В чем заключается проблема безбилетника – Формирование спроса на общественные блага. Проблема «безбилетника» в экономике общественного сектора

В чем заключается проблема безбилетника, пути ее решения

В экономике проблема безбилетника возникает тогда, когда те, кто пользуется ресурсами, благами и услугами, не платят за них. Это приводит к тому, что их количество уменьшается. Все остальные вынуждены платить за них еще больше. Если количество безбилетников продолжает увеличиваться, то возможна ситуация, когда производство блага прекращается совсем. Основной вопрос состоит в том, чтобы ограничить фрирайдерство и негативные эффекты от него. Проблема безбилетника возникает тогда, когда права собственности нечетко определены и неэффективно регулируются.

Общие сведения

Когда один человек не покупает билет на автобус, а едет в нем на работу, это не создаст никаких проблем для экономики. Так он сэкономит некоторую часть своего бюджета. Но что делать, если так начнут делать многие? За счет чего будет оплачиваться труд водителя, ремонтироваться автобусы и покупаться новые? Скорее всего, собственник попытается укрепить контроль и увеличить штрафы. Если билет на автобус заставить покупать большинство пассажиров не удастся, то маршрут закроют. А значит, пострадают не только те, кто не платил, но и вполне добропорядочные граждане.

Особенно часто встречается проблема безбилетника при распределении общественных благ. Она возникает, если оплата за них является добровольной. Сходная концепция используется в теории переговоров, антимонопольном законодательстве, психологии и политологии. Например, некоторые участники команды могут начать меньше выкладываться, если считают, что в ней есть фрирайдеры. Сходная ситуация возникает при наличии недобросовестных членов профсоюза. Ярким примером являются расходы на оборону. Кто-то может не платить налоги, но он все равно может рассчитывать на такой же уровень защиты, как и остальные граждане.

Как экономическая концепция

Если говорить о том, в чем заключается проблема безбилетника, то ее суть можно свести к тому, что существует определенная группа людей, которая получает выгоду от использования благ, но не платит за них. Это приводит к их недопроизводству. Такая ситуация связана с неэффективностью по Парето. Эффект безбилетника отражается на запасах ресурсов, которые являются общей собственностью, приводя к их быстрому истощению. Достаточно сложно распределить такие блага справедливо, потому что у руководства нет необходимой информации. Если же спросить людей, как они оценивают их стоимость, то они с большой вероятностью недооценят ее. Кроме того, при распределении общественных благ трудно исключить из него неплательщиков. Если слишком много людей начинают заниматься фрирайдингом, то в конечном счете наступит момент, когда система или сервис перестанут работать из-за недостаточности средств.

Исследование вопроса

В чем смысл проблемы безбилетника (фрирайдера, зайца, неплательщика), активно изучают специалисты в области общественного сектора экономики. Часть граждан уклоняется от уплаты налогов, делая более тяжелым существование всего остального населения. Данной проблеме посвящены работы Викселля, Линдаля и Масгрэйва. Их сферой интересов была сфера эффективного налогообложения. Данной проблемой также занимались специалисты по бизнесу, международным экономическим отношениям, теории интеграционных объединений, защите окружающей среды. Однако в отечественной литературе фрирайдинг освящен слабо. Большинство публикаций на эту тему связано исключительно с теневым сектором экономики.

Фигура фрирайдера

Проблема безбилетника имеет следующие последствия:

  • недопроизводство общественных благ;
  • ухудшение их качества;
  • чрезмерное истощение ресурсов, которые используются всеми.

Классическим примером является «трагедия общин». Она возникает тогда, когда группе выделяют кусок земли. Если не регламентировать и не регулировать количество выпасаемых коров, то вскоре им не сможет пользоваться никто.

Однако фрирайдер – это не только человек, который не вносит определенную сумму денег за потребляемое им благо. Проблема есть и тогда, когда он не рассчитывается за него и в других формах. Например, служба в армии, оказание неформальной услуги коллегам, качественная работа, информация. Действия фрирайдера противоречат этическим, общественным и групповым нормам поведения, национальному и международному законодательству. Часто такое поведение является осознанной гражданской позицией. И она отрицательно влияет на всех остальных потребителей данного общественного блага. Проблема безбилетника связана с вопросом социальной справедливости.

Идентификация безбилетника

Чтобы выявить фрирайдера, нужно сначала определить существование самого блага. Безбилетник на транспорте может намеренно не оплачивать проезд и забыть это сделать. Так, нужно различать фрирайдера и субъекта, не знающего о необходимости оплаты. Последний может не понимать, что потребляет общественное благо. Проблема идентификации безбилетника часто связана с быстрыми изменениями в современном обществе. Многие общественные блага характеризуются достаточно сложной структурой. Поэтому трудно определить, в каком именно звене начали появляться фрирайдеры.

Проблема недооценки общественных благ

Если спросить человека, достаточно ли ему платят, то он, скорее всего, ответит на этот вопрос отрицательно. Однако зачастую мы склонны недооценивать работу других. Происходит так и с общественными благами. Их производство чаще всего приходится частично финансировать государству. Кроме того, часто трудно заранее учесть все расходы, поэтому цена общественного блага может быть заниженной.

Причины появления безбилетников

Чаще всего фрирайдинг – это осознанный выбор и жизненная позиция. Люди могут считать общественное благо навязанным и ненужным. Возможна также ситуация, когда их не удовлетворяет его качество. Еще одной причиной являются низкие доходы населения. В этом случае люди ищут способ избежать дополнительных расходов и сэкономить таким образом. Однако если безбилетники появляются из-за низкого качества сервиса, то как можно его повысить, если имеется хроническое недополучение денег из-за них? Получается замкнутый круг.

Для решения проблемы необходимо изменить сам хозяйственный механизм создания общественных благ, его финансирования и потребления. Многие специалисты считают необходимым их трансформацию в услуги и товары индивидуального пользования. Часть политиков выступает за временную приостановку предоставления, например, воды, газа, электроэнергии неплательщикам. Однако для этого нужна эффективная законодательная база.

Фрирайдер внутри организации

Одной из разновидностей проблемы безбилетника является использование недобросовестными бизнесменами благоприятной среды, созданной другими предпринимателями. Фрирайдинг возникает тогда, когда физическое лицо работает под «вывеской» определенного бренда, но не делает никакого вклада в его положительный имидж. Еще одним примером может стать доцент престижного университета, который не занимается научной деятельностью. Он пользуется преимуществами своей деятельности, но не вносит свой вклад в рейтинг кафедры, на которой работает. Также поступает и солист Большого театра, не совершенствующий свое мастерство. Он только эксплуатирует «вывеску», а сам не вносит никакого вклада в будущее заведения. Сходная проблема может возникнуть в профсоюзе или любой другой организации. Для решения этой проблемы многие компании не переводят на франчайзинговую основу все операции. Так они могут контролировать качество предоставляемых дистрибьюторами услуг.

Существует фрирайдинг и внутри организации. Он появляется тогда, когда у группы людей возникает возможность уклонения от выполнения своих функций. Для его устранения компании проводят реструктуризации. За выполнением работы должен осуществляться эффективный контроль. Следует отметить, что чем больше группа, тем острее начинает стоять проблема безбилетника. И ей можно противодействовать только через тщательную оценку деятельности каждого работника. Поэтому часто расходы на обнаружение фрирайдеров не стоят полученного эффекта.

Возможные выходы

Решение проблемы безбилетника является задачей правительства. В государстве должны быть не только нормативные правила, но и механизмы принуждения к их исполнению. Чаще всего государством применяются меры для предотвращения деградации окружающей среды и чрезмерного использования ресурсов. Они включают введение различных налогов и поощрение благотворительных взносов. Также возможна ситуация, когда общественные блага превращают в товары индивидуального потребления.

На практике

В РФ проблема безбилетника, примеры которой можно найти во всех сферах общественных отношений, очень распространена. Роль государства в национальном хозяйстве постоянно возрастает. Оно стремится не только обеспечить нормальную работу рыночных механизмов, но и смягчить социально-экономические проблемы.

Однако необходимость государства в качестве регулятора является достаточно спорным вопросом. В долгосрочном периоде от этого могут быть значительные потери. Это связано с тем, что производство общественных благ государством обеспечивается за счет налогообложения. А в этой сфере особенно распространена, как мы уже выяснили, проблема безбилетника. Поэтому здесь важен баланс между ролью государства и коллективными действиями небольших групп людей. Достаточно целесообразным является участие правительства в создании так называемых чистых общественных благ, а вот в выпуске смешанных его лучше минимизировать.

fb.ru

31 Проблема «безбилетника» и необходимость участия государства

проблема безбилетника (фрирайдера)- это проблема потребления общественного блага без соответствующий платы за него.

В потреблении общественного блага участвует множество людей. При этом у каждого возникает стимул не платить за предоставляемое благо, каждый надеется «проехать без билета».

Причины, по которым люди считают, что могут воспользоваться благом, не платя за него:

1) Его возможная плата за благо мала по сравнению с общей стоимостью блага. И его решение платить или не платить не повлияет на коллективное решение;

2) нет смысла платить, каждый надеется, что благо все равно будет произведено, если многие, но не он, заплатят.

Проблема безбилетника заключается в том, что безбилетники занижают ценность чисто общественного блага, а это приводит к более низкому объему его производства по сравнению с эффективным объемом. Таким образом, возможность бесплатного потребления чисто общественных благ обусловливает неэффективность их производства.

В конечном счете может сложиться ситуация, когда никто не будет платить и предоставление чисто общественного блага окажется невозможным. Другими словами, в потреблении чисто общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим задача производства чисто общественных благ сводится к решению вопроса о том, как обеспечить их производство при наличии безбилетников.

Решение проблемы безбилетника методом исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к недопроизводству чисто общественного блага, а следовательно, к уменьшению совокупной полезности. В этом случае предоставление чисто общественных благ становится возможным лишь при участии государства.

Формы участия государства в обеспечении чисто общественными благами разные: от непосредственного производства блага (национальная оборона, пожарная охрана) до финансирования общественных благ, производимых частным сектором (уборка и вывоз мусора, некоторые виды медицинской помощи). Однако суть их одна: производство общественных благ, предоставляемых посредством государства, финансируется за счет налогов, взимаемых со всех граждан, как метод решения проблемы безбилетника.

Предоставление общественных благ с участием государства не означает автоматического достижения эффективного объема их производства. Из-за склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования производства общественных благ путем снижения налога сокращается объем общественных благ до уровня ниже эффективного. Применение дифференцированной ставки налога способствует сокращению потерь эффективности производства общественных благ, но наталкивается на проблему определения предпочтений потребителей, без чего невозможно обоснованно дифференцировать налог.

32 Агентские отношения. Асимметричная информация в общественном секторе.

Асимметричная информация- это неполная, неравномерно распределенная, некачественная информация.

Асимметричная информация возникает тогда, когда индивидуум или организация знает что-то, чего не знают другие индивидуумы и организации. То есть некоторые участники рыночных отношений знают больше других.

Формы асимметричной информации:

  1. асимметричную информацию как недостаточную информацию можно рассматривать с позиции покупателя или продавца. В этом смысле выделяются: • недостаточная информация о продавцах. Так например, когда покупателю известны качественные характеристики блага, имеет место асимметрия информации, носящая название «скрытые характеристики», которая может привести к неблагоприятному отбору; • недостаточная информация о покупателях.

  2. кроме того, асимметричная информация выступает либо в форме скрытых (скрываемых) действий, либо в форме скрытых (скрываемых) знаний. С этой точки зрения различная асимметричная информация приобретает следующие формы: • моральный риск; • неблагоприятный отбор. Так, например, скрытые намерения партнера по сделке таят опасность вымогательства.

Агентские отношения связаны с анализом причин возникновения асимметричной информации (являются одной из причин возникновения асимметричной информации).

Агент- это лицо, которое действует от имени принципала.

Принципал- та сторона, на которую влияет действие агента.

Примеры:

  1. врач-агент, пациент-принципал;

  2. управляющая компания – агент, собственники компании ее акционеры- принципалы;

  3. депутат парламента, государственный служащий – агент, избиратели-принципалы.

Проблема рыночного сбоя в виде асимметричной информации возникает тогда, когда агентские отношения характеризуются чертами:

  1. цели агента и принципала разные;

  2. если контроль принципала за действиями агента является дорогостоящим. Требует больших издержек;

  3. о деятельности агента нельзя непосредственно судить по каким-то явным признакам, например, по прибыли.

Асимметричная информация в общественном секторе- это неполная, неравномерно распределенная, некачественная информация, имеющая место тогда, когда индивидуумы или организации, функционирующие в этом секторе, знают что-то , чего не знают другие индивидуумы и организации.

studfiles.net

Проблема фрирайдера (безбилетника)

Новые рефераты:

  • Повышение пенсионного возраста.
  • Безработица и её социально-экономические последствия.
  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.

    Главная » Экономика общественного сектора » Проблема фрирайдера (безбилетника)



    Проблема фрирайдера (безбилетника)

    Производство общественных товаров и услуг обладает свойствами исключаемости и конкурентности; эти блага мотивируют рационально действующих потребителей к поведению фрирайдера. Проблема производства общественных благ состоит в том, что индивидуумы будут стремиться избежать оплаты этих благ («проблема безбилетника») в силу их рационального поведения. На такой эгоистический интерес индивидуумов в условиях мнимого отсутствия спроса на общественное благо указывал П. Самуэльсон.
    Для иллюстрации приведем здесь два примера из учебника Дж. Стиглица.

    Пример 1. Вакцинация — проблема безбилетника
    «Один из способов, благодаря которому сокращается вероятность некоторых болезней, — вакцинация. Вакцинируемые несут некоторые затраты (дискомфорт, время, деньги, риск заболеть от плохой вакцины). Они получают некоторый частный выигрыш, выражающийся в уменьшении вероятности заболеть, но основная часть выигрыша — общественный товар. Эта сокращенная возможность возникновения данного заболевания в данной общине, от которой выигрывают все. Во многих случаях частные затраты превышают частный выигрыш, но общественный выигрыш, включая уменьшение возможности возникновения заболевания, значительно превышает затраты. В связи с проблемой зайца государство часто принуждает людей к вакцинации».

     
    Пример 2. Пожарная служба — проблема безбилетника «Во многих общинах пожарные службы финансируются добровольно. Некоторые люди в общинах отказываются делать взносы в пользу пожарной службы. И все же там, где здания расположены близко друг от друга, пожарная служба обычно потушит огонь в доме такого лица вследствие угрозы пожара для строений тех, кто вносит вклад в содержание пожарной службы. Однако были случаи пожаров в отдельно стоящих зданиях таких людей, в которых пожарные команды отказывались тушить огонь… Это пример, когда исключение из пользования общественным благом возможно. Пожарная служба может лишить своих услуг тех, кто отказывается ее содержать. Пожарные службы утверждают, что при отсутствии подобных санкций каждый стал бы зайцем».
     
    Данные примеры иллюстрируют не только саму проблему безбилетника, но и практические возможности ее решения. В первом случае, учитывая интерес общества в сокращении заболеваемости людей, государство использует доступные ему механизмы принуждения и делает вакцинацию обязательной для всех индивидуумов.
    Показательны ситуации, когда при надвигающейся эпидемии государство привлекает для обязательной вакцинации населения даже специальные контингента полицейских и воинских частей.
    Во втором случае проблема безбилетника решается более радикально: путем преодоления свойства неисключаемости (введение обязательного взноса в пользу пожарной службы) общественный товар трансформируется в совокупность частных благ, уже не страдающих данным недугом. При этом нельзя сказать, что рассмотренные методы устранения «безбилетников» действительно решают все проблемы.
    Неясным остается вопрос установления размера индивидуального взноса в случае пожарной службы, и, безусловно, не очень симпатичной выглядит насильственная вакцинация населения. Невозможно утверждать также, что способы решения проблемы безбилетника, представленные в этих примерах, являются единственными. В общем же случае экономически рациональное нежелание людей добровольно вносить свою лепту в создание благ, проявляющих свойства неисключаемости и несоперничества в потреблении, и представляет собой проблему безбилетника.
    Все это требует создания альтернативных механизмов компенсации издержек производства общественных товаров. Анализ литературы позволяет говорить о нескольких типах таких механизмов (рис. 1.).
      


    Рис. 1.. Проблема «безбилетника»
    Источник: Гринберг Р.С, Рубинштейн А.Я. Индивидуум и Государство:
    экономическая дилемма. С. 114.

    Рассмотрим по очереди все три типа механизмов компенсации.
    Механизмы первого типа. Если мы говорим о принуждении, то подразумевается монополия государства; здесь следует иметь в виду прямые и косвенные методы, институциональные и экономические формы его воздействия на субъекты хозяйственной жизни, в том числе на потребителей общественных товаров (рис. 2). Монополия государства принципиально отличается от рыночной координации, которая представляет собой организацию добровольных соглашений. Мы уже приводили пример прямого принуждения населения к вакцинации (пример 1). Можно найти и другие случаи введения обязательных для населения правил и/или законов, исполнение которых направлено на принудительное обеспечение вклада индивидуумов в производство общественных товаров.
    Можно также вспомнить натуральную (передачу части урожая) и трудовую (срочную службу в армии) повинности, а также выполнение различного рода общих требований, предъявляемых к частным жилищам (к примеру, ограничения по высотности здания) и т.п.
    Подавляющая часть механизмов компенсации издержек производства общественных товаров основана на применении косвенных методов, связанных с налогообложением граждан. Здесь действует довольно простая схема.
    Если имеет место благо, проявляющее свойства неисключаемо-сти и несоперничества в потреблении, то в силу этих свойств потребители ведут себя как фрирайдеры. В такой ситуации государство берет на себя поставку данного общественного товара, принуждая его потребителей уплачивать соответствующий налог, суммарная величина которого является достаточной для компенсации издержек производства этого блага. Здесь сохраняется двоякий характер воздействия на индивидуумы — институт налогообложения дополняется принуждением к уплате налога. Приведем конкретный пример из российской практики.
     
    Пример 3. Выплаты в дорожный фонд (дорожный налог)
    Еще до недавнего времени среди налогов, действующих на территории нашей страны, был особый дорожный налог, уплачиваемый предприятиями и организациями, а также иными юридическими лицами в бюджеты субъектов Российской Федерации. Средства от этого налога аккумулировались в дорожном фонде и расходовались целевым назначением на строительство и ремонт городских дорог — типичного представителя общественных товаров. Принудительный характер указанных выплат создал компенсационные возможности для производства общественных благ, позволил собрать достаточные средства и значительно улучшить логистику России. В частности, на средства именно этого фонда было осуществлено строительство Третьей московской кольцевой дороги. Отмена же данного налога, по свидетельству руководства столичной администрации, резко затормозила завершение этого крупнейшего дорожного проекта Москвы.

    Рис. 2. Первый тип механизма компенсации
    Источник: Гринберг Р.С, Рубинштейн А.Я. Индивидуум и Государство:
    экономическая дилемма. С. 116.

     
    В добавление к сказанному отметим, что налоговая схема компенсации издержек производства общественных товаров также не является идеальной. К такому выводу экономистов побуждают два обстоятельства. Во-первых, распределение общего налогового бремени между индивидуумами редко соответствует персональной ценности общественного блага для каждого из них. Например, дороги, построенные за счет средств дорожного налога (пример 3), обладают разной полезностью для автолюбителей и лиц, не имеющих личного автомобиля. Во-вторых, сам сбор налогов требует, как известно, достаточно высоких затрат, связанных с разработкой налогового законодательства, содержанием налоговой службы и службы контроля за уплатой налога. Причем сопутствующие трансакционные издержки, сокращая доходы от налоговых поступлений, явно снижают эффективность этой традиционной меры государственного принуждения.
    Механизмы второго типа. Речь идет о мероприятиях, направленных на преодоление неисключаемости индивидуумов из процесса потребления конкретного блага, о методах индивидуализации общественных товаров, их возвращения в рыночный оборот (рис. 3). Историческая практика демонстрирует конкретные ситуации, когда преодоление свойства неисключаемости обеспечено эволюцией самого блага, обусловленной техническим и технологическим прогрессом (пример 2), а также развитием институциональной общественной среды (пример 3).
    Кроме того, был рассмотрен и пример Стиглица с пожарной службой, описывающий специальные действия, трансформирующие общественное благо в пучок частных товаров (пример 2).
    Анализ этих примеров и других подобных ситуаций позволяет заметить, что в большинстве случаев затраты, связанные с преодолением свойства неисключаемости из процесса потребления, могут быть сравнительно малы. Как правило, существенными здесь являются лишь разовые инвестиции, обеспечивающие внедрение технических (оборудование маяка радиосигналом) или институциональных нововведений (разработка нормативного акта). Остальная же часть «издержек исключения» сопряжена с обслуживанием обычного ценового механизма, который, вообще говоря, практически одинаков для частных и общественных товаров.
    Однако имеются и такие блага, для которых издержки исключения столь велики, что носят явно запретительный характер. В этом смысле даже технически или институционально возможное решение проблемы индивидуализации общественного товара становится экономически нецелесообразным.
     
    Лекция, реферат. Проблема фрирайдера (безбилетника) – понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть


     

     

referatwork.ru

Определение проблемы « безбилетника »

Поиск Лекций

Приобретение покупателями выгод в результате применения чистого общественного блага возможно и без отстутствия учасников в компенсации издержек по производству такового блага. Ведь предоставление чисто общественного блага какому-либо иному субъекту не мешает его потреблению другими субъектами бесплатно. Это вызывает склонность покупателей воздержаться от участия в финансировании изготовления чисто общественных благ или по меньшей мере минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Это явление получило название «проблемы безбилетника». Она появляется тогда, когда существуют трудности интернализации положительных внешних результатов.

Проблема безбилетника заключается в том, что безбилетники занижают важность чисто общественного блага, а это приводит к более слабому объему его производства по сравнению с эффективным объемом. Таким образом, вероятность безвозмездного потребления чисто общественных благ обусловливает непроизводительность их изготовления.

В окончательном счете может сложиться обстановка, когда никто не будет платить и предоставление чисто общественного блага окажется невозможным. Иными словами, в потреблении чисто общественного блага заинтересованы все, а выплачивать не хочет никто. В связи с этим задача производства чисто социальных благ сводится к решению вопроса о том, как обеспечить их производство при наличии безбилетников.

Решение проблемы безбилетника способом исключения либо связано с существенными издержками, или приводит к недопроизводству общественного блага, а следственно, к уменьшению совокупной полезности. В данном случае предоставление чисто общественных благ становится возможным лишь при участии государства.

Формы участия государства в снабжении чисто общественными благами различны: от конкретного изготовления блага до финансирования общественных благ, выполняемых личным сектором (уборка и вывоз мусора, некоторые виды медицинской помощи). Тем не менее суть их одна: производство общественных благ, предоставляемых посредством государства, финансируется за счет налогов, взыскиваемых со всех людей, как способ решения проблемы безбилетника.

Предоставление общественных благ с участием государства не означает машинального достижения эффективного объема их производства. Из-за склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования производства общественных благ путем понижения налога сокращается объем общественных благ до уровня ниже эффективного. Применение дифференцированной ставки налога способствует сокращению утрат эффективности производства общественных благ, но наталкивается на проблему определения предпочтений потребителей, без чего невозможно обоснованно дифференцировать налог.

 

Ценовые» контракты

Линейное ценообразование. Это ситуация, когда фирма-монополист сама назначает цену перепродажи, а выбор объема закупок промежуточной продукции остается за фирмой-клиентом.

Плата за франшизу. Работа на условиях франшизы означает, что торговая фирма дала вам преимущественное право применять разработанную ею бизнес-модель в вашей предпринимательской деятельности. В российском законодательстве подобные отношения регулируются договором коммерческой концессии. С юридической точки зрения торговая компания передала вашей организации преимущество использования комплексом принадлежащих ей исключительных прав, включая право пользования товарным знаком. Так же, передачу технологий, таковым, как продажа лицензий на внедрение и использование патентов, “ноу-хау” или лизинг оборудования. За использование данного права торговая компания получает вознаграждение, которое выплачивается в форме фиксированных разовых и периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую стоимость продуктов, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной заключенным договором.

Практика антимонопольного регулирования вертиакальных ограничений. Вертикальные ограничения, которые очень широко применяют формы на практике, способны оказывать неоднозначное влияние на конкуренцию на рынках. Задача антимонопольных органов состоит в том, чтобы максимально сократить отрицательный эффект вертикальных ограничений и сохранить положительный. Для того, чтобы поделить вертикальные ограничения на «хорошие» и «плохие» нужно, в первую очередь, отрегулировать их на наиболее известные и фигурирующие в законодательстве виды. В ходе изучения была предпринята попытка составить типологию вертикальных ограничений, базируясь на классификации, которая изложена как в теоретической литературе, так и в нормативных документах. На базе построенной типологии проведен сравнительный анализ законодательных норм России и Евросоюза в отношении регулировки вертикальных соглашений. Проведенное исследование продемонстрировало, что российское законодательство в существенной мере гармонизировано с европейским. Обнаруженне пробелы и в том числе коллизии наших законодательных актов не позволяют сделать адекватные выводы о сравнительной жесткости регулировки вертикальных ограничений в рассматриваемых странах, и демонстрируют необходимость дальнейшего совершенствования законодательных норм в Российской Федерации. Поправки, которые внесены в законодательство в рамках проекта третьего антимонопольного пакета, являются очередным новейшим шагом в этом направлении.


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Проблема безбилетника – Энциклопедия по экономике

Такая ситуация с общественным благом получила название проблемы безбилетника — зайца . Отдельный потребитель, став зайцем , может выиграть. И хотя заячье поведение препятствует достижению эффективности, его всегда можно ожидать, когда люди максимизируют свой частный выигрыш. Особую проблему зайцы представляют в больших группах потребителей общественных благ, поскольку в больших группах труднее получить информацию о предпочтениях потребителей, труднее разоблачить зайца . Это еще одна из причин, по которой общественные блага обычно производятся при участии государства. Для решения проблемы зайцев было предложено использовать специальный налог (налог Кларка).  [c.205]
Что касается рынка, то он не в состоянии не допускать или ликвидировать тот ущерб, который наносит обществу неконтролируемое поведение субъектов рынка. По словам профессора П.Хейне ( Экономический образ мышления ), возникает проблема безбилетника . Под безбилетником подразумевается человек, который непрочь пользоваться какими-то выгодами, не оплачивая их. Однако если никто не платит за блага, то кто же станет их производить Только государство способно справиться с регулированием внешних эффектов. Это становится одной из его функций.  [c.484]

Проблема “безбилетника” и обеспечение общественными благами.  [c.294]

Напомним, что исключаемые общественные блага одновременно являются неконкурентными и исключаемыми. В отличие от чистых общественных благ, доступ к ним легко ограничить. Следовательно, несмотря на то, что их потребление происходит коллективно, проблемы “безбилетника” в таких случаях не возникает. Это означает, что исключаемые общественные блага могут производиться и нередко действительно производятся в частном поряд-  [c.302]

Средние затраты на чистое общественное благо увеличиваются при росте его производства. Если его выпуск финансируется за счет добровольных взносов, а проблема безбилетника может быть в данном случае успешно разрешена, то будет ли такое благо производиться и как отразится итоговый результат на бюджетах потребителей данного блага  [c.308]

Проблема “безбилетника” будет тем менее значительной, чем  [c.315]

Под безбилетниками понимаются субъекты, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод. К слову сказать, проблема безбилетников одна из самых трудноразрешимых проблем функционирования рыночной экономики, связанная с производством и предоставлением так называемых общественных товаров, или товаров коллективного пользования. Она вызвана тем, что в условиях, когда невозможно устранить от потребления блага тех, кто его не оплатил, у людей меньше стимула оплачивать данное благо.  [c.33]

В третьем случае индивид понимает, что все выиграют при всеобщем соблюдении правил, однако для себя он сочтет наилучшей моделью неэтичное поведение. Третий случай как раз и служит иллюстрацией проблемы, которая с развитием рыночной системы хозяйства становится все более острой — с упоминавшейся выше проблемой безбилетника . Проблема морального безбилетника состоит в том, что индивиды хотят пользоваться преимуществами нравственного состояния и при этом не участвовать в затратах на него, состоящих в ограничении неэтических побуждений. Иными словами, каждый в отдельности заинтересован в том, чтобы все следовали правилам и чтобы реализовывалось общее для всей группы благо, однако каждый в отдельности подвергается искушению сделать для себя лично исключение из этих правил.  [c.34]

Суть дела состоит в том, что рационально действующий индивид ограничивается той информацией о действиях государства, которую можно получить без больших затрат. Иному поведению препятствует, с одной стороны, проблема безбилетника, а с другой — необходимость согласовывать свои решения с решениями других людей с несхожими предпочтениями. Пассивное отношение к сбору информации, существенной с точки зрения общественного выбора, принято называть рациональным неведением.  [c.422]

Теперь возникает вопрос, почему же существует рынок, если фирма обеспечивает экономию на трансакционных издержках Зачем вообще нужны внешние контракты При росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (характерный пример – конвейер с обособленными операциями), так что совокупный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих подразделений и множества работников. В результате теряется непосредственная связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства. И сразу же появляется проблема безбилетника сокращение интенсивности труда одного из работников никак не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля за степенью интенсивности труда (деятельности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти издержки контроля. В конце концов затраты на обеспечение выполнения внутренних контрактов превышают трансакционные издержки, привлекательность рыночных контрактов по сравнению с внутренними растет, и внутренние контракты заменяются внешними.  [c.8]

Группы давления представляют собой группы экономических субъектов, объединенных общими интересами и способных эффективно воздействовать на процесс, принятия политических решений. Не всякая группа с общими интересами (общепринятый термин — группа интересов ) имеет возможность стать группой давления. Ключевую роль здесь имеет проблема безбилетника , суть которой изложена в разделе 2. Для группы интересов мероприятия экономической политики, увеличивающие благосостояние ее членов, являются общественным благом. Чем многочисленнее группа и чем ниже выигрыш отдельных ее членов, чем ниже у них стимулы участвовать в издержках лоббирования выгодных для группы мероприятий. К примеру, потребители, благосостояние которых уменьшается вследствие введения импортных пошлин на обувь, в принципе могут рассматриваться как члены группы интересов в то же время они слишком многочисленны, а проигрыш каждого из них слишком мал, чтобы они могли объединиться в группу давления с целью лоббирования против введения пошлин. Напротив, национальные производители получают значительный выигрыш от этих пошлин, а число производителей гораздо меньше по сравнению с численностью потребителей. Объединяясь в группу давления, производители осуществляют лоббирование, чаще всего сопряженное с трансфертами ресурсов в пользу субъектов принятия политических решений. Благодаря этому в демократическом обществе могут осуществляться мероприятия экономической политики, противоречащие интересам основной массы избирателей, но выгодные для влиятельных групп давления. В том случае, если в противостояние вступают две группы давления (например, производители оборудования, заинтересованные в повышении на него импортных пошлин, и представители отраслей, которые используют это оборудование), то наибольшие шансы провести выгодный для себя курс экономической политики имеет та группа, которая может мобилизовать больший объем ресурсов для лоббирования этот объем, в свою очередь, зависит от ресурсного потенциала членов группы, ожидаемых ими, выгод и степени проявления в группе проблемы безбилетника .  [c.700]

Поясним наши рассуждения следующим примером. Допустим, что национальная оборона финансируется группой неких частных лиц, стремящихся обезопасить только себя от внешнего врага. Однако созданная, например, система ПВО не может защищать только лиц, финансировавших это мероприятие. Она защищает всех граждан страны, включая и тех, кто ничего не платил ( безбилетников ) для создания оборонного потенциала. Проблема безбилетника не позволяет определить полный объем спроса и подрывает рыночные стимулы либо самого предоставления таких благ, либо их предоставления в общественно оптимальном объеме.  [c.337]

В связи с производством общественных благ, как отмечалось в гл. 15, возникает проблема безбилетника , или зайца , т. е. уклонение отдельного индивидуума от участия в финансировании производства общественного блага.1 Путем простого опроса населения невозможно выяснить, сколько общественных благ производить и кто заинтересован в их производстве. Известным примером является случай уличного освещения.  [c.359]

Если оплата общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника , зайца .  [c.23]

В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного — у частного бизнеса нет стимулов создавать эти блага. Таким образом, рыночная система не выделяет ресурсов на производство общественных благ. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.  [c.23]

Свойства общественных товаров. Чистые и смешанные общественные товары. Общественные товары на национальном и местном уровне. Предоставление общественных товаров частным сектором. Проблема “безбилетника”. Предоставление частных товаров общественным сектором. Спрос на общественные товары. Предложение общественных товаров. Оптимальное количество общественных товаров. Условия эффективности при замене частных и общественных товаров. Модель налоговой цены.  [c.128]

Появление этого эффекта недопроизводства общественных благ легко понять в контексте проводившегося нами анализа экстерналий, когда каждый потребитель, планируя приобретение общественного блага, не учитывает влияния своих действий (поскольку не заинтересован при таком механизме его финансирования учитывать это влияние) на рост благосостояния других потребителей, а поэтому планирует приобрести его слишком мало. Эта незаинтересованность учитывать влияние своих действий на благосостояние других участников составляет суть проблемы безбилетника каждый потребитель заинтересован в увеличении вклада в финансирование общественного блага другими, но не заинтересован сам в увеличении своего.  [c.411]

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Что такое проблема безбилетников Почему проблема безбилетников вынуждает правительство предоставлять общественные блага Какова должна быть процедура принятия правительством решения о предоставлении общественного блага  [c.245]

Функции рынка. Механизм рынка. Конкуренция. Недостатки рынка. Общественное благо. Проблема безбилетника. Внешние эффекты. Теорема Коуза. Роль государства в рыночной экономике. Особенности становления рынка в России.  [c.17]

Во всех остальных случаях, и прежде всего, когда степень исключаемости общественных благ недостаточно высока для их производства в частном секторе экономики, они могут производиться в государственном секторе, а издержки их производства при этом покрываются из налоговых поступлений. Это дозволяет избежать последствий проблемы “безбилетника”. Невозможность обойтись без государства в данном случае признается даже самыми крайними либеральными экономистами.  [c.304]

Отметим, что с этой сложностью практически не сталкивались маленькие сообщества, где поведение каждого члена группы контролировалось. В современном обществе в результате увеличения рынка и расширения коммуникаций становится невозможным непосредственный контроль и неформальное давление в целях соблюдения правил, в частности, посредством механизма общественного мнения. Следовательно, проблема безбилетника становится все более важной с ростом числа членов группы и с уменьшением обозримости их поведения.  [c.35]

Проблема производителей-безбилетников , как и проблема дистрибьюторов-безбилетников , связана с возможностью одних агентов Рынка получать положительные экстерналий в результате усилий других. Легко предположить ситуацию, когда дистрибьютор реализует товар двух или более производителей. Реклама товара одного из производителей – независимо от того, кто конкретно расходует деньги на рекламные кампании, – служит продвижению на рынок товаров всех производителей. При этом конкурентным преимуществом – за счет более низких издержек, – пользуется тот из них, чьи расходы на рекламу наименьшие. Помимо рекламы, поведение безбилетников со стороны производителей возможно в области обучения персонала дистрибьютора и покупателей пользованию продуктом (например, компьютерным обеспечением). Решение проблемы безбилетников со стороны производителей возможно благодаря системе исключительного дилинга (ex lusive dealing), – что ограничивает возможность конкурирующих производителей пользоваться мощностями дистрибьютора, в том числе созданными благодаря затратам другого производителя.  [c.137]

В условиях, когда финансирование производства общественных благ является делом добровольным, объем их предоставления оказывается ниже оптимального. В первую очередь это связано с наличием так называемой проблемы безбилетника , суть которой состоит в следующем. Члены общества (или группы) могут оказаться склонны уклоняться от несения своей доли издержек, ожидая, что необходимые для производства общественного блага средства будут предоставлены другими. Таким образом, члены группы, придерживающиеся стратегии безбилетника , рассчитывают — благодаря свойству неисключительности общественных благ в потреблении — бесплатно воспользоваться плодами усилий своих коллег. В описанных условиях объем средств, направляемых на производство общественных благ, будет недостаточным для финансирования того объема благ, который обеспечивал бы максимальное удовлетворение потребностей группы в этих благах2.  [c.690]

Сложность определения спроса состоит в том. что потребности в этих благах различны у разных людей. На рынке такие потребности не появляются, поэтому единственный достоверный источник – проведение социологического опроса. Однако данные опросов также искажены, ибо все затраты покрываются, как отмечалось, за счет налогов. Поэтому при ответе на вопрос о полезности конкретного блага и о количестве необходимых благ потребители, зная, что увеличение потребления таких благ будет сопровождаться ростом налогов, занизят предельную выгоду (MB) или даже скажут, что такое благо им не нужно. Поэтому те, кто ответил честно и заплатил все налоги, может получить это благо, но только одновременно с теми людьми, которые не уплатили своей доли расходов. Отсюда возникает проблема фрирайдера, или проблема безбилетника. Она чаще возникает в больших группах потребителей, когда возможно исказить свои потребности без риска быть обнаруженным. В результате производство чисто общественных благ бывает неэффективно, их не хватает.  [c.221]

Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чистого общественного блага таков, что невозможно отделить плательщиков от неплательщиков . И дело не только в том, что такие блага неделимы (национальная оборона, уличное освещение и т. п.). Неделимых благ в нашей жизни встречается достаточно много театральный спектакль, дискотека, общественный транспорт. Но во всех приведенных примерах не возникает проблемы безбилетника , т. е. ситуации, ког-  [c.336]

Теорема Коуза Общественное благо Чистое общественное благо Проблема безбилетника Интерналии  [c.340]

Неисключаемость создает дополнительную проблему — проблему финансирования общественного блага, которую часто называют проблемой безбилетника. Ей, в основном, и посвящена эта глава.129  [c.398]

Пример трагедии общин является иллюстрацией того, что неисключаемость может обуславливаться существующими в обществе институтами, и указывает одно из направлений, в котором может получить разрешение проблема безбилетника — установление собственности на коллективные блага, чтобы собственник имел право не допускать других субъектов к потреблению принадлежащего ему блага. В этой главе мы рассмотрим другие решения проблемы безбилетника.130  [c.398]

Несовпадение между поведением, стремящимся к максимизации личной выгоды, и результатами социальной кооперации явилось ключевым фактором, определившим конкретный путь развития теории игр. Так называемая “дилемма заключенного”, которая служит основой теории игр, тесно связана с “проблемой безбилетника”, предложенной Мансуром Олсоном в 1965 году. Обе дилеммы ведут к безрадостным выводам в отношении проблем сотрудничества и координации между людьми. Однако самые грустные стороны анализа, проведенного Олсоном, и проблем “дилеммы заключенного” отражают статическую природу анализа и то обстоятельство, что речь идет об “одноразовой игре”. Иными словами, если “дилемма заключенного” играется только один раз, то доминирующей стратегией для игроков является отказ от сотрудничества, и они тем самым теряют возможность достичь тех результатов, которые повысили бы совокупное благосостояние игроков. Однако хорошо известно, что отказ от сотрудничества не обязательно является доминирующей стратегией, когда ситуация повторяется снова и снова подобно многим проблемам коллективных действий. В итеративной, повторяющейся игре по “дилемме заключенного” нет доминирующей стратегии. В знаменитой ныне дискуссии по этому вопросу Роберт Аксельрод доказал, что в условиях непрерывно повторяющейся игры к успеху ведет стратегия “отвечай тем же самым” — игрок отвечает на действия других такими же действиями. Этот вывод позволил Аксельроду написать знаменитую книгу “Эволюция кооперации” (1984), которая содержит оптимистическую оценку возможностей людей выработать совместные кооперативные решения проблем без вмешательства и принуждения государства  [c.29]

Таким образом, в рамках модели индивидуальной ожидаемой полезности мы можем построить более широкие модели сложного человеческого поведения, включающего некоторые аспекты альтруизма Однако альтернативный подход, представленный Беккером в его исследовании семьи 1981 года, рассматривает альтруизм просто как один из элементов модели максимизации полезности благополучие других—часть совокупной суммы благ, которой мы располагаем. Однако этот вопрос глубже, чем семейный альтруизм. Как работы по экспериментальной экономике, так и множество психологических исследований показывают, что “проблема безбилетника”, проблемы честности и справедливости входят в функцию полезности и не обязательно вписываются в постулаты максимизации, понимаемые в том узком смысле, который только что описан6. Эти проблемы проявляются в том, как голосуют законодатели многие отмечают, что поведение законодателей при голосовании невозможно объяснить в узких рамках модели “принципал — агент”, в которой агент (законодатель) честно отстаивает интересы принципала (избирателей). Собственная функция полезности агента—его суждение о том, каким должен быть мир — играет роль в том, каковы будут результаты его деятельности.  [c.39]

economy-ru.info

Формирование спроса на общественные блага. Проблема «безбилетника» в экономике общественного сектора

Поиск Лекций

 

Выбор между бесплатным и платным предоставлением блага будет зависеть от уровня издержек на взимание этой платы (от «издержек на исключение» тех, кто не платит). Так, ряд общественных благ делимого потребления могут поставляться на рынке, если издержки на взимание платы за них не слишком велики, что позволяет делать исключение рентабельным. Если же, напротив, издержки на исключение чересчур велики, то предпочтительнее оставить соответствующим институтам заботу о предоставлении общественного блага по нулевой цене (и покрывать издержки на него за счет налогов). В отличие от случая чистых общественных благ с неделимым потреблением предоставление соответствующим институтом чистых общественных благ с делимым потреблением продиктовано не техническими соображениями (технически это возможно сделать по-другому), а экономическими (экономически более выгодно предоставлять их по нулевой цене, чем тратиться на исключение).

Проблема “безбилетника” – это явление, когда человек сам решает, что он не будет платить за определенные блага, и пытается проскочить за счет других, умышленно уходит от налогообложения и продолжает пользоваться благом.

Возможность бесплатно потреблять общественные блага вызывает неэффективность в производстве.

Главные проблемы “безбилетника” заключаются то, что они имеют тенденцию извлекать выгоду за счет усилий других, “зайцы” это степень, получаемой предельную полезность потребления товаров, которые приводят к уменьшению ценности общественного блага, и поэтому к более низкому, по сравнению с эффективным объемом его производства. Можно столкнуться с ситуацией, где никто не хочет заплатить, и обеспечить общественные блага. Таким образом, сущность проблемы состоит в том, что потребление общественного блага интерес для всех, но никто не хочет за него заплатить.

 

Информация и общественные блага. Информация и выбор места жительства(механизм Тибу)

 

Информация обладает свойствами общественных благ, поскольку ей присущи характерные особенности общественных благ: неисключаемость и несоперничество в потреблении. Например, В. Мартин, рассматривая информацию, обращает внимание именно на схожесть информации с общественными благами и прямо указывает: «Информация — это общественное благо в том смысле, что многие могут обладать одной и той же информацией одновременно, и при этом факт наличия информации у одного индивида не уменьшает степень обладания информацией для других».

Американские экономисты М. Хэллгрен и А. Макадаме также называют информацию общественным благом. А поскольку информация является своего рода общественным благом или, по крайней мере, обладает чертами общественного блага, значит, в отношении информации возникают те же самые проблемы ценообразования, которые обычно присущи общественным благам: проблема оценки блага, проблема выявления «безбилетников», проблема распределения блага.

Механизм Тибу(голосование ногами) – информация о выборе места жительства с целью получать больше денег или быть востребованным больше.

В предельном случае механизм, описанный Тибу, работал бы подобно рыночному механизму,обеспечивающему достижение Парето- оптимальных состояний: каждый индивид, меняя место жительства, был бы способен подобрать наиболее подходящий для себя набор локальных общественных благ и их “цен” (местных налогов). Существенно, что при этом по отношению к данным благам была бы решена и проблема определения индивидуальной готовности платить, что позволило бы рационализировать налоговую систему. В самом деле, миграция представляет собой индивидуальный выбор, осуществляемый в отношении общественных благ. По существу, идея Тибу состоит именно в том, чтобы применительно к общественным благам найти в реальной действительности (а не в искусственно выстроенных обстоятельствах, как, например, в процедуре Кларка – Гроувса) нечто, противодействующее “растворению” индивидуального выбора в коллективном, что влечет потери экономически значимой информации.

Идея Тибу обезоруживающе проста: если крупная городская агломерация состоит из различных административных территориальных единиц, которые, скажем, предоставляют образование различного качества, то лица с высокими требованиями будут перемещаться в тот район, где школы лучше. Но, несмотря на такую простоту, Тибу проявил значительную осторожность, характеризуя многие аспекты проблемы.

Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Проблема безбилетника

Проблема безбилетника в экономике (по англ. The free rider problem) — это рыночный просчет, который возникает, когда люди используют общий ресурс или коллективное благо, не платя за него, как это имеет место, когда граждане страны используют общественные товары, не выплачивая справедливую долю в налоги. Проблема безбилетника возникает только на рынке, где предложение не уменьшается количеством людей, потребляющих его, и потребление не может быть ограничено. Товары и услуги, такие как национальная оборона, присутствие полиции, системы борьбы с наводнениями, доступ к чистой воде, инфраструктура, библиотеки и услуги общественного вещания, могут быть получены бесплатно.

Проблема безбилетника заключается в том, что потери от налогов которые недополучит налоговая система могут быть причиной чрезмерной эксплуатации природных ресурсов и могут даже привести к исчезновению предложения, если достаточно большое количество людей используют их и не платят достаточную стоимость за благо. С психологической точки зрения, люди мотивированы использоваться благо бесплатно, не понимая того, что в скором времени оно закончится.

Поскольку проблема безбилетника в экономике часто возникает с общественными благами, правительствам, как правило, необходимо обеспечить максимально возможное регулирование, чтобы удержать людей от участия в практике. В Соединенных Штатах Америки Служба внутренних доходов (IRS) является органом, ответственным за сбор налогов и соблюдение налогового законодательства, в других государствах это налоговые службы. Преступление в попытке уклониться от уплаты налогов несет максимальный штраф в размере пяти лет тюрьмы и / или штраф в размере 250 000 долларов США, что составляет 500 000 долларов США для корпораций.

Проблема безбилетника также происходит на рабочем месте, которое частично связано с профсоюзом, потому что все сотрудники компании испытывают повышение заработной платы и улучшают условия труда, независимо от того, принадлежат ли они профсоюзу и вносят ли они отчисления в фонд профсоюза.

На более глубоком уровне проблема безбилетника отражает тенденцию поведения, склонность уклоняться от ответственности или работать, когда последствия этого минимальны или когда негативные последствия не оказывают немедленного и прямого воздействия. Эта тенденция является одной из сил, ведущих к тому, что был придуман Гарреттом Хардином в 1968 году термин как «Трагедия общин», когда благосостояние общества или конкретного рынка упускается из виду для личной выгоды.

Проблема безбилетника проявляется на таких естественных примерах как-то, что обильное использование сельхозугодий перегружена до такой степени, что поле становится бесплодным и подвержено эрозии почв. Вылов трески у берегов Ньюфаундленда испытала трагедию, когда новые технологии рыболовства позволили рыбаку поймать значительно большее количество рыбы, что в конечном итоге привело к краху промышленности, которая существовала в течение сотен лет.

Проблема безбилетника существенный недостаток экономики. Недостаточный контроль и распространение которой, может привести к уведанию ранее процветающего общества. С другой стороны, необходим контроль и над правительством, которое осуществляет политику, что бы налоговые отчисления использовались строго по назначению.

Если Вам была полезна статья делайте репост и оставляйте свои комментарии. Спасибо!

madgicbox.com