Сколько длится аспирантура в россии – Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты? Какое звание дает аспирантура? Расчет затрат на обучение.

Содержание

Сколько лет учиться в аспирантуре, срок обучения

Сколько лет учиться в аспирантуре? Это один из самых насущных вопросов для многих студентов, серьезно настроенных на получение серьезного образования. Часто бывает, родители планируют: «Вот закончит ребенок колледж, потом университет, аспирантура, сколько лет учиться-то на ней? …»

Следует отметить, что срок обучения в аспирантуре составляет 3 года. Однако, возможны и отклонения.

Кроме того, в случае болезни или беременности (при наличии документального подтверждения), аспирант имеет право на бесплатный академический отпуск, но не более одного года. Такой отпуск, по просьбе студента, может быть принят заведующим аспирантурой и утвержден деканом. И только в исключительных случаях (опять же, при наличии документов, подтверждающих такой случай) академический отпуск на год может быть предоставлен повторно. Ну, а если уж вы – гений, то вам не составит труда написать и защитить докторскую диссертацию за полгода. В таком случае и ваше обучение на аспирантуре будет окончено в столь короткий срок. 

Об аспирантуре

Аспирантура бывает очной и заочной и представляет собой форму послевузовского образования. Цель обучения – воспитание научных кадров, которые могут вести исследовательскую и научную работу, ставить перед собой и решать актуальные задачи, воспринимать адекватно достижения в сфере науки, уметь вести преподавательскую деятельность, передавать свои знания студентом и научному сообществу.

Программа аспирантуры состоит из учебной работы со студентами, изучения различных дисциплин, сдачи экзаменов, защиты диссертации, самостоятельной работы над исследованием по диссертации. В конце каждого года обучения аспиранты проходят аттестацию на кафедре, чтобы подтвердить выполнение учебного плана.

Первый год

Максимум, за 3 недели после зачисления, аспирант составляет со своим руководителем индивидуальный учебный план и утверждает его у заведующего кафедрой. В этом плане расписываются все стадии обучения – от посещения занятий, до участия в учебном процессе, научно-исследовательской работе и сдачи кандидатского минимума.

Участие в учебном процессе предусматривает проведение семинаров и лабораторных работ, работу в приемной комиссии, руководство практикой и многое другое. На первом году  утверждается тема диссертации. Подготавливается научная статья; обязательный момент – участие хотя бы в двух научных конференциях, по итогам которых публикуются доклады и тезисы, готовится первая глава диссертации.

Второй год

Полностью посвящен получению знаний практического и теоретического характера. На их базе готовится основной текст диссертации. Также, аспирант самостоятельно готовится к сдаче кандидатского минимума по дисциплине специализации и сдает экзамен. В случае успешной сдачи, получает так называемое «Удостоверение». Вот это удостоверение, в отличие от самого минимума, имеет срок окончания, который составляет три года.

Согласно плану учебной работы, необходимо подготовить не менее одной научной статьи по результатам исследования (по теме диссертации). Важно принять участие хотя бы в двух конференциях, опубликовать тезисы докладов, подготовить тезисы докладов и вторую и третью главы диссертации, а также, обязательно, вывод. В соответствии с учебным планом, необходимо принять участие в НИР кафедры.

Год третий

Заключительный этап, на котором необходимо привести диссертацию в надлежащий вид. Обрабатываются результаты исследования, формулируются задачи и цели, научные положения и их достоверность, новизна, практическая, теоретическая ценность, приводятся результаты апробации исследования, уточняется список литературных источников; пишется заключение, введение и оформляется текст и приложения к диссертации.

По результатам, готовится автореферат. Публикуется до трех научных статей (перечень ВАК). Диссертация готовится к рассмотрению на кафедре. Затем – предзащита, после которой текст корректируется и готовятся документы для подачи в Диссертационный Совет. От учебной нагрузки и участия в НИР кафедры, аспирант на третьем году не освобождается, поэтому его график является крайне напряженным, насыщенным.

edunews.ru

Аспирантура – дорога в науку вымощенная кровью и потом

Не удивляйтесь такому пафосному названию, большинство ученых (из тех, которые действительно учились и сами писали диссертацию) называют аспирантуру едва ли не самым тяжелым периодом научной деятельности. Конечно, сейчас не времена СССР и кандидатская диссертация на заказ написанная менее богатым собратом по науке уже никого не удивляет. Но не забывайте, что помимо работы над диссертацией аспирант еще участвует в научной деятельности кафедры, к которой прикреплен, посещает различные конференции и симпозиумы, публикует статьи в профильных изданиях и т. п. И, кстати, даже написанную чужими руками диссертацию надо будет защищать, а для этого недостаточно будет просто бегло прочитать ее. Но не следует думать, что аспирантура – это некий концлагерь, в котором бедные молодые ученые вкалывают из последних сил на благо отечественной науки. В общем, не впадайте в крайности, потрудиться придется серьезно, но от перенапряжения не умер еще ни один аспирант.

Сколько учатся в аспирантуре?           

Если аспирант выбирает стационарную форму обучения, то он учится 3 года, кстати, все три года государство платит ему стипендию. Если же аспирантура заочная, то она длится 4 года. Стипендия заочникам не платится, но они имеют право на 30 календарных дней дополнительного (научного) отпуска и на еженедельный свободный от работы, но рабочий день – для самостоятельных научных занятий.

Как видите ничего страшного и даже можно немного отдохнуть, но только немного. После каждого года обучения научный руководитель аспиранта пишет на него аттестацию, в которой подробно описывает успехи и неудачи научной работы подопечного и делает вывод о том, стоит ли данному аспиранту продолжать обучение или следует выгнать его с позором.

А стоит ли аспирантура потраченного времени?

Несмотря на то, что высшее образование в России дискредитировано доступностью дипломов. Давно не секрет, что некоторые студенты совсем не ходят на занятия, но дипломы получают исправно. Так вот, несмотря на это кандидатов наук охотно берут на работу, особенно те, кто сам прошел аспирантуру. Поэтому, если вы хотите занять серьезный пост в юридической, медицинской или даже тренинговой компании – научная степень вам явно не повредит. То же самое касается высших чиновничьих постов и политики. У нас каждый депутат Государственной думы если не академик, то кандидат наук.

И, конечно, вам понадобится защищать кандидатскую, если вы планируете стать доктором наук или вести не только научную, но и преподавательскую деятельность (кандидатам платят больше).

Несколько полезных фактов об аспирантуре

  1. При поступлении в аспирантуру сдаются 3 экзамена: история науки и философии, иностранный язык и (это уже на втором году обучения) профильный предмет. При этом, уровень владения иностранным должен быть таким, чтобы за час перевести одну страницу текста, причем перевести очень близко к оригиналу.
  2. Аспирантура в государственном ВУЗе бесплатна, но в частных вузах она может быть платной, так что не удивляйтесь, если за обучение в приватном университете с аспиранта будут требовать деньги.
  3. Кандидатов наук в армию не берут, а аспиранту положена отсрочка на 3 года, а еще год добавляют на защиту.
  4. Если вы не планируете дальнейшую научную деятельность или перестали ее планировать (например, по семейным обстоятельствам), то по окончании аспирантуры можете не защищать диссертацию. Вам просто выдадут диплом, подтверждающий то, что вы окончили аспирантуру и сдали кандидатские экз.
  5. У военных тоже есть своя аспирантура, но она называется адъюнктура и там все еще сложнее. У докторов тоже все по-своему, их аспирантура зовется ординатурой.

Кстати, в 2015 году серьезно ужесточились правила, позволяющие ВУЗам иметь аспирантуры, поэтому очень скоро многие наши учебные заведения уже не могут готовить аспирантов, так что, если думаете взвалить на себя аспирантскую ношу – не затягивайте с принятием решения.

diplomant.su

Прием аспирантов организуют по новым правилам. Новый порядок поступления в аспирантуру в 2017-2018 году

Утвержден новый порядок поступления в аспирантуру в 2017-2018 году. Вступил в силу приказ Министерства образования РФ, принципиально меняющий правила поступления в аспирантуру в этом году. Что изменится при поступлении в аспирантуру в 2017 году, какие документы необходимо предоставить и какие права появятся у образовательного учреждения?

Суть изменений проста: правила поступления в аспирантуру перестают быть едиными для всех и формируются каждым вузом в отдельности. 

В чем заключается главное новшество?

До настоящего времени при приеме проводились три вступительных испытания, результаты которых оценивались по 5-балльной шкале. При этом два вступительных испытания являлись обязательными (специальная дисциплина и иностранный язык), а третье — определяла организация, осуществляющая образовательную деятельность.

Согласно новому порядку поступления в аспирантуру организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно устанавливает количество и перечень вступительных испытаний, шкалу оценивания и минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, что позволит обеспечить более гибкую систему ранжирования поступающих. 

Дополнительные баллы за индивидуальные достижения соискателя 

Впервые для аспирантуры устанавливается возможность получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения соискателя: наличие публикаций, патентов, участие в научных мероприятиях и конкурсах и т.д. Сейчас они при любом раскладе будут суммироваться с суммой баллов за вступительные испытания, тогда как раньше наличие портфолио давало преимущества лишь при равенстве прочих критериев ранжирования списков поступающих. 

По новым правилам позволено предоставлять диплом не при подаче заявления, а в более поздний срок, а вступительные испытания будут проводиться поэтапно, по мере формирования групп из числа лиц, подавших документы. Вузам также разрешили принимать вступительные экзамены в аспирантуру у граждан других стран на иностранных языках. 

Количество конкурсов на поступление в аспирантуру заметно расширится 

Если по прежним правилам прием шел по крупным направлениям подготовки, а затем в рамках каждого разбивался на отдельные образовательные программы, то с этого года по каждой образовательной программе в рамках общего направления будет свой конкурс и свой перечень вступительных испытаний. 

Это означает, что даже в рамках одного вуза объем информации, связанной с поступлением в аспирантуру, резко возрастет. Отсутствие ее в полном объеме у поступающих, притом заблаговременно, чтобы оставить время на подготовку к экзаменам по изменившемуся перечню, способно перекрыть дорогу в аспирантуру очень многим. И с этим надо считаться. 

Правда, закон обязывает учебные заведения публиковать всю информацию о приеме в более ранний срок – 1 октября года, предшествующего приему. Но это лишь с 2018/2019 учебного года, а в текущем году срок опубликования на сайте информации о приеме в аспирантуру не изменился. 

Поступление в аспирантуру по новым правилам

Аспирантура признанна третьей ступенью высшего образования. Она необходима для подготовки научных и педагогических кадров. По окончании выпускникам вручается диплом со званием «педагог-иследователь» и дается право на соответствующую деятельность. 

Для того чтобы сделать блестящую научную карьеру, нужно приложить много усилий, потратить немало времени и даже личных средств. Так что каждый выпускник магистратуры, прежде чем отвечать на вопрос о том, как поступить в аспирантуру, должен четко понимать, для чего на самом деле он идет учиться на третью ступень.

Основная цель учебы в аспирантуре – защита кандидатской диссертации 

Отныне сам университет определяет количество и содержание вступительных испытаний. Неизменным остается реферат или статьи по выбранной специальности и устный экзамен по ней же. 

Теперь аспиранты имеют зачетную книжку, как и студенты. Для них предусмотрена специальная программа обучения и промежуточные зачеты и экзамены. Неизменным осталась основная цель учебы в аспирантуре – защита кандидатской диссертации с последующим присвоением звания кандидата наук. 

Как стать аспирантом? 

Для тех, кто обучался по болонской системе, для того, чтобы претендовать на третью ступень, надо пройти первые две: бакалавриат и магистратуру. Только после этого будут приняты документы в аспирантуру. Для тех, кто обучился на специалитете, такого образования достаточно. 

Обычно выпускникам магистратуры уже предлагают дальнейшее бучение в аспирантуре. Можно продолжить тему исследования или заняться совершенно новыми разработками. Но в любом случае, следует заручиться поддержкой научного руководителя и выпускающей кафедры. 

Перечень документов для поступления в аспирантуру: 

  • копия магистерского или специалитетного диплома с вкладышем;

  • если была смена фамилии – обязательно наличие подтверждающих документов;

  • характеристика с места работы или от выпускающей кафедры;

  • тема и обоснование научной работы, утвержденные руководителем;

  • автобиография;

  • медицинская справка;

  • справка об отсутствии судимости, так как все аспиранты проходят педагогическую практику;

  • реферат по теме исследования, либо список опубликованных научных статей. 

Некоторые университеты могут потребовать дополнительные документы, связанные с учебой, работой или состоянием здоровья. Это может быть обусловлено особенностями научной деятельности.

Формы обучения в аспирантуре 

Большинство университетов предоставляет три основные формы обучения в аспирантуре: 

Дневная – аналогична студенчеству. Аспиранты практически ежедневно посещают занятия, очень часто встречаются с научным руководителем, активно участвуют в общественной жизни университета. 

Заочная – при такой форме обучения аспиранты посещают занятия сессионно, чаще всего один или два раза в месяц, но так же участвуют в общественной жизни. Часто одновременно с учебой занимаются педагогической деятельностью. 

Соискательство – наиболее свободная из форм обучения в аспирантуре. Ее выбирают те, кто давно закончил учебу и по какой либо причине решил получить научную степень. Чаще всего она организуется на договорной основе. 

Для большинства форм существуют разные варианты оплаты. Но если вы задаетесь вопросом о том, как поступить в аспирантуру на бюджет, то выбирайте дневное обучение. Именно для него выделяется наибольшее количество бесплатных мест. 

Варианты карьеры выпускника аспирантуры: 

  • педагогическая деятельность в университете;

  • дальнейшая научная работа с защитой докторской диссертации;

  • административная карьера в университете;

  • политическая карьера;

  • работа на руководящих должностях;

  • работа в научно-исследовательских центрах страны и зарубежья. 

Какую бы карьеру вы не выбрали, помните – занятие наукой – это всегда интересно и престижно!

Подписывайтесь на каналы “Informatio.ru” в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

informatio.ru

Аспирантура и ее подводные камни | Университет СИНЕРГИЯ

Каждый молодой человек сам выбирает, сколько ему учиться в университете. Кто-то находит работу по душе еще во время учебы на бакалавра и вскоре с радостью покидает альма-матер, чтобы еще больше времени уделять любимому делу. Кто-то переходит на следующий уровень — в магистратуру: хочет освоить новую специальность или понимает, что ему недостаточно знаний по основной специальности бакалавриата. Но есть и третий тип студентов, которые не намерены покидать вуз даже после после шести лет обучения — это аспиранты. Только не стоит воспринимать их как «вечных студентов», если вы не понимаете их истинных мотивов. Зачем же нужна аспирантура и кто в нее поступает? Попробуем разобраться.

Служить не придется

Первый и, пожалуй, главный плюс — аспиранты получают отсрочку от армии на весь период обучения. Однако просто ходить на лекции и халтурить в это время не получится. Итог обучения в аспирантуре — это диссертация на соискание степени кандидата наук. Кроме того, именно после прохождения этого этапа высшего образования человек получает возможность стать преподавателем в вузе. Если вы решили не останавливаться на достигнутом, для начала выясните, сколько учиться в аспирантуре после магистратуры в вашем вузе. Как правило, в очной форме этот срок не превышает трех лет. За это время вы не только подготовите собственный научный проект в обязательном порядке, но и сможете поучаствовать в масштабных исследованиях, которые проводит университет.

Что потом?

Итак, вы закончили все три ступени высшего образования включая аспирантуру. Ну, а дальше что? После аспирантуры вы, скорее всего, так же, как и выпускники магистратуры, столкнетесь с необходимостью искать работу на рынке труда. Вот здесь вас, вполне возможно, ждут неожиданные и приятные сюрпризы. Если вами заинтересуется научно-исследовательский институт, вы легко сможете занять там руководящую должность. Существуют также и отдельные коммерческие компании, доплачивающие сотрудникам с научной степенью — деятельность таких организаций может быть связана с образованием, медициной, точными науками, высокими технологиями.

Сложности и заблуждения

Многие студенты, поступающие в аспирантуру, не вполне понимают, что их ждет. Некоторые просто пытаются таким образом отложить поиски работы — мол, занятие наукой на какое-то время отдаляет их от мрачных будней типичного соискателя. Отбросьте прочь подобную мотивацию — ведь это и не мотивация вовсе. Пост-вузовское образование — это совсем другой уровень, во многом не похожий на лекции и семинары, к которым вы привыкли. Не забудьте также, что по окончании аспирантуры вам придется сдавать экзамены: профильный предмет, иностранный язык и философию. Оцените свои силы адекватно, сколько вы готовы учиться после магистратуры, и нужна ли вам именно аспирантура для реализации ваших амбиций.

blog.synergy.ru

распределение времени обучения в аспирантуре

Как распределить время обучения в аспирантуре

На первом году обучения, когда вы растеряны и не знаете с чего начать, делайте то, что вы уже умеете — посещайте занятия по философии и иностранному языку (если, конечно, они организуются вашим учебным заведением). Поскольку для получения ученой степени кандидата наук экзамен по этим дисциплинам все равно необходимо сдавать, используйте шанс повысить уровень своей эрудиции и общей образованности.

Прослушав курс философии, вы будете лучше разбираться не только в направлениях современной философской науки, но и в литературе, искусстве, политике, в устройстве общества, особенностях духовности разных стран. Занятия по иностранному языку дадут вам возможность читать труды зарубежных авторов по вашей специальности. Даже если вы не слишком хорошо знаете язык, очень скоро вы обнаружите, что зарубежные источники по вашей специальности имеют большое количество одинаковых терминов, конструкций и вообще похожи друг на друга. Особенно легко читать труды, написанные не носителями языка, например, японцами на английском — никаких замысловатых фраз, сложных слов — все просто и понятно.
Некоторые учебные заведения преподают аспирантам также психологию и педагогику. Прослушать эти курсы чрезвычайно полезно и для дальнейшей педагогической практики, и для расширения своих жизненных знаний.

Учтите, что человека с ученой степенью большинство людей считает в высшей степени интеллигентным, для многих ваше мнение будет авторитетным. В определенной мере это обязывает вас соответствовать такой высокой оценке. Учитесь, пока вас учат, по окончании аспирантуры вас больше никто и никогда учить не будет! Вы должны будете учиться самостоятельно и учить других, но вашим обучением уже никто не займется.

Помните, что посещение занятий поможет вам сдать кандидатские экзамены, но мало приблизит к написанию диссертации. Не успокаивайтесь тем, что ваше время занято.

Уже на первом году обучения необходимо приступить к организации научного исследования!

В конце первого учебного года постарайтесь обязательно сдать экзамены по философии и иностранному языку, так как в дальнейшем у вас не будет для этого ни времени, ни желания повторно посещать лекции, ни компании вам подобных аспирантов. Если вы намерены сдавать экзамен, необходимо заранее подать заявление в аспирантуру с просьбой разрешить вам это сделать.

Чтобы аспиранты не расслаблялись, по завершении каждого года обучения их обязывают отчитываться о проделанной работе на заседании кафедры и сдать оформленный и утвержденный отчет в аспирантуру. Позаботьтесь заранее, чтобы было организовано заседание кафедры, на котором вы будете отчитываться. В аспирантуре никого не волнует, что кафедра не провела подобного заседания по каким-то внутренним причинам (при окончании учебного года в декабре отчет нужно сдать в ноябре, значит заседание кафедры должно пройти в октябре, а позаботиться о его созыве нужно в сентябре, т.е. сразу после выхода из отпуска).

В таблице 1 приведена основная работа аспирантов, которую лучше выполнить на первом году обучения.

Основной работой на втором году обучения является продолжение проведения собственного эксперимента, сбор данных, их первичная обработка и более углубленный анализ. Целесообразно каждый промежуточный этап работы (исследование — результаты — обсуждение (анализ) результатов — выводы) оформлять в виде научной статьи. Это поможет вам в дальнейшем при написании текста диссертации, даст необходимый опыт преподнесения ваших данных.

Второй год обучения должен стать основным по количеству конференций, на которых вы докладываете свои результаты, и по количеству публикаций. Кроме того, на втором году обучения аспиранты обычно проходят педагогическую практику, выполняя работу преподавателя на кафедре (40-50 учебных часов). После практики вам будет легче сдать кандидатский экзамен по специальности (во второй половине 2-го года обучения).

К концу второго года целесообразно завершить экспериментальную часть работы или хотя бы львиную ее долю.

В таблице 2 приведена основная работа, которую лучше выполнить аспирантам на втором году обучения.

На третьем году обучения необходимо завершить проведение эксперимента (если вы не сделали этого раньше), окончательно обработать данные, проанализировать их и сделать выводы.

Третий год — основной для написания текста диссертации. В начале года необходимо закончить написание главы 3 («Результаты исследования»), тщательно отредактировать ее, оформить рисунками, таблицами, схемами. К этому моменту количество изученной вами литературы должно быть достаточным для написания главы 4 («Обсуждение результатов»), в которой вы теоретически анализируете ваши данные. Глава 1 (представляющая собой обзор и/или анализ литературных источников) может быть начата еще раньше (например, летом после второго года, либо даже на первом году обучения) или может писаться одновременно с главами 3 и 4. Выводы работы должны быть четкими, конкретными, емкими, логично вытекать из результатов исследования.

Не пытайтесь сразу сформулировать окончательный вариант выводов — это та часть вашей диссертации, которая будет претерпевать многочисленные изменения в редакции. Количество выводов, приводимых в работе (для кандидатской диссертации — 5-8 выводов), обычно меньше количества реальных выводов. Не огорчайтесь, кандидатская диссертация — это лишь «путевка» в научную жизнь, не пытайтесь с ее помощью оставить неизгладимый след в науке. Даже И.М. Сеченов в свое время написал, хотя и весьма ценную, но скромную диссертацию о влиянии алкоголя на организм.

В таблице 3 приведена основная работа, которую лучше выполнить аспирантам на третьем году обучения.

Возникли вопросы? Задайте их на нашем форуме

www.aspirantura.spb.ru

Как не ошибиться при поступление в аспирантуру?

Фатальные ошибки при поступлении в аспирантуру

Иероним Босх. Семь смертных грехов и Четыре последние вещи

В этой заметке перечисляются и анализируются основные ошибки, которые допускаются многими соискателями при поступлении в аспирантуру.

Итак, наступила пора поступления в аспирантуру. И именно в момент подачи документов многие будущие аспиранты совершают ошибки, которые могут иметь печальные последствия…

Ошибка первая: решение о поступлении в аспирантуру обусловлено престижностью «бренда» вузика или пафосностью специальности/диагноза, например, конфликтология, политология и прочее. Про кандидатов культурологии, философских, педагогических и иже с ними ХХХ наук даже не следует упоминать всуе. И так все понятно. Нет, ну правда…

Ошибка вторая: не уточнить, есть ли в выбранном вузе или НИИ «свой» диссертационный совет. Ибо, в случае отсутствия диссертационного совета при заведении и отсутствии связей у научного руководителя, после обучения в аспирантуре бывший аспирант может остаться только со справкой формата А4 о сданных кандидатских экзаменах. Но без защиты кандидатской диссертации и диплома кандидата наук. Такие дела… Об этом также упоминается в заметке и зарубленные аспиранты в глазах

Ошибка третья: намерение поступить «с наскока», просто подав документы в отдел аспирантуры. Разумеется, всякий хороший, годный будущий аспирант понимает, что сначала нужно договориться о собеседовании с заведующим кафедрой или, на крайняк, сразу хватать за лацканы пиджака предполагаемого будущего научного руководителя. Однако «пафосным буратинам» сия общеизвестная мудрость неизвестна. Впрочем, чтобы «наивные буратины» потом на вступительных экзаменах не орали, что их зарезают, их частенько из отдела аспирантуры заворачивают прямиком на кафедру, чтобы сначала «заинтересовывали» кафедральных «корифеев» ХХХ наук в научном руководстве…

Ошибка четвертая: выбор научного руководителя без ученого звания. Следует помнить, что не рекомендовано назначать лицо без ученого звания научным руководителем аспиранта: «В отдельных случаях по решению ученых советов высших учебных заведений или научно-технических советов научных учреждений, организаций к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило [выделено мною], имеющие ученое звание доцента (старшего научного сотрудника)». Причем у предполагаемого научного руководителя ученое звание доцента должно быть по специальности или по кафедре, а не «по должности». Действительно, так называемый доцент — то есть, простой, немудрящий кандидат наук без ученого звания и носящий гордое звание доцента приказом ректора вузика – плохой помощник аспиранту в качестве научного руководителя. Возможно, такой «научный руководитель» еще и получит ученое звание доцента, но рисковать соискателям я не рекомендую, чтобы избежать проблем с рассмотрением дела соискателя степени кандидата наук в ВАК… Более того, не рекомендуется выбирать в научные руководители человека без ученой степени доктора наук или ученого звания профессора. То есть, преподаватель вуза с ученой степенью кандидата наук и ученым званием доцента малопригоден для научного руководства соискателем. Действительно, «научный руководитель из числа докторов наук или профессоров утверждается ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации каждому аспиранту одновременно с его зачислением в аспирантуру».

Ошибка пятая: выбор чересчур требовательного или не слишком влиятельного научного руководителя. Излишне требовательный и принципиальный научный руководитель замучает аспиранта своими мелочными придирками ничуть не меньше, чем сержант новобранца. А научный руководитель-«импотент», изгой или пария среди своих коллег не только не сможет помочь аспиранту с процедурой защиты диссертации, но даже и навредит – его коллеги непременно сублимируют на аспиранта все свои негативные отношения и грызню с его научного руководителем, что, в свою очередь, может привести к множеству «черных шаров» на защите.

Ошибка шестая: попасть при поступлении в аспирантуру в «анальное рабство» к заведующему кафедрой или к научному руководителю. Очень часто при поступлении в аспирантуру наивненьких соискателей стараются приковать к станку науки, то есть пытаются нагрузить на них все те должностные обязанности, которые самим профессорам и доцентам при кафедре выполнять явно лень, например, проведение семинарских и лабораторных занятий (сверх положенных аспиранту 50 часов педагогической практики в год) и прочее дикое барство. А потом вся научная карьера этих «подмастерьев» складывается как в анекдоте про энтузиаста и Пикассо:
Энтузиаст: «Я готов жрать дерьмо, чтобы стать гением!!!»
Пикассо: «Ты не станешь гением, потому что ты готов жрать дерьмо…»
А мораль такова, что все же нужно иметь немножко Чувство Собственной Важности, чтобы не связаться с неадекватами и потом не бегать у них на поводу…

Ошибка седьмая: полагать при поступлении в аспирантуру, что обучение («пребывание») в аспирантуре автоматически приведет к получению диплома кандидата наук (по аналогии со студенческой порой). А вот и нет! Обучение в аспирантуре и успешная сдача кандидатских экзаменов и прочих формальных требований приводит к выдаче справки о сданных кандидатских экзаменах. Только и всего. А диплом кандидата наук соискатель ученой степени получает за успешно защищенную диссертацию. И это тяжкий, изнурительный труд, иногда требующий значительных материальных затрат, а также физического и морального напряжения на протяжении многих лет. Подумайте над этим, прежде чем поступать в аспирантуру…

©

phdru.com