Школа в японии – Школа японского языка в Японии для русских, японские языковые школы, поступление и обучение в языков

Школа в Японии, начальная, средняя и старшая, особенности

Основы программы японского школьного образования определены стандартами, которые утвердило Министерство образования. Муниципальные власти отвечают за финансирование, выполнение программы, штатную укомплектованность тех школьных учреждений, которые находятся на их территории.

Школа в Японии представлена тремя ступенями. Это начальная, средняя, старшая школа. Начальная и средняя школа являются обязательными ступенями обучения, в старшей школе учиться необязательно, при этом свыше 90% японской молодежи стараются продолжать свою учебу в старшей школе. Обучение в начальной и средней школе бесплатное, за старшую школу нужно платить.

Маленькие японцы идут в начальную школу с шестилетнего возраста и продолжают свою учебу здесь до 7 класса. Обучение в средней школе продолжается с 7 по 9 классы. Образование в старшей школе получают в течение 3 лет, до окончания 12 класса.

Таблица, наглядно показывающая систему образования в Японии

ВозрастСтупеньУчебные заведения
6-71Начальная школа
(обязательное образование)
7-82
8-93
9-104
10-115
11-126
12-131Средняя школа
(обязательное образование)
13-142
14-153
15-161Старшая школа
16-172
17-183

Особенности японских школ

Уникальность японских школ состоит в том, что здесь ежегодно меняется состав класса, что позволяет учащимся развивать коммуникабельность, дает возможность установить дружеские отношения с большим числом сверстников. Преподаватели в японских школах также меняются каждый год. Численность классов в японских школах большая, она составляет от 30 до 40 учеников.

Начинается учебный год в японских школах с 1 апреля, он состоит из трех триместров, которые отделены друг от друга каникулами. Весной и зимой школьники отдыхают в течение десяти дней, летний каникулярный период составляет 40 дней. Учебная неделя продолжается с понедельника по пятницу, в некоторых школах учатся в субботу, при этом каждую вторую субботу школьники отдыхают.

Уроки в японских школах длятся в течение 50 минут, у малышей продолжительность урока составляет 45 минут, затем наступает короткая перемена. Ежедневный учебный процесс для японского школьника заканчивается в 3 часа дня. В начальных классах происходит обучение японскому языку, обществоведению, естествознанию, математике, музыке, изобразительному искусству, физкультуре, ведению домашнего хозяйства. Учащимся начальной школы не задают домашние задания, они не сдают экзаменов.

Обучение в средней и старшей школе

Два года назад был введен для обязательного обучения английский язык, его преподавание ведется со средней школы, вести преподавание английского разрешено только носителям языка, для которых он является родным. Средняя школа в Японии занимается преподаванием еще нескольких специальных предметов, их состав зависит от самой школы.

Традиционно наиболее сложными предметами в японской школе считается изучение языков — родного и английского. Экзаменовать учащихся начинают со средней школы. Они сдают экзамены в конце триместра по всем предметам, в середине первого и второго триместра устраиваются экзамены по математике, естествознанию, обществоведению, японскому, английскому языку.

Обедать японские школьники могут целый час. Столовых в школах не существует, горячий обед для детей приготавливают в специальном стерильном помещении, здесь же его помещают в индивидуальные коробочки, которые на тележках привозят в классы.

Школьная форма

Форму одежды каждая школа выбирает свою, носить ее следует обязательно. В состав формы входит и яркая бейсболка, которая является своего рода опознавательным знаком. У каждой школы существует и единая спортивная форма.


В обязанности японского школьника вменяется уборка школы – технических работников в школах нет, вся территория школы поделена на участки, за чистоту которых отвечает определенный класс. По окончании уроков ученики убирают свой класс и закрепленную за ними территорию школы.

Обучение иностранных школьников, школы для русских

Все иностранные школьники, проживающие на территории Японии, имеют право на школьное образование, его можно получать в муниципальных школах. Для этого родителям следует обратиться в муниципалитет, где им дадут информацию, в какой школе может обучаться их ребенок. Для обучения в школе родителям будет достаточно приобрести своему ребенку тетради для письменных вычислений, иные учебные принадлежности.

e-migration.ru

Японская школа – статья

Консультант: Егор Бакун

Благодарность: Как невозможно достичь сатори, созерцая сад камней на фотографии, так нельзя постичь японскую школу, не учась в ней. Этой статьи бы не было, если бы не крайне занимательная беседа с Егором Бакуном, окончившим в Японии младшую, среднюю, а недавно и старшую школу. Сегодня Егор учится в университете Киото.

Японская школа фигурирует в аниме особенно часто. Ведь персонажи японских сериалов в большинстве случаев простые японские школьники. А битвы с ангелами, демонами, пришельцами и прочей нечистью перемешаны с суровыми буднями школьных уроков. Школа – и сцена для бесконечного количества романтических и даже эротических повествований (что может быть более трогательным и волнующим чем первая любовь?). На самом деле о японской школе русские зрители аниме знают немного, поэтому некоторые нюансы отношений персонажей остаются не до конца понятными. Попробуем разобраться, в чём же отличия и так ли они велики?

Самое главное отличие заключается в том, что японские дети посещают не одну школу, а целых три: младшую, среднюю и старшую. Причём все три школы – разные учреждения, а не одно здание как в России. Пять лет – младшая школа, четыре года – средняя школа, два года – старшая школа.

Учебный год

Как и в России, дети идут в школу с шести-семи лет, учебный год разделен на четыре четверти, однако начинается он в апреле, а не в сентябре. Так что первое апреля это не день юмора, а день знаний. Учебный год выглядит приблизительно так: апрель-июнь – весенняя четверть, июнь-август – летняя четверть, август-октябрь – летние каникулы,
октябрь-декабрь – осенняя четверть, декабрь-март – зимняя четверть. Все четверти дополнительно разделяются двухнедельными каникулами. Конкретные даты начала и конца занятий обычно варьируются от школы к школе. В Японии нет такого понятия как «вторая смена», все учатся с утра с восьми тридцати или девяти.

Старшие и младшие

Во многом отношения между японцами в школе регламентируются понятиями Старший (Семпаи) и Младший (Кохай). При этом, даже если разница составляет всего год, младшие обязаны подчинятся старшим, говорить с ними вежливо, относиться с подобострастием.

Младшая школа

Тут всё очень похоже на детский сад, особенно поначалу. С учителем можно разговаривать просто, уроки похожи на игры.

Средняя школа

Обычно с шестого класса формируется система отношений старший–младший, которая проходит впоследствии через всю жизнь. Активно идет и внеклассная работа в кружках. Отношения между учениками становятся куда более формальными. Так же каждому классу выделяется отдельный этаж. Дружба между учениками разных классов становится редкостью.

Старшая школа

Если до девятого класса всё достаточно просто, ведь девять классов образования являются обязательными и бесплатными для всех японцев, то старшая школа – вещь добровольная. Можно еще поучиться и поступить в университет или пойти в техникум, где куют кадры обслуживающего персонала. Обычно это удел бедных семей, в которых с самого начала ясно, что оплачивать университет не получится. Большинство идёт в старшую школу, с которой и приходит пора так называемому Нюгаку Дзигоку – Аду для поступающих в университет. Начинается он прямо с поступления в старшую школу, для этого, в зависимости от школы, нужно сдать от трех до пяти экзаменов.
Из-за интенсивной учёбы многие японцы вынуждены оставлять кружки, которым в младшей и средней школе уделяли немало времени.

Дзюку

Поскольку поступить в японский университет тем более на бюджетной основе очень и очень непросто, хотя бы потому, что экзаменационные вопросы значительно выходят за рамки школьной программы, многие дети, начиная со старшей школы, ходят в Дзюку. Это отдельное платное учебное заведение.

Как проходит урок

Всё начинается со звонка на урок, он довольно характерный, и вы, скорее всего, слышали этот звук в сериалах. В некоторых классах выделяется «старший по классу» или попросту староста. Выбирают старосту либо по желанию, либо ученика, сидящего на первой парте ближе к двери, так как ему проще увидеть учителя. Ассортимент уроков принципиально ничем не отличается от нашего. Тоже есть родной язык, английский, география, история и т.д. Но манера преподавания зачастую иная – монолог на заданную тему, затем опрос домашнего задания и, разумеется, тесты. Японские школьники куда более пассивны, чем наши, если кто и тянет руку, то только чтобы отпроситься в туалет. Опрос ведётся по списку, а не по алфавиту, потому что при этом учитель теоретически может выбирать учеников, которых спрашивает чаще, а кого-то реже. Например, тех, чьи имена в начале и конце списка. Но, как правило, используется некий случайный элемент, например дата: вызывают ученика, чей номер соответствует сегодняшнему дню, а потом спрашивают через некоторый интервал…

Кружки

Это совсем особая часть жизни. Кружки теоретически являются добровольными, но на практике почти все ученики ходят в тот или иной кружок. Причём, в кружке идёт строгое разделение обязанностей, всегда присутствуют начальник кружка, заместитель начальника и так далее, вплоть до новичков-первогодок. При этом, чем больше кружок, тем больше поддержки и финансирования он получает со стороны администрации. Поскольку кружки, несмотря на то, что это вроде как внеклассная деятельность, зачастую определяют лицо школы. Кружки есть в университете, и там их немало, так что почти каждый может выбрать себе занятие по вкусу: от футбола до астрономии и полётов на планерах.

Форма

Форма различается в зависимости от школы с сохранением общих черт: пиджака и брюк для мальчиков и юбки для девочек. Отдельные школы позволяют учащимся свободный выбор каких-то отдельных элементов одежды, а наиболее либеральные и вовсе не требуют носить школьную форму, но таких меньшинство. Школьную форму нельзя переодеть, скажем, уже внутри здания школы на входе стоит дежурный, который проверяет насколько внешность учащихся соответствует нормам. Так что даже суровой японской зимой (а на Хоккайдо в районе Асахикава зимой температура опускается до минус двадцати) можно увидеть девочек в юбках и с синими коленками. Конечно, зимняя и летняя форма не идентичны, но ноги у девочек всё равно остаются голыми. Кстати, несмотря на убеждённость русских фанатов аниме, что японская форма называется Сейлор Фуку, на самом деле это – Сейфуку, что на японском означает просто форменная одежда. Неправильное название укрепилось после аниме Сейлор Мун.

Школьные романы

Если в младшей и средней школе отношения между мальчиками и девочками напоминают этакую тихую войну полов с дёрганьем девочек за косички и мелкими проказами, то к старшей мальчики, в общем, разбираются, для чего вообще нужны девчонки. Над влюбленными порой смеются одноклассники. Идеальные условия для возникновения отношений это: один возраст, параллельные классы, один и тот же кружок и дорога домой. К слову, вот и ещё причина, по которой японцы в старшей школе стремятся в кружки, желательно в те, где побольше девочек. Соответственно, и руководители кружков стараются заманить девчонок, зная, что это залог роста популярности кружка.

Несмотря на ряд отличий в отношениях и самой структуре, в целом японская школа очень похожа на нашу. Ведь школа это вообще не учреждение, это состояние души молодого человека, который готовится шагнуть во взрослую жизнь. А где он при этом учится в Гимназии N1, Мурасакино Гакко или даже в Хогвардсе, не так уж и важно, как неважно и то, на каком языке говорят ученики.

АНИМЕ ПРИМЕР к статье: Hitohira

www.animag.ru

Образование в Японии. Часть I: Японские школы • Yumenohikari

Япония имеет свою отличную от других стран систему образования. И в данной статье (как и в следующей) мы постараемся осветить наиболее общие её структурные и системные особенности. Нам (тем, кто не учился 12 лет в японских школах, а затем в вузах и аспирантуре Японии) крайне сложно делать какие-либо умозаключения. Как правило, мнение каждого формируется на основе тех или иных субъективных данных, не всегда проверенных и точных. В интернете много материалов на данную тему. Однако, какие из них максимально отражают суть японской действительности и не множат разные домыслы сказать очень сложно.

Поэтому для раскрытия общих особенностей японской образовательной системы мы решили сосредоточиться непосредственно на японских ресурсах и на том, что сами японцы вкладывают в понятие «образование» и какие ценности пытаются транслировать ученикам и студентам. Безусловно, мы не можем охватить абсолютно все аспекты и проблемы. Это не входит в наши задачи. Но мы постараемся передать тот общий настрой и подход к образовательному процессу, который свойственен японской системе образования и обучения в целом. А приведенные после статьи видео лучшим образом дополнят обозначенные ниже факты и создадут атмосферу присутствия в обучающем процессе в школе и университете.

Понятие образования в Японии

Итак, мы начнем статью непосредственно с понимания термина образования в Японии. Для самих японцев, понятие образования не ограничивается только формальным статусом полученного аттестата об окончании того или учебного заведения. Японский термин 教育 (kyo:iku) в переводе на русский язык имеет смысл не только «образование», но еще и «воспитание». Собственно, в этих двух базовых понятиях – образование и воспитание – глубокий смысл и подход японцев к системе обучения. Помимо посещения учебных заведений образование включает в себя семейное воспитание и следование семейным и общественным нравственным нормам и традициям. В связи с этим нравственному воспитанию в японских школах уделяется очень большое внимание.

Японское образование – ставит своей целью воспитание гражданина, ценностными ориентирами которого будут выступать общественные и культурные ценности, почтение, уважение, сохранение и преемственность японских культурных традиций, этикета и норм морали. Японская система обучения учит критическому мышлению и способности решать сложные противоречивые задачи.

Возможно, именно японское образование и воспитание способствует развитию и формированию на уровне нации одной из главных характерных черт японского менталитета и души – высокой культуре поведения, проявление взаимного уважения друг к другу, к идеям и личному пространству каждого.

Система образования Японии

Японская система образования включает в себя дошкольное образование, младшую, среднюю и старшую школу и высшие учебные заведения. Учебный год практически во всех учебных заведениях Японии начинается в апреле, когда по всей стране цветет или начинает цвести сакура.

До достижения шестилетнего возраста ребенок по желанию родителей может ходить в дошкольные образовательные учреждения. Детские сады в Японии, как правило, частные.

Общий период обучения в японской школе равен двенадцати годам.
Периоды обучения распределяются следующим образом:
Начальная школа – 6 лет (с 6 до 12 лет)
Средняя школа – 3 года (с 12 до 15 лет)
Старшая школа – 3 года (с 15 до 18 лет)

Несмотря на то, что обязательным образованием в Японии являются начальная и средняя школа, практически подавляющее большинство школьников после средней школы стараются поступить в школу высшей ступени и продолжить обучение. Обучение в старшей школе – государственной или частной – платное.

Основные предметы в японской школе

Основные предметы, изучаемые в школе: японский язык, математика, общественные науки, естественные науки (физика, геология, биология и химия), изобразительное искусство, музыка, физкультура, основы жизнедеятельности, труд и др. Большое внимание уделяется нравственному воспитанию и специализированным занятиям. Большинство учеников посещают различные школьные клубы, поэтому их время занято практически до 6 часов вечера. Многие посещают по выходным или во время каникул так называемые дзюку (学習塾) – разнообразные дополнительные специализированные курсы. Среди клубов большой популярностью у мальчиков пользуется бейсбол (野球), у девочек – музыка и игра на музыкальных инструментах. Победы японских спортсменов дзюдо на чемпионатах мира и олимпийских играх вдохновляют школьников заниматься этим видом боевого искусства. Поэтому дзюдо занимаются как мальчики, так и девочки. Другие популярные спортивные клубы включают гимнастику, волейбол, теннис, футбол, плавание.

Клубы культурной направленности в японских школах включают клубы логической игры го (碁), разнообразные художественные кружки, хор. Также популярны клубы традиционных японских искусств икебана и чайной церемонии.

Школьная форма в Японии

Практически все частные и государственные школы имеют свою школьную форму или по-японски сэйфуку (制服). Школьная форма для мальчиков включает костюм черного или темно-синего цвета с воротником-стойкой и происходит от европейской морской форменной одежды. Пуговицы школьной формы украшает, как правило, эмблема школы. Вторая пуговица сверху, считается самой близкой к сердцу и, как полагают, заключает в себе все эмоции от проведенных трех лет в школе. Поэтому, если она отдается девушке, в которую влюблен молодой человек, это считается признанием в своих чувствах.

Школьная форма для девочек – это блузка с так называемым воротником-матроской (セーラー服, se:ra fuku) и плиссированная юбка. В зависимости от времени года у формы меняется ткань и длина рукава. Цвета формы более разнообразные, чем у мужской: темно-синий, белый, светло-зеленый, черный, серый. Обувь, как правило, коричневого или черного цвета. Форма такого формата сегодня ассоциируется в основном со школьницами средней школы. Старшеклассницы имеют несколько иную форму, составляющие которой юбка в клетку и пиджак.

В японской школе обязательна сменная обувь. Увабаки (上履き) – японская обувь, которую носят только в помещении. В японской школе существуют специальные шкафчики для обуви гэтабако (яп. 下駄箱) с отделом для каждого учащегося. Увабаки могут быть разных цветов в соответствии с годом обучения. Ношение сменной обуви способствует сохранению чистоты помещения. Кстати, еще одна особенность японских школ: уборку школы ученики производят сами. Они моют полы, посуду, окна, готовят если необходимо. Отношение к соблюдению чистоты в другом пространстве помимо своего дома воспитывается подобной практикой с самых малых лет.

Церемония окончания школы или sotsu-gyo:shiki (卒業式) является важным символическим мероприятием и имеет большое значение для всех японцев. После окончания школы японские абитуриенты стремятся шагнуть на следующую ступень образовательного процесса и поступить в высшие учебные заведения.

(к статье: фото и видео)

yumenohikari.ru

интересные факты. Система образования в Японии :: BusinessMan.ru

Япония до конца позднего Средневековья была скрыта от всего мира: ни въехать, ни выехать. Но как только высокие стены пали, мир активно начал изучать эту загадочную страну, в частности, образование в Японии.

Кратко о главном

В стране Восходящего солнца образование – это одна из первых и главных целей в жизни. Именно оно определяет будущее человека. Система образования в Японии почти не изменилась с 6 века. Хотя после Второй мировой войны на нее оказали сильное влияние британские, французские и, в особенности, американские системы. Учиться жители Японии начинают практически с пеленок. Сначала им родители прививают манеры, правила поведения, учат основам счета и чтения. Дальше ясли, детский сад, младшая, средняя и старшие школы. После них университеты, колледжи или школы специальной профессиональной подготовки.

Учебный год разделен на три семестра:

  • Весенний. С 1 апреля (это и начало учебного года) по середину июля.
  • Летний. С 1 сентября по середину декабря.
  • Зимний. С начала января по конец марта. Учебный год заканчивается в марте.

После каждого семестра ученики сдают промежуточные тесты, а в конце года экзамены. Помимо уроков японцы имеют возможность посещать кружки и участвовать в фестивалях. Теперь подробнее рассмотрим образование в Японии

Дошкольные заведения

Как уже было сказано, этикет и манеры поведения прививают родители. В Японии существуют две разновидности детских садиков:

  • 保育園 (Hoikuen) – государственный центр по уходу за детьми. Эти учреждения рассчитаны для самых маленьких. Согласно правительственному указу, они были созданы специально для поддержки работающих матерей.
  • 幼稚園 (Youchien) – частный детский сад. Такие заведения рассчитаны для детей старшего возраста. Здесь обучают пению, рисованию, чтению и счету. В более дорогих заведениях учат английский язык. Так что в школу они приходят полностью подготовленными.

Стоит отметить, что основная функция детских садов не столько обучение, а социализация. То есть, детей учат взаимодействовать со сверстниками и обществом в целом.

Начальная школа

Образование в Японии в начальной школе начинается с шести лет. Большинство этих заведений – государственные, однако встречаются и частные. В начальной школе преподают японский язык, математику, естествознание, музыку, рисование, физкультуру и труд. С недавнего времени в обязательном порядке ввели обучение английскому языку, который раньше начинали преподавать только в средней школе.

Кружков, как таковых, в начальной школе нет, зато проводятся внеклассные мероприятия, такие как спортивные соревнования или постановка театральных спектаклей. Учащиеся ходят в повседневной одежде. Единственный обязательный элемент экипировки: желтая панама, зонтик и дождевик такого же цвета. Это обязательные атрибуты, когда класс ведут на экскурсию, чтобы не потерять детей в толпе.

Средняя школа

Если перевести на русский счет, то это обучение с 7 по 9 классы. К предметам младшей школы добавляется более углубленное изучение наук. Увеличивается количество уроков с 4 до 7. Появляются клубы по интересам, в которых ученики задействованы до 18.00. Преподавание каждого предмета закреплено за отдельным учителем. В классах учится более 30-ти человек.

Особенности образования в Японии можно проследить в формировании классов. Во-первых, учеников распределяют по уровню знаний. Особенно часто это встречается в частных школах, где считают, что ученики с плохими отметками плохо повлияют на отличников. Во-вторых, с началом каждого семестра учеников распределяют в разные классы, чтобы они учились быстро социализироваться в новом коллективе.

Старшая школа

Обучение в старшей школе не считается обязательным, но те, кто желает поступить в вуз (а на сегодняшний день это 99% учащихся), должны ее окончить. В этих заведениях основное внимание сосредоточено на подготовке учащихся к вступительным экзаменам в университеты. Также ученики принимают активное участие в школьных фестивалях, кружках, посещают экскурсии.

Дзюку

Современное образование в Японии не заканчивается исключительно на школах. Существуют специальные частные школы, предлагающие дополнительные занятия. Их можно разделить на два вида по направлениям обучения:

  • Неакадемические. Учителя обучают разнообразным видам искусства. Есть спортивные секции, также можно научиться чайной церемонии и традиционным настольным японским играм (сеги, го, маджонг).
  • Академические. Ориентированы на изучение разных наук, включая языки.

Эти школы в основном посещают ученики, которые пропустили занятия в школе и не могут усвоить материал. Хотят успешно сдать экзамены или подготовится к вступлению в вуз. Также причиной, по которой ученик может настоять на посещении такой школы, может быть более тесное общение с учителем (в группах около 10-15 человек) или за компанию с друзьями. Стоит отметить, что такие школы дорого стоят, поэтому не все семьи могут их себе позволить. Однако школьник, не посещающий дополнительных занятий, имеет заведомо проигрышное положение в кругу сверстников. Единственное, чем он может это компенсировать – самообучение.

Высшее образование

Высшее образование в Японии в основном получают мужчины. Для женщин, как и столетия назад, отведена роль хранительницы домашнего очага, а не руководительницы компании. Хотя исключения встречаются все чаще. К учреждениям высшего образования относят:

  • Государственные и частные университеты.
  • Колледжи.
  • Школы специальной профессиональной подготовки.
  • Технологические колледжи.
  • Учреждения дальнейшего высшего образования.

В колледжах в основном учатся девушки. Обучение составляет 2 года, и преподают в основном гуманитарные науки. В технологических колледжах изучают отдельные специальности, срок обучения 5 лет. После его окончания студент имеет возможность поступить в университет на 3 курс.

В стране существует 500 университетов, 100 из которых государственные. Чтобы поступить в государственное учреждение необходимо сдать два экзамена: «Общий тест достижений первой ступени» и экзамен в самом университете. Для поступления в частное заведение необходимо сдавать только тест при университете.

Стоимость обучения высокая, колеблется от 500 до 800 тысяч йен в год. Существуют программы, позволяющие получить стипендию. Однако там большой конкурс: на 3 миллиона студентов всего 100 бюджетных мест.

Образование в Японии, кратко говоря, дорогое удовольствие, но именно от него зависит качество жизни в будущем. Только те японцы, которые окончили высшие учебные заведения, имеют возможность получить высокооплачиваемую работу и занимать руководящие должности.

Языковые школы

Система образования в Японии – культ, ведущий страну к успеху. Если на постсоветском пространстве диплом – это красивая пластиковая корочка, свидетельствующая, что 5 лет человек чем-то занимался, то в стране Восходящего солнца диплом – это пропуск в светлое будущее.

Из-за старения нации высшие учебные заведения принимают иностранных студентов. Каждый гайдзин (иностранец) имеет возможности получить стипендию, если его знания в определенной области высокие. Но для этого необходимо хорошо знать японский язык, поэтому в стране существуют специальные языковые школы для иностранных студентов. Также они предлагают краткосрочные курсы японского языка для туристов.

Интересно знать

Учиться в Японии сложно, но весело. Ведь ученики имеют возможность развиваться гармонично, самостоятельно принимать решения и решать собственное будущее. Итак, образование в Японии, интересные факты:

  • В начальной школе ученикам не задают домашнее задание.
  • Начальное и среднее образование обязательное и бесплатное в государственных учреждениях.
  • Чтобы поступить в школу, нужно сдать экзамены, те, кто не смог пройти, могут попытать удачу в следующем году.
  • Школьницам нельзя красить волосы, носить макияж и украшения, кроме наручных часов. За внешним видом учеников в школах тщательно следят. Даже носки могут отобрать, если они не такого цвета, как нужно.
  • В школах нет уборщиков. Начиная с начальной, ученики после окончания занятий сами убирают классы и коридоры.

  • Также за каждой группой учеников класса закреплены свои обязанности. Есть группа, которая отвечает за уборку школьной территории, организацию мероприятий, здравоохранение и т. д.
  • В школах часто меняется состав учащихся, чтобы дети учились быстрее вливаться в коллектив. В высших учебных заведениях группы формируются согласно выбранным предметам для изучения.
  • «Система пожизненного найма». Образование в Японии знаменательно еще и тем, что многие вузы сотрудничают со старшими школами, принимая учеников с хорошими отметками. А над вузами стоят известные компании, которые принимают выпускников на работу. Японец, окончивший вуз, может быть уверен в будущем трудоустройстве и карьерном продвижении. Многие японцы проходят путь от младшего сотрудника до руководителя отдела/филиала и уходят на пенсию с чувством выполненного перед страной долга.
  • Каникулы длятся всего 60 дней в году.
  • В средней и старшей школе учреждена уникальная униформа.
  • Каждый учебный год начинается и заканчивается церемониями, на которых приветствуют новичков и поздравляют выпускников.

Кружки и фестивали

Развитие образования в Японии уходит корнями в глубокую древность. Уже в 6 веке существовала национальная система образования. Японцы всегда были сторонниками раннего и гармоничного развития. Эта традиция сохраняется и сегодня. В средней и старшей школе ученикам предоставляется возможность посещать кружки по интересам. За каждым кружком закреплен свой научный руководитель, но он вмешивается в деятельность клуба только когда предстоят соревнования или творческие конкурсы между школами, что случается достаточно часто.

Во время каникул ученики посещают организованные школой экскурсии. Поездки проводятся не только в пределах страны, но и за ее границами. После поездок каждый класс обязан предоставить стенгазету, в которой подробно изложит все, что было в поездке.

В старшей школе особое внимание уделяется такому мероприятию, как осенний фестиваль. На каждый класс школа выделяет 30 000 йен и закупает футболки. А ученики обязаны придумать мероприятие, которым будут развлекать гостей. Чаще всего в классах организовывают кафетерии, комнаты страха, в актовом зале могут выступать творческие коллективы, спортивные секции устраивают небольшие соревнования.

Японскому школьнику некогда бродить по улицам города в поисках развлечений, их ему достаточно и в школе. Правительство сделало все возможное, чтобы оградить подрастающее поколение от влияния улицы, и эта затея у них отлично получилась. Дети всегда заняты, но они не бездумные роботы – им дано право выбирать. Большинство школьных и университетских мероприятий учащиеся организовывают самостоятельно, без помощи научных руководителей. Они приходят во взрослую жизнь уже полностью подготовленными, в этом и состоит главная особенность образования в Японии.

businessman.ru

Как устроены школа и образование в Японии

Япония очень самобытная страна, а японцы — очень трудолюбивая нация. Люди там работают по 10–12, а иногда 16 часов в сутки. Подготовка к этому начинается ещё в школе. Система образования в Японии построена так, что у детей нет свободного времени на общение и игры на улице.

Наверное, самое главное отличие японского образования от образования во всем остальном мере — учебный год в Японии начинается в апреле. Несмотря на то, что почти каждый год кто-то предлагает перенести начало учебного года на сентябрь, правительство не идет на уступки, считая что время цветения сакур и пробуждение природы — это лучшее время для начала занятий.
Японская школа, как и наша, поделена на три периода: начальная, средняя и старшая. Однако начальная длится 6 лет, а средняя и старшая по три года — итого 12 лет. Обязательным считается окончание только средней школы, тем не менее 99% школьников идут учиться в старшую школу. И это при том, что старшая школа в Японии платная.


Учебный год японских школьников разделен на три семестра: первый с начала апреля по середину июля, второй с начала сентября по середину декабря, третий с начала января по конец марта. В конце каждого семестра ученики сдают контрольные, а в конце каждого учебного года проводятся экзамены. Но это касается только средней и старшей школы. Начальная же школа примечательна тем, что там почти не задают домашних задний и не сдают никаких экзаменов. Учебный день обычно состоит из четырех уроков по 45 минут. Дети учатся в две смены. Перемены короткие: 5–10 минут, но есть часовой перерыв на обед.


Про обеды в Японских школах расскажу чуть подробнее. За порядком и чистотой следят сами дети. Они же раздают еду и отчитываются о том, сколько еды осталось. Обед на 720 человек готовят 5 человек за 3 часа. На пришкольных участках есть сады и огороды (в СССР тоже были школьные теплицы, если кто помнит). Обедают дети прямо в классе: надевают маски, дезинфицируют руки и начинают раскладывать пищу. После обеда дети сами собирают посуду и убирают кабинет.


Кстати, убираются дети не только после обеда. В японских школах вообще нет уборщиков. За каждым классом закреплен кабинет и участок на улице и в коридоре, где ученики должны поддерживать порядок. Дежурные из числа учеников следят за этим.


В средней и старшей школе нагрузка резко возрастает. Появляется много домашних заданий, кружков, дополнительных занятий. В средней школе уроки длятся по 50 минут и ух обычно шесть, старшеклассники же учатся в школе, как правило, с восьми утра до шести вечера.
Каникулы для японцев считаются не временем для отдыха, а временем, когда можно серьезно заняться учебой и подтянуться по каким-то предметам.


Также в японских школах есть разные творческие кружки — каи — они обязательны для посещения после занятий, но можно выбрать то направление, которое тебе больше всего подходит: творческое, спортивное, социальное. Дети ездят на экскурсии и проводят саммиты и дебаты, чтобы быть адаптированными к взрослой жизни.


Помимо школ есть так называемые дзюку — это что-то типа групповых репетиторских занятий. Они платные, но все, кто хочет поступить в университет и хорошо учиться, ходят в них. Если в школьных классах больше 30 учеников, то в дзюку группы всего-лишь по 10–15 человек. Занятия в дзюке проходят по вечерам, так что дети приходят домой поздно. У них остается время только на то, чтобы сделать домашнее задание и лечь спать.

Самым желанным и самым распространенным подарком на Новый год для японского школьника является абонемент на посещение дополнительных занятий и курсов. Несмотря на то, что дополнительные занятия не являются обязательными, они увеличивают шансы на успешную сдачу экзаменов (школа этого не гарантирует) и поступление в ВУЗ (и успешную карьеру), поэтому их посещают практически все старшеклассники. по этой причине многие уже в школе имеют огромные долги. И по этой же причине не сдача экзаменов — это настоящая трагедия, после которой многие не видят смысла жить дальше.


Чтоб вы понимали, школа, образование и экзамены для Японцев очень важны. Многие университеты сотрудничают со старшими школами, а университеты в свою очередь поддерживаются крупными предприятиями. Для японцев очень важно получить хорошую работу и проработать там до самой смерти (считается очень престижным прийти в компанию на самую младшую должность и пройти путь до руководителя), поэтому несданные экзамены очень часто являются причиной детского суицида. Вместе со взрослым суицидом (кстати, чаще всего по причине потери работы) это является огромнейшей проблемой Японии, которую никак не удается победить.


Единых норм и программ обучения в Японии нет. Есть рекомендации со стороны государства, но каждая школа сама решает по каким учебникам заниматься. Вместе с государственными школами существуют платные частные школы, которые считаются престижнее. По этой причине в Японии есть рейтинги школ и для японцев это очень важно. Все пытаются попасть в лучшую школу, но чем лучше школа, тем она дороже.


Помимо государственных и частных школ в Японии все еще сохранились школы с раздельным образованием под названием gakuen. Девочки и мальчики в них обучаются отдельно друг от друга и подчиняются очень строгим правилам.


Чтобы дети в школах были социализированы и умели общаться, каждый семестр классы перемешивают.
Девушки чаще не стремятся поступить в ВУЗ после школы, а сразу идут учиться на домохозяек и готовятся к браку (японские традиции в чем-то похожи на наши: мужчина — добытчик, женщина — хранительница домашнего очага). Некоторые поступают в колледж, где нужно учиться два года. Там преподают в основном гуманитарные науки. Юноши стремятся поступить в один из 500 японских ВУЗов. 100 из них государственные, но бюджетных мест в них очень мало (100 бюджетных мест на 3 000 000 студентов), так что, чтобы получить образование многие берут кредиты.

Для тех, у кого нет такой возможности существуют разные гранты и стипендии. Чтобы поступить в институт нужно сдать сначала школьный экзамен («Общий тест достижений первой ступени»), а затем вступительный экзамен в сам ВУЗ. Что-то подобное было у нас до введения ЕГЭ.


Ещё один интересный факт, о котором я не упомянул — это школьная форма. У каждой школы своя форма, единого стандарта нет. Однако есть общие правила: например, девушкам запрещено носить короткие юбки (то, что рисуют в анимэ — неправда), распускать волосы, пользоваться декоративной косметикой, не говоря уже о пирсинге и татуировках. Иногда даже нельзя одевать носки не того цвета.

biuv-school9tihvin.eduface.ru

Школа в Японии – Мир Японии

Ну, а теперь про школу и систему образования.

Сначала вступительное слово от нашего человека в Японии:
Оригинал взят у mishajp в Образование в Японии

Если мы зададимся целью ранжировать причины скачка, который Япония в своем развитии совершила после реставрации Мэйдзи и в послевоенное время, то образование в иерархии причин займет очень высокое место. Здесь следует говорить «о прямой и притом все более усиливающейся связи между образовательной (общей и профессиональной) подготовкой рабочих и производительностью труда. Японцы давно убедились в том, что рабочие с высоким образованием не только лучше осваивают новую технику, но и эффективнее ее используют, а «повышение профессиональной подготовкиу них идет быстрее и плодотворнее».

Начиная с реставрации Мэйдзи, японцы усиленно развивали систему общего образования, обеспечивали неуклонное увеличение числа лиц, заканчивающих средние и высшие школы. Особенно сильно эта тенденция проявилась в послевоенные годы. Так, если в 1935 году среднее и высшее образование имели лишь 10% населения, то в 1950 г.— уже 17%, в 1960 г.— 29%, к концу 60-х годов — 40% (против 50% в США) и в 70-х годах около 50%. В середине 60-х годов в Японии был принят закон о занятости, в котором большое внимание уделяется подготовке кадров, что, естественно, связано с требованиями научно-технического прогресса к качеству рабочей силы.
Японский бизнес сегодня более всего нуждается в молодых рабочих, имеющих высокий уровень общеобразовательной подготовки.

Ну, а теперь подробности:
Школа в Японии делится на три ступени:

1. Начальная школа (1-6 классы) – сёгакко,
2. Средняя школа (7-9 классы) – тюгакко,
3. Старшая школа (10-12 классы) – котогакко.

Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя – “первый класс начальной школы”, “второй класс средней школы” и так далее. Параллели обычно обозначаются буквами латинского алфавита: 1-A (первая параллель первого класса), 1-B (вторая параллель первого класса) и так далее, или же цифрами: 1-1, 1-2 и так далее.

Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна, но около 95% процентов продолжают учебу по окончании средней школы. 48% закончивших учебу в старшей школе поступают в колледж (обучение в течение 2 лет) или в университет (обучение в течение 4 лет).

Обучение в старшей школе и в университете платно всегда, но в государственных учреждениях оно дешевле. Существуют также платные частные начальные и средние школы. Во всех платных учреждениях можно учиться бесплатно или получить большую скидку, если выиграть конкурс стипендий.

Матери-японки, как правило, очень внимательно относятся к успехам их детей. Они поддерживают тесный контакт с учителями, участвуют в жизни школы, в случае болезней детей иногда даже ходят вместо них на уроки и конспектируют лекции. Таких мамаш-фанатичек называют “киёику мама”.

Сами дети при этом часто “сидят на шее” родителей примерно лет до 25-30, когда они начинают зарабатывать достаточно, чтобы прокормить себя сами.
Учебный год

Учебный год в Японии делится на три триместра и начинается 6 апреля. Первый триместр продолжается до 20 июля, затем идут большие летние каникулы, 1 сентября начинается второй триместр, зимние каникулы идут с 26 декабря, и последний, третий, триместр продолжается с 7 января по 25 марта. Затем идут небольшие весенние каникулы, во время которых происходит переход из класса в класс. Точные даты начала и конца триместров бывают разные в разных школах.

Начало учебного года в апреле связано с тем, что в это время в Японии весна вступает в полную силу и начинает цвести сакура. Существует движение за перенос начала учебного года на 1 сентября, но оно не пользуется большой популярностью.

На время каникул учащиеся получают домашние задания. Иногда они продолжают учиться и на каникулах (на специальных курсах), если недостаточно хорошо учились во время триместров. Ученикам начальной школы рекомендуется вести на каникулах “дневники в картинках” – картинки заменяют пробелы в знании кандзи и развивают умение ученика писать и рисовать.

Обучение в Японии шестидневное, но каждая вторая суббота считается выходным днем.
Школьная программа

Программа преподавания варьируется от школы к школе, но основывается на стандартах, утвержденных Министерством Образования. Ответственность за финансирование, комплектацию учителями и школьную программу лежит на местных властях.

Учиться в школе начинают в Японии по достижении шести лет. До этого дети обычно ходят в детский сад. К моменту поступления в школу дети должны владеть основами арифметики и уметь читать хирагану и катакану.

В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство. К окончанию начальной школы дети должны, в частности, выучить 1006 символов кандзи из 1945 символов государственного перечня.

В средней школе к перечню предметов добавляется английский язык и несколько специальных предметов по выбору. Состав этих предметов зависит от школы.

Наиболее сложными предметами считается математика и языки – японский (изучение кандзи) и английский.

Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программа средних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможностей для специализации в той или иной области познаний.
Расписание уроков

Так же, как и в России, но в отличие от США, начальная и средняя школы обычно находятся в 5-10 минутах ходьбы от дома учащегося. Разумеется, в сельской местности школа может быть и существенно дальше.

Занятия в школе обычно начинаются в половине девятого утра. Каждый понедельник перед началом занятий ученики строятся на “линейку”, и перед ними в течение 15 минут выступает директор школы. В прочие дни это время отводится для общешкольных объявлений и отмечания посещаемости. Прилежному посещению школы придается в Японии большое значение. Тем не менее, прогульщик может сбежать из школы после первого урока. ^_^

Продолжительность уроков в начальной школе – 45 мин, в средней и старшей школах – 50 мин. Между уроками организуются небольшие перемены по 5-10 мин, после четвертого урока (примерно в половине первого) обычно организуется большая перемена на обед – около 60 минут. Учеников, пытающихся начать есть принесенные из дома завтраки до официального начала обеда, наказывают, особенно если они едят во время уроков. ^_^ В начальной школе редко бывает больше четырех уроков в день. В средней школе их число может доходить до шести.

В начальной школе домашних заданий нет, в средней же и старшей школе домашние задания бывают очень большими, поэтому, несмотря на наличие выходных, старшие японские школьники – самые занятые люди в стране.
Организация учебы

В отличие от российских школ, в Японии за каждым классом закрепляется свой кабинет (в России кабинет закрепляется за учителем). Поэтому не ученики, а учителя ходят между уроками из кабинета в кабинет. Кабинет, приписанный к классу, подписывается соответствующей табличкой.

Учителя для каждого класса и по каждому предмету свои, хотя в маленьких школах это может быть и не так.

Часто в японских школах нет столовых и раздевалок, поэтому учащимся приходится обедать и вешать одежду в классах.

По окончании уроков ученики сами полностью убирают школу и пришкольные территории. Уборщиц в японских школах нет.

Для школьников часто организуют совместные выезды на природу и экскурсии в древние японские города и храмы. Такие экскурсии обычно продолжаются до трех-четырех дней.

Для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку – “матросский костюм”. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
Кружки и курсы

Важной частью обучения в средней школе считается участие в деятельности школьных кружков (кай). Обычно их деятельность связана либо со спортом, либо с искусством, проходит по окончании занятий и организуется самими учащимися. Помимо очевидной пользы, которую они приносят, кружки также являются рассадниками системы “дедовщины”, когда старшие ученики помыкают младшими, чтобы добиться от них лучших результатов (или просто поиздеваться).

В самом начале учебного года руководство кружков вывешивает для учащихся седьмого класса свою “рекламу”. Практически каждый семиклассник записывается в один или несколько кружков и остается в них на протяжении всего времени обучения в средней школе.

Помимо собственно школы, большинство учеников посещают платные подготовительные курсы-дзюку, в которых им помогают лучше подготовиться к сдаче школьных экзаменов. Занятия в дзюку обычно проходят вечером, два-три раза в неделю.
Экзамены

Главная проблема японских школ – это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Время от времени они становятся причиной самоубийств школьников.

Учащиеся средней и старшей школы сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. В начальной школе экзаменов нет. В середине триместров проводятся экзамены по японскому, математике, английскому, естествознанию и обществоведению. В конце триместров проводятся экзамены по всем изучаемым предметам.

За неделю до начала экзаменов отменяются собрания кружков, чтобы ученики могли подготовиться к экзаменам. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка – 100 баллов.
После средней школы

Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик.

Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие – в захудалые школы для тех, кто не намерен получать высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и так далее. Карьерных перспектив их выпускники не имеют.

Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние “технические колледжи” – профтехнические училища. Однако поступление в них не так уж и просто – в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.
Академии

Кроме обычных государственных школ, существуют еще частные платные школы-академии (гакуэн), а также “национальные” школы – школы общегосударственного значения. Для поступления в них нужно сдавать особые экзамены в условиях большого конкурса. С другой стороны, в них лучше образовательные программы, и многие из них дают право внеконкурсного поступления в старшую школу или в университет.

Обычно в школах-академиях обучаются дети японской элиты: политиков, бизнесменов, дипломатов, профессоров известных университетов. Получившие стипендию для обучения в академиях часто оказываются “белыми воронами” и иногда становятся предметом издевательств однокашников.

В некоторых академиях не обязательно ношение школьной формы.
Университеты и колледжи

Главный критерий при выборе университета – престижность. Тех, кто смог закончить престижное учебное заведение, берут практически на любую работу. Считается, что способный и прилежный молодой человек может разобраться в любом деле, которое ему поручат.

Вместо университета можно поступить в двухгодичный колледж, дающий специализированное образование. В них поступают около 90% японских девушек и получают там “низовые” женские профессии: медсестры, воспитатели детских садов, учителя начальной школы, квалифицированные домохозяйки, актрисы-сэйю.

Поступление в университет проходит в два этапа. На первом выпускники старших школ сдают общенациональный экзамен. По его результатам они подают заявления в выбранный ими университет. Там решается вопрос об их допуске к собственно вступительным экзаменам, которые они затем и сдают.

К числу наиболее престижных университетов относятся государственные университеты Токио, Киото, Осаки, Саппоро, Нагои, Фукуоки, Сэндая, а также частные университеты: Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи в Токио, Кансайский университет в Осаке и Рицумэй в Киото.

Самым престижным считается государственный Токийский Университет (Тодай), основанный в 1877 году и занимающий площадь в 30 га в центре Токио. В его стенах одновременно обучаются около 10 тысяч человек, 2 000 из них – иностранцы. 90% выпускников Тодая занимают свое место в элите страны, два его выпускника стали лауреатами Нобелевской премии по литературе (Кавабата Ясунари и Оэ Кэндзабуро).

Те, кто не сдал экзамены в желаемый университет, могут сдавать экзамены и через год, и через два. В это время абитуриенты либо учатся на специальных курсах-ёбико, либо работают, либо совмещают первое со вторым.

В отличие от школы, обучение в университете – время относительной “халявы”. Набор дисциплин подбирает себе сам студент, естественно, в определенных рамках. Больших курсовых и дипломных работ, как правило, не бывает – нужно лишь писать отчеты на несколько страниц. Поэтому студенты практически не привлекаются к серьезной научной работе. А если и привлекаются, то как помощники, но не как самостоятельные исследователи. Многие студенты посвящают время обучения поискам работы и живут разнообразными приработками.

После окончания вуза можно поступить в 2-3-годичную аспирантуру и получить после ее окончания ученую степень.
Ссылки
http://www.jinjapan.org – Сайт с большим разделом о японской школе
http://www.monbu.go.jp – Сайт Министерства Образования Японии

world-japan.livejournal.com

Образование в Японии (Часть 1)

    

     Страна восходящего солнца такая далекая и такая загадочная. Родина самураев и кодекса бусидо, аниме и манги. Наверное, невозможно понять и принять ее до конца — слишком разные взгляды на жизнь у этого островного государства с европейским миром. Слишком разные менталитеты.


     Мы отличаемся буквально во всем: культуре, быте, философии и религии… эти отличия закладываются в нас с самого детства и с взрослением только накапливаются.


     Наверное, не стоит говорить о том что в пору взросления решающее внимание на нас оказывает не только наша семья, сколько школа, ибо в ней мы приобретаем знания, заводим друзей, учимся думать. Даже подход к подаче знаний у нас разнится. И именно о японских школах я хотел бы немного рассказать в рамках этой статьи.

История
     Как и во многих государствах мира, первые школы в Японии возникли при религиозных организациях — здесь это были буддийские монастыри. Первая прихрамовая школа появилась в VII в., а к концу того же столетия в стране насчитывалось уже 545 учебных заведений. В них дети и молодежь приобщались к нравственным максимам буддизма: найти свое место в общественном труде, быть честными, терпимыми, правдивыми, жить в согласии и уважении к окружающим, искоренять беззаконие, зло и т.д.


     В начале VIII в. был принят первый закон «О государственных школах». Он провозглашал, что отныне семейное воспитание не может удовлетворить общество и образование подрастающего поколения становится прерогативой государства. Закон четко регламентировал социальный статус преподавателей, уровень владения своим предметом, а также безукоризненное нравственное поведение. Образование складывалось из изучения китайской классической литературы, конфуцианских сочинений, каллиграфии. Особое внимание обращалось на воспитание детей и молодежи в духе глубочайшего почтения и уважения к родителям, учителям, старшим.


     Наряду с этими школами средневековая Япония уже в VII–VIII вв. была буквально покрыта сетью так называемых семейных школ, которые создавались крупными феодалами для своих детей и детей вассалов. В этой клановой школе воспитывали будущих рыцарей-самураев, преданных защитников интересов феодала. Военное дело, китайская классическая литература, математика, каллиграфия, японская музыка, этикет — такова была программа этих школ, в которых обучалась высшая знать.


    Яркой иллюстрацией воспитания в духе абсолютной преданности властителю была практика подготовки самураев, выходцев из мелких дворян. Этический комплекс их воспитания складывался из принципов буддизма и конфуцианства: беспрекословное подчинение младшего старшему, абсолютная верность и преданность властелину. Широкую известность в мировой литературе приобрели качества самураев, ставшие своего рода эталоном верности кодексу клана, нарушение которого влекло за собой добровольную смерть («сэппуку (切腹)»).

 

     В XVI веке с развитием коммерции нувориши из купеческого класса стали посылать детей учиться чтению, письму и арифметике. Так появились школы тэнарай-дзюку или тэракоя. В XVII веке для детей самураев были основаны школы ханко и, независимо от системы ханко, начальные школы тэнарай-дзюку и ханко. В этих школах азам чтения и письма учили детей сословия воинов, которые были еще слишком малы, чтобы посещать школы ханко. Со второй половины XVIII века по всей Японии распространились тэнарай-дзюку для детей незнатного происхождения, а также ханко и тэнарай-дзюку для класса самураев.


     Падение феодального строя, переход власти к императору, проведение буржуазных социально-экономических преобразований в эпоху Мейдзи (1868–1912) привели к кардинальным преобразованиям и в школьном деле. Японцы считают, что с этого времени и вплоть до наших дней в стране было проведено три основных школьных реформы. Первая началась в эпоху Мейдзи с 1871 г., когда было создано министерство образования (кстати, в те же годы появились аналогичные министерства и в странах Европы и США), было открыто более 25 тыс. элементарных школ. Если школьные реформы западных стран в этот период делали ставку на профессиональное образование и подготовку кадров для развивающейся промышленности, то Япония акцентировала внимание на обязательном начальном образовании всего населения. Охват детей начальной школой к концу периода достиг 99%! С особой силой зазвучали в эти годы идеи о роли образования для национального развития, о значении беспрекословного подчинения императору и военного воспитания молодого поколения на случай возможной агрессии Запада. Содержание начального образования наряду с элементарными знаниями включало и профессиональные, а также подготовку к продолжению обучения на более высоких ступенях. Школьная система, заложенная в эпоху Мейдзи, фактически действовала до середины XX столетия.


     Вторая школьная реформа проводилась после окончания Второй Мировой войны, из которой Япония вышла поверженной и с 1945 по 1952 гг. была оккупационной зоной США. Американская администрация активно включилась в реформу японской школы с целью изменить ее прежнюю милитаристскую ориентацию. В 1947 г. был издан «Фундаментальный закон об образовании», в котором были обозначены цели и задачи воспитания молодого поколения в духе интернационализма и демократии. «Всестороннее развитие каждой личности», «строитель мирного государства и общества» — это были ключевые слова нового закона. Особо подчеркивалось предоставление каждому ребенку обязательного бесплатного девятилетнего образования. Новая структура школьной системы была внешне похожей на американскую: 6+3+3+4 (6 лет начальной школы, 3 — младшей ступени средней школы, 3 — старшей ступени, а затем 4 года высшего образования).


     После провозглашения независимости Японии в 1952 г. в сфере просвещения произошли существенные изменения. Была проведена тщательная ревизия учебных планов начальной и средней школы. В содержании гуманитарных предметов все большее место стала занимать национальная тематика. Возросло количество часов на естественно математические дисциплины. В 1966 г. был издан документ «Имидж идеального японца», в котором отразилось стремление уйти от навязанных американцами абстрактных положений о нравственном воспитании. В нем говорилось, что японцы смогут принести пользу всему человечеству только в том случае, если они, наряду со знанием культур других народов, сохранят свои национальные специфические черты и традиции. Имелось в виду умение добиваться максимального саморазвития, обладание сильной волей, беспредельное уважение, любовь и преданность старшим, своему труду, своей семье, родине. Японские педагоги справедливо отмечают, что законы, изданные после провозглашения независимости Японии, сыграли решающую роль в небывалом экономическом развитии страны в 60-е гг.

 

     Конечной целью преобразований в школьном деле было создание строго административной, жестко унифицированной и централизованной системы народного образования. Обязательные учебные планы для всех типов школ, единые государственные стандарты, железная дисциплина, противодействие учителей проявлению индивидуальности ребенка — все это создавало тягостную атмосферу, которой японская школа сильно отличалась от учебных заведений западных стран. Экономический взлет парадоксальным образом сказался и на школе: здесь резко возросла конкуренция за право и возможность перехода на старшую ступень школы. Уже в раннем детстве родители стали помещать своих детей-дошкольников в престижные детские сады, им стали нанимать учителей, чтобы с малых лет готовить к поступлению в престижные учебные заведения. Появилась целая «экзаменационная индустрия»: школы дзюку (своего рода вечерние, где ребенок повторял пройденное за день в обычной школе), репетиторы, специализированные школы по музыке, искусству и др. Стоимость образования росла. Свои творческие силы дети фактически тратили на подготовку к мучительным экзаменам, сводя тем самым свое образование к типичному натаскиванию. Сложившуюся систему экзаменов стали называть «экзаменационным адом».


     Хотелось бы чуть подробнее остановиться на этом понятии, почему название именно такое и откуда идут предпосылки к нему.


     При системе пожизненного найма, которая утвердилась в послевоенной Японии, продвижение по службе зависит, во-первых, от образования, а во-вторых, от стажа. Так что выпускники школ и выпускники вузов оказываются словно перед различными эскалаторами, которые движутся с неодинаковой скоростью и поднимают на различные этажи.


    Японская система народного образования построена по формуле: «6-3-3-4» (6 лет — начальная школа, по 3 года — средняя школа первой и второй ступени, 4 года — вуз). После девятилетнего всеобщего обязательного образования, в возрасте 15 лет, закон разрешает начинать трудовую жизнь. Однако если тридцать лет назад после девятого класса шли работать около половины подростков, то теперь среднюю школу второй ступени предпочитают кончать почти все. Втрое выросло за это время и число желающих получить высшее образование. Экзамены в вузы хотят сдавать уже не 13, а 44 процента выпускников школ. Соответственно, обострилась и конкуренция между абитуриентами.


     Все больше людей хотят стать студентами, ибо карьера японца напрямую зависит от уровня образования, с которым он начинает трудовой путь. При этом очень важную роль играет не диплом сам по себе, а вуз, который человек окончил. Различие между людьми со средним и с высшим образованием дополняется неофициальной, но общепризнанной градацией престижности учебных заведений. Самым элитарным считается Токийский университет. Его выпускники занимают ключевые посты в политике и большом бизнесе.


     Наиболее престижные министерства и частные корпорации пополняют свой персонал выпускниками перворазрядных университетов. Ранг вуза предопределяет как угол восхождения японца по служебной лестнице, так и уровень его личных связей на всю остальную жизнь. Поэтому дети именитых родителей предпочитают пересдавать вступительные экзамены, скажем, в Токийский университет, по три-пять лет подряд, чем идти во второразрядный вуз и оказаться потом на эскалаторе, который вовсе не доходит до верхних этажей.

 

     Тут и коренятся причины так называемого «экзаменационного ада». Чуть ли не с младенческого возраста японцу приходится вступать в отчаянное соперничество со своими сверстниками. Дело в том, что определенные преимущества при поступлении в перворазрядные вузы дают перворазрядные средние школы или гимназии. Но чтобы попасть в них, надо тоже пройти трудный конкурс.


     Так, расходясь кругами, экзаменационная лихорадка докатилась до начальных школ, а затем и до детских садов, где тоже выявились более предпочтительные. Возникли дошкольные учреждения, предназначенные готовить к состязанию со сверстниками детей в возрасте от пяти лет до одного года. А на подобном фоне закономерно пошли разговоры о развитии интеллекта младенца в утробе матери.


   Многоступенчатая лестница конкурсных экзаменов породила разветвленную сеть репетиторства в виде платных подготовительных курсов или частных индивидуальных уроков. Эта теневая система народного образования получила название «дзюку» и стала большим бизнесом. Разного рода дополнительные занятия посещают не только 80 процентов учащихся 10–12 классов, которые готовятся к вузовским конкурсам, но и 60 процентов учащихся 1–9 классов, желающих поступить в лучшие гимназии.


    Средняя японская семья тратит на образование детей (преимущественно на репетиторство) четверть своего бюджета, что немногим меньше, чем на питание. Так что сравнительно невысокие расходы на народное образование, которыми Япония выделяется среди стран большой восьмерки, щедро дополняются за счет родительских сбережений.


     Не говоря уже о финансовом бремени для семейных бюджетов, система «дзюку» создает непосильную физическую нагрузку на детей. Они находятся в школе с 8 утра до 3 дня, с 6 до 9 вечера занимаются в «дзюку», а потом до полуночи выполняют домашние задания как для школьных учителей, так и для репетиторов.


     Но беда не только в том, что «экзаменационный ад» довел Страну восходящего солнца до попыток учить детей раньше, чем они появятся на свет. Еще хуже, чем кризис формы, оказался кризис содержания народного просвещения. Слово «образование» состоит в японском языке из двух иероглифов: «кё» — поучать и «ику» — воспитывать. Теперь общественность заговорила о том, что на первое слишком упирали за счет второго.


   Уже в 80-е гг. вновь со всей остротой встал вопрос о совершенствовании школы. Она оказалась неспособной противостоять отрицательным явлениям, сопровождавшим экономический бум: распространению массовой культуры, росту числа разводов и семей с одним родителем, занятости обоих родителей, отсутствию должного контроля за жизнью ребенка и т.д. В этих условиях возрос уровень преступности в среде детей и молодежи, токсикомании, насилия. Увеличилось число детских самоубийств. Причины этих и иных явлений японцы частично связывали с навязанной в годы оккупации системой американского нравственного воспитания, не отвечающей национальным традициям.


     Впервые само выражение «третья школьная реформа» прозвучало в 1984 г., когда был создан специальный комитет по образованию при премьер-министре. На протяжении трех лет этот комитет организовывал дискуссии по большому кругу проблем. Третья реформа была вызвана необходимостью вооружения подрастающего поколения новыми знаниями и потребностью в качественно новом нравственном воспитании в свете изменившихся социально- экономических реалий. Следовало ввести также компьютерное обучение, изучение иностранных языков, особенно английского.


     В документах 80-х гг. обращалось внимание на индивидуальное развитие каждого ребенка, необходимость в этой связи дифференциации образования и предоставления возможности выбора тех или иных школьных предметов. Однако особый упор делался на пересмотр содержания образования с тем, чтобы усилить его воспитательную роль. Так, учебники по родному языку должны были состоять из текстов, строго ориентированных на воспитание детей в духе японских традиций. На уроках физкультуры рекомендовалось возрождать средневековые виды национального спорта — кендо, джуро и другие, которыми занимались еще самураи. Основное место в расписании стал занимать учебный предмет «мораль». Особое внимание уделялось самоуправлению школьников (закон 1985 г.) в целях пресечения хулиганства. Учителей призывали искать новые формы укрепления связи между школой, семьей и общиной.


   В результате деятельности правительственного комитета по образованию в 1984–1987 гг. был проведен всесторонний анализ действующей системы, выявлены ее положительные и негативные стороны. С этого времени фактически началась «третья школьная реформа», которая продолжается и в наши дни.


    В этот период была определена стратегия целенаправленного совершенствования всей системы народного образования, причем все изменения должны были быть ориентированы на XXI в. Планировалось создать систему непрерывного образования; ввести различные формы начального и среднего образования; модернизировать систему управления и финансирования. Основными принципами новой системы образования должны были стать максимальное внимание к индивидуальным особенностям каждого ребенка, непрерывность образования, интернационализация учебных заведений и их компьютеризация.

Школа в Японии делится на три ступени:
Начальная школа (1–6 классы) — сёгакко,
Средняя школа (7–9 классы) — тюгакко,
Старшая школа (10–12 классы) — коогакко.

Детские сады.

     Детский сад для детей с 3-5 лет. Основная задача — подготовить ребенка к поступлению в школу. Здесь проводятся занятия по рисованию, музыке, ритмике, физкультуре. В 2000 г. насчитывалось 14 451 детских садов, и в них воспитывались 1 773 682 детей. О росте популярности детских садов среди населения красноречиво свидетельствует тот факт, что в 1950 г. их было всего 2 100, т.е. в 8 раз меньше.

 


    Детские сады Японии — первая ступенька системы осознанного формирования гражданина. Большое внимание уделяется здесь формированию ценностного отношения к здоровью, окружающей природе и людям, развитию чувств.


     Обращается внимание и на формирование навыков самостоятельной деятельности, группового сознания и социальной ответственности. И за этим стоит не декларация, а хорошо отработанная технология, предполагающая обучение детей анализу возникающих в играх конфликтов и поиска способов выхода из них.


     Первое апреля — начало учебного года и своеобразное «посвящение» на право быть японцем. Индивидуальность, какой бы она ни была яркой, не привлекает учащихся, а скорее отторгается детским коллективом. В школе должны быть все похожи, а потому даже «нестандартный» цвет ранца и школьного костюма может стать дополнительным риском для его хозяина. 3ачастую стандартизации подлежат не только одежда и школьные принадлежности, но и мысли а счет навязывания определенного образа мышления. В начальной школе количество детей в классе может достигать 40 человек. Поэтому школьные группы класса играют важную роль как в учебном процессе, так и вне его. Группы детей поочередно проводят уборку своего класса, коридоров, туалетов и школьного двора, что помогает формировать такие качества личности, как трудолюбие, старание, умение преодолевать себя, подчинять свои чувства интересам коллектива, управлять своими эмоциями.


     Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя — «первый класс начальной школы», «второй класс средней школы» и так далее. Параллели обычно обозначаются буквами латинского алфавита: 1-A (первая параллель первого класса), 1-B (вторая параллель первого класса) и так далее, или же цифрами: 1-1, 1-2 и так далее. Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна, но около 95% процентов продолжают учебу по окончании средней школы. 48% закончивших учебу в старшей школе поступают в колледж (обучение 2 года) или в университет (обучение 4 года).


     Обучение в старшей школе и в университете платно всегда, но в государственных учреждениях оно дешевле. Существуют также платные частные начальные и средние школы. Во всех платных учреждениях можно учиться бесплатно или получить большую скидку, если выиграть конкурс стипендий.


     Матери-японки, как правило, очень внимательно относятся к успехам их детей. Они поддерживают тесный контакт с учителями, участвуют в жизни школы, в случае болезней детей иногда даже ходят вместо них на уроки и конспектируют лекции. Таких мамаш-фанатичек называют «кёйку мама».


     Сами дети при этом часто «сидят на шее» родителей примерно лет до 25-30, пока не начинают зарабатывать достаточно, чтобы прокормить себя сами.

 

Начальная школа (1–6 классы) — сёгакко.

     Предпочтение в начальной школе отдается моральному воспитанию и организованной внеучебной деятельности. Традиция приоритетной роли воспитания поддерживается семьей. Японский язык является важной частью как образования, так и воспитания подрастающего поколения. Чтобы уметь писать по-японски, необходима постоянная практика и аккуратность. Известно, что в японском языке присутствует два алфавита и иероглифы. Помимо китайских иероглифов «кандзи», по существу не являющихся алфавитом, пришедших в Японию в VI веке, существует ещё две системы письменности: «хирагана» и «катакана», каждая из которых имеет по 46 букв. «Кандзи» используются для выражения не только слов, но и целых понятий. По окончании школы дети должны знать прочтение и написание около тысячи кандзи.


     В начальной школе обучаются дети с шести до двенадцати лет. Большинство первоклассников перед поступлением занимаются с репетитором. Все предметы преподает один учитель. Примечательно очень серьезное и ответственное отношение к обучению со стороны как учащихся, так и родителей. К примеру, если ребенок по причине болезни не может посещать занятия, то нередко его место за партой занимает мама.
На образование младших правительство расходует наибольшую часть средств. Здесь трудятся самые квалифицированные педагоги, а основное внимание уделяется развитию самостоятельного мышления, познавательных способностей. Психологи, социологи, педагоги выявляют способности, творческий потенциал каждого школьника. Государственный учебный план включает японский язык, обществоведение, естествознание, мораль, математику, музыку, рисование, ручной труд, физкультуру, начиная с пятого класса — домоводство для девочек и мальчиков. Нагрузка от 24 до 31 часа в неделю.


     Учащиеся осваивают национальную фонематическую азбуку. Значительную трудность представляет освоение иероглифической письменности. В начальной школе дети узнают лишь 851 иероглиф, а для чтения газеты необходимо знать полторы тысячи. При изучении обществоведения даются отдельные сведения по географии, истории, в курсе естествознания — элементарные сведения о живой и неживой природе и человеке, на занятиях по математике проходят арифметические действия и получают элементарные сведения по геометрии. Дети также знакомятся с правилами дорожного движения и учатся пользоваться библиотекой.


     В последние несколько лет все больше и больше начальных школ испытывают новые методики обучения и разрабатывают собственные. Так, школа Асакуса ввела совместные обеды между учениками разных классов для налаживания близких отношений между детьми различных возрастов. В школе Като Гакуэн Гёсю более половины предметов преподают на английском языке. В школе Янаки используют методику «открытой планировки», которая подразумевает отсутствие строгого расписания и занятия вне помещения. Так у учеников больше возможностей общения. В Янаки классы разделены разборными перегородками, каждое «помещение» с одной стороны лишено стены и выходит на простор. Площади вне классных комнат большие, там ученики могут играть на переменах. Также нет звонков, уроки заканчиваются в подходящий момент. Школа Ясака Гакуэн была первой школой в Японии, специально организованной за городом. Здесь дети живут в общежитии, сами стирают и готовят, каждый день пешком ходят в школу. Они ходят в походы, помогают крестьянам сажать или убирать рис. В этом есть большая польза, т.к. позволяет ученикам из больших городов отдохнуть в сельской местности и подружиться с местными детьми. Также многие школы осуществляют программы международных обменов между учениками школ разных стран.


     Первое школьное впечатление — переобувание. При входе в любую школу стеллажи с ячейками для обуви: снимаешь уличную, надеваешь школьные тапочки. В тапочках ходят все: ученики, учителя, директор, гости. При входе в стерильный туалет — снимаешь школьные тапочки, надеваешь стоящие тут же специальные для туалета. Школьная чистота поддерживается самими учащимися: ежедневная уборка после ланча во время часового перерыва между уроками. Моют школу и метут школьные дворы все — от малышей до самых старших. В углу каждого кабинета сушилка для тряпок и место для веников и совков. На школу для 600 учащихся только один нанимаемый работник для уборки — тот, кто моет туалеты.


     В начальной школе нет звонков. Учитель сам ориентируется во времени, зная, что четыре урока заканчиваются в 13.30. И формы в начальной школе нет — кому как удобно, только обувь та, что требует школа для спортивных занятий. У первоклашек-шестилеток три дня по 4 урока, два дня — по 5; в 3–6 классах четыре дня по 5 уроков, один день — 6. Продолжительность уроков в начальной школе 45 минут. Все кружки, а их в школах множество, проводятся до и после основных уроков. В начальной школе нет системы наказаний за проступки. Ребенку просто объясняют, почему он поступил плохо и как следовало поступить. Начальная школа самая шумная и самая красивая. Удивительно уютен школьный дворик с бассейном, в котором плавают любимые в Японии зеркальные карпы, и растут прекрасные тропические растения. Паркетный пол в рекреации — это не только место для игры и борцовских поединков, но и творческая мастерская, самый большой письменный стол.

 

Средняя школа (7–9 классы) — тюгакко

     Общее среднее образование подразделяется на две ступени: неполное со сроком обучения 3 года (I цикл) и трехлетнее полное (II цикл). Средние школы подразделяются на общеобразовательные, специализированные и смешанного типа. Существует и сеть школ для детей с недостатками умственного и физического развития.


     В младшей ступени средней школы (для детей 12–15 лет), учебный план состоит из обязательных предметов и предметов по выбору. Обязательные: японский язык, математика, обществоведение, естествознание, мораль, музыка, изобразительное искусство, физкультура, техника- домоводство. Предметы по выбору: иностранный язык, дополнительные курсы музыки, физкультуры, искусства. Недельная нагрузка 29–30 часов. Учащиеся готовятся и к практической деятельности, знакомясь с сельским и водным хозяйствами, промышленностью, торговлей, рыболовством.


     На уроках японского языка совершенствуется грамотность, количество иероглифов не лимитируется. Вместе с изучением грамматики школьники практикуются в составлении докладов, отчетов, учатся вести дневник. Сегодня в учебных планах отсутствуют систематические курсы химии, физики, биологии, географии, истории. Вместо них изучаются синтетические курсы естествознания и обществоведения, однако, характерные для них эклектика и бессистемный отбор тем привели к снижению уровня образования, поэтому в новых программах предусматривается дифференцированное преподавание указанных предметов.


     Младшая ступень — трехлетняя, бесплатная. Дети обучаются в ней до 15-летнего возраста, на базе начального образования продолжается их умственное и физическое развитие. Младшая бесплатная ступень принимает учащихся без экзаменов в возрасте 12 лет. В 2000 г. в таких школах (из них государственных — 78, префектурных — 10 588, частных — 609) обучалось 4 103 717 человек. На каждую приходится в среднем 500 учащихся, около 40 в каждом классе. Здесь работают 257 605 преподавателей, из которых более 104 тыс. — женщины.


     Ныне среднее образование в Японии полностью приносится в жертву высшему, превращаясь в шаткий мост, соединяющий детский садик с университетом, а годы отрочества становятся самыми тяжёлыми в жизни японца. Они состоят из бесконечной зубрёжки и волнений о будущем, подогреваемых и в семье, и в школе. Этика японской школы — это неустанный труд… Это относится, впрочем, только к мальчишкам. Для девочек же двенадцать школьных лет становятся годами поистине безоблачного счастья… Главное предназначение женщины, считают здесь — это всё-таки не служба, а материнство. Разумеется, девушка должна поработать несколько лет в коллективе, чтобы узнать жизнь, но только до замужества…


     Шестилетнее начальное обучение (сёгакко) и первая ступень средней школы (3 года) (тюгакко) являются в Японии обязательными и бесплатными и охватывают почти 100% детей. Перевод на каждую следующую ступень обучения осуществляется только всем классом, поэтому нет таких явлений, как «перескакивание» одарённых детей через класс, отсев менее способных или второгодничество.

Часть 2

arrustyle.com