Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МДК.02.02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Содержание

Учебная практика:

1.Анализ планирования трудовой деятельности

2.Анализ условий для организации трудовой деятельности дошкольников

3.Наблюдение за организацией и руководством трудовой деятельностью дошкольников в разных возрастных группах

Производственная практика:

1.Планирование трудовой деятельности в группе.

2.Планирование различных видов и форм трудовой деятельности дошкольников на прогулке (возрастная группа по выбору студента) на неделю.

3.Самостоятельная организация и руководство трудовой деятельностью дошкольников.

Учебная практика:

ЗАДАНИЕ 1Анализ планирования трудовой деятельности

Вопросы к анализу

1.Все ли виды детского труда отражены в календарном плане?

2.В какие режимные моменты планируются трудовые процессы ( до завтрака, на прогулке, во 2-ой половине дня)?

3.Какие воспитательные задачи отражаются в плане?

4.Планирование приемов руководства трудовой деятельностью детей?

5.Планирование работы с родителями в данном направлении?

6.В системе ли планируется организация и руководство трудовой деятельностью детей?

7.Выводы, рекомендации.

 

ЗАДАНИЕ 2 Анализ условий для организации трудовой деятельности дошкольников

Вопросы к анализу

1.Достаточно ли оборудования для организации трудовой деятельности детей?

2. Соответствует оборудование педагогическим, гигиеническим, эстетическим требованиям, требованиям безопасности?

3.Рациональное размещение оборудования и его хранение?

4.Выводы, рекомендации.

ЗАДАНИЕ 3 Наблюдение за организацией и руководством трудовой деятельностью дошкольников в разных возрастных группах

Вопросы к анализу

1.В какие виды и формы труда включаются дети?

2.Какие приемы использует воспитатель при формировании трудовых умений и

навыков?

3.Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности детей?

4.Какие личностные качества формируются у детей?

5.Осуществление воспитательных задач в процессе трудовой деятельности детей

(формирование устойчивого интереса к труду, прочных трудовых навыков,

умения договариваться в совместной деятельности, доводить дело до конца и

т.д.)?

6.Каковы результаты труда, как воспитатель оценивает участие детей в трудовой

деятельности?

7.Выводы, рекомендации.

 

Производственная практика:

ЗАДАНИЕ 1 Планирование трудовой деятельности.

 

При планировании руководства трудовой деятельностью в разных возрастных группах можете включить детей в следующие виды труда и формы организации трудовой деятельности:



II – ая младшая группа – самообслуживание, труд рядом;

– средняя группа, старшая группы – хозяйственно-бытовой труд (труд рядом, общий труд), труд в природе;

– подготовительная группа – хозяйственно-бытовой труд ( совместный труд), ручной труд, труд в природе.

Конспект составить в таблице:

 

Образец оформления конспекта проведения трудовой деятельности с дошкольниками.

Конспект проведения трудовой деятельности в …… группе.

 

Вид труда Программные задачи Методические приемы Оборудование
       

 

Задание2 Планирование различных видов и форм трудовой деятельности дошкольников на прогулке (возрастная группа по выбору студента) на неделю.

При планировании трудовой деятельности на прогулке отразить цель трудовой деятельности, содержание работы, количество детей, форму организации, оценку деятельности детей.

Например.

Во время прогулки организовать коллективный труд по уборке веранды от песка и листьев.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правильных приёмах по уборке территории группового участка. Совершенствовать трудовые навыки по работе с граблями. Совершенствовать трудовые навыки по работе с лопаткой. В конце работы поблагодарю детей за активное участие в уборке, за оказанную помощь.

ЗАДАНИЕ 3 Самостоятельная организация и руководство трудовой деятельностью дошкольников.

 

1.Организация обстановки для коллективного труда.

– удобно расставить столы и подобрать и расположить оборудование, необходимое для труда в

соответствии с силами и возможностями детей;

2. В процессе руководства соблюдать гигиенические условия:

– рабочее место должно быть хорошо освещено;

– следить, чтобы дети во время труда сохраняли правильную позу;

– поддерживать порядок и чисто­ту

3.Перед началом дать четкие объяснения и указания к работе.



4. В процессе труда активно руководить детьми, использовать разнообразные методы и приемы.

5. В конце подвести итог, дать оценку работе детей, их взаимоотношениям, умению работать в коллективе и т.д.

 

cyberpedia.su

«Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста»

«Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста»

Анализ программного содержания трудовой деятельности в группе ДОУ

Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Цель всей системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

В детском саду дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд.

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, одевание, снимание и надевание одежды в определенном порядке, расстегивание и застегиванием пуговиц, складывание одежды. В самообслуживании перед ребенком становится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы совместной деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно идти заниматься. Обслуживая себя. Ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания и еды.

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию, огромное значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкого к нему бытовому труду. Одна из форм организации самообслуживания старших дошкольников – включение их в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Так, семилетки помогают малышам овладевать некоторыми правилами самообслуживания. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувства ответственности, дают возможность ребятам ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.

Хозяйственно – бытовой труд осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Воспитатель, опираясь на большое стремление малышей к активности, самостоятельной деятельности, на их желание подрожать взрослым.

Задача воспитателя – подде

infourok.ru

МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

МДК 02.02 “Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников” относится к профессиональному модулю «Организация различных видов деятельности и общения детей» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) по специальности 050144 Дошкольное образование и соответствующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых норм
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

dist.avpu.ru

Тест по МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»

Тест

по МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей

по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Преподаватель: Темерева Л.П.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей включающих 15 заданий.

Часть А включает 9 заданий. К каждому заданию приводятся варианты ответов. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл. Максимальное число баллов этой части – 9.

Часть В содержит 4 задания более сложного уровня. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в ответе содержится 1 ошибка, то выставляется один балл, за неверный ответ или ответ, содержащий 2 или более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальное число баллов этой части – 8.

Часть С содержат 4 задания со свободным ответом. За верное выполнение заданий выставляется по 4 балла. Максимальное количество баллов за эту часть – 8.

Максимальное количество баллов за всю работу – 29 баллов

Перевод баллов в оценку:

80 % правильных ответов – «отлично» (2923баллов)

70 % правильных ответов – «хорошо» (22-20 баллов)

50 % правильных ответов – «удовлетворительно» (19-15 баллов)

менее 50 % правильных ответов – «неудовлетворительно».

Часть А

Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов ответов выберите правильный ответ.

1. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание трудового воспитания дошкольников раскрыто в образовательной области

А. «Познавательное развитие»

Б. «Социально-коммуникативное развитие»

В. «Физическое развитие»

Г. «Труд»

Д. «Социально-личностное развитие».

Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов ответов выберите правильные ответы.

2. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

А. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

Б. Формирование профессиональных умений и навыков и их дальнейшее совершенствование.

В. Воспитание у детей положительных личностных качеств: самостоятельности, инициативности, целеустремленности, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Г. Стимулирование переживания ребенком радости труда на всех этапах трудового процесса.

Д. Формирование навыков организации своей и общей работы.

Ж. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный.

3. Назовите автора данного определения:

«Позиция субъекта детского труда проявляется в способности к самостоятельному целеполаганию и мотивации труда, умении оперировать освоенными способами осуществления простейших трудовых процессов. Самостоятельно контролировать и оценивать результаты своего труда»

А. Г.Н. Година

Б. А.С. Макаренко

В. М.В. Крулехт

Г. В.Г. Нечаева

Д.С.А. Козлова

4. Социально-значимые мотивы в простейшей форме заметное место начинают занимать у детей в возрасте:

А. 2-3 года

Б. 3-4 года

В. 4-5 лет

Г. 5-6 лет

Д. 6-7 лет.

5. В зависимости от количества участников детский самостоятельный труд может быть:

А. индивидуальным, творческим, коллективным

Б. Индивидуальным и коллективным

В. Индивидуальным, исполнительским, коллективным

Г. Индивидуальным, репродуктивным, коллективным.

Инструкция для студентов: Найди неправильный ответ.

6. Специфика детского труда:

А. Дошкольник не может производить общественно значимых материальных ценностей.

Б. Труд тесно связан с игрой.

В. В процессе труда дети приобретают профессиональные умения.

Г. Ситуативный, необязательный характер труда.

Д. Компоненты трудовой деятельности находятся в стадии развития.

7. Поручение как форма организации труда имеет ряд особенностей:

А. В значительной степени это кратковременный, эпизодический труд

Б. Они всегда идут от ребенка

В. В них заключена четкая направленность на получение результата

Г. Конкретно определена задача

Д. Представляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми

8. На начальных ступенях овладения орудийными действиями дошкольник испытывает большие трудности. К ним относятся следующие:

А. Внимание ребенка направлено на результат действия, а не на способ его выполнения;

Б. Отсутствие или несовершенство зрительно-кинестетического контроля за совершаемыми действиями;

В. Дети не умеют сравнивать и отличать особенности движений, отличать правильное от неправильного;

Г. Орудийные операции устраиваются при помощи взрослых;

Д. Ребенок обеспечивает нужное перемещение инструмента;

9. В ряду ведущих характеристик дошкольника как субъекта трудовой деятельности выступают:

А. Компетентность

Б. Произвольность

В. Самооценка

Г. Креативность

Д. Исполнительность.

Часть В

Инструкция для студентов: установите соответствие.

1. Установите соответствие между названием вида труда и его характеристикой.

А. Ручной труд

Б. Самообслуживающий труд

В. Труд в природе

Г. Хозяйственно-бытовой труд

1. Обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

2. Направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

3. Имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными.

4. Связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т. д.

2. Установите соответствие между формой организации труда и ее характеристикой.

А. Дежурства

Б. Совместный труд

В. Коллективный труд

Г. Трудовое поручение

Д. Общий труд

1. Возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.

2. Такая форма организации труда детей, в которой дети всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

3. Дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;

4. Каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

5. Трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы, предполагающая активное участие детей на всех этапах организации труда.

3. Сопоставьте принципы трудового воспитания дошкольников и их характеристику.
А. Принцип гуманности
Б. Принцип ненасилия
В. Принцип целостности
Г Принцип субъектности
1. Добровольность участия детей в труде на основе педагогического стимулирования;
2. Расширение потребностно-мотивационной сферы, реализация актуальных потребностей и интересов, учет индивидуальных, половых различий в процессе трудовой деятельности.
3. Активное участите дошкольников на всех этапах трудовой деятельности;
4. Рассмотрение личности дошкольника в единстве индивидуальных особенностей, личностных качеств, субъектной позиции.

4. Вставить пропущенное слово

Трудовое поручение-это возложение на ребенка определенного…………….., связанного как с самообслуживанием, так и действиями для коллектива.

Часть С

1. Назовите технологии приобщения дошкольников к труду.

2. Впишите особенности развития компонентов трудовой деятельности на разных этапах ее развития.

Формирование навыков

Постановка цели

Мотивы деятельности

Планирование

Отношение к результату

Самостоятельность

3. Охарактеризуйте содержание деятельности педагога и детей в трудовой деятельности в младшем дошкольном возрасте, осуществляемой в игровой технологии

4. Охарактеризуйте содержание деятельности педагога и детей в трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте, осуществляемой в технологии совместного творческого воспитания

Организационный этап

Мотивационно-целевой этап

Планирование деятельности

Реализация деятельности

Подведение итога деятельности

infourok.ru

Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Введение

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память, развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.

Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.

Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.

Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых лично-стных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы – умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты.

К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение работать согласованно.

Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе осуществляются одновременно.

  1. Понятие, компоненты трудовой деятельности, своеобразие трудовой деятельности детей

Трудова деятельность дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Проблеме развития предпосылок трудовой деятельности в дошкольном возрасте и ее воспитательных возможностей уделяли большое внимание Я. 3. Неверович и В. Г. Нечаева. [1]

В. Г. Нечаева [1;2] начинает обсуждение процесса становления предпосылок трудовой деятельности с момента перехода ребенка раннего возраста от процессуальных действий манипулятивного характера к целесообразным предметным действиям на основе подражания взрослым (в возрасте двух лет). E.H. Герасимова вводит понятие “цепочка последовательных действий”, совершаемых ребенком раннего возраста, из которых складывается трудовой процесс. В возрасте 4 – 5 лет ребенок овладевает этим целостным трудовым процессом

Я. 3. Неверович придает большое значение овладению ребенком орудиями труда, что позволяет добиваться “целесообразных изменений предмета деятельности”, то есть получения продукта. В процессе деятельности дошкольник овладевает не только трудовыми действиями, но и способами и порядком их выполнения, что оказывает влияние на развитие уверенности в своих силах, желания самостоятельно выполнить какие-либо трудовые операции. Ребенок учится ставить цель и осуществлять контроль за своими действиями.

В. Г. Нечаева подчеркивает, что умение ставить перед собой цель возникает у детей в среднем дошкольном возрасте, чему способствуют возникающие в повседневной жизни разные ситуации, чаще всего связанные с уборкой игрушек и пособий, п

infourok.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

М.А. Мордасова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
(МДК 02.02 ПМ 02)

Для студентов специальности
44.02.01 Дошкольное образование
Мордасова М.А. Методические рекомендации по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников» ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей. Методическое обеспечение образовательного процесса 44.02.01 Дошкольное образование. – Муравленко: Муравленковский многопрофильный колледж, 2015. – 20 с.

Методические рекомендации рассмотрены, утверждены и рекомендованы к использованию на заседании предметной (цикловой) комиссии дошкольного образования. Протокол № 06 от 10.02.2015 г.

Автор-составитель:
Мордасова Марина Александровна преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»

Внутренний эксперт:
Каюмова Эльмира Ришатовна, старший методист Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж», кандидат филологических наук 
Внешний эксперт:
Ляховская Валентина Ивановна, воспитатель высшей категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок» г. Муравленко

Методические рекомендации для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ЯНАО «ММК» по специальности 44.02.01Дошкольное образование в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Методические рекомендации по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения и включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задания для самостоятельных работ студентов, рекомендации по их выполнению.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уважаемый студент!

Методические рекомендации по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности» ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного образования 44.02.01 Дошкольное образование созданы для закреплени

educontest.net

«Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста»

«Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста»

Анализ программного содержания трудовой деятельности в группе ДОУ

Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Цель всей системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

В детском саду дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд.

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, одевание, снимание и надевание одежды в определенном порядке, расстегивание и застегиванием пуговиц, складывание одежды. В самообслуживании перед ребенком становится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы совместной деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно идти заниматься. Обслуживая себя. Ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания и еды.

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию, огромное значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкого к нему бытовому труду. Одна из форм организации самообслуживания старших дошкольников – включение их в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Так, семилетки помогают малышам овладевать некоторыми правилами самообслуживания. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувства ответственности, дают возможность ребятам ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.

Хозяйственно – бытовой труд осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Воспитатель, опираясь на большое стремление малышей к активности, самостоятельной деятельности, на их желание подрожать взрослым.

Задача воспитателя – подде

infourok.ru