Ролевые ожидания и ролевое поведение – Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре. Методика «Ролевые ожидания партнеров» (РОП) Н.Волковой

Социальная роль и ролевое поведение

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики. Оно обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения.

Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус.

Ролевое исполнение (поведение) - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: «Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях». Эксперимент планировалось провести в течение одной - двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили "заключенными", другую - "тюремщиками". Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента.

Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания, требования, связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.


students-library.com

23) Предписанные и достигаемые статусы.

Предписанный статус – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения и т.д.).      1) Приписываемый статус – социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).

2) Достигаемый (приобретённый) статус – социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению. 

24. Социальные роли личности

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

25. Ролевое ожидание и ролевое исполнение в формировании социальной роли

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая сданным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение (поведение) - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие "возрастания" личности в обществе себе подобных.Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания, требования, связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.

studfiles.net

Ролевые ожидания. Ролевой конфликт.

Количество просмотров публикации Ролевые ожидания. Ролевой конфликт. - 650

Уровень эмоциональности (эмоциональная сдержанность / эмоциональная экспрессивность).

Ролями(система ожиданий Субъективными ролями Играемыми

Представляемыми

индивида и групп) (ожидания, связанные со

статусом человека)

Основные характеристики социальной роли выделил американский социолог Парсонс Т.

К ним относятся:

1.Масштаб роли (зависит от узкого или широкого диапазона отношений) Чем больше диапазон, тем больше масштаб роли.

2. Способ получения (естественный или требует целœенаправленных усилий).Роли молодого человека, мужчины, старика определяются возрастом и полом. Другие достигаются в результате целœенаправленных социальных усилий.

4. Степень формализации (неформальные отношения, формальные отношения)Одни роли предполагают установлениетолько формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, – только неформальные, третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

5. Мотивация роли (зависит от системы потребностей и мотивов человека).

Понятие роли включает включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определœенной ситуации. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнения. Определœенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Человеку приходится быть в различных ролях, и он физически не может отвечать всœем предписываемым ими требованиям.

Ролевой конфликт - ϶ᴛᴏ ситуация, в которой индивид, имеющий определœенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, или, иначе говоря, он не в состоянии выполнять предписываемые ролью требования.

1. Внутриличностный – вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях;

2. Внутриролевой – возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальных роли разными участниками взаимодействия;

3. Личностно-ролевой – возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4. Инновационный– появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Всю свою жизнь человек занимается освоением новых социальных ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения и т.д.

Д. А. Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой.Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием. Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли. Овладение содержанием роли идет через

механизм подражания и носит технический характер.
Размещено на реф.рф
Смысловая сторона роли состоит в принятии ее для себя. Она должна нравится и вызывать желание ее воплощать.

referatwork.ru

40.4.3. Роли и ролевые ожидания

 
Опорные слова к вопросу №40 — здесь

Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам, положению в семье и т. д.). Субъект выступает в роли учителя или ученика, врача или больного, взрослого или ребенка, начальника или подчиненного, матери или бабушки, мужчины или женщины, гостя или хозяина и т. д. И каждая роль должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих.

Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения. Являясь по своей служебной роли директором, он, заболев, выполняет все предписания врача, оказываясь в роли больного; вместе с тем в домашней обстановке он сохраняет роль послушного сына своей престарелой матери; принимая друзей, он гостеприимный хозяин и т. п.

Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. Учитель как педагог не может не замечать недостатки в характере своего сына и убежден в необходимости усилить требовательность, но как отец он иногда проявляет слабость, потакая мальчику и способствуя закреплению этих отрицательных черт. Посещая родителей недисциплинированного ученика, педагог как гость не должен был бы огорчать хозяев дома неприятным сообщением о неблаговидном поведении их ребенка, но как учитель - обязан.

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. То, как роль исполняется, подвержено социальному контролю, обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Так, например, родители должны быть добрыми, ласковыми, снисходительными к детским провинностям - это отвечает ролевым ожиданиям и социально одобряется, признается достойным всяческого поощрения, Но избыток, «перебор» родительской ласки, всепрощения подмечается окружающими и подвергается решительному осуждению. «Избаловала мамаша сыночка, скоро он не только ей, всем другим на голову сядет» - приговор безапелляционный, возможно, несправедливый, но четко вычерчивающий верхнюю границу ролевых ожиданий по отношению к материнской доброте.

Родители должны быть строгими, требовательными к своим детям. Это тоже ролевые предписания для родителей. И здесь общественная оценка устанавливает нижнюю границу этих предписаний. «Он при мамаше пикнуть не смеет, совсем она его задергала» - налицо «заглазное» осуждение. Таким образом, существует определенный диапазон, в котором исполнение роли матери рассматривается как социально приемлемое. То же самое относится и к другим членам семьи, принадлежащим к старшему поколению.

Что же касается ребенка, то перечень ролевых ожиданий, связанных с обязательным послушанием, уважением к старшим, отличной учебой, опрятностью, прилежанием и т. д., общеизвестен. Все окружающие - не только в семье, но и повсюду вне ее, отнюдь не «заглазно», но, что называется, «открытым текстом» информируют ребенка (дошкольника ли, подростка ли - безразлично), соответствует ли он своей роли или нет.

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Нарушение ролевых ожиданий воспринимается людьми как нетактичность.

Из этого, разумеется, не следует, что тактичный человек всегда и во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Если возникает ситуация, в которой принципы и убеждения субъекта вступают в резкое противоречие с тем, что от него, как он понимает, ожидают окружающие, он, проявляя принципиальность, может и не заботиться о том, насколько тактично его поведение.

Легендарная фраза Галилея «А все-таки она вертится!» не может, разумеется, рассматриваться как нарушение такта по отношению к инквизиторам, ожидавшим от него полного и безоговорочного отречения, а является лишь свидетельством высочайшей принципиальности, научной честности и гражданского мужества.

Однако в повседневных жизненных ситуациях ошибочное приписывание ожиданий или их игнорирование является бестактностью. Бестактность - это деструкция ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся иногда создающая конфликтные ситуации.

Бестактное поведение может иметь сравнительно безобидный характер. Например, если на весьма формальный вопрос при встрече двух знакомых: «Как дела?» - следует подробный рассказ одного из них о здоровье всех домашних, о незначительных событиях последних дней, то это может расцениваться как некоторая бестактность.

Но в ряде случаев нарушение требований такта приводит к серьезным последствиям. Это в особенности относится к проявлениям бестактности при педагогическом общении.

Учитель не должен упускать из виду, что ученический коллектив состоит из людей и личность каждого надо принимать во внимание, даже если работаешь фронтально, со всеми. Даже временная потеря психологического контакта со школьниками способна нанести тяжелый ущерб, последствия которого трудно предвидеть. Если же такие нарушения взаимопонимания оказываются скорее правилом, чем исключением, то можно с уверенностью предсказать, что между педагогом и учениками вскоре образуется труднопреодолимая пропасть.

Использование тех возможностей, которые предоставляет воспитателю педагогический такт при установлении необходимых контактов, дает возможность осуществить процесс формирования личности школьника в наиболее благоприятных условиях, открывая ей перспективы развития.

 

vestishki.ru

Ролевые ожидания. Ролевое поведение — контрольная работа



9

 

РОССИЙСКАЯ

 

 

1. Введение________________________________________________3

 

2. Понятие ролевого поведения и ролевого ожидания.____________4

3. Структура роли. Ролевой конфликт._________________________6

4. Вывод.__________________________________________________8

5. Список литературы.______________________________________10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Всякий раз, когда человек занимает определенную социальную позицию, его поведение, вероятно, будет зависеть не столько от того, каково его собственное представление о таком поведении в данном положении, столько от того, чего именно ожидают от обладателя этой позиции окружающие его люди.

Например, школьный учитель должен исполнять роль «учителя», которая соотносится с определенным ожидаемым поведением – со стороны учеников, школьного руководства и родителей, - независимо от его личных ощущений и чувств. Благодаря этому становится возможным обобщение профессионально-ролевого поведения учителя вне зависимости от индивидуальных характеристик тех людей, которые занимают эту социальную позицию.

Социологическая важность понятия роли состоит в том, что она демонстрирует, каким образом и с помощью каких механизмов индивидуальная деятельность испытывает на себе влияние общества и, благодаря этому, следует регулярным установленным образцам. Исполнение нами определенных ролей упорядочивает социальную жизнь, потому что делает поведение людей предсказуемым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие ролевого поведения и ролевого ожидания.

Ролевые ожидания - ожидания от индивидуума, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений, связанные с нормативно одобренными формами поведения.

Ролевое поведение - поведение индивида в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Необходимыми условиями ролевого поведения являются ясность и приемлемость роли.

Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с другими людьми.

Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приносить ему определенное удовлетворение.

Чтобы утвердиться в новой роли, нужно преодолеть барьер непонимания. Например, трудно поменять роль двоечника на роль отличника. И класс и учитель сначала относятся по-прежнему. И класс, и учителя сначала относятся по-прежнему.

Чем более развит человек, чем выше уровень развития его сознания и интеллекта, тем более разных ролей он может играть.

Прозвище нередко фиксирует и отражает роль в классе.

Общение с помощью роли может быть формальным и неформальным:

Формальная роль - это поведение, которое ожидается окружающими по данной роли и формируется устоявшимися принципами и традициями. Например, роль учителя требует определенного жестко поведения, роль ученика - своего.

Неформальная роль - это ролевое поведение, строящееся из внутренних побуждений и состояний человека в данный момент - роль друга, родителя, влюбленного.

Кроме социальных ролей в повседневной жизни можно столкнуться с масками. Защита в общении приняла вид "маски". С масками и их действиями люди сталкиваются каждый день - в транспорте, в школе и в магазине. Маски как бы ограничивают набор формального общения, набор слов, действий, жестов, социально приемлемых в данной местности.

Например, маска "пассажир в транспорте". Если на просьбу передать билетик он попытается втянуть в беседу, начнет расспрашивать о жизни, то это, как минимум, вызовет некоторое недоумение. Это будет явным нарушением действий маски и это может вызвать раздражение.

Маска - это защита от излишнего общения и других психических воздействий. Это уход от общения на уровне формального взаимодействия с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура роли. Ролевой конфликт.

Основные положения ролевой теории личности сформированы в социальной психологии Мидом. Он главное внимание уделяет "научению роли": освоению ролей в процессе межличностного взаимодействия (интеракции). Он подчеркивал стимулирующее взаимодействие ролевых ожиданий со стороны значимых для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Концепция социальной роли, связанной с нормами и ожиданиями, включает в себя следующие «блоки»:

Представляемая роль - система ожиданий индивида и определенных групп. Модель поведения человека со стороны общества

Субъективная роль - субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другим статусом.

Играемая роль - непосредственно демонстрируемая роль. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус

В жизни существует множество ролей, например, учитель, ученик, студент, брат, друг и т.д. Какие требования к ним предъявляются? Необходимо обратить внимание учащихся на то, что некоторые аспекты ролей являются обязательными: студент должен хотя бы появляться на экзаменах, у него должна быть зачетная книжка и студенческий билет.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:

    - социальное происхождение;

    - этническая принадлежность;

    - уровень образования;

    - должность;

    - проф. принадлежность;

    - власть;

    - доход и богатство;

    - образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер. Р.Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность. Функционализм рассматривает роли как сущностно предписанные и во многом неизменяемые ожидания. Эти предписания коренятся в культуре общетва и находят свое выражение в социальных нормах, которые и вводят поведение в русло ролей. Подход культурных предписаний признает, что роли часто могут определяться в связи с другими ролями, однако не считает, что сам процесс взаимодействия может создавать новые роли или модифицировать уже существующие. Хотя, конечно, индивиды могут получать информацию о содержании своих ролей и о том, насколько успешно их исполнение, в ходе взаимодействия с людьми, исполняющими другие роли.

 

 

4. Вывод.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Каким образом социальное окружение заставляет людей правильно выполнять свои роли? Этому служит механизм санкций. Когда кто-то, имеющий определенный статус, ведет себя таким образом, что это расходится с нашими ожиданиями, мы, разумеется, проявляем тем или иным образом свое неудовольствие, раздражение, гнев; и наоборот, если люди исполняют свои роли как должно, мы проявляем свое одобрение, поощрение. Тем самым ближний и дальний социум направляет людей в русло, желательное для общества вцелом, по крайней мере для ближайшего социального окружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Список литературы

1. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Уч.пособие. – М., 2000

2. Фролов С.С. Социология. – М., 2000

3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология:учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

turboreferat.ru

Ролевое поведение

загрузка...

Особенности ролевого поведения личности.

Неотъемлемой частью любого человеческого бытия выступает необходимость играть определенные роли в обществе, поскольку без этого невозможно функционирование общественного организма и невозможна сама самореализация индивида. Ролевое поведение представляет собой поведение индивида, проявляемое в зависимости от выполняемых задач в соответствии с ожиданиями окружающих. Основными его условиями считаются приемлемость и ясность самой роли. Ясность роли показывает, что данному человеку (который ее исполняет) понятно содержание роли, а также связь осуществляемой им деятельности с другими личностями. Приемлемость роли заключается в осознанной готовности к ее исполнению для получения определенного удовлетворения. Сама по себе роль не является моделью поведения. Характер индивида служит связующим звеном между ожиданиями и поведением. В результате, ролевое поведение выступает в качестве уникального продукта, свойственного для истолкования и интерпретации.

Любое поведение человека начинается с роли, выполняемой им в социальной среде. Таким образом, человек может оценивать и познавать себя, определяя свое место в конкретной среде, после чего контролирует, направляет и корректирует собственное поведение. Этот процесс проходит индивидуально в каждом отдельном случае и зависит исключительно от параметров психической личности, при подвергании ее влиянию производственной и социальной среды.

Личность — это многогранное и довольно сложное явление, выступающее в качестве определенного звена в общественных отношениях. В психологическом понимании, личность — это конкретный человек, представляющий определенный класс, национальность, коллектив, общество, где он осуществляет определенный вид деятельности, имея психические индивидуальные особенности.

Любая социальная роль имеет данную структуру:

  • Модель проявления поведения человека с общественной стороны;
  • Система представления человека о собственном поведении в конкретной ситуации;
  • Реальное поведение человека, который занимает конкретный статус и положение в обществе.

При рассогласовании данных компонентов проявляется ролевой конфликт, проявляющийся в одной из форм:
Межролевой конфликт — в данном случае человек выступает в качестве носителя нескольких ролей, требования которых являются несовместимыми, у него нет сил, времени или возможности качественно их исполнить. В основу данного конфликта заложена иллюзия;
Внутриролевой конфликт — возникает в том случае, когда исполнение одной роли невозможно, поскольку к ней предъявляются требования различных представителей социальных групп. Для личности развитие данного конфликта крайне опасно и может обернуться непоправимыми последствиями.

Ролевой конфликт и его проявления.

Адлер, Фрейд, Фромм и Юнг изучали конфликты личности, проявляющиеся изнутри каждого отдельного человека. Психология личности тесно взаимосвязана с взаимодействием ее с другими членами данной группы. Полное согласие характеризуется обеспечением ожиданий других членов и удовлетворением их потребностей. Различные виды групповых наказаний и поощрений позволяют достигнуть максимально эффективного результата. На все социальные роли накладываются определенные ограничения в сочетаемости. В определенных условиях личность может столкнуться с тем, что определенные потребности приводят к противорению и, как следствие, разрыванию ролей. Так и возникает ролевой конфликт.

Ролевой конфликт представляет собой ситуацию, в которой человек сталкивается одновременно с несколькими требованиями, при которых осуществление одной из ролей приводит к невозможности исполнить все остальные. В общем виде выделяются два типа таких конфликтов:

  • межролевой — при возникновении мажду ролями;
  • внутриролевой — при возникновении в пределах единственной роли.
  • Более подробно изложено о них выше. И только расномерное распределение ролей может снять ролевую напряженность и избежать конфликта.

Общая характеристика ролевых теорий личности.

Ролевая теория личности выступает в качестве подхода изучения личности, описываемой посредством принятых или вынужденно выполняемых ею образцов поведения и социальных функций, т. е. ролей, вытекающих из социального статуса определенной группы или самого социального общества. Общая характеристика ролевых теорий личности и ее основные положения были сформулированы антропологом Р. Линтоном и Дж. Мидом, американским социальным психологом.

В рамках ролевой теории экспериментально было получено, что ролевой конфликт представляет собой переживание противоборстваили неоднозначности ролевых требований самим субъектом со стороны социальных общностей, в которых он является членом, думая, что создает определенную стрессовую ситуацию. Также было выявлено, что интеграция и дезинтеграция структуры личности выступают следствием конфликтности или гармоничности социальных отношений.

загрузка...

www.edu-psycho.ru

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ И РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ

Количество просмотров публикации СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ И РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ - 335

Социальная роль – это модель (образец) поведения, ориентированная на данный статус человека в соответствии с требованиями ситуации социального взаимодействия. Таким образом, роль – социальная функция личности ожидаемое поведение в соответствии статуса. Каждый человек обладает множеством социальных ролей. В течение дня он может выполнять многочисленные роли.

Ролевой набор – это совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом человека. Например,

 
 
директор предприятия (социальный статус)
                   
     
 
 
   
член родительского комитета школы
 
депутат местного совета

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. В ролевом наборе можно выделить основные социальные роли˸

Ø семейно-бытовые;

Ø профессиональные;

Ø общественно-политические;

Ø ситуационные (пассажир, пешеход, покупатель и т.п.).

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах˸ ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения, но каждый из них имеет огромное значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие. Данные ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например.
Размещено на реф.рф
родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть не равнодушен к нашим проблемам и т.п. Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. Таким образом, социальная роль выступает в двух аспектах˸

Ø образец поведения, то что ждут от исполнения роли.

Ø реальное ролевое поведение, которое означает не всегда социально ожидаемое, а фактическое ролевое поведение.

Как это ролевое поведение будет исполняться, зависит от личностных качеств человека, от степени усвоения им социальных норм (правил поведения), от ᴇᴦο убеждений, установок, ценностных ориентаций.

В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений.

referatwork.ru