Учение гиппократа о темпераментах – 5. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита. Гиппократ и учение о темпераментах, ЛЕКЦИЯ № 1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе. История психологии: конспект лекций. Лучинин А. С. Страница 5. Читать онлайн

Содержание

Четыре типа темперамента по Гиппократу: флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик

Типы темперамента по Гиппократу — древнейшая из психологических типологий. Флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик – эти слова знакомы даже тем, кто весьма далек от психологии. Между тем, в разные времена оценочную систему особенностей человека пытались составить многие психологи, психиатры и физиологи. При этом каждый выделял свои свойства и особенности темпераментов личности и в соответствии с этим делал акцент на разных чертах характера.

Например, Карл Юнг и Ганс Айзенек рассматривали личность с точки зрения психологической установки и разделяли людей на интровертов и экстравертов, Эрнст Кречмер полагал, что характер зависит от телосложения и выделял астеников, атлетиков и пикников, а Аристотель рассматривал 6 типажей, отвечающих на вопросы «Кто?», «Что?», «Зачем?», «Когда?», «Как?» и «Где?». Однако именно гиппократовское учение о типах темперамента уже более двух тысячелетий остается основной типологией человека. Как известно, древнегреческий врач и целитель выделял 4 типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Рассмотрим особенности и черты личностей, принадлежащих к разным типам, и то, как вообще Гиппократ пришел к такому разделению темпераментов.

Понятие темперамента по Гиппократу

Согласно теории Гиппократа, темперамент — это особенности поведения человека, связанные с преобладанием в его организме той или иной основной жидкостью (жизненного сока). В зависимости от этого, по мнению ученого, для личности были характерны те или иные особенности. Ученый полагал, что высокая концентрация лимфы делает личность спокойной и уравновешенной, желтой желчи — несдержанной и импульсивной, крови — веселой и подвижной, черной желчи — меланхоличной и печальной. Исходя из этой концепции, были выделены 4 типа темперамента, которые пользуются широкой известностью и по сей день, — флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик.

В начале XX века русский ученый Иван Павлов связал типы темперамента по Гиппократу с общими свойствами нервных процессов и доказал, что каждый человек имеет врожденный тип нервной системы, слабо зависящий от воспитания и воздействия окружающих. Под физиологической основой каждого из темпераментов он понимал

тип высшей нервной деятельности, который определяется соотношением уравновешенности, силы и подвижности тормозных и возбудительных процессов. Так, сангвиники, по его мнению, относятся к сильному, подвижному и уравновешенному типу, а меланхолики — к слабому, со слабой силой процессов возбуждения и торможения.

4 типа темперамента: описание и основные черты флегматиков, холериков, сангвиников и меланхоликов

Приведем краткое описание типов темперамента человека по Гиппократу (с полным вы можете познакомиться в соответствующих статьях).

  • Сангвиник — уравновешенный, оптимистичный, жизнерадостный. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, эмоционального, общительного, живущего настроением. Он легко переживает неудачи, создает приятный микроклимат в любом коллективе, но не всегда выполняет свои обещания, порой слишком поспешен в делах и суждениях и излишне самоуверен.
  • Холерик
    — горячий, несдержанный, смелый, задорный. Такие люди инициативны, с азартом берутся за любую работу (кроме рутинной) и с легкостью преодолевают трудности. Они способны схватывать информацию на лету, обладают лидерскими качествами, однако нетерпеливы, вспыльчивы и подвержены эмоциональным срывам.
  • Флегматик — спокойный, сдержанный. Он плохо приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным и вялым, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью. В обществе флегматик в меру общителен, не любит пустословия и не подвержен панике в стрессовых ситуациях.
  • Меланхолик — чувствительный, неэнергичный, болезненно реагирующий на неприятности, склонный к унынию. Люди с меланхолическим темпераментом подвержены пессимизму, излишне подозрительны и ревнивы, но обладают аналитическим мышлением, творчески подходят к работе, тонко чувствуют и доводят дело до завершения.

Встретить человека с «чистым» типом темперамента по Гиппократу практически невозможно

— каждый из нас представляет определенный микс сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Как правило, один из типов преобладает, а другие, соответственно, выражены менее ярко, вплоть до минимальных значений. Если же человек взял примерно по 25% от каждого из четырех типов темперамента, то такую личность называют тетравертом (от греч. tetra — четыре).

Темперамент и характер

Часто понятие «темперамент» отождествляют с характером. Но классификацию какого психолога вы бы ни рассматривали, это неверная точка зрения. Конечно, взаимосвязь характера и темперамента присутствует, но и эти понятия означают далеко не одно и о же. Так, темперамент дается человеку природой и на протяжении жизни если и изменяется, то незначительно, а характер формируется и трансформируется все время. У людей с одинаковым темпераментом может быть совершенно разный характер, что связано с воздействием социума, воспитанием, профессией, интересами, хобби. Да и представьте, как были бы похожи все люди, если у всех нас было только 4 типа характера с небольшими различиями.

experimental-psychic.ru

Гиппократ — EPT

Материал из EPT

Гиппократ (греч. Ἱπποκράτης, Hippokrates) (около 460 до н. э., остров Кос — около 370 до н. э.) древнегреческий врач, «отец медицины», которая выделилась из философии в отдельную науку. Гиппократ - сын потомственных врачей.

Биография

Гиппократ

Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца — врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Асклепия.

  • «Врач — философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной». Гиппократ

История его жизни малоизвестна, даже точно не известно, сколько лет прожил Гиппократ. Одни историки утверждают, что 83 года, а другие — 104. Существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер.

Умер Гиппократ около 370 года до н. э. в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник, но на тысячелетия для всех врачей стала кодексом профессиональной чести «Клятва Гиппократа».

«Гиппократов сборник»

Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них – части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу.

Страница из Гиппократова сборника

Гиппократ установил стадии развития болезней, заложил основы античной хирургии, разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ввел в медицину понятия анамнеза, прогноза, этиологии; разделил людей по темпераментам (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики). Вся медицина, во взглядах Гиппократа имеет психосоматический каркас. Это медицина как тела, так и души. Медицина основана на гармонии человека с природой и космосом.

Учение Гиппократа о темпераментах

По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой. С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. – «жидкость»).

По мнению Гиппократа, есть некие законы гармонии, которые смешивают противоположности в устойчивом гармоничном аккорде. Природа и люди имеют свои гармоничные сочетания. Как природа соответствует четырем основным сторонам света – восток, запад, север и юг, так и люди, рожденные в той или иной стране света, отличаются собой по телосложению и душевному складу, который Гиппократ обозначил как темперамент.

Исходя из этого, Гиппократ выделяет четыре основных типа темперамента. Темперамент характеризуется не только в динамических характеристиках эмоциональности, но и в психологических характеристиках взаимоотношений между людьми, отношением к самим себе и к миру вообще.

Сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики

Четыре типа темперамента
  • Сангвиники – люди востока (для Гиппократа восток связан с Малой Азией). Климат самый здоровый – теплый, сухой, местность – цветущая равнина. Поэтому и люди востока «прекраснейшие на вид» по телосложению. У этих людей преобладает кровь – sanguis (лат.). Они приятны в обхождении, приветливы, жизнерадостны.
  • Холерики – люди севера. Гиппократ имел в виду горную страну, скорее всего Македонию. Климат здесь холодный и сухой, местность – горная, дикая. «Там увидишь ты людей твердых и тощих, с хорошо расчлененным телом, сильных и волосатых, они от природы энергичны и предприимчивы. По душевным свойствам – это люди гордые, упорные, им более свойственна резкость, чем мягкость, они способны к искусствам и военным делам». У этих людей в теле преобладает желтая желчь – chole (греч.).
  • Флегматики – люди юга. Климат здесь теплый, но сырой, местность – равнина, но тоже сырая, парная, воды стоячие, затхлые; все это расслабляет человека и делает его сырым, рыхлым; по темпераменту они кажутся «вялыми и сонливыми», в искусствах они неуклюжи, не имеют тонкости», они «слабы душой и неспособны переносить труды». Из всех влаг в их теле преобладает слизь – phlegma (greч.).
  • Меланхолики – это люди запада. По климату и местности Гиппократ сравнивал их страну с осенью. Их темперамент хмурый, нагоняющий тоску, но в то же время упорный в этих своих свойствах. В их телесных жидкостях преобладает черная желчь – melaina chole (греч.).

Связь темперамента и типа заболевания

Гиппократ на основе собственных многочисленных наблюдений сделал предположение о связи темперамента и типа заболевания. Так, флегматики - люди влажные, изобилующие холодной слизью, желудок их часто расстраивается. В холодный и дождливый сезон года у них происходит накопление слизи в мозгу. У флегматиков могут быть плевриты, пневмонии и всякие горячки.

Холерики имеют сухие, твердые и здоровые головы, у них крепкие желудки. Поскольку в их организме преобладает желчь, они склонны ко всем болезням, называемым «острыми»: к нагноительным заболеваниям, к «разрывам жил» (в носу, мозгу), к сильным и острым страданиям глаз и т.д.

Сангвиники мало расположены к болезням.

Зависимость темперамента от времени года, возраста и политического строя

Политический строй и общественные установки влияют на природу человека, несколько трансформируя ее. Возраст, и времена года способствуют изменению темперамента.

  • «Зимою увеличивается в человеке количество слизи, так как она из всех элементов, существующих в теле, наиболее «подходит природе зимы, будучи весьма холодна». Гиппократ
  • «Организм остается здоровым при оптимальном соотношении соков, нарушение этого соотношения (дискразия) ведет к болезни». Гиппократ

Развитие идей Гиппократа

Учение оказало большое влияние на представления медиков и психологов последующих эпох. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».

Развитие идей Гиппократа предпринято многими медиками, физиологами и психологами. Наиболее интересные исследования представлены трудами Э. Кречмера, У. Шелдона, Г. Айзенка, И.П. Павлова, Я. Стреляу, Л.Н. Собчик, В.П. Русаловым, В.Д. Небылицыным, Т.Ф. Базылевич и др.

Исследования Э.Кречмера и У.Шелдона. Презентация.

Исследования Г. Айзенка, И.П. Павлова, Я. Стреляу.

Литература

  • Гиппократ. «Избранные книги». М., Биомедгиз, 1936.
  • Гиппократ. «Сочинения». М.-Л., Медгиз, 1944, т.II-III.
  • Гусев И.С. Гиппократ. Донецк: Донеччина. 1995. ISBN 5-86938-095-2
  • Вольский С. Ф. Об Иппократе и его учении. С пер. на рус. яз. трех главнейших и подлинных его книг. СПб., 1840.
  • Козлов А. М., Косарев И. И. Гиппократ и морально-этические проблемы медицины: Уч.пособие. М.: I ММИ. 1983.
  • Жак Ж. Гиппократ. / Пер. с фр. (Серия «След в истории»). Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.
  • Петров Б.Д. «Гиппократ». Клинич.медицина, 1990, №9, с. 116-119.

www.psycosmology.org

Гиппократ и учение о темпераментах

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Кафедра политических наук

РЕФЕРАТ

студента (ки) 2 курса 221 группы

направления (специальности) 030200 Политология

юридического факультета

Иванова Ивана Ивановича

Научный руководитель

к.п.н., ассистент ______________ А.В. Богданов

подпись, дата

Саратов 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………стр. 3

  1. Понятие о темпераменте……………………………………….…стр. 7

  2. Теория темпераментов Гиппократа……………………………..стр. 12

Заключение…………………………………………………………...стр. 21

Список литературы…………………………………………………..стр. 25

Введение

В одном из учебников психологии приведен пример разного поведения четырех молодых людей, опоздавших в театр и встретивших сопротивление билетера. Один из них, затеяв спор, пытался проникнуть на свое место в партер. Он настойчиво уверял билетера, что часы в театре спешат, что он никому не помешает. Другой быстро сообразил, что в партер ему не попасть, а первое действие спектакля можно посмотреть и с верхнего яруса, куда проникнуть проще. Третий из друзей решил, что ему особенно терять нечего, первое действие, как правило, неинтересное, и направился в буфет. Четвертый, посетовав на то, что он «невезучий», уехал домой1.

Молодые люди встретились с одной и той же непредвиденной ситуацией, с одним конфликтом. Но как по-разному все они вели себя. Первый прямолинейно добивался цели, второй добился ее более гибким путем, третий временно отступил, найдя удобное оправдание, а четвертый отказался от любых попыток достижения цели.

При всей похожести людей друг на друга человечество с древнейших времен не прекращает попыток разделения себе подобных на различные типы. Даже если особенности поведения человека, его цели, задачи, достижения, внешний вид, качество работы и т. д. мало чем отличаются от таковых у других людей, даже если к нему не проявляют особого интереса, все равно ему дают оценку: его психологию считают стандартной, нормативной, обычной. Когда же какие-то свойства человека резко отличают его от «образцов нормы», он возбуждает необычный интерес. Его по-особому оценивают, пытаются понять как личность.

В книге В. Сагатовского «Вселенная философа» приводится следующий вымышленный эпизод, демонстрирующий разные типы людей: «Вообразим себе ситуацию, носящую скорее символический характер: несколько человек, обладающих значительными и разнообразными способностями, комментируют свое возможное участие в постройке пирамиды (пирамида здесь символ любого большого дела).

«Какую пирамиду можно построить! — воскликнул первый. — История не забудет ее создателя! И сделать это могу только я!»

«Нужно делать, а не рассуждать!» — отрубил второй и пошел организовывать доставку каменных блоков.

«А занятно будет повозиться!» — заметил третий, потирая руки от удовольствия.

«Дело стоящее, — сказал четвертый. И добавил, подумав: — А ведь можно сделать еще лучше».

«Да-да-да! — прокудахтал пятый. — На днях я сидел в президиуме с самим фараоном, он сказал, что обязательно привлечет меня для консультации».

«Не исключено, что я погибну здесь, — мрачно изрек шестой, обратив свой взор внутрь, — но в этом испытании я, может быть, наконец найду себя»2.

В примере с опоздавшими в театр молодыми людьми при одинаковой цели и сложившейся ситуации их отличали способы достижения цели и настойчивость. Будущие строители пирамиды отличались мотивами участия в предстоящем деле.

Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии.

Такая разница в поведении объясняется, прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.

Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.

Приведенные выше примеры подводят к пониманию того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим.

Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов - об одном утверждаем: "типичный холерик", другого именуем "сангвиником", третьего - "флегматиком", четвертого - "меланхоликом". Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.

Оказывается, чаще всего люди считают себя холериками или сангвиниками. Флегматики попадаются реже, а уж в меланхоличности, как бы стыдясь, редко кто соглашается признаться. Между тем, люди самого различного темперамента могут добиться высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А.И.Герцен был типичным сангвиником, И.А.Крылов - флегматиком, А.С.Пушкин - холериком, а Н.В.Гоголь - меланхоликом. Примерно в одно и то же время прославили себя на военном поприще выдающиеся русские полководцы - холерик (по другой версии - сангвиник) А.В.Суворов и флегматик М.И.Кутузов3.

Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.

studfiles.net

Гиппократ: учение о темпераментах

Школа Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н.э.), известная нам по так называемому «Гиппократову сборнику», рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он ни когда бы не болел, а если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует.

Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, Гиппократ заменял учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная). Отсюда, в зависимости от того, какая жидкость преобладает, – версия о четырех темпераментах, названных в дальнейшем: сангвиническим (когда преобладает кровь), флегматическим (слизь), холерическим (желтая желчь) и меланхолическим (черная желчь).

Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне). Во-первых, на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. «гумор» – жидкость).

Алкмеон: мозг – орган души

Гуморальная направленность мышления древнегреческих медиков вовсе не означала, что они игнорировали строение органов, специально предназначенных для выполнения психических функций. Издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между собой две теории «сердце-центрическая» и «мозго-центрическая»

Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кретоны (VI век до н. э.), который пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки». Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

Таким образом, учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познавательной работы. «Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)».

Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах (в отличие от знания об ощущениях) не могло опираться на анатомо-физиологический опыт.

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой.

Следует заметить, что в XX веке ученые обратились к исследованиям как нервных процессов, так и жидких сред организма, его гормонов (греческое слово, обозначающее то, что возбуждает). Теперь и медики и психологи говорят о единой нейрогуморальной регуляции поведения.

Если взглянуть на гиппократовы темпераменты с общетеоретических позиций, то можно заметить их слабую сторону (впрочем, она присуща и современным типологиям характеров): организм рассматривался как смесь – в неких пропорциях – различных элементов, однако каким образом эта смесь превращалась в гармоничное целое, оставалось загадкой.

studfiles.net

5. Атомистическая философско-психологическая концепция Демокрита. Гиппократ и учение о темпераментах

Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наиболее крупных философов античной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Подлинным основателем атомистического направления принято считать Демокрита, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира. Исходным положением в философской системе Демокрита является то, что за первооснову мира им принимаются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по своему составу образования, а атомы.

Природа атомов трактовалась Демокритом иначе, чем описывал Анаксагор свойства гомеомерии. В отличие от гомеомерии, атомы меньше по величине, более легки, неделимы и не тождественны видимым предметам.

Демокрит полагал, что первооснова должна быть принципиально отличной от своих конкретных проявлений. Существует бесконечное разнообразие атомов, столкновение и разделение которых порождают разные их сочетания, образующие в итоге различные тела и вещи. Главным и необходимым условием движения атомов, их соединения и разъединения является пустота. Без нее мир был бы неподвижным, он принял бы статически мертвый характер.

В результате механических процессов соединения атомов возникает все, что окружает человека, включая и его самого. Жизнь не является продуктом божественного акта, она порождается сцеплением влажных и теплых атомов, животные возникли из воды и ила. От животных произошел человек. Все живые существа непрерывно изменялись.

Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Атомы души - круглые, гладкие и родственны атомам огня. Огненные атомы проникают в организм при вдыхании. С помощью дыхания происходит их восполнение в теле.

Проникая в организм, душевные атомы рассеиваются по всему телу, но вместе с тем в отдельных частях его происходит их скопление. Этими зонами скопления являются область головы, сердца и печени. В области головы задерживаются огненные и наиболее подвижные атомы, движение которых обусловливает течение познавательных процессов - ощущений, восприятий и мышления. В области сердца сосредоточиваются атомы круглой формы, но менее подвижные. Этот род атомов связан с эмоциональными и аффективными состояниями. Атомы, скопившиеся в области печени, определяют сферу влечений, стремлений и потребностей. Таким образом, Демокрит в отношении локализации души не принимает ни мозгоцентрическую точку зрения Алкмеона, ни сердцецентрическую позицию Эмпедокла. Намечая разные уровни душевной деятельности, он пытается соотнести их с различными частями тела.

Разграничив отдельные стороны души, Демокрит пытается более полно раскрыть природу, условия и механизмы возникновения познавательных и побудительных сил человека, определить их место в общей картине его душевной жизни.

В познавательную сферу души включались ощущения, восприятия и мышление. Первоначальной формой познавательной деятельности Демокрит считал ощущения и восприятия. На них опирается мышление. Без ощущений и восприятий мысли не возникают. Рассматривая ощущения и восприятия в качестве начального звена познавательного процесса, он ясно представлял себе, что чувства не могут отразить сущность вещей. Ощущения и восприятия скользят по поверхности и схватывают лишь внешнее. Только мышление, выполняющее функцию, подобную микроскопу, позволяет видеть то, что остается за пределами органов чувств.

Отправными положениями в объяснении возникновения ощущений и восприятий являются принцип подобия и механизм истечений. Демокрит заметил, что в телах имеются лишь атомы, а такие качества, как вкус, цвет, запах, тепло и т. п. самим атомам и телам, состоящим из них, не свойственны. Они возникают только при взаимодействии атомов с органами чувств, порождающем в нашем мнении ощущения соленого, сладкого, красного, желтого, теплого, холодного и т. д. Перечисленные качества являются как бы вторичными, производными, не зависящими целиком от физической природы атомов. Те краски и ощущения, которые человек испытывает, представляют собой субъективные переживания, объективным основанием которых являются внешний мир, составленный лишь из атомов и пустоты. Таким образом, в учении Демокрита об ощущениях впервые обращается внимание на объективную и субъективную стороны чувствительности. Механизм восприятия целостных объектов описывался философом с позиций теории истечений. Истечения, названные Демокритом идолами, представляют собой сочетание тонких атомов, воспроизводящее форму воспринимаемого предмета.

Эмоции и аффекты определяются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Кроме физических свойств атомов, эмоциональные состояния зависят от потребностей. Положительные эмоции вызываются ровным течением круглых, шарообразных атомов при условии удовлетворения потребностей. Отрицательные эмоции возникают в результате действия неравномерно движущихся угловатых и крючковатых атомов в случае нереализованных потребностей.

Потребностям человека Демокрит придавал большое значение. Они рассматривались им как основные движущие силы, которые приводят в действие не только эмоциональные переживания. Вне потребностей человек не смог бы никогда выйти из дикого состояния.

Многое из того, чему научился человек, происходило, по мнению ученого, в результате подражания. Подражая звукам животных, человек начинает обозначать их этими звуками. После этого люди договариваются об общем употреблении звуков и их сочетаний.

Особый интерес представляет этика Демокрита, которая обращена к отдельному человеку и носит психологический характер. Тонкие наблюдения за людьми и их поступками и поведением нашли свое отражение в ряде поучений и наставлений.

Учение Демокрита положило начало причинному объяснению психических процессов: ощущений, восприятий и побудительных сил. Указание Демокрита о связи мышления как высшего уровня познавательной деятельности с ощущениями и восприятиями и вырастании его из них явилось важной догадкой.

Учение Гераклита о том, что от закона (а не от произвола богов - властителей неба и земли) зависит ход вещей, перешло к Демокриту. Сами боги в его изображении не что иное, как сферические скопления огненных атомов. Человек также создан из различного сорта атомов, самые подвижные из них - атомы огня. Они образуют душу. Единым и для души, и для космоса он признал не сам по себе закон, а закон, согласно которому нет беспричинных явлений, но все они - неотвратимый результат соударения атомов. Случайными кажутся события, причину которых мы не знаем. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом. Благодаря нему добывалось по крупицам научное знание о психике.

Демокрит дружил со знаменитым медиком Гиппократом. Для медика важно было знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь. Определяющей причиной Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные "соки" (кровь, желчь, слизь). Пропорция в смеси была названа темпераментом. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь). Для будущей психологии этот объяснительный принцип при всей его наивности имел очень важное значение. Недаром названия темпераментов сохранились поныне.

Во-первых, на передний план ставилась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми умещались в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми (прежде всего дифференциальная психофизиология).

Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали. Поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной. Отныне и медики, и психологи говорят о единой нейрогуморальной регуляции поведения.

studfiles.net

Типы темперамента по Гиппократу - Психологос

Слово «темперамент» и разговор о типах темперамента идет от древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

  • Преобладание жёлтой желчи (холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
  • Преобладание лимфы (флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
  • Преобладание крови (сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
  • Преобладание чёрной желчи (мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться каждому типу темперамента с хорошей стороны. Меланхолик может проявить себя как человек впечатлительный, с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматик покажет себя как выдержанный и ответственный человек, не склонный к скоропалительным решениям. Сангвиник проявится как человек энергичный и гибкий, умеющий быстро справиться с любой работой, а холерик - как страстный энтузиаст.

С другой стороны, у каждого типа есть и свои отрицательные свойства: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.

«Чистые» холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики встречаются очень редко, большинство людей относится к так называемым смешанным типам темперамента. О типе темперамента говорят, если этот тип преобладает. Если вы хотите уточнить, какой у вас преобладающий тип темперамента, вы можете пройти тест​.

Тип темпераменте не связан напрямую со способностями человека, "способным" или "не способным" может оказаться человек с любым типом темперамента. С другой стороны, тип темперамента делает человека более способным в одной области и менее способным - в другой: там, где нужна взрывная энергия, преимущество будет иметь холерик и сангвиник, а если в данной области требуется терпение и тонкая наблюдательность, больше преимуществ будет на стороне флегмантика и меланхолика.


Комментарий научного отдела Психологоса.

Выделение типов темперамента по Гиппократу - скорее дань традиции, поскольку к настоящей науке отношения не имеет. Попытки И.П. Павлова найти физиологическую основу разных темпераментов в свойствах нервной системы успехом не увенчались, более поздние аналогичные попытки В.Д. Небылицына завершились аналогично. Экспериментальные исследования, говорящие о достоверной связи типов темперамента и личностных черт, не проводились. Подтверждений, что флегматики характеризуются безразличием к людям, а сангвиники - люди поверхностные - также нет. Если основываться на предпологии И.П. Павлова, что меланхолик имеет слабый и неуравновешенный тип нервной системы, а сангвиник - сильный и уравновешенный, то равнять темпераменты также нельзя. Если эта гипотеза верна, то меланхолик - это неудачный темперамент, а сангвиник - наилучший вариант.

Есть также предположение, что тот или иной тип вашего темперамента определяется не только физиологией, но и тем, к чему вы себя приучали (или вас приучали). Наблюдения говорят о том, что многие так называемые меланхолики имеют вполне крепкую нервную систему, но привычно играют меланхолический темперамент, изображая собой то Несчастную Жертву, то Возвышенную Поэтичность. По крайней мере опыт говорит о том, что свой темперамент вполне можно менять, а если это так, что лучшее, что вы можете сделать, это выработать у себя живой, сильный и уравновешенный темперамент сангвиника.


www.psychologos.ru

Учение Гиппократа о типах темперамента

Теория темперамента и учение Гиппократа

Теория темперамента создавалась в медицинских целях и была предназначена и служила для врачевания.

Замечание 1

Гиппократ изучал правильную и патологическую физиологию человека, при этом систематизировал все знания, полученные до него, а самое главное - дал начало про типы телосложения.

Гиппократ различал в организме человека четыре основные материи, которые соответствуют стихиям:

  • землю,
  • воздух,
  • вода
  • огонь.

Так, кровь подобна воздуху, лимфа – воде, желтая желчь – огню, а черная желчь – земле. При правильном смешении жидкостей в организме человек здоров, а при не правильном их соединении организм отклоняется от нормы, что способствует проявлению болезней.

В своих учениях Гиппократ разрабатывал диагностические, терапевтические и профилактические меры по обнаружению отклонений к патологиям, их устранений и предупреждений. Самым главным гиппократовским учением был вопрос о здоровом питании и других внешних факторов. Суть учения была взаимосвязи гуморальных механизмов с образом жизни человека, а также условий его существования, таких как, географическое положение, метеорологические явления и способы правления.

Темперамент и четыре стороны света

Гиппократ отожествлял свойства природы и человека. Он связывал со свойствами человека четыре свойства природы: сухость-влажность, тепло-холод. Эти четыре свойство он соотносил с четырьмя сторонами света: север, юг, запад, восток.

Сангвиник (Восток). Люди проживают на Востоке, там, где здоровый климат, характеризующий своей теплотой и сухостью. Люди крупные и упитанные, спокойны и приветливы.

Холерики(Север). Люди, проживающие на Севере, с холодным и сухим климатом. Люди худощавые, энергичные и сильные. По характеру гордые, упорные. Склоны к искусству и военному делу.

Флегматики (Юг). Люди, живущие на Юге, с мягким и влажным климатом, со стоячими и затхлыми водами. Они, как правило, вялые, сонливые, плохо переносят труд.

Меланхолики (Запад). Люди, проживающие на Западе, с влажным и холодным климатом. По характеру они больше хмурые и упорные.

Темперамент как особенность поведения

Гиппократ сравнивал темперамент человека с особенностью его поведения, через преобладания в организме «жидкости» (четырех элементов).

  1. Холерик. В организме преобладает желтая желчь (холе, «желчь), что делает человека импульсивным «горячим»
  2. Флегматик. (флегма, «мокрота») преобладает в организме лимфа. Человек характеризуется своим спокойствием и медлительностью.
  3. Сангвиник. (сангвис, «кровь). Преобладает кровь. Человек более подвижный и веселый.
  4. Меланхолик. (мелэна и холе, «черная желчь»). В организме человека преобладает черная желчь, что делает его грустным и боязливым.

Каждый темперамент имеет как положительные, так и отрицательные свойства. Но под действием хорошего воспитания, контроля и самоконтроля любой темперамент может проявляться с хорошей стороны. Так, например, меланхолик проявляет себя как человека впечатлительного, с переживаниями и эмоциями. Флегматик проявляет себя как выдержанный и ответственный человек, без скоропостижных решений. Сангвиник становится более энергичным и гибким, быстро справляющийся с любой работой. Холерик – страстный энтузиаст.

Отрицательные свойства подвергнут меланхолика к замкнутости и застенчивости, флегматика к безразличию, сухостью, сангвиника к непостоянству, холерика с поспешным выводам.

Замечание 2

По типу темперамента не стоит разделять людей на способных и неспособных. Он дает характеристику человека в способностях по областях деятельности.

spravochnick.ru