Воспитание как социокультурное явление – Вопрос 1 Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Образование как социокультурный феномен и социокультурный процесс. Воспитание в педагогическом процессе.

Содержание

Воспитание как социокультурный феномен. Теоретико-методические основы воспитания педагогического процесса.

ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Рассматривается возможность успешного осуществления учебно-воспитательного процесса при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в вузе.

Изменения в социально-экономической, политической и других сферах нашего общества требуют переосмысления, новых подходов к различным феноменам. Одним из таковых является социализация личности. Структурными элементами процесса социализации являются обучение, воспитание и образование. Предметом нашего обсуждения является воспитание. Воспитание есть философско – педагогическая категория, которая во все времена привлекала пристальное внимание философов, ученых, религиозных деятелей. Каждое историческое время вносило свои коррективы в выработку механизмов, принципов, ценностных ориентиров воспитания. Воспитание в высшем учебном заведении реализуется через воспитательный процесс – это взаимодействие педагогов и студентов с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

Существовавшая в течение последних десятилетий система воспитания была разрушена, на ее смену не пришла более совершенная. Сегодня возникла проблема: создание современной системы воспитания и содержательное ее насыщение. В силу этого приходиться обращаться к самому понятию «воспитание». Существует множество определений данного понятия. В широком смысле слова под воспитанием понимается процесс и результат системы целенаправленных воздействий на личность, включающий в себя и усилия самого воспитуемого (самовоспитание). В узком смысле слова под «воспитанием» понимается передача, усвоение и приобретение определенного жизненного опыта в социуме в определенных социокультурных условиях. Это создание условий для проявлений личностной ориентации и выработки внутренних мотивов личности.

С нашей точки зрения, воспитание есть деятельность, социальный институт, система отношений. С точки зрения деятельностного подхода, воспитание представляет собой процесс, включающий следующие структурные элементы:

■ Субъект;

■ Объект;

■ Цель;

■ Средства;

■ Результат.

Применительно к нашему характеру труда, в широком смысле слова под субъектом воспитательной деятельности понимается вся университетская организация, которая руководствуется в своей деятельности миссией, главными целевыми установками в процессе подготовки специалистов. В узком смысле слова субъектом выступает конкретная личность (будь то преподаватель или представитель учебно-вспомогательного персонала). Воспитание не ограничивается временными рамками и конкретными субъектами-исполнителями. Это непрерывный вневременной процесс, в котором принимают участие все.

Объектом воспитательной деятельности выступает студенчество как токовое, студенческие группы, отдельно взятый студент, а также студенческие формальные и неформальные образования. Между субъектом и объектом воспитательной деятельности возникают субъектно-объективные, объектно-субъективные, субъектно-субъектные, объектно-объектные отношения. То есть в воспитательном процессе субъект и объект могут меняться ролями: не только преподаватель воспитывает, но и студент воспитывает преподавателя, возникают отношения между студентами, между преподавателями и т.д.

Многообразие субъектно-объектных отношений можно классифицировать по различным основаниям. Стихийные отношения характеризуются непреднамеренным, неконтролируемым взаимодействием. Сознательные отношения основываются на заранее поставленных целях. Индивидуальные и групповые отличаются по степени вовлеченности в отношения субъектов и объектов. Позитивные и негативные отношения отличаются по результату. Интенсивные и экстенсивные отношения отличаются друг от друга по методам воздействия, глубине и степени проникновения в содержание воспитательного процесса.

Цели воспитательного процесса могут быть различными. Система воспитания во многом зависит от закономерностей, которые определяют организацию воспитания и педагогическую инструментовку воспитательного процесса. Но во все времена в конечном итоге основополагающей оставалась главная цель – это формирование такого типа личности, которое определялось социальным заказом общества, в котором осуществлялся этот процесс. В современном обществе на передний край выступает преодоление отчуждения человека от его сущности. Воспитательный процесс требует усилий, материальных и духовных затрат.

Цель воспитательной деятельности может достигаться решением нескольких основополагающих задач.

1. Воспитание личности происходит только в ее активном включении в деятельность.

2. Воспитание осуществляется в процессе стимулирования активности формируемой личности. Большую роль в активности и развитии человека играет интерес, мотив деятельности. Поэтому одной из задач воспитания является формирование здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения).

3. Воспитательный процесс должен быть признан гуманностью и уважением к личности воспитуемого, сочетающиеся с высокой требовательностью. Современная разобщенность в обществе привела к усилению отчуждения, развитию замкнутости, эгоизма. Трудно ожидать положительного эффекта от воспитания в том случае, когда субъект и объект не воспринимают друг друга. Необходимо помнить, что в университетскую среду вливаются молодые люди, которые прошли через воспитание различными социальными институтами, привившие им ту или иную систему ценностных ориентаций, норм, правил, требований.

4. В воспитательном процессе воспитуемый должен видеть, чувствовать перспективу своего роста, личностного совершенства.

5. В воспитательном процессе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых. Индивидуализация воспитательного процесса, пожалуй, самая сложная часть воспитания. Обычно программы, системы, нормативно-правовые документы рассчитаны на обезличенный объект воспитательного процесса. Идеология настраивает воспитателей на некоторый усредненный вариант деятельности. Но, как известно, наиболее эффективной бывает индивидуальная работа.

6. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

В соответствии с поставленной целью выбираются средства, принципы и методы воспитательной деятельности. Средством воспитания, прежде всего, выступает пример, который воспитатель подает воспитаннику, а затем приказ, требование, запрет, убеждение и т.д. Среди основополагающих принципов воспитания можно выделить: обязательность-это принцип, который не является рекомендацией воспитателю. Это неукоснительное правило, нарушение которого может повлечь за собой правовую ответственность воспитателя, например нарушение прав человека, унижение достоинств личности и т.д.

В своем становлении человек подвергается воздействию двух программ: социальной и биологической. В силу этого, необходимо учитывать психологические особенности индивидуума в воспитательном процессе. Психологическая субъективность индивида проявляется в избирательности сознании, эмоциональной окрашенности мотивов, представлений, потребностей и умений. Процесс развития личности является глубоко индивидуальным.

Личность формируется через ее активное социокультурное действие, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Целенаправленность личности человека предполагает ее проектирование не на основе общеустановленных шаблонов, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, в котором учитываются его конкретные социальные и психофизиологические особенности.

Личности должна быть представлена возможность самореализации, самовыражения, самораскрытия. Все это осуществляется в практической деятельности. Здесь проверяются, выверяются и адаптируются к реальной жизни идеальные представления, ценностные ориентиры и т. д. В этом процессе полученные знания превращаются в убеждение личности, становятся мировоззрением.

Специфика гуманитарного понимания воспитательных явлений и процессов, проектирования и освоения воспитательной деятельности заключается в том, что:

■ воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека;

■ воспитательный процесс — это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде;

■ механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином. Ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов. Эти особенности в равной мере характеризуют и профессиональное воспитание студентов вуза. Способность преподавателя к осуществлению воспитательных функций в этом понимании определяется его предрасположенностью к качественным самоизменениям, со-трансформации во взаимодействии со студентом, его позицией педагогической поддержки самостановления будущего специалиста в едином пространстве ценностно-смыслового взаимодействия, когда сам преподаватель как субъект деятельности, реализуя свою профессионально-педагогическую позицию, получает возможность все время развиваться, профессионально взаимодействуя со студентом.

Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в вузе.

Итак, воспитание – сложный противоречивый процесс, в котором принимают участие два равноправных агента. Это дорога с двусторонним движением. Воспитание достигает положительных результатов в том случае, когда оно представляет собой систему, включающую в себя единство практического и теоретического уровня, когда в нем органически сочетаются традиции и новации.

Основными элементами современной системы воспитания являются: Общественная направленность, связь воспитания с жизнью, трудом, гуманизация воспитания, индивидуально-личностный подход.

Человек является итогом и субъектом воспитательного процесса. В результате воспитания в нем должны сформироваться гражданская позиция, чувство патриотизма, высокий уровень духовной культуры, потребность в творческой деятельности, чувство коллективизма, потребность в дальнейшем физическом и духовном совершенстве.

 

students-library.com

Введение. Воспитание как социокультурное явление

Воспитание как социокультурное явление

воспитание семейный педагогический

Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.

Разницу в определениях можно обнаружить, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация.

Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания – социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

1. Понятие процесса воспитания

В процессе воспитания прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы развития детей.

В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного воспитания человека.

В период Средневековья, с III по XIV в., большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.

В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский) на первый план вышли вопросы организации обучения, воспитания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его интересов.

А.С. Макаренко

А.С. Макаренко в «Лекциях о воспитании» говорил – воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое.

Семейное воспитание (воспитание детей в семье) – общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Воспитание – очень легкое дело, воспитание – счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания, считал А. Макаренко.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитарный, демократический и попустительский.

Ян Комменский Амомс

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Иоганн Фридрих Гербарт

Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Задачи нравственного воспитания: 1. Удерживать воспитанника; 2. Определять воспитанника; 3. Устанавливать чёткие правила поведения; 4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5. Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание — стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Религиозный интерес у детей надо возбуждать как можно раньше и постоянно развивать. Религия требует чувства смирения и необходима как сдерживающее начало. Ввёл в науку понятие «воспитывающее обучение». Воспитывающее обучение не должно отделять сообщение знаний от пробуждения умственной самодеятельности учащегося. Именно этим последним свойством, а не вопросом о чистом знании или об его пользе определяется та точка зрения, которой должно держаться воспитывающее обучение. Можно утверждать, что именно Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», чем как бы подвел итог длительным поискам педагогической мысли в этом направлении. Излагая свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт пытался развести логику обучения с логикой воспитания, исходя из того, что преподавание должно вестись в двух направлениях: «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, анализируя действительность с ее «недостатками и нуждами», чтобы подготовить воспитанника к встрече с ними. Можно утверждать, таким образом, что понимание Гербартом воспитывающего обучения исходило из того, что специфические по своим функциям воспитание и обучение взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой. При всех недостатках односторонне психологического обоснования идеи воспитывающего обучения его несомненное достоинство заключалось в том, что Гербарт стремился рассматривать душевную жизнь как единое целое. Он исходил из того, что метод обучения должен основываться на психологических началах, так как все развитие личности совершается изнутри. Именно в этом направлении шли все его дидактические поиски. Есть достаточные основания утверждать, что связанная с именем Гербарта опытная психология и его идеи воспитывающего обучения явились важной вехой на пути теоретической разработки основ школьного воспитания и образования в конце XIX — начале XX в.

К. Маркс и Ф. Энгельс

В отличие от предшествующих теоретиков, неправомерно трактовавших воспитание как самостоятельную силу, направляемую волей и сознанием воспитателей, основоположники марксизма установили, что воспитание обусловлено господствующими в данное время общественными отношениями, которые в свою очередь определяются способом производства. Воспитание не является неизменной категорией, оно имеет исторический характер и изменяется вместе с изменением общества.
Большую роль в становлении педагогики как науки сыграло открытие Марксом и Энгельсом классового характера воспитания. Они пришли к выводу, что со времени возникновения классового общества эксплуататорские классы превращают воспитание в орудие угнетения трудящихся, в средство укрепления своего господства. Возражая современным им теоретикам, которые пытались оспаривать классовую природу буржуазного воспитания, основоположники марксизма писали в “Манифесте Коммунистической партии”: “А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д.? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание, они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса .

Жан-Жак Руссо

В современном Руссо обществе бытовало понимание воспитания как переделывание ребенка взрослыми по установленному образцу с помощью литературы, религии и т.п. и превращение его путем обучения в такого человека, который нужен для соответствующего «места» в обществе. Руссо противопоставил такому воспитанию личность, воспитанную средствами природы, с собственными естественными интересами, руководствующуюся в жизни собственными природными способностями. Если господствующее воспитание стремилось сделать человека выдрессированным и постигшим все тонкости этикета, то для Руссо воспитанный человек – это глубоко человечная личность, добившаяся развития своих способностей и дарований.

«Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека. Он принуждает одну почву питать растения, выращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобразное, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа – не исключая и человека: и человека нужно ему выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду».

Так существующее воспитание, ломая ребенка, портит его. И все это потому, что человека готовят для «своего места» в обществе согласно с положением его родителей: быть военным, адвокатом, служить церкви.

Такое воспитание вредно для воспитанника. Руссо призывает к другому. «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». Нужно научить ребенка выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, жить в любых условиях. Но «жить – это не значит дышать: это значит действовать… пользоваться нашими органами, чувствами, способностями, всеми частями нашего существа… Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь».

Итак, цель воспитания – сделать воспитанника человеком, воспитать в нем прежде всего черты, нужные любому человеку.

Кто является воспитателем? По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания: природа, вещи, люди.

Воспитание дается нам или природою, или людьми, или вещами, но, считает Руссо, результат достигается в воспитании тогда, когда они не противоречат друг другу.

Природа как источник воспитания – это внутреннее развитие способностей и органов чувств человека. Природа в данном контексте – это природные данные ребенка, которые он имеет от рождения. Это развитие мало поддается влиянию воспитателя, но следует воспитывать ребенка согласно его природе.

От вещей, т.е. от окружающего мира, ребенок получает много. Ребенок появляется на свет «чувственно восприимчивым» и получает различные впечатления от окружающего; по мере роста у него накапливается все больше знаний, они расширяются и укрепляются. При этом развиваются способности. Здесь роль воспитателя тоже ограничена.

Основное воспитание зависит от людей: родителей, воспитателей, учителей. Им предстоит позаботиться о том, чтобы природа человека проявилась наиболее полно. Привести в гармонию действие перечисленных факторов и предстоит воспитателю.

Идеалом Руссо представляется человек в его естественном, не испорченном обществом и воспитанием состоянии. «Если вы хотите, чтобы он сохранил свой оригинальный вид, берегите этот вид с той самой минуты, как ребенок является в мир… без этого вы никогда не добьетесь успеха»2. Для того чтобы ребенок сохранил свое естественное состояние, нужно естественнее воспитание.

Руссо считает большим заблуждением педагогов стремление искоренить инстинктивные склонности ребенка. Существующая система воспитания портит совершенную природу ребенка. Человек по натуре добр, но общество портит и развращает его. «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным», – утверждает Руссо.

Условием сохранения естественного состояния является свобода, она несовместима с тиранией воспитателя. Эмиль воспитывается так, что не чувствует гнета воспитателя. Он делает то, что ему захочется. Его обучение состоит в том, что он больше спрашивает, чем отвечает, его воспитатель больше отвечает, чем спрашивает. Но спрашивает Эмиль то, что хочет от него воспитатель. Руссо пишет, что пусть воспитанник считает себя господином, а на деле господин – воспитатель, пусть думает, что он действует по своему желанию, на самом же деле это желание воспитателя: «Конечно, он должен делать только то, что хочет; но он должен хотеть только того, чего вы от него хотите». «Нет подчинения столь совершенного, как то, которое сохраняет наружный вид свободы», – утверждает Руссо.

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

· младенчество – от рождения до 2 лет;

· детство – от 2 до 12 лет;

· отрочество – от 12 до 15 лет;

· юношество – от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

ped.bobrodobro.ru

Воспитание как социокультурное явление – Информация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: Воспитание как социокультурное явление

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса 32 гр.

Маринина А.А

Проверила: Щелина Т.Т.

 

 

 

 

 

Арзамас, 2012 г.

Содержание

 

Введение

. Понятие и сущность процесса воспитания

. Особенности процесса воспитания

. Воспитание как общественное и педагогическое явление

. Средства и методы воспитания

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

воспитание семейный педагогический

Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.

Разницу в определениях можно обнаружить, сопоставляя значения понятий взаимодействие и руководство. Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация.

Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания – социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

 

1. Понятие процесса воспитания

 

В процессе воспитания прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы развития детей.

В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного воспитания человека.

В период Средневековья, с III по XIV в., большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.

В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский) на первый план вышли вопросы организации обучения, воспитания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его интересов.

А.С. Макаренко

А.С. Макаренко в Лекциях о воспитании говорил – воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое.

Семейное воспитание (воспитание детей в семье) – общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редк

www.studsell.com

4. Этапы процесса воспитания как социокультурного явления

Процесс воспитания – динамичный, непрерывный, непрерывный. Его движущими силами являются совокупность противоречий, решение которых способствует продвижению к новым целям. Различают внутренние и внешние противоречия.

Внутренние противоречия:

а) противоречие между растущими социальное значимыми задачами, которые необходимо решить воспитаннику, и возможностями, которые ограничивают его поступки и действия;

б) противоречие между внешними воздействиями и внутренними стремлениями питомца.

Внешние противоречия:

а) несоответствие между воспитательными воздействиями школы и семьи;

б) столкновение организованного воспитательного влияния школы со стихийным воздействием на школьников окружающего мира;

в) неодинаковое отношение к ученикам учителей, которые не всегда придерживаются принципа единства требований;

г) противоречие, порождена тем, что отдельные ученики, которые имеют опыт негативного поведения, постоянно конфликтуют с педагогами, одноклассниками, родителями.

Хотя внешние противоречия являются временными, они могут снижать эффективность воспитательного процесса. Поэтому выявление их и устранение должны находиться всегда в центре внимания педагогов. Но самый важный фактор – профилактическая работа по предотвращению таким противоречиям.

Педагог должен представить процесс воспитания как последовательность этапов, знание которых поможет ему спланировать воспитательную работу, предусмотрев ее содержание и методику проведения на каждом этапе.

Первый этап. Определяют совокупность черт и свойств личности, следует сформировать у воспитанника, то есть формируют идеал, происходит осознание воспитанниками нужных норм и правил поведения. Преобладают словесные методы воспитания и личный пример воспитателя.

Второй этап. Изучают индивидуальные особенности воспитанника (или коллектива), его положительные черты, недостатки в характере и поведении, определяют, какие черты не сформирован, а какие находятся в стадии зарождения. Происходит переход знаний в убеждения – твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которыми воспитанник руководствуется в жизни.

Третий этап. Реализуется программа воспитания, т.е. запланированные воспитательные мероприятия, предусматривающий привлечение воспитанников к различным видам деятельности, участие в которых способствует формированию у них опыта поведения в соответствии с идеала.

Четвертый этап. Побуждение учащихся к самостоятельной работе по развитию личности. Когда ученик начинает заниматься самообразованием и самовоспитанием, можно считать, что в воспитании достигнуто четвертого этапа.

На всех этапах процесса воспитания осуществляют педагогическое руководство, управление этим процессом.

5. Закономерности и принципы воспитания

Закономерность – это упорядоченность педагогических явлений, относительная устойчивость устойчивых, влияющих факторов, систематических связей между объектами.

Закономерности воспитания – это устойчивые, повторяющиеся, объективно существующие существенные связи между элементами воспитательного процесса, реализация которых способствует обеспечению эффективности развития личности школьника. Закономерности педагогического процесса описывают внутренние его существенные противоречия, связи и взаимосвязи.

Существенное место в организации и управлении учебно-воспитательным процессом играют принципы воспитания, которые рассматриваются в единстве с принципами образования и принципами обучения и труда.

Принцип – руководящая идея, требование к деятельности и поведения, исходное положение, вытекающее из установленных закономерностей процесса, и которое предполагает учет внутренних и внешних связей между компонентам.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выявлены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Принципы имеют объективную основу – закономерные связи в воспитательном процессе, а также определенную методологическую направленность и базируется на диалектико-материалистической концепции человека, отвечают потребностям ее самореализации и актуальной задачей возрождения национальной культуры, становления украинской государственности. В таблице 1.1. приведена взаимосвязь общих закономерностей и общих принципов воспитания.

Общие закономерности воспитания.

Общие принципы воспитания

1. Цель, характер и содержание воспитания: оговариваются объективными потребностями общества, интересами государства и господствующих классов, социокультурными и этническими нормами и традициями.

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип субъектности – развитие способности ребенка осознавать свое “Я”.

2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью воспитательных воздействий: воздействий объективных и субъективных факторов.

1. Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций.

2. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей ребенка.

3. Принцип согласованности прямых и параллельных педагогических воздействий.

3. Положительная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, требовательным и почтительным к ней отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития.

1. Принцип личностно ориентированного подхода

2. Принцип гуманистической направленности воспитания. в воспитании.

3. Принцип опоры на положительное.

4. Эффективность воспитания определяется степенью собственной активности личности, содержанию и способам организации деятельности, к которой она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей.

1. Принцип деятельностного подхода.

2. Принцип стимулирования активности личности, ее участие в социальном полезной и значимой деятельности.

3. Принцип согласованности педагогического руководства деятельностью и развития инициативы и самостоятельности воспитанников.

4. Принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности.

5. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией воспитательных воздействий и взаимоотношений.

1. Принцип целостного подхода в воспитании.

2. Принцип ориентации педагогической. деятельности и взаимодействия на формирование сознания и опыта деятельности.

3. Принцип эстетизации детской жизни.

6. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлено способностью воспитателей понять стремление юного человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых способов педагогического воздействия

1. Принцип сотрудничества, партнерства в воспитательных отношениях.

2. Принцип активизации морально-волевых сил ребенка и пробуждение непосредственного интереса к делу.

Основными принципами процесса воспитания в национальной системе образования Украины признаются следующие:

1. Принцип единства общечеловеческого и национального – формирование национального сознания, любви к родной земле и своему народу; овладения украинским языком, привитие уважительного отношения к культуре, наследию, традициям, овладения достижениями мировой культуры.

2. Принцип природовидповидности воспитания – учет многогранной целостной природы человека, возрастных и индивидуальных особенностей детей. анатомических, физиологических, психологических, национальных и региональных особенностей.

3. Принцип культуросообразности воспитания – органическая связь с историей народа, его языком, культурными традициями, обеспечение духовного единства поколений.

Принцип культуросообразности, за П.Флоренский, определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растит и питает личность, а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры. Это означает, что культурное ядро ​​содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношения к ребенку строиться исходя из восприятия ее как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Педагогика все больше обращается к культурологического подхода при изучении процесса воспитания и образования человека. Культурологический подход требует рассматривать педагогику как часть духовной культуры общества, предполагает адаптацию воспитания и образования к конкретному культурной среды, а это значит, что очень существенным является осмысление культурного достояния родного края, страны, всего мира. Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.

Функции культуровидповидного воспитания:

– Создание различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение опыта культуровидповиднои поведения;

– Оказание помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.

4. Принцип активности, самодеятельности и творческой инициативы учащейся молодежи – сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, утверждение жизненного оптимизма;

5. Принцип гуманизации воспитания – создание условий для формирования лучших свойств и способностей ребенка, источников ее жизненных сил; гуманизация отношений воспитателя и воспитанников.

6. Принцип демократизации воспитания – избегание авторитарного стиля воспитания, восприятия личности как высшей социальной ценности, признание его права на свободу, на развитие способностей и проявление индивидуальности.

7. Принцип непрерывности и преемственности воспитания – достижение целостности и преемственности в воспитании.

8. Принцип единства обучения и воспитания – развитие и формирование личности, приобщение ее к национальной и мировой культуры. Приобретения знаний, выработки отношений и ценностей, которые в конечном счете обусловливают мировоззрение и идеалы человека.

9. Принцип етнизации воспитательного процесса – наполнение воспитания национальным содержанием, что предполагает формирование самосознания гражданина.

10. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса.

11. Принцип последовательности, систематичности и вариативности форм и методов воспитания.

12. Принцип интегративности – единство педагогических требований школы, семьи и общественности.

13. Принцип воспитания в деятельности и общении.

14. Принцип стимулирования ребенка к самовоспитанию.

15. Принцип целостного подхода к воспитанию.

studfiles.net

Воспитание как социокультурное явление – Информация

Информация – Педагогика

Другие материалы по предмету Педагогика

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: Воспитание как социокультурное явление

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса 32 гр.

Маринина А.А

Проверила: Щелина Т.Т.

 

 

 

 

 

Арзамас, 2012 г.

Содержание

 

Введение

. Понятие и сущность процесса воспитания

. Особенности процесса воспитания

. Воспитание как общественное и педагогическое явление

. Средства и методы воспитания

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

воспитание семейный педагогический

Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.

Разницу в определениях можно обнаружить, сопоставляя значения понятий взаимодействие и руководство. Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация.

Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания – социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

 

1. Понятие процесса воспитания

 

В процессе воспитания прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы развития детей.

В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного воспитания человека.

В период Средневековья, с III по XIV в., большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.

В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский) на первый план вышли вопросы организации обучения, воспитания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его интересов.

А.С. Макаренко

А.С. Макаренко в Лекциях о воспитании говорил – воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое.

Семейное воспитание (воспитание детей в семье) – общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редк

geum.ru

Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Базовые теории воспитания и развития личности.

ТОП 10:

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определи­лись различные подходы к объяснению этой категории.

Воспитание как социальное явление– сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. В связи с этим обеспечивается движение общества, взаимодействие поколений, преемственность в овла­дении культурными ценностями цивилизации.

Воспитание как педагогический процесс– специально организо­ванная деятельность педагогов и воспитанников, направленная на разви­тие и формировании качеств личности в соответствии с принятыми на данном этапе исторического развития идеалами и ценностями.

В истории педагогической мысли сложилось несколько точек зре­ния на происхождение воспитания и различные подходы к его рассмот­рению как социально-педагогического явления:

– эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, А. Эспинас)
признает ведущую роль биологического фактора;

– психологическая теория (П. Монро) признает ведущую роль пси­хических процессов;

– социально-классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) ориентирует на соотнесение сущности воспитания с социально-классовой структурой общества, коммунистической идеологией;

– цивилизационный подход (Г. Б. Корнетов) рассматривает вос­питание в контексте развития человеческой культуры, цивилизации в целом;

– культурно-антропологический подход (К. Д. Ушинский, Б. М. Бим-Бад, В. П. Зинченко) признает человека главным субъектом воспитания, выступающего потребителем и носителем культуры; следовательно, успешное решение задач воспитания – важнейшее условие и основа раз­вития человеческой культуры.

Содержание воспитания –составные части целостного воспитательного процесса: умственное, нравственное, физическое, эстетическое, гражданское и т.д.

Воспитание гражданскоеформирование гражданствен­ности как интегративного качества личности. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура. Основная цель В.г. — воспитание в че­ловеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, уважения ее законов и подчинения им, потребно­сти в деятельности на благо общества, расовой и нацио­нальной терпимости.

Воспитание духовное— воспитание ценностного отноше­ния к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармони­ческое развитие человека; воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыс­лям человека.

Воспитание нравственноецеленаправленное формиро­вание системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом об­щественных моральных требований и норм, прочной си­стемы привычного повседневного морального поведения.

Воспитание трудовоецеленаправленная совместная де­ятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, пси-хол. готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Воспитание умственное— процесс формирования, на­правленный на развитие интеллектуальной культуры лич­ности, познавательных мотивов, умственных сил, мышле­ния, мировоззрения и интеллектуальной свободы лично­сти.

Воспитание физическое— система физического совершен­ствования человека, направленная на правильное физи­ческое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высо­кой физической работоспособности и выработку потребно­сти в постоянном физическом самосовершенствовании

Воспитание этическое— выработка правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, созна­тельной дисциплины.

Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого. Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании добродетелей актуальны и по сей день. По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные направления которой отличались значительным разнообразием. Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков. Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания, теоретиком которого считается И. Гербарт. Теория Гербарта ставит целью формирование у ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор, запрещение и наказание. В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и др.). Многообразие подходов к воспитанию, созданных за века развития педагогической мысли, отразилось в современных базовых теориях воспитания и развития личности. Современные базовые теории воспитания и развития личности,как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности. Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.) которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший оригинальную воспитательную систему (сам Дьюи называл её инструментализмом). Основные положения прагматической теории воспитания: – воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни; – опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности; – практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе; – содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка. Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы. В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность воспитания. Идеи таких выдающихся деятелей неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми. Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта. Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.): – отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления; – гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений; – создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка. На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность. Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться. Неотомизм – религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей». Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке. Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул → реакция» положением о подкреплении: «стимул → реакция → подкрепление». Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. В качестве важных задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности, предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной техники для обработки диагностических данных.

 




infopedia.su

3. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Воспитание как социокультурное явление

Похожие главы из других работ:

Влияние средств массовой информации на воспитание подрастающего поколения

1.1 Воспитание как педагогическое явление

Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества. Воспитание – процесс систематического целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности…

Воспитание нравственности в современной школе

1. Возникновение воспитания. Воспитание как общественное явление

Педагогика как наука сформировалась значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает – воспитание. Когда же возникло воспитание? Это не простой вопрос…

Методика и методология курса “Социология науки” с экологической составляющей

Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Образование в социально-территориальных системах

1.3 Образование как социально-педагогическое явление

С точки зрения социально-педагогической, смысл образования заключается в изменении образов не только индивидов, но и социальных групп, которые также могут являться и чаще всего являются субъектами образования…

Образование как общественное явление и педагогический процесс

1. Образование как общественное явление

Латинский термин “культура” означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку…

Общие представления о педагогической деятельности

1. Педагогическая деятельность как общественное явление. Понятие педагогической деятельности

В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга той деятельностью, которую осуществляют. Итак, педагогическая деятельность (далее – ПД) – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей…

Организация и проведение факультативных занятий по иностранному языку в средней школе

1. Факультативные занятия как педагогическое явление

Факультативные занятия, ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Большое развитие внеклассная работа получила в 20е годы ХХ века…

Патриотическое воспитание в средних общеобразовательных школах

1. Патриотизм как социальное и педагогическое явление

В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования [7]…

Педагогика детства

Глава 1. Детство как психолого-педагогическое явление

Педагогика джентльменского воспитания

2.2 Общественное воспитание

Англичанам присущ практический подход к морально-этическим проблемам. Другими словами, им свойственно вкладывать сугубо практический смысл и в такие вопросы, которые у других народов рассматриваются только в духовном плане. Школа, религия…

Работа социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей

1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % – от состояния окружающей среды…

Роль образования в формировании культуры личности

1.Образование как общественное явление

Образование в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…

Система воспитания в Британии

3. Общественное воспитание

Англичанам присущ практический подход к морально-этическим проблемам. Другими словами, им свойственно вкладывать сугубо практический смысл и в такие вопросы, которые у других народов рассматриваются только в духовном плане. Школа, религия…

Система общественного дошкольного воспитания в Украине в 1991–2011 гг.

Раздел I. Общественное дошкольное воспитание в независимом украинском государстве

Социальная среда как средство воспитания младших школьников

2.1 Социализация как социально-педагогическое явление

Раньше проблемы образования и способы их раз решения усматривались в развитии разума человек; как основы всякой культуры, теперь же сам разум рассматривается как соответствующий результат социально-культурной эволюции, традиции…

ped.bobrodobro.ru