Психологические эксперименты – Список классических экспериментов в психологии — Википедия
- Комментариев к записи Психологические эксперименты – Список классических экспериментов в психологии — Википедия нет
- Советы абитуриенту
- Жестокие психологические эксперименты | Наука
- Психологический эксперимент – Психологос
- Топ-10: Шокирующие психологические эксперименты
- 5 самых известных психологических экспериментов всех времён | Книги | Культура
- Шокирующие психологические эксперименты – Психология жизни
- 3 психологических эксперимента, которые многое объясняют / Newtonew: новости сетевого образования
- Бесчеловечная психология: эксперименты над людьми – ВОС
Жестокие психологические эксперименты | Наука
- Подписка на 2019 год
- Спецпроекты
- Лучшая фантастика 2018
- Лучшие фантастические сериалы
- Лучший киберпанк
- Новости
- Книги
- Кино
- Сериалы
- Миры
- Комиксы
- Наука
- Игры
- Настольные игры
- Рассказы
- Юмор
- Архив номеров
- Форум
- Где купить?
- О нас
- Стримы и подкасты «Мира фантастики»
Поиск
- Общение
- Спец
- Лучшая фантастика 2018
- Лучший киберпанк
- Фантастические сериалы
- Календарь конвентов
- Лучшая фантастика 2017
- Новости
Избранное
Последнее
- Кино
Избранное
Последнее
8ХОРОШО
7ДОСТОЙНО
- Обзоры кино
- Классика кино
- Наше видео
- Короткометражки
- Главные фильмы месяца
- Сериалы
Избранное
Последнее
8ХОРОШО
- Обзоры сериалов
- Классика сериалов
- Главные сериалы месяца
- Книги
Избранное
Последнее
7достойно
- Обзоры книг
- Фантастические рассказы
- Что почитать
- Комиксы
- Фантасты
- Мастер-класс
- Главные книги месяца
- Игры
Избранное
Последнее
9отлично
7достойно
8хорошо
- Видеоигры
- Главные игры месяца
- Настольные игры
- Ролевые игры
- Миры
Избранное
Последнее
- DC
- Marvel
- Звёздные войны (Star Wars)
- Star Trek
- Гарри Поттер
- Игра престолов
- Средиземье
- Disney
- Gravity Falls
- Warcraft
- Наука
Избранное
Последнее
- Будущее
- Космос
- Прошлое
- Фан
Избранное
Последнее
- Юмор
- Live
- Музыка
- Арт
- Тесты
- Geek Lifestyle
- Журнал
- Где купить?
- Подписка
- FAQ
www.mirf.ru
Психологический эксперимент – Психологос
Фильм “Неприкасаемые”
Есть люди, которым эксперименты нравятся, а кому-то – нет.
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Смотри Эксперимент как изучение переменных
В широком понимании в психологический эксперимент иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование). Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент считается самостоятельным методом.
Специфика психологического эксперимента
Психологический эксперимент во многом отличается от экспериментов в других областях науки.
В психологическом эксперименте очень трудно быть уверенным, что мы изучаем то, что мы хотим изучить.
Если химик изучает железо, он знает, что он изучает. А что изучает психолог, когда изучает психику? Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
Экспериментатор хочет изучить, как влияет условия освещенности на эффективность работы. Он меняет освещенность, а люди реагируют не на количество света, а на то, что рядом с ними такой милый экспериментатор…
Вода не кипятится из-за того, что ее переливают в другую колбу. Эксперимент, проводимый над человеком, может влиять на него так сильно, что результаты его говорят скорее о реакции на экспериментатора и эксперимент, нежели об особенностях поведения конкретного человека. В психологическом эксперименте оказывается важна личность экспериментатора: нередко у одного экспериментатора люди показывают одни результаты, у другого – другие. Испытуемому диктовали инструкцию, но – как? Людям важно отношение к ним, люди тонко реагируют на внушения от экспериментатора, которые он сам может не осознавать.
Виды экспериментов
В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью. См.→
Организация психологического эксперимента
Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее – с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором. Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными. Финал эксперимента – это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности. См.→
Научное качество психологического эксперимента
Научное качество психологического эксперимента – это объективность, надёжность, валидность и достоверность использованных в нем методик. См.→Возможности и ограничения эксперимента как метода исследования
Эксперимент – один из самых уважаемых методов научного исследования, но он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Он надежен, но громоздок, он производит впечатление, но не всегда этичен. А самое главное – что он доказывает? См.→
Известные психологические эксперименты
www.psychologos.ru
Топ-10: Шокирующие психологические эксперименты
Человеческий разум – довольно сложная вещь. Каждый из нас воспринимает окружающий мир по-своему, и такие вещи, как инстинкты, воспитание и личные предпочтения зачастую определяют то, как человек будет реагировать на те или иные события. Со времен Фрейда психологи пытаются понять, как работает психика человека, что само по себе не самое легкое занятие. Многие психологические эксперименты могут быть опасными и нанести вред человеку, поскольку никто не знает, как он поведет себя в той или иной ситуации. Зачастую, причинить вред куда проще, чем исправить содеянное, поэтому перед психологами лежит огромная ответственность. Психология за все время своего существования знавала и прогресс, и неудачи. Сегодня вы ознакомитесь с десятью примерами психологических экспериментов, которые завершились вовсе не так, как было задумано.Профессор психологии Филипп Зимбардо в 1971 году решил провести стэнфордский тюремный эксперимент, в ходе которого предполагалось изучить вопрос влияния тюремного заключения на человеческую психику. Он выдвинул гипотезу, что основной причиной жестокости в тюрьмах являются приобретенные личностные черты самих заключенных и их надзирателей. В эксперименте участвовало 24 студента, которым предстояло сыграть роли заключенных и надзирателей. Сам эксперимент должен был длиться две недели, но был прерван уже на 6 день по причине того, что тюремщики вели себя крайне неэтично по отношению к заключенным. Заключенные подвергались психологическим пыткам, одна треть охранников даже начала проявлять «подлинные садистские наклонности», в результате чего многие заключенные получили эмоциональные травмы. В результате этого эксперимента выяснилось, что сам факт нахождения человека в тюрьме оказывает намного больше влияния на его поведение, чем его личностные черты.
9. Чудовищное исследование
В университете штата Айова в 1939 году профессор Уэнделл Джонсон и аспирант Мария Тюдор набрали группу из 22 детей-сирот, которые должны были помочь им в исследовании заикания. Их гипотеза состояла в том, что зачастую родители сами вешают ярлыки «заик» на своих детей, хотя на самом деле их речь находится в пределах нормы. Такое поведение способствует развитию настоящего заикания, даже если изначально у ребенка было все хорошо. Почти половина из всех испытуемых детей, изначально не страдавших от заикания, после эксперимента начали страдать этим недугом, они стали замкнутыми и сознательно старались как можно меньше говорить. В 2007 году шестерым детям, участвовавшим в том эксперименте, была присуждена компенсация на сумму в 925 000 долларов от лица штата Айова, поскольку было признано, что этот опыт оставил им ряд эмоциональных и психологических травм.
8. Дэвид Реймер
Когда Дэвиду Реймеру было 8 месяцев, ему была сделана операция по обрезанию, которая завершилась неудачно, и он практически потерял свой пенис. Психолог Джон Мани предложил сделать ему операцию по смене пола и вырастить его как девочку. Реймеры согласились с этим предложением, но было кое-что, о чем Мани не сообщил им. Он собирался использовать их сына в эксперименте, который доказал бы его гипотезу о том, что гендерная принадлежность – приобретенная черта и в целом определяется воспитанием и отношением к ребенку. Дэвида переименовали в Бренду и заставили принимать гормоны. Но, несмотря на то, что в семье к нему относились как к дочери, Дэвид чувствовал и вел себя как мальчик. В возрасте 14 лет он узнал правду и решил вернуть свой родной пол. В возрасте 38 лет он покончил жизнь самоубийством.
7. Терапия гомосексуального неприятия
В 1960-х годах терапия гомосексуализма была вполне обычной практикой, направленной на то, чтобы превратить мужчин из гомо в гетеросексуалистов. В 1966 году была проведена целая серия таких экспериментов, результаты которых оказались вполне успешными, хотя позднее выяснилось, что все испытуемые на самом деле были бисексуалами. Одной из практик, применяемых в ходе этого эксперимента, было наказание участников электрическим разрядом во время просмотра гомосексуальной порнографии. Эта терапия носила довольно противоречивый характер и была признана причиняющей психологический ущерб участникам лечения, более того, один из подопытных даже скончался из-за многочисленных ударов током.
6. Третья волна
В 1967 году учитель истории Рон Джонс решил при помощи социального эксперимента показать своим студентам, что из себя представляла нацистская Германия. Он отел показать им, что даже самое демократичное общество не застраховано от проявлений фашизма. Джонс назвал этот эксперимент «Третья волна» и постоянно повторял аудитории их девиз: «Сила через дисциплину, сила через сообщество, сила через действие, сила через гордыню». К концу третьего дня его лекции посещало уже 200 человек, а его студенты следили за тем, чтобы все новоприбывшие следовали правилам их организации. Джонс закончил свой эксперимент в конце пятого дня, полагая, что его ученики увидели достаточно, чтобы понять, насколько легко можно попасть в ловушку фашизма. Он сам никак не ожидал, что его вымышленная фашистская группа разрастется до такого количества столь быстро.
5. Голубые/карие глаза
В 1970 году, сразу после того, как Мартин Лютер Кинг-младший был убит, учительница третьего класса, Джейн Эллиотт, решила преподать своим ученикам урок о расизме таким образом, чтобы они поняли, насколько глубока эта проблема. Она придумала игру голубые/карие глаза, разделив класс на группы в соответствии с их цветом глаз, а затем обозначила учеников с карими глазами, как низшую расу, демонстрируя то, что цветные люди испытывают на себе каждый день своей жизни. Такой подход получил массу критики со стороны общества, Эллиотт получала множество гневных писем, где ее спрашивали, как она посмела так поступить с белыми детьми, ведь они были не готовы к такому, по сравнению с черными.
4. Эксперимент Милгрэма
Стэнли Милгрэм, социальный психолог Йельского университета, хотел провести эксперимент, чтобы проверить, как работает механизм подчинения авторитету. Эксперимент Милгрэма состоял в следующем: одно лицо (учитель) должно было задать вопрос другому лицу (слушателю), если тот отвечал неверно, то учитель бил его электрическим током. Суть была в том, что учитель не знал, что слушатель на самом деле был актером, а электрический ток был ненастоящим. В результате перед Милгрэмом возникла следующая картина: в то время, как некоторые учителя прекратили этот жестокий эксперимент тогда, когда слушатель попросил их, 26 человек из 40 продолжили пускать разряды по 450 вольт лишь потому, что, по их словам, они просто не могли остановиться. Несмотря на то, что этот эксперимент раскрыл темную сторону человеческой сущности, большинство участников были рады принять в нем участие.
3. Яма отчаяния
«Яма отчаяния» – таким прозвищем обладал сравнительный психолог Гарри Харлоу, который получил его благодаря сконструированной им самим конструкции, которая служила для обнаружения клинической депрессии у обезьян. В своих исследованиях Харлоу использовал обезьян в возрасте от 3 месяцев до 3 лет, он содержал их в небольшой холодной камере-одиночке, помещая их туда после того, как у тех начинала проявляться тесная связь с матерью. Он наблюдал за ними и документировал временные промежутки, через которые у них появлялись первые признаки депрессии. Его эксперимент удался, спустя определенное время изолированные обезьяны прекращали играть и проявлять активность, а две из них даже отказались от еды и умерли от истощения. Общество осудило Харлоу за такие методы, приравнивая их к пыткам и назвав их ненужными и жестокими. Именно благодаря этому эксперименту в мире начали появляться законы, направленные на предотвращение жестокого обращения с животными.
[banner_ads_inline]{banner_ads_inline}[/banner_ads_inline]
2. MK-Ultra
MK-Ultra – это кодовое имя, которое присваивалось всем нелегальным программам по экспериментам над людьми, проводимым ЦРУ. Эти эксперименты обычно предназначались для разработки новых лекарств и методов, которые в дальнейшем планировалось применять при допросах и пытках. Эксперименты начались в 1950-х годах и продолжались вплоть до 1973 года. В процессе испытуемым зачастую вводились такие препараты, как ЛСД, причем иногда жертвы даже не знали об этом. Целью этих экспериментов был поиск такого препарата, который смог бы повлиять на мозг так, чтобы тот выдал всю информацию, или полностью «стереть его», превратив человека в послушного робота. И хотя мы знаем, что многие участники таких экспериментов погибли, истинные масштабы вреда, причиненного MK-Ultra, мы вряд ли когда-то узнаем.
1. Эксперимент Лэндиса
В 1924 году Карни Лэндис, выпускник кафедры психологии, провел ряд экспериментов с лицами людей, пытаясь определить наличие общих черт выражения тех или иных эмоций. На лицах добровольцев, по большей части студентов, были нарисованы черные линии, чтобы можно было с легкостью проследить за движениями мышц лица под воздействием мощных раздражителей. Их заставляли смотреть порнографию, нюхать аммиак, ставить руку в ведро с лягушками. Затем перед ними поставили живую крысу и приказали обезглавить ее. Лишь одна треть добровольцев выполнила этот приказ, и то, никто из них не смог сделать это правильно, вынуждая бедное животное умирать в страшных муках. Что касается тех, кто отказался убивать крысу, то Лэндис лично обезглавил ее перед ними. Исследование так и не выявило каких-то универсальных мимических движений, но вновь, уже в который раз, подтвердило существование темной стороны человеческой природы.
bugaga.ru
5 самых известных психологических экспериментов всех времён | Книги | Культура
Психология славится необычными и порой чудовищными опытами. Это не физика, где нужно катать шарики по столу, и не биология с её микроскопами и клетками. Здесь объекты изысканий — собаки, обезьяны и люди. Пол Клейнман описал самые известные и спорные эксперименты в своей новой работе «Психология». АиФ.ruпубликует наиболее заметные из описанных в книге опытов.
Тюремный эксперимент
Филип Зимбардо провёл любопытный опыт, который называют Стэндфордским тюремным экспериментом. Запланированный на две недели, он был прекращён спустя 6 дней. Психолог хотел понять, что же происходит, когда у человека отбирают индивидуальность и достоинство — как это бывает в тюрьме.
Зимбардо нанял 24 мужчин, которых разделил на две равные группы и раздал роли — заключённые и надзиратели, а сам стал «начальником тюрьмы». Антураж был соответствующим: надзиратели ходили в униформах, и у каждого была дубинка, а вот «преступники», как и подобает людям в таком положении, были одеты в плохонькие комбинезоны, им не выдали нижнего белья, а на ногу привязали железную цепь — как напоминание о тюрьме. В камерах не было мебели — только матрасы. Еда тоже не отличалась изысками. В общем, всё взаправду.
Заключённые находились в камерах, рассчитанных на трёх человек, круглосуточно. Надзиратели могли уходить домой на ночь и вообще делать с заключёнными всё, что вздумается (кроме телесных наказаний).
Уже на следующий день после старта эксперимента заключённые забаррикадировали дверь в одной из камер, а надзиратели вылили на них пену из огнетушителя. Чуть позже была создана VIP-камера для тех, кто хорошо себя вёл. Очень скоро надзиратели начали забавы: заставляли заключённых отжиматься, раздеваться догола и чистить руками уборные. В наказание за мятежи (которые, кстати, заключённые регулярно организовывали) у них отбирали матрасы. Позже нормальный туалет стал привилегией: тех, кто бунтовал, из камеры не выпускали — только приносили ведро.
Примерно у 30% надзирателей обнаружились наклонности садистов. Интересно, что и заключённые свыклись со своей ролью. Сначала им обещали давать 15 долларов ежедневно. Однако даже после того, как Зимбардо объявил, что не заплатит денег, никто не изъявил желания выйти на свободу. Люди добровольно решили продолжать!
На седьмой день тюрьму посетила аспирантка: она собиралась провести опрос среди подопытных. Картина просто потрясла девушку — та была в шоке от увиденного. Посмотрев на реакцию постороннего человека, Зимбардо понял, что дело зашло слишком далеко, и решил досрочно прекратить эксперимент. Американская психологическая ассоциация строжайше запретила его когда-либо повторять по этическим соображениям. Запрет действует до сих пор.
Невидимая горилла
Перцептивная слепота — феномен, когда человек настолько перегружен впечатлениями, что не замечает вокруг себя ничего. Внимание полностью поглощено лишь одним объектом. Этим видом визуальной слепоты время от времени страдает каждый из нас.
Дэнилел Саймонс показывал испытуемым видеоролик, где люди, одетые в майки чёрного и белого цвета, бросали друг другу мяч. Задача была простой — сосчитать количество бросков. Пока две группы людей перебрасывались мячом, в центре спортплощадки появлялся человек, переодетый в костюм гориллы: он стучал кулаками себе по груди, совсем как настоящая обезьяна, а затем спокойненько удалялся с поля.
После просмотра видео участникам эксперимента задавали вопрос, заметили ли они что-либо странное на площадке. И целых 50% ответили отрицательно: половина просто-напросто не увидели огромную гориллу! Объясняется это не только сосредоточенностью на игре, но и тем, что мы не готовы увидеть что-то непонятное и неожиданное в обычной жизни.
Учителя-убийцы
Стэнли Милгрем известен своим возмутительным экспериментом, от результатов которого волосы встают дыбом. Он решил изучить то, как и почему люди подчиняются авторитету. На это психолога подтолкнул суд над нацистским преступником Адольфом Эйхманом. Эйхмана обвиняли в том, что во время Второй мировой войны именно он приказал уничтожить миллионы евреев. Адвокаты построили защиту на основании утверждения, что тот был всего лишь военным и подчинялся приказам командиров.
Милгрем дал объявление в газете и нашёл 40 добровольцев якобы для изучения памяти и способностей к обучению. Каждому сказали, что кто-то будет учителем, а кто-то — учеником. И даже провели жеребьёвку, чтобы люди приняли происходящее за чистую монету. На самом деле всем досталась бумажка со словом «учитель». В каждой паре подопытных «учеником» стал актёр, действовавший заодно с психологом.
Итак, в чём заключался этот шокирующий эксперимент?
1. «Ученика», задачей которого было запомнить слова, привязывали к стулу и подсоединяли к телу электроды, после чего «учителя» просили пройти в другое помещение.
2. В комнате «учителя» стоял генератор электротока. Как только «ученик» ошибался, заучивая новые слова, его нужно было наказывать разрядом тока. Начинался процесс с небольшого разряда в 30 вольт, но каждый раз он увеличивался на 15 вольт. Максимальная точка — 450 вольт.
Чтобы «учитель» не сомневался в чистоте эксперимента, его бьют электрошоком с напряжением в 30 вольт — довольно ощутимо. И это единственный настоящий разряд.
3. Дальше начинается самое интересное. «Ученик» запоминает слова, но вскоре делает ошибки. Естественно, что подопытный «учитель» наказывает его, как и положено по инструкции. При разряде в 75 вольт (само собой, фальшивом) актёр стонет, потом уже визжит и умоляет отвязать его от стула. Каждый раз, как ток усиливается, крики становятся только громче. Актёр даже жалуется на боли в сердце!
4. Конечно, люди пугались и думали, стоит ли продолжать. Тогда им чётко говорили ни в коем случае не останавливаться. И люди повиновались. Хотя некоторые дрожали и нервно посмеивались, многие не посмели ослушаться.
5. На отметке в 300 вольт актёр бешено колотил кулаками по стене и кричал, что ему очень больно и он не может выносить эту боль; при 330 вольтах он затихал совсем. Между тем «учителю» говорили: раз «ученик» молчит — это то же самое, что и неправильный ответ. А значит, притихшего «ученика» надо снова ударить током.
7. Заканчивался эксперимент, когда «учитель» выбирал максимальный разряд в 450 вольт.
Выводы были ужасными: 65% участников дошли до высочайшей точки и «драконовских» цифр в 450 вольт — они применили разряд такой силы к живому человеку! И это обычные, «нормальные» люди. Но под давлением авторитета они подвергли окружающих страданиям.
Эксперимент Милгрема до сих пор критикуют за неэтичность. Ведь участники не знали, что всё понарошку, и пережили серьёзный стресс. Как ни посмотри, а причинение боли другому человеку оборачивается психологической травмой на всю жизнь.
Рисунок из книги Пола Клейнмана «Психология». Издательство «Манн, Иванов и Фербер».Дилемма Хайнца
Психолог Лоуренс Кольберг изучал нравственное развитие. Он считал, что это процесс, который продолжается всю жизнь. Чтобы подтвердить свои догадки, Кольберг предлагал детям разного возраста сложные моральные дилеммы.
Психолог рассказывал детям историю о женщине, которая была при смерти — её убивал рак. И вот по счастливой случайности один аптекарь якобы изобрёл лекарство, которое могло ей помочь. Однако запросил огромную цену — 2000 долларов за дозу (хотя цена изготовления лекарства была всего лишь 200 долларов). Муж этой женщины — его звали Хайнц — занял денег у друзей и собрал всего лишь половину суммы, 1000 долларов.
Придя к аптекарю, Хайнц попросил его продать лекарство для умирающей жены подешевле или хотя бы в долг. Однако тот ответил: «Нет! Я создал лекарство и хочу разбогатеть». Хайнц впал в отчаяние. Что было делать? Этой же ночью он тайно проник в аптеку и выкрал лекарство. Хорошо ли поступил Хайнц?
Такова дилемма. Интересно, что Кольберг изучал не ответы на вопрос, а рассуждения детей. В итоге выделил несколько стадий развития нравственности: начиная от стадии, когда правила воспринимают как абсолютную истину, и заканчивая соблюдением собственных моральных принципов — даже если они идут вразрез с законами общества.
По ком звонит колокол
Многие знают, что Иван Павлов изучал рефлексы. Но мало кто в курсе, что он интересовался сердечно-сосудистой системой и пищеварением, а ещё умел быстро и без анестезии вставлять катетер собакам — для того, чтобы отслеживать, как эмоции и лекарства влияют на артериальное давление (и влияют ли вообще).
Знаменитый опыт Павлова, когда исследователи вырабатывали у собак новые рефлексы, стал грандиозным открытием в психологии. Как ни странно, именно он во многом помог объяснить, почему у человека развиваются панические расстройства, тревога, страхи и психозы (острые состояния с галлюцинациями, бредом, депрессией, неадекватными реакциями и спутанным сознанием).
Так как же всё-таки проходил опыт Павлова с собаками?
1. Учёный заметил, что еда (безусловный раздражитель) вызывает у собак естественный рефлекс в виде отделения слюны. Как только собака видит пищу, у неё начинает течь слюна. А вот звук метронома — нейтральный раздражитель, он не вызывает ничего.
2. Собакам очень много раз давали послушать звук метронома (который, как мы помним, являлся нейтральным раздражителем). После этого животных сразу кормили (пользовались безусловным раздражителем).
3. Спустя время звук метронома у них стал ассоциироваться с приёмом пищи.
4. Последняя фаза — сформированный условный рефлекс. Звук метронома стал всегда вызывать слюноотделение. Причём не важно, давали собакам после него пищу или нет. Он просто стал частью условного рефлекса.
Рисунок из книги Пола Клейнмана «Психология». Издательство «Манн, Иванов и Фербер».Отрывки предоставлены издательством «Манн, Иванов и Фербер»
www.aif.ru
Шокирующие психологические эксперименты – Психология жизни
Психология как наука приобрела популярность в начале ХХ века. Благородная цель — узнать больше о тонкостях человеческого поведения, восприятия, эмоционального состояния – не всегда достигалась столь же благородными средствами. Психологи и психиатры, стоявшие у истоков многих ответвлений науки о человеческой психике, проводили такие эксперименты на людях и животных, которые сложно назвать гуманными или этичными.
Справедливости ради стоит отметить, что именно они помогли в конечном итоге выработать этические стандарты современных исследований. Что, впрочем, не отменяет и не оправдывает их жестокость.
«Крошка Альберт» (1920 год)
Джон Уотсон, отец бихевиористского направления в психологии, занимался исследованиями природы страхов и фобий. Изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Ученый проверил возможность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у 9-месячного мальчика Альберта, который крысу совсем не боялся и даже любил с ней играть.
Психологические парадоксы
В ходе эксперимента в течение двух месяцев младенцу — сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта — Клауса с бородой и т.д. Через два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. Вначале ребенок совершенно не боялся крысы и спокойно играл с ней.
Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой. Спустя неделю опыт повторили — в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая крысу в колыбель. Мальчик плакал уже лишь при виде белой крысы.
Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок бояться похожих объектов. Ребенок боялся белого кролика, ваты, маски Санта — Клауса. Поскольку громких звуков при показе предметов ученый не издавал, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве.
К сожалению, Уотсону так и не удалось избавить малыша Альберта от его беспричинного страха, который закрепился на всю оставшуюся жизнь.
Стэндфордский тюремный эксперимент (1971 год)
Эксперимент с «искусственной тюрьмой» не задумывался его создателем как нечто неэтичное или вредное для психики его участников, однако результаты этого исследования повергли шок общественность
Известный психолог Филипп Зимбардо решил изучить поведение и социальные нормы индивидуумов, помещенных в нетипичные для них условия тюрьмы и вынужденных играть роли заключенных или надзирателей. Психологические эффекты
Для этого в подвале факультета психологии оборудовали имитацию тюрьмы, а студентов — добровольцев в количестве 24 человек разделили на «заключенных» и «надзирателей».
Предполагалось, что «заключенные» изначально помещены в ситуацию, в ходе которой они будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации.
«Надзирателям» не дали никаких специальных инструкций относительно их ролей. Вначале студенты не очень — то понимали, каким образом им следует играть свои роли, но уже на второй день эксперимента все встало на свои места: восстание «заключенных» было жестоко подавлено «надзирателями».
С этого момента поведение обеих сторон в корне изменилось. «Надзиратели» разработали специальную систему привилегий, призванную разобщить «заключенных» и поселить в них недоверию друг к другу — поодиночке они не так сильны, как вместе, а значит, их легче «охранять».
Психологические хитрости
«Надзирателям» стало казаться, что «заключенные» в любой момент готовы поднять новое «восстание», и система контроля ужесточилась до крайней степени: «заключенных» не оставляли наедине с собой даже в туалете.
В результате «заключенные» стали испытывать эмоциональные расстройства, депрессию, беспомощность. Через некоторое время навестить «заключенных» пришел «тюремный священник». На вопрос, как их зовут, «заключенные» чаще всего называли свои номера, а не имена, а вопрос, как они собираются выбираться из тюрьмы, приводил их в тупик.
К ужасу экспериментаторов оказалось, что «заключенные» абсолютно вжились в свои роли и начали ощущать себя в настоящей тюрьме, а «надзиратели» испытывали настоящие садистские эмоции и намерения по отношению к «заключенным», еще несколько дней назад бывшими их добрыми друзьями. Любопытная наука о душе
Казалось, обе стороны абсолютно забыли, что все это – всего лишь эксперимент. Хотя эксперимент был запланирован на две недели, он был прекращен досрочно, всего через шесть дней по этическим соображениям.
На основе этого эксперимента Оливер Хиршбигель снял фильм «Эксперимент» (2001).
«Чудовищный эксперимент» в 1939 году
В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей — сирот из Дэвенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят.
Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками. В результате эксперимента у многих детей развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни. Любопытные научные открытия
Эксперимент, позже названный «чудовищным», долго скрывали от общественности из страха повредить репутации Джонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии. В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе исследования.
Исследования о воздействии наркотиков на организм в 1969 году
Следует признать, что некоторые эксперименты, проводимые на животных, помогают ученым изобрести лекарства, которые в дальнейшем могут спасти десятки тысяч человеческих жизней.
Однако некоторые исследования переходят все границы этики. Примером может служить эксперимент, призванный помочь учёным понять скорость и степень привыкания человека к наркотическим веществам. Конфликтология как наука
Эксперимент проводился на крысах и обезьянах, как на животных, наиболее близких к человеку по физиологии.
Животных приучали самостоятельно впрыскивать себе дозу определенного наркотика: морфина, кокаина, кодеина, амфетаминов и т.д. Как только животные научились самостоятельно «колоться», экспериментаторы оставили им большое количество препаратов, предоставили животных самим себе и начали наблюдение.
Животные настолько растерялись, что некоторые их них даже пытались бежать, причем, находясь под действием наркотиков, они калечились и не чувствовали боли. Обезьяны, принимавшие кокаин, начали страдать от конвульсий и галлюцинаций: несчастные животные вырывали себе фаланги пальцев.
Обезьяны, «сидевшие» на амфетаминах, выдернули у себя всю шерсть. Животные — «наркоманы», предпочитавшие «коктейль» из кокаина и морфина, умирали в течение 2 недель после начала приема препаратов. Как научиться отпускать обиды?
Несмотря на то что целью эксперимента было понять и оценить степень воздействия наркотиков на организм человека с намерением дальнейшей разработки эффективного лечения наркозависимости, способы достижения результатов трудно назвать гуманными.
Эксперименты Лэндиса: спонтанные выражения лиц и подчиненность (1924 год)
В 1924 году Карини Лэндис из университета Миннесоты начал изучать человеческую мимику. Эксперимент, затеянный ученым, должен был выявить общие закономерности работы групп лицевых мышц, отвечающих за выражение отдельных эмоциональных состояний, и найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций.
Испытуемыми стали его собственные студенты. Чтобы сделать мимику более отчетливой, он нарисовал на лицах испытуемых линии жженой пробкой, после чего предъявлял им нечто, способное вызвать сильные эмоции: заставлял их нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть на порнографические картинки и засовывать руки в ведра с жабами.
В момент выражения эмоций студентов фотографировали. И все бы ничего, но последнее испытание, которым Лэндис подверг студентов, вызвало кривотолки в самых широких кругах ученых — психологов.
Лэндис просил каждого испытуемого отрезать голову белой крысе. Все участники эксперимента сначала отказывались это сделать, многие плакали и кричали, но впоследствии большинство из них согласились это сделать.
Хуже всего было то, что большинство участников эксперимента, что называется, в жизни и мухи не обидели и совершенно не представляли, каким образом осуществлять приказ экспериментатора. В результате животным причинили немало мук.
Последствия эксперимента оказались гораздо более важными, чем сам эксперимент. Никакой закономерности в выражении лица ученым обнаружить не удалось, однако психологи получили доказательство того, как легко люди готовы подчиниться авторитетам и сделать то, что в обычной жизненной ситуации не проделали бы.
psylive.com.ua
3 психологических эксперимента, которые многое объясняют / Newtonew: новости сетевого образования
Эксперимент — это мощное мыслительное приспособление, которое помогает отделить друг от друга явления окружающего мира и выявить их суть. С помощью экспериментов можно глубже понять и ярче продемонстрировать не только свойства химических соединений, но и черты социальной жизни — и образовательного процесса в частности.
Мы собрали эксперименты, которые считаются классикой в социальной психологии и в своё время вызвали большие дискуссии. Их результаты могут удивить, а могут показаться подтверждением того, о чём вы и так прекрасно знаете. (В последнем случае вы, возможно, вы стали жертвой эффекта ретроспективного искажения, в народе известного в форме поговорки «задним умом все крепки»).
1. Как научить беспомощности
Непонимание логики происходящего + отсутствие контроля → пассивность и добровольное бессилие
Эффект «выученной беспомощности» ярко продемонстрировали знаменитые эксперименты Мартина Салигамана из Пенсильванского университета, проведённые в 1960-х годах.
У собак, запертых в клетки, формировали реакцию страха на высокие звуки. Для этого, как и положено в классических экспериментах, животных били слабыми разрядами электрического тока. Когда тот же опыт повторили при открытых клетках, собаки, к удивлению экспериментаторов, не стали убегать, а только ложились на пол и скулили.
В другом варианте эксперимента собак разделили на 3 группы: первые могли отключить ток, нажав носом на кнопку, вторых же переставали бить током, только когда первые справлялись с этой задачей, а собак из третьей группы вообще оставили в покое.
Затем всех животных поместили в ящик с перегородкой: ударов тока можно было избежать, перепрыгнув на другую сторону.
Собаки из первой группы преодолевали это препятствие, в то время как другие недолгое время метались по клетке, а затем ложились на пол и просто ждали, когда это мучение кончится.
Источник: cnx.org
После нескольких безуспешных попыток изменить ситуацию следует пассивность и бессилие, которое сохраняется, даже если условия изменились и на происходящее уже можно повлиять. Верно и обратное: если у собаки есть опыт самостоятельного преодоления препятствий, она не так-то просто поддается тренировке на беспомощность. Поэтому дворовые собаки в этом эксперименте сдавались реже и позже, чем лабораторные.
Всё это относится не только к собакам, но и к людям. В эксперименте Эллен Лангер и Джудит Роден учёные поделили обитателей дома престарелых на две группы: к первым относились услужливо и внимательно, но избавили ото всех забот (например, персонал принес в комнаты растения и сам ухаживал за ними), вторых же всячески подталкивали к самостоятельному выбору — мотивировали высказывать пожелания и обставлять комнаты по своему усмотрению.
Первая группа постепенно становилась пассивной и деградировала, а люди во второй группе стали более оживлёнными, активными и счастливыми.
Источник: kinopoisk.ru
Всё это напрямую относится к образовательной среде. Лучший способ сделать людей пассивными и безответственными — это учить их беспомощности, лишая самостоятельного выбора и инициативы, как это часто и происходит в наших школах и университетах.
2. Один сейчас или два потом?
Способность откладывать получение удовольствия → жизненный успех
Знаменитый «маршмеллоу тест» (зефирный эксперимент), впервые проведённый в конце 1960-х Уолтером Мишелом из Стенфордского университета.
Группу детей 4–6 лет ставили перед выбором — съесть зефир прямо сейчас или подождать 15 минут и получить вдвое больше. Дети реагировали на ситуацию по-разному (в основном это зависело от их возраста и обстановки), но примерно треть дожидалась прихода экспериментатора и получала заслуженный бонус.
Не съесть вкусный зефир, когда он прямо перед тобой — не так просто, как вы думаете
Источник: youtube.com
Но самое важное выяснилось потом. Дети, которые смогли выдержать 15 минут зефирного теста, в 14-летнем возрасте получили лучшие результаты по тесту SAT (стандартная проверка когнитивных способностей для поступающих в колледжи), а родители считали их более компетентными и самостоятельными.
В 2011 году участников того же эксперимента, которые уже стали взрослыми, засунули в томограф. Выяснилось, что префронтальная кора — зона, ответственная за рациональное принятие решений, — у них по-разному взаимодействует с вентральным стриатумом (участок, который связан с формированием пристрастий). Видимо, рациональная часть мозга так или иначе соперничает с зоной, которая ищет удовольствий здесь и сейчас.
Решения префронтальной коры у более успешных участников эксперимента перевешивали порывы более жадного до удовольствий стриатума.
Источник: giphy.com
По итогам дополнительных исследований выяснилось, что способность откладывать удовольствие — характеристика, которая прочно коррелирует с успехом на всём протяжении жизни. Но это не значит, что её нельзя развить в себе самостоятельно.
- Не есть зефир сразу и развить самоконтроль поможет книга «Развитие силы воли», которую написал сам Уолтер Мишел.
3. К чему ведёт жесткая дисциплина и власть авторитета
Дисциплина + отказ от свободы и собственного мнения → управляемость и дискриминация
Эксперимент 1967 года, проведённый школьным учителем Рона Джонсом в 10 классе обычной американской средней школы.
Позднее он назвал это одним из самых пугающих событий в его преподавательской деятельности, — и было отчего.
Источник: kinotom.com
Эксперимент начался с вопроса одного из учеников, когда они проходили Вторую мировую войну: как рядовые немцы могли жить, зная о массовых расправах и уничтожении евреев? Этой проблеме Джонс и решил посвятить следующие семь дней.
Он рассказал ученикам о красоте дисциплины, научил стоять по стойке «смирно» и четко отвечать на вопросы; показал силу общности — ввел специальный приветственный жест и совместное скандирование; раздал членские билеты и приучил к строго определенным правилам распорядка. В результате в группе распространилось доносительство — о нарушениях с готовностью сообщали даже те ученики, которые не обязаны были этого делать.
К классу присоединялись добровольцы, поэтому к четвергу членами «третьей волны» были уже около 80 подростков. Затем Джонс объяснил, что их организация — часть общенациональной молодёжной программы, направленной во благо народа. Её отделения уже открыты по всей стране, и в пятницу по телевизору выступит их лидер.
К этому выступлению в классе собралось около 200 человек, и тогда Джонс наконец объявил, что никакой третьей волны не существует, ученики стали объектами манипуляции и вели себя примерно также, как немцы во времена Третьего рейха. Эксперимент стал тяжёлым ударом не только для многих учеников, но и для самого учителя.
Документальный фильм об эксперименте, где об этом опыте рассказывает сам Рон Джонс.
Источник: youtube.com
История этого эксперимента долгое время оставалась неизвестной, но сейчас ей посвящено уже несколько полнометражных фильмов, не говоря уже о многочисленных публикациях.
Ещё один известный учительский эксперимент был посвящён дискриминации. Преподавательница начальной школы Джейн Эллиотт поделила класс на кареглазых и голубоглазых, объяснив, что первые превосходят других по своим природным способностям, и предоставила им некоторые привилегии. Уже через день группа «избранных» стала более жестокой, а голубоглазые, оказавшиеся в меньшинстве — более тихими и пассивными.
Принадлежность к группе, подкреплённая авторитетом и строгой дисциплиной, может проявить в нас самые худшие качества. И происходит это пугающе быстро.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
newtonew.com
Бесчеловечная психология: эксперименты над людьми – ВОС
Процедура
Эта история не была запланированным экспериментом. Родители, повздыхав над искалеченной судьбой своего ребенка, нашли Джона Мани, врача и признанного специалиста по вопросам пола. Мани был ярым сторонником теории о ведущей роли социального окружения в формировании гендера. То ли искренне желая ребенку добра, то ли стремясь проверить свои гипотезы на практике, он посоветовал отрезать Брюсу яички и воспитывать его дальше как девочку Бренду. Родители поверили Джону без лишних вопросов, провели необходимые операции, посадили его на таблетки и закупили ворох девчачьих платьиц.
Для научной общественности все шло хорошо и операцию по превращению мальчика в девочку описывали как безоговорочный успех, пока в 2000 году сам Реймер не рассказал о себе широкой общественности. По его словам, он с самого детства находился в состоянии стресса и жил в смещенной реальности, бунтовал, отказывался пить гормоны, интересоваться мальчиками и играть в куклы, из-за чего был гоним классом и довольно несчастен. Весь эксперимент развалился в 1977 году, когда Бренда категорически отказалась от операции по формированию у нее женских половых органов. В 13 лет Бренда, узнав после порции мороженого все подробности своего рождения, настояла на обратной операции и гормональной терапии, что окончательно поставило крест на эксперименте, превратив Бренду в Дэвида. К слову, наблюдавшие за Реймером психиатры опубликовали о нем статью еще в 1997, но пока историю не узнали нью-йоркские журналисты, никто не обратил внимания на этот случай. Впрочем, это не слишком помогло самому Дэвиду, всю жизнь сидевшему на антидепрессантах. В 2004 году он, потеряв работу и жену, скормил себе пулю.
Что мы выучили
Этот случай часто приводят как пример невозможности насильственного изменения природы пола, хотя куда логичнее было бы использовать его как аргумент против обрезания. Следует упомянуть, что эксперимент, несмотря на всю свою показательность и кажущуюся точность, все же не был чистым. Дэвида-Брюса начали перевоспитывать, когда ему было больше года, перед глазами ребенка всегда стоял пример брата-близнеца, и кто может поручиться, что родители не обронили по его поводу парочку случайных замечаний? Вопрос о формировании пола и гендера сложен и для современной сексологии, хотя в общих чертах считается, что врожденные особенности сильнее приобретенных.
Врача в этой истории выставляют опереточным злодеем, насилующим личность ребенка ради чистого научного интереса и, наверняка, дьявольски хохочущего при этом. Так это или нет, сказать трудно. Если судить по отчетам и статьям Мани, он либо бессовестно врал, либо принимал желаемое за действительное. Джон до сих пор жив, хоть и очень стар, и из недр своего особняка (заработал он своей практикой немало) никаких комментариев не дает.
w-o-s.ru