Внешнеторговая политика россии как фактор обеспечения экономической безопасности – Диссертация на тему «Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации экономики (теоретико-методологический подход)» автореферат по специальности ВАК 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности - информационные материалы

Внешнеторговая политика - это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг.

ВТП - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Основными составляющими ВТП являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом.

Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Важность изучения системы ВТО и ее использования для России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO.

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.

Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Экономическая безопасность

государства изучается современными учёными как целостное понятие и емкая

структура, содержащая различные элементы, в том числе бюджетно-

финансовая безопасность страны, особая роль которой отмечается не только

учеными, но и многими специалистами в сфере национальной безопасности.

Современное состояние экономики и развитие процессов

интернационализации внешней торговли диктует необходимость разработки

новых подходов к методическому и теоретическому обеспечению

таможенного регулирования в современных условиях. В экономике весьма

активными темпами идет процесс по образованию глобальных финансовых

рынков, включающих в себя экономическое взаимодействие большого

количества стран с различным уровнем развития экономической

инфраструктуры и экономического потенциала. В связи с этим такие явления,

как глобализация и интернационализация международной торговли

оказывают чрезвычайно сильное влияние на состояние экономики каждой

отдельно взятой страны и зависимость от внешних факторов ее экономической

инфраструктуры и состояния экономической безопасности. Указанные

процессы в свою очередь остро ставят вопрос обеспечения экономической

безопасности как защищенности экономики отдельно взятой страны от

внешних и внутренних негативных воздействий.

Глобализация представляет собой процесс превращения мирового

хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

На сегодняшний день процесс глобализации становится ведущей тенденцией

В развитии современной мировой экономики, так как затрагивает все страны

независимо от уровня их экономического развития. Глобализация как явление

начала складываться одновременно с формированием мировой экономики,

однако достаточного размаха достигла только в XIX-начале XX в., когда его

влияние стало ощутимо для экономик ведущих стран мира

В работах современных учёных финансовой безопасности уделяется

достаточно много внимания, однако данный вопрос рассматривается в

основном без учёта влияния таких факторов как расширение внешней

торговли и изменения механизмов её регулирования в современных условиях.

В сфере разработки механизмов обеспечения бюджетной безопасности

государства и её защиты от внутренних и внешних угроз в основном

существует «пробельность» методического и теоретического обеспечения,

характеризуемая тем, что данная проблема стоит на стыке регулирования

внешней торговли и обеспечения сбалансированности бюджетной системы.

На сегодняшний день не получили достаточного развития вопросы

исследования влияния институциональных и экономических условий внешней

торговли на состояние финансово-бюджетной системы Российской

Федерации. Также не в полной мере исследованы механизмы и система

обеспечения бюджетной безопасности государства как основополагающего

фактора обеспечения стабильного социально-экономического развития.

В настоящий момент должна быть создана отлаженная и надежная

система государственного воздействия на внешнюю торговлю, позволяющая

осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших

экономических преобразований, а также способная взять на себя функции

управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне.

При этом необходимо четко определить границы, критерии или условия

государственного вмешательства во внешнеторговые отношения (в частности,

границы разумного таможенного регулирования), а также обеспечить

развитие эффективных методов таможенно-тарифной и налоговой политики

государства в целях обеспечения бюджетно-финансовой безопасности как

составляющей экономической безопасности страны

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Объект исследования - Внешнеторговая политика России.

Предмет исследования - система национальной безопасности страны.

Цель работы - Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

1)Теоретические основы внешнеторговой политики России

2) Роль внешнеторговой политики в обеспечении экономической безопасности страны

3) Основные направления развития внешнеторговой политики России

Вопросы экономической безопасности России занимают значительное место в трудах российских ученых, таких как: Олейников Е.А., Шульга В.А., Сенчагов В.К., Львов Д.С. и др.

uwd.su

Глава I. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности

99

Оглавление

Введение

Хотелось бы отметить, что конец XX и начало XXI веков, в первую очередь, характеризуются очень быстрым нарастанием различных процессов транснационализации в производстве, а также в международном обмене, в определенных масштабах, географии движения капитала. Современный мир существенно изменился. Можно говорить о том, что экономическая деятельность сегодня становится все более взаимосвязанной и взаимозависимой, она приобретает именно глобальный характер.

Глобализация именно как определенное конкретно-историческое явление стало достаточно широко распространенным понятием, которое характеризует все ключевые стороны экономической и международной, а также общественной жизни. Сегодня глобализация постепенно превратилась в определенную доминирующую тенденцию, которая характеризует в целом ход и динамику развития всей мировой экономики, а также торговли.

Определенное осмысление всего процесса глобализации, а также его содержания, различных форм проявления, определенного влияние еще полностью не завершилось. Оно продолжает оставаться ключевым предметом различных научных поисков, а также дискуссий, привлекать к себе достаточно широкие слои, как зарубежных, так и отечественных ученых и исследователей, различных представителей международного экспертного сообщества. Многие из них сходятся в том, что глобализация – это естественный продукт современного мирового общественного развития, то есть это продолжение определенного процесса интернационализации абсолютно всех сторон научной и хозяйственной, культурной и общественной жизни.

Еще полностью не сформировалось, а также сегодня продолжает оставаться определенным предметом различных научных дискуссий представление о внутренних угрозах и содержании, совершенно новых вызовах и определенных последствиях глобализации. Сегодня в совершенно новых условиях обеспечение определенного уровня экономической безопасности любой страны приобретает ключевое значение, совершенно новое качественное содержание. Можно сказать, что оно дает некоторые ориентиры для принятия ключевых социально-экономических решений, а также для выбора определенной стратегии развития абсолютно во всех ее аспектах: внешнего и внутреннего, экономического, а также торгово-политического и др.

На определенный период утверждения во всем мире тенденции к глобализации приходится достаточно драматичный этап в истории нашей страны. В 90-е годы прошлого столетия различные экономические, а также политические позиции РФ в процессах глобализации постепенно ухудшались. Хотелось бы отметить, что под воздействием существовавшего системного кризиса, а также не продуманной экономической политики государства, произошло обострение глобальных экономических угроз, все сильнее увеличивалось отставание страны в глобальной конкуренции от различных развитых западных стран, а также ряда развивающихся стран, многих других государств. Только в начале XXI столетия наметился достаточно неустойчивый перелом в определенной динамике развития всей экономики страны, а также в различных процессах встраивания РФ в определенный мировой глобализационный контекст.

Сегодня существенно увеличивается роль определенной внешнеторговой политики как ключевого фактора социально-экономического развития страны, а также инновационного обновления, роста конкурентоспособности всей экономики, разрешения основных социальных задач. Постепенно по мере увеличения определенных объемов российского экспорта, а также интеллектуализации и диверсификации импорта, увеличения масштабов участия российского бизнеса в разных формах международного движения капитала происходит определенная интеграция всей торговой политики в некоторый единый воспроизводственный процесс. Стоит отметить, что происходит достаточно тесное переплетение внешних и внутренних угроз развития всей экономики страны. В некоторую практическую плоскость сегодня встают различные проблемы защиты ключевых национальных интересов в постепенно глобализирующемся мире, прогнозирования и мониторинга тех факторов, которые определяют риски экономической безопасности государства, проблемы систематического анализа его определенного потенциала, а также места в современном мировом хозяйстве.

Определенный внешнеторговый аспект всей экономической безопасности нашей страны имеет некоторую важную особенность, а также потенциальные угрозы. Сформировавшаяся на сегодняшний день некоторая модель международной специализации всей российской экономики, по большей части основанная именно на экспорте энергоносителей и сырья, а также полуфабрикатов и импорте оборудования и машин, узлов, различных компонентов определили всю специфику определенной российской внешнеторговой политики, а также ее определенные защитные приоритеты, основные меры и формы государственного регулирования всей торговой деятельности. Можно говорить о том, что топливно-сырьевая специализация существенно сдерживает увеличение конкурентоспособности государства, делает особенно нестабильным ее геополитическое и экономическое позиционирование в современном мире. Эта модель и определяет всю специфику политики страны в сфере экспорта, а также импорта капитала, его транснационализации, ключевые приоритеты в инвестиционной деятельности, как внутри государства, так и за рубежом, определенную структуру внешней торговли различными продуктами интеллектуальной собственности.

Сегодня для обеспечения определенных интересов экономической безопасности страны особенно актуальным является поиск совершенно новых стратегических ориентиров экономического развития, а также выбор самой современной инновационной модели определенной международной специализации, которая учитывает ключевые национальные интересы в условиях глобализации всего мирового рынка и адекватной производственным и финансово-экономическим, а также интеллектуальным возможностям. В современных условиях стремительно изменяющейся внутренней ситуации, а также глобализации всего мирового хозяйства РФ особенно нуждается в полном пересмотре различных базисных параметров стратегии вхождения в определенный мировой инвестиционный процесс.

Таким образом, определение совершенно новых теоретических подходов, а также практических мер по формированию мер определенной экономической безопасности именно во внешнеторговой сфере страны становится одной из особенно актуальных проблем, а также приобретает высокую народнохозяйственную значимость. Вышеуказанные аргументы и определили выбор темы данной выпускной квалификационной работы.

Данная исследуемая проблема определенной экономической безопасности внешнеторговой сферы РФ находится на стыке совершенно разных направлений, которые охватывают теоретические и практические аспекты определенной внешнеторговой и макроэкономической деятельности. По данным направлениям уже есть значительный, как теоретический, так и практический материал, который отражает общие и частные результаты исследований, определенные используемые авторами новые подходы. При написании выпускной квалификационной работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Авдокушин Е.Ф., Балдоржиев Д.Д., Гордиенко Д.В., Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.И., Одинцов А.А., Прокушев Е.Ф., Хмелев И.Б., Швец М.Ю. и некоторых других.

Объектом выпускной квалификационной работы является внешнеторговая политика государства в условиях современной рыночной экономики.

Предметом выпускной квалификационной работы являются особенности, проблемы и перспективные направления внешнеторговой политики России для обеспечения экономической безопасности.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических особенностей использования инструментов обеспечения экономической безопасности России в интересах активного развития внешнеторговой сферы, выработке на данной основе принципиально важных направлений внешнеторговой политики России.

Гипотеза: рациональная внешнеторговая политика России позволяет существенно повысить экономическую безопасность государства в условиях глобализации мировой экономики.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность экономической безопасности государства;

  • изучить задачи, критерии и угрозы экономической безопасности государства;

  • рассмотреть обеспечение экономической безопасности государства в международной торговле;

  • провести анализ ключевых показателей внешней торговли РФ;

  • определить основные задачи и направления внешнеторговой политики РФ на современном этапе;

  • выявить современные угрозы экономической безопасности РФ;

  • определить основные проблемы и направления развития внешнеторговой политики РФ;

  • рассмотреть сохранение экономической безопасности внешней торговли России в современных условиях.

При написании выпускной квалификационной работы применялся метод обобщения и классификации, метод анализа нормативно-правовых актов и научной литературы, графический метод.

В выпускной квалификационной работе было уточнено понятие экономической безопасности государства, описана зависимость внешнеторговой политики и экономической безопасности государства, определены проблемы и перспективы внешнеторговой политики России.

Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно и разносторонне уяснить сущность и значение внешнеторговой политики России для обеспечения экономической безопасности страны.

Структурно выпускная квалификационная работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы. Во введении ставится ключевая цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы обеспечения экономической безопасности. Во второй главе проводится анализ внешнеторговой политики России и системы экономической безопасности. В третьей главе определяются проблемы и перспективы внешнеторговой политики России и экономическая безопасность страны. В заключении делаются основные выводы по итогам работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность национальной и экономической безопасности государства. Механизм влияния внешнеторговой политики на экономическую безопасность государства.

2. Показатели внешней торговли РФ и направления внешнеторговой политики страны. Основные угрозы экономической безопасности РФ.

3. Совокупность проблем внешнеторговой политики России в современных условиях. Процедуры и направления совершенствования внешнеторговой политики России для сохранения экономической безопасности страны.

Выпускная квалификационная работы состоит из 97 страниц. В работе представлено 11 рисунков, 2 таблицы. При ее написании использовалось 68 источников литературы.

1.1. Экономическая безопасность государства: сущность и содержание

Для осознания и понимания таких категории, как «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» требуется дать характеристику такому термину, как «безопасность», а также определить, в чем же состоит его суть.

Можно сказать, что безопасность является таким состоянием субъекта, когда определенная вероятность изменения каких-либо присущих данному субъекту качеств, а также параметров его внешней среды является низкой, то есть меньше определенного интервала.

Так называемое «желательное» состояние субъекта в первую очередь определяется каким-либо конкретным сочетанием всех параметров жизнедеятельности.

В зависимости от изменений в данном сочетании, будет изменяться также и понятие «желательное» изменение. То есть, можно сказать, что не менее значимым для субъекта является четкая и правильная оценка определенного уровня безопасности.

Хотелось бы отметить, что оценка безопасности определенным субъектом может вообще не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина данного расхождения зависит, в первую очередь, от полноты, а также глубины информации о сложившейся ситуации, а также от степени влияния ее различных изменений на состояние безопасности и прочее. 1

Национальная безопасность является способностью всей нации удовлетворять определенные потребности, которые требуются для ее самосохранения и самовоспроизводства, а также самосовершенствования с наименьшим риском ущерба для базовых ценностей ее современного состояния. Хотелось бы отметить, что национальная безопасность состоит из ряда элементов. Назовем их:

  • государственная безопасность;

  • общественная безопасность;

  • техногенная безопасность;

  • экологическая безопасность;

  • экономическая безопасность;

  • энергетическая безопасность;

  • информационная безопасность;

  • безопасность личности (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1. – Ключевые элементы национальной безопасности

Одной из основных задач национальной безопасности является единство и взаимосвязь, а также сбалансированность абсолютно всех видов безопасности, постоянное изменение их приоритетности именно в зависимости от сложившейся ситуации.

Далее следует рассмотреть такой термин, как «экономическая безопасность». Он появился именно в 70-е годы прошлого столетия. Данный термин особенно быстро получил широкое распространение во всех развитых капиталистических государствах.

В тот период, отстаивая реалистичную оценку всей сложившейся международной обстановки, различные представители, в первую очередь, западноевропейских государств выступили за применение различных экономических методов для обеспечения своей национальной безопасности. Ключевой задачей экономической безопасности можно назвать сохранение, а также существенное укрепление всех позиций государства в мировой экономической системе. 2

Такое понятие, как «экономическая безопасность», начало применяться в лексиконе ученых и исследователей в России, которые работают именно в области управления экономикой, на границе 20 и 21 века.

Можно сказать, что оно было заимствовано из различной зарубежной литературы. В Советском Союзе данные проблемы до этого вообще не рассматривались.

Лишь с началом перестройки в нашу страну начали проникать различные идеи экономической безопасности. Вообще данное понятие является синтетической категорией, которая образована на стыке 2 определенных научных областей, а именно:

  • экономики;

  • политологии.

Очень часто многие авторы при рассмотрении сути данного понятия, дают различные собственные определения, применяя при этом в самых разных сочетаниях категории экономического суверенитета, а также независимости, стабильности и устойчивости, экономических интересов.

Таким образом, можно сказать, что экономическая безопасность является определенным состоянием всей национальной экономики, которое обеспечивает удовлетворение всех жизненно важных потребностей государства в материальных благах в не зависимости от появления в мировой экономической системе или же внутри государства определенных форс-мажорных обстоятельств, как социально-политического, так и экономического или же экологического характера.

Данные обстоятельства могут появляться именно в результате обострения различных межгосударственных отношений, а также появления военных конфликтов, террористических актов, определенной дестабилизации всей внутриполитической ситуации в стране, существенного усиления социальной напряженности и прочего.

Хотелось бы отметить, что экономическая безопасность может быть достигнута лишь тогда, когда определенная степень зависимости государства от доминирующей экономики, и степень обострения внутриполитической и социально-экономической, а также экологической ситуаций не превышают определенного предела, который грозит полной утратой национального суверенитета, кардинальным ослаблением экономической мощи, существенным падением уровня, качества жизни населения или же срывом достижения ключевых глобальных стратегических целей государства.

Определенный уровень экономической безопасности может предопределяться рядом факторов. Рассмотрим данные факторы более подробно: 3

  • геополитическое, а также экономико-географическое положение государства, связанное с ним размещение определенных производительных сил на территории государства, доступ к зарубежным и отечественным стратегическим ресурсам;

  • экономическая, а также военно-политическая мощь государства, его ключевые конкурентные позиции во всей мировой экономической системе по определенным стратегически важным видам всей экономической деятельности;

  • ориентация институциональной системы государства именно на поддержку ключевых отраслей национальной экономики, от которых и зависит в первую очередь экономическая безопасность;

  • приоритеты всей экономической политики страны в отношении детерминант так называемого «национального ромба», которые обеспечивают ключевые конкурентные преимущества отраслей, а также предприятий нэк;

  • приоритеты экономической политики страны в отношении экологической и социально-экономической сферы, которые обеспечивают достижение основных международных стандартов качества жизни всего населения государства;

  • параметры отраслевой, а также региональной структур ВВП, которые учитывают стратегическую значимость ключевых отраслей национальной экономики, некоторых регионов государства для обеспечения общей экономической безопасности;

  • условия, которые определяют основные принципы работы национальной экономики в составе ВТО, а также зависящие от данных условий структуры экспорта и импорта различных материальных благ первого, высшего порядков, нематериальных активов, которые отнесены именно к категории стратегической значимости;

  • наличие определенных резервов особенно стратегически важных материальных благ первого, а также высшего порядков в объемах, которые являются достаточными для обеспечения экономической безопасности именно в условиях различных форс-мажорных обстоятельств.4

Рассмотрим ключевые критерии, а также принципы оценки уровня экономической безопасности. Хотелось бы отметить, что есть определенные официальные показатели оценки некоторого уровня экономической безопасности. Вообще 1996 году Совет безопасности Российской Федерации утвердил ключевые показатели, которые призваны определенным образом охарактеризовать состояние всей экономической безопасности нэк.

Данные показатели стояться по принципу сравнения значений, которые достигнуты в нашей стране, с некоторыми значениями, которые характеризуют общее состояние национальных экономик государств так называемой «семерки» и определенными среднемировыми показателями. Можно сказать, что было выделено 22 показателя.

Различные сравнительные данные, которые были приведены в данном документе, дают возможность сделать ключевые выводы о достаточно тревожном положении, которое сложилось в экономике РФ. Однако они не дают возможности провести оценку предельной степени зависимости всей национальной экономики от современной мировой экономической системы из-за существенного количества действующих одновременно особенно противоречивых факторов, которые, к тому же, обладают особенно высоким уровнем неопределенности их воздействия.

Следует разработать намного более информативную систему оценки, которая дает возможность зафиксировать расхождение всех достигнутых в государстве значений отдельных показателей, а также тех показателей, которые характеризуют состояние экономик прочих государств. 5

Можно сказать, что определенный уровень экономической безопасности нужно вычислять при помощи интегрального показателя, а также некоторой совокупности различных частных показателей, которые дают возможность констатировать тот факт, что уровень безопасности является высоким или же низким, и выбрать ключевые приоритетные направления противодействия всем угрозам.

Вообще данные критерии должны применяться для различных целей исследования всей проблемы экономической безопасности, а также они должны быть составлены именно так, чтобы интегральный показатель мог быть представлен определенной функцией, которая зависит от ряда частных показателей. 6

В данной ситуации оценка при помощи интегрального показателя станет некоторой базой для различных глобальных решений, значения же частных показателей послужат фундаментом для выработки ключевых направлений противодействия конкретным угрозам в рамках данных глобальных решений. 7

Таким образом, можно говорить о том, что экономическая безопасность определяется как состояние определенного субъекта. Вообще экономическая безопасность характеризуется наличием достаточно стабильного дохода и прочих ресурсов, которые дают возможность поддержать определенный уровень жизни на текущий момент, а также в ближайшем будущем. Она состоит из следующих элементов:

  • сохранение уровня платежеспособности;

  • планирование различных будущих денежных потоков определенного экономического субъекта;

  • безопасность занятости.

Можно сказать, что в макроэкономике экономическая безопасность трактуется именно как состояние всего производства в государстве, когда весь процесс достаточно устойчивого развития экономики, а также социально-экономическая стабильность всего общества обеспечивается в не зависимости от наличия, действия различных внешних факторов.

Вообще сама экономическая безопасность обладает достаточно сложной внутренней структурой, где можно выделить 3 ключевых элемента, а это: 8

  • определенная экономическая независимость;

  • стабильность, а также устойчивость;

  • некоторая способность к саморазвитию, а также прогрессу (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Определенная внутренняя структура экономической безопасности

Таким образом, исходя из таблицы 1.1., можно сказать, что такой элемент, как экономическая независимость носить несколько относительный характер. Он подразумевает под собой возможность контроля за различными национальными ресурсами. Второй элемент – стабильность и устойчивость, подразумевает под собой защиту собственности и снижение факторов, дестабилизирующих экономику. И, наконец, третий элемент – способность к саморазвитию и прогрессу, подразумевает под собой формирование наиболее благоприятного инвестиционного климата и повышение уровня квалификации работников и прочее.

Некоторые общие условия, а также факторы выдвигают такое понятие, как экономическая безопасность в ряд понятий, которые и формируют определенный системный взгляд на всю современную жизнь страны и общества.

Ученые и исследователи выделяют ряд факторов, которые и определяют экономическую безопасность именно как целостную систему. Назовем данные факторы:

  • определенные различия в национальных интересах, а также стремление к полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие различных интеграционных процессов;

  • четкая ограниченность различных природных ресурсов, а также разная степень обеспеченности ими некоторых отдельных государств содержит в себе потенциальную возможность обострения, как экономической, так и политической борьбы за использование данных ресурсов;

  • определенный фактор конкуренции, а также его значение в производстве, сбыте продукции, в особенности в сфере финансово-банковских услуг. Умение формировать условия для активного развития всего финансово-банковского сектора, а также отладить его слаженную и четкую работу ставится в один ряд с таким умением, как создание совершенно новых промышленных и сельскохозяйственных технологий. Именно поэтому возрастание конкурентоспособности одних государств, другими рассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их некоторым национальным интересам.

Сегодня в определенных научных кругах РФ, также как и в зарубежных странах, есть разные трактовки такого понятия, как «экономическая безопасность» (таблица 1.2.).

Таблица 1.2. – Различные подходы к формулировке такого понятия, как «экономическая безопасность»

Некоторые ученые, например, Абалкин Л. И., а также Савин В. А. и многие другие, выделяют понятие «угроза экономике», именно как противоположность всей экономической безопасности.

Вся сущность данного понятия заключается именно в том, что при наличии достаточно сильного уровня экономической безопасности существенно снижается риск появления угроз экономике страны.

Достаточно устойчивое, а также динамичное развитие всей национальной экономики, ее высокий уровень эффективности, конкурентоспособность, как на внутреннем, так и на различных мировых рынках сегодня плотно связаны с экономической безопасностью государства. 9

На сегодняшний день такое понятие, как «экономическая безопасность государства» отражает определенную способность политических и правовых, а также экономических институтов страны активно защищать интересы своих основных субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций, а также ценностей.

Современный мировой опыт говорит о том, что сегодня обеспечение экономической безопасности является гарантией независимости государства, а также условием стабильности, высокого уровня эффективности жизнедеятельности всего общества и достижения успеха. Именно поэтому, сегодня обеспечение экономической безопасности принадлежит к важнейшим национальным приоритетам.

Можно сказать, что экономическая безопасность государства – это одна из ключевых составляющих всей национальной безопасности. Определим понятие национальной безопасности. 

Обеспечение экономической безопасности является элементом важнейших функций современного государства. Хотелось бы отметить, что проблема экономической безопасности не может существовать сама по себе. То есть она является определенной производной от задач экономического роста на всех ступенях развития общества.

Четкое и конкретное содержание данной проблемы постоянно изменяется в зависимости от некоторых сложившихся в этот период, как внутренних, так и внешних условий.

Таким образом, можно сказать, что экономическая безопасность является совокупностью определенных условий, факторов, которые обеспечивают независимость всей национальной экономики, некоторый уровень ее стабильности и устойчивости, а также способность к непрерывному обновлению, самосовершенствованию. 10

studfiles.net

Диссертация на тему «Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации экономики (теоретико-методологический подход)» автореферат по специальности ВАК 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

1. Абрамова О.Д. Интеграция России в мировое сообщество: пути, проблемы, перспективы. М. : Изд. РАГС, 2003.- 133 с.

2. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. Под ред. С.А.Ситаряна. М.: изд. «Наука». 2003.- 327 с.

3. Андронова И.В. Внешнеэкономические аспекты национальных интересов России на постсоветском пространстве. М.: Изд. КВАДРИГА, 2010.- 206 с. Астапов К.Л. Некоторые аспекты экономической безопасности России. Изд. МГУ ТЕИС, 2000.- 248 с.

4. Артемов Н.М. Финансово правовое регулирование внешнеторговой деятельности — М.: 1999.- 479 с.

5. Атали Ж. Мировой экономический кризис. Что дальше? СПб. Изд. «Питер». 2009.- 417 с.

6. Бабин Э.П. Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика : учебное пособие М. : Изд. Экономика, 2006.- 319 с.

7. Баранов В.Д. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: РАГС, 2003.- 190 с.

8. Баранов В.Д. Основы правового регулирования внешнеторговой деятельности России. Уч. пособие. М.: Изд. РАГС, 2009.- 293 с. Баранов В.Д. Регулирование международной торговли. Учебное пособие. М.: Изд. МУМ, 2008.- 386 с.

9. Баранов В.Д. Глобализация российской экономики: внешнеторговый аспект. М.: РАГС, 2010.- 283 с.

10. Баранов В.Д. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации. М.: Изд. Социум, 2011.- 217 с.

11. Барлыбаев Х.А. Общая теория глобализации и устойчивого развития М. : Изд. Гос. Думы, 2003.- 335 с.

12. Белоусов А. Эволюция системы воспроизводства российской экономики: от кризиса к развитию M : МАКС-Пресс, 2006.- 209 с.

13. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России. Теория и практика. М.: 2001.- 239 с.

14. Богомолов О. Т. Анатомия глобальной экономики. М., ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.- 215 с.

15. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. М., ЗАО «Издательство Экономика» 2007.- 360 с.

16. Быков О.Н. Образ России как субъекта формирования современного мироустройства. М., ИМЭМО РАН, 2007.- 204 с.

17. Вавилова В.Е. Международная торговля. — М.:, Изд. Экономика 2006.- 287 с. Винод Т. Внешнеторговая политика: опыт реформ. Пер. с англ. М. : ИНФРА-М, 2003.- 411 с.

18. Внешнеэкономические связи России в глобализующемся мире (сценарии до 2025 года): научное пособие для аспирантов и соискателей / А. Н. Барковский и др. М.: ИМЭПИ РАН, 2005.- 135 с.

19. Володин А.Г.и Широков Г.К.Глобализация, начало тенденции, перспективы. Изд. ИВ РАН. М„ 2002.- 247 с.

20. Воробьев А.Е. Национальная экономическая безопасность России. М.: изд. РУДН, 2006.-208 с.

21. Воронин А.Ю. Маликова О.И. Глобализация энергетических рынков и экономический рост в России. СПб. ООО «Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2009.- 214 с.

22. Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы / Е. А. Брагина и др. Отв. ред. И.С.Королев. М. : Изд. Наука, 2003.- 325 с.

23. ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. /Под ред. С.Ф. Сутырина. -М.: Изд. Эксмо, 2008.- 395 с.

24. Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ -47). М.: ВАВТ, 2001.- 191 с.

25. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России Под ред. Колесова В.П. М. : Изд. «Теис», 2002.- 631 с.

26. Глобализация и национальные финансовые системы / Всемирный банк. Под ред. Дж. А. Хансона, П. Хонохана, Дж. Маджнони ; пер. с англ. М. : Изд. Весь Мир», 2005. - 106 с.

27. Глобализация и регионализация: факторы формирования геополитического пространства. / Широков Г.К., Володин А.Г., Лунев С.И., Салицкий А.И. и др./ М.: ИМЭМО РАН, 2006.- 299 с.

28. Глобальные трансформации. Политика, экономика и культура / Д. Хелд и др. Пер. с англ. М.: Изд. Праксис, 2004.- 575 с.

29. Глобализация : учебник. Под общ. ред. В.А. Михайлова, B.C. Буянова. М. : Изд-во РАГС, 2008.- 544 с.

30. Глобализация: Россия и ВТО / под общ. ред. В.А. Михайлова, В.И. Кушлина, B.C. Буянова. М. : Изд. РАГС, 2005.- 308 с.

31. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России /Под ред. И.П. Фаминского. -М.: Республика, 2004.- 396 с.

32. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.- 95 с.

33. Данильцев А. В. Международная торговля: инструменты регулирования. М.: Издательский Дом "Деловая литература", 1999.- 293 с.

34. Дежина И.Г. Государственное регулирование науки в России. М,: Изд. Магистр, 2008.- 430 с.

35. Дэниеле Дж. Д., Радеба Л. X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. — М.: Изд. Дело, 1994.- 274 с. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация М. : Изд. Экономика, 2007.271 с.

36. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. М. : ГОУВПО ВАВТ, 2008.- 347 с.

37. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. М.: Изд. «Экономика» 2003.-314 с.

38. Европейские прямые инвестиции в России / Рук. авт. коллектива Е.С. Хесин, Ю.И. Юданов, отв. ред. A.B. Кузнецов. М.: ИМЭМО РАН, 2006.-211 с.

39. Емельянов Е.В. США: наука и внешнеэкономическая экспансия. М.: Изд. Наука, 2008.- 186 с.

40. ЕС и Россия. От прямых капиталовложений к инвестиционному сотрудничеству. Отв. Ред. А.В.Кузнецов. М.:, Изд. Наука, 2008.- 334 с. Загашвили B.C. Актуальные проблемы экономической безопасности России. М.: Изд. Наука, 1994.- 72 с.

41. Загашвили B.C. Экономические интересы России в условиях глобализации. М.: Изд. Магистр, 2010.- 429 с.

42. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М., Международные отношения, 2003,- 242 с.

43. Иванов Н.П. Глобализация и проблемы социально-экономического развития России. М.: ИМЭМО РАН, 2002.- 258 с.

44. Иновационные приоритеты государства /Отв. ред. A.A. Дынкин, Н.И. Иванова. -М.: Наука, 2005.- 275 с.

45. Инновационные процессы в энергетическом комплексе: зарубежный опыт и российские проблемы. Отв. ред. Дынкин A.A., Иванова Н.И. М.: ИМЭМО РАН, 2007.- 352 с.

46. Инновационный путь развития для новой России. Под ред. В.П. Горегляда. М.: Изд. «Наука», 2005.- 343 с.

47. Исингарин Н. К. Проблемы интеграции в СНГ. Алматы: Изд. Атамура, 2000.279 с.

48. Ихценко, Е.Г. Россия в мировом инвестиционном процессе. М.: Изд. РАГС, 2006.- 336 с.

49. Комплексная оценка последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и разработка предложений по обеспечению экономической безопасности России / Рук. авт. коллектива И.С. Королев. М.: ИМЭМО РАН, 2000.- 314 с.

50. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. Научн. рук. А.А.Дынкина и Ю.В.Куренкова. М.: Изд. «Международные отношения», 2003.- 376 с.

51. Конкурентоспособность России вусловиях глобализации. Под общ. ред. В.К. Егорова, С.В. Степашина. М.: Изд. РАГС, 2006.- 446 с.

52. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 20002015 гг./ Под ред. A.A. Дынкина. М.: Изд. Наука, 2000.- 352 с.

53. Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность. М.: Изд. Феникс, 2007.- 208 с. Кротов М. И. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия. СПб.: Изд. СПб. ун-та, 2001.- 309 с.

54. Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. 4-е изд. М.: Изд. Экономика, 2002.- 479 с.

55. Кузнецов A.B. Интернационализация российской экономики. Инвестиционный аспект. М., Изд. «Ком Книга», 2007.- 284 с. Интеллектуальная собственность в России и ЕС. Под ред.

56. М.М.Богуславского и А.Г. Светланова. М.: Изд. Волтерс Клувер, 2008.- 284 с. Кудашкин В.В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами: принципы государственной политики. М.: Изд. Воениздат, 2001.- 338 с.

57. Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. М.: Изд. Статут, 2008.- 349 с.

58. Куренков Ю.В.Эволюция промышленности в современном мире. М., Изд. ИМЭМО РАН. 2006.- 309 с.

59. Кучеренко, A.B. Транснациональные компании России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М.: Изд. «Научная книга, 2006.- 122 с. Кушлин В.И. Траектории экономических трансформаций. М., изд. Экономика, 2004.- 310 с.

60. Либман A.M., Хейфец Б.А. Экспансия российского капитала в страны СНГ. -М.: Изд. Экономика, 2006.- 365 с.

61. Лисоволик, Я. Д. Конкурентная Россия в мире "конкурентной либерализации".-М. : Изд. Экономика, 2007.- 445 с.

62. Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.- 456 с.

63. Логинов Е.Л. Системные проблемы экономической безопасности. М.: Изд. Научтехлитиздат. 2007.- 332 с.

64. Логинов В.П. Перспективы свободного рынка России. М. : Изд. Наука, 2007.303 с.

65. Лось В.А. Глобализация и переход к устойчивому развитию М. : Изд. РАГС, 2008.-315 с.

66. Марченко, М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М. : Изд. «Проспект», 2008.- 399 с.

67. Международная безопасность России в условиях глобализации. Под ред. В.А. Михайлова, В.С.Стоянова. М.: изд. РАГС, 2007.- 462 с.

68. Меняющийся мир и Россия. /Рук. авт. колл. Лисов А.Г. М.: Изд. ИМЭМО РАН, 2004.- 234 с.

69. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. Под ред. И.С. Королева. М.: Изд. «Юрист», 2003.- 397 с.

70. Мировая экономика: прогноз до 2020 г. Под ред. A.A. Дынкина. М.: Изд. «Магистр»., 2007.- 430 с.

71. Мировой кризис: угрозы для России. М.: Изд. ИМЭМО, 2009, 183 с. Мировой кризис и глобальные перспективы энергетических рынков. М.: Изд. ИМЭМО РАН, 2009.- 150 с.

72. Мировой кризис: угрозы для России. Сост. и науч. ред. С.В:Чебанов.- М.: Изд. ИМЭМО РАН, 2009.- 197 с.

73. Новиков М.М'. Регулирование внешней торговли в условиях членства в ВТО. М.: Изд. Научная книга, 2005.- 107 с.

74. Одинцов A.A. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства. М.: изд. Академия, 2006.- 258 с.

75. Олехнович Г.И. Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации. Минск, 2006.- 128 с.

76. Основы торговой политики и правила ВТО. Под ред. Данильцева A.B. М.: Изд. Международные отношения. 2005.- 445 с.

77. Постсоветское пространство в глобализирующемся мире. Проблемы модернизации / отв. ред. J1. 3. Зевин. СПб.: Изд. Алетейя, 2008.- 312 с. Перегудов С.П. Корпоративный капитал в мировой и российской политике. М.: Изд. ИМЭМО РАН, 2005.- 99 с.

78. Перегудов С.П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М.: Изд. Наука, 2003.-317 с.

79. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. Отв. ред. В.А. Мартынов, B.C. Автономов, И.М. Осадчая М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.- 417 с.

80. Перекал, В. В. Глобализация и государство : монография. М. : Изд. «Палеотип», 2004.- 214 с.

81. Перекал В. В. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика России. — М.: Анкил, 2007.- 207 с.

82. Портер М. Международная конкуренция. М.: Изд. Международные отношения, 1993.- 896 с.

83. Постиндустриальный мир и Россия. Отв. Ред. Хорос В.Г., Красильщиков В.А. М., Изд. УРСС, 2006.- 614 с.

84. Правовая поддержка иностранных инвестиций в России / Ред. и сост.: И.Г. Шаблинский. М. : Изд. «Альпина Бизнес Букс», 2006,- 208 с. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под. ред. М.Г. Делягина. М.: Изд. Инфра-М, 2000.- 342 с.

85. Россия и глобализация: международные аспекты / Отв. ред. М.Г. Носов. -М.: Наука, 2006.-288 с.

86. Смирнов П.С. Хребтов В.А. Россия на пути в ВТО. Рынок финансовых услуг. М.: Изд. «Консалтбанкир», 2000.- 138 с.

87. Современный глобальный капитализм/Ф. Д. Бобков и др. Послесл. Осипова

88. Г.В. М. : Изд. «ОЛМА-пресс», 2003.- 315 с.

89. Сорос Дж. Заметки о глобализации. Перевод с англ. М. Изд. « ЭКСМО», 2004.- 206 с.

90. Структурная и институциональная модернизация экономики России: секторальный анализ в контексте мирового развития. Отв. ред. Ю.В. Куренков. М.: Изд. Наука, 2006.- 423 с.

91. Техническое регулирование: теория и практика. Под ред. В.Г. Версана.- М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2006.- 305 с.

92. Фаминский И.П. Глобализация — новое качество мировой экономики : учеб. пособие. М.: Изд. Магистр, 2009.- 367 с.

93. Фархутдинов И.З.Международное инвестиционное право. Теория и практика применения М.: Изд. Волтерс Клувер, 2005, 237 с.

94. Финансовый кризис в России и в мире / Под ред. Е. Т. Гайдара. М.: Изд. «Проспект», 2009.- 206 с.

95. Формирование корпоративного сектора экономики России в свете зарубежного опыта / Науч. рук. В.Б. Кондратьев. М.: Изд. ИМЭМО, 2009.396 с.

96. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М.: Изд. Международные отношения, 2003.- 399 с.

97. Шумский Н. Н. СНГ: проблемы и перспективы развития. Мн.: Изд. «Технопринт», 2001.- 234 с.

98. Ханян, А. Э. Россия и ВТО. Мировой и отечественный опыт стимулирования и регулирования притока иностранных инвестиций. М.: Изд. Научная книга.2007.- 159 с.

99. Шишаев А.И: Регулирование международной торговли товарами- М.: Изд. Центр экономики и маркетинга, 1998,- 173 с.

100. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., Изд. НП «111 тысячелетие», 2001.- 271 с.

101. Шишков Ю.В. Интернационализация производства новый этап развития мировой экономики. М.: ИМЭМО РАН, 2009.- 185 с.

102. Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., Изд. Международные отношения, 2004.- 507 с.

103. Шифф М.и Уинтерс Алан JI. Региональная интеграция и развитие. Пер. с англ. М.: Изд. «Весь Мир», 2005.- 375 с.

104. Экономическая теория на пороге 21 века. Под ред. Осипова Ю. M. М.: Изд. Юристъ, 2003.- 768 с.

105. Экономика недропользования /Под ред. К.В. Папенова. М.: Изд. ТЕИС, ТК Велби, 2006.- 511 с.

106. Экономическая безопасность. Под ред. В.А.Богомолова, второе издание. М. Изд. УНИТИ, 2010.- 328 с.

107. Экономическая безопасность. Производство, финансы, банки/Под общ. Ред. В.К.Сенчагова, М.: Изд. Финстатинформ, 1998.- 359 с.

108. Экономические стратегии стран СНГ и Россия. Монография./А.Н.Барковский и др. М.: Изд. РУДН, 2003.- 297 с.

109. Законодательство Российской Федерацииредакции, действующие на 31.03.2011 года)

110. Гражданский кодекс РФ.Ч.4, оті8.12.2006 № 230-ФЭ Налоговый кодекс РФ. 4.1, от 31.07.1998 № 146-ФЗ Налоговый кодекс РФ. 4.2, от 05.08.2000 № 117-ФЗ Таможенный кодекс РФ от 28.05. 2003 № 61-ФЗ

111. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07. 1995 №101-ФЗ

112. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.11.1995 № 157-ФЗ

113. Федеральный закон «Об экспортном контроле в Российской Федерации» от 18.07. 1999 № 183-ФЭ

114. Федеральный закон «О безопасности» от 05.03.1992 №2446-1 (ред. от 26.06.2008)

115. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ

116. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ

117. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ

118. Федеральный закон «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 № 86-ФЗ Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01.1998 № З-ФЗ

119. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.1997 № 100-ФЗ

120. Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8.12.2003 № 163-Ф3

121. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 1Э2-ФЗ

122. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 № 126-ФЗ

123. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 04.08.1996 № 85-ФЗ

124. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12. 1995 № 225-ФЗ

125. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 № 170-ФЗ

126. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12. 2003 № 173-ФЭ

127. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ Федеральный закон « «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 117-ФЗ

128. Федеральный закон « «О карантине растений» от 15.007.2000 № 99-ФЗ Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 №29-ФЗ

129. Федеральный закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 09.07.2002 № 82-ФЗ

130. Федеральный закон « Патентный закон Российской Федерации» от 07.02. 2003 № 22-ФЗ

131. Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» от 20.07. 2004 № 72-ФЗ

132. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ

133. Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных учреждений» от 21.07.2005 №94-ФЗ

134. Указ Президента РФ «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» от 29.04.1996 № 608.1. Зарубежные источники

135. BP Statistical Review of World Energy 2007.

136. Business Guide to the World Trading System. — Geneva. Second Edition. ITS/ CS, 1999.

137. Competitiveness Report 2007-2008 // World Economic Forum. Geneva. IEA ups demand growth forecast for 2009. Reuters.

138. Dunning J.H. Multinational Enterprises and the Global Economy.- Wokingham, 1993.

139. Global Economic Prospects. The International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank, 2008.

140. Globalization, Growth and Poverty: Building an Inclusive World Economy. World Bank and Oxford University Press, N.Y., 2002.

141. Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI. 2008. IMD World Competitiveness / yearbook, 2008. -Lausanne, 2008. Competitiveness Report 2007-2008 // World Economic Forum. Geneva, 2009.

142. UNCTAD. World Investment Prospects Survey-2009-2011. Geneva, UNCTAD, World Investment Report 2006: FDI from Developing and Transition Economies.

143. OECD Report. Science, Technology and Industry. Paris.

144. Walter Goode. Dictionary of Trade Policy Terms. Geneva, WTO, 1999.

145. Bown Ch.P. Trade remedies and World trade organization dispute settlement: whyare so few challenged. Washington, World bank, 2005.

146. World Trade Organization. Annual Report. Geneva, 2008.

147. Guide to the World Trading System. 2008.

148. OECD. Bulletin of 9th Global Forum on Competition, 18-19 February,2010,Paris. Guardian,1.derman D. Geopolitical interests and preferential access to U.S. markets. Washington, World bank, 2005.

149. UNCTAD (2006). World Investment Report, 2006, Cross-border Mergers and Acquisitions and Development, Geneva and New York, United Nations. UNCTAD. Report of world trade. N.Y., 2007.

150. World Trade Organization, Council for Trade in Services Special Services. Communication from the European Communities and Their Member States. Regional Integration and the Multilateral Trading System. Synergie and Divergence. OECD, Paris, 1996.

151. World Economic Forum. Global Competitiveness Report 2005-2006. Geneva, Switzerland, 2007.

152. World Economic and Social Survey 2000 (Trends and Policies in the World Economy) / N.Y.: United Nations, 2000;

153. World Investment Report 2006. Transnational Corporations and Export/ UNCTAD. Geneva, 2006.

154. World Investment Report 2008 transnational Corporations and the Infrastructure Challenge. New York, Geneva: UNCTAD, United Nations Publication, 2008.

155. World Investment Report 2008: Transnational Corporations and the1.frastructure Challenge. New York, Geneva: UNCTAD, United Nations Publication, 2008.

156. World Development Indicators database. World Bank, revised 19 September 2009; International Trade Statistics 2009. WTO.

157. World Investment Report 2006. Transnational Corporations and Export. UNCTAD. Geneva, 2006.

158. WWF. Russian Companies in the 21st Century. N.Y., 2007.

159. Специализированные зарубежные издания.

160. OECD. Monthly report. Paris 2006-2010.

161. UNCTAD. World Trade Report, Geneva, 2003, 2005,2007.

162. UNCTAD. Report of world trade. N.Y., 2004- 2007.

163. World Trade Organization. Annual Report. Geneva 2003-2008.

164. World Investment Report 2006. Transnational Corporations and Export.1. UNCTAD. Geneva, 2006.

165. UNCTAD. World Investment Report, 2004- 2006, 2008.1. Business Week.1. Economist

166. European Management Journal1. Handelsblatt,1. Neue Züricher Zeitung1. Guardian1. Forbes (русская версия).

167. Специализированные периодические российские издания

168. БИКИ, изд. ВНИКИ, 2003-2010.

169. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. М., изд. ВНИКИ. 2004-2011.

170. Ж. Вопросы экономики. Ж. МЭиМО. Ж. Российский внешнеэкономический вестник. Ж.Проблемы теории и практики управления. Ж. Финанс.

www.dissercat.com

Основные аспекты обеспечения внешнеэкономической безопасности России

Данная работа посвящена основным направлениям обеспечения внутренней и внешней экономической безопасности Российской Федерации, выявлены предпосылки возникновения необходимости замещения импорта, основные направления, по которым необходимы программы поддержки и стимулирования. Используя возможности результатов анализа импортозамещения в России. Проанализирована статистика импорта, экспорта РФ в соответствии с данными Росстата и Федеральной Таможенной Службы. Из проделанного анализа сделаны соответствующие выводы и рекомендации по реализации процесса замещения импорта.

За последние 20 лет новые возможности глобализации позволили сформировать и стабилизировать условия для торговли между странами и международного бизнеса, которые улучшились к настоящему времени. Были существенно изменены много правил и требований политических, экономических, идеологических и связанных с таможней границ между странами и областями мира [21].

На протяжении веков политика, являясь концентрированным выражением экономики, под воздействием интересов и амбиций правителей всегда пыталась ущемить национальные экономические интересы неугодных им государств, делая их более послушными и сговорчивыми, вводя различного уровня и масштабов экономические санкции. В настоящее время санкции, например, действуют против Ирака, Кубы, Северной Кореи и т.д. Что без сомнения сказывается на эффективности мировой торговли, национальной и международной логистики, товаропроводящих и торговых сетях [1,2].

С началом кризиса в Украине США и Евросоюз, а также другие страны ввели антироссийские санкции для изменения позиции Российской Федерации по крупным международным вопросам. Россия незамедлительно в ответ ввела санкции, установив запрет на ввоз некоторой продукции из США и стран ЕС. В связи с изменением торговых международных отношений со западными странами, в России с целью обеспечения своей внутренней и внешней экономической безопасности постепенно начал активизироваться процесс импортозамещения. Поэтому в связи со сложившейся ситуацией многие ученые и исследователи утверждают, что процесс замещения импорта нужно обязательно стимулировать и гарантировать обеспечение различных условий, в том числе налоговых для инвесторов, готовых делать свой вклад в импортозамещение, например, президент предложил дать право регионам сократить до нуля налог на прибыль в инвестоконтрактах [3-9]. На сегодняшний день, доля импорта в российской экономике крайне высока. Согласно данным Росстата Россия импортирует товары основных отраслей промышленности:

  • Машины, оборудование и транспортные средства (25484.2 млн. долл. США)
  • Текстиль, текстильные изделия и обувь (5029.7)
  • Продукция химической промышленности, каучук (12148.5)
  • Продовольственные товары и сырье (4921.1)
  • Металлы и изделия из них (1969.3) и др.

Можно сделать вывод, что процесс импортозамещения черезвычайно необходим, чтобы обрести независимость нашей страны. Импортозамещение - это уменьшение или прекращение ввоза определенного товара, установленного государством, путем производства в стране такого же товара или схожего с ним по характеристикам товар. Целями замещения импорта являются [10]:

  1. Установление национальной и государственной безопасности РФ.
  2. Обретение независимости в технологиях в слабо развитых областях производства.
  3. Способствование формированию положительной разницы между денежными поступлениями и расходами торгового баланса.
  4. Формирование национальных лидеров для успеха на внешнем рынке.

Вопрос импортозамещения зависит также от решения ряда проблем [9]:

Первая - Усиление промышленной базы. Для того, чтобы заменить какой-то продукт, необходимо произвести внутри страны аналог, который, как минимум, не уступал бы его зарубежным аналогам по качеству и характеристикам.

Вторая – это однобокость экспортируемых продуктов. В основном Россия экспортирует сырье. Падение цен на нефть показало слабость нашего экспорта, и появилась необходимость в разнообразии экспортируемых продуктов.

Третья - Неразвитость инфраструктуры. Отсутствие качественных автомобильных и железных дорог приводит к дороговизне товаров, которые производятся внутри России. Отсюда выходит, что проще купить импортный аналог, так как он дешевле сам по себе, чем отечественный продукт.

Четвертая – кадровый дефицит. Конечно, в первую очередь речь идет о строителях, работниках на производстве и работниках сельского хозяйства. Российское образование воспитало работников офиса, которые почти не способны к серьезному труду, в том числе интеллектуальному, не говоря уже о физическом. К сожалению, в России на сегодняшний день сильная нехватка инженеров и сельскохозяйственных рабочих.

Пятое – изношенность станков и заводов. Многие заводы находятся в заброшенном состоянии, большинство из них построены еще с советских времен. Машиностроение в стране отсутствует, и сейчас нет возможности обновить станочный парк, кроме как покупая зарубежные средства производства.

Анализ важнейших секторов экономики Российской Федерации, а также слова Президента РФ в обращении к Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года позволяет дают понимание о том, что многие отрасли экономики необходимо развивать.

В апреле 2015 года Минпромторг, Минкомсвязь, Минтранс и Минэнерго России разработали 19 отраслевых программ замещения импорта на ближайшее время [9]. Намечены мероприятия в определенных отраслях промышленности:

  • Фармацевтическая промышленность;
  • Тяжелое машиностроение;
  • Программное обеспечение (софт) ЭВМ;
  • Самолетостроение;
  • Кораблестроение.

Необходимо отметить, что в экономической изоляции импортозамещение приведет к политике догоняющего развития. Уже сейчас видно, что меры по применению программы замещения импорта вступают в силу, заметна положительная динамика импортозамещения. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на статистику Федеральной таможенной службы и Росстата. Вся статистика исчисляется за январь-октябрь 2015 (в сравнении со статистикой за январь-октябрь 2014) [10,12,14].

Импорт России в январе-октябре 2015 года - 152,1 млрд. долларов США. Для сравнения с этим же периодом предшествующего года он снизился на 38,3%. Ввоз из стран дальнего зарубежья: машины и оборудование - 47,6 % (в 2014 году составлял 50,4%). Стоимостный объем ввоза этой продукции уменьшился по сравнению с предыдущим на 41,4%, в том числе: механического оборудования – на 33,8%, электрооборудования – на 37,6%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 54,7%, инструментов и аппаратов оптических – на 36,1%. Количество импорта легковых автомобилей сократилось на 51,3%, грузовых – на 71,5%.

Удельный вес продукции химической промышленности - 19,3% (в 2014 году – 16,8%). По химической промышленности объем ввоза продукции (стоимостный) понизился по сравнению с 2014 годом на 28,9%, а физический объем – на 16,3%. Количество поставок средств косметики уменьшилось на 15,9%, пластмасс и изделий из них – на 28,3%, каучука, резины и изделий из них – на 24,2%. Доля ввоза продовольственных товаров и сырья для их производства в январе-октябре 2015 года на уровне 13,5% (13,2 % - 2014 год). Стоимостные и физические объемы поставок продовольственных товаров сократились по сравнению с январем-октябрем 2014 года – на 36,8% и 23,3% соответственно.

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в январе-октябре 2015 года -5,8% (в январе-октябре 2014 года – 5,7%). Стоимостный объем данной категории товаров по сравнению с 2014 годом уменьшился на 37,4%, а физический – на 30,8 %.

На рисунке 2 изображен ввоз продовольственных товаров. В валюте он достиг свой минимальный показатель в феврале 2015 г. (56,7% от уровня 2014 г.), после которого продолжился неустойчивый рост: в июле он составил 63,2% от уровня июля 2014 г.

Рис. 1. Импорт сельхозсырья и продовольствия (1-24 ТН ВЭД), 2014-2015 гг. / 2013-2014 гг., %

По данным Центрального таможенного управления внешнеторговый оборот г. Москвы за 9 месяцев 2015 года составил в текущих ценах 160058.8 млн. долларов и по сравнению с 9 месяцами 2014 года сократился на 37.5%, в том числе экспорт – 106117.5 млн. долларов, сократился на 36.5%, импорт – 53941.3 млн. долларов, сократился на 39.4% [12,13].

Товарная структура экспорта и импорта в страны СНГ и дальнего зарубежья за 9 месяцев 2015 года изображена на таблице 1.

Таблица 1. млн. долларов США

Всего

в том числе

Экспорт

Импорт

дальнее зарубежье

страны СНГ

экспорт

импорт

экспорт

импорт

Продовольственные товары и сырье

1374.0

4921.1

1264.6

4768.3

109.4

152.8

Минеральные продукты

95735.6

735.4

93492.0

450.7

2243.6

284.7

Продукция химической промышленности, каучук

2002.3

12148.5

1737.0

12030.0

265.3

118.5

Древесина и целлюлозно-бумажные
изделия

189.6

859.1

152.0

695.1

37.6

164.0

Текстиль, текстильные изделия и обувь

74.9

5029.7

58.0

4866.6

16.9

163.1

Металлы и изделия из них

376.1

1969.3

348.9

1850.1

27.2

119.2

Машины, оборудование и транспортные средства

3577.2

25484.2

3420.4

25185.9

156.8

298.3

Итого

106117.5

53941.3

103215.2

52447.3

22902.3

1494.0

Взглянув на эту таблицу можно сделать элементарный вывод, что Россия очень много импортирует из стран дальнего зарубежья (52447.3 млн. долл. США), при маленьком количестве экспорта. Да, общее количество экспорта превышает общее количество импорта, но это только потому, что Россия может “похвастать” только лишь экспортируемыми минеральными продуктами (93492.0 млн. долл. США), которые составляют почти всю долю экспорта РФ. Необходимо стимулировать процесс импортозамещения и выходить на внешние рынки в других отраслях промышленности, и занимать там лидирующие позиции. Процесс замещения импорта в России имеет хорошие перспективы, в том числе это показывает и статистика импорта/экспорта со странами дальнего зарубежья, которая была представлена выше. Связано это с большим количеством причин.

Во-первых, у российских предприятий есть доступ к нужному сырью, природным ресурсам. Ведь Россия славится своими территориями и большими запасами природным ресурсов.

Во-вторых, издержки производства при образовании предприятия в России во многих случаях будут меньше, чем за рубежом, потому что отечественный производитель пользуется дешевизны некоторых природных ресурсов.

В-третьих, в Российской Федерации есть заметный потенциал в сфере технологий. Пока что он реализуется в основном в сфере ВПК.

Четвертая причина – большое преимущество России в природных запасах перед США и странами ЕС.

Из этого всего следует, что России можно и нужно обретать независимость, стимулируя процесс импортозамещения, выходя на новый уровень, экспортируя не только минеральные продукты, но и продовольственные товары, энергооборудование и т.д. А также активизировать логистические потоками со странами Евроазиатского таможенного союза [15,16]. Даная работа выполнена в научной школе кафедры логистики Государственного университета управления [17.18] в соответствии с методическими положениями и рекомендациями [19,20].

novainfo.ru