Средняя школа это какие классы – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – это… Что такое СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА?

Структура среднего образования

Последние два года обучения в школе занимает завершение полного среднего образования. Это добровольное обучение, основная цель которого — получение глубоких знаний для поступления в вуз.

Образовательная программа

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин.

Очень распространено профильное обучение в старших классах, когда ученик выбирает направление более углублeнного изучения предметов, исходя из собственных склонностей.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен, который является одновременно и выпускным экзаменом в школе, и экзаменом для поступления в вуз. Русский язык — обязательный экзамен. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики сами выбирают те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

С введением ЕГЭ золотые и серебряные медали перестали давать льготы при поступлении в вуз, но, несмотря на это, продолжают выдаваться в школах для поощрения выпускников.

После успешного окончания 11 класса школьник получает аттестат о среднем образовании, где указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Федеральные образовательные стандарты (ФГОС)

Старшеклассники изучают большинство предметов, которые они изучали в средних классах. Некоторые из них — углубленно, поскольку школьник обязан самостоятельно определить профиль обучения.

Новыми ФГОС для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный

    Старшеклассники обязательно должны изучать шесть дисциплин:
  • Русский язык и литература,
  • Иностранный язык,
  • Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия,
  • История (или «Россия в мире»),
  • Физическая культура,
  • Основы безопасности жизнедеятельности.
    К этим дисциплинам будут добавлены 3-4 предмета по выбору:
  • Филология (русский язык и литература, родной (нерусский) язык и литература)
  • Иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык)
  • Общественные науки (история, география, экономика, право, обществознание, Россия в мире)
  • Математика и информатика (математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика)
  • Естественные науки (физика, химия, биология, естествознание)
  • Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, экология, ОБЖ).

В окончательный учебный план должны входить предметы из всех перечисленных областей (всего 9-10 предметов). Однако 3-4 предмета обязательно должны изучаться углубленно. Кроме того, в учебный план могут быть включены дополнительные учебные предметы: «Психология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края». Всё зависит от специфики и возможностей учебного заведения. Ученики должны будут выполнять и индивидуальные проекты.

Новые ФГОСы для старшей школы вступят в силу с 1 сентября 2013 года

Перевод в старшие классы

Обязательным условием перевода в старшие классы является успешное прохождение государственной итоговой аттестации после 9 класса.

edu.glavsprav.ru

Среднее образование — Википедия

Средняя школа начального уровня в Левисе, Квебек Средняя школа в Ираке

Сре́днее образова́ние — традиционное название уровня (ступени) образования между начальным и высшим[1].

В российской традиции термин имеет размытое значение, и может применяться в качестве синонима[источник не указан 1205 дней] к общему образованию (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее), полученному в средней школе[2]), начальному профессиональному образованию, среднему профессиональному (специальному, техническому) образованию.

Содержание

  • 1 Дифференциация
  • 2 История
  • 3 Среднее образование по странам
    • 3.1 Египет
    • 3.2 Кипр
    • 3.3 Монако
    • 3.4 Россия
    • 3.5 Франция
    • 3.6 США

ru.wikipedia.org

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - это... Что такое СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА?


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.

Тип школы, обеспечивающей базовое и полное среднее образование и подготовку к продолжению образования в профессиональных и высших учебных заведениях. С 2001 г. в РФ в условиях реформирования системы образования ведется подготовка к переходу на 12-летний срок обучения в средней общеобразовательной школе и на профильную систему обучения в 10–11 классах. Предусматривается обязательное изучение иностранного языка со 2 по 4 класс начальной школы при двух часах в неделю, в основной школе (5–9 классы) – при трех часах в неделю, а на старшей ступени обучения (10–12 классы) – при двух часах в неделю. В классах гуманитарного профиля количество часов на изучение иностранного языка увеличивается до трех. Предусматривается также факультативное изучение второго иностранного языка. Работа по профилизации российских классов старшей ступени обучения начался в 2003 г. и закреплена в Государственном стандарте общего образования (2004), который определяет стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и среднего (полного) профильного образования по иностранному языку.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ СУГГЕСТИВНЫЕ

Смотреть что такое "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" в других словарях:

  • Средняя общеобразовательная школа — общеобразовательное учебное учреждение I III ступеней (I ступень начальная школа, II ступень основная школа, III ступень старшая школа, как правило, с профильным обучением)... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ …   Официальная терминология

  • Средняя общеобразовательная школа —         учебно воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования …   Большая советская энциклопедия

  • СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — тип школы, обеспечивающий становление личности и на базе нач. обучения базовое и полное среднее образование, подготовку к самостоят.жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в проф. и высш. уч заведениях. Формирование типа… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Средняя общеобразовательная школа —     тип школы, обеспечивающий становление личности и на базе начального обучения базовое и полное среднее образование, подготовку к самостоятельной жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в профессиональных и высших… …   Педагогический терминологический словарь

  • СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — как особый тип уч. заведений начала формироваться в Екат. лишь с 1860 х. Состояла из разл. видов уч. заведений, отличавшихся по срокам обучения и программам. Наиб. высокий уровень образования давали гимн. Единственная до рев ции муж. гимн.… …   Екатеринбург (энциклопедия)

  • Средняя общеобразовательная школа —    как тип уч. заведений нач. формироваться на У. в XIX в. и до 1919 состояла из разл. видов школ, отличавшихся по программам, срокам обучения и подчинявшимся разным ведомствам. В С.О.Ш. допускались дети, уже овладевшие в нач. школе или на дому… …   Уральская историческая энциклопедия

  • Средняя общеобразовательная школа — …   Википедия

  • Средняя общеобразовательная школа № 810 — ГОУ средняя общеобразовательная школа № 810 в г. Москве, расположенная в Восточном административном округе города Москвы Содержание …   Википедия

  • Средняя общеобразовательная школа № 37 (Чебоксары) — МОУ СОШ № 37 Тип: Средняя общеобразовательная школа Адрес: Чебоксары Сайт: http://21203s17.edusite.ru С началом строительства в 1972 году промышленного гиганта ЧЗПТ началось и строительство жилого массива, который впоследствии был назван « …   Википедия

  • Средняя общеобразовательная школа "Школа надомного обучения" — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с ограниченными… …   Официальная терминология


methodological_terms.academic.ru

Среднее общее образование — сколько это классов?


Быстрый ответ: 11 классов.

На текущий момент в России, а также ряде других, стран школьное образование, которое преподают в средних школах, принято делить на три основных уровня: начальное образование, основное общее и среднее (полное) общее, которое часто называют средним образованием.

  • Начальное образование — с 1 по 4 класс включительно.
  • Основное общее образование — это 9 классов.
  • Среднее (полное) общее образование — 11 классов.

Начальное общее образование — самая первая ступень общего образования детей. На данном этапе обучения ученики приобретают школьные знание. На этом же этапе формируется и развивается личность ребенка.

Основное общее образование — своеобразная вторая ступень общего образования. На этом этапе происходит становление и формирование личности ученика, развитие его интересов и склонностей.

Среднее общее образование — это завершающий этап общего образования, целью которого является формирование навыков самостоятельного обучения ученика, а также развитие его творческих способностей. Среднее полное образование, то есть 10-11 классы, является общедоступным, но при этом не обязательным. Интересно, что для получения высшего образования необходимо среднее общее образование. Собственно, основное назначение 10 и 11 классов — подготовка к поступлению в высшее учебное заведение.

skolkoru.ru

Средняя общеобразовательная школа - это... Что такое Средняя общеобразовательная школа?

        учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования.

         Общее среднее образование начало оформляться в средние века (монастырская, или соборная, школа «семи свободных искусств» (См. Семь свободных искусств), дававшая образование в объёме Тривиума и Квадривиума). С возникновением в 12—13 вв. университетов (См. Университеты) функции С. о. ш. выполнял также факультет искусств (или артистический), который готовил для продолжения образования на основных факультетах. Как самостоятельный тип учебного заведения С. о. ш. начала складываться лишь в 16 в. в виде гимназии (См. Гимназия) (первая в 1538 в Страсбурге основана педагогом-гуманистом И. Штурмом). Под влиянием традиций эпохи Возрождения основными предметами в гимназиях были латинский и греческий языки. Однако, в отличие от гуманистических школ предшествующей эпохи, где эти языки изучались как средство овладения культурным наследием античного мира, для первых гимназий характерно увлечение формальной стороной изучения древних языков. Гимназия Штурма была типичной школой классического образования (См. Классическое образование) и определила характер развития С. о. ш. на несколько столетий. В разных странах С. о. ш. получили различные названия — гимназии, Колледжи, Коллежи, лицеи (См.
Лицей), Грамматические школы и др. Существенные изменения характере С. о. ш. классического типа произошли во 2-й половине 18 в. под влияние идей неогуманизма, получивших распространение в странах Западной Европы, особенно в Германии. С этого времени передовые педагоги основной задачей общеобразовательной школы стали считать развитие у учащихся самостоятельного мышления, эстетических вкусов, формирование мировоззрения и нравственных идеалов в соответствии с интересами буржуазного государства. В учебных планах гимназий и аналогичных им С. о. ш. значительное место занимала математика, которая наряду с грамматикой древних языков рассматривалась как важное средство развития логического мышления и дисциплины ума, в учебные планы включали также родной язык, историю, географию, элементы наук о природе. С. о. ш. рассматривалась как подготовительная ступень к получению университетского образования. Её характер и функции сохранились без значительных изменений до конца 19 в. С. о. ш. такого типа существуют и ныне в системах народного образования многих стран (Бельгия, Бразилия, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и др.).          Развитие капитализма выдвинуло перед школой задачу подготовки молодёжи к участию в различных сферах производства и науки, что потребовало коренного пересмотра и концепции общего среднего образования. Демократически настроенные мыслители и педагоги уже с эпохи Возрождения выступали против засилья в школах древних языков и выдвигали идею реального образования (См. Реальное образование) (Т. Мор, Ф. Рабле, Дж. Беллерс, Я. А. Коменский и др.). С их точки зрения, главное место в содержании общего образования должны были занимать предметы, дающие учащихся практически полезные знания и умения, — родной и живые иностранные языки, естественные науки, ремёсла. Одна из первых реальных С. о. ш. в Европе — школа, открытая в 1747 в Берлине И. Хеккером (однако она была в значительной степени профессионализирована и для подготовки к университету имела специальное отделение). Подобные С. о. ш. во 2-й половине 18 в. появились в разных странах (в США они создавались по инициативе Б. Франклина и получили название академий). Дальнейший шаги совершенствовании С. о. ш. сделали немецкие педагоги-филантрописты И. Б. Базедов, Х. Г. Зальцман, Б. Блашеидр., открывшие для детей состоятельных родителей ряд школ интернатного типа («филантропии»), в учебном плане которых большое место отводилось реальным предметам и различным видам труда (чтобы воспитанники могли поступать в университет, преподавались и древние языки).

         К концу 19 в. борьба двух концепций общего образования завершилась тем, что в системах народного образования большинства стран стали параллельно существовать С. о. ш. двух видов: классические (типа гимназии) и реальные. Последние в течение длительного времени не считались полноценными С. о. ш.: выпускники могли поступать лишь в специализированные высшие учебные заведения, а в университет только на естественно-математические факультеты.

         В России первыми школами повышенного типа были возникшие во 2-й половине 17 в. греко-латинские школы, в которых обучали церковно-славянскому, греч. и лат. языкам, философии, риторике. В 1701 в Москве открылась первая повышенная школа реального типа — Школа математических и навигацких наук (однако она не была, в строгом смысле слова, общеобразовательной — в ней преподавались специальные дисциплины, связанные с морским, военным, горным делом и др.). Первой собственно С. о. ш. принято считать открытую в 1726 при Академии наук в Петербурге Академическую гимназию (См. Академическая гимназия), целью которой была подготовка молодёжи к поступлению в Академический университет. Развитие С. о. ш. началось с 1804, когда был принят устав учебных заведений, подведомственных университетам, внёсший единообразие в систему народного образования. Учебный план 4-летней гимназии, готовившей к поступлению в университет, отличался энциклопедичностью и многопредметностью, содержал, кроме языков, философию, политэкономию, различные курсы математики, физику, естествознание, технологию и др. предметы. Положительными чертами гимназий были всесословность, значительное внимание к реальным предметам. После принятия в 1828 нового школьного устава гимназии превратились в С. о. ш. для привилегированных сословий, по характеру дававшегося образования они стали гуманитарными с ярко выраженным классическим уклоном.          В 60-е гг. 19 в. развернулась борьба прогрессивной общественности за демократизацию школы, за приближение её к жизни. По «Уставу гимназий и прогимназий» (1864) наряду с классическими были созданы т. н. реальные гимназии, где вместо древних языков в значительном объёме преподавалось естествознание. Однако гимназии этого типа не считались полноценными С. о. ш.: их выпускники могли поступать лишь в высшие технические учебные заведения. С усилением реакции школьный устав в 1871 был пересмотрен и единственным типом С. о. ш. признана классическая гимназия. Потребности промышленности и торговли вынудили правительство сохранить и реальную ветвь среднего образования, узаконенную уставом 1872, — реальные училища (См. Реальное училище) с 6—7-летним сроком обучения и профессионализацией в старших классах. В 1888 профессионализация была устранена и выпускники реальных училищ получили право поступать в высшие технические и с.-х. учебные заведения, а сдавшие дополнительно экзамен по латинскому языку — и на физико-математические и медицинские факультеты университетов. В 1896 в качестве С. о. ш. узаконены Коммерческие училища с 7—8-летним сроком обучения, в старших классах которых преподавались и специальные предметы (товароведение, бухгалтерия, технология и др.), выпускники могли поступать в высшие коммерческие и технические учебные заведения. В начале 20 в. под давлением требований передовой общественности в гимназиях было несколько ослаблено классическое направление и усилено преподавание предметов естественно-математического цикла. До 1917 существовало две разновидности С. о. ш.: классические гимназии и реальные (в т. ч. коммерческие) училища. Общее среднее образование давали также сословные учебные заведения типа кадетских корпусов (См. Кадетские корпуса) и институтов благородных девиц (См. Институты благородных девиц). Характерной особенностью дореволюционной С. о. ш. был её отрыв от начальной школы: в среднюю школу детей принимали по экзамену. Обучение в С. о. ш. было раздельным, т. е. существовали мужские и женские С. о. ш.          В СССР принципиальной основой развития С. о. ш. стало ленинское положение о необходимости связи её с жизнью, с политикой государства и отделении школы от церкви. В 1917—18 были приняты меры для создания стройной системы народного образования, обеспечившие унификацию С. о. ш. и её связь с др. ступенями образования. С. о. ш. стала орудием коммунистического воспитания и просвещения народа, проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся. Коренные преобразования школьного дела отражены в «Положении о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» и «Основных принципах единой трудовой школы» (1918). В противоположность прежней сословно-классовой школе создавалась единая для всех слоев населения трудовая школа, разделённая на две ступени: 1-я — с 5-летним, позднее 4-летним сроком обучения для детей 8—13 лет, 2-я — с 4-летним, позднее 5-летним сроком обучения для детей 13—17 лет. Работа школы строилась на основе принципов связи с жизнью, национального и полового равноправия, обучения на родном языке. Из учебных планов были исключены древние языки и религия, введено изучение общественно-политических дисциплин, усилено преподавание наук о природе, стала претворяться в жизнь марксистско-ленинская идея политехнического образования (См. Политехническое образование) и соединения обучения с участием школьников в общественно полезном труде.          Чтобы открыть доступ в высшую школу рабочим и крестьянам, не имевшим до революции возможности окончить С. о. ш., в 1919 созданы Рабочие факультеты. В середине 20-х гг. в структуру С. о. ш. внесены некоторые изменения: в городах и рабочих посёлках созданы фабрично-заводские семилетки (ФЗС), где была сделана попытка осуществить знакомство учащихся с трудовыми процессами на базе производства; в сельской местности организованы школы крестьянской молодёжи (См. Школа крестьянской молодёжи) (ШКМ), где общее образование дополнялось ознакомлением учащихся с теорией и практикой сельского хозяйства. После окончания ФЗС и ШКМ учащиеся поступали в 8-е классы школы-десятилетки или в Средние специальные учебные заведения.          Постановлениями «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932) ЦК ВКП (б) выдвинул задачу составления новых программ по каждому предмету и укрепления классно-урочной системы обучения (См. Классно-урочная система обучения). Эти и последующие постановления ЦК ВКП (б) — об учебниках, о работе пионерской организации, о преподавании гражданской истории, географии и др. — сыграли важную роль в повышении качества учебно-воспитательного процесса и укреплении авторитета учителя.          Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (15 мая 1934) С. о. ш. была унифицирована: стала 10-летней с разделением на начальную (4 года), неполную среднюю (7 лет) и среднюю (10 лет). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 возникли новые типы С. о. ш. — школы рабочей молодёжи (См. Школа рабочей молодёжи) и школы сельской молодёжи (См. Школа сельской молодёжи), а также суворовские училища (См. Суворовское училище) и нахимовские училища (См. Нахимовское училище).

         В 1958 законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» неполная средняя школа стала 8-летней, а полная средняя — 11-летней. Было усилено трудовое обучение, в старших классах введена профессиональная подготовка. В 1964 восстановлен 10-летний срок обучения. Производственное обучение было сохранено лишь в С. о. ш., имеющих соответствующую материальную базу (1966). В 60-е гг. получили развитие С. о. ш. с усиленным изучением предмета — иностранного языка, математики, физики, химии, биологии и др.

         Современная 10-летняя С. о. ш. является единой трудовой политехнической. В районах, где обучение ведётся не на рус. языке, с разрешения Совета Министров СССР может быть установлен 11-летний срок обучения. С. о. ш. условно подразделяется на три ступени: начальную — 1—3-й классы, неполную среднюю (4—8-е классы) и собственно среднюю школу — 9—10-е (11-е) классы. В зависимости от местных условий могут создаваться отдельно начальные и 8-летние школы. Для работающей молодёжи существуют вечерние (сменные) и заочные С. о. ш. (см. Вечернее образование; Заочное образование). Для детей с дефектами физического и умственного развития существуют С. о. ш. интернатного типа.

         Генеральная перспектива дальнейшего совершенствования советской С. о. ш. определена Программой КПСС. Одной из задач является осуществление всеобщего среднего образования для всех детей школьного возраста.

         В 1974 95% учащихся от числа поступивших в 1966 в 1-й класс своевременно закончили 8-летнюю школу, около 93% из них охвачены различными формами среднего образования. Это означает, что в основном завершен переход к всеобщему среднему образованию. Размах среднего образования повлек за собой изменения в сети и структуре общеобразовательных школ всех видов: число их сократилось за счёт значительного увеличения числа С. о. ш. (50 тыс. из всех 152,4 тыс. школ). В 1974 86,4% детей в городах и 62.3% в сельской местности обучалось в С. о. ш., на долю начальных школ приходилось 0,8% в городах и 4,9% в сельской местности.

         Главные задачи советской С. о. ш.: дать учащимся среднее образование, отвечающее требованиям общественного и научно-технического прогресса, вооружить глубокими и прочными знаниями основ науки и умениями самостоятельно пополнять их; способствовать формированию марксистско-ленинского мировоззрения, всестороннему гармоническому развитию. С. о. ш. связывает учебно-воспитательную работу с практикой коммунистического строительства и осуществляет нравственное воспитание учащихся в духе требований морального кодекса строителя коммунизма, их трудовое обучение и подготовку к жизни, сознательному выбору профессии. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (10 ноября 1966) министерство просвещения СССР и министерства просвещения (народного образования) союзных республик совершенствуют содержание образования в средней школе в соответствии с требованиями развития науки, техники и культуры, устанавливают более рациональное распределение учебного материала по годам обучения, освобождают программы и учебники от излишней детализации и второстепенного материала. Для углубления знаний, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся введены с 7-го класса факультативные занятия.

         Работа по модернизации содержания среднего образования завершена к концу 60-х гг. комиссией АН СССР и АПН СССР. Новый учебный план в основном сохраняет сложившееся в практике работы школы соотношение учебного времени на гуманитарное (42,4%) и естественно-математическое (38,4%) образование. На занятия музыкой и изобразительным искусством отводится 4,8% учебного времени, на физкультуру — 7,2%, на трудовую и политехническую подготовку — 7,2% уч. времени. При этом имеется в виду более широкое развитие различных форм внеурочной и внешкольной работы. В каждом учебном предмете отражены основные тенденции развития современной науки, доступные для усвоения учащихся.

         Линейно-ступенчатое (вместо концентрического) построение учебных программ (См. Учебная программа) обеспечивает новизну содержания образования на каждой ступени и открывает возможности для основательного изучения каждого предмета. Новые программы значительно повышают научно-теоретический уровень образования на протяжении всего обучения. Длительная опытно-экспериментальная работа показала, что начальное обучение может успешно проводиться на уровне повышенной трудности и более высокими темпами. Новые программы позволили добиться определённых успехов в развитии детей, обеспечить более полное раскрытие их духовных сил и выработку твёрдых навыков письма, счёта и чтения. Сокращение срока начального обучения с 4 до 3 лет увеличило время на изучение систематических курсов основ наук, которое начинается с 4-го класса. Созданы более прочные связи между учебным материалом младших, средних и старших классов.          Осуществляя всестороннее, гармоническое развитие личности, советская С. о. ш. организует учебно-воспитательный процесс на основе активной практической деятельности учащихся, включения их в различные виды общественно полезного труда. Коммунистическое воспитание проводится в единстве с деятельностью Всесоюзной пионерской организации (См. Всесоюзная пионерская организация) им. В. И. Ленина и Всесоюзным Ленинским коммунистическим союзом молодёжи (См. Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи), которые объединяют 35 млн. школьников. С. о. ш. поддерживает тесную связь с внешкольными учреждениями (См. Внешкольные учреждения). Ежегодно для С. о. ш. издаётся около 300 млн. учебников на 47 языках народов СССР. Учителей готовят свыше 400 педагогических училищ и 200 педагогических институтов (См. Педагогические институты) (см. Педагогическое образование). О С. о. ш. в СССР см. соответствующие разделы в статьях о союзных и автономных республиках, краях, областях и крупнейших городах СССР, а также в 24-м томе БСЭ, книге II — «СССР».

         В др. социалистических странах С. о. ш. имеет две ступени: обязательная основная школа с различными сроками обучения (например, в НРБ, ВНР, ПНР, СФРЮ — 8 лет, ЧССР — 9 лет, ГДР и СРР — 10 лет) и собственно средняя школа с 2—4-летним сроком обучения, носящая разные названия (гимназия в ВНР, СФРЮ, ЧССР, лицей в ПНР и СРР, расширенная средняя школа в ГДР, полная средняя школа в МНР). В большинстве стран собственно С. о. ш. функционируют как самостоятельные учебные заведения и часто имеют внутри дифференциацию (в ЧССР, СРР, СФРЮ выделяются гуманитарное и естественно-математическое отделения, в ГДР — естественно-математическое, современных и классических языков). В ряде случаев дифференциация осуществляется путём введения в учебных план факультативных и альтернативных дисциплин.

         Большое внимание уделяется практическим работам учащихся, вводятся специальные предметы, знакомящие с основами современного производства, его экономикой, организацией, с важнейшими отраслями, проводится производственная практика. Основная тенденция в развитии С. о. ш. — повышение научного уровня образования, его расширение, усиление политехнической направленности и связи с жизнью.

         В капиталистических странах существуют гуманитарные и реальные С. о. ш. (гимназия, лицей, грамматическая школа). Часто в школе имеется несколько отделений, где даётся углублённая подготовка в области одного или нескольких учебных предметов; существуют С. о. ш. (или их отделения) с практической направленностью, фактически не обеспечивающие достаточной подготовки для получения дальнейшего образования (современная средняя школа в Великобритании, т. н. общее и практическое отделения средней школы в США и др.). В большинстве стран С. о. ш. не имеют органической связи с начальной школой и являются самостоятельными учебными заведениями (обычно раздельно для мальчиков и девочек). Имеется значительное число частных школ. О С. о. ш. в отдельных странах см. раздел Просвещение (Народное образование) в соответствующих статьях (например, Великобритания, Венгрия).

         Типовой учебный план средней общеобразовательной школы СССР

        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

        |                                                       | Число часов по классам                                                             | Всего                 |

        |                                                       |                                                                                                   | недельных          |

        |                                                       |                                                                                                   | часов                 |

        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

        | Предметы                                       | 1      | 2      | 3      | 4      | 5      | 6      | 7      | 8      | 9      | 10    | по          | по       |

        |                                                       |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         | данному | плану  |

        |                                                       |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         | плану     | 1959   |

        |                                                       |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         | 1976       |           |

        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

        | Русский язык                                  | 12    | 10    | 10    | 6      | 6      | 3      | 3      | 2      | 2/0    | —     | 53          | 57       |

        | Литература                                     | —     | —     | —     | 2      | 2      | 2      | 2      | 3      | 4      | 3      | 18          | 19       |

        | Математика                                    | 6      | 6      | 6      | 6      | 6      | 6      | 6      | 6      | 5      | 5      | 58          | 59       |

        | История                                          | —     | —     | —     | 2      | 2      | 2      | 2      | 3      | 4      | 3      | 18          | 20       |

        | Обществоведение                          | —     | —     | —     | —     | —     | —     | —     | —     | 2      | —     | 2            | 2         |

        | Природоведение                             | —     | 2      | 2      | 2      | —     | —     | —     | —     | —     | —     | 6            | 2         |

        | География                                      | —     | —     | —     | —     | 2      | 3      | 2      | 2      | 2      | —     | 11          | 12       |

        | Биология                                        | —     | —     | —     | —     | 2      | 2      | 2      | 2      | —     | 2      | 11          | 11       |

        | Физика                                           | —     | —     | —     | —     | —     | 2      | 2      | 3      | 0/2    | 5      | 16          | 17       |

        | Астрономия                                    | —     | —     | —     | —     | —     | —     | —     | —     | 4      | 1      | 1            | 1         |

        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

        | Черчение                                        | —     | —     | —     | —     | —     | 1      | 1      | 1      | —     | —     | 3            | 4         |

        | Химия                                            | —     | —     | —     | —     | —     | —     | 2      | 2      | 3      | 3      | 10          | 11       |

        | Иностранный язык                          | —     | —     | —     | —     | 4      | 3      | 3      | 2      | 2      | 2      | 16          | 20       |

        | Изобразительное искусство            | 1      | 1      | 1      | 1      | 1      | 1      | —     | —     | —     | —     | 6            | 7         |

        | Пение и музыка                              | 1      | 1      | 1      | 1      | 1      | 1      | 1      | —     | —     | —     | 7            | 8         |

        | Физическая культура                      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 20          | 22       |

        | Трудовое обучение                         | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 20          | 58       |

        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

        

         Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании, [М., 1970]; Крупская Н. К., Педагогические сочинения, т. 1—10, М., 1957—61; Луначарский А. В., О народном образовании, М., 1958; Народное образование в СССР. Сб. документов, 1917—1973 гг., М., 1974; Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет, М., 1948; Королев ф. ф., Очерки по истории советской школы и педагогики, 1917—1920, М., 1958; Королёв Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921—1931, М., 1961; Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России 2-й пол. XIX в., 2 изд., М., 1954: Смирнов В. З., Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в., М., 1954; Народное образование в СССР, 1917—1967. Под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967: Прокофьев М. А., Советская общеобразовательная школа на современном этапе, М., 1975; Кондаков М. И., Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса, М., 1974; World survey of education. III. Secondary Education, UNESCO, [P., 1961]; King Е. J., Other schools and ours, N. Y., [1958]: Einheitlichkeit und Differenzierung im Bildungswesen, B., 1971.

         М. И. Кондаков, А. И. Пискунов.

dic.academic.ru

Школьное образование в России — WiKi

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Поскольку с 1 сентября 2013 года дошкольное образование было включено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в структуру общего образования, понятия «школьное образование» и «общее образование» в России с юридической точки зрения перестали быть синонимичными. Полное среднее образование в школе длится 11 классов. Неполное среднее образование длится 9 классов.

Школы в России дают обучающимся общее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас в некоторых школах также бесплатно снабжают учебниками, в других приобретаются родителями.

До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним (начальная школа — 3 года, основная — 5 лет, старшая — 2). Затем в некоторых школах, в порядке эксперимента , был введён 4-летний курс начальной школы, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно, в 1989 году такое «перепрыгивание» было произведено во всех классах. В настоящее время 3-летнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети учатся по 11-летней программе.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:

Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учётом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

Получение образования имеет ограничение учебного времени учащегося, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».

По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым на 1 сентября года поступления исполнилось шесть с половиной лет, то есть дети, которым на 1 марта года поступления исполнилось 6 лет. Однако, по разрешению учредителя, школа может принять в первый класс и детей более раннего возраста. На момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.

Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку (раньше иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).

За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день.

Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.

В 1960-1970-е годы начальная школа была в обязательном порядке 3 года. Потом ещё 5 лет нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера, начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т. д. Потом 2 года: 9 и 10 классы — полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине (иногда по двум и более), за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая и общая химия, основы органической химии, биология, русский язык, литература, история, обществознание, география, иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии, музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) в форме ОГЭ: математика, русский язык и ещё два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно», в 2014—2015 годах сдача ГИА по выбору была необязательна, но начиная с 2016 года, сдача 2-х дополнительных предметов ГИА снова обязательна). По результатам обучения выдаётся документ — аттестат об основном общем образовании — подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях.

Старшие классы

Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России это, чаще всего, последние три года обучения: 9, 10 и 11 классы.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое число новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. Периодически обсуждается идея вернуть в учебный план для старших классов предмет НВП, рассматривавшийся во времена СССР как подготовка к службе в армии (этот предмет обычно вели отставные военные). Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения сдаётся Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Все обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по другим предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль[1], а имеющим одну или две отметки «хорошо» — серебряная[1], и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изученным предметам.

Качество среднего образования в России

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ[2]. Учебник биологии 9 класса вызвал много критики со стороны светского общества из-за клерикального содержания[3].

Нововведения в структуру образования

С 1 января 2015 года согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 № 1559 все школьные учебники в России должны иметь электронную версию[4]. Данное условие стало обязательным для включения в федеральный перечень учебников. Содержание учебника в электронной форме должно соответствовать по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной версии, а также дополнять её мультимедийными и интерактивными элементами. В соответствии с нововведением разработаны электронные учебные пособия, которые содержат гиперссылки на встроенные энциклопедии, более развернутое иллюстрирование с возможностью его прокрутки, кросс-ссылки между разными разделами учебника. В таком учебнике стало возможно использование аудио- и видеоматериалов, графики, которые позволяют учащимся лучше усваивать пройденный материал[5]. С 1 сентября 2015 года в российских школах введено обязательное изучение второго иностранного языка (английского, китайского, …).

См. также

Примечания

В школах всегда существовало изучение второго (иностранного) языка. Это, в основном, английский, немецкий, французский, реже итальянский. В специализированных школах изучали 3-4 иностранных языка. Это английский, французский, латинский.

Библиография

ru-wiki.org

Структура среднего образования

Согласно Конституции РФ, начальное и основное общее образование в школе является обязательным для всех. Основной закон, регулирующий нормы среднего образования — Федеральный закон «Об образовании».

Среднее образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребенка базовые знания и навыки.

Условия обучения

Обучение детей в образовательных учреждениях начинается с возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже восьми лет.

По заявлению родителей школа вправе принять ребенка для обучения в более раннем возрасте.

Полный курс обучения в современной российской школе занимает 11 лет. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — восемнадцать лет.

Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая или в июне. Он делится на четыре четверти с каникулами или на три триместра, разбитых на 5 блоков с недельными каникулами между ними и с летними каникулами.

В конце каждой четверти выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года — годовая оценка. Ученик, который не может пройти аттестацию, может быть оставлен на второй год.

    В школах преподаются предметы четырех групп:
  • гуманитарные предметы,
  • естественнонаучные предметы,
  • точные предметы,
  • предметы по искусству.

Также практически все школы предоставляют ученикам возможность получения дополнительного образования: кружки, спортивные секции.

Уроки длятся 40-45 минут, перемена — 5-20 мин. Для тех учеников, у кого нет возможности отправиться домой, существуют группы продленного дня, где можно остаться после окончания уроков (обеспечивается питание, возможность приготовления уроков).

В России пятибалльная шкала оценок.

Каждая школа обязана иметь свой устав, определяющий права и обязанности учащихся. По решению органа управления за неоднократно совершенные грубые нарушения устава допускается исключение из школьника, достигшего возраста пятнадцати лет. Оно применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и пребывание учащегося в школе оказывает отрицательное влияние на других, мешает нормальной работе.

Обучение в государственных средних школах является бесплатным, однако учебные пособия приобретаются за счет родителей ребенка.

Ступени среднего образования

    Среднее полное образование в России включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
  • I ступень (начальное общее образование) — 4 года,
  • II ступень (основное общее образование) — 5-6 лет,
  • III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

После окончания 9 класса школьник получает аттестат об основном общем образовании. Этот документ дает право продолжить образование в школе либо поступить в среднее профессиональное образовательное учреждение.

После 11 класса выпускник получает аттестат о полном среднем (общем) образовании и право на поступление в учреждения высшего профессионального образования.

edu.glavsprav.ru