-нибудь.

Правило № 4

Через дефис пишутся наречия, образованные при помощи повтора:

 – повторением слова: чуть-чуть, еле-еле, едва-едва, громко-громко.

– повторением основы слова: давным-давно, как-никак, крепко-накрепко, мало-помалу.

– сочетанием синонимичных слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову, тихо-смирно, худо-бедно, с бухты-барахты.

Если в состав наречного сочетания входит предлог, т. е. оно состоит из существительного, предлога и еще одного существительного, то данное сочетание пишется раздельно.

Например: бок о бок, след в след, с глазу на глаз, тютелька в тютельку.

Исключение: точь-в-точь.

Раздельно пишутся наречные сочетания, состоящие из двух существительных, одно из которых стоит в форме И.п., а другое – в форме Т.п.: честь честью, чин чином, дурак дураком, чудак чудаком.

 Если в середине наречия, образованного при помощи повтора, стоит частица -то, то один дефис опускается. Например: подобру-поздорову, но подобру-то поздорову.

Через дефис пишется технический термин на-гора.

 

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» (Источник).
  2. Наречие как часть речи (Источник).
  3. Наречие как часть речи (Источник).
  4. Части речи в русском языке (Источник).
  5. Культура письменной речи. Наречие (Источник).

 

Домашнее задание

Упражнения № 251, 253, 254. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Я требовал, (во) первых, комнату, где бы мог раздеться, (во) вторых, стакан вина, (в) третьих, обоза для моего провожатого (П.). 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Ты (по) пусту повредил бы ей и себе (Гонч.). 4. Откинув циновку, гляжу я вперед – (по) прежнему вьюга крутится (П.). 5. Сначала он ехал какой-то неизвестной дорогой, а потом покатил (по) прежнему пути. 6. Дуняша слушала, приоткрыв (по) детски рот (М.Г). 1. В городе было не (по) праздничному тихо (М. Г.). 8. Дома в Москве уже все было (по) зимнему; топили печи… (Ч.). 9. (По) видимому, своим словам пастух придавал немало значения (Ч.). 10. «Старички» ходили (по) двое и (по) трое в зале, заломив истрепанные кепи на затылок (Купр.). 11. Все дела совершались (по) домашнему, (по) соседски… (Купр.). 12. Дни еще только (по) весеннему ласковы… (Купр.). 13. На такой плешине, (по) моему, и должен был находиться бекас (Пришв.). 14. Долго (по) пустому ходили охотники и расстреляли весь свой задор (Пришв.). 15. Сначала все было (по) прежнему тихо (Кор.). 16. Одет он был (по) дачному: без воротничка, полотняные туфли (Эр.).

Задание № 2. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест(на)крест, точь(в)точь, бок(о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, расстались (по)приятельски.

interneturok.ru

Ефисное написание наречий по…ому(-ему, -и) 2


ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

1. по…ому(-ему, -и)

2. –то, -либо,

-нибудь; – таки

3. кое-

4. в- (во-)… -ых

(-их)

5. повтор слов


ПРАВИЛО 1. Пишутся через дефис наречия, образованные от прилагательных с помощью приставки по и суффиксов – ому, -ему, -и

^

ПРАВИЛО 2. … – -то (-либо, -нибудь, -таки)

Как-то всё уладилось. Отправиться куда-нибудь путешествовать. Если ты встретишь где-либо мою дочь, передавай привет. Не обижайся, мы всё-таки друзья.

ПРАВИЛО 3. кое (кой) …: кое-как, кое-где

Сделал работу кое-как. Кое-что у меня всё-таки осталось.

ПРАВИЛО 4. в(во)… -их (-ых): во-первых, в-третьих и т.д.

Во-первых, я не знаю местность, во-вторых, у меня кончались запасы продовольствия, в-третьих, могла разболеться нога.


ПРАВИЛО 5. Повторение слова (чуть-чуть, громко-громко), основы (давным-давно, крепко-накрепко, как-никак), синонимичных слов (нежданно-негаданно).

И с к л ю ч е н и я:


  • бок о бок,

  • след в след,

  • с глазу на глаз

НО!


  • Крест-накрест, шиворот-навыворот,

  • точь-в-точь, волей-неволей.

  • Честь честью, чин чином, дурак дураком.

edu.convdocs.org