Признаки плановая экономика – Признаком плановой экономической системы не является. Тема 2. Экономическая система: сущность, признаки, типы

Содержание

Признаки плановой экономики

Сущность экономической системы

Развитие человечества неразрывно связано с эволюцией и усложнением экономических отношений. Можно сказать, что человек стал вести хозяйство еще с первобытных времен, когда пища добывалась для личного и общинного потребления. Постепенно труд стал специализироваться, появилась частная собственность. Люди начали заниматься скотоводством, земледелием и ремеслами, что способствовало установлению обмена. Качественные изменения в данной области произошли в тот момент, когда появился единый эквивалент расчета. Он имел натуральную форму, а затем, стал осуществляться посредством использования драгоценных монет. Не менее важным событием в становлении хозяйственных систем стало развитие международной торговли, открытие новых торговых путей. Это способствовало формированию первого накопления капиталов, а также заложило основы будущих рыночных отношений.

Качественные изменения в обществе произошли в ходе промышленной революции. Во-первых, переход к машинному труду увеличил объем выпуска, способствовал унификации труда, а также появлению новых профессиональных направлений. Потребности общества так же изменились, покупатели имели собственные средства для осуществления покупок. Постепенно предлагаемый ассортимент продукции рос, что давало свободу выбора. Были заложены основы капиталистического общества.

Экономическая система представляет собой определенный сложившийся институт отношений, в основе которого лежит общественный воспроизводственный процесс. Особенности взаимодействия реализуются на этапах от создания и распределения благ, до их сбыта и потребления.

В экономической теории существуют различные подходы к разделению экономических систем. Например, по форме собственности, а также особенностям хозяйственных связей выделяют такие экономические системы, как:

  • традиционная;
  • плановая;
  • рыночная;
  • смешанная.

Замечание 1

Так же принято делить экономические системы на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. В каждой из них главенствует свой фактор производства, социальный класс с и метод получения дохода.

Особенности и признаки плановой экономики

Главной особенностью плановой экономической системы является сильная централизация государственной власти, которая оказывает прямое воздействие на все сферы жизни общества конкретной страны. Такая модель была характерна для стран бывшего социалистического лагеря. Особенности плановой экономики позволяли руководителям этих государств внедрять идеи равенства и справедливости. Считается, что основоположниками данной системы стали труды Маркса и Энгельса. Идея социального равенства в плановой экономике реализовывалась через приоритет общественного над индивидуальным, и коллективного над частным.

Плановая экономика представляет собой модель хозяйственных отношений, где осуществляется централизованное управление производством и ценами с учетом всех потребностей, что в конечном итоге ведет к относительному равновесию между предложением и спросом.

Признаками плановой экономической системы можно назвать:

  1. Государственная собственность на все имеющиеся экономические ресурсы.
  2. Стратегическое, тактическое и оперативное управление национальной экономикой находится в руках правительства.
  3. Централизованное принятие решения относительно ассортимента, цен, объемов выпуска.
  4. Любые инвестиции осуществляются согласно государственному плану.
  5. Полное отрицание частной собственности, коллективизм.
  6. Полное доминирование производителя и предложения над потребителем и спросом.

С одной стороны, плановая экономическая модель обладает рядом преимуществ. Например, она создает прозрачную упорядоченную хозяйственную систему, в которой формируются предпосылки для стабильного развития, поддерживается высокий уровень занятости населения, оказывается поддержка заведомо убыточным производствам. Централизованная система сыграла важную роль в быстрой перестройке экономики СССР в пользу военной мобилизации. После войны она помогла восстановить хозяйственную систему страны.

Однако, плановая экономика обладает рядом недостатков. Ввиду отсутствия конкуренции и собственной предпринимательской инициативы в системе постепенно формируется товарный дефицит. Экономическое развитие страны начинает отставать от общемирового. Для защиты внутреннего рынка обрываются международные торговые связи. В конечном итоге это сказывается на техническом и технологическом отставании от ведущих экономик мира.

Общее сопоставление плановой и рыночной экономических систем

Современное общество отказалось от плановой модели экономических отношений на национальном уровне. Однако, элементы данной модели сохранились в отдельных отраслях народного хозяйства. Как правило, она реализуется в стратегических сферах, а также в области национальной безопасности.

Во многих странах был совершен переход от плановой экономики к рыночной. Прежде всего, необходимо было ликвидировать отставание от других стран, открыть рынки, создать условия для формирования саморегулирующейся и гибкой хозяйственной среды. Для этого надо было перевести государственную собственность в частную, либо в совместные формы владения. Для предпринимательства это означало, что коммерческие риски, которые ранее переносились на всю экономическую систему, в рамках рыночной, обязывали самостоятельно разрешать текущие проблемы.

Ресурсы в плановой системе распределялись централизовано, согласно приоритетам, определенным правительством. В рыночной модели отношения более стихийны. Соотношение спроса и предложение устанавливается согласно рыночным законам равновесия. Цены при плановом подходе всегда фиксированы, а на рынке они свободные.

Любые внешнеторговые операции при централизованной системе осуществляются строго специализированными органами и предприятиями. Валютный курс стабилен, так же существуют специальные курсы для отдельных видов международных операций. В рыночной экономике любой субъект может выйти на международный уровень. Валютная корзина устанавливается согласно законам рынка.

Замечание 2

При переходе от централизованной системы к рыночной произошло освобождение рабочей силы от принудительного труда. С одной стороны – это сделало рынок труда свободным, с другой – создало условия, при которых государству все равно необходимо оказывать определенную социальную помощь обществу в сфере трудоустройства.

spravochnick.ru

Признаки экономики планового типа

Определение плановой экономики

Плановая экономика представляет собой экономическую систему хозяйствования, при которой собственность на ресурсы принадлежит государства, а экономическая деятельность направляется и координируется посредством централизованного управления. Иначе ее принято называть экономикой государственно регулируемого хозяйства. Для плановой экономики характерны следующие явления:

  • дефицит товаров;
  • низкое качество и ограниченность ассортимента товаров и услуг;
  • отсутствие импортной продукции на отечественном рынке;
  • наличие больших очередей.

Сама по себе плановая экономика характеризуется отсутствием свободного механизма формирования спроса и предложения. Их динамика и структура определяются и просчитываются государством. Основным источником их расчета служит статистика, помимо этого большая роль отводится идеологическому фактору, призванному решать насущные политические задачи.

Сам рынок строго регулируется, а ценовая политика устанавливается государством. Оно же, исходя из расчетного спроса и предложения, создает новые производства и сервисы, а также решает, какие именно предприятия и в каких объемах должны производить те ли иные продукты и услуги.

Замечание 1

Для экономики планового типа характерно отсутствие свободной рыночной конкуренции. Отдельные ее проявления имеют место быть на уровне отраслевых соревнований, которые также инициируются органами государственной власти.

Зачастую плановая экономика является социально ориентированной. Для нее характерны высокий уровень занятости и низкая безработица, обеспечиваемые государством. Кроме того, инфляция в условиях планового хозяйства невысока – вовсе отсутствует либо ее значение близко к нулю.

В современном мире плановая экономика в ее чистом виде, практически не используется. Для того, чтобы разобраться в сущность планового хозяйства, необходимо рассмотреть ее признаки и черты более подробно.

Базовые признаки и черты плановой экономики

Сама по себе плановая система хозяйствования возникла в качестве реакции на проявление несостоятельности рынка.

Под несостоятельностью рыночной системы следует понимать ошибки (провалы) рынка, представляющие собой такие ситуации, при которых рынок не способен к обеспечению эффективности использования ресурсов. К основным провалам рынка принято относить:

  • наличие монополий;
  • информационную асимметрию;
  • внешние и внутренние эффекты;
  • общественные блага.

В результате необходимости преодоления несостоятельности рынка происходит усиление государственного регулирования, приводящее к формированию планового хозяйства. Базовые признаки планового хозяйства представлены на рисунке 1. Рассмотрим основные черты экономики планового типа более подробно.

Рисунок 1. Признаки планового хозяйства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для плановой экономики характерно преобладание государственной формы собственности на экономические ресурсы и средства производства. Государственная собственность может быть муниципальной, региональной и общегосударственной, а ее объектами могут выступать природные ресурсы, капитал в денежной или вещественной форме, рабочая сила и пр.

В условиях планового хозяйства частная собственность нивелируется, а государству отводится роль монополии. Последнее за счет централизованного планирования, управления и контроля обеспечивает директивное направление и координацию всей экономической деятельности. Большая часть экономических решений носит централизованный характер и принимается в виде планов социально-экономического развития, посредством выполнения которых обеспечивается сбалансированность экономической деятельности.

Как таковая экономическая свобода у субъектов рынка отсутствует, а нужды потребителя отводятся на второй план. Инвестиционные решения принимаются, а ресурсы распределяются централизовано. Специально созданный орган государственной власти определяет и регулирует объемы и ассортимент производимых товаров и услуг, устанавливает отпускные цены на продукты и контролирует размеры заработных плат.

Основные экономические вопросы (что, как и для кого производить) решаются на основе разработанного центральными органами управления страны директивного народнохозяйственного плана, представляющего собой способ распределения ограниченных ресурсов на основе государственных заданий, имеющих обязательный для исполнения характер.

Замечание 2

В идеале плановая экономика должна способствовать формированию общества, не разделенного на богатых и бедных. Однако на практике это не всегда так. Зачастую можно встретить экономические системы, сочетающие в себе элементы планового и рыночного хозяйства.

Виды плановой экономики

Плановая экономика подлежит разделению на два базовых вида (рисунок 2). Несмотря на наличие общих признаков и черт, присущих плановому хозяйству, они имеют свои особенности. Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Виды плановой экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В рамках плановой экономики демократического типа сохраняется господство государственной собственности на экономические ресурсы. При этом планирование носит преимущественно общий характер и не предполагает детализированной разработки директивных экономических показателей. Выполнение плановых показателей считается обязательным лишь для государственных предприятий, для прочих участников экономической деятельности они носят рекомендательный характер. Свое практическое применение данная модель получила в таких странах, как Германия и Франция.

В рамках плановой экономики командного типа национальное хозяйство приходит в движение на основе централизованного планирования и управления. Производители ограничиваются в самостоятельном принятии экономических решений, а сбалансированность экономики достигается ща счет использования исключительно административных методов (приказов и распоряжений). Все планы государства носят директивный характер и выступают в роли законов, обязательных для исполнения. Примером стран, использующих данную модель хозяйствования, можно считать Кубу и Северную Корею.

spravochnick.ru

Централизованно-плановая экономика

Понятие централизованно-плановой экономики

Централизованно-плановая экономика является один из типов экономических систем. Экономическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических элементов, которые образуют определённую целостность и формируют структуру общества. Иначе говоря, она отражает единство отношений, которые складываются в сфере общественного воспроизводства, непосредственно связанной с производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ.

Определение 1

Под централизованно-плановой экономикой следует понимать особый тип организации экономической системы, в которой решение основных экономических проблем общества обеспечивается посредством использования механизма директивного централизованного управления экономикой. Иначе ее также принято называть экономикой административно-командного типа.

Административно-командную экономику можно определить в качестве системы (типа) хозяйствования, характеризующейся преобладанием государственной собственности на экономические ресурсы и решения, административно принимаемые на высшем уровне управления, причем как основные, так и менее значимые. Подобные решения доводятся до каждой экономической единицы в виде команд, планов и приказов, обязательных для выполнения.

Экономика административно-командного типа характеризуется доминированием общественной (государственной) собственности на средства производства. Руководство экономикой носит централизованный характер и осуществляется на основе коллективного принятия экономических решений и государственного планирования. Основным координирующим экономику механизмом выступает государственный план, имеющий директивный (обязательный для выполнения всеми экономическими единицами) характер.

Базовым мотивом для установления экономики и внедрения системы хозяйствования централизованно-планового типа провозглашается производство ради обеспечения роста и развития всего сообщества трудящихся в целом и каждого из его членов в частности. Как правило, в такой экономике отмечаются:

  • довольно высокий уровень занятости;
  • низкий уровень инфляции.

Свое распространение она получила в таких странах современного мира, как Вьетнам, Куба, Северная Корея. Говоря об исторической ретроспективе, наличие экономики централизованно-планового типа можно отметить в странах Восточной Европы, СССР и некоторых государствах Азии.

Сущностные черты централизованно-плановой экономики

Сущность централизованно-плановой экономики находит свое отражение в чертах, ей присущих. Основными из них считаются:

  • общественная собственность на экономические ресурса и средства производства;
  • ограничение либо вовсе недопущение частного предпринимательства;
  • высокая степень централизации при распределении ресурсов и формировании результатов производственной деятельности;
  • использование целевого инвестирования на уровне государства;
  • затратное ценообразование;
  • директивное планирование;
  • монополизация и высокая степень бюрократизации экономики и пр.

Реализация экономических процессов в рамках подобного типа хозяйствования осуществляется на основе абсолютизации власти государства и его монопольной собственности на средства производства. Материальные блага, трудовые и финансовые ресурсы распределяются централизовано, без участия непосредственных потребителей и производителей, согласно заранее отобранным критериям. Как правило, большая часть ресурсов под влиянием господствующих в обществе политических и идеологических установок направляется на развитие и поддержание военно-промышленного комплекса.

Замечание 1

Для экономики централизованно-планового типа характерно осуществление тотального контроля над производством и распределением продукции, ограничение свободного рынка и директивное централизованное управление народным хозяйством. В результате свободные рыночные отношения и связи между отдельными участниками рынка исключаются.

Все производственные единицы (предприятия) управляются высшими эшелонами власти централизованно. Самостоятельность в принятии решений на уровне хозяйствующих субъектов сводится на «нет». Механизмы и методы рыночной экономики и товарного производства применяются в ограниченном виде либо не применяются вообще.

Централизованной бюрократической системой используются преимущественно нерыночные рычаги управления. Руководство хозяйственной деятельностью со стороны аппарата государственной власти осуществляется в основном при помощи административно-распорядительных методов, предполагающих необходимость обязательного выполнения директивных заданий и решений высшего руководства. Материальная заинтересованность в результатах труда сводится к минимуму.

Преимущества и недостатки централизованно-плановой экономики

Централизованно-плановая экономика, как и любой тип экономической системы, имеет свои преимущества и недостатки. В общем виде они представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Сильные и слабые стороны экономики централизованно-планового типа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Считается, что централизованно-плановая экономика обеспечивает социальную защиту граждан страны, обладает достаточно высокой степенью стабильности и дает определенные социальные гарантии. Кроме того, она характеризуется устойчивостью цен и практически полным отсутствием безработицы.

В то же время, экономика централизованно-планового типа неизбежно сопровождается дефицитом одних товаров и избытком других. Она практически не восприимчива к научно-техническому прогрессу. В рамках подобной экономики наблюдается низкое качество товаров и услуг. Сама же она обеспечивает относительно невысокий уровень и стандарты жизни.

История показала слабую жизнеспособность этой системы, а ее невосприимчивость к новым условиям жизни привели к невозможности дальнейшего проведения социально-экономических преобразований во всех бывших социалистических странах. В результате и был осуществлен переход к экономике рыночного типа.

spravochnick.ru

Плановая экономика при капитализме и социализме

Публикуем любопытную, на наш взгляд, статью, автор которой,  симпатизируя КНДР, полагает, что он отражают точку зрения наших северокорейских товарищей по вопросу о сущности плановой экономики в разных экономических системах. С некоторыми оценками автора статьи редакция сайта «Рабочий Путь» согласиться не может, поэтому дополняет ее своим комментарием.

Плановая экономика при госкапитализме и социализме

Существует распространённое заблуждение, что плановая система присуща именно социализму, также как рыночная капитализму. Однако это разные категории. Рыночная экономика действительно не совместима с социализмом (однако как говорил В.И. Ленин – после революции пролетариат получает в свои руки буржуазное государство без буржуазии – то есть государство с экономикой на рыночных началах, которые уже пролетариату необходимо преобразовать). А вот плановая экономика может существовать как при социализме, так и при капитализме, так как она позволяет эффективно распределять ресурсы в масштабе государства, развивать необходимые в данный стратегический момент отрасли хозяйства, собирать экономические силы в единый кулак.

Плановая экономика предполагает преимущественно государственную собственность на материальные ресурсы и средства производства. Централизованное руководство экономикой осуществляется уполномоченными государственными органами.

В плановой экономике существуют две формы планирования перспективное и текущее.

А) Перспективное планирование – составление планов на продолжительный период времени, например 5-7 лет и более;

Б) Текущее планирование  — разработка текущих плановых заданий на краткие сроки (год, квартал).

Большим плюсом плановой экономики является возможность ликвидации безработицы.

А) Плановая экономика при капитализме.

Плановая экономика в капиталистической формации в 1-ю очередь присуща государственно-монополистическому капитализму, или просто государственному капитализму. Это экономическая система, в которой государство выступает в роли капиталиста: владеет средствами производства, нанимает рабочих и присваивает прибавочную стоимость. Как и при любом монополизме существует диктатура производителя и продавца над покупателем.

В централизованном порядке каждому предприятию планируется: объём реализации продукции, фонд заработной платы, сумма прибыли и рентабельность, платежи в бюджет и т.д. в зависимости от специфики конкретной экономики.

Положение рабочих при этом нисколько не лучше, чем при любой другой форме капитализма. В государстве чрезвычайно возрастает роль бюрократии – доход в обществе зависит от статуса, должности, связей. Плановое хозяйство, несмотря на все свои плюсы, становится громоздким и неповоротливым т.к. оторванные от народных масс большие бюрократические аппараты (да и те, кто занимается планированием не всегда компетентны) часто неспособны оперативно отреагировать на потребности общества, что может привести к дефициту пользующихся спросом товаров и услуг, высокая вероятность принятия неверных решений об инвестициях, об объёмах производства тех или иных товаров и услуг. Тормозится НТП – ведь прогресс снижает затраты, а следственно и прибыль – а прибыль запланирована, и не должна быть ниже установленного рубежа. Существует вероятность инфляции (роста цен) и товарного дефицита обусловленная рядом политэкономических факторов – а товарный дефицит ведёт к продажам из-под прилавка, по блату. Именно такая экономическая система государственного капитализма существовала в брежневско-горбачёвском СССР (как и в его сателлитах). Правда, в самые последние годы в советской экономике помимо огромного государственного сектора существовал и мелкотоварный – кооперативы, некоторая часть экономики принадлежала западным корпорациям.

(Данное исследование является не политической критикой экономической системы ревизионистского СССР, а кратким экономическим анализом плановых экономических систем с т.з. чучхейской политэкономии).

Б) Плановая экономика при социализме:

Создаётся в результате развития социалистического строительства. Правовая основа – социалистическое право, основывающееся на юридическом равенстве граждан как работников. Без государственного планирования не осуществим социализм – планирование народного хозяйства – его главное условие.

Основана на двух главенствующих формах собственности – государственной (общенародной) и колхозной (коллективной). При этом все  предприятия не являются собственниками средств производства. Т.е. если какому-то предприятию тот или иной станок становится не нужен, он передаётся другому предприятию.

I) Государственный (общенародный сектор). Для анализа обращения произведённых продуктов необходимо выделить Подразделение I (производство средств производства) и Подразделение II (производство предметов личного потребления). Это взаимодействие происходит через обращение произведённых продуктов, но уже не товаров. То есть произведённые товары не выставляются на рынок для продажи, а циркулируют через государственные органы планирования и распределения (Правительство, его министерства, Госплан, Госснаб, Госторговля). Товаром является только та продукция, что продаётся в предприятиях госторговли, а такие товары назывались «товарами народного потребления» т.е. конечный продукт потребления — закон стоимости распространяется только на них. Остальное реализуется через специальные фонды бесплатного общественного потребления.

Общественно необходимый для создания продуктов труд ещё измеряется в денежном выражении как стоимость. Но стоимость уже играет роль не двигателя и регулятора производства, а лишь традиционной (и поэтому удобной) единицы измерения вложенного в продукт труда. И эта стоимость учитывается главным образом при распределении продуктов личного потребления среди работников — распределении по вложенному каждым работником труду на благо всего общества. В СССР распределение по труду имело денежную форму, К. Маркс, в своё время предлагал выдавать работнику индивидуальные квитанции, но это было трудно исполнимо из-за технических трудностей учёта индивидуальных квитанций в процессе их обмены на продукты. В будущем все расчёты, вероятно, будут производиться безналично, по индивидуальным пластиковым карточкам.

Цены, функционирующие между предприятиями, «оптовые цены предприятия» уже, по сути, не являются ценами как стоимость обмена на рынке, т.е. не выполняют роль регулятора меновых отношений, а, по сути, лишь учётную функцию. Себестоимость складывалась из комплектующих и оборудования (т.е. накопленного труда в них) плюс собственные затраты на оплату труда (вложенный собственный труд). Эти затраты (какую зарплату платить), как и везде определяются с учётом спроса на тот или другой труд. Далее, снижение себестоимости продукции возможно лишь с помощью сокращения затрат на труд (для социалистической экономики характерно стремление к снижению затрат), а точнее с помощью экономии труда (т.е. раньше работали 10 рабочих, мы рационализировали процесс — с той же работой стали справляться 2-е рабочих). При этом, в государстве планирования эти 8 освободившихся рабочих не выкидываются на улицу (как в «цивилизованных» рыночных странах), а тут же этот освободившийся ресурс использовался для расширения производства.

Рентабельность отдельных предприятий в социалистической плановой экономике не имеет значения, поддерживаются даже убыточные предприятия, приносящие пользу народному хозяйству. Главным экономическим законом является не максимизация прибыли как при капитализме, а обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники (И. В. Сталин) Развитие новых технологий стимулируется государством.

Все доходы от деятельности промышленности, т.н. налог с оборота —  в принципе никакой не налог, а форма централизованного чистого дохода социалистического общества, который направляется государством в общественные фонды, на нужды развития экономики и проводимое в плановом порядке снижение цен. Т.е. рабочие работают не на, как сейчас принято говорить, «дядю», а на себя, на благосостояние всего общества.

II) Колхозный (коллективный, кооперативный, но не общенародный) сектор. Колхоз – коллективное хозяйство, артель, коллективным трудом производящая сельскохозяйственную продукцию. Его органом управления служит правление, избираемое прямым голосованием всех членов колхоза. Правление решает все оперативные вопросы колхозного производства, распоряжается полученной продукцией и занимается распределением материальных благ соответственно вкладу каждого члена колхоза в коллективное производство. Таким образом, колхозы являются коллективным собственником своей продукции. Особенностью социалистических «сталинских» колхозов было то, что основные средства колхозного производства (земля, машины) не принадлежали колхозу, а были частью общенародной собственности.

Своей землёй колхозы распоряжались фактически как своей собственностью, но они не могли её продать, сдать в аренду или заложить. Потому что при социализме вся земля и её недра принадлежали всему народу.

Вся произведённая в колхозе продукция (за вычетом той, что передавалась в МТС) находилась в полном распоряжении колхозов. Часть этой продукции (предметы потребления) оставалась у самих колхозников, как натуральная оплата их труда. Оставшаяся часть становилась товаром, которым колхоз распоряжался как коллективныйтовародержатель.

Прибыль от продажи своей продукции (исключая часть, уходившую в оплату за использование техники) колхоз употреблял на свои нужды (расширение производства, зарплата (распределялась в зависимости от размера труда вложенного в производство) колхозников, закупка семян, мелкого инвентаря).

По сталинской программе развития социалистического способа производства путём постепенных переходов, осуществляемых с выгодой для колхозов и, следовательно, для всего общества, поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности и заменить товарное обращение системой продуктообмена.

Разумеется, полноценное развитие социалистического планирования не возможно без системы централизованного самовоспитания общества – цель которого всестороннее развитие его членов, ведь как метко подметил Ким Чен Ир –«Идейность решает всё».

Система мониторинга спроса должна осуществляться не через оторванные от народа бюрократические машины, а через систему соседских групп, тесно связанных с местными органами власти, информация от которых передаётся в Госплан, как например, в современной КНДР.

Источник juche-union.livejournal.com.

От редакции сайта «Рабочий Путь»:

Говорить о возможности существования плановой экономики при капитализме можно только обязательно указывая ее ограниченный характер. Полностью вся экономика страны при капитализме плановой быть не может — этого не позволяют сами законы капитализма. Планирование при капитализме возможно только в пределах внутреннего планирования деятельности крупных компаний или отдельных отраслей экономики, принадлежащих капиталистическому государству, но не более того.

Автор статьи забывает, что капиталистическое государство, особенно в условиях государственно-монополистического капитализма, это фактически комитет по управлению делами класса буржуазии, в который входят представители крупного капитала — монополисты. По сути государственная собственность при капитализме это та же самая коллективная частная собственность капиталистов-монополистов, доходы от которой  прямиком идут к ним в личный карман, т.е. самым натуральным образом делятся между ними по договоренности. Расходы на функционирование такого государства — поддержание госаппарата, армии, прокуратуры, судов, таможни, выделение средств на некоторые виды социальных гарантий для населения страны и пр. осуществляются этими капиталистами коллективно и только в той мере, в какой им это выгодно, в какой им позволяет это делать главный закон капиталистического производства — закон стоимости.

Капиталистический способ производства характеризуется следующими признаками: товарный характер производства, частная собственность на средства производства и рынок рабочей силы. Из самого характера капиталистического способа производства вытекает крайняя зависимость капиталистической экономики от наличия рынка, как рынка сбыта произведенных товаров, так и рынка труда! Ведь прибыль при капитализме как раз и создается путем эксплуатации, т.е. присвоением капиталистами значительной части продукта, произведенного наемными работниками. Поэтому не может быть даже речи о том, что при капитализме в любой его форме возможна ликвидация безработицы. Безработица и есть один из главных факторов, двигающих капиталистическую экономику. Чем она выше, тем ниже затраты капиталистов на оплату труда, и тем выше его прибыль.
Планирование, распространенное капиталистическим государством на все области экономики и социальной жизни страны, полностью устранит потребность в рынках как таковых, в том числе и рынка труда, сделав тем самым  невозможным и действие закона стоимости А это означает, что о капитализме в таком случае и речи быть не может, это будет принципиально иной экономический строй, который одновременно потребует и уничтожения частной собственности на средства производства.

Планирование в рамках всего государства это очень затратная вещь, которая в условиях капитализма, в том числе и государственного, означающего всего лишь «систему отношений между капиталистическим хозяйством и государством, при которой буржуазия, подчиняя себе государственный аппарат, широко использует его для своего обогащения.», крайне невыгодна капиталистам. У них есть тысячи других способов как можно обеспечить себе ту же самую прибыль намного проще.

Исходя из всего вышесказанного, мы никак не можем согласиться с характеристикой, данной в настоящей статье, что  «экономическая система государственного капитализма существовала в брежневско-горбачёвском СССР (как и в его сателлитах)». Если горбачевский период времени, по крайней мере, его завершающий этап, еще можно отнести к государственному капитализму, то  период правления Л.И.Брежнева капитализмом назвать никак нельзя, ибо отсутствуют как минимум два из трех главных признаков капитализма — частная собственность на средства производства и рынок рабочей силы. Да и цели советского государства  в брежневский период были теми же самыми, что и в период правления Сталина, который северокорейские товарищи, безусловно, относят к периоду социализма, говоря о плановой экономике при социализме. И заключались они не в получении максимальной прибыли любыми путями, а в обеспечении максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Иное дело, что во времена Брежнева под совершенствованием социалистического производства, к сожалению, понималось несколько иное, чем в сталинской экономике, и одним из критериев тогда действительно стала прибыль, хотя и в понимании ее как прибыли всего общенародного социалистического государства, а не конкретных частных лиц.

Научно-технический прогресс в советской экономике во времена Брежнева развивался достаточно высокими темпами, создав такой гигантский задел на будущее, что капиталистическая России, оказавшаяся полностью неспособной создать что-либо свое новое, до сих пор прожирает то, что было создано с значительной мере в то время. Положение рабочих, как и всего советского народа, в СССР при Брежневе было совершенно несравнимо с положением неимущих классов при капитализме, и этот период времени до сих пор в сознании всех советских людей остается в материальном и моральном отношении лучшим во всей истории Советского Союза.

Да, негативные моменты были и у брежневской эпохи, и достаточно серьезные, и один из них указан в статье, это рост бюрократии в советском государственном аппарате. Но бюрократия это явление, присущее всякому государству, и оно будет существовать до тех пока существует само государство. Гораздо важнее  другой серьезный недостаток хрущевско-брежневского и последующих периодов СССР — постепенно отстранение от власти в стране рабочего класса, но причины этого явления не так однозначны и не так просты, чтобы можно было их обсуждать в рамках комментария к настоящей статье, тем более, что северокорейские товарищи этот вопрос и не ставят.

work-way.com

Плановая экономика — реферат

Государственная, командная, плановая также социалистическая экономика — это форма экономического устройства, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Командная экономика характеризуется высоким уровнем централизации функций руководства экономикой и применением директивных методов управления. Командная экономика является противоположностью рыночной экономике, в которой производство, распределение, ценообразование и инвестиции принимаются владельцами средств производства на основе собственных интересов, а не согласно всеобъемлющего плана. Некоторые исследователи различают плановую экономику от командной, считая командную экономику крайним случаем плановой. Однако, планирование экономической деятельности присутствует и в условиях свободного рынка. 

Признаки  командной экономики. Государственные органы планируют ассортимент и объёмы производства всех товаров и услуг, регулируют (командными методами) цены на все продукты и величины всех заработных плат. Инвестиционные решения также принимаются централизованно. Такая экономическая система отрицает частную собственность на средства производства либо полностью, либо частично, и противопоставляет себя рыночной экономике. Главной особенностью командной системы является отсутствие у производителей свободы выбора. Именно отсутствие свободы выбора предопределяет отсутствие у производителей заинтересованности производить лучшие и более дешевые товары, увеличивая их ассортимент и разрабатывая новые модели. Удовлетворение потребностей потребителей в такой системе находится на низком уровне. Но следует отметить также, что планирование как метод управления отдельным предприятием широко используется в хозяйственной практике и может способствовать повышению общей эффективности производства. 

Примеры планового хозяйства. Типичным примером плановой экономики являлась советская экономика, которая оценивалась ЦРУ как вторая по мощности в мире. Государственным органом, регулирующим экономику, являлся Госплан СССР, который был создан в феврале 1921 года на базе комиссии ГОЭЛРО. Госплан СССР разрабатывал проекты сначала на год, а с 1925 года на 5 лет (1928—1932).

В настоящее  время государствами с плановой экономикой являются Куба и Северная Корея. Частная собственность в этих странах значительно ограничена, конституционно запрещена эксплуатация человека человеком. К смешанным экономикам может быть отнесен Китай (со значительными рыночнымы элементами), Иран (существуют пятилетки, огосударствленная экономика), Сирия (свыше 70% процентов экономики в госсекторе), Саудовская Аравия (глубоко огосударствленная экономика, ведется пятилетнее планирование), другие нефтегазовые королевства Аравийского полуострова, и другие страны. При этом в этих странах соблюдается неприкосновенность частной собственности. Элементы планирования имеются также во многих странах Западной Европы. Так, во Франции существует должность генерального комиссара по планированию. Значительна роль государства в экономике и в соседней Бельгии, государственные расходы в структуре ВВП составляют 55%. Элементы плановой экономики иногда существовали и в рамках капитализма, например, в нацистской Германии во время второй мировой войны, в Индии до её экономических реформ 1991 гг. и в Ираке при Саддаме Хусейне с 1979 по 2000 год. 

Критика. Одним из первых серьёзных критиков социалистической экономики был Людвиг фон Мизес. В 1922 году вышла в свет книга «Социализм», в которой автор подверг критике идеи социализма и впервые попытался доказать невозможность социализма и социалистической экономики.

 К недостаткам  планового хозяйства относят:

  • Сложность оперативного реагирования на потребности общества, что может привести к дефициту пользующихся спросом товаров и услуг, высокая вероятность принятия неверных решений об инвестициях, об объёмах производства той или иной продукции (услуг)
  • отсутствие у производителей стимулов к эффективности использования ресурсов, к расширению ассортимента товаров и услуг, к инновациям
  • стремление перевыполнить план может негативно сказаться на качестве продукции
  • невозможность управления постоянно возрастающей сложностью производственной цепочки

student.zoomru.ru

Рыночная экономика и плановая экономика: основные характеристики и отличия

Рыночная экономика и плановая экономика, как правило, противопоставляются. Эти модели имеют ряд принципиальных отличий. Рассмотрим их подробнее.

Общие сведения

Рыночная экономика и плановая экономика в первую очередь противопоставляются по политической линии. Последнюю, в частности, связывают с капитализмом. При этом подразумевают обычно либеральное развитие хозяйственной структуры. Планово-командная экономика связывается с социализмом. При этом имеют в виду конкретное состояние хозяйства в советские годы. По другой линии рыночная экономика и плановая экономика противопоставляются по способу интеграции труда. К первой относят обменный, а ко второй – технологический метод.

Политическая линия

Ряд экспертов полагает, что рыночная экономика и плановая экономика не могут привязываться к конкретной форме государственного устройства. Обосновывается данная позиция следующими аргументами. Эксперты указывают на то, что рыночная экономика сегодня не только не отвергает, а, наоборот, активно использует планирование. В частности, оно достаточно широко применяется внутри крупных корпораций. Кроме этого, в истории известны капиталистические, но при этом абсолютно плановые системы хозяйствования. Такая ситуация, к примеру, имела место в Германии в период Второй мировой. В стране действовал жесткий план производства оборонной продукции на конкретный срок в масштабах государства. Кроме этого, четко оговаривались взаимодействия смежных отраслей.

Специфика интеграции труда

Профессионализация и дифференциация используются в рабочей сфере для увеличения результативности производства. Они компенсируются интеграцией труда. Она, в свою очередь, достигается или посредством формирования технологических цепочек, или через обмен по стоимости на рынке. Первый вариант можно использовать только для исполнения производственных заданий. Нельзя сказать, что он выступает как основа плановой экономики. Обуславливается это тем, что она сама вырабатывает и производственные задания в соответствии с анализом хозяйственной деятельности и состояния общества. Это, в свою очередь, требует применения рыночных параметров. Нельзя назвать и метод интеграции через обмен отграничивающим вторую рассматриваемую структуру хозяйства. Он занимает, безусловно, приоритетное положение, однако одновременно в рыночной экономике применяется метод технологической цепочки. К примеру, такое имеет место в конвейерном производстве.

Ключевое отличие

Для хозяйственной системы характерна отрицательная обратная связь. Это означает, что появившееся рассогласование между показателями спроса и предложения структура будет стремиться минимизировать. Этот процесс именуется регулированием. Ключевым отличием рассматриваемых структур выступает специфика и способ минимизации этого рассогласования. Основа плановой экономики – централизованное, принудительное и осознанное регулирование. Оно осуществляется через производство. В рыночной модели регулирование стихийное, автономное. Оно реализуется через цены.

Характеристика рыночной экономики

Хозяйственная структура состоит из государственных институтов управления, предприятий, населения. Все эти субъекты взаимодействуют друг с другом с помощью прямой и обратной связи. В теории допускается 2 крайних состояния системы хозяйствования. Первое предполагает абсолютное отсутствие госуправления предприятиями. Фирмы в этом случае совершенно автономны и самостоятельны. Они свободно осуществляют свою деятельность, совершают обменные операции. Такова общая характеристика рыночной экономики. Любые воздействия на нее могут спровоцировать изменения. Тем не менее она вполне сможет адаптироваться, поскольку обладает определенным запасом устойчивости. Стоит отметить, что кризис перепроизводства необязательно будет сопутствовать ей. Он рассматривается теоретиками как продукт капиталистического строя, а не функционирования рынка. Внутри предприятий используется преимущественно технологический способ интеграции труда, между компаниями – обменный.

Специфика регулирования

Рыночная модель не нуждается в установках госорганов. Она обладает способностью к саморегулированию. Оно заключается в том, что попытки производителей изменить стоимость продукции по отношению к равновесной влияет на спрос. Его изменение направлено на сохранение ценового баланса. Поскольку действует механизм саморегулирования, монополисты не могут бесконечно повышать стоимость товаров. Ее предельное значение будет ограничено снижением спроса.

Преимущества

Рыночная экономика по своей сути ориентирована исключительно на совершение максимально выгодного обмена. Другими словами, модель не решает социальные и прочие задачи. При ее воплощении исключается системный подход, то есть, принимаются во внимание далеко не все факторы и последствия. Учитывается, преимущественно, только прибыльность. Регулирование внутри системы в краткосрочной перспективе осуществляется изменением цен. В качестве ключевого достоинства модели выступает ее быстродействие. Это обуславливается тем, что в ценовом регулировании не задействуется инерционное производство. Субъект, выпускающий продукцию, реагирует на спрос автоматически, почти мгновенно через стоимость и с определенным замедлением через инвестирование капитала в наиболее доходные отрасли.

Планово-командная экономика

Это второе крайнее состояние хозяйственной структуры. Еще одно ее название – административно-командная. Регулирование осуществляется через госорганы из центра. При этом внутри хозяйственной сферы обратная связь между субъектами достаточно слабая. Предприятия получают указания из центра. В него же поступают сигналы от населения и производителей. По сути, административно-командная модель может функционировать в отсутствии директората на предприятиях. Объясняется это тем, что все решения принимаются в центре и предаются вниз. Эта модель достаточно работоспособна. Однако условия плановой экономики требуют оперативной структуры и совершенного устройства центрального аппарата, наличия быстродействующих и надежных каналов обеспечения обратной связи.

Задачи

Плановая система экономики является проектируемой. Поэтому она предполагает возможность постановки и реализации разнообразных задач. При этом они не сводятся исключительно к экономике. Задачи, которые могут решаться с помощью этой модели, касаются и экологической, оборонной, социальной и прочих сфер. Их разработкой занимаются соответствующие госорганы. При этом выполняется системный анализ состояния общества, учитываются сигналы, поступившие от населения, стоимостную и технологическую оценку альтернативных проектов. При нормальном функционировании модели согласование показателей спроса и предложения осуществляется не с помощью цен, а посредством корректировки производства продукции. Однако в некоторых случаях может использоваться и рыночный механизм. Например, ценовое регулирование применяется для предотвращения дефицита продукции.

Промежуточное состояние

Так именуется переход от плановой экономики к рыночной. Такое состояние отличается тем, что в структуре хозяйствования присутствуют черты обеих моделей. Вместе с этим в переходном состоянии происходит преобразование всех отношений в экономической сфере, а не только отдельных компонентов. Большинство зарубежных и российских исследователей выделяют следующие признаки промежуточной фазы:

  1. Приоритет изменчивости над устойчивостью.
  2. Усиление неравномерности развития хозяйства, проявляющееся в кризисах.
  3. Нарастание хаотичности, случайности, скачкообразности.
  4. Повышение многовариантности и альтернативности развития экономики.
  5. Увеличение числа противоречий, усиление напряженности и конфликтности в обществе в связи с несовпадением интересов.
  6. Возникновение и функционирование особых переходных форм.
  7. Историчность промежуточного состояния.
  8. Специфичность противоречий.

Перед всеми бывшими когда-то социалистическими государствами стояла одна задача – перейти от планового типа хозяйствования к рыночному. Она решалась правительствами по-разному. Между тем во всех странах переходный этап обладал общими тенденциями.

Либерализация структуры

Она предполагает внедрение комплекса мер, ориентированных на резкое сокращение либо отмену ограничений и запретов. Либерализация предусматривает также снятие госконтроля над всеми сферами хозяйствования. Исследователи выделяют ряд ключевых направлений данной деятельности. В первую очередь проводится либерализация цен. Она предполагает снятие госконтроля над процессом формирования стоимости продукции. При этом происходит переход к ценообразованию в соответствии с показателями спроса и предложения. Далее осуществляется либерализация операций хозяйственной жизни. Отменяется государственная монополия на экономическую деятельность, предоставляются возможности для ведения предпринимательства. Изменения начинаются и во внешней торговле. Здесь также снимается монополия власти на экономические отношения с зарубежными партнерами, открываются пути на мировые рынки для отечественных производителей.

Структурные и институциональные преобразования

В рамках перехода происходит формирование новой экономической модели. При этом устраняются либо смягчаются отраслевые и межотраслевые диспропорции, оставшиеся от прежней структуры. В первую очередь изменяется система собственности. Институциональные преобразования предполагают формирование условий для функционирования нового экономического режима. Это достигается изменением правовых институтов, созданием соответствующей инфраструктуры, определением степени участия государства в регулировании.

fb.ru

Типы экономики

 

Экономическая система – это набор тесно связанных между собой элементов, которые образуют единую экономическую структуру.

 

Типами экономики называются виды экономики, которые классифицируются по существенным признакам.

 

Выделяют 4 типа экономических структур: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика.

 

Традиционная экономика

 

Традиционная экономика основывается на естественном производстве и имеет крепкий сельскохозяйственный упор.

 

Соответствующие черты традиционного типа экономики:

 

  • Слабенькое и медленное развитие техники и технологий;

 

  • точное разделение на сословия, кланы, племена, переход меж различными соц группами фактически не реален; урезано становление личности;

 

  • закрытость от внешнего мира;

 

  • мощные традиции, обычаи, которые передаются от поколения к поколению; властвуют негласные законы;

 

  • в базе ручной труд во всех секторах экономики экономики;

 

  • небольшая роль в классической экономике предпринимательства;

 

  • употребляется естественный размен заместо средств.

 

На сегодня фактически не присутствует государств с традиционной экономикой, хотя есть отделенные общины в неких слаборазвитых государствах, которые ведут обычный образ жизни (племена в Африке).

 

В идущем в ногу со временем сообществе еще остались традиции поколений: празднование религиозных праздников – Рождества, дробление специальностей на мужские и женские.

 

Положительные моменты этого типа организации хозяйственной жизни:

 

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами,

 

  • Свобода в выборе направлений для предпринимательской деятельности,

 

  • Повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы,

 

  • Появление новых продуктов на рынке.

 

Отрицательными моментами являются:

 

  • Неравномерное распределение доходов среди населения,

 

  • Ориентированность производителя на платежеспособного потребителя,

 

  • Инфляция и безработица, социальная нестабильность развития экономики,

 

  • Слабое финансирование в области образования,

 

  • Негативное влияние производства на экологию, большое потребление природных ресурсов.

 

Командная (плановая) экономика

 

Командная (плановая) экономика является противоположностью рыночной экономики, основанная на государственной собственности на все материальные ресурсы. Руководство страны устанавливает спрос на товары и услуги, исходя из статистики и собственных планов.

 

Государственные органы принимают все финансовые решения централизованного планирования. Они решают, что и в некотором размере создавать, выделяются конкретные ресурсы. Правительство решает вопрос для кого и как создавать, показывает генпоставщиков и потребителей.

 

Соответствующие черты командного (планового) типа экономики:

 

– Высочайшая концентрация производства и монополизм,

 

– Личная собственность фактически не присутствует, присутствие препядствий для становления собственного бизнеса,

 

– Невозможен упадок перепроизводства,

 

– Вероятен недостаток высококачественных продуктов и услуг,

 

– Стремительная реакция на финансовые и военные опасности.

 

Плюсы данной модели:

 

  • Есть возможность сосредотачивать средства и ресурсы в определенных, значимых направлениях,

 

  • Создание социальной стабильности, чувствуется уверенность в завтрашнем дне,

 

  • Экономия людских и природных ресурсов.

 

К минусам стоит отнести:

 

  • Низкий уровень удовлетворения потребностей населения,

 

  • Отсутствие выбора в производстве и в потреблении (дефицит товаров потребления),

 

  • Не своевременное использование достижений научно-технического прогресса.

 

Рыночная экономика

 

Рыночная экономика основана на преобладании частной собственности и свободного ценообразования на основе спроса и предложения. Государство не оказывает особой роли в экономике, только регулирует ситуацию в экономике через законы, а лишь регулирует соблюдение этих законов, а любые неровности в экономике легко исправляются “невидимой рукой рынка”. Правительство не вмешивается в экономику, но защищает частную собственность, устанавливает законы, способствует беспрепятственной работе и существованию свободных рынков.

 

Соответствующие черты рыночного типа экономики:

 

  • Доминирование частной принадлежности на ресурсы,

 

  • Свобода предпринимательского выбора,

 

  • Существование конкурентной борьбы,

 

  • Опора на рыночную систему,

 

  • Роль страны урезана,

 

  • Внедрение системы рынков и тарифов для управления финансовой деятельности,

 

  • Приспособление спроса и предложения,

 

  • Вещественные ресурсы принадлежат частным лицам.

 

Производитель производит продукцию, соответствующую ожиданиям потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Он самостоятельно определяет, какой товар ему купить и какую сумму денежных средств за него заплатить денег.

 

Имеет право по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

 

Смешанная экономика

 

Смешанная экономика. На данный момент фактически не осталось государств с лишь рыночной либо командной, либо традиционной экономикой. Неважно какая прогрессивная экономика имеет составляющие как рыночной, но и плановой экономики и, конечно, в любой стране есть остатки традиционной экономики. В более принципиальных секторах экономики находятся составляющие плановой экономики, к примеру, это создание ядерного оружия – кто доверит создавать это страшное орудие частной компании?

 

Потребительский раздел фактически весь принадлежит частным фирмам, они ведь лучше могут найти спрос на собственную продукцию, также впору увидеть новейшие направленности. Хотя некие товары могут быть сделаны лишь в критериях традиционной экономики – этнические наряды, некие пищевые продукты и многое другое, потому сохраняются и составляющие традиционной экономики.

 

Смешанная экономическая система

 

Смешанная экономика характеризуется внедрением регулирующей роли страны и финансовой автономии производителей. По личному решению коммерсанты и рабочие передвигаются из отрасли в отрасль, а не по велению правительства.

 

Правительство производит последующие виды финансовой политики: антимонопольную, общественную, налоговую. Это содействует финансовому подъему державы, увеличивается актуальный уровень народонаселения.

 

Функции государства в условиях смешанной экономики:

 

  • Поддержка предприятий, принадлежащих государству,

 

  • Государственная поддержка в сферах образования, науки, культуры,

 

  • Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, предотвращение безработицы и кризисов,

 

  • Создание финансовой системы, занимающейся распределением доходов и денежных средств.

 

Положительные стороны смешанной экономической системы:

 

  • Экономический рост или стабильность (политическая стабильность),

 

  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий,

 

  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения,

 

  • Поощрение инноваций,

 

  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки.

 

Минусы смешанной экономической системы:

 

  • Отсутствие универсальных моделей,

 

  • Разработка моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики.

 

 

Приведем примеры разных типов существования экономических систем

 

  • Рыночная система в чистом виде практически не существует (примером могут быть Племена в Африке).

 

  • Традиционная – страны с преимущественно сельским хозяйством (Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо) и страны с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма (Пакистан, Кот-дИвуар).

 

  • Плановая (административно-командная) – относятся бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время считаются Северная Корея, Куба, Вьетнам.

 

  • Смешанный тип экономической системы (Китай, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия).

 

О типах экономики читайте также на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

utmagazine.ru