Примерный режим дня студента – Режим дня студентов – Введение в педагогической профессии Библиотека русских учебников

Содержание

Режим дня студента - стр. 2

ГЛАВА 3. РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТА

Известно, что рациональный режим дня является одним из факторов, обеспечивающих высокую работоспособность и хорошую успеваемость.

Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких не­дель заранее продуманного и разумно составленного рас­порядка дня поможет выработать у себя дина­мический стереотип. Его физиологическая основа – формирование в коре больших полушарий определенной по­следовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Павлов подчеркивал, что его создание – длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к ра­зумно организованному распорядку дня помогают под­держивать в течение учебного года хорошую работоспо­собность.

Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий обучения и быта. Большое влияние на организм студентов младших курсов оказывает изменение привычного образа жизни. Увеличение объема получаемой информации, непривычная в сравнении со школой форма ее подачи, необходимость самостоятельно распределять свое время и организовывать быт повышают нагрузку на психо-эмоциональную сферу. При длительном сидении понижаются обменные процессы во внутренних органах, что снижает работоспособность организма и в первую очередь коры головного мозга.

Для сохранения высокой умственной работоспособности необходимо строгое ежедневное выполнение студентами режима: подъем и отход ко сну, прием пищи, чередование видов работ в определенной последовательности, а также ежедневный и еженедельный отдых в одно и то же время.

Выходные дни лучше всего использовать для максимального отдыха на свежем воздухе.

В режиме дня каждого студента непременно должны быть предусмотрены: ежедневная утренняя гимнастика, водная процедура (обтирание, душ), прогулка на свежем воздухе, 2-3 физкультурные паузы по 5-7 минут для активного отдыха через каждый час умственной деятельности, занятие каким-либо видом спорта, 3-4 – разовый прием пищи, активный дневной и вечерний отдых, часы для самообслуживания и спокойный сон.

Необходимо в режиме суток предусматривать 8 часов сна. Особенно большое значение имеет сон при напряженной умственной и физической работе, в частности, во время подготовки к зачетам и экзаменам. Лучшим временем для ночного сна считается период от 22-23 часов вечера до 6-7 часов утра. Однако организм легко приспосабливается и к любым другим часам ночного отдыха, но важно, чтобы они были постоянными. Из причин, вызывающих расстройство сна, нарастание

утомляемости, нарушение аппетита, необходимо отметить общее несоблюдение режима, малую двигательную активность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, засыпание и пробуждение в разное время.

Учитывая вышеизложенное, следует правильно использовать установленные перерывы во время академических занятий и по возможности выходить на свежий воздух, особенно в теплое время года. В период перерыва обязательно проветривать помещения. После окончания занятий необходимо иметь перерыв полтора – два часа активного отдыха, включая и время на обед.

В зависимости от биоритмов человека его трудоспособность различна в разное время суток. Максимальная трудоспособность в период с 10 до 12 и с 16 до 18 часов.

Для обеспечения плодотворной умственной деятельности необходимо помнить не только о правильном чередовании труда и отдыха, но и о других необходимых условиях, а именно: о постепенном вхождении в работу, о ее ритмичности, соблюдении определенной последовательности и систематичности и о необходимом благоприятном отношении к данной работе.

Самостоятельные занятия надо начинать с легких элементов (с просмотра, повторения ранее изученного материала), а через 45-60 минут, когда продуктивность достигнет высокого уровня, можно браться за наиболее сложный – новый материал, постепенно уменьшая умственную нагрузку к концу занятий. Между каждым часом работы не следует забывать о кратковременных интервалах в виде физкультминуток.

Самым напряженным и ответственным периодом для студентов являются зачетно – экзаменационные сессии. Поэтому особенно важным является соблюдение режима и сбалансированности питания в период экзаменационной сессии, которая требует мобилизации ряда физиологических систем организма. У студентов, систематически работающих над усвоением материала, утомляемость в период экзаменационной сессии значительно ниже, а успеваемость выше, чем у не соблюдающих режим учебных занятий. В зачетно – экзаменационный период, когда освобождается время от академических занятий, следует составлять новый распорядок дня, сохраняя основные принципы равномерного распределения времени на занятия, отдых и сон. Необходимо оставлять незыблемыми уже ранее выработанные привычки – в одно и то же время спать и питаться, делать утреннюю гимнастику, физкультурные паузы во время занятий и прогулки на свежем воздухе.

В день сдачи экзамена или зачета также нельзя нарушать режим дня и следует максимально беречь нервную энергию. Накануне экзамена нужно вовремя лечь спать.

Утром рекомендуется проделать все привычные гимнастические процедуры, затем остаток времени до начала экзамена погулять на свежем воздухе. После сдачи экзамена или зачета необходимо отдохнуть и вовремя лечь спать.

В период сессии необходимо обратить внимание и на питание: увеличивать в рационе долю продуктов, содержащих полноценные белки и витамины, повышающих эмоциональную стойкость организма и его трудоспособность. Недостача витаминов приводит к появлению раздражительности, нарушению сна, ухудшению памяти, плохому настроению.

Нервные клетки очень чувствительны к недостатку пищевых веществ, необходимых для их нормальной трудоспособности. Снижение уровня глюкозы в крови, которое возникает при нерегулярных приемах пищи, тормозит деятельность коры головного мозга – возникают головные боли, резко снижается внимание и трудоспособность.

Установлено, что студенты, соблюдающие режим, имеют достаточно свободного времени, в среднем от 2 до 4, а некоторые – более 5 часов. У этих студентов находится время на общественную работу, занятия физкультурой и спортом, художественной самодеятельностью, хобби.

Следует также учитывать, что далеко не у всех лю­дей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психиче­ских процессов улучшается к вечеру. Появляется жела­ние заниматься. Утром же они никак не могут «раска­чаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.

Однако с помощью волевых усилий человек в состоя­нии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной работы.

Примерный распорядок дня студентов, проживающих в общежитии колледжа, занимающихся в 1-ю смену

Время суток, ч.

Элементы режима дня

7.00—7.05

Подъем, уборка постели

7.05—7.15

Утренняя гимнастика

7.15—7.35

Умывание, закаливающие процедуры

7.35—8.05

Завтрак

8.05—8.10

Ходьба в колледж

8.15—11.30

Учебные занятия

11.30—12.00

Обед

12.00—15.20

Учебные занятия

15.20—16.30

Прогулка на свежем воздухе, отдых, полдник

16.30—18.00

Занятия в спортивной секции или самостоя­тельные занятия физическими упражнениями (3—5 р. в неделю)

18.30—19.30

Самоподготовка

19.30—20.00

Ужин

20.00—22.00

Спокойный отдых, самоподготовка

22.00–23.00

Подготовка ко сну

 

Таким образом, зная рассмотренные закономерно­сти, можно правильно построить свой режим дня, который будет оптимальным для поддержания высокой умственной и физической работоспособности, что в свою очередь непременно станет основой для высокой успеваемости и хорошего настроения в течение всего учебного года.

ГЛАВА 4. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его развития.

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности.

Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательный компонент здорового образа жизни.

Составляющими двигательной активности являются утренняя гимнастика, регулярные занятия физической культурой и занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные раз­влечения, туризм.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы.

Исследования доказали, что регулярные занятия физической культурой способствуют сохранению постоянства внутренней среды, повышают иммунологическую реактивность организма, увеличивают жизненную ёмкость лёгких, уровень тканевого дыхания, улучшается регулирующее влияние центральной и вегетативной нервной системы на сосудистый тонус, что проявляется в нормализации артериального давления. Начинает функционировать большое количество ранее бездействовавших капилляров, что благоприятно сказывается на кровоснабжении органов и тканей и уменьшает сопротивление току крови. Регулярные занятия физическими упражнениями, особенно циклического характера (бег, плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, гребля, езда на велосипеде) влияют на процессы обмена веществ в тканях, тормозя процесс старения.

Для нормального развития и функционирования организма, сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный и максимальный уровни двигательной активности.

Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальный уровень отделяет чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности.

Двигательная активность современного студента характеризуется недостаточностью движений, что вызывает целый ряд функциональных и в дальнейшем органических изменений, а так же болезненных симптомов, отмечаемых во всех почти органах и системах организма. Такое явление получило название “гипокинетической болезни” или

гипокинезии.

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза, которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности.

Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является сердечно – сосудистая система. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание, и даже при небольшой нагрузке развивается кислородная недостаточность. В дальнейшем снижение физической активности способствует развитию сердечно – сосудистых заболеваний – артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца и других.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма; нарушается обмен веществ, устойчивость к гипоксии.

Недостаток нервных импульсов при гипокинезии способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов.

Для того чтобы увеличить двигательную активность и избежать гипокинезии необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Занятия физкультурой должны сочетаться с отказом от вредных привычек, полноценным сном, рациональным питанием, соблюдением режима дня.

  2. Регулярно посещать занятия физкультурой. Одежда для занятий должна быть спортивной, соответствующей времени года и погодным условиям.

  3. Во время занятий и лекций проводить физкультминутки.

  4. Во время перемен на лекции обязательно выходить из лекционного кабинета и проветривать помещение.

  5. Ежедневно выполнять упражнения утренней гимнастики.

  6. Посещать занятия спортивных секций и кружков колледжа.

  7. По возможности посещать бассейн или фитнес-клубы.

  8. Ежедневно проходить пешком не менее 2 км (или не менее 30 минут).

  9. При выборе видов двигательной активности отдавать предпочтение занятиям циклического характера (бег, плаванье, ходьба на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде). Наиболее полезными для здоровья считаются следующие виды физической культуры и спорта:

    • Быстрая ходьба – один из самых удобных видов физических упражнений. Шаг должен быть шире, а темп интенсивнее, чем при обычной ходьбе, скорость от 4 до 9 км в час, обувь при этом должна быть удобной.

    • Бег трусцой. По сути, это просто медленный бег. Считается лучшим средством для укрепления сердечно-сосудистой системы. Необходима соответствующая обувь.

    • Плавание. При плавании задействуются все основные группы мышц. Оно также помогает сохранить подвижность суставов и не менее полезно для сердечно-сосудистой системы, чем бег трусцой, при этом создает более мягкую нагрузку на организм.

    • Езда на велосипеде. При этом сжигается до 700 калорий в час. Единственное условие, предъявляемое к этому виду – это быть внимательным и соблюдать меры предосторожности на дороге.

    • Силовые упражнения и растяжка. Такие упражнения не только укрепляют мышцы, но и повышают плотность кости, а также способствуют сжиганию жира. Многие специалисты также советуют делать растяжку для развития гибкости и улучшения кровообращения.

  10. Во время занятия спортом соблюдать питьевой режим. Через каждые 15 минут тренировки можно сделать несколько глотков прохладной воды (не газированной!). По окончании занятия нужно восполнить запасы воды в организме – в течение пары часов после их завершения понемногу выпить 500-1500 мл воды или других напитков.

  11. Контролировать объем двигательной активности и физических нагрузок в зависимости от самочувствия, состояния сердечно – сосудистой системы (пульс, артериальное давление), дыхательной системы (появление одышки).

  12. Не заниматься спортом в период обострения заболеваний, при высокой температуре и других болезненных состояниях.

Необходимо понять самое главное: наш организм устроен так, что он просто нуждается в постоянном движении. Для этого нужно самодисциплина и организованность. Всякое занятие чем-либо требует усилий, особенно тех, которые связаны с физической активностью, но все неудобства не идут ни в какое сравнение с опасностями, которые кроются за пассивным образом жизни. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека, направленной на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.

ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

Питание является основной биологической потребностью человека и древнейшей существенной связью живого организма с окружающей средой. Качество питания оказывает большое влияние на состояние здоровья и качество жизни.

Рациональное, здоровое питаниеэто питание, которое удовлетворяет потребности организма в необходимых питательных веществах – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах.

Во всем мире широкое распространение получила концепция рационального сбалансированного питания, включающая следующие положения:

  1. Питание должно быть сбалансировано по химическому составу в отношении основных питательных веществ.

  2. Правильное соотношение незаменимых пищевых веществ (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода).

  3. Рациональный режим питания.

  4. Продукты должны быть доступны по усвояемости или перевариваемости

  5. Энергетическая ценность пищевого рациона должна соответствовать энергетическим тратам организма человека, которые зависят от профессии, характера трудовой деятельности, домашней работы, образа жизни, возраста, массы тела, пола, физического состояния, воздействия всевозможных факторов внешней среды.

Режим питания – это соблюдение интервалов между приемами пищи, частота приема пищи в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности и состояния здоровья, в частности, функционального состояния желудочно – кишечного тракта, состояния его ферментативной системы. Рекомендуется, чтобы прием пищи происходил через 4-5 часов. Есть желательно в определенные часы, лучше всего установить 4-х разовое питание. Не рекомендуется принимать пищу реже 3-х раз в день.

Физиологические нормы питания являются средними ориентировочными величинами, отражающими оптимальные потребности отдельных групп населения в основных пищевых веществах и энергии. В основу положены дифференцированные подходы в зависимости от профессиональной деятельности, то есть энергетических трат, возраста, пола, физического состояния и климатических условий проживания.

По энергетическим тратам все трудоспособное население делится на 5 групп. Студенты относятся к 1 группе (умственный труд людей 18-29 лет), их суточная потребность в белках, жирах, углеводах и энергии в таблице:

пол

белки, г

жиры, г

углеводы, г

энергия, ккал

всего

в том числе животные

мужчины

91

50

103

373

2800

женщины

78

43

88

324

2400

Поскольку студенты относятся к категории людей умственного труда, им можно рекомендовать обязательное употребление следующих продуктов, содержащих микроэлементы и биологически активные вещества, стимулирующие работу головного мозга, так называемое «меню для интеллектуалов»:

    • северные ягоды: морошка, брусника, клюква, черника – улучшают микроциркуляцию, снабжение мозга и периферических тканей кислородом и глюкозой, укрепляют иммунную и нервную системы

    • грецкие орехи – особенно хороши при длительном умственном марафоне; они не только стимулируют умственную деятельность, но и укрепляют нервную систему

    • капуста – способствует снижению активности щитовидной железы, уровня адреналина в крови, уменьшению повышенной эмоциональности

    • морковь – каротин моркови не только способствует улучшению зрения, но стимулирует интенсивность обмена веществ в головном мозге

    • лимон – облегчает восприятие информации за счет витамина С

    • лук – стимулирует процессы кроветворения и улучшает снабжение головного мозга кислородом

    • морская капуста (ламинария) – по калорийности превосходит картофель и белые грибы, содержит набор незаменимых аминокислот, витамины А, С, Д, РР, К, витамины группы В, является богатейшим источником йода.

    Способы обработки пищи: люди могут употреблять в пищу как сырые, так и приготовленные продукты. Под воздействием высокой температуры уничтожаются или лишаются активности бактерии, вирусы и другие потенциально вредные организмы. Результаты варьируются в зависимости от температуры, времени и способа приготовления. Нагревание пищи также способствует уничтожению токсинов. Неправильный выбор способа приготовления может способствовать выработке токсичных химических веществ. Некоторые сырые продукты несъедобны для людей (растительная целлюлоза) и должны быть приготовлены, чтобы стать перевариваемыми.

    Идеальный способ приготовления должен сохранять и улучшать аромат пищи и максимально сохранять питательные вещества без добавления чрезмерного количества приправ (жира, соли, специй). Лучшие способы приготовления пищи для сохранения ее ценности – запекание в духовке и варка на пару. Не исключается и обычная варка, и жарка без добавления любого жира. Необходимо избегать, или использовать очень редко, жарку в масле. Время самой тепловой обработки должно быть ограничено, не переваривайте продукты. Все продукты, которые можно потреблять в сыром виде, старайтесь именно в таком виде и употреблять. Очень полезны натуральные соки, в которых хорошо сохраняются минеральные соли.

    Питание — один из факторов внешней среды, существенно влияющий на здоровье, работоспособность и продолжительность жизни человека. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, повышению сопротивляемости организма вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, активному долголетию.

    refdb.ru

    ГЛАВА 3. РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТА

    Поиск Лекций

    Известно, что рациональный режим дня является одним из факторов, обеспечивающих высокую работоспособность и хорошую успеваемость.

    Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

    Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких не­дель заранее продуманного и разумно составленного рас­порядка дня поможет выработать у себя дина­мический стереотип. Его физиологическая основа – формирование в коре больших полушарий определенной по­следовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

    Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Павлов подчеркивал, что его создание – длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к ра­зумно организованному распорядку дня помогают под­держивать в течение учебного года хорошую работоспо­собность.

    Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий обучения и быта. Большое влияние на организм студентов младших курсов оказывает изменение привычного образа жизни. Увеличение объема получаемой информации, непривычная в сравнении со школой форма ее подачи, необходимость самостоятельно распределять свое время и организовывать быт повышают нагрузку на психо-эмоциональную сферу. При длительном сидении понижаются обменные процессы во внутренних органах, что снижает работоспособность организма и в первую очередь коры головного мозга.

    Для сохранения высокой умственной работоспособности необходимо строгое ежедневное выполнение студентами режима: подъем и отход ко сну, прием пищи, чередование видов работ в определенной последовательности, а также ежедневный и еженедельный отдых в одно и то же время.

     

    Выходные дни лучше всего использовать для максимального отдыха на свежем воздухе.

    В режиме дня каждого студента непременно должны быть предусмотрены: ежедневная утренняя гимнастика, водная процедура (обтирание, душ), прогулка на свежем воздухе, 2-3 физкультурные паузы по 5-7 минут для активного отдыха через каждый час умственной деятельности, занятие каким-либо видом спорта, 3-4 – разовый прием пищи, активный дневной и вечерний отдых, часы для самообслуживания и спокойный сон.

    Необходимо в режиме суток предусматривать 8 часов сна. Особенно большое значение имеет сон при напряженной умственной и физической работе, в частности, во время подготовки к зачетам и экзаменам. Лучшим временем для ночного сна считается период от 22-23 часов вечера до 6-7 часов утра. Однако организм легко приспосабливается и к любым другим часам ночного отдыха, но важно, чтобы они были постоянными. Из причин, вызывающих расстройство сна, нарастаниеутомляемости, нарушение аппетита, необходимо отметить общее несоблюдение режима, малую двигательную активность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, засыпание и пробуждение в разное время.

    Учитывая вышеизложенное, следует правильно использовать установленные перерывы во время академических занятий и по возможности выходить на свежий воздух, особенно в теплое время года. В период перерыва обязательно проветривать помещения. После окончания занятий необходимо иметь перерыв полтора – два часа активного отдыха, включая и время на обед.

    В зависимости от биоритмов человека его трудоспособность различна в разное время суток. Максимальная трудоспособность в период с 10 до 12 и с 16 до 18 часов.

     

    Для обеспечения плодотворной умственной деятельности необходимо помнить не только о правильном чередовании труда и отдыха, но и о других необходимых условиях, а именно: о постепенном вхождении в работу, о ее ритмичности, соблюдении определенной последовательности и систематичности и о необходимом благоприятном отношении к данной работе.

    Самостоятельные занятия надо начинать с легких элементов (с просмотра, повторения ранее изученного материала), а через 45-60 минут, когда продуктивность достигнет высокого уровня, можно браться за наиболее сложный – новый материал, постепенно уменьшая умственную нагрузку к концу занятий. Между каждым часом работы не следует забывать о кратковременных интервалах в виде физкультминуток.

    Самым напряженным и ответственным периодом для студентов являются зачетно – экзаменационные сессии. Поэтому особенно важным является соблюдение режима и сбалансированности питания в период экзаменационной сессии, которая требует мобилизации ряда физиологических систем организма. У студентов, систематически работающих над усвоением материала, утомляемость в период экзаменационной сессии значительно ниже, а успеваемость выше, чем у не соблюдающих режим учебных занятий. В зачетно – экзаменационный период, когда освобождается время от академических занятий, следует составлять новый распорядок дня, сохраняя основные принципы равномерного распределения времени на занятия, отдых и сон. Необходимо оставлять незыблемыми уже ранее выработанные привычки – в одно и то же время спать и питаться, делать утреннюю гимнастику, физкультурные паузы во время занятий и прогулки на свежем воздухе.

    В день сдачи экзамена или зачета также нельзя нарушать режим дня и следует максимально беречь нервную энергию. Накануне экзамена нужно вовремя лечь спать.

    Утром рекомендуется проделать все привычные гимнастические процедуры, затем остаток времени до начала экзамена погулять на свежем воздухе. После сдачи экзамена или зачета необходимо отдохнуть и вовремя лечь спать.

    В период сессии необходимо обратить внимание и на питание: увеличивать в рационе долю продуктов, содержащих полноценные белки и витамины, повышающих эмоциональную стойкость организма и его трудоспособность. Недостача витаминов приводит к появлению раздражительности, нарушению сна, ухудшению памяти, плохому настроению.

    Нервные клетки очень чувствительны к недостатку пищевых веществ, необходимых для их нормальной трудоспособности. Снижение уровня глюкозы в крови, которое возникает при нерегулярных приемах пищи, тормозит деятельность коры головного мозга – возникают головные боли, резко снижается внимание и трудоспособность.

    Установлено, что студенты, соблюдающие режим, имеют достаточно свободного времени, в среднем от 2 до 4, а некоторые – более 5 часов. У этих студентов находится время на общественную работу, занятия физкультурой и спортом, художественной самодеятельностью, хобби.

    Следует также учитывать, что далеко не у всех лю­дей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психиче­ских процессов улучшается к вечеру. Появляется жела­ние заниматься. Утром же они никак не могут «раска­чаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.

    Однако с помощью волевых усилий человек в состоя­нии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной работы.


    poisk-ru.ru

    Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену

    Время суток, ч

    Элементы режима дня

    7.00-7.05

    Подъем, уборка постели

    7.05-7.15

    Утренняя гимнастика

    7.15-7.20

    Умывание

    7.20-7.45

    Завтрак

    7.45-8.00

    Ходьба пешком в институт

    8.00-13.30

    Учебные занятия

    13.30-14.30

    Прогулка на свежем воздухе

    14.30-15.00

    Послеобеденный отдых

    15.00-16.30

    Самоподготовка

    16.30-18,30

    Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3-5 раз в неделю)

    18.30-19.30

    Ужин, отдых

    19.30-21.00

    Самоподготовка

    21.00-22.50

    Прогулка, культурно-развлекательная программа

    23.00

    Отбой

    Таблица 3.2

    Примерный распорядок дня студентов, занимающихся во 2-ю смену

    Время суток, ч

    Элементы режима дня

    8.00-8.05

    Подъем, уборка постели

    8.05-8.55

    Утренняя зарядка (бег, гимнастика на свежем воздухе)

    8.55-9.00

    Умывание, закаливающие процедуры

    9.05-9.30

    Завтрак

    9.30-11.30

    Самоподготовка

    11.30-13.00

    Занятия в спортивной секции (3-5 раз в неделю)

    13.00-13.55

    Обед, прогулки на свежем воздухе

    14.00-19.00

    Учебные занятия

    19.00-20.00

    Прогулка на свежем воздухе, ужин

    20.00-21.30

    Культурно-развлекательная программа

    21.30-22.30

    Самоподготовка

    22.30-23.25

    Чтение, прогулка на свежем воздухе, подготовка ко сну

    23.30

    Отбой

    Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия лю­дей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Одна­ко его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование рабо­ты и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основ­ному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил орга­низма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

    Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядоч­ный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным за­болеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истоще­нию, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работос­пособность.

    Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значи­тельно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни. 1

    Помимо разумного распорядка дня, выделим следующие составные части рационального образа жизни студента, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, плодотворный и рацио­нальный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

    studfiles.net

    Урок 1. Правильный режим дня

    Время идет медленно, когда за
    ним следишь. Оно чувствует слежку.
    Но оно пользуется нашей рассеянностью.

    Альбер Камю

    Как правильно составить режим дня – одна из самых важных тем здорового образа жизни. Каждый человек сталкивается с необходимостью распределять свое время. Иногда, как в случае с работой, это необходимость. Иногда, например, при планировании максимально продуктивного времяпрепровождения или отдыха – это целесообразность. Правильный режим дня подразумевает рациональное использование времени сна, личной гигиены, питания, работы, отдыха, занятий спортом и физической активности. Планирование распорядка дня и следование ему делает человека дисциплинированным, развивает организованность и целенаправленность. В результате чего вырабатывается и режим жизни, в котором минимизированы затраты времени и энергии на несущественные вещи.

    В данном уроке будут даны ответы на вопросы о правильном распорядке дня, особенностях влияния биологических ритмов на активность и эффективность деятельности человека, основных подходах и методиках составления режима дня для разных людей: мужчин и женщин разных профессий, взрослых, студентов и школьников.

    Оглавление:

    Что такое режим дня?

    Режим дня – продуманный распорядок действий на день, планирование времени с целью его рационального и максимально эффективного распределения.

    Как говорилось выше, распорядок имеет большое значение для самодисциплины и организованности любого человека, а также он важен для многих других прикладных аспектов нашей жизни. К примеру, режим дня играет не последнюю роль в построении тренировочных программ, составлении диет и организации правильного питания в целом, выборе самых продуктивных часов нашей жизни для работы или творчества.

    Мейсон Карри в своей книге «Режим гения: Распорядок дня великих людей» приводит следующую аналогию режиму дня:

    «В умелых руках режим дня – точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядоченный режим – словно колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы…».

    Режим дня нужен для того, чтобы время не пользовалось нашей рассеянностью (см. эпиграф). Каждый человек сталкивался в своей деятельности со спешкой, ощущением аморфности времени, неразберихой в личных и рабочих делах. Мы не всегда можем отчетливо сказать, сколько времени мы потратили на то или иное занятие, поскольку не считаем необходимым постоянно контролировать использование своего времени. Однако именно распорядок всего дня целиком помогает наиболее разумно и эффективно распределить свое время. Кроме того, без навыка успешного планирования своего дня, человек не научится строить и более долгосрочные планы, тем более что спланировать свой дневной график полностью не так сложно, ведь:

    1. День как минимальная единица для планирования максимально удобен в силу легкой обозримости.
    2. Если какая-то попытка не удалась, можно перестроиться и изменить режим на следующий день.

    Отметим также тот факт, что употребление эпитета «правильный» по отношению к режиму дня, в некоторой мере условно. Индивидуально для каждого человека понятие правильного распорядка может быть разным и зависеть от многих факторов: работы, привычек, особенностей организма. Но, как утверждают эксперты (психологи и медики), физиологические аспекты функционирования основных жизненных систем людей идентичны. На основе этого возможно составить универсальный, содержащий общие рекомендации режим, который в той или иной мере подойдет каждому. Опираясь на предложенные рекомендации с учетом своих индивидуальных потребностей, можно выработать распорядок суток, который оптимально подойдет именно вам.

    Биологические ритмы и распорядок дня

    Без учета суточных биологических ритмов организма человеку вряд ли удастся составить организованный и эффективный режим дня. Эксперименты показывают, что если человек, привыкший обычно просыпаться в 7 утра, один день будет спать до 4 дня, то после пробуждения он будет чувствовать усталость, разбитость, замедление темпов активности. Такое состояние возникает в результате игнорирования особенностей биологических ритмов, биологических часов и циркадных ритмов.

    Биологические ритмы (биоритмы) – периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах, от которых зависит их функциональность.

    Биоритмы бывают внутренними (эндогенными), зависящими от биологических часов организма, и внешними (экзогенными), которые проявляются в синхронизации внутренних циклов (смена сна и бодрствования) с внешними раздражителями (смена дня и ночи). В плане составления режима дня нас больше всего интересуют циркадные ритмы – циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи, период которых приблизительно равен 24 часам.

    Многие исследователи до недавнего времени относили изучение биоритмов к неакадемическому направлению физиологии, но благодаря последним исследованиям ситуация несколько изменилась. Так, в человеческом мозге обнаружили крошечный кластер в гипоталамусе размером, примерно, 20000 нейронов, который контролирует многие циркадные ритмы организма. Известный как супрахиазматическое ядро (SCN), этот центр выполняет работу внутреннего кардиостимулятора тела и влияет на биоритмы человека.

    Совы и жаворонки

    Психологи часто обращаются к известному разделению людей в зависимости от периода их активности на «сов» и «жаворонков». Первым тяжело вставать рано утром, а пик их активности приходится на вечерние и ночные часы. Вторые, наоборот, утром деятельны, а к вечеру быстро теряют запасы энергии. Интересно, что во многих странах Африки практически нет «сов», связано это с тем, что многие поселки и города не электрифицированы, а значит, когда солнце садится, местная жизнь замирает. Помимо «сов» и «жаворонков» существует также переходный вариант – это так называемые «голуби», которые объединяют черты обеих категорий: такие люди могут просыпаться и одинаково активно и эффективно заниматься делами в разное время суток. Кроме того, различают еще два типа людей: малоспящие и «сони». Малоспящие активны и рано утром, и поздно вечером, а для восстановления сил им требуется всего 3-4 часа сна (к таким людям относился, например, известный изобретатель Т. Эдисон). «Сони», напротив, неактивны, чувствуют усталость и утомление в любое время суток.

    Предложенная классификация довольно условна, поскольку, как утверждают психотерапевты, нормальный здоровый человек при желании постепенно может изменить свой тип бодрствования без вреда для организма. Главное – наличие силы воли и правильно выбранной стратегии.

    К примеру, многим политикам, бизнесменам, спортсменам, которые много путешествуют по всему миру, часто приходится перестраивать свои циркадные ритмы в соответствии с разницей во времени между городами, чтобы не терять эффективности в работе при смене часовых поясов. На практике даже выработаны специальные рекомендации, которые помогут максимально безболезненно перестроить свой режим после смены часового пояса. Для этого вам следует:

    • спланировать первые дни приезда так, чтобы, по возможности, психологическая и физическая нагрузки были минимальными;
    • употреблять за два дня до полета только легкую пищу, исключить алкогольные напитки, а также непривычные для вас блюда, и по возможности воздержаться от курения;
    • учесть, что с востока на запад лучше лететь утренним или дневным рейсом, а с запада на восток — вечерним;
    • за 3-5 дней до вылета постепенно перестроить свой режим в соответствии с часовым поясом того места, куда вы собираетесь лететь;
    • если предстоит полет на запад, старайтесь ложиться спать и вставать попозже. При путешествии в восточном направлении засыпать нужно раньше, а просыпаться рано утром.

    Часто людям даже не приходится подключать свою силу воли для изменения режима активности, поскольку организм человека способен самостоятельно адаптироваться к меняющимся внешним условиям. К примеру, обычные школьники, как правило, ходят на занятия к 8.30 в течение долгого периода обучения. С годами организм школьника привыкает следовать заданному циркадному ритму, то есть активно работать в первой половине дня. Однако если после окончания школы выпускник поступает в университет на вечернее отделение, где занятия проходят во вторую смену, организму приходится подстраиваться под новое расписание. Со временем биологические часы студента естественным образом адаптируются к новой системе без особых усилий с его стороны.

    Знание закономерностей работы биологических часов поможет правильно спланировать день. Ниже приведен пример таблицы периодов активности разных систем среднестатистического человека по часам:

    04:00. Начало циркадного ритма. В это время организм выделяет в кровь стрессовый гормон кортизон, который запускает механизмы основных функций и отвечает за нашу активность. Именно этот гормон помогает проснуться людям, которые предпочитают вставать рано.

    05:00-06:00. Пробуждение организма. В этот период ускоряется обмен веществ, повышается уровень аминокислот и сахара, которые не позволяют человеку крепко спать под утро.

    07:00-09:00. Идеальное время для легкой физической нагрузки, когда можно быстро привести расслабленный после сна организм в тонус. В это время хорошо работает пищеварительная система: усвоение полезных веществ происходит быстрее, что помогает эффективно перерабатывать пищу и преобразовывать ее в энергию.

    09:00-10:00. Период, когда осваивается энергия, полученная от приема пищи. В течение этого времени человек способен хорошо справляться с заданиями на внимание и сообразительность, а также успешно использовать кратковременную память.

    10:00-12:00. Первый пик работоспособности, период максимальной умственной активности. В это время человек хорошо справляется с задачами, требующими повышенной концентрации.

    12:00-14:00. Время ухудшения работоспособности, когда необходимо дать отдых уставшему мозгу. Этот период подходит для перерыва на обед, поскольку работа пищеварительного тракта ускоряется, кровь отходит к желудку, умственная активность организма снижается.

    14:00-16:00. Это время лучше посвятить спокойному перевариванию съеденного, так как организм пребывает в состоянии легкой усталости после обеда.

    16:00-18:00. Второй пик активности и работоспособности. Организм получил энергию от пищи, все системы вновь работают в полном режиме.

    18:00-20:00. Лучшее время для ужина, полученную еду организм успеет переварить до утра. После приема пищи можно прогуляться или спустя час заняться физическими упражнениями, отправиться на тренировку.

    20:00-21:00. Это время подходит для занятий спортом, посещения секций, общения.

    21:00-22:00. Период, когда возрастает способность мозга к запоминанию. В это время есть не рекомендуется.

    22:00. Начало фазы сна. В организме запускаются восстановительные процессы, выделяются гормоны молодости. Тело переходит в состояние отдыха.

    23:00-01:00. В это время процесс обмена веществ максимально замедляется, снижается температура тела и частота пульса. Наступает фаза глубокого сна, когда наш организм лучше всего отдыхает.

    02:00-03:00. Период, когда все химические реакции замедлены, гормоны практически не вырабатываются. Отсутствие сна в это время может привести к ухудшению состояния и настроения в течение всего дня.

    Примечание: в холодное время года происходит незначительное смещение описанных процессов физиологической активности во времени вперед.

    Составляющие режима дня

    Мы уже говорили, что предложить универсальный распорядок дня, который бы подошел каждому невозможно. При составлении расписания учитываются многие личные факторы, но существуют и пункты которым обязательно должны следовать все. Это необходимые условия для всех, кто хочет вести здоровый образ жизни и быть здоровым.

    Сон. Реалии современного мира таковы, что многие люди либо отводят сну недостаточное количество времени, либо регулярно спят больше, чем это требуется для организма. В обоих случаях это негативно влияет на физическое состояние человека и на его деятельность. Четкий режим дня и правильно отведенное время на сон позволяют всем системам жизнеобеспечения человека восстановиться и отдохнуть, а также помогают избежать расстройств сна и нервной системы.

    Итак, идеальным временем для сна считается период с 23.00 до 7.00 утра. В среднем взрослый человек должен спать около 7-8 часов в сутки, хотя известно множество случаев, когда люди спали гораздо меньше (3-6 часов в сутки), но чувствовали себя прекрасно и эффективно выполняли свою работу. Среди знаменитых успешных малоспящих людей стоит отметить Юлия Цезаря, Леонардо да Винчи, Бенджамина Франклина, Наполеона Бонапарта, Томаса Джефферсона, Сальвадора Дали, Николу Тесла, Томаса Эдисона, Уинстона Черчилля и Маргарет Тетчер. Однако не стоит прибегать к крайним случаям и пренебрегать здоровым сном вовсе. В ходе клинических экспериментов наблюдались единичные случаи, когда люди не спали больше 250 часов подряд. К концу этого отрезка времени врачи отмечали у пациентов расстройство внимания, невозможность фокусировки зрения на предмете дольше 20 секунд, нарушение психомоторики. Большого вреда здоровью такие эксперименты не приносили, но выбивали организм человека из привычного состояния на несколько дней.

    Для многих людей, желающих выровнять свой график и научиться ложиться пораньше, актуальным является вопрос «как уснуть» в запланированное время. Вот некоторые рекомендации:

    • Вместо просмотра по телевизору детективных сериалов или серфинга в Интернете перед сном лучше почитать книгу;
    • За несколько часов до сна стоит позаниматься физическими упражнениями, бегом, просто пройтись;
    • Не следует есть тяжелую пищу на ночь;
    • Перед сном полезно проветривать помещение;
    • Таким образом составить свой распорядок дня, чтобы во время отхода ко сну организм чувствовал усталость.
    • Даже если долго не получается уснуть вечером, с утра все равно нужно встать в запланированное время. Вы не выспитесь один день, но уже в следующую ночь сможете заснуть раньше.

    Приемы пищи. Каждому известна фраза «чтобы жить, нужно питаться», однако питаться нужно правильно. Детально о правильном питании и всем, что с ним связано, мы поговорим в следующем уроке, здесь отметим лишь несколько важных нюансов. Еда – топливо для организма. С ней мы получаем не только энергию на день, которая расходуется на умственную и физическую деятельность, но и обеспечиваем организм нужными витаминами и микроэлементами. Именно поэтому важно питаться регулярно и полноценно, необходимость применения диеты обязательно должна быть согласована со специалистом, который поможет составить оптимальное меню с учетом физиологических потребностей организма.

    Отдых. Восстановление сил и работоспособности организма происходит не только во время сна, но и в период активности организма. Во время работы человеку также нужен отдых, поскольку постоянно поддерживать трудоспособность на высоком уровне невозможно. Не тратьте свой обеденный перерыв на выполнение работы, лучше отдохните, и скоро вы сможете взяться за дело с новыми силами и работать более продуктивно и эффективно.

    После работы также важно отдохнуть. Если весь день вы работаете за компьютером, по возвращении домой проведите вечер без него. Уделите время чтению, общению с родными и близкими, самообразованию.

    Работа. Каждому из нас приходится работать: школьникам – ходить на занятия и делать уроки, студентам – посещать лекции и семинары, готовиться к экзаменам, взрослым – строить карьеру и зарабатывать на жизнь. Умение спланировать свое рабочее время является важной частью режима дня в целом. Методики самоменеджмента, управления временем, а также рекомендации для повышения личной эффективности на работе и вне ее вы сможете найти в статьях специальной рубрики нашего блога «Time-management и эффективность».

    Физические нагрузки. Это рекомендованная составляющая дня для всех, кто заботится о своем здоровье. Задуматься о тренировках нужно в первую очередь тем, чья работа ограничивает двигательную активность организма на протяжении всего дня. Даже если у вас нет возможности записаться в тренажерный зал или ходить в бассейн, можно заниматься дома или на площадках во дворах и школах. При наличии медицинских противопоказаний вместо занятий спортом можно практиковать легкие прогулки на свежем воздухе после еды. Подробно о роли физической активности в здоровом образе жизни читайте в этом уроке.

    Психическое равновесие. Как говориться «в здоровом теле здоровый дух», но верно и обратное. Если человек спокоен и удовлетворен жизнью, получает удовольствие от работы – значит и соблюдать режим дня ему проще. Чтобы разобраться в себе, мы сделали специальный курс «Самопознание», который позволит разобраться в себе, понять свои сильные и слабые стороны:

    Подробнее Купить сейчас

    Как спланировать свой режим дня?

    Так выглядело расписание дня Б. Франклина, размещенное им в своей «Автобиографии»:

    (изображение сделано на основе фрагмента книги М. Карри)

    Ниже приведены некоторые рекомендации по составлению вашего режима дня.

    Как составить режим дня взрослого

    1. Расписание старайтесь не только продумывать, но и записывать. Пользуйтесь специальными программами, ежедневником или просто запишите его на лист бумаги. Письменно составленный режим дня будет не только напоминать о делах, но и служить молчаливым укором, если что-либо из запланированного не будет выполнено.

    2. Важно, чтобы сначала в режим было включено только то, что вы действительно делаете на протяжении дня. Проще говоря, в расписание стоит вносить пункты, которые вы выполните наверняка, например, встанете в 7, чтобы собраться, позавтракать и с учетом дороги к 9 быть на работе. Если же вы только хотите сходить в тренажерный зал после работы, но еще ни разу не делали этого – не стоит такой пункт вносить в план дня. Позже, когда идею удастся реализовать, режим можно будет скорректировать. Помните, что приучить себя к следованию распорядку, а, следовательно, и самодисциплине, можно только выполняя реальные пункты расписания.

    3. В разных составляющих своего режима (в первую очередь это касается работы) ранжируйте задачи. Ставьте выполнение сложных заданий вначале и в таком же порядке выполняйте.

    4. Старайтесь учитывать физиологические потребности вашего организма, о которых говорилось выше. Соблюдайте личную гигиену, не засиживайтесь допоздна, принимайте пищу в одно и то же время.

    5. Важно также, чтобы несколько дней после принятия решения о начале составления режима вы начали отмечать промежутки времени, затрачиваемые на те или иные действия. Выведите среднестатистический показатель того, сколько времени у вас занимает завтрак, дорога на работу, ответ на письма электронной почты, общение с коллегами и прочее. На основе полученных данных и нужно составить первый режим дня. Употребление характеристики «первый» не случайно – в будущем, скорее всего, вы будете неоднократно корректировать свой режим и важно научиться во время этого процесса опираться на конкретные временные рамки, а не на субъективные ощущения затрачиваемого времени.

    6. Очевидно, что режим дня составляется в соответствии с занятостью на работе, которая более-менее определена. Тем не менее, важно планировать не только рабочее время, но и отдых, время на домашние заботы и прочие дела. Это порой трудно сделать, но со временем вы научитесь.

    Как составить режим дня школьника (подростка)?

    1. Первое с чего стоит начать – проведение «полевого этапа». Некоторое время нужно потратить на наблюдение: сколько времени занимает дорога в школу, на секцию, подготовка домашнего занятия и т. д. Если школьник составляет свой режим самостоятельно, полученные данные нужно согласовать с родителями, которые помогут учесть особенности возраста и отвести достаточное время на отдых.

    2. Школьное образование построено с учетом педагогических, психологических методик, нюансов возраста. Количество уроков, факультативов даются в таком объеме, чтоб не перегружать школьника. Но время отдыха нужно спланировать отдельно. Рекомендуется отдыхать не меньше чем 1,5 часа после окончания занятий и еще 1,5 часа после завершения домашнего задания. Часть этого времени желательно проводить на свежем воздухе.

    3. Недопустимо большую часть свободного времени проводить за просмотром телевизора или компьютерными играми. Эта проблема решается записью в секции и кружки, выполнением отведенных родителями обязанностей по дому и прочими более полезными делами.

    4. Выполнение ребенком распорядка дня первое время важно мотивировать. Здесь все зависит от родителей.

    5. Для учащихся начальной школы нужно обязательно отвести время для дневного сна. Старшеклассникам можно ложиться спать немного позже, как и самостоятельно вносить коррективы в свой распорядок в соответствии с занятостью. Для подготовки письменных домашних заданий лучше всего подходит отрезок между 16.00 и 18.00. Читать книги и учебники лучше вечером.

    6. Ниже приведен один из вариантов почасового режима дня школьника 3 класса, одобренный педиатрами:

    • 7:00. Подъем.
    • 7:00-7:30. Зарядка, умывание.
    • 7:30-7:45. Завтрак.
    • 8:30-13:05. Занятия в школе.
    • 13:30-14:00. Обед.
    • 14:00-15:45. Подвижные игры, прогулки, времяпровождение на свежем воздухе.
    • 15:45-16:00. Полдник.
    • 16:00-18:00. Самоподготовка, домашнее задание.
    • 18:00-19:00. Свободное время, отдых.
    • 19:00-19:30. Ужин.
    • 19:30-20:00. Свободное время, работа по дому.
    • 20:00-20:30. Вечерняя прогулка.
    • 20:30-21:00. Подготовка ко сну.
    • 21:00. Сон.

    Как cоставить режим дня студента?

    1. Начните со сбора и анализа информации о затрачиваемом времени. Если режим дня составлялся еще вовремя учебы в школе, то кардинально в распорядке студента дневного отделения ничего не изменится.

    2. По сравнению со школьниками, у студентов зачастую возрастают объемы получаемой информации и время для самоподготовки. Стоит учесть при этом, что умственная деятельность должна чередоваться с физической и времяпровождением на свежем воздухе – для сохранения здоровья эти пункты не стоит исключать из расписания.

    3. Деятельность студента связана с постоянным напряжением умственных сил, и чтобы использовать их плодотворно, нужно помнить не только о чередовании труда и отдыха, но и о некоторых других особенностях. В работу нужно входить постепенно, сначала повторяя уже известный материал и лишь потом принимаясь за изучение нового.

    4. Режим дня на время сессии нужно составлять отдельно. Подготовку следует начинать в те же временные отрезки, что и происходят пары на протяжении семестра – мозг уже привык к активности в такое время. Особое внимание стоит уделить питанию и отдыху.

    5. Правильно составленный и продуманный режим дня, как бы его ни было трудно придерживаться первое время, скоро приведет к выработке динамического стереотипа, что сделает следование распорядку более легким.

    6. Опросы и наблюдения показывают, что у тех студентов, кто составляет режим дня, остается до 5 часов свободного времени на личные интересы. Следование распорядку позволит сохранить в деятельности здоровый баланс: не тратить всё время на «зубрежку» с одной стороны, но и не гулять, постоянно отсыпаясь на парах – с другой.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    Сергей Крутько

    4brain.ru

    Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену

    Время суток, ч

    Элементы режима дня

    7.00-7.05

    Подъем, уборка постели

    7.05-7.15

    Утренняя гимнастика

    7.15-7.20

    Умывание

    7.20-7.45

    Завтрак

    7.45-8.00

    Ходьба пешком в институт

    8.00-13.30

    Учебные занятия

    13.30-14.30

    Прогулка на свежем воздухе

    14.30-15.00

    Послеобеденный отдых

    15.00-16.30

    Самоподготовка

    16.30-18,30

    Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3-5 раз в неделю)

    18.30-19.30

    Ужин, отдых

    19.30-21.00

    Самоподготовка

    21.00-22.50

    Прогулка, культурно-развлекательная программа

    23.00

    Отбой

    Таблица 3.2

    Примерный распорядок дня студентов, занимающихся во 2-ю смену

    Время суток, ч

    Элементы режима дня

    8.00-8.05

    Подъем, уборка постели

    8.05-8.55

    Утренняя зарядка (бег, гимнастика на свежем воздухе)

    8.55-9.00

    Умывание, закаливающие процедуры

    9.05-9.30

    Завтрак

    9.30-11.30

    Самоподготовка

    11.30-13.00

    Занятия в спортивной секции (3-5 раз в неделю)

    13.00-13.55

    Обед, прогулки на свежем воздухе

    14.00-19.00

    Учебные занятия

    19.00-20.00

    Прогулка на свежем воздухе, ужин

    20.00-21.30

    Культурно-развлекательная программа

    21.30-22.30

    Самоподготовка

    22.30-23.25

    Чтение, прогулка на свежем воздухе, подготовка ко сну

    23.30

    Отбой

    Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия лю­дей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Одна­ко его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование рабо­ты и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основ­ному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил орга­низма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

    Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядоч­ный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным за­болеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истоще­нию, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работос­пособность.

    Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значи­тельно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни. 1

    Помимо разумного распорядка дня, выделим следующие составные части рационального образа жизни студента, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, плодотворный и рацио­нальный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

    studfiles.net

    Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену

    Время суток, ч

    Элементы режима дня

    7.00-7.05

    Подъем, уборка постели

    7.05-7.15

    Утренняя гимнастика

    7.15-7.20

    Умывание

    7.20-7.45

    Завтрак

    7.45-8.00

    Ходьба пешком в институт

    8.00-13.30

    Учебные занятия

    13.30-14.30

    Прогулка на свежем воздухе

    14.30-15.00

    Послеобеденный отдых

    15.00-16.30

    Самоподготовка

    16.30-18,30

    Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3-5 раз в неделю)

    18.30-19.30

    Ужин, отдых

    19.30-21.00

    Самоподготовка

    21.00-22.50

    Прогулка, культурно-развлекательная программа

    23.00

    Отбой

    Таблица 3.2

    Примерный распорядок дня студентов, занимающихся во 2-ю смену

    Время суток, ч

    Элементы режима дня

    8.00-8.05

    Подъем, уборка постели

    8.05-8.55

    Утренняя зарядка (бег, гимнастика на свежем воздухе)

    8.55-9.00

    Умывание, закаливающие процедуры

    9.05-9.30

    Завтрак

    9.30-11.30

    Самоподготовка

    11.30-13.00

    Занятия в спортивной секции (3-5 раз в неделю)

    13.00-13.55

    Обед, прогулки на свежем воздухе

    14.00-19.00

    Учебные занятия

    19.00-20.00

    Прогулка на свежем воздухе, ужин

    20.00-21.30

    Культурно-развлекательная программа

    21.30-22.30

    Самоподготовка

    22.30-23.25

    Чтение, прогулка на свежем воздухе, подготовка ко сну

    23.30

    Отбой

    Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия лю­дей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Одна­ко его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование рабо­ты и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основ­ному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил орга­низма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

    Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядоч­ный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным за­болеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истоще­нию, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работос­пособность.

    Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значи­тельно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни. 1

    Помимо разумного распорядка дня, выделим следующие составные части рационального образа жизни студента, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, плодотворный и рацио­нальный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

    studfiles.net

    Хронометраж студента

    Для примера возьмем абстрактного студента живущего в общежитии и обучающегося точным наукам. Этот студент обязан посещать лекции и практику иначе его отчислят за не посещение, также должен следить за домашними заданиями иначе отчислят за неуспеваемость, также имеет обязательства по дежурству в общаге.


    Цели:

    • Получить образование ( не быть отчисленным за непосещение и неуспеваемость, сдавать экзамены  )
    • Найти работу

     


     

    Типовые действия про группам (в скобках указан предлагаемый вес, для каждого вес отличается в силу индивидуальной важности дел, проще говоря каждому свое)
    Группа развлечения

    • Игры на компьютере (0)
    • Просмотр фильмов (0)
    • Телевизор (-1)
    • Распитие спиртных напитков (0)
    • Дискотеки и клубы (0)
    • Спортивные игры (1)

    Обучение

    • Переписывание конспектов (2)
    • Посещение лекций (2)
    • Написание шпаргалок (4)
    • Решение домашних заданий (4)
    • Списывание домашних заданий (4)
    • Посещение практики (4)

    Благоустройство

    • Уборка в комнате (2)
    • Стирка одежды (3)
    • Дежурство (4)

    Общение

    • Разговор по телефону (0)
    • ICQ & Skype & SMS (-1)
    • Социальные сети (-2)
    • Личные встречи (1)

    Работа

    • Поиск работы в газетах (1)
    • Поиск работы в интернете (2)
    • Рассылка резюме, обзвон (3)
    • Подготовка к собеседованию (4)

    В скобках у дел указаны веса исходя из личного опыта. Например, общаясь по ICQ либо в соц.сетях человек тратит много времени но не узнает то что действительно нужно и важно либо делает это очень медленно. Со временем Вы сможете выделить для себя приоритетные дела, и расставить приоритеты для всех своих дел.
    Например, студенту надо узнать смысл лекции, которую он пропустил. Он потратит:

    • 5 минут разговора с приятелем при личной встрече и приятель бегло показывая по конспекту объясняет что было на лекции. При этом приятель акцентирует внимание либо словами, либо жестами, либо интонацией на потенциально важных вещах и это поможет запомнить важное быстрее.
    • 10 минут разговора по телефону с приятелем. Приятель бегло показывая объясняет что было на лекции, но студент лишен возможности визуально наблюдать за объяснениями, мимикой либо конспектом. При этом приятель акцентирует внимание либо словами, либо жестами, либо интонацией на потенциально важных вещах и это поможет запомнить важное быстрее.
    • 30 минут, чтоб получить более менее внятное представление о том же материале... причем 30 минут если отвлекаться студент при этом не будет, и ни что не будет его отвлекать...
    • 60 минут, чтоб получить более менее внятное представление о том же материале... при этом даже не желая того студент будет отвлекаться на рекламу, всплывающие подсказки сообщения и т.п...

    Уже даже на этом примере видно что ICQ и соц.сети можно отнести к хронофагам (пожирателям времени). Это не значит что они не нужны и их надо бояться, это означает что к ним надо относиться с большой осторожностью.
    Теперь давайте посмотрим на его хронометраж и что происходило в процессе его ведения.

    Первый день ведения хронометража

    Список дел, собственно сам хронометраж

    Что происходило по порядку:

    • Утром студент встал, прибрался в комнате собрал вещи подготовился к учебе (разбивать это действие не стал поскольку действие одного типа и нет смысла делить на несколько, смысл в том что благоустроил себя и окружение по быстрому)
    • Далее поскольку было еще время, студент открыл "одноклассники" смотрел фотки, отвечал друзьям... в общем общался...
    • Далее пошел на учебу и просидел на 2-х парах лекций и на паре практики, в перерывах о чем-то говорили с друзьями
    • Далее с друзьями пошел играть в футбол и играли примерно час
    • Потом пришел домой и решил отдохнуть, и пообщаться с друзьями в "однокласниках"
    • Ближе к вечеру студент понял, что надо подготовиться к завтрашней практике и прорешать домашнее задание, бегло пробежался по заданиям и что-то сделал, а что-то не вышло... забил...
    • Далее в ICQ поспрашивал что и как у друзей... списал только ответ, разбираться не стал.
    • Потом он немного прибрался по дому, постирал носки погладил рубашку и т.п.
    • Далее по телевизору начался сериал...
    • Потом еще что-то посмотрел по телевизору, просто переключая каналы
    • Далее посмотрел фильм который давно хотел
    • Все день закончился, надо ложиться спать поскольку рано вставать придется.

    Что в итоге получилось в течении дня

    Графическое представление действий студента в течении дня

    Если смотреть по типам действий то графики были еще более интересными


    Графики наглядно показали что основным своим целям студент уделяет не достаточно много внимания. Первой цели "Образование" уделяется менее третей части от всего времени, второй цели "Работа" вообще не было уделено внимания в этот день.
    Примерно неделю картина была прежней и график за неделю практически не отличался от графика за этот день, пару тройку раз только студент мельком глянул объявления по работе. Через неделю студент решил подумать почему у него появляются задолжности по учебе и работу которую он хотел никак не найдет. Осознав, что если так будет дальше продолжаться, с учебы будет отчислен и работы он так и не найдет, студент начал искать варианты и возможности исправления ситуации.
    Проанализировав графики, студент принял волевое решение, ограничить общение и развлечения в пользу подготовки к грядущим экзаменам и поиск работы.
    Студент решил увеличить обязательное время изучению дисциплин необходимых для сдачи экзамена с 30 минут до 2х часов, а поиск работы до 30 минут ежедневно. При этом в выделенные промежутки времени он ни чем другим не занимался, только выбранным делом.

    В итоге примерный график и распорядок дня получился у студента таким

    В результате итог за день

    График по типу действий


    Вот так проанализировав график и построив немного иначе студент поправил свои дела. Через неделю нашел работу, а через две недели сдал успешно коллоквиум (промежуточный экзамен).

    Пример приведен из реальной жизни, но слегка упрощен. На оценку ситуации у студента ушло примерно 2 недели, на перестройку и подстройку под новое расписание ушла неделя, видимый рост начался через 2 недели.

    Очень важно! Важно чтоб Вы понимали, что важен рост не суточного графика, а интервального! Вы можете в какой-то отдельный день (дни) не смочь делать то что нужно, но, например в течении недели компенсировать простой.

    Графики наглядно показали что основным своим целям студент уделяет не достаточно много внимания. Первой цели

    tger.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *