Убеждение и внушение в педагогическом процессе – 30. Убеждение и внушение в педагогическом процессе (Шварц и.Е.)

30. Убеждение и внушение в педагогическом процессе (Шварц и.Е.)

Убеждение – это способ педагогического воздействия, при кот педагог обращается к сознанию, к чувствам и опыту детей с целью формирования у них осознанного отношения к окружающей действительности. Цель у: научить ученика мыслить и действовать, разбираться в совершенных ошибках. Методы убеждающего воздействия: расскахз, разъяснение, док-во, беседа, лекция, пример. Содержание и форма У должны соответствовать уровню развития, учитывать индивид особ-ти человека, У д/б тактичным и максимально доказательным, оно должно содержать конкретные факты и выводы. Внушение – это одно из средств взаимовлияния людей в их общении и деятельности. В. Оказывает влияние на внутреннее состояние человека незаметно. Пед. Внушение – это целенаправленное воздействие педагога, адресованное к неосозноваемой сфере психики воспитуемого, т.е. при пониженной критичности его сознания и пораждающее его стремление активно совершенствовать свои морально-волевые качества.

Механизмы В.: 1)в бодрствующем состоянии 2)состояние релаксации 3)гипноз 3)состояние естественного сна. Виды внушения: 1) Непреднамеренное. Это влияние всей окр обстановки на эмоциональную сферу человека, протекает непроизвольно. Влияние могут оказать цвет стен, тон разговора. 2)Преднамеренное 3)Положительное 4)отрицательное по способу воздействия: 5)прямое (приказ, повеление, указание, запрещение, распоряжение) 6)косвенное(рассказ, описания случая, намек, косвенное одобрение, осуждение, шутка). Общее в У. и В.: инструмент воздействия –слово. Преодоление психических барьеров. Различия: Убеждение обращено к сознанию, цель-формировать мировоззрение, внушение обращено к неосознанному, цель-повлиять на эмоц состояние и сформировать установку на моральное поведение.

33. Предмет и основные категории дидактики. Актуальные проблемы современной дидактики и школы.

Дидактика (от греч. didaktikos — обучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Предмет Д-это закономерности и принципы обучения, его цели, содержания образования, методы, формы и ср-ва обучения. Общая Д отвечает на ?: чему и как обучать уч-ся по всем предметам и на всех уровнях, предметная Д(частные) исследуют обучения по отдельным предметам или по уровню образования(Д.высшей школы). Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний. Учение — процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные.
Обучение
— совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их qnrpsdmhweqrbn, направленное на достижение поставленной цели. Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Знания — отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом. Умения — это применение знании на практике. Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель (учебная, образовательная)—то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Метод- путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство
— предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование. Для поддержки учебного процесса используются разнообразные технические средства. Результаты (продукты обучения) — то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Задачи Д: 1)описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации. 2)разрабатывать более совершенную организацию ПО, новые обуч системы и технологии. 3)Разрабатывать пути гуманизации и дифференциации уч. Процесса. Современная дидактика стремится к разумному рационализму. Ее кредо и главная цель — выводить учащихся на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил, средств. Многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: сознательности и активности, прочности, наглядности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой.

34. Содержание образования в современной школе. Проблемы содержания образования на современном этапе. Характеристика учебных планов (оазисный учебный план), программ, учебников современной общеобразовательной школы. Единство требований к содержанию образования во всех типах средних учебных заведений нашей страны (Государственный стандарт).

Содержание образования (обучения, учебного процесса) — конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколения. Под содержанием понимается четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит знания об окружающем мире, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учащихся. Категория содержания образования отображает социальный опыт, в котором выделяются известные людям знания о природе, человеке, обществе; приобретенные знания о человеческих умениях выполнения известных способов деятельности; опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом; опыт общественных и межличностных отношений; опыт познания мира и человека в нем; оценочные суждения о жизни, природе, окружающем мире и т. д. Иногда социальный опыт человечества называют общечеловеческой культурой. С накоплением социального опыта и увеличением количества учебных предметов началась дифференциация (раздробление) неразрывного в своей основе опыта, выделение новых его частей — предметов. Но теперь уже ясно, что дальнейшая дифференциация и увеличение количества учебных предметов — тупик, из которого нет выхода. Мировая педагогика возвратилась к интеграции (объединению) учебных предметов вокруг общих стержневых идей. Этот принцип взят в основу перестройки содержания обучения и в российской школе — уже не отдельные предметы, а предметные области становятся основной единицей социального опыта. Свою руководящую роль государство реализует через создание и внедрение

Государственного стандарта образования.
Государственный стандарт общего среднего образования определяется как требования, которые предъявляет государство к уровню образования выпускников школ, и гарантии государства по его достижению. Соблюдение Государственного стандарта обязательно для всех учебных заведений страны независимо от подчинения, типов и форм собственности. В образовательном стандарте выделяются два компонента — инвариантное (неизменное) ядро образования, которое пересматривается и изменяется сравнительно редко, и вариативная часть — для быстрого реагирования на запросы общества. Эта часть систематически обновляется и пересматривается. Структура стандарта: типовой (базисный) учебный план общеобразовательных учебных заведений, общая характеристика инвариантной и вариативной составляющих содержания, государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Базисный учебный план дает целостное представление о содержательном наполнении и соотношении образовательных областей знаний по годам обучения b средней школе и его общей структуре. Государственный компонент составляет инвариантную часть базисного плана, а региональный (школьный) компонент — часть вариативную. Устанавливается распределение часов на образовательные области, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору и факультативы. Содержание учебного процесса регламентируется
учебными планами
, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах). Учебный план — это сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п. В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, победившая концепция формирования содержания. Он разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору). В большинстве стран учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами просвещения.

Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны.

Два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи — повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.

studfiles.net

Технология убеждения и внушения в образовательном процессе

Технология убеждения и внушения в образовательном процессе

  1. Понятие «убеждение». Формы и правила убеждения.

  2. Внушение как психологическое воздействие.

Убеждение —это процесс интеллектуального сопереживания совместной мыслительной деятельности (А. С. Маслов).

Оно построено таким образом, чтобы через логическое обоснование добиться согласия от человека, поэтому убеждение — это прежде всего интеллектуальное воздействие.

Убедить — это не просто добиться согласия с определенной точкой зрения, главное, чтобы человек сделал то, что ему предлагают, по собственной воле.

Факторы, влияющие на повышение эффективности понимания

— язык, на котором говорят субъекты взаимодействия: форма обращения, эмоциональная окраска голоса, употребление профессиональной терминологии. Если употребляется специальный малознакомый термин, то его следует тут же расшифровать, давая пояснения относительно сущности сказанного;

— логика и последовательность изложения мысли, так как перескакивание с одной мысли на другую, ее незавершенность или слишком пространные примеры отнюдь не способствуют пониманию;

—привлечение внимания аудитории. Например, в случае утомления и отключения внимания во время лекции можно использовать психогимнастические упражнения, гимнастику для глаз, приемы музыкальной психотерапии, рисование, а также изменение интонационной выразительности речи преподавателя;

Факторы, влияющие на повышение эффективности понимания

— установка на восприятие сказанного. Реально для этого использовать содержательную установку, которая формирует направленность на тему, поэтому принимается и понимается любая информация обозначенной темы;

– усиление процесса понимания учебной информации приемом «от противного». Преподаватель намеренно создает или предлагает студентам вообразить необычную ситуацию с подтекстом: «А что, если это выглядит иначе. Представьте себе, что это выглядит иначе». Цель приема — уйти от так называемого эффекта узнавания, разрушить поверхностные или неправильные представления студентов о проблеме, затронутой в лекции;

– понимание становится результативным благодаря причинно-следственному рассуждению с включением в него аудитории. Известные факты, истины, посылы, принятые всеми, группируются в такие связи и отношения, которые помогают слушателям принять новые истины и сделать новые заключения. Таким образом, каждая предыдущая мысль становится обоснованием последующей, ход мыслей преподавателя разделяется как бы на две части: на данное, т. е. известные факты, и новое, т. е. то, что вытекает из них.

Убеждения человека складываются из 3-х компонентов:

Знание – чувства – поведение

Здесь реализуется формула:

Понято – пережито – принято – сделано

Формы убеждений:

– Дискуссии

– Беседы

– Рассказ

– Личный пример

Правила предъявления требования:

Содержание и форма убеждения должны отвечать возрастным особенностям воспитанников.

– Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитанника (знать истинную жизненную позицию).

– Убеждение должно содержать обобщенные положения (принципы и и правила) и конкретные факты, примеры.

– При убеждении надо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам.

– Убеждая других, педагог должен глубоко верить в то, что сообщает.

(А.Г.Ковалев «Психология личности»)

Логика убеждения: Тезис – аргумент – иллюстрация

Внушениеэто психологическое воздействие, воспринимаемое субъектом без должного контроля сознания, но приобретающее существенное значение для его представлений, установок, мотивов и актов деятельности.

Внушаемость это:

– степень восприимчивости к внушению, определяемая готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.

– Нормальное свойство психики.

Зависит от возраста, пола, уровня интеллекта, состояния здоровья, авторитета внушающего.

Что усиливает внушающее воздействие?

– Конкретность выразительных средств

(конкретный смысл > абстрактный смысл)

– Мягкость и сила голоса одновременно (эффект неожиданности)

– Музыка (особенно ритмичная)

infourok.ru

44. Внушение как метод педагогического воздействия. Технология внушения.

Внушениепсихологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.

Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого (суггеренда) вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма [3].

В.Н. Куликов рассматривает следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное, положительное и отрицательное, прямое и косвенное.

Суггестор (в данном случае в его роли выступает педагог) преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает, точно зная, что он хочет внушить. При непреднамеренном внушении педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок. Такое внушение нередко имеет место в деятельности педагогов, родителей и приводит далеко не к тем результатам, которые они перед собой ставят. Приведем примеры. Опасение за здоровье ребенка звучит в репликах: «Отойди от форточки, простудишься!» (внушается физическая слабость, нездоровье, ребенок и в самом деле может заболеть). Нередко педагог, упрекая ребенка в лени, упрямстве или недогадливости, внушает ему эти качества. Замечено, что результат непреднамеренного внушения тем сильнее, чем выше у ребенка предрасположенность к тому, что внушается [3].

Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания. По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение. Прямое внушение – внушение, при котором суггестор дает свои распоряжения прямо, открыто. Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается («Я думаю, ты теперь всегда будешь прилежно готовить уроки»), В школьной практике используются две разновидности прямого внушения: команда, приказ и внушающее наставление [6]. Приказы применяются в ситуациях, требующих безоговорочного принятия и исполнения: «Встаньте!», «Уберите учебники со стола!». Такие фразы произносятся тоном, не допускающим возражения.

Внушающие наставления применяются в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, которые произносит педагог, вводя установку в психику ученика: «Я могу и хочу хорошо учиться!». Как показывают результаты экспериментов, внушающее наставление способно изменить отношение школьников, дать первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличию.

При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого (суггеренда). В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение. Оно считается более эффективным, чем прямое внушение. Разновидности косвенного внушения: внушение через запрет, внушение через противопоставление и внушение доверием.

Суть внушения через запрет состоит в том, что воспитаннику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого.

Существует несколько методов внушения. Как правило все они используются для укрепления здоровья и настроя на позитив человека или группы людей, которые являются объектом внушения.

studfiles.net

Внушение как способ педагогического воздействия – Курсовая работа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1 Внушение как фактор взаимовлияния людей в процессе общения и деятельности
2 Внушение в теории и практике педагогики
3 Педагогика самовнушения
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Осуществляя задачу всестороннего развития личности, педагогика разрабатывает многообразные средства, способствующие оптимизации учебно-воспитательного процесса. В исследованиях вопросов теории и практики воспитания педагогика широко использует достижения смежных наук, раскрывающих закономерности психической жизни человека. Среди многоплановых научных поисков, посвященных способам и видам влияния на психическую сферу человека, значительное место занимает проблема внушения.
Под педагогическим внушением мы понимаем такое словесное воздействие педагога, которое воспринимается учениками без должного контроля сознания (безотчетное, некритическое восприятие), но вместе с тем оказывает существенное влияние на их представления, установки, мотивы и акты деятельности.
Внушающее воздействие может быть воспринято учащимися с различной степенью осознанности. Не всегда внушение воспринимается совершенно бесконтрольно со стороны сознания, но в целом для внушения характерно притупление самоотчета, снижение критичности сознания. В отличие от убеждения, которое является аргументированным средством воздействия, педагогическое внушение проводится при сниженном уровне аргументации.
Внушаемость — нормальное свойство высшей нервной деятельности, в разной степени присущее всем людям. Суггестивность зависит от возраста, пола, интеллекта, состояния здоровья и других факторов. Она может колебаться в зависимости от вида внушений и авторитетности того лица, которое проводит внушение. Внушаемость как проявление индивидуальности не безусловна, а условна; не стабильна, а динамична.
Цель – изучить внушение как способ педагогического воздействия.
Задачи:
— рассмотреть внушение как фактор взаимовлияния людей в процессе общения и деятельности;
— раскрыть сущность внушения в теории и практике педагогики;
— рассмотреть педагогику самовнушения.
Внушение как средство педагогического воздействия — сложный комплекс взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. В системе воспитания эта деятельность протекает в конкретном детском коллективе, характер общественного мнения которого и позиция ученика в своей группе имеют существенное значение для реализации целей воспитания. Поэтому внушающее воздействие изучается в связи со всеми методами воспитания и организацией жизни школьника.

1 ВНУШЕНИЕ КАК ФАКТОР ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ЛЮДЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время педагогическая теория не дает ответа на вопросы о взаимосвязи внушения и убеждения в учебно-воспитательном процессе, о влиянии непроизвольного внушения на психическое состояние школьников. Совершенно не раскрыты педагогическая сущность различных видов суггестивного воздействия, условия применения самовнушения в процессе самовоспитания и другие вопросы.
Вместе с тем многие исследования наших дней, посвященные актуальным вопросам воспитания, способствуют постановке и научному анализу проблемы использования внушения в педагогическом процессе. Труды советских педагогов (А.М. Арсеньева, Н.И. Болдырева, В.Е. Гмурмана, Н.К. Гончарова, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Т.Е. Конниковой, Ф.Ф. Королева, В.М. Коротова, Н.В. Кузьминой, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзона, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина, Ю.В. Шарова, Г.И. Щуки-ной, А.Г. Хрипковой и других) позволяют осветить вопросы внушающего воздействия с позиций современных достижений педагогической науки.
Психолого-педагогическая наука, не переоценивая роли неосознаваемых воздействий, утверждает реальность влияния суггестивных факторов на психику человека. Особенно значима роль внушения в системе воспитания подрастающего поколения, так как дети, в силу своих возрастных особенностей, чрезвычайно внушаемы.
Цель воспитания — формирование активной личности. Основные пути формирования такой личности состоят в воздействии на школьника методом убеждения и организации его собственной практической деятельности. Однако во многих ситуациях, как показывает опыт, целесообразным средством педагогического воздействия является внушение.
Исторически сложилось так, что внушение долгое время рассматривалось, а нередко и использовалось, как средство подавления личности. Современная диалектико-материалистическая трактовка внушения, которой мы придерживаемся, состоит в том, что при правильном учете взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики внушение становится эффективным средством развития активности внутренних сил школьника.
Внушение как средство педагогического воздействия — сложный комплекс взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. В системе воспитания эта деятельность протекает в конкретном детском коллективе, характер общественного мнения которого и позиция ученика в своей группе имеют существенное значение для реализации целей воспитания. Поэтому внушающее воздействие изучается в связи со всеми методами воспитания и организацией жизни школьника.
В процессе общения люди активно взаимодействуют. Они не только убеждают, но и навязывают друг другу свое мнение, внушают свои позиции и настроения.
Со стороны того, кто оказывает внушающее влияние, внушение может осуществляться как намеренно, так и ненамеренно. Человеком, испытывающим внушение, оно воспринимается по-разному. Обычно внушение воспринимается незаметно, но иногда оно происходит более или менее осознанно. Проникнув в психику человека при сниженном уровне критики, внушение реализуется в его жизнедеятельности в виде поступков, стремлений, мотивов и установок. Внушение стимулирует сознание человека, но сам человек к содержанию внушаемого не проявляет ни критического, ни аффективного отношения.
В истории науки выделяются различные подходы к оценке роли внуше-ния в социальной жизни (Дюбуа, Молль, Гиршлафф, Бернгейм и др.). Значи-тельный вклад в изучение роли внушения в общественной жизни внес В. М. Бехтерев. Он описал факты массовых иллюзий и галлюцинаций, эпидемии колдовства, паники среди людей, влияние внушения в общественных группах и другие подобные явления.
В работах советских ученых последних лет (Е.А. Бакеев, Ф.В. Бассин, И.Т. Бжалава, А.Г. Ковалев, В.Н. Куликов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.Ф. Поршнев, В.Е. Рожнов, В.Ф. Сафин, В.А. Часов, Ю.А. Шерковин, В.М. Якушев и др.) вскрыты особенности действия внушения в социалистическом обществе.
Особенность убеждения состоит в аргументации доказываемых положений. Убеждая, стремятся с помощью логического обоснования добиться понимания, осмысления, согласия с излагаемой точкой зрения. Внушение, в отличие, от убеждения, непосредственно прививает чувствования, установки, не требуя доказательств и аргументации.
В социалистическом обществе убеждение, являясь основным способом направленного влияния на психологию и поведение людей, ограничивает сферу внушающего воздействия. Убеждение и внушение в процессе общения часто действуют не изолированно, а в тесной связи, естественно и непроизвольно дополняя друг друга.
Анализ взаимосвязи внушения с другими компонентами социального общения также свидетельствует, что ни один из видов психического взаимовлияния не проявляется совершенно обособленно. Однако в зависимости от возраста, воспитания и условий жизни тот или иной фактор может в большей или меньшей степени обусловливать психическое состояние и поведение человека.
Изучая сущность внушения как фактора взаимовлияния в процессе общения, ученые особое внимание уделяли исследованию феномена внушения в аспекте его целенаправленного использования для решения практических задач в различных сферах общественной жизни и деятельности людей.
Первые шаги научного объяснения природы суггестии и практического использования этого феномена в лечебных целях сделала медицина. В начале XX века явления внушаемости и внушения стали объектом исследования не только психотерапевтов, но и психологов. А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, В.М. Бехтерев изучают внушаемость как феномен, присущий психике человека, который находится не в гипнотическом, а в бодрствующем состоянии.
В настоящее время теория и практика внушения завоевывает все новые и новые позиции. Во всех сферах деятельности и общения — медицине, искусстве, военном деле, психологии труда, спорте, социальной психологии, где необходимо оказать мощное воздействие на психику человека — прибегают к внушению и самовнушению.
Основные физиологические механизмы суггестии открыл И.П. Павлов. Сущность внушения и самовнушения на физиологическом уровне заключается в том, что «это есть концентрированное раздражение определенного пункта или района больших полушарий в форме определенного раздражителя, ощущения или следа его — представления, то вызванное эмоцией, то есть раздражителем из подкорки, то произведенное экстренно извне, то произведенное посредством внутренних связей, ассоциаций, — раздражение, получившее преобладающее, незаконное и неодолимое значение».
Внушение существует и действует в силу снижения тонуса коры больших полушарий и расчлененности корковой деятельности. На психологическом уровне это приводит к тому, что человек, выполняя какое-либо требование, исходящее от другого лица, не отдает себе отчета в подчинении, считая свои действия результатом самостоятельно принятых решений.
Современные исследования (И.Т. Бжалава, Ф.В. Бассин и др.) связывают вопросы природы суггестивности с проблемой неосознаваемых форм психики, а внушение рассматривается ими как механизм действия установки.
Характеристика внушения как воздействия, воспринимаемого безотчетно или в условиях снижения критики, выдвигает вопрос о сущности бессознательного и характере взаимосвязи осознаваемой и неосознаваемой сфер психики.
Теория неосознаваемых форм психической активности, развиваемая учеными, убедительно показывает несостоятельность фрейдистского понимания бессознательного.
Согласно концепции З. Фрейда, источником жизнедеятельности челове-ческой личности и общества являются бессознательные влечения, носящие иррациональный, непознаваемый характер. Влечения эти представляют собой наследственно закрепленные неизменяемые инстинкты. Они заполняют область бессознательного и являются главным источником человеческого поведения. Все другие побуждения, в том числе нравственные чувства и стремления, являются лишь модификацией влечений. Неосознаваемое играет ведущую роль в поведении человека. Сознанию в поведении З. Фрейд отводит только сопутствующую роль. Субъективистская психология З. Фрейда подразделяет человеческую психику на сознательную и бессознательную сферы, представляющие собой самостоятельные сущности, которым свойственны функции «вытеснения», «сгущения», «смещения». Под бессознательной психикой подразумевается психика, существующая независимо от сознания.
Критикуя ошибочные положения психологической теории З. Фрейда и реакционный характер философской доктрины фрейдизма, нельзя проходить мимо реально существующей проблемы бессознательного.
Развиваемая учеными теория неосознаваемых форм психической активности свидетельствует, что между бессознательным и сознательным нет пропасти. Неосознаваемые состояния легко и свободно переходят в осознаваемые, и, наоборот, в сознательных актах поведения немало элементов автоматических действий, которые выполняются механически, без контроля сознания. Взаимодействие сознательного и бессознательного характеризуется как антагонизмом, так и сотрудничеством (синергией). Причем преобладающим типом взаимосвязи является синергия. В процессе реализации внушенных состояний компоненты сознательного и неосознаваемого находятся в тесной взаимосвязи.
Диалектико-материалистическая концепция взаимосвязи осознаваемого и неосознаваемого дает возможность по-новому подойти к роли внушения в теории и практике педагогики. Подчеркивая незыблемость принципа сознательности обучения и воспитания, мы обращаем внимание на важность неупрощенного понимания сознания только как единственной сферы психики. Неосознаваемые формы психики — реальные явления, они оказывают влияние на настроение и поведение человека. Учитывая постоянное сотрудничество осознаваемого и неосознаваемого, можно наиболее полно реализовать принцип сознательности в учебно-воспитательной практике.
Характеристика сложной диалектики взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых форм психической активности служит основой для рассмотрения механизма, регулирующего поведение человека в тех случаях, когда воздействие воспринято путем внушения.
Регулирующая система обязана из всей суммы поступающих воздействий принять наиболее значимое в данный момент и в соответствии с характером предпочтительного сигнала избрать одну из возможных ответных реакций организма. В окончательном оформлении ответных реакций принимает участие «переменное состояние целого организма». Это состояние всего организма принято называть установкой.
Д.Н. Узнадзе и его ученики рассматривают установку как специфический временный регулятор поведения, создаваемый в ситуациях, связанных с необходимостью активной деятельности. Установка — это не только предрасположение организма к определенной деятельности, но и способность регулировать динамику каждого поведенческого акта.
Установка — внутренняя форма поведения; она возникает при наличии определенной потребности и под воздействием объективной среды. Прежде чем совершается определенный акт деятельности, организм весь, в целом, должен прийти в состояние готовности. Установка регулирует сознательные и неосознаваемые отношения психического состояния.
Таким образом, внушение, создавая установку индивида, формирует потребность, отношение личности к совершению определенного действия. Основные положения теории установки, раскрывая связь осознаваемых и неосознаваемых форм психики, наиболее полно характеризуют механизм внушения. Естественно-научные основы механизма внушения показывают универсальность этого явления и открывают перспективы управления суггестией в педагогических целях.

2 ВНУШЕНИЕ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИКИ

Анализ взглядов на роль внушения в педагогическом процессе зарубежных исследователей (Гюйо, Берильон, Бернгейм и др.) и отечественных авторов (Л.Н. Толстой, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, С.В. Кравков, А.С. Макаренко и др.) свидетельствует о том, что в конце XIX в. и в первой половине XX в. не была выработана общая оценка возможности применения внушения в педагогических целях. Вместе с тем, рассматривая данную проблему в историческом аспекте, можно убедиться, что серьезных аргументов, препятствующих изучению воспитательных возможностей внушения, не выдвигалось. Прогрессивным ученым прошлого была чужда универсализация одного какого-либо воспитательного средства. Разрабатывая методику педагогического воздействия, они в систему воспитания включали и внушение как целенаправленное средство, имеющее свою специфику и технику применения.
В последние годы, как за рубежом, так и у нас в стране издано немало работ, в которых рассматриваются отдельные вопросы применения внушения в учебной и воспитательной практике.
Классифицируя внушение, встречающееся в педагогическом процессе, мы, прежде всего, различаем сопутствующее внушение и внушение, применяемое как целенаправленное средство педагогического воздействия.
Сопутствующее внушение — своеобразное влияние на психику ребенка, встречающееся в любом педагогическом акте. Это — непреднамеренное влияние всей окружающей обстановки на впечатлительность и эмоциональность детей. Здесь отсутствует специальная целенаправленность суггестивного влияния, хотя различные факторы, составляющие педагогический процесс, воздействуют по механизму внушения на психическое состояние школьника.
Внушающее воздействие на ученика оказывает внешний вид учителя, его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие классного коллектива, обстановка школы. Отношение школьника к изучаемому материалу обусловлено не только содержанием объяснений учителя, но и тем, кто ведет это объяснение (степень авторитета педагога).
Понимание сущности сопутствующего внушения и учет его в конкретной педагогической ситуации дают возможность учителю усилить или ослабить этот сильный фактор воздействия на внутренний мир школьника.
Пользуясь методом убеждения в условиях хорошей восприимчивости к нему и высокой готовности к усвоению знаний и требований, педагог обязан снизить удельный вес сопутствующего внушения. В ситуациях недоверия учащихся к слову педагога роль сопутствующего внушения должна возрасти.
Одна из актуальных задач изучения сопутствующего внушения состоит в предупреждении дидактогении. Иногда не только грубое, резкое слово, но даже интонация голоса учителя может травмировать психику школьника. Исследование рассматриваемой проблемы связано с решением таких педагогических вопросов, как отношения между учителем и учеником, предупреждение авторитарности воспитания.
В педагогическом процессе стихийно протекающее внушение дополняется системой специальных приемов, рассчитанных на воспитательный результат посредством воздействия на механизм внушаемости.
На основе анализа педагогической практики предлагается классификация видов педагогического внушения: прямое педагогическое внушение; косвенное педагогическое внушение; самовнушение; релаксопедия, применяемая в целях нравственного воспитания; релаксопедия, используемая в дидактических целях.
Указанные виды целенаправленного внушения практикуются обычно как вспомогательные средства педагогического воздействия, их применение в конкретных условиях зависит от учебно-воспитательных задач, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Изучение возможностей использования различных видов внушения в возрастном аспекте выявило определенную тенденцию. Она заключается в смене одних видов внушения другими в связи со становлением и развитием личности: от внушения в виде обычных наставлений в младшем возрасте к специальным внушениям с помощью релаксации в подростковом возрасте и от них к самовнушению, охотно используемому юношами и девушками. Разумеется, это только схема, отражающая существенную тенденцию. Жизнь настолько многообразна, что все случаи педагогического влияния невозможно вместить в прокрустово ложе схемы.
Значительную роль в выборе средств внушающего воздействия играет учет индивидуальных особенностей школьника. Суггестопедическая практика обязана учитывать тип нервной деятельности школьника, степень его внушаемости и другие показатели, дающие возможность избрать оптимальный для данного случая вид внушения.
Забота о правильном развитии общественной активности трудновнушаемых учащихся требует педагогического внимания к воспитанию у этих школьников умения выступать не только организаторами, но и исполнителями в различных видах общественной работы.
Соотношение степени внушаемости с познавательной и общественной активностью учащихся позволило установить, что внушаемость связана с определенным симптомокомплексом личности. Коррелирование черт личности в симптомокомплексе означает, что наблюдая у человека какое-либо одно свойство, можно с определенной вероятностью предположить наличие у него и других свойств.
Рассматривая эту проблему в интересующем нас аспекте, можно выделить симптомокомплекс для трудновнушаемых и легковнушаемых типов личности.
Полученные экспериментальные данные и гипотетические суждения позволяют отнести к симптомокомплексу, характеризирующему трудновнушаемого, следующие черты: быстрый темп психической деятельности, интровертированность, ригидность, нетревожность, скептичность, упрямство, необязательность. Познавательной деятельности этого типа присуще творческое мышление, стремление к самостоятельности в труде.
Симптомокомплекс легковнушаемого включает в себя другие черты: медленный темп психической деятельности, экстравертированность, тревожность, доверчивость, податливость, исполнительность. Для познавательной деятельности характерно репродуктивное мышление, стремление работать по образцу.
Установление симптомокомплекса имеет для педагогики практическое значение. Педагог, путем воспитания, изменяя степень внушаемости, влияет не на одну черту личности, а на взаимосвязанные отношения школьника к окружающей действительности и к самому себе.
Сущность прямого и косвенного внушения состоит в том, что словесное воздействие рассчитано на безоговорочное принятие информации. Воспринятое воздействие в условиях сниженной критики оказывает действенное влияние на поведение школьника.
Изучение «передовой практики и опытные данные позволяют сформулировать основные принципы применения прямого и косвенного внушения в школе: идейная направленность внушаемого содержания, использование внушения для развития духовных качеств и преодоления, недостатков личности, связь внушения со всей системой средств педагогического воздействия.
Прямое внушение, согласно его психологической природе, следует рассматривать в двух аспектах: влияние внушения на эмоции, установку, неосознаваемые мотивы (внушающие наставления) и влияние на автоматические акты поведения (команды и приказы). Такое деление свидетельствует, что путем внушения мы можем адресоваться к неосознаваемым внутренним побудительным силам, формировать необходимую нам предуготовленность организма к соответствующему действию. Наряду с этим внушающее слово способно также вызвать акты поведения, которые, некогда усвоенные сознательно, после соответствующей тренировки стали автоматизмами действия и регулируются подсознанием. Первый тип воздействия характерен для внушающих наставлений, второй — для команд и приказов.
Отличие внушающего наставления от других форм словесного воздействия заключается не только в смысловом содержании информации (стимул к действию или ограничение действия), но и в структурном построении словесной формулы и ее эмоциональной окраске. Для этого вида воздействия характерно лаконичное и императивное построение речи. Словесная форма внушающего наставления — повеление, указание, распоряжение, запрещение.
Использование внушающего наставления допустимо при положительном отношении между учителем и учеником; в условиях стабильной конфликтности этих отношений оно обречено на неудачу.
Внушающие наставления применяются не только в повседневной педагогической практике. Этот вид воздействия дает положительный результат и в качестве специально организованного влияния на трудных подростков.
Наряду с внушающим наставлением к прямому внушению относятся также команды и приказы.
По своим внешним признакам команды и приказы представляют собой вербальное воздействие, выраженное в краткой форме, точно определяемой существующими нормативными указаниями или традициями. Педагогическое значение команд и приказов заключается в том, что они являются средствами дисциплинирования учащихся и способствуют совершенствованию эстетики детского коллектива. В диссертации раскрываются педагогически целесообразные условия применения команд и приказов в учебно-воспитательной практике.
Ограничить практику вербального воздействия педагога только наставлениями, приказами и командами было бы непростительной ошибкой. Категорический императив приемлем только в определенных ситуациях. Воспитание в целом требует более тонких средств. Особенно ценны такие способы воздействия, которые дают возможность не выставлять на первый план педагогическую позицию воспитателя. Этот психологический момент хорошо реализуется в косвенном внушении.
Косвенное внушение рассчитано на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подается не в приказной форме, а в виде рассказа, описания какого-либо случая или намека, которые помимо воли и критики воспринимаются человеком и оказывают существенное влияние на его поведение.
Основными формами косвенного внушения являются: намек, внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение. Ценность этих форм педагогического влияния заключается в том, что они не встречают внутреннего сопротивления школьника. В диссертации показано, как воздействие их на мотивационную сферу ставит школьника в позицию самооценки своих поступков. Ученик сам должен принять решение и определить линию поведения. Так как содержание косвенного внушения опирается на положительный опыт школьника, он, как правило, находит силы и средства для поступков, адекватных сделанному внушению.
Характеризуя любой метод воспитания, можно с полным правом утверждать, что эффективность его применения в значительной мере зависит от технических приемов учителя. Это положение приобретает особую значимость, когда речь идет о педагогическом внушении. Именно здесь техника речи педагога, его мимика, жесты предопределяют силу внушения.
При косвенном внушении, когда дается совет или одобряется поведение школьника, в голосе слышится теплота, преобладает мягкий тон. Если педагог иронизирует, то серьезность тона в этом случае, по принципу контрастности, вызывает именно ту реакцию, на которую он рассчитывает.
Важнейшие компоненты педагогической техники — мимика и жест учителя — органично усиливают емкость и выразительность сообщаемой информации. В то же время следует иметь в виду, что учитель не актер и показная театральность его мимики и жестов не усиливает, а ослабляет и смысл, и внушающее воздействие слова. Мимика и жест, заслоняющие словесно-звуковую речь, фальшивы, недейственны, они вызывают у школьников недоверие, сопротивление.
Суть овладения педагогической техникой выражается в выработке каждым учителем индивидуального стиля. Стиль представляет собой единство всех выразительных средств (содержания и формы, характера речи, ее тона и интонации, жестов и мимики). Индивидуальный стиль — оружие, при помощи которого педагог достигает оригинальности и впечатляющей силы внушающего воздействия. Индивидуальный стиль многообразен, но существуют общие требования, которыми должен руководствоваться педагог, вырабатывая свой «внешний почерк».
Изучение передовой практики учителей и проведенная опытная работа позволяют выделить следующие общие принципы, лежащие в основе техники внушающего воздействия:
1. Педагогическая целесообразность применяемого внушающего воздействия. Техника внушающего воздействия, прежде всего, обусловливается содержанием и задачей внушения. Это воздействие всегда применяется в гуманных целях; его основа — оптимистический подход к возможностям и силам школьника.
2. Педагогический такт. Соблюдение такта требует, чтобы в технике внушающего воздействия высокая требовательность сочеталась с глубоким уважением к личности школьника.
3. Соответствие используемых при внушении средств педагогической техники задачам воспитания. Темп речи, интонация, жест, мимика должны быть адекватны содержанию внушающего воздействия.
4. Лаконизм. Словесное внушение не требует аргументации, разъяснения. Оно обычно выражается краткими фразами, точность и строгость построения которых дает право называть их формулами внушения.
5. Сочетание новизны информации со стереотипностью формул. Результатом отдельных видов внушения является автоматизм действия. Это определяет необходимость применять в процессе внушения стереотипные фразы. При сформированном автоматизме сигнальное слово или фраза вызывают адекватную реакцию. Однако, применяя в педагогическом процессе широкий арсенал средств внушения, нельзя пользоваться только стандартными словесными формулами. Новизна, оригинальность и яркость выражений особенно впечатляют и в процессе внушающего воздействия. Поэтому в педагогической практике, наряду со стандартными формулами внушения, следует применять и нестереотипные фразы внушения.
6. Самоконтроль педагога. Точность применения техники педагогического воздействия зависит от умения педагога «видеть» самого себя. При систематическом самоконтроле соблюдается должная мера в интонации, жесте и мимике.

3 ПЕДАГОГИКА САМОВНУШЕНИЯ

Формирование личности ребенка нельзя рассматривать только как результат внешних воздействий. Огромная роль в развитии личности принадлежит собственной деятельности человека, его активности, организации самовоспитания.
В последние годы, в связи с общим усилением внимания к вопросам активизации школьника в процессе обучения и воспитания проведены глубокие исследования проблемы самовоспитания. Основные положения теории и практики самовоспитания рассмотрены в работах А.Я. Арета, Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, А.И. Кочетова, В.И. Селиванова, Л.И. Рувинского и других авторов.
Самовоспитание — не самопроизвольно возникающий процесс. Он подготавливается всей предшествующей жизнью человека и его воспитанием. Процессы воспитания и самовоспитания характеризуются диалектической взаимозависимостью. Воспитание готовит человека к осуществлению самовоспитания, в свою очередь самовоспитание влияет на характер воспитательного процесса. Самовоспитание, возникнув в ходе воспитания, становится его следствием и одновременно условием формирования личности.
Интенсивная разработка проблемы самовоспитания в настоящее время полнее и глубже раскрывает ее теоретические основы, конкретные формы и виды работы школьника над собой. В ряде исследований в качестве одного из видов самовоспитания рассматривается и самовнушение (А.Я. Арет, А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов). Работы этих авторов заостряют внимание на роли самовнушения в системе самовоспитания, но по существу это скорее данные, характеризующие постановку проблемы, чем ее решение.
Самовнушение характеризуется как управление собственной психикой путем внушения самому себе представлений, чувств, эмоций. В отличие от внушения, в процессе самовнушения человек сам создает себе модель состояния или деятельности, и сам вводит эту модель в свою психику. Ввод этот осуществляется путем сосредоточения внимания и многократного повторения словесных формул.
Таким образом, самовнушение отличается от внушения тем, что при самовнушении человек сам ставит перед собой задачу и, применяя определенные приемы, стремится к реализации намеченной цели.
Самовнушение, как и все самовоспитание, — процесс неустойчивый и прерывистый. Занятия самовнушением эффективно стимулируются в ситуациях, когда школьник сам желает избавиться от какого-либо своего недостатка или когда он, в соответствии со своим личным планом, стремится к достижению успеха в определенной деятельности.
Реализация при помощи самовнушения определенной задачи приносит человеку удовлетворение. Успех способствует укреплению веры в действенность самовнушения, но это не означает, что школьник теперь перейдет к систематической психорегулирующей тренировке. Для нового цикла занятий необходимы новая реально осознаваемая задача и одновременно представление, что достичь ее с помощью других средств самовоспитания трудно. В подобных ситуациях подростки и юноши вновь сознательно прибегают к самовнушению.
Суть педагогического руководства практикой рассматриваемого вида самовоздействия заключается в том, чтобы побудить школьника заняться самовнушением и вооружить его рациональными приемами работы над собой. Главным основанием для практики самовнушения должно служить представление о сознательном характере этой деятельности. Активное участие школьника в своем развитии успешно осуществляется при высоком уровне самосознания и стремлении достигнуть намеченной цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы и педагогической практики свидетельствует, что значимость педагогического внушения оценивается по-разному. Во-первых, желаем мы того или нет, элемент внушающего воздействия имеет место в любом педагогическом акте; во-вторых, правильно организованное внушение опосредованно стимулирует сознательную активность школьника; в-третьих, различные виды внушения дополняют арсенал средств педагогического воздействия и приемы индивидуального подхода к учащимся.
Педагогика не должна игнорировать внушение как реально существующий фактор, влияющий на повседневное поведение ученика и на формирование его личности.
Для правильной организации учебно-воспитательного процесса необходимо видеть различие и взаимосвязь убеждения и внушения как средств педагогического воздействия. Убеждение и внушение имеют ряд общих признаков. Во-первых, средством влияния и при внушении, и при убеждении служит слово. Во-вторых, по результатам воздействия трудно различить, является ли тот или иной мотив, акт поведения следствием метода убеждения или метода внушения. В-третьих, в социальной жизни и в педагогической практике довольно часто убеждение и внушение действуют в тесной связи друг с другом.
Внушение даже в самой начальной своей стадии частично опирается на логику. В педагогическом процессе внушение не только готовит почву для убеждений, но и содержит в себе элементы убеждения. В свою очередь убеждения должны носить внушающий характер. Общие признаки убеждения и внушения не могут служить основанием для их отождествления. Они лишь свидетельствуют о сложном характере взаимосвязи убеждения и внушения.
Признавая убеждение высокоэффективным методом словесного воздействия, так как оно адресуется к сознанию человека, мы не можем недооценивать и роль внушения. Удельный вес внушения в учебно-воспитательной практике меньший, чем убеждения, и область, где внушение применяется как средство педагогического воздействия, имеет свою специфику. В чрезвычайно сложном процессе формирования личности основные педагогические задачи реализуются посредством метода убеждения, но в учебно-воспитательном процессе есть и такие ситуации, в которых целесообразно применять словесное внушение.
Педагогу необходимо знать, в каких типичных ситуациях целесообразно применить тот или иной способ воздействия. Это относится к любому методу воспитания, тем более к такому технически сложному, как внушение. Педагог должен знать, когда и в какой мере следует воспользоваться податливостью школьника к психическому давлению. Внушение не педагогическая панацея: оно применимо далеко не всегда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. — М.: Просвещение,1986.
2. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. — Мн.: Нар. асвета, 1990.
3. Педагогика: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. Обучения пед. ин-тов / Под ред. С.П. Баранова и др. — М.: Просвещение, 1976.
4. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979.
5. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика, 1980.
6. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987.
7. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика, 1989.
8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. – Минск: Изд-во Университетское, 1990
9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – М.: Высш. шк., 1990.

kursovaya.sokolbank.ru

ВНУШЕНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. АСТРАХАНИ« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 »

ВНУШЕНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Учитель английского языка

МБОУ г. Астрахани СОШ№29

Ляхова Алевтина Николаевна

2017 г.

ВНУШЕНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Внушение – это одно из средств взаимодействия людей в процессе их общения и деятельности.

Долгое время роль внушения в педагогическом процессе не признавалась. Однако хотим мы этого или нет, элемент внушения имеет место практически в любом акте педагогического взаимодействия.

Различные виды внушение обогащают, арсенал средств педагогического воздействия дают учителю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Поэтому учитель не должен игнорировать этот метод воздействия, пренебрегать им.

В последние годы, как за рубежом, так и у нас в стране издано немало работ, в которых рассматриваются отдельные вопросы применения внушения в учебной и воспитательной практике.

Классифицируя внушение, встречающееся в педагогическом процессе, мы, прежде всего, различаем сопутствующее внушение и внушение, применяемое как целенаправленное средство педагогического воздействия.

Сопутствующее внушение — своеобразное влияние на психику ребенка, встречающееся в любом педагогическом акте. Это — непреднамеренное влияние всей окружающей обстановки на впечатлительность и эмоциональность детей. Здесь отсутствует специальная целенаправленность суггестивного влияния, хотя различные факторы, составляющие педагогический процесс, воздействуют по механизму внушения на психическое состояние школьника.

Внушающее воздействие на ученика оказывает внешний вид учителя, его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие классного коллектива, обстановка школы. Отношение школьника к изучаемому материалу обусловлено не только содержанием объяснений учителя, но и тем, кто ведет это объяснение (степень авторитета педагога).

Понимание сущности сопутствующего внушения и учет его в конкретной педагогической ситуации дают возможность учителю усилить или ослабить этот сильный фактор воздействия на внутренний мир школьника.

Пользуясь методом убеждения в условиях хорошей восприимчивости к нему и высокой готовности к усвоению знаний и требований, педагог обязан снизить удельный вес сопутствующего внушения. В ситуациях недоверия учащихся к слову педагога роль сопутствующего внушения должна возрасти.

Изучение возможностей использования различных видов внушения в возрастном аспекте выявило определенную тенденцию. Она заключается в смене одних видов внушения другими в связи со становлением и развитием личности: от внушения в виде обычных наставлений в младшем возрасте к специальным внушениям с помощью релаксации в подростковом возрасте и от них к самовнушению, охотно используемому юношами и девушками. Разумеется, это только схема, отражающая существенную тенденцию. Жизнь настолько многообразна, что все случаи педагогического влияния невозможно вместить в прокрустово ложе схемы.

Значительную роль в выборе средств внушающего воздействия играет учет индивидуальных особенностей школьника. Необходимо учитывать тип нервной деятельности школьника, степень его внушаемости и другие показатели, дающие возможность избрать оптимальный для данного случая вид внушения.

. Воспринятое воздействие в условиях сниженной критики оказывает действенное влияние на поведение школьника.

Изучение «передовой практики и опытные данные позволяют сформулировать основные принципы применения прямого и косвенного внушения в школе: идейная направленность внушаемого содержания, использование внушения для развития духовных качеств и преодоления, недостатков личности, связь внушения со всей системой средств педагогического воздействия.

Прямое внушение, согласно его психологической природе, следует рассматривать в двух аспектах: влияние внушения на эмоции, установку, неосознаваемые мотивы (внушающие наставления) и влияние на автоматические акты поведения (команды и приказы). Такое деление свидетельствует, что путем внушения мы можем адресоваться к неосознаваемым внутренним побудительным силам, формировать необходимую нам предуготовленность организма к соответствующему действию. Наряду с этим внушающее слово способно также вызвать акты поведения, которые, некогда усвоенные сознательно, после соответствующей тренировки стали автоматизмами действия и регулируются подсознанием. Первый тип воздействия характерен для внушающих наставлений, второй — для команд и приказов.

Отличие внушающего наставления от других форм словесного воздействия заключается не только в смысловом содержании информации (стимул к действию или ограничение действия), но и в структурном построении словесной формулы и ее эмоциональной окраске. Для этого вида воздействия характерно лаконичное и императивное построение речи. Словесная форма внушающего наставления — повеление, указание, распоряжение, запрещение.

Использование внушающего наставления допустимо при положительном отношении между учителем и учеником; в условиях стабильной конфликтности этих отношений оно обречено на неудачу.

Внушающие наставления применяются не только в повседневной педагогической практике. Этот вид воздействия дает положительный результат и в качестве специально организованного влияния на трудных подростков.

Наряду с внушающим наставлением к прямому внушению относятся также команды и приказы.

По своим внешним признакам команды и приказы представляют собой вербальное воздействие, выраженное в краткой форме, точно определяемой существующими нормативными указаниями или традициями. Педагогическое значение команд и приказов заключается в том, что они являются средствами дисциплинированные учащихся и способствуют совершенствованию эстетики детского коллектива. В диссертации раскрываются педагогически целесообразные условия применения команд и приказов в учебно-воспитательной практике.

Ограничить практику вербального воздействия педагога только наставлениями, приказами и командами было бы непростительной ошибкой. Категорический императив приемлем только в определенных ситуациях. Воспитание в целом требует более тонких средств. Особенно ценны такие способы воздействия, которые дают возможность не выставлять на первый план педагогическую позицию воспитателя. Этот психологический момент хорошо реализуется в косвенном внушении.

Косвенное внушение рассчитано на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подается не в приказной форме, а в виде рассказа, описания какого-либо случая или намека, которые помимо воли и критики воспринимаются человеком и оказывают существенное влияние на его поведение.

Основными формами косвенного внушения являются: намек, внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение. Ценность этих форм педагогического влияния заключается в том, что они не встречают внутреннего сопротивления школьника. В диссертации показано, как воздействие их на мотивационную сферу ставит школьника в позицию самооценки своих поступков. Ученик сам должен принять решение и определить линию поведения. Так как содержание косвенного внушения опирается на положительный опыт школьника, он, как правило, находит силы и средства для поступков, адекватных сделанному внушению.

При организации коммуникативного взаимодействия с ребенком педагогу следует четко определить степень убеждающего или внушающего воздействия и подобрать соответствующие ситуации средства, делающие его убеждение внушительным, а внушение – убедительным

Задача учителя при организации коммуникативного воздействия на ребёнка – чётко определить степень воздействия и подобрать соответствующие средства, делающие его убеждения внушительным, а внушение убеждающим.

Список литературы :

Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.

Психология и педагогика, Кравченко, Альберт Иванович, 2010г.

Досуговая педагогика: Учебное пособие / И.Ю. Исаева; Российская академия образования (РАО). – М.: Флинта: МПСИ, 2010. – 200 с. http://znanium.com/bookread.php?book=254470.

Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 400 с. http://znanium.com/bookread.php?book=175559

Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода: теоретические аспекты: Монография / И.В. Арябкина. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 184 с. http://znanium.com/bookread.php?book=319931

infourok.ru

Эффективность методов внушения и убеждения

Формирование личности происходит под воздействием самых разнообразных факторов. Одним из таких факторов является воздействие на человека, целью которого является формирование у объекта воздействия определенных взглядов. Наиболее распространенными методами воздействия на человека, в том числе на ребенка, является внушение и убеждение.

И убеждение, и внушение являются одними из самых действенных методов воспитания малыша. Оба метода воздействия требуют непосредственного контакта с ребенком. Для более успешного процесса воспитания необходимо наличие ряда условий и требований.

Итак, для того, чтобы метод убеждения дал положительные результаты необходимо придерживаться следующих правил при общении с ребенком:

  • разговор с малышом должен быть для него понятен. Недопустимо употребление в речи непонятных для ребенка слов;
  • при убеждении стоит придерживаться принципа индивидуальности, с учетом особенностей характера ребенка;
  • при убеждении ребенка старайтесь приводить конкретные и понятные ему примеры;
  • излагайте свои мысли последовательно и логически правильно;
  • по возможности в разговоре следует произвести анализ верных и неверных действий и поступков малыша;
  • придерживайтесь моральных и этических принципов при убеждении.

Убеждение — действенный метод перевоспитания ребенка, способный изменить способ его мышления и поведение. Однако лучшего результата можно достичь в сочетании с другими методами воздействия на сознание малыша — внушения, приучения, отвлечения.

Такой метод воздействия на психику малыша как внушение представляет собой вид воздействия не связанный с критикой его действий. Главная особенность внушения — утверждение тех или иных факторов и принципов, которые принимаются без доказательств или логического объяснения.

В отличии от внушения, когда мы заставляем ребенка напрягать свои умственные способности, внушение происходит на более интуитивном восприятии.

Следует учитывать, что не все дети легко поддаются внушению — это зависит от множества факторов. Метод внушения воспринимается лучше всего при наличии эмоционального аспекта во время общения.

Запомните, что внушать можно не только словом, но и жестами, мимикой, поведением. Этот метод легко воспринимается детьми в случае его применения человеком, который пользуется у ребенка авторитетом — в первую очередь это родители, старшие братья и сестры. Внушайте ребенку прекрасное, а не наоборот. Не стоит внушать ему что все плохо, все вокруг враги, иначе он вырастет неуверенным в себе человеком, не верящим никому.

Педиатры и психологи говорят о том, что дети в большой степени подвержены внушению. Поэтому родителям следует помнить, что внушение в пределах разумного — залог того, что в подростковом возрасте ребенок будет меньше подвержен плохому влиянию извне.

Ум и сила воли ребенка требуют постоянной тренировки. Гибкий ум и большая сила воли позволят вашему ребенку вырасти самостоятельным человеком, который сам способен реально оценивать сложившуюся ситуацию и действовать адекватно. А в этом и заключается основная цель родителей.

ladushki.info

Убеждение — основной способ коммуникативного воздействия учителя на учащихся

Среди разнообразных источников воспитательного воздействия на школьников особое место принадлежит влиянию педагога. На основе изучения социально-психологической теории и педагогического опыта общения принято выделять два основных способа коммуникативного воздействия, т. е. влияния с помощью сообщения: убеждение и внушение. [1]

Любое воздействие педагога направлено в конечном итоге на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств, действий воспитанников, т. е. призвано влиять на все стороны психики и поведения школьников. Однако психологические механизмы воздействия убеждения и внушения неодинаковы. Каждый из способов воздействия учителя на учащихся с помощью сообщений имеет свою специфику, которая и будет предметом дальнейшего рассмотрения.

Убеждение — элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Высшая (абсолютная) степень убеждённости, у многих олицетворяет вера(уверенность). [5]

Убеждение — прежде всего воздействие на сознание человека, на его понимание себя и внешнего мира с тем, чтобы это понимание привести в соответствие с требованиями научного знания, требованиями морали. [3]

Однако убеждение воздействует не только на разум, но и на чувства человека. Таким образом, убеждение — это такое воздействие одного человека на другого или коллектив, которое, затрагивая рациональное и эмоциональное в их единстве, формирует новые взгляды, отношения, соответствующие требованиям общества, выраженным в принципах и нормах нравственности, или изменяет неправильные.

Термин «убеждение» употребляется в двух значениях: во-первых, как способ или метод воздействия и, во-вторых, как результат убеждающего воздействия. Убеждение как метод педагогического воздействия учителя на учащихся направлено на формирование у школьников взглядов и нравственных критериев, являющихся для них руководством к практической деятельности, т. е. ведет к выработке собственных убеждений школьников.

Как результат педагогического воздействия, убеждения представляют собой твердые, основанные на определенных принципах, жизненные позиции человека. В этом случае убеждения выступают определяющей составной частью мировоззрения личности, которое не только представляет собой систему взглядов на мир, на жизнь людей, но и характеризует идейный, духовный облик человека.

Убеждения формируются в процессе усвоения школьниками естественных, идейно-политических, моральных и других знаний. В соответствии с этим говорят о научных, философских, этических, политических и правовых, эстетических, профессиональных (например, педагогических) убеждениях.

Однако знания и убеждения не одно и то же. Нередко ученик знает, как следует поступать в тех или иных конкретных ситуациях, знает, какую точку зрения следует поддерживать в споре, и, однако, не переживает это знание как потребность утвердить себя в жизни. У такого школьника слово расходится с делом, единства знаний и поведения у него нет, знания у него не стали убеждениями (когнитивный диссонанс).

О наличии убеждений говорит сформированная потребность действовать в соответствии со своими знаниями.

Убеждения принято рассматривать как систему осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением, т. е. убеждения выступают важным мотивом деятельности, стимулирующим внутреннюю активность школьника. [4]

Убеждения могут быть истинными и ложными. Они являются ценной чертой личности только тогда, когда соответствуют объективной действительности. Ложные ошибочные убеждения могут привести к неправильным, аморальным поступкам. Так, ошибочность нравственных представлений школьника о дружбе обусловливает такие формы поведения, как круговая порука, подсказка, списывание.

При переходе знаний в убеждения важно, чтобы социальные нравственные ценности приобретали личную значимость для школьника, чтобы внешние требования общества превращались в его внутренние потребности. В убеждениях должна реализоваться формула: понято—пережито—принято—сделано, т. е. понимаю, принял для себя, буду этим руководствоваться в своей деятельности и в поведении.

Важной чертой личности является убежденность — твердая вера в истинность своих взглядов, непоколебимая уверенность в правоте своих принципов, основанная на ясном сознании и глубоком понимании закономерностей объективной деятельности.

В педагогическом процессе метод убеждения выступает как важная форма регуляции взаимоотношений педагога и учащихся, учащихся и коллектива товарищей, учащихся и общества, как способ стимуляции активности школьников. «Путем убеждения,— пишет профессор А. Г. Ковалев,— можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание изменить образ жизни, а тем самым побудить школьника к самовоспитанию». [1]

В педагогической практике применяются разные формы убеждающего воздействия при помощи слова: рассказ, разъяснение, доказательство, беседа, лекция. Каждая из названных форм словесного сообщения имеет свои особенности и вместе с тем должна отвечать общим требованиям к убеждающему вербальному воздействию педагога.

Для того чтобы убеждение как метод воздействия было бы максимально доказательным, оно должно отвечать целому ряду требований:

–          содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития личности, понятны и доступны учащимся;

–          убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей школьников;

–          при всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным;

–          убеждение должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры. Когда имеют дело с ребенком, то большое место в убеждении как методе воспитания должны занимать наглядно-образный материал, примеры;

–          убеждая других, воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он сообщает. Страстность, эмоциональность речи учителя, вызывающая у учащихся адекватные сопереживания, дают возможность влиять не только на разум, но и на чувства учащихся.

К условиям эффективности убеждающего воздействия относится, во-первых, сила самого воздействия, которая определяется его содержательностью и авторитетом убеждающего. Во-вторых, эффективность убеждающего воздействия зависит от особенностей психического склада того лица, на которое воздействуют, их учета при построении убеждения. Имеются в виду потребности, интересы, установки, вкусы, особенности мышления того, кому адресовано убеждающее воздействие.

В-третьих, эффективность убеждения зависит от интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимоотношений.

Убеждение нельзя отождествлять с морализированием. При убеждении положение доказывается, при морализировании— декларируется в таких, например, формах: «школьник должен», «и не стыдно», «и не совестно» и т. п. Обычно все, о чем говорится при морализировании, хорошо известно школьнику, а само морализирование понимается им как проявление формальной, должностной обязанности учителя, воспитателя. К морализированию учащиеся относятся иронически, презрительно.

Умение убеждать посредством слова — большое искусство, которое требует знания законов и правил логики. Наука логика учит, как сделать наше убеждающее воздействие доказательным, ведь доказательность — важнейшее условие эффективности убеждения.

Согласно науке логике доказательство — логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. [2] Доказать то или иное суждение — значит установить его истинность посредством других суждений, истинность которых уже доказана.

В беседе, в дискуссии, в ходе обсуждения любых вопросов учитель должен убедить учащихся в правоте своих взглядов, доказать истинность своих суждений, опровергнуть те взгляды, суждения и понятия учащихся, которые он считает ложными.

Всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса (того, что требуется доказать), доводов или аргументов (того, посредством чего доказывается тезис) и демонстрации (способа доказательства).

Тезис (от греч.— положение, утверждение) — кратко сформулированные основные мысли в одном предложении, истинность которого требуется доказать. Тезис (логика) — положение, истинность которого должна быть доказана аргументом, или опровергнута антитезисом. [5]

Довод (основание, аргумент) — логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения — тезиса. Чтобы тезис можно было считать истинным, все аргументы должны содержать в себе истинную информацию, достаточную для доказательства тезиса с помощью верных логических умозаключений. [5]

Демонстрация (от лат.— показывание) — логическое рассуждение, в процессе которого из доводов (аргументов) выводится истинность или ложность тезиса.

По способу ведения доказательство может быть индуктивным, когда тезис, являющийся каким-либо общим суждением, обосновывается с помощью единичных или менее общих суждений, и дедуктивным, когда тезис, являющийся каким-либо единичным или частным суждением, подводится под общее правило.

По форме умозаключения доказательство может быть прямым или косвенным. Прямое доказательство основывается на каком-нибудь несомненном начале, из которого выводится истинность тезиса. Косвенное доказательство — доказательство, в котором истинность тезиса обосновывается посредством опровержения истинности противоречащего положения. Одним из видов доказательств есть доказательство по аналогии, которое дает лишь вероятное знание.

Правила доказательства, т. е. правила, обеспечивающие выведение истинности тезиса из истинности аргументов, определяются законами логики.

Издавна науке известны четыре логических закона: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

Закон тождества выражает требование определенности и тождества понятий самим себе в процессе рассуждения. Закон противоречия утверждает, что два противоположных суждения (мысли) об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными. Из этого закона вытекает закон исключенного третьего: из двух противоречащих высказываний об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, одно непременно истинно, другое — ложно, третьего — не дано. Закон достаточного основания учит, что всякая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

В ходе убеждения надо иногда преодолеть критическое отношение ученика к предлагаемым доводам и выводам.

Критическое отношение может возникнуть в силу логического несовершенства аргументации, ее обилия или логических ошибок, противоречивого влияния собственного опыта школьника, установок, сложившихся под влиянием повседневной практики, в случаях, когда доводы идут вразрез с усвоенными нормами.

 

Литература:

 

1.                  Ковалев А. Г. Психология личности. — М.: просвещение, 1970. — с 60.

2.                  Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. — с 158.

3.                  Педогогический словарь. — М.:1960. — Т.2. — с 503.

4.                  Под ред. А. В. Петровского. Общая психология — М.: Просвещение, 1976. — с 113.

5.                  www.wikipedia.org

Основные термины (генерируются автоматически): убеждение, убеждающее воздействие, учащийся, истинность, тезис, мотив деятельности, метод воздействия, истинность тезиса, исключенное третье, достаточное основание.

moluch.ru