Решение задач по химии органическая химия – . 1

Содержание

Решение задач по органической химии

С органической химией я впервые столкнулся в 9 классе, во время подготовки к областной химической олимпиаде. В самом начале она показалась мне довольно простым предметом для изучения и намного проще, чем неорганическая химия. Основные классы органических соединений понять не сложно, важно запомнить основные принципы: о том, что углерод всегда четырех валентен, что алканы содержат только одинарные связи, алкены содержат двойную связь, алкины тройную. Также запомнить основные функциональные группы кислород- и азотсодержащих органических соединений: альдегидов, кетонов, спиртов, карбоновых кислот и аминов.

 

На первом этапе достаточно знать с десяток простых органических реакций: Вюрца, реакцию Дюма, реакцию полимеризации, этерификации и другие. Позже, по мере усложнения материала, список реакций расширяется до 100-120.

 

После окончания 10 класса я изучал химию по учебнику Тернея, который и по сей день считаю лучшим учебником по органической химии. Во время учебы в МГУ химию изучали по учебнику

Реутова, Курца и Бутина он более подробный — состоит из 4 томов.

 

Когда я начал преподавать химию в Москве, учил решать задачи по органической химии, мне было достаточно 10 занятий, для того, чтобы обучить школьной программе.

 

При изучении теоретических основ органической химии требуются знания квантовой физики, теории строения молекул (в школьной программе все это сводится к понятию «гибридизация молекул»). Позже изучение органики строится на трех основных группах соединений: углеводороды, кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества. В каждую из этих групп входит множество классов веществ. Изучается отдельно каждый класс, решаются практические задания.

 

Для того, чтобы изучить какой-либо класс органических соединений (например, эфиры, аминокислоты), нужно:

  • Пройти номенклатуру, научиться правильно называть вещества.
  • Изучить физические свойства изучаемого класса органических веществ.
  • Выписать все химические свойства, все реакции (в том числе именные), в которые вступают представители данного класса органических веществ.
  • Выучить способы получения веществ из веществ других классов.

 

Для того, чтобы потренироваться и закрепить пройденный материал, нужно решать задачи по органической химии. Наиболее часто встречающиеся типы задач:

 
1. Задачи на органические цепочки. Такие задания, в которых зашифрованы вещества и дается схема их превращений, иногда с указанием промежуточных продуктов. Например:

В цепочке требуется определить вещества X1 – X4. Такие задачи помогают лучше разобраться в свойства органических веществ и понять, как происходят химические реакции между ними.

 

2. Очень популярны текстовые задачи на определении состава органического вещества. Например:

Органическая кислота массой 22 г прореагировала с гидрокарбонатом натрия, при этом выделилось 5,6 л газа. Определить формулу кислоты.

Такие задачи помогают ученику поупражняться в расчётах. Естественно, умение правильно проводить расчёты не поможет в решении задачи, если не знаешь органическую реакцию, заложенную в ее основе.

 

3. Органические вещества очень часто встречаются в комбинированных расчетных задачах. Например:

 На нейтрализацию 7,6 г смеси муравьиной и уксусной кислот израсходовано 35 мл 20%-ного раствора гидроксида ка­лия (плотность 1,20 г/мл). Рассчитайте массу уксусной кислоты и её массовую долю в исходной смеси кислот. (3г, 39,5%) 

В таких задачах тренируется умение правильно проводить расчеты, знать основные методы решения расчетных задач.

 

Особую сложность доставляла ученикам биоорганическая химия. Ее изучают на первом курсе в медицинских вузах. Чаще всего ко мне обращались за помощью по этому предмету. Ребята занимались по учебнику

Тюкавкиной Н.А. Очень часто приходили с просьбами помочь с заполнением рабочей тетради. Предмет интересный, но требующий хорошей памяти и развитого пространственного воображения, так как приходится запоминать много веществ и реакций, а также представлять их расположение в пространстве.

 

Сейчас мы с друзьями основали компанию, помогающую людям с решением задач. Несмотря на наличие большой базы исполнителей заказов, за задачи по органической химии я частенько берусь сам. Химией я занимаюсь с 15 лет, и решение задач по органической химии доставляет мне большое удовольствие.

Решение органической химии на заказ

Если вам нужно решить задачу по органической химии, оставьте заявку на сайте. Мы обязательно ответим вам и назовем цену ее решения. Если вас устроит цена, мы в короткий срок ее выполним. Решение мы всегда оформляем подробно, со всеми пояснениями.

reshatel.org

Решение задач на определение состава органических веществ

Тема: Введение в органическую химию

Урок: Решение задач на определение состава органических веществ

Суть анализа органических соединений основана на общем свойстве: все органические соединения горят и, сгорая, образуют углекислый газ, воду и некоторые другие продукты.

Рис. 1. Прибор для органического анализа

Суть анализа проста: надо взять известную массу органического соединения, сжечь его и определить, сколько получилось продуктов сгорания. Затем перейти к решению задачи на вывод формулы органического соединения. Прибор для органического анализа состоит из устройства для сжигания в воздухе обогащенным кислородом и системы ловушек для поглощения основных продуктов сгорания. Современные приборы действуют на том же самом принципе, хотя их чувствительность и скорость несравнимы с приборами Дюма и Либиха. Приборы, выпускаемые сейчас, позволяют взять для анализа буквально десятые доли милиграмма. При этом анализ выполняется очень быстро.

Рассмотрим примеры решения таких задач.

Условие задачи. При сжигании в избытке кислорода 0,22 г пропана, получено 0,66 г углекислого газа и 0,36 г воды. Определите состав газа.

Решение.

Согласно данным условия задачи, имеется только углекислый газ и вода, следовательно, в исходное вещество могут входить углерод, водород и кислород.

1. Напишем уравнение реакции в общем виде:

CxHyOz + O2xCO2 + y/2 H2O

2. Определим количества веществ углекислого газа и воды:

n = ; n(CO2) =  = 0,015 моль.n(H2O) =  = 0,02 моль.

3. Исходная проба 0,22 г пропана дает:

m(C) = 12 г/моль 0,015 моль = 0,18 г

m(H) = 1 г/моль·0,04 моль = 0,04 г

Сумма равна 0,18 г + 0,04 г = 0,22 г, что равно исходной массе пропана.

Вывод: Исходное вещество содержало только углерод и водород и не содержало кислорода.

Соотношение 0,015/0,04 = 3/8, следовательно, формула пропана С3Н8.

Простейшая формула газа: С3Н8.

4. Соответствует ли простейшая формула истинной формуле? Да, соответствует, потому что углеводорода С6Н16 не существует.

Ответ: Состав газа С3Н8.

Условие задачи. При сжигании 0,62 г этиленгликоля получено 0,88 г углекислого газа и 0,54 г воды. Определите состав этого вещества, если плотность его по воздуху равна 2,14.

Решение.

Согласно данным условия задачи, получается только углекислый газ и вода, следовательно, в исходное вещество могут входить углерод, водород и кислород.

1. Напишем уравнение реакции в общем виде:

CxHyOz + O2xCO2 + y/2 H2O

2. Определим количества веществ углекислого газа и воды:

n = ; n(CO2) =  = 0,02 моль ; n(H2O) =  = 0,03 моль.

3. Исходная проба дает:

 m(C) = 12 г/моль ·0,02 моль = 0,24 г

m(H) = 1 г/моль ·0,06 моль = 0,06 г

В сумме 0,24 г+ 0,06 г =0,30 г, что существенно меньше сгоревшей массы этиленгликоля. Отсюда вывод, что в исходном веществе кроме углерода и водорода мог содержаться кислород.

4. Определяем массу кислорода и количество вещества.

m (O) = 0,62 – 0,30 = 0,32 г; n (O) =  = 0,02 моль.

5. Находим соотношение атомов в сгоревшем веществе:

С: Н: О = 0,02: 0,06: 0,02 = 1:3:1.

6. Простейшая формула имеет состав СН

3О. М (СН3О) = 31 г/моль.

7. Используя плотность по воздуху из условия задачи, находим молярную массу сгоревшего вещества, ; Мвоздух = 29 г/моль; М вещества = 29 г/моль ⋅ 2,14 = 62,06 г/моль. Это соответствует удвоенной его простейшей формуле.

Отсюда следует, что формула этиленгликоля: С2Н6О2.

Ответ: Формула этиленгликоля: С2Н6О2.

 

Подведение итога урока

В ходе урока вы получили общее представление о решении задач по теме «Решение задач на определение состава органических веществ». Вы узнали, что определение состава органических веществ происходит на основе способности всех органических веществ гореть. Рассмотрели алгоритм при решении подобного рода задач. Решили две разнотипные задачи на определение состава органических веществ с записью молекулярной формулы

.

 

Список литературы

1. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.

2. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2008. – 463 с.

3. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2010. – 462 с.

4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. – 278 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Interneturok.ru (Источник).

2. Органическая химия (Источник).

3. Химик (Источник).

 

Домашнее задание

1. №№ 6, 7 (с. 23) Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.

2. В чем заключается суть анализа органических веществ?

3. Какие продукты реакции получаются при горении углеводородов?

interneturok.ru

Химик.ПРО -Органическая химия | Решение задач по химии бесплатно

Органическая химия

Какой объем воздуха на сгорание , содержащего 21% кислорода (O2), затрачивается на сгорание 40 грамм 2-пропилгептана (C10h32)?

Добавлено 7/09/2015

При взаимодействии 110 грамм бензола (C6H6) с хлором (Cl2) получен хлорбензол (C6H5Cl). Какая практическая масса хлорбензола (C6H5Cl), который образовался, когда выход продукта реакции 70 %.

Добавлено 12/02/2014

Какая масса бензола (C6H6) была подвергнута хлорированию на свету, если при хлорировании бензола было получено 11,35 грамм гексахлорциклогексана (C6H6Cl6), что составляет 65 % выхода?

Добавлено 20/12/2013

В результате спиртового брожения виноградного сахара, содержащего 20% несахаристых примесей, выделилось 138  грамм спирта. Сколько виноградного сахара подвергалось реакции спиртового брожения? Какой объем углекислого газа (CO2) выделился при этом?

Добавлено 11/10/2013

Какой объем метана (Ch5) подвергли термическому разложению, если в результате реакции образовалось 12 моль ацетилена (C2h3)? Метан ацетилен

Добавлено 17/05/2013

Сколько грамм глюкозы (C6H6O6) необходимо для реакции серебряного зеркала, если выделяется 4,32 грамма осадка.

Добавлено 14/05/2013

Если выход бензола (C6H6) 75 %, то из 67,2 литров ацетилена (C2h3) при тримеризации получение бензола (C6H6) массой?

Добавлено 6/05/2013

Какой объём  водорода (h3) присоединится к 156 граммам бензола (C6H6) при его гидрировании бензола?

Добавлено 4/03/2013

Вычислить массу ацетата натрия метан (Ch4COONa), потраченную для получения 120 грамм метана (Ch5), если выход продукта реакции составляет 75 %.

Добавлено 22/01/2013

В результате полного окисления глюкозы (C6h22O6) выделилось  44,8 литра углекислого газа (CO2) (нормальные условия). Определить массу полного окисления глюкозы.

Добавлено 28/12/2012  Page 1 of 3  1  2  3 »

himik.pro

Алгоритмы решения задач по органической химии – Мои файлы – Каталог файлов

Пример 1. 

Определить формулу вещества, если оно содержит 84,21% углерода и 15,79% водорода, и имеет относительную плотность по воздуху, равную 3,93.

Решение:

1. Пусть масса вещества равна 100 г. Тогда масса С будет равна 84,21 г, а масса Н — 15,79 г.

2. Найдём количество вещества каждого атома:

n(C) = m / M = 84,21 / 12 = 7,0175 моль,

n(H) = 15,79 / 1 = 15,79 моль.

3. Определяем мольное соотношение атомов С и Н:

С : Н = 7,0175 : 15,79 (сократим оба числа на меньшее) = 1 : 2,25 (домножим на 4) = 4 : 9.

Таким образом, простейшая формула — С4Н9.

4. По относительной плотности рассчитаем молярную массу:

М = D(возд.) • 29 = 114 г/моль.

5. Молярная масса, соответствующая простейшей формуле С4Н9 — 57 г/моль, это в 2 раза меньше истинно молярной массы.

Значит, истинная формула — С8Н18.

Пример 2. 

Определить формулу алкина с плотностью 2,41 г/л при нормальных условиях.

Решение:

1. Общая формула алкина Сnh3n−2

2. Плотность ρ — это масса 1 литра газа при нормальных условиях.                                                                                                      

Так как 1 моль вещества занимает объём 22,4 л, то необходимо узнать, сколько весят 22,4 л такого газа:

M = (плотность ρ) • (молярный объём Vm) = 2,41 г/л • 22,4 л/моль = 54 г/моль.

Далее, составим уравнение, связывающее молярную массу и n:

14 • n − 2 = 54, n = 4.

Значит, алкин имеет формулу С4Н6.

Ответ: С4Н6.

 

Пример 3.

Относительная плотность паров органического соединения по азоту равна 2. При сжигании 9,8 г этого соединения образуется 15,68 л углекислого газа (н. у) и 12,6 г воды. Выведите молекулярную формулу органического соединения.

Решение:

1. Так как вещество при сгорании превращается в углекислый газ и воду, значит, оно состоит из атомов С, Н и, возможно, О. Поэтому его общую формулу можно записать как СхНуОz.

2. Схему реакции сгорания мы можем записать (без расстановки коэффициентов):

СхНуОz + О2 → CO2 + h3O

3. Весь углерод из исходного вещества переходит в углекислый газ, а весь водород — в воду.

Находим количества веществ CO2 и h3O, и определяем, сколько моль атомов С и Н в них содержится:

     а) n(CO2) = V / Vm = 15,68 / 22,4 = 0,7 моль.

(На одну молекулу CO2 приходится один атом С, значит, углерода столько же моль, сколько и CO2.  n(C) = 0,7 моль)

     б) n(Н2О) = m / M = 12,6 / 18 = 0,7 моль.

(В одной молекуле воды содержатся два атома Н, значит количество водорода в два раза больше, чем воды.                        

 n(H) = 0,7 • 2 = 1,4 моль)

4. Проверяем наличие в веществе кислорода. Для этого из массы всего исходного вещества надо вычесть массы С и Н.

m(C) = 0,7 • 12 = 8,4 г, m(H) = 1,4 • 1 = 1,4 г

Масса всего вещества 9,8 г.

m(O) = 9,8 − 8,4 − 1,4 = 0, т.е. в данном веществе нет атомов кислорода.

5. Поиск простейшей и истинной формул.

С : Н = 0,7 : 1,4 = 1 : 2.     Простейшая формула СН2.

6. Истинную молярную массу ищем по относительной плотности газа по азоту (не забыть, что азот состоит из двухатомных молекул N2 и его молярная масса 28 г/моль):

Mист. = D(N2) • M(N2) = 2 • 28 = 56 г/моль.

Истиная формула СН2, её молярная масса 14.       56 / 14 = 4.       Истинная формула: (СН2)4 = С4Н8.

Ответ: С4Н8.

Пример 4.

При взаимодействии 25,5 г предельной одноосновной кислоты с избытком раствора гидрокарбоната натрия выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Определите молекулярную формулу кислоты.

Решение:

1. Cnh3n+1COOH + NaHCO3  Cnh3n+1COONa + h3O + CO2

2. Найдем количество вещества СО2

n(CO2) = V/Vm = 5,6л : 22,4 л/моль = 0,25 моль

3. n(CO2) = n(кислоты) = 0,25 моль (из уравнения видно это соотношение 1:1)

Тогда молярная масса кислоты равна:

M(к-ты) = m/n = 25,5г : 0,25 моль = 102г/моль

4. М(к-ты) = 12n+2n+1+12+16+16 (из обшей формулы, М = Ar(C)*n + Ar(H)*n + Ar(O)*n = 12*n + 1*(2n+1)+ 12+16+16+1)

М(к-ты) = 12n +2n +46 = 102; n = 4; Формула кислоты С4Н9СООН.

 

Задачи для самостоятельного решения С5:

1. Массовая доля кислорода в одноосновной аминокислоте равна 42,67%. Установите молекулярную формулу кислоты.

2. Установите молекулярную формулу третичного амина, если известно, что при его сгорании выделилось 0,896 л (н.у.) углекислого газа, 0,99 г воды и 0,112 л (н.у.) азота. 

3. Для полного сжигания 2 л газообразного углеводорода потребовалось 13 л кислорода, при этом образовалось 8 л углекислого газа. Найти молекулярную формулу углеводорода.

4. При сжигании 3 л газообразного углеводорода получено 6 л углекислого газа и некоторое количество воды. Определите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что для полного сжигания потребовалось 10,5 л кислорода.

5. Дихлорпроизводное алкана содержит 5,31% водорода по массе. Определите молекулярную формулу дихлоралкана. Приведите структурную формулу одного из возможных изомеров и назовите его

6. При сгорании газообразного органического вещества, не содержащего кислород,  выделилось 4,48 л углекислого газа (н.у.), 3,6 г воды и 2 г фтороводорода. Установите молекулярную формулу соединения.

chem932.ucoz.ru

Решение задач по органической химии

Рабочая программа

«Решение задач по органической химии»

Пояснительная записка.

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

В условиях уменьшения количества часов на изучение физики и химии очень часто на уроках не достаточно времени для решения многих типов задач. Данный элективный курс – это замечательная возможность сэкономить драгоценное учебное время, разобрав сложные вопросы именно с тем контингентом учащихся, которые не только “могут”, но и заинтересованы в конечных результатах своего труда.

Материал данной разработки так же хорошо вписывается и в единый государственный экзамен (ЕГЭ). В ходе изучения данного элективного курса рассматриваются многие вопросы органической химии, в том числе прошиваются задания из части С экзамена (а именно С3 и С5).

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов (химико-биологического профиля) и рассчитана на 34 часа. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения заданий разных типов в органической химии и начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.

Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

Структура занятия включает следующие формы работы: проверочные и самостоятельные работы в тестовой форме, составление тестовых заданий самими учащимися, составление алгоритмов задач, составление и защита авторских задач и цепочек превращения.

Главным назначением данного курса является:

совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;

сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

Цели курса:

– конкретизация химических знаний по разделам органической химии;

– развитие навыков самостоятельной работы;

-развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

– развитие учебно-коммуникативных умений.

Задачи:

– совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения в органической химии;

решение расчетных задач повышенной сложности;

формирование навыков исследовательской деятельности;

подготовка к сдаче экзамена в форме ЕГЭ по химии.

Особенности курса:

использование знаний по математике, физике, биологии;

составление авторских задач и их решение;

творческий подход к составлению заданий.

Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом:

По итогам элективного курса учащиеся должны знать:

химические свойства классов органических соединений;

признаки, условия и особенность химических реакций в органической химии;

номенклатуру органических соединений..

По итогам элективного курса учащиеся должны уметь:

производить расчеты по формулам и уравнениям реакций;

производить расчеты на определение компонентов смеси;

производить расчеты на определение формул соединений;

раскрывать генетические связи в органической химии;

решать экспериментальные задачи по органической химии;

самостоятельно создавать алгоритмы решения задач;

осуществлять переход от одного класса органических веществ к другому.

Содержание программы.

Тема 1. Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии. Особенности решения задач и составления химических уравнений в органической химии.

Тема 2. Основные положения теории химического строения. Составление гомологов, изомеров, структурных формул по названиям веществ. Принципы построения названий органических веществ

Тема 3. Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, бензола; качественные реакции, изомерия, номенклатура углеводородов. Их применение на основе свойств. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.

Тема 4. Химические свойства, качественные реакции, именные реакции спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, фенолов. Влияние строения на химические свойства веществ. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.

Тема 5. Жиры, углеводы, сложные эфиры, белки. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.

Тема 6.Амины, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты. Решение задач на вывод формулы вещества. Решение генетических цепочек.

Тема 7.Высокомолекулярные органические соединения. Составление реакций полимеризации. Решение задач по уравнениям химической реакции для полимеров.

Тема 8.Решение экспериментальных задач на распознавание веществ в органической химии. Проведение практической работы с применением знаний качественных реакций в органической химии и методов качественного анализа.

Тема 9. Решение заданий части С3,С5 из материалов Единого Государственного Экзамена. Разбор наиболее сложных вопросов. Повторение алгоритмов решения задач (подготовка к зачету).

Тема 10. Итоговые зачеты по полугодиям. Составление и защита авторских задач, цепочек превращения.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Практич занятия

Формы работы

1

Ведение.

1

0

Лекция с элементами межпредметных связей

2

Решение заданий по теме «Теория строения органических соединений»

2

2

Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек

3

Решение заданий по теме «Углеводороды»

10

10

Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек

4

Решение заданий по теме «Кислородосодержащие органические вещества»

6

6

Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек

5

Решение заданий по теме «Органические вещества клетки»

3

3

Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек

6

Решение заданий по теме «Азотосодержащие органические вещества»

4

4

Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек

7

Решение заданий по теме «Полимеры»

1

1

Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек

8

Решение экспериментальных задач по органической химии

3

3

Практическая работа.

9

Решение задач повышенной сложности.

2

2

Решение задач ЕГЭ и олимпиадных заданий

10

Итоговое занятие. Защита авторских задач.

2

2

Защита творческой работы. Зачет

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема занятия

Образовательный продукт

Пример дата

Фактич дата

1

Введение. Общие требования к решению задач по химии. Использование знаний физики и математики. Способы решения задач. Особенности задач в органической химии.

Правила решения и оформления задач, написания уравнений в орг. химии. Конспект.

2,3

Решение упражнений по основным положениям теории строения органических соединений.

Навыки составления изомеров и гомологов. Знание номенклатуры. Отчет.

4

Составление элементарных цепочек превращения с использованием алканов.

Конкретизация понятий: радикальные реакции, реакции замещения.Отчет.

5

Составление и решение цепочек превращения для алкенов.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения алкенов.

6

Решение задач на вывод молекулярной формулы по известным массовым долям для алканов и алкенов.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизировать понятие массовая доля элемента в веществе.

7

Решение задач на вывод молекулярной формулы по продуктам сгорания для алканов и алкенов.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах алканов и алкенов.

8

Составление и решение цепочек превращения для алкинов.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения алкинов.

9

Решение задач по химическим уравнениям с использованием алкинов.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.Качественные реакции алкинов.

10

Составление и решение цепочек превращения для алкадиенов.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения алкадиенов.

11

Составление и решение цепочек превращения для бензола.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения бензола.

12

Задачи на определение объемной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси углеводородов.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.

Конкретизация понятий: массовая доля, объёмная доля, мольная доля.

13

Зачет по теме «Решение и составление задач по углеводородам» (1-е полугодие)

Зачет. Защита авторских задач.

14

Решение задач по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.

Конкретизация свойств углеводородов.

15

Составление и решение цепочек превращения для спиртов.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах спиртов.

16

Решение задач на вывод формулы у спиртов.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.

Конкретизация понятия функциональная группа.

17

Составление и решение цепочек превращения для альдегидов и кетонов.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах альдегидов и кетонов.

18

Составление и решение цепочек превращения для карбоновых кислот.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах карбоновых кислот.

19

Составление и решение цепочек превращения для сложных эфиров

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах сложных эфиров.

20

Прослеживание генетической связи без- и кислородосодержащих органических соединений.

Составление генетической цепочки. Отчет о выполнении.

Конкретизация понятия генетическая связь.

21

Составление и решение цепочек превращения для жиров. Превращение жиров в организме человека.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения жиров.

22

Составление и решение цепочек превращения для углеводов. Превращение углеводов в организме человека.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах углеводов.

23

Решение задач на пищевые растворы

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизировать понятие растворы.

24

Составление и решение цепочек превращения для аминов.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения аминов.

25

Составление и решение цепочек превращения для аминокислот.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения аминокислот.

26

Задачи на разделение смесей на примере азотосодержащих органических соединений.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о смесях и способах их разделения.

27

Составление и решение переходов алкан – белок

Отчет. Закрепление знаний о химических свойствах белков.

28

Решение задач на образование и разрушение полимеров.

Отчет. Конкретизировать понятие полимеры. Углубить знания о значении полимеров.

29

Решение экспериментальных задач по теме «Углеводороды»

Алгоритм решения. Отчет. Закрепить знания правил техники безопасности при работе с органическими веществами.

30

Решение экспериментальных задач по теме «Производные углеводородов»

Алгоритм решения. Отчет. Закрепить знания правил техники безопасности при работе с органическими веществами.

31

Решение экспериментальных задач по теме «Белки. Жиры. Углеводы»

Алгоритм решения. Отчет. Закрепить знания правил техники безопасности при работе с органическими веществами.

32

Решение заданий типа С3 из материалов ЕГЭ.

Отчет. Анализ цепочек превращения. Формирование представлений об уровне сложности материала.

33

Решение заданий типа С5 из материалов ЕГЭ.

Отчет. Анализ условия зазачи. Алгоритм решения. Формирование представлений об уровне сложности материала.

34

Итоговое занятие. Защита авторских задач.

Итоговый зачет.

Методические рекомендации.

Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 10 класса. Он дополняет программу органической химии, тем более, что учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач. Уровень химической грамотности учащихся должен лежать в основе оценки их знаний.

При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.

Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.

Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).

Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов по органической химии, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).

Литература.

1.Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.

2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.

3.Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Программы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1999.

4.Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.

5.Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач

по химии: Кн. для учителя. – 4-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1983.

6.Штемплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.

7. Дайнеко В. И. Как научит школьников решать задачи по органической химии: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

8. Гаврусейко Н. П. Проверочные работы по органической химии: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1991

9. Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2006

videouroki.net

Решение качественных задач по органической химии. Нравственное воспитание

Дополнительные сочинения

На этом уроке вы познакомитесь с решением качественных задач по органической химии. На нём вы рассмотрите примеры качественных (нерасчётных) задач, которые условно можно разделить на несколько типов. Например, на объяснения фактов или тенденций, на сравнения свойств веществ, на качественный анализ органических соединений. Научитесь правильно решать такие задачи из курса органической химии.

Задачи на объяснение фактов или тенденций

Качественные, т. е. нерасчетные, задачи можно условно разделить на несколько типов.

I. Задачи на объяснение фактов или тенденций.

Задача 1

Условие задачи. Согласно справочным данным, фенол представляет собой бесцветные прозрачные кристаллы. Тем не менее химический реактив фенол, стоящий в банке на полке (Рис. 1), всегда окрашен в розовый цвет. Почему?

Рис. 1. Фенол

Решение.

Вспомним особенности строения фенола (рис. 2).

Рис. 2. Строение фенола

Поскольку это бензольное кольцо, к которому присоединен атом заместителя кислорода, содержащего неподеленную электронную пару, то происходит взаимодействие электронов кислорода и бензольного кольца.

В результате происходит соряжение π – электронов бензольного кольца и электронной пары атома кислорода. Активность всего бензольного кольца сущетвенно возрастает.Получается вещество, гораздо менне устойчивое к окислению по сравнению с исходным бензолом.

Поэтому фенол всегда загрязнен продуктами окисления, имеющими яркую окраску. В результате он имеет характерный розовый цвет.

Задачи на сравнение свойств веществ

II. Задачи на сравнение свойств веществ

Задача 1

Условие задачи. Как изменятся свойства уксусной кислоты, при замене водородов в метильном радикале на атомы хлора: СН3-СООН→ СН2Cl-СООН→ СНCl2-СООН→ СCl3-СООН?

Решение.

При замещении водорода хлором хлор как более электроотрицательный атом стягивает на себя электронную плотность.

Эта электронная плотность смещается от карбоксильной группы и, соответственно, от карбоксильного атома водорода

СН3-СООН< СН2Cl-СООН< СНCl2-СООН<СCl3-СООН

Атом водорода приобретает более положительный заряд. Уксусная кислота с заменой водорода на хлор в своем углеводородном радикале становится более легко диссоциирующей.

У нее становится более высокая константа диссоциации по сравнению с исходной уксусной кислотой.

СН3-СООН< СН2Cl-СООН<СНCl2-СООН< СCl3-СООН

К= 1,8·10-5 1,4·10-3 5,0·10-2 2,0·10-1

Трихлоруксусная кислота СCl3-СООН уже относится не к слабым кислотам, как сама уксусная кислота, а к сильным. Именно из-за этого эффекта.

       

Задачи на качественный анализ органических соединений

III. Задачи на качественный анализ органических соединений

Задача 1

Условие задачи. Соединение А – легкокипящая жидкость с приятным запахом. При гидролизе А образуется два соединения с одинаковым числом атомов углерода. Плотность паров одного из этих соединений В – лишь немного превышает плотность воздуха. Вещество В может быть окислено оксидом меди (II) в вещество С, которое используется для сохранения биологических препаратов.

Приведите возможные формулы веществ А, В, С.

Решение.

То, что могло быть окислено оксидом меди (II), является альдегидом.

R-Ch3-OH + CuO R-CH=O + Cu + h3O

Делаем предположение: вещество С – альдегид. При этом данный альдегид используется для хранения биологических препаратов. Биологические препараты хранят в растворе формалина. Вещество – С – формальдегид (метаналь) Н – CH=O.

Формальдегид получился из метанола. Значит, вещество В – это метанол.

Ch4-OH + CuO НCH=O + Cu + h3O

Метанол Ch4-OH немного тяжелее воздуха.

М (Ch4-OH) = 32 г/моль, М (воздуха) = 29 г/моль.

Поскольку при гидролизе исходного вещества получились два вещества с одинаковым числом атомов углерода

RCOOCh4 RCOOH + Ch4-OH, то кислота с одним атомом углерода – это НCOOH – муравьиная кислота.

Исходное вещество А – с приятным запахом – это НCOOCh4 – метиловый эфир муравьиной кислоты.

Ответ: А – НCOOCh4; В – Ch4-OH; С – формальдегид Н – CH=O

[00:06:20 Задачи на различение веществ]

IV. Задачи на различение веществ

Задача 1

Условие задачи. В трех пробирках находятся три водных раствора: муравьиной кислоты НCOOH, соляной кислоты HCl и этанола C2H5-OH. Как, используя минимальное количество реактивов, различить вещества в пробирках?

Решение

1. Во все три пробирки добавляем индикатор, например метилоранж. В растворах кислот, он изменит свой цвет на красный.

В оставшейся пробирке – этанол C2H5-OH.

2. Муравьиная кислота НCOOH является еще и альдегидом. Действуем на обе кислоты щелочным раствором Сu(ОН)2.

2Сu(ОН)2 ↓+ НCOOH Сu2О↓ + СО2 &

dp-adilet.kz

Химия 10-11 класс – задачи, уроки

Уроки по химии 10 класс. Ютуб канал «Инфоурок»
ТЕМА УРОКАССЫЛКА НА УРОК
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. >>>>>>>>>>
Современное представление о строении атома, S и P орбитали. >>>>>>>>>>
Номенклатура и изомерия алканов. >>>>>>>>>>
Упражнения на составление формул и названий гомологов и изомеров. >>>>>>>>>>
Химические и физические свойства алканов. >>>>>>>>>>
Методы получения и применения алканов. >>>>>>>>>>
Решение задач на вывод формул органических соединений. >>>>>>>>>>
Понятие о циклоалканах. >>>>>>>>>>
Алкены. Гомологический ряд алкенов. >>>>>>>>>>
Номенклатура и изомерия алкенов. >>>>>>>>>>
Физические и химические свойства алкенов. >>>>>>>>>>
Получение алкенов и их применение. >>>>>>>>>>
Расчеты по уравнениям когда одно из веществ дано в избытке. >>>>>>>>>>
Алкадиены. Типы алкадиенов. >>>>>>>>>>
Алкины, гомологический ряд алкинов. >>>>>>>>>>
Физические и химические свойства алкинов. >>>>>>>>>>
Получение и применение алкинов. >>>>>>>>>>
Бензол — представитель ароматических углеводородов. >>>>>>>>>>
Гомологи бензола. >>>>>>>>>>
Нефть и способы её переработки. >>>>>>>>>>
Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов. >>>>>>>>>>
Предельные одноатомные спирты строение, номенклатура. >>>>>>>>>>
Химические свойства предельных одноатомных спиртов. >>>>>>>>>>
Получение и применение спиртов. Спирты и здоровье человека. >>>>>>>>>>
Многоатомные спирты. >>>>>>>>>>
Каменный уголь. Фенол. >>>>>>>>>>
Альдегиды строение, свойства. >>>>>>>>>>
Получение и применение альдегидов. >>>>>>>>>>
Одноосновные карбоновые кислоты. >>>>>>>>>>
Химические свойства одноосновных карбоновых кислот. >>>>>>>>>>
Получение карбоновых кислот. >>>>>>>>>>
Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов и карб. кислот. >>>>>>>>>>
Сложные эфиры. >>>>>>>>>>
Жиры. >>>>>>>>>>
Углеводы. Классификация и состав углеводов. >>>>>>>>>>
Глюкоза строение, свойства, применение. >>>>>>>>>>
Моносахариды. >>>>>>>>>>
Дисахариды. >>>>>>>>>>
Полисахариды. >>>>>>>>>>
Амины — органические основания. >>>>>>>>>>
Анилин. Его свойства и применение. >>>>>>>>>>
Аминокислоты. Названия и свойства аминокислот. >>>>>>>>>>
Белки. >>>>>>>>>>
Ферменты. Гормоны. >>>>>>>>>>
Витамины. >>>>>>>>>>
Лекарства. >>>>>>>>>>
Искусственные полимеры. >>>>>>>>>>
Синтетические органические соединения. >>>>>>>>>>
Значение органической химии. Органическая химия среди наук о природе. >>>>>>>>>>
Уроки химии 11 класс. Ютуб канал «Инфоурок»
ТЕМА УРОКАССЫЛКА НА УРОК
Атом – сложная частица. >>>>>>>>>>
Периодический закон и строение атома. >>>>>>>>>>
Ионная химическая связь. >>>>>>>>>>
Ковалентная химическая связь. >>>>>>>>>>
Металлическая химическая связь. >>>>>>>>>>
Водородная химическая связь. >>>>>>>>>>
Полимеры. >>>>>>>>>>
Газообразные вещества. >>>>>>>>>>
Жидкие вещества. >>>>>>>>>>
Твердые вещества. >>>>>>>>>>
Дисперсные системы. >>>>>>>>>>
Состав вещества. Смеси. >>>>>>>>>>
Понятие о химической реакции. >>>>>>>>>>
Классификация химических реакций. >>>>>>>>>>
Скорость химической реакции. >>>>>>>>>>
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. >>>>>>>>>>
Роль воды в химических реакциях. >>>>>>>>>>
Гидролиз. >>>>>>>>>>
Окислительно восстановительные реакции. Электролиз. >>>>>>>>>>
Классификация веществ. Металлы. >>>>>>>>>>
Неметаллы. >>>>>>>>>>
Кислоты. >>>>>>>>>>
Основания. >>>>>>>>>>
Амфотерные органические и неорганические соединения. >>>>>>>>>>
Соли. >>>>>>>>>>
Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ. >>>>>>>>>>
Органическая химия 10 класс. Ютуб канал «Вурдихан Вурдиханов»
ТЕМА УРОКАССЫЛКА НА УРОК
Алканы. Структурные формулы, названия, гомологи, радикалы. >>>>>>>>>>
Алканы. Строение, гибридизация, углы, геометрическая форма молекул. >>>>>>>>>>
Пи и сигма связи, как определить? >>>>>>>>>>
sp sp2 sp3 гибридизация, как определить? >>>>>>>>>>
Первичный, вторичный, третичный, четвертичный атом углерода. >>>>>>>>>>
Номенклатура, названия алканов. Учимся называть алканы. >>>>>>>>>>
Все виды изомерии. >>>>>>>>>>
Цис- Транс- Изомерия. Все виды. >>>>>>>>>>
Межклассовая изомерия. Все виды. >>>>>>>>>>
Алкены. Строение, гибридизация, углы, геометрическая форма молекул. >>>>>>>>>>
Алкины. Строение, гибридизация, углы, геометрическая форма молекул. >>>>>>>>>>
Строение атома углерода. >>>>>>>>>>
Теория строения органических соединений Бутлерова. >>>>>>>>>>
Предмет органической химии. Органические вещества. >>>>>>>>>>
Алканы. Получение. Все реакции получения. >>>>>>>>>>
Алканы. Химические свойства. Все реакции для ЕГЭ. >>>>>>>>>>
Циклоалканы. Получение. >>>>>>>>>>
Циклоалканы. Химические свойства. >>>>>>>>>>
Галогеналканы. Получение. >>>>>>>>>>
Галогеналканы. Химические свойства. >>>>>>>>>>
Функциональные группы и номенклатура органических веществ. >>>>>>>>>>
Общие и молекулярные формулы органических веществ. >>>>>>>>>>
Алкены. Получение. Все реакции для ЕГЭ. >>>>>>>>>>
Подготовка к олимпиаде по химии 10 — 11 класс. Ютуб канал «Онлайн-школа с 3 по 11 класс»
ТЕМА УРОКАССЫЛКА НА УРОК
Занятие 1 >>>>>>>>>>
Занятие 2 >>>>>>>>>>
Занятие 3 >>>>>>>>>>
Занятие 4 >>>>>>>>>>
Занятие 5 >>>>>>>>>>
Занятие 6 >>>>>>>>>>
Занятие 7 >>>>>>>>>>
Занятие 8 >>>>>>>>>>
Занятие 9 >>>>>>>>>>
Занятие 10 >>>>>>>>>>
Занятие 11 >>>>>>>>>>
Занятие 12 >>>>>>>>>>
Занятие 13 >>>>>>>>>>
Занятие 14 >>>>>>>>>>
Занятие 15 >>>>>>>>>>
Занятие 16 >>>>>>>>>>
Занятие 17 >>>>>>>>>>
Занятие 18 >>>>>>>>>>
Занятие 19 >>>>>>>>>>
Занятие 20 >>>>>>>>>>
Занятие 21 >>>>>>>>>>
Занятие 22 >>>>>>>>>>
Занятие 23 >>>>>>>>>>
Занятие 24 >>>>>>>>>>
Занятие 25 >>>>>>>>>>
Занятие 26 >>>>>>>>>>
Занятие 27 >>>>>>>>>>
Занятие 28 >>>>>>>>>>
Занятие 29 >>>>>>>>>>
Занятие 30 >>>>>>>>>>
Занятие 31 >>>>>>>>>>
Занятие 32 >>>>>>>>>>
Занятие 33 >>>>>>>>>>
Задача «Относительная плотность паров» >>>>>>>>>>
Задача «Ответ найдешь в самом вопросе…» >>>>>>>>>>
Задача «Органическая цепочка» >>>>>>>>>>
Задача «Нахождение структуры вещества» >>>>>>>>>>
Задача «Душистые вещества» >>>>>>>>>>
Задача «Выбор центра атаки — задача не из легких!» >>>>>>>>>>
Задача «Алкины как слабые СН-кислоты» >>>>>>>>>>
Задача «Закон Гесса» >>>>>>>>>>
Задача «Я — циклический кетон!» >>>>>>>>>>
Задача «Вицинальный дибромалкан» >>>>>>>>>>
Задача «Мягкое окисление углеводородов» >>>>>>>>>>
Задача «Неизвестный углеводород» >>>>>>>>>>
Задача «Номенклатура органических соединений» >>>>>>>>>>
Задача «Окисление неизвестного УВ» >>>>>>>>>>
Задача «Смесь алканов» >>>>>>>>>>
Задача «Реакции кросс-сочетания» >>>>>>>>>>
Задача «Водородные соединения» >>>>>>>>>>
Задача «Сравнение солей» >>>>>>>>>>
Задача «Электролитическая диссоциация» >>>>>>>>>>
Задача «Цепочка превращений» >>>>>>>>>>
Задача «Схема превращений» >>>>>>>>>>
Задача «Платиновые металлы» >>>>>>>>>>
Задача «Описание опыта Д. И. Менделеевым» >>>>>>>>>>
Задача «Именные реакции» >>>>>>>>>>
Задача «Карбиды» >>>>>>>>>>
Задача «Кинетика реакций» >>>>>>>>>>
Задача «Кристаллогидраты» >>>>>>>>>>
Задача «Летучие соединения» >>>>>>>>>>
Задача «Диаграмма состояния серы» >>>>>>>>>>
Задача «Возможно ли?» >>>>>>>>>>
Сезон II >>>>>>>>>>
Сезон III | 10 класс >>>>>>>>>>
Сезон III | 11 класс >>>>>>>>>>
Сезон IV | 10 класс >>>>>>>>>>
Сезон IV | 11 класс >>>>>>>>>>
Сезон V | 10 класс >>>>>>>>>>
Сезон V | 11 класс >>>>>>>>>>
Сезон VI | 10 класс >>>>>>>>>>
Химия для поступающих. Ютуб канал «Дистанционные курсы для абитуриентов Химфака МГУ»
ТЕМА УРОКАССЫЛКА НА УРОК
Разбор задач дополнительного вступительного испытания МГУ по химии 2016 г. >>>>>>>>>>
Расчет средней скорости химической реакции. Химия для поступающих. Разбор задач. >>>>>>>>>>
Расчет скорости химической реакции по текущим концентрациям реагентов. Химия для поступающих. >>>>>>>>>>
Использование уравнения Аррениуса для решения задач (1/2). Химия для поступающих. >>>>>>>>>>
Использование уравнения Аррениуса для решения задач (2/2). Химия для поступающих. >>>>>>>>>>
Использование правила Вант-Гоффа для решения задач. Химия для поступающих. >>>>>>>>>>
Использование правила Вант-Гоффа для решения задач (2/2). Химия для поступающих. >>>>>>>>>>
Диссоциация воды. Водородный показатель. >>>>>>>>>>
Кислотно-основные равновесия в водном растворе. Гидролиз солей. >>>>>>>>>>
Расчет рН растворов сильных и слабых кислот. Химия для поступающих. >>>>>>>>>>
Расчет рН растворов сильных и слабых оснований. Химия для поступающих. >>>>>>>>>>
Окислительно восстановительные реакции, часть 1 из 4. Определение степеней окисления. >>>>>>>>>>
Окислительно восстановительные реакции, часть 2 из 4. Уравнивание ОВР методом электронного баланса. >>>>>>>>>>
Уравнивание неорганических реакций (ОВР) методом электронно-ионного баланса. ОВР, часть 3 из 4. >>>>>>>>>>
Уравнивание органических реакций (ОВР) методом электронно-ионного баланса. ОВР, часть 4 из 4. >>>>>>>>>>

zadachi-po-ximii.megapetroleum.ru