Скифская триада – Скифская триада — Википедия

Скифы Скифская триада

Древние Скифы. Кто они и откуда

Когда-то давным-давно, начиная со второй половины VIII — начала VII в. до н. э., на необъятных просторах степной и лесостепной зон Евразии от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы. Античные писатели и историки называли их «скифами».

Но уже сами древние авторы вкладывали в это понятие разные значения. Под «скифами» понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удаленных друг от друга территориях. Позднее термин «скифы» нередко применялся по отношению ко всем народам, населявшим евразийские степи, будь то кочевые племена или наши предки славяне. Даже Русское государство в некоторых средневековых сочинениях именовалось Скифией.

Шли столетия. Долгое время 

скифы оставались загадкой. Еще в начале XX в. этот образ оставался овеянным легендами и служил благодатной почвой для поэтов, писателей, художников. Всем хорошо известны знаменитые строки Александра Блока: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы! С раскосыми и жадными очами!..».

Но каков был настоящий облик скифов, откуда они пришли и куда исчезли в волнах истории?

Окончательного ответа на все вопросы скифской истории нет, и вряд ли можно их получить. Но многое позволила узнать археология, открывшая удивительный мир скифских курганов, образцы великолепного неповторимого искусства, грандиозных погребальных сооружений. Древности скифов стали известны науке уже в XVIII в. Но научная база скифской археологии была создана в XX в. усилиями многих ученых. Благодаря археологии по-новому зазвучали и скудные строки античных сочинений о скифах.

В современной науке принято как узкое, так и расширенное толкование понятия «скифы». В первом случае «скифы» — это название только одного народа степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. Тогда других представителей различных культур, родственных скифам, называют народами скифского мира. Это савроматы, жившие к востоку от причерноморских скифов, саки в степях Казахстана и Средней Азии, меоты в Прикубанье и иные, имена которых история не сохранила.

Во втором случае ими называют все народы, жившие на обширной территории, но имевшие когда-то общее происхождение и обладавшие близкими чертами хозяйственного уклада, культуры. Близость культуры выражается в некоторых чертах повседневной жизни, обрядов и мировоззрения. В археологии все эти черты объединены в так называемой «скифской триаде». В нее включают оружие (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, боевые топоры), конское снаряжение (своеобразная узда) и предметы искусства скифского звериного стиля. Очень похожие типы этих предметов широко распространились в культурах народов, населявших степь и лесостепь Евразии со второй половины VIII в. до н. э. до первых веков новой эры. Вместе эти крупицы знаний открывают перед нами мир, на протяжении многих веков сохранявший свою самобытность и оставивший в летописи мировой цивилизации свою особую страницу.

Скифы: кто они и откуда

Происхождение этой культур и их дальнейшая судьба крайне загадочны. Причина этого — отсутствие у народов скифского мира собственной письменности и противоречивые данные о скифах в рассказах иных народов.

Изучая древние тексты, в которых античные и восточные историки упоминают имена скифских вождей, некоторые скифские слова, ученые все же могут кое что понять о происхождении скифов. Они говорили на языке иранской группы индоевропейской языковой семьи, а другие народы скифского мира имели похожие языки.

Но откуда и когда пришли представители скифской культуры в европейские степи, где с ними и познакомилисьдревние греки

, оставившие самые полные описания этого народа? До прихода сюда скифских племен здесь жили народы, также говорившие на иранских языках. Самыми известными из них были киммерийцы. История киммерийцев также полна тайн. На сегодняшний день точно не установлено, кто такие киммерийцы. Одни исследователи считают, что киммерийцы — это родственные скифам кочевые народы, существовавшие с ними в одно время. Другие ученые предполагают, что понятие «киммерийцы» может быть одним из названий самих древних скифов. По легенде, которую приводит греческий историк V в. до н. э. Геродот, скифы-кочевники, пришедшие из Азии, изгнали киммерийцев с территории Северного Причерноморья. Но тот же Геродот в своей «Истории» приводит и другие легенды скифов. Согласно им, эта цивилизация в Северном Причерноморье жила извечно.

Легенды мало помогают решению вопроса о происхождении причерноморских скифов. Не дают прямого ответа и археологические источники. Ведь большинство скифских племен вело кочевое хозяйство и могло передвигаться на огромные расстояния за короткое время. Да и выделить их предков среди множества родственных племен со сходными чертами культуры очень сложно. Все же большинство ученых склоняются к тому, что основное ядро скифов Причерноморья составляли племена, пришедшие с востока, из за Волги.

И здесь вновь начинаются споры исследователей. Где сложились характерные черты скифской культуры?

Одни из них считают, что скифы пришли в Европу вполне сформировавшимся народом. В их культуре уже существовали все особенности «скифской триады»: отличавшие их виды оружия, конского снаряжения и украшений. Эта гипотеза получила название «центральноазиатской».

Сторонники другой теории, «переднеазиатской», с ними не согласны. Нет, говорят они, все эти черты у скифов сложились во время их походов в VII в. до н. э. за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, о которых известно из письменных источников и данных археологии. Там они заимствовали передовые виды вооружений и некоторые сюжеты искусства, включили их в свою культуру и принесли обратно в степи. Только после этого можно говорить о скифской культуре как о чем-то целостном.

Обе теории имеют веские аргументы в свою пользу. И в Центральной, и в Передней Азии есть сходные со скифскими предметы оружия и украшения. Но ни в одном из этих центров нет всего набора элементов культуры, характерных для скифов.

Но исследования археологов не стоят на месте. Все больше и больше аргументов появляется у третьей гипотезы происхождения скифской культуры — «полицентрической». На огромных просторах евразийских одновременно начинали возникать сходные в общих чертах культуры скифского типа.

Рекомендуем обратить внимание на сайт Vergesso.ru. Это статьи о магии, эзотерике, мистике, жизни после смерти, НЛО и инопланетянах, Бермудском треугольнике, снежном человеке, снах и сноведениях, детях Индиго, чудесах света настоящего и будущего и великих цивилизациях прошлого.

studfiles.net

Скифская триада». Скифское искусство. — МегаЛекции

В научной статье В.С. Ольховского на эту тему говорится… Понятие скифской триады вошло в научный оборот в начале 1950-х гг. Так, говоря о скифских племенах Поднепровья, Крыма и Поднестровья, М. И. Артамонов отметил, что общими для них оказываются “только некоторые типы оружия, конского снаряжения и личного убора, в украшениях которых видное место занимали изображения животных”.1.оружие: Защитное оружие не имело широкого распространения.Чаще всего находятся остатки панцирей, подобных ассирийским и урартским из чешуйчато нашитых на кожу железных, бронзовых и реже костяных пластинок, прикрывавших грудь, спину и плечи. Очень редки греческие бронзовые нагрудники. К защитному вооружению относится и широкий пояс, покрытый узкими железными и бронзовыми пластинками.Также скифы использовали в качестве оружия лук и стрелы. Типология наконечников скифских стрел ныне хорошо разработана. Они бывают пирамидальные, конусовидные, пулевидные и другие. Лук вместе со стрелами скифы носили в коробке, подвешенной на поясе с левой стороны (горит). Одни стрелы хранились в колчанах из кожи и дерева. Менее распространенными, чем стрелы и копья, были мечи и кинжалы. Скифские мечи отличаются от кинжалов только длиной. У (Мечей длина клинка варьирует от 0,50 до 0,85 см, у кинжалов от 0,17 д 0,50 см. Форма клинка удлиненно треугольная и только у наиболее длинных мечей в верхней части края параллельная. Вдоль клинка посредине утолщение или ребро. Наиболее оригинальным является устройство рукоятки, у древнейших с овальным или бруаковидньим навершием и почковидным или бабочхо-образным перекрестьем. Одинаково пригодными для пешего и конного боя были топор и клевец, или чекан, различающиеся между собой тем, что у одного более или менее широкое рубящее лезвие, а у другого — круглое или граненое острие.2.конская сбруя:Лошадью, как средствам передвижения, степняки пользовались издавна. Начиная с середины II тысячелетия до н. э. одновременно с металлическими удилами с надетыми на их концы металлическими псалиями, удерживающими удила во рту лошади и помогающими управлять ею, распространенными в Передней Азии, в Евразии употреблялись сделанные из ремней или сухожилий мягкие удила с такими же по принципу устройства, как на Востоке, но костяными или роговыми псалиями. У костяных псалий кроме центрального отверстия, в которое пропускался конец удил для прикрепления к нему повода, устраивалось меньшее по размеру боковое отверстие с перпендикулярным к большому направлением для привязывания к начищенному ремню оголовья уздечки. У роговых псалий таких боковых отверстий делалось два в соответствии с двумя концами нащечного ремня. Наибольшее распространение получили трехдырчатые псалии с боковыми отверстиями, расположенными в одной плоскости с центральным. Они известны от Венгрии до Алтая и явились прототипом металлических псалии с металлическими же удилами, применявшимися на Ближнем Востоке в VIII—VII вв. до н. э. во время появления там киммерийцев и скифов.3.искусство: Никаких произведений изобразительного искусства, кроме геометрических орнаментов на глиняной посуде, в памятниках срубной культуры не обнаружено. Число сюжетов в скифском искусстве очень ограниченно. Наиболее распространенными являются: голова птицы с загнутым клювом, лежащее на подогнутых под туловище йогах копытное животное — олень или козел я напоминающий пантеру кошко-образный хищник, стоящий, лежащий или свернувшийся кольцом. Вот и все, не считая более редких сюжетов и некоторых разновидностей уже указанных, из которых следует особо отметить голову лошади или подобного ей длинноухого животного — осла или мула — и голову то ли барана с птичьим клювом, то ли птицы с бараньими рогами, изогнутыми вокруг глаз. Все эти сюжеты не местного происхождения. Голова птицы с большим круглым глазом и сильно изогнутым клювом хорошо известна в древневосточном искусстве, где она, как и у скифов, нередко настолько схематизирована, что от нее остались только круглый глаз и примыкающий к нему в виде завитка клюв. В других случаях она явно представляет фантастического грифона с ушами и полураскрытым клювом с виднеющимся в нем языком. К грифону, по-видимому, восходит и образ барано-птицы. Непонятные завитки так называемых локонов, свешивающиеся по сторонам малоааийского грифона, вполне могли быть поняты как рога и трактоваться в виде реалистических рогов барана.Изображения козла или оленя, лежащего с подогнутыми ногами, издавна известны в искусстве Месопотамии и явно являются прототипами скифских произведений того же рода. Сложнее с изображением пантеры, барса или леопарда — кошко-образного хищника, представленного то стоящим, то идущим на согнутых лапах, то свернувшимся кольцом так, что морда его касается кончика хвоста. В древневосточном искусстве хищник обычно изображался в образе льва. Пантера, свойственная горным областям северной части Ближнего Востока и Закавказью, только там и могла занять место царя зверей.



 

Быт и хозяйство скифов.

Хозяйство, занятия, быт, искусство.Каки киммерийцы, скифы были кочевниками.Основным занятием скифов было кочевое животноводство.Поголовье скота определяло имущественное положение скифов. У скифов существовали мастерские: оружейные, кузнечные, деревообрабатывающие. Отдельным видом ремесла стала важнейшая его отрасль – обработка железа.

Вторым основным занятием скифов были военные походы. Основу скифского войска составляла легковооруженная пехота. Но главной ударной силой были отряды тяжело вооруженных всадников, защищенных панцирями, шлемами и щитами. Скифы были превосходными стрелками, мастерски владели коротким мечом.

Бытскифов определялся кочевым образом жизни. Своеобразными жилищами на колесах были кибитки на 4-х или 6-ти колесах, в которых переезжали женщины и дети, хранилось имущество скифов. Жизнь мужчин с детства была связана с лошадью. Одежда, украшенная вышивкой, была удобно приспособлена к верховой езде.

В античных городах-государствах Северного Причерноморья существовали ювелирные мастерские, которые выполняли заказы богатых скифов. Замечательные произведения ювелирного искусства накапливались в усыпальницах знати, по своим размерам и богатству не имели равных среди других представителей знати Восточной Европы. Среди самых известных скифских курганов – Толстая Могила на Днепропетровщине (здесь нашли известную золотую пектораль),Солохавозле с. Большая Знаменка на территории Запорожской области (здесь нашли золотой гребень), Чертомлык –недалеко от г. Никополя Днепропетровской области (здесь нашли оружие).

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

47. Скифы и скифская триада. Царские курганы Скифии.

Скифы – наиболее яркая культура. Название народа, который жил в Причерноморье (середина 1 тыс.). Термин скифы имеет этническое содержание.

От устья Дуная до Дона – восточная граница

Крым – южная граница

Лесостепь – северная граница

Скифы – наименование всех безымянных культур, обитавших в скифское время – хронологическое понятие.

3-е значение: историко-культурное понятие. Комплекс вещей, который определяется как скифская триада:

  1. скифский звериный стиль

  2. предметы вооружения (скифский лук, акинак – кинжал или меч)

  3. определенное убранство верхового коня.

+

Котлы скифского типа, зеркала.

Ранние кочевники – название всех культур скифского типа. В истории скифов 2 типа источников: а) письменные, б) археологические.

3 периода:

  1. Раннескифское время 7-6 вв. до н.э. = скифская архаика

  2. Скифский (классический период) 5-начало 4 вв. до н.э.

  3. Позднескифское время

Раннескифское время – господство скифов в Передней Азии. Впервые скифы под ассирийским названием «ашкуза» появляются на северной границе Ассирии и захватывают государство Урарту (714 г.).

В 650 г. скифы были отправлены в Малую Азию для покорения киммерийцев и пропадают на 30 лет.

А в это время на Юге Ассирии создается мощный союз во главе с Вавилоном. Ашкуза пришли на помощь. 612 г. – падение Ассирии. Наступает период раздела Ассирии. Ашкуза получают Север.

28 мая 585 г. – первое солнечное затмение.

Договор между Мидией, Лидией и Фригией. Скифы появляются в Причерноморье. Археологических памятников периода господства скифов в Передней Азии очень мало. Наиболее известный: Сакский клад на берегу оз. Ван (9в. до н.э.)

Переднеазиатская теория происхождения скифской культуры. Оказалось, что это 1-ый могильник скифских царей (герос). Ассирийские мастера чеканили скифские вещи.

Северный Кавказ:

  1. Келермесские курганы

  2. Костромские курганы

  3. Ульские курганы

Келермес.

Начало третьей четверти 7 в. до н.э. (650 – 620 гг. до н.э.)

Могильник из 6 курганов в месте слияния р. Кубани и р. Белой. Раскопки – Н.И. Веселовский и Шульц. Под курганными насыпями в результате раскопок Веселовский обнаружил большие прямоугольные могилы с перекрытиями в виде деревянных шатров на столбах. В которых были найдены оружие, украшениями в скифском зверином стиле, посуда, останки лошадей. Часть найденых экспонатов находится в Эрмитаже. Шульц раскопал 4 кургана с золотом, не ведя документации.

Костромские курганы.

7в.

Скифский олень

Ульский курган.

Ритуальный центр. Насыпь высотой более 10м. со специальной площадкой, на которой находились останки 50 забитых для ритуальных целей лошадей. Небольшая деревянная рама – 4м. Отдельные вещи. Отрубленные человеческие кости (лучевые и фаланги пальцев).

18 коней, которые лежали головами к центру. В общей сложности 360 коней.

Остался неисследованным последний курган (10ый). Плоская пирамида + акинак огромного размера.

В степи памятников очень мало. 1763 – Мельгуновский клад.

Во всех памятниках – Ассирийский импорт.

550 – появление державы Ахеменидов

514 – поход Дария Iв Скифию. Поражение Дария.

Итог войны: мощные процессы централизации Скифии. Монархическая Скифия.

1)Курган Чертамлык (высота – 20м)

2)Курган Салоха

Келермесская пантера

Костромской олень

Чертомлыкская ваза

Гребень из Салохи

На место Ассирийского импорта пришли изделия из Греции – эллинизация. Скифская культура становится варваризированной калькой соседней греческой культуры. Последний известный памятник – склеп Куль-Аба (золотой кубок со сценой, где показаны несколько пар скифов, занятых бытовыми делами). К рубежу 4-3 вв. до н.э. степная скифская культура исчезает. На скифов нападают: с Юга – Босфор. Образуется скифо-таврская культура. В это же время – миграция кельтов, нашествие сарматов.

В 3 в. сарматы начинают заходить в степь и оттеснять скифов. Сарматы – первые катафрактарии (тяжеловооруженные) : длинный меч, кованые латы, копье. Сарматская конница быстро побеждает скифскую. Последний скифский царь по имени Атей переносит столицу на Дунай. Образуется Малая Скифия на землях, которые принадлежат агафирсам. Агафирсы обращаются к Филиппу II. Атей также просит у него помощи. Филипп обещает помочь взамен на власть в Скифии. Атей отказывается.

339 г. – битва между скифами и агафирсами. Атей погиб. Скифы отступили и ушли в Крым. Полисное образование – Неаполь Скифский. Мавзолей Неаполя Скифского: мужчина и женщина, но скифских вещей при них нет. Этот город был разрушен в начале 2в. до н.э.

studfiles.net

47. Скифы. Скифские триады. Царские курганы скифов.

Скифы — общее название основного населения степной Евразии (от Карпат до Алтая), состоявшего из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. Скифы были родственны савроматам (сарматам), массагетам и сакам. Сами себя скифы называли сколотами, а персы называли их саками. Одни исследователи считают их потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н. э. с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья (территория Украины).

Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники.

Археологическое исследование Каменского городища показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных скифов. Резкие изменения в социальном строе скифов к IV в. до н. э. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, т. н. «царских курганов», достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая росписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.

Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д. Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли злых и добрых духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

Царские курганы скифов Северного Причерноморья – сосредоточены на Н.Днепре в районе Никополя и Запорожья и датируются в основном IV и н.III вв.до н.э. Курганы: Солоха, Чертомлык, Александрополь, Толстая могила и др. Известны такие курганы и на Керченском п-ове (Куль-Оба) и ок.Ростова. Они характеризуются высокими насыпями (20 м) и погребальными сооружениями, опущенными в грунт до 10-12 м (из входной ямы отходят одна или несколько подземных камер-катакомб). Иногда подземные камеры соединяются с входными ямами при помощи подземных коридоров, достигающих в длину 10-12 м. На Керченском п-ове погребальные сооружения представляют собою грандиозные наземные склепы, возведённые из камня. Главные погребенные положены в роскошной одежде, в сложных погребальных уборах, закрыты покрывалами. Всё это расшито многочисленными золотыми бляшками и пластинами. Вместе с ними и в особые тайники кладутся золотые украшения, ритуальные сосуды из драгоценных металлов и парадное оружие – мечи в ножнах, украшенных золотыми пластинами, лук и стрелы в футлярах (горитах) с золотыми накладками. В камерах-катакомбах помещались запасы вина в амфорах, бронзовые котлы и т.д. Погребения главных лиц обычно сопровождаются захоронениями насильственно убитых слуг (“оруженосцев”, “виночерпиев” и т.д.). Устраивались и захоронения верховых коней (от 1 до 12) в отдельных, специально вырытых могилах. Рядом с могилами коней находились и погребения нескольких “конюхов”. Характерно для Царских курганов нахождение в них высокохудожественных произведений греческих торевтов и ювелиров, сделанных по специальным заказам скифской знати: золотая пектораль из Толстой могилы, золотой гребень из Солохи, электровый сосуд из Куль-Обы, серебряная ваза из Чертом-лыка и др. На таких изделиях часто имеют место многофигурные композиции, воплощающие различные сюжеты из скифской мифологии. Наиболее богатые из этих могил рассматриваются исследователями как погребения скифских царей, остальные же – как погребения представителей скифской знати.

Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV—III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами. Известнейшие памятники искусства скифов, живших на территории Европейской части СССР (а также древнегреческих произведений), найдены в Келермесских курганах и курганах Карагодеуашх, Куль-Оба, Солоха, Чертомлык и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе скифском.

Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов. Название «скифы»(Скифы — греческое название, сами себя они называли сколотами) перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья.

Наиболее яркие черты материальной культуры скифов получили название «скифской триады». Три ее части — оружие, конское снаряжение и звериный стиль скифского искусства. Скифская триада позволяет археологам легко определить, что раскопанный ими курган или древнее поселение принадлежали скифам.

studfiles.net

Скифская триада — Википедия (с комментариями)

Ты – не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: “Истинное обустройство мира”.
http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Скифская триада — три характерных археологических признака, характерных для скифской культуры: оружие (особенно железный меч акинак), конское снаряжение и звериный стиль. По этим особенным вещам определяют, является ли найденное захоронение скифским. Понятие введено в 1954 Б. Н. Граковым и А. И. Мелюковой, вскоре прижилось и стало «визитной карточкой» скифов. Существуют также аналогичные редко использующиеся понятия «сакская» и «сарматская» триада.

Напишите отзыв о статье “Скифская триада”

Литература

В. С. Ольховский. [http://kronk.spb.ru/library/olhovsky-vs-1997.htm Скифская триада] // Памятники предскифского и скифского времени на юге Восточной Европы. / МИАР № 1. М.: 1997. С. 85-96.

Отрывок, характеризующий Скифская триада

Что это было?! Кому так нравился этот холодный цвет?..
Пока почему-то никто нигде не показывался, и никто не высказывал большого желания нас встречать… Это было чуточку странно, так как обычно хозяева всех этих дивных миров были очень гостеприимны и доброжелательны, за исключением лишь тех, которые только что появились на «этаже» (то есть – только что умерли) и ещё не были готовы к общению с остальными, или просто предпочитали переживать что-то сугубо личное и тяжёлое в одиночку.
– Как ты думаешь, кто живёт в этом странном мире?.. – почему-то шёпотом спросила Стелла.
– Хочешь – посмотрим? – неожиданно для себя, предложила я.
Я не поняла, куда девалась вся моя усталость, и почему это я вдруг совершенно забыла данное себе минуту назад обещание не вмешиваться ни в какие, даже самые невероятные происшествия до завтрашнего дня, или хотя бы уж, пока хоть чуточку не отдохну. Но, конечно же, это снова срабатывало моё ненасытное любопытство, которое я так и не научилась пока ещё усмирять, даже и тогда, когда в этом появлялась настоящая необходимость…

o-ili-v.ru

Скифские триады


 

 

Скифский мир создал особую цивилизацию с собственным типом хозяйства и общественного устройства, уникальной идеологией, неповторимой духовной и материальной культурой. Скифская цивилизация объединила население степной зоны и соседних областей на новой ступени исторического развития. Именно с принадлежностью к скифской цивилизации для народов многоплеменного скифского мира связан переход от родовых отношений и примитивного хозяйства к государственности, продуктивной экономике и единым основам идеологии и культуры.

Картина мира и религия. В древности представления людей об окружающем мире существовали в форме мифов и религиозных верований. Скифы не были исключением из этого правила. Скифская мифология являлась продолжением и развитием общей мифологии иранцев, уходящей корнями в эпоху арийского единства.

Скифы полагали, что вселенная состоит из трех частей — трех миров: верхнего, среднего и нижнего. Средний мир — место обитания людей. Верхний — мир неба и солнца. Нижний — мир земных и водных глубин. Высшей стихией, пронизывающей и символизирующей все мироздание, для скифов был огонь.

Земное пространство скифы представляли как равносторонний четырехугольник, бока которого соответствуют четырем сторонам света, а через центр проходит мировая ось. По этой же схеме строилось описание Скифии как правильного квадрата, южной границей примыкающего к морю, а северной — к достающим до небес горам. Поэтому юг, уходящий в море, воспринимался как низ, а север с восходящими к солнцу горами считался верхом. Путь к северным горам преграждают одноглазые люди-аримаспы и стерегущие золото грифы. За горами, у северного моря скифская мифология помещала страну блаженных гипербореев. Занимая земли старой арийской прародины, скифы сохраняли и общие для всех индоиранцев реальные знания о полярной зоне, в которой ночь продолжается шесть месяцев. Эти древние знания и скифская мифология были источником античных представлений о далеком севере. Из скифских описаний древнегреческие географы черпали и сведения о народах, живших к северу от скифского мира.

В соответствии с арийской традицией общескифский пантеон состоял из семи божеств. Высшим из них была Табити — богиня огня и домашнего очага. Табити воплощала весь миропорядок, всю вселенную, поэтому в числе ее символов — три огня как отражение трехчастности космоса. Табити считалась также царицей скифов, потому что скифские цари, восходя на престол, вступали в священный брак с богиней и тем самым получали власть из ее рук.

Бог Папай — воплощение верхнего мира и небесных сил. Его супруга Апи — богиня нижнего мира, земли и воды. От брака бога-отца Папая и богини-матери Апи рождается Таргитай — бог среднего мира и прародитель скифов.

Геродот в своем повествовании о скифах сравнил скифских богов с греческими. Табити он назвал Гестией, Папая — Зевсом, Апи — Геей, а Таргитая — Гераклом. Еще три божества в семибожном пантеоне скифов: солнечный бог Гойтосир, которого Геродот сравнивает с Аполлоном, богиня плодородия и покровительница браков Артимпаса, похожая на Афродиту Уранию, и бог войны, соответствующий греческому Аресу.

Скифское имя бога войны неизвестно. Ему поклонялись, сооружая из связок хвороста огромные алтари в каждом округе Скифии. На вершине алтаря был водружен железный меч-акинак, который считался изображением божества. Ежегодно ему приносили в жертву мелкий рогатый скот, лошадей и по одному пленнику из каждой сотни захваченных врагов.
Никому из богов, кроме бога войны, скифы не воздвигали ни алтарей, ни храмов. В жертву другим богам приносили только животных — лошадей и рогатый скот. Самое могущественное племя Европейской Скифии — царские скифы — поклонялись и приносили жертвы еще одному богу — Тагимасаду, которого Геродот по-гречески называет Посейдоном, то есть богом морской стихии и покровителем коневодства.

Скифские жрецы, имевшие большое влияние в обществе, следили за исполнением религиозных обрядов и занимались предсказанием. Самой необычной группой скифского жречества были энареи — знатные и пользовавшиеся большой властью служители богини Артимпасы. Энареи — это женоподобные жрецы-мужчины, носившие женское платье и усвоившие женские привычки. Энареи гадали при помощи липовой коры, разрезанной на три полоски. Другие скифские предсказатели пользовались ивовыми прутьями. Трое из жрецов-гадателей считались главными, в случае болезни царя им поручалось обнаружить виновника болезни — человека, принесшего ложную клятву царскими священными огнями. Верность гадания проверялась, и если жрецы оказывались неправы, царь казнил их вместо обвиняемого. Скифские жрецы не были священниками, которым полностью передано исполнение религиозных обрядов. По скифскому обычаю, с молением к богам обращались главные лица — царь, начальник округа, глава семьи — в зависимости от того, где и по какому случаю совершался обряд.

Скифы жестоко карали каждого, кто откажется от религии предков или изменит родным обычаям. В VI в. до н.э. царевич Анахарсис, признанный одним из семи величайших мудрецов древнего мира, был убит родным братом — скифским царем Савлием. Провинность Анахарсиса состояла в том, что он устроил праздник, посвященный малоазиатской богине Кибеле. В V в. до н.э. царь Скил тайно принял посвящение в таинства греческого бога Диониса. Узнав об этом, скифы восстали и лишили Скипа власти. По приказу своего брата Октамасада, ставшего новым царем, Скил был казнен.

Идеология общественного устройства. Скифы сохранили представление древних ариев о трех социальных функциях — религиозной, военной и хозяйственной. Троичное деление общества повторяло устройство вселенной, состоящей из трех миров — верхнего, среднего и нижнего. Идеология трех функций опиралась на мифологическое предание о божественном происхождении скифов. Скифская легенда, записанная Геродотом, рассказывает, что прародителем скифов был Таргитай. У него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них на скифскую землю упали с неба золотые предметы: плуг с ярмом, секира и чаша. При приближении старших братьев золото воспламенялось, не подпуская их. И только Колаксай сумел взять золотые предметы. Поняв значение этого чуда, старшие братья передали Колаксаю всю власть и царство. От Липоксая произошли скифы, которые именовались авхата-ми. Потомков Арпоксая называли катиарами и траспиями. А царь Колаксай стал предком паралатов.

Авхаты — это сословие жрецов. Паралаты — скифская военная аристократия. Катиары и траспии — земледельцы и скотоводы. Трем социальным группам, на которые делится скифский народ, соответствуют священные золотые предметы. Чаша, которая служит для обращения к богам, является жреческим символом. Секира — атрибут воинов. Плуг с ярмом символизирует земледельцев и скотоводов, занятых в хозяйстве: ведь плугом пашут землю, впрягая в него тягловый скот при помощи ярма. Так обосновано разделение общества на три социальные группы. А господство военной аристократии и царей над остальными скифами опирается на передачу всех священных предметов и царской власти Колаксаю — мифическому первому царю и предку военной знати.

Далее легенда рассказывает, что у Колаксая тоже было три сына, и он разделил свою обширную страну на три царства для своих сыновей. Одно из трех царств он сделал самым большим, в нем и сохраняется священное золото. Тем самым получает обоснование и политическая организация скифского общества. Как известно, Европейская Скифия состояла из трех частей во главе с тремя царями. Будучи обладателем всех золотых предметов, верховный царь Скифии являлся главой всех сословий. Как хозяин священной чаши, он исполнял и роль главного жреца

Золотые реликвии существовали в действительности, на ежегодном празднике скифские цари посвящали им богатые жертвоприношения. Клятва этими царскими святынями была высшей клятвой, их называли царскими священными огнями — символом богини Табити. Горящие чаша, секира и плуг с ярмом были одновременно воплощением трех социальных функций и трех частей вселенной. Они олицетворяли правильное устройство космоса и общества.
Представление о трех социальных функциях — характерная черта культуры и общественной жизни всех индоиранских народов. Например, общество древнеиндийских ариев делилось на брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьев (скотоводов и земледельцев). Точно так же и скифские сословия, происходящие от трех сыновей Таргитая, отражают общеарийское представление об идеальном обществе. За тысячу лет, которые прошли со времени распада арийской общности, изменились хозяйство и общественная жизнь скифских племен. Но арийская идеология по-прежнему служила для объяснения и обоснования социального и политического устройства скифского общества.

Образ жизни и материальная культура. Народы скифского мира не оставили нам в наследство письменной литературы, поэтому для изучения их повседневной жизни особенно велико значение археологии. Наиболее яркие черты материальной культуры скифов получили название «скифской триады». Три ее части — оружие, конское снаряжение и звериный стиль скифского искусства. Скифская триада позволяет археологам легко определить, что раскопанный ими курган или древнее поселение принадлежали скифам.

Образ жизни скифов соответствовал их хозяйственным занятиям. Большинство скифских племен вели кочевое или полукочевое хозяйство. Наиболее последовательными кочевниками были господствовавшие в степях племена, например — царские скифы Причерноморья. Лишь самое холодное время года они проводили на своих постоянных зимниках, а земледелие считали занятием своих подвластных. Многие племена вели полукочевое хозяйство, которое включало обработку земли. Часть населения Скифии жила оседло, занимаясь земледелием и скотоводством. Европейские скифы сеяли хлеб на продажу, они возделывали пшеницу, ячмень, просо, лук и чеснок, лен и коноплю. Орудия труда скифов-земледельцев — деревянный плуг, железный серп, каменная зернотерка. Собранный урожай ссыпали в ямы-зернохранилища. Подсобными промыслами были для скифов охота и рыбная ловля.

Типичные продукты из рациона кочевников — мясо (в том числе конское), молоко и сыр. Мясо варили в бронзовых котлах, подкладывая в огонь кости животного. В походных условиях легко обходились без котла — заменой ему служил желудок животного, который наполняли мясом и подвешивали над огнем.

Одежда мужчин была приспособлена для верховой езды. Скифы носили длинные штаны и короткие куртки-кафтаны, сшитые из кожи, ткани или меха. Под куртку надевали рубахи, на ноги — кожаные сапоги на мягкой подошве. Зимой костюм дополнялся тулупом. Головным убором служила остроконечная шапка-башлык, закрывавшая уши, затылок и шею. Рубаху и куртку стягивал кожаный пояс с крючками для подвешивания оружия.

Женщины были одеты в длинные подпоясанные сорочки, поверх которых носили длиннополый халат, а на ногах — низкие кожаные башмаки. Шили одежду железными иглами. Скифы сами производили шерстяные, конопляные и льняные ткани.

Кочевникам служили жилищем кибитки и юрты. Знаменитый греческий врач Гиппократ, живший в V в. до н.э., писал о скифах: «Называются они кочевниками потому, что у них нет домов, а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесные, а другие — шестико-лесные; они кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам, одни с двумя, другие с тремя отделениями; они непроницаемы ни для воды, ни для света, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов… В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними следуют их стада овец и коров и табуны лошадей. На одном месте они остаются столько времени, пока хватает травы для стад, а когда ее не хватит, переходят в другую местность». На долговременных стоянках использовали более удобное жилье — разборные войлочные юрты.

Земледельческие племена жили в небольших неукрепленных поселках. В V в. до н.э. на Днепре (недалеко от современного Никополя) возникло крупное укрепленное поселение, остатки которого археологи называют Каменским городищем. Этот город занимал огромную по тем временам площадь в двенадцать квадратных километров. Он был главным ремесленным центром Европейской Скифии. Как полагают ученые, здесь же находилась царская резиденция. Город был обнесен двойным кольцом рвов и земляных валов. Люди жили в глинобитных домах с деревянным каркасом или в землянках. Значительная часть населения занималась ремеслом, главным образом выплавкой и обработкой металлов. Цитадель с каменными домами царя и знати была укреплена дополнительным валом и стеной из сырцового кирпича. В других областях скифского мира тоже существовали подобные города.

Но большинство скифов продолжали кочевать, а временный лагерь кочевника не оставляет долговечного следа. Поэтому главными археологическими памятниками скифской культуры являются курганы. В XVIII в. в Кунсткамеру Петра I попали драгоценные вещи из курганов Сибири. В XIX в. мир узнал о сокровищах, найденных в курганах Причерноморья и Северного Кавказа. С этих находок, поразивших воображение ученых, и началось изучение скифского мира.

Отправляя умершего в последнее путешествие, скифы снабжали его всем необходимым для загробной жизни. Вместе с воином клали оружие, посуду с едой и питьем, сбрую коня, посвященного умершему. Инвентарь рядовых погребений скромен, могильный холмик невысок. В царских же курганах, высота которых достигала двух десятков метров, находят множество золотых и серебряных вещей, выдающиеся произведения искусства: сосуды и другую утварь, оружие, украшения. Археология подтвердила описание похорон скифского царя, сделанное Геродотом. По его словам, вместе с господином «хоронят одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника, лошадей, по отборной штуке всякого другого скота». Затем скифы «все вместе насыпают большой курган, всячески стараясь сделать его как можно больше».

Под курганной насыпью обычно находится гробница — сложное сооружение из земли, дерева, камня. В кавказских курганах над могильной ямой сооружали деревянный помост с шатром из бревен и жердей. В долине Пазырык на Алтае дом-сруб (правда, без окон и дверей) строили в самой яме. Курган обкладывали массивными камнями. О пышности царских похорон свидетельствует число убитых и погребенных в кургане лошадей. В одном из курганов Прикубанья их было более четырехсот.

Среди предметов, найденных в курганах, одни были скифского производства, другие привезены издалека — заказаны у чужеземных мастеров, куплены у торговцев или захвачены в походах. Таковы китайские шелковые ткани с вышивкой, греческие вазы, ворсовые ковры и дорогие шерстяные ткани персидской работы. Вещи, украшавшие быт скифской знати, отражали разнообразные связи степняков со своими соседями.

Образ жизни кочевников скифского мира был унаследован народами, обитавшими в евразийских степях в средние века и новое время. Быт кочевников Казахстана и Монголии, например, еще в XIX в. мало чем отличался от скифского.

Царские курганы скифов Северного Причерноморья – сосредоточены на Н.Днепре в районе Никополя и Запорожья и датируются в основном IV и н.III вв.до н.э. Курганы: Солоха, Чертомлык, Александрополь, Толстая могила и др. Известны такие курганы и на Керченском п-ове (Куль-Оба) и ок.Ростова. Они характеризуются высокими насыпями (20 м) и погребальными сооружениями, опущенными в грунт до 10-12 м (из входной ямы отходят одна или несколько подземных камер-катакомб). Иногда подземные камеры соединяются с входными ямами при помощи подземных коридоров, достигающих в длину 10-12 м. На Керченском п-ове погребальные сооружения представляют собою грандиозные наземные склепы, возведённые из камня. Главные погребенные положены в роскошной одежде, в сложных погребальных уборах, закрыты покрывалами. Всё это расшито многочисленными золотыми бляшками и пластинами. Вместе с ними и в особые тайники кладутся золотые украшения, ритуальные сосуды из драгоценных металлов и парадное оружие – мечи в ножнах, украшенных золотыми пластинами, лук и стрелы в футлярах (горитах) с золотыми накладками. В камерах-катакомбах помещались запасы вина в амфорах, бронзовые котлы и т.д. Погребения главных лиц обычно сопровождаются захоронениями насильственно убитых слуг (“оруженосцев”, “виночерпиев” и т.д.). Устраивались и захоронения верховых коней (от 1 до 12) в отдельных, специально вырытых могилах. Рядом с могилами коней находились и погребения нескольких “конюхов”. Характерно для Царских курганов нахождение в них высокохудожественных произведений греческих торевтов и ювелиров, сделанных по специальным заказам скифской знати: золотая пектораль из Толстой могилы, золотой гребень из Солохи, электровый сосуд из Куль-Обы, серебряная ваза из Чертом-лыка и др. На таких изделиях часто имеют место многофигурные композиции, воплощающие различные сюжеты из скифской мифологии. Наиболее богатые из этих могил рассматриваются исследователями как погребения скифских царей, остальные же – как погребения представителей скифской знати. В ряде случаев курганы (Солоха, Толстая могила) содержат основные центральные могилы (над которыми насыпался курган) и боковые (впущенные гробницы в готовый курган).



biofile.ru

Скифы Скифская триада | DocsArchive.net: архив документов


Древние Скифы. Кто они и откуда

Когда-то давным-давно, начиная со второй половины VIII — начала VII в. до н. э., на необъятных просторах степной и лесостепной зон Евразии от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы. Античные писатели и историки называли их «скифами».
Но уже сами древние авторы вкладывали в это понятие разные значения. Под «скифами» понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удаленных друг от друга территориях. Позднее термин «скифы» нередко применялся по отношению ко всем народам, населявшим евразийские степи, будь то кочевые племена или наши предки славяне. Даже Русское государство в некоторых средневековых сочинениях именовалось Скифией.
Шли столетия. Долгое время скифы оставались загадкой. Еще в начале XX в. этот образ оставался овеянным легендами и служил благодатной почвой для поэтов, писателей, художников. Всем хорошо известны знаменитые строки Александра Блока: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы! С раскосыми и жадными очами!..».

Но каков был настоящий облик скифов, откуда они пришли и куда исчезли в волнах истории?
Окончательного ответа на все вопросы скифской истории нет, и вряд ли можно их получить. Но многое позволила узнать археология, открывшая удивительный мир скифских курганов, образцы великолепного неповторимого искусства, грандиозных погребальных сооружений. Древности скифов стали известны науке уже в XVIII в. Но научная база скифской археологии была создана в XX в. усилиями многих ученых. Благодаря археологии по-новому зазвучали и скудные строки античных сочинений о скифах.
В современной науке принято как узкое, так и расширенное толкование понятия «скифы». В первом случае «скифы» — это название только одного народа степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. Тогда других представителей различных культур, родственных скифам, называют народами скифского мира. Это савроматы, жившие к востоку от причерноморских скифов, саки в степях Казахстана и Средней Азии, меоты в Прикубанье и иные, имена которых история не сохранила.
Во втором случае ими называют все народы, жившие на обширной территории, но имевшие когда-то общее происхождение и обладавшие близкими чертами хозяйственного уклада, культуры. Близость культуры выражается в некоторых чертах повседневной жизни, обрядов и мировоззрения. В археологии все эти черты объединены в так называемой «скифской триаде». В нее включают оружие (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, боевые топоры), конское снаряжение (своеобразная узда) и предметы искусства скифского звериного стиля. Очень похожие типы этих предметов широко распространились в культурах народов, населявших степь и лесостепь Евразии со второй половины VIII в. до н. э. до первых веков новой эры. Вместе эти крупицы знаний открывают перед нами мир, на протяжении многих веков сохранявший свою самобытность и оставивший в летописи мировой цивилизации свою особую страницу.
Скифы: кто они и откуда

Происхождение этой культур и их дальнейшая судьба крайне загадочны. Причина этого — отсутствие у народов скифского мира собственной письменности и противоречивые данные о скифах в рассказах иных народов.
Изучая древние тексты, в которых античные и восточные историки упоминают имена скифских вождей, некоторые скифские слова, ученые все же могут кое что понять о происхождении скифов. Они говорили на языке иранской группы индоевропейской языковой семьи, а другие народы скифского мира имели похожие языки.
Но откуда и когда пришли представители скифской культуры в европейские степи, где с ними и познакомилисьдревние греки, оставившие самые полные оп

docsarchive.net